Эмпатия включает. Что такое эмпатия, виды и уровни. Как развить эту способность. Эмпатия в психологии - значение понятия

Эмпатия – это умение переживать чужие эмоции не менее ярко, чем свои собственные. Несмотря на то, что в психологии наличие такой способности считается нормой, некоторые люди (эмпаты) одарены ею в большей степени. По мнению ученых, к данной категории можно отнести около 20% населения Земли.

Интенсивность сопереживания у разных эмпатов неодинакова. Она может выражаться и в обычном умении вникнуть в состояние собеседника, и в полном погружении в чужие эмоции. Некоторые эмпаты настолько чувствительны, что негативные переживания других людей вызывают у них физическое недомогание.

Сегодня мы расскажем о тех признаках, с помощью которых можно определить у себя способность к эмпатии.

Источник: depositphotos.com

Чувствительность к инконгруэнтному поведению

Общаясь между собой, люди используют не только слова. Смысл нашей речи подчеркивается и подтверждается тональностью голоса, громкостью, артикуляцией, мимикой, жестами и позами (так называемым языком тела). Если человек неискренен, эти сигналы плохо коррелируют друг с другом. Такое поведение называется инконгруэнтным.

В силу особенностей восприятия эмпат чрезвычайно точно, хотя и неосознанно, считывает подобные несовпадения и чувствует любую фальшь. В компании человека, ведущего себя инконгруэнтно, он испытывает отчетливый дискомфорт. У людей, обладающих сильной эмпатией, общение с лжецами, хвастунами, завистниками или лицемерами может спровоцировать ускоренное сердцебиение, одышку, головную боль и ощущение тревоги.

Избегание общества негативно настроенных людей

Непереносимость агрессии

Эмпаты плохо переносят любые конфликтные ситуации. Их лишает душевного равновесия не только прямая агрессия окружающих, но и слишком шумное поведение, особенно если оно продиктовано такими эмоциями, как возмущение, гнев или злоба.

Человек, имеющий способность к эмпатии, как правило, спокоен, дружелюбен и внимателен. Он всегда старается разрешить противоречия мирным путем и не приемлет насилия.

Эмоциональное восприятие чужих неприятностей

Эмпат принимает чужие беды близко к сердцу. Он одинаково остро реагирует на боль знакомого человека, беду, увиденную в телерепортаже, и несчастья персонажей художественного фильма. Разумеется, он понимает, что это разные вещи, но все ситуации такого рода вызывают у него сильный всплеск негативных эмоций.

Дискомфорт при избытке эмоций

Человек с сильной способности к эмпатии с трудом переносит любые эмоциональные излишества. Его травмирует не только чужое горе, но и избыток позитива. Например, эмпат может испытывать дискомфорт, присутствуя на шумном празднике, поскольку сильный шум, яркий свет и обилие веселящихся людей быстро утомляют его.

Болезненное восприятие критики

Эмпаты обычно осторожны и сдержанны в общении с другими людьми и в выражении собственных чувств. Они боятся кого-то задеть, создать конфликтную или просто непонятную для окружающих ситуацию. В ответ на собственную деликатность они ждут аналогичного поведения от других людей. Поэтому склонность к эмпатии нередко совмещается с излишней чувствительностью к критике: эмпата обижает любая негативная оценка, даже если она выражена мягко.

Способность к эмпатии можно измерить. Психологи делают это с помощью опросников, самый известный из которых («Уровень сопереживания») был разработан Салли Уилрайт и Симоном Бароном-Коэном в 2004 году.

Может показаться, что высокий уровень эмпатии «неудобен» и способен осложнить человеку жизнь. К счастью, это не так. Большинство эмпатов со временем привыкают к особенному восприятию мира и вырабатывают стиль поведения, который помогает им сохранять физическое и психическое здоровье. Постоянно чувствовать чужую боль как свою, разумеется, не слишком приятно, но это искупается возможностью понимать других людей, умением их выслушивать и оказывать необходимую помощь. Человек, обладающий таким талантом, обычно пользуется всеобщим уважением. Окружающие его любят и ценят, хотя и не всегда умеют оградить от лишних стрессов.

Эмпатия очень важна для людей, которые работают врачами, психологами, учителями, сотрудниками социальных служб. Именно это качество создает основу эмоционального подъема, без которого невозможна никакая творческая деятельность. Успешный создатель рекламы, страховой агент или менеджер по продажам обязательно должен быть эмпатом. Можно сказать, что в мире, основанном на тесном взаимодействии между людьми, способность к эмпатии положительно сказывается на социальной реализации человека.

Видео с YouTube по теме статьи:

Говоря простыми словами, эмпатия – это умение человека сочувствовать и понимать окружающих. Также это определение может включать в себя множество дополнительных аспектов. В зависимости от особенностей и интенсивности проявления, различают несколько видов этого состояния.

Что означает слово эмпатия

В переводе с греческого языка этот термин означает сопереживание. Если обратиться к научному определению, то эмпатия – это способность человека постигать внутренний мир другого субъекта и сопереживать его проблемам. Также это чувство может проявляться умением воспринимать эмоциональное состояние, страхи и тревоги других людей, осознавая, что к нему эти явления не имеет никакого отношения.

Существует широкий диапазон проявлений этой способности – от полного погружения в чувства другого человека до объективного понимания эмоций других людей без вовлечения в них.

Такое состояние не имеет рационального объяснения и не является результатом интеллектуальных усилий. Эмпатическое понимание возникает само по себе, в некоторых случаях против воли человека. Существует много теорий на тему происхождения этого чувства. Большинство специалистов склоняются к тому, что эта способность передается на генетическом уровне.

Впервые в психологическую практику определение было введено американским специалистом по психологии Эдвардом Титчнером. Им же были установлена классификация принципов эмпатии, которая используется по сегодняшний день. Исследованием механизмов этого состояния занимались и многие другие ученые.

Руководитель центра прогрессивного развития в Вашингтоне, Дуглас Лабир предлагает ввести определение Синдром дефицита эмпатии (СДЭ). По мнению ученого, основной проблемой современного общества является сниженный уровень эмпатического понимания между людьми.

Как проявляется чувство эмпатии

Данное состояние проявляется искренним интересом к другому субъекту, а именно к его эмоциональному состоянию, проблемами и причинам тревоги.

Эта способность во многом зависит от других черт характера, уровня интеллекта и эмоциональной активности эмпата:

  1. Так, если индивид, наделенный этим даром, отличается эгоцентризмом (неспособность воспринимать другие точки зрения) и зациклен на своей персоне, то он не может глубоко проникать в чувства и мысли окружения.
  2. При недостаточной интеллектуальной развитости индивид с эмпатическими наклонностями может делать примитивные выводы и неправильно трактовать свои ощущения о состоянии другого человека.
  3. Аналогичная ситуация может развиваться если тот, кто обладает этой способностью, отличается эмоциональной сухостью.

Следует отметить, что в большинстве случаев те, кто обладают склонностью к эмпатии, являются людьми с высоким уровнем духовно-интеллектуального развития.


Проявлениями этого состояния являются:
  • интуитивное осознание чувств и состояний других субъектов;
  • переживание эмоций, схожих с теми, которые испытывает собеседник;
  • умение примерять на себя роли других людей;
  • навыки принимать чужую точку зрения без препятствий;
  • оценка ситуации с позиции другого человека.
Помимо вовлечения в переживания своих близких и коллег, эмпаты могут демонстрировать высокий уровень сопереживания героям фильмов и литературных произведений. Каждый из вышеперечисленных навыков может проявляться в большей или меньшей степени по отдельности или в совокупности с другими факторами. Особенности проявления этого чувства зависит от того, к какому виду эмпатии больше всего склонен человек.

Виды эмпатии в психологии

Изучением этого явления в большей степени занимаются такие специалисты, как психологи, психотерапевты и психоаналитики. В психологии существует отдельное направление, предложенное Карлом Роджерсом, которое называется клиент-центрированная терапия и основывается на эмпатии. Именно на ней строил психолог работу с пациентами.

Роджерс определяет это состояние как способность обуть ботинки и изнутри воспринимать систему координат собеседника.


Согласно предложенной Эдвардом Титчнером классификации, существует несколько видов этой способности:
  1. Эмоциональная эмпатия. Люди, склонные к этому чувству подражают эмоциям своего окружения, и воспринимают их боль и переживания как свои собственные. При этом в любой момент они готовы откликнуться на волнения своего собеседника.
  2. Когнитивная эмпатия . Эта способность проявляется в умении проводить сравнение и анализ мыслей, беспокоящих оппонента. То есть эмпат не просто воспринимает чувства своего визави, а подключает умственные способности для того, чтобы понять происходящее.
  3. Предикативная эмпатия – значит, предугадывать ощущение и поведение другого человека при определенных обстоятельствах. Особенно ярко проявляется эта способность в конфликтах и ссорах.
Различают также две отдельные формы эмпативного состояния:
  1. Сопереживание, которое выражается в переживании тех же эмоций, которые испытывает оппонент.
  2. Сочувствие, проявляющееся в возникновении личных чувств по поводу ситуации, в которой находится собеседник.
К примеру, если в беседе эмпата с коллегой последний начинает плакать, то при сопереживании у субъекта с эмпатическими наклонностями тоже появятся слезы. При сочувствии он может начать его жалеть, переживать, то есть выражать собственные эмоции.

Степень проявления эмпатических наклонностей

В психологии различают четыре уровня эмпатии:
  1. Повышенный . Проявляется ярко выраженной способностью вникать в проблемы других. Индивид перестает отделять свои проблемы от чужих, что в большинстве случаев провоцирует много проблем в его личной жизни. Чаще всего такие люди испытывают необоснованное чувство вины, страдают чрезмерной ранимостью и впечатлительностью.

    Психологи называют этот вид аффективной эмпатией. Многие люди с такими наклонностями, которым удается справиться и контролировать свои эмоции, начинают использовать свою способность в профессиональной деятельности. Из них получаются хорошие специалисты в области психологии и других сфер взаимодействия с людьми.

  2. Высокий . Что означает понимание чувств и эмоций окружающих без сильного ущерба для самого себя. Эти люди относятся к своим знакомым и близким с искренним интересом, соблюдая при этом деликатность. Они легко находят общий язык с другими, коммуникабельны и вовлечены в социальную жизнь. Иногда человек с высокой степенью эмпатического понимания ждет одобрения и поддержки со стороны окружения и при отсутствии таковой легко выходит из себя.
  3. Нормальный . Характерный для большинства людей. Проявляется он пониманием, но равнодушием к чувствам других людей. Соучастие в проблемах демонстрируется в основном по отношению к членам семьи или к друзьям.
  4. Низкий . Таких людей называют антиэмпатами. Они не способны взглянуть на проблему с иной точки зрения или принять позицию, отличающуюся от своей. Антиэмпат сосредоточен на собственных переживаниях и испытывает дискомфорт в обществе других людей. Поэтому круг его общения достаточно узок, друзей очень мало или нет совсем.

Когда проявляется и что способствует эмпатии

Определить эмпатические способности у человека можно еще в раннем детстве. Такие малыши слишком активно реагируют на проблемы родителей или своего окружения – начинают плакать, когда слышат плач, повышенный тон, ругань. Кроме слез у них может учащаться биение сердца, краснеть лицо, усиливаться потоотделение. Тому, что эта способность является врожденной, нет научно обоснованных аргументов.

Но специалисты отмечают, что такие дети чаще всего рождаются у родителей, которые придают большое значение переживаниям других людей. Родившись эмпатом впоследствии ребенок может развить это чувство или утратить его. Укреплению этой способности способствуют теплая и доверительная атмосфера внутри семьи, положительный пример со стороны взрослых о необходимости сопереживания и умении ставить себя на место других.

Достоинства и недостатки

Узнав, что такое эмпатия, многие начинают стремиться к тому, чтобы овладеть этой способностью или развить ее у своих детей. Необходимо учитывать, что нередко люди с таким даром не умеют применять его по назначению. Такая особенность психики может приносить субъекту сильные страдания, ведь для того, чтобы справиться с чужими негативными эмоциями нужен твердый характер и зрелый разум. Поэтому приняв решение развивать эту способность, рекомендуется ознакомиться не только с положительными моментами, но и с обратной стороной медали.

К плюсам можно отнести следующее:

  • большие перспективы для профессионального развития;
  • эффективная помощь близким людям;
  • невозможность быть обманутым;
  • возможность избегать и гасить конфликты.
Среди минусов можно отметить:
  • быстрое эмоциональное выгорание;
  • подверженность тревожности;
  • высокая вероятность развития психических расстройств;
  • в сфере межличностных отношений возможно формирование ситуаций по схеме «игра в одни ворота»;
  • возможно отсутствие взаимности со стороны окружающих;
  • повышенная чувствительность приводит к тому, что таким людям легко причинить моральную боль, а сами они не способны этому противостоять.

Как развить эмпатические способности в зрелом возрасте (видео)

Некоторые люди, обладая слабо выраженной эмпатией, задаются вопросом, как ее усилить. Дельные рекомендации по развитию этого чувства представлены в этом ролике.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Большинство считает, что эмпатия — это способность человека к сопереживанию , но, на самом деле, все не так однозначно. Да и как понять, кто более склонен к этому чувству: вы или, например, ваш знакомый?

И всегда ли эмпатия несет в себе только положительные качества или она может также приводить и к негативным последствиям в отношениях? Если вам сложно точно ответить на эти вопросы, то давайте изучим эту тему чуть-чуть более подробно.

Эмпатия – что это такое?

Появление этого термина в психологии – это заслуга американского психолога Эдварда Титченера, который впервые ввёл это понятие в обиход. Если попытаться дословно перевести это слово, то получим «вчувствовать ». Если же говорить простыми словами, то это «отклик».

То есть эмпатия — это отклик человека на чувства и состояние другого . Эмпат четко видит и понимает, что именно происходит с собеседником в данный момент (в эмоциональном плане). При этом он соизмеряет свои собственные поступки, мысли и эмоции с состоянием этого человека.

Это состояние активируется в человеке, когда кто-то рядом переживает негативные эмоции: у человека выступили слёзы, он испытает страх, печаль, тоску, агрессию. Эмпат чувствует, когда нужен другому человеку, и как большинство людей испытывает желание разобраться и помочь по возможности.

Когда же люди подпрыгивают от радости, это не привлекает внимания эмпата, поскольку это чувство более понятно и не вызывает потребности в спасательном круге (коим он себя считает).

Проявление эмпатии возможно не только в реальном мире. Например, когда мы читаем книгу или смотрим фильм, то волей-неволей пытаемся войти в роль главного героя, оказаться на его месте (сопереживаем ему) – это тоже проявление данного чувства, заложенного в нас природой.

Есть люди, которые более склонны к «эмоциональному отклику» из-за врождённых способностей или их усердного развития. Их называют эмпатами .

Такие чувствительные к другим людям индивидуумы часто выбирают своей стезей педагогику, ведут кружки, работают воспитателями или психологами, поскольку в этих сферах деятельности очень важно уметь тонко чувствовать состояние других людей. таким характеристикам более всего соответствуют меланхолики.

Откуда она берётся?

Нейрофизиологи в эмпатии обвиняют зеркальные нейроны . Это нервные клетки, которые интерпретируют воспринятую из окружающего нас мира информацию.

Например, если напротив нас стоит человек, которому тоскливо, то зрительный и слуховой анализаторы получают об этом соответствующую информацию и передают ее к этим нейронам. Зеркальные же нейроны заставляют своего хозяина чувствовать то же самое, но только в меньшей мере.

Именно зеркальные клетки у обезьян заставляют их сородичей повторять одни и те же действия друг за другом (обезьянничать). По этой же причине нам нравится смотреть передачи о роскошной жизни (листать журналы о «тяжелом быте» знаменитостей).

Это банально дает возможность почувствовать хотя бы минутную радость от жизни, будто мы находимся на месте селебрити (данной знаменитости).

Примечательно, что развитие эмпатии начинается с самого рождения , когда младенец воспринимает окружающий мир только на эмоциональном уровне. Если ему улыбается мама – он бессознательно улыбнется ей в ответ (собезьянничает).

Когда родители объясняют более взрослому ребёнку, что сейчас им грустно или весело по такой-то причине, то это тоже способствует пониманию малыша, как устроены чувства и как их можно «прочитать» по лицам, движениям, словам, мимике.

Аутизм — это крайне низкий уровень эмпатии в человеке

Кстати, одна из причин нарушение в строении или количестве зеркальных нейронов. Поэтому аутистам (людям с почти нулевым уровнем эмпатии) очень сложно понять, что чувствуют люди вокруг и как нужно с ними взаимодействовать.

В результате этого ребенка – ему сложно контактировать с ровесниками во дворе, в школе, с продавцом в магазине.

Поэтому с самого раннего возраста таким детям нужно уделять особое внимание в плане эмоционального развития. Им нужно рассказывать, что происходит внутри других людей в плане эмоций и как это все можно «прочитать» (по мимике, по жестам, по взгляду).

Также необходимо постоянно спрашивать ребёнка, что он чувствует; описывать, как это обычно проявляется внешне на других людях, чтобы он мог сравнить и сопоставить. Разбор главных героев книг и фильмов также благоприятно сказывается на ускорении движения по пути от аутиста к эмпату.

Активное слушание – это то, что также может помочь развитию «эмоциональной чувствительности». Суть заключается в том, что слушатель задаёт уточняющие вопросы тому, кто что-то рассказывает. Таким образом, он узнаёт больше о собеседнике, а сам, в свою очередь, больше открывается. С детьми также можно меняться местами в этой «словесной игре».

Виды эмпатии

В зависимости от того, насколько глубоко человек научился понимать чувства других людей, можно выделить 3 вида «мастерства проникновения»:


Эмпатия = сочувствие?

Очень часто люди используют к слову «эмпатия» не совсем подходящий синоним — «сочувствие». Но это разные понятия (хотя иногда и пересекающиеся) и несут они в себе разные причины и мотивацию.

Например, альтруист или филантроп чувствуют желание помочь другому. Они хотят, чтобы у него всё наладилось, всё было хорошо и попытаются вместе с ним (или вместо него) решить его проблемы, поднять настроение. Это искреннее проявление заботы. Просто они такие от природы и помогают всем.

Или жалость. На минутку вам вдруг стало жалко незнакомых попрошаек в переходе, которые пытаются собрать деньги на еду. Бросили пару монет и пошли дальше. Вы же не погружались в их «внутренний мир», не «проникали в душу» и не чувствовали на себе весь букет обуреваемых их эмоций.

Эмпатия – это не сочувствие и не сожаление, а данная свыше или развитая самостоятельно возможность погрузиться в состояние другого, понять обуреваемые его эмоции .

При этом у эмпата может вовсе не возникать желание помочь и проявить заботу. Все зависит от человека. Например, все мы «видим» нищего, но не каждый протянет ему монетку. Как видите, это совсем разные понятия.

Пример. Вы увидели полного человека и поняли, что ему нужно срочно худеть, иначе у него могут вскоре возникнуть проблемы. Но вы же не побежите к нему с этим и не поведете его за руку к диетологу. Вам может быть просто все равно, что с ним будет ( тоже ведь может быть чувствительным эмпатом).

Эмпатия — это способность (возможность) чувствовать состояние других людей, но она вовсе не означает, что это приведет к каким-то действиям, направленным на благо человека, в шкуру которого вы влезли. Может быть, даже наоборот. , например, используют свое понимание людей исключительно только в своих корыстных целях.

Это просто способность приподнимать завесу над чувствами других людей, понимать их эмоциональное состояние. А сочувствовать им или нет, это уже зависит от конкретного человека.

Негативная сторона

Казалось бы, ну что может быть негативного в том, чтобы понимать и чувствовать других людей? Это же как третий глаз! А вот психологи утверждают, что к ним часто обращаются за помощью именно эмпаты, поскольку они склонны часто вникать и погружаться в чувства других, а это создает сильную эмоциональную нагрузку .

Ко всему прочему, шибко совестливые из них считают, что ответственны за состояние окружающих, поскольку способны их хорошо понимать (в отличие от других). Ладно бы если это только проявлялось в отношении к близким, но они часто пытаются помочь совсем малознакомым людям, что отбирает у них много сил и времени.

К тому же многие эмпаты , поэтому больше акцентируются на проблемах других людей и забывают о своих личных переживаниях. В результате чего остаются неуслышанными и не могут обратиться за помощью к другим. Остаются с чужим и своим негативом внутри. Пренебрегают собой.

Появляются также проблемы на работе , если эмпаты занимают какую-то руководящую должность. Им сложно давать суровые указания или отрицательную оценку работе подчиненных, поскольку они знают, как это негативно ими воспринимается (по сути, они таким образом сами себя высекут). Посему такие начальники могут делать поблажки, зная специфику того, или иного человека.

Эмпатическое мышление принуждает много внимания уделять контексту (эмоциональному фону) разговора, а не только его сути. Такие люди всегда пытаются понять (докопаться), что на самом деле хотел сказать, сделать человек. Это развивает такую черту, как подозрительность и приводит к трате большого количества времени на обдумывание несущественных деталей.

Участливым эмпатам крайне тяжело смотреть новости по телевизору и в интернете, поскольку они все пропускают через себя и близко принимают к сердцу. То же самое можно сказать и про взаимоотношения: дружеские и любовные. Они слишком участливы, а не всякое сердце может выдержать вселенскую печаль.

Как не «сгореть» в эмпатии?

Чтобы не давать эмпатии портить свою жизнь, стоит осознавать СВОИ цели, ценности, чувства, мысли, мотивы. Для того чтобы при общении с другим человеком в нём не растворяться и помнить о своей собственной важности.

Когда случается трагическая ситуация, которую нельзя изменить, нужно постараться отстраниться от неё на некоторое время, чтобы осознать происходящее, осмыслить и не быть под постоянным гнетом текущей действительности.

Если в результате погружения в другого человека у вас проснулось сострадание, нужно ставить адекватные задачи по поводу помощи человеку и принимать на себя лишь адекватную меру ответственности. Например, не отдать свои последние деньги, а просто помочь человеку найти работу.

Проблемы вызывает не сама эмпатия (отклик на чувства других людей), а неумение ею правильно пользоваться, регулировать. Главное — это научиться принимать участие в проблемах других людях вне ущерба себе и тогда будет проще налаживать как тёплые дружеские отношения с близкими, так и рабочие отношения с коллегами.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

посмотреть еще ролики можно перейдя на
");">

Вам может быть интересно

Фрустрация - как найти выход из безысходности? Что такое эгоизм и эгоцентризм - в чём между ними разница Социофоб - это человек, который любит уединение или больной человек, страдающий социофобией
Альтруизм - что это такое и выгодно ли быть альтруистом

Эмпатия Способность идентифицироваться с другим человеком, почувствовать то, что он ощущает (Смотри также: ).

Краткий толковый психолого-психиатрический словарь . Под ред. igisheva . 2008 .

Эмпатия

(от греч. empatheia - сопереживание) - постижение эмоционального состояния , проникновение-вчувствование в переживания другого человека . Термин «Э.» введен Э. Титченером , обобщившим развивавшиеся в философской традиции идеи о симпатии с теориями вчувствования Э. Клиффорда и Т. Липпса . Различают эмоциональную Э., основанную на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека; когнитивную Э., базирующуюся на интеллектуальных процессах (, и т. п.), и предикативную Э., проявляющуюся как человека предсказывать аффективные реакции (см. ) другого в конкретных ситуациях. В качестве особых форм Э. выделяют сопереживание - субъектом тех же эмоциональных состояний, к-рые испытывает другой человек, через отождествление с ним, и сочувствие - переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого. Важной характеристикой процессов Э., отличающей ее от других видов понимания (идентификации , принятия ролей , децентрации и др.), является слабое развитие рефлексивной стороны (см. ), замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта . Установлено, что эмпатическая способность индивидов возрастает, как правило, с ростом жизненного опыта; Э. легче реализуется в случае сходства поведенческих и эмоциональных реакций субъектов.


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Эмпатия

Постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого человека. Способность индивида к параллельному переживанию тех эмоций, что возникают у другого индивида в ходе общения с ним. Понимание другого человека путем эмоционального вчувствования в его переживания. Термин ввел в психологию Э. Титченер. Различаются:

1 ) эмпатия эмоциональная - основанная на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого;

2 ) эмпатия когнитивная - базируемая на процессах интеллектуальных - сравнение, аналогия и пр.;

3 ) эмпатия предикативная - проявляемая как способность предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях.

Как особые формы эмпатии выделяются:

1 ) сопереживание-переживание тех же состояний эмоциональных, что испытывает другой, через отождествление с ним;

2 ) сочувствие - переживание собственных состояний эмоциональных в связи с чувствами другого.

Важная характеристика процессов эмпатия, отличающая ее от других видов понимания, как идентификации, принятия ролей, децентрации и прочего, - слабое развитие рефлексивной стороны (см. ), замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта. Установлено, что эмпатическая способность обычно возрастает с ростом жизненного опыта; эмпатия легче реализуется при сходстве поведенческих и реакций эмоциональных субъектов.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Эмпатия Этимология.

Происходит от греч. empatheia - сопереживание.

Категория.

Феномен общения.

Специфика.

Способность человека к непроизвольному переживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека в процессе общения с ним. Индивид начинает - вопреки сознательному контролю - разделять настроения другого человека. За счет этого достигается большее взаимопонимание, что очень важно для психотерапевтической работы.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

ЭМПАТИЯ

(от греч. empatheia - сопереживание).

1. Внерациональное познание человеком внутреннего мира др. людей (вчувствование ). Способность к Э. - необходимое условие для развития такого профессионального качества, как проницательность, у практического психолога (консультанта, психотерапевта).

2. Эстетическая Э. - вчувствование в художественный объект, источник эстетического наслаждения.

3. Эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого, разновидность социальных (нравственных) эмоций . Э. как эмоциональный отклик осуществляется в элементарных (рефлекторных) и в высших личностных формах (сочувствия, сопереживания, сорадования). В основе Э. как социального познания и высших форм Э. как эмоционального отклика лежит механизм децентрации . Человеку свойственно испытывать широкий набор эмпатических реакций и переживаний. В высших личностных формах Э. выражается отношение человека к др. людям. Сопереживание и сочувствие различаются как переживание человека за себя (эгоцентрическая Э.) и за другого (гуманистическая Э.).

Сопереживая , человек испытывает эмоции, идентичные наблюдаемым. Однако сопереживание может возникнуть не только по отношению к наблюдаемым, но и воображаемым эмоциям др., а также и по отношению к переживаниям персонажей художественных произведений, кино, театра, литературы (эстетическое сопереживание). См. .

При сочувствии человек переживает нечто иное, чем тот, кто вызвал у него эмоциональный отклик. Сочувствие побуждает человека к помощи другому. Чем более устойчивы альтруистические мотивы человека, тем шире круг людей, которым он, сочувствуя, помогает (см. ).


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Эмпатия

   ЭМПАТИЯ (с. 661) (от греч. empatheia - сопереживание) - проникновение во внутренний мир другого человека за счет ощущения сопричастности к его переживаниям. Термином эмпатия определяется также личностная черта - способность к такого рода пониманию и сопереживанию.

В последние годы термин получил широкое распространение в отечественной психологической литературе, однако до сего времени в обыденной речи (а также в универсальных словарях русского языка) отсутствует. Заимствован из английского языка, где бытует сравнительно давно (англ. - empathy ). В данном случае, как и в большинстве подобных, это заимствование представляется терминологическим излишеством, наивной данью западничеству, поскольку содержание понятия эмпатия вполне исчерпывающе передается русским словом .

В большинстве отечественных публикаций, в которых вводится данное понятие, имеются ссылки на К.Роджерса, которому нередко и приписывается его авторство. В самом деле, в концепции Роджерса понятию эмпатия принадлежит ключевая роль, и именно благодаря Роджерсу произошло его внедрение в отечественную психологическую терминологию в конце 80-х, когда попытки заполнить вдруг возникший идеологический вакуум вызвали к жизни культ гуманистической психологии (именно Роджерс и выступил у нас пророком этого культа и его новоявленной иконой). Однако термин изобретен не Роджерсом - в словарях английского языка слово эмпатия впервые появилось в 1912 г., когда будущий мэтр еще ходил в школу и ловил мотыльков на отцовской ферме. В английскую психологическую терминологию слово попало еще раньше благодаря Э.Титченеру, который подыскал его как английский эквивалент немецкому понятию (вчувствование ), имевшему еще более давнюю историю. Характерно, что в немецком языке для обозначения данного явления по сей день используется традиционная немецкая форма, именно это слово родного языка немцы употребляют, говоря об эмпатии.

Первая концепция эмпатии сформулирована в 1885 г. немецким психологом Теодором Липпсом (1851-1914). Ее он рассматривал в качестве особого психического акта, при котором человек, воспринимая предмет, проецирует на него свое эмоциональное состояние, испытывая при этом позитивные или негативные эстетические переживания (в работах Липпса в первую очередь шла речь о восприятии произведений изобразительного искусства, архитектуры и пр.). По мнению Липпса, соответствующие эстетические переживания не столько пробуждаются художественным творением, сколько привносятся в него. Так, при восприятии неодушевленных форм (например архитектурных построек) появляется ощущение, что они полны внутренней жизни («мрачный дом», «веселый фасад» и т.п.). Этим объясняются, в частности, некоторые геометрические иллюзии - например вертикальная линия воспринимается более длинной, чем в действительности, поскольку наблюдатель ощущает себя как бы вытягивающимся вверх. Идеи о вчувствовании субъекта в линейные и пространственные формы впоследствии были развиты в различных работах по психологии искусства.

Понятие эмпатии выступило также одним из важнейших в «понимающей психологии» Вильгельма Дильтея (1833-1911). Способность к эмпатии Дильтей рассматривал как условие понимания культурно-исторической, человеческой реальности. Различные феномены культуры возникают из «живого целого человеческой души», поэтому и их понимание, по Дильтею, - это не концептуализация, а проникновение, как бы перенесение себя в целостное душевное состояние другого и его реконструкция на основе эмпатии. Заметим, что эта трактовка относится к 1894 г.

Наиболее близкое к современному понятие эмпатии было сформулировано З.Фрейдом в 1905 г. В работе «Остроумие и его отношение к бессознательному» Фрейд указывал: «Мы учитываем психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стараемся понять его, сравнивая со своим собственным». Характерно, что эмпатии отведено важное место в понятийном аппарате психоанализа. В частности, данный термин среди прочих фигурирует в недавно изданном «Словаре-справочнике по психоанализу» В.М.Лейбина, а также в «Критическом словаре психоанализа» Ч.Райкрофта и других аналогичных изданиях. Важно, что в обоих упомянутых изданиях подчеркивается сохранение при эмпатии объективного взгляда на истоки и природу переживаний другого человека. Так, В.М.Лейбин указывает: «Эмпатия предполагает идентификацию аналитика с пациентом. В какой-то степени она напоминает собой проективную идентификацию. Вместе с тем эмпатия не является такой идентификацией с пациентом, благодаря которой аналитик полностью отождествляет себя с последним. Напротив, обладая возможностью стать сопричастным с внутренним миром другого человека, аналитик сохраняет способность к дистанцированию от него в плане изложения собственных непредвзятых интерпретаций и выработки приемлемой для конкретной аналитической ситуации стратегии психоаналитической терапии».

Заметим еще раз, что труды Липпса, Дильтея и Фрейда в оригинале увидели свет на немецком языке, и во всех упомянутых случаях данное понятие описывалось термином эмпатия , который англоязычные психологи не стали слепо заимствовать, а нашли более созвучный родному языку эквивалент.

В гуманистической психологии К.Роджерса эмпатия выступила основным приемом «клиент-центрированной терапии», в которой психолог вступает в глубокий, эмпатический контакт с клиентом и помогает ему осознать себя полноценной личностью, способной взять на себя ответственность за решение собственных проблем. Наряду с безусловным принятием клиента и так называемой конгруэнтностью (еще один лингвистический монстр, которому у нас поленились подыскать эквивалент), эмпатия выступает одним из компонентов так называемой психотерапевтической триады Роджерса - тройственной совокупности условий, без которых, по мнению сторонников этого подхода, психотерапевтический процесс не может быть полноценным. Эмпатия как способ психотерапевтического общения предполагает временную жизнь как бы другой жизнью, деликатное, без предвзятых оценок и суждений, пребывание в личностном мире другого, чувствительность к его постоянно меняющимся переживаниям. Совместная интерпретация волнующих или пугающих проблем помогает их более полному и конструктивному переживанию и в конечном счете - такому изменению структуры , которое делает его более гибким, творческим, открыпым позитивному опыту.

Предоставим слово самому Роджерсу. Вот как он описывает эмпатию в качестве одного из компонентов (условий) своей психотерапевтической триады.

Третье условие можно назвать эмпатическим пониманием. Когда терапевт ощущает чувства и личностные смыслы клиента в каждый момент времени, когда он может воспринять их как бы изнутри, так, как их ощущает сам клиент, когда он способен успешно передать свое понимание клиенту, тогда третье условие выполнено.

   Я подозреваю, что каждый из нас знает, что такое понимание встречается крайне редко. Мы не часто чувствуем такое понимание и сами редко его выказываем. Обычно мы предлагаем вместо него совершенно другой, отличный тип понимания: «Японимаю, что у тебя не все в порядке», «Японимаю, что заставляет тебя так поступать» или «У меня такие неприятности были, но я вел себя совершенно по-другому». Это - типы понимания, которые мы обычно получаем или предлагаем другим, это - оценивающее понимание с внешней позиции. Но когда кто-то понимает, как чувствуется или видится мне, без желания анализировать или судить меня, тогда я могу «расцветать» и «расти» в этом климате .

Исследование подтверждает это общепринятое наблюдение. Когда терапевт, оставаясь самим собой, может уловить каждомоментную внутреннюю жизнь клиента так, как тот ее видит и чувствует, тогда, вероятно, происходят изменения» (Роджерс К . Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. С. 106)*.

   *[Перевод несколько подредактирован автором этих строк; например, еще одно лингвистическое извращение - терапист - заменено на более привычное слово терапевт (хотя это вряд ли удержит терапистов от того, чтобы продолжать называть себя этим смешным и глупым словом)].

При этом очень важно подчеркнуть существенную особенность эмпатии (отмеченную, кстати, еще Фрейдом). Обладать эмпатией означает воспринимать субъективный мир другого человека так, как если бы сам воспринимающий был этим другим человеком. Это значит - ощущать боль или удовольствие другого так, как чувствует это он сам, и относиться, как он, к причинам их породившим, но при этом ни на минуту не забывать о том, что «как если бы». Если последнее условие утрачивается, то данное состояние становится состоянием идентификации - весьма, кстати, небезопасным. Показателен в этом отношении опыт самого Роджерса, который в начале 50-х настолько «вчувствовался» во внутренний мир одной своей клиентки, страдавшей тяжелым расстройством, что вынужден был сам прибегнуть к помощи психотерапевта. Лишь трехмесячный отпуск и курс психотерапии у одного из коллег позволили ему оправиться и осознать необходимость соблюдения известных пределов сопереживания.

Этот момент представляется особенно важным в связи с той абсолютизацией роли эмпатии, которая явно имеет место в последнее время. В ряде работ эмпатия рассматривается как один из ключевых факторов успешной профессиональной деятельности психолога. Подчеркивается, что способность к эмпатии может быть формируема с помощью специальных тренинговых приемов (это и неудивительно - с помощью тренинга у нас сегодня берутся сформировать что угодно, вплоть до смысла жизни).

Представляется бесспорным, что эмпатия является ценным профессиональным качеством психолога, чья практическая деятельность связана с непосредственными контактами с людьми, с помощью им в решении их проблем. При этом особенно важно не забывать о ее субъективных пределах, выход за которые чреват профессиональным «выгоранием». Иными словами, психолог должен уметь проникнуться переживаниями другого человека, однако не настолько, чтобы превратить чужие проблемы в свои.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Синонимы :

Смотреть что такое "эмпатия" в других словарях:

    ЭМПАТИЯ - (от. греч. empatheia вчувствование, сочувствование) способность человека отождествлять (идентифицировать) один из своих Я образов с воображаемым образом «иного»: с образом др. людей, живых существ, неодушевленных предметов и даже с линейными и… … Философская энциклопедия

Эмпатия – это осознанное сопереживание другому человеку в его эмоциональном состоянии. Следовательно, эмпат – это человек, у которого развита способность к сопереживанию. Развитие эмпатии занимает значимое место в развитии эмоционального интеллекта. Она помогает познать эмоциональные состояния человека, при этом ориентируясь на жесты и мимику.

С помощью сопереживания эмпатия дает возможность понять эмоции собеседника. Ей желательно владеть тем людям, которые в работе используют общение. Например – это воспитатели, психологи, педагоги, менеджеры, врачи. Ученые отмечают, что этап развития эмоциональной эмпатии заканчивается еще в детском возрасте. Для осознанного сопереживания губителен страх.

Эмпаты не комфортно себя чувствуют в конфликтной ситуации, им не свойственно соперничество, а также отстаивание своих интересов, чаще они отходят в сторону. От страха эмпаты легко избавиться не могут, поскольку они очень терпеливые и ищут свои пути коррекции данного состояния. При отсутствии умения справляться со страхом он способен сопровождать человека всю жизнь, что спровоцирует в дальнейшем панические атаки.

Эмпатия и симпатия взаимосвязаны. Мы тянемся к людям, которые хорошо понимают нас, и отталкиваем тех, кто понять нас не в состоянии. Каждый человек целенаправленно желает видеть возле себя тех людей, которые будут понимать, и принимать его таким, какой он есть.

Развитие эмпатии

Существует несколько уровней эмпатии и научиться развить осознанное сопереживание возможно, однако очень сложно для тех, кто им не владел ранее. Невозможно перевернуть мир и измениться в один миг, начав все чувствовать. Для этого необходимо достаточно времени, чтобы изменить убеждения и овладеть осознанным сопереживанием.

Чувство эмпатии относится не к простым чувствам и переживаниям. Это полное понимание, а также осознание ощущений как бы происходящих с вами. Особенности эмоциональной эмпатии заключаются в ощущении тонкого мира совершенно чужой жизни.

Развитие эмпатии включает несколько уровней. Первый уровень отмечается умением выделять эмоциональные жесты, нотки. Тон голоса может подсказать, в каком состоянии находится человек и что он чувствует. Этот уровень показывает умение акцентировать безошибочно внимание на эмоциональном состоянии человека.

Понимание эмпатии включает перекладывание чувственного мира ощущений на себя. Этому научиться сложно. Для этого необходимо изучить мимику, телодвижение, тембр голоса. Начинайте практиковаться на знакомых, друзьях, первых встречных. Замечайте любые мелочи: волосок на пиджаке, неряшливость, макияж на лице, прическа. Это способно очень многое рассказать о человеке. Овладевайте этим навыком.

Второй уровень обучения включает уже владение определенными навыками. Этот уровень сложнее, обучаемым важно переложить на себя повадки, ощущения, телодвижения, тембр голоса того объекта, которого необходимо вам чувствовать. Для более легкого внедрения в образ необходима сильная эмоциональная реакция. Важно наблюдая внимательно за человеком, представить, что вы это он. Слившись с ним полностью, вы наперед можете предугадать, как он поступит. Вы сможете проживать его жизнь, не думая и не осуждая, что не так. Вы станете с ним одно целое и будете испытывать те же эмоции, что и он: влюбленность, боль, разочарование. Этому сложно научиться, но возможно. Эмпат со временем воспринимает чувства другого человека как свои собственные. А эти чувства бывают разные.

Третий уровень обучения позволяет превратиться в настоящего эмпата. Эмпаты способны не просто чувствовать чужие переживания, они умеют управлять этим состоянием. Первая возможность заключается в способности выводить себя быстро из негативного состояния. Вторая сводится к возможности вывести из негативного состояния собеседника. Эмпат способен влиять на эмоции.

Развитие эмпатии дает возможность с легкостью и пониманием общаться с людьми. Имеются плюсы, а также минусы при развитии эмпатии. С одной стороны человек начинает разбираться в людях, а с другой превращается в более чувствительного, которому тяжело противостоять в конфликтных ситуациях собеседнику.

Уровень эмпатии

Являясь многообразным понятием, эмпатия имеет много уровней внутри себя.

Первый уровень эмпатии самый низкий. Люди, относящиеся к этому уровню, сосредоточены на себе, им безразличны мысли и чувства других людей. Редко понимают окружающих и испытывают затруднения при установлении контактов, неловко чувствуют в большой незнакомой компании. Эмоциональные проявления таких людей кажутся непонятными, а также лишенными смысла. С низким уровнем эмпатии люди отдают предпочтение уединенным занятиям, минуя коллективную работу. Представители низкого уровня эмпатии сторонники точных формулировок, а также рациональных решений. У таких людей мало друзей, а те, что имеются, отличаются ясным умом и деловыми качествами, а не чуткостью и отзывчивостью. Люди отвечают таким людям тем же. Такие люди чувствуют отчужденность, поскольку окружающие не балуют их своим вниманием. При очень низком уровне эмоциональной эмпатии человек затрудняется первым заговорить, держится особняком среди коллег. Зачастую ему очень трудны контакты с детьми, а также старшими людьми. В межличностных отношениях эмпат часто оказывается в неловком положении, зачастую не находит взаимопонимания с окружающими, очень любит острые ощущения, искусство. Болезненно переносит критику, однако способен не реагировать на нее.

Второй уровень эмпатии самый распространенный. Большинство людей являются равнодушными к мыслям и чувствам других, и лишь в редких случаях проявляют сопереживание. Этот уровень свойственен большинству людей. Окружающие не называют их толстокожими, однако и к особо чувствительным не относят. Таким людям не чужды проявления эмоций, однако в большинстве случаев они все держат под контролем. В общении зачастую они внимательны, стараются понять многое, но иногда теряют терпение. Чаще предпочитают деликатно отмолчаться, поскольку не уверенны, что их поймут. При чтении художественных произведений, а также просмотре фильмов их интересуют действия, а не переживания героев. Таким людям не свойственна раскованность чувств, что мешает для полноценного восприятия людей.

Третий уровень эмпатии является самым высоким. Людей с этим уровнем сопереживания встречается довольно таки мало. Этим людям свойственно понимать чужих людей лучше, чем себя. Из них получается настоящие преданные друзья. Такие люди чувствительны к проблемам и нуждам окружающих, очень великодушны, способны многое прощать. Всегда с интересом относятся к людям. Такие люди эмоционально отзывчивы, быстро устанавливают контакт, очень общительны. Коллеги и окружающие ценят такую душевность. Люди с третьим уровнем эмпатии не допускают конфликты и всегда находят компромиссные решения, достойно переносят критику. При оценивании ситуации больше доверяют своим чувствам, а также интуиции. Отдают предпочтение работать с коллективом, нежели в одиночку. Люди с третьим уровнем всегда желают социального одобрения своих действий. Однако такие люди не всегда аккуратны при выполнении точной, а также кропотливой работы. Их достаточно легко вести из равновесия.

Виды эмпатии

Эмпатов классифицируют на следующие виды: не эмпаты, слабые эмпаты, функциональные эмпаты, профессиональные эмпаты.

Не эмпаты напрочь закрыли свои чувственные способности. Возможно, проявление эмпатии атрофировались, поскольку этой способностью они никогда не пользовались. Чувство эмпатии таким людям незнакомо, да они и не пытаются его узнать. Они не способны распознавать невербальные и вербальные сигналы.

Слабые эмпаты пребывают в состоянии постоянного стресса, переживают тяжесть мира, чужие проблемы, страхи в силу эмоциональной перегрузки. Зачастую слабые эмпаты физически быстро истощаются, испытывают головные боли.

Функциональные эмпаты являются самыми развитыми, с легкостью адаптируются к эмоциям, контролируют их, не пропуская через себя. Это редкостное умение. Внешне функциональные эмпаты не выделяются на фоне обычных людей.

Профессиональные эмпаты с легкостью распознают любые эмоции, даже самые сложные, скрытые в глубинах души. Профессиональные эмпаты хорошо управляют чужими эмоциями. Таких людей очень мало. Они обладают способностью избавить от боли, поднять настроение.

Диагностика эмпатии

Диагностика эмпатии помогает определить, какими качествами эмпата преобладает человек. Этот тест важен при подборе персонала, чья профессиональная деятельность связана общением с людьми. Для изучения эмпатии можно пользоваться методикой «Шкала эмоционального отклика». Тест был разработан профессором психологии А. Меграбяном.

Методика «Шкала эмоционального отклика» дает возможность проанализировать общие особенности эмпатии у тестируемого. Например, способность к сопереживанию другому человеку.

Эмпатия у детей

С помощью сопереживания дети набираются опыта в изучении себя и других людей, которые окружают их. Ребенок постепенно накапливает чувственный опыт.

Эмпатия у детей напрямую зависит от сформирования сопереживания у родителей. Если у родителей хорошо сформированы выше сказанные чувства, то у их детей будет нормальное проявление эмпатии. Она хорошо развивается у того ребенка, который получил любовь и тепло от родителей. У детей благодаря родителям может быть хорошо развит альтруизм, ведь формирование альтруизма берет начало в семье.

Сострадание, сочувствие – это не только духовное развитие ребенка, но и метод изучения отношений между людьми. Полагаясь на эти чувства, дети смотрят на окружающих себя людей и пытаются найти в них собственные переживания. Таким образом, воспитание эмпатии целиком лежит на плечах родителей.

Эмпатия у подростков

На развитие человека с момента рождения оказывают огромное влияние родители и семья. Семья является важной составляющей в развитии жизни человека. В развитии эмпатии играет огромнейшую роль общение детей с родителями. Подросток не может самостоятельно научиться сопереживать из-за нехватки опыта. Ему еще плохо знакомо чувство боли. Развитие эмпатии у подростков проявляется в жизни тех детей, которым смогли дать в семье и любовь, и заботу, и внимание, и тепло.

Эмпатия у подростков возможна, когда родители понимали чувства и эмоции своих детей. Нарушение контакта с родителями травмирует психику подростка, негативно проявляется в его развитии. Обладать эмоциональной эмпатией означает воспринимать мир другого человека, его боль и счастье. Семья, которая основана на доверительных чувствах, направлена на гармоничное развитие личности подростков. Поэтому стоит учесть, что отношения в семье должны всегда оставаться дружескими.