Как наладить контакт с вредным преподавателем. Как наладить отношения с учителем. Старайтесь вникать в особенности школьной жизни

1 сентября наши дети снова потянулись к знаниям. Чтобы ребенок шел в школу с настроением, важно, как складываются его отношения с учителем. И тут без участия и помощи родителей не обойтись.

1-4 класс: первое чувство

Больше всего тревог и волнений, конечно, у родителей первоклассников. Вполне естественно, что им хочется, чтобы у ребенка сложились отношения с первым учителем. Но во многом это будет зависеть не только от самого ребенка, но и от нас самих. Итак, что же может лежать в основе общения родителей первоклашки с учителем?

*Доверие, готовность к общению и контактам. Расскажите учителю не только о ребенке и его здоровье, особенностях, талантах, но и о всей вашей семье. Оставьте не только номера своего мобильного, домашнего и рабочего телефонов, но и ближайших родственников или гувернантки, которые будут забирать ребенка из школы.

*Сотрудничество. Любой классный руководитель очень любит активных родителей, потому что без них не удастся ни в поход детей сводить, ни на экскурсию съездить, ни вечеринку провести. Запомните: помогая учителю, вы не только выстраиваете отношения с ним, но прежде всего делаете жизнь вашего ребенка в школе яркой, интересной и запоминающейся.

*Чувство такта. Желание узнать как можно больше об успехах или неудачах своего чада бывает настолько сильным, что порой мы забываем, что учитель тоже человек и имеет право на личную жизнь. Звонить учителю каждый день просто неуместно, равно как и беспокоить после 9 часов вечера. Только представьте — вам за вечер позвонили несколько человек с вопросом: «Напомните, пожалуйста, домашнее задание? Как там мой сегодня? А почему вы его не спросили?»… Навязчивость в общении может раздражать и положительно на ваших взаимоотношениях не скажется.

*Откровенность . Если у вас возникают вопросы, то ждать очередного родительского собрания совсем не обязательно. Попробуйте встретиться с учителем в спокойной обстановке, но попросите о встрече заранее. Расскажите о том, что вас беспокоит, ведь своевременное решение трудностей помогает избежать конфликтных ситуаций, снять эмоциональное напряжение, неудовлетворенность друг другом. А еще — это важно для вашего сына или дочери, нет ничего хуже, когда ребенок не хочет в школу, потому что ему там плохо.

*Поддержка авторитета учителя и позитивное отношение к нему. Это нужно, нет, не для школы и не для самого учителя, а прежде всего вашему ребенку. Не ревнуйте ребенка к первому учителю, не пытайтесь заменить его и настоять на своем. Старайтесь поддержать детскую «влюбленность» в педагога. Ведь многое из того, чему сейчас учится малыш, он делает не для вас, и даже не для себя, а для своего учителя. Поэтому демонстрируйте уважение к классному руководителю, постарайтесь не обсуждать действия учителя и его поведение в присутствии ребенка.

5-7 класс: вас много, а я один!

Оглянуться не успеете, как пролетят четыре года, и из трогательного неловкого первоклассника ваш ребенок превратится в настоящего ученика, который переходит в среднюю школу. Обычно на этом этапе возникает такая трудность. Ваш ребенок думает: до этого учитель был один, он хорошо ко мне относился, помогал справляться с трудностями в учебе, и у меня все получалось. А теперь всего много! Много новых предметов, много новых требований, много кабинетов, много самостоятельности, а главное - много учителей, с которыми предстоит установить отношения, научиться слушать и понимать. Без вашей помощи «повзрослевшему» ребенку будет сложно.

Рассмотрим примеры из жизни пятиклассника и разные варианты поведения родителей.

Ваш ребенок приходит из школы и жалуется: «Училка по русскому все время вызывает к доске и спрашивает других. Я руку тяну, но она меня не видит…»


Сценарий 1. Нашему возмущению нет предела! Мы тут же звоним классному руководителю, предъявляем претензии учителю-предметнику.

Что думает ребенок: Учителя несправедливые, плохие! Они меня не любят, а родители хорошие — меня всегда защищают и всех могут «поставить на место».

Результат . Возникает противоборство между родителями и педагогами, которое может привести к неприятию друг друга, непониманию. При этом ребенок переживает, ведь ситуация-то не решается, а заходит в тупик.

Посмотрим, можно ли вести себя по-другому?

Сценарий 2. Расспрашиваем ребенка, как обычно проходит урок, интересно ли рассказывает учитель, все ли можно понять и запомнить, какие вопросы он задает? Объясняем ребенку, что учителю тоже сложно – он еще мало знаком с классом, да и спросить всех не получится – сами же устанете слушать! Смотрим и на успеваемость ребенка по предмету. Если понимаем, что в отношениях с учителем действительно есть проблемы, обращаемся за советом к классному руководителю.

Результат . Выслушивая ребенка, мы снижаем напряжение в отношениях между ним и учителем, помогаем посмотреть на ситуацию другими глазами. В этом случае есть возможность для развития и укрепления отношений между родителями, ребенком и учителем.

Следующая ситуация тоже достаточно типична.

В 5 классе возрастает количество учебных предметов. Увеличивается и объем домашнего задания, по разным причинам ребенок не успевает его делать…

Сценарий 1. Вы пишете учителю записку, что ребенок плохо себя чувствовал, ходил к врачу, были семейные обстоятельствам и т.п. Как вариант — предлагаете пропустить школу. Ребенок сомневается: «Разве так можно? А учитель-то что скажет?» «Да какая разница, что он(а) подумает или скажет. Мы все сумеем уладить», — парируете вы.

Что думает ребенок: Учителю можно говорить неправду, он все равно ни о чем не догадается. Взрослыми можно манипулировать, а из конфликта извлекать пользу.

Результат . Дальше будет больше — ребенок сам станет просить написать записку учителю, чтобы чего-то не делать. Избегать неудач любым путем скоро войдет в привычку. Постоянное же невыполнение требований и домашнего задания может привести не только к снижению успеваемости, но и к конфликту с учителем. Вам это нужно?

Интересно, как будут развиваться события, если все пойдет по другому сценарию.

Сценарий 2. Вы поддерживаете ребенка и предлагаете варианты действий: «Давай вместе посмотрим, по каким предметам задание ты можешь самостоятельно сделать, а по каким тебе нужна помощь?» «Не бойся, просто подойди к учителю до урока и объясни, почему не сделал задание (не понял, не успел)». «Если что-то у тебя не получится, я могу поговорить с классным руководителем и встретиться с учителем»

Что думает ребенок: «Надо попробовать — вдруг получится», и в случае успеха: «Я могу решать свои школьные проблемы сам. Я могу доверять взрослым».

Результат . Мы укрепляем самооценку ребенка и его веру в собственные силы.

8-11 класс: укрощение строптивых

Все то были цветочки, ягодки начнутся, когда ваш ребенок достигнет переходного возраста. Конфликты как с родителями, так и с учителями становятся прозой жизни. Необходимо помнить, что неповиновение в этом возрасте, является главным механизмом взросления. Подросток протестует не против взрослых (родителей, конкретного учителя), а против зависимости от них. Ему как воздух необходима самостоятельность в принятии решений и действий, возможность высказать свою точку зрения, а ко всему прочему в этот период особенно обострено «чувство несправедливости». И все же, как вести себя родителям, если у ребенка конфликт с учителем? Вмешаться в ситуацию или ждать, что он разрешится сам собой? Попробуем действовать поэтапно, соблюдая рекомендации психологов.


1 этап. Беседуем с ребенком и проясняем ситуацию. Основная задача — дать ему возможность выплеснуть негативные эмоции. Только после подросток сможет принять от вас помощь в конструктивном решении проблемы. В ходе беседы обратите внимание на несколько важных моментов:
когда ребенок будет рассказывать об отношениях с учителем, он может повысить голос, использовать грубые слова и обидные прозвища учителя — не перебивайте, дайте возможность сказать ребенку, то, что он хочет.
после этого попросите его остановиться на нюансах конфликта. Например, предложите вспомнить, когда учитель впервые выразил свою неприязнь к нему, в каких ситуациях педагог начинает повышать голос и т.д.;
в ходе беседы демонстрируйте ребенку свое сочувствие, при этом не выражая агрессии в адрес учителя. Ваша задача – убедить ниу кого нет нет стремления причинить зло противнику. Просто им трудно понять друг друга.
в конце разговора разработайте совместный план действий. Лучше, если предложения будут исходить от ребенка. Допустим, он может пообещать воздерживаться от тех действий, которые раздражают педагога, более старательно делать домашнее задание и т. д.
убедите ребенка в необходимости вашего разговора с учителем, пообещав прийти в школу после уроков, чтобы одноклассники ни о чем не узнали.

2 этап. Беседуем с учителем и ищем с ним варианты выхода из сложившейся ситуации. Так бывает иногда, что преподаватель не любит ученика, и с этим нужно научиться справляться и жить. Но учитель должен уметь не показывать эту свою нелюбовь к ученику. Такова профессиональная этика. Воздержитесь от претензий и обвинений. Лучше, если разговор будет строиться на основе фактов, а не на обсуждении личности ребенка, личных впечатлениях и эмоциях. Спросите — что именно в поведении, поступках, деятельности вашего ребенка не одобряет педагог.

И ничего не бойтесь! Помните — вы защищаете интересы своего ребенка, стремитесь, чтобы в школе ему было комфортно.

Наталья Еремина

В жизни каждого студента наступает такой момент, когда встречается преподаватель, который “придирается”. Или, как минимум, относится не очень доброжелательно. Можно винить в этом кого угодно: и нерадивого студента, и предвзятого преподавателя, но делу это не поможет. Да и все бы ничего - деловые отношения не подразумевают обязательной взаимной симпатии. Но что делать, если негативное отношение начинает сказываться на вашей успеваемости?

Начало конфликта

Если вы попали в положение “враг народа”, то стоит вернуться к самому началу. Так как ни один конфликт не рождается из воздуха. Скорее всего, где-то вы, действительно, перешли дорогу преподавателю. Бывают, конечно, случаи необоснованной агрессии, но это скорее исключение (этот случай мы разберем в конце статьи). Поэтому подумайте хорошо, что вы сделали не так:

Возможно, вы опаздываете все время на пару
- или, может быть, совсем не приходите на них
- или вы нагрубили специально или случайно
- или...

Список причин не ограничен и уходит вниз в бесконечность. Главное, найти корень проблемы и уже исходя из этого переходить к следующему этапу решения проблемы межличностных отношений. Если вы перебрали всевозможные варианты в своей голове, но ни один не подходит, то, может быть, лучшим решением будет спросить об этом у самого преподавателя. Но только если он не является агрессивным орком - в таком случае отношения могут ещё больше обостриться, так как ваша попытка разговора будет воспринята как атака.

Белый флаг или примирение

Когда вы поняли причину недовольства преподавателя, следует разработать план налаживания контакта. Не все так просто, так как в зависимости от ваших целей, будут и разные методы. Только мы не советуем вам разжигать конфликт ещё больше и копать яму для вредного препода. Как гласит известная поговорка - не рой яму другому… Конец вы, наверняка, знаете. Если нет, то рекомендуем загуглить.

Итак, есть три основных тактики, как расположить негативно настроенного человека к себе. Но помните, что все три стратегии работают от исходной точки - причины конфликта. То есть, если вы будете просить прощения за то, что опаздываете, а на самом деле, преподаватель недоволен вами потому что вы его публично оскорбили, то вы рискуете дать ему лишний повод для агрессии. Так как до разговора с вами, он мог и не замечать этой проблемы.

Признание вины

На самом деле, это один из наиболее эффективных способов наладить контакт с человеком. Ведь именно этого он и ждет, когда начинает войну. Его цель - дать понять, что вы были не правы. И если признать это, извиниться, а ещё и пообещать, что впредь такого не повторится, то противник будет обезврежен. Повод для злости просто исчезнет. И не стоит думать, что таким образом вы проявите слабость, напротив, это поступок зрелого и уверенного человека, который способен проанализировать собственные действия.

Доказываем делом, а не словом

Если разговаривать вы не очень любите, а признать свою вину вербально вам трудно, то можно доказать все делом. Покажите преподавателю, что вы способны на другое поведение и он, как взрослый человек, скорее всего оценит ваш поступок. К тому же, в современном мире гораздо больше ценят поступки нежели слова. Здесь не нужно будет льстит, подъезжать на сивой кобыле и лживо улыбаться, просто делайте то, что должны, тогда это заметят и примут к сведению.

Разговор по душам и приятный подарок

Ещё один действующий во все времена способ - разговор по душам и маленький подарок. Только учтите, что это должно быть что-то незначительное, и лучше съедобное, а то подарок от души может быть воспринят как попытка взятки. Попытайтесь откровенно поговорить с преподавателем о том, что произошло, почему возникли напряженные отношения и вежливо объясните свою позицию. И не бойтесь извиниться, если в этом будет необходимость.

Закрепить результат

Когда вы уже поговорили с преподавателем, и он даже попытался вас понять, не спешите расслабляться. Чтобы конфликт себя исчерпал до конца, скорее всего, придется приложить усилия - и подтвердить свои слова делом. Поэтому мы вам настоятельно рекомендуем быть прилежным студентом, или хотя бы создавать видимость, ещё недели две-три после разговора. И помните, что главное в любых отношениях - это доброжелательный настрой, так как он на корню гасит приступы агрессии. Поэтому сохраняйте спокойствие, чтобы не происходило.

Агрессивный орк или как наладить отношения с тем, чье имя нельзя произносить вслух

Есть и такая категория неадекватных преподавателей, с которыми просто невозможно наладить контакт, а злятся они без особых причин. Но, на самом деле, есть подход и к ним. Вот несколько рекомендаций, как лучше общаться с такими людьми:

1. Не отстаивайте свою точку зрения - вы все равно ничего не докажите , только потратите нервы и время. В этой ситуации, лучше вести себя тактично и не махать перед быком красной тряпкой.

2. Сдавайте все работы вовремя. Или хотя бы просто сдавайте все задания. Но если вы не успели к сроку, лучше потрудиться придумать весомую причину, почему не получилось сдать к нужной дате. Только не перегибайте палку в отговорках. И сильно оправдываться тоже не стоит, а то дай почувствовать слабость диктатору, он тут же начнет пользоваться случаем, чтобы самоутвердиться за ваш счет.

3. Не давайте повода для гнева - будьте на шаг впереди. Помните, что вы прячете свой норов не из-за того, что вы не можете за себя постоять, а для того, чтобы избежать лишних проблем. Лучше сдержать свой пыл, чем потом ходить десять раз на пересдачи и разбираться с ситуацией через деканат.

4. Если конфликт все-таки случился , а наладить общение нет возможности, то тактично попросите в деканате, чтобы дисциплину принял другой преподаватель, объясните ситуацию, и скорее всего, вам пойдут навстречу. Только в этом случае уже придется сильно поднапрячься и, действительно, доказать, что вы знаете предмет на должном уровне.

Каким бы ни был преподаватель - он все-таки человек. А значит, наладить с ним отношения можно. Главное, сохранять гибкость ума и помнить, что дух бунтарства - это хорошо, но доброжелательный настрой дает, куда больший результат, чем истеричные крики.

Давай разберемся по порядку: действительно ли учитель виноват или это ты ведешь себя не совсем верно?

Ответь на следующие вопросы. Только ответь честно.

  • Ты выполняешь все домашние задания?
  • Ты готовишься к уроку и у тебя с собой все что нужно: тетрадь, учебник, тетрадь для самостоятельных заданий?
  • Ты стараешься разобраться в новой теме и понять, что и как?
  • Ты играешь с соседом по парте, болтаешь по телефону и красишь ногти во время урока?
  • Ты вертишься, кукарекаешь и полаешь по классу на потеху одноклассникам?

Если ты ответил «нет» на первые три вопроса и «да» на оставшиеся, то проблема плохих отношений с учителем только в тебе . Понятно, что просто так человек не станет лазить под партами - скорее всего ты просто не понимаешь, о чем тебе рассказывают, но учеба – это твоя работа. И если не удается все понять за 45 минут, то нужно просто подойти и поговорить с педагогом, попросить помощи – это не так уж и трудно, как кажется. Учитель нормальный человек, он в состоянии принять тот факт, что не все ученики могут легко овладеть его предметом и обязательно тебе поможет или подскажет, что нужно делать. Если же ты просто «выделываешься» и зарабатываешь баллы в глазах одноклассников, срывая уроки, то не обижайся – ты выбрал этот путь сам и учитель защищается, как может, даже когда выставляет тебя дураком на весь класс. Делай выводы и меняй тактику поведения.

Если ты ответил «да» на первые три вопроса и «нет» на 4 и 5 – то проблема, скорее, не в тебе, а в учителе. Так бывает, что иногда тебя не любят просто так. И с этим нужно научиться жить – в конце концов, учитель не мама с папой, любить тебя не обязан. Но вот уважать – должен. Если ты понимаешь, что поговорить с учителем и выяснить отношения ты не можешь, боишься или не веришь в результат, попроси родителей помочь разобраться в ситуации. Но информацию нужно преподнести объективно, чтобы не накалить и без того сложные взаимоотношения. Покажи родителям задания, оценки за которые, по твоему мнению, занижены. Или расскажи, как и когда учитель позволял себе нелицеприятные высказывания. Родители должны быть в курсе происходящего, чтобы найти правильное решение в этой ситуации.

Если же и после разговоров с родителями ситуация не изменилась в лучшую сторону – нужно просто перестать обращать внимание на реплики . Вот несколько советов, как справится с этой ситуацией:

После этого иди спокойно на урок, при вопросах учителя по существу, отвечай, прямо глядя в глаза, уверенно и твердо. Не обращай внимания на обидные замечания и заниженные оценки – обидно, конечно, но они не стоят твоих слез. И помни: «Все что нас не убивает – делает сильней», - это сказал немецкий философ Ницше, а ему в жизни досталось и от учителей, и от других людей.

В общем, придется тебе закалять характер. А человек с сильной волей и верой в себя вызывает всегда уважение даже у учителей, которые его не любят.

Надеемся, эта статья поможет вам наладить отношения с учителями.

Школа - новый период взросления ученика. В возрасте 6-7 лет у маленьких учеников изменяется ведущая деятельность, они постепенно начинают вникать в правила взрослого мира, когда нужно делать не то, что хочется, а то, что нужно. Постепенно ведущая игровая деятельность заменяется учебной. Но не у всех этот процесс проходит гладко. Что делать родителям, если они заметили плохое отношение учителя к ребенку?

Приходящим в школу первоклашкам нелегко. Они должны в максимально сжатые сроки перестроиться на учебный процесс, а это значит, что нужно оставить свои игрушки, сидеть смирно более 30 минут и стараться понять, что именно хочет донести учитель. Здесь возникает еще одна сложность - восприятие преподавателем школьников и наоборот.

Младшему школьнику приходится привыкать к тому, что какая-то чужая тетя (уже не мама или папа) диктует совсем другие правила поведения. Хорошо, если эта тетя сразу восприняла всех детей одинаково, но что делать, если ни с того ни с сего возникло предвзятое отношение учителя к ребенку? Рассмотрим ниже причины такого восприятия ученика и пути решения нарастающего конфликта.

Возможные причины конфликтов с учителем

Межличностные отношения детей с учителем важны на протяжении всего учебного процесса. Более того, от них во многом зависит успеваемость того или иного ребенка. Каковы причины плохого отношения преподавателя к ученику?

  • Несоответствие поведения ученика требованиям преподавателя

Не каждый дошкольник сразу приходит в школу для получения знаний. «Маленькие двигатели» в начальной школе не осознают, для чего им нужно все запоминать и учить. Это нормально, так как произвольное внимание и память (когда человек осознанно стремиться запомнить) в возрасте 6-7 лет еще не до конца сформированы.

Преподаватель же, как можно быстрее, стремится переделать пришедшего дошкольника в образцового ученика. Если ребенок не поддается «дрессировке», педагог испытывает недовольство, а иногда беспомощность. Чтобы заглушить в себе эти чувства, он своим предвзятым отношением показывает, что ситуация у него под контролем. Чаще всего такие школьники в итоге становятся «изгоями» у преподавателя.

  • Сложное усвоение материла ребенком

Каждый человек уникален, имеет свои наклонности, способности и таланты. Школа немного усредняет всех, чтобы удобно было преподносить материал для обучения. От преподавателя зависит, что запомнит ученик после подачи информации.

В классе собираются ученики с разным уровнем подготовки и мотивации к обучению, а также характерологическими особенностями. Конечно, педагогу легко работать, где сидят способные детки, готовые впитывать, как губка, все сказанное учителем. Но в любом классе находится пара-тройка человек, которым трудно воспринимать преподаваемый предмет.

В ходе совместной работы возникает оценочное отношение учителя к детям. Оценивая знания, педагог иногда начинает оценивать ребенка, его личностные особенности. А это уже негативно влияет на самооценку ученика и его восприятие окружающего школьного коллектива.

  • Личностные качества педагога

В нашей стране недовольных преподавателей условиями своего труда и его оплаты возрастает. Но это ни в коем случае не должно сказываться на их отношении к детям. К сожалению, далеко не все педагоги это понимают, срываются на учениках и к своим детям формируется негативное отношение учителя.

Ребенку трудно понять, в чем он провинился, и он склонен к расстройству, разочарованию из-за такого поведения взрослого человека.

Иногда преподаватели не в состоянии абстрагироваться от собственных проблем, или проявляются их личностные качества, не допустимые в осуществлении учебного процесса. Педагоги ведь тоже люди, но они, как никто другой, должны контролировать свою раздражительность, мстительность, грубость, самодовольство и другие проявления характера.

Как наладить отношения с педагогом?

Если конфликт между педагогом и школьником нарастает, родителям иногда нужно срочно вмешиваться, чтобы не навредить своему чаду. В начальной школе такие неприятные ситуации практически не встречаются, так как отношение ребенка к первому учителю уважительное, он идеализирует взрослого.

Если педагог не скомпрометировал себя, ребенок будет уважать его всю свою жизнь. В возрасте постарше дети уже могут оценить поведение и компетентность педагогов. Они знают, что учитель в отношении детей не должен делать. И когда видят несоответствие своих знаний и поведения педагога, его авторитет резко падает. Как наладить отношения с учителем ребенка?

  1. Разговор по душам. Родитель должен быть внимательным к изменению поведения своего школьника. Если ребенок становится замкнутым, протестует против школы и не хочет туда идти, при упоминании об учителе замолкает или резко негативно о нем отзывается, - это повод поговорить по душам. Не задавайте прямых вопросов, ученик их может испугаться и закрыться еще больше. Спросите о том, что нового он узнал на уроке у конкретного преподавателя (если это уже средняя школа), какая обстановка была в классе. В процессе беседы обратите внимание на высказывания ребенка по типу: «я сделал..», « я подумал…», «мне учитель сказал…», «он посмотрел на меня…» и другие фразы, касающиеся взаимодействия педагога и ученика.
  2. Общение с учителем. Если в конфликтной ситуации учитель проявил некорректное отношение к ребенку, особенно на виду у одноклассников, оставлять без внимания этот факт нельзя. Родителю обязательно нужно пообщаться с педагогом. Это общение должно носить характер сотрудничества, но никак не претензии (если нет прямой угрозы здоровью или жизни ребенка). Постарайтесь узнать у преподавателя, что стало причиной конфликта, негативного отношения. Обозначьте принципы своей семьи и постарайтесь их соотнести с требованиями учебного процесса.
  3. Опять разговор по душам. Говоря об общении родителя и школьника, стоит отметить, что оно не должно происходить только, когда назревает какая-либо проблема. Ребенок должен иметь доверительные отношения с мамой и папой - это главное условие решения конфликтных ситуаций в школе. Объясните своему чаду, что всем людям свойственно ошибаться и педагог не исключение. Постарайтесь не настраивать его отрицательно по отношению к преподавателю. После анализа конфликтной ситуации стоит поработать над формированием правильной мотивации к обучению.

Для успешного обучения школьника родитель должен быть в постоянном общении с учителем и ребенком. Только в такой триаде отношений возможно конструктивное решение конфликтов, преодоление личностных проблем и построение дружеских отношений между учеником и учителем.

Людмила Редькина, психолог, специально для сайт

Полезное видео

Как наладить дисциплину в классе и правильно установить

отношения с учениками?

Дисциплина в классе иногда становится труднодостижимой целью. Особенно сложно её установить, когда учитель – «молодой специалист», а преподаёт он в среднем школьном звене. Ученики, находясь в переходном возрасте, сложно поддаются общим методикам воспитания:

Они стремятся к самовыражению;

Быстро теряют интерес к занятиям;

Склонны высказывать своё мнение;

Демонстрировать личную позицию, и свою «взрослость».

При этом, установить правильные отношения с учениками очень важно, ведь только так можно проводить обучение достаточно эффективно.

    Учителю, необходимо знать разные способы налаживания контакта с учениками, прежде всего – уметь поддерживать здоровую обстановку на уроках.

    Учитель должен быть для своих учеников авторитетом, пользоваться их уважением и доверием. Для этого следует избегать авторитарного стиля преподавания, которому присуще – подавление, оценка личности, пренебрежительный тон, отрицательные комментарии в адрес учеников и др.

    Учителю следует держать детей на необходимой дистанции и создавать нужную иерархию отношений. Стоит предполагать товарищеский тон и корректность, но одновременно и строгость.

    Так же, следует помнить, что в общении с учениками, по отношению к их поведению необходимо использовать технику «Я – высказыание. Это позволяет выразить эмоции и чувства в настоящий момент, объективно описывать события. Описать свою эмоциональную реакцию следует, используя такие выражения как: « Я огорчаюсь, я не знаю, как реагировать, я раздражаюсь, мне страшно от того, что… и т.п.»

Например: «Лена, когда ты шепчешься с соседкой по парте во время опроса, я чувствую сильное раздражение, поэтому я теряю мысль, просьба к тебе – «пошептаться» после урока ». Тем самым, передается предпочитаемый исход событий – «Я чувствую, мне хотелось бы», не затрагивая личность ученика…

Есть немало способов вывести урок за рамки обычного рутинного занятия.

    «Охватывать» на уроке всех учеников.

    Использовать различные средства и методы обучения на уроках

    Постараться сделать уроки увлекательными, захватывающими. (Если урок действительно заинтересует учеников, дисциплину установить будет гораздо легче).

    можно использовать иллюстрации, музыкальные фрагменты;

    создавать презентации;

    выводить учеников на экскурсию, связанную с темой урока;

    проводить уроки в нестандартном формате: урок-диспут,

урок-семинар, урок-конференция, урок-путешествие;

    проводить мини-соревнования между учениками и др.

4. Очень важно следить за своим психологическим состоянием, тщательно его контролировать, не позволять эмоциям брать верх.

5. К проведению уроков необходимо настроиться позитивно. Очень важно, действительно любить свою работу и детей.

Временные сложности бывают у многих, но преодолеть их быстро и результативно поможет правильный внутренний настрой (раздражаться, расстраиваться, паниковать – не следует, необходимо сохранять самообладание).
6 . Уважайте в учениках личность. На детей не следует повышать голос – это демонстрирует слабость.

Почувствовав негативный посыл, ученики моментально ответят тем же.

(Необходимо проявить сдержанность, деликатность, корректность, настойчивость, уравновешанность). Так как, агрессия вызывает агрессию!

Приемы педагогического воздействия при нарушении дисциплины:

Если ученики нарушают дисциплину, не стоит терять контроль над собой. Необходимо вести себя спокойно, не нервничать. При нестихаемом шуме, лучше просто остановиться, сделать небольшую паузу, успокоиться, а затем (если ученики не замечают вашего молчания), привлечь их внимание – сделать неожиданности, например:

Включить или выключить свет,

Изменить темп речи;

Легкий стук по столу ручкой, указкой и т.п.

(при всем этом, важно продемонстрировать уверенность и твёрдость).

Следующий возможный прием:

Подойти к доске или к двери (эти действия наверняка вызовут интерес и отвлекут детей);

Ещё один вариант – определить с амых задорных учеников, так называемых «заводил», и подойти к ним. Наверняка, другие ученики начнут затихать, следя за развитием событий и ожидая наших дальнейших действий. После этого, достаточно строго напомнить ученикам о том, что идёт урок и есть ещё незаконченная работа, которую предстоит вместе с ними провести.

    Стоит учесть то, что нужно не отделиться от детей, а объединить себя с ними – мы трудимся вместе на уроках.

Но иногда бывают обстоятельства настолько серьёзные, где необходимы только экстренные меры и без вмешательства администрации школы, родителей – не обойтись. Следует помнить, что вместе – гораздо легче справиться с любой ситуацией.

Педагог-психолог РСПЦ, Мендаева Дания Джавитовна