Kashmir индия. Кашмир: вечная война Северо-Западной Индии. Монастырь Стакна Гомпа

КАШМИР
спорная область на крайнем севере Индийского субконтинента. Индия предъявляет права на всю ее территорию площадью 222 236 кв. км. Кашмир граничит с Пакистаном на западе, Афганистаном - на севере, Синьцзян-Уйгурским и Тибетским автономными районами Китая - на востоке и штатами Индии Химачал-Прадеш и Пенджаб - на юге. Пакистан и Китай оспаривают права Индии, причем Пакистан вначале выдвигал претензии на обладание всей областью, а в настоящее время фактически включил в свой состав северо-западную часть Кашмира площадью 78 932 кв. км. В административном отношении она преимущественно выделена в т.н. Азад ("свободный") Кашмир. Под китайским контролем находится северо-восточная часть территории Кашмира площадью 42 735 кв. км. Остальную часть занимает индийский штат Джамму и Кашмир площадью 100 569 кв. км.

Строение поверхности и климат. В Кашмире можно обособить несколько природных районов, различающихся прежде всего по рельефу и геологическому строению. На крайнем юго-западе тянется узкая полоса Пенджабской равнины с сильно эродированными землями, которые в значительной степени утратили свое плодородие. К северо-востоку она сменяется холмистыми грядами Сивалика высотой до 600-700 м над у.м. и затем Малыми Гималаями (хребет Пир-Панджал с вершиной Татакути, 4743 м). За Малыми Гималаями находится знаменитая Кашмирская долина - обширная межгорная котловина длиной 135 км и шириной 40 км. Средняя высота ее днища 1600 м над у.м. Это самая густонаселенная часть Кашмира с крупнейшим городом Сринагаром на берегу р.Джелам близ оз. Дал. Среди озер этого района самое крупное - оз. Вулар. На северо-востоке над Кашмирской долиной нависает Большой Гималайский хребет с заостренными скалистыми гребнями, где отдельные пики превышают 7000 м (высшая точка гора Нункун, 7135 м). Далее к востоку простирается обширное нагорье Ладакх, известное также под названием Малый Тибет. Оно прорезано долиной верхнего Инда. К северу от Ладакха находится величественная горная система Каракорум, где много крутосклонных пиков с высотами более 7000 м, а некоторые из них даже превышают 8000 м. Особо выделяется вторая вершина мира - гора Чогори (8611 м), известная также под названиями К2, Годуин-Остен и Дапсанг. Крайний восток Кашмира занимает плато Аксайчин, захваченное Китаем. Северные районы Кашмира, контролируемые Пакистаном, представляют собой систему труднодоступных высоких горных хребтов, между которыми в узких теснинах текут быстрые реки. Здесь Каракорум и Гиндукуш образуют дугу, вогнутую к югу. Средние высоты гор превышают 5000-6000 м над у.м. Характерна сильная расчлененность рельефа с преобладанием крутых и нередко отвесных склонов. В высокогорных районах Кашмира широко развито современное оледенение. Особенно выделяется в этом отношении Каракорум, где площадь ледников превышает 14 тыс. кв. км. Здесь находятся многие крупнейшие ледники мира: Сиачен (длина 76 км, площадь 750 кв. км), Биафо, Балторо, Батура, Хиспар и др. Эти гигантские ледниковые системы дендритового типа состоят из основного долинного ледника со множеством боковых ледников-притоков. Конец ледника Батура находится близко от русла р.Хунза и проходящего по ее берегу Каракорумского шоссе, поэтому имеется опасность перекрытия этой стратегически важной магистрали. В Больших Гималаях тоже имеется значительное число ледников, но по размерам они уступают каракорумским (крупнейший ледник Ганготри в Кумаонских Гималаях достигает в длину 32 км и имеет площадь ок. 300 кв. км). Климат в Кашмире сильно меняется даже на небольших расстояниях. Среднее годовое количество осадков в Сринагаре 640 мм, в Джамму - более 1000 мм, а в городе Лехе в Ладакхе - лишь 80 мм. В Кашмирской долине 40-50% осадков приходится на период с февраля по апрель. Сельское хозяйство в северных районах Кашмира сильно зависит от снежно-ледникового питания рек. На юге Кашмира климат гораздо теплее, чем в его северных районах. Средняя температура января в Сринагаре составляет -1° С, июля +21° С.
Население. Наиболее достоверные данные о численности населения имеются лишь для штата Джамму и Кашмир. Перепись Индии 1991 зафиксировала на этой территории 7718,7 тыс. человек. Преобладает сельское население, рассеянное по многочисленным деревням. В последнее время быстрыми темпами происходит урбанизация. Значительно выросло население обеих столиц Кашмира - зимней Джамму (206,1 тыс. жителей) и летней Сринагара (594,8 тыс. жителей). В пакистанской части Кашмира, управляемой из города Музаффарабада, в конце 1980-х годов проживало ок. 2,8 млн. человек. В Кашмире расселены несколько народностей. Догры, сосредоточенные на юго-западе в районе Джамму, близки к панджабцам, язык которых - панджаби - наряду с догри и хинди принадлежит к самым распространенным в регионе. По религии жители этого района преимущественно индуисты, конфессиональное меньшинство образуют сикхи. В слабозаселенных восточных районах Кашмира народы тибетского происхождения - ладакхи и балти - исповедуют буддизм; их языки иногда рассматривают как диалекты языка бхотия, относящегося к тибето-бирманской группе. В остальной части Кашмира доминируют мусульмане. В Кашмирской долине этнический субстрат составляют кашмирцы, основные языки - кашмири и урду. Штат Джамму и Кашмир - единственный в Индии, где численно преобладают мусульмане.
Достопримечательности. В Кашмире много объектов, представляющих историко-культурную ценность, включая прежде всего религиозные святыни. Мусульмане наиболее почитают мечеть Хазратбал в Сринагаре, в которой хранится волос, как полагают, из бороды пророка Мухаммеда. Индуистские места поклонения включают пещеру Амарнатх, к северо-востоку от Сринагара, и храм Вайшно-Деви близ города Джамму. Буддийские часовни и монастыри ("гомпы") многочисленны в Ладакхе. На протяжении столетий Кашмир использовался для летнего отдыха индийских властителей. При Великих Моголах в 16-17 вв. в Кашмирской долине было разбито несколько "садов"-парков, в том числе самые знаменитые Нишат и Шалимар в Сринагаре. На оз. Дал базируется флотилия лодок, используемых в качестве постоянных жилищ. В Пахалгаме, Сунамарге и Гулмарге при британской колониальной администрации были основаны горные курорты, которые в настоящее время превратились в популярные места отдыха. Среди главных учебных заведений штата - университет Джамму (в городе Джамму) и Кашмирский университет (в Сринагаре).
Экономика. В Кашмире растет экономическое значение туризма, но занятие сельским хозяйством еще дает средства к существованию примерно 4/5 населения. Возделываются прежде всего рис, пшеница, ячмень, нут, просяные культуры и кукуруза. Развивается и садоводство. Важным источником дохода остается лесное хозяйство. Кашмир известен своими ремеслами. Особенно славятся изделия ковроделов, резчиков по дереву, чеканщиков серебра и меди, мастеров папье-маше. Транспорт в Кашмире развит слабо. Преобладают грунтовые дороги и караванные тропы, которые в сезон муссонных дождей становятся непроходимыми. Железнодорожная сеть замыкается на городе Джамму на крайнем юго-западе. Для связи Кашмирской долины с равнинами Индии важное значение имеет автомобильная дорога Сринагар - Джамму - Патханкот, пересекающая хребет Пирпанджал через перевал Банихал. Другая дорога Сринагар - Музаффарабад, обеспечивающая выход в Пакистан, в настоящее время пересекается демаркационной линией. В Кашмире, несмотря на плохое состояние местных дорог, имеется автобусное сообщение, наиболее развитое на юго-западной равнине и в пределах Кашмирской долины. Организуются рейсы и в периферические районы. Например, из Сринагара на автобусе можно добраться в Ладакх и Занскар, минуя труднодоступный перевал Зоджи-Ла в Большом Гималайском хребте. На севере Кашмира, преимущественно по долинам Инда, Гилгита и Хунзы, проходит стратегически важное Каракорумское шоссе, построенное в годы холодной войны. Оно соединяет Кашгар (КНР) и Исламабад (Пакистан) и пересекает Каракорум через перевал Хунджерад (4890 м). В городах Джамму, Сринагар и Лех действуют аэропорты.
История. Кашмир, расположенный на перекрестке торговых путей, связывавших Китай, Индию и Центральную Азию, издавна привлекал внимание соседних держав. В 3 в. до н.э. он стал частью государства Маурья, при одном из властителей которого - Ашоке - распространился буддизм. На протяжении последующих нескольких столетий на территории Кашмира царила феодальная раздробленность. Распространение ислама в Кашмире восходит к середине 14 в., оно усилилось, когда область была присоединена к державе Великих Моголов при императоре Акбаре в 1587. С развалом этой империи Кашмир захватили патаны (годы их владычества с 1752 по 1819). Земли в Джамму были разделены между местной знатью, а впоследствии были объединены под эгидой догрской династии. В 1819 догрское государство было аннексировано Ранджит Сингхом, сикхским правителем Пенджаба с 1801 по 1839. В 1846, после поражения сикхов в первой войне с англичанами, глава видного догрского рода Гулаб Сингх, ранее министр при дворе Ранджит Сингха, приобрел у британской короны за 7,5 млн. рупий право на управление Кашмиром. Махараджи из догров-индусов, пользовавшихся покровительством англичан, были популярны в Кашмире, где большинство населения исповедует ислам. Тем не менее они продолжали управлять княжеством вплоть до обретения независимости Индией и Пакистаном в 1947, несмотря на требования провести демократические реформы, выдвигавшиеся политической оппозицией и ее лидером шейхом Абдуллой. Власть англичан в Кашмире закончилась с принятием в 1947 "Акта об управлении Индией". Княжество имело возможность войти в одно из двух государств. Махараджа-индус Хари Сингх стремился сохранить автономию Кашмира, но подвергался давлению со стороны Индии и Пакистана. С ними была достигнута договоренность, что решение вопроса откладывается. Но вскоре Пакистан предпринял блокаду Кашмира, ибо тогда единственная магистраль вела из Кашмирской долины на юг и имела выход непосредственно на пакистанскую территорию. В октябре 1947 вооруженные пакистанцы-мусульмане, включая патанов, были доставлены автотранспортом к границе с Кашмиром и вторглись в западные и северо-западные районы княжества. Махараджа обратился за помощью к Индии и 26 октября согласился на вхождение Кашмира в ее состав. В итоге эти акции привели к сражениям между индийскими и пакистанскими войсками. Обе страны обратились в ООН, и в январе 1949 при посредничестве этой организации была достигнута договоренность о прекращении огня. В середине 1949 Индия и Пакистан согласились с временной демаркационной границей. Позднее была принята резолюция ООН о выводе вооруженных сил обоих государств из Кашмира и о проведении референдума о будущем статусе Кашмира, что так и не было выполнено. В 1959 индийские воинские части обнаружили, что китайцы проложили дорогу через пустынное плато Аксайчин в северо-восточном Кашмире. Индия усмотрела в этом строительстве попытку КНР усилить свое влияние в этом регионе. Не ограничиваясь отдельными вооруженными конфликтами, китайцы в 1962 предприняли вторжение в глубь Кашмира, но затем отступили, сохранив тем не менее контроль над высокогорной территорией Кашмира, расположенной к востоку от Каракорума. В 1971 возобновились столкновения между пакистанскими и индийскими войсками, что совпало со временем выхода Бангладеша из состава Пакистана. Соглашение в Шимле, подписанное в середине 1972 после одержанной Индией быстрой победы, закрепило сложившуюся демаркационную линию между пакистанскими и индийскими районами Кашмира. В 1980-х годах разные мусульманские общественные объединения, включая Фронт освобождения Джамму и Кашмира, развернули агитацию за независимый Кашмир или его вхождение в состав Пакистана. Обстановка резко обострилась в начале 1990, когда мусульмане Джамму и Кашмира провели массовые выступления против индийских властей, и особенно накалилась в мае, когда индийские войска открыли огонь по огромной толпе, собравшейся на похороны убитого Маулви Мухаммед Фарука, ведущего мусульманского деятеля Кашмира. В итоге значительная часть индусского населения Кашмирской долины (ок. 150 тыс. человек) была вынуждена укрыться в специально созданных временных лагерях. Конфликт между Индией и Пакистаном по поводу принадлежности территории Джамму и Кашмира продолжается до сих пор, хотя и перешел в менее явные и агрессивные формы.
ЛИТЕРАТУРА
Пуляркин В.А. Кашмир. М., 1956 Пешель М. Заскар. М., 1985

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Официальное название: Штат Джамму и Кашмир / the State of Jammu and Kashmir /

Столица: Летняя — Шринагар / Srinagar /, район Шринагар, зимняя — Джамму / Jammu /, район Джамму.

Общая площадь: 222 236 квадратных километров в пределах традиционных границ региона, из них только 101 387 квадратных километров находятся под фактическим управлением Индии.

Языки: Официальные — кашмири, урду, догри, пахари, балти, ладакхи, панджаби, годжри, дадри и киштвари. Также широко используются хинди и английский.

Лучшее время для посещения: В регионе Джамму — с марта по октябрь, пик туристической активности приходится на май и июнь. В регионе Кашмирская Долина — с апреля по октябрь летний туристический сезон, а с декабря по март — зимний, лыжный. В регионе Ладакх — с мая по октябрь. Туризм в штате напрямую зависит от сезонных дождей и снегопадов, когда закрываются горные перевалы по причине снежных завалов или оползней.

Краткий обзор: Джамму и Кашмир — самый северный штат Индии. Почти вся его территория располагается на западных отрогах Гималайских гор, поднимаясь от относительно низинных районов региона Джамму до многотысячных заснеженных пиков и вековых ледников региона Ладакх.

Исторически, религиозно и географически штат делится на три части — регион Джамму, состоящий из районов Катуа, Джамму, Самба (ранее входившего в район Джамму), Удхампур, Реаси (ранее входившего в район Удхампур), Раджаури, Пунч, Дода, Рамбан (ранее входившего в район Дода), и Киштвар (ранее входившего в район Дода); регион Кашмирская Долина, состоящий из районов Анантнаг, Кулгам (ранее входившего в район Анантнаг), Пулвама, Шопиан (ранее входившего в район Пулвама), Будгам, Шринагар, Гандербал (ранее входившего в район Шринагар), Бандипора (ранее входившего в район Барамула), Барамула и Купвара; регион Ладакх, состоящий только из двух районов — Каргил и Лех.

Местные легенды утверждают, что город Джамму был основан в 14 веке до н. э. раджой Джамбулочаном на том самом месте на берегу реки Тави, где во время охоты он увидел льва и козла, пьющих воду, стоя рядом друг с другом. Со временем, данное раджой своему городу имя Джамбу постепенно трансформировалось в Джамму. Название Кашмир происходит от слов «ка » и «шимира «, которые на санскрите означают «вода» и «иссушать», соответственно. Согласно индуистской мифологии, ведический мудрец и риши Кашьяпа осушил бывшее здесь когда-то озеро, чтобы создать на его месте живописнейшую долину, о которой впоследствии многие будут отзываться как о «рае на земле». Название третьего региона штата, Ладакх, на тибетском языке означает «Земля Высокогорных Перевалов», что полностью соответствует действительности этого захватывающего дух уголка, который ещё иногда называют индийским «Маленьким Тибетом».

В ведические времена, как говориться в Махабхарате, регионом правили Камбоджи, кшатрийское племя железного века. Их столицей был город Карна-Раджапурам-Гатва-Камбоджа-Нирджитастава, в котором многие учёные признают современный Раджаури. Немного позже, в районе 6 века до н. э., в Кашмире властвовали Панчалы, свидетельством об эпохе которых является название одной из частей современного штата — Пир Панджал. В 3 веке до н. э. регион вошёл в Империю Маурья, чей властитель Ашока сделал долину одним из главных центров изучения буддизма того времени. В 1 веке н. э. Ладакх ещё не относился к Камширу, а был частью Империи Кушана, а его смешанное индо-арийское население исповедовало свою древнюю религию — бонизм, доисторическое верование местных племён, имеющее шаманистские и анимистские черты. Постепенно, ко 2 веку н. э. проникающий из Камширской долины буддизм становился всё более популярен в Ладакхе, и число его последователей неуклонно увеличивалось. Монахи со всего Востока и Центральной Азии стекались сюда для обучения, о чём есть множество упоминаний в различных исторических источниках нескольких последующих веков. Регион Ладакх развивался сам по себе. К 8 веку «Маленький Тибет» оказался между двух огней — развивающимся «большим» Тибетом, надвигающимся с востока, и Китайским влиянием, проникающим всё сильней через перевалы из Центральной Азии. Власть над регионом несколько раз переходила от Тибета к Китаю и обратно, пока в 842 году бывший наместник Ньима-Гон не объявил о своём отделении от Тибетской Империи, и основании собственной династии в Ладакхе. За последующие несколько столетий регион ещё больше развился как центр изучения и проповедования буддизма, и почти всё его население того времени были последователями этой религии.

В 13 веке суфийские мистики принесли в Кашмир новую религию — ислам, и влияние индуизма с буддизмом в регионе быстро начало ослабевать. В 1323 году сам король Ринкана из новой ладакхской династии принял мусульманство, но большинство его соотечественников, тем не менее, предпочло буддистский путь развития, и покровительство Тибетских религиозных деятелей. Земли же современных регионов Джамму и особенно Кашмирской Долины под влиянием суфийских мудрецов довольно быстро исламизировались, и к 14 веку мусульмане уже составляли здесь большинство. Первое время мусульмане, индуисты и буддисты сосуществовали мирно, чему способствовали особенности суфийского ислама, во многом разделяющие индуистские традиции риши кашмирских пандитов , местного индуистского сословия. Представители всех трёх религий даже поклонялись в одних и тех же храмах одним и тем же святым, однако со временем некоторые мусульманские правители начали преследовать иноверцев и разрушать их святыни. Особенным усердием отличился султан Сикандар Бутшика (1389 — 1413 гг.), который вместе со своим министром, бывшим брахманом Саиф Уд-дином считаются самыми жестокими борцами с неверными. При их правлении индуистов открыто и повсеместно преследовали, стремясь к созданию исключительно мусульманского Кашмира. Был также отдан варварский приказ об уничтожении всех «золотых и серебряных изображений», к которым относилось, в том числе, и огромное количество индуистских и буддистских предметов религиозного культа. А в регионе Ладакх на протяжении нескольких столетий, с 1470 года, когда король Лхачен Бхаган объединил все земли под властью династии Намгиял, и до начала 17 века, основная часть населения оставались буддистами, традиции этой религии продолжали укрепляться и развиваться, несмотря даже на регулярные военные рейды соседей-мусульман и частичный переход ладакхского населения в ислам под воздействием этого.

В 1586 году император Акбар из династии Великих Моголов вторгся в Кашмир и через два года официально включил его в свою империю. Уходя, Акбар оставил своего советника Рамчандру I наместником этой территории. Рамчандра I, как официально считается, основал город Джамму, назвав его так в честь индуистской богини Джамва Мата. К началу 17 века Империя Моголов вплотную столкнулась с королевством Ладакх династии Намгиял, к этому времени расширившегося до границ Непала, и включившего в свой состав Занскар и Спити. Моголы разбили Намгиялов, но не стали захватывать Ладакх, и он сохранил свою независимость. Кашмирцы даже помогли ладакхцам восстановить эту независимость, когда в середине 17 века Намгиялы поддержали Бутан в его конфронтации с Тибетом, за что были завоеваны последним. Правда, в обмен за эту поддержку, кашмирцы построили в Лехе мечеть, а самого короля попросили принять ислам. В 1684 году было подписано окончательное соглашение между Тибетом и Ладакхом, урегулировавшее все спорные моменты между ними.

В 1752 году афганский султан Ахмад Шах Дуррани вторгся в Кашмир и подчинил его себе. Затем, в начале 1757 года он осадил Дели, но позволил династии Моголов оставаться на троне, поскольку они признали его власть над Пенджабом, Кашмиром и Синдхом. Оставив своего сына Тимур Шаха наместником, Ахмад Шах вернулся в Афганистан. В 1780 году после смерти Ранжита Део, потомка Рамчандры I, Королевство Джамму было завоёвано сикхами-дограми под предводительством Ранжит Сингха. Кашмирская Долина была занята ими в 1819 году, а в 1834 году сикхи, ведомые Зоравар Сингхом, генералом Ранжит Сингха, взяли Ладакх. Операция была проведена по приказу раджи Джамму Гулаб Сингха, внучатого племянника Ранжита Део, назначенного на эту должность в 1820 году в благодарность за проявленные при захвате Кашмира заслуги. Вспыхнувшее в 1842 году восстание ладакхцев было подавлено, и все три региона окончательно вошли в состав сикхского княжества Джамму и Кашмир.

В 1845 году началась Первая Англо-Сикхская война, но Гулаб Сингх осмотрительно оставался в стороне до 1846 года, когда после разгрома сикхов в битве при Собраоне, он выступил посредником в переговорах с британцами, и умудрился за денежную компенсацию получить от них право на управление от имени британской короны почти всеми землями княжества Джамму и Кашмир. После смерти Гулаб Сингха в 1857 году его сын Ранбир Сингх установил свой контроль также и над Ладакхом. Во время вспыхнувшего в этом же году Восстания Сипаев, Ранбир Сингх принял сторону британцев, за что получил в благодарность право на автономное княжество, подконтрольное Великобритании.

В 1925 году на трон Джамму и Кашмира взошёл внук Ранбир Сингха Хари Сингх. Индуистский махараджа не пользовался популярностью у мусульманского населения, составлявшего большинство. Вдобавок, он принял множество законов, которые ещё больше отдалили его от народа, в том числе не допустил мусульман на гражданскую и военную службу, обложил налогами исламские религиозные церемонии, и запретил всякую политическую активность среди мусульманской части общества, составлявшей более 77 процентов всего населения княжества. Лишь начиная с 1930 этот запрет начал постепенно ослабляться. В 1931 году, в наказание за антиправительственные проповеди войска Хари Сингха разрушили три мусульманские деревни и сожгли заживо их обитателей.

Неудивительно, что с приближением Независимости, в январе 1947 года мусульмане создали нелегитимное, правда, официально законодательное собрание, которое потребовало присоединения территории к создаваемому Пакистану. Махараджа этого не сделал, а стал оттягивать принятие решения, которого от него ждали все: по условиям соглашения о разделении Британской Индии, автономные княжества были вольны самостоятельно выбирать к кому присоединяться — к Индии или к Пакистану. В исключительных случаях даже мог быть рассмотрен вариант их полной независимости. Некоторые историки считают, что Хари Сингх пытался добиться именно этого, тем не менее, когда в октябре 1947 подстрекаемые и поддерживаемые Пакистаном пуштунские ополчения вторглись в Кашмир, махараджа подписал соглашение о присоединении к Индии, в обмен на военную поддержку от индийской армии.

Индийская армия получила приказ войти в Джамму и Кашмир, предотвратить дальнейшее проникновение пуштунских боевиков и вытеснить их за пределы государственных границ. Во время последовавшей операции довольно большая часть территорий действительно была освобождена, однако вмешавшиеся вскоре после начала военных действий пакистанские регулярные войска позволили Пакистану зафиксировать фронт примерно по границе, известной как Линия Контроля. После завершения активной фазы боевых действий, Индийское правительство запросило ООН о принятии решения по сложившейся ситуации. ООН потребовало от Пакистана освободить оккупированные территории, а от Индии — провести на них всенародный плебисцит чтобы узнать мнение местного населения. Пакистан отказался отводить войска, утверждая, что махараджа подписал соглашение уже после ввода индийских войск, а Индия не стала проводить плебисцит, ссылаясь на то, что не все земли освобождены от боевиков. Тем не менее, в конце 1948 года соглашение о прекращении огня было подписано, но оккупированные Пакистаном районы так и остались под его контролем. В 1949 году Хари Сингх был вынужден покинуть штат Джамму и Кашмир, передав бразды правления популярному национальному лидеру Шейху Абдулле, который был сторонником широкой автономии штата в составе Индии. Ему удалось до самой своей смерти в 1982 году сохранять относительное спокойствие в регионе.

В том же 1949 году новое коммунистическое правительство Китая перекрыло границу между долиной Нубра и Синьцзяном, перерезав проходящий там древний торговый путь. Китайцы никогда не признавали существовавшие соглашения о границах в регионе, подписанные в 19 веке и начале 20 века между Великобританией, Тибетом, Афганистаном и Россией. Более того, в 1955 году они начали тайную постройку военной дороги для улучшения снабжения между Синьцзяном и Западным Тибетом по восточной территории бывшего княжества Джамму и Кашмир, ныне известной как Аксай Чин. До 1957 года Индия даже не догадывалась о существовании этой дороги, пока китайцы не опубликовали её на своих картах, обозначив эту безлюдную пустынную землю как принадлежащую Китаю. Обе стороны начали наводнять регион войсками, и в 1962 году пограничные стычки переросли в крупномасштабную Шино-Индийскую войну. В результате неё оккупированные территории были полностью захвачены Китаем, который после этого в одностороннем порядке прекратил огонь 20 ноября того же года. В 1963 году власти Пакистана передали под управление Китая также и оккупированную ими область транс-каракорумского тракта в долине Шаксгам, находящуюся к северо-западу от ледника Сиачен.

К 1965 году участились пограничные стычки между индийскими и пакистанскими войсками, плюс к этому, в августе спецслужбы Пакистана, посчитавшие, что население Кашмира с радостью поддержит освободительные движения, а ослабленная и разбитая китайцами в 1962 году индийская армия не будет большой проблемой в случае возможного начала крупномасштабных военных действий, начали секретную «Операцию Гибралтар», ставившей целью наводнить Кашмир подрывными элементами. При поддержке Пакистана несколько тысяч исламистских боевиков и пакистанских кадровых военных, переодевшись в гражданское, проникли через пограничную Линию Контроля на индийскую территорию. Очень быстро, вследствие плохой продуманности и координации, план был раскрыт, а многие его участники схвачены и допрошены спецслужбами Индии. В ответ на подобные действия Пакистана, 15 августа 1965 года индийская армия пересекла Линию Контроля, и началась Вторая Индо-Пакистанская война, закончившаяся фактической победой Индии после принятой Советом Безопасности ООН 22 сентября резолюции о безоговорочном прекращении огня, и возвращении статуса кво, предшествующего началу боевых действий.

В 1971 году в Восточном Пакистане, современной Бангладеш началась жестокая гражданская война, в которую очень скоро оказалась вовлечена и Индия. Кроме основного театра боевых действий, Пакистан также попытался вторгнуться в Кашмир, ошибочно полагая, что на двух фронтах индийская армия не сможет действовать эффективно, но его войска были остановлены и отброшены, при этом очень многие военнослужащие погибли или попали в плен. Индия даже захватила около 14 000 кв. км. территории, до этого оккупированного Пакистаном Кашмира, но после подписания мирного соглашения в Шимле 3 июля 1972 года вернула их Пакистану в качестве жеста доброй воли.

В 1984 году Индия ввела войска на ледник Сиачен, который также был предметом неопределённости между Индией и Пакистаном. В ответ Пакистан ввёл свои войска, и на высоте около 6400 метров образовалось самое высокогорное поле битвы в мире. С тех пор военные так и находятся там, изредка сталкиваясь в мелких стычках, но у Индии имеется подавляющее стратегическое преимущество.

После смерти Шейха Абдуллы в 1982 году, подстрекаемые Пакистаном кашмирские повстанцы начали активизироваться, а в 1989 году их ряды пополнили оставшиеся без дела после окончания советской военной операции в Афганистане моджахеды, и в регионе вспыхнуло вооружённое восстание, которое только в 1996 году начало стихать. За эти несколько лет обе стороны, и боевики и индийская армия, совершили большое количество военных преступлений, что подтверждено многочисленными задокументированными свидетельствами.

Поздней осенью 1998 года индийская армия оставила свои высокогорные укреплённые точки на Линии Контроля в районе Каргила, по причине невозможности организовать транспортное обеспечение в суровых зимних условиях на пятикилометровой высоте Гималайских отрогов. Подобная практика применялась и пакистанской армией по той же причине. В феврале 1999 года Пакистан начал возвращать свои войска на позиции, а заодно реализовывать секретный план «Операция Бадр» — проникновение вооружённых отрядов, переодетых в гражданское, на индийскую территорию с целью занять их пока ещё неохраняемые укреплённые районы. Стратегической задачей пакистанцев было отрезать Ладакх от Кашмира, вынудить индийцев отступить с Сиачена, привлечь внимание мировой общественности к кашмирскому вопросу, и заставить Индию начать переговоры на выгодных для Пакистана условиях.

Только ближе к середине мая возвращающиеся индийские войска обнаружили захватчиков, и началось стягивание дополнительных армейских частей к зоне вторжения. Более 200 000 человек было мобилизовано, и при массированной поддержке индийских ВВС с воздуха они вскоре начали понемногу выбивать основательно засевших на укреплённых высотах пакистанцев. Вследствие этого, а также при активном содействии мирового сообщества, оказывающего значительное дипломатическое давление, в июле Пакистан был вынужден отвести войска за Линию Контроля. И хотя официальные пакистанские власти отрицали своё участие в конфликте, и утверждали, что индийской армии противостояли исключительно кашмирские повстанцы, было обнаружено множество доказательств их глубокой причастности к этой войне, чуть не приведшей к использованию ядерного оружия, имеющегося у обеих сторон конфликта.

Это была последняя война в Кашмире. С тех пор ситуация постепенно становится всё лучше и лучше, хотя сопротивление в регионе живо, и террористические акты иногда ещё происходят. С начала 2000-х годов значительно возросло число туристов, желающих посетить Кашмирскую Долину, более спокойный Джамму, и абсолютно мирный Ладакх. В июне 2009, после участившихся обвинений в нарушении индийской армией прав человека в регионе, правительство заявило о решении и вовсе убрать военные патрули и технику из населённых пунктов штата Джамму и Камшир. Остаётся надеяться, что тенденция на улучшение сохранится и далее, и на эту красивейшую землю наконец придёт долгожданный мир.

В течение всего 19 века Камширская Долина была популярнейшим туристическим курортом из-за своего мягкого климата. Обычно, в год правительственные службы выдавали только 200 разрешений на посещение, и лишь немногие счастливчики могли попасть в «рай на земле». В наше время ограничений нет, за исключением некоторых приграничных территорий, и большое количество религиозных паломников, любителей альпинизма и треккинга, рафтинга и парапланеризма, зимних видов спорта, а также ценителей неповторимой летней красоты Джамму, Кашмира и Ладакха посещают штат круглый год, и их число только увеличивается. К текущему 2009 году регион вошёл в число наиболее посещаемых туристами в Индии.

Помимо туризма, который, конечно, очень сильно пострадал от конфликта 90-х годов прошлого века, население Джамму и Кашмира занимается земледелием, сельским хозяйством и животноводством. Изделия местных ремесленников — знаменитые кашмирские шали и ковры — также всемирно известны и пользуются неизменным спросом.

Почти 67 процентов населения штата — мусульмане, около 30 процентов — индуисты, 2 процента — сикхи, и около полутора процентов буддистов и представителей других религий.

Карта:

Достопримечательности: Штат Джамму и Кашмир — это уникальное смешение нескольких религий, ещё большего количества культур и народностей, населяющих регион, многочисленных памятников их культуры и истории, и потрясающей природной красоты. От низинных тропических районов Джамму до высокогорных ледников Ладакха, где бывают почти арктические морозы, простирается этот невероятный уголок Индии.

Совершенно бесспорно, главной достопримечательностью штата является его природа, притягивающая к себе настоящих ценителей круглый год. В Джамму и Кашмире много красивых мест, перечислить их все трудно, но самыми популярными являются, конечно, озёра Дал и Нагин в «индийской Венеции» — Шринагаре, с их плавучими домами-хаусботами, и расположенные там же многочисленные парки и сады, утопающие в цветах и зелени; заливные, почти альпийские луга «Долины Цветов» — Гульмарга в районе Барамула, летом покрытого полями для гольфа, а зимой превращающегося в наполненный экстремалами-фрирайдерами со всего мира горнолыжный курорт; хвойные леса некогда крайне популярного, но опустевшего после событий 90-х годов прошлого века Пахалгама в районе Анантнаг, чьи пейзажи очень напоминают американские Скалистые Горы, и где начинается путь индуистских паломников к ледяному лингаму пещеры Амарнатх; во многом похожий природой на Пахалгам городок Сонамарг в районе Анантнаг, в настоящее время переполненный военными, который раньше также был очень популярен среди любителей треккинга и гималайских пейзажей; горное поселение Патнитоп в районе Удхампур, живописнейший туристический ресорт, расположённый на покрытых хвойными и лиственными деревьями отрогах горной гряды Шивалик, где, помимо треккинга, можно заняться параглайдингом и парапланеризмом, альпинизмом, скалолазанием, или просто прогуливаться по окрестностям, любуясь местными красотами; не менее притягательны суровые, но захватывающие дух пейзажи высокогорной пустыни Ладакха, с её многочисленными зелёными долинами, такими как Нубра, Маркха, Чемрей, Рупсу, Шьок, Рангдум, Занскар, Суру и Драсс, холодными, наполненными ледниковыми водами озёрами Тсо Морири, Пангонг Тсо и Тсо Кар, и великой рекой Инд, протекающей через весь Ладакх с юго-востока на северо-запад.

Ничуть не менее интересен штат будет и любителям старины и религиозных артефактов. Индуистские, мусульманские и буддистские династии так плотно наполнили ими Джамму и Кашмир, что просто разбегаются глаза: в районе Анантнаг находятся пещеры Амарнатх, священное для индуистов место поклонения Господу Шиве, ежегодно посещаемое более чем 500 000 паломников во время 45-ти дневного фестиваля ятры в июле-августе; в Джамму тянутся к небу многочисленные индуистские храмы, которыми знаменит этот город, иногда называемый «Городом Храмов»; недалеко от Джамму, в районе Удхампур, располагаются также известные своими храмами Шива Кхори и Вайшно Дэви; в Шринагаре находится мечеть Хазратбал, где хранится священная для всех мусульман реликвия — волос из бороды пророка Мохаммеда; здесь же, в Шринагаре, в тихом райончике Розабал, стоит неприметный мавзолей проповедника Иссы Юсуфа, в котором некоторые исследователи признают Иссу, второго по значимости пророка ислама, также известного под именем Иисус Христос; на территории Ладакха находятся несколько старинных буддистских монастырей, среди которых наиболее известны Ламаюру, Пхьянг, Спитук, Шей, Тиксей, Хемис, Стакна, Тактхок, Алчи и Сток; в самой столице Ладакха Лехе, в первую очередь, внимание привлекает монументальный королевский дворец династии Намгиял, построенный по модели дворца Потала в Тибете в 17 веке, возвышающийся на склоне горы над городом. И это — лишь малая часть из очень длинного списка сокровищ Джамму и Кашмира, открывать и изучать которые можно практически бесконечно, настолько их много на этой древней земле.

Любители этнотуризма приезжают в штат, чтобы своими глазами увидеть его многочисленные религиозные фестивали, в первую очередь, конечно, проходящие в Ладакхе, и сопровождающиеся традиционными буддистскими и бонистскими танцами в масках и ритуальных одеждах под старинную ладакхскую и тибетскую музыку. В Джамму и Камшире также проводятся фестивали, самые крупные из которых — Шри Амарнатх Джи Ятра и мусульманский праздник Рамадан.

В регионе отличная и колоритная национальная кухня, естественно, сильно различающаяся в индуистском Кашмире, буддистском Ладакхе и индуистском Джамму, но неизменно вкусная и недорогая. С жильём здесь также нет никаких проблем, за исключением некоторых нечистых на руку владельцев хаусботов в Шринагаре, идущих на всякие подлые ухищрения для выкачивания денег из клиентов. Следует всегда заранее обговаривать с ними все цены и все услуги, поскольку были случаи, когда коварные дельцы начинали требовать дополнительной оплаты за подвоз гостя от хаусбота до берега, или за еду, которые, по идее, должны входить в стоимость жилья. Увы, у предприимчивых кашмирцев в запасе ещё много трюков, и не стоит особенно расслабляться, поддаваясь сладким речам и очарованию этих потомственных торговцев.

Основным транспортом в регионе служат автобусы, джипы и такси. Цены на них довольно демократичны, разве что, частные джипы могут стоить несколько дороговато.

Внимание!!! Для посещения некоторых мест, таких, например, как Амарнатх, Пангонг Тсо, долины Нубра и Рупсу, и ледник Сиачен (не входящий, при этом, административно в состав Ладакха), требуется специальный пермит , который можно оформить через местные туристические агентства.

Из-за политической нестабильности, в регионе Джамму и особенно в Кашмирской Долине, всегда существует риск террористической угрозы или начала массовых беспорядков , поэтому обязательно следует узнавать текущую обстановку в каждом конкретном районе, прежде чем ехать туда . Регион Ладакх, к счастью, экстремисты практически не беспокоят.

Как добраться: За исключением воздушного сообщения, существует только две дороги в Джамму и Кашмир — на юго-западе, по хайвею через Катхуа и Джамму, и на юго-востоке, по закрываемой на зиму, и размываемой в сезон дождей трассе Лех — Манали.

Здесь широко представлено автомобильное сообщение — междугородные автобусы и многоместные джипы, государственные и частные, осуществляют регулярные рейсы в соседние районы Индии, как через Джамму и далее в Пенджаб, так и через высокогорные перевалы южного Ладакха, в населённые пункты штата Химачал Прадеш Сарчу и Кейлонг, и далее в Манали. Обычно, второй вариант включает в себя ночёвку в Сарчу или Кейлонге, но быстрые частные джипы могут покрыть всю дорогу за меньшее время, без необходимости делать остановку на ночь.

Авиакомпании Air India, Jet Airways, JetLite, Kingfisher Airlines, SpiceJet и GoAir, летающие из трёх аэропортов — в Шринагаре, Джамму и Лехе, связывают регион с такими городами Индии, как Дели, Мумбаи, Чандигарх, Бангалор и Лакхнау, штатом Гоа, а также между собой. Из Шринагара также летает международный рейс в Дубаи, осуществляемый авиакомпанией Air India Express.



Индия славится своей уникальной природой и колоритными достопримечательностями. Джамму и Кашмир – штат, расположенный в северной части страны, в Гималайских горах. Он представляет собой три региона, сильно разнящихся природой и культурными особенностями. Столицей является город Шринагар.

Кашмир – потрясающей красоты долины, восхитительные картины природы и кристально чистые озера. Джамму – множественные древнейшие храмы и дикие леса. Ладакх – или «Малый Тибет» – впечатляющие ландшафты и уединение буддийских монастырей.

Как добраться до Джамму и Кашмира

  • В Шринагаре функционирует аэропорт международного значения, поэтому добраться до Джамму и Кашмира можно на самолете. Предусмотрены прямые еженедельные авиарейсы из , и других крупных городов страны.
  • Получится доехать и поездом. Джаму-Тави – важнейший железнодорожный узел северной Индии. Ближайшая к Шринагару станция расположена в 200 км от города. Чтобы доехать до Кашмира, придется совершить пересадку в Джамму.
  • Добраться до места назначения можно на автобусе либо на автомобиле. Для этого существует национальная автомагистраль, соединяющая регион с основными городами северной Индии.

Дешевые перелеты в Сринагар

Откуда Дата вылета Дата возвращения Найти билет

Дели

Джамму

Лакхнау

Чандигар

Ранчи

Хайдарабад

Мумбаи

Гувахати

Дехрадуне

Нагпур

Где остановиться

Джамму и Кашмир обладает широким выбором отелей на любой вкус и бюджет.

Fortune Inn Riviera – уютный четырехзвездочный отель. Для удобства посетителей предусмотрены фитнес-центр, отлично оборудованный конференц-зал, рестораны, бесплатная парковка на территории.

Hotel Asia Jammu – спокойное, тихое местечко, предлагающее комфортный отдых. Фитнес-центр, открытый бассейн, рестораны, бесплатный wi-fi, внимательный персонал – здесь хорошо заботятся о своих постояльцах.

K.C. Residency – предлагает комфортные номера с кондиционером и телевизором. Все номера снабжены гостиным уголком, где можно отлично отдохнуть после насыщенного дня.

Погода

Большая часть штата расположена в горах, и лишь незначительная часть – на равнине. Климат в Джамму и Кашмире колеблется из-за неоднозначности рельефа.

Самым оптимальным временем для посещения Джамму, расположенного на равнинных местах, является временной промежуток с октября по ноябрь и с февраля по март. В этот период устанавливается самая комфортная температура.

Шринагар и вся Кашмирская долина лежат в области невысоких гор. С марта по май здесь льют дожди, а вот в наиболее знойные месяцы (май, июнь) сюда спешат со всей Индии спасаться от жары. Период с ноября по апрель отличается холодной погодой. В январе, феврале возможны обильные снегопады. температура воздуха опускается до -5 0 С.

Для любителей альпинизма сюда отправляться лучше всего в июле-августе.

Развлечения и достопримечательности Джамму и Кашмира

Джамму и Кашмир отлично подходит для активного отдыха. Для любителей экстрима предусмотрен один из лучших горнолыжных курортов в Гималаях.

За счет разнообразного и интересного рельефа, этот регион славится организованными трекингами – пешими походами. Кроме того, могучие гималайские вершины – мечта любителей альпинизма. Также Джамму и Кашмир интересны любителям пеших прогулок, совершая которые можно полюбоваться многочисленными храмам, мечетями и иными достопримечательностями.


Совершить путешествие в эти места решится не каждый. Но захватывающие дух приключения и незабываемые впечатления гарантированы всем, кто отправится в эти загадочные места.

Приехать в Джамму и Кашмир – значит подарить себе незабываемый отдых и массу захватывающих эмоций.

Северо-Западная Индия – регион очень сложный в этнополитическом отношении. Если на северо-востоке страны, где десятилетиями продолжаются конфликты между сепаратистскими движениями национальных меньшинств и правительственными войсками, сталкиваются интересы Индии и Китая, то северо-запад – точка столкновения индийских и пакистанских интересов. Фактически столкновение индийских и пакистанских интересов в Северо-Западной Индии является одним из фронтов общего противостояния мусульманского и немусульманского мира. Наиболее проблемной территорией в регионе является штат Джамму и Кашмир. Этот горный регион примечателен тем, что вплоть до 1947 года здесь существовало полунезависимое княжество Джамму и Кашмир во главе с махараджей – индуистом, тогда как основная часть населения относилась к мусульманам.


Джамму и Кашмир – древняя красивая земля, испокон веков являвшаяся мостом между Индией, Китаем и ирано-мусульманским миром. С глубокой древности здесь существовали города с высокоразвитой культурой и, вплоть до недавнего времени, удавалось относительно мирно сосуществовать последователям нескольких религий – мусульманам, индуистам, буддистам. Конечно, противоречия и войны, в том числе и на религиозной основе, имели место на протяжении всей Кашмира, но характер глобального противостояния они приняли лишь после освобождения Индии от британского колониального владычества.

Во многом здесь, безусловно, постарались колонизаторы, начертившие искусственные границы для двух постколониальных государств – Индии и Пакистана. Именно англичане несут львиную долю ответственности за продолжающееся геополитическое противостояние Индии и Пакистана, в котором, прежде всего, и заинтересован западный мир. Для США и Великобритании независимая сильная Индия представляет значительную угрозу, поэтому с самого начала было решено, во-первых, разделить ее на два государства (затем добавилось третье – Бангладеш), а во-вторых – стравить государства Индостана в непрекращающемся противостоянии. Одним из инструментов этого стравливания и является кашмирский конфликт.

До того, как была провозглашена независимость Индии и Пакистана, мусульманское население княжества Джамму и Кашмир прекрасно уживалось с индуистскими махараджами и соседние мусульманские правители не выражали по этому поводу особых претензий. Напомним, что в Джамму и Кашмире индуисты населяют южную территорию – это, в основном, представители индоарийских народов.


Солдат патрулирует во время комендантского часа на безлюдной улице. За ним на стене надпись: «Индийские собаки, убирайтесь домой»

Мусульмане сосредоточены на севере и включают не только индийские народности, но и пуштунов, тибето-бирманскую народность балти и уникальную народность буриши, говорящую на изолированном языке бурушаски, над загадкой происхождения и родства которого до сих пор до сих пор ломают голову ученые всей планеты. Помимо индуистов и мусульман, в Джамму и Кашмире проживает также достаточно многочисленная буддистская община, представленная, в первую очередь, тибетоязычным населением бывших княжеств Ладакх и Заскар. Ладакх исторически тяготеет к Тибету и, по понятным причинам, является зоной повышенного интереса со стороны соседнего Китая.

В современном индийском штате Джамму и Кашмир этноконфессиональная ситуация выглядит следующим образом: большая часть населения (67%) исповедует ислам, 30% - индуизм, 2% - сикхизм и 1% - буддизм. При этом существуют сильные различия между отдельными территориями штата. Так, в северной части – Кашмире - мусульмане составляют до 97% населения. На юге штата – в Джамму, наоборот, 65 % населения составляют индуисты, мусульман лишь 31%, сикхов – 4%. В Ладакхе 46% составляют буддисты. То есть, мы видим, что этноконфессиональный расклад в штате отличается неравномерностью распределения этнических и конфессиональных групп по его территории, но в то же время существует очевидное преобладание в численности мусульманского населения.

Что касается этнической картины, то население Кашмира представлено следующими группами: 1) дардские народы, промежуточные между индийскими и иранскими – кашмирцы, шина, калаши и другие этносы. 92% кашмирцев – мусульмане, остальные – индуисты; 2) индоарийские народы – пенджабцы, догры, хиндустанцы и другие этносы, преимущественно населяющие южную часть штата и исповедующие индуизм, сикхизм или ислам; 3) тибето-бирманские народы – ладакхи, балти, тибетцы – населяют северо-восточную часть штата и исповедуют преимущественно буддизм ламаистского толка, а также тибетскую религию бон (за исключением балти, которые едва ли не единственная тибето-бирманская народность, исповедующая ислам шиитского толка); 4) буриши, говорящие на языке бурушаски и населяющие область Хунза, в настоящее время контролируемую Пакистаном. Эта народность также исповедует ислам; 5) пуштуны (афганцы), относящиеся к иранским народам и поддерживающие тесные связи с соплеменниками в Пакистане и Афганистане.


Один из кашмирских подростков бросает камни в военных

Махараджи Джамму и Кашмира по национальности были дограми. Догры возводят свой род к выходцам из Раджпутаны (современный штат Раджастхан), гордятся своими воинскими подвигами и в большинстве своем сохраняют индуистскую религию, хотя небольшая часть догров также исповедует сикхизм и ислам. Формально в состав их государства с правившей сикхской династией, которая остальными сикхами рассматривалась как изменники сикхизма, входили земли собственно Джамму и Кашмира, а также буддистские княжества Ладакх и Заскар и эмираты Хунза, Гилгит и Нагар. В настоящее время Гилгит-Балтистан и Хунза контролируются Пакистаном. Британские власти в обмен на лояльность позволили махараджам Джамму и Кашмира сохранить свой престол и не особо вмешивались во внутренние дела этого региона.

Когда в 1947 г. произошел раздел Индии и Пакистана, махараджа Джамму и Кашмира Хари Сингх, стремившийся сохранить свое единовластное правление на подконтрольной ему территории, не пожелал войти в состав ни одного из новообразованных государств. Однако мусульмане, недовольные этим решением и не стремившиеся и впредь оставаться под властью индуиста, тем более, что рядом их соплеменники оказались в составе собственного суверенного мусульманского государства, подняли вооруженное восстание. Махарадже не оставалось ничего иного, как обратиться за помощью к Индии. Так территория Джамму и Кашмира вошла в состав индийского государства, при этом наследник Хари Сингха Каран Сингх, занимающий пост губернатора штата, до сих пор формально является махараджей Джамму и Кашмира.

На помощь мусульманскому населению штата прибыли пуштунские племенные ополчения афридиев и юсуфзаев – племен, проживавших в пограничных районах Пакистана и отличающихся большой воинственностью и ревностным отношением к религии. После того, как индийской армии удалось отбить их атаки, вмешались пакистанские вооруженные силы. Так началась Первая Индо-пакистанская война, длившаяся с 21 октября 1947 по 1 января 1949 гг. и закончившаяся разделом территории Джамму и Кашмира между Индией и Пакистаном. Примерно 60 % территории княжества оказалось в составе Индии, тогда как остальная северная часть, населенная мусульманами, отошла по факту к Пакистану.


Сопротивление кашмирских протестующих и индийских военных на улицах Шринагара

С тех пор индо-пакистанский конфликт вокруг Кашмира продолжается фактически непрерывно. Около семидесяти лет два соседних государства не могут решить миром вопрос о границах между ними. За это время последовало еще три индо-пакистанские войны – Вторая – в августе-сентябре 1965 года, Третья – в декабре 1971 года, Каргильская – в 1999 году, а также бесчисленное количество мелких вооруженных конфликтов. И Индия, и Пакистан вынуждены держать в регионе значительные вооруженные силы, вкладывать огромные деньги в совершенствование вооружения и оснащения армейских и полицейских подразделений.

Помимо использования собственных вооруженных сил, Пакистан активно спонсирует мусульманские радикальные организации, базирующиеся в подконтрольном ему районе Кашмира и совершающие террористические вылазки против индийских правительственных войск. Территория пакистанского Кашмира за последние десятилетия превратилась фактически в базу международных террористических организаций, использующих труднодоступные горные местности как прекрасное укрытие для своих тренировочных лагерей. Эти организации фактически и осуществляют контроль над пакистанским Кашмиром, установив на его территории свои порядки и препятствуя проникновению в регион не только индийцев, но и любых иностранцев – немусульман.

На подконтрольной Пакистану территории Кашмира образованы провинции Северная и Азад Кашмир, тогда как индийская территория входит в состав штата Джамму и Кашмир. Помимо того, примерно 10% территории Кашмира в 1962 году было оккупировано китайскими войсками и до сих пор эта территория, носящая название Аксай Чин, входит в состав КНР, как и часть Транс-Каракорумского тракта, присоединенная к Китаю в 1963 году с согласия пакистанской стороны.


Солдаты индийской армии во время учений у индийско-пакистанской границы на территории спорной территории индийского Кашмира

Однако, раздел территории бывшего княжества между Индией, Пакистаном и КНР не означал прекращения вооруженных конфликтов в регионе. Мусульманские организации, базирующиеся в пакистанском Кашмире, не собираются мириться с тем, что значительная часть их единоверцев остается в составе индийского штата Джамму и Кашмир – в том числе, в районе кашмирской долины, где мусульмане составляют около 97 % населения.
Естественно, что штат Джамму и Кашмир стал постоянной мишенью атак террористов. На территории штата базируется значительный по численности индийский военный контингент, призванный обезопасить регион от возможного риска пакистанского или китайского вторжения. В 1990 году в штате Джамму и Кашмир, в виду постоянной угрозы террористических атак со стороны радикальных организаций, были расквартированы двадцать индийских дивизий.

Им противостоят боевики радикальных организаций, общая численность которых также исчисляется тысячами человек. При этом, если следовать индийским источникам, в последние годы происходит снижение удельного веса собственно кашмирских мусульман в рядах радикальных организаций – их сменяют выходцы из соседних Пакистана и Афганистана, отступающие талибы, а также уйгурские сепаратисты из соседнего Китая и радикалы из бывших советских среднеазиатских республик. Вся эта многонациональная публика находит свое пристанище в тренировочных лагерях на территории пакистанского Кашмира.

Опасность радикализации индийских мусульман усугубляется и тем, что в социальном плане мусульмане существенно уступают индуистам. Как правило, представители мусульманской общины хуже образованны, среди них меньше предпринимателей и представителей интеллигенции. Это связано, в том числе, и с тем, что изначально в ислам переходили представители низших каст, стремившиеся тем самым вырваться за пределы кастовой системы. После образования суверенного Пакистана значительная часть мусульман, прежде всего из верхних слоев общества, покинула Индию, предпочтя делать карьеру в собственном мусульманском государстве. Остались в Индии как раз менее обеспеченные и менее образованные представители городских низов, ну а в случае Кашмира – представители местных коренных этносов, также занятые преимущественно в традиционных сферах хозяйствования.

То есть, у радикальных исламских организаций в Индии существуют достаточно широкие возможности в плане пополнения и обновления кадрового ресурса, прежде всего за счет безработной молодежи. Антиамериканская риторика, активно используемая радикальными исламскими организациями, также содействует поднятию их авторитета. Имеет значение и роль Пакистана, Саудовской Аравии, других мусульманских государств, которые оказывают финансовую и организационную помощь индийским мусульманским организациям.


Огромный отток денежных средств на поддержание войск в этом регионе, заставили Индию и Пакистан открыть диалог для мирного размежевания по Сиачену, без ущерба для потери территории с обеих сторон

В настоящее время ключевыми акторами военно-политической ситуации в Кашмире являются следующие религиозно-политические организации:

1. Джамиат уль-улама-и ислам – Общество исламских богословов. Именно эта пакистанская организация осуществляет вербовку и подготовку боевиков для кашмирских военизированных формирований.

2. Лашкар и-Джангви – Армия Джангви, вторая по значимости религиозно-политическая организация, осуществляющая вербовку и подготовку боевиков для вооруженных формирований и непосредственно руководящая последними.

3. Хизб-и муджахидин – Партия борцов за веру. Является одной из наиболее радикальных исламских организаций региона, выступающих за независимость Кашмира.

Следует отметить, что все перечисленные организации относятся к радикальному крылу ортодоксального суннитского ислама. Это объясняется тем, что именно сунниты в современном мире представляют собой наиболее активную исламскую силу. Пакистан и афганские талибы оказывают поддержку именно суннитским организациям. Однако в Кашмире проживает и значительное количество мусульман-шиитов, прежде всего – исмаилиты. Для радикальных суннитов они выступают вторыми после индуистов и буддистов идеологическими врагами, предусматривается или обращение их в суннизм, или «очищение» будущего исламского Кашмира от исмаилитов.

Позиции исмаилитов сильны в горных районах, прежде всего среди небольших этнических групп вроде балти и буришей. Своим главой исмаилиты считают имама Ага-хана IV. Этот духовный лидер исмаилитских общин Индии, Пакистана, Афганистана, Таджикистана и других стран постоянно проживает в Великобритании, но пользуется большим влиянием в регионе. Мы можем предполагать, что в силу глубоких связей с британской короной исмаилитский имам является и важнейшим проводником английского влияния в Северо-Западной Индии. Ведь Ага-хан мало того, что проживает и ведет бизнес в Великобритании, сам является наполовину (по матери) англичанином. Естественно, что решение кашмирской проблемы невозможно без учета интересов исмаилитской общины, которая также не удовлетворена растущим влиянием ортодоксальных суннитских организаций, угрожающих самому существованию шиитского ислама в Северо-Западной Индии.

Индо-пакистанские конфликты и атаки повстанцев к началу XXI века унесли жизни не менее чем 30 тысяч военнослужащих и мирных жителей. Пакистанские источники уверяют, что количество погибших в боевых действиях мусульман гораздо выше и достигает 70 тысяч человек. Фактически Джамму и Кашмир является незатихающей горячей точкой, эскалация насилия в которой значительно превосходит другие проблемные индийские штаты, включая и Северо-Восточную Индию, где также действуют сепаратистские вооруженные организации.


Индийский военнослужащий с вершины горы следит за порядком на вверенном ему участке. Тысячи военных и военизированных полицейских размещены вдоль маршрута паломников: с 1990-х годов в штате Кашмир продолжается борьба с мусульманскими сепаратистами

Поскольку кашмирских мусульман активно поддерживает Пакистан и афганские талибы, с , пропагандистской литературой, организационным обеспечением у них проблем не наблюдается. И это в значительной степени усложняет эффект действий правительственных войск и спецслужб, которым оказывается не под силу преодолеть вооруженное сопротивление в Джамму и Кашмире. Ситуация усугубляется тем, что Индия и Пакистан являются ядерными державами и в случае обострения положения в регионе Кашмира последствия не только для этих стран, но и для всего человечества, могут быть самыми непредсказуемыми.

Для Индии Кашмир остается одной из первостепенных проблем, причем не существует хоть сколько-нибудь правдоподобных надежд на решение сложившейся в этом регионе ситуации. Перед индийским правительством остается два пути – либо согласиться с территориальными претензиями Пакистана и освободиться от территории с преимущественно мусульманским населением, либо вести непрекращающуюся войну с радикальными организациями, которые поддерживаются тем же Пакистаном и, косвенно, большей частью исламского мира.

Однако, уступить территории Кашмира Пакистану означает не только потерпеть поражение и потерять стратегически важные районы, но и согласиться с тем, что Кашмир в еще большей степени превратится в очаг распространения религиозного экстремизма и терроризма в Южной Азии. Поэтому вряд ли индийское правительство когда-либо пойдет на предоставление суверенитета Кашмиру. А это значит, что конфликт в регионе так и будет тлеть, во многом при внешней поддержке заинтересованных государств.

Фотограф-документалист из Украины. Уже больше года она путешествует по Центральной и Юго-Восточной Азии, документируя повседневную жизнь людей, их быт, обычаи и традиции. Ее главные интересы - экология и права женщин. Мы публикуем ее фотоисторию и рассказ про Джамму и Кашмир - штат на севере Индии.

В индийский штат Джамму и Кашмир (J&K) нас сначала не пропускали. «Мисс! Мисс! Там террористы, там злые люди! Там опасно!» - кричал мне в лицо толстый индийский полицейский, живот которому болезненно пережимал ремень, а через плечо висел автомат. 15 минут назад он заставил нас выйти из застопленной несколькими километрами раньше машины и принялся торопливо записывать номера наших паспортов в старый потрепанный блокнот. Несмотря на все его старания, мы были упрямы, решили не слушаться и все-таки ехать дальше.

«Военные действительно везде - между гор и возле рек, под палящим солнцем вокруг мечетей и вдоль буддистских храмов. Однако к ним привыкаешь, как к причудливой инсталляции»

Уже не одно десятилетие штат Джамму и Кашмир пытается отвоевать независимость от Индии. Однако сегодня, как никогда, концентрация военных там особенно велика. Говорят, что на 10 мирных жителей J&K здесь приходится как минимум 1 индийский военный.

И да, военные действительно везде - между гор и возле рек, под палящим солнцем вокруг мечетей и вдоль буддистских храмов. Однако, к ним привыкаешь, как к причудливой инсталляции. Как и ожидалось, нервный полицейский был неправ, и время, которое мы провели в J&K было мирным и счастливым.

Местные здесь не считают себя индусами, а вместо того гордо утверждают: «Я- коренной кашмирец!». Они едят баранину и кари, смешивая все пальцами, молятся 5 раз в день и игнорируют алкоголь. Здесь женщины прикрывают волосы и прячут улыбки под платками, а уже менее чем через 100 километров к востоку главным блюдом становится «мо мо», буддисты читают монотонные мантры, а туристки ходят в лосинах и майках. Неизменным на всей территории J&K остается лишь чай с молоком, просторные большие горы и гордость за свою маленькую, но такую красивую землю.

Как-то неожиданно здесь мне было по-домашнему хорошо, а еще очень напоминало таджикский Памир и китайский Цинхай одновременно. На необъятных просторах паслись горные козлы и яки с большими красивыми глазами. А мы, застопив туристов-индусов, ехали дальше.

«Неизменным остается лишь чай с молоком, просторные большие горы и гордость за свою маленькую, но такую красивую землю»