Где проходит ось земли. Вопросы перед параграфом. Движение Земли вокруг собственной оси

Просматривая яндекс-картинки по запросу «глобус 18 века» наткнулся на данную фотографию. Смотреть я стал по наводке статьи «А если наклон Земли был 45 градусов? » — на указанный запрос выдаются глобусы, у которых наклон земной оси к эклиптике 45 градусов.

Это поразительно: поверить в то, что земная ось могла поменять ориентацию в пространстве очень трудно: Земля большой гироскоп, в просторечье — волчок, с огромным моментом инерции и свернуть ее, как я считал, невозможно.

Но против фактов не попрешь: по историческим меркам совсем недавно произошла грандиозная катастрофа, которая нигде в официальной версии истории не отражена .

Процесс переориентации Земли сопровождался еще и сдвигом полюсов — литосфера»уплыла», так что полюс с севера Гренландии переместился в Ледовитый океан, где и находится (покуда?) по сей день.

Если бы земная ось была наклонена к плоскости орбиты на 45°

Сделаем теперь мысленно другую перемену: придадим земной оси наклон в половину прямого угла.
В пору равноденствий (около 21 марта и около 23 сентября) смена дней и ночей «а Земле будет такая же, как и теперь.
Но в июне Солнце окажется в зените для 45-й параллели (а не для 23,5°): эта широта играла бы роль тропиков. На широте Ленинграда (60°) Солнце не доходило бы до зенита только на 15°; высота Солнца поистине тропическая!
Жаркий пояс непосредственно примыкал бы к холодному , а умеренного не существовало бы вовсе.
В Москве, в Харькове весь июнь царил бы непрерывный, беззакатный день.
Зимой, напротив, целые декады длилась бы сплошная полярная ночь в Москве, Киеве, Харькове, Полтаве.
Жаркий же пояс на это время превратился бы в умеренный, потому что Солнце поднималось бы там в полдень не выше 45°.
Тропический пояс, конечно, много потерял бы от этой перемены, так же как и умеренный.
Полярная же область и на этот раз кое-что выгадала бы: здесь после очень суровой (суровее, чем ныне) зимы наступал бы умеренно-тёплый летний период, когда даже на самом полюсе Солнце стояло бы в полдень на высоте 45° и светило бы дольше полугода. Вечные льды Арктики заметно уступили бы дружному действию солнечных лучей.

При таком наклоне земной ости Гренландия точно была б «грюн ландией» — зеленой страной, т.к. многомесячный день, полугодове лето с Солнцем над горизонтом как сейчас в средней полосе России растопляло бы выпавший за зиму-ночь снег в течение нескольких суток.

Недавнее положение земной оси объясняет и тропическую растительность в вечной мерзлоте современного Заполярья и не предусмотренные изначально отопительные системы в дворцах Петербурга и его окрестностей.

На самом деле данный факт — ключ к разгадке практически всего, что обнаружено альтернативщиками в последнее время.

Можно твердо сказать: современная история, глубже конца 19 века — полностью фальсификация, набор политических мифов, составленный в угоду тем, кто делил глобус.

Дополнительно

Комментарий , который был добавлен к перепосту данной статьи автором http://stariy-khren.livejournal.com/

Позволю себе сделать одно небольшое замечание к вашему материалу.

На таких глобусах, о которых идет речь, если вы обратите внимание, есть две круглые рамки-шкалы — одна горизонтальная (на «столе»), а вторая (та в которой непосредственно закреплена ось глобуса) — вертикальная. И на них обеих есть какие-то «непонятные» обозначения… Подобные обозначения есть и на самом глобусе…

А все дело в том, что раньше глобусы использовали не для украшения интерьера, но непосредственно для навигации — по ним определяли свое текущее местоположение в море и азимуты направлений движения.

В таких глобусах меридианная вертикальная рамка («меридиан наблюдателя») подвижна, она проворачивается в пазах вместе с глобусом и меняет наклон его оси. Ее ежедневно выставляли так, чтобы в текущий момент времени точка, где находится корабль (т.е. наблюдатель), оказывалась точно в зените — на «макушке» глобуса. Т.е. наклон оси выставляли так, чтобы положение зенита соответствовало текущей широте места, определяемой астролябией или секстантом.

В таком положении глобуса горизонтальное кольцо («истинный горизонт»), совмещается с фактическим местным горизонтом и позволяет отсчитывать румбы. Чем точнее проградуированы обе шкалы, тем точнее координаты места.

На сам глобус нанесены экватор, эклиптика, точки равноденствий и пр.

Обе эти системы шкал дают прямые восхождения светил, а для отсчета на экваторе у кольца меридиана наблюдателя — звездное местное время. Точка Овна (в пересечении экватора и эклиптики) традиционно помечалась цифрой XXIV часа (360°). Противоположная — точка Весов цифрой XII (180°). Эклиптика на самом глобусе всегда проведена под углом 23,5° к экватору и поделена на 12 отрезков, градуированных от 0 до 30°.

Эти системы подвижных и неподвижных шкал на глобусе и рамках позволяли (без весьма сложных пересчетов), механически сопоставив экваториальные координаты с эклиптикальными, пользоваться простыми таблицами восхождения звезд-ориентиров для нахождения текущей координаты.

Глобус — это практический измерительный прибор для навигации, позволяющий «подложить» карту местности под свое текущее положение. По ним смотрели ни где находится Амстердам или Лондон, но где в данный момент находится твой корабль и что находится от него поблизости — какие берега и континенты.

С помощью таких глобусов строились и карты — метки сначала наносили непосредственно на сам глобус по мере открытия береговой линии (помечали текущее положение его «макушки»), а уже потом, по окончании экспедиции, переносили координаты на карту с вензелями, ангелами и морскими чудовищами…

Можно было пользоваться и непосредственно географическими картами, но тогда для пересчета экваториальных и эклиптикальных координат использовали такой же по конструкции глобус, но с изображением не земли, но звездного неба — с созвездиями и звездами-ориентирами. Это позволяло избежать таблиц при нахождении координат, но требовало «снятия» координат с глобуса и перенесения их через таблицы на карту.

Такими звездными глобусами на флоте в качестве резервного оборудования (на случай выхода из строя современных систем навигации) пользуются и сегодня. И правилам обращения с ними учат в любой мореходке.

При навигации по глобусу не нужен точный морской хронометр, но достаточно любых часов, обеспечивающих показание местного времени в пределах одних суток — т.е. достаточно банальной клепсидры, ежедневно синхронизируемой по полудням, либо набора песочных часов (обычно часовых, получасовых и полуминутных). Кстати, не нужен и компас…7 ratings

Земля находится постоянно в движении, вращаясь вокруг Солнца и вокруг своей собственной оси. Это движение и постоянный наклон оси Земли (23,5°) определяет многие эффекты, которые мы наблюдаем как нормальные явления: ночь и день (из-за вращения Земли вокруг своей оси), смена сезонов (из-за наклона оси Земли), и разный климат в различных областях. Глобусы можно вращать и их ось имеет наклон как и ось Земли (23,5°), поэтому с помощью глобуса можно проследить движение Земли вокруг своей оси довольно точно, а с помощью системы "Земля - Солнце" можно проследить движение Земли вокруг Солнца.

Вращение Земли вокруг своей оси

Земля вращается вокруг своей собственной оси с запада на восток (против часовой стрелки, если смотреть со стороны Северного полюса). Земле требуются 23 часа, 56 минут, и 4.09 секунды, чтобы закончить один полный оборот вокруг собственной оси. День и ночь обусловлены вращением Земли. Угловая скорость вращения Земли вокруг своей оси или угол, на который поворачивается любая точка на поверхности Земли, одинаков. Он составляет 15 градусов за один час. А вот линейная скорость вращения в любом месте на экваторе составляет приблизительно 1 669 километров в час (464 м/с), уменьшаясь до нуля на полюсах. Например, скорость вращения на широте 30° - 1445 км/ч (400 м/с).
Мы не замечаем вращения Земли по той простой причине, что параллельно и одновременно с нами движутся с той же скоростью все предметы вокруг нас и нет "относительных" движений предметов вокруг нас. Если, например, корабль будет идти равномерно, без ускорения и торможения по морю в спокойную погоду без волнения на поверхности воды, мы совсем не будем ощущать того, как такой корабль движется, если будем находиться в каюте без иллюминатора, поскольку все предметы внутри каюты будут двигаться параллельно вместе с нами и кораблём.

Движение Земли вокруг Солнца

В то время, как Земля вращается вокруг собственной оси, она обращается и вокруг Солнца с запада на восток против часовой стрелки, если смотреть с северного полюса. Земле требуется один звездный год (около 365,2564 суток), чтобы закончить один полный оборот вокруг Солнца. Путь движения Земли вокруг Солнца называется орбитой Земли и эта орбита не идеально круглая. Среднее расстояние от Земли до Солнца - приблизительно 150 миллионов километров, и это расстояние изменяется до 5 миллионов километров, формируя небольшой овал орбиты (эллипс). Ближайшая к Солнцу точка орбиты Земли, называется - Перигелий. Земля проходит эту точку в начале января. Наиболее удалённая от Солнца точка орбиты Земли, называется - Афелий. Земля проходит эту точку в начале июля.
Так как наша Земля движется вокруг Солнца по эллиптической траектории, то скорость по орбите изменяется. В июле скорость минимальна (29,27 км/сек) и после прохождения афелия (верхняя красная точка на анимации) она начинает ускоряться, а в январе скорость максимальна (30,27 км/сек) и начинает замедляться после прохождения перигелия (нижняя красная точка).
В то время, пока Земля делает один оборот вокруг Солнца, она преодолевает расстояние равное 942 миллионов километров за 365 дней, 6 часов, 9 минут и 9.5 секунд, то есть мы мчимся вместе с Землёй вокруг Солнца со средней скоростью 30 км в секунду (или 107 460 км в час), и в тоже самое время Земля вращается вокруг своей собственной оси за 24 часа один раз (за год 365 раз).
На самом деле, если рассматривать движение Земли более скрупулёзно, то оно намного сложнее, так как на Землю влияют различные факторы: вращение Луны вокруг Земли, притяжение других планет и звезд.

Вопросы перед параграфом

1. Почему ось школьного глобуса наклонена к горизонтальной подставке под углом 66,5 градусов?

Глобус Земли является точной моделью планеты. На глобусе изображены все географические объекты. Ось глобуса имеет наклон к его горизонтальной подставке в 66,5 град в связи с тем, что земная ось также имеет наклон на тот же угол. Таким образом, глобус не только дает представление о том, как выглядит планета, но и дает представление о ее расположении в целом в космическом пространстве.

2. Как ориентирована земная ось? На какую звезду она направлена?

Земная ось наклонена по отношению к прямой линии. То, что ось Земли не строго вертикальна, имеет очень большое значение для планеты. Достоверно известно, что своим северным полюсом наша планета направлена на Полярную звезду. Именно поэтому по ней люди и определяют северное направление в ночное время суток.

3. Какие способы применяют картографы для изображения рельефа земной поверхности на глобусе и картах?

На глобусе формы рельефа изображают изогипсами. Если горизонтали проводятся через равное расстояние, то изогипсы в соответствии со шкалой: 200, 500, 1000,1500, 2000, 3000 и далее через 1000 м. изображения рельефа дополняется послойной окраской. Характеризовать рельеф суши и морского дна на глобусе помогает шкала высот и глубин. Шкала разделена на ступени высот и глубин. По шкале высот и глубин можно более точно определить высоту или глубину в метрах. Возвышенные участки суши окрашивают коричневым цветом. Насыщенность красок с увеличением высоты. В отличии от топографических карт, зеленый цвет на глобусе используют для показа равнин, а не растительного покрова.

Подводный рельеф и глубины различных участков океанов и морей обозначают на глобусе изобатами. Изобаты – это линии, соединяющие точки дна с одинаковой глубиной. Для послойной окраски глубин используются различные оттенки синего цвета: чем глубже, тем темнее.

Вопросы и задания

1. По глобусу определите, какой ступени шкалы высот соответствует рельеф вашей местности.

Шкала высот представляет собой шкалу различных цветовых гамм. Так называемая высотная ступень имеет свой цвет. Как правило низменные участки имеют зеленый цвет (0 - 200м). Ступени выше (200м и выше) красят в желтый, затем в коричневый. Чем выше точка, тем темнее цвета. Бывает и наоборот. Горы - светло желтые, а морские впадины - темно синие. Обычно шкалу высот применяют на географических картах, а также гипсометрических и физических. На полях карты помещают шкалу высот.

Рельеф Южного Урала отличается большим разнообразием. Он формировался на протяжении миллионов лет. В пределах Челябинской области имеются различные формы рельефа - от низменностей и холмистых равнин до хребтов, вершины которых превышают 1000 м.

Западно-Сибирская низменность ограничена с запада горизонталью (отметка 190 м над уровнем моря), что проходит через села Багаряк, Кунашак и далее через Челябинск - на юг. Низменность слабо наклонена на северо-восток, понижаясь до 130 м у восточной границы области.

2. Используя гибкую линейку, определите расстояние от вашего населенного пункта до крупнейших городов мира, например Мехико, Нью-Йорка, Токио, Рио-де-Жанейро.

Расстояние от Челябинска до Рио-де Жанейро - 13000; Мехико – 11500; Нью-Йорк – 8500; Токио – 6100 километров.

3. Определите протяженность территории России с запада на восток вдоль Северного полярного круга.

Известно, что длина одного градуса равна 44,5 км и Полярный круг пересекает границы России примерно на долготе 29гр. на западе и 171гр. на востоке (180 - 29) + 9 = 160гр, 160 *44,5км=7120 км.

Кратчайшее расстояние от западной границы с США в Беринговом проливе.

Западная точка на границе с Финляндией имеет координаты-67*с. ш. и 32 * в. д.. Расстояние до Гринвичского меридиана =180*-32*=148*,да еще прибавить 11* до 169* з. д, до границы с Америкой и получим всего расстояние в градусах=148+11=159 *. Каждый градус на 67 параллели=52 км, значит самое краткое расстояние по 67 параллели будет 52км*161*=8372 км. (примерное значение)

4. Определите протяженность территории России с севера на юг вдоль меридиана 45 градусов в.д.

Чтобы найти протяженность России с севера на юг, смотрим координаты севера и юга по 45 * меридиану. Северная точка лежит на 68* с.ш,а на юге на 40*с.ш. Находим разность 68*-40*=28*, 111,1*28= 3110 км

Земная ось нашей планеты в северном векторе направлена к точке, где находится звезда второй величины, называемая Полярной, в хвостовой части

Эта звезда в течение суток очерчивает на небесной сфере небольшую окружность радиусом около 50 минут дуги.

В древности знали о наклоне земной оси

Очень давно, во II веке до н. э., астроном Гиппарх открыл, что эта точка является подвижной на звёздном небе и медленно перемещается навстречу движению Солнца.

Он рассчитал скорость данного движения в 1° за столетие. Данное открытие получило название Это ход впереди, или предварение равноденствия. Точное значение этого движения, постоянной прецессии, равно 50 секундам в год. Исходя из этого, полный цикл по эклиптике составит примерно 26 000 лет.

Точность важна для науки

Вернёмся к вопросу о полюсе. Определение его точного положения среди звёзд - есть одна из важнейших задач астрометрии, которая занимается измерениями дуг и углов на небесной сфере с целью определения и планет, собственных движений и расстояний до звёзд, а также решением задач практической астрономии, важных для географии, геодезии и навигации.

Найти положение полюса мира можно с помощью фотографии. Представьте себе длиннофокусную фотографическую камеру, осуществлённую в виде астрографа, направленную неподвижно на область неба близ полюса. На такой фотографии каждая звезда опишет более или менее длинную дугу окружности с единым общим центром, который и будет полюсом мира - той точкой, куда направлено вращение земной оси.

Немного об угле наклона Земной оси

Плоскость небесного экватора, будучи перпендикулярной к земной оси, так же изменяет своё положение, чем и вызывается движение точек пересечения экватора с эклиптикой. В свою очередь, притяжение Луной экваториального смещения стремится повернуть Землю таким образом, чтобы её экваториальная плоскость пересекала Луну. Но в данном случае эти силы действуют не на а на массы, образующие экваториальное вздутие её эллипсоидальной фигуры.

Представим шар, вписанный в земной эллипсоид, которого он касается в полюсах. Такой шар притягивается Луной и Солнцем силами, направленными к его центру. По этой причине сохраняется неизменной земная ось. Это притяжение, действующее на экваториальное вздутие, стремится повернуть Землю таким образом, чтобы экватора и притягивающего её объекта совпадали, создавая этим опрокидывающий момент.

Солнце в течение года дважды отдаляется от экватора до ± 23,5°, а удаление Луны от экватора в течение месяца достигает почти ± 28,5°.

Детская игрушка волчок открывает небольшую тайну

Если бы Земля не вращалась, то она стремилась бы наклоняться, как бы кивая, так, чтобы экватор все время следил за Солнцем и Луной.

Правда, вследствие огромной массы и инерции Земли, такие колебания были бы очень незначительными, так как на столь быструю смену направлений Земля не успевала бы реагировать. Мы хорошо знакомы с этим явлением на примере детского волчка. стремится опрокинуть волчок, но центростремительная сила защищает его от падения. В итоге, ось движется, описывая коническую форму. И чем быстрее движение, тем более узкая фигура. Точно так же себя ведёт и земная ось. Это и является неким гарантом её стабильного положения в пространстве.

Угол наклона Земной оси влияет на климат

Земля совершает движение вокруг Солнца по орбите, которая практически сходна с окружностью. Наблюдение за скоростью звёзд, расположенных поблизости эклиптики, представляет, что во всякий момент мы приближаемся к одним звёздам и отдаляемся от противоположных им на небе со скоростью 29,5 километров в час. Перемена времён года является результатом того. Существует наклон земной оси к плоскости орбиты и составляет около 66,5 градусов.

Из-за небольшой эллиптической орбиты, планета в январе несколько ближе к Солнцу, чем в июле, но отличие в дистанции не существенно. Поэтому влияние на получение тепла от нашей звезды малозаметно.


Учёные считают, что земная ось - это нестабильный параметр нашей планеты. Как показывают исследования, угол наклона земной оси по отношению к плоскости её орбиты в прошлом был иным и периодически изменялся. По дошедшим к нам легендам о гибели Фаэтона в описаниях Платона существует упоминание о смещении оси в это ужасное время на 28°. Эта катастрофа имела место быть более десяти тысяч лет назад.

Немного пофантазируем и изменим угол наклона Земли

Имеющийся сегодня угол земной оси по отношению к плоскости орбиты составляет 66,5° и обеспечивает не столь резкое колебание температур зима - лето. К примеру, если этот угол составлял бы около 45°, что бы происходило на широте Москвы (55,5°)? В мае солнце при таких условиях достигнет зенита (90°) и сместится до 100° (55,5°+45°=100,5°).

При таком интенсивном движении Солнца весенний период проходил бы намного быстрее, и в мае бы достигал пика температур, как на экваторе при максимальном солнцестоянии. Затем слегка бы ослаблялся, так как солнце, проходя зенит, уходило бы немного дальше. Затем возвращалось назад, проходя зенит снова. В течение двух месяцев, в июле и мае, наблюдалась бы несносная жара, около 45-50 градусов Цельсия.

Теперь рассмотрим, что бы происходило с зимой, к примеру, в Москве? После прохождения второго зенита, наше светило опустилось бы в декабре месяце до 10 градусов (55,5°-45°=10,5°) над горизонтом. То есть с приближением декабря, солнце выходило бы на более короткий срок, чем сейчас, невысоко поднимаясь над горизонтом. В этот период солнце светило бы по 1-2 часа в сутки. При таких условиях ночная температура опустится ниже отметки -50 градусов Цельсия.

Каждая версия эволюции имеет право на жизнь

Как мы видим, для климата на планете немаловажно, под каким углом земная ось. Это основополагающее явление в мягкости климата и условий жизни. Хотя, возможно, при иных условиях на планете, эволюция пошла бы несколько другим путём, создав новые виды животных. А жизнь продолжала бы существовать в другом своём многообразии, и, возможно, нашлось бы место «иному» человеку в нем.

Тема: Глобус-модель Земли.

Цели урока:

1.закрепить понимание детьми шарообразности Земли.

2. научить их демонстрировать вращение Земли вокруг своей оси на глобусе.

3.познакомить с новыми географическими терминами.

Оборудование: глобусы для каждой группы, клейкие метки для каждой группы,

лупы, рисунок ракеты, карточки с географическими названиями.

Ход урока

У: Сегодня мы с вами отправимся в космическое путешествие. Для полета нам необходимо собрать космический корабль, а для этого давайте ответим на вопросы:

1. Что такое линия горизонта или просто горизонт? Можно ли до него дойти?

(воображаемая линия, граница между небом и землей; место, где как бы небо сходится с земной поверхностью)

2. Какую форму имеет Земля? (Земля имеет форму шара)

3. Кто совершил первое кругосветное путешествие в космосе?

(12 апреля 1961 - летчик – космонавт Юрий Гагарин осуществил первый в истории человечества космический полёт, за 108 минут совершив один виток вокруг Земли на корабле «Восток-1)

4.Что такое земля звезда или планета?

(Земля – это 3 планета солнечной системы)

5. Назовите спутник Земли.

(Луна – спутник земли, она вращается вокруг Земли)

У: Молодцы! Наш космический корабль готов к путешествию!

Скомандует диктор:

Внимание, взлет!

И наша ракета

Помчится вперед!

Как говорил Гагарин: «Поехали!»

У: Откройте бортовые журналы (учебники) на теме «Что такое Вселенная?». Посмотрите, какой мы видим землю из космоса? (голубой, шарообразной). Иногда, чтобы изучить какой либо предмет, учёные делают его уменьшенное или увеличенное изображение – модель. На прошлом уроке в качестве модели мы использовали мяч. Как вы считаете, придумали ли люди модель Земли?

Д: Мы думаем, что модель земли существует. Это глобус.

У: Попробуйте сформулировать тему нашего урока?

(Глобус - модель Земли?)

С чем познакомимся на уроке? Что узнаем? Чему научимся?

У: Правильно. Мы узнаем, что такое глобус, кто его изобрёл. Узнаем, что есть на глобусе и раскроем тайны и загадки Земли.

Отгадайте загадку, о чем она?

Он Земли изображение

И не любит искажения (глобус)

У: Глобус – это модель земли. Глобус – латинское слово. Как вы думаете, что оно означает?

Д. Круглый.

Д. Шарообразный, шар.

У. Верно. Глобус (лат.) – шар. Первый глобус появился более 500 лет назад, в Германии, и создал его немецкий географ Мартин Бехайм. Сделал он из телячьей кожи, туго натянутой на металлические ребра. На нем отсутствует Америка. Берега Западной Европы и Восточной Азии разделены только морем. Он назвал свою модель «земное яблоко». До сих пор первый глобус хранится в одном из музеев Германии. Известно ли Вам, что в нашей стране находятся два любопытных глобуса? Оба они сделаны в Голландии очень давно, более 300 лет назад, искусными мастерами того времени, и оба принадлежали Петру Первому. Один из них в диаметре составляет 173 см, другой 319 см. Оба приводились в движение особым механизмом. Самый большой был не только глобусом, но и планетарием . Во внутрь него вела дверца, посреди глобуса стоял стол и скамейки, за которыми умещалось 12 человек. Посетители могли наблюдать суточное движение звезд. Чтобы перевести первый глобус из Москвы, пришлось впрягать 14 лошадей. Интересна судьба этих гигантов. В настоящее время оба они находятся в музеях и на них можно посмотреть любому желающему. Если хочешь узнать об этих глобусах, прочитай о них в энциклопедии «Аванта+», том география.

У: Посмотрите на глобус. Во всем ли он похож на Землю?

Д: Глобус - это небольшой шар. Он окрашен разными цветами. Большую часть занимает голубой. Встречаются еще желтый, зеленый, коричневый цвета. Глобус стоит на ножке и его можно вращать.

У: Как вы думаете, что на глобусе изображено синим цветом? А что изображено другими цветами?

Д: Раскраска глобуса показывает, где поверхность Земли покрыта водой, где на ней суша, горы и реки.

У: Голубой цвет –это вода. На земле много океанов и морей. Коричневый цвет - это вся суша и горы. Темно- синим цветом показаны самые глубокие места океанов и морей. А темно- коричневые - самые высокие горы. Белый цвет есть ближе к полюсам. Это снег или лед.

У: Глобус можно повернуть. Попробуйте вращать глобус. Что помогает совершать это движение?

Д: Внутри находится штырь.

У: А как при этом расположен глобус?

Д: Он наклонен.

У: Для глобуса штырь – это ось вращения. Она наклонена. Земля вращается вокруг воображаемой оси. Она так же наклонна. Ведь глобус - уменьшенная копия Земли.

У: Как вы думаете, почему его сделали вращающимся?

У: Нам кажется, что вращается Солнце, звезды, Луна. А на самом деле Земля вращается очень плавно, равномерно, а мы вместе с ней.

(Чтение текста в учебнике)

У. Вращайте глобус вокруг Земной оси. Кто знает, что происходит в результате вращения Земли вокруг своей оси.

Д. Происходит смена дня и ночи.

ВЫХОД В ОТКРЫТЫЙ КОСМОС

ФИЗМИНУТКА

У: На ноге стоит одной,

Крутит-вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны.

Ты как глобус покрутись,

А теперь остановись!

КОСМИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ

Практическая работа (по группам):

· Найди на глобусе Москву. Приклей рядом с ней метку (липкую бумажку - стикерс). Поверни глобус. Какое движение совершает Москва при вращении Земли?

· Наклей другие метки выше и ниже Москвы. Различается ли их путь при вращении?

· Наклей метку так, чтобы её путь был самым большим.

· Наклей другие метки так, чтобы у каждой был такой же большой путь.

· Если ты выполнил задание правильно, то эти метки окажутся на одной линии. Прочти на глобусе её название.

Д: Эта линия называется ЭКВАТОР.

У: Каждая точка Земли движется по кругу. Самый большой путь проходят точки на экваторе.

У: Найдите на глобусе точки, которые при вращении остаются на месте.

Д: Это самая верхняя и нижняя точки.

У: Кто знает их названия?

Д: Они называются полюса. Сверху северный полюс (Арктика), а внизу Южный полюс (Антарктида).

У: На какой полюс показывает стрелка компаса?

Д: Северный.

У: Экватор делит Землю на полушария: Северное и Южное.

Экватор – это линия,

Кривая, ярко – синяя.

Делит глобус пополам –

Чтобы нам не спутать вдруг,

Где там Север, а где Юг.

У: В каком полушарии мы живем?

Д: В северном

У: Какие ещё есть линии на глобусе?

Д. На глобусе есть еще и горизонтальные и вертикальные линии.

У: Есть ли такие линии на земле?

Д: Таких линий на Земле нет.

У: Давайте найдем в учебнике их название на стр.34

Д: Это параллели и меридианы.

У: Как называются линии на глобусе, которые, как пояски?

Д: Параллели.

У: А как называются линии, которые идут сверху вниз?

Д: Меридианы.

У: Параллели, меридианы, экватор и полюсы - это воображаемые линии и точки. Они никак не обозначены на поверхности Земли. Но положение каждой из них можно найти, наблюдая за Солнцем.

Работа в рабочей тетради к учебнику «Окружающий мир» стр.23, задание 1

ЗАГАДКИ ИНОПЛАНЕТЯНИНА

У: Отгадайте загадки:

Ты держишь целый мир в руках

Моря и океаны

Тайгу, вершины гор в снегах

Все города и страны

Ты держишь мир в руках как мяч

Но только он учебный

А вот теперь скажи, трюкач

Что за предмет волшебный?

(глобус)

Вокруг неё Земля вращается,

А утро с ночью не встречается (ось)

На Земле живут две точки,

Обе в беленьких платочках (полюса)

КОСМИЧЕСКАЯ ЛОВУШКА

Коллективная работа.

А теперь мы должны выбраться из ловушки, для этого командам необходимо правильно ответить на вопросы:

1. Что такое глобус? (уменьшенная модель Земли)

3. Линии разной длины, расположенные на глобусе, называют... (параллелями)

4. Линии, указывающие направление север-юг, называют… (меридианами)

5. Экватор делит земной шар на два полушария (Северное и Южное)

6. Какие воображаемые линии и точки вы знаете? (Параллели, меридианы, экватор, полюсы)

У: Спасибо, вы умницы. Теперь мы можем вернуться на родную Землю.

Чтение учителем стихотворения Е. Шкловского «Ты береги нас»

Смотрю на глобус – шар земной.

И вдруг вздохнул он, как живой.

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги!»

В тревоге рощи и леса.

Роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники:

«Ты береги нас, береги!»

Остановил олень свой бег:

«Будь Человеком, человек.

В тебя мы верим – не солги,

Ты береги нас, береги».

Грустит глубокая река,

Свои теряя берега.

«Ты береги нас, береги!»

Смотрю на глобус – шар земной,

Такой прекрасный и родной.

И шепчут губы: «Не солгу,

Я сберегу вас, сберегу!»

У: Почему глобус просит беречь Землю?

У: Вот мы и приземлились на нашу голубую планету Земля.

Итог урока:

· С чем познакомились на уроке?

· Что нового узнали?

· А что же такое глобус?

· Вам понравился урок?

САМООЦЕНКА РАБОТЫ

У каждого ребенка магниты. Ученики расставляют их на «Лесенке успеха» .

У: Дорогие мои земляне, к следующему уроку прошу вас

1. найти ответ на вопрос: «Какие бывают глобусы?»

2. выполнить задания в рабочей тетради стр.24