Эссе для логопеда в доу. Эссе «Моя профессия – учитель-логопед

Людция Гафизова
Эссе «Я - учитель-логопед»

В детстве я воспитывала и учила кукол, мечтала стать учителем и быть детям не только педагогом, но и наставником и другом. Часто я играла с подружками, где я была учителем , а они учениками. Мне безумно хотелось поскорее стать взрослой, получить специальность . Прошли годы… Вспоминая свое детство, я осознаю, что моя мечта осуществилась. Я учитель-логопед . Только разница в том, что вместо кукол, подруг я играю с детьми, которые каждый день ждут от меня чего-то нового, интересного и познавательного. Детский сад – это особый мир, где нужно быть интересным и полезным для окружающих тебя людей, дарить детям свою энергию, знания, умения узнавать новое. Здесь каждый ребенок уникален и неповторим в своем проявлении и развитии.

Я работаю учителем -логопедом с детьми старшего дошкольного возраста. Занимаюсь коррекцией нарушений звукопроизношения, развитием правильного речевого дыхания, развитием фонематических процессов, обогащением словарного запаса, совершенствованием связной речи детей. Проводится работа над слоговой структурой слова и грамматическим строем речи. В работе использую игровые методы, разнообразный наглядный материал, схемы для составления предложений и рассказов. На занятиях использую упражнения для развития общей и мелкой моторики.

Меня как начинающего педагога, как молодого специалиста каждый день волнуют вопросы, о том, как заинтересовать ребёнка, увлечь, как сделать первые шаги в мир знаний лёгкими и запоминающимися, как вызвать желание у детей приходить на занятия к логопеду с улыбкой? Чтобы быть интересной детям, я готовлюсь к каждому занятию, продумываю игровые приёмы, сюжеты, подбираю яркий дидактический материал, использую современные технические средства обучения, интернет ресурсы. Творческий педагогический подход стимулирует развитие детей, их интересов. Побуждает к самостоятельности.

Чтобы каждое занятие не было похожим на предыдущее, придумываю различные «легкие пушинки» , «веселые карандашики» , «смешные язычки» . У нас на занятиях присутствуют симпатичные персонажи, как «смышленый заяц» , «умный еж» , «хитрая лиса» и многие другие сказочные персонажи, которые увлекают и заманивают детей своими интересными играми. Или дети получают письма с посланиями и с просьбами от лесных жителей (животных, старичка-лесовичка) . Для снятия усталости провожу физкультминутки (показываем, как шуршат деревья, шелестит трава, пальчиковые игры. Для коррекции звукопроизношения мы шипим как змеи, жужжим как жуки, звеним как комарики и т. д.

Моя профессия очень занимательная, каждый день вместе с детьми я испытываю чувство радости, сострадания, другие важные эмоции. Я ощущаю себя полезной. Приносить пользу – это огромное счастье!

Работать с детьми мне очень интересно : каждый ребенок уникален и неповторим в своем проявлении и развитии. Приходя на работу, общаясь с детьми, я расспрашиваю как у них дела, чем они занимались на выходных, куда ходили? Ребята с удовольствием делятся своими впечатлениями, рассказывают интересные истории. Мое желание помочь каждому ребенку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность. Я вижу в глазах ребёнка живой интерес, узнать нечто новое, пока неизведанное. Главное – чтобы этот интерес не угасал. Думаю, что самое главное в профессиональной деятельности воспитателей, учителей , учителей -логопедов не только профессиональные, но и его человеческие качества, потому что к доброму и заботливому человеку тянутся дети, и только таким путем педагог может добиться хороших результатов.

Логопедическое занятие – это не только школа обучения и воспитания ребенка, но и добрый взгляд, ласковая речь, обаяние и красота педагога, вселяющего в них уверенность в том, что всё получится . Первый успех, а затем и множество побед окрыляют ребенка и меня, способствуют сильному желанию достичь хороших результатов. На каждом занятии я стараюсь соблюдать доброжелательную атмосферу, чтобы дети чувствовали себя свободно и комфортно.

Личность учителя -логопеда играет большую роль в коррекционной работе. Когда много отдаешь детям многое и получаешь от них. Дети, занимаясь, радуются общению со мной, радуются своим успехам и достижениям, с желанием идут на занятия и с удовольствием играют во все предложенные игры. Обучая через игру, мы добиваемся положительных результатов у детей гораздо раньше, чем при использовании традиционных методик.

Моя работа не ограничивается только работой с детьми, я включаю в коррекционный процесс и родителей. Занимаюсь просветительской работой, провожу групповые и индивидуальные занятия, беседы, оснащаю информационный стенд для родителей в уголках каждой группы, провожу практикумы, как заниматься с детьми дома, чтобы помочь ребенку. Активное участие родителей в коррекционно-развивающем образовательном процессе, позволяет значительно повысить уровень речевого развития. Приятно побеседовать с родителями, которые заинтересованы в успешном овладении детьми речью. Радует, когда результаты работы вижу не только я, но и родители. Помощниками в нашем совместном труде являются воспитатели, которым проводятся семинары, круглые столы, консультации. Они в своей работе применяют логопедические пятиминутки (пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, работают над автоматизацией поставленных звуков.

Ребёнок – главная ценность в обществе. И нам, педагогам, доверено самое дорогое – его развитие, его перспективы. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценней будут и его взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а следовательно и его личность в целом.

Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребёнка. Дети плохо говорящие становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, замыкаются в себе. При обучении ребёнка в школе недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность в своих силах. Поэтому, так важно, ещё в дошкольном возрасте выявлять и устранять у ребёнка имеющиеся дефекты произношения, учить детей говорить красиво.

Быть логопедом для меня почётно и интересно, я каждый день учу, я каждый день учусь, и надеюсь, что мои воспитанники и дальше будут радовать меня своими достижениями в освоении красивой и правильной речи.

Что бы четко говорить,
нужно с пальцами дружить

Зухра Искакова
Эссе «Моя профессия - учитель-логопед!»

Я – учитель -логопед и работаю с детьми, имеющими разные проблемы. Каждый год встречаю детей, которых очень трудно понять не только педагогам, но и самим родителям. Речь сложная, непонятная – в реке плавает «лыба» или «ыба» , на ёлке растут «фыфки» и «сыски» . Множество вопросов задаю сама себе. Оправдаю ли я возложенные на меня надежды, обязательства? Смогу ли я помочь детям подружиться с трудными звуками? Ведь одних нужно будет научить «шипеть» , других «свистеть» , а кого-то «рычать» . Как помочь ребенку, не навредив? За какую «ниточку» потянуть, чтобы распутать «клубок» невнятности речи? Какие методы и приёмы применить к каждому ребёнку?

Важным моментом в моей работе является установление положительного эмоционального контакта в первые дни общения с ребёнком. Знания, полученные вместе с положительными эмоциями, остаются в нашей памяти на всю жизнь : «Тебе скажут - ты забудешь. Тебе покажут - ты запомнишь. Ты сделаешь - ты поймёшь»… Мои воспитанники ежедневно возвращают меня в беззаботный мир детства своим умением быть искренними и наивными, верить в чудеса и волшебство. Я в свою очередь учу их красивой и правильной устной речи. Чёткость звукопроизношения, умение вести диалог, красноречиво выражать свои мысли в монологе станет большим подспорьем в школе, а в дальнейшем может принести успех в профессиональной сфере . На своих занятиях я учу детей выдержке и терпению, объясняя, что не всё получается сразу. Каждый день по крупинкам мы формируем новые умения и навыки. Но когда что-то получается, ребёнок «зарычал» , «зашипел» или научился произносить сложное слово, этот маленький человечек счастлив и горд за себя. Вот из таких маленьких побед и состоит работа учителя-логопеда .

Большое внимание я уделяю работе с родителями воспитанников. Объясняю им, что они самые главные помощники для своих детей в этом сложном и неизведанном мире. Только родительское внимание, терпение, поддержка, заинтересованность в детских успехах является важнейшим мотивационным компонентом в логопедической работе. Совместная работа учителя -логопеда и родителей делает ребёнка более трудолюбивым, целеустремлённым, уверенным в своих силах, а в дальнейшем, окрылённым своими достижениями, стимулирует на покорение новых высот.

Общение с педагогами оставляет огромный след в душе человека на всю жизнь. И только от нас зависит, какой это будет след – светлый и добрый или пустой и ни о чем не говорящий! Возможность говорить, общаться – это удивительный дар природы. И с этим даром нужно обращаться не только бережно, но и умело. На формирование способности заговорить природа отвела не так уж много времени – это период от рождения до 8-9 лет. После 9 лет природа отбирает эту возможность, закрывая речевую зону коры головного мозга. Какую же ответственную задачу возложила сама природа на меня, учителя-логопеда !

Горы перечитанной литературы, открытые занятия, советы коллег, курсы повышения квалификации, семинары, методические объединения, воплощение новых идей, приемов – всё это работает на эффективность коррекционной работы, на приобретение бесценного опыта, на развитие ребенка. Любой самый маленький момент занятия должен способствовать развитию тех или иных психических функций. Бесспорно, успех в работе зависит от глубоких профессиональных знаний учителя-логопеда , его осведомленности об отечественных и зарубежных достижениях смежных с логопедией наук, а также от творческой активности и инициативы.

Я думаю, что учитель -логопед – это педагог, в котором сочетаются артист, музыкант, дизайнер, дипломат, психолог…

Почему артист? Да потому, что любое слово, фразу, предложение нужно так произнести, чтобы ребенок захотел говорить красиво. Дети с удовольствием втягиваются в театрализованное действо, в котором начинают слышать и понимать слово, подтверждая мысль Я. Корчака о том, что дети – «артисты, фантазеры, и поэты, и исследователи, и художники» .

А еще учителю -логопеду нужно быть музыкантом, чтобы уметь правильно ставить речевое, а значит певческое дыхание. Пропеть гласные звуки, передать ритм – кто как не музыкант, а значит, и учитель -логопед может это сделать! Отождествляя речь и музыку, еще Аристотель писал : «Приятная для слуха речь – своего рода музыка» .

Дизайнер… Отчего же учитель -логопед еще и дизайнер? Да оттого, что он создает удобства, красоту, экономичность, т. е. условия для овладения речью. Что может располагать к общению? Привлекательная окружающая обстановка, каждый предмет в которой несет в себе смысловую нагрузку, эстетическое удовольствие и обязательно тайну или загадку. Только так ребенка можно увлечь, заинтересовать и пригласить к диалогу. Ребенок и сам принимает участие в создании обучающей среды, принося любимые игрушки, игрушки-самоделки. И тогда окружение становится малышу близким и дорогим, поскольку рядом с ним частичка его дома.

Личность учителя -логопеда многогранна. Она аккумулирует в себе профессиональную компетентность , речевой этикет, культуру межличностных отношений, выдержку и терпение, толерантность, доброжелательность и находчивость, а еще у логопеда в распоряжении есть улыбка. По меткому выражению В. Солоухина, «душа зябнет и каменеет без улыбки» . Каждое утро я начинаю с главного артикуляционного упражнения «Улыбка» : улыбнись себе, улыбнись другим, и мир улыбнётся тебе. А если к улыбке прибавить еще доброе, умное, красиво сказанное слово? Мы порой не замечаем, какова роль Слова в нашей жизни. А ведь её и представить невозможно без звуков речи. Смех детей, их весёлый лепет наполняют нас радостью. Слова и песни о любви дают силы жить. Стихи и проза возвышают и воспитывают. Лозунги вдохновляют на новые достижения. Недаром мудрец Еврипид считал Речь царицей всех наук. Человек способен словом влиять на других, убеждать, спорить, производить впечатление, достигать успеха, управлять, получать удовольствие от фильма, понимать юмор и шутить, создавать поэмы, песни и даже спасти Словом. Это ли не чудо! Учитель -логопед – образец для окружающих, не только для детей, но и взрослых.

Оптимизм, терпение и целеустремлённость – эти три качества помогают мне в познании профессии « Учитель-логопед » .

Самые запоминающие моменты в моей деятельности – это дети, которым помогаю преодолеть речевые проблемы, доброжелательные, благодарные слова родителей. Терпеливо, шаг за шагом, стремлюсь к достижению поставленной цели. Как приятно видеть, когда у ребёнка совершенствуется речь. И он радуется своим успехам. Как мало надо для счастья маленькому человеку. И, как здорово, что именно я помогла ему в этом. Вот за это я и люблю свою профессию . С одной стороны, за те трудности, преодоление которых помогает двигаться вперед, мыслить, совершенствоваться, с другой стороны, за радость и счастье в глазах ребенка впервые правильно произнесшего, звук или сложную фразу.

Ежедневно и ежечасно дети нуждаются в нашем внимании, в нашей любви и в нашей помощи. Все вместе мы радуемся, и, неизвестно, кто больше – ребенок, родители, воспитатель или логопед, когда «Ура! Наконец-то победили трудный звук!» А для меня самое главное, что маленький человечек поверил в свои силы, преодолел себя, что родители не только радуются этой первой маленькой победе, но и осознают, видят свой вклад в такое трудное, интересное и самое важное дело – воспитание, развитие, обучение детей.

Считаю, что мое призвание – научить детей видеть мир во всем его многообразии. Когда я вижу своих детей, то становится радостно оттого, что могу быть с ними откровенной, каждый день дарить радость открытий, быть им другом и мудрым наставником.

Детский сад для меня гораздо больше, чем работа, это то место, где в любую погоду меня согреют ребячьи сердца и всегда светит солнце в моей душе.

Повезло ли мне с выбором профессии ? Я уверена : если дети с удовольствием идут ко мне на занятия, значит, я всё делаю правильно. Я счастлива, что вижу плоды своего труда; знаю, что мои воспитанники выберут разные дороги в жизни, и им обязательно пригодится красивая грамотная речь.

Учитель -логопед – прекрасная профессия , которой я горжусь. С одной стороны - это ежедневный кропотливый труд, с другой стороны - радость от результатов этого труда. Счастье понимать, что твоя работа является маленьким трамплином для успешного интеллектуального, речевого и личностного развития детей.

И вот опять новый день. Новые встречи. Новые интересы. Новые любопытные детские глаза. Считаю, что судьба одарила меня счастьем! Каждый день я прихожу в свой любимый детский сад, вижу распахнутые и доверчивые глаза своих воспитанников. Я радуюсь успехам своих ребят, сопереживаю их неудачам. Мне хочется взять детские ладошки в свою руку и повести их в удивительный мир открытий…

АНАСТАСИЯ ЗЛОБИНА
Эссе «Я-логопед» (мои рассуждения о выборе профессии, понимание миссии педагога в современном мире)

Мы часто повторяем, что о человеке судят по его делам, но забываем иногда, что слово тоже поступок. Речь человека - зеркало его самого. Л. Н. Толстой

Когда я была маленькой, меня всегда спрашивали, кем хочу быть, когда вырасту. Я уже тогда хотела стать педагогом , так как в нашей семье уже формировалась учительская династия. Я выросла, и моё желание посвятить себя педагогическому мастерству осуществилось, а именно, окончила педагогический университет , проработала в школе социальным педагогом , учителем иностранного языка и, наконец, попала в детский сад.

Если то, что происходит в жизни со мной, полностью соответствует тому, что я думаю и как говорю, то с изменением своих мыслей и своей речи изменится и моя жизнь, окружающий мир. (В. Синельников «Таинственная сила слова» )

В 1996 году я поступила в ЗабГПУ им. Н. Г Чернышевского на факультет дошкольной педагогики , получила специальность «социальный педагог » . В процессе обучения понимала , что сделала правильный выбор . В 2001 году моё обучение подошло к концу, и, получив определённый багаж знаний, я устроилась на работу в школу. Много лет я меняла место жительства и места работы (в связи с переводом мужа, военнослужащего, получая и обогащая свой профессиональный опыт .

В профессию логопеда я пришла уже состоявшимся педагогом детского сада . Сначала работала музыкальным руководителем, так как окончила музыкальную школу, затем руководителем физкультуры и воспитателем детского сада. Работу воспитателя начала с подготовительной группы, затем младшей, чему очень рада : вместе привыкали к детскому саду, росли, играли, познавали мир… Были у нас и расставания … учёба на курсах повышения квалификации… Получив знания, спешила к своим детишкам. Когда, наконец, по истечении долгого периода педагогической работы , мне посчастливилось стать логопедом, моему ликованию не было предела.

К профессии «педагог – логопед » я подошла уже более осознанно. Работая с детьми, видя, какие речевые проблемы у детей, я решила – буду помогать детям в овладении правильной речью (на пятом курсе социальной педагогики я получила направление по логопедической работе в детском саду).

Первый вопрос, который я себе задала, будучи логопедом, это расшифровка понятия. Логопедия означает в переводе с греческого “воспитание правильной речи”

К. А. Аксаков писал : «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира». Воссоздание это идет всю жизнь, но особенно интенсивно в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Через слово передаётся настроение, чувства, отношение к окружающим, миру. Слово является связующей нитью в общении людей. Очень важно при воспитании и обучении ребёнка произносить слова, фразы, предложения так, чтобы он захотел говорить красиво, и что, не менее важно, правильно.

Считаю важным для себя, что я логопед именно детского сада, так как этот возраст является сенситивным периодом развития речи малыша, период развития нервной системы, когда создаются наиболее благоприятные условия для развития ребёнка в целом. А, как известно, больше речевых нарушений именно в дошкольном возрасте. Работать с детьми очень интересно. Ведь детский сад – уникальная страна, где живут самые искренние, добрые, терпеливые, творчески активные и удивительные люди. Но, к сожалению, всё чаще встречаются дети с нарушениями речи. Речь снижена из-за ухудшения здоровья, неосведомлённости родителей в вопросах речевого развития и множества различных факторов, отрицательно влияющих на развитие ребёнка. И моя главная задача – помочь тем, кто нуждается в моей помощи.

Раннее выявление речевых нарушений способствует быстрому их устранению. Когда ребёнок неправильно произносит звуки, он чувствует себя неуверенно, скованно, не любит участвовать в различных мероприятиях, что оказывает отрицательное влияние на формирование личности и на всё психическое развитие ребёнка. Помочь такому ребёнку раскрыться, стать уверенным, способным преодолевать любые трудности – задача логопеда . Для этого я изучаю соответствующую литературу, перестраиваю работу, ввожу изменения в ведении документации. Каждый день мне нужно искать пути самосовершенствования, самообразования, для этого участвую в ежегодных открытых мероприятиях для специалистов, педагогов , родителей, выступаю на районных методических объединениях. Ведь любой педагог может называться педагогом с большой буквы , только тогда, когда он не стоит на месте, постоянно учится и повышает свой уровень профессионализма .

Я согласна с утверждениями разных логопедов, что мы должны быть и актёрами, и музыкантами, и дизайнерами, и психологами. Введение в занятия театрализованной деятельности, умение прочувствовать персонажей и передать их мимику, жесты, звуки, позволяет им стать ярче, интереснее как для педагога , так и для детей, которые всё хорошо чувствуют. Владение музыкой помогает мне в развитии фонематического слуха, на занятиях используем логоритмику и отстукивание ритма с помощью различных средств. Отождествляя речь и музыку, ещё Аристотель писал : «Приятная для слуха речь – своего рода музыка» . Дизайнер – оттого, что логопед создаёт удобства, красоту, что располагает к общению с ребёнком.

Чтобы ребёнка заинтересовать, необходимо создать ребёнку определённые эстетические условия, удобство, красоту для овладения речью. Привлекательная окружающая обстановка, эстетическое оформление, игровой материал… только так можно ребёнка заинтересовать, увлечь, пригласить к диалогу.

Нельзя забывать и об улыбке… По меткому выражению В. Солоухина – «душа зябнет и каменеет без улыбки» . Только она способствует расположению, раскрепощению, вызывает желание общаться, побуждает к доверию, создаёт доброжелательный эмоциональный фон.

Чтобы создать те самые условия, нужно стать на время ребёнком и представить, что же будет ему интереснее и красивее.

Артикуляционную гимнастику мы проводим с помощью сказок, весёлых картинок. Применяя метод биоэнергопластики (игрушка лягушка «Весёлый язычок» , перчатки, занятия становятся ещё более увлекательными. Массаж пальчиков проводим с красивыми яркими мячиками, ковриками, «узловочками» , путешествуя по сказкам. Пальчиковые и артикуляционные упражнения выполняются в игровой форме. С помощью сказочных героев дети учатся произносить и закреплять звуки.

Чтобы научиться правильно дышать, используем дудочки, зонтики, листики, снежинки, пёрышки и разные игры с ватными шариками…

В таких условиях безразличие исключается, ребёнок с удовольствием включается в работу. Занятия я провожу в доверительной обстановке с добрыми, насыщенными положительными эмоциями. На каждое подгрупповое занятие «приходит гость» . Игрушки погружают детей в игровую ситуацию, дети учат их тому, чему учатся сами.

«Дети должны жить в мире красоты , игры, сказки, рисунка, фантазии, творчества». (В. А. Сухомлинский) . Ребёнок и сам принимает участие в создании благоприятной обстановки, принося любимые игрушки, поэтому обстановка становится ребёнку близкой и дорогой, поскольку рядом с ним частичка его дома. Чтобы быть интереснее, я готовлюсь к каждому занятию, продумываю игровые приёмы, сюжеты, использую интернет-ресурсы. Ведь в руках логопеда самая дорогая ценность – ребёнок, его развитие, перспективы.

Никогда не забуду день, когда я впервые увидела светящиеся глаза ребёнка от того, что он услышал правильный звук! Насколько меняется речь ребёнка! Это и есть самая высокая награда! Значит, я не только просто носитель и передатчик информации, но и создатель эмоционального настроя. Первый успех, а затем множество побед окрыляют ребёнка и способствуют сильному желанию достичь хороших результатов.

Я согласна с теми, кто говорит, что главное в педагогической деятельности – личность педагога , его человеческие качества, потому что чёрствый, грубый педагог не сможет добиться хороших результатов. И наоборот, добрый и внимательный педагог воспитывает одним своим присутствием.

Очень большое значение в моей работе имеет работа с семьёй воспитанников. Как я уже писала, родители мало информированы в вопросах речевого развития своего ребёнка. Поэтому проводим консультации, беседы, открытые занятия и праздники, презентации. Только совместная работа логопеда и родителей даёт возможность достичь максимальных результатов. Родители должны понимать , что мы звенья одной цепи : ребёнок – родители – воспитатели – логопед. И стоит хотя бы одному звену выпасть, вся работа по устранению дефектов будет проходить более длительное время.

На практике приходилось сталкиваться с разными по статусу семьями. И здесь, тем более, важно найти контакт со всеми, быть своего рода психологом. Родители хотят полное разъяснение, участие, другие же отстраняются, нужно разговаривать с ними более твёрже и настойчивее.

Итак, конечный результат в работе логопеда – это чистая , грамотная, правильная речь ребёнка. Когда педагог слышит правильную речь детей, которых он обучал, то становится очевидным, почему настолько важна профессия логопеда .

Сбылась моя мечта! Теперь я самостоятельно работаю педагогом- логопедом . Работа очень ответственная и непростая. Дефекты речи негативно влияют на психическое состояние ребёнка. Если в дошкольном возрасте не решить речевые проблемы ребёнка, могут возникнуть значительные трудности в школьном обучении.

Не буду скрывать, мне сейчас нелегко, коррекционная работа идёт сложно, медленно, дети до этого никогда не посещали логопеда . Но я тружусь, вместе с ними учусь – выдержке, терпению, пониманию , отзывчивости и доброте, потому что без этого мы не достигнем желаемого результата. Терпение и оптимизм – сейчас важные для меня составляющие в работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Желаемый результат будет не скоро, но мы обязательно к нему подойдём. Я должна служить этой профессии , не останавливаться и не опускать руки перед любыми трудностями, которых в нашей профессии возникает огромное множество каждый день.

Главная моя цель – дать стартовые возможности каждому воспитаннику, независимо от имеющихся у него проблем. Чтобы каждый малыш шёл по жизни смело и уверенно, чувствовал себя хорошо и был счастливым. Ведь счастливые дети – это счастливое будущее нашей Родины, но и нашего маленького Кокуя. Я стараюсь поставленные задачи решать.

Профессия логопеда тем и хороша , что на твоих глазах меняется маленький человек, расширяется круг его возможностей.

Моя профессия многогранна и интересна.

Её выбирают люди творческие, бесконечно влюблённые в своё дело. И недаром логопедам посвящены такие слова :

Теперь знакомы мы с профессией прекрасной ,

Вам лишь осталось постучаться в кабинет

В больнице, школе или детском саде

С табличкой скромной «Логопед»

В последнее время при беседе с детьми старше четырёх лет часто сталкиваюсь с тем, что ребёнок затрудняется рассказывать о себе (составлять рассказ из собственного опыта), не говоря уже о серии картинок или сюжетной картинке. В процессе разговора задаю маленькому собеседнику вопрос «Какие сказки ты знаешь?» В ответ редко когда можно услышать названия произведений художественной литературы (3-4 человека из 20), а второй вопрос «Читает ли тебе мама сказки?», как правило, дети отвечают «Нет».

Очень жаль, что родители не задумываются, насколько простым и доступным способом можно улучшить не только речь ребёнка, но и помочь формированию психологической базы. Ни для кого не секрет, насколько интересен и увлекателен сказочный мир для подрастающего человека.

Каждый ребёнок – это фантазёр и выдумщик. Прежде всего, сказка близка ему по своим событиям. Дело в том, что ребёнку очень легко и просто представить себя героем происходящего в сказке.
Сказка показывает и рассказывает, как жили люди раньше, что они носили, ели, каким был быт. Архаизмы (устаревшие слова) помогают понять эпоху того времени, благодаря сказкам мы начинаем знакомить ребёнка с историей нашего государства.

Кроме того, дети, слушая сказки, понимают происходящее, не зная значения многих слов. Это возможно благодаря интонации читающего: ускорение темпа чтения, увеличение громкости говорит о том, что происходит что-то страшное, идёт какая-то борьба, спокойный голос, замедленный темп речи — символизирует, что всё закончилось благополучно.

Речь сказочников выразительна и многоцветна. Сказочник играет словом, красота родного слова, правильное построение предложений, например, «ни в сказке сказать, ни пером описать» это одна из причин того, что слушать сказки очень полезно. Ребёнок усваивает значение многих слов, понимает их, значит, накапливается его понятийный словарь. После этого он эти слова начинает использовать в своей речи, благодаря чему речь становиться живой, грамотной, выразительной. Любому собеседнику приятно общаться с таким ребёнком, а ребёнку вдвойне приятно, потому что он без затруднений подбирает нужные слова, правильно выражает свои мысли.

Слушая сказку нельзя остаться равнодушным к тому, что происходит. У слушателя и у читающего возникает чувство сопереживания герою, ребёнок начинает болеть за героя, очень часто у него возникает желание помочь. Кроме того, дети становятся фантазёрами и придумывают свой план, как помочь человеку или зверю, попавшему в беду.

Благодаря сказке у детей начинает вырабатываться чувство ритма. Все мы знаем сказку «Репка». Вслушаётесь в то, как вы произносите строки из этого произведения. Словно стихотворение: понижение, повышение интонации, определённый ритм, заданный с самого начала сказки.

Нельзя не отметить, что сказки способствуют развитию психологической базы речи. Благодаря им, у ребёнка развивается память (просите своих детей вспомнить последовательность развития событий), развивается речь (ребёнок, рассказывая сказку, использует те слова, которые были в самой сказке, старается правильно воспроизвести последовательность слов в предложениях), развивается внимание (нужно быть внимательным во время прослушивания сказки и во время её рассказывания, так как при воспроизведении сказки необходимо сохранить авторскую последовательность), развивается воображение (ребёнок не только использует материал сказки, но и вносит свои изменения).

Итак, сказанное ранее позволяет нам доказать, что чтение сказок благоприятно влияет на развитие каждого ребёнка.

У ребёнка формируется правильная эмоциональная база, развивается речь, восприятие, мышление, память, воображение, кроме того, он узнаёт историю России: быт людей, живших раньше.

Знакомить ребёнка со сказкой необходимо родителям, потому что сказка важна и нужна для гармонично развивающейся личности: это и формирование эмоций (сопереживание, а не грубость и чёрствость – что сейчас ярко выражено в нашей действительности: в компьютерных играх, в комиксах, в современных мультфильмах), это расширение и обогащение словаря красивыми словам, которые встречаются в нашем богатом языке, это совершенствование связной речи, психологических процессов.

Очень грустно от того, что родители, в силу своей занятости, в силу финансовых затруднений, не помогают детям понять, осмыслить всю красоту окружающей действительности, а потом, когда ребёнок уже сформировался как личность не эмоциональная, грубая, чёрствая, с трудом изъясняющаяся (как устно, так и письменно), пытаются что-то менять, но уже (как правило) поздно.

Название: Эссе учителя-логопеда детского сада «Сказка в мире ребёнка»
Номинация: Детский сад, Аттестация педагогических работников ДОУ, Эссе, Детский сад

Должность: учитель-логопед
Место работы: МБДОУ – детский сад № 546
Месторасположение: г. Екатеринбург, Свердловская область

Работа логопеда в дошкольной образовательной организации является сложной и ответственной, что обусловлено, во-первых, необходимостью коррекции трудно устранимых дефектов речи, и во-вторых, наличие существенных различий в специфике деятельности логопеда и всех остальных работников ДОУ. Помимо этого накладывают свой отпечаток изменяющиеся образовательные реалии.

Логопедия построена на взаимодействии с детьми, имеющими определенные затруднения в развитии, что налагает на логопеда дополнительную ответственность и повышенную психологическую нагрузку. Занятия с детьми носят преимущественно индивидуальный характер, что позволяет полностью индивидуализировать подход к каждому ребенку, однако это требует от самого логопеда высоких профессиональных навыков, позволяющих определять особенности и потребности детей и использовать данное знание в своей педагогической практике. Поэтому логопед должен хорошо разбираться не только в педагогике и своей узкоспециальной области, но также и в детской психологии, что может вызвать большие затруднения. Одна из основных проблем, с которой сталкиваются логопеды – осознание потребностей ребенка, сочетающееся с неэффективным их отображением в практической деятельности. Иными словами, многие логопеды понимают, что нужно ребенку, но не до конца способны адаптировать учебный процесс под его нужды и потребности. Происходит это по разным причинам – из-за сложившихся шаблонов в работе, большого числа детей, нуждающихся в коррекции речи, недостаточного опыта логопеда. Способ преодоления данной проблемы только один – это постоянное совершенствование своей профессиональной компетентности, что можно сделать посредством чтения специализированной литературы, участия в лекциях и мастер-классах, общения с коллегами-логопедами. Вместе с тем специфика профессиональной культуры логопеда заключается в умении анализировать и обобщать параметры речевого и психического развития ребенка. При этом необходимо помнить, что от качества образования, полученного в ДОУ, во-многом зависят успехи детей в школе. В том случае, если у детей имеются нарушения в речи, то логопед должен оказать посильную помощь в их коррекции, что является проявлением одной из базовых задач дошкольного образования, а именно начальной социализации ребенка. Постановка правильной речи должна осуществляться в раннем возрасте, поскольку это влияет на всю дальнейшую жизнь ребенка.

В отличие от обычных воспитателей, проводящих групповые занятия, результаты логопедических занятий носят индивидуализированный характер и прямым образом сказываются на качестве жизни ребенка, потому как плохо функционирующая речь порождает большое число проблем, таких как неуверенность, затруднения в выражении своих мыслей. Если вовремя не скорректировать имеющиеся нарушения, то это может отрицательно сказаться на всей дальнейшей жизни ребенка. В связи с этим логопед должен обладать такими личностными качествами, как развитое чувство ответственности, способность устанавливать плодотворное взаимодействие с каждым ребенком, доброжелательность, оптимизм, стремление к профессиональному и личностному развитию.

Как уже было сказано ранее, между логопедом и иными работниками ДОУ имеются определенные различия. Не хотелось бы показаться некорректной, однако скажу, что логопеды, как правило, испытывают большую эмоциональную нагрузку, нежели другие педагоги. Если педагог, проводящий групповые занятия, имеет большую свободу в выборе форм и методов обучения, может в ходе занятия переключиться с одного вида деятельности на другой, применять различные технологии, то логопеды в силу специфики работы должны сосредотачивать внимание на конкретных детях и нарушениях их речи. К тому же, по причине специфичности профессии логопеда иные педагоги ДОУ не всегда могут помочь советом, поэтому, при возникновении затруднений, логопеды должны либо самостоятельно из разрешать, либо устанавливать контакты с логопедами из других организаций, что требует сил и времени. На мой взгляд логопеды должны активно участвовать в профессиональном общении с другими педагогами ДОУ, чтобы узнать детей с другой стороны и развивать внутренние связи, поскольку полноценное развитие обучающихся возможно лишь при комплексной работе всего педагогического состава. Однако, если возникают узкопрофессиональные вопросы, то для поиска ответа необходимо искать источники информации и опыта не только внутри ДОУ, но также и во вне.

Безусловно, на работе логопеда сказываются организационно-структурные изменения и требования ФГОС ДО. На мой взгляд, ДОУ не хватает преемственности со школой и иными организациями. Большим потенциалом обладает установление связей со спортивными секциями и школами искусств, для поступления в которые дети могли бы подготавливаться еще в стенах ДОУ. Также дело обстоит и со школой – ДОУ это не место, где родители просто могут оставить ребенка, пока находятся на работе – это самостоятельная ступень образования, которая закладывает фундамент для школьного обучения. Для того, чтобы подготовить детей к школе и достичь всех поставленных во ФГОС ДО целей и задач, необходим слаженный труд всех педагогов организации, что, к сожалению, понимает далеко не каждый педагог. Логопеды сильно ощущают потребность в активном включении в логопедический процесс большого числа лиц, для чего они работают с родителями, поясняя им пользу самостоятельных домашних занятий с детьми, общаются с педагогами на предмет учебных успехов и затруднений детей, пытаются внедрять инновационные технологии. Конечно же, использовать весь арсенал возможных действий трудно, так как все мы люди и имеем ограниченное число времени, однако чувство профессионального долга позволяет всегда двигаться вперед. Работа логопеда является особой, на нее идут только те люди, которым она интересна и которые неравнодушны к результатам своего труда. Включению наибольшего числа лиц в логопедический процесс способствует развивающаяся в России концепция инклюзивной образовательной среды, которая подразумевает учет индивидуальных особенностей детей каждым педагогом в рамках своих занятий.

Отдельно хочется сказать о повышении квалификации. Работа логопеда зависит как от специфики логопедии, так и от организационно-структурных вопросов, поэтому все курсы повышения квалификации должны иметь комбинированное содержание, перекликающееся с практической деятельностью логопеда. Также нужно отметить, что для логопедов (как, впрочем, и для всех остальных работников) важны мастер-классы, научная деятельность, однако это должно осуществляться постольку, поскольку способствует росту повседневного профессионализма. Логопед должен сам осознавать, какие средства и формы ему необходимы для развития, и гармонично сочетать их. Основным показателем эффективности работы являются успехи воспитанников, достижение которых должно осуществляться в первую очередь.

Работа логопеда в ДОУ сопряжена с большим числом сложностей, разрешение которых является сложной задачей. На первый взгляд может показаться, что те многочисленные меры, которые необходимо предпринимать для улучшения качества работы, перечисляются лишь для пафоса, чтобы соответствовать ряду формальных критериев, однако это не так. На повседневном уровне все теоретические выкладки обретают практическую значимость – это происходит между делом и проявляется в чтении свежей литературы по логопедии и психологии, в своевременном ознакомлении с обновляющимися требованиями, в планомерном внедрении новых технологий, в общении с другими педагогами. К примеру, для того, чтобы просто наполнить веб-страницу ДОУ (если она имеется, что весьма желательно) логопедическими упражнениями для ознакомления с ними родителей детей, нужно освоить большое число технологий и уметь преподать материал в нужной форме. Все опытные логопеды в той или иной форме занимаются саморазвитием, у них имеется объективная потребность в передаче накопленных знаний. Те логопеды, которые только пришли в профессию, активно знакомятся с ее практическими особенностями. Таким образом, все процессы, связанные с повышением профессионализма, носят текущий характер и протекают на протяжении всей профессиональной деятельности, являясь отражением как образовательной реальности, так и профессиональных потребностей самого логопеда. Каждая профессия имеет свои сложности и подводные камни, и для того, чтобы стать хорошим специалистом, необходимы долгие годы упорного труда. К счастью, общение с детьми с лихвой компенсирует все рутинные моменты.