Как научиться учиться. Принципы грамотного освоения информации и навыков. Развить творческие навыки: рисование, иллюстрирование, фотография

Умение обучаться , наверное, один из самых важных факторов, которые способствуют успеху. Не случайно этот вопрос очень любят задавать соискателям при приеме на работу. Ибо человек, который не может обучаться, закрыт для всего нового. Он консервативен, не следит за новыми тенденциями. А значит, он не может успешно конкурировать в современном мире .

Зачем нужно
умение учиться

Любое обучение – это выработка в себе , формирование новой привычки . Когда привычка вырабатывается, это действие для человека становится автоматическим. В начальной школе нас учили писать палочки, потом учили, как пишутся слова. И, наконец, мы осваивали азы грамотности. Все это – разные уровни процесса описания письму.

Любое обучение имеет аналогичную градацию от простого к более сложному . Очень важно изучить все уровни, заложить их в свое подсознание. И тогда человек имеет возможность использовать свой навык, концентрируя свое внимание на более высоких задачах.

Умение писать сейчас вы используете неосознанно, обдумывая статью, создавая стихи или деловые письма. Точно также, когда пианист играет на сцене, он целиком отдается музыке, а его пальцы сами знают, как нажимать клавиши.

Буквально все, что мы знаем и умеем – это результат процесса обучения. В детстве каждый человек делал это с большим удовольствием. Так почему же потом пропадает это желание и люди убеждают себя, что им учиться уже не надо?! Наверное потому, что не умеют правильно учиться . Ведь в детстве их обучением занимались родители и другие взрослые. Единственная ошибка, которую они допустили при этом – это не научили ребенка учиться.

Я хочу вам рассказать, как научиться учиться.

Да, именно так: вопреки распространенному заблуждению, обучаемость – это не способность, с которой ничего нельзя поделать, это навык, который можно натренировать. Причем, я убеждена, что натренировать его можно в любом возрасте. И ваша способность выучить язык, освоить новую профессию или разобраться в новой области знаний полностью зависит именно от этого навыка.

Мне 31 год, и я замечаю, что многие мои ровесники жалуются на память, на то, что, мол, в юности учились гораздо лучше, запоминали информацию гораздо быстрее. И в связи с этим утверждают, что проблема в стареющем мозге. Да нет, друзья, проблема вообще не в нем, а в том, что в юности вы все время учились, хотели вы того или нет. Сначала в школе, потом в университете, иногда системно и осознанно, иногда вовсе нет. Но вы тренировали этот навык. А потом, закончив университет, забросили. Ну, иногда ходили на какие-то семинары или курсы. Но разве можно это считать прокачкой навыка? Послушали и забыли, ведь так? Кстати, многие думают, что запоминание наизусть чего-то тренирует мозг (и, кстати, приравнивают это к обучению). Но нет, это совсем не то. Запоминание наизусть – это не обучение. А обучение – это осознанное овладевание определенным массивом знаний. Это мое личное определение, хотя википедия мне не противоречит. А еще хорошее определение (а заодно пояснение понятия « способности») можно посмотреть .

А вот я на память не жалуюсь. Даже наоборот, считаю, что она у меня стала гораздо лучше, чем была в юности (хотя и тогда на неё я не грешила). Я гораздо быстрее, чем раньше, схватываю информацию, лучше умею ее структурировать, делать логические выводы и запоминать. Почему? Нет у меня сверхспособностей (жаль, конечно, это признавать). Просто я прокачала свой навык обучаться. Я никогда не забрасывала учебу, каждый год поднимала новые пласты знаний. И знаете, какой бонус получила в итоге, помимо отсутствия «проблем с мозгом”? Я начала ловить необыкновенный кайф от процесса получения новых знаний. Прямо физический кайф: прилив энергии, драйв, счастье. А потом я прочитала теорию про круг ресурсов человека (простое объяснение можно посмотреть ), и получила подтверждение своих догадок: прокачанный навык обучаться действительно приносит в жизнь энергию. Учеба – это ресурс. Он может приносить нам энергию, а может её вытягивать – ведь все равно в современном мире, чтобы оставаться на плаву, нам нужно совершенствоваться, то есть учиться новому.

Поэтому я хочу вам рассказать, как же научиться учиться. Только знайте, что (как и со всеми непрокачанными ресурсами в вашей жизни), чтобы развить навык учиться, вам придется смириться с тем, что вначале вы не будете получать из этого процесса энергию. Все будет наоборот: вам понадобится энергия, чтобы ее туда вкладывать. Откуда взять энергию? Из какого-то прокачанного уже ресурса. Проще говоря, из той сферы вашей жизни, которая уже приносит вам кайф. Найдите ее и используйте, чтобы развиться!

Из написанного выше следует, что волшебной пилюли не существует: нужно засучить рукава и приступать к делу. Если всё написанное выше вас убедило и вы готовы заработать себе очень важную в современном мире способность, которую сложно переоценить, вот что вам стоит сделать. Для начала, найдите то, чему бы вы хотели научиться прямо сейчас. Это должно быть что-то новое для вас, желательно, кардинально новое, что-то, о чем вы знаете только издалека. Например, область знаний бизнес-анализа. Или давайте вслед за мной учить испанский! Или английский, кому актуально.

Нашли? Отлично! Начало положено… В дальнейших статьях я опишу все этапы, которые вам придется пройти и все сложности, с которыми придется столкнуться. Так, я расскажу про то, как найти и поддерживать в себе мотивацию, что делать, когда появляется мысль: “Ух, блин, как много всего! Да это нереально выучить!”, как победить деструктивную веру в отсутствие у вас способностей (к языкам, например), как построить процесс обучения так, чтобы не перегорать и откуда брать силы и ту же (ну что поделать?) мотивацию.

Современный мир быстро меняется и способность к адаптации является более важной, чем когда-либо. Просто быть специалистом недостаточно. Вы должны быть версатилистом . Версатилисты - это легко адаптирующиеся люди, в которых практические знания уживаются с эрудированностью и умением принимать решения в самых разных ситуациях. Вы должны быть готовы ко всему, как будто вы знаете, что завтра участвуете в Олимпийских играх, но не знаете в каком виде спорта именно.

Существует несколько видов навыков, которыми должен обладать весатилист. Они перечислены в этой статье :

  • Навыки обучения
  • Навыки общения

Навыки обучения

Вот некоторые подсказки для улучшения ваших навыков обучения:

1. Любопытство

Любопытство очень важно, если вы хотите стать хорошим учеником. Когда вам все интересно, вы стремитесь изучать новое, вам нравится учиться. Любопытство можно развить, представив, что некоторые вещи более увлекательны, чем вам кажется. Вместо того, чтобы клеймить что-либо как скучное занятие или явление, попробуйте найти в этом интересные стороны.

2. Привычка спрашивать

Старайтесь не воспринимать информацию поверхностно, копайте глубже, задавайте вопросы. "Почему" - это, пожалуй, главный вопрос, который вы должны задавать. Он поможет вам переосмыслить общепринятые взгляды и посмотреть на вещи иначе.

Хотя большинство людей знает, что чтение очень важно и полезно, немногие делают его своей постоянной привычкой. Создание такой привычки имеет большое значение. Если вы будете читать хотя бы один час в день, через неделю время, проведенное вами за чтением, будет составлять уже 7 часов. Только представьте, как много вы можете узнать с помощью чтения за 10 лет.

4. Навык чтения

В чтение важно не только количество, но и качество. Вам необходимо развить ваши навыки читателя. Они помогут вам извлечь из времени, проведенного за чтением, максимальную пользу, сделают его более эффективным и действенным.

5. Мастерство использования инструментов

Освоение инструментов исследования поможет вам найти ответы на многие вопросы. Например, многие пользуются Google, но мастерски используют его очень немногие. Есть множество уловок, которые знают лишь немногие. Эти люди имеют огромные преимущества в процессе обучения. Они могут найти точные ответы на свои вопросы в более короткие сроки, чем другие.

Навыки общения

Вот некоторые подсказки для улучшения ваших навыков общения:

1. Любовь к людям

Прежде всего нужно любить людей. Если вы будете избегать встреч с людьми, вы вряд ли сможете овладеть какими-либо навыками. Получайте радость от общения.

2. Высокий приоритет отношений

Существует множество задач, требующих вашего внимания. Но, если вы хотите иметь хорошие навыки общения с людьми, вам необходимо сделать ваши отношения с ними более приоритетными, чем решение задач.

3. Помощь другим

Прежде, чем что-то получить, вы должны что-то отдать. Отдайте искренне, ничего не ожидая взамен, и позже вы сможете заполучить то, что вам нужно.

4. Цените людей

Люди любят, когда их ценят. Вы можете построить прочные отношения, заставив людей почувствовать их значимость. Конечно, вы должны делать это искренне, а не только ради того, чтобы получить возможность манипулировать кем-либо. Люди могут почувствовать ваши истинные мотивы.

5. Забудьте о себе на минуту

Выполнение всего вышеперечисленного будет весьма сложным, если ваша голова забита лишь вами самими. Забудьте на минутку о себе и подумайте о других людях. Освободите в вашей голове пространство для мыслей о ком-то еще, кроме вас.

Сколько раз в различных обстоятельствах вы говорили себе: «Как было бы здорово, если бы я умел…» Но потом жизнь текла по привычному руслу, и вы забывали о своём желании приобрести полезный навык.

С огромным количеством знаний, которые доступны нам онлайн каждый день, единственная причина, почему вы до сих пор этого не сделали, - не задумывались об этом серьёзно. Может, пора это сделать?

10. Починить что-нибудь дома

Конечно, чтобы починить что-нибудь дома, не нужно каких-то особых умений - можно просто вызывать специалиста, и всё будет готово. Но в этом нет ни изобретательности, ни мастерства, ни тем более интереса.

Кроме того, специалист в любом случае обойдётся вам дороже, чем самостоятельная починка простых вещей.

Если у вас есть желание заниматься ручным трудом, научитесь чинить домашние вещи или своими руками. Это особенно приятный навык, потому что вы можете использовать результаты своего труда сразу же.

Где этому научиться? Миллионы роликов на YouTube и Videojug к вашим услугам. Там вы найдёте множество видео о том, как отремонтировать что-то в доме или во дворе, как починить что-то из сантехники и электрики.

Для сложного ремонта вам по-прежнему нужен будет профессионал, но какие-то небольшие манипуляции вы вполне сможете сделать самостоятельно. В любом случае вы поймёте, что у вас всегда есть выбор - звать мастера или пытаться сделать самому.

9. Развить творческие навыки: рисование, иллюстрирование, фотография

Victor Bezrukov/Flickr.com

Несмотря на то, что эти навыки, скорее всего, не помогут вам заработать большие деньги, они очень привлекательны, поскольку знакомят вас с техническими возможностями для создания чего-то прекрасного.

Вам придётся самому находить вдохновение и объекты для творчества, но освоение выбранного предмета зависит только от технических возможностей и практики.

Хорошо бы, чтобы эти навыки не пригодились вам в жизни, но в любом случае вы будете чувствовать себя увереннее, возвращаясь домой поздно ночью.

7. Прокачаться в дизайне и развить чувство стиля


Andreas Nilsson/Flickr.com

Дизайн и стиль - это не точная наука, поскольку вкусы различаются и меняются с течением времени, но есть несколько общих принципов, которые сделают вашу работу, дом или что-то ещё более эстетичными и привлекательными.

Если мы говорим о классическом дизайне, прежде всего нужно изучить основы типов и сочетаний. Это навыки, которые вы можете совершенствовать в ежедневной работе, чтобы она выглядела более привлекательно.

Может показаться, что это бесполезный навык, поскольку таблицы, например, оцениваются не по канонам красоты, но, если что-то выглядит привлекательно, оно всегда оценивается лучше. Эстетизм всегда будет преимуществом вашей работы.

Чувство стиля важно даже в таких вещах, как, скажем, выбор обоев для комнаты или создание чистого и рационально организованного рабочего стола на своём компьютере. Если ваш дом выглядит скучно, вот несколько идей, как .

А вот статьи для тех, кто хочет обучиться веб-дизайну: как воздействовать через и веб-дизайну онлайн.

6. Освоить любой предмет, который вы пропустили в университете

Это может быть какая-нибудь наука, финансы, математика, гуманитарные предметы, юриспруденция или что-то ещё. Если в университете вам не удалось освоить этот навык, можно пройти обучение онлайн.

Что здорово в таком обучении - вас побуждает только своя мотивация. Никаких экзаменов, зачётов и нервов. Вы учитесь столько, столько хотите, а в награду просто становитесь немного умнее. Вот - там вы сможете найти множество полезных предметов.

5. Создавать и переделывать «железо»


Kevin Savetz/Flickr.com

Все мы любим современные технологии, и чем больше может дать нам техника, тем сильнее наша любовь. Наверное, не существует техники, которую нельзя бы было улучшить, но для начала надо приобрести несколько навыков.

Научиться собирать компьютер - отличный способ начать. Вам пригодятся навыки пайки и основы , с помощью которых вы сможете действительно интересные вещи.

Лучший способ обучиться этому - начать проект и познавать все премудрости в процессе работы над ним. Если вы не знаете, с чего начать, посмотрите .

4. Играть на инструменте


gwen roolf/Flickr.com

Есть множество сайтов для обучения игре на музыкальных инструментах онлайн. В вы найдёте несколько полезных ресурсов, форумов и приложений для обучения игре на гитаре, ударных и фортепьяно.
Ну и, конечно, всегда в помощь YouTube.

3. Готовить как шеф-повар


sharyn morrow/Flickr.com

В интернете столько рецептов и сайтов с советами по приготовлению разных блюд, что каждый может стать классным поваром, нигде не обучаясь.

Пробуйте , развивайте « », подписывайтесь на и просто получайте удовольствие от приготовления.

Я, например, люблю приложение «Афиша-Еда » - там очень много новых рецептов, которые можно сохранять себе. Притом не обязательно готовить чётко по рецепту, можно фантазировать, добавлять другие ингредиенты и пропускать то, чего нет в ближайшем магазине.

2. Выучить иностранный язык

Если вы поспрашиваете людей, чему они хотят научиться, «Выучить новый язык» будет самым популярным ответом.

30 сайтов для желающих научиться кодить с нуля. Здесь есть и сайты с платными курсами и учителями, и ресурсы для бесплатного изучения разных языков программирования.

Также есть подборка бесплатных и для тех, кто не против обучаться на английском языке.

Только учтите - уроки программирования могут быть реально скучными, если вы не работаете над конкретным проектом. Если же теоретические знания постоянно подкрепляются практикой, вы с большей вероятностью не бросите это дело и достигните успехов в программировании.

А какие навыки хотите освоить вы?

Навыки самостоятельности, и навыки самопомощи являются одними из наиболее важных навыков, которым в первую очередь нужно обучать . Ребенок, который умеет наименовать предметы, или складывать паззлы из 100 кусочков, или отвечать на вопросы, не сможет пройти интеграцию, если при этом он не умеет пользоваться туалетом, следить за собственной гигиеной, и кушать с помощью столовых приборов.

Навыки самостоятельности могут быть различных видов и сложности, начиная от способности пить воду со стакана, и заканчивая умением безопасно переходить дорогу. Очень важно при обучении этих навыков обращать внимание на общее моторное развитие ребенка, а так же на хронологический возраст. Иногда происходит, что дети 4-5 лет по-прежнему кушают молочные смеси из бутылочек или ходят с соской, в то время как их сверстники о соске уже давно забыли. Возможно, некоторые из этих детей затрудняются есть с помощью столовых приборов из-за моторных нарушений, но это не говорит о том, что не нужно их этому обучить. Просто обучение будет более постепенным, и возможно понадобятся специальные приспособления или методики для того что бы их этому обучить. Точно также можно отнестись к умению одеваться/раздеваться самостоятельно, мыть руки, чистить зубы, и т.д. С другой стороны, не следует обучать детей с Аутизмом таким навыкам, которые их сверстники еще не умеют - т.е. не нужно ожидать от трехлетнего ребенка, что он качественно почистит зубы, самостоятельно наденет пижаму, расстелет кровать и ляжет спать.

Обучение навыкам самостоятельности отлично от обучения других навыков, прежде всего тем, что большинство этих навыков состоит из нескольких реакций, так называемой "цепочки поведений". По этому, такие методы, как или на подходят, т.к. в них идет процесс усиления каждой реакции.

Например, мытье рук состоит из следующих реакций:

1. Открыть кран

2. Намочить руки

3. Взять мыло

4. Намылить руки

5. Смыть мыло водой

6. Закрыть кран.

7. Вытереть руки полотенцем.

Если мы будем обучать эту цепочку с помощью DТТ, то после каждой реакции нужно дать ребенку какое-либо поощрение или похвалить. А это, в свою очередь, может помешать ребенку запомнить все действия и их правильный порядок.

Наиболее подходящим методом обучения является так называемое "цепное обучение" - Chaining. Оно может быть 3-х видов:

1. Backward Chaining. На первоначальном этапе, для того что бы ребенок правильно выполнил все действия, ему дается подсказки на каждую из реакций. Второй этап заключается в том, что бы постепенно убирать подсказку для последней реакции в цепочке, а на все предыдущие - по-прежнему давать подсказки. После того, как последнюю реакцию ребенок выполнит самостоятельно, можно начать процесс уменьшения подсказок для предпоследней реакции. И так далее, пока все реакции в цепочке не будут выучены самостоятельно. На примере мытья рук, на реакции 1-6 будет дана полная подсказка, а в процессе вытирания рук подсказки будут постепенно удалены. После того, как ребенок научиться вытирать руки самостоятельно, то работа над уменьшением подсказок будет в закрывании крана. И т.д.

2. Forward Chaining. В этом методе, постепенное уменьшение подсказок начинается с первой реакции, а не с последней, а все последующие реакции выполняются с помощью подсказок. На примере мытья рук - сначала мы научим ребенка самостоятельно открывать кран, а на все последующие действия ребенок получит подсказки. Потом он научиться подставлять руки под текущую воду, а на все последующие действия ребенок получит подсказки. И т.д.

3. Total Task Chaining. Если какая-либо цепочка реакций почти полностью выполняется качественно ребенком, и только одна-две реакции не выполняются достаточно хорошо, то можно дать ребенку подсказку именно на эти реакции, и постепенно эти подсказки убрать, а не учить всю цепочку с начала (или с конца). Например, если ребенок все делает правильно, но затрудняется только в намыливании рук, то можно помочь ему намылить руки, и постепенно убрать эту помощь.

Для эффективного применения методов Chaining следует предпринять следующие шаги:

1. Как можно точнее определить все реакции в цепочке и их последовательность. Для некоторых детей цепочка может содержать больше реакций, чем для других. Например, "вытереть руки полотенцем" может быть "снять полотенце, вытереть правую руку, потом левую руку, потом повесить полотенце обратно".

2. Правильно выбрать вид подсказки, для того чтобы можно было как можно скорее ее убрать, и что бы у ребенка не развилась зависимость от этих подсказок. Обычно, самой эффективной подсказкой при обучении этих навыков является физическая помощь, но иногда есть деть, которым очень мешают прикосновения, поэтому можно использовать и визуальные подсказки, и инструкции. Чаще всего, инструкции являются самым нежелательным видом подсказки, т.к. дети становятся зависимыми от них, и часто не могут перейти от одной реакции к другой без инструкции.

3. Обучение навыков самостоятельности требует многократных повторений. Даже если у ребенка нет мотивации для выполнения того или иного навыка, все равно, с помощью ежедневных тренировок и повторений, при правильном методе обучения и постепенном, но прогрессивном уменьшении подсказок, он сможет овладеть тем или иным навыком.