Что такое социальный опрос. Описание полевого этапа. Что же значит термин «Интернет-зависимость»

В ходе подготовки проекта нами была проведена социологический опрос «Место современных информационных технологий в жизни детей и подростков». В опросе принимали участие учащиеся 5-6-х, 7-8-х, 9-10-х классов, всего 125 человек,из них 61 мальчик и 64 девочки:

девочки

мальчики

5-6 классы

19 участниц

18 участников

7-8 классы

34 участниц

25 участников

9-10 классы

11 участниц

18 участников

Такой выборки респондентов оказалось достаточно для того, чтобы составить представление о ведущих предпочтениях в досуговой сфере учащихся и выявить степень значимости информационных технологий, влияющих на их жизненные ориентиры.

В опросе затронут ряд аспектов, которые в определенной степени позволят охарактеризовать особенности отношения детей иподростков к новым информационным технологиям. Это место компьютера, телевидения и телефона в структуре досуга подростка; значимость телевидения как источника полезной информации; влияние регулярного пользования компьютером на психологическое здоровье детей и подростков, а также влияние современных информационных технологий на организацию свободного времени ребенка, подростка.

Анкета разделена на 4 блока:

1. Наиболее популярные виды деятельности в структуре досуга в жизни современных подростков.

2. Место компьютера в жизни современных детей и подростков.

3. Компьютер и здоровье.

4. Место мобильного телефона в жизни современных детей и подростков.

Первый блок: наиболее популярные виды деятельности в структуре досуга в жизни современных подростков .

Из представленных в диаграмме данных мы видим, что 39% детей и подростков считают, что компьютер оказывает влияние на их психическое и физическое здоровье. Однако совсем не малый процент детей и подростков, а именно, 27% считают, что 20% детей не задумывались над этим вопросом и 14% детей. Следовательно, большинство детей и подростков все-таки подтверждают мнение многих исследований о том, что компьютер влияет на состояние, как психического, так и физического здоровья.

Мы выяснили, как дети и подростки относятся к тому, что их сверстники больше времени проводят за компьютером, нежели со своими друзьями. Результаты представлены в виде диаграммы.

Наиболее популярные виды деятельности в структуре досуга

Вид деятельности

девочки

мальчики

5-6кл

7-8кл

9-10кл

5-6кл

7-8кл

9-10кл

гуляю

100%

100%

играю в компьютер

слушаю музыку

100%

читаю

отдыхаю

дискотека

кружки

помогаюдома

смотрю ТВ

муз.школа

спорт

-----

Мечта

-----

велосипед

Из представленных в таблице данных мы видим, что процент детей, увлеченных чтением книг, посещением кружков очень низок, что же касается увлеченностью компьютерными играми, то, например, для мальчиковэто наиболее предпочитаемый вид деятельности. Для мальчиков 15-16 лет увлеченность компьютерными играми уменьшаетсяи, скорее всего это связано с тем, что 9 –10классы – это старшие классы, следовательно, можно сделать предположение о том, что интересы подростков смещены в учебную деятельность. К 15-16 годам растет процент посещения подростками дискотек, клубов, это связано с тем, что ведущим видом деятельности подростков является личностное общение со сверстниками.

Все выше сказанное позволяет сделать вывод о том, что в связи с компьютеризацией досуга вытесняются такие виды досуговой деятельности, как общение со сверстниками, чтение книг, посещение музеев, театров, секций, кружков.

Из представленных в таблице данных мы видим, что наиболее предпочитаемые виды деятельности девочек в возрасте от 12 до 17 лет резко отличается от видов деятельности, которые предпочитают мальчики этого же возраста. Процент девочек в возрасте 12-13 лет, увлекающихся компьютерными играми также высок, как и у мальчиков в этом же возрасте. Девочки всех представленных категорий возрастов в основном отдают предпочтение общению с друзьями, просмотру телевизора, как источника полезной информации, прослушиванию музыки.

Определив общую структуру досуга мальчиков и девочек в возрасте от 12 до 17 лет важно обратить также на весьма характерные различия между ними. Так, результаты исследования показывают, что мальчики чаще указывают на общение с компьютерами, чем девочки. Эти данные позволяют уточнить сделанный нами вывод. Как мы видим, компьютеризация досуга в основном отразилась на субкультуре мальчиков-подростков в возрасте 12-13 лет. При этом характерно, что подобный разрыв в отношении к компьютеру сохраняется на протяжении всего подросткового периода – и в 7, и в 9, и в 11 классах. Поэтому при обсуждении вопроса о месте компьютера в жизни современных детей и подростков необходимо иметь в виду те принципиальные различия, которые существуют между мальчиками и девочками.

Второй блок нашего опроса определяет место компьютера в жизни современных детей и подростков .

Так, например, мы выяснили, что из 125 опрашиваемых детей и подростков 89,3% имеют компьютер, из них 54,8% приобрели компьютер от 2 лет назад; 15,5%- от 1 года до 2 лет назад; 17,2% - от полугода до 1 года назад. Следовательно, можно подтвердить информацию о том, что компьютеризация страны начала происходить примерно 5 - 6 лет назад.

Также мы выяснили, сколько времени в среднем дети, и подростки проводят за компьютером. Оказалось, что 45% детей и подростков проводят за компьютером большую часть своего свободного времени, а именно более 2 часов в день; 32,7% - уделяют общению с компьютером не более 1 часа в день; 37,7% - до 2 часов в день. Таким образом, дети и подростки отдают предпочтение «общению» с компьютером, нежели общению с друзьями или другим видам досуговой деятельности.

В ходе проведения нашего опроса мы определили цели приобретения компьютера мальчиков и девочек. Полученные результаты мы представили в виде сравнительной диаграммы.

Мальчикам 10-11 лет компьютер нужен для того, чтобы: играть в компьютерные игры – 50%; для того, чтобы выполнять доклады, рефераты - 82%и15% - для того, чтобы общаться через Интернет.

Мы получили следующие данные: 78% мальчиков 12-13 лет компьютер нужен для того, чтобы играть в компьютерные игры, 78%для того, чтобы выполнять доклады, рефераты и 38% – для того, чтобы общаться через Интернет.

Относительно мальчиков – подростков 14-16 лет мы получили следующие данные: 58% компьютер нужен для того, чтобы выполнять доклады и рефераты; 75%для того, чтобы играть в компьютерные игры и 60% для того, чтобы общаться через Интернет.

Исходя из этого, мы можем сделать вывод о том, что для мальчиков главная цель приобретения компьютера– компьютерные игры и работа над докладами и рефератами. Это говорит о том, что мальчики большое внимание уделяют не только играм, но и учебе.

Проанализировав результаты опроса девочек относительно этого же вопроса мы получили следующую картину. 45% девочек 12-13 лет также как и мальчики этого же возраста главной целью приобретения компьютера считают – игры в компьютерные игры; 62% девочек компьютер нужен для того, чтобы выполнять доклады, рефераты и 56% - для того, чтобы общаться через Интернет.

Из всех полученных данных можно сделать вывод о том, что цель приобретения компьютера мальчики и девочки одной и той же возрастной категории выбирают одни и те же.

У 95% школьников есть мобильные телефоны. 60% из них слушают музыку, 62% используют телефон для того, чтобы пользоваться программой ICQ. И, к сожалению, дети проводят в ICQ более двух часов в день, а многие из них (мы были не готовы к такому ответу) ответили, сто сидят в «аське» более 12часов в день. Именно на это и нужно обратить особое внимание.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Заключение

Введение

Любая наука в процессе познания определенной области действительности использует определенные способы, средства, приемы для достижения поставленной цели. Поэтому, когда говорят о науке, имеют в виду не только предмет, который она изучает, но и приемы и средства, используемые ею в познании своего предмета. Научный метод, таким образом, представляет собой совокупность различных приемов, способов и средств, с помощью которых приходят к научным истинам. Учение же о методах научного познания обычно называют методологией. Задача методологии -- открывать, обобщать и разъяснять методы научного познания.

Науки отличаются друг от друга не только своими предметами, но и методами, которые они используют для познания предмета своего исследования. Структурно-функциональное понимание метода социологии базируется на основных положениях функционализма, стремящегося раскрыть роль отдельных элементов по отношению к структуре общества в целом. С позиций функционализма общество предстает как стабильная система, все части которой хорошо интегрированы, хотя каждая и имеет свою функцию.

Сбор данных является важным этапом в процессе научного исследования. На этом этапе собирают сведения, на основе которых впоследствии делают выводы о связях между явлениями и выясняют их сущность. Поэтому в «социологии уделяется большое внимание способам сбора данных. Развитие и применение многочисленных методов сбора данных в социологических исследованиях в значительной мере способствовали точности социологии и ее утверждению как науки в полном смысле слова - науки, которая устанавливает истины подобно естественным наукам.

Особая трудность в сборе данных о социальных явлениях связана с их сложностью. В связи с этим при наблюдении некоторого общественного явления требуется обращать внимание на многие влияющие на него факторы и выяснять их значение как для явления в целом, так и для отдельных его элементов. Однако выделить отдельные из этих факторов и установить из значение весьма нелегко, хотя усилия в этом направлении в известной мере облегчают постоянно развивающиеся статистические и математические методы.

Наконец, сбор данных затрудняется и тем обстоятельством, что человек, собирающий сведения об определенных общественных явлениях, об обществе, сам является составной частью общества. И дело не только в том, что люди, о поведении которых собираются данные, узнав, что их поведение является предметом исследования, начинают вести себя по-другому, но и в том, что сам исследователь весьма часто видит явление таким, каким он хочет его видеть, а не таким, каким оно является в действительности.

Для того чтобы уменьшить (если их нельзя избежать вообще) эти и другие трудности в процессе сбора данных об обществе и социальных явлениях, современная социология располагает многими развитыми методами. Один из них - это опрос.

Цель работы - исследование социологического опроса.

социологический опрос анкета интервью

Глава 1. Опрос как метод сбора социологической информации

Социологический опрос -- это метод получения первичной социологической информации, основанный на непосредственной или опосредованной связи между исследователем и респондентом с целью получения от последнего необходимых данных в форме ответов на поставленные вопросы.

Опрос является наиболее часто используемым способом сбора информации в современных социологических исследованиях. Он представляет собой форму вербальной коммуникации между исследователем и испытуемыми. И именно потому, что речь идет о вербальной коммуникации, следует учитывать тот факт, что возможности данного способа в сборе объективной информации достаточно ограничены. Тем не менее метод опроса все чаще используется для сбора данных при исследования общественных явлений.

В ходе опроса исследователь задает определенным лицам вопросы об известных им явлениях, на которые те дают ответы. По способу, которым задаются вопросы, опрос может быть устным и письменным, хотя чаще всего проводится в форме устной беседы. Устный опрос может проводиться также в форме свободного собеседования или на основе вопросника. Свободное собеседование строится таким образом, что вопросы задаются в зависимости от ситуации, складывающейся в ходе самой беседы. Опрос на основе опросника мы имеем в том случае, когда вопросы составлены предварительно и исследователь руководствуется ими в ходе опроса. Подобный метод наиболее пригоден при опросе большого числа людей.

В зависимости от того, каким образом формулируются ответы, опрос также может быть свободным - когда опрашиваемые свободно отвечают на поставленные вопросы, самостоятельно, формулируя свои ответы, - или же опросом с определенными ответами, когда на вопрос можно ответить заранее определенным образом (например, «да» или «нет»). Последний метод опроса позволяет получать информацию в форме, удобной для статистической обработки, но вместе с тем имеет и свою слабую сторону, поскольку сужает ответы и не позволяет опрашиваемому коснуться того, что не предусмотрено стандартизированным ответом.

Недостаток опроса как метода сбора информации заключается в том, что с его помощью получают не объективную картину исследуемого явления, а его субъективную картину, созданную опрашиваемым. Чтобы уменьшить возможность недостоверных ответов, исследователь должен уметь внушить опрашиваемому уверенность в том, что его ответы не принесут неприятностей ни ему самому, ни близким ему людям. Ибо от опрашиваемого, от искренности его ответов во многом зависит качество опроса. А поэтому и вопросы должны быть хорошо продуманными и не должны быть неприятными для опрашиваемого.

Глава 2. Методы социологических опросов

Чаще всего в опросах при исследовании общественных явлений используются такие методы, как анкетирование, интервью и тест, применение которых в каждом конкретном случае зависит от многих обстоятельств.

Анкетой называется список вопросов с возможными вариантами ответов или без них, который предлагается респонденту в печатной форме.

Вопросником называется перечень вопросов, составленный не для опрашиваемого, а для интервьюера, который использует вопросник в соответствии с заранее установленными правилами: либо, как текст, прочитывается респонденту, либо как общее руководство к беседе в случае экспертного опроса или неформализованного интервью.

Основное преимущество анкетирования по сравнению с интервью - меньше затрат на проведение обследования. Другие плюсы анкетирования сомнительны, но все же укажем их. Так, в частности, считается что анкетирование по сравнению с интервьюированием носит более интимный характер и поэтому даёт более достоверную информацию. Кроме того, возможность спокойно, не торопясь, работать с анкетой, приводит к более продуманным ответам. Что же касается недостатков анкетирования, то их можно свести, в основном, к следующим.

Во-первых, при анкетировании ситуация опроса остается неконтролируемой. Неизвестно, где и в какой ситуации заполняется анкета, не подсказываются ли кем-нибудь ответы.

Во-вторых, если некоторые вопросы непонятны респонденту, то разъяснить их уже некому. Поэтому для анкетирования не рекомендуются сложные вопросы типа: «Если на этот вопрос Вы ответите «да», то переходите к вопросу №...»

Поэтому же анкетирование предполагает более тщательную разработку инструментария. Для анкеты, чтобы она как можно лучше воспринималась респондентом, необходимо тщательно продумывать формулировки и компоновку вопросов, и полиграфическое оформление, и даже сорт бумаги. Один из частых недостатков анкетирования -- почти полное отсутствие неожиданных ответов: ведь анкетирование строится четко в соответствии с принципом «спрашивай - отвечаем», тогда как в интервью рецензент может дать неожиданный ответ, что существенно обогащает исследователя, натолкнув на новые гипотезы.

В-третьих, низкий процент возврата анкет. Ведь ничто не может лучше заставить отвечать на вопросы, как интервьюер, перед которым у респондента, если он согласился на интервью, возникает моральная обязанность.

Как метод сбора социологической информации опрос ограничен тем, что полученные ответы не обязательно правильно отражают исследуемую ситуацию. За внешне простой схемой «вопрос-ответ» стоит очень сложная проблема, которая заключается в том, какова реакция респондента на ситуацию опроса: во-первых, понятны ли ему предлагаемые вопросы, во-вторых, насколько искренне он на них отвечает, далее, располагает ли респондент информацией по данному вопросу и т.д.

При интервьюировании часть трудностей снимается за счёт квалификации интервьюера, который должен расположить к беседе, разъяснить и уточнить непонятные вопросы и т.д. При анкетировании снизить ситуацию неопределённости в получении адекватных ответов помогает тщательная работа над анкетой, проведение пробных «пилотажных» исследований, сочетание анкетирования с опросом экспертов и т.д.

Интервью чаще всего используется для получения информации о явлениях, которые непосредственно затрагивают опрашиваемых лиц и очевидцами которых эти лица являются. Однако в социологических исследованиях интенсивное интервью часто используется также с целью проверки данных, полученных при помощи экстенсивных исследовательских методов. В любом случае, для того чтобы информация, полученная в ходе интервью, была точной и представляла собой реальную основу для выводов, интервью должно быть тщательно подготовлено, и, прежде всего, необходимо четко сформулировать вопросы.

Тест является инструментом получения информации о склонностях, предрасположенностях и реакциях индивидов в связи с некоторой могущей возникнуть ситуацией. С помощью тестирования исследуются интенсивность и специфика склонностей индивида, а также их значение.

Тест чаще всего состоит из систематически выстроенного ряда вопросов или утверждений, на которые тестируемое лицо должно отреагировать. Но точно также же тест может состоять и из серии фотоснимков или кинокадров, способных вызвать у тестируемого ту или иную реакцию.

Если тестирование осуществляется в целях изучения предрасположенностей и тенденций, складывающихся в больших социальных группах, тестируемые лица должны характеризоваться репрезентативностью в отношении данных групп.

Тестирование как метод социологического исследования зачастую является предметом острой критики, вплоть до полного его отрицания. Основным аргументом в подобной критике является то, что тестирование осуществляется в искусственно созданных обстоятельствах. Индивиды в ходе тестирования реагируют на обстоятельства, которые лишь могли бы возникнуть в действительности.

Большое значение в исследовании имеет методический раздел программ, который включает в себя описание методики и организации исследования. Центральное значение в этом разделе занимает обоснование выборки. Характер решаемой проблемы, цели и задачи исследования определяют, каким должен быть объект исследования.

Иногда, когда объект исследования сравнительно невелик и социолог располагает достоверными силами и возможностями его изучить, он может исследовать его целиком. Тогда, говорят социологи, объект исследования тождествен генеральной совокупности. Но часто сложное исследование невозможно или в нем нет необходимости. Поэтому для решения задач исследования осуществляется выборка.

Критериями качества инструментария являются устойчивость и обоснованность. Под устойчивостью понимается степень совпадения результатов измерения при повторных применениях измерительной процедуры и описывается величиной случайной ошибки.

Наиболее сложный вопрос качества измерения - его обоснованность. Обоснованность связана с доказательством того, что измерено вполне определённое заданное свойство объекта, а не некоторое другое, более или менее на него похожее.

Нужно учитывать, что в процессе измерения участвуют три составляющие: объект измерения, субъект, проводящий измерение, измеряющее средство, с помощью которого производится измерение, в нашем случае анкета или вопросник. Условия надежного измерения крепятся в каждой из этих составляющих.

Среди требований, которые необходимо учитывать при составлении анкеты (вопросника), можно выделить следующие:

Релевантность. Понятие релевантности связано с тем, насколько разумно выбрана данная форма инструмента для данной характеристики. Релевантность может быть доказана только логическим путем.

Объективность или нейтральность. Инструмент исследования должен быть составлен максимально нейтрально, чтобы не вызвать у респондентов смещение установки при ответе на вопрос в негативную или положительную сторону.

Доступность. Смысл этого требования заключается в том, чтобы задаваемые вопросы были понятны всем участвующим в опросе респондентам. Для повышения надежности получаемой в ходе социологического исследования информации большое значение имеет организация проведения самого опроса.

Если опрос проводится в форме интервьюирования, важное значение имеет квалификация интервьюера; если в форме анкетирования - только содержание вопросов анкеты и их компоновка. Главная цель -- добиться того, чтобы респондент по возможности искренне «рассказал о себе».

Заключение

Итак, наиболее распространенным методом сбора социологической информации является опрос. Опрос предусматривает, во-первых, устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей - респондентов с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему на уровне эмпирических индикаторов, во-вторых, регистрацию и статистическую обработку полученных ответов, а также их теоретическую интерпретацию. По нормам и условиям общения социолога с респондентом различаются письменные (анкетирование) и устные (интервью) опросы, по месту жительства, по месту работы и в целевых аудиториях (зрители в кинотеатрах, пациенты в клиниках и т. д.), очные (личные) и заочные (обращение с анкетой через газету, телевидение, по телефону), групповые и индивидуальные и т. д.

Метод опроса используется в ряде случаев: Когда изучаемая проблема недостаточно обеспечена документальными источниками информации, либо когда такие источники вообще отсутствуют. Когда предмет исследования или отдельные его характеристики недоступны для наблюдения. Когда предметом изучения являются элементы общественного или индивидуального сознания: потребность, интересы, мотивации, настроения, ценности, убеждения людей и т. д. В качестве контрольного (дополнительного) метода для расширения возможностей описания и анализа изучаемых характеристик и для перепроверки данных, полученных другими методами.

Метод опроса предусматривает получение социологической информации в ситуации социально-психологического общения. И это накладывает свой отпечаток на содержание и качество получаемых данных. В социологии выработано значительное количество методических требований и процедур для того, чтобы преодолеть субъективизм, повысить надежность и эффективность данной формы сбора социологической информации.

Список использованной литературы

1. Кравченко А.И. Социология. М.: Академ. проект, 2012. - 736с.

2. Маркович Д.Ж. Общая социология. М.: ВЛАДОС, 2015. - 432с.

3. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. М.: Центр, 2013. - 160с.

4. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара: Самар. ун-т, 2015. - 332с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Опрос - метод сбора социологической информации. Устный и письменный опросы. Анкетирование, интервью, тесты. Простая и сложная выборки при интервьюировании. Тест как инструмент получения информации о склонностях, предрасположенностях и реакциях индивидов.

    контрольная работа , добавлен 25.03.2010

    Основные методы сбора информации для социологического интервью для журналистской заметки: анкетирование, интервьюирование через Интернет, письменный и устный опрос, анализ полученных корреспондентом результатов. Особенности профессионального мышления.

    курсовая работа , добавлен 27.06.2012

    Основные методы сбора социологической информации. Виды опросов: анкетирование, свободные, стандартизованные и полустандартизованные интервью. Анализ официальной и неофициальной документации. Невербальное поведение в групповом фокусированном интервью.

    курсовая работа , добавлен 27.03.2011

    Анкетирование в социологическом исследовании. Интервью как один из видов общения, его применение. Метод опроса как основной метод получения социологической информации, его разновидности, особенности и условия использования. Правила составления вопросов.

    курсовая работа , добавлен 25.09.2011

    Социологическое исследование: понятие и основные виды. Опрос как способ сбора информации. Основные виды опросов: анкетирование, интервью. Суть социологического исследования как отображения настроения общественности или ее реакцию на какое-либо событие.

    реферат , добавлен 23.08.2012

    Специфика метода опроса в социологии. Достоинства и недостатки наблюдения. Анкетирование и интервьюирование как разновидности опроса. Анализ документов как широко применяемый метод сбора первичной информации. Социологическое исследование аудитории радио.

    контрольная работа , добавлен 03.06.2009

    Понятие и сущность анкетных опросов, требования к их проведению и классификация вопросов. Анализ проблемы достоверности получаемой информации. Виды, принципы и правила проведения интервью. Основные методы анализа и классификации документов в социологии.

    реферат , добавлен 01.02.2010

    Сущность опроса как метода сбора социологической информации. Структура анкеты и типы вопросов, используемых в ней. Основные разновидности анкетирования, типы опроса. Интервьюирование и его основные типы. Особенности применения опроса в оперативных целях.

    курсовая работа , добавлен 28.05.2012

    Интервью - распространенный метод сбора информации в социологии. Сбор данных методом формализованного интервью называют анкетированием. Он подразумевает стремление к максимальной стандартизации и унификации процедур сбора данных, их обработки и анализа.

    контрольная работа , добавлен 29.12.2008

    Социологические исследования, понятие, разновидности и характеристика. Анкетирование его сущность и методы проведения. Виды вопросов, их особенности. Методика проведения опросов, выборочное исследование и его проведение. Интервью и наблюдение, их суть.

57. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС. АНКЕТИРОВАНИЕ

Социологический опрос – самый распространенный метод сбора информации. Методом опроса изучаются явления, которые не поддаются прямому наблюдению. Его основное назначение – обеспечить двусторонний поток информации между управляющими и управляемыми, получить информацию о мнениях людей, их мотивах и оценках явлений (например, как основная масса населения относится к международным событиям). Его основные преимущества: оперативность, массовость, экономичность, откровенность, обусловленная добровольностью участия.

Виды опросов: телефонный, факсовый, почтовый личный, письменный (анкета, тест), устный (интервью), очный, заочный, сплошной, выборочный, массовый, специализированный (опрашиваются специалисты или эксперты в определенных областях).

Анкетирование – письменная форма опроса, осуществляющаяся без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом (анкетируемым человеком), длится не более 40 мин. Анкета – перечень предложенных вопросов, на которые необходимо односложно или развернуто ответить. В зависимости от вида составленных вопросов бывает открытой (когда есть строчка для своего варианта ответа) или закрытой (с перечнем вариантов ответов). Вопросы подразделяют на прямые, личные и косвенные (последние повышают правдивость ответа). Опрашиваемый может сам заполнять анкету. Формы проведения – индивидуальная или групповая.

Интервьюирование – форма очного проведения опроса, при которой исследователь находится в непосредственном контакте с респондентом. Метод предполагает личное общение интервьюера с опрашиваемым. Факторы, влияющие на результаты опроса:

Настроение респондента в момент опроса; ситуация опроса (благоприятные для общения условия – хорошая погода, удобное место опроса и др.); содержание анкеты или устного вопроса; качество работы интервьюера (правильная речь, приятная внешность, последовательность действий).

Социометрический опрос – используется для анализа взаимоотношений в коллективе и их оптимизации путем взаимовыбора по предложенным критериям. Позволяет анализировать отношения внутри коллектива или группы, изучать их проблемы (авторитет, лидеры, изгои).

Условия проведения опроса: проводить в коллективах, работающих вместе не менее 6 месяцев;

Исследовать группами по 10–15 человек. В конце исследования проводится разработка коррекционных мер отношений в коллективе. По результатам опроса выстраиваются социометрическая матрица (в горизонтальных строках по числу членов коллектива указываются субъекты выбора (кто выбирает), а в вертикальных столбцах – объекты выбора (кого выбирают)) и социограмма (схема межличностных отношений в коллективе).

Шкала приемлемости – вид анкетирования на приемлемость различных видов поведения. Используется для выяснения отношения респондентов к тем или иным социальным явлениям (разводам, проституции и др.).

Из книги Энциклопедия пикапа. Версия 12.0 автора Олейник Андрей

Секс-опрос (Вадим Хмелинский) Считается, что женщины любят задавать вопросы. И тем не менее, есть вопросы, которые они предпочитают не обсуждать с мужчинами, несмотря на то, что знать наше мнение по этим поводам им очень хочется. Ты можешь сделать первый шаг к тому, чтобы

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АН) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВС) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ОП) автора БСЭ

Из книги Теория управления: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Оперативно-розыскная деятельность: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Основы социальной работы: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Социология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

51. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МИГРАНТАМИ В РОССИИ Социальный работник обращается к социологическим аспектам миграции. Содержание его деятельности может изменяться в зависимости от вида миграции, условий бывшего и нынешнего пребывания мигранта,

Из книги Оксфордское руководство по психиатрии автора Гельдер Майкл

55. СТРУКТУРА ИССЛЕДОВАНИЯ. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ. АНАЛИЗ Структура исследования: постановка цели; определение параметров сбора информации;(выборка объектов – целевая группа (например, только мужчины от 45 до 60 лет. Выборка формируется

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

2 ОПРОС, КЛИНИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ И ВЕДЕНИЕ ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ В психиатрии, как и в медицине вообще, правильность диагноза зависит от внимательного сбора анамнеза и тщательного проведения клинического обследования. Однако психиатрия отличается от всех остальных областей

Из книги автора

Опрос для установления диагноза До начала опроса надлежит предварительно обеспечить соблюдение определенных необходимых требований. Помещение, где проводится беседа, должно быть в достаточной степени звуконепроницаемым; нужно заранее позаботиться о том, чтобы беседа

Из книги автора

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПСИХОЛОГИЗМ - плюралистическое направление социологии, принимающее в качестве основной предпосылки исследования и объяснения социальных явлений и процессов действие и взаимодействие общественных, групповых и индивидуальных психических факторов.

Инструкция

Прежде всего, до того, как к нему приступить, нужно чётко определить процедуру и цели исследования. То есть, процедуре опроса всегда предшествует разработка исследовательской программы, понимание задач и целей, гипотез и категорий анализа.

Вопросы должны быть понятно и чётко сформулированы, с соблюдением языковых норм. Формулировка этих вопросов обязательно должна соответствовать культурному уровню респондента. Так же общее число вопросов должно входить в рамки здравого смысла, чтобы не утомить опрашиваемого. Возможность усмотрения в вопросах оскорбительного для респондента подтекста категорически исключена.

Исходя из этого, нам понадобится план проведения социологического опроса, а так же опросный лист. Очень важно учитывать социальные и демографические характеристики респондентов, иначе опрос теряет всякий смысл. Поэтому опросный лист должен иметь часть, называемую паспортной, куда заносятся данные об опрашиваемом.

После того, как все предварительные процедуры выполнены, переходим непосредственно к опросу. По мере его проведения ответы респондентов отмечаются в специальной анкете, для дальнейшей работы с полученной информацией.

Когда опрос завершён, необходимо обработать результаты анкеты:

1. Подсчитываем количество ответов на каждый из заданных вопросов.

2. Заносим полученные результаты в таблицу.

3. Анализируем результаты и на их основании делаем выводы.

В таблице нужно напротив предлагаемых ответов на ваши вопросы поставить количество их выборов.

Обратите внимание

В целом, методы социологического опроса очень разнообразны. Кроме анкетирования они включают в себя интервью, экспертные, почтовые, телефонные и другие опросы. Любые их разновидности хоть и имеют свои особенности, но базируются на общих принципах и подходах.Несмотря на всё это разнообразие, самым широко распространённым и всеобъемлющим видом является анкетирование, именно оно способно наиболее чётко отразить результаты исследования.

Проведения социологического на самом деле намного сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Здесь недостаточно просто пройтись по улице с бумагой и ручкой и попросить прохожих дать вам ответы на какой-либо вопрос. Чтобы получить действительно достоверные данные необходимо подойти к процессу ответственно и учесть множество мелочей.

Вам понадобится

  • бумага, ручка, листы анкеты.

Инструкция

Первым делом сформулируйте проблему, которой посвящен ваш соцопрос. Вы ведь собираетесь опрашивать людей по какой-то теме, следовательно, необходимо эту тему четко обозначить. К примеру, во дворе вашего дома намечается строительство крупного гаражного кооператива, а вы против этого мероприятия. В этом случае опрос необходимо составить таким образом, чтобы всем опрашиваемым было ясно, о чем идет речь и какую проблему вы собираетесь решать. Посвятите одному вопросу один листок, не перемешивая и не путая людей. Например, опрашиваемым будет гораздо проще ответить на вопрос «Ваше отношение к строительству гаража во дворе», чем заполнять сложную форму с рядом вопросов, не относящихся к сути дела.

Помните о том, что данные опроса важно не только собрать, но и соответствующим образом обработать. Именно поэтому постарайтесь упростить себе задачу и составьте опросник максимально лаконичным и простым. Лучше всего люди отвечают на вопросы, если им предлагаются варианты ответов. Скажем, предложите такой опросный листок: «Ваше отношение к строительству гаража во дворе» и варианты ответов: «Я против», «Я за», «Мне все равно». Такие анкеты проще обрабатывать, кроме того, не возникает путаницы с распределением ответов.

Важное значение имеет выбор опрашиваемых. Если ваш соцопрос непосредственно касается только небольшой части дома, а интерес остальных не вызывает, необходимо опрашивать самых заинтересованных. К примеру, в строительстве детской площадки будут заинтересованы семьи, в которых есть маленькие дети, а вот капитальный гараж во дворе – общая проблема. Если есть возможность обойти всех жителей дома, разумеется, можно сделать и это. Но при сборе мнений обязательно следует задать людям дополнительные вопросы, чтобы понять насколько проблема касается их непосредственно.

Обратите внимание

Некоторые устраивают соцопросы по почте, предлагая людям ответить на вопросы анкеты и отправить их по указанному адресу. Учитывайте, что даже если вы вложите в такое письмо конверт с обратным адресом и маркой, отклики по подобным опросам составляют около 30%.

Полезный совет

Анкетирование может быть открытым и закрытым. В случае открытого анкетирования все опрашиваемые указывают свои личные данные: фамилию, адрес или даже данные паспорта. Такие опросы обычно делаются для передачи в суд или другие вышестоящие инстанции. Анонимное анкетирование, как правило, применяется для сбора информации и выведения статистических данных.

Для того чтобы грамотно провести опрос, необходимо вначале четко себе представлять какую именно информацию вы желаете получить и сможет ли вам ее дать данная . Ведь если вы спрашиваете учеников пятого класса о том, нравится ли им данный или нет, это не может свидетельствовать о профессионализме и компетентности .

Вторым важным вопросом является выборка. Учитывая, что сплошной опрос требует огромных материальных затрат и времени, лучше опрашивать определенный процент аудитории. Без оформленной выборки результаты вашего опроса могут быть недействительны. Ведь нужно учитывать гендерный, социальный, возрастной, национальный, конфессиональный и другие факторы. Ведь если при опросе жителей какого-либо двора, у вас будет 90% , то эффективность такой выборки очень мала. Все группы среди опрошенных людей должны быть представлены в равной пропорции.

Следующий важный шаг – составление анкет. Они могут быть как открытыми, так и закрытыми. От вида анкеты зависит то, как легко вы ее сможете обработать и какую именно информацию в итоге получите. Поэтому вопросы нужно составлять исходя из вашей гипотезы и поставленной проблемы. Главное, чтобы их не было слишком много, так как люди не всегда захотят потратить час времени на . Обязательно при проведении следует указывать его время и место.

Для того чтобы успешно провести опрос, необходимо правильно выбрать место и время опроса. От этого будет зависеть, какие именно социальные группы попадут по анкетирование. Ведь днем в будний день дома вы не найдете рабочих или и т.д.

Отдельный вопрос составляет оформление результатов опроса. Документ, который вы получаете в конце исследования, должен включать в себя постановки гипотезы данного опроса, результаты и выводы. В гипотезе необходимо детально описать обоснование и методику исследования. Тут же формулируется проблема, которую вы желаете решить при помощи опроса, обосновывается выборка, аудитория.

При проведении опроса помните, что это самое настоящее научное исследование и проводить его нужно по определенной схеме, учитывая четкие правила и требования.

Видео по теме

В общественном сознании давно существует мнение, что опрос является чуть ли не единственным методом практической социологии. Такая оценка, мягко говоря, не вполне корректна, поскольку среди методов социологии известно множество таких, которые не связаны с опрос ами. Кроме того, опрос не может быть признан исключительно социологическим методом, он широко применяется в политологии, журналистике, психологии, правоведении и прочих социальных исследованиях.

Вам понадобится

  • План проведения социологического опроса, опросный лист

Инструкция

Социологический опрос призван предоставить информацию о мнениях людей, оценках ими социальных явлений, о состояниях группового и индивидуального сознания. Эти мотивы, и выступают атрибутами изучаемых социологией объектов. Если об исследуемом объекте нет достаточно полной информации, если он не доступен прямому наблюдению и не поддается эксперименту, то значимость социологического опрос а .

Отечественная социология изобилует попытками использовать опрос ы в качестве основного метода получения опытных данных, хотя нередко целый ряд явлений эффективнее изучать иными способами. Причина кроется в том, что начинающему социологу опрос ный метод кажется удобным, простым и даже универсальным.

К сожалению, возможности опрос ов в социологии ограничены. Полученные в ходе опрос ов сведения зачастую отражают субъективные мнения респондентов. Такие данные нуждаются в сопоставлении с информацией объективного характера, полученной более стандартизированными способами и методами. Наибольший же социологические опрос ы дают в сочетании с наблюдением, экспериментом и контент- .

Методы социологического опрос а очень разнообразны. Кроме широко распространенного анкетирования они различные виды интервью, почтовые, телефонные, экспертные и другие опрос ы. Любые опрос ов имеют свои особенности, базирующиеся, тем не менее, на общих принципах и подходах.

Прежде чем приступать к социологическому опрос у, необходимо четко определить цели и процедуру исследования. Проведению опрос а, таким образом, предшествует глубокая исследовательской программы, уяснение целей, задач, категорий анализа, гипотез, объекта и предмета исследования. Не забудьте также очертить выборку (количественно и качественно) и подобрать наиболее эффективный инструментарий.

Опрос, в самом общем случае, предполагает составление набора вопрос ов, оформленного в виде опрос ного листа. Такой набор служит достижению цели исследования, доказательству или опровержению выдвинутой гипотезы. Особенно тщательно необходимо продумать и отточить формулировки вопрос ов, поскольку они будут фиксировать категории анализа.

Если при анализе ответов респондентов не учитываются их социальные и демографические , социологический опрос теряет всякий смысл. Поэтому опрос ный лист обязательно должен иметь паспортную часть, куда заносятся данные об опрашиваемом лице (в соответствии с задачами исследовательской программы).

Будучи особым актом коммуникации между интервьюером и респондентом, социологический опрос должен проводиться с соблюдением ряда правил. Респондент должен быть заинтересован в опрос е, он должен знать, кто и с какой целью его опрашивает. Респондент должен однозначно понимать смысл и вопрос а.

Вопрос ы должны быть сформулированы с соблюдением языковых норм. Формулировка каждого вопрос а должна соответствовать культурному уровню респондента. Возможность усмотрения в вопрос ах оскорбительного для респондента смысла должна быть категорически исключена. Общее число вопрос ов должно укладываться в рамки здравого смысла и не утомлять респондента. Это лишь некоторые моменты, которые следует учесть социологу, намеренному использовать опрос в качестве метода социологического исследования.

Видео по теме

Источники:

  • Социологические опросы
  • проведение социологического опроса

Социология – наука об обществе. Обладая информацией о том, как провести социологическое исследование , вы сможете его не только организовать и выполнить, но и сделать выводы о закономерностях общества и людях, живущих в нем. Давайте рассмотрим поэтапно, как проводится социологическое исследование .

Вам понадобится

  • Выборка и инструментарий

Инструкция

Первый этап носит название подготовительный. На его протяжении вы уточняете тему исследования и разрабатываете теоретическую . Теоретическая концепция включает в себя объекта и предмета исследования, формулирование задач, выборки – на ком оно будет проводиться. Стоит так же уточнить основные понятия, используемые в теоретической работе. Определитесь с методами. Обобщив вышесказанное – на подготовительном этапе вы составляете на бумаге каркас своего исследования – его программу.

Следующий этап именуется полевым. Это не , что вам нужно в буквальном смысле выходить в поле, но на свежем воздухе побывать, скорее всего, придется. В это время исследователь занимается сбором первичной об интересующей его проблеме. На ее основании он разрабатывает, утверждает и тиражирует социологический инструментарий. Проще говоря, если вы собираетесь проводить респондентов, то необходимо составить и распечатать необходимое количество анкет.

Третий этап – этап подготовки и обработки информации. Он предполагает проверку собранной ранние информации на предмет ее точности, полноты и качества. Например, если метод исследования все тот же - анкетирование - вы внимательно обрабатываете анкеты и отсеиваете «бракованные».

Опросы населения стали настолько привычной частью современной жизни, что часто к ним сводят практически все социологические исследования. В действительности же социологический опрос, хотя и наиболее популярный, отнюдь не единственный метод получения первичной социологической информации. В то же время не каждый опрос может считаться социологическим исследованием. Для этого необходимо соблюдение целого ряда условий и технических процедур.


К разновидности опосредованного опроса относится , которое тоже является чрезвычайно распространенным методом сбора социологических данных. Анкеты опрашиваемым могут передаваться лично в руки, рассылаться по почте, публиковаться в журналах или предлагаться в виде интерактивных форм на интернет-сайтах. Респондент самостоятельно заполняет анкету и возвращает ее исследователям. При этом анкетирование предполагает ряд вопросов с уже заранее заданными возможными вариантами ответов. Обычно это традиционные «да», «нет», «затрудняюсь ответить».

В более серьезных исследованиях перечень возможных вариантов ответов может быть значительно шире. Такой тип ответов в социологии называется «закрытыми», поскольку они не допускает импровизации со стороны опрашиваемого. В некоторых случаях список закрытых ответов дополняется пустой строкой для частного мнения респондента, если оно значительно отличается от предлагаемых вариантов. Такой тип ответа носит название «открытого».

Любой социологический опрос предполагает предварительную разработку программы исследования, в которой ставятся цели и задачи данного исследования, описываются применяемые методы и формулируется предварительная рабочая гипотеза, которую данные опроса должны подтвердить или опровергнуть. Без подобной теоретической части никакой опрос не может считаться действительно объективным социологическим исследованием, поскольку научно разработанная программа и тщательно просчитанная выборка позволяют избежать многих погрешностей при сборе и обработке первичной информации.

Видео по теме

Выпускной – одно из важнейших событий в жизни. Каждый человек, взрослея, неоднократно вспоминает свою школу, класс, а самым обсуждаемым событием на любой встрече выпускников является, конечно же их выпускной бал учителя , и администрация , и, естественно, родители приложили много усилий, чтобы этот день наконец настал и ученики наконец покинули свои парты, захватив с собой багаж знаний. Поэтому пусть всем вручают цветы и шуточные грамоты, а ведущий зачитывает поздравительные речи.

Придумайте программу для неофициальной части – она должна кардинально отличаться от программы части официальной. Во время этой части выпускников нужно развлекать шутками, историями из школьной жизни, желательно, их собственной, проводить забавные конкурсы. Обязательно выберите ведущим либо любимого или параллели, либо просто очень веселого человека.

Не забудьте о танцах! На обязательно нужно танцевать, поэтому пригласить диджея, или хотя бы просто подключить компьютер к колонкам – обязанность каждого, кто . Опять же, не забудьте посоветоваться с выпускниками на тему музыки – например, проведите соцопрос и поставьте хотя бы по одной любимой танцевальной композиции каждого, а уж остальное время займите хитами радиостанций.

В общественном сознании давно существует мнение, что опрос является чуть ли не единственным методом практической социологии. Такая оценка, мягко говоря, не вполне корректна, поскольку среди методов социологии известно множество таких, которые не связаны с опросами. Кроме того, опрос не может быть признан исключительно социологическим методом, он широко применяется в политологии, журналистике, психологии, правоведении и прочих социальных исследованиях.

Вам понадобится

План проведения социологического опроса, опросный лист

Инструкция

1 Социологический опрос призван предоставить информацию о мнениях людей, оценках ими социальных явлений, о состояниях группового и индивидуального сознания. Эти мотивы, мнения и явления выступают атрибутами изучаемых социологией объектов. Если об исследуемом объекте нет достаточно полной информации, если он не доступен прямому наблюдению и не поддается эксперименту, то значимость социологического опроса возрастает.

2 Отечественная социология изобилует попытками использовать опросы в качестве основного метода получения опытных данных, хотя нередко целый ряд явлений эффективнее изучать иными способами. Причина кроется в том, что начинающему социологу опросный метод кажется удобным, простым и даже универсальным.

3 К сожалению, возможности опросов в социологии ограничены. Полученные в ходе опросов сведения зачастую отражают субъективные мнения респондентов. Такие данные нуждаются в сопоставлении с информацией объективного характера, полученной более стандартизированными способами и методами. Наибольший же эффект социологические опросы дают в сочетании с наблюдением, экспериментом и контент-анализом.

4 Методы социологического опроса очень разнообразны. Кроме широко распространенного анкетирования они включают различные виды интервью, почтовые, телефонные, экспертные и другие опросы. Любые разновидности опросов имеют свои особенности, базирующиеся, тем не менее, на общих принципах и подходах.

5 Прежде чем приступать к социологическому опросу, необходимо четко определить цели и процедуру исследования. Проведению опроса, таким образом, предшествует глубокая разработка исследовательской программы, уяснение целей, задач, категорий анализа, гипотез, объекта и предмета исследования. Не забудьте также очертить выборку (количественно и качественно) и подобрать наиболее эффективный инструментарий.

6 Опрос, в самом общем случае, предполагает составление набора вопросов, оформленного в виде опросного листа. Такой набор служит достижению цели исследования, доказательству или опровержению выдвинутой гипотезы. Особенно тщательно необходимо продумать и отточить формулировки вопросов, поскольку они будут фиксировать категории анализа.

7 Если при анализе ответов респондентов не учитываются их социальные и демографические характеристики, социологический опрос теряет всякий смысл. Поэтому опросный лист обязательно должен иметь паспортную часть, куда заносятся данные об опрашиваемом лице (в соответствии с задачами исследовательской программы).

8 Будучи особым актом коммуникации между интервьюером и респондентом, социологический опрос должен проводиться с соблюдением ряда правил. Респондент должен быть заинтересован в опросе, он должен знать, кто и с какой целью его опрашивает. Респондент должен однозначно понимать смысл и содержание вопроса.

9 Вопросы должны быть сформулированы с соблюдением языковых норм. Формулировка каждого вопроса должна соответствовать культурному уровню респондента. Возможность усмотрения в вопросах оскорбительного для респондента смысла должна быть категорически исключена. Общее число вопросов должно укладываться в рамки здравого смысла и не утомлять респондента. Это лишь некоторые моменты, которые следует учесть социологу, намеренному использовать опрос в качестве метода социологического исследования.