Федор конюхов биография и интересные факты. Фёдор Конюхов Конюхов мировой рекорд

В эту субботу главные мировые газеты вышли с громкими заголовками: «Русский побил мировой рекорд одиночной кругосветки на воздушном шаре»! Знаменитый экстремал, яхтсмен, альпинист, священник Уусской православной церкви, рекордсмен, писатель и художник (написавший 3000 картин!), Федор Конюхов завершил свой беспримерный полет 23 июля 2016 года, еще раз вписав своё имя в Книгу рекордов Гиннеса и в историю человечества. Поздравить путешественника с его очередной победой можно по этой ссылке . «Русская Планета» гарантирует: Фёдор обязательно прочитает ваши комментарии!

Многие называют россиянина величайшим из ныне живущих путешественников. Cкромный отец Федор открещивается от громких титулов, но звание это вполне заслуженное. Судите сами, одно только перечисление титулов Фёдора Филипповича может занять пару абзацев: Заслуженный мастер спорта СССР по спортивному туризму, член Союза художников СССР, Союза писателей России и Союза журналистов России. Академик Российской Академии художеств. Первый российский гражданин и один из 14 в мире, выполнивший «The Explorers Grand Slam» (покорил высочайшие вершины всех 7 континентов и оба полюса). Первый в мире достиг пяти полюсов Земли. Установил рекорды в категориях «Одиночное плавание через Атлантический океан на гребной лодке», «Одиночное плавание через Тихий океан на гребной лодке», «Одиночное плавание на парусной яхте вокруг Антарктиды». Теперь список достижений Федора пополнился новыми строчками.

История
Сейчас отец Фёдор признаётся: идею рекордного полёта он вынашивал 23 года – с того момента, как во время своего первого покорения Эвереста впервые услышал о полете туда на воздушном шаре. Разумеется, идея беспосадочной кругосветки на воздушном шаре пришла в голову не только россиянину – на сегодняшний момент экстремалы-воздухоплаватели (среди них был, к примеру, эксцентричный миллиардер Ричард Брэнсон) предприняли уже 29 попыток выполнить такой перелет и лишь три из них оказались удачными.
Воздухоплавание – не самый безопасный спорт. Катастрофы аэростатов происходят регулярно, начиная с 1785 года, когда погиб воздухоплаватель Пилатр-де-Розье (кстати, именно на воздушном шаре типа «Розье» установил свой рекорд Конюхов). Чаще всего в катастрофах страдают туристы, но гибнут и профессионалы-путешественники. Особенно памятна экспедиция Саломона Андре 1897 года. Тогда при попытке добраться на воздушном шаре до России или Канады через Северный полюс три шведских путешественника потерпели крушение, а затем погибли, не дождавшись помощи – по всей видимости, отравились мясом белого медведя.

Идея кругосветки на летательном аппарате легче воздуха выглядит логичной – по сравнению с самолетами воздушный шар или дирижабль тратит минимум топлива, а значит требует меньше дозаправок в пути, или не требует вообще. Немецкий дирижабль «Граф Цеппелин» совершил успешный кругосветный полет в 1929 году, но для этого команде пришлось совершить немало посадок. Беспосадочный перелет – вызов гораздо более серьезный. Впервые это удалось сделать швейцарцу Бертрану Пикару и британцу Брайану Джонсу лишь в 1999 году, с третьей попытки. Американский миллионер Стив Фоссет к этому моменту предпринял уже четыре неудачных попытки совершить одиночную кругосветку. И лишь шестая из них, в 2002-м, оказалась успешной. Фёдор Конюхов, таким образом, стал четвертым человеком на Земле, облетевшим её на воздушном шаре без посадки, вторым, сделавшим это в одиночку, и первым, кто совершил удачный полет с первой же попытки.

Подготовка к полету
Гигантский 56-метровый воздушный шар «Мортон», управляемый Федором Конюховым, приземлился на прекрасной зеленой равнине, в фермерском захолустье близ австралийского городка Бонни Рок. Но вовсе не таким был его полёт – Фёдору пришлось преодолеть серьезные трудности и по-настоящему рисковать жизнью.

Конечно, современный воздушный шар использует космические технологии, сильно облегчающие пилотирование. Под легкой, но прочной оболочкой шара находятся несколько емкостей, наполненных гелием и горячим воздухом – такая гибридная конструкция как раз и называется «шаром Розье», она помогает экономить топливо для газовых горелок. В сделанной из карбона гондоле шара, которая может также служить спасательным плотом в случае аварийной посадки, установлен полный набор современного навигационного, метеорологического и коммуникационного оборудования. Полет частично управляется автоматикой – автопилот способен поддерживать заданную высоту, управляя пропановыми горелками. Центр управления полетом, находящийся в Австралии, круглосуточно поддерживает связь с пилотом, с авиадиспетчерами, управляющими воздушным трафиком на пути полета шара, с метеорологами и с пилотом, предоставляя ему всю нужную информацию и давая актуальные указания. Воздушный шар «Мортон» для Конюхова построила лучшая в своем деле британская фирма Cameron Balloons. Прогноз погоды предоставляли лучшие в мире бельгийские метеорологи во главе с профессором Дихинав. Управление полетом обеспечивала лучшая в мире команда во главе с Оскаром Конюховым – сыном путешественника.
Наконец, Фёдор частично использовал уже проверенные решения Стива Фоссета – летел тем же маршрутом, работал с тем же метеорологом и т.д.
Но всё это вовсе не означает, что полет Конюхова был легкой прогулкой, а Фёдору можно было дремать на установленной в гондоле кушетке, ожидая, пока команда и автоматика приведет его к рекорду. О сложности полета можно судить по такому простому факту: в течении одиннадцати суток Фёдор спал лишь по 2-4 часа в день краткими урывками! Ведь воздушный шар – это не самолет, не дирижабль и даже не парусное судно. Он не имеет двигателя и парусов, не может ходить галсами и лишь летит туда, куда дует ветер. Потому кругосветный полет на воздушном шаре и выглядит таким притягательным: совершить его – это обуздать силы природы.

Полет
Фёдор стартовал 11 июля с аэродрома на западе Австралии. Начало полета прошло без происшествий, скорость воздушных потоков над «Зеленым континентом» была невелика, пришлось лишь основательно поработать при пересечении зоны активных полетов над Сиднеем и Мельбурном, чтобы не помешать пассажирским самолетам. Над Тихим океаном шар «Мортон» поднялся на высоту около 8 км и разогнался до максимальной скорости – зафиксирована отметка 240 км/ч! Здесь же Фёдор столкнулся с проблемами – пришлось лететь сквозь снежные облака, попасть в зону сильной турбулентности, сбрасывать в океан пустые пропановые баллоны, в экстренном порядке стравливать давление в кислородных баллонах, выходя из гондолы.

Тихий океан был преодолен всего за 92 часа, а Южная Америка – за 17, при этом Фёдору пришлось подниматься, чтобы преодолеть высочайшие вершины Анд. Над Атлантикой шар попал в эпицентр циклона. Ураганный ветер задул пламя трех горелок из шести, и они мгновенно превратились в ледяные шары.
Часть пути, проходившая над Индийским океаном, была самой сложной. Огибая грозовой фронт, Фёдору пришлось подняться до высоты в 10600 м и уйти из тропического струйного течения в полярное. Дальнейший подъем грозил бы пилоту большими проблемами – он дышит кислородом, находящимся под давлением и полет на большую высоту может привести к кессонной болезни. Ведь Конюхов летел в негерметичной кабине, в отличие от европейских путешественников, у которых была гондола с наддувом.
Температура за бортом опустилась ниже -50 градусов и, в довершении ко всему, сломался отопитель кабины. Фёдор Конюхов перешёл, по собственному признанию, «в режим выживания». Мчащийся в полярной ночи на огромной скорости воздушный шар покрывался льдом, в кабине замерзла вся вода, не запускалась горелка для разогрева пищи, но пилоту, падающему с ног от усталости, всё равно приходилось регулярно выходить из кабины для регулировки давления в кислородных баллонах и сброса балласта. За пазухой Фёдор отогревал одну кислородную маску, пока дышал через другую, и спутниковый телефон для связи с командой. К счастью, и этот этап был преодолен успешно – Фёдору помогли его колоссальный опыт выживания в экстремальных условиях и молитвы.
Последним вызовом для путешественника стал заход на посадку. Шару нужно было пройти в узкое «окно», чтобы не попасть в воздушные течения, относящие его в сторону Тасмании. Стив Фоссет в конце своего путешествия не мог приземлиться еще более суток
Наконец, спустя небольшое время после пересечения меридиана старта, спустя 11 дней и 11 часов с момента взлёта, Конюхов приземлился на воздушном шаре, "похудевшем" с 10 до 3 тонн. Если не считать небольшой ссадины, полученной при приземлении, и крайней степени усталости, отец Фёдор в полном порядке.
Жена и сыновья Фёдора прилетели на вертолетах на место встречи и смогли обнять путешественника почти сразу после приземления. Это эксклюзивные кадры воссоединения семьи:

Шар «Мортон» будет перевезён в Россию и займёт своё место в экспозиции специального музея, который будет создан в жилом комплексе «Пётр I», который строится в Москве компанией «Мортон». Отец Фёдор также отправляется в Россию, чтобы вскоре объявить о своих новых проектах. Ранее сообщалось, что Конюхов планирует опуститься на дно Марианской впадины совместно с другим знаменитым русским путешественником – Артуром Чилингаровым. Мы будем следить за путешествиями Фёдора Конюхова и сообщать всё самое интересное.

© Русская Планета. 2016.

Около двух третей маршрута длиной в 5500 морских миль (или 9000 километров) в океане уже преодолел отважный российский путешественник на одиночной весельной лодке. К мысу Горн он рассчитывает приплыть к концу февраля.

ПЛОХИЕ НОВОСТИ ДЛЯ ЭКОЛОГОВ

Испытания штормами, погодой, физическую усталость - это только одна сторона тягот кругосветки. Не менее (а то и более) трудно пройти испытание одиночеством. За первые полтора месяца пути к лодке лишь единожды подплывали дельфины:

«Большая стая. Очень меня порадовали и повеселили. Долго крутились под лодкой, изучали. Наверное, недоумевали, что здесь делает человек» , - описывает Конюхов. - Вообще океан пустой, нет ни китов, ни дельфинов, даже альбатросов очень редко вижу. Если убрать из моего распорядка ежедневный звонок в Москву по спутниковому телефону, можно подумать, что есть только Океан и я. Больше никого. Где семь миллиардов человек?»

У Конюхова для экологов плохие новости: это шестой его поход в южных широтах с 1990 года, и с каждым разом путешественник видит все меньше и меньше представителей фауны. Переживает: «Мы за эти 30 лет опустошили океан, съели и истребили все живое. Мне кажется, я имею право так говорить. У меня точные наблюдения. Когда ты идешь на яхте или на весельной лодке, ты видишь все детали, замечаешь все мелочи. С борта научно-исследовательского судна такое наблюдение не проведешь».

Впереди огромный океан, самый большой океан на планете – Тихий. Пусть он окажет Федору теплый прием.
Следить за маршрутом путешественника в реальном времени можно .

Справка «СВ»

1990-91 – кругосветное плавание на яхте «Караана» (Сидней – Сидней, Австралия)
1998-99 – кругосветная гонка «Around Alone» на яхте «СГУ» (США – ЮАР – Новая Зеландия – мыс Горн – Уругвай – США)
2005 – кругосветное плавание на яхте «Алые Паруса» Англия – Тасмания – мыс Горн – Англия.
2008 – плавание вокруг Антарктиды (Олбани – Олбани, Австралия)
2009 – перегон яхты «Алые Паруса» из Новой Зеландии (Окленд) на Фолклендские острова.

Федор Конюхов

Материалы пресс-службы

Кажется, что этого путешественника не знает только ленивый. Представления о первооткрывателях у нас осталась с советских времен - это должен быть дядька с бородой у костра - да, Федор Конюхов такой. Любите девочки простых романтиков - сегодня путешественнику 66 лет. И чего он на себе только не испробовал. Его несколько раз теряли и хоронили, но сам он считает, что ему помогает Бог.

Достижение №1

Федор Филиппович Конюхов родился на берегу Азовского моря в украинском селе Чкалово Запорожской области. Отец рыбачил и приучил сына быть постоянно в море. Поэтому первое, что сделала Федя - переплыл Азов на весельной лодке.

Материалы пресс-службы

Достижение №2

Он первый человек нашей планеты, который трижды достиг Северного полюса.

Достижение №3

Федор Конюхов установил мировой рекорд по скорости кругосветки на воздушном шаре, всего за 11 дней. Высота его перемещения составила 10 тысяч 600 метров, прежний рекорд был установлен американским воздухоплавателем Стивом Фоссеттом. Его максимальная высота полета составила 10 тысяч 200 метров.

Достижение №4

«Большой шлем». Первый россиянин, которому удалось выполнить эту программу. В нее входят: Северный полюс, Южный полюс, мыс Горн, Эверест.

Он покорил "Большой шлем"

Материалы пресс-службы

Достижение №5

«7 Вершин мира» - это высшие точки каждого континента. Эльбрус (Европа); Эверест (Ази); массив Винсон (Антарктида); Аконкагуа (Южная Америка); Килиманджаро (Африка); пик Косцюшко (Австралия); пик Мак-Кинли (Северная Америка)..

Достижение №6

Переплыл на веслах через Атлантический океан. Он установил мировой рекорд - 3 тысячи морских миль за 46 суток.

Достижение №7

Также он покроил в одиночку и Тихий океан. В мае 2014 он достиг побережья Австралии, стартовав 22 декабря 2013 года из порта Конкон (Чили). В пути он пробыл 160 дней.

Детство Федора Конюхова

Федор Филиппович Конюхов родился на берегу Азовского моря в украинском селе Чкалово Запорожской области в обычной крестьянской семье. Отец будущего путешественника, Филипп Михайлович, происходил из рода архангельских рыбаков-поморов, а мать, Мария Ефремовна – уроженка Бессарабии.

Семья была многодетной – трое сыновей и две дочери. С раннего детства Федор привык к нелегкому сельскому труду в поле, на огороде. Отец рыбачил в Азовском море и часто брал сына с собой. Федор с удовольствием нес вахту рулевого, помогал вытаскивать сети. Отец Конюхова воевал в Великой Отечественной войне, дошел с советскими войсками до Будапешта и часто делился с детьми историями, связанными с военной частью своей биографии.

Много интересного рассказывал Конюхову и его дед Михаил, подполковник царской армии. Михаил Конюхов служил в одном гарнизоне со старшим лейтенантом Георгием Седовым, знаменитым русским полярным исследователем. Незадолго до своей последней экспедиции на Северный полюс, закончившейся трагедией, Георгий Седов оставил Михаилу Конюхову нательный крест с просьбой подарить его самому крепкому и смелому из детей, который сможет добраться до полюса. Завещание Седова довелось выполнить Федору Конюхову – он побывал на Северном полюсе трижды, один раз из которых достиг крайней точки планеты в одиночку, с крестиком Седова на шее.

Тяга к путешествиям, особенно морским, жила в Федоре с раннего детства. Стоя у руля рыбацкого суденышка, Федор всматривался в азовскую даль и мечтал побывать на противоположном берегу Азова. В пятнадцать лет он совершил свою первую экспедицию – пересек Азовское море на весельной лодке в одиночку. Готовился к этому несколько лет – практически все свободное время посвящал гребле, хождению под парусом и плаванию. Активно занимался также футболом и легкой атлетикой, а спал практически всесезонно на сеновале. А еще Федор любил читать и запоем «проглатывал» книжки Жюля Верна, Станюковича, Гончарова и других писателей-маринистов и путешественников.

Федор Конюхов установил новый рекорд

Образование и служба Федора Конюхова

Уже в выпускных классах Конюхов понял, что море – его призвание. По окончании школы вопросов, куда поступать, не возникало – Конюхов пошел в Одесское мореходное училище (специальность судовой механик). Останавливаться на этом Федор не стал и поступил в Ленинградское полярное училище, получив по окончании вторую специальность – штурман-навигатор. Срочную военную службу Федор проходил на Балтийском флоте в Калининградской области. Во время службы в результате одного из конфликтных инцидентов со старослужащими Федор попадает на гауптвахту, откуда капитан третьего ранга, отбиравший самых отважных матросов в спецотряды, забирает его во Вьетнам. Два с половиной года Федор служит матросом на катере в спецотряде, задачей которого была поставка боеприпасов вьетконговцам.

После службы Федор оканчивает ПТУ №15 города Бобруйска в Беларуси по специальности резчик-инкрустатор.

Арктические экспедиции Федора Конюхова

Начало экспедиционно-исследовательской деятельности приходится на 1977 год. В этом году Федор организовывает переход на парусной яхте по маршруту Витуса Беринга в северной части Тихого океана. Будучи патриотом, следопыт стремился воспроизвести все условия, в которых наши соотечественники более трехсот лет назад плавали на утлых суденышках, открывали острова и заливы, исследовали Америку и основывали там поселения.


Далее были экспедиции, преследовавшие подобные цели – Камчатка, остров Сахалин, Командоры. Долгое время Федор провел на Чукотке, осваивая науку езды на собачьих упряжках, строительства хижин из льда и выживания в экстремальных полярных условиях. К этому времени была поставлена цель – достичь в одиночку Северного полюса. Подготовка к экспедиции заняла несколько лет. Предшествовали беспрецедентному путешествию лыжный поход к Полюсу относительной недоступности во время полярной ночи, участие в канадской экспедиции по Баффиновой земле, трансантарктическая советско-канадская лыжная экспедиция СССР – полюс – Канада, первая автономная экспедиция к Северному полюсу «Арктика» в составе группы В. Чукова. Таким образом, к моменту начала собственного одиночного марш-броска Конюхов уже дважды побывал на Северном полюсе.

В 1990 году, получив достаточный опыт полярных исследований, Федор отправился к заветной цели на лыжах. Помимо тяжелого рюкзака, путешественник тащил на буксире нарты с провиантом и снаряжением. Спал Федор прямо на льду в палатке и спальнике. Путь был сложным – постоянно приходилось преодолевать торосы и полыньи, но Конюхов неуклонно приближался к полюсу. За 200 км до заветной цели Федор чуть не повторил судьбу Георгия Седова – во время торошения льда путешественник едва не погиб. Однако на 72 день путешествия Федор все-таки достиг Северного полюса, став первым в мире человеком, совершившим такое путешествие в одиночку. Именно тогда Конюхов выполнил завещание Седова.


Антарктическая экспедиция

Следующей целью Конюхова стал Южный полюс. В 1995 году отважный исследователь отправился в одиночную экспедицию в Антарктиду, достигнув в итоге крайней южной точки планеты на 59-й день похода и водрузив там флаг России. Во время продвижения к полюсу Конюхов вел целый ряд исследований: измерение естественного радиационного поля Антарктиды, физическое состояние организма в экстремальных условиях большой высоты (выше 5 тыс. м), недостатка кислорода, сильных ветров и низких температур.

По итогам экспедиции Конюховым было написано несколько научных работ, внесших неоценимый вклад в развитие полярной науки. За научно-исследовательскую деятельность и научные труды после этой экспедиции Конюхов был принят в почетные члены Русского географического общества.

Восхождения

Не только приполярные районы привлекают внимание отважного исследователя. Посетив Южный полюс, Федор завершил выполнение программы «Большой шлем» - посещение Северного, Южного полюса и горы Эверест. Конюхов стал первым россиянином, выполнившим «Большой шлем».


История восхождений Конюхова по программе «Семь вершин мира» начинается в 1992 году, когда путешественник в одиночку покорил высочайшую точку Европы – гору Эльбрус. В том же году совместно с Евгением Виноградским Федор совершает восхождение на Эверест, высочайшую точку Азии и планеты. В рамках своей антарктической экспедиции исследователь 19 января 1996 года покоряет высочайшую точку южного континента – массив Вильсон. В марте того же года альпинист восходит в одиночку на Аконкагуа в Южной Америке, а в 1997 году завершает программу одиночным восхождением на вулкан Килиманджаро в Африке, австралийский пик Косцюшко и совместно с Владимиром Яночкиным покоряет сложнейшую вершину – североамериканскую гору Мак-Кинли.

В 2012 году Конюхов еще раз поднимается на Эверест в составе российской команды, восходившей на Джомолунгму в ознаменование тридцатилетнего юбилея первого покорения Эвереста советской альпинистской командой.

Сухопутные экспедиции

В 1981 году Федор Конюхов пересек Чукотку на собачьей упряжке в рамках подготовки к покорению Северного полюса. Готовясь к полярному марш-броску, Федор выбирал между двумя вариантами передвижения – лыжами и собачьей упряжкой. В итоге более перспективным он признал лыжное передвижение. В 1985 году Федор организовал пешеходную экспедицию по маршруту знаменитых исследователей тайги В. Арсеньева и Дерсу Узала.

Летом-осенью 1989 года Конюхов курировал совместный советско-американский велопробег по СССР Находка – Москва – Ленинград. Второй пробег из Находки в столицу России, на этот раз на внедорожниках, российско-австралийский, прошел летом 1991 года. В 2002 году Федор Конюхов организовал первую в истории России караванную экспедицию на верблюдах по следам Великого Шелкового пути на территории Калмыкии, Дагестана, Астраханской, Волгоградской областей и Ставропольского края. В 2009 году экспедиция получила продолжение – второй этап исследования прошел по маршруту Калмыкия – Монголия.


Морские экспедиции и кругосветные путешествия

Морские путешествия занимают самую большую часть исследовательской деятельности Конюхова. Федор совершил более сорока уникальных морских экспедиций, 17 раз пересек Атлантический океан в одиночку, причем один раз – на весельной лодке в автономном режиме за 46 суток, поставив абсолютный мировой рекорд. Шесть раз Федор совершал кругосветные путешествия. Одно из этих путешествий на яхте прошло без остановок, в режиме «нон-стоп». Были и «серьезные», по словам путешественника, приключения – во время одной из кругосветок Федор серьезно заболел и попал в больницу на Филиппинах, В это время пираты угнали его яхту на соседний остров. Чтобы вернуть судно, Конюхову пришлось самому на время стать морским разбойником – он угнал катер у пьяных пиратов, чтобы вернуть свою яхту. Федор – постоянный участник и призер морских экстремальных гонок на парусных и гребных судах.

Творчество

В своих путешествиях Федор занимается не только исследовательской деятельностью. Он рисует и пишет книги. Всего из-под его кисти вышло более 3 тысяч картин. С 1983 года Конюхов – член Союза художников СССР. На момент принятия в Союз художников был самым молодым членом СХ СССР. Также Федор состоит в Московском союзе художников и скульпторов, является почетным академиком Российской Академии художеств. По итогам своих экспедиций Федором написано девять книг. Конюхов – член Союза писателей и Союза журналистов Российской Федерации.

Федор Конюхов. Арктика 2013. Прелюдия

Религиозный сан

22 мая 2010 года Федор Конюхов принял сан иподиакона Русской Православной Церкви Московского патриархата. Рукополагал в иподиаконы Конюхова митрополит Киевский и всея Украины Владимир. После принятия сана Федор стал меньше времени посвящать путешествиям и экспедициям, однако не прекратил эту деятельность окончательно. В декабре 2010 года в Запорожье Конюхов, окончивший к тому времени Санкт-Петербургскую духовную семинарию, был рукоположен в священники и отправлен на служение в Запорожскую епархию.

Семья Федора Конюхова

Федор Конюхов женат на Ирине Анатольевне Конюховой, профессоре, докторе юридических наук. У них трое детей – общий сын Николай, старший сын Федора Оскар и дочь Татьяна – дети от первого брака. Оскар Конюхов также путешествует, занимается парусным спортом, является исполнительным директором федерации парусного спорта Российской Федерации.

У Федора шесть внуков – Полина, Филипп, Аркадий, Итэн, Блейк и Кейт.