Финские ввс. Как найти музей авиации Южной Карелии

Музей авиации Южной Карелии находится в аэропорту города Лаппееенранты. Музей совсем не велик и содержится энтузиастами. Финны тоже любят покопаться в лесах и отыскать какие-нибудь обломки минувших эпох. На базе этих находок и была создана в 1996 году ассоциация авиационных музеев Южной Финляндии, а сам музей авиации Южной Карелии был открыт в 2000 году. В настоящий момент в ассоциации состоит 6 музеев, .

Всего в музее авиации Южной Карелии экспонируется 9 самолетов и один вертолет. Многие из них производства СССР, так что можно сказать, что посещение музея это прикосновение к истории авиации Российской империи, СССР и к нашей совместной с Финляндией непростой истории.

Список всех крупных экспонатов:

  1. Nieuport 17 (replica) 1.D.453. (OH-U323)
  2. Mig 21 Bis (СССР)
  3. Mig 21 F (СССР)
  4. Mig 21 UM (СССР)
  5. Fouga CM 170 Magister (Франция)
  6. Folland Gnat (GN-3 and GN-106) (Великобритания)
  7. Saab D 91 Safir (SF-31) (Швеция)
  8. Saab 35 J Draken (Швеция)
  9. Вертолет Mi-8, Mi-4 (body) (СССР)
  10. Pik-3 Glider OH-420

Кроме самих самолетов в ангаре выставлено много обломков самолетов времен Второй Мировой, фотографий, документов. Подписи к экспонатам только на финском языке к сожалению, но название моделей можно разобрать и по-фински.

Мы посетили музей авиации Южной Карелии 12.06.2015. Музей находится в аэропорту города Лаппеенранта. Музей работает только летом с 1.06 по 31.08 и только по будним дням с 12-00 до 18-00, поэтому именно 12 июня почти единственный день за все лето, когда мы могли туда попасть, поскольку 12 июня выходной в России, а в Финляндии рабочий день.

В годы молодости я и мой муж закончили Ленинградский институт авиационного приборостроения, так что интерес к авиации и технике пока сохранился.

Как найти музей авиации Южной Карелии

Музей находится в аэропорту Лаппеенранты, нужно проехать около 1 км дальше по дороге от основного входа. С дороги музей и парковка при нем выглядит так, как на фото ниже.

Парковка и ангары музея авиации Южной Карелии

Вокруг много парковок аэропорта. Сам аэропорт очень тих, при нас на было никаких подвижек, самолеты не взлетали и не садились. Такое впечатление, что жизнь там остановилась. Я только побеспокоила работниц кухни аэропорта, они курили на улице, чтобы спросить у них, а где же здесь музей и девушки очень бойко по-английски мне объяснили. Стоимость посещения музея 4 евро за взрослый билет, дети бесплатно.



Главный выставочный ангар музея авиации Южной Карелии

О свастике и опознавательных знаках ВВС Финляндии

Мы были единственными посетителями этого заведения. Сразу, конечно, бросается в глаза фашистская свастика на эмблеме при входе и на самолетах внутри ангара. Но если немного подумать, то сразу на ум приходит мысль, что во времена основания аэропорта, о Гитлере еще никто не слышал. Дата основания аэропорта Лаппеенранты написана на эмблеме музея.



Эмблема музея авиации Южной Карелии, капли это дождь

Свастика в разных культурах используется, как символ счастья. В западном мире она ассоциируется с символом национал-социализма Гитлеровской Германии и вызывает ужас и отвращение. Однако это Гитлер испортил этот древний символ своим прикосновением, а не наоборот.

Символ свастики находят на предметах, найденных при археологических раскопках в Финляндии, датируемых железным веком. Свастикой украшали посуду, текстиль. В странах северной Европы свастика несколько тысячелетий использовалась именно, как символ счастья. В независимой Финляндии символ свастики использовали женская военизированная организация «Лотта Свиярд», существовавшая с 1919 по 1944 год, вооруженные силы Финляндии, Ассоциация медицинских сестер Финляндии.



Броши женской организации Лотта Свиярд

Датой рождения финской авиации считается 6.03.1918. В это день шведский граф Эрик фон Розен подарил Финляндии первый аэроплан шведского производства, который представлял собой копию французского аэроплана. Граф фон Розен позднее преподавал в авиационной школе и именно на его самолете впервые был изображен синий символ свастики в белом круге, тогда это был просто личный символ графа на счастье.

Граф Эрик фон Розен и Герман Вильгельм Геринг, политический, государственный и военный деятель нацистской Германии, рейхсминистр Имперского министерства авиации, были женаты на сестрах. Причем это именно Эрик фон Розен познакомил Геринга с сестрой своей жены в своем фамильном замке в Швеции. В те времена Геринг был всего лишь героем Первой Мировой войны. Поэтому многие сомневаются в невинности символа финской свастики.



Nieuport 17 (replica) 1.D.453. (OH-U323)

Не много позднее символ свастики стал использоваться, как опознавательный знак финских ВВС. По понятным причинам в 1945 году отказались от применения этого символа и заменили его на голубой круг.



Опознавательные знаки ВВС Финляндии

Но символ свастики всплыл вновь в 1957 году. Официальным флагом ВВС Финляндии стало ниже приведенное изображение.



Официальный флаг ВВС Финляндии

И до сих пор это изображение является официальным флагом ВВС Финляндии. Финские власти отрицают принадлежность этого символа к идеям национал социализма.

История аэропорта Лаппеенранты

В 1918 году на месте будущего аэропорта Лаппеенранты был тренировочный луг царской кавалерии. А 10.05.1918 года на это поле был передислоцирован Второй Авиационный батальон из Pääklahti. В то время на аэродроме располагались самолеты следующих типов: Nieuport 10, 17, 23, C.F.W. C.V, and N.A.B. typ 9 Albatros, and N.A.B. typ 17 Albatros Jagar.



Внутри ангара — Nieuport 17 (replica) 1.D.453. (OH-U323)

Финляндию и Россию в те тяжелые времена сотрясали катаклизмы гражданской войны, интервенции, революции, в общем это было тяжелое время. Несколько самолетов типа Nieuport в Лаппенранту пригнали русские летчики из Санкт-Петербурга, еще ряд аналогичных самолетов были захвачены в Тампере.



Nieuport 17 (replica) 1.D.453. (OH-U323) — фото с фотографии

Эта авиа флотилия принимала участие в ходе гражданской войны в 1918 году, в Финляндии победили белые под командованием Маннергейма. После окончания гражданской войны аэропорт почти не использовался. Однако он опять понадобился во время Зимней войны. К летнему кризису 1944 года аэропорт Лаппенранты был самым оборудованным в Финляндии.

В 1945 году аэропорт был закрыт и возобновил свою деятельность только 1951 году на этот раз, там базировались только гражданские самолеты. По сей день из Лаппеенраты можно вылететь в Европу достаточно бюджетно. Отсюда, например, летает известный лоукостер Rianair.

Экспозиция музея в ангаре

Первым делом мы обратили внимание на катапультируемое кресло от самолета МИГ 21, поскольку увидели русские буквы. Миг 21 был разработан в середине 50-х годов двадцатого столетия и производился вплоть до 1985 года.

Кресло-катапульта от МИГ-21, все надписи на русском Противоперегрузочный костюм Костюм летчика времен второй мировой войны

Целый угол отдан останкам советского бомбардировщика СБ-2 М 103, сбитого 11-го марта 40-го г. Командир экипажа капитан Орлов направил горящую машину на скопление финской техники, за что был удостоен звания Героя Советского Союза 7-го апреля 40-го года.



Обломки самолетов времен второй мировой войны

Обломки машины и карта настоящие, а личные вещи экипажа (в том числе деньги, карточки, удостоверения и т. п.) — фотокопии. Обратите внимание на презервативы (весьма неожиданный предмет экипировки советских летчиков — оказывается, секс в СССР все-таки был!), да еще и с англоязычными надписями (на экспорт шли?..) и контур красной звезды на обломках фюзеляжа.



Советские 50 рублей (1938 год)

Агитация На заднем плане двигатель, что означает надпись не знаю

Фотография в музее

Фотографий там много, делать фотографии с фотографий неблагодарное занятие, снимки сильно бликуют.

Экспозиция на улице



Русские самолеты МИГ

Эмблема на хвосте самолета МИГ.



Символика на самолете МИГ

На советских самолетах сохранилось множество надписей на русском языке, только в кабине надписи были переведены на финский и то не все.



Осталось много русских надписей

Ниже шведский истребитель Saab 35S Draken, разработанный, как и наши МИГ 21 в середине 50-х годов.



Saab 35S Draken

Символика на Saab 35S Draken

Русский вертолет МИ-8

Ми-8 — салон

МИ-8 кабина, большинство надписей на русском

СМ-170 Fouga Magister - двухместный реактивный учебно-боевой самолёт, спроектированный во Франции, основным назначением которого являлась лётная подготовка пилотов ВВС. Первый полет 1958 год.



На переднем плане Fouga Macister CM170 /Twin seater Trainer

Старинный Range Rover

Вот в общем и вся экспозиция музея авиации Южной Карелии. Было весьма занимательно. До посещения этого музея я вообще не интересовалась финской символикой и не подозревала о финской свастике.

Господа специалисты, если я допустила ошибки в терминологии, просьба сообщить мне об этом, буду исправлять.

| 9 | 2 221, сегодня 3 304 |

ВВС Финляндии

предвоенные взгляды советских военных специалистов и данные pesejwa

1. ОРГАНИЗАЦИЯ ВВС.

В составе воздушных сил Финляндии входят пять авиаполков, отдельная эскадрилья, военно-воздушная школа, авиасклад и зенитный артполк. В сформированных авиаполках количество самолетов (9-12) еще не доведено до штатного состава.

1-й АВИАПОЛК.

Основная база 1-го авиаполка – СУУРМЕРИЙОКИ, здесь дислоцируются 2 эскадрильи: истребительная и смешанная в составе бомбардировщиков и разведчиков. 3-я эскадрилья (гидро) дислоцируется на острове ТУРКИН-СААРИ и в ВЫБОРГЕ. Полк имеет всего 50-60 самолетов.

2 й АВИАПОЛК.

База 2-го авиаполка – аэродром УТТИ. Полк в своем составе имеет 4 эскадрильи: 2 эскадрильи истребителей, 1 эскадрилью штурма виков, бомбардировщиков и смешанную эскадрилью бомбардировщиков и разведчиков. Истребительная эскадрилья – 15 самолетов, разведывательная и бомбардировочная – 12 самолетов. По расчетным данным полк должен иметь 54 самолета.

3-й АВИАПОЛК 3-й авиаполк в стадии формирования. Его база – аэродром ЮВЯС КЮЛЯ. По имеющимся данным полк будет состоять главным образом из истребительной авиации.

4-й АВИАПОЛК.

Базой авиаполка является – аэродром в ИММОЛА. Полк имеет 5 эскадрилий: эскадрилью бомбардировщиков в составе 12 самолетов, 2 эскадрильи истребителей, эскадрилью штурмовиков и одну разведы вательную эскадрилью.

5-й АВИАПОЛК.

Полк расположен в районе САРТОВАЛЕ. Полк засекречен под названием 16-й эскадрильи. Полк имеет аэродромы: гидро-аэродром в КАСИНХЯНТЯ, где имеется эскадрилья разведчиков и бомбардировщиков в составе 20-25 самолетов, гидро-аэродром УЙМАХАРЬЮ.

В КЯКИСАЛМО имеется аэродром и авиаподразделение. Количество самолетов не установлено.

Отдельная эскадрилья расположена на аэродроме САНТАХАМИНА. На вооружении эскадрильи имеются гидросамолеты: бомбардировщики и разведчики в количестве 15 штук.

Авиашкола расположена в КАУХАВА. Школа имеет 3 эскадрильи. 2 по подготовке летчиков и 1 по подготовке летчиков-наблюдателей. Школа имеет 30-35 самолетов типа «Шмолик» и «Бульдог».

АВИАШКОЛА в КАУХАВА. Школа готовит летчиков, летчиков- наблюдателей и пилотов для строевых частей /жоптюго резерва. В распоряжении школы имеется 2 аэродрома: 400x400 и 500x500 м.

ШКОЛА МОРСКОЙ АВИАЦИИ в САНДГАМН существует с 1933 г. По численности постоянного и переменного состава она превышает школу в КАУХАВА. Школа имеет 3 основных курса: морских летчиков, летнабов и авиатехников.

ПРОПУСКНАЯ СПОСОБНОСТЬ АВИАШКОЛ.

Наименование школы Сухопутная школа в КАУХАВА Срок обучения Примерное количество обучаемых
Отделение летчиков 12 мес. 20
- // летнабов 12 -18 мес. 10
- // техников 11/2-2 г. 30
Школа морской авиации в САНДГАМН
Отделение летчиков 1-11/2 г. 20
- // летнабов 2 г. 20
- // техников 11/2-2 г. 40-50

Таким образом, из военных школ выпускается ежегодно 40 летчиков, 30 летнабов и 70 техников. Кроме того 10 летчиков подготовляется в гражданских авиашколах.

ОБЩАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ САМОЛЕТОВ В ФИНЛЯНДИИ ПО ДАННЫМ 5 УПРАВЛЕНИЯ РККА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ

ПРИМЕЧАНИЕ: 3 и 5 авиаполки в стадии формирования полностью не укомплектованы.

2. МАТЕРИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

На вооружении ВВС Финляндии состоят: 18 различных типов самолетов иностранного производства, отечественной конструкции и отечественной постройки по лицензиям. Тактико-технические данные самолетов, состоящих на вооружении ВВС Финляндии, см. в прилагаемой таблице.

3. ЧИСЛЕННОСТЬ ЛИЧНОГО СОСТАВА

Численность личного состава ВВС Финляндии определяется:

Офицеров – 445 чел.

Унтер-офицеров – 780 чел.

Рядовых 1150 чел

Всего 2375 чел.

4. АЭРОДРОМНАЯ сеть.

В настоящее время в Финляндии насчитывается до 60 аэродро-мов и посадочных площадок, из которых 9 находятся в строительстве.

Основных аэродромов 10.

ГЛАВНЕЙШИЕ АЭРОДРОМЫ.

Дислокация Место Размеры расположение аэродрома Оборудование
1 2 3 4
Утти
Сандгамн
(Сантахамина)
Кясинхамтя
Остров
Туртинсаари
Суурмейрийоки
Иммола (сухопутн. и морской)
Терваниеми Сев зап Выборга морской 2 ангара емкостью на 30 самолетов 2 спуска и пр. оборудование. На аэродроме дислоцируется гидроэскадрилья.
Иммола (сухопутн и морской) В 8 км вост Иматра 2 ангара емкостью на 30 самолетов на аэродроме дислоцируется 4-й авиаполк.
Каухава Волсточнее г. Вааза ок. жд ст. КАУХАВА (неразборчиво) 2 ангара емкостью на 40 саморлетов аэродром занят авиашколой.

ГРАЖДАНСКИЕ АЭРОДРОМЫ.

Гражданский аэродром в ХЕЛСИНКИ занимает площадь 24 га. Аэродром имеет бетонированные стартовые дорожки, крупные ангары емкостью до 50 самолетов.

Аэродром находится на 11 км шоссе ХЕЛСИНКИ-ПЕРВО в полкилометре от шоссе. В сев. зап. части аэродрома открытые поля и восточной части ровное болото. Наилучший ориентир ангаров – труба, рядом с ними шоссе Перво-Хелсинки.

2 Аэродром МИККЕЛИ расположен в 3-х км западнее города МИККЕЛИ у шоссе сев жел дороги. Размер летного поля – 400х600х700 метров. К югу и юго-западу от аэродрома – открытое поле. К сев и сев западу – высокий лес.

Ориентиры – церковь в расположении военного городка.

3. Аэродром у станции МАКСЛАХТИ расположен в 1 км восточнее станции МАКСЛАХТИ, на жел дороге Койвисто – Вайцури площадь около 2000x2000 м, но пока полностью готова площадка размером около 300x500 м.

4. Аэродром МААРИАНХАМИНА (Аландские острова). Аэродром принадлежит сухопутной гражданской авиации. Месторасположение аэродрома – 2 1/2 км севернее МААРИАНХАМИНА. Ангаров на аэродроме нет, размер летного поля 600x400 м. Аэродром оборудован осветительными сигналами для ночной посадки самолетов.

5. Аэродром в КЕМИ. Расположен в 5 км севернее КЕМИ. Летное поле имеет 500x500 м, но может быть расширено на 100-200 м. На аэродроме имеется 4 дорожки: одна из них длиной 850 м и 3 длиной 800 метров. Ширина их 60 м. На аэродроме имеется помещение для пассажиров, там же радио и метеостанции. Из-за отсутствия радиоприборов, самолеты еще не могут производить ночных полетов. После окончания строительства 3-й очереди аэродром будет отнесен к аэродромам 1-го класса.

6. Аэродром ВААЗА. Расположен в 7 км юго-вост ВААЗА в м. ТОБУ. Летное поле аэродрома заросло травой. Ангаров и складов нет.

7. Аэродром РОВАНИЕМИ. Строится в 8 км севернее РОВАНИЕМИ. В настоящее время идут работы по выравниванию летного поля. Строится небольшое здание для конторы. Предполагается постройка радиостанции. Весной 1940 г. аэродром будет готов для нормальной эксплоатации.

8. Аэродром СОНДАКЮЛЯ Строится в 3 км южнее Сондакюля на вост. берегу р Китисенкоки. Площадь летного поля около 75 га. Производится бетонирование дорожек. К аэродрому проводится шоссе длиною 2,5 км от дороги Соданкюля Колуярви. В этом году поле должно быть готово для посадки самолетов.

9. Аэродром СОЛМИЯРВИ. Строительство аэродрома и радиостанций намечено начать в 1940 г. В проекте бюджета предусмотрен 2.075.000 марок.

10. Аэродром ЮЛЯЛУОСТАРИ (30 км южнее ПЕТСАМО). Строительство аэродрома и радиостанции начнется (по данным печати) в 1940 г. Размер поля 600 х 600 м.

11. Аэродром ЙОРОИНЕН. Военный аэродром находится в 200-300 м от ЙОРЙНЕН. Аэродром имеет разграничительные знаки, указатели ветров и др.

12. Аэродром ИНАЛО. По данным печати строительство аэродрома начнется в 1940 г. На 1940 г. предусмотрен отпуск средства около 1 милл марок. Размеры поля 400 х 600. На аэродроме будет выстроена радистанция, на что в проекте бюджета предусмотрен отпуск 250 тыс. марок.

Так по данным советской разведки выглядел в 1939 г. аэродром в районе Утти.

Так по данным советской разведки выглядел в 1939 г. аэродром в районе Хельсинки (вверху) и Турку (внизу).

5. ПВО СТРАНЫ

Все зенитные средства Финляндии сведены в один зенитно-артиллерийский полк, состоящий из 4 х батарей, расположенных в районе г. ВИИПУРИ (ВЫБОРГ). Батареи вооружены: 75 м/м Викерс Армстронг образца 1934 г., Бофорс образца 1929 г. и по 2 спаренных зенитных установки. 4-я батарея прожекторная.

Стационарные зенитные батареи дислоцируются в следующих пунктах:

Батареи имеют прожекторы и звукоулавливатели. Все средства ПВО находятся в ведении инспектора артиллерии.

В военное время по мобилизации развертывается 10 подвижных зенитных батарей, 10 стационарных зенитных батарей, 9 зенитных рот. Кроме того, будет развернуто еще несколько зенитных батарей, в территориальных районах силами шюцкора и несколько зенитных пулеметных рот.

В военное время все средства ПВО: активные средства (зенитная артиллерия), служба ВНОС и пассивные средства будут подчинены на чальнику воздушной обороны.

Издан закон (1939 г.) о противовоздушной и противохимической обороне. Согласно закона все граждане и постоянно проживающие в стране иностранцы от 16 до 60 лет обязаны нести общественную работу по ПВО и ПХО не свыше 36 часов. Закон обязывает при постройке фабрик, заводов и жилищ, расчитанных на 20 ч и более, предусматривать устройство газоубежищ.

Разработан план эвакуации Хельсинки, согласно которого все население города разбито на 3 группы – дети, инвалиды и больные; 2-я группа – добровольцы, желающие выехать; 3-я группа – лица, которые по характеру своей работы должны остаться в городе.

6. ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ

Гражданская авиация Финляндии существует с 1924 г., но несмотря на это, она слабо развита и только за последние два года показывает некоторое оживление в сторону ее дальнейшего развития.

Гражданская авиация не имеет единой организационной структуры, а состоит из нескольких маломощных разрозненных организаций. Каждая из этих организаций в отдельности контролируется министерством путей сообщения и общественных работ.

Эксплоатацией всех воздушных линий в Финляндии занимается акционерное общество Аэро о/у. В его распоряжении находится до 10 пассажирских самолетов.

Пилотов для гражданского воздушного флота готовит акционерное общество Оээски. Оно имеет летную школу, небольшие авиамастерские, в которых сконструирован самолет Оэски (поплавковый и на колесах). Мастерские выпустили до 30 таких самолетов. Ремонт гражданских самолетов производится в авиационных мастерских в районе г. Ювяскюля. Эти мастерские могут выпускать ежегодно до 20 спортивных самолетов типа Клемм. Владельцы мастерских братья Кархумяки являются летчиками-инструкторами и руководят подготовкой летного состава на курсах Лиги воздушной защиты Финляндии.

7. ЛИГА ВОЗДУШНОЙ ЗАЩИТЫ.

Объединяет около 20 местных групп с числом членов около 6500. Лига имеет всего 10 самолетов, которые используются для обучения и тренировки пилотов и пропаганды. До 1937 Лига подготовила около 120 летчиков, имеющих первоначальную летную подготовку.

В 1935 г. в Ямиярви открыта открыта планерная станция. В 1936 г. на курсах планеристов в Ямиярви было подготовлено 200 человек планеристов.

Реально к началу Зимней войны финны могли рассчитывать на 36 достаточно современных «Фоккеров D XX» из состава LeLv 24,10 уже устаревших истребителей «Бульдог», имевшихся в LeLv 26,14 скоростных бомбардировщиков «Бленхейм», которыми были вооружены LeLv 44 и LeLv 46 и 37 разведчиков-бомбардировщиков «Фоккер CV» и «CX», сосредоточенных в составе LeLv 10,12 и 14. По всей видимости контракт на поставку трёх десятков новых французских истребителей MS-406C1 был подписан ещё до войны.

8. АВИАЦИОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ.

Самолето-строителыше заводы.

Авиационная промышленность Финляндии производит самолеты собственной конструкции и по лицензиям. Производство моторов исключительно лицензионное. Наиболее мощный авиационный завод находится в Тампере (Таммерсфорс). На заводе по лицензии строятся истребители Бристоль «Бульдог», Фоккер-21, Фоккер-10 и идет подготовка к производству английского бомбардировщика Бристоль «Бленхайм».

С второй половины 1938 г. ведутся плановые работы по расширению этого завода. Производственная мощность завода около 51 самолета в месяц. На заводе будет занято 1500 рабочих и служащих. Кроме авиазавода в Тампере имеются авиационные мастерские в Турку и Свеаборге, производящие учебные и спортивные самолеты. После расширения мастерских здесь будет налажено заводское производство самолетов.

Авиационная промышленность промышленность Финляндии может удовлетворить запросы военно-воздушных сил лишь в легких самолетах. Производство многомоторных самолетов только налаживается. В военное время авиационная промышленность сможет дать 600 самолетов в год.

Моторостроительные заводы.

В направлении отечественного метростроения проведена большая работа. Налаживается серийное производство авиамоторов. Завод «Тампелла» в Таммерфорсе налаживает производство авиамоторов Бристоль «Меркур» и «Пегас» по английской лицензии. В 1937 г. на заводе освоен ряд деталей своего производства и произведена сборка моторов, имеющих частично импортные детали.

Авиамоторы строятся также на заводе «Пеллова» в Таммрфорсе.

Начальник 2 отдела Штаба ВВС РККА полковник Гречнев, Начальник I отделения 2 отдела Штаба ВВС РККА военинженер 1 ранга Знаменский.

ФИНЛЯНДИЯ ДАННЫЕ САМОЛЕТОВ, СОСТОЯЩИХ НА ВООРУЖЕНИИ К 1.9.1939

Тип самолета истребители
Наименование Летов-31 Бристоль Бульдог 1 (М Глостер «Гладиатор» Фоккер Д-21
Экипаж 1 1 1 1
Тип мотора 1 Бристоль Меркур 1 Бристоль Меркур 1 Бристоль Меркур 1 Бристоль Меркур
Мощность 600 560 645 830
Вес, кг.
Взлетный 1500 1860 1980 1880
Пустого 1050 1330 1455 1340
Скорость, км. час
Крейсерская
у земли 405 271 345
На высоте 3 км. 362/340 410
На высоте 5 км. 407 440
101/95
Время подъема на высоту
3 км. 4,5 7,6 5 5
5 км. 14 8
Потолок, м 9200 9300 10500/10000 10000/9600
Дальность, км. 850 800 930
Продолжительность полета, час 1,7 3
Вооружение
Пушка/пулеметы /2 пул /2 пул /4 пул 1 п/3-4 пул
Размеры
Размах, м. 10,25/8,38 9,85 11
Длина, м. 7,68 8,36 8,4
Высота, м. 3,28 3,15 2,8
Площадь крыльев, м? 27,3 30 16
Год выпуска 1934 1933 1935 1935
Материал постройки МП М
450 530 525
Тип самолета бомбардировщики и разведчики
Название самолёта Фоккер С-10 Фоккер С-10 Авро 652 «Ансон» Блекберн «Рипон» НЕ Бристоль Бленхейм
Экипаж 2 2 2 2 3
Тип мотора 1 ИС 1 Бр. Пегас 2 Чита IX Нэпир Лайон XI 2 бр. Меркур
мощность 860/925 340/2,2 570 840/4,2
Вес, кг.
Полетный /Пустого 2700 2700 3475 3540 5460
1700 1650 2275 1820 3670
Скорость, км.час 320
Крейсерская у земли 272 203 389
На высоте 3 км. 353 328 302/2,2
На высоте высоте 5 км 358 456/4,6
Посадочная 106 116
Время подъема на высоту, мин
3 км. 8
5 км. 7,5/4 8/4 13/6
Рабочий потолок, м 9000/8500 8100 6400/5900 4000 6300
Продолжительность полёта, час 3
Вооружение
Пушки/пулемёты 1 п./2 пул. /2-3 пул. /2-4 пул. /2 пул. /2-3 пул.
400 406 406 660 750/600
Размеры
Размах, м 12 12 17,17
Длина, м 9,2 9,2 12,12
Высота, м 3,3 3,3 3,4/2,05
Площадь крыльев, м? 31,7 31,7 43,6/43,57
Год выпуска 1935 1937 1936
Материал постройки МП МП М
Емкость баков, л/кг 1264
1000 1050 1200 1720 2095/1790

Из книги Спецназ ГРУ: самая полная энциклопедия автора Колпакиди Александр Иванович

Гражданская война в Финляндии 31 декабря 1917 года руководство Советской России во главе с Владимиром Лениным подписало декрет, которым фактически признавалось независимость Финляндии. Напомним, что в результате Русско-шведской войны (1808–1809) Финляндия была присоединена

Из книги Сухопутные линкоры Сталина автора Коломиец Максим Викторович

Уроки боев в Финляндии Как уже говорилось, в ходе советско-финляндской войны стало ясно, что броня танков Т-28 не защищает их от огня малокалиберной противотанковой артиллерии. Поэтому остро встал вопрос о повышении защищенности этих боевых машин. Выход был найден простой

Из книги История Авиации спецвыпуск 2 автора Автор неизвестен

ВВС Финляндии предвоенные взгляды советских военных специалистов и данные pesejwa1. ОРГАНИЗАЦИЯ ВВС.В составе воздушных сил Финляндии входят пять авиаполков, отдельная эскадрилья, военно-воздушная школа, авиасклад и зенитный артполк. В сформированных авиаполках

Из книги Финские асы против «сталинских соколов» автора Иванов С. В.

Истребители на защите Финляндии В 1937 г. был принят пятилетний план развития финских ВВС, основное внимание уделялось закупкам истребителей-перехватчиков. Разработчики программы перевооружения совершенно справедливо считало, что любой агрессор станет широко

Из книги Истребитель И-153 «Чайка» автора Маслов Михаил Александрович

И-153 в ВВС Финляндии Начиная с 1940 г. и по 1945 г. включительно, И-153 использовались в финской боевой авиации. Это были машины, потерпевшие аварии или совершившие вынужденные посадки и захваченные финнами. Общее количество финских «Чаек» составило 21 машину, из которых 8

Из книги Полуброненосный фрегат “Память Азова” (1885-1925) автора Мельников Рафаил Михайлович

Из рапорта старшего морского начальника русских морских сил в водах Финляндии А.П. Зеленого командованию Балтийским флотом о деятельности после ухода судов Балтийского флота От 2 мая 1918 г.11 апреля по уходе последнего каравана судов я вместе со штабом перешел на “Память

Из книги СССР и Россия на бойне. Людские потери в войнах XX века автора Соколов Борис Вадимович

Потери Финляндии В войне-продолжении с Советским Союзом, которую Финляндия вела с июня 1941 по сентябрь 1944 года, в финские вооруженные силы было призвано 475 тыс. человек. В ходе войны-продолжения в период с 15 июня 1941 года до 30 сентября 1944 года финские вооруженные силы

Из книги Великий Ильюшин [Авиаконструктор №1] автора Якубович Николай Васильевич

От Финляндии до Японии ДБ-3 стали поступать в строевые части ВВС весной 1937 года, и первыми их освоили экипажи 45-й авиаэскадрильи 23-й тяжелобомбардировочной авиабригады, дислоцировавшейся в подмосковном Монино. Освоение новой техники началось с неприятностей. Первую

Из книги Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны) автора Краснова Марина Алексеевна

7. ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ И. СТАЛИНА НА СОВЕЩАНИИ ПРИ ЦК ВКП(Б) НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА ПО СБОРУ ОПЫТА БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРОТИВ ФИНЛЯНДИИ 14–17 апреля 1940 г.<…> Я хотел бы, товарищи, коснуться некоторых вопросов, которые либо не были задеты в речах, либо были задеты, но не были

Из книги Северная война, или Блицкриг по-русски автора Красиков Вячеслав Анатольевич

ОПЕРАЦИИ В ФИНЛЯНДИИ КАМПАНИЯ 1713 г. Меншиков, пришедший в себя после неожиданного удара под Штральзундом, двинул было свою померанскую армию в Мекленбург, но, узнав о победе Стенбока у Гадебуша, в растерянности остановился. Только экстренный приезд царя вывел его из

Из книги Зимняя война: «Ломят танки широкие просеки» автора Коломиец Максим Викторович

Танковые войска СССР и Финляндии ОРГАНИЗАЦИЯ ТАНКОВЫХ ВОЙСК КРАСНОЙ АРМИИ. К началу советско-финляндской войны танковые войска Красной Армии имели хорошо развитую организационную структуру По состоянию на сентябрь 1939 года они состояли из танковых корпусов, отдельных

Из книги Истребители Поликарпова Часть 2 автора Иванов С. В.

И-16 тип 6 в Финляндии В октябре 1939 года Сталин и министр иностранных дел СССР Вячеслав Молотов попытались надавить на финское правительство, чтобы добиться от него уступки Советскому Союзу полосы земли в южной Финляндии, вблизи Ленинграда. Этот участок должен был

Из книги автора

И-16 тип 18 в Финляндии В ходе Зимней войны с Финляндией (ноябрь 1939 – март 1940 года) был захвачен только один И-16 тип 18 ранних выпусков (оборудованный лыжным шасси), совершивший аварийную посадку на финской территории.Самолет получил регистрационный код «VH-20I». Позже он был

Благодаря работе финских историков Калеви Кескинена и Кари Стенмана, в книгах которых приведена история службы практически каждого самолета, использовавшегося финской военной авиацией в период Второй Мировой войны, вопросы определения численности самолетов в ВВС Финляндии на определенную дату, их потерь и пополнений новыми самолетами не должны вызывать больших затруднений вот уже многие годы и даже десятилетия. Для получения точного ответа на любой подобный вопрос достаточно просто произвести посамолетный подсчет по работам этих историков. В последние годы, после того как Государственный архив Финляндии приступил к оцифровке своих фондов и выложил большое количество документов ВВС Финляндии, относящихся к периоду Второй Мировой войны, в свободный доступ на сайте http://digi.narc.fi/ , появилась простая возможность сравнить данные, приведенные Кескиненом и Стенманом, непосредственно с оригинальными документами. Тем не менее, даже сегодня, даже специалисты, серьезно интересующиеся историей ВВС Финляндии, испытывают определенные трудности, обращаясь к данным вопросам. Ярким примером неудачной работы на эту тему стал недавний пост лучшего отечественного специалиста в истории Советско-Финляндской войны Олега Киселева ( slon_76 ) "Опять считаем потери финских ВВС в "зимней войне" . Вместо того, чтобы разбирать допущенные Олегом ошибки, я решил опубликовать собственную версию подсчетов численности и потерь ВВС Финляндии за период Советско-Финляндской войны. Вся необходимая информация сведена в таблицы, приведенные далее. Однако, как обычно, прежде чем перейти к рассмотрению таблиц, необходимо дать некоторые пояснения, раскрывающие смысл приведенных в них данных.




Младший сержант Кауко Олави Туомикоски перед истребителем Fiat G.50 FA-22 "черная 3" (бывший итальянский MM 4946) из состава 2/LLv 26, Йоройнен, конец июня 1941 г.
11 марта 1940 пара Фиатов из LLv 26 (лейтенант Олли Пухакка на FA-21 и ст. сержант Диего Манзоччи на FA-22) перехватила над Коуволой большую группу ДБ-3 Особой авиагруппы ВВС СЗФ. Пухакке удалось сбить один ДБ-3 7 дбап, после чего финские истребители сами были атакованы ст. лейтенантом Борисом Овечкиным из 15 иап, который входил в состав группы И-153, прикрывавшей бомбардировщики. В результате, Диего Манзоччи, итальянский доброволец, прибывший в Финляндию в начале февраля, был ранен в грудь и совершил вынужденную посадку на лед озера Иколанярви, в 10 км к северо-западу от Коуволы. При пробеге самолет налетел на укатанную зимнюю дорогу, пересекавшую озеро, и скапотировал - раненный летчик оказался заперт в кабине самолета. Упавший истребитель был обнаружен подростком, жившим в доме на берегу озера, который немедленно сообщил о своей находке военным. Местные жители, собравшиеся у самолета некоторое время спустя, слышали иностранную речь и стук из его кабины, но даже не пытались вытащить летчика, думая, что он русский. Когда, через три часа после вынужденной посадки, на место происшествия добрался отряд спасателей, высланный расквартированной в Куусанкоски учебной ротой, Манзоччи был уже мертв. Судьба самолета оказалась гораздо счастливее. 19 апреля 1941, после завершения ремонта, он вновь был передан в LLv 26 и прослужил в этой части, с небольшими перерывами, до 1 июня 1944, когда его передали в резервную эскадрилью T-LeLv 35. Всего в составе ВВС Финляндии на этом самолете было выполнено 349 боевых вылетов и одержано 1,5 воздушные победы; общий налет составил 425 часов 15 минут. Последний полет на FA-22 был совершен 28 августа 1944, в феврале следующего года его передали на хранение, а 31 мая 1945 окончательно списали. (c) Keskinen & Stenman.


Боевой состав ВВС Финляндии на 30 ноября 1939 и 13 марта 1940 гг

Количество самолетов, указанное в таблицах подсчитано по историям службы отдельных самолетов, опубликованных в работах Кескинена и Стенмана, при незначительных дополнениях из других источников. За каждым числом, приведенным в таблицах стоят конкретные самолеты с известными регистрационными номерами - это результат точного поименного подсчета, а не обезличенного суммирования непонятно что значащих цифр. При составлении таблиц применялись следующие условности:

1)Датой поступления самолета в состав ВВС для самолетов произведенных в Финляндии (таких в период Советско-Финляндской войны не было) или мобилизованных у гражданских владельцев считается дата передачи самолета ВВС Финляндии, а для самолетов, поступивших из-за границы - дата прибытия самолета на территорию Финляндии.

2)Датой исключения самолета из состава ВВС считается дата происшествия, в результате которого самолет был списан из состава ВВС, а для самолетов, списанных по износу или в связи с устареванием - дата передачи самолета на хранение, после которого самолет был списан. В действительности самолет мог быть списан через несколько дней, месяцев или даже лет после аварии или передачи на хранение.

Если сравнить приведенную ниже таблицу самолетного состава ВВС Финляндии на 13 ноября 1939 с таблицей, хранящейся в Государственном архиве Финляндии: http://digi.narc.fi/digi/view.ka?kuid=1618567 , то обнаруживается разница в три самолета - в архивной таблице общее количество самолетов равно 301, а в моей - 298. Эта разница объясняется тем, что в архивной таблице учтены самолеты, которые были разбиты в октябре-ноябре 1939-го, но не были списаны до начала войны:

1)Гэймкок II GA-43, LLv 29 - разбит 20.10.1939, списан 11.10.1941
2)Фоккер D.XXI FR-88, LLv 24 - разбит 8.11.1939, списан 11.03.1940
3)Сяяски IIA SÄ-148, ISK - разбит 23.11.1939, списан 12.02.1940

В моей таблице, в соответствии с приведенным выше правилом 2, эти самолеты не учтены. В основном, этой же причиной объясняется и отличие суммарной цифры, приведенной в моей таблице за 13 марта 1940 от данных архивной таблицы за 15 марта 1940: http://digi.narc.fi/digi/view.ka?kuid=1618582 . Разница только в том, что количество разбитых, но не списанных самолетов к концу войны заметно возросло.

Несколько сложнее вопрос распределения самолетов между боевыми частями, небоевыми частями и ремонтными заводами. Дело в том, что в историях отдельных самолетов указаны только известные перемещения самолетов из одной части в другую, кроме того известны случаи, когда самолет официально числясь в одной части, мог в течение какого-то времени использоваться другой частью. Все различия в распределении самолетов между архивными и моими таблицами имеют объяснимые причины, но здесь я на них подробно останавливаться не буду, тем более, что они не влияют на конечную цель данной работы - сведение общего баланса самолетного состава ВВС Финляндии. Остановлюсь только на одном примере. В архивной таблице за 30 ноября 1939 указано, что в боевых частях находилось 16 бомбардировщиков Бленхейм, а еще две машины находились в ремонте на заводе. В моей таблице за это же число в боевых частях числятся 17 Бленхеймов, а в ремонте на заводе - только один. Разница возникла из-за Бленхейма BL-111, который был поврежден на посадке в Йоройнене 23 ноября 1940. Когда через несколько дней бомбардировщики LeR 4 перебазировались на аэродром Луонетярви, то BL-111 туда, естественно перелететь не смог, так что 30 ноября на Луонетярви было только 16 бомбардировщиков - в полном соответствии с данными архивной таблицы. Однако, уже к 3 декабря 1939 BL-111 был восстановлен и вошел в состав 3/LLv 44. Передавался ли этот самолет в ремонт на завод, как подразумевает архивная таблица или он был отремонтирован на месте в Йоройнене - остается только догадываться.

Разделение самолетов на боевые и небоевые было произведено в соответствии с правилами, действовавшими в то время в ВВС Финляндии. А правила эти были довольно простыми - если данный тип самолета использовался в боевых частях для выполнения боевых задач, то он считался боевым. В результате разделение на боевые и небоевые типы было не всегда очевидным, а иногда - курьезным. Так, древние Юнкерсы F 13, использовавшиеся T-LLv 39 для противолодочного патрулирования над Аландским морем учитывались, как боевые самолеты, а аналогичный F 13, входивший в состав шведской добровольческой авиафлотилии F 19 - как небоевой. Точно так же боевым самолетом считался транспортный DC-2, переоборудованный в бомбардировщик и совершивший один ночной боевой вылет в составе 2/LLv 44. С другой стороны, не такие уж старые истребители Гонтлет сразу по прибытии в Финляндию отправлялись в резервные эскадрильи для использования в качестве учебно-боевого истребителя и поэтому с самого начала учитывались как небоевые самолеты. Еще интереснее была ситуация с Бульдогами IVA. К началу войны они входили в состав LLv 26 и учитывались, как боевые истребители. Однако в начале февраля, после того, как LLv 26 была перевооружена на Гладиаторы, Бульдоги передали в резервную эскадрилью и перевели в разряд небоевых самолетов. Это обстоятельство необходимо учитывать при определении баланса поступлений и потерь боевых самолетов ВВС Финляндии, поскольку количество боевых самолетов сокращалось не только из-за понесенных потерь, но и за счет перевода боевых самолетов в разряд небоевых.

Поступления и потери самолетов в ВВС Финляндии в период Советско-Финляндской войны

В таблице поступления самолетов в ВВС Финляндии приведены сведения по всем самолетам поставленным в Финляндию или потерянным при перегонке в Финляндию в период Советско-Финляндской войны, а также всем самолетам, прибывшим в Финляндию после войны, решение о поставке которых было принято до ее окончания. В эту же таблицу включены трофейные советские самолеты, попавшие в руки финнов в ходе войны, которые впоследствии были включены в состав ВВС Финляндии, самолеты, входившие в состав шведской добровольческой авиафлотилии F 19, и самолеты, мобилизованные у гражданских владельцев и включенные в состав ВВС после начала войны.

Одним из самолетов, мобилизованных после начала войны, стал принадлежавший авиакомпании "Аэро Ою" Ju 52/3m OH-ALK. Этот самолет был передан в состав ВВС 1 декабря 1939, и в тот же день его регистрационный номер был изменен на OH-LAK. 21 февраля этот Юнкерс вернули обратно "Аэро Ою", а вместо него в состав ВВС передали другой принадлежавший авиакомпании Ju 52/3m – OH-ALL. Таким образом всего за время войны было мобилизовано два Ju 52/3m, но одновременно в составе ВВС находился только один из них.

В таблицу потерь включены все самолеты, безвозвратно потерянные ВВС Финляндии в результате Советско-Финляндской войны. К боевым потерям отнесены только те самолеты, которые были потеряны в результате целенаправленных действий советских войск. Все остальные потери отнесены к небоевым. В частности, Фоккер D.XXI FR-77 из состава LLv 24, сбитый огнем финской зенитной артиллерии 1 декабря 1939 при отражении налета советских бомбардировщиков отнесен к небоевым потерям, а два Харта из шведской F 19, столкнувшиеся в воздухе 12 января 1940 при выполнении противозенитного маневра под огнем советской ПВО, отнесены к боевым потерям. Всего за время войны ВВС Финляндии (включая шведскую добровольческую авиафлотилию) безвозвратно потеряли по боевым причинам 49 самолетов – 41 боевой самолет был сбит в воздушных боях, шесть боевых самолетов было уничтожено зенитным огнем (в том числе два упомянутых выше самолета, которые столкнулись в воздухе), еще один боевой и один небоевой самолет были уничтожены на аэродромах.

В числе безвозвратных потерь ВВС Финляндии учтены и два самолета, уничтоженные финнами на аэродроме Вяртсиля 15 марта 1940 перед тем, как аэродром был передан советской стороне. Несмотря на то, что эти самолеты были потеряны уже после окончания боевых действий, их уничтожение являлось непосредственным следствием только что закончившейся войны.

Как уже было сказано, в начале февраля 1940 истребители Бульдог VIА были переклассифицированы из боевых в небоевые самолеты. В соответствии с этим были разделены и потери, понесенные Бульдогами - BU-64 сбитый 1 декабря 1939 отнесен к потерям боевых самолетов, а BU-61, разбившийся 7 февраля 1940 – к потерям небоевых самолетов.

Наконец, следует упомянуть одну особенность учета потерь, понесенных при перегонке самолетов в Финляндию из-за границы. Дело в том, что один из двух Харрикейнов, учтенных как потерянные при перегонке из Великобритании в Финляндию на самом деле не был разбит. 28 февраля 1940 у Харрикейна HU-461 (британская регистрация N2325) при посадке на аэродроме Уик в Шотландии сложилась правая стойка шасси, в результате чего самолет получил умеренные повреждения. После ремонта он был передан в 11 EFTS (школу первоначальной летной подготовки) и в дальнейшем служил в различных небоевых частях Королевских ВВС вплоть до начала 1945 года. Однако, для ВВС Финляндии этот самолет был потерян безвозвратно. Именно поэтому он учтен в числе безвозвратных потерь этих ВВС.


Баланс самолетов в ВВС Финляндии в период Советско-Финляндской войны

После того как мы привели в порядок все цифры, сведение баланса движения самолетов в ВВС Финляндии за рассматриваемый период сводится к простой арифметике:




Количество самолетов в ВВС Финляндии на 30 ноября 1939 и поступление самолетов в состав ВВС за период войны взяты непосредственно из таблиц. Из общего количества потерь самолетов на территории Финляндии исключены два самолета, уничтоженные 15 марта 1940 (77-2=75), поскольку на 13 марта они еще существовали. Кроме того, учтено уменьшение самолетного состава ВВС Финлядии за счет возврата Ju 52/3m OH-LAK авиакомпании "Аэро Ою" и за счет подлежащего списанию Аэро A-32GR AEj-55, который был передан на хранение 13 января 1940 и не учтен в составе ВВС Финляндии на 13 марта 1940 в соответствии с правилами, использовавшимися при составлении таблиц.

Бытует мнение, особенно среди петербуржцев, что «в Финляндии смотреть нечего». Ну разве что в коттедже пожить, половить рыбу на лесном озере или покататься на лыжах. К счастью, это не так. Кроме аквапарков, лыжных спусков и магазинов с Fairy и красной икрой в стране Суоми имеются и другие достопримечательности. Одна из них - авиационный музей в Тиккакоски, в 20 километрах от города Ювяскюля.

Когда-то авиационный музей в Тиккакоски носил статус «Официального музея ВВС Финляндии». В 1970-е годы это тихое местечко, наверное, было мечтой советских разведчиков. Почему? Все просто - здесь расположено Управление ВВС Финляндии, Центр обучения пилотв ВВС, Информационная служба и Летная школа с базой учебных самолетов. Помимо Академии финских Военно-воздушных сил в Тиккакоски находится также крупнейшее в стране научно-исследовательское подразделение, специализирующееся на разработке авиационных систем… В общем, место для музея выбрано не случайно. К слову сказать, еще один финский авиационный музей находится неподалеку от Хельсинки в пригороде Вантаа, но пока посещать его не доводилось.

Но вернемся в Тиккакоски. Первое, что поражает в экспозиции - обилие свастики. Сама по себе свастика ничего негативного не представляет. Это один из самых древних графических символов обозначающий движение Солнца вокруг Земли, с востока на запад. В европейской культуре XIX века этот символ пользовался огромной популярностью на волне моды арийской теории.

На крылья самолетов финская свастика «хакаристи» попала в время гражданской войны: 6 марта 1918 года шведский граф Эрик фон Русен подарил белой армии Маннергейма первый самолет со свастикой на борту. После этого в общем-то выбора у финнов не оставалось - приказом Маннергейма эта эмблема вошла в символику и нагрудные знаки молодой республики.

Получается, что свастика в финской авиации появилась задолго до того, как она стала государственным символом фашистской Германии. Впрочем, исторически финская свастика «хакаристи» никакого отношения к «немецко-фашистскому» символу не имела.

В годы Второй Мировой войны финские ВВС использовали «хакаристи» в качестве опознавательного знака самолетов страны Суоми - голубая свастика в белом круге, наносилась на крылья и фюзеляж самолета.

После Второй Мировой войны от свастики финской авиации пришлось отказаться, уж слишком одиозным стал этот символ, прочно ассоциирующийся с германским фашизмом.

Сегодня на эмблеме Воздушных сил Финляндии вместо «хакаристи» изображен нейтральный бело-синий круг, повторяющий цвета национального флага Финляндии.

Если говорить про музейное здание, то это один немалых размеров железобетонный ангар, скорее похожий на большой заводской цех. Наверно, в силу недостатка места, самолеты располагаются очень плотно к друг дургу и иногда кажется, что это не музей, а большой склад старых летательных аппаратов.

Удивительно, но «капиталистическая» Финляндия в 1960-80х годах активно и с удовольствием использовала военные самолеты советского производства. К примеру, на снимке - бомбардировщик Ил-28Р. С 1961 по 1981 три таких самолета использовалиьс в качестве буксировщиков мишений, а кроме того имелся и один «настоящий» бомбардировщик Ил-28Р. Предполагаю, что именно эта машина и стоит в музее.

В истребительной авиции служили «наши» МиГ-21. Вообще первые самолеты МиГ в количестве 4 штук поступили на вооружение финских ВВС в 1962 году. Это были учебно-тренировочные МиГ-15УТИ. Один из них в ярко-зеленой, «кислотной», окраске стоит перед входом в музей, а его фото размещено в начале сегодняшнего поста. Позже были получены еще несколько десятков МиГ-21. Один из самолетов, как раз и изображен на снимке.

Самолеты МиГ состояли на вооружении Финских военно-воздушных сил до 1990-х годов (в истребительной авиации - до конца 1980-х). Сегодня кабина одного из самолетов находится в музее и любой желающий, усевшись в нее, может почувствовать себя военным летчиком. Интересно, что основная часть надписей на приборной панели вполнена по-фински, но если присмотреться, то находятся и знакомые кириллические символы.

Рядом с кабиной самолета МиГ располагается часть фюзелжа шведского самолета SAAB 35 Draken. Как минимум, по количеству приборов, скандинавский самолет проигрывает «нашим» МиГам… Интересная подробность - бортовые системы «советских» самолетов МиГ были доработаны компанией Nokia (да, да, то самой…), что обеспечивало единый формат данных, поступавший с борта самолетов SAAB и МиГ-21.

А это американский Douglas.

К сожалению, из-за обилия экспонатов запомнить их все нет никакой возможности. Однако общее впечатление о музее осталось положительное - разнообразно, интересно, необычно. Для детей особенно важно, что в некоторые самолеты можно садиться и даже «рулить», ощутив себя настоящим пилотом.
Ну, а на память с собой можно прикупить подлинную техническую документацию на самолеты 50-70-х годов. Ставшие уже ненужными инструкции, чертежи, схемы, в том числе и на отечественные машины (и даже на русском языке!) продаются по умеренной цене в сувенирном киоске на выходе из музея.