Филогенез нервной системы человека. Общий филогенез нервной системы. Функции нервной системы

Под филогенезом (греч. рhylon - род, племя + genesis - зарождение, происхождение) понимается процесс исторического развития живой природы, отдельных групп организмов или органов и систем. Научной основой представлений о филогенезе является эволюционная теория. Схематически филогенез животных изображают в виде «филогенетического древа», отражающего пути эволюции организмов и родственные связи между ними (ствол соответствует примитивным формам организмов, ветви - всем последующим формам).

Впервые нервная система появляется у кишечнополостных животных. Нервная система кишечнополостных является диффузной , т. е. у них отсутствуют выраженные скопления нервных клеток, образующих более-менее равномерную сеть. Такая нервная система может организовывать только простые движения - например, гидра сжимается в комочек, если к ней прикоснуться иголкой. У медуз, в связи с их подвижным образом жизни, ожилась более совершенная нервная система: имеется скопление нервных клеток в виде кольца по краю зонтика. Также у медуз есть отолитовый аппарат (орган равновесия) и имеется функциональное разделение нейронов на две группы, отвечающие за плавательную и пищевую активность. Например, у медузы Аurelia под покровным эпителием находится сеть из мультиполярных нейронов, связанная с сенсорными клетками на поверхности и управляющая движениями при захвате пищи. Независимо от нее функционирует вторая нервная сеть, биполярные нейроны которой связаны с кольцевой и радиальной мускулатурой и вызывают ее ритмические сокращения при плавании.

У более высокоорганизованных животных нервные клетки располагаются более тесно друг к другу, образуя нервные узлы. Благодаря синаптическим контактам нервных клеток, образующих узлы, в них становится возможна обработка поступающей информации и выработка команд, поступающих к рабочим органам: железам и мышцам.

У плоских червей возникает билатеральная симметрия, соответственно, у них дифференцируется головной и хвостовой конец тела. К головному концу смещаются нервные элементы и органы чувств: тактильные рецепторы и хсморецепторы, а у свободноживущих червей - и световые рецепторы. Внешне нервная система этих животных напоминает лестницу: имеется несколько крупных ганглиев в головном конце тела и два (или больше) нервных ствола, соединенных друг с другом перемычками. Такая нервная система относится к лестничному типу.

У кольчатых червей обнаруживается симметричное строение тела и нервной системы, которая представлена двумя цепочками узлов, состоящих из нервных клеток и нервных волокон. У них впервые в процессе эволюции появляется нервная система узлового типа. В брюшной области узлы одной стороны соединяются с узлами другой стороны каждого сегмента, таким образом образуются своеобразные автономные «микропроцессоры», управляющие органами одного сегмента. Такое строение нервной системы обеспечивает высокую надежность жизнедеятельности кольчатых червей, что позволяет им сохранять жизнь даже при расчленении тела червя на несколько частей. Мощный надглоточный узел, соединенный с подглоточным узлом, а через него и с брюшными узлами, свидетельствует о зарождении центральной нервной системы у этих животных.

Узловая нервная система в процессе эволюции получила дальнейшее развитие у моллюсков и членистоногих. У моллюсков тело напоминает мышечный мешок, в котором обнаруживается нервных волокон, берущих начало от трех пар узлов. Цельные узлы являются сложным аппаратом и достигают наивысшего развития у головоногих моллюсков (кальмаров, осьминогов). Нервная система членистоногих (особенно насекомых) развивалась в направлении усложнения и усовершенствования различных функций. У некоторых видов насекомых (перепончатокрылых) не только нервная система, но и органы чувств достигают вершины развития среди беспозвоночных животных. Таким образом, нервная системау беспозвоночных способна не только обеспечивать различной сложности безусловно-рефлекторные двигательные акты, но и являться основой для некоторых форм научения.

У хордовых животных появляется «трубчатая» нервная система , образованная клетками эктодермы, которые формируют медуллярную трубку. Первоначально (у ланцетника) она не разделялась на головной и спинной мозг, но уже у круглоротых рыб это деление отмечается вполне отчетливо. Но мере эволюционного развития головной мозг все больше развивался, а внутри самого головного мозга все большее развитие получали отделы переднего мозга. Выход на сушу дал новый толчок и к развитию органов чувств, и к совершенствованию нервной системы у земноводных, а у рептилий впервые появляется кора конечного мозга. У птиц кора конечного мозга развита еще слабо, однако значительных размеров достигает полосатое тело, являющееся материальной основой высших форм нервной деятельности птиц. Наивысшего развития кора головного мозга и сам мозг получают у млекопитающих. Основное направление эволюции ЦНС этого класса заключается в усложнении межнейройных связей и увеличении количества нейронов. Наиболее сложные связи формируются в коре больших полушарий, которая, в свою очередь, дифференцируется по выполняемым функциям.

  • 8. Цитоархитектоника коры больших полушарий. Первичные, вторичные и третичные корковые зоны.
  • 9. Строение и функции продолговатого мозга, моста. Ретикулярная формация.
  • 10. Строение и функции мозжечка, ножек мозга, четверохолмия.
  • 11. Строение и функции промежуточного мозга.
  • 12. Строение и функции долей больших полушарий головного мозга. Функциональное назначение подкорковых узлов.
  • 13. Строение и функции спинного мозга. Зоны сегментарной иннервации.
  • 14. Простейшая спинномозговая рефлекторная дуга. Важнейшие рефлексы, замыкающиеся в спинном мозге.
  • 15. Роль вегетативной нервной системы в регуляции гомеостаза и адаптации к среде.
  • 16. Строение, функции и симптомы поражения симпатического отдела вегетативной нервной системы.
  • 17. Строение, функции и симптомы поражения парасимпатического отдела вегетативной нервной системы.
  • 18. Симптомы поражения и методы исследования вегетативной нервной системы.
  • 19. Регуляция двигательного акта. Произвольные и непроизвольные движения.
  • 20. Пирамидная системы, ее центры и проводящие пути. Признаки центрального и периферического паралича.
  • 21. Строение и функции экстрапирамидной системы. Симптомы поражения ее стриарного и паллидарного отделов.
  • 22. Гиперкинезы, их клиническая характеристика. Речевые нарушения при гиперкинезах.
  • 23. Мозжечок: строение, функции, симптомы поражения. Речевые нарушения при поражении мозжечка.
  • 24. Чувствительность, ее виды. Строение проводящих путей чувствительности.
  • 25. Синдромы чувствительных расстройств, их диагностическое значение.
  • 26. Методы исследования чувствительности.
  • 27. Строение, функции, симптомы поражения и методы исследования чувствительных черепных нервов.
  • VIII пара (преддверно-улитковый нерв). Состоит из двух функционально различных частей – слуховой (улитковой) и вестибулярной (преддверной).
  • 28. Черепные нервы глазодвигательной группы: строение, функции, симптомы поражения.
  • 29. Характеристика лицевого и тройничного нервов.
  • 30. Строение, функции, симптомы поражения и методы исследования черепных нервов каудальной группы (языкоглоточный, блуждающий, подъязычный нервы).
  • 31. Сравнительная характеристика бульбарного и псевдобульбарного паралича. Речевые нарушения бульбарного и псевдобульбарного генеза.
  • 32. Локализация функций в цнс. Основные центры коры больших полушарий.
  • Основные центры коры больших полушарий головного мозга человека
  • 33. Гнозис и его расстройства. Зрительные, слуховые, сенситивные, вкусовые, обонятельные агнозии. Диагностика агнозий.
  • 34. Праскис, методы его исследования. Характеристика апраксий.
  • 35. Память, мышление, сознание: виды их нарушений и методы исследования.
  • 36. Мозговая организация речевой функциональной системы.
  • 37. Речевые расстройства в детском возрасте, связанные с органическим поражением цнс: классификация и клиническая диагностика.
  • 38. Афазия: этиология, патогенез, клинические формы.
  • 39. Алалия: этиология и патогенез. Характеристика моторной и сенсорной алалии, влияние на психическое развитие детей.
  • 40. Дизартрия: этиология и патогенез. Характеристика видов дизартрии.
  • 41. Понятие о невропатологических симптомах и синдромах, их диагностическое значение.
  • 42. Пути установления неврологического диагноза: жалобы, анамнез, неврологический осмотр.
  • 43.Современные методы исследования нервной системы в норме и патологии.
  • 44. Детские церебральные параличи как неврологическая и дефектологическая проблема. Этиологические факторы дцп
  • 45. Характеристика основных клинических форм дцп
  • 46. Нарушений движений, речи и интеллекта при дцп. Принципы абилитации больных дцп
  • 47. Травмы головного мозга у детей: классификация, симптомы, диагностика.
  • Классификация чмт Существует несколько принципов классификации черепно-мозговой травмы в зависимости от повреждения черепа, по характеру повреждения головного мозга, по степени тяжести.
  • 48. Остаточные явления после мозговой травмы. Лечение и реабилитация черепно-мозговой травмы.
  • 49. Этиология, патогенез и классификация эпилепсии. Основные клинические формы.
  • Основные причины симптоматической эпилепсии:
  • При распространении импульса возможны три варианта:
  • 50. Характеристика большого и малого судорожных припадков. Оказание первой помощи.
  • Первая помощь при судорожном и/или эпилептическом приступе
  • 51. Неврозы: причины, классификация, основные формы.
  • 52. Недержание мочи и кала у детей: этиология, патогенез, клинические формы, меры профилактики.
  • 53. Этиология, патогенез и клинические симптомы менингита.
  • 54. Энцефалиты: клинические формы, диагностика, исходы, остаточные явления.
  • 55. Полиомиелит: этиология, формы, симптомы, остаточные явления.
  • Патогенез полиомиелита
  • Клиника полиомиелита
  • 56.Аномалии развития нервной системы. Клиническая характеристика микроцефалии, гидроцефалии.
  • 57. Поражение нервной системы при хромосомных болезнях и наследственных болезнях обмена веществ.
  • 58. Сосудистые заболевания головного мозга: этиология, патогенез, клинические формы, методы профилактики.
  • 59. Острые нарушения мозгового кровообращения: формы, симптомы, исходы. Нарушения речи при инсультах.
  • 60. Принципы абилитации и реабилитации детей с заболеваниями нервной системы и органов чувств.
  • ОТВЕТЫ ОСНОВЫ НЕВРОПАТОЛОГИИ

    1 Филогенез нервной системы.

    Эволюция структуры и функции нервной системы происходила как в направлении развития отдельных ее элементов (нервных клеток), так и по линии формирования ее новых прогрессивных свойств в условиях взаимодействия с окружающей средой. Важнейшими процессами на этом пути являются централизация, специализация, цефализация и кортикализация не рвной системы.

    Под централизацией понимают группирование нервных элементов в морфофункциональные конгломераты в стратегических пунктах тела. Уже на уровне гидроидов отмечается сгущение нейронов в области гипостома (функция питания) и подошвы (фиксация к субстрату). Переход к свободному передвижению у медузы приводит к формированию дистантных рецепторов и чувствительных краевых телец. У беспозвоночных централизация выражена еще более ярко – появляются нервные ганглии (узлы), ассоциативные и двигательные клетки с их отростками собираются в несколько пар продольных стволов, соединенных поперечными нервными тяжами. Формируются брюшная нервная цепочка и головные ганглии. Каждый нервный узел обеспечивает деятельность определенного сегмента тела и функционирует относительно автономно. Эволюционно молодые структуры, как правило, оказывают тормозное влияние на более древние.

    Специализация – это подчиненность одних ганглиев тела другим, дальнейшее развитие специфичности нервных клеток, появление афферентных и эфферентных систем. Специализация нервных клеток сопровождалась появлением синапсов, обеспечивающих односторонее проведение нервных импульсов. На этом этапе возникают простейшие кльцевые структуры регуляции отдельных функций

    организма.

    Дальнейшее эволюционное развитие нервной системы шло по пути цефализации (греч. kерhаlе – голова) – подчинения задних отделов ЦНС головным. Возникший осевой градиент тела является продолжением наметившегося еще у кишечнополостных процесса сгущения нервных элементов на переднем конце тела и представляет решающий момент эволюции головного мозга. В итоге в головном мозге сформировались жизненно важные центры автоматической регуляции различных функций организма. Эти центры находятся между собой в сложных иерархических взаимоотношениях.

    У млекопитающих цефализация дополняется кортикализацией (лат. соrtех – кора) – формированием и совершенствовани ем коры больших полушарий и мозолистого тела, соединяющего правое и левое полуш ария между собой. Так, у человека площадь коры головного мозга занимает более 90 % всей поверхности мозга, причем около 1/3 приходится на лобные доли. Если в стволе мозга и подкорковых узлах специализированные ганглии морфологически и функционально обособлены друг от друга, то кора больших полушарий в этом отношении обладает рядом уникальных свойств. Наиболее важ ными из них являются высокая структурная и функциональная пластичность и надежность. Кора больших полушарий содержит не только специфические проекционные (соматочувствительные, зрительные, слуховые), но и значительные по площади ассоциативные зоны. Последние служат для интеграции различных сенсорных влияний с прошлым опытом с целью формирования поведенческих актов.

    Основные этапы филогенеза нервной системы

    Нервная система в процессе филогенеза проходит ряд основных этапов (типов) – диффузный, узловой и трубчатый .

    I этап – диффузная (сетевидная) нервная система . Такой тип нервной системы характерен для кишечнополостных. На этом этапе нервная система, например гидры, состоит из нервных клеток, многочисленные отростки которых соединяются друг с другом в разных направлениях, образуя сеть, диффузно пронизывающую все тело животного. При раздражении любой точки тела возбуждение разливается по всей нервной сети и животное реагирует движением всего тела. В диффузной нервной системе имеются не только «локальные нервные» сети, образованные коротко отростчатыми нейронами, но и «сквозные пути», проводящие возбуждение на сравнительно большое расстояние. Скорость распространения возбуждения по волокнам низкая и составляет несколько сантиметров в секунду. У свободноплавающих медуз появляются скопления нервных клеток (прототип нервных цен ров) в колоколе – краевые органы, выделяются сквозные проводящие пути, обеспечивающие определенную «адресность» в проведении возбуждения. Основной особенностью диффузной нервной системы является отсутствие четко выраженных входов и выходов, надежность, но энергетически эта система малоэффективна. Отражением этого этапа у человека является сетевидное строение интрамуральной нервной системы пищеварительного тракта.

    II этап – узловая нервная система, характерна для членистоногих. На этом этапе нервные клетки сближаются в отдельные скопления или группы, причем из скоплений клеточных тел получаются нервные узлы – центры, а из скоплений отростков – нервные стволы – нервы. При этом в каждой клетке число отростков уменьшается, и они получают определенное направление. Соответственно сегментарному строению тела, например у кольчатого червя, в каждом сегменте имеются сегментарные нервные узлы и нервные стволы. Последние соединяют узлы в двух направлениях: поперечные стволы связывают узлы данного сегмента, а продольные – узлы разных сегментов. Благодаря этому нервные импульсы, возникающие в какой-либо точке тела, не разливаются по всему телу, а распространяются по поперечным стволам в пределах данного сегмента. Продольные стволы связывают нервные сегменты в одно целое. На головном конце животного, который при движении вперед соприкасается с различными предметами окружающего мира, развиваю ся органы чувств, в связи с чем головные узлы развиваются сильнее остальных, являясь прообразом будущего головного мозга. Отражением этого этапа является сохранение примитивных черт в строении вегетативной нервной системы человека в виде разбросанности на периферии узлов и микроганглиев.

    III этап – трубчатая нервная система – высший этап структурной и функциональной эволюции нервной системы (характерна для хордовых). Все позвоночные, начиная от самых примитивных форм (ланцетник) и заканчивая человеком, имеют ЦНС в виде нервной трубки, оканчивающейся в головном конце большой ганглиозной массой – головным мозгом. Описанные выше тенденции развития нервной системы – централизация, специализация, цефализация – получают дальнейшее развитие на этом этапе.

    Филогенетические уровни структурно-функциональной организации ЦНС (по В.А. Карлову )

    В клиническом аспекте выделяют пять филогенетических уровней структурно-функциональной организации ЦНС: спинальный, стволовой, подкорковый, кора головного мозга, вторая сигнальная система.

    Спинальный уровень . Сегментарный спинальный аппарат представлен серым веществом и спинномозговыми узлами, в которых располагаются чувствительные нейроны. Сегментарный аппарат спинного мозга реализует простейшие спинальные рефлексы (безусловные, врож денные, видовые). При ограниченном повреждении сегментарного спинального аппарата развиваются изолированные повреждения в виде периферических параличей, расстройств поверхностной чувствительности и трофических нарушений.

    Стволовой уровень . Мозговой ствол (продолговатый мозг, мост, средний мозг) содержит сегментарный аппарат (двигательные и чувствительные ядра черепных нервов), специализированные структуры (нижняя и верхняя оливы, черная субстанция, красное ядро и др.), проводящие пути и ретикулярную формацию. Даже незначительные поражения мозгового ствола могут приводить к тяжелым последствиям. Под корковый уровень включает стриопаллидарную систему (чечевицеобразное и хвостатое ядра) и структуры, реализующие видовые безусловные рефлексы инстинктивного поведения (красное ядро и черная субстанция). Осно ными при поражении подкорковых ядер являются характерные расстройства движений в виде акинезии или, наоборот, избыточных движений – гиперкинезов.

    Кора головного мозга – следующий филогенетический уровень ЦНС. Она является базой при обретенных рефлексов. У человека практически вся произвольная моторика, включая прямохождение, является приобретенной и сугубо индивидуальной. В коре наружной поверхности больших полушарий головного мозга выделяют две функционально различные части: сенсорную (теменная, затылочная и височная кора) и моторную (лобная кора). Сенсорная часть представлена корковыми отделами кожно-кинестетического, зрительного и слухового анализаторов, при ее поражении нарушаются соответствующие сенсорные функции. Моторная часть контролирует произвольные движения противоположной половины тела, а также обеспечивает высшие психические функции.

    Высшим уровнем филогенетического развития является вторая сигнальная система – речь, представленная в ряде областей левого полушария. Благодаря речевой функции стало возможным использование всего социального опыта, накопленного человечеством.

    Нервная система хордовых формируется из эктодермы , закладывается сначала в виде пластинки. Затем преобразуется в трубку над хордой с полостью внутри – невроцелем. передний конец трубки расширен. Здесь формируется головной мозг, который у взрослых позвоночных состоит из 5 отделов – переднего, промежуточного, среднего, заднего и продолговатого.

    Нервная система выполняет следующие функции:

    · Координирующая - объединяет структуры организма в единое целое, обеспечивает согласование их работы;

    · Регуляторная - регулирует работу органов и систем;

    · Осуществляет связь организма с внешней средой;

    · Интегрирующая - лежит в основе высшей нервной деятельности, т.е. обеспечивает психику человека, поведенческие реакции, психические особенности, членораздельную речь, абстрактное мышление и т.д.

    Основные направления эволюции нервной системы:

    1. Разделение нервной трубки на головной и спинной мозг.

    2. Эволюция головного мозга: увеличение объема, дифференцировка отделов, появление изгибов, от ихтиопсидного к зауропсидному и к маммальному типу.

    3. Дифференцировка периферической нервной системы.

    Пороки головного мозга , обусловленные онтофилогенетически (механизм – рекапитуляции):

    Нервная система столь важна, что многие пороки ее развития несовместимы с жизнью. Среди них рахисхиз – незамыкание нервной трубки и прозенцефалия – недоразвитие полушарий и коры. При агирии (отсутствие извилин), а также олигогирии и пахигирии (уменьшение числа и утолщение извилин) развивается грубая олигофрения с нарушением многих рефлексов. Такие дети обычно умирают в течение первого года жизни.

    РАЗВИТИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ У ПОЗВОНОЧНЫХ

    У хордовых нервная система развивается на раннем этапе эмбрионального периода из эктодермы. Сначала она закладывается в виде нервной пластинки, которая вскоре, прогибаясь и смыкаясь, образует нервную трубку с полостью (невроцель) внутри.

    У позвоночных на ранних этапах развития нервная трубка, дифференцируясь, образует головной и спинной мозг. Головной мозг возникает в виде выпячивания, состоящего из трех мозговых пузырей (рис. 1): переднего, среднего и заднего. Позже из переднего мозгового пузыря образуется передний (telencephalon ) и промежуточный (diencephalon) мозг. Из среднего мозгового пузыря развивается средний мозг (mesencephalon ), а из заднего (rhombencephalon ) – комплекс в виде мозжечка (cerebellum), моста (pons) и продолговатого мозга (myelencephalon илиmedullaoblongata). Канал, проходящий внутри трубки (невроцель), в обласчти головного мозга образует расширения в виде полостей (желудочков мозга).

    Рис. 1. Схема нервной трубки в стадии трех мозговых пузырей.

    Образование у позвоночных головного мозга (цефализация) определилось в связи с усилением у них двигательной активности и необходимостью постоянного анализа информации, поступающей от органов чувств.

    Полагают, что передний мозг сформировался в ходе развития динамических координаций с органом обоняния, средний – с органами зрения, а задний – со статокинетическим анализатором.

    Мозговые желудочки сообщаются между собой и в области продолговатого мозга – со спинномозговым каналом. Все они заполнены спинномозговой жидкостью, которая образуется в сосудистых сплетениях за счет фильтрации плазмы крови. В желудочках различают дно (основание) и крышу (мантию).

    В веществе головного мозга нейроны располагаются в виде скоплений, образуя серое вещество, а скопление их отростков – белое вещество. Слой серого вещества в крыше любого отделения мозга называется корой, а в толще белого вещества – ядрами.

    Таким образом, у всех классов позвоночных головной мозг состоит из пяти отделов: переднего, промежуточного, среднего, мозжечка и продолговатого. Но у различных представителей степень развития этих отделов мозга неодинакова (рис.2).

    Рис.2 Эволюция головного мозга позвоночных: а - рыба; б - земноводное; в - пресмыкающееся; г - млекопитающее; 1 - обонятельные доли; 2 - передний мозг; 3 - средний мозг; 4 - мозжечок; 5 - продолговатый мозг; 6 - промежуточный мозг

    ГОЛОВНОЙ МОЗГ РЫБ (КОСТИСТЫХ)

    1. Передний мозг у рыб меньше других отделов мозга и имеет примитивное строение. Основную массу мозга составляют скопления нейронов - полосатые тела, над ними располагается один общий желудочек с тонкой мантией, которая не содержит нервных клеток и образована эпителием. От переднего мозга отходят парные обонятельные доли с обонятельными нервами. По существу, передний мозг рыб является только обонятельным центром.

    2. Промежуточный мозг имеет небольшой размер. Образован эпителамусом, таламусом и гипотпламусом, которые характерны для всех позвоночных, хотя степень их выраженности варьирует. На дорсальной его стороне находится эпифиз, на вентральной стороне – гипофиз и зрительные нервы, образующие перекрест.

    3. Средний мозг хорошо развит. Его крыша образовани двухолмием. В нем сосредоточены зрительные и слуховые центры. Средний мозг рыб является высшим интегративным центром (ихтиопсидный тип мозга).

    4. Мозжечок имеет вид пластинки, крупный, хорошо развит в связи со сложной координацией движений.

    5. Продолговатый мозг содержит скопление нервных клеток в виде ядер. В нем находятся: дыхательный центр, сердечно-сосудистый центр, центр регуляции пищеварения. От ствола мозга (средний мозг, продолговатый мозг, варолиев мост) отходит 10 пар черепно-мозговых нервов. Все отделы мозга расположены в одной плоскости (у акул - изгиб в области среднего мозга).

    ГОЛОВНОЙ МОЗГ ЗЕМНОВОДНЫХ

    1. Передний мозг развит лучше, чем у рыб. Состоит из двух разделенных щелью полушарий с самостоятельными желудочками. Мантия остается тонкой, но в глубине мантии появляются нервные клетки (серое вещество), а на поверхности располагаются только нервные волокна (белое вещество). В основании мозга, под дном желудочков лежат полосатые тела. Передняя стенка полушарий имеет неясно отграниченные выпячивания – обонятельные доли и передний мозг остается обонятельным центром.

    2. Промежуточный мозг, так же как и у рыб, образован эпиталамусом, таламусом (буграми) и подбугровой областью (гипоталамусом). На дорсальной его стороне находится эпифиз, а на вентральной – гипофиз.

    3. Средний мозг – наиболее крупный отдел, представлен двухолмием, покрытым корой. Он является высшим интегративным центром где происходит анализ получаемой информации и вырабатываются ответные импульсы (ихтиопсидный тип мозга).

    4. Мозжечок имеет вид небольшого поперечного валика. По сравнению с рыбами развит слабо, что объясняется примитивностью и однообразием движений у амфибий.

    5. Продолговатый мозг содержит скопление нервных клеток в виде ядер, от которых берет начало большинство черепно-мозговых нервов. У земноводных от головного мозга, так же как и у рыб, отходит 10 пар черепно-мозговых нервов.

    Все отделы мозга расположены в одной плоскости.

    ГОЛОВНОЙ МОЗГ ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ

    В связи с выходом на сушу и более активной жизнедеятельностью, характерной для высших позвоночных, все отделы мозга пресмыкающихся достигают более прогрессивного развития. У них возрастает способность к образованию условных рефлексов.

    1. Передний мозг значительно преобладает над другими отделами. Состоит из двух полушарий, которые прикрывают промежуточный мозг. Мантия остается тонкой, но на ее поверхности появляются медиальное и латеральное скопления нервных клеток – серое вещество, представляющее зачаточную кору больших полушарий. У рептилий кора еще не играет роли высшего отдела мозга, она является высшим обонятельным центром (древняя кора - archicortex ). Но в процессе филогенеза, разрастаясь и принимая другие виды чувствительности, помимо обонятельной, она привела к возникновению коры головного мозга млекопитающих. Увеличение размеров переднего мозга происходит в основном за счет полосатых тел, лежащих в области дна желудочков. Они же выполняют роль высшего интегративного центра (зауропсидный тип мозга)

    2. Промежуточный мозг на тонкой крыше имеет два пузыревидных выроста – эпифиз и особый теменной орган, который вместе с эпифизом является регулятором суточной активности животных и выполняет к тому же светочувствительную функцию. На вентральной стороне находится гипофиз.

    3. Средний мозг образован двухолмием. Он имеет связь с каждой из сенсорных систем, со всеми моторными ядрами мозжечка, взаимодействует с нейтронами крыши среднего и продолговатого мозга.

    4. Мозжечок имеет вид полукруглой пластинки, развит слабо, но лучше, чем у амфибий, в связи с усложнением координации движений.

    5. Продолговатый мозг образует резкий изгиб в вертикальной плоскости, характерный для высших позвоночных.

    ГОЛОВНОЙ МОЗГ ПТИЦЫ

    Нервная система в связи с общим усложнением организации, при­способленностью к полету и обитанием в самых различных средах, развита значительно лучше, чем у пресмыкающихся.

    Дня птиц характерно дальнейшее увеличение общего объема головного мозга, особенно переднего.

    Передний мозгу птиц - это высший интегративный центр. Его ве­дущим отделом являются полосатые тела (зауропсидный тип мозга ).

    Крыша остается слабо развитой. В ней сохраняются только медиаль­ные островки коры, которые выполняют функцию высшего обоня­тельного центра. Они оттесняются к перемычке между полушариями и носят название гиппокампа. Обонятельные доли развиты слабо.

    Промежуточный мозг небольших размеров и связан с гипофизом и эпифизом.

    Средний мозг имеет хорошо развитые зрительные доли, что обу­словлено ведущей ролью зрения в жизни птиц.

    Мозжечок крупный, имеет среднюю часть с поперечными бороз­дами и небольшие боковые выросты.

    Продолговатый мот такой же, как у рептилий. 12 пар черепно-мозговых нервов.

    ГОЛОВНОЙ МОЗГ МЛЕКОПИТАЮЩИХ

    Передний мозг - это наиболее крупный отдел головного мозга. У разных видов его абсолютный и относительный размеры весьма варьируют. Главная особенность переднего мозга - значительное раз­витие коры полушарий, которая собирает всю сенсорную информа­цию от органов чувств, производит высший анализ и синтез этой ин­формации и становится аппаратом тонкой условно-рефлекторной деятельности, а у высокоорганизованных млекопитающих - и психи­ческой деятельности (маммальный тип мозга).

    У наиболее высокоорганизованных млекопитающих кора имеет борозды и извилины, что значительно увеличивает ее поверхность.

    Для переднего мозга млекопитающих и человека характерна функ­циональная асимметрия. У человека, она выражается в том, что пра­вое полушарие отвечает за образное мышление, и левое - за абстракт­ное. Кроме того, в левом полушарии находятся центры устной и письменной речи.

    Промежуточный мозг содержит около 40 ядер. Специальные яд­ра таламуса перерабатывают зрительные, тактильные, вкусовые и интероцептивные сигналы, направляя их затем в соответствующие зоны коры больших полушарий.

    В гипоталамусе сосредоточены высшие вегетативные центры, управляющие работой внутренних органов через нервные и гуморальные­ механизмы

    В среднем мозге на смену двухолмия приходит четверохолмие. Его передние холмы являются зрительными, а задние связаны со слухо­выми рефлексами. В центре среднего мозга проходит ретикулярная.

    формация, которая служит источником восходящих влияний, активи­рующих кору больших полушарий. Хотя передние доли являются зрительными, анализ зрительной информации осуществляется в зри­тельных зонах коры, а на долю среднего мозга приходится главным образом управление глазной мускулатурой - изменение просвета зрачка, движения глаз, напряжение аккомодации. В задних холмах расположены центры, регулирующие движения ушных раковин, на­тяжение барабанной перепонки, перемещение слуховых косточек. Средний мозг также участвует в регуляции тонуса скелетной мускулатуры.

    Мозжечок имеет развитые боковые доли (полушария), покрытые корой, и червь. Мозжечок связан со всеми отделами нервной системы, имеющими отношение к управлению движениями - с передним моз­гом, стволом мозга и вестибулярным аппаратом. Он обеспечивает координацию движений.

    Продолговатый мозг . В нем по бокам обособляются пучки нерв­ных волокон, идущих к мозжечку, а на нижней поверхности - продол­говатые валики, получившие название пирамид.

    От основания мозга отходит 12 пар черепно-мозговых нервов.

    Филогенез нервной системы в кратких чертах сводится к следующему. У простейших одноклеточных организмов (амеба) нервной системы еще нет, а связь с окружающей средой осуществляется при помощи жидкостей, находящихся внутри и вне организма, - гуморальная (humor - жидкость), до-нервная, форма регуляции.

    В дальнейшем, когда возникает нервная система, появляется и другая форма регуляции - нервная . По мере развития нервной системы нервная регуляция все больше подчиняет себе гуморальную, так что образуется единая нейрогуморальная регуляци я при ведущей роли нервной системы. Последняя в процессе филогенеза проходит ряд основных этапов.

    I этап - сетевидная нервная система. На этом этапе (кишечнополостные) нервная система, например гидры, состоит из нервных клеток, многочисленные отростки которых соединяются друг с другом в разных направлениях, образуя сеть, диффузно пронизывающую все тело животного. При раздражении любой точки тела возбуждение разливается по всей нервной сети и животное реагирует движением всего тела. Отражением этого этапа у человека является сетевидное строение интрамуральной нервной системы пищеварительного тракта.

    II этап - узловая нервная система. На этом этапе (беспозвоночные) нервные клетки сближаются в отдельные скопления или группы, причем из скоплений клеточных тел получаются нервные узлы - центры, а из скоплений отростков - нервные стволы - нервы . При этом в каждой клетке число отростков уменьшается и они получают определенное направление. Соответственно сегментарному строению тела животного, например у кольчатого червя, в каждом сегменте имеются сегментарные нервные узлы и нервные стволы. Последние соединяют узлы в двух направлениях: поперечные стволы связывают узлы данного сегмента, а продольные - узлы разных сегментов. Благодаря этому нервные импульсы, возникающие в какой-либо точке тела, не разливаются по всему телу, а распространяются по поперечным стволам в пределах данного сегмента. Продольные стволы связывают нервные сегменты в одно целое. На головном конце животного, который при движении вперед соприкасается с различными предметами окружающего мира, развиваются органы чувств, в связи с чем головные узлы развиваются сильнее остальных, являясь прообразом будущего головного мозга. Отражением этого этапа является сохранение у человека примитивных черт (разбросанность на периферии узлов и микроганглиев) в строении вегетативной нервной системы.II этап - трубчатая нервная система. На первоначальной ступени развития животных особенно большую роль играл аппарат движения, от совершенства которого зависит основное условие существования животного - питание (передвижение в поисках пищи, захватывание и поглощение ее).

    У низших многоклеточных развился перистальтический способ передвижения, что связано с непроизвольной мускулатурой и ее местным нервным аппаратом.

    На более высокой ступени перистальтический способ сменяется скелетной моторикой, т. е. передвижением с помощью системы жестких рычагов - поверх мышц (членистоногие) и внутри мышц (позвоночные). Следствием этого явилось образование произвольной (скелетной) мускулатуры и центральной нервной системы, координирующей перемещение отдельных рычагов моторного скелета.

    Такая центральная нервная система у хордовых (ланцетник) возникла в виде метамерно построенной нервной трубки с отходящими от нее сегментарными нервами ко всем сегментам тела, включая и аппарат движения,- туловищный мозг. У позвоночных и человека туловищный мозг становится спинным. Таким образом, появление туловищного мозга связано с усовершенствованием в первую очередь моторного вооружения животного. Наряду с этим уже у ланцетника имеются и рецепторы (обонятельный, световой). Дальнейшее развитие нервной системы и возникновение головного мозга обусловлены преимущественно усовершенствованием рецепторного вооружения. Так как большинство органов чувств возникает на том конце тела животного, который обращен в сторону движения, т. е. вперед, то для восприятия поступающих через них внешних раздражений развивается передний конец туловищного мозга и образуется головной мозг, что совпадает с обособлением переднего конца тела в виде головы - цефализация (cephal - голова) .

    У всех классов позвоночных закладка нервной системы последовательна- стадии нервной пластинки? Желоба и нерв трубки с полостью-нервоцелем.Формирование головного мозга начинается с трех вздутий(мозговых пузырей) на переднем конце трубки. Первый – передний(prosencephalon),средний(mesencephalon) задний мозговые пузыри (rhombencephalon) затем стадия пяти мозговых пузырей то етсь начало дифинитивным отделам мозга. Передний мозговой пузырь на 2 отдела –первый:передний отдел головного мозга(в последствии полушария большого мозга), второй- промежуточный мозг.Средний м.пузырь не дилтся, преобразуется в средний мозг,задний на 2 отдела: в перед части –задний мозг или мозжечок,задний – продолговатый мозг переходящий в спинной. В процессе образования пяти пузырей невроцель образует желудочки мозга. В каждом отделе мозга: крыша(мантия) дно(основание).

    НЕВРОПАТОЛОГИЯ КАК НАУКА

    Невропатология (от греч. neuron – нерв, pathos – болезнь, logos – наука) – раздел медицинской науки, которая изучает болезни нервной системы (НС)

    Невропатология изучает :

    Причины заболеваний НС (этиология);

    Механизмы развития болезней (патогенез);

    Симптомы поражения различных отделов ЦНС и ПНС (периферической);

    Распространенность заболеваний НС в различных климатографических зонах, среди людей разного возраста и различных профессий;

    Влияние НС на развитие заболеваний внутренних органов (сердце, сосуды, легкие, печень).

    Невропатология разрабатывает:

    Методы диагностики, лечения, профилактики болезней НС;

    Принципы организации специализированной медицинской помощи в зависимости от формы заболеваний, возрастных и профессиональных особенностей.

    Невропатология – часть неврологии – науки о структуре и функциях НС.

    Последние годы – стремительный прогресс в познании структурно-функциональной организации НС: многочисленные новые данные, сформулированы гипотезы;

    Созданы концепции, объясняющие закономерности работы нервных клеток, нервных центров и системной деятельности мозга в целом;

    Установлено, что НС осуществляет регуляцию основных функций организма;

    Поддерживает постоянство его внутренней среды (гомеостаз);

    Играет важную роль в приспособлении к условиям жизни;

    Проводится исследование высокоорганизованных функций: речи, памяти, поведения;

    Используются современные электрофизиологические, биохимические, морфологические и нейропсихологические методы исследования;

    НС изучается на молекулярном, клеточном и субмикроскопическом уровнях;

    Широко применяются современные методы математического моделирования;

    Совершенствуются представления о заболеваниях НС, принципах их диагностики и лечения;

    Определена связь невропатологии с эволюционной теорией: изучаются эволюционно-возрастные аспекты невропатологии;

    Центральное место – проблема влияния возрастных изменений на развитие мозга ребенка и специфику поражения его НС.

    Невропатология детского возраста – самостоятельная отрасль.

    Задачи: - изучение НС детей различных возрастных групп;

    Разработка нормативов НПР ребенка;

    Выявление причин задержек или “искажений” развития;

    Изучение заболеваний НС;

    Разработка методов лечения.

    Разделы детской невропатологии:

    перинатальная неврология – исследует особенности формирования НС в раннем периоде в нормальных и неблагоприятных условиях;

    геридитарная неврология – изучает наследственные болезни;

    отоневрология – исследует сочетанные поражения НС, органа слуха и вестибулярного аппарата;

    офтальмоневрология – изучает поражения НС и органа зрения;

    педагогическая неврология – изучает особенности НС применительно к проблемам обучения детей, в т.ч. страдающих различнвми нарушениями слуха, зрения, двигательной сферы, речи, отстающих в умственном развитии.

    Знание основ невропатологии – необходимая предпосылка для любого вида педагогической работы, особенно с детьми, страдающими патологией речи, органов чувств, двигательными нарушениями, задержкой нервно-психического развития.

    ФИЛОГЕНЕЗ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

    История развития нервной системы (НС) в процессе эволюции живой природы (филогенез ) позволяет понять многие закономерности ее функционирования. Становление функций НС в процессе индивидуального развития (онтогенез ) в некоторой степени повторяет этапы филогенеза, но имеет и ряд отличительных особенностей.

    Живая ткань обладает свойством раздражимости , т.е. способностью реагировать на внешние воздействия. Возникновение нервных клеток означало появление специализированного аппарата для приема, накопления и перераспределения раздражающих стимулов, сначала в масштабе отдельных зон, а затем всего организма. Образование связей между нервными клетками и формирование примитивной НС привело к новому уровню интеграции организма.

    Примитивная НС устроена по принципу синцития , т.е. клеточной сети , причем возбуждение может распространяться в любом направлении, нервный импульс адресован всем. При такой структуре невозможна тонкая координация реакций, но все же обеспечивается участие всего организма в той или иной реакции. Накопление возбуждения в такой нервной сети уже создает предпосылки для следовых реакций, своеобразной памяти.

    По мере развития организмов и совершенствования их морфофункциональной организации нервная регуляция начинает характеризоваться быстротой проведения раздражения и более «прицельной» направленностью . Передача импульсов раздражения по нервным путям напоминает сообщение, направленное по определенному точному адресу.

    Дальнейшее усложнение НС заключается во все большей специализации нервных клеток , в появлении аффективных (воспринимающих) и эффективных (реализующих) систем. Формирование рецепторов – особых нервных окончаний со специфической функцией, расположенных на периферии и воспринимающих раздражение, означало дифференцированное восприятие сигналов, настройку на прием определенных раздражителей. Специализация нервных клеток сопровождалась появлением синапсов , обеспечивающих одностороннее проведение нервных импульсов. Возникают примитивные кольцевые структуры регуляции .

    В ходе эволюции формируются автономные нервные узлы ганглии , осуществляющие регуляцию одной или нескольких функций. Региональный принцип иннервации: каждый нервный узел соответствует определенной области, определенному сегменту тела. Благодаря ганглиозной НС возможны сложные формы реагирования: в ганглиях заложены разнообразные программы действия. Однако сегменты связаны между собой недостаточно и еще не выражено координирующее влияние какого-либо одного центра. (Пример – мир насекомых).

    В дальнейшем развитие НС шло по пути нарастающего доминирования головных отделов, что привело к формированию головного мозга, коры больших полушарий как наивысшего отдела ЦНС – принцип цефализации (encephalon – головной мозг).

    Наибольшей сложности НС достигает у млекопитающих: значительное развитие коры б/п, а также связей, соединяющих оба полушария, формирование проводящих систем.

    Для НС человека характерно максимальное развитие коры б/п, особенно лобных долей. Поверхность коры головного мозга – 11/12 всей поверхности мозга, причем 30% - лобные доли.

    Проводящие системы мозга у человека достигают наивысшего развития.

    Цефализация НС в процессе эволюции характеризовалась образованием в головном мозге центров, которые подчиняли себе нижележащие образования. Между этими центрами автоматической регуляции различных функций организма также существует некоторая субординация, иерархия. Большое значение приобретает вертикальная организация интеграции и управления, т.е. постоянная циркуляция импульсов между выше- и нижележащими отделами.

    Считалось, что высшие нервные центры оказывают постоянное тормозящее влияние на низшие, поэтому при поражении высших отделов растормаживаются низшие уровни интеграции – теория диссолюции (поражение эволюционно молодых центров приводит к активизации эволюционно более старых отделов, т.е. наблюдается как бы обратный ход эволюционного процесса). Но высшие центры не только тормозят деятельность низших; снижается гибкость регулирования, автоматизм становится примитивным и грубым. Кроме того, активизация нижележащих центров может выступать как проявление компенсаторных процессов.

    В иерархии нервных центров особое место занимает кора б/п. Благодаря поступлению информации от всего организма, от различных функциональных систем в коре возможны наиболее сложная аналитико-синтетическая деятельность по переработке информации, образование связей, позволяющих закреплять индивидуальный опыт, и блокирование тех связей, которые утрачивают свое значение.

    ОНТОГЕНЕЗ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА

    НС плода начинает развиваться на ранних этапах эмбриональной жизни. Из наружного зародышего листка – эктодермы – образуется утолщение – нервная трубка. Головной ее конец развивается в головной мозг, остальная часть – в спинной мозг.

    У недельного эмбриона намечается незначительное утолщение в оральном (ротовом) отделе нервной трубки. На 3-й неделе зародышевого развития в головном отделе нервной трубки образуются три первичных мозговых пузыря (передний, средний и задний), из которых развиваются главные отделы головного мозга – конечный, средний, ромбовидный мозг.

    В дальнейшем передний и задний мозговые пузыри расчленяются каждый на два отдела. У 4-5 недельного эмбриона образуется пять мозговых пузырей: конечный, промежуточный, средний, задний и продолговатый. Впоследствии развиваются

    из конечного мозгового пузыря - полушария головного мозга и подкорковые ядра,

    из промежуточного – промежуточный мозг (зрительные бугры, подбугорье),

    из среднего формируется средний мозг – четверохолмие, ножки мозга, сильвиев водопровод,

    из заднего – мост мозга (варолиев мост) и мозжечок,

    из продолговатого – продолговатый мозг.

    Задняя часть миелэнцефалона плавно переходит в спинной мозг.

    Из полостей мозговых пузырей и нервной трубки образуются желудочки головного мозга и канал спинного. В желудочках и спинномозговом канале циркулирует церебральная жидкость.

    Нейроны развивающейся НС посредством своих отростков устанавливают связи между различными отделами головного и спинного мозга, а также входят в связь с другими органами. Чувствительные нейроны заканчиваются рецепторами – периферическими приборами, воспринимающими раздражение. Двигательные нейроны заканчиваются мионевральным синапсом – контактным образованием нервного волокна с мышцей.

    К 3-му месяцу внутриутробного развития выделяются основные части ЦНС: большие полушария и ствол мозга, мозговые желудочки, а также спинной мозг. К 5-му месяцу дифференцируются основные борозды больших полушарий, однако кора остается еще недостаточно развитой. На 6-м месяце отчетливо выявляется функциональное превалирование высших отделов НС плода над нижележащими отделами.

    Головной мозг новорожденного имеет относительно большую величину – 1/8 массы тела, т.е. около 400 г, причем у мальчиков она несколько больше, чем у девочек. Хорошо выражены борозды, крупные извилины, однако их глубина и высота невелики.

    К 9 месяцам масса мозга удваивается – 800 г. К концу первого года – 1/11 – 1/12 массы тела.

    К 3 годам масса мозга утраивается – 1200 г. К 5 годам – 1/13 – 1/14 массы тела.

    К 20 годам масса мозга увеличивается в 4 –5 раз и составляет у взрослого 1/40 массы тела – 1600-2000г. Рост мозга происходит за счет миелинизации нервных проводников и увеличения размера нервных клеток. Наряду с ростом головного мозга меняются пропорции черепа.

    Мозговая ткань новорожденного малодифференцированна. Корковые клетки, подкорковые узлы, пирамидные пути недоразвиты, плохо дифференцируются на серое и белое вещество. Нервные клетки плода и новорожденного расположены концентрированно на поверхности больших полушарий и в белом веществе мозга. С увеличением поверхности г/м нервные клетки мигрируют в серое вещество. Плотность мозговых сосудов увеличивается.

    У новорожденных затылочная доля коры больших полушарий имеет относительно большее, чем у взрослого, размеры. Количество полушарных извилин, их форма, топографическое положение изменяются по мере роста ребенка. Наибольшие изменения происходят в первые 5-6 лет. Лишь к 15-16 годам отмечаются те же взаимоотношения, что и у взрослых. Боковые желудочки мозга сравнительно широкие.

    Мозжечок у новорожденного развит слабо, имеет малую толщину и неглубокие борозды.

    В послеродовом периоде изменяется и спинной мозг , его рост продолжается до 20 лет.

    Периферическая нервная система новорожденного недостаточно миелинизирована, пучки нервных волокон редкие, распределены неравномерно. Миелинизация черепных нервов наиболее активно происходит в первые 3-4 месяца и заканчивается к 1 году, спинномозговых нервов - продолжается до 2-3 лет.

    Вегетативная нервная система функционирует с момента рождения.

    На ранних этапах эмбриогенеза между различными отделами НС формируются четко дифференцированные связи, создающие основу для жизненно необходимых врожденных реакций. Набор этих реакций обеспечивает первичную адаптацию после рождения (пищевые, дыхательные, защитные реакции).


    Похожая информация.