Как определить характер человека по любимым жестам. Как определить отношение к вам по мимике и жестам

Больше всего информации о внутреннем состоянии человека дают, конечно, позы и жесты. Если рукопожатие, настроившись на определенный лад и контролируя ситуацию, можно сымитировать, то очень трудно контролировать свое тело. Тело человека, его походка, жесты, мимика, пантомимика дают ценнейшую информацию о характере человека. Как разнятся липа людей, так же разнятся их тела, походка и движении.

Наше тело состоит, как известно, из более чем 200 костей и более чем 500 мышц. С самого рождения и примерно до 1- 1,5 года ребенок общается с внешней средой через телодвижения. Показывая своим телом довольство и отвращение, просьбу и отказ, дискомфорт и блаженство, прося или требуя покормить, попоить, убрать или заменить одежду или пеленки, требуя ласки, поощрения, внимания и всего того, чем он живет. В это время ребенок общается с окружающим миром с помощью плача и улыбок, движений рук, ног и всего тела.

В соответствии с тем, что каждое движение вызывает или, наоборот, не вызывает ответной реакции со стороны взрослых, движения, жесты, позы запоминаются и повторяются снова и снова. Общаясь с внешним миром, ребенок позже закрепляет свою походку. В дальнейшем, когда идет формирование жестов, мимики, черты характера также отражаются и на формировании мышц.

Каждая из 200 костей соединена мышцами, мышцы находятся в расслабленном или напряженном состоянии. Уровень напряжения или расслабления мышц и создает ту неповторимую мозаику движений, походки, мимики и пантомимики разных людей. Поэтому определенному характеру и присущи определенные позы, жесты, походка, мимика и пантомимика.

С 70-х годов в психоанализе развивается целое направление лечения людей снятием напряжения и зажимов в мышцах. Это направление исходит из того, что, изменяя свое тело, мы можем изменить свой характер. Это направление получило название «биоэнергетический анализ» и «биоэнергетическая терапия». Биоэнергетик анализирует психологическую проблему пациента через строение его тела и движения, через снятие физиологического напряжения в сжатых или сведенных мышцах.

В процессе воспитания ребенка взрослые требуют от него соблюдения принятых норм поведения начиная от культурных и заканчивая социальными, которые определяются в детских яслях и садах, школах и лицеях. Ребенок привыкает скрывать свои намерения, чувства, желания, соответственно - движения, мимику, жесты. Скрывая свои чувства и намерения, придерживаясь социально желательных норм поведения, человек как бы приобретает вторую натуру. Поэтому по внешним проявлениям не так-то просто с первого взгляда понять характер человека. Один-два признака, будь то жест, движение или элементы какой-то позы, не могут дать объективной информации о характере человека.

Здесь нужен целый комплекс проявлений, связанных друг с другом, которые позволяют истинно судить о характере человека. Например, по улыбке трудно судить о том, что происходит в душе человека, улыбка может быть настоящей или «сквозь слезы». Когда «искусственная улыбка» у простого человека, у которого на душе кошки скребут, то эту «искусственность» можно распознать по позе, жестам, интонации голоса, но когда улыбается актер, актриса или профессиональный работник сферы обслуживания, то, чтобы понять эту улыбку, нужны профессиональные знания в этой области.

Двойственность натуры мешает понять характер человека не только окружающим, но и ему самому. Именно проявления «двойственной натуры», которая в той или иной степени существует у каждого из нас, определяют трудности познания характера. Например, добрый, безотказный человек иногда хочет казаться жестким, недоступным и неприступным и соответственно ведет себя.

Часто многие компенсаторные механизмы работают таким же образом. Многие «качки», культуристы, «строители тел» компенсируют свою внутреннюю слабость, боязнь, беззащитность внешней оболочкой неприступности, силы и мужества, как бы подчеркивая: «Смотрите, какой я сильный, вы не можете меня обидеть». Только опытный профессионал или пытливый любознательный исследователь, спрашивая себя, почему человек так себя ведет, чем вызвано его поведение, может разглядеть за внешне несокрушимой, сильной оболочкой нежную, ранимую душу.

Для понимания характера человека большое значение имеет многозначность жестов, пантомимика, мимика. Одни и те же проявления мимики, пантомимики могут иметь совершенно различные причины. И, наоборот, разные явления могут вызвать одинаковую реакцию и одинаковые движения. Поэтому взаимосвязь внешних проявлений характера носит сложный характер. Конечно, есть прямые указатели в позе, походке, мимике и движениях на свойства личности, но лучше, если одно проявление подтверждается еще несколькими. Если вы не знаете человека, важно понять, в каком состоянии он находится - обычное ли это его состояние или временное, он чем-то взволнован или переживает глубокий стресс. Сила явления, под действием которого находится человек, также имеет значение.

Почему же все-таки, несмотря на неоднозначность проявлений, мы можем судить о состоянии человека по внешним признакам? Потому что все подчинено законам. Любое наше внутреннее переживание, движение души, любая динамика чувств вызывают ответную реакцию в теле, мимике, походке,позе, движениях. Для тела ничего не проходит бесследно, внутреннее напряжение вызывает внешнюю реакцию - именно ту, которая свойственна данному душевному переживанию.

Многие внешние проявления внутренней жизни фиксируются и считываются нами постоянно в процессе жизнедеятельности. Но этот процесс протекает неосознанно, вся информация обрабатывается на бессознательном, невербальном уровне. Без осознания, понимания, обучения навыкам чтения языка тела эту информацию вербализовать трудно, потому что наш мозг обрабатывает ее на уровне «приятно - неприятно», «подходит - не подходит», «вызывает доверие - не вызывает».

Это такие ситуации, когда мы говорим: «Что-то не нравится мне в этом человеке», «Какой- то он скользкий или неприятный» и т. д. То есть мы не можем дать себе отчет, чем вызвана наша реакция, но внутренне информация уже обработана, наше бессознательное нам подсказывает по элементам невербального поведения, что этот человек нам неприятен. Или, наоборот, человек нам еще ничего не сказал, но уже вызывает симпатию.

Для понимания языка тела важную роль играют неосознанные, непроизвольные движения руки, тела человека, оговорки, которые дают неопровержимые доказательства внутренней жизни, состояния истинности или ложности высказывания, действия или намерения. Их можно сравнить с еле заметными штрихами в портрете, но именно они делают портрет схожим с оригиналом, подобно приправам, которые придают пикантный вкус еде.

Как же нужно рассматривать личность, чтобы понять ее характер? Во-первых, необходимо выделить ряд критериев для анализа и понимания языка тела. Первый критерий - это цельность натуры. Если какие-то части тела выделяются из общего фона, значит, с этим местом связаны какие-то проблемы.

Например, если мы видим асимметричное лицо, то есть один уголок рта выше другого, или при разговоре рот кривится в одну сторону, то можно заметить, что у этого человека рациональное и эмоциональное не в ладах друг с другом. Механизм, или физиологическая связь, заключается здесь в следующем: как известно, одна сторона полушария у нас отвечает за логическое мышление, а другая - за эмоции.

Когда человеку часто приходится идти на сделку с совестью во имя чего-то, например места на работе, получения каких- либо благ и т. д., внутренняя совесть постоянно мучит его, а ум его уговаривает, что это необходимо. Такая внутренняя борьба отражается на лице.

Если мы видим неестественную походку, когда в одну жесткую структуру связаны ноги, таз и поясница, то можно сказать, что у такого человека проблемы в сексуальной сфере. Дело в том, что накопленная в нижней части тела энергия, не находя выхода, создает сильное напряжение, что ведет к напряжению мышц ягодиц и, соответственно, создает неестественную походку.

Второй критерий - уместность и неуместность движений, поз в той или иной ситуации, напряженность или расслабленность. Например, идет важное совещание, все участники предельно напряжены и внимательны, а один из них, зевнув, откидывается назад. Ясно, что в данной ситуации такое поведение явно неуместно. Если это один из руководителей, значит, своим поведением он дает понять, что разговор надо заканчивать; если он имеет равный вес с другой стороной, то своим поведением показывает, что беседа его больше не интересует, что ему все уже понятно.

Следующий критерий - темп движений, который можно охарактеризовать как быстрый, медленный, спокойный, взрывной, ритмичный или, наоборот, аритмичный, рваный, переменный, скачкообразный и т. д.

Движения могут быть широкими, плавными, угловатыми, с малой амплитудой, закругленными, характеризующими направленность - вперед-назад, вверх-вниз, в сторону, а также расширение, сужение и т. д.

Каждое движение тела желательно как можно точнее описать, чтобы понять что оно означает. Чем полнее будут описаны проявления тела, тем более полным и правильным будет понимание характера внутреннего мира человека.

Другим важнейшим критерием в понимании языка тела является понятие напряженности. Здесь нужно различать состояние напряженности и мышечную напряженность. Состояние напряженности бывает сознательным и бессознательным. Например, мы поливаем цветы, а лейка довольно тяжелая, и мы чувствуем, какое напряжение вызывает у нас эта работа, начиная с мышц рук и заканчивая позвоночником и мышцами ног.

Другой пример: человек идет по улице, и вдруг раздается сильный удар или взрыв. Тогда все тело мгновенно, бессознательно напрягается. Когда человек пишет что-то серьезное, основательное, состояние напряжения отражается на его лице. Все, наверное, видели, как пишет первоклассник: его руки напряжены, тело - тоже, по мышцам лица видны усилия, которые он прикладывает. Он пишет не только рукой и головой, а «всем телом».

Противоположность напряжению - расслабленность. Во время состояния покоя, расслабленности человек более глубоко воспринимает музыку, произведение изобразительного искусства, природу. Только расслабляясь, он может отдыхать душой. Чем больше он расслаблен, тем больше он открыт для восприятия окружающих.

И, наоборот, чем больше он напряжен, тем больше закрыт. Чем сильнее напряжение, тем меньше по времени оно может длиться. Напряжение соревнований, например, чрезвычайно быстро изматывает даже великих спортсменов. Человек долго не может держать высокое напряжение. На примерах из мира спорта видно, что некоторые спортсмены не способны даже на определенное время сдержать высокое напряжение, поэтому «сгорают» до соревнований.

Мы рассматриваем понятие напряженности для понимания черт характера и состояния личности, то есть знакомим читателя с учением, в котором напряженность энергетическая и мышечная поставлены во главу угла. Это психоанализ В. Райха и А. Лоуэна.

Главную цель эти ученые видят в снятии напряжения в мышцах. Снимая напряжение в мышцах, они «лечат» характер человека, меняют его черты, снимают невроз, тем самым восстанавливая согласие человека с самим собой, потерянное ранее по тем или иным причинам. Для лучшего понимания этого приведем отрывок из книги А. Лоуэна «Язык тела».

«Пациенткой моей была молодая, очень привлекательная женщина. На первом же сеансе меня поразила посадка ее головы и сильная челюсть. Эта челюсть придавала лицу мрачноватое выражение. При такой челюсти, конечно, от решительного выражения до мрачного всего один шаг, но я был уверен в своем впечатлении.

Пациентка страдала от безрадостного существования и в личной жизни, и в семейном окружении. Она сразу поняла мое замечание относительно мрачности ее характера. Со слегка склоненной на бок головой и приподнятыми плечами тело ее приобретало выражение безропотной покорности, а лицо - мученической мрачности.

Прорабатывая положение тела, я на каждом сеансе тратил уйму времени, стараясь смягчить челюсть и снять напряжение в затылке. Но всякий раз, когда я приступал к этим областям, она начинала тихо плакать, хотя затем быстро и с готовностью успокаивалась и оживля¬лась. Я упорно продолжал эту работу и несколько месяцев спустя был приятно удивлен, не обнаружив на ее лице и следа мрачности. Структура характера начала слегка поддаваться, но эта черта была единственной исчезнувшей, по крайней мере, в тот момент».

Чтобы у читателя не сложилось впечатления, что это была легкая работа, В. Райх сравнивает процедуру биоэнергетического анализа и исправление неврозов с мельничны¬ми жерновами, которые пропускают через себя психоаналитика.

А. Лоуэн сравнивает саму процедуру психоанализа и биоэнергетического анализа с прохождением через ад, о чем пишет так: «Каждый из нас должен лицом к лицу встретить собственный ад и пройти его до конца, чтобы найти путь в рай и домой». А саму процедуру сравнивает с описанием Данте в «Божественной комедии», где Вирги- лию отводится роль психоаналитика, так как он уже ранее сталкивался с проблемами своего характера и успешно преодолел их, а Данте - роль пациента. Человеческие страдания изображены в виде Ада, они вызваны невротическими побуждениями, а в чистилище человек освобождается от всего невротического, чтобы затем получить радость и наслаждение жизнью в раю.

По другим, казалось бы, незаметным признакам можно определить такие характерные черты:

Недостаток дисциплинированности, беззаботность проявляются в расхлябанной походке, свободной, непринужденной сидячей позе;

Внутренняя неуверенность, смущение, боязливость выражаются в закрытой походке (когда руки и ноги сведены или, возможно, только руки или ноги), семенящая походка, посадка на краю стула (с готовностью вскочить), одна или обе руки в карманах, движения руками, закрывающие часть лица, покраснение, прерывистый голос, поиск предметов руками (чтобы можно было что-то вертеть, крутить, держать);

О внутренней неуверенности свидетельствуют также закрытые позы, отворачивание лица, поворот туловища, ног и рук от собеседника, замедление темпа движения, потеря интереса к разгово¬ру, демонстративно ленивая поза, ритмичное постукивание пальцами по столу, смена позы в сторону отстраненной, замедление жестикуляции и речи.

О внутреннем беспокойстве, нервозности, нервном напряжении свидетельствуют ритмичные движения пальцев рук, часто с очень малой амплитудой, нарушение движения повторяющегося характера, ерзание на стуле, непрерывное постукивание пальцами, вращение в руках разных предметов - часов, сигаретной пачки, очков и так далее.

Подчеркнуто широкая и медленная походка отражает желание выставить себя на показ, обратить на себя внимание. Театральные телодвижения, «гордая» поход¬ка говорят о завышенной самооценке, самовлюбленности.

Если рассматривать формы движения, то можно отметить, что прямолинейность, сдержанность движений характеризуют холодность, расчетливость, авторитарность натуры. Неупорядоченные, резкие движения говорят о возбужденности, раздражимости, нервозности; твердые, деревянные, марионеточные - о закрытой, раздвоенной, заторможенной личности.

Закругленность движений характеризует богатство эмоций, беззаботное отношение к миру.


Все особенности и свойства человеческой души находят выражение в теле: чертах лица, позе, мимике и жестах. Научиться определять их можно только комплексно: понимая психику и наблюдая за внешними ее проявлениями. Как это сделать?

И все-таки он врет! Пытается скрыть волнение, но жесты и мимика всегда выдадут человека. Вон как глаза бегают, пальцы по столу тарабанят. Хотя нет, в следующий момент прямо мне в глаза смотрит. И взгляд искренний такой, открытый, прямо в душу проникает… Верить ему или нет? Может, я вообще неправильно понимаю значение мимики его лица…

Как перестать нервничать при общении с людьми? Научиться бы читать человека как открытую книгу! Чтобы ни тени сомнений не оставалось в том, каковы его истинные намерения, мысли и чувства. Говорят, есть способ точно судить о характере и поведении человека – по его жестам и мимике. Это как читать людей по внешним признакам. У меня пока плохо получается. Может, есть способ стать профессионалом в этом деле?

Как понять человека по мимике и жестам: дорога проб и ошибок

В попытках понять, как читать человека по жестам и мимике, люди создали целую науку – физиогномику. Как было бы удобно проникать в тайники человеческой души через всем заметные и понятные мимику и жесты! И как легко было бы понимать психологию людей. По внешним признакам мы хотим:

    распознать ложную информацию через понимание жестов людей и их значения,

    получить расшифровку черт лица человека,

    научиться по мимике и жестам определять состояние собеседника, определить скрытые эмоции человека в разговоре.

К сожалению, наши попытки определить с помощью жестов и мимики психологию человека и глубинные мотивы его поступков часто терпят крах.

Обладатель высокого лба на поверку оказывается не великим гением, а заносчивым пустозвоном. Тот, кто щурился, глядя на вас с явным недоверием, на самом деле просто забыл дома очки. Коллега, который нервно отстукивает ногой и теребит галстук, не пытается вас «подсидеть», а просто куда-то опаздывает. Вот и читай после этого книги по психологии людей…

Так имеют ли какое-то значение жесты и мимика в психологии? Может, мы просто неверно что-то определяем в языке тела и жестов? Недостаточно тренировались?

Жесты и мимика в психологии человека – вторичные признаки психических свойств

Мимика и жесты действительно имеют значение, они и правда отражают внутреннее состояние человека. Но их расшифровка – вторичный инструмент. Эффективно применять анализ мимики и жестов можно только на базе точного знания об устройстве человеческой психики. Иначе вы постоянно будете теряться в догадках, почему человек сейчас зачесал нос, к примеру? Врет или сомневается, смущается или вспоминает? А может, и правда чешется, и тайный язык жестов и мимики тут вообще ни при чем?

Тренинг Системно-векторная психология Юрия Бурлана предлагает другой подход к тому, как понять психологию людей. Она объясняет, что тело и душа человека действительно неразрывно связаны. Все особенности и свойства человеческой души находят выражение в теле: чертах лица, позе, мимике и жестах. Научиться определять их можно только комплексно: понимая психику и наблюдая за внешними ее проявлениями. Разбираясь в психологии человека – поведение, мимику и жесты наблюдают как уточняющие детали. Как это сделать?

Читаем жесты и мимику человека системно

Рассмотрим на простых примерах. Перед нами человек с кожным вектором. Что можно сказать о психологии этого человека и как по поведению и жестам это выражается?

От природы ему заданы такие свойства:

    подвижность и целеустремленность,

    соревновательность и высокая амбициозность,

    устремление к имущественному и социальному превосходству – это природный добытчик.

Его психика гибкая и адаптивная, способна быстро перестраиваться под изменения среды.

Тело человека, его жесты и мимика полностью соответствуют психологии. Тело кожника стройное, подвижное, гибкое. И мужчины, и женщины с кожным вектором буквально «лавируют» в толпе, ни с кем не сталкиваясь. Если кожный человек достаточно реализован в своих свойствах (военный, спортсмен, руководитель среднего звена) – он организован и подтянут, ловок и точен – ни одного лишнего движения. Жесты такого человека и их значение действительно могут сказать о нем много.

Однако человек с такими же свойствами в состоянии стресса или при недостатке социальной реализации выглядит совсем иначе.


По его языку тела и жестам видно, что он буквально «мельтешит»:

    крутится, постукивает пальцами рук по столу,

    качает или стучит ногой,

    попеременно хватается то за одно дело, то за другое, не в силах довести ничего до конца,

    в состоянии раздражения его характерный жест – грозить пальцем.

Можем ли мы по таким жестам и мимике характеризовать психологию этого человека? Определить, способен ли он на деструктивные действия в наш адрес?

Выясняется, что одних внешних признаков недостаточно. Мимика лица имеет значение, но нужна точная системная диагностика, понимание психики изнутри, чтобы точно понять – кто перед нами?

    Вариант 1. Это развитый кожник. Руководитель серьезной фирмы или кадровый военный, инженер или технолог, профессиональный спортсмен. В ситуации сильного стресса он может демонстрировать описанные выше жесты и мимику. Поводом может стать серьезный крах его амбиций (не получил продвижение в карьере, «провалил» соревнование). Однако кожник с таким уровнем развития не станет лгать на каждом шагу или обворовывать вас.

    Вариант 2. Поведение человека, его жесты и мимика внешне выглядят так же. Однако глубокое системное распознание изнутри позволяет увидеть, что перед вами кожник недостаточно развитый. В силу детских психотравм и/или неблагоприятных обстоятельств он не научился реализовывать свои природные свойства в социуме. Тогда вместо «добытчика» он остается неразвитым, просто вором, склонным к покраже в той или иной степени. И лгать такой человек может «не моргнув глазом» – если ему это выгодно.

Поэтому без знания психологии человека только по поведению и жестам – у людей получаются ошибочные суждения.

Жесты и мимика человека с анальным вектором

Совсем другие жесты и мимика прослеживаются в психологии носителей анального вектора. Это от природы люди малоподвижные, усидчивые, скрупулезные. Обладают тщательностью и вниманием к деталям, феноменальной памятью. В потенциале это лучшие учителя, они устремлены передавать опыт и знания. Перфекционисты, люди качества, желающие исправить малейшую ошибку или неточность.

Природа дает им тело, мимику и жесты, идеально соответствующие устремлениям психики. Это коренастые, полноватые люди, предпочитают сидячий образ жизни.

Развитый и реализованный человек с анальным вектором:

    Тщательность в работе и желание исправить ошибку делают его профессионалом.

    Обладает открытым, честным лицом. Его язык мимики и жестов читать не трудно. Это люди, неспособные лгать от природы.

    Прекрасный отец и муж (главная ценность обладателя анального вектора – это семья и дети).

    Благодарный человек, с уважением относится к людям в целом.

Однако, когда носитель анального вектора испытывает сильный стресс или недостаток развития и реализации, мы наблюдаем совсем другую картину:

    способность учить становится стремлением поучать всех и вся,

    тщательность в деталях выражается в том, что человек подмечает и подчеркивает ошибки и несовершенства других, критиканствует,

    честность выражается в том, что он «рубит правду-матку» в лицо, не задумываясь о причинении боли окружающим,

    вместо благодарности человек зациклен на обидах и том, что ему «недодали» чего-либо,

    в языке жестов и мимики такого человека читаются упрек и укоризна: тяжелый взгляд исподлобья, характерный жест – угроза кулаком.

Можно ли узнать по жестам и мимике намерения такого человека? Предсказать его поведение, понять, насколько он опасен для вас? Одни только внешние признаки (мимика и жесты) ничего не дадут. А вот при глубинном, системном распознании человека вы будете точно знать, кто перед вами:

    Вариант 1. Это развитый обладатель анального вектора. Профессионал своего дела, педагог, аналитик или критик, ученый. Его стресс временный и может быть вызван социальными или сексуальными фрустрациями.

    Вариант 2. Перед вами человек, который не получил достаточного развития своих свойств. Тогда он может быть пожизненным критиканом и «гряземазом». Более того: именно анальные мужчины имеют склонность к насильственным преступлениям. Понимание законов психики позволяет распознавать таких людей не по жестам, а по всем их проявлениям с первого взгляда. Ведь психология человека первична, а жесты, мимика и даже поведение – только следствие.

В каждом из векторов человеческой психики (всего их восемь) есть целая палитра состояний, степени развитости и реализации. А внешние проявления этих состояний, кроме мимики и жестов, дают голос, лицо человека, его слова и, конечно, его действия. Чтобы определять все это, не нужно ходить с многотомниками книг по психологии человека и читать их на ходу. Есть способ намного проще.

Мимика и жесты – вторичны

Жесты и мимика в поведении человека – вторичны. Они лишь «внешний фасад» тайников нашей души. Сегодня есть способ любые состояния людей. Для тех, кто освоил это, – нет тайны в том, как читать другого человека и понимать о нем все:

Если вы хотите не только понимать эмоции, язык жестов и мимики человека, но и читать его психику, как открытую книгу, начать можно с Системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

(по материалам книги Алана Пиза в переводе Н. Е. Котляра)

Введение

Практически каждый из нас занимался изучением иностранных языков. Однако существует еще один международный язык, общедоступный и понятный, о котором до недавнего времени мало что знали - это язык жестов, мимики и телодвижения человека.

Психологами установлено, что в процессе общения людей от 60 до 80%% сообщения доносится за счет невербальных средств выражения, и только 20-40% информации передается с помощью вербальных.

Особенностью языка телодвижения является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному способу общения. Язык телодвижения можно подделывать, но на очень короткое время, поскольку вскоре, организм непроизвольно передаст сигналы, противоречащие его сознательным действиям. Хотелось бы отметить, что подделывать и подражать языку тела в течение долгого периода времени трудно, но полезно научиться использовать положительные, открытые жесты для успешного общения с другими людьми, и избавиться от жестов, несущих отрицательную, негативную окраску.

К сожалению, в рамках этого конкретного сообщения мы не сможем рассмотреть все жесты и дать им соответствующее пояснение. Мы лишь обратим внимание на те жесты и телодвижения, которые часто встречаются в повседневной жизни и, которые, может, станут полезными при обсуждении договоров или беседе с другими людьми.

Совокупность жестов

Как и в сельском хозяйстве, где невозможно выделить единственный влияющий фактор, так и в деле изучения языка телодвижений нельзя выделить один жест и рассматривать его изолировано от других жестов и обстоятельств. Например, почесывание затылка может означать тысячу вещей - перхоть, выделение пота, неуверенность, забывчивость, произнесение неправды. В зависимости от других жестов, сопровождающих это почесывание, можно делать вывод и правильно интерпретировать. В языке, чтобы понять истинное значение слова, надо построить предложение. Так и в телодвижениях - необходимо увидеть всю совокупность жестов, чтобы понять их истинное значение.

Например, критическое оценочное отношение: подпирание щеки указательным пальцем, в то время как другой палец прикрывает рот, а большой палец лежит под подбородком. Следующим подтверждением критического отношения являются крепко скрещенные ноги, положение второй руки поперек тела, как бы защищая его, а голова и подбородок наклонены.

Если человек, после того как вы спросите его отношение к сказанному, начнет заверять в своем полном согласии, это означает что он лжет, или что его вербальное общение с вами неконгуэнтно его жестам. Что вы, например, скажете о политике, который, стоя на трибуне, скрепил на груди руки (защитная поза), опустил подбородок (критическая или враждебная поза) и говорит аудитории о том, как восприимчиво и дружелюбно он относится к идеям молодежи?

Контекст, в котором производится жест, имеет не меньшее значение, чем совокупность жестов. Если человек зимой сидит на остановке автобуса со скрещенными ногами, крепко скрещенными на груди руками и опущенной головой, то, скорее всего, это означает что ему холодно. Однако если человек в точно таком же положении сидит за столом переговоров, то его жесты совершенно определенно следует толковать как имеющие негативное или оборонительное отношение к сложившейся ситуации.

Факторы, влияющие на интерпретацию жестов

Если у человека слабое рукопожатие, то часто это говорит о слабости его характера. Однако если у человека артрит, то слабым рукопожатием он предохраняет руку от боли. Также люди таких профессий, где требуются чуткие пальцы - художники, хирурги, музыканты - стараются избегать рукопожатия, а если их вынуждают - пользуются щадящим рукопожатием. Иногда люди, носящие неудобную или тесную одежду, скованы в своих движениях, что сказывается на выразительности их языка тела. Это редкие случаи, но их следует учитывать.

Как сказать неправду, не раскрыв себя

Проблема с ложью заключается в том, что наше подсознание работает автоматически и независимо от нас, поэтому наш язык телодвижений выдает нас с головой. Когда мы говорим неправду, даже при осознанной попытке подавить всякие телодвижения, тело выдает множество микросигналов. Это может быть или искривление лицевых мышц, расширение или сужение зрачков, испарина на лбу, румянец на щеках, учащенное моргание и многое другое, что сигнализирует об обмане.

Для того чтобы не выдавать себя в момент произнесения неправды, вам нужно сделать так, чтобы не было обзора вашей позы. Когда у собеседника есть возможность вас полностью просматривать, если в комнате хорошее освещение не пытайтесь говорить неправду. И напротив, сидя за столом, когда тело частично скрыто, или разговаривая по телефону - скрыть неправду значительно легче.

Зоны и территории

Под территорией понимается пространство, которое человек считает своим, как будто это пространство является продолжением его физического тела. Подобно животным, человек обладает своей собственной территорией, воздушной оболочкой, окружающей его тело, причем ее размеры зависят от плотности населения людей в месте проживания этого человека.

Зональные пространства

Пространственная территория условно делится на 4 четкие зоны.

Интимная зона - 15-46 сантиметров. Это главная зона, и она охраняется человеком особо ревностно. В эту зону разрешается проникать только тем лицам, с кем находишься в тесном эмоциональном контакте. В этой зоне имеется еще подзона радиусом 15 сантиметров, в которую можно проникнуть только посредством физического контакта.

Личная зона от 46 см до 1,2 м. Это расстояние, которое обычно разделяет нас, когда мы находимся на вечеринках, официальных приемах, вечерах, дружеских встречах.

Социальная зона от 1,2 до 3,6 метра. На таком расстоянии мы держимся от посторонних людей, например, посетителя или работника, занимающегося ремонтом в доме. От людей, которых мы не очень хорошо знаем.

Общественная зона (более 3,6 метра). Когда мы говорим с большой группой людей, то удобнее всего стоять именно на этом расстоянии от аудитории.

Практическое использование зонального пространства

Обычно интимная зона нарушается по двум причинам. Если "нарушитель" - наш близкий человек, или если "нарушитель" проявляет враждебные чувства. Человек достаточно терпимо относится к вторжению постороннего человека в личные или социальные зоны, в то время как вторжение в интимную зону вызывает "состояние боевой готовности". При этом сердце начинает биться быстрее, происходит выброс адреналина в кровь, и она приливает к мозгу и мышцам. Это означает, что если вы дружелюбно прикоснетесь к руке или обнимите человека, с которым только что познакомились, то это может вызвать у него отрицательную реакцию, даже если он продолжает улыбаться вам. Поэтому, если вы хотите, чтобы люди чувствовали себя комфортно в вашем обществе - держите дистанцию. Так, например, если вы устроились на работу, то поначалу вам будет казаться, что коллеги относятся к вам прохладно, хотя на самом деле вас держат на дистанции социальной зоны. Однако через какое-то время, когда коллеги узнают вас лучше, вам будет позволено передвигаться в пределах личной зоны. Исключением из правил, требующего строгого соблюдения дистанционной зоны, являются случаи, когда пространственная зона человека, обусловлена его социальным положением. Например, управляющий компании и его подчиненный могут быт компаньонами по рыбной ловле, и, находясь на рыбалке, они пересекают и личную и интимную зоны друг друга. На работе же управляющий будет держать подчиненного на расстоянии социальной зоны, соблюдая неписаные правила социальной стратификации.

Сила ладони

Испокон веков открытая ладонь ассоциировалась с искренностью, честностью, преданностью и доверчивостью. Клятвы даются с ладонью на сердце, а присяга - поднятием открытой ладони.

Самый лучший способ узнать, откровенен и честен ли с вами человек в данный момент - это понаблюдать за положением его ладоней. Например, когда люди полностью откровенны с вами, они протягивают вам одну или обе ладони. При откровенном разговоре ладони полностью или частично открыты. Как и другие жесты языка телодвижений, это полностью бессознательный жест, он подсказывает вам, что собеседник говорит в данный момент правду. Если человек пытается что-то скрыть, то во время объяснений он будет прятать руки в карманы или держать их скрещенными. Напрашивается вопрос - если держать ладони открытыми, то можно врать, и никто этого не заметит. Ответом служат другие жесты, которые становятся видны наблюдательному человеку. Было проведено интересное наблюдение, что большинство людей не могут говорить неправду, если их ладони открыты. С помощью открытых ладоней, можно заставить других людей меньше лгать.

Существует три основных командных жеста ладони: положение ладони вверх, положение ладони вниз и положение указывающего перста. Рассмотрим пример, когда вы просите передвинуть коробку в другой угол комнаты. При этом мы будем использовать одни и те же слова, тон голоса и выражение лица.

Положение открытой ладони вверх есть доверительный, не угрожающий жест, напоминающий жест просящего на улице. При этом жесте человек не чувствует никакого давления, и при условиях субординации он воспримет это как просьбу с вашей стороны.

Когда ладонь опущена вниз, в вашем жесте немедленно появляется оттенок начальственности. При этом может возникнуть чувство враждебности у человека, к которому вы обращаетесь. Если этот жест обращен к вашему сослуживцу, то он может и не выполнить этой просьбы, как если бы он это сделал при поднятой ладони вверх.

При сжатой ладони в кулак с выставленным указательным пальцем, вы принуждаете человека к подчинению. Если у вас есть привычка указывать пальцем, постарайтесь заменить этот жест положением ладони вверх или вниз, и вы увидите, что добьетесь больших успехов в общении с другими.

Рукопожатия

Исследователи утверждают, что рукопожатия являются реликтом первобытнообщинной эры - раскрытые ладони показывали свою безоружность. С тех пор многое изменилось, и теперь рукопожатие осуществляется в момент приветствия или прощания. Мы рассмотрим различные виды рукопожатий.

Вид рукопожатия
Характеристика

Доминантное рукопожатие
Агрессивный вид рукопожатия, т.к. он дает человеку мало шансов на установление отношений равнопартнерства. Этот вид характерен для агрессивных, властных мужчин, которые всегда являются инициаторами рукопожатия и жестом руки, с ладонью направленной вниз, заставляют человека подчиняться.

Способ обращения с доминантным рукопожатием, "обезоруживание".

Когда вы берете руку для рукопожатия, сделайте шаг левой ногой вперед.

Переставьте правую ногу вперед и встаньте слева перед этим человеком, продвигаясь в его личную зону.

Левую ногу поставьте за правой и встряхните руку партнера.

Это позволит вам выравнить положение рук и развернуть руку человека к уступчивому рукопожатию. Это позволит вам стать хозяином положения.

Еще одним способом обращения с доминантным рукопожатием является обхват руки человека сверху за запястье с последующим встряхиванием. Однако использовать это рукопожатие следует с определенными мерами предосторожности.

Обхватывающее рукопожатие (перчатка)
Обычно используется политическими деятелями. Это рукопожатие подчеркивает, что человек честен, и ему можно доверять. Однако такое рукопожатие при знакомстве может произвести прямо противоположный эффект. После такого рукопожатия собеседник может отнестись к вам с недоверием и осторожностью. Такое рукопожатие может быть применено только по отношению к хорошим знакомым.

Беспристрастные, неэмоциональные рукопожатия
Характеризуют бесхарактерность человека. Следует избегать такого рукопожатия, поскольку оно ассоциируется с прикосновением к чему-то вялому, безжизненному.

Пожатие не согнутой, прямой руки
Характеризует агрессивного человека. Главное назначение такого рукопожатия - сохранить дистанцию и не допустить человека в свою интимную зону. Часто встречается у людей, выросших в сельской местности, где они имеют более широкую интимную зону. Сельчане при этом будут наклоняться вперед или даже балансировать на одной ноге.

Пожатие кончиков пальцев
Характеризует неуверенность в себе. Как и в предыдущем случае, цель такого рукопожатия заключается в том, чтобы держать руку партнера на удобном для себя расстоянии.

Рукопожатие, при котором инициатор тянет руку к себе
Характеризует либо неуверенность в себе, когда человек чувствует себя нормально только внутри своей собственной личной зоны, либо отношение к нации, для которой характерна более узкая интимная зона.

Пожатие с применением обеих рук.
Характеризует искреннее доверие или глубину чувств. При этом следует обратить внимание на то, куда кладется левая рука. Если левая рука берется за локоть, то это выражает больше чувства, чем при обхватывании запястья. Если рука кладется на плечо, то это выражает больше чувства, чем когда она находится на предплечье. В общем, обхватывание запястья или плеча возможно лишь между близкими друзьями или родственниками.

Другие известные жесты и движения

Жест
Характеристика

Сидеть верхом на стуле
Характеризует желание закрыться своеобразным щитом. Как правило, это люди доминирующего типа, которые пытаются управлять людьми или господствовать над ними, если им надоедает тема разговора. Как правило, это очень осторожный человек и может совершенно неожиданно сесть на стул верхом. Самый простой способ разоружить "седока" это встать или сесть за ним, от чего он почувствует уязвимость тылов и сменит свою позу, став менее агрессивным. Однако если человек сидит верхом на вращающемся стуле, ведите беседу. Стоя сверху над ним и смотрите на него сверху вниз, наступая на его личную территорию. Если к вам пришел "любитель сидеть верхом на стуле" - посадите его в устойчивое кресло с подлокотниками, что не позволит занять любимую позу.

Собирание несуществующих ворсинок.
Этот жест характеризует несогласие с мнением или отношением других людей, но не решимость высказать свою точку зрения. При этом человек сидит, отвернувшись от собеседников, и смотрит в пол. Это наиболее популярный жест проявления неодобрения. Если вам не безразлично мнение всех участников, при наблюдении такого жеста, можно обратиться к этому человеку с раскрытыми ладонями "Я вижу, у вас имеются какие-то свои соображения по этому вопросу?" При этом откиньтесь назад, откройте ладони и подождите ответа. Если же человек с вами согласился, но продолжает "собирать ворсинки" - спросите его прямо о возражении, которое он не решается сказать.

Положения головы

Жест
Характеристика

Кивок головой
Простой способ выявления скрытого возражения - проследить, не использует ли человек отрицательное покачивание головой в момент устного высказывания своего согласия с вами.

Прямое положение головы
Характерно для человека, нейтрально относящегося к тому, что он слышит. Голова обычно неподвижна, с периодическим легким киванием.

Наклоненная голова
Характеризует интерес к сказанному. Если вы ведете беседу и наблюдаете наклон головы в сторону, упор подбородком на руке и наклон тела вперед, значит ваше сообщение заинтересовало слушателей. Если вы хотите расположить к себе человека, достаточно наклонить голову набок и время от времени кивать головой.

Наклон головы вниз
Характеризует отрицательное и даже осуждающее отношение. Низкий наклон головы обычно сопровождается рядом жестов критической оценки. Для того чтобы поднять заинтересованность, необходимо сделать что-то, чтобы головы слушателей поднялись.

Закладывание рук за голову
Этот жест характеризует уверенных в себе людей с чувством превосходства над другими. Этот жест также характерен для "всезнаек", и многие люди раздражаются, когда видят этот жест. Этот жест может использоваться и как знак, подчеркивающий, что человек "застолбил" эту территорию. Если человек при этом, кладет ногу на ногу в виде цифры четыре, это говорит что он еще и склонен к дискуссии и спору. Есть несколько способов взаимодействия с людьми, использующих этот жест. Если вы хотите выяснить причину, почему человек ведет себя с чувством превосходства, наклонитесь вперед с протянутыми ладонями и скажите " Я вижу что вам известно. Не могли бы вы прокомментировать эту проблему". Затем откиньтесь на спинку кресла, ладони оставьте в поле обозрения и ждите ответа. Попробуйте заставить человека сменить позу. Для этого можно взять какой-нибудь предмет и, отставив его подальше, спросить - "Вы это видели?" Можно скопировать его позу. Часто для того, чтобы выразить свое согласие с собеседником, достаточно повторить его позу.

Взгляд

Часто можно слышать фразу - по глазам прочитал. Исследователи считают, что с помощью глаз передаются самые точные и открытые сигналы из всех сигналов человеческого общения, поскольку они занимают центральное положение в человеческом организме, а зрачки ведут себя полностью независимо. При дневном свете зрачки могут расширяться и сужаться в зависимости от смены отношения к беседе. Если человек возбужден, его зрачки расширяются в четыре раза против нормального состояния. Сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сокращаться, при этом получаются как бы "змеиные глаза". Когда вы разговариваете с людьми или ведете переговоры, смотрите в зрачок человеку, и зрачок расскажет вам правду о мыслях собеседника.

Если человек нечестен или скрывает что-то, его глаза встречаются с вашими менее чем 1/3 времени общения. Если глаза человека встречаются с вашим более 2/3 времени общения, а зрачки расширены, это означает, что вы нравитесь. Если же зрачки сужены, это означает негативное отношение к вам.

Но важны не только долгота и частота взгляда, но и та географическая площадь лица и тела, на которую направлен взгляд, так как это влияет на исход переговоров. Требуется долгая практика общения с людьми для того, чтобы эффективно применять язык телодвижения и улучшить характер общения с другими людьми.

Тип взгляда
Характеристика

Деловой взгляд
Ведя деловые переговоры, представьте, что на лбу вашего собеседника находится треугольник. Направив свой взгляд на этот треугольник, вы создадите серьезную атмосферу, и ваш собеседник почувствует, что вы настроены по-деловому. При условии, что ваш взгляд не опускается ниже глаз собеседника,вы сможете контролировать ход переговоров при помощи взгляда.

Социальный взгляд
Если ваш взгляд опускается ниже уровня глаз другого человека, создается атмосфера социального общения. Исследования показали, что во время социального общения, собеседники также смотрят в условный треугольник, только в данном случае он находится на линии глаз и области рта.

Взгляд искоса
Используется для передачи интереса или враждебности. Если он сопровождается слегка поднятыми бровями или улыбкой, то означает заинтересованность. Если сопровождается опущенными вниз бровями, нахмуренным лбом или опущенными уголками рта, он означает подозрительное, враждебное или критическое отношение.

Прикрытые веки
Этот жест подсознательный и является попыткой человека убрать вас из поля зрения, потому что вы надоели, или стали неинтересными или он чувствует свое превосходство над вами. Если человек подчеркивает свое превосходство над вами, его прикрытые веки сочетаются с откинутой назад головой и долгим взглядом, известным как взгляд свысока. Если вы заметили такой взгляд у своего собеседника, учтите, что ваше поведение вызывает отрицательную реакцию и нужно что-то изменить, если вы заинтересованы в успешном завершении разговора.

Обработка И. Перова.

За редким исключением, каждый из нас испытывает потребность в общении, так уж устроен человек.

Люди делятся друг с другом информацией, совместно разрабатывают новые идеи, знакомятся и заводят отношения, заряжаются положительными и заражаются отрицательными эмоциями - всё это происходит посредством общения.

Из-за исключительной важности этого процесса во всех сферах жизни, нам часто бывает очень обидно, когда нам врут, а мы этого не замечаем. Наверное, научиться распознавать ложь, да так чтобы наверняка и всегда - голубая мечта человечества. К сожалению, это вряд ли возможно хотя бы потому, что зачастую человек не может отличить даже собственные выдумки от реальности.

Однако чтобы заподозрить неладное и держать «ухо востро», не требуется даже специальных приборов - достаточно во время разговора обратить внимание на некоторые косвенные признаки, невольно проявляющиеся у вашего собеседника, которые могут подтверждать или опровергать его слова.

Ложь, как правило, неудобна тому, кто её придумывает. Он чувствует дискомфорт, нервозность, страх, что его могут разоблачить, даже когда это касается чего-то совсем безобидного. А уж когда речь о чём-то серьёзном, что может повлиять на дальнейшую жизнь человека, в том случае если правда вскроется, то вести себя правильно в такие моменты может только человек с хорошей выдержкой. Но даже в этом случае, если знать, на что обратить внимание, можно найти яркие признаки, указывающие на нервозность человека, а также, в каких местах его рассказов и ответов она проявляется наиболее остро. Давайте рассмотрим эти признаки.



Речь

В нашем общении непосредственно на слова приходится 20-40% передаваемой информации, то есть меньше половины. Всё остальное - это невербальная (то есть несловесная) информация. Способы её передачи изучает такой раздел языкознания, как паралингвистика.

Паузы - наиболее распространённый признак обмана. Они могут быть либо слишком продолжительными, либо частыми. Наличие междометий - «гм», «ну», «э-э» - тоже свидетельствует о том, что вам, возможно, говорят неправду или что-то недоговаривают.

Повышение тона - вероятный признак. Речь становится громче и быстрее, человек испытывает возбуждение. Причины могут быть разные - гнев, восторг, страх. Но может быть и ложь.

Бесполезные факты . Чтобы сделать рассказ убедительным, люди стараются насытить свою вымышленную историю реальными событиями, далёкими от предмета разговора. Например, если вам захочется подробно узнать о людях, с которым встречался ваш собеседник, что ему, допустим, нужно скрыть, то вы услышите развёрнутые микрорассказы о том, какая чудесная была еда, великолепная погода, какие эмоции были вызваны теми или иными повседневными событиями, а про людей может быть сказано только вскользь. Словом, вам чётко нарисуют обширный фон, а в центре картины лишь набросают смазанный эскиз.

Ответ в стиле «сам догадайся» . Надо следить, чтобы человек отвечал прямо, при этом его не обязательно поправлять и тем самым давить на него. Помните, что вопрос, заданный на вопрос - это лишь косвенный ответ.
Если вы поинтересовались «Ты смотрел телевизор сегодня?», а вам возразили «Ну ты же знаешь, что я не мог этого сделать?» - то надо понимать, что это уход от прямого ответа. Хотя нужно отметить, что люди могут отвечать так лишь потому, что оскорблены недоверием к себе и не считают нужным отвечать прямо.
Другой вариант непрямого ответа, когда вам также предлагают додумать сказанное самостоятельно, но не говорят напрямую, например, на вопрос «Вы уверены, что можете починить это?» может следовать фраза «Друзья меня считают прекрасным мастером!». Из неё можно сделать вывод, что человек не уверен в своих силах, но и признаваться в этом ему не хочется.

Как вы спросили - так вам и ответили. Частое и точное употребление фраз из вашего вопроса, а также полное повторение вопроса перед тем, как человек начнёт отвечать, может свидетельствовать о неискренности. В таких ситуациях ваш собеседник не успевает придумать, что ответить, поэтому использует ваши же слова или тянет время перед ответом, чтобы успеть сконструировать правдоподобную версию.

Анекдот вместо ответа . Обратите внимание на «забавные» ответы. Вы спросили, вам остроумно ответили, вы оценили, посмеялись и перешли к другому вопросу или вообще не стали больше докучать этому забавному собеседнику - обычная ситуация. Но нужно задуматься, если человек часто отшучивается, вместо того, чтобы прямо ответить, возможно, он делает это намеренно.

Речь на разных скоростях . Частое покашливание, попытки прочистить горло, резкое изменение речи с нормальной на более быструю или на более медленную, может означать, что человек нервничает, возможно, лжет. На это же указывает любое, объективно ничем не обусловленное изменение голоса, тона говорящего.

Если в процессе рассказа человек возвращается назад по ходу рассказа и дополняет его чем-то: уточняет, говорит, что забыл что-то упомянуть, добавляет детали, то это указывает на искренний рассказ. Выдуманную на ходу историю сложно вспомнить, дополнить в середине, а потом продолжить додумывать с конца - есть высокая вероятность сбиться и запутаться



Тело

Прежде всего следует обратить внимание на позу собеседника

Хорошо известны «закрытые позы» - скрещённые руки-ноги. Они говорят как минимум о том, что собеседник не очень склонен к общению с вами. Человек может выглядеть расслабленным, но попытки спрятать руки, сложить их на груди или в замок на коленях выдают его. Не факт, что он вам врёт - но явно хочет от вас что-то скрыть, не проговориться.

Бывает, что лжец съёживается, будто стремится занять как можно меньше места.

Ещё одна поза: если человек во время беседы делает шаг назад, скорее всего, он сам не верит в то, что излагает вам.

Бывают «оговорки в жестах», своего рода невербальные утечки информации. Не каждый лжец допускает их, но, если они случаются, это надёжный знак о его намерениях.

Если человек касается руками лица: чешет нос, прикрывает рот, то это признаки, что он подсознательно закрывается от вас, ставить барьер между вами.

Наиболее распространённые жесты обмана:

Непроизвольное пожатие плечами говорит о равнодушии, о том, что человеку всё равно. А если он дёргает одним плечом - значит, врёт с очень высокой долей вероятности.

Потирание глаз. Когда ребенок не хочет на что-то смотреть, он закрывает глаза ладошками. У взрослого этот жест т рансформируется в потирание глаза. Таким образом мозг пытается блокировать что-то неприятное для нас (обман, сомнение или неприятное зрелище).
У мужчин это более выраженный жест — они трут глаза, будто им соринка в глаз попала.
У женщин этот жест менее заметен и вполне может сойти за поправление макияжа, так как дамы обычно потирают аккуратно пальчиком нижнее веко.
Но и тут стоит быть внимательным — вдруг и вправду соринка попала или ресничка!

П рикосновение к носу (зачастую быстрым, неуловимым движением) тоже бывает признаком вранья. Этот жест называют «симптомом Пиноккио»
Помните сказу про Пиноккио, где его нос начинал стремительно расти, когда он врал? На самом деле физически этот процесс и вправду происходит — в организме выделяются особые вещества кателохамины, которые приводят к раздражению слизистой носа, также повышается давление, усиливается кровоток и нос и вправду немного увеличивается. Но это не заметно, зато заметно, как ваш собеседник начинает тянуться к носу и почесываться его.
Прикрытие рта рукой либо покашливание в кулак, по мнению психологов, показывает желание подавить произнесение собственных лживых слов, не дать им вырваться наружу.
Смахивание воображаемых пушинок с одежды . Собеседник не одобряет услышанное. Он не хочет (или не может) об этом сказать вслух, но жест выдаёт его мысли.
Оттягивание воротничка.
Знакомый жест, правда? Как-будто становится душно и человеку тяжело дышать. Обман приводит к повышению давления и усиленному потоотделению, особенно если обманщик боится быть пойманным на лжи.

Ещё к жестам обмана можно отнести

Потирание мочки уха.
Вернемся к нашим обезьянкам! Это жест «ничего не слышу». Обычно он сопровождается взглядом в сторону. Варианты этого жеста: потирание мочки, почесывание шеи за ухом, ковыряние (уж простите) в ухе или скручивание его в трубочку.

Почесывание шеи.
Как правило, люди делают это указательным пальцем той руки, которой они пишут. В среднем человек почесывает шею 5 раз в день. Этот жест означает сомнение. То есть если вам человек говорит что-то вроде «Да-да! Я с вами совершенно согласен» и при этом тянется, чтоб почесать шею, это означает, что на самом деле он не согласен и сомневается.


Пальцы во рту.
Самый яркий персонаж с пальцем во рту, это Доктор Зло из фильма об Остине Пауэрсе. Он практически всегда держит свой мизинец около рта. Это бессознательная попытка человека вернуться в состояние безопасности, которое обычно ассоциируется с младенчеством и сосанием той же соски. Взрослый человек сосет сигару, трубку, дужки очков, ручку или жует резинку. Большинство прикосновений ко рту связанны с обманом, однако это также говорит еще и о том, что человек нуждается в одобрении. Возможно он врет потому что боится, что правда вам не понравится.

Обратите внимание на такой жест, как выставленный средний палец руки . Он может просто лежать на колене либо человек невзначай коснётся им своего лица. Это жест враждебности и скрытой агрессии: собеседник будто бы посылает вас куда подальше.

Также следует замечать, если собеседник переминается с ноги на ногу или вообще делает небольшой шаг назад. Это указывает на желание уйти, отстраниться от вас, чтобы не выдать что-то.
Особенно важно обращать внимание на движения назад, когда вы задаёте вопросы. Если голова отвечающего резко отстранится назад или вниз - это, возможно, тоже попытка закрыться.



Эмоции

Поведение человека разительно отличается в зависимости от того, говорит он правду или лжет.

Если ложь имеет место, то эмоции человека будут намного глубже и более чувственны. Любая ложь подразумевает наличие какой-либо определенной маски, которую человек одевает на себя и выстраивает соответствующую линию своего поведения. Зачастую, «маска» и другие эмоции смешиваются между собой. К примеру, легкая улыбка - маска удовольствия, если это чувство на самом деле не испытывается, смешивается с признаками страха, грусти, отвращения или гнева. В случае с искренней радостью, нашему взору предстанет не только улыбка, но и движение мышц, расположенных вокруг глаз.


Плохая реакция . Следите за эмоциями собеседника по ходу разговора. Если человек что-то скрывает от вас, то эмоции могут выражаться с опозданием, непривычно долго оставаться на лице человека, а потом внезапно исчезать, появляться раньше, чем вы закончите фразу.
Это происходит потому, что человек напряжённо думает о чём-то своём, плохо поддерживает нить разговора и демонстрирует эмоции, которые на самом деле не испытывает.

Выражения лица, длящиеся 5-10 секунд, как правило, являются фальшивыми. Большинство искренних эмоций проявляются на лице лишь несколько секунд. Иначе они будут выглядеть как насмешка. Например, удивление, не проходящее у человека более 5 сек - фальшивая эмоция.
У искреннего человека слова, жесты и мимика синхронизированы. Если кто-то кричит: «Как вы мне надоели!», а гневное выражение лица появляется только после реплики, - гнев, скорее всего, поддельный.

Американский психолог Пол Экман (Paul Ekman) изучил выражения лиц людей и насчитал всего 46 независимых лицевых движений. Однако он установил, что в комбинации друг с другом они могут передать порядка 7000 уникальных эмоций! Интересно, что многие мышцы, приводящие лицо в движение, не управляются сознанием. Это значит, что фальшивая улыбка всегда, хоть и незначительно, но будет отличаться от настоящей.


Поведение при провокациях

Учащение дыхания, вздымание грудной клетки, частое сглатывание, выступающая испарина - это признаки сильных переживаний. Не исключено, что вам врут. Румянец - признак смущения, но смутиться можно и от стыда за враньё.

А хоккей на траве вы любите? При попытке с вашей стороны резко сменить тему, человек, говорящий неправду, воспримет это с облегчением, поддержит вашу инициативу, ведь он понимает, что чем меньше вы будете говорить с ним, тем меньше шансов у него «проколоться» и выдать себя. Если собеседник искренен, то его естественной реакцией будет непонимание причины смены темы, неудовлетворённость, что его рассказ не дослушали. Он попытается вернуться к теме разговора .

Не нравитесь вы мне, ребята… Если у вас появляются сомнения по поводу правдивости слов собеседника, МирСоветов советует неявно показать, что не верите рассказу собеседника: после его ответа на очередной вопрос выдержите паузу, посмотрите пристально, с недоверием. Если с вами не честны, это вызовет смущение, неуверенность. Если человек говорит правду, то часто он начинает раздражаться, пристально смотреть на вас. В нём можно отметить следующие перемены: пропадает смущение, губы сжимаются, брови хмурятся.


Движения глаз

Верно говорят, что глаза - зеркало души. Человек устроен так, что глаза активно участвуют в процессе размышлений.

Они принимают положение в зависимости от того, какая область мозга задействована в данный момент. Зная это, можно предположить, чем занят мозг в тот или иной момент диалога: придумыванием чего-то нового или обработкой реальной информации.

Если человек уверенно хочет отстоять свою ложь и врет сознательно, он старается поддерживать зрительный контакт. Он проникновенно заглядывает в глаза. Это для того чтобы знать, верите ли вы его лжи.

А когда человек оказывается застигнутым врасплох и хочет соврать так, чтобы об этом все забыли, он тут же переключает ваше внимание: уходит в другую комнату якобы по делу или ботинки начинает завязывать, бумажки перебирать и буркает что-то под нос...

Впрочем, иногда человек заглядывает в глаза в надежде увидеть поддержку. Он может и не врать, но быть очень неуверенным в своей правоте.

Следите за морганием. Когда лгут, то часто непроизвольно моргают, потому что для многих ложь - это всё-таки . Но, кроме того, повышенное моргание может означать, что предмет разговора ему неприятен, доставляет боль. А чем реже человек моргает, тем он в этот момент счастливее.

Задавая вопрос, обратите внимание на движение глаз в тот момент, когда человек отвечает. Когда человек действительно пытается вспомнить все подробности и рассказать вам, он смотрит вправо. Когда человек придумывает, взгляд устремляется влево.

Обычно когда человек что-то вспоминает (придумывает) он смотрит не просто в сторону, а вниз (вправо вниз, влево вниз)

Смотрите схему психологов-нейролингвистов, рассказывающую, на что указывают движения глаз.

Давайте представим, что на рисунке - лицо вашего собеседника. Далее, во избежание путаницы, договоримся писать относительно вас, когда вы смотрите на «лицо собеседника», а в скобках будут указания относительно самого изображённого на схеме лица

Вы видите, что глаза собеседника

  • Смотрят влево и вверх от вас (человек смотрит в правый верхний угол), это говорит о конструировании картинки.
  • Вправо и вверх от вас (у него это левый верхний угол) - обращение к визуальной памяти.
  • Смотрят влево (для собеседника правая сторона) - придумывает звук,
  • вправо (для него левая сторона) - старается вспомнить то, что слышал.
  • Глаза внизу и слева (нижний правый угол) - проверка ощущений и чувств.
  • Внизу и справа (нижний левый угол) - размышляет над ситуацией, беседует сам с собой.
  • Если взгляд прямой , то человек воспринимает информацию.

Например, если вы спросили своего начальника о дате зарплаты, и, отвечая, он посмотрел вниз и вправо относительно вас, то он об этом задумался впервые и формирует ответ «на лету», размышляет. А если просто вправо, значит, говорит то, что слышал раньше от вышестоящего начальства.

Обратите внимание на такой нюанс: если вы говорите с левшой, то левая и правая сторона зеркально противоположны. Это также справедливо и для правшей, у которых левое полушарие, всё же, преобладает над правым, например, т.н. переученные левши.

Бытует мнение, что прямой взгляд глаза в глаза символизирует об искренности человека, если же глаза отводятся, то говорят, что некто «прячет» глаза и что-то скрывает. В действительности, это не так. В процессе разговора часто необходимо прервать зрительный контакт, чтобы сфокусироваться на кой-то мысли, задуматься, вспомнить.
По материалам bskltd.ru , mirsovetov.ru


Интересный факт:

Ученые из Университета штата Нью-Йорк в Баффало разработали высокотехнологичный полиграф. Основываясь на движениях глаз, он распознает, когда человек говорит правду, а когда ложь. Как утверждают исследователи, их система способна определить лживое высказывание с точностью более 80%.

Новая система была протестирована на добровольцах. До начала эксперимента им было предложено загадать, украли ли они чек, который был выписан на имя политической партии, которую они не поддерживают. Рядом с испытуемыми садился дознаватель, который сначала задавал вопросы, не относящиеся к теме, а затем напрямую спрашивал о "воровстве".

В это время программа при помощи веб-камер отслеживала нарушение траектории движения глаз, скорость моргания и частоту, с которой участники эксперимента переносили взгляд. В результате система смогла успешно определить ложь в 82,2% случаев, тогда как у опытных следователей этот коэффициент составил около 60%.

Как распознать ложь по мимике и жестам:

Следует заметить, как в природе не существует двух одинаковых личностей, каждый человек индивидуален по-своему, так не существует и универсального набора сигналов, выявляющих ложь. Поэтому, все признаки необходимо тщательно анализировать в контексте сложившейся ситуации, и, обращать внимание и на голос, и на эмоции, и не забывать о движениях тела. Язык может лгать, но тело лгать не умеет.

Однако, будьте осторожны и не делайте поспешных выводов, какими бы проницательными людьми вы ни были, ведь даже Шерлок Холмс однажды заподозрил девушку в страшном преступлении, приняв её неловкий жест за попытку скрыть правду. Позднее выяснилось, что девушка просто стеснялась своего не припудренного носа:о).

А как Вы думаете,

Согласно исследованиям, только десятую долю информации человек передает словами. Остальная часть приходится на жесты, мимику и интонацию. Для первого интуитивного «сканирования» человека необходимо примерно 10 секунд. Люди далеко не всегда говорят то, что думают, но тело не умеет врать. Скрытые чувства находят выход через жесты. Психология невербального общения очень широка и многогранна. Научившись понимать жесты человека и их значения, узнать правду будет намного проще.

Классификация жестов

Трение века также может свидетельствовать о том, что собеседник говорит неправду. Если обман довольно серьезный, человек может отводить глаза в сторону или опускать вниз, поглаживать шею или уши. Но все эти признаки стоит рассматривать в комплексе.

  • Люди, которые хотят подчеркнуть свои непоколебимые позиции, могут совершать руками твердые жесты, чтобы акцентировать внимание на переходе от одной темы к другой. Наглядно демонстрируют такие жесты людей фото.

  • Если обстановка сильно накалена, стоит использовать движения руками, чтобы немного разрядить ее. Серьезные фразы можно иллюстрировать веселыми жестами. Это немного взбодрит аудиторию и зарядит атмосферу позитивом.
  • Не стоит становиться клоуном и совершать нелепые движения. Жесты и мимика человека должны привлекать внимание к основной беседе, а не отвлекать от нее. К тому же они должны быть понятны всем присутствующим.