Имя розы и маятник фуко

В конце 1980-х годов был издан «Маятник Фуко» Умберто Эко. Автор произведения является профессором семиотики, писателем и философом. Название произошло от маятника, разработанного французским физиком Л. Фуко. Прибор предназначался для наглядной демонстрации вращения планеты вокруг своей оси. В произведении Эко маятник стал многозначным символом.

Сюжет романа довольно труден для восприятия. Книга рассказывает о трёх товарищах Казобоне, Диоталлеви и Бельбо. Друзья работают в миланском издательстве, которое занимается выпуском книг бездарных авторов, чьи произведения отказываются печатать другие издательства. По роду деятельности друзья вынуждены читать огромное количество материала, посвящённого оккультным теориям заговора. Однажды Бельбо, Казобон и Диоталлеви решили, что тоже смогут создать свою собственную теорию, которая будет намного лучше и интереснее.

Коллеги назвали своё «детище» «Планом». Работая над теорией, они не замечают, как постепенно погружаются в собственный вымысел всё больше и больше. Невинное развлечение заводит их слишком далеко. Вскоре о таинственном «Плане» становится известно сторонникам других теорий. Игра была воспринята всерьёз. Некое тайное общество считает, что Бельбо владеет информацией о том, где находятся сокровища, спрятанные тамплиерами. Бельбо становится мишенью, что и приводит его к скоропостижной гибели. К концу романа в живых остаётся только Казобон, от чьего лица и было начато повествование.

Характеристика персонажей

Фамилия этого персонажа была позаимствована у Исаака де Казобона. Так звали жившего в XVI-XVII веках известного швейцарского филолога. Казобон рассказывает о том, что в 70-х годах ХХ века он получал образование в Милане. Тема его дипломной работы касалась истории ордена тамплиеров. В этот период Казобон познакомился со своими будущими коллегами Бельбо и Диоталлеви.

Казобон более, чем другие персонажи мужского пола, неравнодушен к женщинам. В книге рассказывается и о его личной жизни. Он был влюблён в бразильянку Ампаро. Ради этой женщины главный герой на некоторое время переехал в Бразилию, где всё свободное время посвящал изучению карибского и южноамериканского спиритизма. Ампаро была приверженцем марксистской идеологии, скептически относилась ко всему потустороннему. Однажды влюблённые присутствовали на спиритическом сеансе, во время которого Ампаро впала в транс, чем была крайне смущена впоследствии. После этого отношения бразильянки и итальянца начали ухудшаться. Казобон вернулся домой.

На родине у героя появилась новая любовь – женщина по имени Лия. Очередная возлюбленная родила Казобону сына. В это же время главный герой получает работу в издательстве. Именно Казобон становится инициатором создания «теории заговора». В конце романа он теряет друзей по своей вине и остаётся совершенно один. Главный герой «убеждён» в том, что созданная им теория абсолютно реальна.

Теоретик Диоталлеви

Поскольку центральным персонажем романа фактически является Казобон, о других героях читатели знают намного меньше. О Диоталлеви известно, что он всерьёз увлекался мистическим учением Каббала. После того, как Казобон разработал теорию, Диоталлеви принял активное участие в игре. Его глубокие знания помогли в «расшифровке» таинственных манускриптов.

Вероятно, вначале Диоталлеви не воспринимал всерьёз даже Каббалу, в которой прекрасно разбирался, но которую рассматривал лишь как народный фольклор. Но затем герой был, по его убеждению, наказан: у него диагностировали рак. Диоталлеви утверждал, что страшная болезнь является божественной карой за его участие в том, во что не должен был вмешиваться, за высмеивание чего-то сакрального и необъяснимого. Диоталлеви также получил «доказательства» того, что игра Казобона вовсе не была игрой.

Автор пытается понять, в чём причина убеждённости Бельбо в том, что «План» не является игрой. Читатель узнаёт, что на мировоззрение героя повлияло нелёгкое детство, которое совпало с периодом Второй мировой войны. Нежелание мириться с удручающей действительностью привело к тому, что Бельбо стал видеть мистику повсюду, полагая, что для каждой трагедии непременно найдётся какое-нибудь мистическое объяснение.

На мировоззрение Бельбо несомненно повлияла и неразделённая любовь. Девушку, которую он любил, звали Лоренца Пеллегрини. Легкомысленная Лоренца не ответила Бельбо взаимностью, что привело к появлению комплекса и чувства неполноценности. «План» становится своеобразной возможностью доказать Пеллегрини, что она напрасно отвергла пылкого поклонника. Итог жизни Бельбо был более чем печален: он погиб, пытаясь изменить траекторию маятника Фуко.

Главная идея

Жизнь без загадок и тайн лишена смысла. Ни любовь, ни материальный достаток, ни престижная работа не способны удовлетворить всех потребностей человека. Одна из важнейших целей пребывания на этой плане – поиск. Человек, который перестал искать, фактически перестаёт жить. Он получил всё, чего ему хотелось. Жизнь потеряла смысл.

Именно поиск заставляет людей мистифицировать действительность, видеть загадки там, где их нет. Казобон не нашёл удовлетворения ни в своих романах, ни в рождении сына, ни в работе. Создание «Плана» наполнило смыслом и адреналином его бытие.

Анализ произведения

Эко не просто не доверяет мистике. Он отвергает и высмеивает её. Роман итальянского писателя – это пародия на всевозможные оккультные науки и людей, которые всерьёз к ним относятся. Изменение в сознании своих героев автор рассматривает не как эволюцию, а как окончательную деградацию. Из редакторов-скептиков они постепенно превращаются в тех, над чьими рукописями когда-то насмехались. Эко подчёркивает, что поверить в мистику главных героев заставили те или иные комплексы и скука.

Май 11 2009


Умберто Эко — культовый итальянский писатель и своеобразный оппонент клана Дэна Брауна сотоварищи. И если последних можно сравнить с эдаким фаст-фудом, то произведения Эко — тщательно приготовленные блюда, употреблять которые следует вдумчиво и осторожно. Заинтересованность этим писателем ко мне пришла еще после фильма «Имя розы» — экранизации одноименного романа Эко — мрачного, сложного и атмосферного. А на фоне всеобщего интереса к тематике «теорий заговора» захотелось взяться именно за «Маятник Фуко».

Достаточно сложно писать рецензию на такую книгу — пусть и для личного пользования. Даже если кажется, что собственное впечатление раскрыто до конца, ощущение незавершенности остается. Ощущение, что эта вещь тебе все равно не по зубам.

Тщательно просмотрев отзывы о книге в интернете, поняла, что такое послевкусие «МФ» оставил не только у меня. Одни называют книгу гениальной, вторые презрительно фыркают и считают «МФ» чтивом для псевдоинтеллектуалов. А третьи молча перечитывают: второй раз, третий, четвертый. И я, пожалуй, примкну именно к этим последним.

Сразу предупреждаю любителей всемирных заговоров, тайных орденов, спрятанных сокровищ и утерянных граалей: после Умберто Эко читать подобную литературу будет как минимум смешно. Поскольку «Маятник Фуко» — это своеобразная прививка от всей подобной дэнбрауновщины.

Сюжет разворачивается в 1970х. Главный герой, молодой итальянец Казобон, знакомится в баре с Якобо Бельбо и Диоталлеви, которые работают в одном миланском издательстве и выпускают в основном историческую литературу, иногда с оккультным уклоном. Поскольку Казобон увлекается подобной тематикой, да еще и пишет диплом о тамплиерах, сам бог велел ему поступить в издательство рецензентом. Вскоре выясняется, что у издательства есть своеобразный «двойник» — «Мануций», занимающийся не приличными монографиями, а рукописями откровенных психопатов, которых в редакции называют «одержимцами». Однажды в «Мануций» приходит полковник Арденти, один из таких одержимцев, и показывает странный текст — якобы зашифрованное древнее послание тамплиеров. Герои, шутки ради, текстом увлекаются, и постепенно у них складывается «План» — грандиозная шарада, основанная на всех известных тайнах и мистериях прошлого.

Согласно этому Плану, тамплиеры не были окончательно уничтожены в четырнадцатом веке — они рассеялись по свету, разделившись на шесть группировок. У каждой из них есть по обрывку текста, в котором указано, когда, где и с кем должна встретиться следующая группировка. Герои, опираясь как на широко известные исторические факты, так и на рукописи своих «одержимцев», пытаются проследить эти связи. Словно решая математическое уравнение наоборот: когда известны исходные данные, известен конечный результат, но неизвестны слагаемые. Играючись, они постепенно вплетают в канву своего Плана и розенкрейцеров, и масонов, и евреев, Шекспира и Бэкона, Наполена и Гитлера, графа Сен-Жермена и Алистера Кроули — практически везде они видят искомые слагаемые своего Плана, который постепенно становится похож на всемирный заговор.

Известна, как считают герои, и конечная цель этого Плана. Как имеет неподвижную точку отсчета маятник Фуко, так и существует где-то Центр Земли, зная который, можно управлять любыми природными явлениями: тайфуны, ураганы, засухи, цунами — а заполучив подобное оружие, можно обрести и всемирное господство.

Но то, что сначала кажется героям невинной игрушкой для ума, превращается в настоящее чудовище. Придуманный ими самими План постепенно разрушает жизнь каждого. Диоталлеви умирает от рака — считая, что именно одержимость Планом нарушило правильное развитие и движение клеток в организме. Бельбо, который в шутку упомянул о Плане, растерзает стая фанатиков, уверовавших в его истинность. Остается лишь Казобон, главный герой повествования. Но и он понимает, что в живых ему быть недолго. «Одержимцы» не успокоятся до тех пор, пока тайна Плана — выдуманного Плана, — не будет раскрыта.

Читается книга достаточно сложно. Повествование насыщено историческими фактами — мнимыми и реальными, — описаниями различных религиозных орденов и сект, эзотерических и оккультных общин, не говоря уже о многочисленных малоизвестных терминах и именах. При этом в предисловии самой книги сказано, что переводчики намеренно не делали никаких сносок и разъяснений — чтобы читатель самостоятельно занимался их поисками. Именно из-за этого первые страниц семьдесят чтение у меня шло достаточно туго: приходилось постоянно заглядывать в википедию и различные словари по западноевропейской истории и философии. Хитрый автор будто специально отсеивает нетерпеливых, все самое вкусное оставляя на потом. Впрочем, существует отдельное издание — словарь к «Маятнику Фуко», с которым чтение книги пойдет много легче.

Намеренно или нет, но собственно сюжет, а также характеры героев, прописаны достаточно монохромно. Самым ярким персонажем является Якопо Бельбо — неисправимый циник и мизантроп, обладающий острым языком, мрачным чувством юмора и грустным прошлым. Я бы сказала, что именно он и является стержнем повествования. О природе его характера читатель постепенно узнает из обрывочных воспоминаний Бельбо, о которых он или рассказывает сам, или пишет в своем электронном дневнике на компьютере. Неудачи с любимыми женщинами, отчаянное желание — и невозможность в силу отсутствия таланта — быть писателем, неуверенность в себе и горечь уже немолодого человека о бесцельно ушедших годах. Все это приводит к тому, что из троих героев именно Бельбо принимает План особенно близко к сердцу. План становится его детищем, смыслом, точкой опоры в пустой и бесплодной, как ему кажется, жизни.

Но эта увлеченность Планом всех, в конце концов, и губит. «Это плохая игрушка, и мне она не нравится» — говорит Лия, любимая женщина главного героя. Сотворение Плана привело лишь к очередной лжи, очередному мракобесию и еще одной двери в никуда. Но «одержимцы», существующие во все времена, предпочитают верить и ломать головы над своими выдуманными страшными тайнами.

«Настоящий посвященный, стоящий посвященный — тот, кто знает, что наиважнейший из секретов есть секрет без содержания. Ни один враг не вырвет у него секрет, ни один верующий не вымолит тайну.

Много столетий поиски этого секрета были тем клеем, который удерживал их вместе на фоне дрязг, междоусобных распрь и подлых подножек. И вот секрет почти найден, протяни руку. Два равных ужаса овладели ими в преддверии тайны: во-первых, как бы секрет их не разочаровал и, во-вторых, как бы, открытый всем в одинаковой степени, не потерял свою секретную ценность. Это означало бы конец для всех.

Под воздействием того же страха одержимцы предпочли убить Бельбо. Конечно, при этом они утрачивали карту. Но зато приобретали много новых столетий, чтобы разыскивать ее и при этом сохранять всю свежесть своего слабосильного, слюноточивого желания».

В конце книги Казобон, единственный уцелевший, но уже загнанный в ловушку и предчувствующий свой скорый конец, думает лишь о любимой женщине и сыне. Никакого Плана не существует, как не существует и никакого мирового заговора. Но у каждого есть свой маятник Фуко, мгновение, точка в жизни, когда все твое существование наполняется смыслом. Лишь бы суметь ее вовремя разглядеть.

Однако Умберто Эко «в особенности опровергает всякие намеренные упоминания о Мишеле Фуко» - это высказывание восприняли как остроумную литературную шутку .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 4

    ✪ Маятник Фуко в парижском Пантеоне/The Foucault pendulum at the Panthéone in Paris

    ✪ Русский филолог на rendez-vous

    ✪ Трейлер к онлайн лекциям в МИФИ по физике

    ✪ Olympic 2009 Embedded (part2)

    Субтитры

Сюжет

Введение

Сюжет романа (подобно одноимённому маятнику) вращается вокруг трёх друзей: Бельбо, Диоталлеви и Казобона, которые работают на «фабрике славы» («фабрика славы» или «тщеславиздат» - издательство, выпускающее книги на деньги авторов, часто графоманов) в Милане . После прочтения множества рукописей, посвящённых оккультным теориям заговора , они решают, что могут сделать лучше и начинают, развлечения ради, создавать их собственную теорию. Они называют эту сатирическо-интеллектуальную игру «План».

Чем больше Бельбо, Диоталлеви и Казобон развивали своё детище, тем сильнее, незаметно для себя, они погружались внутрь своего «Плана» и даже забывали порой о том, что это всего лишь игра. Более того, когда сторонники других теорий заговора узнавали о «Плане», они воспринимали его абсолютно всерьёз. Бельбо, в итоге, обнаруживает, что является мишенью для реального тайного общества , которое считает, что он владеет разгадкой тайны потерянного сокровища Тамплиеров .

Множество подсюжетов произведения сплетаются в главную тему создания «Плана». Так, например, причины одержимости Бельбо «Планом» проистекают из его детства, проведенного в Италии в период Второй мировой войны , из безответной любви к ветреной Лоренце Пеллегрини и его желания освободиться от постоянного чувства собственной несостоятельности. На примере Плана ордена тамплиеров о мировом господстве, роман демонстрирует врождённую доверчивость и склонность к мистификации , присущую всем людям.

Описание сюжета

Книга начинается с повествования Казобона (его имя имеет отношение к Исааку де Казобону , швейцарскому филологу XVI-XVII вв., и персонажу романа Джордж Элиот «Миддлмарч» (Middlemarch ), прячущегося в страхе в парижском музее техники после его закрытия. Он полагает, что члены тайного общества похитили Бельбо и теперь охотятся за ним. Бóльшая часть романа сосредоточена на воспоминаниях Казобона, в которые он углубляется во время ожидания в музее.

Казобон, будучи в 1970-х годах студентом в Милане , работает над дипломом, посвящённым истории ордена тамплиеров , во время революционных и контрреволюционных волнений среди студентов , происходящих вокруг него. В этот период он встречает Бельбо, который работает редактором в издательстве. Бельбо приглашает Казобона на просмотр предположительно не поддельной рукописи книги о тамплиерах. В это время Казобон также встречает коллегу Бельбо - каббалиста Диоталлеви.

Книга Полковника Арденти (Colonel Ardenti ) повествует о секретном зашифрованном писании, раскрывающем тайный план средневековых тамплиеров по захвату всего мира. Этот предполагаемый заговор планировался в качестве мести за смерть лидера тамплиеров, когда их орден был расформирован королём Франции . Арденти предполагает, что тамплиеры были хранителями тайного сокровища, возможно даже легендарного «Святого Грааля », который, как он утверждает, был источником радиоактивной энергии.

В соответствии с теорией Арденти, после того, как французская монархия и католическая церковь расформировали и опорочили тамплиеров как еретиков , некоторые рыцари сумели сбежать и учредить филиалы своего ордена по всему миру. Представители этих филиалов периодически собирались в особом месте для обмена информацией о Граале. В конце концов, эти филиалы воссоединятся для возвращения Грааля и достижения мирового господства. В соответствии с расчётами Арденти, тамплиеры должны были захватить мир ещё в 1944 году , однако, что-то воспрепятствовало осуществлению этого плана.

Полковник Арденти загадочно исчезает после того, как встречается с Бельбо и Казабоном для обсуждения его книги. Инспектор полиции, Де Анжелис, опрашивает их обоих. Он намекает, что работа следователем полицейского департамента даёт ему основание расследовать не только дела революционеров, но также людей, имеющих отношение к оккультизму .

У Казобона роман с бразильянкой по имени Ампаро. Следуя за ней, он покидает Италию и проводит два года в Бразилии . В это время он изучает южноамериканский и карибский спиритизм - сантерию и встречает Алье (Agliè ) - пожилого человека, который намекает, что он якобы мистический Граф Сен-Жермен . Алье, по-видимому, владеет неограниченным запасом знаний об оккультизме и оккультных науках. В Бразилии Казобон получает письмо от Бельбо, в котором он рассказывает о посещении собрания приверженцев оккультизма. На собрании слова девушки, находившейся в трансе , напомнили Бельбо о теории заговора Полковника Арденти. В Бразилии Казобон и Ампаро также посетили оккультное мероприятие - обряд религии умбанда . Во время ритуала Ампаро впала в состояние транса и была этим сильно смущена. Она придерживалась марксистской идеологии, не доверяла и старалась избегать спиритических и религиозных волнений и переживаний. Её отношения с Казобоном разваливаются, и он возвращается в Италию.

По возвращении в Милан Казобон начинает деятельность независимого исследователя. В одной из библиотек он встречает женщину по имени Лия. Они влюбляются друг в друга, Лия беременеет и рожает сына. Тем временем Казобон получает работу от начальника Бельбо, месье Гарамона (англ. Mr. Garamond - его имя взято от французского издателя Клода Гарамона), по поиску иллюстраций для книги «История металлов», которую компания готовит к скорому выпуску. Казобон к тому же узнает, что уважаемый издательский дом Гарамона является также по совместительству «фабрикой славы» под названием «Мануций», которая запрашивает у некомпетентных авторов большие суммы денег за «издание» их рукописей (название издательства в англ. написании «Manutius» связано с Альдом Мануцием (Aldus Manutius ), итальянским печатником XV века).

Гарамон решает в скором времени начать выпуск двух серий оккультной литературы: первую - содержащую серьёзные публикации от Гарамона, вторую - «Изида без покрывал» («Разоблачённая Изида » - теософическая работа Е. Блаватской), содержащую множество публикаций тщеславных клиентов «Мануция».

Бельбо, Диоталлеви и Казобон погружаются в оккультные рукописи в поисках разнообразных и малейших зависимостей между историческими событиями. Сотрудники издательства обозначают авторов этих рукописей общим термином Diabolici (в русском переводе - «одержимцы»), а также привлекают Алье в качестве эксперта по оккультизму.

Три редактора начинают разрабатывать «План» - их собственную теорию заговора, как сатирически интеллектуальную игру. Взяв за основу «тайный манускрипт» полковника Арденти, они развивают сеть из сложных мистических взаимосвязей. Они также используют маленький персональный компьютер Бельбо, который он называет Абулафия (Abulafia , имя имеет отношение к Аврааму Абулафии - еврейскому мыслителю и каббалисту XIII века). Бельбо в основном использует Абулафию для личных записей (роман содержит множество отрывков из этих заметок, обнаруженных Казобоном, когда он исследовал файлы Абулафии), кроме того, в машине также есть специальная программа , которая может переставлять текст в случайном порядке. Они используют эту программу для создания «взаимосвязей», которые составляют основу их «Плана». Они вводят случайно выбранные слова из манускриптов «Diabolicals», логические операторы (например, «If», «then», «else»…), «нейтральные данные» (такие, как, например: «Минни Маус - невеста Микки Мауса »…) и используют Абулафию для создания нового текста.

Первая попытка закончилась воссозданием (после вольной интерпретации результатов) теории заговора «Святая Кровь и Святой Грааль », повествующей о тайне Девы Марии . Казобон в шутку решает создать что-то по-настоящему новое. Для этого Бельбо должен искать скрытые взаимосвязи в нетривиальных ситуациях, в таких как, например, связь каббалы со свечами зажигания автомобиля. (Бельбо действительно делает это и после непродолжительных поисков приходит к выводу, что трансмиссия автомобиля являет собой метафоричное отображение Древа жизни .) Довольные результатами программы генерации случайного текста, все трое продолжают обращаться к Абулафии всякий раз, когда они заходят в тупик в своей игре.

«План» медленно развивается, но его финальная версия запутывается во взаимосвязях между Крестовыми походами , Рыцарями Тамплиеров и возможности обладания ими древним тайным знанием о потоках земной энергии (англ. telluric currents ; от лат. tellūs , земля ). Первоначальное общество Рыцарей Тамплиеров было ликвидировано после казни Жака де Моле , но члены организации разделились на независимые филиалы в нескольких уголках Европы и Средней Азии. По теории Арденти каждый филиал ордена содержит часть «Плана тамплиеров» и информацию о тайной находке. Они периодически собираются в различных местах для обмена частицами плана, постепенно восстанавливая его первоначальную форму. После полного восстановления орден будет воссоединен и поработит весь мир, используя силу земных потоков энергии. Специальная карта и маятник Фуко фигурируют ключевыми инструментами в их плане.

Во время конспирации «Плана» его режиссёры все больше погружаются в собственную игру. В конце концов, они даже начинают верить, что их теория заговора имеет под собой реальные основания. Таинственное исчезновение полковника Арденти и его оригинального «зашифрованного манускрипта» выглядит как лишнее доказательство реальности «Плана».

Однако, когда Лия, просит посмотреть «зашифрованный манускрипт», она находит для него вполне житейскую трактовку. По её мнению, рукопись представляет собой просто перечень торговых сделок и убеждает Казобона покинуть игру, она боится, что это может плохо для него кончиться.

Когда у Диоталлеви диагностируют рак , он объясняет это участием в «Плане». Он чувствует, что болезнь - это божественная кара за его чрезмерное увлечение таинствами, что он не должен был участвовать в создании игры, цель которой - высмеивание чего-то большего, чем все они вместе взятые. Бельбо тем временем ещё больше уходит в «План», стараясь убежать от проблем в личной жизни.

Трое «заговорщиков» показывают Алье свою хронологию тайных обществ из «Плана». Они решают не говорить, что эта рукопись их собственная, а притвориться, будто просто предоставляют чью-то работу для изучения. Их список содержит такие исторические объединения как тамплиеры , розенкрейцеры , павликиане и синархисты, кроме того они добавляют псевдо-тайное общество под названием Tres (Templi Resurgentes Equites Synarchici , лат. абсурдное «Рыцари Синархизма Возрождения Тамплиеров »). Tres вводится для того, чтобы ввести в заблуждение и заодно проверить знания Алье. Во время чтения списка он заявляет, что никогда прежде не слышал о Tres. (Это слово было впервые упомянуто полицейским Де Анджелисом. Де Анджелис спросил у Казобона, слышал ли он когда-нибудь о Tres.) Однако, сказав это, Алье тут же торопливо уходит, сославшись на какие-то важные дела.

Бельбо едет к Алье лично и описывает ему «План» так, словно это результат долгих и серьёзных исследований. Он также заявляет, что обладает тайной картой тамплиеров. Алье расстраивается после отказа Бельбо показать ему эту (несуществующую) карту. Он обвиняет Бельбо в причастности к терроризму, что вынуждает последнего вернуться в Париж . Алье разоблачает себя в качестве главы тайного духовного братства, в которое входят также м-р Гарамонд, Полковник Арденти и множество авторов из «Diabolicals». Бельбо пытается получить помощь от Де Анжелиса, но тот после неудачной попытки взорвать его машину, сразу же отправился в Сардинию , больше не желая принимать во всём этом участия.

Казобон получает сообщение от Бельбо с просьбой о помощи. Он направляется в его квартиру и читает все документы, которые Бельбо хранил в своём компьютере, после чего решает следовать за ним в Париж. Он считает, что Алье и его сторонники должны собраться в музее, где смонтирован маятник Фуко , так как Бельбо заявлял, что карта тамплиеров использовалась совместно с маятником. Казобон прячется в музее, где мы его и застаём в начале романа.

В назначенный час группа людей собирается вокруг маятника для совершения загадочного ритуала. Казобон видит несколько паранормальных образований (эктоплазма), одно из которых заявляет, что является настоящим графом Сен-Жерменом , чем дискредитирует Алье в глазах его последователей. Далее на допрос выводят Бельбо.

Алье с сообщниками считают себя последователями тайного общества Tres из «Плана». Разозлённые тем, что Бельбо знает больше о «Плане», чем они, заговорщики пытаются заставить его раскрыть все известные ему секреты, доходя даже до использования в качестве меры принуждения Лоренцу. Отказ отвечать на вопросы или признать то, что «План» был абсурдной выдумкой, провоцирует бунт, в котором Лоренца получает удар ножом, а Бельбо подвешивается за шею на проволоке, соединённой с Маятником Фуко. (Акт повешения изменяет поведение маятника. Теперь он совершает колебания, начиная от шеи Бельбо, вместо фиксированной точки над ним. Это рушит последние надежды Tres найти нужное место на карте.)

Казобон сбегает из музея через парижскую канализацию, найдя, в конце концов, убежище в сельском доме, в котором Бельбо провёл своё детство. В этот момент неясно, насколько надёжным рассказчиком является Казобон, что и в какой мере он придумал или изменил в отношении теорий заговора. Казобон узнает, что Диоталлеви умер от рака в полночь в канун дня святого Иоанна, в то же самое время, когда погиб Бельбо. Роман заканчивается размышлениями Казобона о событиях книги, смирившегося, очевидно, с мыслью (вероятно, бредовой), что Tres скоро схватят его тоже. И после того как они это сделают, он, следуя по стопам Бельбо, также откажется давать какие-либо объяснения или признаваться во лжи. Скрываясь в сельском доме, в котором много лет назад жил Бельбо, он находит его старую рукопись наподобие дневника. Он узнает, что Бельбо пережил мистическое откровение, когда ему было двенадцать лет, в ходе которого он получил высшее знание за пределами восприятия на чувственном уровне. Казобон понимает причины поведения Бельбо и то, что возможно создание «Плана» и даже его смерть были инспирированы желанием Бельбо вновь пережить то потерянное чувство из его юности .

Главная тема

Большинство книг в подобном жанре фокусируются на таинственности и альтернативных версиях теорий заговора . Эко избегает этой ловушки без уклонения от исторической мистификации вокруг Ордена Тамплиеров . По сути, роман можно воспринимать как критику, пародию или переосмысление грандиозных, всеобъемлющих заговоров, часто создававшихся в постмодернистской литературе середины, конца ХХ-го века . Несмотря на то, что главную интригу сюжета составляют детали конспирации «Плана», книга фокусируется на раскрытии личностей персонажей и на медленной их эволюции из скептически настроенных редакторов, высмеивающих рукописи «Мануция», до уровня легковерных авторов «Diabolicals». Таким образом, теория заговора предстает скорее в качестве источника интриги, чем серьёзного утверждения.

Заметки Бельбо - периодически повторяющаяся тема в книге. Вся книга рассказывается от лица Казобона, с короткими вставками из файлов, содержащихся в Абулафии. Эти часто эксцентричные пассажи связаны по большей части с детством Бельбо, его постоянным чувством неполноценности и одержимостью Лоренцой. Вставки из его детства ярко контрастируют с мифическим миром древних культов и заговоров. Бельбо чрезвычайно опасается собственных попыток создать что-либо литературное, он считает себя недостойным такого права, хотя постепенно становится очевидно, что писательство это его страсть. Этот процесс непрерывного подсознательного самоуничижения хорошо вписывается в общую картину иронии всей книги, принимая во внимание, что Бельбо в конечном итоге поглощается созданием (воссозданием) «Плана».

Стезя Казобона - наука. В то время как Бельбо стремится достичь внутреннего равновесия, цель Казобона - получение знаний. На примере его характера, учитывая его участие в нескольких мистических мероприятиях, рассматривается переменчивость и неоднозначность научного знания и человеческого восприятия. В ходе романа характер его повествования как убеждённого реалиста постепенно меняется на характер более склонный к сверхъестественному восприятию мира.

М-р. Гарамонд, чьим основным бизнесом является торговля грёзами (через его «фабрику тщеславия (анг. vanity press )»), начинает верить в мир фантазий, сплетаемый его авторами. Хотя возможно, что он всегда состоял в «Diabolicals» и занялся издательским делом для поиска нужной ему информации.

Организации и общества в романе

Список тайных и не очень тайных групп упоминаемых в Маятнике Фуко:

  • Орден Тамплиеров - основные участники (духовно-рыцарский орден, основанный в Палестине в XII веке)
  • Орден розенкрейцеров (тайное теологическое и мистическое общество, предположительно основанное в позднее средневековье в Германии)
  • Гностики (теософическое направление, возникшее в начале нашей эры)
  • Масоны (этическое движение, возникшее в XVIII веке, в виде закрытой организации)
  • Баварские Иллюминаты (тайное оккультно-философское общество, основанное в Германии в XVIII веке)
  • Сионские мудрецы (мифическое общество, авторы «Протоколов сионских мудрецов» появившихся в начале XX века)
  • Ассасины Аламута (исмаилиты-низариты, получили известность в качестве террористической секты в средние века)
  • Каббалисты (эзотерическое течение в иудаизме, появившееся в XII веке)
  • Богомилы (антиклерикальное движение в христианстве Х-ХV веков)
  • Катары (христианское религиозное движение, распространённое в XI-XIV веках в ряде стран Западной Европы)
  • Иезуиты (мужской монашеский орден Римско-католической церкви, основанный в XVI веке)
  • Присутствует одна неясная отсылка на фиктивный культ Ктулху и цитату из сатанинского ритуала - I’a Cthulhu! I’a S’ha-t’n! , которая была произнесена в конце романа в Парижском музее искусств и ремесел во время собрания участников Tres.

Список обществ, не связанных с «Планом»:Сравнение с другими произведениями

«Маятник Фуко» был назван «„Кодом да Винчи “ для мыслящего человека» . Рукопись, от которой зажигается «План» и все многочисленные возможности для интерпретации, играет ту же роль, что и пергамент в Ренн-ле-Шато , раскручивающий историю до глобального масштаба в романе Д. Брауна и ранее в произведении The Holy Blood and the Holy Grail из которой Браун черпал своё вдохновение. Роман Эко, который предшествует времени Брауновского феномена более чем на десять лет, схожим образом соприкасаются с Орденом Тамплиеров, совокупностью заговоров, тайных шифров, Загадкой Святой Крови (если и упоминается, то только мимолётом) и даже включают погоню вокруг парижских достопримечательностей. Все это так, однако, большинство критиков сходятся во мнении, что это больше сатира или пародия на бесполезность теорий заговора и тех людей, которые в них верят, чем попытка распространить подобные убеждения.

На вопрос, читал ли он роман Брауна, Эко ответил:

- Но вы ведь сами выглядите как минимум интересующимся каббалой, алхимией и прочими оккультными изысканиями, присутствующими в романе.

Нет. В Маятнике Фуко я описал гротескное изображение людей подобного рода. Таким образом, как я уже сказал, Дэн Браун это одно из моих созданий .

Эко, подобно персонажам романа, сам был увлечен великим аргентинским писателем Хорхе Луисом Борхесом , в особенности его известным коротким рассказом «Тлён, Укбар, Орбис Терциус ». Этот рассказ, изданный впервые в 1940 году, служит прекрасным примером использования мистификации в литературе. Борхес рассказывает о некоем случайно обнаруженном им тайном обществе, существующим, по меньшей мере, двести лет. Главной целью этого общества является подробное коллективное описание вымышленного мира Тлён. Особого упоминания, в контексте «Маятника Фуко», заслуживают фрагменты рассказа, в которых упоминается якобы состоявшийся спор Луиса Борхеса с аргентинским писателем Биойем Касаресом о «том, как лучше написать роман от первого лица, где рассказчик о каких-то событиях умалчивал бы или искажал бы их и впадал во всяческие противоречия, которые позволили бы некоторым - очень немногим - читателям угадать жестокую или банальную подоплёку », а также некий Иоганн Валентин Андре , якобы Германский богослов начала XVII века, который «описал вымышленную общину розенкрейцеров - впоследствии основанную какой-то группой людей по образцу, созданному его воображением». Оба произведения также схожи большим количеством упоминаний реальных и вымышленных обществ и философских течений.

Цитаты

Книга начинается с длинной цитаты на иврите, из седьмой страницы книги Филиппа Берга «Каббала: Учение о десяти просвященных эманациях Рабби Ицхака Лурия с комментариями достаточными для начинающего» том II-ой, изданной в Иерусалиме в Центре изучения Каббалы 1973 году. В дословном переводе цитата звучит так:

Когда Свет Бесконечности растянулся в форму прямой линии в Пустоте…. он не сразу растянулся и вытянулся по нисходящей, конечно же он растянулся медленно - то есть, сначала Луч Света начал простираться и в самом начале его протяжения в тайну Луча он преобразовался и сформировался в совершенно круглое колесо.

Также каждая из 120-ти частей начинается с одной или двух цитат, в основном из эзотерических книг (включая цитату из The Holy Blood and the Holy Grail , которая упоминается в нескольких частях). Одна необычная цитата (из личной переписки У. Эко со знаменитым архитектором и инженером Марио Сальвадори (анг. Mario Salvadori ) описывает физику процесса повешения жертвы в сопоставлении с поведением одинарного и двойного маятника.

«Маятник Фуко» - это один из ранних романов, прославивший итальянского философа, писателя и профессора Умберто Эко. На родном языке он впервые был издан в 1988 году.

Произведение автор разделил на десять частей в соответствии с каббалистическим представлением о строении Древа Жизни, состоящего из 10 Сфирот. Название «Маятник Фуко» книга получила от одноименного изобретения Леона Фуко, французского физика. Он разработал инструмент, который должен наглядно показывать, как вращается наша планета вокруг своей оси. Существует также мнение, что У. Эко назвал роман в честь своего друга, философа Мишеля Фуко. Однако сам автор эту версию отрицает.

«Маятник Фуко» Умберто Эко : сюжет романа

Все события в произведении (как и одноименное изобретение) вращаются вокруг Казобона, Диоталлеви и Бельбо, которые работают в Милане на «фабрике славы». Это издательство, которое на деньги авторов (даже если те являются обычными графоманами) выпускает любые книги. Друзьям довелось прочитать столько рукописей на тему оккультных теорий заговоров, что они решают создать собственную теорию.

Свою новую интеллектуальную игру друзья назвали «Планом». Чем дольше они ее разрабатывали, тем сильнее погружались в нее и забывали, что это не по-настоящему. Мало того, приверженцы других теорий заговора тоже восприняли «План» всерьез. Сторонники одного из тайных обществ посчитали, что Бельбо знает, где находится потерянное сокровище Тамплиеров. Теперь он в реальной жизни стал их мишенью. Многие сюжетные линии романа «Маятник Фуко» так или иначе приводят к теме создания «Плана». На примере этой в шутку созданной организации автор продемонстрировал склонность практически всех людей ко всяческим мистификациям и чрезмерную доверчивость.

Умберто Эко «Маятник Фуко» : главная тема

В конце 20 века многие литературные произведения были слишком сфокусированы на теории заговора, на ее таинственности и возможных вариантах. На этом фоне роман У. Эко можно воспринимать как критику на них или даже пародию. Да, в его произведении тоже присутствует заговор, но он служит только источником интриги, вокруг которой вращаются все главные герои. Всего лишь.

Само же повествование сосредоточено на развитии характеров литературных персонажей.

Общества и организации в романе «Маятник Фуко»

Список всех тайных групп, упоминаемых автором в произведении, довольно внушителен. Некоторые из них до сих пор неизвестны простому обывателю, а многие, наоборот, теперь постоянно на слуху. И в первую очередь, это орден тамплиеров, основанный маленькой группой рыцарей еще в 12 веке на территории Палестины. Также это образованное в средневековой Германии тайное мистическое и теологическое общество - орден розенкрейцеров. Их целью было улучшить Церковь и добиться благосостояния как для государства, так и для его граждан. Во многих романах и фильмах часто фигурируют масоны. Истоки этой закрытой организации ведут к концу 16-го века. Территориально формируются группы, насчитывающие от 40 до 50 человек, - это местные ложи. Иногда они бывают крупнее. Все они учреждаются Великой ложей и подчиняются ей. В каждой стране она одна.

Маятник Фуко Умберто Эко

(оценок: 1 , среднее: 5,00 из 5)

Название: Маятник Фуко

О книге «Маятник Фуко» Умберто Эко

«Маятник Фуко» ‒ второе по счету произведение знаменитого во всем мире итальянского писателя и специалиста по массовой культуре Умберто Эко. Роман впервые был опубликован в 1988 году, на русском языке вышел в 1997. Состоит из десяти частей, каждая из которых названа в честь одного из фундаментальных понятий в каббале. Автор на протяжении повествования часто упоминает эзотерические учения, каббалу и алхимию.

Главные герои произведения Умберто Эко – три друга, работающие в книжном издательстве, расположенном в Милане. Здесь книги выпускают за собственные средства авторов-графоманов. Перечитав множество работ, и считая себя большими знатоками в мире литературы, они решают написать собственную рукопись, посвященную оккультизму. Ради развлечения они собираются создать новую теорию заговора, дав ей название «План». Чем больше друзья совершенствуют свою теорию, тем сильнее окунаются в нее. Временами они даже начинают забывать, что все это сделано только ради развлечения.

Люди, узнавшие о новой оккультной теории заговора, принимают её всерьёз. За одним из друзей даже начинают охотиться члены действующего тайного общества, уверенные, что мужчине известна разгадка тайны затерянного сокровища Ордена бедных рыцарей Христа.

В романе «Маятник Фуко» наглядно показана склонность каждого из нас к заблуждениям. Эко предупреждает об опасностях, грозящих человеку, из-за его наивности. Сюжетная линия часто пересекается с жизненным опытом самого писателя и его работами. Один из героев, как и сам автор, провел детство в Северной Италии. В своих дневниках он часто ссылается на произведения писателя.

«Маятник Фуко» часто ассоциируют с произведением Дэна Брауна «Код да Винчи». Однажды Умберто Эко спросили, читал ли он это произведение. На что писатель ответил, что был вынужден это сделать после выхода своей книги, так как его постоянно об этом спрашивали. Автор заявил, что Дэн Браун – это один из персонажей его повествования – человек, наивно верящий во всякую оккультную чепуху.

Сам Умберто в свое время был увлечен произведениями Х.Л. Борхеса. Рассказы величайшего аргентинского прозаика подтолкнули его как на написание первого романа «Имя розы», так и «Маятника».

Закрученный сюжет романа «Маятник Фуко» часто вводит читателей в заблуждение. Рукопись служит отличным тренажером для упражнения ума и сообразительности. Скучать при прочтении уж точно не придется.

На нашем сайте о книгах сайт вы можете скачать бесплатно без регистрации или читать онлайн книгу«Маятник Фуко» Умберто Эко в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения. Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов. Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.

Цитаты из книги «Маятник Фуко» Умберто Эко

По-моему, наибольшее воспитательное значение для ребенка имеет то, что он слышит от родителей, когда они его не воспитывают.

Единственный способ жить по-человечески – это ежедневно корректировать свой гороскоп.

Третий вариант: тамплиеры, живя на Востоке, вступили в контакт с манихейскими еретиками, которые ненавидели крест, как орудие мучительства Господа, и проповедовали, что надлежит спасаться от мира и бороться с браком и деторождением. Эта идея стара. Она является общей для многих ересей первых веков христианства.

Но знайте, что мы всегда согласны между собою, что бы нами ни говорилось.

Не сбежишь от бесконечности, – подумал я, – удирая к другой бесконечности, не убережешься от встречи с тождественным, пытаясь отыскать иное.

Вот почему мне так симпатична эта машина. Она глупа, сама не верит, от меня не просит веры. Делает что я говорю. Дурак я – дура и она… или он. Честное взаимоотношение.

«Надо иногда вынимать пробку. Чтобы избежать взрыва. Надутый человек находится в опасности. Вытащив пробку из зада, п-ш-ш-ш, вы возвращаетесь в натуральное состояние».

По-моему, наибольшее воспитательное значение для ребенка имеет то, что он слышит от родителей, когда они его не воспитывают. Роль второстепенного огромна.

Сен-Мартен – это место, где тамплиеры испокон веков чувствовали себя как дома и где поселился их уполномоченный представитель, ожидая выхода на связь. Сен-Мартен-де-Шан – это и есть Укрытие, Refuge!

Маркс симпатичен мне: чувствуется, что он и его Женни занимались любовью с энтузиазмом. Это ощущается по умиротворенности его стиля и по неизменному юмору. В то же время, как я заметил однажды в коридоре университета, если спать с Надеждой Константиновной Крупской, человек потом обязательно напишет что-то жуткое, типа «Материализма и эмпириокритицизма».

Скачать бесплатно книгу «Маятник Фуко» Умберто Эко

(Фрагмент)

В формате fb2 : Скачать
В формате rtf : Скачать
В формате epub : Скачать
В формате txt :