Иван евграфович федоров красный дьявол. Иван Федоров: как советский летчик был награжден Гитлером и Сталиным одновременно (1 фото). Сколько Звезд Ивану «недодали»

Судьба Ивана Федорова одного из самых знаменитых летчиков нашей страны удивительна и неповторима. В мире не существует второго человека, который, не являясь предателем, смог получить высшие государственные награды сначала по личному распоряжению Адольфа Гитлера, а затем Иосифа Сталина.

Немецкий крест для русского аса

Сложно даже вообразить себе столь невероятную и вместе с тем счастливую судьбу, которая выпала на долю этого человека. Уже в начале 1940–х годов Иван Федоров считался одним из лучших летчиков советской военной авиации. Во время войны в Испании он совершил 286 боевых вылетов, сбив 11 воздушных машин врага. Не удивительно, что когда во время совместных учений советское командование формировало состав делегации пилотов военно-воздушных сил РККА для поездки в Германию, И.Е. Федоров был включен в списки одним из первых. Во время этой служебной командировки и произошел случай, позднее вошедший в историю отечественной авиации. В Германии Советским летчикам был продемонстрирован новейший немецкий экспериментальный истребитель «Хейнкель-100». При этом во время осмотра самолета немцы, пояснили, что его испытания до конца не завершены. В связи с этим продемонстрировать на истребителе фигуры высшего пилотажа они не могут. При этом необходимо отметить, что на данной машине немецкие пилоты поднимались в небо очень неохотно, несмотря на то, что Адольф Гитлер возлагал на самолет большие надежды. Учитывая особое отношение фюрера к новому истребителю, немцы все же решили показать его в полете.
Однако когда рано утром советская делегация прибыла на аэродром, немецкий пилот задержался в технической службе. Во время его ожидания, чтобы не терять времени даром Иван Федоров поднялся в кабину истребителя, завел его и полетел. При этом он решил продемонстрировать немцам мастерство русских пилотов, совершив на не знакомом ему истребителе несколько фигур высшего пилотажа. Все кто находился на земле, замерли, наблюдая мастерство русского пилота. Самое невероятное, что за полетом Ивана Федорова наблюдали Герман Геринг, командующий немецкими ВВС и Адольф Гитлер. Лидеры фашистской Третьего Рейха были настолько поражены увиденным, что пригласили Ивана Евграфовича на обед. После его завершения фюрер торжественно передал Ивану Федорову коробочку с Рыцарским крестом в обрамлении дубовых листьев – высшую награду нацистской Германии. На другой день во время очередной встречи на аэродроме, немцы поинтересовались, почему летчик не надел рыцарский крест, накануне врученный ему фюрером. Федоров сделал большие глаза, поднял сапог и показал крест, прибитый к его каблуку в качестве подковы.

Король неба

Во время войны, Иван Федоров одним из первых отправился на фронт, в короткие сроки зарекомендовал себя незаурядным истребителем немецкой авиации. С 1941 по 1945 год Иван Федоров сбил 134 самолета противника, совершил шесть воздушных таранов и трижды был представлен к званию Героя Советского Союза. Тем не менее, заслуженную высокую награду Иван Евграфович получил только в 1948 году по распоряжению И.В. Сталина. Самое интересное, что наградили выдающегося летчика вовсе не за героизм, проявленный во время боевых действий, а за испытания реактивного самолета, во время которых пилот первым преодолел скорость звука. При этом необходимо отметить, что за свою карьеру военного летчика И.Е. Федорову довелось управлять 297 типами различных самолетов. Не раз отважный летчик находился на волосок от смерти, но, сама судьба хранила его. Однажды на испытаниях нового самолета Ла-174 во время захода на посадку Федоров почувствовал, что машина вот-вот перевернется. Ощущался существенный крен на правое крыло. Любой другой летчик в этой ситуации попытался бы выровнять воздушное судно и неминуемо разбился. Иван Евграфович поступил нестандартно. Он даль самолету практически у самой земли провернуться на 360 градусов и успешно посадил непослушную машину. Присутствовавшие на аэродроме свидетели инцидента были в шоке от увиденного. Даже выйдя в отставку, знаменитый летчик оставался в прекрасной физической форме. В восемьдесят лет он мог ходить на руках, а умер в возрасте 97 лет в 2011 году.

Большую часть своих подвигов летчик-ас попросту выдумал

В канун Дня защитника Отечества на 96-м году жизни скончался Герой Советского Союза Иван Евграфович ФЕДОРОВ. Жизнь летчика достойна авантюрного романа. А он сам может поспорить с бароном Мюнхгаузеном.

Первого своего «немца» Иван Федоров завалил в небе Испании 17 июня 1937 года. По его словам, в период гражданской войны он сбил 24 самолета, причем два таранил.

Испанцы называли меня Диабло Рохо (Красный Дьявол. - П. С. ), а Долорес Ибаррури подарила трехэтажную виллу, - вспоминает о своих подвигах Иван Евграфович.

А всего на боевом счету аса в разных сражениях 134 машины врага. Иногда Федоров «повышал градус» до 148 самолетов. С такими показателями впору поспорить с двумя главными нашими воздушными снайперами трижды Героями Советского Союза Кожедубом и Покрышкиным . Вот только слова фронтовика сильно расходятся с официальными данными. Скажем, генерал Борис Смирнов и старший военный советник по авиации Яков Смушкевич (легендарный генерал Дуглас), командовавший в Испании нашими летчиками, о Федорове даже не упоминают.

Всех сбивал дважды

Нет доверия и версии летчика, почему за военные подвиги он не получил Звезду Героя. Якобы во время банкета в Кремле по случаю вручения награды он затеял драку и представление на награждение было отозвано. Вот как было на самом деле.

Имея личную нескромность и пристрастие к правительственным наградам, не удовлетворяясь уже полученными двумя орденами, тов. Федоров стал на путь вымогательства и очковтирательства, приписывая себе несуществующие боевые заслуги… В результате настоятельных требований полковника Федорова командиром 6 ИАК был представлен наградной лист на присвоение звания Героя Советского Союза полковнику Федорову. При рассмотрении наградного материала в январе 1944 года в представлении мною было отказано… Изучая справки о сбитых самолетах противника, я выяснил, что полковник Федоров проявил исключительную нечестность и очковтирательство, приписав себе дважды одни и те же самолеты, - указано в официальном документе за подписью командующего 16 ВА генерал-лейтенанта С. И. Руденко .

По словам известного летчика-испытателя Марка Галлая , не один год знавшего Ивана Евграфовича, он имел славу неистощимого фантазера. С этой оценкой согласен и генерал-лейтенант Степан Микоян .

Так что же, Иван Федоров - вовсе даже не герой, а стопроцентный врун и мистификатор? Нет, летчик действительно воевал, фашистов сбивал, причем командовал не кем-нибудь, а штрафниками, не раз был ранен. И Героя Советского Союза получил честно. Правда, не за подвиги на фронтах. Уже в мирном 1948 году высшей награды Родины он был удостоен за испытания новой техники - первым на истребителе Ла-168 достиг скорости 1000 км/ч.

Только факт

* Первым самолетом, который сбил в начале Великой Отечественной войны трижды Герой Советсвого Союза Александр Покрышкин, стал… советский легкий бомбардировщик Су-2. Ас совершил роковую ошибку.

* В 1945 году легендарный летчик Иван Кожедуб, на счету которого было уже 62 фашистских стервятника, сбил два американских «мустанга». Союзники по ошибке атаковали нашего аса.

Федоров Иван Евграфович (1914-2011).

Лётчик-испытатель, Герой Советского Союза (05.03.1948 г.), полковник.

Родился 23 февраля 1914 года в Харькове, в семье рабочего.
С 1918 года жил в Луганске.
В 1921-1927 годах беспризорничал.
Окончил 5 классов в 1928 году. Работал слесарем — инструментальщиком, машинистом маневрового паровоза на паровозостроительном заводе им. Октябрьской революции в Луганске.
С 1929 года без отрыва от производства занимался в Луганской школе ОСОАВИАХИМа, летал на планерах.
В 1930 году окончил вечерний рабфак при Донецком институте народного образования, а в 1931 году — школу ФЗУ. Поступил в Луганский педагогический институт, но 21 февраля 1932 года был призван в Красную Армию.
В 1932 году досрочно окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов. Служил в строевых частях ВВС младшим лётчиком, командиром звена 35-й истребительной авиационной эскадрильи 56-й истребительной авиационной бригады Киевского военного округа.

С 31 мая 1937 года по 28 января 1938 года лейтенант И.Е.Фёдоров участвовал в боевых действиях в Испании. Летал на истребителе И-16 . Имел псевдонимы «Хуан» и «Капитан Жан» (или «Жуан»). 17 июня 1937 года он сбил свой первый самолёт. По официальным данным, опубликованным в последних изданиях, в небе Испании И.Е.Фёдоров совершил более 150 боевых вылетов, лично сбил 2 самолёта «Савойя-79» в районе Картахены. Награждён двумя орденами Красного Знамени (28.10.1937 г. и 02.03.1938 г.), медалью «XX лет РККА» (23.02.1938 г.).

После возвращения в СССР в марте 1938 года капитан Фёдоров назначен командиром эскадрильи 17-го истребительного авиаполка в 59-ю истребительную авиабригаду ВВС КОВО. За короткое время вывел эскадрилью на 1-е место в части, после чего в июне того же года он был назначен помощником командира полка, а с 10 октября 1938 года вступил в командование этим полком.
С января по сентябрь 1939 года проходил обучение на Липецких авиационных курсах усовершенствования ВВС РККА, затем был направлен в город Великие Луки на формирование 42-го особого истребительного авиаполка в составе 17-й истребительной авиабригады ВВС Калининского ВО.
21 августа 1937 года был легко ранен в аварии на посадке, но вернулся в строй.

С лета 1940 года был лётчиком-испытателем завода № 21 в Горьком. Испытывал серийные истребители И-16.
С ноября 1940 года был в командировке в Китае. В это время при помощи советских специалистов в городе Урумчи был построен авиазавод № 600, на котором строились истребители И-16. Начальником лётно-испытательной станции этого авиазавода был назначен И.Е.Фёдоров. В мае 1941 года, после катастрофы лётчика-испытателя С.Н.Викторова, был снят с этой должности и остался работать на заводе рядовым лётчиком-испытателем.

В феврале 1942 года вернулся на авиазавод № 21, где испытывал серийные истребители ЛаГГ-3 .
В июле 1942 года самовольно перелетел на фронт. Воевал на Калининском, Центральном, 2-м и 3-м Прибалтийских фронтах.

В июле-сентябре 1942 года был старшим инспектором по технике пилотирования Управления 3-й Воздушной армии, командиром группы штрафников на Калининском фронте.
В сентябре-декабре 1942 года — командир 157-го истребительного авиационного полка (Калининский фронт).
В 1943 году окончил Курсы начальствующего состава.
В январе-апреле 1943 года — командир 256-й истребительной авиационной дивизии (Калининский фронт).
В апреле 1943 года-июне 1944 года был командиром 273-й истребительной авиационной дивизии (Центральный и Белорусский фронты).
С июня 1944 года — заместитель командира 269-й истребительной авиационной дивизии (3-й Прибалтийский и 2-й Белорусский фронты).

За время Великой Отечественной войны совершил около 120 боевых вылетов, провёл около 20 воздушных боёв, в которых сбил 17 самолётов противника лично и 2 в группе.

С сентября 1945 года был старшим лётчиком-испытателем ОКБ С.А.Лавочкина. В числе первых начал испытывать отечественные реактивные истребители. Провёл испытания самолётов Ла-150 , Ла-150М, Ла-150Ф, Ла-154, Ла-156 , Ла-174ТК .
В 1947 году поднял в небо и провёл испытания первого отечественного самолёта со стреловидным крылом Ла-160 .
В 1948 году при испытаниях самолёта Ла-168 первым в стране достиг скорости 1000 км/час. В том же году поднял в небо и провёл испытания реактивного истребителя Ла-15 .
В декабре 1948 года во время испытаний самолёта Ла-176 одним из первых в стране достиг скорости звука в полёте со снижением. Всего испытал 284 самолёта.

За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, полковнику Фёдорову Ивану Евграфовичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 марта 1948 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 8303)., Ил-28 . Лётчик-испытатель 1-го класса.

С 1954 года полковник И.Е.Фёдоров — в запасе. Работал на различных должностях.

Награды:
-медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 8303 (05.03.1948 г.);
-орден Ленина № 68028 (05.03.1948 г.);
-четыре ордена Боевого Красного Знамени (28.10.1937 г., 3.03.1938 г., 31.07.1948 г., 13.06.1952 г.);
-орден Александра Невского (16.12.1943 г.);
-четыре ордена Отечественной войны I степени (5.01.1943 г., 6.06.1945 г., 20.09.1947 г., 11.03.1985 г.);
-орден Отечественной войны II степени (14.10.1944 г.);
-орден Красной Звезды (30.04.1947 г.);
-Орден Почёта (10.08.2004 г.);
-медали.

.
Список источников:
Сайт «Герои Страны». Фёдоров Иван Евграфович.

Среди его наград немецкий Железный крест и Золотая Звезда Героя Советского Союза. Первый самолет — немецкий «мессершмитт» — он сбил в 1937 году в небе , последний — американский Р-51 «Мустанг» — над Кореей в 1951 году. Имя этого летчика Иван Евграфович Федоров.

АСАМИ СТАНОВЯТСЯ В БОЮ!

Родился Иван Евграфович в Харькове в 1914 году в семье рабочего. В небо он шел дорогой, проторенной до него сотнями молодых людей: школа-пятилетка, рабфак, ФЗУ, завод, Осоавиахим, авиационная школа. Но уже в летной школе начальство выделяло Федорова как безусловно талантливого пилота и человека с весьма строптивым характером, склонного к авантюрам и безрассудным поступкам.

63 взыскания и 48 благодарностей плюс запись в личном деле: «Имеет лучшие показатели в стрельбе и бомбометании, ценный подарок и денежную премию от наркома обороны Ворошилова». С таким багажом окончил Федоров военно-авиационную школу в Луганске.

В 19 лет Иван Федоров командир звена, а через 4 года командир отряда. Несмотря на молодость, он уже считается высококлассным пилотом, но сам Федоров знает, что настоящим асом можно стать только в бою.

ИСПАНСКАЯ КОМАНДИРОВКА

В 1937 году участников воздушного парада в Москве, в числе которых был и Федоров, пригласили в Кремль. Такой случай упускать нельзя! На банкете Федоров подошел к Ворошилову с личной просьбой: «Хочу в Испанию!» И уже в мае он воевал под Мадридом и одержал свою первую победу. Сколько самолетов сбил Федоров в Испании, военные историки спорят до сих пор. Цифры колеблются от 2 до 24, однако никто не отрицает, что из Испании Иван Федоров вернулся в январе 1938 года с двумя орденами Боевого Красного Знамени.

Но самой высокой наградой, привезенной из «испанской командировки», Федоров считал поцелуй, которым одарила героя-летчика легендарная Пассионария — Долорес Ибаррури.

В 1938 году около 160 летчиков, танкистов и пехотных офицеров, вернувшихся из Испании, были представлены к званию Героев Советского Союза. Была в списке и фамилия Федорова. Но все испортила грандиозная драка на торжественном банкете по случаю награждения между летчиками и танкистами, заспорившими, какой род войск круче. Все участники потасовки были вычеркнуты из приказа о награждении. Золотая Звезда для Ивана Федорова еще не была отлита.

ЖЕЛЕЗНЫЙ КРЕСТ

Весной 1941 года в Советском Союзе побывала группа немецких пилотов. (Официально и СССР — союзники, их дружба скреплена Пактом о ненападении.) Немецкие пилоты изучали советские истребители. В июне в Германию с ответным визитом отбыли советские летчики — изучать немецкие машины. В составе группы был и Федоров.

Уже в конце командировки на аэродром в сопровождении свиты прибыл Геринг. Рейхсмаршал предложил советским пилотам продемонстрировать свое мастерство. Показать класс вызвался Федоров. На «Хенкеле-100» под восторженные «Дас ист фантастиш!» он выполнил в воздухе несколько фигур высшего пилотажа и заслужил высшую оценку своего показательного выступления от командующего люфтваффе. Вечером на прощальном банкете Федорову торжественно вручили Железный крест.

(Некоторые историки подвергают сомнению этот эпизод биографии Федорова. Что ж, оставим это на их совести и совести Ивана Евграфовича.)

ДЕЗЕРТИРСТВО... НА ФРОНТ

С первого дня Иван просился на фронт. Но кровопролитные бои первых месяцев войны проходили без него. Все это время Федоров находился за тысячи километров от линии фронта, в командировке в . Первый рапорт, пятый, десятый оставались без ответа. Наконец рапортам дали ход и Федорова отправили... на горьковский авиазавод летчиком-испытателем. Снова бесчисленные рапорты, и снова безрезультатно: «броня от фронта» не-пробиваема. Как объясняли настырному испытателю, линия фронта проходит и через заводские цеха.

Отчаявшись, Федоров решил попасть на фронт самовольно. 3 июля 1942 года у него был запланирован испытательный полет. Но опытному ЛаГГ-3 не суждено было в тот день вернуться на родной завод. Сделав круг над аэродромом, Иван Федоров на прощание покачал крыльями оставшимся на земле техникам и взял курс на запад.

ТРУДНАЯ ДОРОГА НА ПОЛЕ БОЯ

Самовольное оставление места службы, угон опытного самолета — все это неоднозначно попахивало судом военного трибунала. Федоров не мог этого не понимать. Поэтому он летел на Калининский фронт: командующий 3-й воздушной армии Михаил Громов — его давний друг, он не выдаст. До аэродрома в Мигаево, где располагался штаб 3-й воздушной армии, Иван долетел не без приключений: его обстреляла своя зенитная артиллерия, пытались перехватить истребители,от которых летчик с боевым опытом легко ушел.

В Монино Федоров, угрожая ТТ, заставил техника дозаправить самолет. В момент прибытия Федорова в Мигаево там как раз находился Громов, и Иван доложился ему по всей форме. Громов не подвел старого друга и сразу взял его под свою опеку, прикрыл от гнева начальства. А вскоре Федорову нашлось настоящее дело, вернее, он нашел его себе сам.

ГРУППА ШТРАФНИКОВ

Конец июля 1942 года был отмечен на фронте появлением знаменитого приказа № 227, известного как «Ни шагу назад!», вводившего заградотряды, штрафные роты и батальоны. Командующий 3-й ВА Михаил Громов сразу же обратился к командующему фронтом Ивану Коневу с предложением: вместо того чтобы отправлять провинившихся боевых летчиков в пехотные штрафные подразделения, свести их в особую эскадрилью для выполнения особо важных и опасных задач. Добро было получено, и Громов дал указание приступить к формированию штрафной эскадрильи. Вскоре прибыли 64 летчика, готовые кровью искупить свои проступки.

ВО ГЛАВЕ ШТРАФНОЙ ЭСКАДРИЛЬИ

И тут встал вопрос о подборе командира на эту хлопотную должность. Никто из прославленных асов 3-й ВА не хотел брать на себя командование этим воинством. Неизвестно, как поведут себя в воздухе осужденные трибуналом летчики, а заградотряд не поставишь.

За каждого перелетевшего к врагу штрафника командир ответит своей головой (если останется жив: где гарантия, что воздушный перебежчик предварительно не расстреляет в воздухе своего командира?). Иван Федоров сам вызвался возглавить штрафников.

Чуть больше двух месяцев просуществовала группа Федорова. Вопреки опасениям особистов, ни одной попытки перелететь на сторону врага не было. Предоставленным ему исключительным правом самолично решать судьбу свих подчиненных без суда и следствия — как в воздухе, так и на земле — Федоров не воспользовался ни разу.

ВОЗДУШНЫЙ ДУЭЛЯНТ

После расформирования авиагруппы штрафников в составе 3-й ВА был сформирован полк асов, которым командовал все тот же Федоров. Иван и его летчики получили право «свободной охоты», чем стали пользоваться весьма своеобразно. Во главе своей группы Федоров прилетал на немецкий аэродром и выбрасывал вымпел — банку из-под тушенки с вложенной внутрь запиской-вызовом на бой по числу прилетевших.

После 16-го такого вылета командир «дуэлянтов» получил от Громова жестокий нагоняй и категорический запрет на воздушные поединки: «Еще одна дуэль — вернешься обратно испытателем на завод!»Не было для отважного летчика угрозы страшнее.

КРАСНЫЙ ДРАКОН

В июне 1944 года в зоне действия эскадрильи Федорова появилась группа из 29 немецких асов под командованием полковника Берга. Самолеты группы были размалеваны игральными картами, за что их прозвали «картежниками». На фюзеляже Берга был изображен красный дракон. Федоров и его летчики долго охотились за «картежниками», и рандеву состоялось.

Иван взял на себя командира вражеского звена. В ходе боя Федоров сымитировал беспорядочное падение самолета, а потом в упор расстрелял «дракона», неосторожно приблизившегося, чтобы добить поврежденную машину. Побывавшая на месте падения самолета комендантская команда привезла Федорову маузер, трубку и награды «красного дракона». Рыцарские кресты Федоров прибил на каблуки своих сапог вместо подков и носил их, пока те не стерлись.

До конца войны Федорову пришлось служить и в качестве заместителя командира дивизии, и в должности комдива. Но даже в высокой должности Федоров оставался летающим командиром. В феврале 1943 года он был вновь представлен к званию Героя Советского Союза, но летчик, имевший среди начальства репутацию анархиста, опять остался без давно заслуженной награды. Победу ас встретил в Берлине, в звании полковника. В Москву он привез с фронта трофей — не тряпки и барахло, а бочку спирта, которую выпил с друзьями и соседями за Победу.

ЛЕТЧИК-ИСПЫТАТЕЛЬ

В сентябре 1945 года в дверь Федорова постучали представители ОКБ Лавочкина: «Ну что, дезертир, война кончилась! Пора возвращаться!» Началась работа летчика-испытателя. Испытания самолета со стреловидным крылом, достижение скорости 1000 км/ч, преодоление звукового барьера, выброска из реактивного самолета не методом катапультирования, а с обычным парашютом — все это впервые делал Федоров.

В ходе испытаний Иван Евграфович побил более трех десятков мировых рекордов. В марте 1948 года Лавочкин представил шеф-пилота своего ОКБ Сталину. На вопрос, чего начальник ОКБ просит для своего пилота, Лавочкин ответил: «Хочу, чтобы он стал Героем!»

5 марта 1948 года с третьего захода Иван Евграфович Федоров стал Героем Советского Союза. Золотая Звезда наконец-то нашла свое место на груди этого удивительного человека.

ПОСЛЕДНИЙ СЧЕТ

Свой боевой путь Иван Евграфович Федоров окончил в 1951 году в Корее, где во время краткой командировки сбил свой последний самолет. Всего, по словам Федорова, на его счету более 50 сбитых самолетов, но этих данных нет в энциклопедиях. Иван Евграфович на это всегда реагировал очень спокойно: «Я ведь за Родину воевал, а не за ордена».

Он был на редкость бесстрашным. Неудивительно, что на войне Ивану Фёдорову поручили командовать полком асов. И что в 1948 г. стал Героем Советского Союза — тоже неудивительно, ведь он первым в стране преодолел скорость звука во время испытания реактивного самолёта. Удивительно, что Звезду Героя ему не давали так долго.

Слишком близко земля

Легендарный лётчик, сбивший десятки самолётов противника, прожил долгую жизнь, покинув этот мир в 2011 г. в возрасте 97 лет. «В 80 лет Иван Евграфович мог на руках подняться по ступенькам подъезда на второй этаж, — рассказывает о лётчике кандидат исторических наук, писатель Вячеслав Родионов , друживший с Фёдоровым. — Он был гениальным лётчиком. Однажды, когда в Жуковском приземлялся после испытательного полёта Ла-174 и вошёл в глиссаду, приближаясь к взлётной полосе, почувст-вовал, что самолёт кренится вправо. По лётной науке, пилоту необходимо выровнять машину, что в этой ситуации сделать было невозможно, потому что машина практически перестала слушаться. После этого она обычно грохается — слишком близко земля... Фёдоров же в долю секунды решает: раз машина хочет перевернуться, пусть переворачивается. И самолёт делает поворот на 360 градусов вокруг своей оси, чудом приземляясь на аэродроме. Фёдоров вылезает из кабины и говорит: «Наверное, что-то с тягой элерона». И когда механики проверили его предположение, так и оказалось.

Лётчик накануне Великой Отечественной войны. Фото: Из личного архива/ Вячеслав Родионов

Он был в своём роде уникумом, самородком. По происхождению — донской казак, старовер. Родился в февральской степи, когда его родители на санях подъезжали к станице Каменская. Самолёт увидел впервые в 15 лет, работая машинистом поезда. И заболел небом, в котором по окончании лётного училища он буквально будет жить».

Накануне Великой Отечественной, в мае 1941 г., Фёдорова вместе с тремя сослуживцами направили в короткую командировку в Германию, где их встретил авиаконструктор Мессершмитт . Наш ас потряс местных спецов: впервые сев в кабину экспериментального и незнакомого для него немецкого истребителя, тут же взмыл в небо и начал выполнять фигуры выс-шего пилотажа, которые привлекли внимание находившегося на лётном поле Гитлера . Фюрер выразил желание по-обедать вместе с советскими лётчиками. А после Фёдорову вручили небольшую коробочку, в которой оказалась одна из высших наград рейха — железный крест с дубовыми листьями. На следующий день он появился на лётном поле без креста на груди и на вопрос «Где же награда?» указал на каблук своего сапога, куда накануне прибил крест: «Вот где носят немецкие ордена у нас в России!»

«Ох и попало мне от нашего человека из посольства, который протоколом занимался. Сняли с меня стружку», — вспоминал потом сам Иван Евграфович. Этот и другие его рассказы для истории сохранил известный белорусский документалист Анатолий Алай , который снимал в Москве фильм о Фёдорове к его 90-летию в 2004 г.

Увёл самолёт на фронт

«С большим трудом удалось добиться разрешения для нашей съёмочной группы ознакомиться с личным делом Фёдорова № 14874, поскольку допуск к документам такой категории офицерского состава определяет Главное управление кадров Минобороны РФ, — рассказывает «АиФ» режиссёр Анатолий Алай. — Но прочитал я его с купюрами. Многие листы были закле-ены серой бумагой». Алаю лётчик рассказал, как оказался на фронте. Он всей душой рвался бить врага, однако авиаконст-руктор Лавочкин , чьи самолёты он испытывал в Конструкторском бюро в Горьком, не отпускал его на фронт. И тогда во время испытания истребителя ЛаГГ-3 Фёдоров просто увёл машину на передовую. Карты у него не было, ориентировался по железнодорожным путям и течению Волги. Прилетел на Калининский фронт, где в это время, в июле 1942 г., готовилась группа лётчиков-штрафников. Эту группу и поручили возглавить Фёдорову, больше никто не соглашался. А спустя несколько месяцев, в сентябре 1942 г., командование доверило полковнику Фёдорову формирование полка асов на Калининском фронте при 3-й Воздушной армии. За блестящее выполнение задачи в декабре того же года он был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени. Начиная с лета 1942 г. и до Победы Фёдоров бесперебойно находился на передовой, воюя в должности командира дивизии (273-я истребительная авиационная дивизия) и замкомандира дивизии (269-я истребительная авиационная Новгородская Краснознамённая дивизия).

Это он придумал знаменитый «большой королевский разворот»: взмывал вверх, затем резко пикировал и уже снизу в «брюхо» расстреливал вражеские самолёты.

Разбитая люстра

«В личном деле Фёдорова есть описания двух удивительных сражений, которые произошли в сентябре 1942 г., — рассказывает А. Алай. — В первом случае он один вступил в бой с 18 бомбардировщиками и 6 истребителями противника, в котором сбил один и подбил два бомбардировщика. Во втором — Фёдоров в одиночку сражался с двумя бомбардировщиками и 8 истребителями противника, сбил один бомбардировщик и один истребитель. Подписан этот документ (боевая характеристика) командующим 3-й Воздушной армией Героем Советского Союза генерал-майором авиации Громовым .

Ивана Фёдорова трижды представляли к званию Героя Советского Союза, но присвоили его только после войны».

А в первый раз лётчик мог получить Звезду Героя в 1938 г., когда вернулся из Испании, где он провёл почти год, совершив 286 боевых вылетов и сбив лично 11 самолётов противника и поразив 13 машин в составе группы. «Туда он поехал добровольно, — рассказывает В. Родионов. — Как испытатель новейшей техники Фёдоров однажды участвовал в полёте над Красной площадью. Потом был приём в Кремле, и маршал Ворошилов , восхищённый мастерством пилота, спросил, какую он хочет награду. Тот попросил направить его на войну в Испанию».

На родину Фёдоров вернулся с другими добровольцами. В Москве это событие отметили банкетом. И дракой.

«Подвыпивший «сотрудник в штатском», повздорив с другом Фёдорова, лётчиком Туржанским , достал маленький дамский браунинг и выстрелил в боевого лётчика. Иван, будучи мастером спорта по боксу, уложил стрелявшего одним ударом. И тут началась всеобщая драка, — рассказывает В. Родионов. — Все «боевые» за Испанию Фёдоров отдал за разбитую хрустальную люстру и посуду. Лётчиков в этой истории назначили крайними. О Звезде пришлось забыть. Хотя, конечно, Фёдоров не был никаким пьяницей. Он слишком любил свою работу и небо, чтобы променять всё это на бутылку. Всегда пил молоко. А второй раз, когда его представили к Звезде в 1944 г. за героизм на фронте и количество сбитых самолётов (10 бомбардировщиков и 5 истребителей), бумагам просто не дали ход наверх недоброжелатели. Банальная зависть...».

«Расстреливайте сначала меня»

Заслуженное звание Героя Фёдоров получил в 1948 г. В мирное время он вернулся к испытательной работе и первым в СССР на реактивном самолёте преодолел скорость звука.

«После войны Иван Евграфович жил в Москве, — рассказывает В. Родионов. — В Химках на все причитающиеся ему за войну лётные деньги купил дом — дореволюционный особняк. Потом подарил его детскому садику. Своих детей у него не было. С пилотом Анной Бабенко , которую он сам учил управлять самолётом, Фёдоров сочетался браком до войны. Супруга, как и муж, воевала на передовой. И он и она не единожды были ранены, но на здоровье Анны Артёмовны боевые раны сказались гораздо сильнее. Она ушла из жизни в 1988 г. Иван Евграфович был постоянно рядом, ухаживал за супругой.

Он был удивительно добрым человеком. За всю свою жизнь никому не сделал зла. Наоборот, многих спасал. Однажды его группу штрафников обвинили в том, что они не поднялись в небо и не прикрыли наш плацдарм с воздуха. Маршал Конев распорядился всех расстрелять. Вырыли могилы. Приехал сам Конев. И тогда Фёдоров стал грудью, сказав: «Расстреливайте сначала меня». Конев: «Ты кто такой?» — «Я — русский Иван, и ты — русский Иван (имя Конева. — Ред.). Зачем нам друг в друга стрелять? А ребята мои поднимались в небо. Погода была нелётная. И снизу их просто не разглядели». Всё так и оказалось. Конев тогда сказал: «В первый раз отменяю свой приказ».

У Ивана Евграфовича была крылатая душа и пламенное сердце. Он никогда не сдавался, не унывал. Всегда был готов защитить слабого, бороться за правду, — продолжает В. Родионов. — Да, у лётчика не осталось детей. Но вот уже в который раз мы с моей дочкой понесём его портрет на шествии «Бессмертного полка». Как и вся страна, мы верим: герои не умирают — они живут в благодарной памяти потомков».