Игры для гиперактивных детей дома. Как выявляется синдром гиперактивности. Игра «Четыре стихии»

Опыт родителей, использовавших игры для гиперактивных детей

Никто не говорит, что упражнения – это панацея, которая спасет от СДВГ. Однако результаты занятий заметны невооруженным взглядом, особенно, если они проводились правильно и в теплой атмосфере.

Помогают ли игры при синдроме дефицита внимания и гиперактивности
Наличие положительных изменений Отсутствие результата
Инга.

Я отдала ребенка в группу подготовки к школе. В ней были дети с таким же синдромом. После занятий, малыш стал менее нервным. Все еще балуется, но при этом без крайностей. Плюс, лучше высиживает на занятиях.

Катя.

Занималась с сыном на дому. Во время игр часто отвлекался, капризничал. Особого изменения не заметила. Разве что было чем занять сына днем.

Алла.

Психолог посоветовал комплекс игр. Особенно понравились те, которые ориентированы на расслабление. Дочка стала спокойнее.

Валентина.

Заставить ребенка играть по правилам оказалось невозможно. Он и пяти минут спокойно не просидел. Дома вообще не хочет слушаться. В школе немного проще. Но там подобные упражнения не вводятся в достаточном объеме. Поэтому сдвигов не вижу.

Марина.

Играли с сыном с игры. Он как-то охотно в них участвовал. Акцент делали на развивающих внимание и саморегуляцию. Плюс, в школе также входили в положение деток с синдромом, поэтому не переутомляли их, и частенько делали физкультминутки. Это помогло нам проще адаптироваться к школе и научиться слушаться родителей и учителей.

Подробнее с отзывами можно ознакомиться на сайтах www.wday.ru, www.psychologos.ru и www.sdvg-deti.com

Вывод

Важно понимать особенность данного синдрома, принимать ребенка таким, какой он есть. Если стать для него человеком, которому можно доверять, и при этом спокойно переносить выходки, со временем можно снизить степень проявления симптомов СДВГ.

Конечно, полного ждать не стоит, но адаптировать свое чадо к школе, научить его держать себя в руках и слушаться маму с папой вполне реально.

Главное – это упорство и терпение. С гиперактивными детьми не просто. Зато результат работы не сможет не порадовать.

СДВГ игры и упражнения (Видео)

Многие родители знают, что воспитание гиперактивного ребенка довольно сложный процесс, требующий терпения и понимания. Такие детки зачастую импульсивны, рассеяны, раздражительны, чрезмерно активны, они не могут долго усидеть на месте и сконцентрировать свое внимание. Но все эти проблемы решаемы.

Различные игры и занятия – идеальные средства, которые помогут родителям и педагогам скорректировать особенности поведения гиперактивных малышей. Они отлично развивают внимание, навыки волевой регуляции, усидчивость, способствуют расслаблению, получению полезных знаний. В нашей подборке вы найдете интересные варианты таких игр.

Игры для гиперактивных детей дошкольного возраста

Для годовалых детей

  • «Что это за фрукт?».

Положите в кастрюльку предварительно вымытый фрукт или его игрушечный вариант. Задача малыша самостоятельно открыть крышечку и изучить предмет руками. Расскажите крохе, как называется этот фрукт. Можно использовать и другие предметы.

  • « Повторяй за мной».

Предложите крохе повторять за вами различные действия. Например, дотроньтесь до носика малыша, а он должен коснуться вашего носа, подержите за ушки, хлопните в ладошки, погладьте по голове и т.д.

Для детей 2 лет

  • «В поисках сокровища».

Игры с песком отлично подходят для гиперактивных детишек. Они помогают снять нервное напряжение и развить мелкую моторику рук. Насыпьте песок в емкость. Это может быть обычная кастрюля или глубокая тарелка. При желании используйте вместо обычного песка кинетический, с таким играть вдвойне приятно, он приятный на ощупь, пластичный и совершенно безопасен для детей. Спрячьте в песок различные мелкие игрушки. Малыш должен их отыскать, можно усложнить задачу и закрыть глаза повязкой. Внимательно следите за ребенком: если в игре вы используйте мелкие игрушки, они могут быть опасны для здоровья.

  • «Словесный ряд».

Назовите четко несколько слов подряд. Например, дом, стул, солнышко, кошка, морковь. Ребенок должен хлопнуть в ладоши, например, когда услышит слово, обозначающее животное. Усложните задачу, пусть малыш не только хлопает, но и привстает или подпрыгивает. Такие занятия расширяют кругозор и улучшают внимательность, быстроту реакции.

Для детей 3 лет – 4 лет

  • «Наоборот».

Ведущий объясняет игрокам условия игры. Он показывает малышам различные движения, задача детей выполнить их наоборот. Например, если взрослый поднял руки, ребенок должен их опустить и т.д. Все эти действия ведущий может сопровождать словами, тогда задача еще больше усложняется и малышам нужно не только выполнять различные действия, но и правильно подбирать слова: «холодный» – «горячий», «высокий» – «низкий», «твердый» – «мягкий» и т.д. Эта игра научит концентрировать внимание и быть сосредоточенным, улучшит логику и увеличит словарный запас.

  • «Найди изменения».

Такое занятие разовьет не только внимательность детей дошкольного возраста, но и творческие способности. Изобразите с помощью карандашей или красок на листе бумаге рисунок, пусть малыш хорошо рассмотрит его. Предложите крохе ненадолго отвернуться или закрыть глаза. В это время ваша задача внести дополнительные штрихи в изображение, нарисовать какой-либо новый предмет или подрисовать мелкую деталь. Малыш должен найти эти изменения, тогда он будет считаться победителем, и вы поменяетесь местами. Теперь кроха рисует, а вы становитесь игроком. Можно усложнять задачу и делать едва заметные изменения, такие занятия отлично подойдут для подросших деток. Для самых маленьких используйте более простые изображения, например, солнышко, собачка, домик и т.д. Играть можно и небольшой компанией. Так будет еще веселее и увлекательнее.

ОСОБЕННОСТИ! Проявляйте терпения при занятиях с ребенком, учите карапуза не расстраиваться, если у него не получается правильно выполнять задания.

Для детей 5-6 лет

  • «Что это за предмет?».

Попросите малыша закрыть глаза или завяжите их повязкой. Возьмите несколько предметов различных текстур, разложите их на стол перед крохой или положите в мешочек. Ребенок должен выбрать любой из них, внимательно изучить ручками и произнести его название. Игра отлично развивает тактильные ощущения и снимает напряжение.

  • «Замри».

Включите веселую музыку. Предложите крохе потанцевать. Как только музыка прекращает играть, ребенок должен застыть, при этом сохранить ту позу, при которой мелодия закончилась. Эта игра раскрепощает, учит быть внимательным и контролировать свои движения. Чтобы развлечение носило соревновательный характер, попробуйте увеличить количество игроков. Пригласите друзей малыша или поучаствуйте всей семьей. Все игроки получат море положительных эмоций.

  • «Съедобное-несъедобное».

Для проведения такой игры понадобится мяч. Задача ведущего произнести слово и кинуть мяч участнику. Если названый предмет съедобный – малыш должен поймать мячик, если несъедобный – оттолкнуть. Много веселья и улыбок будет обеспечено. Можно вместе посмеяться, если участник в игре «съел телефон» или другой несъедобный предмет.

Игры для гиперактивных детей школьного возраста

  • «Слепой художник».

Эта игра непростая, но очень интересная. Она улучшит коммуникативные навыки, внимательность, поможет детям в правильном выражении своих мыслей. Для занятия понадобится лист бумаги, карандаш и холст. Ведущий дает задание изобразить тот или иной рисунок. Одному малышу завязывают глаза, он будет художником. Второй участник будет ему помогать рисовать с помощью слов и указаний. Чтобы рисунок получился, должны постараться оба игрока. Задача одного игрока – внимательно слушать указания и четко выполнять их, второго – правильно формулировать свои мысли. Пусть каждый малыш попробует себя в роли учителя и в роли художника. По окончании игры обязательно проведите беседу с участниками, проанализируйте ошибки, дайте подсказки.

  • «Поиск букв».

Вам понадобится ненужные книги или другие печатные издания, желательно с крупным шрифтом. Ребенок должен в течение определенного времени зачеркнуть ту или иную букву, которую выберет ведущий. Такое занятие требует концентрации внимания и усидчивости, что очень полезно для гиперактивных детей. Со временем задачу можно усложнять, например, искать несколько букв, использовать подчеркивания или обводить одну букву в кружок, другую – в квадратик и т.д. Если малыш не справился с заданием, ни в коем случае не ругайте его и не стыдите, а придумайте какие-нибудь веселые штрафные санкции, например, промяукать, как кошка столько раз, сколько ошибок допущено и т.д.

ОСОБЕННОСТИ! Домашний кукольный театр заинтересует любого маленького непоседу. Предложите крохе принять участие в спектакле и в изготовлении необходимых атрибутов для представления.

Игры отлично помогают скорректировать многие проблемы, с которыми сталкиваются гиперактивные дети. Кроме того, такие занятия отличная альтернатива компьютерным играм, мультфильмам. Малыш проведет время с пользой и получит положительные эмоции.

Коррекционные игры для гиперактивных детей: полезное видео

Какие еще существуют игры для гиперактивного ребенка? Смотрите видеоурок от педагога.

Чтобы помощь гиперактивным детям была своевременной, специалисты советуют использовать для их коррекции игротерапию - лечение игрой. Ведь дети в любом возрасте прежде всего любят играть.


Типы коррекционных игр

Коррекциноо-развивающие игры для гиперактивных детей делятся на несколько типов:

  • Игры на развитие внимания.
  • Игры для снятия мышечного и эмоционального напряжения.
  • Игры, развивающие навыки управления.
  • Игры, способные закреплять умение общаться.


Существует 4 типа коррекционно-развивающих игр для гиперактивных детей

Существуют несколько требований к ним, которые обязаны все соблюдать:

  1. Все игры родители начинают вводить поэтапно, сперва начинают тренировать одну функцию. Если результат в играх виден, то подбираются дальше игры из следующей группы.
  2. Игровая деятельность осуществляется как индивидуально с ребенком, так и всей семьей.
  3. Старайтесь предугадывать переутомление ребенка, для этого во время переключайте внимание на другие объекты.
  4. Гиперактивный ребенок нуждается в контроле со стороны взрослого, поэтому старайтесь своевременно вводить поощрение и наказание в играх.

Вся игровая деятельность развивается вместе с ребенком. В 2 - 3 года малыш может быть очень активным, ведь за день у него скапливается столько энергии, что ее надо куда-то выплескивать. Здесь как раз необходимо бегать, прыгать.


При проведении занятий с гиперактивным ребенком соблюдайте последовательность, сдержанность и умеренность в наказаниях

Что стоит делать родителям, чтобы правильно организовать игровую деятельность малыша:

Постарайтесь подыграть ему. Если ребенок танцует и поет, то можно включить музыку и сказать, что он - артист, выступающий для игрушек. Или если дети бегают и прыгают по всей квартире, то можно поиграть вместе с ними, представляя себя охотником, а их - зайцами. Главная задача мамы - направлять и вовремя организовывать деятельность так, чтобы она не была бесцельной. В этом возрасте полезны будут игры с пластилином, различными крупами и водой, конечно, под присмотром взрослого.


Во время самостоятельных игр следует организовывать деятельность ребенка


Игры детям дошкольного возраста (4-5 лет)

Игра "Раз, два, три говори!". Взрослый задает детям простые вопросы, но отвечать на них можно только тогда, когда они услышат команду: «Раз, два, три - говори!» Вопросы могут быть такими: «Назови домашнее животное»; «Какой это цвет»; «Что эта за игрушка».

Очень хорошо снимают напряжение игры-этюды.

Игра «Снеговик». Ребенок изображает снеговик - разводит напряженные руки в сторону, надувает щеки. Взрослый изображает солнышко, которое греет и поглаживает ребенка. Снеговик таит и медленно опускается на пол.

Игра «Шарик». Дети представляют себя разноцветными воздушными шарами. Взрослый изображает насос, от движений которого шарики надуваются. Потом наступает хлопок руками, шарики лопаются и медленно опускаются на пол.

Различные игры и упражнения на внимание «Это лишнее»; «Найди отличия на картинке»; «Дотронься до цвета или предмета».


Для гиперактивных детей 4-5 лет хороши игры на развитие внимания и снятия мышечного и эмоционального напряжения

Игры для детей младшего школьного возраста (6-7лет)

Упражнение «Волшебный клубочек». Тренирует саморегуляцию. Ребенку во время игры нужно наматывать на руку клубок яркой пряжи. Детям рассказывается о том, что клубочек обладает необыкновенной силой, и то, кто его наматывает на руку, быстро успокаивается.

Игра «Дорисуй картину». Взрослый на доске рисует любую часть картинки. После этого дети по очереди подходят к доске и дорисовывают ту часть, которой не хватает на картинке. Таким образом получится совместная картина.

«Птичка». Ребенку в руки дается любой пушистый и мягкий предмет, рассказывается сказка. Задача ребенка - согреть птичку своим теплом и дыханием.

Игра «Кричу – шепчу – молчу». Нужно вырезать 3 отпечатка ладони из разноцветного картона: красный, желтый и синий. Они будут изображать команды-сигналы. Взрослый поднимет красную ладонь - можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтую - можно тихо передвигаться и шептать; синюю - дети должны замереть на месте.

Вот еще несколько интересных игр и упражнений: «Слушай хлопки», «Давайте поздороваемся», «Волны», «Разговор с руками», «Игры за партами».

Гиперактивные дети все любят играть с сыпучими материалами, это развивает мелкую моторику и успокаивает нервную систему. Сейчас много разнообразных наборов для игр с песком и водой, любой из них можно купить в магазине или сделать самим в домашних условиях.



Упражнения и игры с песком

Игры с песком снимают напряжение, развивают психоэмоциональное состояние, развивают мелкую моторику.

На песке можно дети по младше могут рисовать рисунки и фигуры, а постарше - писать буквы слова палочкой или пальцем.


Рисование на песке развивает усидчивость и моторику

Как проводятся игры с песком?

На первом этапе детей знакомят с возможностями песка, то, что он бывает сухой, а если добавить воду - мокрый. Его можно перетирать между ладонями, сжимать, просеивать, делать змейки и отпечатки ладоней, изображать следы животных.

Очень дети любят игру «Секрет»; «Найди сокровища». Ведущий закапывает игрушки, ракушки, камешки в песок, а ребенок с закрытыми глазами, ощупывая предмет, пытается узнать, что это и где находится, не раскрывая кулачок, или просто откапывает его.

Игровые столы с песком или водой будут очень увлекательны для гиперактивных детей


Рекомендации игровой деятельности для родителей или чем занять малыша

Если ребенок бегает по квартире без остановки, громко кричит, прыгает на полу, совершает хаотичные движения руками, ногами и совершенно вас не слышит, то поймайте его, обнимите и тихим голосом предложите поиграть.

Можно попросить вспомнить, как кричит лошадка, кошка, собака. Предложите показать свою руку, нос, коленку. Ребенку постарше предложите сосчитать от 1 до 20.

Поиграйте в «Замри-отомри», вариантов этой игры много. Например, по команде «утро» ребенок зевает, потягивается, «день» - прыгает, бегает, «ночь» - притворяется спящим.

Всем детям нравится игра «Робот»: здесь всего два игрока, первый водящий изображает робота, который выполняет все указания и инструкции, а второй - хозяин - дает их. Договоритесь с малышом, что как только вы нажмете ему на нос, он сразу «выключится». Можно расширить эту идею, нарисовав пульт управления (или используйте ненужный пульт от телевизора). Нажимайте кнопку на пульте и говорите: «уменьшаю громкость (выключаю звук, включаю замедление)». Пусть ребенок выполняет команды.


Привлеч внимание ребенка с помощью игры очень просто и очень полезно

Предложите ребенку представить, что он - лев на охоте. Сначала он неподвижно сидит в засаде, а потом прыгает и ловит кого-нибудь.

Попросите ребенка закрыть глаза и сидеть неподвижно, ожидая определенного сигнала. Например, когда второй раз прозвенит колокольчик, он должен встать и поставить игрушку на полку или собрать кубики с пола.

Предложите игру «Час тишины». В течение этого часа все члены семьи могут говорить только шёпотом. За это можно получить вознаграждение, ведь это очень сложно сделать, особенно такому ребенку.

Возьмите салфетку (или листок дерева) и подбросьте вверх. Скажите ребенку, что пока салфетка падает, нужно как можно громче смеяться. Но как только упадет, следует сразу замолчать. Играйте вместе с ребенком.

Лучше еще крохой приучить ребенка, чтобы, когда вы расставляете руки, он бежал бы к вам в объятия (знаю, многие родители так делают). Если это объятие будет приятным, к 3-5 годам привычка останется. Поэтому расставьте руки и, когда ребенок к вам прибежит, крепко-крепко его обнимите и задержите объятия на несколько секунд.

Предложите игру «Капитан и корабль». Капитан отдает команды («Направо», «Налево», «Прямо»), а корабль четко им следует. Для ребенка постарше можно выбрать цель (например, доплыть в прихожую) и расставить в комнате препятствия (кегли, мягкие игрушки). Ребенок может выбрать любую из ролей.

Загородите дорогу или схватите носящегося по квартире ребенка. Чтобы пройти (освободиться), он должен ответить на вопрос, требующий сосредоточения (например, назвать морское животное, сосчитать количество окон в квартире или придумать пять слов на букву «А»).

Попросите малыша, носящегося по квартире, выполнять ваши задания (три раза подпрыгнуть, два раза сбегать на кухню и обратно, четыре раза спрыгнуть с дивана). Важно, чтобы активное задание сочеталось с необходимостью вести подсчет действиям. За каждое выполненное задание рисуйте малышу в альбоме цветок или машинку.

Предложите ребенку повторять за вами все слова и действия. Начинайте показывать быстрые, резкие движения или громко кричите. Постепенно переходите к более спокойным, плавным движениям и тихой речи.

Кроме достижения мгновенного эффекта, эти игры также помогут малышу учиться себя контролировать. Не забывайте, что и родителям важно быть терпеливыми и не терять самообладания, поскольку ребенок берет с вас пример, чувствует и отражает ваше собственное состояние.


Задействуйте гиперактивного ребенка как можно чаще в различных играх и упражнениях

Подробнее о гиперактивности вы узнаете, посмотрев следующее видео.

Как вести себя родителям ребенка с СДВГ, смотрите в следующем видео клинического психолога Вероники Степановой.

Картотека подвижных игр

(для гиперактивных детей)

Игра “Найди отличие” (Лютова Е.К., Монина Г.Б.)

Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

Игра “Ласковые лапки” (Шевцова И.В.)

Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым. Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить “зверек” и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой “зверек” прикасался к руке - отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Вариант игры: “зверек” будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.

Игра “Кричалки-шепталки-молчалки” (Шевцова И.В)

Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.

Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это - сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь - “кричалку” можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь - “шепталка” - можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал “молчалка” - синяя ладонь - дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует “молчанками”.

Игра “Гвалт” (Коротаева Е.В., 1997)

Цель: развитие концентрации внимания. Один из участников (по желанию) становится водящим и выходит за дверь. Группа выбирает какую-либо фразу или строчку из известной всем песни, которую распределяют так: каждому участнику по одному слову. Затем входит водящий, и игроки все одновременно, хором, начинают громко повторять каждый свое слово. Водящий должен догадаться, что это за песня, собрав ее по словечку.

Желательно, чтобы до того как войдет водящий, каждый ребенок повторил вслух доставшееся ему слово.

Цель: развитие коммуникативных навыков, активизация детей.

Игра проводится в кругу, участники выбирают водящего, который встает и выносит свой стул за круг, таким образом получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: “Меняются местами те, у кого... (светлые волосы, часы и т. д.). После этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами, в то же время водящий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без стула, становится водящим.

Игра “Разговор с руками” (Шевцова И.В.)

Цель: научить детей контролировать свои действия. Если ребенок подрался, что - то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки - нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: “Кто вы, как вас зовут?”, “Что вы любите делать?”, “Чего не любите?”, “Какие вы?”. Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно “заключением договора” между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина

Игра “Говори!” (Лютова Е.К., Монино Г.Б.)

Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия.

Скажите детям следующее. “Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: “Говори!” Давайте потренируемся: “Какое сейчас время года?”

(Педагог делает паузу) “Говори!”; “Какого цвета у нас в группе (в классе) потолок?”... “Говори!”; “Какой сегодня день недели?”... “Говори!”; “Сколько будет два плюс три?” и т. д.”

Игра может проводиться как индивидуально, так и с группой детей.

Игра “Броуновское движение” (Шевченко Ю.С., 1997)

Цель: развитие умения распределять внимание. Все дети встают в круг. Ведущий один за другим вкатывает в центр круга теннисные мячики. Детям сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительное количество мячей. Смысл игры - установить командный рекорд по количеству мячей в круге.

Игра “Час тишины и час “можно”” (Кряжева Н.Л., 1997)

Цель: дать возможность ребенку сбросить накопившуюся энергию, а взрослому - научиться управлять его поведением. Договоритесь с детьми, что, когда они устанут или займутся важным делом, в группе будет наступать час тишины. Дети должны вести себя тихо, спокойно играть, рисовать. Но в награду за это иногда у них будет час “можно”, когда им разрешается прыгать, кричать, бегать и т.д.

“Часы” можно чередовать в течение одного дня, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в вашей группе или классе. Лучше заранее оговорить, какие конкретные действия разрешены, а какие запрещены.

С помощью этой игры можно избежать нескончаемого потока замечаний, которые взрослый адресует гиперактивно-му ребенку (а тот их “не слышит”).

Игра “Передай мяч” (Кряжева Н.Л., 1997)

Цель: снять излишнюю двигательную активность. Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами или используя в игре одновременно несколько мячей.

Игра “Сиамские близнецы” (Кряжева Н.Л., 1997)

Цель: научить детей гибкости в общении друг с другом, способствовать возникновению доверия между ними. Скажите детям следующее. “Разбейтесь на пары, встаньте плечом к плечу, обнимите друг друга одной рукой за пояс, правую ногу поставьте рядом с левой ногой партнера. Теперь вы сросшиеся близнецы: две головы, три ноги, одно туловище, и две руки. Попробуйте походить по помещению, что-то сделать, лечь, встать, порисовать, попрыгать, похлопать в ладоши и т.д.” Чтобы “третья” нога действовала “дружно”, ее можно скрепить либо веревочкой, либо резинкой. Кроме того, близнецы могут “срастись” не только ногами, но спинками, головами и др.

Игра “Зеваки” (Чистякова М.И., 1990)

Цель: развитие произвольного внимания, быстроты реакции, обучение умению управлять своим телом и выполнять инструкции.

Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего (это может быть звук колокольчика, погремушки, хлопок руками или какое-нибудь слово) дети останавливаются, хлопают 4 раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры. Игру можно проводить под музыку или под групповую песню. В таком случае дети должны хлопать в ладоши, услышав определенное слово песни (оговоренное заранее).

Игра “Колпак мой треугольный” (Старинная игра) (раздаточный материал)

Цель: научить концентрировать внимание, способствовать осознанию ребенком своего тела, научить управлять движениями и контролировать свое поведение. Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: колпак мой треугольный, мой треугольный колпак. А если не треугольный, то это не мой колпака. После этого фраза повторяется снова, но дети, которым выпадет говорить слово “колпак” заменяют его жестом (например, 2 легких хлопка ладошкой по своей голове). В следующий раз уже заменяются 2 слова: слово “колпак” и слово “мой” (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а “показывают” на одно больше. В завершающем повторе дети изображают только жестами всю фразу.

Если такая длинная фраза трудна для воспроизведения, ее можно сократить.

Игра “Слушай команду” (Чистякова М.И., 1990)

Цель: развитие внимания, произвольности поведения. Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду ведущего (например: “Положите правую руку на плечо соседа”) и тотчас же ее выполняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии хорошо слушать и выполнять задание. Игра поможет воспитателю сменить ритм действия расшалившихся ребят, а детям - успокоиться и без труда переключиться на другой, более спокойный вид деятельности.

Игра “Расставь посты” (Чистякова М.И., 1990)

Цель: развитие навыков волевой регуляции, способности концентрировать внимание на определенном сигнале. Дети маршируют под музыку друг за другом. Впереди идет командир, который выбирает направление движения. Как только командир хлопнет в ладоши, идущий последним ребенок должен немедленно остановиться. Все остальные продолжают маршировать и слушать команды. Таким образом, командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (в линейку, по кругу, по углам и т. д.). Чтобы слышать команды, дети должны передвигаться бесшумно.

Игра “Король сказал...”

Цель: переключение внимания с одного вида деятельности на другой, преодоление двигательных автоматизмов. Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять только в том случае, если он добавит слова “Король сказала. Кто ошибется, выходит на середину круга и выполняет какое-нибудь задание участников игры, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т.д. Вместо слов “Король сказал” можно добавлять и другие, например, “Пожалуйста” или “Командир приказал”.

Игра “Запрещенное движение” (Кряжева Н.Л., 1997)

Цель: игра с четкими правилами организует, дисциплинирует детей, сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем. Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры. Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хором все цифры, кроме одной, запрещенной, например, цифры “пять”. Когда дети ее услышат, они должны будут хлопнуть в ладоши (или покружиться на месте).

Игра “Слушай хлопки” (Чистякова М.И., 1990)

Цель: тренировка внимания и контроль двигательной активности.

Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу “аиста” (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другую позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу “лягушки” (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

Игра “Замри” (Чистякова М.И., 1990)

Цель: развитие внимания и памяти. Дети прыгают в такт музыке (ноги в стороны - вместе, сопровождая прыжки хлопками над головой и по бедрам). Внезапно музыка обрывается. Играющие должны застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки. Если кому-то из участников это не удалось, он выбывает из игры. Снова звучит музыка - оставшиеся продолжают выполнять движения. Играют до тех пор, пока в круге ни останется лишь один играющий.

Игра “Давайте поздороваемся”

Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания.

Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:

1 хлопок - здороваемся за руку;

2 хлопка - здороваемся плечиками;

3 хлопка - здороваемся спинками. Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст гиперактивному ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.

Игра “Веселая игра с колокольчиком” (Карпова Е.В., Лютова Е.К., 1999) (раздаточный материал)

Цель: развитие слухового восприятия. Все садятся в круг, по желанию группы выбирается водящий, однако, если желающих водить нет, то роль водящего отводится тренеру. Водящему завязывают глаза, а колокольчик передают по кругу, задача водящего - поймать человека с колокольчиком. Перебрасывать колоколъчик друг другу нельзя.

Гиперактивных детей лучше не подключать сразу к играм в большой группе, заранее ребёнка нужно морально подготовить к коллективной игре. Нужно дать отдельные задания на каждого или для маленьких подгрупп.

Игры для гиперактивных детей «Разговор с телом»

На пол постелить большой ватман или рулон светлых обоев. Ребёнок ложится на бумагу, ведущий обводит контур фигуры ярким фломастером.

После этого ведущий вместе с ребёнком ведут беседу.

Нужно что бы ребёнок сам ответил на следующие вопросы:

Давай раскрасим твой силуэт разными цветами. Какие цвета ты выберешь для рук, ног, головы, туловища?

Бывают ли такие ситуации, когда твоё тело тебя подводит и не слушается?

Как ты себя ведешь в таких случаях?

А как долго ты можешь просидеть на стуле и не двигаться? Какие части тела хотят двигаться в первую очередь?

Сможешь ли ты договорится с телом, чтобы оно тебя слушалось?

Давай договоримся, что ты и твое тело будут стараться лучше понимать друг друга.

Игры для гиперактивных детей «Броуновское движение»

Все дети встают в центре зала. По хлопку ведущего, дети передвигаются по залу в хаотичном порядке, не задевают друг друга. Скорость движения задаёт ведущий. – бег, быстрый шаг, медленный шаг, ходьба на цыпочках. Когда ведущий говорит, к примеру, слово – дождь, все дети начинают обыгрывать ситуацию, каждый по своему изображает, что идёт дождь. По хлопку дети вновь продолжают движение в заданной скорости ведущего, дальше он вновь продумывает для них новую ситуацию или он может назвать любой предмет или животное, в которое дети должны перевоплотиться.

Игры для гиперактивных детей «Кто меня слышит?»

Когда много детей и нужно привлечь внимание ведущий говорит:
Кто меня слышит, поднимите руки вверх!
Кто меня слышит, хлопните в ладоши!
Кто меня слышит, хрюкните три раза!
Кто меня видит, потопайте ножками!
Кто меня слышит, молчим как мышки!

Игры для гиперактивных детей «Повторялки»

Ведущий вместе с детьми встаёт вкруг и под музыку показывает разные танцевальные движения и делает весёлую зарядку. Дети внимательно смотрят и повторяют за ведущим.

Игры для гиперактивных детей «Слушай хлопки»

Дети ходят по залу в хаотичном порядке, по количеству хлопков ведущего выполняется заданная команда.
1 хлопок- поза аиста. Встать на одну ногу и расправить руки как крылья.
2 хлопка- поза лягушки. Присесть на корточки, руки поставить перед ногами.
3 хлопка – снова ходят по залу в хаотичном порядке.

Что делать если ребёнок гиперактивный?

Многие родители задаются вопросом, откуда у ребёнка столько энергии, и где же эта кнопка «выключения», когда проведение ребёнка выходит за рамки. Ничего ужасного в гиперактивности детей нет, просто нужно научиться не только ребенку, но и родителям справляться с этой ситуацией.
Гиперактивность - это повышенная двигательная активность.

Основные признаки гиперактивности:

При общении всё время перебивает, он не может дослушать партнёра. Чаще отвечает наугад, не задумываясь.
Не усидчивость. Ёрзает, качается, крутится на стуле.
Мешает своим поведением другим детям.
С такими детьми тяжело играть, они стараются перетянуть всё внимание на себя, строят свои правила и не хотят уступать другим и не ставит в интерес желание других детей.
Быстрое переключение внимания и потеря интереса. Если он начал собирать мозаику или сел рисовать, зачастую все остается не доделанным.
Он зачастую не доволен едой, капризничает и плохо кушает.
Рассеянное внимание, часто всё валится из рук.
Беспокойство, вечером долго не может уснуть.
Слишком суетливый и подвижный.
Не терпеливый. С трудом дожидается своей очереди и начинает капризничать.
Главная роль в борьбе с таким поведением ребёнка отводится семье!
Родители должны осознавать, что ребёнку трудно контролировать своё поведение и если они начнут на него ругаться, наказывать и повышать голос, то это только усугубит ситуацию.

Несколько правил для общения с гиперактивный ребёнком

«Выполнение задания»

Так как у ребёнка рассеянное внимание, не нужно давать ему несколько заданий одновременно. Давать задание, нужно, чётко, ясно, коротко и по очереди. Если вы скажите: «Андрей, иди переоденься в домашнее, потом принеси мне свой дневник и не забудь помыть руки - обед уже на столе» Бедный Андрей не запомнит всё и по дороге в комнату, обязательно отвлечётся на что-нибудь. Будет лучше, если для выполнения задания у ребёнка будут временные рамки, подарите ему наручные часы и приучайте его к организованности.

«Нет, нельзя!»

Родители должны исключить такие слова как: « нет, нельзя, запрещаю». Объясняйте ребёнку спокойно и на пониженных тонах. Научитесь договариваться с ребёнком. « Андрей я же сказала нельзя играть в планшет, выключай немедленно иди спать!» - это модель поведения со стороны родителей не правильная. Будет правильнее, если вы предложите ребёнку выбор. « Андрей у тебя два варианта, либо ты выключаешь планшет, либо я» дождавшись принятия решения нужно дать следующую задачу и обязательно похвалить. «Молодец, теперь иди ложиться спать» и, что бы ребёнок не ушел спасть с чувством обиды и агрессии, пообещайте ему дать то, что он хотел, после того, как он сделает уроки завтра.

«Выплеск энергии»

Гиперактивным детям необходимо каждый день куда-то выплёскивать свою энергию, чтобы вечером спокойно засыпать. Запишите ваше чадо в спортивный кружок, на занятия танцами, водите их в бассейн или на каток, совершайте совместные велопрогулки. Спустя неделю после того, как ребёнок начнёт ходить на занятия для снятия напряжения и выплеска эмоций, вы сами заметите изменения в его поведении в лучшую сторону.

«Удержать внимание»

Так как ребёнку очень тяжело сосредоточиться на одном деле и быстро пропадает интерес, постарайтесь сделать так, чтобы ничего ему не мешало, если он делает уроки, то обязательно в тишине. Когда вы даёте ребёнку какое-то задание, старайтесь удержать его внимание и интерес, придумывайте какие-то новые приспособления для захвата его внимания. С каждым разом и вам и ребёнку будет легче и легче.

«Любовь и общение»

Гиперактивным детям очень тяжело общаться с другими детьми, они могут быстро вступать в конфликт и выходить на эмоции, если что-то идёт не так. Приучайте малыша с детства к обществу, но не сразу, приглашайте в гости или выходите на прогулку, на детскую площадку сначала с 2- 3 детьми. Старайтесь по возможности не водить его с собой в больше магазины, так как ребёнка это очень утомляет, раздражает и он начнёт капризничать. Следите за его поведением, успевайте во время его успокоить перед эмоциональным возбуждением. Когда возникает конфликтная ситуация, просто переведите внимание на другую тему или приятную беседу. Чаще задавайте вопросы, гиперактивный дети очень любят поговорить. Показывайте постоянно ребёнку, что вы его любите, чаще обнимайте и уделяйте внимание. Для ребёнка очень важно общение с родителями, которые проявляю ласку и заботу.