Классный час зимушка-зима. Классный час на тему: «Белоснежная зима

Классный час в начальной школе «Здравствуй, Зимушка – зима!»

Суслова Наталья Викторовна учитель начальных классов МОУ СОШ № 7 им. адмирала Ф. Ф. Ушакова г. Тутаев Ярославская обл.
Описание материала: Материал мероприятия будет интересен учителям – организаторам, классным руководителям при организации зимнего досуга в начальной школе; на уроках - закреплениях окружающего мира, внеурочной деятельности. Классный час удобно провести в виде путешествия по станциям-этапам.
Цель: Обобщение знаний детей о зиме.
Задачи: - формировать и расширять представления о зиме, как времени года;
- закреплять знания о приметах зимы;
- развивать познавательный интерес, логическое мышление, умение действовать в группе;
- воспитывать любовь к природе, ко времени года зима.

Этапы зимнего путешествия.
1. Братцы-месяцы.
Какое время года пришло на смену осени? (зима)

Чтение стихотворения.
Мы её говорим…. «Здравствуй, Зимушка – зима!»
Назовите зимний триместр. (декабрь, январь, февраль)


Представим каждый месяц.




Назовите признаки неживой природы.

2. Частушки:
- Наконец-то в декабре
Двор стал белым на заре.
Снега много для снежков,
Угощу им всех дружков!
- Во дворе у нас стоит
Снеговик с метёлкой.
Ночью тёмной сторожит
Дом он наш от волка.
- Не хотят зимой стоять
Без одежды клёны.
Вместо листьев на ветвях
Воробьи, вороны.

3. Зимние гости.
С наступлением зимы появляются зимние гости. Кто это?
Давайте выясним – кто как зимует?



4. Загадки:
Загадаю вам, ребятки,
Очень трудные загадки.
Отгадаешь – не зевай,
Дружно, хором отвечай!
Бел, как сахар,
Нет ног, а идёт. (снег)
Кручу, бурчу,
Знать никого не хочу. (вьюга)
Старик-шутник
На улице стоять не велит,
За нос домой тянет. (мороз)
В новой стене.
В круглом окне,
Днём стекло разбито,
Ночью вставлено. (прорубь)


Каждый год я к вам лечу,
Зимовать у вас хочу.
И ещё красней зимой
Ярко-красный галстук мой. (снегирь)


Не умеет он играть,
А заставит танцевать,
Нарумянит всех людей.
Кто же этот чародей? (мороз)
У меня длинней иголки, чем у ёлки,
Очень прямо я расту в высоту,
Если я не на опушке,
Ветки только на макушке. (сосна)


Волшебные туфли наденешь на ноги –
И сразу помчишься по зимней дороге. (лыжи)
Бежала – шумела,
Заснула – заблестела. (река)
Я – вода,
По воде и плаваю. (лёд)
Гуляет в поле, да не конь,
Летает в поле, да не птица. (ветер, вьюга)
Странная звёздочка с неба упала,
Мне на ладошку легла и пропала. (снежинка)


Едва повеяло зимой,
Они всегда с тобой.
Согреют две сестрички.
Зовут их … (рукавички)
Какая птица белеет на зиму? (куропатка)
Сколько лучей у снежинки? (6)
Какой год продолжается один день? (Новый)

5. Зимние пословицы, поговорки.


Зима не лето – в шубу одета.
Зимою шубка не шутка.
Зимою солнце, что мачеха,- светит, а не греет.
В зимний холод каждый молод.
На тот снег, что метёт, а тот, что идёт.
Мороз не велик, да стоять не велит.
Снег холодный, а от стужи укрывает.
В декабре мороз нарастает, зато день убывает.
В декабре семь погод на дворе: веет, дует, кружит, вьюжит, рвёт, метёт, песню поёт.
В конце декабря солнце на лето, зима на мороз поворачивают.
Декабрь – год кончает, зиму начинает.
В январе растёт день, растёт и холод.
В январе снега надует – хлеба прибудет.
Январь подкладывает дров в печку.
Январь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегами тешит да морозом ухо рвёт.
Февраль сшибает рог зиме.
Февраль зиму замыкает, новому сезону дорожку показывает.

6. Новогодняя гостиная.
«Доскажи словечко!»
Бенгальские … (огни)


Карнавальный … (костюм)


Поздравительная... (открытка)
Ёлочная... (игрушка)


Бумажное... (конфетти)
Серебряный... (шар)
Разноцветная... (мишура)

То, чем ёлку наряжают, я ребятам назову.
Вы послушайте внимательно и ответьте обязательно.
Если мы вам скажем верно, говорите «Да!» в ответ.
Ну, а если вдруг неверно, отвечайте смело «Нет!»


Разноцветные хлопушки?
Одеяла и подушки?
Мармеладки, шоколадки?
Шарики стеклянные?
Стулья деревянные?
Плюшевые мишки?
Буквари и книжки?
Бусы разноцветные?
И гирлянды светлые?
Снег из ваты белой?
Ранцы и портфели?
Туфли и сапожки?
Чашки, вилки, ложки?
Конфеты блестящие?
Тигры настоящие?
Звёздочки лучистые?

«Восстановить новогоднее меню»
ТРОТ – торт
РИЦАКУ – курица
ЛАСТА – салат
ЖОНОРЕМОРЕ – мороженое
БАРЫ – рыба
ПОТКОМ – компот
АПУСТАК – капуста
ОТКЛЕТКА – котлетка.

7. Давайте поиграем!
Игра «Доскажи!»
Что делал зимой,
Дай, дружок, мне ответ.
Слушай внимательно,
Отвечай «да» или «нет»!
В снежки играли вы с друзьями?
Грибы собирали сами в лесу?
С горки на санках катались?
В деревне на речке купались?
По лесу на лыжах бродили?
А много цветов находили?
В саду своём грядку копали?
И с Дедом Морозом плясали?
Друзья, не устали ещё отвечать?
А через год ждёте зиму опять?

Конкурс песен. Спеть зимние, новогодние песни по очереди. Кто последний – победил.
«В лесу родилась ёлочка…»
«Маленькой ёлочке…»
«Раз морозною зимой…»
«Ой, мороз, мороз!...»
«Где-то на белом свете…»
«Расскажи, Снегурочка, где была?…»
«У леса на опушке…» и т.д.

Конкурс «Угадаешь – нарисуй!».
Мы из сказки,
Ты нас знаешь…
Если вспомнишь – отгадаешь!
А не вспомнишь – ну так что ж?!
Сказку заново прочтёшь!
1. Налетела злая вьюга,
Герда потеряла друга!
В царство льда умчался Кай…
Герда, Герда, выручай!
Вьюга кружит вправо, влево
В сказке … («Снежная королева»)


2. Удивляется народ:
Едет печка, дым идёт!
А Емеля на печи
Ест большие калачи!
Чай сам наливается
По его хотению,
А сказка называется … («По щучьему велению»)


3. Она, как снег, бела и светла…
Она, как снег, боится тепла!
Рады и дети, и курочка
Ему не рада только … (Снегурочка)


Конкурс «Снежинка» . Вырезать снежинку на время, красоту учитывать.
Конкурс «Шоколад». Кто быстрее съест шоколадку?
Конкурс «Донеси снежок в ладошке» .
Конкурс "Чьи следы?"

Тема: «Зимние забавы».

Цель классного часа : закрепить умения и навыки разгадывания ребусов, закрепить знания сказок; развивать коммуникативные навыки, внимательность, мышление, память; воспитывать интерес к зимним играм, умение работать в группе, активность.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Оборудование: рыбки с заданиями, удочки, снежинки, посылка, письмо, папка с принадлежностями(клей, цветная бумага, листки).

Ход классного часа

1.Организационный момент.

Приветствие.

Психологический настрой.

2.Основная часть.

Ребята, скажите какое время года у нас сейчас на улице? А какой самый главный праздник зимы?

А что у нас случается на новый год? Кто к нам приходит в гости и дарит подарки? (Дед Мороз).

И пока вы отдыхали, к нам в школу тоже приходил Дед Мороз и оставил для вас посылку. Давайте мы ее откроем и посмотрит что в ней. (Открывает коробку, в которой лежит письмо).

Посмотрите в ней лежит письмо.

Письмо:

«Здравствуйте, мои дорогие ребята! Поздравляю вас с наступившим новым годом! Вы все себя хорошо вели в прошедшем году. И уже начался новый год, а как говорится в пословице «Как новый год встретишь- так его и проведешь», поэтому я для вас приготовил много игр, чтобы вы как начали новый год с улыбкой и веселье и так провели весь год. А мои задания все записаны на снежинках. Выполнил которые, мы и увидим, кто будет самым веселым, быстрым и находчивым в новом году. Если вы готовы то можете приступать. Желаю все удачи! Ваш Дед Мороз»

И так ребята, готовы доказать Дедушки морозу что вы самые веселые и умные ученики? (Открывается доска на не помещены снежинки с заданиями).

Работать вы будете в командах, а для этого давайте поделимся на две команды. (С помощью жеребьевки учащиеся делятся на две команды, и выбирается капитан).

А оценивать вас будет наше жюри.

1 снежинка.

«Зимняя рыбалка».

Ребята, какие изменения происходят у нас в природе с наступления зимы?

Хотя и замерзаю, наши реки и озера, все многие люди любят ходить на рыбалку. И первое задание это «Зимняя рыбалка». У нас есть лунка в которой плавают рыбки, но это рыбки не простые, на каждой есть свое задание- ребус.

(От каждой команды по очереди выходит ученик ловит рыбку и отгадывает ребус).

1. (Зима)

2. (Мороз)

3. (Метель)

4. (Снег).

5. (Санки)

6. (Каток)

7. (Сосулька)

8. (Снеговик)

Молодцы! Справились с первым заданием!

2 Снежинка.

«Зимняя аппликация».

На второй снежинки написано «Зимняя аппликация».

Вам в группе необходимо на листках сделать зимнюю аппликацию.

(Учащиеся использую клей, цветную бумагу создают зимнюю аппликация на листках).

Презентация своих аппликаций.

3 снежинка.

«Зимние стихотворение».

Ребята, сейчас каждому из вас необходимо почитать стихотворение, но необычно.

Сейчас я вам радам стихотворение вы должны познакомится с его строчками.

«Все кругом белым-белом,
Дом наш снегом замело,
Выйду я во двор гулять,
Буду снег я убирать!»

4 Снежинка.

«Зимние сказки».

1.«Была зима. Шел январь месяц. В такую-то пору, под вечер злая мачеха приоткрыла дверь, поглядела, как метет вьюга, а потом вернулась к теплой печке и сказала падчерице: «Пошла бы ты в лес, набрала бы там подснежников».

2. «– Вези, вези ее, старик, – говорит мужу, – куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали. Вези ее в лес, на трескучий мороз.

Старик затужил, заплакал, однако делать нечего, бабы не переспоришь. Запряг лошадь…» (Русская народная сказка «Морозко».)

3. « Закивала головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег и вышла из сугроба живая девочка». («Снегурочка».)

4. «Жили-были лиса да заяц. У лисы была избёнка ледяная, а у зайца - лубяная.
Пришла весна-красна, у лисы избёнка растаяла, а у зайца стоит по-старому».(Заюшкина избушка).

5. « Герде пришлось опять присесть и отдохнуть. На снегу прямо перед ней прыгал большой ворон; долго-долго смотрел он на девочку, кивая головой, и, наконец, сказал:
- Карр-карр! Добррый день!

Лучше ворон не умел говорить, но от всей души желал девочке добра и спросил ее, куда это она бредет по белу свету одна-одинешенька. Слово «одна» Герда хорошо поняла, она почувствовала, что это значит. Вот она и рассказала ворону о своей жизни и спросила, не видел ли он Кая.»
(Снежная Королева).

6.«Перед девушкой открывается небольшая поляна, посреди которой жарко пылает высокий костер. Вокруг костра сидят двенадцать братьев». («Двенадцать месяцев», С. Маршак.)

Молодцы!

5 снежинка (Задание 5).

«Зимний рисунок».

Все команды выстраиваются друг за другом в 2 шеренги, последний ученик на спине впереди стоящему рисует рисунок, и так рисунок передается дальше и самый первый должен нарисовать его на доске. (1 команда рисует «Снеговика», 2 команда «Елку»).

6 снежинка (Задание 6).

«Зимняя игра».

Игра на свежим воздухе.

«Снежки».

Играют как же 2 команды.

3. Подведение итогов урока.

Ребята, вы все молодцы! Справились со всеми заданиями!

Жюри подводит итоги.

Награждение команд.

Я вам желаю, чтобы этот год у вас был веселым, удачным! И со всеми заданиями вы справляли как сегодня с улыбкой и весельем!

Цель: создать атмосферу, соответствующую ощущениям настоящей русской зимы; познакомить с традицией празднования Старого Нового года; развивать внимание, память, мышление, речь; воспитывать чувство любования красотой русской природы.

Оборудование: у учителя — магнитофон, аудиокассета с записью легкой инструментальной музыки, материалы для фотоэкспозиции на зимнюю тему, распечатки задания по составлению образных предложений для каждого ученика; у учащихся — тетрадь в клетку, цветные карандаши, ручка.

Учитель . На этом занятии, ребята, мы поговорим о зиме, о настоящей русской зиме — с морозами, снегопадами, сугробами...

Чтобы создать соответствующую атмосферу, предлагаю вам разгадать загадки на зимнюю тему.

Чьи рисунки на окне,

Как узор на хрустале?

Щиплет всякого за нос

Зимний дедушка... (Мороз).

Он когда-то был водой,

Но сменил вдруг облик свой.

И теперь под Новый год

На реке мы видим... (лед).

Дом ее на белой туче,

Но ей страшен солнца лучик.

Серебристая пушинка,

Шестигранная... (снежинка).

Кружит снег она вдоль улиц,

Словно перья белых куриц.

Зимушки-зимы подруга,

Северная гостья — ... (вьюга).

Зацепилась за карниз,

Головой свисает вниз.

Акробатка-крохотулька,

Зимний леденец — ... (сосулька).

Он из снега одного,

Из морковки нос его.

Чуть тепло, заплачет вмиг

И растает... (снеговик).

(Е. Савельева)

Сейчас, ребята, запишите в тетрадь все отгадки желательно, в том же порядке. (Проверка)

У кого из вас любое время года — зима? По чему? (Отклики детей.)

ЗИМНЯЯ ПЕСЕНКА

Ах, зима, зима, зима

— Красота — сойти с ума!

Замер лес, подобный чуду,

Залегла в лугах пурга,

И куда ни глянь — повсюду

Белолицые снега.

И пускай трещат морозы,

Нагоняя в сердце страх,

Чем сильней они, тем розы

Жарче пышут на щеках!

(И. Мазнин)

Ответы детей.

Далее учитель предлагает детям ознакомиться с фотоэкспозицией, размещенной на одной из стен кабинета, на которой представлены фотографии из календарей, репродукции картин, детские рисунки на зимнюю тему. Во время рассматривания детьми предлагаемого материала звучит соответствующая легкая инструментальная мелодия. По окончании дети делятся своими впечатлениями, отмечают наиболее понравившиеся материалы.

Учитель . Одним из красивейших зрелищ зимой является снегопад.

Снег идет, как заправский романтик,

Все снежинки стерильно чисты,

В белизну горностаевых мантий

Облачаются даже кусты...

(С. Смирнов)

Нарисуйте в тетрадях фрагмент снегопада.

Самостоятельная работа.

Обмен впечатлениями.

А теперь попробуйте сами составить образные предложения о зимней красоте, используя сравнения. Для этого соедините левую часть предложения с правой.

Учащиеся получают распечатки задания. Самостоятельная работа.

Проверка.

Ответ. 1 — 5; 2 — 3; 3 — 1; 4 — 2; 5 — 6; 6 — 4.

Какое из сравнений вам понравилось больше других? Придумайте свои образные предложения на тему зимней природы.

Отклики детей.

Настоящая зима радует не только красотой природы, но и разнообразными играми, которые возможны только в это время года. Об одной из них говорится в стихотворении Агнии Барто.

ИГРА

Окопались мы в снегу,

Мы стреляем по врагу,

Я никак от пулемета

Оторваться не могу.

Я с сегодняшнего дня —

Мастер меткого огня.

Мама этого не знала,

Увела домой меня.

А какие зимние забавы любите вы?

Ответы детей

Учитель . Следующее задание можно назвать игрой в снежки, но только интеллектуальной. Посмотрите на таблицу, найдите закономерность и подумайте, что нужно нарисовать в клетках вместо вопросительных знаков.

Таблица изображена на доске. Коллективная работа.

Зима богата на праздники. Самые значимые для большинства из нас те, что зашифрованы ниже. Расшифруйте их, пользуясь стрелками.

Ответ. 1. Новый год. 2. Рождество. 3. Старый Новый год.

Наверняка смысл праздников Нового года и Рождества вам понятен. А вот что за хитрый такой праздник Старый Новый год?

Традиция отмечать Старый Новый год в ночь с 13 на 14 января возникла после 1918 года, когда в России было введено новое летоисчисление. Когда-то этот день приходился на 1 января и назывался...

ВЕАЕСЕИЕЛЕЬЕЕЕВЕ

ДЕЕЕНЕЬЕ

Ответ . ВАСИЛЬЕВ ДЕНЬ. Читаем, пропуская каждую вторую букву, т.е. Е.

Васильев вечер, щедрый вечер — канун Нового года. Он считался самым подходящим временем для гадания. Девушки-гадальщицы, например, раскладывали на столе щепотку крупы, кусок хлеба, ножницы, золу, уголь и ставили миску с водой. Приносили в дом петуха. Считалось, что если петух клюнет крупу или хлеб, то жених будет из богатой семьи, если ножницы — то портной, если золу — табачник, если воду пить станет — пьяница, а если уголь вздумает клевать — девушка не выйдет замуж совсем.

В старину Новый год отмечали шумно и весело. Любимыми забавами были катания на санях с ледяных гор. Для этого заранее сооружались ледяные горы. Их высота иногда достигала двенадцати метров. Строили горы из деревянных бревен и досок, верхнюю площадку обносили перилами, а саму дорожку заливали водой. Наверху всегда дежурила полиция, чтобы в веселой толчее кто-нибудь не свалился вниз. Иностранцы называли эти горки русскими. Какой же русский не любит быстрой езды! Собиралось до 30—40 саней и все вместе, «утюгом» неслись по улицам города. На ухабах и поворотах можно было вывалиться, но тем веселее!

Внеклассное мероприятие «Зимние забавы»

Подготовили и провели: Долгобородова Л.А., Коткина И.В., учителя начальных классов МБОУ СШ № 8, Литвинова И.В., учитель музыки.

Мероприятие «Зимние забавы» для детей с ОВЗ знакомит ребят начальных классов с играми в зимнее время года, способствует формированию жизненно необходимых качеств. Задания включают в себя спортивные, интеллектуальные и развлекательные моменты на ловкость, быстроту, внимательность.

Цель : формирование потребности в здоровом образе жизни у детей через игровые упражнения, расширение знаний детей о зимних играх и забавах.

Задачи мероприятия :

формировать представление о северных зимних забавах на основе художественных и музыкальных произведений, фольклора и игр;

закрепить знания детей о зимних видах спорта;

отрабатывать умения действовать согласованно в команде посредством игровых упражнений;

развивать ловкость, быстроту, находчивость, любознательность, координацию движения,

воспитывать уверенность в своих силах;

коррегировать двигательные навыки, эмоциональное и этическое восприятие.

Методы: словесный, игровой, наглядный, слуховой

Краткий план проведения мероприятия

1. Загадка ведущего о зиме.

2. Стихи и зиме.

3. Песня «Кабы не было зимы»

4. Танец снежинок.

5. Конкурс «Лепим снеговика»

6. Песня «Снеговик». Заходит Снеговик (второй ведущий).

7. Конкурс «Играем в снежки».

8. Песня «Снежки».

9. Загадки о зимних видах спорта.

10. Веселая игра «Хоккей».

11. Эстафета «Санки»

12. Хоровод «Вдоль по улице метелица метет»

13.Награждение.

Слайды презентации в качестве заставки к этапам праздника.

Ход мероприятия

(1 слайд - Зимние забавы)

Ведущий:

Здравствуйте, дорогие ребята!

Здравствуйте, уважаемые взрослые!

Мы очень рады встрече с вами и уверены, что всем будет весело и интересно.

Ведущий :

Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины,
Разукрасил все витрины? (Зима)

Правильно, это зима. Сейчас она вступила в свои права.

( 2 слайд - Зима)

Ведущий :

Начинаем зимний праздник,

Будут шутки, будет смех.

И веселые забавы

Приготовлены для всех.

Ведущий:

Ребята приготовили о зиме стихи. Давайте послушаем.

1 ребенок:

В ледяной карете мчится

Зимушка-зима,

Ветер крыльями стучится

В сонные дома.

2 ребенок:

Расцветают скверы, парки

Снежной белизной.

И мороз возводит арки

Над тропой лесной.

3 ребенок:

Сыплет белый снежок,

Все деревья в инее.

Мы выходим поиграть

В это утро зимнее.

Нам не страшен мороз,

Пусть пугает стужею.

С ним холодной зимой.

Очень крепко дружим мы!

4 ребёнок:

Пришла зима весёлая

С коньками и салазками,

С лыжнёю припорошенной,

С волшебной старой сказкою.

На ёлке разукрашенной

Фонарики качаются.

Пусть зимушка весёлая (хором)

Подольше не кончается

Песня о зиме «Кабы не было зимы»

Кабы не было зимы
В городах и сёлах,
Никогда б не знали мы
Этих дней весёлых.
Не кружила б малышня
Возле снежной бабы,
Не петляла бы лыжня,
Кабы, кабы, кабы...
Не петляла бы лыжня,
Кабы, кабы, кабы...
Кабы не было зимы,
В этом нет секрета -
От жары б увяли мы,
Надоело б лето.
Не пришла бы к нам метель
На денёк хотя бы,
И снегирь не сел на ель,
Кабы, кабы, кабы...
И снегирь не сел на ель,
Кабы, кабы, кабы...
Кабы не было зимы,
А всё время лето,
Мы б не знали кутерьмы
Новогодней этой.
Не спешил бы Дед Мороз
К нам через ухабы,
Лёд на речке не замёрз,
Кабы, кабы, кабы...
Лёд на речке не замёрз,
Кабы, кабы, кабы...
(Композитор: Крылатов Е. Автор слов: Успенский Э.)
Ведущий:

Снежок порхает, кружится,
На улице бело.

( 3 слайд - Снег кружится)

Танец снежинок

Ведущий:

Сколько пушистого снега выпало. Как красиво стало вокруг.

Давайте устроим состязания необычные

Для многих гостей вообще непривычные.

Проявите сноровку, старание

И вот вам задание.

( 4 слайд - Снеговика лепи скорей)

Конкурс «Слепи снеговика» - 2 магнитных доски, 14 магнитов, детали для 2 снеговиков, повязки на глаза (2 команды собирают из деталей снеговика, 1 участник команды прикрепляет 1 деталь и т.д.)

Ведущий: Какие забавные снеговики получились. Давайте исполним песню «Снеговик»

(Заходит снеговик под песню «Снеговик» и выполняет вместе с ребятами движения в соответствии со словами песни, играет с детьми в снежки)

1. Жил веселый, смешной Снеговик,

Весельчак, балагур, озорник.

Снеговик рано утром вставал,

Сразу лыжи свои надевал.

Припев:

На меня ты скорей посмотри!

Ехал час, ехал два, ехал три!

Ты за мною скорей повтори!

2.Он к обеду домой приходил,

Младших братьев из снега лепил.

Вот один, вот другой снежный ком -

Снеговик с этим делом знаком.

Припев:

На меня ты скорей посмотри!

Лепит час, лепит два, лепит три!

Ты за мною скорей повтори!

3.Оживали те снеговики,

И весь вечер играли в снежки.

Белый снег под ногами скрипит,

А снежок все летит и летит.

Припев:

На меня ты скорей посмотри!

Бросил раз, бросил два, бросил три!

Ты за мною скорей повтори!

Снеговик:

Я, ребята, Снеговик,

К снегу к холоду привык:

Вы слепили меня ловко -

Вместо носа тут морковка.

Снеговик:

Давайте вместе поиграем

Снежки - комки сюда кидаем!

(5 слайд - Игра в снежки)

Конкурс «Попади в цель» - 2 корзины, снежки ( 2 команды)

Ведущий:

С мест скорее все вставайте,

Песню дружно запевайте!

Песня «Игра в снежки»
Слова: Н. Вересокина
Мы в снежки играем смело,
Ах, какое это дело,
Любим мы морозный день,
Нам играть в снежки не лень.

Припев:
Хлоп, хлоп, не зевай,
Ты от нас не убегай.
Хлоп, хлоп, не зевай,
А теперь в меня бросай.

Пусть зима морозит нас,
Мы погреемся сейчас:
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем!
Припев.

Снеговик:

Снеговик я не простой -

Любопытный, озорной.

Знать хочу я, чем ребята

Занимаются зимой? Дети отвечают

( 6 - 8 слайд - загадки, отгадки по щелчку)

Загадки о зимних видах спорта

Во дворе с утра игра,
Разыгралась детвора.
Крики: «шайбу!», «мимо!», «бей!» —
Значит там игра — (Хоккей )

Трудно, что ни говори,
Мчать на скорости с горы!
И препятствия стоят -
Там флажков есть целый ряд.
Лыжнику пройти их надо.
За победу ждёт награда,
Хлынут поздравленья валом.
Этот спорт зовётся … (Слалом)

Вопрос не лёгкий у меня,
Как это называют,
Когда спортсмены на санях
По жёлобу съезжают? (Бобслей )

Такое наслаждение,
Красивое скольжение,
Вращения, прыжки,
Кораблики, шажки. (Фигурное катание)

И в мишень спортсмен стреляет,
И на лыжах мчится он.
А вид спорта называют
Очень просто: (биатлон).

Спорт на свете есть такой,
Популярен он зимой.
На полозьях ты бежишь,
За соперником спешишь. (Лыжные гонки.)

Снеговик:


Классный час.
ЗИМУШКА-ЗИМА.
Цель: расширение кругозора учащихся, воспитание любви к природе, привитие любви к русской поэзии, воспитание чувства прекрасного, развитие познавательной активности.

Оборудование: рисунки на тему "Зима", карточки с пословицами, карточки со словами: декабрь, январь, февраль, студень, ветрозвон, лютовей, просинец, сечень, межень, снежень, ветродуй, бокогрей, письма от сказочных героев, кроссворд, выставка книг о зиме.

1. Вступительное слово учителя.
Вот север тучи, нагоняя,
Дохнул, завыл
И вот сама -
Идет волшебница зима.
О каком времени года говорится в этом четверостишье?

Сегодня классный час мы посвятим этому чудесному удивительному времени года - зиме. (Хотя за окном нет снега, пасмурно, грустно, но с помощью ваших ответов, рисунков, сообщений, картин мы попадем с вами в зимнюю сказку и как обещают нам синоптики в конце января установится настоящая морозная и снежная зима.)

Поднимите руку, кому нравится это время года? Почему вы любите зиму?
(Стук в дверь)
Ребята, посмотрите, сколько писем пришло нашему классу.

1 письмо от Слоненка: Здравствуйте, ребята! Я живу в жаркой Африке. У нас никогда не бывает зимы. А мне очень хочется узнать о зиме, о зимних явлениях, о том, когда наступает у вас зима?

Ребята, чтобы вы рассказали о зиме слоненку?

1 ученик: По календарю зима длится 3 месяца: декабрь, январь, февраль. Но по календарю метеорологов зиме отводится около пяти месяцев, то есть все то время, когда температура воздуха держится ниже ноля градусов.

2 ученик: Народный же Месяцеслов считает, что зима начинается с заморозков, а заканчивается капелью.

3 ученик: Коренная зима - трех месяцев владыка. Узнайте, о каком месяце зимы говорится в загадке:
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его - всех дней короче
Всех ночей длиннее ночи
На поля и на луга

До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет
Мы встречаем Новый год.
(Декабрь)

Учитель: По каким признакам вы узнали, что это декабрь?
(Самые короткие дни в декабре, самые длинные ночи в декабре, Новый год 1 января после декабря.)

Кто из вас знает, что это за день - 22 декабря - день зимнего солнцестояния, самый короткий день, самая длинная ночь. А теперь дни прибавляются, а ночи уменьшаются.

4 ученик: А теперь отгадайте мою загадку:
Щиплет уши, щиплет нос
Лезет в валенки мороз
Брызнешь воду - упадет
Не вода уже, а лед.
Даже птице не летится
От мороза стынет птица
Повернуло солнце к лету
Что, скажи, за месяц это?
(Январь)

Учитель: - По каким признакам вы определили? (холодно стало, повернуло солнце к лету, т.е. солнце светить стало ярче.)
- Каково птицам в это время года? (им трудно.)
- Что для них страшнее голод или холод?
- У кого есть кормушки?
Не забудьте покормить птиц зимой.

5 ученик:
Снег мешками валит с неба
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно
Ну, так что за месяц это?
(Февраль)

А сейчас ребята расскажут об этих месяцах.

1 ученик: Свое нынешнее имя декабрь получил в Древнем Риме от латинского слова "децем", что значит десять, т.к. он был десятым месяцем года. В России декабрь занял свое

двенадцатое по счету место в 1799 году, более двести лет назад. Этот месяц в народе называют студень: на всю зиму землю студит.

2 ученик: В русских говорах декабрь величают поэтически: ветрозвон, ветрозим, заморозь - первый месяц зимы с морозами, холодными ветрами и снегопадами. Декабрь ветром гнет, глаз снегами тешит, да ухо морозом рвет - лютует, потому и лютень. В декабре замерзают реки, поэтому он еще и ледостав. В этом месяце год кончается, а зима начинается. Декабрь - полночь года, самый теплый месяц, шапка зимы.

3 ученик: Всегда ли январь год начинал? Открывать год январь стал на Руси сравнительно недавно. Древние славяне, например, Новый год справляли 1 марта, а затем стали отмечать 1 сентября. Но более трехсот лет назад по указу Петра Первого Новый год стали отмечать 1 января. И про январь сложили пословицу: "Январь батюшка году начало, зиме середина". Январь - самый холодный месяц года, крыша зимы. У января есть древнее русское имя "просинец". Потому что небо в январе проясняется, показывает свою синеву.

4 ученик: В Древней Руси февраль считали последним месяцем года, поэтому и назывался он "сечень", отсекающий год. Еще называли февраль "межень" - межа, т.е. граница между зимой и весной, февраль - "снежень" и "лютень" - от обильных снегопадов и лютых морозов. Из-за частых метелей и вьюг называли его "ветродуем". Было и ласковое прозвище у этого сурового месяца - "бокогрей", потому что во второй половине месяца начинало пригревать солнце.

Учитель: Спасибо, ребята! Я считаю, что вы дали представление слоненку о зиме.
2 письмо нам прислал Медвежонок Мишутка.
"Ребята, я вам составил кроссворд, разгадайте его, по вертикали должно получиться зимнее слово."
1. Меньше тигра, больше кошки,
На ушах кисти-рожки.
С виду кролик, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь!
И ему не крикнешь:"брысь!"
Потому что это (рысь)

2. Он слетает белой стаей
И сверкает на лету
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту. (снег)

3. Кто осенью спать ложится,
А весной встает? (медведь)

4. Жил я посреди двора, Где играла детвора.
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей. (снеговик)

5. Что вниз головой растет? (сосулька)

6. Без рук, без ног двери открывает? (ветер)

7. За белой дверцей стужа, лед,
Там Дед Мороз, друзья, живет. (холодильник)

8. Пришла из леса птичница в рыжей шубке кур посчитать. (лисичка)

9. Белой стайкой мошкара
Вьется, кружится с утра,
Не пищат и не кусают,
Просто так себе летают. (снежинки)

10. Скачет по лесу то взад, то вперед,
Воет, гудит и деревья трясет. (вьюга)

Молодцы, ребята!
Учитель: Любит русский народ зиму-зимушку. И на санках покататься можно, и в снежки поиграть. А длинными зимними вечерами под завыванье метели можно и сказки послушать, и книги почитать. А сколько у зимы придумано пословиц! Их у зимы множество. И в письме, которое нам прислал ёжик есть задание: Собери пословицу и объясни ее смысл.
Много снега - много хлеба.
Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
В феврале два друга - мороз да вьюга.
Готовь сани летом, а телегу - зимой.
Любишь кататься - люби и саночки возить.
Мороз не велик, а стоять не велит.
В конце декабря солнце на лето, зима на мороз поворачивается.

Многие поэты посвящали свои стихи этому чудесному времени года.

И последнее письмо от зайчонка Коськи. Он хочет проверить вас. А знаете ли вы стихи о зиме?
Я читаю начало стихотворения, а вы продолжите. И кто автор этого стихотворения?
1. Белая береза
Под моим окном.
(С.Есенин "Береза")

2. Не ветер бушует над бором
Не с гор побежали ручьи.
(Н.Некрасов. Отрывок из поэмы "Мороз-Красный нос")

3. Буря мглою небо кроет
Вихри снежные крутя.

(А.Пушкин "Зимний вечер")

5. Вот моя деревня
Вот мой дом родной.
(Иван Зах.Суриков "Вот моя деревня")

А кто из вас хочет прочитать стихи о зиме?
- Наши древние предки были наблюдательны и знали, что по поведению животных и состоянию природы можно определить предстоящую погоду, и каким будет лето. Так создавались приметы.
Прочитаем их.
- Дым из трубы столбом - к морозу, дым из трубы стелется по земле без ветра - к снегу или дождю.
- Кошка мордочку прячет - к морозу, стенку царапает к непогоде, лежит брюхом вверх - к теплу.
- Курица стоит на одной ноге - к стуже.
- Зима снежная - лето дождливое; если зимой тепло - летом холодно.
- Зима морозная - лето жаркое.
- Если январь сухой и морозный, то лето - сухое и жаркое.
- Февраль холодный и сухой - август жаркий.
- Если звезды блестят ярко - к морозу.
- Мало звезд на небе - к ненастью (метелям).
- Кошка на печи - к морозу, кошка на полу - к теплу.
- Ворона ходит по дороге - к теплу.

Так что наблюдайте и запоминайте.

Выставка книг.

Задание: напишите слоненку письмо и расскажите ему о зимних играх, забавах, явлениях природы, можете в письме нарисовать снежинку, снеговика и т.д.