Как правильно читать лекцию студентам. Как читать лекции — интересно и эффективно. Методы оптимизации семинара

Не так давно я был студентом, поэтому ещё свежо в памяти, какие преподаватели были интересными, а от каких откровенно мутило. И хотя свой стиль преподавания я ещё не успел выработать, но я знаю точно как не нужно преподавать. А именно - не стоит читать по книжке или бумажке под запись огромные конспекты. Это вряд ли кому-то будет интересно, так как в таком стиле ни один нормальный студент долго держать на вас внимание не будет.

Действительно, намного интереснее слушать тех преподавателей, которые во-первых знают предмет, который преподают, а во-вторых - рассказывают, а не читают по бумажке.

Как правильно преподавать, нас должны были научить на дисциплине "Психология и педагогика" на втором или третьем курсе, но нас научили только психологии. Никакой педагогики у нас так и не было.

Делюсь своей методикой преподавания. Я никогда не готовлюсь к занятиям. Всё дело в том, что я беру те дисциплины, в которых я ориентируюсь очень хорошо. И могу держать монолог или диалог об этом в течение сколь угодно большого количества времени. Однако, я всё-таки советую перед тем, как начать вести лекцию таким образом, составить хотя бы какой-то список тем, которые вы бы хотели раскрыть своим студентам. Это позволит вам избежать неловких пауз и существенно упростит работу.

Иногда бывает такое, что вы вычитываете материал слишком быстро и вдруг у вас заканчиваются идеи того, что же ещё можно рассказать студентам. Вот как раз на такие случаи вам и нужен план.

Студентам хочется рассказать очень много всего. И если вы начнёте всё им рассказывать в одну кучу, то есть вероятность, что они совершенно ничего не поймут.

Отлично, если вы будете давать домашние задания своим студентам. Это позволит оценить их уровень вовлеченности, уровень подготовки, а также позволит дать каждому из них обратную связь.

Я очень ценю свое время и время своих студентов. Если получается так, что я завершаю лекцию раньше, чем заканчивается пара, но я уже всё рассказал и дал задание - я отпускаю студентов отдыхать, так как особого смысла их держать в течение длительного времени, растягивая время, я не вижу.

Как научиться преподавать? Нужно больше практики. Самую первую лекцию было вести откровенно говоря, некомфортно и даже страшновато. Но чем дальше, тем больше вы увереннее ведете занятия. Появляются какие-то наработки, опыт, умение держаться на аудиторию и так далее.

Преподавать не так-то просто, как кажется со стороны. После нескольких лекций подряд устаешь очень сильно. Я даже не думал, что это такой ресурсоёмкий процесс. В первое время даже язык начинает заплетаться с непривычки. Редко в обычной жизни приходится говорить несколько часов без остановки.

Конечно самое лучшее, когда у студентов возникает интерес, вопросы, обратная реакция. В таком случае вы уже даете им не то, что считаете нужным, а то, что они запрашивают.

Добиться этого не всегда бывает просто. Студенты, у которых идёт пятая пара подряд - делают такое лицо, что непонятно - им неинтересно или же они действительно очень сильно устали.

Игорь Стрелков (Гиркин) 14 апреля прочитал лекцию (именно так назвал свое выступление сам автор) на тему "Геополитические конфликты на постсоветском пространстве". Мероприятие проходило в РАНХиГС.

Непосредственно перед лекцией Стрелков сделал потрясающие вступление (стенограмму вступления можно прочитать в конце статьи):

На основе выступления новоиспеченного лектора я составил памятку "Как не надо читать лекции", проиллюстрировав каждый пункт цитатой Стрелкова:

1. Не надо рассказывать, что вы не изучали предмет, по которому собираетесь читать лекцию. И вообще, лучше воздержаться от чтения лекций на темы, в которых вы не разбираетесь.
"Я хотел сказать, что, действительно, поскольку политология - это не та наука, которую я всегда изучал... "

2. Не надо говорить, что тема слишком сложная для вас. И опять же, лучше воздержаться от чтения тем, с которыми вы не справляетесь.
"...тему «Геополитические конфликты на постсоветском пространстве» обозначили очень серьезно, я не обещаю, что я ее отражу ее в какой-либо полной мере ..."

3. Не надо говорить, что вы не умеете читать лекции и предпочли бы другой формат общения. Если считаете, что можете более доступно изложить своим мысли в другом формате, то зачем вообще читать лекцию? Используйте удобный для вас формат.
"Остальное, я думаю, мы сможем обсудить в рамках живой беседы. Я думаю, что это у меня лучше даже в какой-то степени получится ."

4. Не надо говорить, что вы читаете лекцию только потому, что у вас есть некоторый текст. Наличие у вас текста не является основанием для его публичного чтения.
"Тем не менее текст написан, и я его, с вашего позволения, все-таки прочту ".

5. Если лекцию написали не вы, то не рассказывайте, что писали сами. Просто умолчите об этом. А то слушатели сразу поймут, что текст написал кто-то другой. И не в коем случае не говорите, что такой-то человек не писал эту лекцию. Вы этим выдадите реального автора.
"...поскольку писал сам, писал вживую... Аппарата какого-либо, который готовит для меня в движении «Новороссия» тексты и речи не существует ".

9. Не говорите, что ваша лекция - это просто компиляция чужих трудов. И уж тем более не хвастайтесь этим - компиляция чужих текстов не повод для гордости.
"Конечно, не могу сказать, что вот совсем все, поскольку я много читаю. И читаю различных публицистов, ученых. Поэтому, наверняка, текст является частично компиляцией, частично заимствованием. Но тем не менее все-таки я комплектовал его сам ".

10. Не надо предупреждать, что вы не владеете научно-справочным аппаратом.
"...не владею ни научно-справочным аппаратом ..."

11. Не надо предупреждать, что вы неспособны обосновать ваши выводы. Лучше воздержитесь от тезисов, которые не можете доказать.
"Не ожидайте от меня научного обоснования суждений, как и ссылок на труды известных политологов и научно-справочный аппарат ".

12. Ни в коем случае не говорите, что писали лекцию на коленке. Это крайнее неуважение к слушателям.
"Лекция писалась на коленке и не претендует на научность ".

Если захотеть, можно еще что-нибудь найти. А если серьезно, то это вступление - яркая иллюстрация ничтожности Гиркина. В этих двух абзацах весь его психологический портрет. Портрет труса и предателя, не отвечающего ни за что. Даже за свою лекцию, за которую он оправдывается еще перед прочтением.

Полный текст всутпления (курсивом выделен текст, который был прочитан по бумажке):

Я хотел сказать, что, действительно, поскольку политология - это не та наука, которую я всегда изучал… вот… и не владею ни научно-справочным аппаратом (ну это… я об этом я еще скажу в ходе лекции), поэтому на тему «Геополитические конфликты на постсоветском пространстве» обозначили очень серьезно, я не обещаю, что я ее отражу ее в какой-либо полной мере. Тем более, что стремился ну… задать как бы определенный вектор… а… этим текстом, который я вчера подготовил. А… Остальное, я думаю, мы сможем обсудить в рамках живой беседы. Я думаю, что это у меня лучше даже в какой-то степени получится. Тем не менее текст написан, и я его, с вашего позволения, все-таки прочту, поскольку писал сам, писал вживую. Ну и какой-какой законченный текст получился, лучше будет, если я его озвучу с бумаги.

ПС Если после этого вступления вы все еще хотите послушать лекцию Стрелкова, то это можно сделать

Под конец семестра иногда начинаю звереть

Александр Марков (mozgovoyshturm.ru)

Александр Марков , палеонтолог, лауреат премий «Просветитель» и «За верность науке»

- Как часто вы готовите новую лекцию?

Совсем новые лекции «с нуля» я готовлю редко: всего несколько раз в год. Обычно за основу берутся материалы уже имеющихся лекций, ведь у меня три больших лекционных курса (введение в эволюционную биологию, эволюция человека, история жизни на Земле). Но я постоянно обновляю эти материалы, каждый раз всё заново обдумываю, ищу новые статьи по теме, что-то меняю, что-то добавляю. За осенний семестр (сентябрь - декабрь) я прочел в общей сложности где-то 35–40 лекций. Это и открытые лекции, и лекции в МГУ для студентов (для меня это не разные жанры, потому что я рассказываю публике практически то же самое, что и студентам, разве что чуть более простыми словами).

В среднем где-то половина рабочего дня уходит на подготовку одной лекции, если это не совсем новая лекция, а апдейт уже имеющихся материалов. Если совсем новая - уходит в два-четыре раза больше времени.

- Что самое сложное в подготовке такой лекции?

Успеть ее подготовить. Времени вечно не хватает. А сам процесс подготовки лекции интересный и приносит мне удовольствие. Хотя под конец семестра иногда начинаю звереть. Для удовольствия я читал бы раза в три меньше лекций, чем читаю.

- Вы на ком-то обкатываете новую лекцию? Советуетесь ли с кем-то?

Редко. Как правило, мне хватает научных статей.

- Какие советы по подготовке новой лекции вы бы дали начинающим просветителям?

Ну и вопросики вы задаете! Я сам впервые начал заниматься популяризацией, лишь отработав в науке пятнадцать лет, защитив кандидатскую и докторскую. Если бы начал раньше, черт знает, какую ахинею бы нес, наверное. Но люди все разные, и таланты у всех разные. Определенно существуют хорошие научные журналисты, способные читать интересные научно-популярные лекции, вообще не работав в науке. Как это у них получается, я не очень понимаю, и вряд ли могу давать им советы. Видимо, здесь помогает опыт участия во всяких летних школах, олимпиадах, ведение школьных кружков в студенческие годы и т. п.

Конечно, у вас должно быть высшее образование по той специальности, по которой вы собираетесь читать популярные лекции. Хотя на самом деле изредка встречаются такие уникумы, которые ухитряются без профильного образования стать не только популяризаторами, но и уважаемыми учеными. Но это исключительно редкие случаи.

Могу еще посоветовать «Школу лекторов», организованную фондом «Эволюция» . Еще совет: консультируйтесь со специалистами, т. е. с грамотными учеными, и игнорируйте записных критиканов, которых сейчас много развелось в соцсетях. Они сами ничего полезного не делают и только поливают грязью тех, кто пытается делать. Довольно бессмысленная публика с невысоким уровнем научной компетентности, компенсирующая резкостью критики отсутствие собственных достижений.

- Имеет ли смысл создать какой-то экспертный совет по обкатке лекций или же каждый лектор сам может создать такой при необходимости?

На этот вопрос мне трудно ответить, потому что сам я не великий активист-общественник, прямо скажем. Я думаю, что талантливым лекторам, которые при этом не являются профессиональными учеными в той области, о которой собираются рассказывать в популярной лекции, в высшей степени полезно консультироваться с профессионалами. И действительно обкатать лекцию, если найдутся такие профессионалы, готовые не пожалеть собственного времени на это. А в какие-то специальные экспертные советы на общественных началах я не очень верю. Но, может быть, в этом я неправ, просто с детства не люблю коммунистические субботники и всякую прочую неоплачиваемую общественную нагрузку.

Никогда не готовьте лекции по научно-популярным источникам


Сергей Попов.
Фото А. Паевского

Сергей Попов , астрофизик, лауреат премии «За верность науке»

Небольшая преамбула. Ниже я обсуждаю только «статусные» лекции, призванные дать адекватное представление о том, что на самом деле современная наука себе думает по тому или иному вопросу. Сюда не попадают ни встречи вроде «книжного кружка в библио­теке» (или другие виды посиделок с друзьями), ни рассказы для детей младшего школьного возраста, ни совсем базовый культпросвет (вроде «почему бывают затмения»), ни заведомо развлекательные мероприятия.

Формальный ответ - «несколько в год» (хотя сейчас это скорее один-два раза, не считая традиционных итогов года, а когда-то было пять-шесть, если не больше), но вопрос не вполне корректен, так как темп сильно зависит и от текущей занятости, и от внешних стимулов (важные открытия или другие события в близких областях), и от «срока популяризаторства». Поясню последний пункт. Лекции можно делать только по тем темам, в которых достаточно хорошо разбираешься (в идеале - по темам, в которых так или иначе работаешь). И этот набор конечен. Поэтому со временем существенно исчерпывается тематика (происходит скорее углубление, чем расширение). И тогда темп определяется в основном внешними стимулами (а занятость работает как ограничитель). При этом, конечно, всякое следующее прочтение лекции будет требовать апдейта-апгрейда в свете новых результатов (или того самого углубления), но «дом покрасить - не дом построить».

- Много ли вы времени тратите на подготовку новой лекции?


Создать у себя в голове адекватное представление о достаточно полном современном уровне знаний по соответствующей проблематике, позволяющее не только представить рассказ, но и ответить на вопросы по лекции. Причем это представление должно быть выражено в понятных терминах.

Адекватное представление требует хорошего понимания того, что важно, а что нет, поскольку на популярной лекции нет смысла уходить в частности, если они не иллюстрируют общую картину. Кроме того, важно четко отделять надежно установленные вещи от гипотез и понимать статус этих гипотез.

Важно учитывать, что лекция принципиально отличается от статьи. В научно-популярной статье автор может выверить по источникам любое свое утверждение. Лекция имеет смысл, только если вы можете внятно ответить на вопросы и вообще уйти экспромтом в сторону, раскрывая какой-то вопрос, без потери качества. То есть статья может быть тонкой льдиной (автор пересказал пресс-релиз с пояснениями терминов из энциклопедии), а лекция - только айсбергом. Выходя к аудитории, нужно знать по теме гораздо больше, чем планируешь рассказать.

Нет. Постфактум всегда рад советам коллег, которые разбираются в теме лучше меня.

- Какие

Никогда не делать лекции по темам, в которых вы не разбираетесь на уровне, позволяющем прочесть университетскую лекцию по этой теме или сделать научный семинар в профессиональной аудитории.

Представлять, что в зале сидит незлобный, но и не суперснисходительный ученый очень хорошего уровня, работающий в этой области, и слушает вас.

Никогда не готовить лекции по научно-популярным источникам.

Нет. Это дело того, кто читает лекции. Ну и, конечно, в конце концов в YouTube дурь всякого будет видна, и устроители нормальных лекториев сделают свои выводы.

Обкатываю лекции на прекрасной аудитории «Гипериона»


Алексей Водовозов.
Фото И. Ефремовой

Алексей Водовозов , медицинский журналист

- Как часто вы готовите новую лекцию?

Регулярно. Из меня получился бы плохой преподаватель - очень тяжело повторять один и тот же материал, поэтому и старые лекции основательно модернизируются, адаптируются под конкретные аудитории, собираются новые из нескольких старых и готовятся абсолютно новые, с нуля.

- Много ли вы времени тратите на подготовку новой лекции?

Около месяца. Это время уходит на предварительный сбор материала, его анализ, подготовку иллюстраций (перевод инфографики или иногда работа с художниками, если не получается найти готовую картинку, а она очень нужна), подбор, перевод (при необходимости) и редактирование видео. Презентация требует примерно одного-двух дней работы, обычно это около 60 слайдов.

- Что самое сложное в подготовке такой лекции?

Первое - не налажать в фактуре. Второе - найти ту подачу проблемы, которая заинтересует слушателей разных уровней подготовленности.

- Вы на ком-то обкатываете новую лекцию? Советуетесь ли с кем-то?

Обкатываю на прекрасной, но небольшой аудитории книжного клуба-магазина «Гиперион», основная часть премьер проходит там. Так уж сложилось, что среди слушателей много биологов, так что кое-что поправляют сразу на месте, что-то - уже после лекции во время сессии вопросов-ответов, а также по итогам комментариев под опубликованной видеозаписью во всех соцсетях. Особенно это касается всяких мультидисциплинарных тем, например, по тем же ядовитым животным и растениям правки вносились после комментариев герпетологов и химиков, микологов и ботаников, которые, по сути, становились соавторами следующих версий лекций. Примерно как «Теперь уже точно все ядовитые грибы России, издание второе, исправленное».

- Какие советы по подготовке новой лекции вы бы дали начинающим просветителям?

Не начинайте читать лекцию по какой-то теме, пока основательно в ней не разобрались. Да, вы можете в лекции высказывать свое собственное мнение, но оно должно быть хорошо аргументированным, остающимся как в рамках здравого смысла, так и научной картины мира.

- Имеет ли смысл создать какой-то экспертный совет по обкатке лекций или же каждый лектор сам может создать такой при необходимости?

При желании можно взять за основу опыт проекта 15х4, там очень давно так делают: лекторы собираются вместе и обкатывают свою лекцию на других лекторах и участниках проекта. Сразу вылезают все крупные несостыковки, непонятные для слушателей метафоры и недочеты оформления. Но в таком случае нужно быть готовым не только спокойно выслушать аргументированную критику, но и не игнорировать ее, исправляя и корректируя свои материалы. Думаю, что для единичных лекций в этом нет смысла, достаточно видеозаписи, которую потом от души покритикуют в Сети все желающие. А вот для фестивалей, форумов и прочих крупных мероприятий такая практика может оказаться полезной.

Сложнее всего остановиться и не пытаться объять необъятное


Александр Пиперски.
Фото И. Соловья

Александр Пиперски , лингвист, ­лауреат премии «Просветитель»

- Как часто вы готовите новую лекцию?

Я посмотрел в папку, в которой я храню презентации к популярным лекциям для взрослых и школьников, и обнаружил за 2018 год восемь названий, которые можно считать новыми, - так что, наверное, раз в полтора месяца.

- Много ли вы времени тратите на подготовку новой лекции?

Это невозможно оценить, потому что абсолютно новых лекций у меня не бывает. Популярные лекции как-то вырастают друг из друга, из курсов, которые я преподаю студентам, из моих научных статей и докладов, из популярных текстов, которые я пишу, а не так, что я придумываю тему, про которую вообще ничего не знаю, и начинаю с нуля готовить рассказ для широкой публики.

Например, осенью прошлого года я читал в Калининграде лекцию «Откуда берутся названия народов?» - я это делал впервые, но до того я написал двадцать небольших текстов для рубрики «Этноним дня» на «Арзамасе». Если засекать только время работы над презентацией, то получатся, наверное, не слишком солидные полдня, но если учесть, сколько времени я писал про эти этнонимы, выйдет уже на порядок больше.

- Что самое сложное в подготовке такой лекции?

Мне сложнее всего остановиться и не пытаться объять необъятное. Когда я только начинал преподавать, я всегда беспокоился, что мне не хватит материала на всю пару - и в итоге готовил столько, что не успевал. Сейчас я гораздо лучше понимаю свой темп, но тем не менее приходится всё время говорить себе: «Не делай 80 слайдов, ты всё равно столько не успеешь и придется комкать».

- Вы на ком-то обкатываете новую лекцию? Советуетесь ли с кем-то?

Лекцию не обкатываю, но если я не знаю языка, пример на котором я подобрал, стараюсь уточнять у специалистов, всё ли правильно.

- Какие советы по подготовке новой лекции вы бы дали начинающим просветителям?

Репетировать перед зеркалом с секундомером. Это полезно еще и потому, что ты заранее понимаешь, когда тебя заносит в слишком сухую науку, а когда, наоборот, в слишком веселую болтовню о жизни, и можешь это скорректировать.

Имеет ли смысл создать какой-то экспертный совет по обкатке лекций или же каждый лектор сам может создать такой при необходимости?

Не представляю себе, кто бы пошел работать в такой совет (а точнее, даже советы - по каждой специальности ведь нужен свой): это же огромная работа, если ею реально заниматься. Кроме того, статус такого совета непонятен: не хотелось бы, чтобы он превратился в цензурный комитет - но это, к счастью, и не получится.

Подготовка лекции - это непрерывный процесс


, астрохимик

- Как часто вы готовите новую лекцию?

Совсем с нуля - не чаще чем раз в год. На большее нет времени. Но, с другой стороны, подготовка лекции - это непрерывный процесс. Кроме того, у меня в репертуаре есть лекции, которые по самой своей сути предполагают постоянное существенное обновление, например лекция о современных исследованиях Солнечной системы. Да и в других тематиках наука не стоит на месте.

- Много ли вы времени тратите на подготовку новой лекции?

Много, конечно. Чтобы сделать лекцию качественной, нужно знать существенно больше, чем рассказываешь. Это подразумевает знакомство с очень большим объемом материала, даже когда готовишь лекцию, казалось бы, по знакомой теме.

- Что самое сложное в подготовке такой лекции?

Я бы выделил две вещи. Первое - адекватная оценка аудитории и соответственный подбор материала, чтобы не изрекать уж совсем азбучные истины и не углубиться в никому не интересную детализацию. Второе - четко определить границы и качество своего знания. Отделить вещи, которые я знаю, от вещей, к которым я привык. Если мне зададут вопрос о первых, я на него отвечу, а вот если зададут вопрос о вторых, может получиться неудобно.

- Вы на ком-то обкатываете новую лекцию? Советуетесь ли с кем-то?

Нет. Как правило, нет времени на обкатку. К тому же для меня чтение лекций - хобби, и я могу себе позволить делать их именно так, как считаю нужным.

- Какие бы советы по подготовке новой лекции вы бы дали начинающим просветителям?

Первый совет - крупно, полужирным курсивом. Ничего лучшего, чем черные буквы на белом фоне, человечество не придумало. Не старайтесь поразить зрителей палитрой. С одной стороны. Но с другой - интересуйтесь условиями освещения в том помещении, где вы будете читать лекцию. Если лекция будет проходить в темном зале (так практически всегда бывает в планетариях), стоит подумать о светлых буквах на темном фоне.

Вообще, запомните второй совет: старайтесь заранее проверить презентацию в боевых условиях, потому что с высочайшей вероятностью на экране проектора ваша презентация будет выглядеть не так, как на компьютере (и всегда хуже и по четкости, и по контрастности, и по цветности, и еще края слайдов будут обрезаться или не попадать на экран).

Третье: для тех, кто использует желтые линии на графиках, в аду есть специальный котел. Четвертое: включая в презентацию видеоролики, на всякий случай заранее научитесь уверенно произносить фразу: «Странно, у меня на компьютере всё работало».

Пятое: если в вашей лекции есть слайд с заключением, пишите слова «Спасибо за внимание!» на этом же слайде меленько внизу, а не на отдельном слайде.

И последнее: уважайте свою аудиторию. Даже тех ее представителей, которые будут убеждать вас, что американцы не летали на Луну, потому что с плоской Земли отправить ракету на Луну невозможно.

Имеет ли смысл создать какой-то экспертный совет по обкатке лекций или же каждый лектор сам может создать такой при необходимости?

Я думаю, что человек, сомневающийся в своих силах, сам найдет, на ком обкатать лекцию. Создание совета мне представляется совершенно бессмысленным.

Подготовила Наталия Демина

Логика проектирования современной лекции

Как устроена хорошая современная лекция? Каким представлением о составе и логике хорошей современной лекции должен руководствоваться преподаватель при подготовке к ней? С чего начать? Как выбрать тему лекции? Как подготовить содержание и выбрать адекватный тип лекции?
Ответим на эти и подобные вопросы в виде практичных рекомендаций преподавателю (11). Представим это как некую логику проектирования лекции. В наиболее конструктивном варианте она может быть состоять из следующих 11 шагов к успеху преподавателя (рис. 11):

Рис. 11. Логика проектирования современной лекции

· Анализ предлекционной ситуации
· Изобретение замысла лекции
· Обоснование целей лекции
· Придумывание темы
· Отбор содержания лекции
· Выбор вида лекции
· Разработка формы лекции
· Разработка способов активизации внимания слушателей
· Разработка способов поддержки понимания лекции
· Разработка способов создания обратной связи
· Изобретение формы завершения лекции

Несколько практических советов преподавателю

Нужно ли размышлять о целях лекции? Мудрецы говорят про это как-то так: «Для корабля, который не знает в какую гавань плыть никогда не бывает попутного ветра».
Цели лекции это то, что отвечает на вопросы – зачем эта лекция? какой результат я как организатор процесса обучения планирую получить?
Цель – это мыслительный образ будущего результата деятельности.


Основные требования к формулировке целей:
· они должны быть операциональны, т.е. должна быть возможность их проверки на достижимость;
· они должны быть конкретны;
· они должны быть сформулированы “на языке деятельности обучающихся”;
· они должны быть реалистичны, т.е. иметь средства для обеспечения цели (время, способности лектора и др.).

1. Личность лектора

  1. Личность человека играет значительно большую роль в его деловых успехах, чем глубокие знания.
  2. Не выступайте, когда Вы утомлены. Отдохните, восстановите свои силы, накопите в себе резерв энергии.
  3. Не делайте ничего, что могло бы подавить Вашу энергию. Она обладает магнетическим свойствами. Люди скапливаются вокруг энергичного оратора, как дикие гуси вокруг поля с озимой пшеницей.
  4. Одевайтесь опрятно и изящно. Сознание того, что Вы хорошо одеты, повышает самоуважение, укрепляет уверенность в себе.
  5. Улыбайтесь. Выходите перед слушателями с таким выражением лица, которое должно говорить, что Вы рады находиться перед ними. « Подобное рождает подобное…»
  6. Соберите слушателей вместе. Очень трудно оказывать воздействие на них, если они разбросаны по разным местам.
  7. Не стойте на возвышении, а опуститесь на один уровень с ними. Сделайте Ваше выступление интимным, неформальным, превратите его в беседу.
  8. Позаботьтесь о том, чтобы воздух был свежим.
  9. Максимально осветите помещение. Стойте так, чтобы свет падал Вам прямо в лицо, и чтобы слушатели могли ясно видеть все его черты.
  10. Не становитесь за какими – либо предметами мебели.

2. Как начать лекцию

  1. Начало выступления представляет наибольшую трудность, но в то же время является исключительно важным, т.к. в этот момент ум слушателя свеж, и на него сравнительно легко произвести впечатление. Начало выступления следует тщательно готовить заранее.
  2. Новички склонны начинать выступлениелибо с юмористического рассказа, либо с извинения. И то, и другое обычно бывает неудачным. Говорите именно то, что Вы собираетесь сказать, скажите это быстро и сядьте на свое место.
  3. Покажите, что тема выступления связана с жизненно важными интересами слушателей.
  4. Не начинайте ваше выступление слишком формально. Не показывайте, что Вы слишком тщательно его готовили. Оно должно выглядеть свободным, непреднамеренным, естественным.

3. Как закончить лекцию

  1. Тщательно подготовьте концовку Вашей речи заранее. Прорепетируйте ее. Знайте, почти слово в слово, как Вы собираетесь закончить свое выступление. Не оставляйте ее незавершенной и разбитой, подобно зазубренному булыжнику.
  2. Семь вариантов концовок:
  • резюмировать, вновь повторить и кратко изложить основные положения, которые Вы затрагивали в своем выступлении;
  • призвать к действию;
  • сделать слушателям подходящий комплимент;
  • вызвать смех;
  • процитировать подходящие поэтические строки;
  • использовать цитату из Библии;
  • создать кульминацию.
  • Подготовьте хорошее начало и хороший конец выступления и сделайте так, чтобы они были связаны друг с другом. Всегда прекращайте свое выступление прежде, чем Ваши слушатели захотят этого. Помните: « После пика популярности очень скоро наступает пресыщение».
  • 4. Как сделать ясным смысл вашего выступления

    1. Очень важно, но и очень трудно быть ясным.
    2. Делать незнакомое понятным, связывая его со знакомыми предметами и явлениями. Если Вы хотите дать ясное представление о величине России, то не надо приводить данные о ее площади в квадратных километрах; назовите страны, которые можно былобы поместить на ее территории.
    3. Избегайте специальных терминов, выступая перед людьми, не связанными с вашей профессией. Излагайте свои мысли настолько простым языком, чтобы они были понятны каждому.
    4. Используйте зрительное восприятие слушателей. Когда возможно, применяйте экспонаты, картинки, иллюстрации.
    5. Будьте определенными. Не говорите слово « собака», если Вы имеете в виду

    « фокстерьера с черным пятном под правым глазом».

    1. Сделайте ваши абстрактные утверждения понятными, сопроводите их конкретными примерамии случаями.
    2. Не пытайтесь затронуть слишком много вопросов. Достаточно одного – двух разделов большой темы.
    3. Заканчивайте свое выступление кратким резюме высказанных Вами положений.

    5. Как заинтересовать слушателей

    1. Нас интересуют необычные факты об обычных вещах.
    2. Больше всего мы интересуемся собой.
    3. Человек, который побуждает других говорить о себе и о своихинтересах и умеет внимательно слушать, повсюду будет считаться хорошим собеседником, даже если он мало говорит.
    4. Оратор должен рассмотреть небольшое количество вопросов и проиллюстрированное их рассказами, представляющими интерес для слушателей с чисто человеческой точки зрения.
    5. Будьте конкретным и определенным.
    6. Насыщайте Вашу речь фразами, создающими образы,а также словами, которые вызывают перед Вашими глазами целую вереницу картин.

    6. Как улучшить свой слог

    1. У нас лишь четыре метода контактов с людьми. О нас судят на основании того, что мы делаем, как мы выглядим, что мы говорим и как мы это говорим. Необходимая часть образования -точное и изысканное употребление родного языка.
    2. Ваша манера речи в значительной мере отражает Вашу манеру общения с теми людьми, которые входят в вашу компанию.
    3. « Я отказался от газет в обмен на Тацина и Фукидида, Ньютона, Шекспира и Евклида, - писал Томас Джефферсон – Чувствую себя намного более счастливым».
    4. Читайте со словарем. Ищите незнакомые слова. Попытайтесь найти применение этим словам с тем, что бы Вы могли запечатлеть их в своей памяти.
    5. Изучайте происхождение слов, которые Вы употребляете.
    6. Не употребляйте истертых и избитых слов. Будьте точными при выражении своих мыслей. Используйте синонимы.
    7. Не употребляйте таких стертых сравнений как, например, « холодный, как огурец». Стремитесь к свежести. Будьте своеобразным.

    7. Какразвить уверенность в себе

    1. Если в голове и сердце оратора действительно есть идея, внутренняя потребность высказаться, он может почти полностью быть уверен в успехе. Хорошо подготовленная речь – это 9/10произнесенная речь.
    2. Подлинная подготовка состоит в том, чтобы извлечь что –то из себя, подобрать и скомпоновать собственные мысли, выработать и оформить собственные убеждения.
    3. Речь должнавызреть. Выберите тему на начале неделе, обдумайте ее в свободное время, вынашивайте ее, не забывайте о ней ни днем, ни ночью. Обсуждайте ее с друзьями. Делайте ее предметом бесед. Задавайте самому себе всевозможные вопросы на данную тему. Записывайте на клочках бумаги все мысли и примеры, которые приходят Вам в голову, и продолжайте искать. Идеи, соображения, примеры будут приходить к вам в самое различное время – когда Вы принимаете ванну, едете в центр города, когда Вы ждете, чтобы Вам подали обед. Таков был метод Линкольна. Этим методом пользовались почти все ораторы, имевшие успех.
    4. После того, как Вы обдумали вопрос самостоятельно, идите в библиотеку и прочтите литературу на эту тему.
    5. Соберите значительно больше материала, чем Вы намерены использовать. Подберите сто мыслей и отбросьте из них девяносто.
    6. Наполеон говорил, что « искусство войны – это наука, в которой не удается ничего, кроме того, что было рассчитано и продумано». Это относится к публичным выступлениям в не меньшей мере, чем к военным действиям. Оратор, который не знает, кудаон идет, обычно приходит неизвестно куда.
    7. Оратор должен обстоятельно осветить вопрос, которого он касается, и больше к нему не возвращается.

    8. Методыоптимизациилекции

    1. Представление информации
    • Объявление темы
    • Обоснование темы
    • Постановка целей
    • Сообщение плана лекции
    • Изложение материала лекции
    • Подчеркивание связи с практикой
    • Установление связи с материалом других дисциплин
    • Высказывание собственного отношения к излагаемому материалу
    • Повторение сказанного
    • Выделение главного
    • Обобщение
    • Выводы
    1. Активизация познавательной деятельности
    • Проблемная ситуация
    • Анализ конкретной ситуации
    • Размышление вслух
    • Диалог
    • Дискуссия
    • Подчеркивание важности информации
    • Ответы студентов на вопросы
    • Выдача рекомендаций по самостоятельной работе

    3. Создание необходимого эмоционального настроя

    • Отступления
    • Жесты
    • Мимика
    • Улыбка
    • Одобрение
    • Похвала
    • Изменение интонации
    • Проявление неудовольствия
  • Организация поведения студентов
    • Использование приемовдля активизации внимания
    • Управление самостоятельной работой слушателей

    - темп

    - пауза

    • Указания для записи повторения
    • Замечания отдельным студентам
    • Нерабочий шум
    • Использование средств наглядности
    • Общая оценка качеств речи

    9. Методы оптимизации семинара

    1. Объявление темы
    • Обоснование темы
    • Формулировка целей
    • Сообщение плана практической деятельности
    • Подчеркивание практической значимости представляемой информации
    • Проявление собственного отношения к излагаемому материалу
    • Обобщение
    • Выделение главного
    • Выдача инструкций к деятельности
    • Ответы на вопросы студентов
    1. Выполнение групповых практических заданий
    • Выполнение индивидуальных практических заданий
    • Помощь со стороны преподавателя
    1. Проблемная ситуация
    • Анализ конкретной ситуации
    • Вопрос, активизирующий память
    • Вопрос, активизирующий мышление
    • Диалог
    • Дискуссия
    • Игровая ситуация
    • Размышление вслух

    4. Выполнение групповых контрольных заданий

    • Выполнение индивидуальных контрольных заданий
    • Самоконтроль
    • Взаимоконтроль
    • Самооценка
    • Обоснование оценок
    • Подведение итогов занятия
    • Выдача заданий к следующему занятию
  • Проявление доверия к слушателям
    • Отступление
    • Примеры
    • Жесты, мимика
    • Улыбка
    • Одобрение, похвала
    • Изменение интонации
    • Проявление неудовольствия
  • Использование приемов для активизации внимания
    • Замечание отдельным студентам
    • Замечание группе в целом
    • Оценка поступков слушателей
    • Деловое общение слушателей
    • Нерабочий шум
    • Активность студентов