Если человек испытывает чувство вины. Психические расстройства чувство вины. Причины возникновения чувства вины


Чувство вины из всех живых существ, присуще только человеку. Но всегда следует определиться, на самом деле вы виноваты, или только чувствуете себя таковым. Довольно часто это чувство возникает без реальных причин и нам только кажется, что мы в чем-то виноваты. В этой ситуации надо постараться избавиться от такого душевного груза. Не существует ни одного человека, которому незнакомо чувство вины за какие-то поступки или слова. Но реагируют люди по-разному: некоторые ищут положительные моменты в своем состоянии, что помогает им учиться на собственных ошибках, а другие испытывают такие душевные муки, которые не проходят годами. Чувство вины способно основательно испортить жизнь людям, особенно ответственным и совестливым.

Причины возникновения чувства вины.

Разновидностей этого чувства встречается великое множество в зависимости от ситуации и психологических причин, которыми оно вызвано. Далее рассмотрим некоторые из них.

  • 1. Вы чувствуете себя виноватым за то, что злитесь на других людей. Вы убеждены, что хорошим людям злость чужда. Чувство вины отягощается особенно в тех ситуациях, в которых злость вызывают очень близкие люди. Например, родители сердятся на ребенка за его плохое поведение, они испытывают гнев, но внешне его не проявляют, так как считают, что хорошие мать и отец не должны злиться на собственных детей. А то, что это, все же, происходит, служит причиной возникновения чувства вины. На самом деле убеждение, что любовь и злость не могут существовать вместе, ошибочно, они не исключают друг друга. Вы можете злиться на любимого человека. А вот равнодушным быть не должны. Чувствуя себя виноватыми, родители не хотят наказывать ребенка за проступки, что в результате приводит к вседозволенности.

    Чувство вины, порой, испытывают и дети, злясь на родителей. Мы привыкли к тому, что неправильно испытывать негативные эмоции по отношению к воспитавшим и заботившимся о нас людям. Но жизнь знает множество примеров, когда причины для злости в этой ситуации, все же, возникают. Живя с таким чувством вины, человек не решается быть самостоятельным и делать что-то вопреки родительской воле. Это происходит потому, что повзрослевший ребенок убежден, что пойти наперекор мнению родителей, будет непорядочным по отношению к ним. В результате чувство вины перерастает в зависимость от них. Если же разрыв с родителями произошел, то это тоже оставляет чувство вины на всю жизнь.

  • 2. Вы испытываете чувство вины за негативные эмоции. Одним из примеров таких эмоций может служить ревность. Опять же, ошибочное мнение, что ревность унизительна, что умный и цивилизованный человек не должен испытывать подобное чувство. Но, ревность и любовь всегда идут рука об руку. Если ваш любимый или любимая уделяют большое внимание другому человеку, при этом испытывая удовольствие от общения с ним, как тут не ревновать. Ревность не зависит от образованности, от пола человека, от национальной принадлежности, от интеллекта. Но точно можно сказать, чем сильнее человек любит, тем болезненнее его ревность. А также чем больше человек подвержен паранойе, тем больше у него шансов испытывать ревность.

    Другим примером негативных эмоций, вызывающих чувство вины, является зависть. Причина возникновения чувства вины в этом случае аналогична предыдущей. Зависть принято считать непорядочной и глупой. Однако, это снова ошибочное утверждение, это вполне естественная эмоция, которую мы ощущаем, видя, что кто-то достиг чего-то или имеет что-то такое, чего нам тоже хотелось бы. И неважно материальные ли это блага или карьера, или талант, или семейное положение, да много существует вещей, которым можно позавидовать. Пока зависть существует в пределах разумного, она даже может служить толчком к развитию. Но, превышая допустимый порог, она становится «черной» и разрушительной для психики.

    Вы должны понять, что любая отрицательная эмоция до какого-то предела – созидательна, а после него начинает разъедать душу. Не надо бояться отрицательных чувств, если они не слишком интенсивны.

  • 3. Вы испытываете чувство вины за свои действия и поступки. Вы совершили какой-то поступок, зная, что это неправильно и плохо. В качестве примера можно привести измену. Если человек верующий или совестливый, то чувство вины за измену будет преследовать его долгое время, порою, и всю жизнь. Но ведь не всегда измена неоправданна.

    Чтобы помочь себе справиться с ситуацией, попробуйте разобраться, настолько ли ваш поступок плох, что мешает нормально жить. А вдруг это, всего лишь, общественное мнение, и вам следует научиться не зависеть от него.

  • 4. Вы чувствуете себя виноватым в равнодушном отношении к людям. В пример можно привести семейные отношения, когда один из супругов охладел к другому, который продолжает его любить. Или, например, к вам проявляет повышенное внимание хороший человек, а вы не можете ответить взаимностью.

    Это ложное чувство вины, так как нельзя заставить себя полюбить кого-то по приказу рассудка, как и разлюбить тоже.

  • 5. Вы испытываете чувство вины за отсутствие результата каких-то своих действий. Особенно это характерно для людей, предъявляющих к себе высокие требования. Для таких людей важным является слово «должен»: должен поступить в ВУЗ, должен заработать много денег, должен достичь высот в творчестве и т.д. Не добравшись до планки, которую они себе установили, эти люди начинают испытывать чувство вины и причисляют себя к неудачникам, несмотря на то, что на общем фоне они выглядят успешными.

    Избавление от чувства вины в этом случае может придти только с навыками получать удовлетворение не только от достигнутого, но и от самого процесса достижения.

  • 6. Вы испытываете чувство вины от того, что не все сделали, что могли для другого человека. Это характерно для людей, отличающихся добрым характером. Они стремятся все сделать так, чтобы всем было хорошо, особенно их близким. Видя страдания другого, эти люди начинают копаться в себе, выискивая, что именно они сделали не так или не то сказали, или были недостаточно внимательны к чужим проблемам и не сделали все возможное по их предотвращению. Причиной возникновения чувства вины в таком случае является ошибочное убеждение, что они и только они могут сделать счастливым другого человека.

    Избавление от этого снова в понимании того, что нельзя всю ответственность за жизнь других взваливать на себя. Каждый сам хозяин своей жизни.

  • 7. Вы только предполагаете что-то сделать неправильное, но уже испытываете чувство вины за поступок. Например, человек, вступая в отношения, уже заранее обдумывает варианты расставания, и каким непорядочным он будет ощущать себя после этого. Это приводит к отказу от отношений вообще. Такой человек всегда просчитывает, какие неприятности его действия доставят другим людям, и приходит к неутешительным выводам, тем самым блокируя для себя любые действия.

    Избавиться от такого чувства вины можно лишь, научившись совершать поступки по желанию и не думать о последствиях, тем более, они чаще всего непредсказуемы.

  • 8. Вы не оправдали чьи-то ожидания и чувствуете себя виноватым. Это характерно для людей, на которых родители в детстве возлагали большие надежды. Однако, они не были оправданы.

    Избавление от чувства вины придет с пониманием, что это только ваша жизнь и вы делаете все не ради чьих-то ожиданий, а ради себя самого.

  • Разрушительное действие чувства вины.

    Невозможно однозначно сказать, что чувство вины оказывает на нас отрицательное воздействие. Есть свои положительные моменты. Чувство вины, если хотите, можно назвать совестью человека, его ответственностью и способностью признать свою неправоту. Кроме того, это определенный самоконтроль, ведь если вы ощущаете это чувство, то значит, что-то в вашей жизни идет не так, что где-то произошло расхождения с вашими внутренними убеждениями и взглядом на жизнь. Возможно, чувство вины поможет избежать каких-то неправильных действий и поступков. Но существует и другая сторона медали. Вы начинаете заниматься самокопанием, полностью уверовав в свою вину перед кем-то. Это не может не привести к потере веры в себя, к сомнению в правильности своих поступков, и, как результат, к возникновению апатии и уныния. Человек, потерявший уверенность, постепенно начинает сдавать физически и терять интерес к жизни. Что, опять же, влечет за собой тяжелые депрессивные состояния и неврозы. Если чувство вины засело глубоко и прочно, то могут возникнуть даже психические расстройства и даже телесные недуги. Такие, как правило, появляются после потери близких людей, когда человек убежден, что не сделал что-то для спасения, что мог бы сделать. Однако, чаще всего ничего нельзя было исправить. Психика не справляется с таким чувством вины и человек живет с ним всю жизнь, даже не испытывая потребности сбросить этот груз.

    Способы избавления от чувства вины.

      1. Постарайтесь понять, существует ли ваша вина на самом деле, или это плод вашего воображения. Если вы придете к выводу, что чувство вины иллюзорно, вам будет легче его побороть в себе.
      2. Если вина, все же, есть, вам нужно попросить прощение за содеянное у того, перед кем виноваты. Если это уже не возможно, просто проговорите вслух свои извинения, представляя этого человека, стоящим перед вами.
      3. Поговорите о своем чувстве вины с кем-то из близких. Иногда бывает достаточно выговориться, чтобы снять с души камень.
      4. Если вы не любите откровенничать, попробуйте для себя письменно изложить на бумаге то, что вас мучает. Разложите свое чувство вины по полочкам, как можно подробнее. Затем прочтите все внимательно и уничтожьте написанное.
      5. Вспомните и проанализируйте причины, по которым вы совершили поступок, вызвавший в вас чувство вины. Найдите для себя оправдания. Например, такое: вы не могли заранее предполагать результатов своего поступка.
      6. Дайте себе обещание, что такое никогда не повторится в вашей жизни.
      7. Если ничего из перечисленного не убавило чувства вины, обратитесь к специалисту за психологической помощью.

    Кроме того, читайте на сайте:

    Воровство

    Хочу разобраться в истоках и причинах проблемы. Проблема имеет несколько проявлений. 1. С самого детства мне два-три раза в год снятся сны, в которых я нахожу коробку (или коробки) с украшениями.…


    Часто люди и не догадываются, что чувство вины - это отрицательная эмоция, негативное переживание, которое не очищает (как многие привыкли думать) человека, а загоняет его в угол. Чувство вины - не признак высокой духовности, а признак незрелости человека.

    Разобраться с тем, что это такое - чувство вины совсем не просто. Одни считают его социально полезным и даже необходимым внутренним регулятором поведения, а другие утверждают, что это болезненный комплекс.

    Само слово вина часто используется как синоним чувства вины, в то время как первоначальный смысл этого слова иной. «Вина - провинность, проступок, прегрешение, грех, всякий недозволенный, предосудительный поступок». (Толковый словарь русского языка» В.Даля).

    Изначально слово вина означало либо сам реально нанесенный ущерб либо материальное возмещение нанесенного ущерба. Виновный - тот, кто нарушил законы или договоренности и должен возместить нанесенный ущерб.

    Есть большая разница между - «быть виноватым» и «чувствовать себя виноватым». Человек виновен, когда он заранее знает, что может действием или словом навредить или причинить зло кому-то или самому себе и, тем не менее, делает это. Вину обычно признают за тем, кто нанес ущерб намеренно или в силу преступной халатности.

    Есть немало людей, которым свойственно считать себя виноватыми, хотя реально нанесенного преднамеренного ущерба не было в действительности. Они решают, что виноваты, так как прислушиваются к тому «внутреннему голосу», который осуждает и обвиняет их, основываясь на тех, часто ложных, убеждениях и верованиях, которые, как правило, были усвоены еще в детстве.

    Чувство вины - непродуктивная и даже разрушительная эмоциональная реакция человека на самообвинение и самоосуждение. Чувство Вины по сути это агрессия, направленная на самих себя, - это самоуничижение, самобичевание, стремление к самонаказанию.

    Под влиянием голоса «внутреннего Прокурора», который выносит приговор «это все из-за тебя» такие люди упускают из виду, что намерения причинить зло в действительности у них не было, и кстати «забывают» выяснить был ли ими нанесен ущерб вообще.

    Чувство вины человек испытывает гораздо чаще за то, что не совершил или не мог изменить, чем за то, что совершил или мог изменить и не сделал этого. Накопления ни на чем не основанного ненужного и деструктивного чувства вины можно и нужно избегать. От невротической вины нужно и можно избавляться.

    Но даже когда проступок действительно имел место, чувство вины остается деструктивным.

    Между тем в результате осознания факта реально нанесенного ущерба люди способны испытывать различные переживания.

    Альтернативой чувству вины является переживание совести и ответственности.

    Различие между виной с одной стороны и совестью и ответственностью с другой на наш взгляд - кардинально. И хотя это принципиально разные вещи, многие люди не видят и не понимают разницы между ними и нередко путают эти понятия между собой.

    Совесть - внутренняя инстанция, осуществляющая нравственный самоконтроль и оценку собственных взглядов, чувств, совершаемых поступков, их соответствия его своей самоидентичности, своим базовым жизненным ценностям и целям.

    Совесть проявляется как внутренний, часто бессознательный запрет на неодобряемые действия (включая внутренние), а также как чувство внутренней боли, которое сигнализирует человеку о протесте внутренней нравственной инстанции против совершенных действий, противоречащих собственной глубинной системе ценностей и самоидентичности.

    Муки, «угрызения» совести касаются ситуации, когда человек в силу каких-то причин нарушил свой собственный нравственный принцип и призваны удержать его от аналогичных действий в будущем.

    Совесть тесно связана с чувством ответственности. Совесть вызывает мощное внутреннее побуждение к выполнению нравственных норм, в том числе норм ответственности.

    Ответственность - это искреннее и добровольное признание необходимости заботиться о себе и о других. Чувство ответственности - это стремление выполнять взятые на себя обязательства и, если они не выполнены, готовность признать ошибку и возместить нанесенный ущерб, совершить те действия, которые нужны для исправления ошибки.

    Причем ответственность обычно признается независимо от намеренности: кто сделал - тот и отвечает.

    Испытывая чувство вины, человек говорит себе: «Я плохой, я заслуживаю наказания, нет мне прощения, у меня опускаются руки». Метафорически оно описывается как «тяжелый груз» или как «то, что гложет».

    Когда человек погружается в свою виноватость, ругает себя за совершенные ошибки ему очень трудно - фактически невозможно - анализировать свои ошибки, думать, как улучшить положение, найти правильное решение, что-то реально сделать, чтобы исправить ситуацию.

    Посыпая голову пеплом («Если бы я не сделал этого или сделал вот это …. то все было бы по-другому»), он смотрит в прошлое и застревает там. В то время как ответственность направляет взгляд в будущее и побуждает движение вперед.

    Принятие позиции ответственности - необходимая предпосылка развития личности. Чем более высокий у человека уровень развития личности, тем менее ему свойственно пользоваться таким негативным регулятором поведения, как чувство вины.

    Чувство вины наносит человеку глубочайший вред. Чувство вины, в отличие от чувства ответственности, нереалистично, неконкретно, размыто. Оно жестоко и несправедливо, лишает человека уверенности в себе, снижает самооценку. Приносит ощущение тяжести и боли, вызывает дискомфорт, напряженность, страхи, растерянность разочарование, уныние, пессимизм, тоску. Вина опустошает и отнимает энергию, обессиливает, уменьшает активность человека.

    Переживание вины сопровождается тягостным ощущением собственной неправоты по отношению к другому человеку и в целом своей «плохости».

    Хроническая вина превращается в способ восприятия мира, что отражается даже и на телесном уровне, буквально изменяя тело, и в первую очередь осанку. У таких людей понурая поза, согбенные плечи, как будто они несут привычный «груз» на своем «горбу». Заболевания позвоночника в зоне седьмого шейного позвонка во многих случаях (кроме явных травм) связаны с хроническим чувством вины.

    Людям, несущим в себе с детства хроническую вину, как будто хотят занять меньше места, у них особенная скованная по¬ходка, у них никогда не бывает широкого легкого шага, свободной жестикуляции, громкого голоса. Им часто трудно посмотреть человеку в глаза, они постоянно низко склоняют голову и опускают взгляд, а на лице - маска виноватости.

    Для нравственно зрелого и психологически здорового человека чувства вины не существует. Есть только совесть и чувство ответственности за каждый свой шаг в этом мире, за принятые соглашения, за сделанный выбор и за отказ от выбора.

    Негативные переживания, связанные с совестью и ответственностью прекращаются с устранением вызвавшей их причиной. И совершение какой-либо ошибки не приводит такого человека к истощающему внутреннему конфликту, он не чувствует себя «плохим» - просто исправляет ошибку и живет дальше. А если конкретную ошибку исправить нельзя, извлекает урок на будущее и память о ней помогает ему подобных ошибок не совершать.

    Хочется подчеркнуть, что чувство вины, базирующееся на самонаказании и самоуничижении, - направлено на самого себя. Человеку, поглощенному чувством вины и самобичеванием не до действительных чувств и потребностей другого.

    В то время как переживания, вызываемые совестью, включают сожаление о содеянном и сопереживание пострадавшему. Они, по своей сути, ориентированны на состояние другого человека, - «во мне болит его боль».

    Готовность признать свою реальную вину - один из показателей ответственности, но недостаточный сам по себе.

    Чувство вины тоже может (хоть и не всегда) побуждать ее признание. Однако сам факт признания своей виноватости часто предъявляется, как достаточное искупление. Нередко можно услышать недоумение: - «Ну, я же признал, что виноват и извинился - чего вы еще от меня хотите?».

    Но пострадавшему этого, как правило, не бывает достаточно, а если он не чувствует в этом внутренней правды и вовсе не нужно. Он хочет услышать про конкретные меры по исправлению ошибки или компенсации нанесенного ущерба.

    Еще в большей мере необходимо, особенно если исправить ее невозможно, искренне выразить другому сопереживание и свое сожаление, также (если действие было преднамеренным) еще и честное раскаяние. Все это не только нужно пострадавшему, но и тому, кто нанес реальный ущерб, приносит облегчение.

    Откуда берется чувство вины и почему оно так широко распространено?

    Почему люди так держатся за самообвинение в ситуациях, когда они ни в чём не виноваты? Дело в том, что вина прикрывает беспомощность.

    Чувство вины закладывается в раннем детстве под влиянием особенностей психического развития ребенка с одной стороны и родительских воздействий с другой.

    Возраст 3-5 лет - это тот возраст, когда может сформироваться стойкое чувство вины как негативный внутренний регулятор поведения, так как именно в этом возрасте у ребенка возникает сама способность его испытывать, что его родители быстро обнаруживают и используют.

    Этот возрастной период предоставляет для этого подходящую почву. «Творческая инициатива или вина» - так называет Эрик Эриксон этот период и соответствующую главную дилемму детского развития.

    Чувство вины естественно возникает у ребенка в этом возрасте как психологическая защита от ужасающего чувства беспомощности и стыда связанного с переживаемым им в этот период крахом чувства своего всемогущества.

    Ребенок бессознательно выбирает вину, как меньшее из двух зол. Как если бы он бессознательно говорил себе «Я уже чувствую, что не все могу, это невыносимо, нет, это просто в этот раз не получилось, а вообще-то я это могу. Я мог, но сделал. Значит - я виноват. Я помучаюсь, и в следующий раз получится, если я постараюсь».

    При благоприятных воздействиях родителей ребенок постепенно принимает свое не всемогущество, преодолевает чувство вины и дилемма решается в пользу успешного развития творческой инициативы.

    При неблагоприятных воздействиях родителей у ребенка на долгие годы, а порой и на всю оставшуюся жизнь остается склонность испытывать чувство вины и ограничения на проявление творческой инициативы. «Груз» вины, который человек носит на себе с детства, и во взрослом возрасте продолжает мешать ему жить и общаться с людьми.

    Заметим, что хотя истоки хронического чувства вины лежат в основном в возрасте 3-5 лет, склонность испытывать чувство вины как защитный механизм может включаться и во взрослом возрасте, даже при относительно благоприятном детстве.

    Так, чувство вины является одной из обязательных форм проявления фазы протеста в процессе переживания значимой потери, в том числе серьезной болезни и смерти близких. Протестуя против чудовищности случившегося, прежде чем смириться со случившимся, принять свою беспомощность и начать горестное оплакивание, люди винят себя в том, что не сделали чего-то для спасения, несмотря на то, что это было объективно абсолютно невозможно.

    При благоприятном детстве такое чувство вины вскоре проходит. При наличии у человека детского комплекса вины, несуществующая вина за потерю может оставаться в душе человека на много лет, а процесс переживания травмы потери не завершается.

    Таким образом, вместо того, чтобы испытывать беспомощность и стыд в ситуациях, когда мы слабы и ничего не можем изменить, люди «предпочитают» чувство вины, которая является иллюзорной надеждой на то, что всё ещё можно исправить.

    Те неблагоприятные воздействия родителей, которые индуцируют и формируют постоянное чувство вины, фактически сводятся к прямым обвинениям и порицаниям, а также к упрекам и укорам. Подобное давление на чувство вины - это один из главных рычагов, которым родители пользуются как для формирования у него внутреннего регулятора поведения (который они путают с совестью и ответственностью), так и для быстрого управления ребенком в конкретных ситуациях.

    Индуцируемая вина становится своего рода кнутом, подстегивающим к действиям, к которым стремятся побудить ребенка родители, причем кнутом, подменяющим воспитание чувства ответственности. И родители к нему прибегают, как правило, потому, что сами были воспитаны точно так же и до сих пор не смогли избавиться от вечной собственной виноватости.

    Винить ребенка, по сути, неправильно. Он в принципе не может быть виноват в том, в чём его обвиняют родители, потому что он вообще не несёт ответственности за свои деяния и не способен ее нести. И взрослые легко перекладывают свою ответственность на ребенка.

    Например: ребёнка ругают или укоряют за то, что он разбил хрустальную вазу. Однако, очевидно, что когда в доме маленький ребёнок, родители должны убирать ценные предметы, это их ответственность. Если кто и отвечает за разбитую вазу, то родители, так как ребёнок еще не может соизмерять свои усилия, управлять своей моторикой, своими чувствами и побуждениями и, конечно же, не способен пока отслеживать причинно-следственные связи и последствия своих действий.

    Взрослые люди, непонимающие психологических особенности ребенка сначала приписывают ему способности, которых у него нет, а потом винят его за действия, совершенные из-за отсутствия, как за якобы преднамеренные. Например: «Ты нарочно не засыпаешь и не жалеешь меня, не даешь мне отдохнуть, а я так устала» или «Неужели ты не мог играть на улице аккуратно, теперь мне придется стирать твою куртку, а я и так устала».

    Хуже того, часто родители и другие взрослые предъявляют ребенку несправедливый ультиматум: «Если ты не признаешь, свою вину, я с тобой не буду разговаривать». И ребенок вынужден признавать несуществующую вину под угрозой бойкота (который для ребенка невыносим) или под страхом физического наказания.

    Давление на чувство вины - это манипулятивное воздействие, которое носит, безусловно, деструктивный характер для психики.

    До поры, до времени ребенок не способен критически оценивать то, что с ним происходит, поэтому все поступки родителей он принимает за чистую монету и, вместо того, чтобы воспротивиться разрушительному воздействию родительских манипуляций, послушно им подчиняется.

    И в результате всего этого он научается верить, что виноват, чувствовать свою вину за несуществующие прегрешения и, как следствие, ощущать себя всегда и всем должным.

    Такое необоснованное, как правило, неосознанное и непоследовательное давление родителей и других значимых взрослых на чувство вины приводит к путанице в голове ребенка. Он перестает понимать, чего же от него требуют - чувства вины или исправления ошибки.

    И хотя по воспитательному замыслу, предполагается, что, сделав что-то нехорошее, ребенок должен испытать чувство вины и тут же броситься исправлять свою ошибку, ребенок, напротив, усваивает, что испытать и продемонстрировать свою виноватость - это и есть достаточная плата за совершенный проступок.

    И теперь вместо исправления ошибок родители получают лишь виноватый вид, мольбу о прощении - «Ну, пожалуйста, прости меня, я больше так не буду» - и его тяжелые, мучительные, самоуничтожающие переживания своей виноватости. И чувство вины, таким образом, подменяет ответственность.

    Формировать совесть и ответственность гораздо труднее, чем чувство вины и требует не ситуативных, а стратегических усилий.

    Укоры и порицания - «как тебе не совестно!» «Как ты могла, это безответственно!» - способны вызывать только чувство вины.

    Совесть и ответственность требуют не порицаний, а терпеливого и сочувственного объяснения ребенку неизбежных последствий для окружающих и для него самого его действительно неправильных действий. В том числе с одной стороны про их боль, пробуждая не вину, а сопереживание, и с другой стороны, про неизбежное эмоциональное отдаление от него других людей, если он в дальнейшем будет так себя вести. И конечно не должно быть несправедливой критики ребенка за то, что он не мог контролировать.




    Метки: Чувство вины ,


    Понравился пост? Поддержи журнал "Психология Сегодня", нажми:

    Читать по теме:

    Разрушительная сила упрека

    Человек что-то хочет попросить, но выбирает для этого форму упрека, провоцируя чувство вины и агрессию у партнера. Естественно человек начинает так же защищаться, упрекая в ответ. Получается игра в пинг- понг, мячиком в которой служит чувство вины. Отношения окрашенные чувством вины становятся токсичны и невыносимы.

    Метки: Агрессия , Чувство вины , Обида , Раздражительность , Манипуляции ,

    Выход из треугольника Карпмана

    Основной посыл Жертвы таков: «Жизнь непредсказуема и зла. Она все время делает со мной то, с чем я не могу справиться. Жизнь – это страдание». Эмоции Жертвы – страх, обида, вина, стыд, зависть и ревность. В теле – постоянное напряжение, которое трансформируется со временем в соматичекие заболевания.

    Метки: Чувство вины , Обида , Раздражительность , Манипуляции , Психологическое насилие , Зависть , Жалость , Отвержение ,

    Толерантность к унижению

    Толератность к унижению - это когда меня унижают, а я считаю это закономерным и правильным, то есть внутренне соглашаюсь с этим и продолжаю процесс унижения уже внутри себя. Кто-то отозвался нелестно о том, как я провожу свое свободное время. Человек, у которого этой толерантности нет, возмутится в стиле "какое твое дело?". Другой же, который толерантен, будет испытывать чувство стыда или вины и давить себя еще больше.

    Метки: Стресс , Чувство вины , Неуверенность в себе , Стыд , Нерешительность ,

    Почему мне так плохо, хотя все вроде бы нормально

    В работе психолога большая часть работы – помочь ему создать новые границы, установку: «так со мной нельзя». ТАК. СО. МНОЙ. НЕЛЬЗЯ. Бить меня нельзя. Ругаться матерно. Обзывать шлюхой и рвать мои вещи. Отнимать и сжигать мои игрушки. Усыплять моих животных и не сознаваться в этом («Пушок убежал, наверное»). Унижать и высмеивать меня перед родственниками и знакомыми. Отказывать мне в заботе, когда я болен или слаб – нельзя.

    Метки: Стресс , Чувство вины , Личность , Отвержение ,

    Токсичная мать: неужели она нарочно?

    Клинический психолог Юлия Лапина: "После общения с токсичной матерью уже взрослой дочери формально нечего сказать, но после фразы вроде «ой, ну конечно ты можешь ехать в отпуск с этим парнем, мне уже нужно привыкать быть одной, кому нужна старая больна мать, это понятно» - ощущения не из приятных. Вина - эффективный метод кнута, но токсичный для обеих сторон."

    Метки: Чувство вины , Обида , Манипуляции , Детско-родительские отношения ,

    Эмоциональный инцест

    Гештальт-терапевт Мария Гаспарян: "Эмоциональный инцест имеет место, когда отношения между родителем и ребенком (эмоциональные, не сексуальные) становятся похожи на отношения между двумя супругами, только вот, учитывая незрелость ребенка, это односторонние отношения, в которых родитель эмоционально «подпитывается» от ребенка, а ребенок, в итоге, чувствует ответственность за благополучие родителя".

    Метки: Чувство вины , Созависимость , Психологическое насилие , Детско-родительские отношения , Эмоциональная зависимость ,

    Эллен Хендриксен: научитесь отказывать без чувства вины

    Научитесь отказывать без чувства вины. Способ №1: Предложите альтернативу. Это самый простой способ сказать «нет». Отклоните запрос, но предложите утешительный приз. «Мой график просто не позволяет мне вычитать диссертацию до нужного срока, но вот ссылка на большую статью о пяти самых больших ошибках при написании диссертации, которые необходимо избегать».

    Метки: Чувство вины ,

    Жизнь плохой дочери, матери и жены

    Ольга Попова, психолог: "Вина, сотканная из воспоминаний, сжигала ее в пепел. Теперь Анна могла сотворить вину из чего угодно, даже из своих снов. По утрам она вставала с таким тяжелым чувством, как если бы на ее совести были тысячи преступлений."

    Метки: Чувство вины , Случаи из практики психотерапии ,

    БЛАГОДАРНОСТЬ - лекарство от невротического чувства ВИНЫ

    Светлана Панина, психолог: "Из невротической вины чаще рождается депрессия, которая ничего не дает внешнему миру или навязчивая гиперопека тех самых "обиженных" или "несчастных", которая часто оказывается неловкой, избыточной или неуместной. "

    Метки: Чувство вины ,

    «Какой стыд!..» Еще раз о чувствах вины и стыда

    Первые люди, которые формируют в нас чувства вины и стыда, – наши родители. «Ты меня совсем не любишь! Ты меня в могилу сведешь!» – то и дело слышим мы с самого детства. Своим «вспомнишь еще, когда меня не станет, вот стыдно-то будет» они пытаются заставить ребенка делать то, что сами считают правильным.

    Метки: Чувство вины , Стыд ,

    10 правил выживания в паре с травмированным партнером

    Как долго можно любить человека, который все время твердит, что вы его не любите, обижается, упрекает вас в недостатке внимания к себе? И сколько бы не дали этой любви, заботы и внимания, он останется голодным и недовольным и будет вас постоянно обвинять в том, что вы холодны, невнимательны и не жертвуете собой и своими интересами ради него.

    Метки: Одиночество , Чувство вины , Эмоциональная зависимость , Спасательство ,

    Стать жертвой. Быть жертвой. Жить жертвой

    Елена Мартынова, психолог: "Психотерапевты в своей практике слишком часто встречаются с жертвенностью. Так часто, что, кажется, трудно найти человека, который бы уже перестал жертвовать собой. Жертвовать ради детей, ради супругов, ради родителей, ради… сами не знают чего."

    Метки: Чувство вины , Созависимость , Неуверенность в себе , Жалость ,

    Психогенный зуд

    Гештальт-терапевт Геннадий Малейчук: "Клиентка, 23 лет, замужняя, 2 детей, образование высшее. Внешне очень яркая, красивая, высокая, стройная. На первом сеансе клиентка Д. жаловалась на периодически возникающий зуд (преимущественно в области кистей рук)."

    Метки: Чувство вины , Психосоматика , Управление эмоциями , Неуверенность в себе , Эмоциональная зависимость ,

    "Невольный узник собственных сомнений" или Внутренний Травмированный Ребенок

    Гештальт-терапевт Тина Уласевич: "Вспомните человека, который вас «бесит», - посмотрите внимательно и вы увидите в нем свое искаженное отражение. Когда в другом человеке мы замечаем те качества, которые однажды себе запретили, внутри нас вскипает ничем не оправданное бешенство, и на этом человеке мы стремимся выместить всю ту злость, которую испытываем к самим себе."

    Метки: Застенчивость , Чувство вины , Неуверенность в себе , Инфантильность , Психическая травма , Психологические защиты , Нерешительность ,

    Затронув тему тревожности и беспокойства, - мы, так или иначе, должны проследить: пути возникновения подобных состояний. И, на наш взгляд, и развитие состояния тревожности, и развитие состояния беспокойства - базируются на развитии (и, прежде всего, возникновении) чувства вины.

    Именно чувство вины, по нашему мнению, является причиной возникновения беспокойства; а также еще ряда состояний психики (страхи, психозы, навязчивые состояния…), которые вполне можно охарактеризовать как - нарушения психического здоровья. Отклонений - от принятых норм. Норм поведения - ориентированных, опять же, на, своего рода, стереотипичность восприятия индивида - в социуме. По отношению - к социуму. Норм поведения (закладываемых правил, установления - ценностей, принимаемых условий возможности существования в рамках цивилизации) - принятых в среде обитания человека.

    Начало зарождения чувства вины в индивиде, Фрейд видел в Эдиповом комплексе. Когда ребенок испытывает либидозные инстинкты по отношению к матери, а значит - и чувство вины: из-за сего факта.

    «Самым важным событием… истории детской сексуальной жизни, - пишет Волошинов, - является половое влечение к матери и связанная с ним ненависть к отцу, так называемый эдипов комплекс… Первым объектом эротических влечений человека… - является его мать. Отношения ребенка к матери с самого начала резко сексуальны… ребенок тянется в постель к матери, прижимается к ее телу, и смутная память его организма влечет его к… возвращению назад (в тело матери. С. З.). Таким образом, ребенка органически влечет к инцесту (кровосмесительству). Рождение инцестуозных желаний, чувств и представлений при этом совершенно неизбежно.

    Союзником в этих влечениях маленького Эдипа становится его отец, который навлекает на себя ненависть сына. Ведь отец вмешивается в отношение ребенка к матери, не позволяет брать его в постель, заставляет быть самостоятельным, обходиться без материнской помощь и пр. Отсюда у ребенка является инфантильное желание смерти отца, которая позволила бы ему нераздельно владеть матерью. Так как в душе ребенка в ту эпоху его развития еще нераздельно господствует принцип наслаждения, то нет никакого предела для развития как и инцестуозных, так и враждебных стремлений, желаний и связанных с ними разнообразных чувств и образов.

    Когда принцип реальности получает силу, и голос отца с его запретами начинает мало-помалу перерабатываться в голос собственной совести, - начинается тяжелая, упорная борьба с инцестуозными влечениями, и они вытесняются в бессознательное. Весь эдипов комплекс подвергается полной амнезии (забвению). На месте вытесненных влечений рождаются страх и стыд; их вызывает в душе сама мысль о возможности полового влечения к матери. Цензура прекрасно выполнила свое дело: легальное - так сказать, официальное - сознание человека со всею искренностью протестует против самого намека на возможность эдипова комплекса».

    Также, прослеживая развитие в психике индивида чувства вины, Фрейд предлагает нам вернуться еще более назад, - к первобытнообщинному строю; доказывая, что чувство вины было вызвано: убийством главы (вождя) племени (убийство отца - старшими сыновьями). После убийства - наступает «поедание» праотца. «Представим себе, - пишет Фрейд, - картину такой тотемической трапезы… клан умерщвляет жестоким образом свой тотем по торжественному поводу и съедает…; при этом члены клана по внешнему виду имеют сходство с тотемом, подражают его звукам и движениям, как будто хотят подчеркнуть свое тождество с ним. При этом акте сознают, что совершают запрещенное каждому в отдельности действие, которое может быть оправданно только участием всех; никто не может также отказаться от участия в умерщвлении и в трапезе. По совершении… оплакивают…

    Но вслед за… скорбью наступает… праздник…

    …в один прекрасный день (братья) убили и съели отца и положили таким образом конец отцовской орде. Они осмелились сообща и совершили то, что было невозможно каждому в отдельности…

    Жестокий праотец был, несомненно, образцом, которому завидовал и которого боялся каждый из братьев. В акте поедания они осуществляют отождествление с ним, каждый из них усвоил себе часть его силы. Тотемическая трапеза, может быть, первое празднество человечества, была повторением и вспоминанием этого замечательного преступного деяния, от которого многое взяло свое начал; социальные организации, нравственные ограничения и религия.

    Для того чтобы, не считаясь с разными предположениями, признать вероятными эти выводы, достаточно допустить, что объединившиеся братья находились во власти тех же противоречивых чувств к отцу, которые мы можем доказать у каждого из наших детей и у наших невротиков, как содержание амбивалентности отцовского комплекса. Они ненавидели отца, который являлся таким большим препятствием на пути удовлетворения их стремлений к власти и их сексуальных влечений, но в то же время они любили его и восхищались им. Устранив его, утолив свою ненависть и осуществив свое желание отождествиться с ним, они должны были попасть во власть усилившихся нежных душевных движений. Это приняло форму раскаяния, возникло сознание вины, совпадающее здесь с испытанным всеми раскаянием».

    Отдаляясь от причины зарождения чувства вины в психике индивида, - заметим, что специфика существования чувства вины - накладывает свой неизгладимый отпечаток на психику индивидов. Не только являясь причиной возникновения симптоматики различных заболеваний, из которых - тревожность и беспокойство - лишь как следствие (одно из многих) существования факта подобного рода, - но и: чувство вины, так или иначе, присутствуя в бессознательном - является причиной формирования многих (если не большинства, если не всех) поведенческих мотивов данного индивида.

    Ну и конечно же, чувство вины - одна из причин формирования неврозов. И, если можно так выразиться, - является одним из неотъемлемых факторов, сопровождающих невротиков на фоне их беспокойной жизни.

    Сама по себе, теория неврозов была бы вероятно неполной, если бы мы уже так или иначе не коснулись - изначального положения развития неврозов.

    И уже в данном случае, мы должны подойти к теме т. н. травматических неврозов.

    По мнению Фенихеля: «Симптомы травматических неврозов следующие: а) блокирование или снижение функций эго; б) приступы неконтролируемых эмоций, особенно тревоги и гнева…; в) бессонница или тяжелые нарушения сна с типичными сновидениями, в которых снова и снова переживается травма, полное или частичное проигрывание травмирующей ситуации в дневное время в форме фантазий, мыслей, чувств; г) осложнения в виде психоневротических симптомов».

    В какой-то мере, вероятно, стоит разобрать каждое - поподробнее.

    Блокирование и снижение функций эго (Я).

    В данном случае характерно обращение психики индивида (в качестве возможного соотнесения к одному из способов защит) к детским периодам развития. Вследствие, своего рода, регрессии.

    Среди ярко выраженных форм блокирования, следует, вероятно, обратить внимание на снижение сексуального интереса. «… сексуальные интересы у травматических невротиков в уменьшаются, - отмечает Фенихель, - мужчины очень часто страдают временной импотенцией».

    Эмоциональные приступы.

    В данном случае, индивид зачастую характеризуется вспышками немотивированной злобы и агрессии. Для него также характерно общее состояние возбуждения, когда нахождение в каком-либо фиксированном состоянии (требующем покоя и умиротворенности) - вполне прагматично.

    Например, находясь в подобном состоянии - невротикам практически невозможно сосредоточиться на выполнении какой-либо монотонной работы, требующей сосредоточенности. Скажем, - чтения; или - письма.

    «… приступы тревоги, - отмечает Фенихель, - представляют собой повторение раннее травматических состояний. Состояние переполнения перенаправленным возбуждением субъективно переживается очень болезненно, и качество этой боли схоже с тревогой. Причина - отчасти в собственно непреодолимом внутреннем напряжении, отчасти в вегетативных аварийных разрядках… таким образом, тревога и гнев травматических невротиков представляют собой разрядки возбуждения, возникающих в травмирующих ситуациях и не получившего достаточной разрядки. Специфичность их природы часто объясняется испытанными в процессе травмы эмоциями (или эмоциями, возникшими, но не пережитыми)».

    Бессонница .

    Как известно - сон основной способ релаксации. И в данном случае вполне закономерно, что травматический невроз - бьет, что называется, по «самому дорогому». Т. е. - нарушает сон, и - как следствие - способствует сохранению возбуждения в ЦНС. В случаях же, когда все же сон становится возможен, - то в сновидениях невротиков - травма: так или иначе отыгрывается вновь. (Причем, повторение травмы возможно и в состоянии бодрствования).

    Психоневротические осложнения - возможны в случаях, когда Я индивида, так или иначе, не справляется с находящимися в постоянном желании «прорваться» атаками бессознательного. И в случаях, когда подобное все таки случается, можно говорить, что прежний баланс между «вытесненными побуждениями и вытесняющими силами» нарушает тяжелая травма.

    В таком случае, травма может вызвать страхи; или - депрессии. (В данном случае, уместна аналогия между страхами, возникающими в процессе: утраты любви и в результате т. н. «предательства» родителей. «Такие особы переживают травму как предательство судьбы, которая отказала в дальнейшей защите», - отмечает Фенихель.

    И тогда уже заметим, что основу психоневрозов - составляет невротический конфликт.

    Мы также можем заключить, что в основе невротического конфликта - лежит состояние тревоги.

    Сама тревога, - по мнению Фенихеля, - это проявление неконтролируемого напряжения».

    «Невротический конфликт усложняется, - продолжает Фенихель, - когда тревога замещается чувством вины. Чувство вины представляет собой тревогу с определенным топическим отнесением: эго испытывает тревогу по отношению к супер-эго».

    Кстати, достаточно интересно - что чувство вины, по всей видимости, можно отнести к формированию в оральный период (стадию) развития. Словно в подтверждение этого предположения - служит: отказ от пищи невротиков во время, например, депрессии.

    В какой-то мере, уход из невротической реальности, если противопоставить симптом возникновению невроза и проблему, причину его возникновения. И уже тогда, одна из форм освобождения от симптоматики будет заключаться в том, чтобы поставить себя (как личность) - над: проблемой. Т. е. рассматривать проблему с позиции - возвышения над ней. Нивелировать - ее сущностное восприятие.

    Не идеализировать случившееся (психотравму, - в данном случае). А - возвыситься над ней. Быть может - взглянуть на (данную проблему) - с другой плоскости восприятия.

    И уже тогда - сама проблема (вероятно) не покажется таковой.

    В какой-то мере, нечто подобное, вероятно, используется в гельштальт-терапии, когда идет разделение среды на составляющие фигуры (то, - что в данный момент более важно для индивида), и фона (то, что отходит на второй план); также любопытен в данном отношении психосинтез. Например, в соответствии с принципом разотождествления (метод разотождествления и работа над субличностями - два основных метода в психосинтезе Ассаджиоли) - мы раскладываем «мыслеобразы» нашего сознания (любая проблема - так иоли иначе, «осознается» нами, а потому находится в сознании, проецируя, соответственно, мысль о ней) на составляющие; контролируя каждый из них. «Иными словами, - пишет Ассаджиоли, - нам следует наблюдать их холодно и бесстрастно - так, как если бы они были просто внешними природными явлениями. Необходимо установить между собой и ними «психологическую дистанцию» и, удерживая эти комплексы и мыслеобразы, так сказать, на расстоянии вытянутой руки, спокойно изучать их происхождение, их природу и - их глупость».

    Следует, пожалуй, отдать должное и т. н. позитивной психотерапии Пазешкиана. Согласно данному виду терапии, проблема рассматривается с каких-либо позитивных позиций. Т. е., опять, в данном случае, мы раскладываем существующую диспозицию (конфликт) между сознанием и бессознательным на ряд составляющих (как бы вычленяя их из проблемы) - и рассматриваем каждую: по отдельностям. Пытаясь отыскать (в ней) позитивные стороны. И уже тогда, - основной целью позитивной психотерапии - является желание изменить точку зрения о проблеме. Убрать (зачастую достаточно превалирующий) негативный аспект восприятия (что, в свою очередь, так или иначе пересекается со спецификой стереотипичности мышления: когда - подсознательно - от случившегося: мы ждем больше плохого, чем хорошего).

    «…позитивная психотерапия - это терапия, центрированная на конфликте. Поэтому лечение начинается с тщательной проработки самого конфликта.

    Если представить конфликт в виде картины, то пациента можно сравнить с человеком, настолько близко подошедшим к картине, что он отчетливо видит не только ее детали, но не в состоянии рассмотреть ее целиком. А поэтому и не понимает ее смысла. Вот почему на первом этапе лечения психотерапевт должен помочь пациенту как бы отстраниться от создавшейся конфликтной ситуации, рассмотреть ее со стороны…».

    Несомненно, заслуживает внимание еще целый ряд методик, так или иначе, приближающих нас к пониманию проблемы. А значит - в той или иной мере - способствующие отдалению (высвобождению) симптоматики невротической тревоги и беспокойства (беспокойство, вероятно, - как своего рода: специфическое следствие тревоги и тревожности).

    Однако, в какой-то мере, мы, по всей видимости, должны вернуться к пояснению словосочетания, вытесненного в заглавие, и пояснить: в чем же заключается т. н. синдром ошибочного присутствия чувства вины?

    Стоит заметить, что мы уже так или иначе ответили на данный вопрос. А потому данный ответ, вполне можно рассматривать с неких резюмирующих позиций; в той или иной мере - подытоживающих наши измышления по данному вопросу.

    И уже тогда - позволим себе заметить, что так или иначе - чувство вины, ее присутствие в психике индивида, - вполне можно рассматривать как признак невротичности натуры.

    Если дистанцироваться от каких-то аналогий (сопоставления) чувства вины с понятием совести (имеющей, несмотря ни на что, достаточно явственно проступающие параллели), то вполне можно заключить: возникновение чувства вины - возможно лишь в случаях, уже, так сказать, изначальной предрасположенности к конфликтам. То есть, иными словами, зарождение чувства вины уже происходит на какой-либо (раннее «сдобренной») базе; где все готово, так сказать, к приему (появления) сего факта.

    А значит, мы уже можем говорить что чувство вины - не только является следствием общей невротичности личности (или - следствием какого-либо невроза), но и - своего рода: предтечей его. Потому как, - так же, как и где существует невроз - можно говорить о зарождении чувства вины; точно также - и где мы можем отметить существование чувства вины - почти наверняка, можем заключить, что это явилось (почти) непреложным следствием невроза.

    Это, - если можно так выразиться, - взаимодополняемые понятия (так же, вероятно, как и - взаимоисключающие; потому как - при отсутствии одного - почти наверняка мы будем наблюдать и отсутствие другого. И иного, как говориться, не дано).

    Рассматривая вопрос - тревоги, беспокойства, мы так или иначе должны обратить внимание на проявление психикой защит - подобным «раздражителям» психического аппарата.

    Защиту Я - можно разделить: на успешную (в результате которой наступила своеобразная блокировка нежелательных побуждений) и безуспешную (характеризующейся - повторением процесса запретных побуждений).

    Несмотря на то, что граница между двумя вариантами защит, по всей видимости, недостаточно очерчена, мы можем обратить внимание что не всегда возможно провести параллель между влечением, измененным под влиянием Я, - и влечением: появившемся в результате запрета Я. И оттого, являющейся своего рода, - непризнанным данной инстанцией.

    В данном случае, нам любопытны для рассмотрения - именно подобные варианты защит. (Тем не менее, это совсем не значит, что «успешные» защиты полностью игнорируются. Заметим, что некоторые из них - мы уже рассматривали тем или иным образом. Например, - сублимация. В данном случае, вероятно, под сублимацией мы можем иметь в виду и защиты, общий признак которых можно охарактеризовать, как - защиты, сублимированная разрядка в которых, произошла искусственным путем).

    Достаточно интересен механизм отрицания. Как известно, отрицание - одна из форм защит психики, при которой какие-либо ярко выраженные факты прошлого или настоящего - оказываются в вытесненном (в бессознательное) состоянии, в следствии отказа психики индивида от их восприятия. В иных случаях - возможно появление замещающего объекта. В таком случае, конечно же, искажается смысловая характеристика какого-либо определенного факта прошлого опыта; но мы можем говорить - о той или иной роли сохранения объекта в памяти. «Иногда борьба между отрицанием и памятью доступна непосредственному наблюдению, - замечает Фенихель. -Досадное событие то признается, то отрицается. Если в этой ситуации восприятию или памяти предлагается замещающий объект, хотя и относящийся к неприемлемому объекту, но безвредный, заместитель принимается, и борьба завершается в пользу вытеснения… эго изыскивает в своем хранилище образы, которые можно предложить сознанию в качестве заместителя».

    Проекция.

    Возможность появления проекции, на наш взгляд, связано с тем, что индивид (его психика) значительно легче принимает информацию об опасности (как и саму опасность) снаружи; извне. Нежели чем изнутри. В какой-то мере это может быть связано с тем, что целый ряд защит - становится эффективен против внешних раздражителей.

    Проекция осуществляется образом, когда некогда отринутые (эго, Я) - эмоции и волнения: оказываются вновь «востребованными». Точнее - проявляется возможность: для принятия их.

    При этом, - как замечает Фенихель: «Оскорбительные побуждения приписываются другому лицу вместо собственного эго. Таким образом, для защитного механизма проекции справедливо то же самое, что для тревоги и чувства вины: архаические реакции, которые в раннем периоде развития непроизвольны, позднее приручаются и используются в защитных целях».

    Обратим внимание, что подобный вариант защиты возможен лишь в случаях, когда наблюдается нарушение у Я - чувства реальности (вследствие нарциссической регрессии).

    Интроекция .

    В какой-то мере можно заключить, что интроекция - прототип раннего могущества, оказываемого ребенком - на взрослого (например, напрашивается некая аналогия с анальной фазой развития младенца, когда он - показным вниманием к своим фекалиям: управляет взрослыми. Если захочет внимания и любви - покакает. Если нет - не станет).

    Отсюда можно заключить, что интроекция, по всей видимости, может считаться наиболее архаичной нацеленностью на объект. А идентификация посредством интроекции - наиболее примитивным типом отношения к объекту.

    Вытеснение.

    Вытеснение выражается в ненамеренном (бессознательном) забывании ситуаций, которые или позиционируются как запретные варианты удовлетворения либидо, или - выражаются в намеках на них. В данном случае, по всей видимости, наблюдается блокировка осознания сего факта (факта наличия желаний). Однако нисколько не означает, что вытеснение из сознания - означает окончательное избавление. В определенные моменты мы можем говорить о (внезапном) поступлении раннее вытесненной информации из бессознательного в сознание, и, - тем самым, - превращение раннее вытесненного желания - в симптоматику психопатического или психопатологического заболевания.

    Также заметим о проведении Фрейдом аналогии между вытесненным бессознательным и проявлением того в сновидениях. «В течении ночи вереница мыслей, вызванных к жизни дневной духовной деятельностью человека, - отмечает Лейбин, - находит связь с какими-либо бессознательными желаниями, которые имеются у сновидца с раннего детства, но которые обычно «вытеснены и исключены из его сознательного существа». Эти мысли могут стать снова деятельными и всплыть в сознание в образе сновидения, о скрытом смысле которого он, как правило, ничего не знает и, следовательно, не догадывается о содержании того, что находится в вытесненном бессознательном».

    Томэ и Кэхеле, замечают, что: «Прототипом для Фрейдовского понимания действия сформировавшихся механизмов защиты было описание им сопротивление вытеснения… Согласно (Сандлеру и соавторам. С. З.) сопротивление вытеснения возникает тогда, когда пациент защищается «от импульсов, воспоминаний и чувств, которые, если они проникнут в сознание, привели бы к болезненному состоянию или к угрозе возникновения такого состояния».

    А. Фрейд, в одной из своих программных работ «Я» и механизмы психологической защиты«, - отмечает, что «…у ребенка, который овладевает своими детскими конфликтами в истерической или навязчивой форме, патологии выражены сильнее. Такой ребенок лишен контроля над частью своей аффективной жизни из-за произошедшего вытеснения. Его «Я» претерпело реактивное изменение… Теперь, для того чтобы в дальнейшем обеспечить безопасность вытеснения, большая часть активности таких детей расходуется на поддержание антикатексисов. Именно на них впоследствии и возлагается обеспечение безопасности. Эта трата энергии не проходит бесследно. Она проявляется в сокращении других видов активности и торможения. Однако, разрешив конфликты с помощью вытеснения, «Я» ребенка все же находится в покое. Хотя патологические последствия этого процесса неизбежны. Страдание «Оно» вторичны и являются следствием невроза, который формирует вытеснение. Результатом этого является то, что «Я» овладевает своей тревожностью, избавляется от чувства вины и удовлетворяет свою потребность в наказании, по крайней мере в пределах истерии обращения или невроза навязчивости. Разница в использовании способов защиты «Я» заключается в следующем: если «Я» прибегает к вытеснению, то формирование симптомов избавляет его от необходимости овладевать своими конфликтами; если же «Я» прибегает к другим способам, эта проблема остается».

    «Поскольку вытесненное продолжает существовать на бессознательном уровне, - отмечает Фенихель, - и формирует дериваты, вытеснение никогда не происходит раз и навсегда, на его поддержание требуется непрерывный расход энергии, вытесненное постоянно стремится к разрядке. Затрату энергии можно наблюдать в клинических феноменах: например, в общем истощении невротика, расходующего энергию на вытеснение и поэтому испытывающего ее недостаток при реализации других целей. Этим объясняются некоторые виды невротической усталости. Типичное невротическое чувство неполноценности соответствует энергетическому истощению… У невротиков формируются установки во избежание ситуаций, в которых возможна мобилизация вытесненного материала (фобии). Возникают даже установки, противоречащие изначальным побуждениям, гарантирующие, что вытесненное остается вытесненным».

    Реактивные образования .

    Обратим внимание, что некоторые виды защит, способны представлять собой некие промежуточные этапы, между вытеснением и реактивным образованием. Фенихель приводит пример с истеричной матерью, которая поляризирует свои взрослые взгляды на ребенка, от гнева и недовольства до утрированной любви к нему. «Дескриптивно, - пишет Фенихель, - это отношение можно назвать реактивным образованием, но в данном случае не подозревается изменение целостной личности в направлении доброты и уважительности. Доброта ограничивается одним объектом, и даже здесь ее приходится «реставрировать» всякий раз, когда того требуют обстоятельства. У компульсивного невротика, напротив, развивается истинное реактивное образование против ненависти, и он навсегда превращается в ригидно-добропорядочную личность…».

    Аннулирование .

    Зачастую подобный механизм защиты проявляется в желании сделать что-то, противоположное раннее сделанному. Но иногда возможно - и вполне типичное: повторение собственного действия, произведенного раньше. Психоаналитическое объяснение двум взаимно противоположным действиям может заключаться в том, что, в первом случае, индивид производит какое-либо действие с некоей инстинктивной верой в то, что если действие повторяется в другом душевном состоянии, то установка уничтожается.

    Во втором случае, навязчивость, по всей видимости, продиктована стремлением высвобождения от некоего «тайного» смысла бессознательного, придав ему, быть может, обратное значение.

    Изоляция .

    В данном случае, речь идет о бессознательном избавлении психики индивида (изоляция - одна из вариантов защит) от каких-либо сознательно травмирующих ситуаций (или моментов). Создавая, своего рода, интервалы времени, не позволяющие действиям наслаиваться одно на другое. Например, возможна безэмоциональность при обсуждении волнующего его события, а потом - вспышка неадекватных эмоций, по поводу совсем нейтральной (его типичному восприятию) позиции.

    «Многие дети, - отмечает Фенихель, - пытаются разрешить конфликты, изолируя определенные сферы жизни: например, школу от дома, общественную жизнь от тайн одиночества. В одной из двух изолированных сфер обычно проявляется инстинктивная свобода, в другой - благопристойное поведение. Расщепляются даже личность и сознание. Существуют как бы два ребенка, хороший ребенок не несет ответственности за поступки плохого ребенка.

    Знаменитые случаи «раздвоения личности» следует рассматривать как изоляцию или вытеснение в зависимости от того, насколько индивид в одном состоянии знает о существовании другого состояния. Эти случаи показывают, что изоляция и вытеснение по существу родственные явления».

    В какой-то мере, изоляция - как защита - любопытна в ситуации, когда (словно подсознательно) нам что-то подсказывает: не акцентировать внимание на какой-либо отдельной проблеме. Т. е. - не уделять этому внимание - все время. Постоянно. Попытаться, - если можно так выразиться, - оставить проблему в ситуации: рожденной ей. Потому как, наверняка, не можем мы все время находится в плоскости одних и тех же размышлений. Это и есть - болезнь. Когда болезненный синдром, заволакивает ваши мысли - и сопровождает постоянно. Почти непременно, - следует: отделить мысли о проблеме - от остальных мыслей. Предназначенных - другому случаю. Совсем иной - ситуации.

    И уже в этом плане - и достаточно уместно будет вспомнить о изоляции. Изоляции - позволяющей: отделить одно событие (в нашем воображении) от другого. И, - тем самым, - нивелировать проблему. А значит - в какой-то мере: и освободиться от нее.

    Защита от чувства вины .

    Рассматривая (раннее) чувство вины - на наш взгляд, достаточно уместным будет осветить вопрос и - защиты, - от постулирования в жизнь индивида данного чувства. Чувства вины. И уже тогда мы можем вспомнить, что чувство вины имеет целый ряд защит. Данные типы защит в большей степени характерны для неврозов (при которых Я испытывает двойное давление: и со стороны Оно, и со стороны сверх-Я).

    Итак. Чувство вины - может вытесняться; проецироваться (когда в совершении нежелательного поступка обвиняется кто-то другой), квазипроецироваться (когда для совершения поступка - имеется напарник, на которого - в последующем - и перекладывается вина); имеет место быть - порицание, укор другим за то, что: могли бы сделать сами; также, достаточно характерен пример - с излишней: навязчивостью, общительностью, внезапной: словоохотливостью. В этом случае, - вполне можно заподозрить некую невротическую реакцию, проявлявшуюся в стремлении невротика заглушить собственное чувство вины - посредством получения одобрения за то, что внутренне переживается как запретное.

    Изоляция чувства вины может встречаться, когда, например, индивид совершает какой-либо проступок с достаточно заметным эмоциональным равнодушием; тогда как - за совсем безобидный поступок: вполне искренне раскаивается.

    © Сергей Зелинский , 2005 г.
    © Публикуется с любезного разрешения автора

    Еще с пеленок каждого из нас приучали к тому, что за каждый проступок нужно отвечать. Каждое лишнее сказанное слово может вызвать бурю негодования, а также быть осуждено. С одной стороны – это весьма неплохо, поскольку, внушая чувство вины, нам прививали контроль над собственным поведением, показывая на примере что такое «хорошо», а что такое «плохо». Проблема лишь в одном – если с данной методикой переборщить, в будущем можно получить человека с полноценным комплексом вины, которую он будет испытывать даже за самый незначительный проступок. И если иногда подобное чувство необходимо, то иногда оно может стать серьезным жизненным препятствиям. Именно поэтому нужно для себя уяснить как избавиться от чувства вины.

    Вина и раскаяние лишены значения и смысла. Это чувства, переживания. А не мысли.
    Карлос Руис Сафон.

    Чувство вины – психология его возникновения

    Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!

    Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют набирающий популярность ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство, теперь доступно всего за 99 руб!
    Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию...

    Перед тем, как давать советы про то, как избавится от чувства вины, нужно понять, что же оно под собой скрывает, а также какие разновидности есть у этой эмоции – ее типажи, их характеристику.

    Само по себе, ощущение вины – это прямое доказательство психического здоровья человека. Поскольку если данное чувство отсутствует либо же атрофировано. Стоит незамедлительно обратится за консультацией к специалисту. Чувство вины и стыда — это в первую очередь осознание негативного окраса собственных поступков, через призму таких эмоций как тревога, смущение, а иногда злость, которая направлена на самого себя.

    Что касается разновидностей вины, то согласно психологии, их несколько и классифицируются они благодаря непосредственно взаимоотношениям между людьми.

    • тип – ребенок – семья;

    Одна из самых примитивных разновидностей этого чувства, поскольку используют его неосознанно. Отличительной чертой является то, что ребенок для достижение определённых целей (например, утешения) вызывает чувство вины своими действиями. Это может быть плачь либо игнорирование родителей.

    В этом случае, главная вина лежит на плечах родителей. Поскольку ребенок выбирает подобную модель поведения только изредка, только тогда если она приносит плоды. Так что старайтесь правильно дозировать подобное чувство перед ребенком в обыденных ситуациях;

    • тип – Семья – ребенок

    Зачастую именно эта разновидность является причиной обращения к поиску того как избавиться от чувства вины уже в гораздо более зрелом возрасте. Практически 80% воспитание в раннем детском возрасте основываются на ощущение ребенком чувстве вины. Ведь если ребенок способен испытывать подобное – значит у него есть, хоть и на примитивном уровне, суждение о моральности, о понятиях добра и зла. Единственная ошибка, казалось в этой неплохой схеме воспитания – это неправильная подача информации. Ребенок не должен вести себя так, чтобы оправдать абсолютно все возведенные на него ожидания. Нет, он должен вести себя согласно рамкам этических норм. Да именно, но на первом месте должны стоять сугубо его интересы, а потом уже других;

    • попрошайничество любви, используя чувство вины;

    С подобным проявлением зачастую сталкиваются в уже более зрелом возрасте. Не для кого не будет секретом то, что иногда в отношениях, каждый хоть раз, но использовал фразы категории «Ты меня совсем не любишь, ведь если бы ты меня любил…» либо «Из-за твоего плохого отношения ко мне ты…». Всем знакомо подобное, не так ли? Единственное различие – это по какую сторону баррикады вы оказывались. Можно со смелость сказать, что подобное чувство вины вам будет навязано либо ненамеренно – в пылу ссоры, либо же это будет уже тонкая манипуляция, для достижения целей. В таком случае, рекомендуется более внимательно присмотреться к своему партнеру, чтобы потом не искать способов как избавиться от чувства вины;

    • вина на сексуальной почве

    Да, такое тоже бывает. Правда тут речь будет идти не о неоправданных ожиданиях, а о том чувстве вины и стыда которое у многих (опять-таки, из-за неправильного воспитания) возникает при осознании себя как полноценной личности, которая тоже может (о, боги) испытывать сексуальное влечение к интересующему объекту. Такие понятия как сексуальность, желание становятся постыдным, возможно даже чувствуются как нечто аморальное. Единственное решение на этой почве будет весьма простым. Любые отношения интимного характера являются нормальным, а значит – стыдится нечего. Можете успокоить себя тем, все это естественно, а значит не безобразно;

    • религиозная почва
      Поскольку тема религии всегда была камнем преткновения среди людей, стоит отметить просто тот факт, что именно она в 50 случаях из 100 является причиной возникновения чувства вины. Тут все просто – религиозные люди, больше неверующих подтверждены угрызениям совести, потому что у них есть четкие каноны поведения, нарушение которых – это обязательно грех, а значит чувствовать себя виноватым на этой почве весьма обыденная практика;
    • вина перед обществом
      Подобное ощущения появляется еще в детстве, но весьма осознанном. Скажем так, такое чувство вы наверняка испытывали, когда вас отчитывал ваш классный руководитель. Ощущение того, что вы подвели коллектив, тяжелым бременем ложилось на ваши плечи. В принципе, вы можете повторить данный опыт на работе, когда будете получать нагоняй от вашего руководителя, за неуспеваемость по срокам (либо другая причина для выговора). Такая вина необходима в первую очередь хотя бы для того, чтобы стимулировать себя к достижению новых вершин;
    • вина перед самим собой,
      Самая последняя и вместе с тем, самая тяжелая разновидность чувств вины, поскольку ее нельзя ни коим образом оправдать. Испытываем мы ее тогда, когда пытаемся проанализировать ситуации, последствия которых нас удручают: желание сказать другие слова либо поступить по-другому, в прямом смысле «съедают нас», делая нервными, даже можно сказать невротичными по отношению к самому себе. Подобное ощущение является также самым опасным, поскольку долгое самоедство может привести к серьезным психическим расстройствам.

    Таковы разновидности чувства вины по психологии – именно на основе этой классификации будут построены способы как избавиться от чувства вины, перестать культивировать подобные чувства, только потому, что так привычно, а также в каком-то роде комфортно. Подобные чувства можно сравнить только со Стокгольмским синдромом.

    Как избавиться от чувства вины – практическое пособие

    Перед тем как начать, хочется сделать небольшую ремарку о том, что испытывать вину в некоторых ситуациях все-таки необходимо – таким образом, мы демонстрируем свою человечность. Полное исключение, а также намеренное атрофированние этой эмоции приведет к своеобразному «отключению» всех остальных эмоций, кроме самых примитивных. Поэтому, для начала четко определите те границы, которые вы готовы расширить, не причинив вред, в первою очередь себе.

    Первый способ, который идет в списке как избавиться от чувства вины – это выяснение причины возникновения подобного рода эмоций. В первую очередь, необходимо провести тщательный анализ ряда ситуаций, в которых было ярко выражена именно эта эмоция. Выясните для себя, была ли причина вины обоснованной, а не придуманной, возможно вами же сами. Оцените поведения окружающих в этот момент – оно подскажет вам истинное положение вещей. А если все-таки, это просто плод вашей буйной фантазии – расслабитесь, вздохните и продолжайте жить спокойно, не зацикливаясь на этой ситуации.

    Следующий способ подходит для тех людей, которые в процессе собственного анализа обнаружили, что их вина присутствует, а значит нужно с этим как-то справляться. В первую очередь, необходимо признать свои ошибки. Осознание собственной неправоты чувство неприятное, но в данном случае необходимое. Правда только этим дело не ограничится. Нужно будет извинится перед человеком, к которому вы чувствуете вину. Это поможет вам освободится от удушающих оков, которые не дадут вам еще долгое время спокойно жить, если не попросить прощение, пусть звучит все даже немного по-детски.

    Избавится от постоянного чувства вины поможет также разговор с близким вам человеком. Понимание того, что ты не один с этой проблемой даст очень большое облегчение. В этом случае не стоит сдерживать свои эмоции. Если нужно поплачьте, поворчите, но не в коим случае не перекладывайте ответственность на другого человека. Соблазн подобного поступка весьма велик, так как обнажить свою откровенную неправоту очень трудно, особенно если это дорогой сердцу человек. Будьте откровенны: не скрывайте ни одной подробности, обрисовав полную картину, не приняв при этом ни одну сторону.

    Будьте беспристрастны. В этом случае, вам обязательно помогут дельным советом, а возможно подарят хорошую порцию утешительных объятий.

    Правда, в современном мире, времени хорошенько поплакаться в жилетку не так уже и много, а возможно, что и у родного человека есть свои проблемы. В таком случае воспользуйтесь излюбленным приемом психологов, который весьма эффективен в том, как избавиться от чувства вины. Напишите об этом. Да, именно так. Выложите на бумагу все что вас гложет, не упуская ни единого аспекта сложившейся ситуации. Кстати, такой способ будет весьма кстати для тех, кто весьма стеснителен, либо же проблема носит пикантный характер. В процессе написания подобного откровения не стоит сдерживать эмоции – пусть они идут свои чередом. Разумеется, после того как все будет закончено, такое письмо стоит либо выбросить, порвав на мелкие куски, либо же попросту сжечь.

    Весьма экстремальный способ – попытайтесь найти оправдание своему поступку. Да, чувство вины после события весьма неприятная вещь, но возможно у вас просто не было другого выхода? Если разобраться, разложив сложившиеся по полочкам – возможно просто не было выбора? Именно поэтому был совершён поступок, который неприятен и мне, и другому человеку? Подобные рассуждение могут здорово облегчить жизнь, единственное, что стоит помнить, что пользоваться именно этим способом можно очень-очень редко, ведь если регулярно оправдывать свои поступки, то очень скоро теряется всякая моральность в поведении человека, превращая его в своеобразного гибрида человека разумного с животным.

    Последний способ – это смирение с извлечением нужного урока. Тут как в детской сказке – в самом конце обязательно должна быть мораль, которая позволит в дальнейшем избегать подобных ситуаций.

    Просто поймите, что никто не совершенен, а значит каждый может допустить оплошность, о которой пожалеет. Главное понять, что пошло не так и попросту избегать повторения ситуации. Этот метод один из самых эффективных, поскольку он еще обучает нас тому, как в дальнейшем справляться с трудностями, не навлекая ан себя негативные эмоции со стороны окружающих, а главное со стороны самого себя.

    Чувство вины как образ жизни

    В завершении хочется отметить то, что, не смотря на желание избавится от подобных эмоций, которые бесспорно нас тяготят, многие из людей просто не готовы от них избавляться. Они в некотором роде срослись с ними, сделав их частью своей сущности. Ощущение виновности перед коллегой за то, что не смогли выйти вместо него в свой выходной; перед любимым человеком за то, что позвонили в 18.45, вместо обещанных 18.00 – таких примеров много, которые если разобраться, откровенно абсурдны, ведь никто не сделал ничего против морального, никто не нарушил закон. Да, это может быть неприятно вашему коллеге или партнеру, но бить себя в грудь кулачком, говоря при этом о вине, по меньшей мере глупо. Все что необходимо – просто попросить прощение, после чего забыв о инциденте, словно ничего не было. В конце концов это просто жизнь, которая состоит из маленьких оплошностей, без которых (давайте будем честны) жилось бы совершенно не так насыщенно, как сейчас.

    Комплекс вины представляет собой такую психологическую реакцию личности, при которой она ощущает явный дискомфорт. Человек, находясь в подобном состоянии, не может чувствовать себя счастливым. Чувство самодостаточности им утрачивается, а взамен приходит лишь пустота и огорчение. Он постоянно оглядывается на собственные поступки, пытается их анализировать на предмет наличия множества ошибок. Личностное развитие при этом никак не может идти успешно. Когда человек застревает на каком-то одном переживании, то его внутренняя жизнь как будто останавливается. Чувствуя вину, невозможно быть в полной мере довольным самим собой, наслаждаться жизнью.

    Причины комплекса вины

    Для того, чтобы комплекс вины сформировался, у личности должны присутствовать в жизни определенные обстоятельства, которые и подтолкнут его развитие по этому пути. Причины появления чувства вины довольно конкретные и понятные. Рассмотрим их подробнее.

    Строгие родители

    Развитие личности ребенка во многом зависит от того, сколько усилий родители прилагают для его воспитания. Строгие родители часто формируют у своего чада чувство вины. Они незаметно приучают своего сына или дочь к мысли о том, что те должны оправдывать их ожидания. Вот почему ребенок в будущем, даже не осознавая этого, стремится исполнить возложенные на него надежды. Он не может отличить собственных желаний от тех, что навязаны ему родителями, потому что со временем отвыкает думать, анализировать. Строгие родители часто ограничивают свое чадо во многом, не позволяют ему быть самим собой. Такие обстоятельства уничтожают на корню и без того заниженную самооценку, создают чувство вины. Имея его, человеку становится очень сложно жить в реальном мире. Не научившись ценить собственную сущность, невозможно построить гармоничные отношения с окружающими. Наличие вины очень сильно угнетает личность, не позволяет ей жить своей собственной жизнью, строить далеко идущие планы, блокирует в самом начале любые начинания.

    Низкая самооценка

    Неумение адекватно оценивать собственные возможности тоже приводит к формированию чувства вины. Когда у личности имеется низкая самооценка , она старается всеми силами получить какое-то одобрение со стороны окружающих. В противном случае он постоянно будет чувствовать себя крайне неудовлетворительным образом. Такое состояние крайне нежелательно испытывать длительное время. Последствия могут быть весьма неудовлетворительными: потеря интереса к жизни, предвзятое отношение к самому себе, чувство апатии и безысходности. Такие чувства потом очень сложно привести в порядок, поскольку формируется привычка ощущать себя неудачником. В этом случае вина становится основополагающим фактором, который и приводит к развитию общей неудовлетворенности личности.

    Само по себе чувство вины весьма разрушительно для психики. Человек перестает надеяться на самого себя и собственные силы. Он перестает искать новые возможности, а ищет оправдания для собственного бездействия. Комплекс вины в психологии рассматривается как раз с точки зрения отсутствия личных стремлений. Личность начинает больше ориентироваться на мнение большинства, и не замечает того, как подменяет собственную индивидуальность чужими ожиданиями. Это очень неприятное состояние. Ощущение своей вины может мучить годами, вне зависимости от того, насколько действительно личность виновата. Субъективное чувство гораздо сильнее того, как обстоят дела на самом деле.

    Неуверенность в себе

    Яркая неуверенность в себе провоцирует развитие чувства вины. Это одна из главных причин, почему люди бросают на полпути уже начатое дело, боятся предпринимать какие-то важные шаги в свою пользу. Чувство вины заслоняет собой все лучшие чувства и имеющиеся на данный момент времени достижения. В результате личность теряется, перестает по достоинству оценивать собственные перспективы. часто провоцирует замкнутость, способствует тому, что личность начинает принимать на свой счет любые обиды и промахи. В таком случае невозможно вести речь о всестороннем развитии личности. Чем больше мы сосредоточиваемся на собственных сомнениях и неудачах, тем сложнее потом оказывается выходить из этого состояния.

    Ограниченность мышления

    В силу неправильного воспитания у личности иногда формируется такая черта как крайняя, патологическая неуверенность в себе. Ограниченность мышления приводит к тому, что такой личностью становится довольно просто манипулировать. Родственники, друзья и коллеги часто пользуются такой возможностью, а вовсе не упускают ее. Они порой неосознанно делают все, чтобы подчинить себе личность. Такой вариант развития событий крайне нежелателен, если имеется намерение достичь каких-то серьезных результатов в жизни.

    Чувство бесполезности

    Еще одна форма проявления комплекса. Чувство бесполезности появляется тогда, когда личность считает, что должна угождать окружающим. Он не может найти свое место в мире. Сфокусироваться на выполняемых задачах для такой личности крайне нелегко, поскольку ощущение своей никчемности буквально захлестывает своим масштабом. Считать себя бесполезным – это большая ошибка, которую только может совершить личность. Нельзя настолько принижать собственную сущность, не давать себе права развиваться и принимать на себя ответственность.

    Чувство бесполезности формирует сопутствующее ощущение беспомощности. Личность учится не доверять самой себе, а потому не прислушивается к своему внутреннему голосу. Таким образом, получается, что индивидуальность совершенно не развивается. Личность продолжает и во взрослом возрасте жить интересами окружающих людей, забывая о своих собственных стремлениях. Такая жизненная позиция, конечно, не может привести к успеху. Отказываясь от своих амбиций, ощущая себя везде и всюду виноватым, невозможно сохранять свою целостность, оставаться счастливым человеком.

    Привычка обижаться

    Весьма пагубная привычка, которая позволяет навешивать на личность ненужные ярлыки. Привычка постоянно обижаться со временем формирует особенно негативное отношение к жизни. Личность ощущает себя виновной буквально во всем и часто приписывает себе чужие промахи. Не все понимают, что необходимо брать ответственность только за себя. Чувство мнимой виновности сильно угнетает изнутри, создает ощущение своей ненужности. Чем сильнее мы обижаемся, тем больше окружающие получают возможность нами манипулировать. Это на самом деле так.

    Привычка подстраиваться

    Привычка всегда и во всем угождать окружающим формирует недоверчивое отношение к миру. Даже близкие люди иногда нами манипулируют, совершенно не осознавая этого. Привычка подстраиваться под мнение большинства всегда крайне негативно отражается на состоянии психического здоровья. Личность становится раздражительной, неуверенной в себе. Привычка винить себя во всем приводит к негативным последствиям: замкнутости, отгороженности от мира, ведет к формированию чрезмерной подозрительности.

    Таким образом, комплекс вины обязательно приводит к разрушению личности, формирует негативные установки , которые в будущем не позволят человеку стать счастливым и самодостаточным. Нельзя быть виновным во всем. В противном случае люди начинают проживать чужую жизнь, ориентируясь на желания родственников и друзей.