Когда мы ставим двоеточие в предложении. Когда ставится тире. Где ставится двоеточие

Итак, двоеточие - это разделительный знак препинания. В отличие от точки, восклицательного и вопросительного знаков и многоточия он не имеет отделительной функции, то есть не отделяет предложения в тексте друг от друга. Двоеточие ставится только внутри предложения, и поэтому указывает на то, что после него высказывание будет продолжено.

Двоеточие можно встретить в простом и сложном предложении. В простом предложении оно разделяет и выделяет части высказывания, в сложном играет и смысловую роль: указывает на смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.

Так как же правильно употреблять двоеточие, не совершать ошибок и не путать его с другими? Давайте рассмотрим основные случаи.

Двоеточие в простом предложении

Правило 1. Двоеточие в предложении с однородными членами

Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него нужно двоеточие, например: Снег лежал повсюду : на крышах домов, на заборах, на газонах, на машинах.

В этом предложении слово повсюду обобщает ряд однородных обстоятельств. Обобщающее слово расположено перед однородными членами, и поэтому после него стоит двоеточие.

Правило 2. Двоеточие в предложениях с уточняющими словами

При обобщающих словах в предложении могут употребляться уточняющие слова: как например, например, как то, а именно, перед которыми ставится запятая, а после них – двоеточие. Например: Снег лежал повсюду , а именно : на крышах домов, на заборах, на газонах, на машинах.

В этом предложении вместе с обобщающим словом повсюду употреблена уточняющая его конструкция «а именно» , после которой следует ряд однородных членов, поэтому после нее стоит двоеточие.

Правило 3. Двоеточие в конструкциях с прямой речью

Если прямая речь следует после слов автора, то перед ней ставится двоеточие, причем сама прямая речи заключается в кавычки и первое слово прямой речи пишется с прописной буквы: Учитель сказал: «Здравствуйте, дети!». Также если прямая речь разрывает слова автора в тексте, то перед ней ставится двоеточие, например: Сказав: «Здравствуйте, дети!», учитель вошел в класс. После прямой речи при этом необходимо поставить запятую.

Двоеточие в сложном предложении

Правило 4. Между частями бессоюзного сложного предложения (БСП) может ставиться двоеточие в следующих случаях.

  • Вторая часть БСП поясняет то, о чем говорилось в первой (между частями предложения можно вставить «а именно» ), например: В народе есть такая примета: ласточки низко летают к дождю; Катя пишет очень грамотно: никогда не делает ошибок в словах, правильно расставляет знаки препинания. В этих бессоюзных сложных предложениях во второй части дается пояснение того, о чем идет речь в первой. Между частями предложений можно вставить «а именно» : В народе есть такая примета (а именно): ласточки низко над водой летают к дождю. Поэтому в приведенных предложениях ставится двоеточие.

  • Вторая часть БСП раскрывает причину того, о чем говорилось в первой (между частями предложения можно вставить союзы: так как, потому что ), например: Катя пишет очень грамотно: она много читает, учит стихи наизусть, тренирует память; Скоро пойдет дождь: ласточки летают низко над водой. В этих БСП вторая часть обосновывает, указывает на причину того, о чем говорилось в первой. Между частями можно вставить союзы: так как, потому что. Скоро пойдет дождь (потому что): ласточки летают низко над водой. Поэтому в таких предложениях ставится двоеточие.

  • Вторая часть БСП дополняет, раскрывает то, о чем говорилось в первой (такие предложения синонимичны сложноподчиненным предложениям с придаточным изъяснительным, поэтому между частями БСП можно вставить союз что ). Например: Катя знает: читать книги не только интересно, но и очень полезно для учебы; В народе говорят: ласточки низко над водой к дождю летают. В данных БСП во второй части раскрывается смысл того, о чем идет речь в первой. Если части такого предложения соединить союзом что , то получится сложноподчиненное предложение с изъяснительным придаточным: В народе говорят (что,): ласточки низко над водой к дождю летают. В предложениях такого типа ставится двоеточие.

  • В первой части предложения опущены глаголы: и увидел, и услышал, и почувствовал , например: Я поднял голову: луч солнца пробивался сквозь облака, озаряя поляну ярким светом; Он обернулся: эхо торопливых шагов раздавалось совсем близко. Данные предложения также являются синонимичными сложноподчиненным с придаточным изъяснительным, в первой части пропущены глаголы типа: и увидел, и услышал, между частями можно вставить союз что. Я поднял голову (и увидел, что) : луч солнца пробивался сквозь облака, озаряя поляну ярким светом.


Двоеточие vs тире

Главная сложность в употреблении двоеточия заключается в том, что иногда бывает легко перепутать этот знак препинания с другим - тире. В последнее время эти знаки часто употребляются параллельно, то есть в одних и тех же случаях может ставиться как тире, так и двоеточие. Например: И судьи решили: если будет дождь, соревнования отменят; Заметил первый камень, решил - здесь клад, стал ковыряться (Тендряков), Конечно, он изменился (: –) сгорбился, поседел, с морщинками в уголках рта; Вхожу (: ) все тихо; Эти слова при нем не произносите (: ) может обидеться; Всех интересовал только один вопрос (: ) как поскорее выпутаться из создавшегося положения; Это означало одно (: ) нужно расстаться.

Такие варианты считаются равноправными, можно не опасаясь ошибиться употреблять и тире, и двоеточие. Однако нужно помнить, что тире помимо синтаксических функций, выполняет и эмоционально-экспрессивные, то есть указывает на эмоциональность высказывания, подчеркивает его выразительность. Поэтому если предложение не несет таких смыслов, является нейтральным, нужно избегать употребления тире и ставить двоеточие, следуя рассмотренным нами правилам.

Двоеточие – это один из знаков препинания в русском языке, который обычно ставится либо в сложных предложениях с бессоюзной связью между предикативными частями, либо в предложениях, где есть однородные члены, выраженные любой частью речи.

Постановка двоеточия в русском языке регулируется следующими правилами:

1. Двоеточие ставится перед перечислением, которым заканчивается предложение (перечисление, как правило, выражено однородными членами, которые относятся к одному обобщающему понятию). Например:

  • Отовсюду ему мерещились забавные лица: из пней и колод, из ветвей деревьев, едва подрагивающих листвой, из разноцветья трав и лесных цветов.
  • Мне все здесь казалось знакомым: и творческий беспорядок на столе, и хаотично наклеенные постеры на стенах, и валяющиеся всюду диски.
  • В этом лесу можно встретить даже хищников, как-то: волков, лис, иногда медведей.
  • На столе в беспорядке валялись школьные принадлежности: тетради, учебники, листы бумаги и карандаши.

2. В предложениях с перечислением также уместно ставить двоеточие и в том случае, если обобщающего слова нет. Тогда данный знак препинания выступает в качестве сигнала о том, что далее следует перечисление. Например:

  • Из-за угла показались: стриженая девчонка в коротком платье, забавный карапуз на толстеньких ножках и пара мальчишек постарше.

3. Двоеточие ставится в предложении перед перечислением, если перед ним имеется обобщающее слово или слова «как то», «а именно», «например»:

  • И всё это: и река, и прутья верболаза, и этот мальчишка - напомнило мне далёкие дни детства (Первенцев).

4. Двоеточие ставится после одной из частей бессоюзного сложного предложения, за которой последуют одно или несколько других частей. Естественно, в этом случае никаких союзов не предполагается. Смысловые связи между предикативными частями в бессоюзном сложном предложении с двоеточием, могут быть следующими:

а) Разъяснение, пояснение, раскрытие смысла первой части, например:

  • Она не ошиблась: парень и вправду оказался Петром.
  • Сверх того, заботы большого семейства беспрестанно мучили её: то кормление грудного ребёнка не шло, то нянька ушла, то, как теперь, заболел один из детей (Л. Толстой).
  • Тут оказалось такое дело: суп-то он помешал, но забыл снять кастрюлю с огня.

б) Причина того, что произошло в первой части. Например:

  • Не нагнать тебе бешеной тройки: кони сыты, и крепки, и бойки (Некрасов).
  • Недаром я не видела в тебе будущего мужа: ты всегда был скрытен и холоден.

5. Если два предложения объединены в одно без помощи союзов, то двоеточие между ними ставится в том случае, если первое предложение содержит слова «видеть», «слышать», «смотреть», «знать», «чувствовать», а в следующих предложениях раскрывается смысл этих слов (таким образом, первое предложение предупреждает, о чем будет говорится в последующих). Например:

  • И вот бакенщик и помощник-киргиз видят: плывут по реке две лодки (А. Н. Толстой).
  • Пополз я по густой траве вдоль по оврагу, смотрю: лес кончился, несколько казаков выезжают из него на поляну, и вот выскакивает прямо к ним мой Карагёз… (Лермонтов).
  • Вот наконец вскарабкались мы на самый верх, остановились передохнуть и осмотрелись: перед нами открывались небеса.
  • Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше локтя (Н. Островский);
  • Я понимала: ты не пара моей дочери.

Но (без оттенка предупреждения):

  • Вижу, ты не так прост, как кажешься.

6. Двоеточие ставится в предложениях, вводящих прямую речь, после слов автора. Например:

  • Минуты две они молчали, но к ней Онегин подошёл и молвил: «Вы ко мне писали, не отпирайтесь» (Пушкин).
  • Кошка смотрела на меня будто хотела спросить: «И кто ты такой, чтобы мне указывать?».
  • А я думал: «Какой это тяжёлый и ленивый малый!» (Чехов).

Примечание. Группу предложений с прямой речью, где слова героя вводятся непосредственно, следует отличать о группы предложений с косвенной речью. В них слова героя вводятся при помощи служебных частей речи, как правило, союзов или союзных слов («какой», «что», «чем» и т.д.), и ставится не двоеточие, а запятая. Например:

  • Я думал о том, какой он все-таки отличный человек.
  • Я не знала, чем мне заняться вечером.
  • Неужели опять он напомнит о том, что было год тому назад?

Русский язык велик и сложен. Одной из причин сложности изучения русского языка является гибкость его грамматических конструкций. Запомнить весь свод правил по расстановке знаков препинания является почти непосильной задачей даже для тех, кто считает русский своим родным языком. Одним из сложных в плане расстановки знаков препинания является обычное тире.

Правила постановки тире

Следующие ниже правила описывают, когда ставится тире в предложении (в скобках примеры, иллюстрирующие правила). Итак, в каких случаях ставится тире:

  1. Между сказуемым и подлежащим, если сказуемое является существительным и используется в именительном падеже. (Волк - животное. Хорошая машина - мечта мужчины.) Если сказуемое стоит с частицей не, то тире опускается. (Машина не роскошь.);
  2. Между сказуемым и подлежащим, если подлежащее в именительном падеже, а сказуемое - неопределенная форма глагола или же они оба глагола неопределенной формы. (Мечта - жить вечно. Спать - не мешки тягать.);
  3. Перед "это" ставится тире, если этим словом сказуемое присоединяется к подлежащему. Это правило применимо к словам "это есть", "вот", "это значит" (Лев - это зверь. Летать - вот достойная мечта.);
  4. Перед обобщающим словами после перечислений. (Глаз, нос, рот - всё на лице. Ни слезы, ни мольба - ничто не тронуло его.);
  5. Перед приложением, если оно находится в конце предложения. (Он хотел одного - денег и только денег.);
  6. Между парой сказуемых или предложений, если во втором - резкое противопоставление или неожиданное присоединение к первому. (Я пришел - а все уж здесь! Захотелось выпить - уронил стакан.);
  7. Между предложениями или словами, соединенными без союзов, для подчеркивания резкой противоположности. (Не вода в той чаше - нектар богов.);
  8. Между предложениями, если второе содержит вывод из первого или результат и не соединяется союзом. (Ладонь чешется - деньги будут. Пальцы в розетке - током ударит.);
  9. Между придаточным и главным предложениями, если главное идет вторым и не присоединяется союзом. (Лес рубят - щепки летят.);
  10. В месте распадения простых предложений на две группы слов, если другим способом это выразить невозможно. (Врага - в пыль! А сержанту - медаль «За отвагу».);
  11. В предложении посередине двумя тире выделяются пояснения и дополнения, если выделение скобками снижает выразительность текста. (А Пахомыч - редкий стервец и проныра - вовсе не пришел.);
  12. В предложении посередине двумя тире выделяют распространенное приложение, если необходимо показать его самостоятельность. (За стеной дома - обычного сельского пятистенка - прятался целый отряд.);
  13. В предложении посередине двумя тире выделяется группа однородных членов. (Обычно стройматериалы - доски, гвозди, бревна и скобы - готовят заранее.) Если подобное перечисление предваряется обобщающим словом, то тире нужно только в конце. (Весь отряд, а именно: Петя, Вася, Игорь и Семен - не вышел на линейку.);
  14. После запятой, когда надо отделить главное предложение от группы придаточных и подчеркнуть распад целого на части. (Будет конец света, не будет, - никто не знает.);
  15. После запятой, когда надо указать повышение или понижение в периоде. (Люди летают в космос, обуздали атомную энергию, пишут гениальную музыку, создают небывалые сооружения, - а ты мусор не выносишь!);
  16. Между словами, если эти слова ограничивают пространственный, временной или количественный промежуток. (Рейс Анкара - Ереван. Перерыв 5-7 минут.);
  17. Между составными частями наименования учения или научных учреждений. (Закон Био-Савара-Лапласа.);

Как видите, правил, поясняющих, когда ставится тире, достаточно много, и здесь даже перечислены не все случаи, когда можно использовать этот знак препинания. Также информацию, в каких предложениях ставится тире, можно почерпнуть в статье «Зачем нужно тире ?».

Тире или двоеточие

Часто при письме путают случаи, когда ставится тире, а когда ставится двоеточие. Как правило, двоеточие ставится перед перечислением, предваряемым обобщающим словом; перед прямой речью; перед двумя или несколькими предложениями, не соединенными союзами, одно из которых поясняет другое.

Однородными членами предложения называются слова, отвечающие на один и тот же вопрос, относящиеся к одному и тому же слову в предложении и являющиеся одним и тем же членом предложения.

Однородные члены отделяются друг от друга запятыми :

Было светло, радостно, тепло !
Снег, дождь, ветер не волновали этого человека.
Задорный, весёлый, удивительно знакомый голос остановил его.
Он бежал, летел, нёсся навстречу своей мечте.

Запятая ставится между однородными членами, если они соединены:

  • повторяющимися союзами то...то, ни...ни, или...или :
    То снег, то ветер;
  • двойными союзами как-так и, не только-но и, если не-то :
    Зеленели как деревья, так и кусты. Зеленели не только деревья, но и кусты. Листья распускаются если не в апреле, то в мае (запятая перед если не ставится).

Перед одиночным союзом "и" запятая не ставится:
Зеленели деревья, кусты, цветы, и травы.

В предложении может быть несколько рядов однородных членов:
Клёны и берёзки столпились на пригорках и лощинах .

Двоеточие перед перечислением ставится, если:

  • необходимо предупредить читателя, что далее следует перечисление :
    Между тем здесь есть много своих фабрик и заводов: шляпных, стеклянных, бумажных) и т. п. (И. А. Гончаров)
  • перечислению предшествует :

    обобщающее слово : В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. (А. П. Чехов);
    вводное слово (как-то, а именно, например и т. п.), при этом вводное слово отделяется запятой: Для торговли эти промыслы едва доставляют несколько неважных предметов, как-то: шкур, рогов, клыков. (И. А.Гончаров)

Тире ставится после перечисления, находящегося в середине предложения, если обобщающее слово стоит после однородных членов предложения: От дома, от деревьев, от голубятни - от всего побежали длинные тени. (И. А. Гончаров)

Двоеточием и тире выделяется перечисление, находящееся в середине предложения, если этому перечислению предшествует обобщающее слово, а после перечисления предложение продолжается: И много у него добра: мехов, атласа, серебра - и на виду и под замками. (А. С. Пушкин).

Задачи и тесты по теме "Однородные члены предложения и знаки препинания при "и"

  • Однородные члены предложения, знаки препинания при них - Предложение. Словосочетание 4 класс

    Уроков: 1 Заданий: 9 Тестов: 1

  • Предложения с однородными членами. Обобщающие слова - Основные понятия синтаксиса и пунктуации 5 класс

    Уроков: 2 Заданий: 8 Тестов: 3

  • Пунктуация при однородных членах, соединенных неповторяющимися, повторяющимися и парными союзами - Простое осложнённое предложение 11 класс

    Уроков: 2 Заданий: 6 Тестов: 1

  • Знаки препинания при определениях и приложениях - Простое осложнённое предложение 11 класс

    Уроков: 2 Заданий: 7 Тестов: 1

Внимание! В разных рядах запятая перед перед "и" невозможна!

Запомните, что:

  1. если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие;
  2. если обобщающее слово стоит после однородных членов, то после обобщающего слова ставится тире;
  3. если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то, как Вы уже знаете, после него ставится двоеточие; но если после перечисления предложение продолжается, то после однородных членов необходимо поставить тире.

Например:
Все: дети, взрослые, собаки - смешались в одну кучу.

В статье пойдет речь о том, как оформлять списки и перечни. Какие требования предъявляются с точки зрения пунктуации, удобства восприятия и общего юзабилити.

Обозначение элементов списка

Когда в предложении встречается перечисление существует два варианта его записи:

поставить двоеточие и перечислить составляющие перечня в одну строку, отделяя части запятыми;
создать перечень, в котором каждый элемент будет стоять на новой строке.

Второй вариант более предпочтителен с точки зрения восприятия текста и общего внешнего вида. Каждый элемент списка начинается с новой строки (пример 1).

Чтобы сделать визуальное оформление еще понятнее используют маркеры (пример 2). Маркерами выступают цифры арабского или римского алфавита, различные спецсимволы и буквы.

Списки делятся на простые, т.е. состоящие из одного уровня членения текста (см. Примеры 2) и составные, включающие 2 и более уровней (см. Пример 3).

Глубина членения влияет на выбор символов, стоящих в начале каждого элемента списка. Например, четырех уровненный составной список выглядит так:

Т.е. с понижением уровня списка происходит переход от старших маркеров к более младшим. В общем случае иерарких маркеров выглядит следующим образом (от старших к младшим):

1. Римские цифры.
2. Арабские цифры с точкой.
3. Арабские цифры со скобкой.
4. Латинские или русские буквы со скобкой.
5. Спец. символы (тире, звездочки, точки).

Часто, чтобы не усложнять работу со списками, используют только арабские цифры. При этом для обозначения нижестоящего уровня к первой цифре прибавляют еще одну, отделяя их точкой:

Правило: если в конце списка стоит «и др.», «и т.д.» или «и т.п.», то такой текст не располагают на отдельной строке, а оставляют в конце предыдущего элемента списка (см. Примеры 4).

Пунктуационное оформление списков (перечней)

В Примере 3 хорошо видно, что заголовки первого и второго уровней начинаются с заглавных букв, а заголовки последующих уровней – со строчных. Это происходит потому, что после римских и арабских (без скобок) цифр по правилам русского языка ставится точка (а после точки начинается новое предложение, которое пишется с заглавной буквы). После арабских цифр со скобками, строчных букв со скобками точки не ставится, поэтому последующий текст начинается с маленькой буквы.

Другая ситуация с использованием спец. символов. Если перед списком, в котором маркерами выступают спец. символы, стоит двоеточие, то каждый пункт начинается со строчной буквы, а в конце ставится точка с запятой. И только самый последний пункт оканчивается точкой. Так происходит потому, что такой список является одним предложением, представленным в виде перечня для удобства восприятия.

С другой стороны, если подобный перечень не является частью продолжения, то каждый элемент начинается с прописной буквы и оканчивается точкой. В этом случае мы имеем дело с перечнем предложений, отделенных друг от друга точками.

Это же правило действует на составные списки. Если заголовок предполагает последующее членение текста, то в конце него ставится двоеточие, если же последующего членения не будет, ставится точка. Если части перечня состоят из простых словосочетаний или одного слова, они отделяются друг от друга запятыми

Если части перечня усложнены (внутри них несколько слов или есть запятые), их лучше отделять точкой с запятой (см. Пример 6).

Если внутри элемента присутствует самостоятельное предложение, начинающееся с заглавной буквы, то в конце него ставится точкой с запятой:

Согласованность элементов списка

Начальные слова каждого элемента списка должны согласовываться между собой в роде, числе и падеже. А также все элементы списка должны согласовываться в роде, числе и падеже со словами (или словом) в предваряющем перечень предложении, после которого стоит двоеточие.

Неправильно:

Последний элемент списка употреблен в ином падеже по сравнению с остальными.

Неправильно:

Данный перечень может показаться безукоризненным, если бы не одно «но». Слово «соблюдение» требует после себя слов в родительном падеже, которые бы отвечали на вопросы «кого? чего?». Поэтому каждая рубрика должна начинаться так:

Итак, вы познакомились с основными правилами построения и оформления ­списков (перечней). Надеюсь они помогут сделать ваши документы лучше.