Есть, чем гордиться: крутые изобретения ссср. Великие советские изобретения, изменившие мир

Русские учёные

Искусственные спутники Земли

Почтовая марка . Состояние MNH OG — идеальное состояние.

Печать офсетная. Цвета: тёмно-коричневый, ультрамариновый. Перфорация гребенчатая 12:121/2. Номинал марки: 40 коп. Тираж: 115 000 экз.

В связи со 100-летием со дня рождения Константина Эдуардовича Циолковского (1857−1936) 7 октября 1957 г. в СССР была издана марка (1957. 1968) с портретом великого ученого -теоретика космических полетов, но за три дня до этого был запущен на орбиту в СССР первый искусственный спутник Земли! Это следовало как-то отметить. Поэтому на части тиража была выполнена надпечатка черной типографской краской: «4.Х-57 г. Первый в мире искусств. спутник Земли».

Рисунок почтовой миниатюры выполнил московский художник Юрий Романович Гржешкевич. Для своей работы Гржешкевич использовал фантастические рисунки других художников — Николая Гришина, Флорентия Рабизы и Константина Арцеулова. Когда-то эти рисунки печатались многотысячными тиражами, но сегодня мало кто помнит о них.

В центре марки популярный портрет Циолковского, до этого много раз появлявшийся на страницах периодической печати, а также на рисунках и картинах. Этот портрет выполнен по фотографии 1924 года, сделанной в одном из фотоателье Калуги, имя фотографа неизвестно. Это известный портрет Циолковского, впоследствии он появился на многих марках.

Слева от портрета изображён космический аппарат. Как выяснилось, он выполнен по мотивам иллюстрации московского художника Николая Ильича Гришина (1921−1985) к статье Виктора Петрова «Телевидение будущего: Использование искусственного спутника Земли для всемирного телевизионного вещания». Статья появилась за 16 месяцев до запуска первого искусственного спутника Земли, в июньском номере журнала «Радио» за 1956 год. Статья была популярной, её цитировали в советской прессе. Упоминания о ней встречается и в зарубежных публикациях. Под рисунком телевизионного спутника в левой части марки СССР 1957 года, посвящённой Циолковскому, изображены книги и лист бумаги с чертежом. Рисунок чертежа выполнен условно, поэтому невозможно точно определить, какую работу Циолковского подразумевал художник на рисунке марки. Возможно, на рисунке аэростат или ракета, которые часто встречаются в трудах Константина Эдуардовича.

Очень интересен рисунок правой части марки, посвящённой 100-летию со дня рождения Циолковского. На рисунке будущее — космический корабль на одной из лун Сатурна. Рядом с кораблём два космонавта глядят на близкий Сатурн, его кольца и спутники.


13 января 1942 года впервые поднялся в воздух вертолет Сикорского - первый в мире вертолет, предназначенный для военных целей. Разработки вертолётов ученый-авиаконструктор Игорь Сикорский начал ещё в дореволюционной России, а реализовал их в жизнь уже будучи в эмиграции в США. Сегодня в нашем обзоре десятка самых известных военных вертолётов.

Легкий многоцелевой вертолет Сикорский R-4 «Ховерфлай»


Первый вертолёт Сикорского VS-300 поднялся в воздух ещё в 1939 году. Конструктор лично пилотировал машину. Вид у VS-300 был совершенно примитивный, а фюзеляж даже не имел обшивки. Лётчик сидел в маленьком кресле совершенно открыто, прямо перед двигателем. Первоначально на вертолёте был установлен мотор «Лайкоминг» мощностью в 65 лошадиных сил, который приводил в движение трёхлопастной винт. Вертолет был тяжел в управлении, сильно вибрировал и продержался в воздухе всего несколько секунд.


Сикорский продолжил свои разработки и в январе 1942 представил вертолёт R-4 «Ховерфлай». Вертолёт мог развивать скорость до 120 км\ч и пролетать 180 км, поднимаясь с одним пилотом на высоту 3650 метров (на 2800 метров – с двумя пилотами). Предназначение первого военного вертолёта – связь и спасательные работы. Сикорский R-4 «Ховерфлай» состоял на вооружении в Соединённых Штатах с 1942 года и с 1945 на вооружении в Великобритании. Военная авиация эксплуатировала этот вертолёт на Аляске и во время войны в Бирме, где R-4 обеспечивал продвижение американских войск в джунглях, доставляя грузы и сообщения и эвакуируя раненных. С вооружения R-4 был снят в конце 1940-х.


Первым советским серийным вертолётом стал МИ-1. По лётно-техническим характеристикам Ми-1 походил на известный американский вертолёт Sikorsky S-51 (1949 г.). Но если американский вертолёт был выпущен небольшой серией и строился недолго, то вертолеты Ми-1 получили самое широкое применение в народном хозяйстве и в вооруженных силах СССР, а также других стран, куда вертолёт экспортировался.


С 1954 года вертолеты Ми-1 выпускались в Оренбурге, позже – в Ростове, а с 1957 года их производили по лицензии в Польше. Всего было построено более 2,5 тыс. вертолётов Ми-2. В период с 1958 года по 1968 на этом вертолёте было установлено 27 международных рекордов, в том числе рекорд скорости (141.392 км/ч), рекорд высоты (6700 м) и дальности полёта (1654.571 км). Ми-1 и сегодня находятся в эксплуатации во многих странах мира.

Ми-8 - самый популярный вертолет в мире


Вертолёт Ми-8 был запущен в производство в 1965 году. История этой машины началась в 1958 году, когда Никита Хрущёв вызвал конструктора Михаила Миля в Кремль и предложил отправиться в США, чтобы закупить несколько вертолётов фирмы Сикорского, а самое главное – осмотреть производство и выяснить возможности американских машин.

Вертолёт Ми-8 был оснащён двумя 1500-сильными двигателями с 12-ступенчатым компрессором, с кольцевой прямоточной камерой сгорания и 2-ступенчатой осевой турбиной. При отказе одного из двигателей другой автоматически выходил на повышенную мощность, благодаря чему вертикальный полёт машина выполняла без снижения высоты. Кроме 3-х членов экипажа вертолёт мог взять на борт 24 десантника или 28 пассажиров и перенести их на расстояние до 425 км с крейсерской скоростью 225 км\ч. Максимальная скорость Ми-8 - 250 км/ч.


В июне 1965 года СССР представил Ми-8 на международном авиасалоне в Ле-Бурже, и вертолёт стал настоящей сенсацией.

За 50 лет существования машины выпущено более 12 тыс. Ми-8 различных модификаций. Последняя военная модификация этого вертолёта - Ми-8АМТШ «Терминатор» предназначена для борьбы с бронированными надводными, наземными, подвижными и неподвижными малоразмерными целями, для перевозки десанта, военных грузов, раненых, для поражения живой силы противника, а также для эвакуационных операций и поисково-спасательных работ.


В ноябре 1986 года поднялся в воздух советский вертолёт Ка-31, не имеющий аналогов в мировом вертолетостроении. Главная его особенность – возможность ведения радиолокационного дозора. Вертолёт может базироваться на кораблях, а может быть использован в сухопутном варианте для решения задач ПВО наземных войск.

На борту Ка-31 установлен радиоэлектронный комплекс, позволяющий вести автоматизированный полет вертолета в любых климатических и погодных условиях по запрограммированному маршруту, обнаруживать и брать на автосопровождение до 20 целей. При том информацию о целях вертолёт передаёт на пункты управления по телекодовому каналу связи.


Вертолёт и сегодня не имеет аналогов по своим боевым характеристикам. Он способен обнаруживать воздушные цели типа «самолёт - вертолёт» на дальних рубежах на предельно малых высотах полета. Используется вертолёт и для обнаружения надводных кораблей и их сопровождения. Вертолет корабельного базирования Ка-31 способен защищать от воздушных ударов соединения боевых кораблей, которые действуют вне зоны самолетов ДРЛО и береговых РЛС. Ка-31 стоит в настоящее время на вооружении в РФ и в Индии.

Ка-50 «Чёрная акула»


Советский вертолёт Ка-50, опытный образец которого поднялся в воздух летом 1982 года, стал первым в мире вертолётом с катапультируемым сидением, обеспечивающим спасение пилота в любых режимах полета. Безопасности лётчика в этой машине уделили особое место: кабина полностью бронированная с использованием разнесенных металлических плит, общая масса которых превышает 300 кг. Испытания показали, что защита пилота гарантирована при попадании в борт машины пуль калибра 12,7 мм и осколков 20-мм снарядов.


Испытания этого вертолёта держались в строжайшей секретности. Проходили испытания неподалёку от Москвы, на виду у множества любопытствующих. Поэтому специалисты ОКБ пошли на оригинальные меры маскировки: боевую машину превратили в транспортную, дорисовав яркой желтой краской на бортах фюзеляжа дополнительные окна и двери.


Первое боевое крещение вертолёта Ка-50 состоялось в ходе антитеррористической операции армии РФ в Чечне в январе 2001 года. Машина способна выполнять боевые задачи в сложнейших горных условиях, демонстрируя в бою энерговооруженность и маневренность.


Ми-26 – крупнейший в мире многоцелевой транспортный вертолет, который используется как в гражданской, так и в военной авиации. Первый Ми-26 поднялся в воздух в 1977 году. На сегодняшний день вертолёт, который лётчики прозвали «летающая корова», является самым большим вертолётом в мире. Он способен поднять в воздух до 20 тонн груза, и не только на борту, но и на внешней подвеске. Для тяжёлых грузов предусмотрела лебёдка, поднимающая грузы до 500 кг. Вертолет вмещает 82 десантников или 60 носилок с ранеными. Максимальная скорость машины – 295 км\ч.

Sikorsky UH-60 «Черный Ястреб»


Вертолётом ХХI века многие считают вертолёт Sikorsky UH-60 «Черный Ястреб», созданный 40 лет назад. При грузоподъёмности 1500 кг на борту или до 4000 кг на внешней подвеске, он берёт на борт 14 бойцов. Сегодня существует базовая сухопутная версия UH-60 и 2 противолодочные версии - SH-60F «Ocean Hawk» и SH-60B «Sea Hawk». Есть так же линейка палубных вертолетов, вертолетов огневой поддержки, машин для спецопераций, санитарные версии и постановщики помех. Sikorsky UH-60 используется как штабной вертолёт для генералитета и чиновников высокого ранга. Сегодня этот вертолёт активно поставляется на экспорт.

Ударный вертолет Boeing AH-64 «Apache»


Культовый вертолёт «Apache» получил известность в операции «Буря в пустыне», где, как заявляли представители НАТО, успешно боролся с танками, и стал прообразом целого класса современных боевых вертолетов. Этот вертолёт регулярно используется ВВС Армии Обороны Израиля. На вертолёте установлено 16 противотанковых ракет «Хэллфайр», ракетные комплексы «Стингер» для воздушного боя и 30 мм встроенная автоматическая пушка.


Специалисты утверждают, что сегодня открытый вызов «Апачу» по летным ТТХ бросил российский Ми-28Н «Ночной Охотник». А в 2002 году экспортный вариант Ми-24 с современным БРЭО ВВС КНДР сбил из засады южнокорейский «Апач». Южная Корея потерю признала и потребовала от США провести бесплатную парка своих «Апачей». Спор не разрешён до сего времени. Американские вертолёты становились даже источником вдохновения для дизайнеров, создавших коллекцию .

«Хьюи» (Ирокез) – символ вьетнамской войны


Вертолёт «Хьюи» вместе с напалмом стал символом войны во Вьетнаме. Эти вертолёты были для американских военных «родным домом» - доставляли их на позиции, снабжали провизией и боеприпасами, подвозили снаряжение и эвакуировали с поля боя.


По статистике, за 11 лет ведения войны «Хьюи» совершили 36 млн боевых вылетов. Если взять в расчёт, что на базу не вернулись 3 тыс. машин, получается, что на 18 тыс. боевых вылетов приходилась 1 безвозвратная потеря. Результат уникальный! И это при том, что «Хьюи» вообще не имели бронирования.

Ми-24 «Крокодил» – вертолёт-гибрид


Ми-24 – транспортно-боевой советский вертолёт, первый полёт которого состоялся в 1969 году. В НАТО он получил кодовое имя «Лань» (Hind), и американские специалисты вынесли вердикт: Ми-24 вертолётом не является.


Хотя внешне Ми-24 похож на вертолет и применяется, как вертолет, с технической точки зрения – это гибрид. Он не может взлетать с «пятачка». Его визуально непропорционально большие пилоны являются на самом деле крыльями. Ми-24 создавали как «летающей БМП». И конструкторам удалось превратить тяжёлый бронированный вертолёт в один из самых быстрых боевых вертолетов в мире (развивает скорость до 320 км\ч).


«Крокодил» принимал участие в боевых действиях в Памирских горах, в ущельях Кавказа, в тропических лесах Экваториальной Африки и в знойных азиатских пустынях. Боевая слава к нему пришла в Афганистане. Этот уникальный винтокрылый штурмовик стал символом той войны. Один из афганских моджахедов в интервью американскому новостному каналу о «Крокодиле» сказал так: «Мы не боимся русских, но мы боимся их вертолетов». Ми-24 является единственным вертолетом в мире, который в воздушном бою сбил боевой самолет (истребитель F-4 "Фантом")

Изобретения помогают человечеству двигаться вперёд, развивая цивилизацию. В Советском Союзе, как и в любой другой великой стране, было много талантливых изобретателей, непревзойдённых инженеров, гениев конструкторской мысли, которые подарили миру не только полезные вещи, но и множество прорывных технологий, способствующих прогрессивному развитию человечества.

Персональный компьютер



Несмотря на то, что страной, где изобретена электронно-вычислительная техника и другие «умные» машины, принято считать США, первый персональный компьютер был изобретён именно в СССР – это исторический факт. Задолго до основания американцем Стивом Джобсом легендарной компании Apple советский учёный Исаак Брук вместе со своим коллегой Баширом Рамеевым разработал уникальный проект цифровой машины. В 1948 году Брук презентовал свою идею собранию учёных, после чего начались масштабные инженерно-конструкторские работы по созданию первого компьютерного чуда. И только в 1952 году, после четырёх лет напряжённых трудов коллектива учёных, в СССР, наконец, появилась персональная ЭВМ.


Атомная электростанция



Сегодня в мире огромный процент выработки энергии приходится на атомные электростанции. Немногие знают, что АЭС тоже изобрели в СССР. В 1951 году советское правительство дало Игорю Курчатову задание заняться исследованиями, которые подарили бы человечеству возможность эффективно использовать атомную энергию. Учёный быстро справился со своей работой, и уже через два года в Обнинске заработала первая в мире АЭС, которая находилась в эксплуатации 48 лет. 29 апреля 2002 г. в 11 ч. 31 мин. по московскому времени реактор Обнинской атомной электростанции был навсегда заглушен, и последние 13 лет АЭС действует как мемориальный отраслевой комплекс.

Телевизор и телевещание



«Информационный ящик», от которого современный человек порой не может оторваться, изобрёл советский физик Владимир Зворыкин. Свою работу ученый анонсировал в 1931 году. Через год в Ленинграде выпустили первую двадцатку советских телевизоров. Чуть позже появилось , а «информационные ящики» стали выпускать тысячами. Примечательно, что до 1967 года советский народ довольствовался лишь черно-белым вещанием, хотя Зворыкин предлагал идею цветного телевидения 35-ю годами ранее. В память о великом советском изобретателе возле столичного телецентра Останкино был воздвигнут памятник Владимиру Зворыкину и его изобретению – первому телевизору.


Искусственное сердце



В 1936 году великий хирург-трансплантолог СССР изобрёл искусственное сердце. Оно представляло собой электрический пластиковый насос. Демихов провёл опыт на собаке, заменив ей настоящее сердце электронным, с которым животное прожило несколько часов. Это был первый подобный эксперимент в мировой практике, который дал надежду на то, что через какое-то время медики смогут лечить людей с заболеваниями сердца таким способом. На протяжении десятилетий учёный совершенствовал свою методику, благодаря которой хирургам удалось спасти тысячи жизней. Сегодня во всём мире эта, хотя и сложнейшая, но уже рядовая операция по вживлению в сердце искусственных приборов помогает сохранить больным людям полноценную жизнь на много лет.


Советских изобретателей можно уверенно назвать одними из лучших в мире. И это вполне закономерно: развитие и поддержка научной школы в СССР было одним из важнейших стратегических приоритетов советского государства. Нам же, жителям бывшего СССР, остаётся только гордиться нашими учёными, открытия которых позволили вывести мировую цивилизацию на качественно новый уровень. Разумеется, в одной статье невозможно рассказать обо всех советских учёных, изобретателях, конструкторах, чьи научные открытия изменили мир. Этой статьёй мы открываем цикл публикаций о гениальных людях Страны Советов, чьими открытиями и изобретениями сегодня пользуется всё человечество.

Советские ученые - умелые ребята: 3 января в 1934-м году они провели удачный эксперимент, благодаря которому научились отслеживать самолеты радиолокационным методом. Это событие стало глобальным прорывом не только в науке, но и военной стратегии.

Первая опытная установка Рапид, работающая по принципу радиолокации, была построена в том же году. Это дало возможность обнаруживать самолеты на высоте 150 метров и на расстоянии 600 метров. Девайс себя оправдал. Таким образом в Союзе научились отслеживать перемещение различных небесных объектов с помощью электромагнитного луча.

Радиолокационная система слежения - не единственная заслуга советских ученых. Мужской журнал MPORT расскажет о не менее известных изобретениях СССР, которые тоже стали революционными прорывами в мировой науке.

Первое искусственное сердце

В 1973-м году советский студент-медик Владимир Петрович Демихов доказал всему миру, что сердце можно заменить пластиковым насосом, работающим от электродвигателя. Будущий ученый провел свой эксперимент на собаке. Животное с первым искусственным сердцем в истории человечества прожило целых два часа.

Демихов - одна из самых значимых фигур в истории советской медицины. А начинал он свое образование из обычного ПТУ, где учился на слесаря.

Первая водородная бомба

12-го августа в 1953-м году в степи Казахстана советские ученые испытали самое мощное на то время оружие в истории человечества - водородную бомбу. Мощность РДС-6 (название) составила 400 килотонн. Этот показатель в 20 раз превосходит возможности первых атомных бомб.

Взрывом были разрушены все кирпичные здания в радиусе четырех километров. Рядом расположенный мост вместе с его стотонными колоннами отбросило на 200 метров. Радиационное загрязнение среды стало причиной ужасных экологических последствий. Автор изобретения - лауреат Нобелевской премии, Андрей Дмитриевич Сахаров.

Первая баллистическая ракета

21-го августа в 1957-м под руководством Сергея Павловича Королева состоялся первый успешный запуск межконтинентальной баллистической ракеты Р-7. Мощности ее предшественников (Р-1 - Р-5) было недостаточно для того, чтобы достигнуть границ потенциального противника на ином континенте. Поэтому Королев придумал Р-7 - первую в мире сверхмощную многоступенчатую ракету.

Забавно то, что этот баллистический монстр летал на топливе, 70% которого состояло из спирта. Еще одна деталь Р-7 собиралась в Германии.

Первая АЭС

В 1951-м году советская власть поручила ученому Игорю Васильевичу Курчатову заняться научными исследованиями. которые позволили бы рационально применять энергию атома. В результате, в Обнинске (Московская область) была построена первая в мире атомная электростанция. И уже 27-го июня в 1954-м на данной АЭС Курчатов смог получить промышленный ток. Реактор работал по принципу, который до сих пор используется в отдельных типах подводных лодок.

Источник: coldwar.org

Первый искусственный спутник Земли

Королев был настойчивым ученым. Поэтому он не остановился на изобретении Р-7 и придумал ПС-1. Это первый в мире искусственный спутник Земли, который вывели на околоземную орбиту 4-го октября в 1957-м году. Он представлял собой 84-килограммовый шар диаметров 58 сантиметров с четырьмя антеннами для передачи сигналов.

ПС-1 целых 92 дня находился на околоземной орбите. За это время ему удалось 1440 раз пролететь вокруг нашей планеты. Американцы смогли построить такой же девайс спустя полтора года.

Первый телевизор и телевещание

В 1931-м году советский инженер Владимир Кузьмич Зворыкин изобрел иконоскоп - передающую электронную трубку, ставшую основой первого телевизора, который тоже придумал Зворыкин.

Первое телевещание состоялось 29-го апреля в том же году, а прадед всех механических телевизоров попал в продажу уже в 1932-м. 1934-й - год, когда советский человек стал свидетелем телетрансляции, сопровождающейся звуком.

Печально, что первый цветной телевизор в Союзе появился только в 1967-м, хотя Зворыкин систему цветного телевидения предложил еще в 1928-м.


Наши двигатели РД-181 США по сей день используют в своих ракетах-носителях

26 декабря 1991 года прекратил свое существование Советский Союз. Первая в мире страна, которая стала великой, сделав ставку не на элиту, а на трудовой народ. За считанные десятилетия СССР обошел страны полуторавекового капитализма практически во всем - триумф науки и производства сопровождали блестящие достижения здравоохранения, культуры и спорта. Но либеральные элиты, предавшие Родину, из кожи вон лезут, чтобы вычеркнуть из памяти любые наши достижения недавнего прошлого и представить Советский Союз государством полуголодным, слабым и отсталым. В год 25-летия распада СССР не грех напомнить, чем вправе гордиться Россия - правопреемница великой державы.

Если зарыться в архивах, то об успехах любой из отраслей советской промышленности, науки и техники можно написать объемистые тома. Мы же напомним лишь о немногих свершениях за 70 лет существования Советского Союза.

Атомная энергия

1928 год. Открытие квантовой природы радиоактивного альфа-распада. Явление, известное с 1896 года, впервые получило революционное теоретическое обоснование.
1937 год. В Радиевом институте в Ленинграде запущен первый в Европе циклотрон.
1954 год. В СССР испытан «Токамак» - первая в мире установка для управляемого термоядерного синтеза. На ней была достигнута рекордная температура плазмы - 10 миллионов градусов.
1954 год. В Обнинске дала ток первая в мире атомная электростанция.
1957 год. В Дубне создан первый в мире синхрофазотрон. Грандиозный прибор фантастических размеров стал революционным открытием для всей мировой ядерной физики.
1976 год. В Нижнем Архызе на Кавказе установлен крупнейший в мире «Большой телескоп азимутальный» (БТА), способный видеть звезды до 26-й величины.

Космос

1957 год. Запущен первый в мире искусственный спутник Земли, что пресса США расценила как «...уничтожающий удар по престижу Соединенных Штатов».
1959 год. На Луну спущен аппарат, предоставивший землянам первый в истории снимок обратной стороны Луны.
1961 год. Юрий Гагарин в космосе! Целых 108 минут.
1963 год. Впервые на орбиту отправилась женщина - Валентина Терешкова.
1964 год. Полет первого многоместного космического корабля.
1965 год. Алексей Леонов первым в мире вышел в открытый космос.
1966 год. Станция «Луна-9» впервые в мире совершает мягкую посадку на поверхности Луны в Океане Бурь.
1970 год. Лунный грунт бороздит «Луноход-1».
1971 год. Создана одномодульная космическая станция «Салют».
1976 год. Начало работ по созданию ракетного двигателя РД-170 - самого мощного до сих пор на жидком топливе. Новые РД-180 и РД-181 США закупали у нас вплоть до весны 2015 года. Последняя сделка - продажа 60 двигателей.
1986 год. В космосе смонтирована многомодульная станция «Мир».
1988 год. Полет совершил «Буран» - многоразовая космическая система.

Военная техника

1939 год. Танк КВ («Клим Ворошилов»). Немцы считали его лучшим тяжелым танком Второй мировой войны, который ни одна их пушка «не берет».
1940 год. Танк Т-34 позже стал лучшим средним танком Второй мировой. И самым массовым - было изготовлено 60 тысяч штук.
1941 год. 3 августа на Ленинградском фронте был произведен первый залп батареи «Катюш» - легендарной артиллерийской реактивной установки. За годы войны промышленность выпустила более 10 тысяч штук этого грозного оружия.
1943 год. Триумф тяжелого танка ИС-2. Его орудие в 1,6 раза превышало мощь пушки лучшего немецкого танка «Тигр-2.1».
1944 год. На фронт прибыли Як-3 - самые маневренные истребители Второй мировой войны. 1946 год. В войска поступили первые отечественные реактивные истребители Як-15.
1949 год. На вооружение принят автомат Михаила Калашникова АК-47 - самое массовое стрелковое оружие в мире. Его закупали армии более 50 стран. Выпущено свыше 70 миллионов штук
1949 год. 29 августа была испытана первая отечественная атомная бомба РДС-1. Наши ученые и инженеры смогли в условиях послевоенной разрухи сделать оружие сдерживания агрессоров за 2 года 8 месяцев. В США, не воевавших на своей территории, ушло лишь на месяц меньше.
1953 год. 12 августа на Семипалатинском ядерном полигоне прошли успешные испытания первой в мире водородной бомбы.
1964 год. Принята на вооружение первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета Р-7.
1964 год. Серийный истребитель МиГ-25 установил рекорд скорости - 3000 км/ч.
1969 год. Атомная субмарина «Анчар» (К-222) достигла подводной скорости свыше 80 км/ч.

1975 год. Принят на вооружение МиГ-31 - лучший истребитель эпохи «холодной войны». На его базе позже был создан МиГ-31М, который и в 2015 году считается одним из лучших в мире в своем классе. Всего на различных модификациях МиГ-31 установлено свыше 30 мировых рекордов.
1976 год. Начата разработка ударного вертолета КА -50 («Черная акула»). Принят на вооружение в 1995 году. Выпущено 15 штук.
1978 год. Поставлен на боевое дежурство стратегический ракетный комплекс шахтного базирования Р-36М (по классификации НАТО SS-18 «Сатана») - самый мощный в мире.
1981 год. Спущена на воду крупнейшая в мире атомная подводная лодка типа «Акула». Построено шесть субмарин этого типа.
1986 год. Создан полноприводный тягач МАЗ-7907, единственная в мире машина с 24 ведущими колесами. Мощность 1250 л. с.
1987 год. На вооружение поставлен боевой железнодорожный комплекс 15П961 «Молодец» - стратегический ракетный комплекс подвижного базирования. США безуспешно пытались создать такой же.
1987 год. Принят на вооружение АН-124 «Руслан», транспортный самолет с рекордной для того времени грузоподъемностью 50 тонн. Выпущено 56 машин.
1988 год. В строй вошло самое большое судно на воздушной подушке в мире - десантный корабль «Зубр».
1989 год. В войска поступил Су-30 - первый в мире серийный многоцелевой тяжелый истребитель поколения 4+ , обладающий сверхманевренностью.

Гражданская авиация и флот

1955 год. Рейсы начал совершать пассажирский самолет Ту-104, до 1958 года - единственный в мире эксплуатируемый реактивный лайнер.
1957 год. Спущен на воду атомный ледокол «Ленин» - первый в мире.
1957 год. Стал стартовым для судов на подводных крыльях «Ракета», «Метеор», «Комета» и других.
1965 год. Авиасалон в Ле-Бурже покоряет наш «Антей» - самый крупный в мире транспортный самолет грузоподъемностью 100 тонн. После его демонстрации эксперты признали СССР лидером самолетостроения.
1966 год. Создан экраноплан «КМ» - судно на динамической воздушной подушке. Западные спецслужбы назвали его «Каспийский монстр». Длина 92 м, взлетный вес 544 тонны, высота полета 4 - 14 м, максимальная скорость 500 км/ч. Предназначен для переброски десанта, пожарных и спасателей.
1968 год. Совершен первый в мире коммерческий полет сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144.

1968 год. Совершил первые полеты самый тяжелый вертолет в мире - В-12 (Ми-12). Установил рекорд грузоподъемности - 44 205 кг.
1971 год. Спущено на воду самое крупное в мире научно-исследовательское судно - «Космонавт Юрий Гагарин». Водоизмещение 45 тысяч тонн.
1977 год. Атомный ледокол «Арктика» стал первым надводным судном, приплывшим на Северный полюс.
1982 год. Запущен в серийное производство АН-124 («Руслан»), самый грузоподъемный самолет в мире.
1988 год. Первый рейс совершил самый большой в мире транспортный самолет - Ан-225 («Мрия»), созданный для перевозки многоразовой транспортной космической системы «Буран». Грузоподъемность около 250 тонн. Выпущено два самолета, один находится в рабочем состоянии.

Компьютеры и мобильная связь

1957 год. Создан первый в мире опытный переносной мобильный телефон с радиусом действия 20 - 30 км. Аппарат вместе с источником питания весил около 0,5 кг. Первый мобильный телефон в США появился только в 1973 году.
1958 год. Введена в эксплуатацию ЭВМ М-20 - самая быстродействующая электронно-вычислительная машина в мире, хотя кибернетика в СССР до 1954 года считалась лженаукой.
1963 год. Заработала первая национальная система мобильной связи в СССР - «Алтай». К 1970 году она действовала в 114 городах.
1966 год. Эру БЭСМ - больших электронно-вычислительных машин, а фактически - советских суперкомпьютеров - увенчала БЭСМ-6. Ее производительность была на уровне самой быстродействующей американской CDC-6600 при меньшем числе транзисторов и лучшей архитектуре.

1975 год. Совместным советско-американским космическим полетом «Союз - Аполлон» с нашей стороны управлял комплекс на базе БЭСМ-4, которую выпускали с 1965 года. Информацию она обрабатывала во много раз быстрее, чем американская.
1978 год. Началась эпоха супер-ЭВМ «Эльбрус». В них впервые были реализованы все основные принципы современных архитектур. Скорость обработки информации «Эльбрус 3-1» была на уровне самой современной для того времени американской ЭВМ Cray Y-MP. После прихода к власти Бориса Ельцина в 1991 году финансирование работ было прекращено. Руководитель проекта Владимир Пентковский уехал в США и стал ведущим конструктором Pentium III, в котором использованы достижения «Эльбруса».

Только факт
В 1913 году в Российской империи трудились 11,6 тысячи ученых. К 1975 году в СССР их число возросло в 100 раз и составляло 1/4 часть научных работников мира.