Что такое скука и как ее избежать. Скука и стресс. Технологии усиливают скуку

скука

ж. тягостное чувство, от косного, праздного, недеятельного состояния души; томление бездействия. Праздность скуку любит. Прогнать скуку, взяться за дело, либо за безделье. Скука смертная, бешеная. Удавлюсь от скуки. От скуки одуреешь. Со скуки пропадешь. Со скуки, хоть меледу в руки! Забота не съела, так скука одолела. Тоска, грусть, томление горем, печалью. Такая скука в доме, после покойника, что хоть вон бежать! Скука по ком, по чем, желание видеть кого, получить что.

Досада, неудовольствие или докука. Этот гость на всех скуку нагоняет. Докука скука, а миновать нельзя. Скучный, что наводит скуку. Скучная книга. Скучное время, нет забавы, увеселений; одинокое, никого не видишь; ненастная погода, ни в дом, ни из дому; много досады, худых вестей и пр. Ах, скучно мне на чужой стороне, все уныло, все постыло, друга милого нет! песня. Скучный бал, обед. Скучен день до вечера, коли (кому) делать нечего!

О человеке невеселый, смутный, грустный, угрюмый, задумчивый, рассеянный, безучастный, малословный, скучающий. Что скучен, друг? Скучненько ждать, не зная чего, скучновато. Он скучноватый человек, не беседлив. Пришло ныне время скучным-скучнехонькое, грязь и непогодь всех добрых людейот дому отбили! Скучать, жить в скуке, в одиночестве, или в безделье, томиться праздностью; тяготиться положением своим, желать перемены; скучать по ком, по чем, грустить, тосковать или томиться. Что делаете? "Да скучаем помаленьку". Он по дому скучает, по родине. Хорошо в гостях, кому дома скучно. Чего не знаю, по тому и не скучаю. Богатый и не тужит, да скучает. И хлеб по своей стороне скучает (т. е. привозный, портится).

Скучать чем, хворать, болеть. Он головой скучает, по ночам ногами скучает, скудается. Скучать деньгами, скудаться. Доскучали до праздников, или доскучались праздника, насилу дождались. Больной опять заскучал, задумывается. Наскучался там вволю. Чай, я вам наскучил? Не поскучайте с нами, посидите! Прискучило мне это дело. Проскучали день, ждучи вестей. Соскучился я дома. Скучить или скучить, скулить, скугорить, говор. о собаке, визжать, выть и лаять неугомонно, скучая, требуя чего. Щенок взаперти скучит. Собаки скучат перед окнами, не к добру.

Наскучить, прискучить, надоесть. Что скоро скучит, то скоро научит. Скучиться, безличн. соскучиться, скучать. Мне скучилось, или я скучаю. Скучание, состояние скучающего, соскучившегося. Скучник малорос. растене Сатраnula glomerata, приточник, приточная (ошибч. примочная), синий зверобой. Скучливый, кто легко скучает, склонен ко скуке, не умеет заняться сам, ждет забав от других, либо:

непостоянный, нетерпеливый, которому все вскоре надоедает, кто ищет новых занятий и потех.

О собаке, которая скучает без людей, без хозяина, и часто скучит, воет. Она скучлива, он брюзглив, так и невеселое житье в доме! Девушка работать скучлива, что ни начнет, то опять бросит, да за новое! Скучливость, свойство, качество скучливого.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

скука

скуки, мн. нет, ж.

    томление, тягостное душевное состояние от безделья, отсутствия занятий или от отсутствия интереса к окружающему. Какая скука с больным сидеть и день и ночь, не отходя ни шагу прочь! Пушкин. - Ну, довольно, ямщик! Разогнал ты мою неотвязную скуку! Некрасов. Чувство скуки ему незнакомо. Чехов. Ах, это была жизнь - не дрема да скука! А. Н. Толстой. Он скуки одуреешь. Даль. Со скуки пропадешь. Даль. Рассказывать сказки скуки ради. Скука смертная.

    То, что наводит томление, тягостное состояние (разг.). У них всегда ужасная скука.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

скука

    Томление от отсутствия дела или интереса к окружающему. Томиться скукой. С. одолела кого-н. Нагонять скуку на кого-м. Разогнать скуку.

    Отсутствие веселья, занимательности (разг.). На вечеринке была ужасная с. * От скуки на все руки (разг. шутл.) - говорится о том, кто за все берется, все умеет.

    увел. скучища, -и, ас. (ко 2 знач.). СКУКОЖИТЬСЯ см. кукожиться .

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

скука

    Тягостное душевное состояние, вызываемое отсутствием дела, интереса к окружающему.

    Уныние, тоска, царящие где-л., вызываемые однообразием обстановки, отсутствием дела, интереса к окружающему.

Википедия

Скука

Скука - вид отрицательно окрашенной эмоции или настроения; пассивное психическое состояние, характеризующееся снижением активности, отсутствием интереса к какой-либо деятельности, окружающему миру и другим людям. Скука, в отличие от апатии, сопровождается раздражительностью и беспокойством.

Примеры употребления слова скука в литературе.

Вот почему Аарон еще в детстве поклялся убраться подальше от религиозных проповедей отца и летаргической скуки захолустной Артемиды.

Скуки ради я считал мгновения от вспышки до грома, автострада же продолжала гудеть - ничто не в силах было остановить движение.

Что за унылое занятье - От скуки письма сочинять, Чтоб кто-то мог по ним создать Себе наглядное понятье О том, где был, куда глядел Их адресант, и что он ел Тому дней десть на обед?

От скуки иногда пытаются матросы Ловить огромных белых птиц морей: Беспечны спутники -- красавцы альбатросы -- Над горькой бездною скользящих кораблей.

Расписывали мучительные поиски этого антитела, инъекции галлонов вируса в бока готовых к услугам собак, которые не страдают насморком и потому со скукою , но покорно переносят испытания, - и, наконец, успех!

Либерал сороковых и пятидесятых годов, вольнодумец и атеист, он, от скуки может быть, а, может быть для легкомысленной потехи, принял в этом деле чрезвычайное участие.

И надобно же, чтоб всякая площадь оглашалась их речами, чтоб на всяком пиршестве наводили скуку пустословие и безвкусие, чтоб всякий праздник делался непраздничным и полным уныния, а при всяком сетовании искали утешения в большем зле -- в предложении вопросов, чтоб во всяком женском тереме -- этом убежище простодушия -- нарушалось спокойствие и поспешностью в слове похищался цвет стыдливости!

Здесь нам помогут и скука , и отчаяние, и даже безволие, при том, однако, условии, что мы испытываем их до конца, проживаем до того момента, когда, уже рискуя им поддаться, воспрянем и преобразим их в помощников нашей жизненной силы.

Та же растянутость фронта в одну сплошную линию, то же отсутствие стратегических резервов, та же скука от безделья в штабах, удаленных от фронта на десятки и сотни километров.

При других обстоятельствах Бивен наверняка бы не согласился стать конфидентом незнакомца, но теперь одиночество, жара и навеянная прежним поведением компаньона скука , а также некоторая неуверенность в том, как тот воспримет отказ, заставили его выжать положительный ответ.

Но этими судами управляли потрепанные штормами люди, вынужденные неделю за неделей и месяц за месяцем сносить постоянный холод и постоянную сырость, соленую пищу, бесконечный изматывающий труд, скуку блокадного флота.

Пан кавалер, - холодно прервал его князь Богуслав, - я у тебя в руках, ты можешь убить меня, но об одном прошу тебя: не нагоняй ты на меня скуку !

Все, казалось, удивлялись этой бессмысленной жестокости - лишить матросов их любимца, который в течение двух лет плавания доставлял им столько развлечений среди однообразия и скуки судовой жизни и был таким добрым, ласковым и благодарным псом, платившим искренней привязанностью за доброе к нему отношение людей, которое он, наконец, нашел после нескольких лет бродяжнической и полной невзгод жизни на улицах Кронштадта.

В Саванне Скарлетт был оказан самый радушный прием, но какая скука сидеть смирненько с этими стариками -- Джеймсом и Эндрю и их дренами -- и слушать, как они вспоминают былое, которое ничуть не интересовало Скарлетт!

Действительно, с этого дня Валтасар плохо скрывал томившую его скорбь и скуку .

В 1990 году, когда Джеймсу Данкерту (James Danckert) было 18 лет, его старший брат Пол попал в аварию, врезавшись на своём автомобиле в дерево. Его извлекли из покорёженного кузова с многочисленными переломами и ушибами. К сожалению, не обошлось и без черепно-мозговой травмы.

Период реабилитации был очень долгим и сложным. До аварии Пол был барабанщиком и очень любил . Однако даже после того, как его сломанное запястье зажило, у него не возникло совершенно никакого желания взять в руки палочки и начать играть. Это занятие больше не приносило ему удовольствия.

Раз за разом Пол жаловался своему брату на то, что ему безумно скучно. И дело было не в приступах посттравматической . Просто теперь вещи, которые он раньше любил всей душой, не вызывали в нём абсолютно никаких эмоций, кроме глубокого разочарования.

Несколько лет спустя Джеймс начал учиться на клинического нейропсихолога. В ходе обучения он обследовал около двадцати человек, которые получили черепно-мозговые травмы. Думая о своём брате, Данкерт расспрашивал их о том, ощущают ли они скуку. Все двадцать человек, принимавших участие в исследовании, ответили положительно.

Этот опыт очень помог Данкерту в дальнейшей карьере. Сейчас он работает когнитивным нейробиологом в Университете Ватерлоо, расположенном в Канаде. Это место знаменито тем, что именно здесь учёные впервые начали заниматься серьёзным исследованием скуки.

Научное сообщество и скука

Считается, что универсального и общепринятого толкования понятия «скука» пока не выведено. - это не просто разновидность депрессии или апатии. Эти слова нельзя считать синонимами.

Учёные предпочитают давать слову «скука» следующее определение.

Скука - это особое психическое состояние, пребывая в котором, люди жалуются на отсутствие даже минимальной мотивации и интереса к чему-либо.


Как правило, такое состояние имеет отрицательные последствия для психического здоровья человека, а также заметно отражается на его общественной жизни.

Проводилось немало исследований, посвящённых скуке. К примеру, выяснилось, что именно она является одной из причин, провоцирующих , наряду с депрессией и повышенной тревожностью.

Ещё одно исследование было посвящено изучению взаимосвязи скуки и поведения человека за рулём. Выяснилось, что люди, подверженные скуке, ездят с гораздо большей скоростью, чем все остальные участники. Кроме того, они медленнее реагируют на отвлекающие факторы и опасность.


Кроме того, в 2003 году был организован опрос среди американских подростков, большинство из которых утверждало, что им частенько бывает скучно. Как выяснилось позже, такие подростки были более склонны к тому, чтобы в раннем возрасте начать курить и употреблять наркотики и алкоголь. Исследования коснулись и вопросов образования.

Успеваемость учеников напрямую связана с тем, испытывают они скуку или нет. Скука - это проблема, требующая повышенного к себе внимания.

Дженнифер Фогель-Волкатт (Jennifer Vogel-Walcutt), подростковый психолог

Учёные пытаются понять, как скука влияет на наш мозг, каким образом сказывается на и как влияет на наш самоконтроль. «Необходимо основательно изучить явление скуки, прежде чем делать какие-то конкретные выводы», - уверен Шейн Бенч (Shane Bench), психолог, занимающийся исследованием скуки в лаборатории Техасского университета.

Людей, интересующихся вопросами скуки, становится всё больше и больше. Генетики, философы, психологи и историки начинают активно объединяться для того, чтобы совместно работать над её изучением. В мае 2015 года Варшавский университет организовал целую конференцию, на которой обсуждались темы, связанные со скукой, социальной психологией и социологией. Кроме того, чуть позже, в ноябре, Джеймс Данкерт собрал порядка десяти исследователей из Канады и США на тематический семинар.

История изучения скуки

Своеобразным началом изучения скуки можно считать 1885 год, когда британский эрудит Фрэнсис Гальтон (Francis Galton) опубликовал небольшой доклад, посвящённый тому, как беспокойно и невнимательно вели себя слушатели, присутствовавшие на научном собрании.

С тех пор прошло уже довольно много времени, а темой скуки интересуется сравнительно небольшое количество людей. Джон Иствуд (John Eastwood), психолог из Университета Торонто, убеждён, что так происходит потому, что скука кажется всем довольно тривиальной вещью, на которую не стоит обращать пристального внимания.

Положение вещей начало меняться, когда в 1986 году Норман Сандберг (Norman Sundberg) и Ричард Фармер (Richard Farmer) из Орегонского университета показали всему миру способ, с помощью которого можно измерять скуку. Они изобрели особую шкалу, с помощью которой можно было определять уровень скуки, не задавая испытуемым вопроса «Вам скучно?»


Вместо этого необходимо было подтвердить или опровергнуть следующие утверждения: «Кажется ли вам, что время течёт слишком медленно?», «Чувствуете ли вы, что задействуете не все свои возможности, когда работаете?» и «Легко ли вы отвлекаетесь?» Они были сформулированы Сандбергом и Фармером на основе опросов и интервью, в которых люди рассказывали о том, что чувствуют, когда им скучно. После того как опрашиваемые давали ответы, каждому выставлялась оценка в баллах, по которой и определялась степень подверженности скуке.

Шкала склонности к скуке Сандберга и Фармера стала отправной точкой, с которой начался новый виток исследований. Она послужила прототипом для возникновения других видов шкал, а также стала невероятно полезна и в других прикладных науках, помогая связать скуку с такими вещами, как психическое здоровье и .

Однако у предложенной шкалы скуки имелись и существенные недостатки. По мнению Иствуда, этот показатель напрямую зависит от самооценки человека и поэтому очень субъективен, что портит чистоту эксперимента. Кроме того, шкала измеряет только уровень восприимчивости к скуке, а не интенсивность этого чувства. Неточность понятий и определений всё ещё создаёт некоторую путаницу среди учёных.

Работа над улучшением шкалы скуки идёт до сих пор. В 2013 году Иствуд занялся разработкой шкалы многомерного состояния скуки, которая включает в себя 29 утверждений о различных ощущениях. В отличие от шкалы Сандберга и Фармера, шкала Иствуда измеряет состояние опрашиваемого в текущий момент времени. С её помощью можно установить, что чувствует человек прямо сейчас.

Однако, прежде чем измерять уровень скуки, исследователи должны были убедиться, что участники эксперимента действительно её испытывают. А это уже совершенно другая задача.

Самое скучное видео в мире

В психологии уже на протяжении многих лет одним из самых действенных способов создания у человека определённого настроения считается просмотр тематических видеороликов. Есть специальные видео, которые стимулируют у человека возникновение таких эмоций, как радость, гнев, печаль, сочувствие. Именно поэтому Коллин Меррифилд (Colleen Merrifield), занимаясь написанием своей диссертации, решила создать видео, которое было бы настолько скучным, что доводило бы людей .

В видео происходит следующее: двое мужчин находятся в абсолютно белой комнате без окон. Не произнося ни единого слова, они берут одежду из огромной кучи и развешивают её на верёвки - куртки, рубашки, свитеры, носки. Секунды тикают: 15, 20, 45, 60. Мужчины развешивают одежду. Восемьдесят секунд. Один из мужчин берёт прищепку. Сто секунд. Мужчины продолжают вешать одежду. Двести секунд. Триста секунд. И снова без изменений - мужчины развешивают одежду. Видео зациклено таким образом, что больше ничего не происходит. Его общая продолжительность составляет 5,5 минуты.

Неудивительно, что люди, которым Меррифилд показывала видео, сочли его невообразимо скучным. Тогда она решила попытаться изучить, как скука влияет на способность сосредотачиваться и фокусировать внимание.

Меррифилд просила участников выполнить классическую задачу на : необходимо было наблюдать за световыми пятнами, которые появлялись и исчезали на мониторе. Всё это специально длилось невероятно долго. Результат превзошёл ожидания: эта задача оказалась во много раз скучнее, чем самое скучное видео. Более половины испытуемых не смогли с ней справиться.

Это не было неожиданностью. Во многих прошлых исследованиях учёные также просили участников эксперимента выполнять какие-то монотонные действия вместо того, чтобы смотреть видео. Для того чтобы человек начал скучать, его просили, к примеру, заполнять одинаковые бланки, выкручивать или закручивать гайки. Сравнивать результаты разных исследований было довольно проблематично, потому что отсутствовал единый стандартизированный подход к методам стимулирования скуки. Невозможно было выяснить, чьи результаты верны, а чьи - нет.

В 2014 году исследователи из Университета Карнеги - Меллона в Питтсбурге, штат Пенсильвания, опубликовали , в которой попытались начать процесс стандартизации. Они выделили три группы действий, которые чаще других вызывают у людей скуку:

  • повторяющиеся физические задачи;
  • простые мыслительные задачи;
  • просмотр и прослушивание особых видео- и аудиозаписей.

Исследователи использовали шкалу многомерного состояния скуки Иствуда, чтобы определить, насколько сильно каждая из выполняемых задач заставляла испытуемых скучать и не вызывала ли она у них какие-то ещё эмоции. Всего было шесть на редкость унылых задач. Самая скучная состояла в том, чтобы бесконечно кликать мышкой, поворачивая иконку на экране на пол-оборота по часовой стрелке. После этого было решено больше не показывать специальные видео для того, чтобы вызывать у людей скуку, а использовать вместо этого обыкновенные поведенческие задачи.

Скука и самоконтроль

Многие учёные связывают возникновение скуки с дефицитом . Чем лучше вы умеете отвечать за свои поступки, тем меньше вы склонны к спонтанным проявлениям скуки. Именно поэтому исследователи часто связывают предрасположенность к скуке и склонность к таким вредным привычкам, как азартные игры, алкоголизм, курение и переедание.


Следует ли из этого, что скука и отсутствие самоконтроля - это взаимосвязанные вещи? Учёные пока не берутся ответить на этот вопрос. Приводя в качестве примера людей, у которых была черепно-мозговая травма, Данкерт предполагает, что в их системе самоконтроля произошёл сбой. Именно поэтому они начинают вести себя чрезмерно импульсивно и зачастую обзаводятся уймой . Это учёный успел заметить, наблюдая за своим братом.

Однако на протяжении нескольких лет брат Данкерта активно боролся с проблемами самоконтроля и практически перестал жаловаться на скуку, попутно возродив свою любовь к музыке. Поэтому у исследователей есть все основания полагать, что скука и самоконтроль могут зависеть друг от друга, но фактов и доказательств пока недостаточно.

Скучные планы на будущее

Несмотря на некоторую неразбериху в понятиях и отсутствие стандартизации, исследователи, занимающиеся вопросами изучения скуки, считают, что фундамент уже заложен. К примеру, поиск самого определения понятия «скука» считается важной частью процесса её изучения. Разные исследователи выделяют различные типы скуки. Немецкие учёные насчитали целых пять и выяснили, что склонность к какому-либо типу зависит от личностных характеристик человека.

Учёные также уверены, что есть такая группа людей, которая будет работать не покладая рук, лишь бы только не скучать. Иногда такие люди готовы выбирать крайне странные и даже неприятные занятия ради того, чтобы избежать скуки. Эта гипотеза основана на исследованиях, которые показали взаимосвязь между склонностью к риску и предрасположенностью к скуке.

Первое исследование было таким: участников просили сесть на стул в абсолютно пустой комнате и в течение 15 минут ничего не делать. Некоторые участники были готовы даже получать небольшие удары током, только бы не оставаться наедине со своими мыслями. Проводилось ещё несколько усовершенствованных экспериментов с этой же комнатой. В одном у участников был неограниченный доступ к сладостям, однако для того, чтобы получить их, необходимо было вытерпеть удар током. Когда участникам эксперимента становилось скучно, они предпочитали скорее испытать боль, чем сидеть на стуле и ничего не делать.

Группа исследователей во главе с психологом Райнхардом Пекруном (Reinhard Peckrun) из Мюнхенского университета в Германии в течение года наблюдала за поведением 424 студентов. Они просматривали их оценки, документировали результаты экзаменов и измеряли уровень скуки. Команда обнаружила некоторую циклическую закономерность, в соответствии с которой у всех студентов наблюдались периоды, когда им было скучно. И именно тогда было замечено значительное снижение внутренней студентов и показателей их успеваемости. Такие периоды возникали на протяжении года и не зависели от пола и возраста студента и его интереса к предметам. Учёные предположили, что студентам нужно что-то, что помогло бы им преодолеть скуку.

Сэй Шатц (Sae Schatz), директор компании, которая занимается разработкой учебных пособий и образовательных инструментов для министерства обороны США, приводит в качестве доказательства один интересный пример с компьютерной системой, которая обучала студентов физике. Система была запрограммирована таким образом, что должна была оскорблять всех, кто неправильно отвечал на вопрос, и саркастически хвалить тех, кто давал верные ответы. Такой необычный подход к обучению стимулировал учеников добиваться лучшего

Некоторые душевные состояния человек может контролировать и менять, другие - являются причиной для дальнейших действий для человека. А есть такие эмоции, которые не нравятся, но бороться с ними и что-то изменить, сложно. Одной из них можно назвать скуку.

Что это такое?

Согласно толковым словарям, скука – это состояние человека, которое характеризуется пассивностью, потерей сил и вдохновения. Эта отрицательная эмоция способна надолго выбить человека из привычного ритма жизни и скрыть радость каждого мгновения. Чаще всего, конечно, такое состояние появляется у одиноких людей, которые не умеют наслаждаться свободной и своим личным временем, а ищут свое счастье в ком-то другом.

Человек, находящийся в состоянии скуки, не знает, чем занять свое свободное время. Телевизор, друзья, развлечения и хобби больше не приносят удовольствия, и постепенно пропадает желание вообще чем-то заниматься. Работа становится ежедневной рутиной, всю неделю человек ждет пятницы, а потом понимает, что выходные ничем не отличаются от будней. Состояние скуки легко может перерасти в депрессию, но этого можно не допустить.

Как с ней справиться

Есть на свете такие люди, которые не знают, что такое скука. Каждый свой день они наполняют полезными делами и занятиями, и от каждого стараются получать удовольствие. Это очень полезное качество – уметь наслаждаться жизнью, рассмотреть позитивные моменты даже вне самых приятных ситуациях. И такому образу жизни вполне можно научиться.

Во-первых, нужно найти те занятия и увлечения, которые приносят удовольствие. Смотреть каждый вечер телевизор не только скучно, но и вредно для развития мышления. Лучше читать, вышивать, выжигать по дереву, ездить на велосипеде или играть в гольф. Любое занятие, которое нравится, способно в трудные минуты спасти от скуки и отвлечь от жизненных проблем.

Во-вторых, если настроение все-таки испортилось, нужно поднимать его искусственно, приложив всю силу воли, а не ждать случая, который заставит улыбнуться. Даже если не хочется вставать с кровати – заставить себя. Пройтись по свежему воздуху, улыбнуться себе в зеркало, включить любимую музыку и танцевать. Сначала нужно делать это, даже если нет желания и через силу, а потом организм войдет в нужное состояние.

Всем иногда бывает скучно, важно не углубляться в это состояние, а двигаться дальше и находить радость жизни в каждой мелочи.

Скука (синоним тоски и апатии) является одной из главных причин, мешающих получать удовольствие от жизни. Медицинских препаратов, помогающих избавиться от этого душевного состояния, к сожалению, еще не было придумано. Однако можно постараться убрать ненужные ощущения навсегда другими способами.

Одиночество, скука, апатия - все это опасные состояния, которые вредят личности. Поэтому избавляться от них требуется в обязательном порядке. И именно об этом и пойдет речь в данном обзоре.

Опасные душевные терзания

Почему же скука так опасна? Она не считается простой разновидностью человеческого настроения, которое периодически возникает, не неся при этом угрозы нашей личности. На самом деле она является одним из главных источников многочисленных проблем.

Скука - это чувство или эмоция? Это такое эмоциональное состояние, которое заставляет постоянно искать внешние раздражители, любую активность, чтобы избавиться от ощущения дискомфорта, вызванного отсутствием деятельности.

И вроде бы ничего страшного в этом нет. Однако стоит понимать, что во время поиска занятий избирательность полностью исчезает. Человек, подвергающийся "нападкам" со стороны скуки, готов заняться любой, даже самой бессмысленной работой, лишь бы негативное чувство исчезло. Скука является эмоцией, причем далеко не самой хорошей.

Состояние зависимости

Согласитесь, это очень сильно похоже на зависимость, где в роли наркотических веществ выступает информация, некая разновидность деятельности. В такой ситуации у человека начнет возникать острое желание чем-то заняться, удовлетворение которого не способно принести какого-то ощутимого удовольствия.

Причем контролировать свое состояние практически невозможно. Все, чего можно добиться, - на время снизить ощущение дискомфорта. И тогда жизнь хоть немного, но станет ярче.

Никто не отрицает, что свежие впечатления человеку необходимы так же, как и перемена мест, и знакомство с новыми людьми, и развлечения. Если этого не будет, то и личность перестанет развиваться. Однако все это хорошо в допустимых пределах. А скука - это то самое ощущение, которое способно заставить перейти все грани разумного.

В чем кроется опасность?

Скука - это душевное состояние, которое является чрезвычайно опасным. Какие беды может вызвать перейдя в хроническую фазу?

  1. Человек начнет постоянно испытывать нервное напряжение.
  2. Высока вероятность появления зависимости - алкогольной или наркотической.
  3. Длительные поездки, отдых, встречи - все это начнет вызывать мучение, от которого избавиться поможет только работа.
  4. Не будет получаться сконцентрироваться.
  5. Появится хроническая усталость, которая станет мешать расслабляться.
  6. Возникнет болезненная тяга к разнообразным и бесполезным покупкам.
  7. Мозг просто засорится от информационного мусора, многочисленных задач.
  8. Все время будет присутствовать чувство беспокойства и апатия.

Этот список выглядит достаточно впечатляющим. Мало кто рассматривает скуку с позиции основного источника зла, поэтому такой набор проблем способен удивить.

Так почему же скука настолько опасна? Ведь на первый взгляд она является вполне обычным состоянием, возникающим при отсутствии деятельности. Что-то вроде голода или жажды. Однако скука - это не только ощущение или свойство натуры, но еще и серьезный недостаток личности. Поэтому его необходимо устранять.

А может, это мотивация?

Всегда найдутся люди, которые скажут, что скука - это серьезный мотиватор. И без нее вряд ли кто-то сдвинется с места и что-нибудь сделает. Возможно, она даже кому-то помогла добиться больших высот в той или иной сфере деятельности.

Но стоит провести аналогию с наркотической и алкогольной зависимостью. Ведь она тоже заставляет людей работать, чтобы были деньги на приобретение наркотиков. И если он не будет искать возможности для заработка, то придется терпеть мучения. Как думаете, человек должен быть благодарен наркотическим веществам за то, что они помогают ему чего-то добиваться?

И то же самое можно сказать про скуку, способную любого превратить в робота, который послушно и прилежно выполняет поставленные задачи. И если вы думаете, что скука - синоним мотивации, то это ошибочное мнение. В качестве мотиватора должны выступать живой интерес, желание совершенствоваться и достигать определенных вершин, реализуя при этом свой потенциал.

Почему она возникает

Часто приходится произносить фразу "Умираю от скуки"? Прежде чем рассказывать, как избавиться от этой эмоции раз и навсегда, стоит разобраться с причинами, вызывающими ее.

  1. Человек не способен распоряжаться своим временем. В связи с постоянным прогрессом у людей появляется больше свободного времени, ведь теперь не приходится значительную часть своей жизни проводить, пытаясь добыть средства на пропитание. И вот эти минуты, не заполненные работой, многие не знают, чем занять.
  2. Нет смысла жизни. Человек может идти вперед, а может стоять на одном месте. И при этом в его восприятии ничего не меняется. Он просто не способен заметить разницу между активной деятельностью и пустой тратой времени.
  3. Работа не является призванием, а задания выполняются всего лишь “за деньги”. Интереса как такового нет. В такой ситуации человек ждет обеденного перерыва, конца рабочего дня и трудовой недели. Он не заинтересован в качественном выполнении своих задач, а работу посещает просто потому, что так надо.
  4. Недостаточно общения. В данной ситуации отравлять способны собственные мысли.

В попытках избавиться от скуки можно пойти по неправильному пути. Следует рассмотреть, как можно устранить это душевное состояние, нанеся себе еще больший вред.

Принесет ли пользу алкоголь?

Алкоголь, конечно, поможет избавиться от повседневной рутины, добавить яркости. Но это лекарство от скуки отличается временным эффектом и обладает большим количеством побочных действий. На следующий день после «лечения» будет хуже, так как появится тяжелое похмелье и И чем чаще прибегать к помощи алкоголя, тем сильнее испортится жизнь.

Помогут ли новые ощущения?

Поиск новых ощущений и впечатлений. Вроде бы постоянные путешествия на первый взгляд являются безобидным способом избавления от скуки. Однако требуется практически бездонный кошелек и огромное количество времени. Кроме того, со временем и подобное развлечение надоест. То же самое можно сказать и про смену сексуальных партнеров. Вроде бы скука и исчезает, но потом снова возникает. И чем чаще происходит смена, тем менее продолжительным является отрезок времени, проведенный без данного ощущения.

Является ли адреналин средством от скуки?

Погоня за адреналином - это своеобразный наркотик, требующий с каждым разом все больших и больших доз. А в конце обычно наступает передозировка. К примеру, затяжной прыжок с парашютом уже не вызывает прежних эмоций, поэтому стоит попробовать раскрыть купол как можно ближе к земле. И утрата контроля в такой ситуации приведет к плачевному результату.

Стоит ли проводить все свое время в интернете?

Уход в виртуальную реальность, социальные сети, игры, просмотры роликов - все это убивает время и мозги. Вы не просто просиживаете свободные минуты впустую, но и снижаете свои умственные способности. Ведь вместо того, чтобы найти пищу для ума, вы просто просматриваете кучу ненужных сведений и отупляющие сериалы. При этом на следующее утро можно даже и не помнить, что смотрели вечером.

Правильные методы

Так как же избавляться от этого негативного ощущения правильно? Следует перечислить некоторые достаточно эффективные способы, а вам останется только выбрать наиболее подходящее лекарство от скуки.

  1. Найдите несколько целей в жизни, которые будут подталкивать к развитию, совершенствованию навыков. Благодаря этому можно улучшать физические и интеллектуальные параметры, а также взаимоотношения с людьми. Можно составить план действий на ближайшее будущее, чтобы знать, в каком направлении двигаться.
  2. Необходимо учиться правильно распоряжаться своим временем. Встав утром, человек должен осознавать, чем он будет заниматься во время рабочего дня и после него. В этом опять же поможет планирование. Выходные не должны проходить исключительно на диване за просмотром фильма или телепередачи. Можно посвятить свободное время общению с друзьями, походам в кино, театры и другим мероприятиям. Можно съездить на природу или составить список, что посмотреть и прочитать. Не стоит забывать про занятия спортом. С их помощью удастся избавиться от апатии, а не только от скуки.
  3. Отличным способом избавления от негативных ощущений является смена работы на ту, которая будет нравиться и приносить удовлетворение. В такой ситуации удастся занять мысли не тем, как поскорее выполнить поставленные задачи и уйти домой, а тем, как сделать все качественно.
  4. Избавиться от скуки помогут близкие люди. Надо чаще общаться с друзьями и родственниками, вместе отдыхать, делиться мыслями и помогать друг другу.

Заключение

Что такое скука? Психология рассматривает данное понятие как негативное ощущение, которое разрушает личность. И от него надо избавляться. На самом деле существует огромное количество способов. Выше были описаны только самые эффективные. Надеемся, что данный обзор поможет вам привести свою жизнь в полный порядок, и у вас получится избавиться от таких негативных состояний, как одиночество, скука, апатия.

Самым первым определением, буквально просящимся на язык, является „отрицательное“ определение, а именно: скука - это отсутствие веселья, занимательности. Владимир Даль определяет скуку как время, когда „нет забавы, увеселений“. Такое определение точно подтверждает приведенное в начале статьи расхожее мнение о скуке

Другой пласт определений скуки дает нам возможность понять причины этого состояния. Так, тот же Даль описывает скуку как „тягостное чувство, от косного, праздного, недеятельного состояния души; томление бездействия“. Скучать, по Далю, - это „жить в безделье, томиться праздностью; тяготиться положением своим, желать перемены“. В словаре Ушакова также находим, что скука – это „томление, тягостное душевное состояние от безделья, отсутствия занятий или от отсутствия интереса к окружающему“. Здесь звучат голоса бездеятельности и однообразия, праздности и отсутствия интереса.

Еще один пласт причин скуки связан с межчеловеческими отношениями. Так, Владимир Даль отмечает, что время скуки – это время одинокое, когда „никого не видишь“, а скучать – это „жить в одиночестве“.

В ряде определений к отсутствию интереса (как причины скуки) добавляется еще и отсутствие жизненных целей и смысла жизни. Отмечаются также среди причин внутренняя опустошенность и ограничение способности к эмоциональным переживаниям.

Давайте рассмотрим ключевые моменты этих определений, которые помогут нам лучше понять скуку. Речь идет о:

    безделии (отсутствии занятий)

    нарушениях в эмоционально-волевой сфере (желания, интерес, цели, действия)

    однообразии

    одиночестве.

Итак, обо всем по порядку (точнее, порядок рассмотрения этих понятий я изменю, буду рассматривать от простого и очевидного к более сложному – так, чтобы было понятнее).


СКУКА И ОТНОШЕНИЯ

Одиночество – это незаполненное социальное пространство человека. Скучать по кому-то означает ощущать пустоту без того, кто простым присутствием своим или стимулируя человека на какие-то дела, заполняющие время его жизни заполнял (неважно, давно или недавно) социальное пространство человека.

Переживание скуки от одиночества - это, несомненно переживание пустоты незаполненного социального пространства и времени в отсутствие кого-то, кто способен избавить человека от тревоги пустоты.

В поисках спасения от скуки одиночества человек бросается на поиски "заполнителя" этой пустоты, находя временное облегчение, замешиваясь в толпу на улице, толкаясь в магазинах. Там он ощущает прилив энергии, без этого он чахнет и не испытывает ни малейшей радости.

Эдгара По в "Человеке толпы " хорошо описывает таких людей .

Переживание скуки в действующих отношениях можно проиллюстрировать на примере детской скуки, которую описал Йонас Химмельстранд. "Детская скука обычно не имеет ничего общего с нехваткой занятий или даже с нехваткой интересных занятий. Она возникает из-за нехватки энергии вследствие недостатка контакта с теми, к кому дети привязаны. Ребенок, которому не хватает привязанности, часто становится одержим скукой. Фраза “Мне скучно” на самом деле значит “У меня нет энергии что-то делать. Мне нужно, чтобы меня обняли, подержали на коленях или со мной поговорили те, к кому я привязан, например, мама, папа или бабушка”. Когда потребность ребенка в привязанности удовлетворена, открывается резервный запас энергии (внутренней энергии), и ребенок сам видит множество возможностей того, чем можно заняться".

И во взрослом состоянии человек скучает, когда ощущает нехватку эмоциональной связи с другим человеком, который ему важен. Это может проявлять себя на другого, злостью на самого себя и отчаянием. В результате человек еще больше замыкается, перекрывая оставшиеся каналы связи со своим близким. Изолируясь от других и замыкаясь в себе, не позволяя проявиться своим порывам, человек погружает себя в мир . И сталкивается с ощущением пустоты и едкой скуки, замешанной на клубке противоречивых желаний и стремлений (желание близости и парализующая апатия, эмоциональные порывы навстречу другому и бегство прочь).

Скука в отношениях может быть и демонстративной. При этом "скучающий " движим определенными . Демонстрируя свою скуку, он стремится показать другому, что от того что-то ожидается. Чаще всего - инициатива, эмоциональное участие, может даже нечто материальное (например, подарок). Или, говоря другому, что с ним скучно, человек попросту ему за что-то, что он считает . Это своего рода унижение и обесценивание другого - сказать ему, что он скучен и неинтересен. В любом случае, скука может быть разменной монетой в бесконечном спектре способов манипулирования другими людьми с целью получения тех или иных дивидендов. В этих случаях в основе поступка находится не скука, а совсем другие чувства, например, переживание досады, ощущение .

СКУКА, ЦЕННОСТИ И СМЫСЛЫ

Как мы уже отмечали, когда обсуждали , отсутствие осмысленных содержаний в данном отрезке человеческой жизни чревато так называемым "экзистенциальным вакуумом" - то есть тем же ощущением опустошенности собственной жизни. Если пустота остается незаполненной, то возникает скука. То есть для ощущения пустоты, как говорится, в полной ее красе, мало одного осознания бессмысленности. Нужна еще и бездеятельность.

Но отсутствие и размытые подавляют мотивацию: энергия будущего ("ради чего делать?") не подпитывает больше активность человека, он перестает ставить перед собой амбициозные цели, которые бы поддерживали его .

Кроме того, ощущение бессмысленности собственной жизни обесценивает и целый мир человека. Он перестает чувствовать себя важной частью большого мира. И это усиливает ощущение , которое усиливает переживание пустоты.

НАРУШЕНИЯ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЕ

„Скучен день до вечера,
коли делать нечего“
Русская поговорка

Скука дает себя знать, когда человек остается какое-то время без занятий, приносящих ему удовлетворение. Поговорим коротко о причинах того, что человек может оказаться неудовлетворенным своей деятельностью.

Будучи предоставлены сами себе, такие люди оказываются как бы эмоционально тупыми и неспособными к активному поступку, не могут определиться с целями. В результате они сидят, ожидая у моря погоды и скучая. Если же они и действуют, то чаще в направление неких случайно выбранных целей, вполсилы, не получая от своих деяний. Безрадостность открывает дорогу внутренней опустошенности и скуке.

Бывают и обратные ситуации, когда человек полный энергии, устремлений и готовый двигаться к поставленным целям, натыкается на безразличное. Окружающим все равно, что он делает. Его успехи их попросту не интересуют (если не раздражают). Если общество ориентировано на пассивных середнячков, то оно будет игнорировать или даже преследовать активных „выскочек“. Отсутствие признания со стороны окружения заслуг человека способно существенно снизить его , что негативно скажется на его эмоционально-волевой сфере.

Мы знаем также немало примеров того, когда энтузиастам их окружение ставит препятствия. Либо окружающим не надо, чтобы кто-то проявлял чрезмерную активность, либо общество может посчитать опасным для себя такую неконтролируемую активность некоторых его челнов. И человек вынужден спускать пар, сбавлять темп. В результате теряется задор, энергия „сдувается“, радость созидания сменяется апатией и скукой.

Если от человека требуют невозможного и он видит, что не справится, то у него могут опуститься руки. Такая бездеятельность, скорее всего, будет сопровождаться не скукой, а или страхами, опасениям за возможное наказание, в конечном счете выливающимися в .

СКУКА КАК ОТСУТСТВИЕ ИНТЕРЕСА

СКУКА БЕЗ ИГРЫ

Известно, что дети скучают тогда, когда они по той или иной причине не могут играть. Одно дело – запрет на игру (поздно, нельзя шуметь и т. д.). В этом случае скука может и не быть долгой. Ребенок придумает себе новое занятие, новую ИГРУ, в которой он создаст себе целый мир символов и смыслов, и погрузится во вполне „взаправдышную“ деятельность в этом мире (нередко даже просто в своей фантазии). Игра подпитывается .

Но бывает, что ребенок отучается от игры, теряя способность творить новые миры. Это случается нередко вследствие массивного и пассивного потребления готовых развлечений, которые предлагают ему телевизор или организованный досуг. Пассивность доходит до того, что предоставленный самому себе, ребенок не сможет самостоятельно найти себе интересное занятие и погрузится в скуку.

Неумение играть проявляет себя не только у детей. Немало взрослых начисто лишены , не умеют создать себе , проиграть ту или иную ситуацию и приступить к реализации наяву. Вместо этого они маются от скуки.

СКУКА КАК СЛЕДСТВИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ДЕФИЦИТА

Человеку с такой тревогой свойственно неверие в собственные силы и возможности по преодолению возможных последствий своей активности. Любое действие означает выход из уютного мирка, в котором человек испытывает сладкую иллюзию защищенности. А вне этого мирка может случиться что угодно. Поэтому, если человек стремится этого избежать, он предпочтет скучать в своем мирке, предпочитая монотонность и однообразие неопределенности нового..

Отказ от действия при этом виде тревоги будет мотивирован желанием сохранить статус кво. Человек не хочет своим поступком „отправить“ в невозвратное прошлое ситуацию, которой он дорожит. Тогда ему не остается ничего другого, кроме как скучая и коря себя за бездействие, наблюдать за тем, как ситуация меняются от независящих от него обстоятельств. При этом он может еще и клянуть , и обвинять других людей в том, что они разрушили такой замечательный мир его иллюзий.

Человек отказывается от действия, опасаясь нежелательных для себя и для других последствий конкретного поступка. Это может быть недовольство окружающих, какие-то санкции в отношение человека. Не желая столкнуться с кажущимися ему возможными „наказаниями“ за свой поступок, человек может предпочесть его не совершать, хотя ему бы этого очень хотелось.

ТРЕВОГА ФРУСТРИРОВАННОЙ ГОРДОСТИ

Ничегонеделание может быть результатом того, что человек стремится тем самым избежать удара по в случае неуспеха того или иного предприятия. Иными словами, гордец может отказаться от какого-то действия. В результате рискует столкнуться с пустотой. Однако часто гордецам не грозит тревога пустоты и скука. Они и в случае неделания будут в фантазиях своих праздновать успех или лелеять мысли о том, что они, если бы захотели, если бы им не было скучно или не интересно, они были бы самыми лучшими (или уж, на худой конец, не худщими) в этом деле.

Таким образом, ссылка на скуку (чаше в высказываниях) свидетельствует о попытке оправдания гордецом своего неумения или некомпетентности („работа скучна“). В этих случаях в основе находится опасения фрустрации гордости: "мне может не удастся быть таким, как я хочу". А если по-честному, за этими словами стоят другие: "я боюсь, что не смогу делать так, как нарисовала мне моя гордыня".