Конспект урока на тему род имен существительных. Работа на доске. И запомню род мужской

Тип урока: объяснение нового материала.

Цели:

  • Повторить известный учащимся из курса начальной школы материал о роде имён существительных; в ходе анализа языкового материала выявить основные способы определения рода существительных; научиться правильно определять род существительных; проверить умение относить существительные к роду, познакомиться с существительными, имеющими нетипичные окончания; повторить орфограмму "Мягкий знак после шипящего на конце существительного"; проверить умение определять род существительных с мягким знаком на конце.
  • Воспитывать интерес к урокам русского языка, языковое чутьё, усидчивость.
  • Способствовать развитию у учащихся речи, логики мышления, творческих способностей, памяти, внимания.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, диск с презентацией, доска, карточки, тесты, учебники, тетради.

Типы электронных ресурсов:

  • Презентация (Приложение 1)
  • Виртуальные уроки (материалы с сайта http://school-collection.edu.ru)
  • ЦОРы: интерактивные таблицы и задания (материалы с сайта http://school-collection.edu.ru)
  • Тестовые интерактивные задания, созданные в программе «HotPotatoes»

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Разминка. Проверка домашнего задания.

Слово учителя:

– Ребята, начнём наш урок с интеллектуальной разминки и проверки домашнего задания.

– О каких существительных мы с вами говорили на прошлом уроке?

Задания (выполняются параллельно):

1) Написать на доске 3 собственных и 3 нарицательных существительных и дать определение этим существительным (1 чел.)

2) Проверка дом. задания: напишите на доске свою фамилию и объясните её происхождение (2 чел.)

3) Задание для всех: продолжите одно из предложений, данных на слайде, запишите в тетради, составьте схему.

Проверка заданий.

– Определите род имени существительного «туристы». Как вы это сделали? Оказывается, это сделать непросто!

III. Слово учителя о теме и целях урока.

– Запишите в тетрадях тему урока: «Род имён существительных».

Наши цели:

  1. Повторить известный материал о роде существительных.
  2. Выявить основные способы определения рода существительных.
  3. Научиться правильно определять род существительных.

Слайды №3, 4

IV. Виртуальный урок. Часть 1.

– Давайте посмотрим, какие проблемы встают при определении рода существительных, и помогут нам виртуальные ученики. (См. Приложение 2)

Рисунок 1.

Рисунок 2.

Вопросы после просмотра:

– Как же определить род существительных?

– Что нам поможет?

Вывод: грамматический показатель рода – окончание.

V. Работа с интерактивной таблицей. ЦОР (Слайд №6).

Рассмотрим таблицу.

– Существительные с какими окончаниями относятся к мужскому, женскому, среднему роду? Назовите исключения. С нижней частью таблицы мы познакомимся позже.

– Запишите окончания существительных мужского, среднего и женского рода в тетрадь (учитель пишет на доске, ученики в тетради). (См. Приложение 3 )

Рисунок 3.

VI. Интерактивное задание. ЦОР (Слайд №7).

– Определите род имён существительных, распределите слова под лучики. Один ученик работает у компьютера, а остальные записывают слова в тетради в 3 столбика, выделяя окончания. (См. Приложение 4 )

Рисунок 4.

VII. Словарный диктант (на доске и в тетрадях).

Задание: запишите слова под диктовку, определите род имен существительных.

Бандероль, вестибюль, рояль, шампунь, бюллетень и др.

Устно желающие ученики помогают объяснить лексическое значение слов и определить род, все записывают слова в тетрадь.

VIII. Физкультминутка. (Слайд №8)

Рисунок 5.

IX. Работа с тестовым заданием «HotPotatoes» . (См. Приложение 5 )

– Я приготовила для вас ещё 3 трудных слова, определите их род. Определите их лексическое значение. Один ученик работает у доски, остальные записывают в тетради (тюль, вуаль, мозоль).

Определить род слова «мозоль» вам поможет стихотворение:

На Гошкиной ладошке
Проклюнулась мозоль –
Чуть больше хлебной крошки,
Чуть меньше, чем фасоль.
Разволновалась мама:
– К директору пойду!
Пусть завтра же отменят
Уроки по труду.
А между тем у Гошки
Мозоль была от ложки.

Какие слова подсказали род?

Рисунок 6.

X. Работа над упражнением из учебника (упр. 501).

Мы умеем определять род трудных существительных, давайте проверим, как мы умеем использовать их в речи. (Выполнение задания упражнения на доске по цепочке – по одному – и в тетрадях).

– С какой трудностью столкнулись при написании слова «молодёжь»?

– Давайте посмотрим виртуальный урок о том, когда нужно и не нужно ставить Ь на конце существительных.

XI. Виртуальный урок. 3 часть. (Мягкий знак после шипящих на конце существительных).

Вопросы во время просмотра:

– Как звучит правило?

– Что означает и как пишется слово «туш_»?

Рисунок 7.

Рисунок 8.

XII. Работа с тестовым заданием «HotPotatoes» . (См. Приложение 7 )

– Дополним правило, выполнив задание:

Найдите соответствие рода (один ученик у компьютера, все остальные записывают в тетради в 2 столбика – м.р. и ж.р.).

Рисунок 9.

Вопросы после задания:

– Всегда ли на конце существительных ж. р. пишется мягкий знак?

Вывод: Только в сущ. 3 склонения, ед. числа.

XIII. Опрос.

– Расскажите, когда на конце существительных после шипящих пишется и не пишется Ь.

XIV. Самостоятельная работа. Проверка в парах. (Слайд №10).

Давайте теперь проверим ваши знания и умение определять род существительных.

Задание: Расселите существительные по домикам, запишите в тетради в 3 столбика – м.р., ср.р., ж. р.

Рисунок 10.

Взаимопроверка:

– Обменяйтесь в парах тетрадями, проверьте, отмечая карандашом правильные и неправильные ответы, поставьте оценку.

– У кого пятёрки, поднимите руку.

XV. Подготовка к домашнему заданию. Работа с фотографией. (Слайд №10).

Задание: Запишите 5-6 существительных, м., ж., и ср. рода, называющие предметы, изображённые на фотографии.

XVI. Подведение итогов.

– А теперь давайте подведём итоги.

Это мы должны были сделать. Слайды №12, 13.

– А что смогли сделать? (Учащиеся называют, учитель открывает в презентации).

– Продолжите мысль:

  • Род – это…
  • Определить род имени существительного можно…
  • После шипящих на конце существительных Ь пишется…
  • Можно ли сказать, что существительное изменяется по родам?

XVII. Рефлексия. (Слайд №14).

– Давайте выразим своё отношение к прошедшему уроку. На полях тетради нарисуйте смайлик:

  • урок полезный, понравился;
  • урок скучный.

XVIII. Дифференцированное домашнее задание. (Слайды №15).

Для всех:

– Составьте текст из 5-6 предложений, используя существительные женского, мужского и среднего рода, которые вы записали, описывая фотографию.

Для желающих на «5» (дополнительно):

– Подберите и запишите не менее 5 существительных, род которых сложно определить, проверьте их род по словарю, составьте с ними предложения.

XIX. Оценки за урок.

Римма Яушева
Урок русского языка в третьем классе «Род имен существительных»

ТЕМА : Род имен существительных .

ЦЕЛЬ : Создать условия для знакомства учащихся с родом имен

существительных .

ЗАДАЧИ : 1. Создать условия для формирования умения у учащихся

различать .

2. Создать условия для развития у учащихся умения образовывать

из слов словосочетания, различать члены предложения.

3. Создать условия для активизации у учащихся познавательной

деятельности на уроке .

4. Создать условия для совершенствования у учащихся умения

работать в группе, определять цели урока , давать самооценку и

взаимооценку деятельности других товарищей.

ОБОРУДОВАНИЕ : Страна трех княжеств, планшеты со словарными словами,

планшет со словом «кенгуру» , наглядный материал к игре

«Построй цветок» , рожицы с настроением.

Ход урока.

I. Мотивация урока .

Ребята вы любите сказки? Сегодня у нас необычный урок – урок сказка .

Все глазки на меня. Начинаю сказку : «За тридевять земель, в тридесятом

царстве - государстве правила часть речи, а какая забыла. Знаю лишь, что

жили в нем слова : остров, календарь, погода, профессия, расстояние,

II. Словарная работа.

Какие это слова? (словарные) . Давайте запишем их с комментированием.

разделите тетрадь на 3 части. Пропустите одну строчку. Записываем слова в

столбики :

остров погода расстояние

календарь профессия счастье

Работа в группах.

Какой частью речи они являются? Обсудите в группе. Приготовьтесь

доказывать.

Так какой частью речи являются эти слова? Доказывайте. Молодцы!

Спасибо за помощь! Продолжаю сказку : «За высокими горами, за широкими морями правила своим государством Имя существительное . Жили в нем слова, которые царица расселила в 3 княжества. А вот как они называются, определите сами, прочитав тему урока .

III. Определение темы, цели урока .

Какова тема урока ? (Учащиеся читают на доске : «Род имен

существительных »).

Что из прочитанного вам уже знакомо? (Что такое «имя существительное » ).

Что вы хотели бы узнать? (Что такое «род» ).

На данный вопрос дома вы должны были найти ответ из толкового

Проверка домашнего задания.

значение данного слова).

Какое это слово? (многозначное) .

О каком роде пойдет речь на уроке ? (о роде, как грамматической категории,

который обозначает отнесенность к мужскому или женскому полу).

Так как называются княжества, в которые Имя существительное расселила

свои слова? (м. р., ж. р., ср. р.)

Запишите на пропущенной строчке сокращенно названия княжеств : в 1-ом

столбике – м. р., во 2-ом столбике – ж. р., в 3-ем столбике – ср. р.

Чему будем учиться на уроке ? (Определять род имени существительного ) .

IV. Знакомство с существительными м . р., ж. р., ср. р.

Открытие учащихся.

Так какого рода является каждое словарное слово? Почему? Обсудите в

Какого же рода является каждое словарное слово? Почему вы так считаете?

Где можно проверить свои предположения? (в учебнике) .

Работа в учебнике.

Откройте учебник на странице 131 –ой. Прочитайте правило, определите из

скольких частей оно состоит и приготовьтесь рассказать его по памяти с

примерами.

Из скольких частей состоит правило?

Кто готов рассказать 1 часть? 2 часть? 3 часть?

Приведите примеры.

Правы мы были в своих предположениях?

Вывод : С чем сейчас познакомились? (Что имена существительные бывают

м. р, ж. р., ср. р.)

V. Определение рода имени существительного .

1. Работа в учебнике.

Найдите в учебнике на странице 131 –ой 1 упражнение. Прочитайте его

Что нужно сделать? Разделите тетрадь на 2 части. В 1-ой части запишите

слово «он» , во 2-ой части слово «она» .

Цель : Будем учиться определять род имени существительных , образовывать

новые слова.

Самостоятельная работа.

Выполните это упражнение самостоятельно.

Взаимопроверка.

Проверьте друг друга. Поставьте карандашом отметки.

Давайте проверим. Слова какого рода записаны в 1-ом столбике? Во 2-ом

столбике? Докажите. Какая часть слова помогла вам образовать новые слова?

(корень) .

К каким словам нельзя подобрать однокоренные слова ж. р. ?

Вывод : Чему учились? (Определять род имени существительных , образовывать

новые слова).

2. Игра «Построй цветок» .

Давайте вернемся в сказку.

Все слова трех княжеств любили ходить друг к другу в гости. Они с

удовольствием играли в различные игры. Когда на улице было лето, слова

принимали активное участие в игре «Построй цветок» .

Давайте тоже сыграем в нее.

Цель : Будем учиться различать имена существительные по родам .

В каждую группу я положила 3 стебелька от цветков и их лепестки.

К одному стебельку вы должны собрать лепестки со словами м. р., к другому –

лепестки со словами ж. р., к третьему – лепестки со словами ср. р.

- Ваша задача : кто вперед и правильнее?

(Учитель проверяет) .

Вывод : Чему учились? (различать имена существительные по родам ) .

VI. Физкультминутка.

Игра «Определи на слух» .

В каждое княжество с каждым годом пополняется все больше слов.

Давайте определим, какие новые слова поселились. Все встаньте.

Цель : Будем учиться на слух различать имена существительные по родам .

Как только услышите имя существительное ж . р. - прыгайте; м. р. – приседайте;

ср. р. – хлопайте.

Итак : ведро, рыба, самолет, машина, волк, озеро, месяц, зебра, мама, стол, болото, животное.

Вывод : Чему учились?

VII. Согласование имени прилагательного с именем существительным .

Однажды в царство Имени Существительного пришли в гости слова из

соседнего царства, которое называлось…Опять забыла. Знаю, что это слова :

чудный, прекрасная, огромный.

Работа в группах.

Обсудите в группах, какой частью речи они являются. Приготовьтесь доказать.

Так какой часть речи они являютя? Почему?

Вспомнила! Их царство называется «Имя Прилагательное» .

Работа в группах.

Так вот каждое из этих слов решило заглянуть в отдельное княжество Имени

Существительного . А вот в какое, определите сами. Обсудите в группах.

В какое княжество отправилось слово «чудный» ? (в княжество «мужской род» ).

А мне кажется, что оно отправилось в княжество «женский род» . Кто из нас

прав? (Нарушится согласование) . В какое княжество отправилось слово

«прекрасная» ? «огромный» ?

Пока слова в каждом княжестве беседовали друг с другом, образовалось что?

(словосочетание) . Докажите. (одно слово является главным, а другое –

зависимым).

Самостоятельная работа.

Спишите словосочетания.

Давайте проверим, что вы написали. Прочитайте первое словосочетание и т. д.

Какое знакомое выражение «чудный остров» . Где встречали эти слова? (В

сказке Пушкина «О царе Салтане…» )

Вывод : Что же происходит с именем прилагательным , которое зависит от имени

существительного ? (оно согласуется с существительным в роде ) .

VIII. Работа с предложением.

Отдохнув в царстве Имени Существительного слова : чудный, прекрасная,

огромный, вернулись к себе домой. В это царство приходили в гости слова из

разных царств : Глагол, Прилагательное и даже Предложение.

Вот сейчас в царство Имени Существительного заглянули предложения за

помощью. У них пропали слова. Давайте поможем им.

- Прочитайте предложения :

На улице дует холодный …

Пролетело жаркое…

Пробежала через поляну хитрая…

В группах устно подберите нужные слова.

Какие слова нужно вставить?

Спишите предложения.

Цель : Будем развивать умение различать члены предложения.

Сделайте разбор предложений по членам. Определите род имен

существиельных .

У доски…

Вывод : Какие умения развивали? Что закрепляли? (Определять род имен

существительных ).

IX. Настрой учащихся на новую тему урока .

В царстве Имени Существительного всегда царили мир , счастье и покой, пока

однажды не прозошло вот что :

в переулке между трех княжеств раздался громкий плач. Все их жители были

взбудоражены. Они выбежали на улицу и увидели слово «КЕНГУРУ» , которое

горько плакало. Оно заблудилось. Жители трех княжеств спросили слово :

А ты какого рода? Если м. р., то можешь оставаться жить в 1 княжестве, если

ж. р. - то все рады тебе будут во 2-ом княжестве, если ср. р. – то оставайся в 3-ем

княжестве.

Задумалось слово «кенгуру» . Какого же оно рода? Но это другая история. С ней

вы познакомитесь на следующем уроке .

X. Итог урока .

А сейчас давайте подведем итог урока .

Что нового узнали?

Чему учились?

XI. Самооценка, взаимооценка.

Покажите свое настроение на уроке .

За урок ставлю оценки…

На этом наш урок закончен .

Тема урока: Род имён существительных.

Тип урока: открытие нового знания.

Цель: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению рода имени существительного.

Задачи:

  • актуализировать знания о постоянных и непостоянных морфологических признаках имени существительного;
  • организовать деятельность по выбору способа определения рода существительного.

Материально-техническое обеспечение: учебник русского языка Канакина В.П. , тетрадь на печатной основе, мультимедийное оборудование

Прогнозируемые результаты:

Личностные:

Осознание учащимися ценности изучаемого способа определения рода существительного;

Осознание практической важности определения морфологических признаков части речи;

Метапредметные:

Умение находить способы решения поставленной цели по определению рода существительных;

Умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;

Умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;

Предметные:

Знание о постоянных признаках существительного;

Умение определять род существительных.

Ход урока

1.Самоопределение к учебной деятельности.

  1. Организационный момент. (слайд 2)

Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться.
Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам.
Доброе утро, улыбчивым лицам!

Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно для вас мои ребятишки, ведь вы пришли учиться, думать, узнавать много нового. Настроение должно быть хорошее. Давайте улыбнёмся друг – другу, улыбнитесь мне, улыбнитесь гостям.

Сейчас у нас урок русского языка. Работа предстоит серьёзная. На уроке мы продолжим разговор об имени существительном. Настроение хорошее?

Значит, можно идти в гости. А чтобы узнать к кому мы пойдём в гости, отгадайте загадку.

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица,

Белоока, белолица,

Как махнула рукавом –

Всё покрыла серебром. (зима)

Ребята, Зима живёт далеко в лесу. Чтобы до неё добраться, нужно преодолеть много препятствий. Вы готовы к трудностям? Отправимся в путь?

  1. Чистописание.

Но чтобы отправиться в путь, проведём минутку чистописания. (слайд3)

Быстро справиться с заданием, поможет пальчиковая гимнастика.

Дружно пальчики сгибаем,

Крепко кулачки сжимаем.

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинаем разгибать.

Запись числа и классной работы.

(письмо чистописания )

Л л Ла ле

Луна лисица

Луна – это спутник Земли.

2. Актуализация знаний. (слайд 4)

В царство зимы мы тихо входим.

Вот зимний лес…

В него заходим…

(Запись под диктовку)

Р е ка В олга, друз ь я, гор од С аранск, улы б ка, к о за Милка, р е бята, А лексей Т олстой, ёр ши к.

Назовите орфограммы в этих словах.

(слайд 5)

Игра «Да – нет»

Имя существительное – это часть речи? (Да!)

Имена существительные отвечают на вопросы: какой, какая, какое, какие? (нет!)

Имена существительные отвечают на вопросы Кто? Что? (Да!)

Имена существительные обозначают действие предмета? (Нет!)

Имена существительные обозначают предмет? (Да!)

Работа с таблицей. (Вспомните, что знаете об имени существительном) (слайд 6)

3. Самоопределение деятельности. (слайд 7)

Продолжаем путешествовать по зимнему лесу.

Синеют синие дали.

Птицы на склоне холма

Нам слова написали.

Прочитайте слова

ПЕНАЛ, РУЧКА, МЫЛО

Что объединяет эти слова? (они обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? Что? Это имена существительные.)

Чем отличаются эти слова? (слайд 8)

(Учитель берёт пенал ученика)

Чей пенал? Запишите. (Пенал мой)

Подчеркните слово мой.

Какой он? Запишите. (Он красивый)

Подчеркните слово он.

Назовите имена существительные, к которым можно подставить слова он, мой.

Это имена существительные мужского рода.

(Аналогичная работа проводится с именами существительными женского и среднего рода).

Чем же отличаются слова: пенал, ручка, мыло?

Сформулируйте тему урока.

4. Физкультминутка на дыхание.

1. Задуваем свечи.

2. Нюхаем цветы.

3. Тёплый ветер.

5. Работа по теме урока.

(слайд 9)

Работа с правилом.

- (слайд 10) Работа с таблицей.

6. Закрепление нового материала. (слайд 11) - синица

  1. Картинный диктант. (слайд 12)

На экране картинка. Учащиеся называют имя существительное, записывают его, определяют род.

(слайд 13) - белка

  1. Работа в парах.

Зайчик, грач, гнездо, снег.

Корова, фиалка, зима, берег .

Пальто, озеро, книга , солнце.

Утро , помидор, ветер, стол.

  1. Разноуровневые задания по карточкам.

1 уровень: определи род существительных.

Пришла зима . Стоит трескучий мороз . Вот взошло солнце . Летит снежок . Земля побелела. На реке блестит лёд . Лес стал как чудесная сказка .

2 уровень:

Пришла зима. Стоит трескучий мороз. Вот взошло солнце. Летит снежок. Земля побелела. На реке блестит лёд. Лес стал как чудесная сказка.

(Самопроверка)

7. Контроль и оценка.

Ребята, Зима принесла волшебный конверт. Он может очень многое. Если вы правильно выполните задание, он наградит вас подарками. Зима хочет проверить, запомнили ли вы материал.

Какого рода бывают имена существительные?

Какими словами можно заменить слова мужского рода?

Какими словами можно заменить слова женского рода?

Какими словами можно заменить слова среднего рода?

(вручение подарков)

8. Рефлексия

А какое задание было наиболее трудным?

Почему?

1 2 3 4 5

9. Домашнее задание.

Составить рассказ со словами:

зима, земля, сказка, мороз, снежок, лёд, солнце.

Минутка релаксации.

- Теперь давайте немного отдохнём. Сядьте удобно, положите руки на парту, закройте глазки. Дыхание спокойное и ровное. (Звучит музыка Э. Грига «Сон»).

Все умеют танцевать.

Прыгать, бегать, рисовать,

Но пока не все умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая

Очень лёгкая, простая

Замедляется движенье.

Исчезает напряженье,

И становиться понятно:

Расслабление приятно.

10. Итог урока.

Мне было очень интересно с вами. Спасибо за труд и радость, которую я испытала при общении с вами.

Предмет: русский урок. УМК «Школа России»

Тема: «Род имён существительных».

Тип урока: урок сообщения новых знаний.

Задачи урока:

1.Познакомиться с грамматическим признакам имён существительных – родом.

Учить определять род имён существительных.

2.Развивать монологическую речь учащихся через исследования алгоритма ответа;

Умения выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку

зрения. Развивать коммуникативные навыки через работу в группах, оценку и

самооценку деятельности.

3.Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к людям, которые выращивают

Оборудование: таблицы, карточки, картинки.

Ход урока.

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

1.Организационный момент (психологический настрой на урок).

Давайте улыбнёмся друг другу, я рада вновь видеть ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний урок принесёт вам радость общения друг с другом.

2.Сообщение целей урока.

Отгадайте загадку: Давно живу я в мире этом, даю названье всем предметам.

О какой части речи на уроке пойдёт речь? (об имени существительном)

Сегодня на уроке мы продолжим открывать тайны имён существительных. Узнаем, каким

ещё постоянным признаком они обладают.

II. ЧИСТОПИСАНИЕ.

Какая буква спряталась, подсказка в загадке.

Взялись за руки друзья

И сказали: «Ты да я,

Ты да я», а между тем

Получилась буква … М

Прописать М мм М мм

III. СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

    Замени одним словом.

Плод яблони. яблоко

Мебель для сна. кровать

Помещение, в котором ведут торговлю. магазин

Железнодорожный подземный транспорт. метро

Седьмой день недели. воскресенье

Командная игра на льду. хоккей

Столовая посуда круглой формы с приподнятыми краями и плоским дном. тарелка

    Предложение. Найти ошибки, списать правильно.

Дул халодный ветир. Дул холодный ветер. 4

IV. ПОВТОРЕНИЕ. Блиц – опрос. Продолжить предложение.

    Имя существительное – это… часть речи

    Имя существительное обозначает… предмет

3. Имя существительное отвечает на вопросы… кто? что?

4. Имя существительное в предложении может быть… подл., второст. член

5. Постоянный признак имени существительного… одушев - неодушев

6. Непостоянный признак имени существительного… число

V. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.

    «Мозговой штурм». Картинки.

А теперь приготовились делать открытие!

Что это? – ПЕНАЛ (чей?) – он мой. Пенал Он мой – м. р.

Кто это? – ЛИСА (чья?) – она моя Лиса Она моя – ж. р.

Что это? – МОЛОКО (чьё?) – оно моё Молоко Оно моё – ср. р.

Какова же тема сегодняшнего урока?

Тема урока «Род имён существительных».

    Работа с правилом. Учебник, с. 19.

Прочитайте правило самостоятельно.

Какого рода бывают имена существительные?

Какие слова можно подставить к словам мужского рода?

Какие слова можно подставить к словам женского рода?

Какие слова можно подставить к словам среднего рода?

Прочитайте правило ещё раз. Работа в парах – рассказать правило соседу.

Это же правило поэт заключил в стихотворении. Прочитаем его.

Женский род запомню я и скажу «она моя». Определить род словарных слов.

И запомню род мужской, и опять скажу «он мой». – Как определить род имён

Средний род – «оно моё» - это правило моё. существительных?

3. Работа по учебнику. Работа по рядам. Упр. 404.

1 ряд – М. р.: ..., …, …,

2 ряд – Ж. р.: …, …, …,

3 ряд – Ср. р.: .., …, …,

Проверка. – Как определить род имён существительных?

VI. ФИЗМИНУТКА.

Учитель называет имена существительные, если оно

М. р. – дети поднимают руки вверх.

Ж. р. – хлопают,

Ср. р. – приседают.

слова6 берег, беседа, озеро, костёр, свобода, аллея, яблоко, радио, товарищ, земляника.

VII. УСВОЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ.

О чём говорится в тексте?

Определить главную мысль текста. (Бережное отношение к хлебу и уважение к людям,

которые выращивают хлеб).

2. Выборочное списывание.

Задание: Выписать имена сущ-ные, определить род.

Проблема: на столе – как определить род?

3. Составление алгоритма.

1.Начальная форма.

2.Он, она, оно.

3.Вывод: м. р., ж. р., ср. р.

4. Выполнение задания: на столе (стол) – м. р.

VII. ОСМЫСЛЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ.

1. Работа по группам.

1 группа: надписать род имён сущ.

Без терпенья – нет уменья. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Без хозяина дом – сирота. Ученье – лучшее богатство.

2 группа: выписать из словаря по 3 слова мужского, женского и среднего рода.

3 группа: определить род имён существительных.

Пример: овёс – м. р.

понедельник

2. Проверка.

IX. ЗАКРЕПЛЕНИЕ УМЕНИЙ.

Я прочту стихи сейчас.

Я начну, а вы кончайте,

Дружно хором отвечайте. Определить род слов – отгадок.

Михаил играл в футбол

И забил в ворота… гол

Двор в снегу. Белы дома.

Ночью к нам пришла… зима

Как зовут меня, скажи,

Часто прячусь я во ржи.

Скромный полевой цветок,

Синеглазый… василёк

Над котом кружилась муха,

Навострил Василий… ухо

С пальмы вниз, на пальму снова,

Ловко прыгает….. обезьяна

Зиму спит в берлоге он

Косолапый, бурый…. медведь

Кто любит по ветвям носиться?

Конечно рыжая… белка

X. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Рефлексия.

научился

задумался

удивился

Что для вас было самым интересным на уроке?

Что было сложным?

Справились ли мы с задачей урока – научиться определять род имён сущ.?

Вы сегодня хорошо поработали, молодцы!

XI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Выучить правило, с 19.

Упр.405 или 406 – на выбор, по желанию – можно оба.

Я бы хотела вам рассказать об одном интересном письме. Моя подруга Оля дружит с Майклом. Он живёт в иностранном городе, о котором мы уже сегодня упоминали. (Лондон).

Столица какого государства Лондон?

На каком языке говорят в этой стране?

Майкл пишет на русском языке, но предложения его звучат необычно. Оля разрешила прочесть это письмо вам, чтобы вы подсказали, в чём его необычность. У вас есть копия письма, следите, слушайте внимательно.

Письмо Майкла (слайд 10)

Здравствуй, мой любимый подруга Оля! Я часто вспоминаю нашу встречу в вашем доме. Твой добрый мама угощала меня пирогами и вареньем. А твоя умный дядя учил меня играть в лото. Твоя милая дедушка рассказывал о своей молодости. Моя сердце полюби ла Россию и русских людей за их доброту. Ваша Майкл.

2.Обсуждение письма.

Что вас рассмешило, а, может, удивило?

(Не знает русского языка. Неправильно употребляет слова.)

(Затемнить слайд11)

4 . Постановка учебной задачи.

1. - А что именно Майкл не знает? (как правильно согласовать слова)

Сегодня мы говорим о существительных только в единственном числе .

2.- Поможем Майклу, исправим ошибки.

(Вернуть слайд назад…Читают, исправляют ошибки).

Проверка исправленных предложений. Читают по цепочке.

3. Вывод

Практически мы умеем правильно употреблять имена существительные в устной речи, т.к. мы люди русские. Но практические знания должны опираться на науку.

Поэтому мы приступаем к научно – исследовательской работе.

5. Построения проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)

1. Исследовательская работа в группах.

На 1 этапе: Выпишите из письма Майкла имена существительные по инструкции. Сделаем это вместе, помогая друг другу. Писать карандашом, можно исправлять.

Последовательное выполнение задания, согласно инструкции.

(Учитель наблюдает и по необходимости помогает группам.) (слайд 7)

Найди и подчеркни имена существительные, обозначающие одушевлённые предметы в единственном числе.

Подумай каким словом – помощником можно заменить мужчину, женщину?

Запиши слова-помощники в таблице в 1 и 2 столбике в красной рамке.

Запиши в 1 столбик имена существительные, которые называют мужчин.

Запиши во 2 столбик имена существительные, которые называют женщин.

Подумайте, какие имена существительные мы запишем в 3 столбик и какие слова нам помогут

5 мин

Заполняют таблицу.

Сравним! (Учитель открывает часть своей таблицы.) (слайд 8).

5-7 мин

Какие имена существительные называет мужчину?

Назовите слова-помощники.

Как можно назвать род этих существительных?

Запишите в рамку- мужской род.

(Учитель открывает рамки в своей таблице.)

Какие имена существительные называют женщину?

Назовите слова-помощники.

Как можно назвать род этих существительных?

Запишите в рамку- женский род.

Итак, мы записали сущ. мужского и женского рода. А какие слова вы записали в 3 столбик? Молодцы! Назовите слова-помощники. Как называется этот род?