Что такое поэтические приемы в литературе. Современные поэтические приёмы. Видео: Изобразительно-выразительные средства в литературе

Что можно пожелать человеку, желающему заняться литературным трудом? Во-первых, вдохновения и мечты. Без этого немыслимо любое творчество. Только так ремесло становится искусством! Однако чтобы человеку начать писать, ему априори следует много читать. Первоначально приемы литературного чтения изучаются еще в средней школе. Важно понять фактическое содержание произведения, его основные идеи, мотивы и чувства, движущие персонажами. На основании этого производится целостный анализ. Кроме того, существенную роль играет собственный жизненный опыт.

Роль литературных приемов

Адепту литературной деятельности следует осторожно и умеренно пользоваться стандартными приемами (эпитетами, сравнениями, метафорами, иронией, аллюзиями, каламбурами и т. п.). Секрет, который почему-то редко разглашается, заключается в том, что они являются вторичными. Действительно, овладение умением писать художественные произведения зачастую критикой трактуется как умение использовать определенные литературные приемы.

Что даст осознание и понимание их сути сочиняющему и пишущему человеку? Ответим фигурально: примерно то же, что дадут ласты тому, кто пытается плыть. Если человек плавать не умеет, ласты для него бесполезны. То есть стилистические языковые ухищрения не могут служить самоцелью для автора. Мало знать, как называются литературные приемы. Надо уметь увлекать людей своей мыслью, фантазией.

Метафоры

Определим основные литературные приемы. Метафоры представляют собой уместное творческое замещение свойств одного субъекта или объекта свойствами другого. Таким тропом достигается необычный и свежий взгляд на детали и эпизоды произведения. Примером могут послужить известные метафоры Пушкина («фонтан любви», «по зеркалу рек») и Лермонтова («жизни море», «слезы брызгами»).

Действительно, поэзия - наиболее творческая стезя для лирических натур. Возможно, поэтому литературные приемы в стихотворении наиболее заметны. Неслучайно некоторые художественные прозаические произведения называют прозой в стихах. Так писали Тургенев и Гоголь.

Эпитеты и сравнения

Что собой представляют такие литературные приемы, как эпитеты? Писатель В. Солоухин назвал их «одеждой слов». Если говорить о сущности эпитета предельно кратко, он является тем самым словом, которое характеризует сущность объекта или явления. Приведем примеры: «статная береза», «золотые руки», «быстрые мысли».

Сравнение как художественный прием позволяет для повышения выразительности сопоставлять социальные действия с явлениями природы. Его можно легко заметить в тексте по характерным словам «как», «словно», «будто». Часто сравнение выступает в роли глубокого творческого размышления. Вспомним цитату известного поэта и публициста XIX века Петра Вяземского: «Жизнь наша в старости — изношенный халат: и совестно носить его, и жаль оставить».

Каламбур

Как называется литературный прием с игрой слов? Речь идет об использовании в художественных произведениях омонимов и многозначных слов. Так создаются хорошо знакомые всем и любимые всеми народом анекдоты. Такие слова нередко использованы и классиками: А. П. Чеховым, Омаром Хайямом, В. Маяковским. Как пример приведем цитату Андрея Кнышева: «В доме все было краденое, и даже воздух какой-то спертый». Не правда ли, остроумно сказано!

Впрочем, те, кто интересуется, как называется литературный прием с игрой слов, не должны думать, что каламбур всегда комичен. Проиллюстрируем это известной мыслью Н. Глазкова: «Уголовников тоже влечет к добру, но, к сожалению, к чужому».

Однако признаем, что анекдотичных ситуаций все же больше. Тут же на память приходит другой каламбур - сравнение уголовника с цветком (первого вначале выращивают, а потом садят, а второго - наоборот).

Как бы то ни было, литературный прием с игрой слов пришел из простонародной речи. Неслучайно каламбурами богат одесский юмор Михаила Жванецкого. Не правда ли, замечательна фраза от маэстро юмора: «Машину собрали... в мешок».

Умеющим создавать каламбуры. Дерзайте!

Если вы действительно обладаете ярким чувством юмора, то литературный прием с игрой слов - ваше ноу-хау. Работайте над качеством и оригинальностью! Всегда востребован мастер построения уникальных каламбуров.

Мы в данной статье ограничились толкованием только некоторых инструментов литераторов. На самом деле их гораздо больше. Например, такой прием, как метафора, содержит в себе олицетворение, метонимию («он съел три тарелки»).

Литературный прием парабола

Писатели и поэты зачастую пользуются инструментарием, который носит порой названия просто парадоксальные. Например, один из литературных приемов называется «парабола». Но ведь литература - не эвклидова геометрия. Вот бы, наверное, удивился древнегреческий математик, творец двухмерной геометрии, узнав, что название одной из кривых нашло себе и литературное применение! Почему такое явление имеет место? Вероятно, причиной служат свойства параболической функции. Массив ее значений, приходящий из бесконечности в точку начала отсчета и уходящий в бесконечность, подобен одноименной фигуре речи. Вот почему один из литературных приемов называется "парабола".

Такая жанровая форма используется для специфической организации всего повествования. Вспомним известную повесть Хемингуэя. Она написана по законам, аналогичным одноименной геометрической фигуре. Ход повествования начинается будто издалека - с описания нелегкой жизни рыбаков, затем автор нам излагает саму суть - величие и непобедимость духа конкретного человека - кубинского рыбака Сантьяго, а после повесть опять уходит в бесконечность, приобретая пафос легенды. Подобным же образом написал Кобо Абэ роман-притчу «Женщина в песках», а Габриэль Гарсиа Маркес - «Сто лет одиночества».

Очевидно, что литературный прием парабола является более глобальным, чем ранее описанные нами. Чтобы заметить его использование писателем, недостаточно прочитать определенный абзац или главу. Для этого следует не только прочесть полностью все произведение, но и произвести его оценку с точки зрения развития сюжета, раскрытых автором образов, общей проблематики. Именно эти приемы анализа литературного произведения позволят, в частности, определить факт использования писателем параболы.

Творчество и художественные приемы

Когда человеку бесполезно браться за литературный труд? Ответ предельно конкретен: когда он не умеет излагать мысль интересно. Не стоит начинать писать, вооружившись знаниями, если ваши повествования не выслушивают окружающие, если у вас нет вдохновения. Даже если вы используете эффектные литературные приемы, они вам не помогут.

Допустим, найдена интересная тема, есть персонажи, имеется захватывающий (по субъективному мнению автора) сюжет... Даже в такой ситуации мы рекомендуем пройти несложный тест. Вы должны его устроить сами для себя. Проверьте, получится ли у вас заинтересовать замыслом своего произведения хорошо знакомого человека, интересы которого вы прекрасно представляете. Ведь типажи людей повторяются. Заинтересовав одного, удастся заинтересовать и десятки тысяч...

О творческом потенциале и композиции

Автору, безусловно, следует остановиться и не продолжать писать, если он себя по отношению к читателям подсознательно ассоциирует либо с пастырем, либо с манипулятором, либо с политтехнологом. Нельзя унижать свою аудиторию подсознательным превосходством. Читатели заметят это, и такого «творчества» автору не простят.

Разговаривайте с аудиторией просто и ровно, как равный с равными. Вы должны каждым предложением, каждым абзацем заинтересовать читателя. Важно, чтобы текст был захватывающим, несущим в себе интересующие людей идеи.

Но и этого недостаточно для человека, желающего заниматься литературой. Одно дело - рассказывать, другое - писать. Литературные приемы требуют умения автора выстраивать композицию. Для этого ему следует серьезно попрактиковаться, сочиняя художественный текст и комбинируя три основных его элемента: описание, диалог и действие. От их взаимосвязи зависит динамика сюжета. А это очень важно.

Описание

Описание несет в себе функцию привязки сюжета к определенному месту, времени, сезону, совокупности персонажей. Оно функционально подобно театральной декорации. Безусловно, автор изначально, еще на стадии замысла, представляет обстоятельства повествования достаточно подробно, однако презентовать читателю их следует постепенно, художественно, оптимизируя используемые литературные приемы. Например, художественная характеристика персонажа произведения автором обычно дается отдельными штрихами, мазками, подаваемыми в различных эпизодах. При этом дозировано используются эпитеты, метафоры, сравнения.

Ведь в жизни тоже поначалу уделяется внимание бросающимся в глаза чертам (рост, телосложение), и только затем рассматриваются цвет глаз, форма носа и т. д.

Диалог

Диалог является хорошим средством для отображения психотипа героев произведения. Читатель в них зачастую видит вторичное описание личности, характера, социального статуса, оценку поступков одного персонажа, отраженное сознанием другого героя этого же произведения. Таким образом читатель получает возможность как углубленного восприятия персонажа (в узком смысле), так и понимания особенности социума в произведении, созданном писателем (в широком смысле). Литературные приемы автора в диалогах - это высший пилотаж. Именно в них (пример тому - творчество Виктора Пелевина) получаются наиболее яркие художественные открытия и обобщения.

Однако использовать диалог следует с двойной осторожностью. Ведь если переусердствовать, то произведение становится неестественным, а сюжет - грубоватым. Не стоит забывать, что основная функция диалогов - коммуникация персонажей произведения.

Действие

Действие является обязательным элементом для литературных повествований. Оно выступает мощным авторским элементом сюжета. При этом действием является не только физическое движение объектов и персонажей, но и любая динамика конфликта, например, при описании судебного процесса.

Предостережение для начинающих: не имея четкого представления о том, как нужно изложить читателю действие, не стоит начинать создавать произведение.

Какие литературные приемы используют при описании действия? Лучше всего, когда их вообще нет. Сцена действия в произведении, пусть даже и фантастическом, наиболее последовательна, логична, осязаема. Именно благодаря этому у читателя создается впечатление документальности художественно описанных событий. Допустить использование приемов литературы при описании действия могут лишь настоящие мастера пера (вспомним из шолоховского «Тихого Дона» сцену появления ослепительного черного солнца перед глазами Григория Мелехова, потрясенного гибелью возлюбленной).

Литературный прием классиков

С возрастанием мастерства автора все объемнее и рельефнее за строками выступает его собственный образ, все изысканнее становятся литературные художественные приемы. Даже если автор о себе не пишет напрямую, читатель его чувствует и безошибочно говорит: «Это - Пастернак!» или же «Это - Достоевский!» В чем здесь секрет?

Начиная творить, писатель помещает свой образ в произведение исподволь, осторожно, на втором плане. Со временем его перо становится более умелым. И автор неминуемо проходит в своих произведениях творческий путь от себя придуманного к себе настоящему. Его начинают узнавать по стилю. Именно эта метаморфоза - главный литературный прием в творчестве каждого писателя и поэта.

Поэтические приемы (тропы) – преобразования единиц языка, заключающиеся в переносе традиционного наименования в иную предметную область.

Эпитет – один из тропов, образное определение предмета (явления), выраженное преимущественно прилагательным, но также наречием, именем существительным, числительным, глаголом. В отличие от обычного логического определения, которое выделяет данный предмет из многих (“тихий звон”), эпитет либо выделяет в предмете одно из его свойств (“гордый конь”), либо – как метафорический эпитет – переносит на него свойства другого предмета (“живой след”).

Сравнение – образное словесное выражение, в котором изображаемое явление уподобляется другому по какому-либо общему для них признаку с целью выявить в объекте сравнения новые, важные свойства:

Метафора – вид тропа, основанный на перенесении свойств одного предмета на другой, по принципу их сходства в каком-либо отношении или по контрасту: “очарованный поток” (В.А. Жуковский), “живая колесница мирозданья” (Ф.И. Тютчев), “жизни гибельный пожар” (А.А. Блок). В метафоре различные признаки (то, чему уподобляется предмет, и свойства самого предмета) представлены в новом нерасчлененном единстве художественного образа.

Выделяют следующие виды метафоры:

олицетворение (“вода бежит”);

овеществления (“стальные нервы”);

отвлечения (“поле деятельности”) и т. д.

Олицетворение – особый вид метафоры, основанный на перенесении человеческих черт (шире – черт живого существа) на неодушевленные предметы и явления. Различают следующие виды олицетворения:

олицетворение как стилистическая фигура, присущая любой выразительной речи: “сердце говорит”, “река играет”;

олицетворение в народной поэзии и индивидуальной лирике как метафора, близкая по своей роли к психологическому параллелизму;

олицетворение как символ, вырастающий из системы частных олицетворений и выражающий авторскую идею.

Метонимия – вид тропа, в основе которого лежит принцип смежности.

Виды метонимии и способы ее создания :

целое и часть (синекдоха): “Эй, борода! А как проехать к Плюшкину?” (Н.В. Гоголь);

вещь и материал: “Не то на серебре, – на золоте едал” (А.С. Грибоедов);

содержимое и содержащее: “Трещит затопленная печь”, “Шипенье пенистых бокалов” (А.С. Пушкин);

носитель свойства и свойство: “Смелость города берет” (посл.);

творение и творец: “Мужик… Белинского и Гоголя с базара понесет” (Н.А. Некрасов) и др.

Гипербола – стилистическая фигура или художественный прием, основанный на преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления: “В сто сорок солнц закат пылал…” (В. Маяковский).

Литота – троп, обратный гиперболе: преуменьшение признака предмета (“мужичок-с-ноготок”, “мальчик-с-пальчик”).

Ирония (в стилистике) – выражающее насмешку или лукавство иносказание, когда слово или высказывание обретают в контексте речи значение, противоположное буквальному смыслу или отрицающее его, ставящее его под сомнение. Ирония есть поношение и противоречие под маской одобрения и согласия: “Откуда, умная [осел], бредешь ты голова?” (И.А. Крылов).

Оксюморон – сжатая и оттого парадоксально звучащая антитеза, обычно в виде антонимичных существительного с прилагательным или глагола с наречием: “живой труп”; “убогая роскошь наряда” (Н.А. Некрасов); “худой мир лучше доброй ссоры”; “ей весело грустить, такой нарядно обнаженной” (А.А. Ахматова).

Каламбур – игра слов, основанная на их многозначности (полисемии), омонимии или звуковом сходстве, с целью достижения комического эффекта.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Основные и вспомогательные литературоведческие дисциплины

Природу вдохновения творческого мышления мы рассматриваем на примере изучения формирования самосознания индивидуальности художника Сопоставляя.. Соответствующее склонностям и влечениям изначальное восприятие мира определяет.. Вдохновение мы рассматриваем как проявление и реализацию индивидуальности художника синтез психических процессов..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Основные и вспомогательные литературоведческие дисциплины.
Литературоведение– это наука, кот изучает специфику, генезис и развитие словесного иск-ва, исследует идейно-эстетич ценность и структуру лит-ных произведений, изучает соц-историч з

Специфика искусства.
Споры о специфике и сути искусства, художественного творчества ведутся еще со времен античности. Сущность художественного творчества Аристотель связывал с врожденной «страстью» человека к подражани

Мир искусств и художественной литературы.
Мир искусств и художественной литературы - это культурное и духовное достояние человечества. Каждый народ богат своей культурой, которая в ярких образах отражает его менталитет

Виды художественных образов.
Одна из важнейших функций литературного образа - придать словам ту полновесность, цельность и самозначимость, какой обладают вещи. Специфика словесного образа проявляется также во в

Эпилог.
Заключительный компонент произведения, финал, отделенный от действия, развернутого в основной части текста. КОМПОЗИЦИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ Композиция

СУБЪЕКТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕКСТА.
В литературном произведении следует различать объект речи и субъект речи. Объект речи – все то, что изображается, и все, о чем рассказывается: люди, предметы, обстоятельства, события и т. д. Субъек

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕЧЬ И ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК
Литературный образ может существовать не иначе, как в словесной оболочке. Слово является в литературе материальным носителем образности. В связи с этим необходимо различать понятия “художественная

Лексические ресурсы художественной речи.
Художественная литература использует общенациональный язык во всем богатстве его возможностей. Это может быть лексика нейтральная, высокая или сниженная; устаревшие слова и неологизмы; слова иностр

Поэтические фигуры.
Синтаксическая выразительность является еще одним важным языковым средством художественной литературы. Здесь важны и длина и мелодический рисунок фраз, и расположение в них слов, и разного рода пов

РИТМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ

СТРОФИКА
Строфа в стихосложении– группа стихов, объединенных каким-либо формальным признаком, периодически повторяющимся из строфы в строфу. Моностих – стихотворен

Сюжет, фабула, композиция худ произведения.
К О М П О З И Ц И О Н Н Ы Е Д Е Т А Л И произведения: 1. СЮЖЕТ ПРОИЗВЕДЕНИЯ -сцепление событий, раскрывающих характеры и взаимоотношения гер

Дополнительные.
Пролог. Вступительная часть литературного произведения, которая предваряет общий смысл, сюжет или основные мотивы произведения или кратко излагает события, предшествующие основному

КОМПОЗИЦИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
Композиция литературно - художественного произведения играет большую роль в выражении идейного смысла. Писатель, сосредоточив внимание на тех явлениях жизни, которые его в данный момент привлекают,

Идейно-эмоц направленность лит-ры. Понятие о пафосе и его разновидностях.
Идейный мир произведения – третий структурный компонент содержательно-концептуального уровня наряду с тематикой и проблематикой. Идейный мир – это область

Эпические жанры.
Эпические литературные жанры восходят к эпическим фольклорным жанрам, ближайшим образом к сказкам. С точки зрения жанровой формы, сказка имеет свою вполне устойчивую структуру: повторяющийся зачин

Эпос как род художественного творчества. Виды эпоса. Характеристика эпических жанров.
Наиболее древним из данных родов художественного творчества является эпос. Ранние формы эпоса возникают еще в условиях первобытно–общинного строя и связаны с трудовой деятельностью человека, с поко

Лирика как род художественного творчества. Жанры лирики. Понятие и споры о лирическом герое.
Другим родом художественного творчества является лирика. Она отличается от эпоса тем, что в ней на передний план выдвигаются внутренние переживания поэта. В лирике перед нами живая взволнованная че

Драма как род художественного творчества. Характеристика жанров драматургии.
Самобытным родом художественного творчества является драма. Специфика драмы как рода литературы заключается в том, что она, как правило, предназначается для постановки на сцене. В драме ре

Познавательная функция литературы.
В прошлом познавательные возможности искусства (и литературы в том числе) нередко недооценивались. Например, Платон считал необходимым изгнать из идеального государства всех истинных худож

Функция предвосхищения («кассандровское начало», искусство как предвосхищение).
Почему «кассандровское начало»? Как известно, Кассандра предсказала гибель Трои в дни расцвета и могущества города. В искусстве и особенно в литературе всегда жило «кассандровское начало»

Воспитательная функция.
Литература формирует строй чувств и мыслей людей. Показывая героев, прошедших через тяжкие испытания, литература заставляет людей сопереживать им и этим как бы очищает их внутренний мир. В

Понятие о направлении, течении и стиле в современном литературоведении.
Но при всей неповторимости творческих индивидуальностей внутри художественных систем складываются особые разновидности по своим общим признакам. Для исследования этих разновидностей более всего под

Понятие античной литературы.
Если Греция - колыбель европейской культуры, то греческая литература - это основание, фундамент литературы европейской. Слово “античный” в переводе с латинского обозначает “древний”. Но не всякую д

Судьба античной литературы.
Сюжеты, герои и образы античной литературы отличаются такой законченностью, ясностью и глубиной смысла, что к ним постоянно обращаются писатели последующих эпох. Античные сюжеты находят новое толко

Периодизация и особенности античной литературы.
В своем развитии античная литература прошла несколько этапов и представлена классическими образцами во всех литературных видах: это эпос и лирика, сатира, трагедия и комедия, ода и басня, роман и и

Античная мифология.
Важнейшим элементом греческой культуры явились мифы, т.е., сказания, предания, легенды, восходящие к глубокой древности. Они составляют богатейшую сокровищницу образов и сюжетов. В мифах отразилась

Античный эпос. Гомер.
Величайшими памятниками древнейшего периода греческой литературы являются поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Поэмы относятся к жанру народно-героического эпоса, так как имеют фольклорную, народную

Расцвет драмы в эпоху Перикла.
5-4 вв. до н.э. - славная эпоха в истории Греции, отмеченная необычайным взлетом ее литературы и искусства, науки и культуры, расцветом демократии. Этот период называют аттическим, по имени Аттики

Античный театр.
Человечеству свойственно подражать. Ребенок в игре подражает тому, что он видит в жизни, дикарь в пляске изображет сцену охоты. Древнегреческий философ и теоретик искусства Аристотель все искусство

Античная трагедия.
Страдания и гибель людей, объективно достойных лучшей участи, способных ко многим славным подвигам на благо человечества, снискавших бессмертную славу у современников и потомков, переживаются нами

Античная комедия.
Людям свойственно смеяться. Аристотель эту присущую людям черту возводил даже в достоинство, отличающее человека от животного. Люди смеются над всем, даже над самым дорогим и близким. Но в одном сл

Греческая лирика.
В развитии греческой литературы существует закономерность: определённые исторические периоды отмечены господством определённых жанров. Древнейший период, «гомеровская Греция» - время героического э

Греческая проза.
Расцвет греческой прозы приходится на эллинский период (III-I вв. до н.э.). Эта эпоха связана с именем Александра Македонского. Его завоевания и походы в восточные страны оказали большое влияние на

Эпоха Средневековья.
Римская империя рухнула в V в. н.э. в результате восстания рабов и нашествия варваров. На её обломках возникли недолговечные варварские государства. Начался переход от исторически исчерпавшего себя

Слово о законе и благодати» Иллариона.
4. Древнейшие русские жития («Житие Феодосия Печерского», жития Бориса и Глеба). Жития святых. Памятники агиографического жанра - жития святых - также воспитывали

Повесть о разорении Рязани Батыем.
6. Жанр ораторской прозы - один из основных в системе жанров древнерусской литературы в XIII в. представлен «словами» Серапиона. До нас дошло пять «слов» Серапиона. Основная тема с

Понятие гуманизма.
Понятие «гуманизм» было введено в употребление учеными XIX века. Оно происходит от латинского humanitas (человеческая природа, духовная культура) и humanus (человеческий), и обозначает идеологию, н

Послание архиепископа новгородского Василия ко владыце тферскому Феодору о рае».
Происходившая в рассмотренный период политическая борьба за первенство среди русских княжеств усиливает публицистическую направленность и злободневность создававшихся в это время литературных произ

Повесть о Темир-Аксаке.
Основными жанрами литературы, как и в предшествующие периоды, являются летописание и агиография. Возрождается жанр хождений. Широкое распространение получает жанр легендарно-исторических сказаний,

Историческое повествование.
В XVI в. общерусское летописание стало централизованным: летописание это велось в Москве (вероятнее всего, совместными силами великокняжеской и митрополичьей канцелярии); летописцы в других городах

Публицистика (И.Пересветов, А.Курбский, Иван Грозный).
В Древней Руси не было специального термина для определения публицистики - как и не было его и для беллетристики; границы публицистического жанра, которые мы можем наметить, конечно, весьма условны

Романтизм как универсальная худ. сис-ма.
Романтизм– направление в лит-ре нач 19 в. РОМАНТИЗМ.Несколько значений слова “романтизм”: 1. Направление в литературе и искусстве первой четверти

Реализм как универсальная худ. сис-ма.
Реализм - в литературе и искусстве - направление, стремящееся к изображению действительности. Р. (вещественный, действительный) – худ метод, след

Принципы соцреализма.
Народность. Под этим подразумевалась как понятность лит-ры для простого народа, так и использование народных речевых оборотов и пословиц. Идейность. Показ

В литературе.
Лит-ра социалистического реализма являлась инструментом партийной идеологии. Писатель, по известному выражению Сталина, является «инженером человеческих душ». Своим талантом он должен влиять на чит

Модернизм как универсальная худ. сис-ма.
Литература XX века развивалась в обстановке войн, революций, затем становления новой послереволюционной действительности. Все это не могло не сказаться на художественных исканиях авторов этого врем

I Постмодернизм: определение и характеристика.
Постмодернизм есть лит-ное направление, пришедшее на смену модерну и отличающееся от него не столько оригинальностью, сколько разнообразием элементов, цитатностью, погруженностью в

Стирание границ между массовым и элитарным искусством.
Имеется в виду универсальность произведений постмодернистской лит-ры, их направленность как на подготовленного, так и неподготовленного читателя. Во-первых, это способствует единению публики и худо

II. Особенности русского постмодернизма.
В развитии постмодернизма в русской литературе условно можно выделить три периода: Конец 60-х – 70-е гг. – (А.Терц, А.Битов, В.Ерофеев, Вс. Некрасов, Л.Рубинштейн, и др.) 70-е – 8

Символизм и акмеизм.
СИМВОЛИЗМ - литературно-художественное направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х гг, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символ

Футуризм в России.
В России футуризм на первых порах проявился в живописи, а только потом – в литературе. Художественные поиски братьев Давида и Н. Бурлюков, М.Ларионова, Н.Гончаровой, А.Экстер, Н.Кульбина и

Кубофутуризм.
Программой российского футуризма, точнее той его группы, которая сначала называла себя «Гилея», а в историю литературы вошла как группа кубофутуристов (почти все поэты-гилейцы – в той или иной степ

Эго-футуризм. Игорь Северянин
Северянин первым в России, в 1911, назвал себя футуристом, прибавив к этому слову другое – «эго». Получилось – эгофутуризм. («Я-будущее» или «я в будущем»). В октябре 1911 в Петербурге был организо

Другие группировки футуристов.
После «кубо» и «эго» возникли другие футуристические группировки. Наиболее известные из них – «Мезонин поэзии» (В.Шершеневич, Р.Ивнев, С.Третьяков, Б.Лавренев и др.) и «Цен

Футуристы и русская революция.
События 1917 г. поставили футуристов сразу в особое положение. Они приветствовали Октябрьскую революцию как разрушение старого мира и шаг к тому будущему, к которому они стремились. «Приним

Что же являлось общей основой движения?
1. Стихийное ощущение “неизбежности крушения старья”. 2. Создание через искусство грядущего переворота и рождение нового человечества. 3. Творчество - не подражание, а продолжение

Натурализм как литературное направление.
Наряду с символизмом, в годы его появления, другим не менее распространенным течением в буржуазной лит-ре был натурализм. Представители: П. Боборы

Экспрессионизм как литературное направление.
ЭКСПРЕССИОНИЗМ(франц. expression – выражение) – авангардистское течение в литературе и искусстве начала ХХ в. Основной предмет изображения в экспрессионизме – внутренние переживани

БЕДЕКЕР ПО РУССКОМУ ЭКСПРЕССИОНИЗМУ
Терехина В. 17 октября 1921 года в Политехническом музее под председательством Валерия Брюсова проходил “Смотр всех поэтических школ и групп”. С декларациями и стихами выступали неоклассик

ДЕКЛАРАЦИЯ ЭМОЦИОНАЛИЗМА
1. Сущность искусства - производить единственное, неповторимое эмоциональное действие через передачу в единственно неповторимой форме единственно неповторимого эмоционального восприятия. 2

Сюрреализм как литературное направление.
Сюрреализм(фр. surrealisme - сверхреализм) - направление в литературе и искусстве 20 века, сложившееся в 1920-х годах. Возникнув во Франции по инициативе писателя А. Бретона, сюрре

Об объединении ОБЭРИУ.
Так называли себя представители литературной группы поэтов, писателей и деятелей культуры, организованной при Ленинградском Доме печати, директор которого Н. Баскаков довольно доброжелательно относ

Александр Введенский
Гость на коне (отрывок) Конь степной бежит устало, пена капает с конских губ. Гость ночной, тебя не ста

Постоянство веселья и грязи
Вода в реке журчит, прохладна, и тень от гор ложится в поле, и гаснет в небе свет. И птицы уже летают в сновиденьях. И дворник с чёрными усами *

Экзистенциализм как лит направление.
Экзистенциализм.В конце 40- начале 50-х гг. фр проза переживает полосу «засилья» лит-ры экзистенциализма, кот оказал на иск-во влияние, сравнимое лишь с влиянием идей Фрейда. Сложи

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ РУССКИЙ.
Термин, применяющийся для идентификации совокупности филос. учений, а также (в более широком смысле) духовно-родственных им литературных и иных художественных течений, строй категорий, символов и о

Саморазрушающееся искусство.
Саморазрушающееся искусство - один из странных феноменов постмодернизма. Картины, написанные краской, выцветающей на глазах у зрителей... Огромное восемнадцатиколесное сооружение т

Фигуры речи. Тропы.
Средства изобразительности речи. Правильность, ясность, точность и чистота – это такие свойства речи, которым должен отличаться слог каждого писателя, независимо от формы ре

Тропы (греч. tropos - оборот).
Весьма многие слова и целые обороты часто употребляются не в собственном их значении, а в переносном, т.е. не для выражения обозначаемого ими понятия, а для выражения понятия другого, имеющего каку

Художественная речь и её составляющие.
Художественная речь (иначе – язык художественной литературы) частично совпадает с понятием «литературный язык». Литературный язык – это язык нормативный, его нормы фиксируются

Системы стихосложения (метрическая, тоническая, силлабическая, силлабо-тоническая).
С интонационно-синтаксическим строем связана и ритмическая организация художественной речи. Наибольшей мерой ритмичности отличается стихотворная речь, где ритмичность достигается за счет равномерно

Дольники. Акцентный стих В. Маяковского.
1. ДОЛЬНИК – вид тонического стиха, где в строках совпадает только число ударных слогов, а количество безударных слогов между ними колеблется от 2 до 0. Интервал между ударениями н

Г.С.Скрипов Об основных достоинствах стиха Маяковского.
Чем для нас примечателен и дорог творческий облик В. В. Маяковского? Его роль в советском искусстве и в жизни советского народа как "агитатора, горлана, главаря" общеизвестна и заслуживае

Метр, ритм и размер. Виды размеров. Ритмические определители стиха.
В основе стихотворной речи лежит прежде всего определенный ритмический принцип. Поэтому характеристика конкретного стихосложения состоит прежде всего в определении принципов его ри

Рифма, способы рифмовки.
Рифма - повторение более и менее сходных сочетаний звуков, связывающих окончания двух и более строк или симметрично расположенных частей стихотворных строк. В русском классическом

Виды строф.
Строфа -это группа стихов с определенным расположением рифм, обычно повторяющимся в других равных группах. В большинстве случаев строфа являет собой законченное синтаксическое цело

Сонет бывает итальянский и английский.
Итальянский сонет - четырнадцатистрочное стихотворение, разделенное на два четверостишия и два заключительных трехстишия. В четверостишиях применяется или перекрестная, или кольцев

Философская и литературно-критическая мысль в Древней Греции и Древнем Риме.
Литературоведение как особая и развитая наука возникло сравнительно недавно. Первые профессиональные литературоведы и критики появляются в Европе только в начале XIX века (Сент–Бев, В.Белинский). Д

Развитие литературно-критической мысли в Средние века и эпоху Возрождения.
В Средние века литературно–критическая мысль полностью заглохла. Разве что какие–то ее отблески можно найти в краткий период так называемого каролингского Возрождения (конец VIII– нач.IX века). В с

Литературно-критическая мысль эпохи Просвещения.
Соотечественник Вольтера Дени Дидро (1713–1784), не нападая на последователей Аристотеля и Буало, высказывал уже и нечто новое по сравнению с ними. В статье «Прекрасное» Дидро говорит об относитель

Биографический метод литературоведения.

Мифологическая школа, мифологическая и ритуально-мифологическая критика в литературоведении.
В девятнадцатом веке литературоведение оформилось в отдельную науку, занимающуюся теорией и историей литературы и включающую в себя ряд вспомогательных дисциплин – текстологию, источниковедение, би

Культурно-историческая школа. Основные идеи А. Веселовского об искусстве слова.
Учеником Сент–Бева считал себя другой выдающийся литературовед – Ипполит Тэн (1828–1893), идеи и методология которого были определяющими для европейского литературоведения второй половина XIX века.

Сравнительно-исторический метод литературоведения.
Не удивительно, что крупнейший русский литературовед XIX в., А.Веселовский, испытавший в молодости влияние культурно–исторической школы, позже преодолел ее ограниченность и стал основоположником ор

Психоаналитическая критика.
Эта влиятельная в литературоведении школа возникла на основе учения австрийского психиатра и психолога Зигмунда Фрейда (1856 – 1939) и его последователей. З.Фрейдом разработаны две важные психологи

Формальные школы в литературоведении. Русская формальная школа.
Формальные школы в литературоведении. Для литературоведения второй половины XIX века характерен интерес к содержательной стороне литературы. Крупнейшие исследовательские школы того времени

Структурализм и «новая критика».
Новая критика Наиболее влиятельная школа в англо–американском литературоведении ХХ века, зарождение которой относится к периоду первой мировой войны. Методам литературоведения ХХ

Постструктурализм и деконструктивизм.
Постструктурализм Идейное течение западной гуманитарной мысли, оказывавшее в последнюю четверть века сильнейшее влияние на литературоведение Западной Европы и США. Постструктурали

Феноменологическая критика и герменевтика.
Феноменологическая критика Феноменология – одно из наиболее влиятельных направлений ХХ столетия. Основатель феноменологии – немецкий философ–идеалист Эдмунд Гуссерль (1859–1938), стремивши

Вклад Ю.М. Лотмана в современное литературоведение.
Ю́рий Миха́йлович Ло́тман (28 февраля 1922, Петроград - 28 октября 1993, Тарту) - советский литературовед, культуролог и семиотик. Член ВКП(б

Вклад М.М. Бахтина в современную науку о литературе.
Михаи́л Миха́йлович Бахти́н (5 (17) ноября 1895, Орёл - 6 марта 1975, Москва) - русский философ и русский мыслитель, теоретик европейской культуры и искусства. Иссле

Жанры и внутренняя диалогичность произведения.
Бахтин в литературе видел не только ”организованный идеологический материал”, но и форму ”социального общения”. По Бахтину, процесс социального общения запечатлевался в самом тексте произведения. И
















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

10-й класс

Цель: Содействовать формированию творческой личности, способной видеть, чувствовать и создавать прекрасное, мастерски владеть поэтическим словом; личности, сохраняющей умение удивляться яркому, талантливому слову.

  • Анализировать готовый образцовый текст: понимать и раскрывать тему, определять основную мысль, особенности формы и содержания.
  • Развивать умения анализировать языковые явления, оказывая помощь юным поэтам в овладении навыками профессионального мастерства путём привлечения к сотрудничеству мастеров художественного слова.
  • Развивать устную и письменную речь учащихся.
  • Воспитывать культуру общения в совместной творческой работе, вырабатывая коммуникативные навыки.
  • Прививать любовь к поэзии, к родному краю.

Эпиграф к занятию:

Какая славная дорога -
Путь творчества, пресветлый путь!
Э.В.Татаринцева

Писательство - Божий дар, Божья искра. И возгорание её в сердце человека воспринимается как чудо откровения.

Что это за миссия - быть поэтом? Вот как отвечала на этот вопрос Нинель Александровна Мордовина(астраханская поэтесса, 1928 – 2001гг.): “Светить, сгорая - редкая готовность”. И добавляла: “Благодари за благодать, поэт”. На занятиях творческого объединения “Юный лингвист” мы знакомимся с произведениями мастеров художественного слова, изучаем средства выразительности и поэтические приёмы, встречаемся с астраханскими писателями и поэтами, пробуем сами творить…Процесс СО – творчества окрыляет. Во время таких встреч у нас рождаются образы, мысли, слова:

Вдохновение словно души откровение.
Вдохновение - это высшим лучом озарение.
Вдохновение словно мысли парение.
Вдохновение-это разных миров единение…

Серова Ксения

Ночной город

За шумливой россыпью причалов
Город спит, морозный видя сон,
Тихо дремлют ниточки каналов,
Чье-то сердце бьется в унисон.

Не гремят полночные трамваи,
В окнах свет почти везде погас,
Город наш хорош не только в мае,
Каждый день хорош он, каждый час.

Астрахань

Город мой, добрый и солнечный,
Названный русской Венецией,
До звездной таинственной полночи
Огни твои ласково светятся.

Тебе так к лицу седины
Белокаменного Кремля,
Здесь русского духа глубины
Впитала степная земля.

Растреплет моряна волосы,
Погонит речные волны,
Зашепчутся ивы вполголоса –
Все радостью жизни наполнено.

Ситалиев Мирхат

Листаю медленно страницы
Привороживших сердце книг.
Вот Клеопатры колесница
Блеснула золотом на миг.

Полет фантазии незримой
Вновь мысли за собой увлек.
И к истине так долго шли мы,
И путь к ней так еще далек.

Марахтанов Александр

Кошка

Кошка с грязными лапками
Шла по дорожке домой.
Она никуда не спешила:
Был у неё выходной.

На улице солнце светило,
И тёплый кружил ветерок.
И где же она бродила,
Никто догадаться не мог.

И странным казалось другое,
Что всех удивляло вокруг,
Ведь кошки - такие чистюли!
(Для них это важно, мой друг).

А эту ничто не смущало,
И шла без стесненья она,
Что все уступали дорогу,
Смеялась над ней детвора.

И долго ещё были споры.
И ветер кружился шальной.
Кошка с грязными лапками
Шла по дорожке домой...

Учитель: Каждое наше занятие мы начинаем с разминочных упражнений, развивающих творческое воображение. Вот и сегодня я предлагаю вам найти общее между словами, обозначающими абстрактные понятия(жизнь, судьба, семья, любовь, счастье, душа, дружба, надежда, время, земля), и названиями конкретных предметов(стол, муравейник, река, дерево, цветок, статуя, кошка, песок, женщина, компьютер). Гости, подключайтесь к нашей разминке…

Ответы учеников:

  • “Дружба и цветок: похожи тем, что дружба может расцветать, как цветок, и так же увянуть”
  • “Дружба и стол: бывают прочными. За одним столом могут сидеть несколько человек, и дружба может объединять нескольких людей”
  • “Стол и любовь: бывают крепкими и чистыми”
  • “Душа и статуя: душа – образ человека, и статуя тоже: и то, и другое легко разбить”
  • “Кошка и надежда: обе успокаивают”
  • “Жизнь и река: жизнь, как река, течёт то бурливо, то тихо. В ней бывают приливы и отливы. Иногда попадаются воронки, накатывают волны, наступает половодье. Плыть по течению легче, чем против течения”.

Учитель: Для малоопытного читателя почти каждое стихотворение таит в себе много загадок, поэтому может оказаться непонятным, а значит, и неинтересным. Но если трепетно и проникновенно отнестись к стихотворению, если знать художественные средства выразительности и попытаться найти их в произведении, то эти загадки обернутся сверкающими поэтическими гранями. “Метафора-это мотор формы!”- восклицал поэт Андрей Вознесенский. Итак, что такое метафора?

Ученик: Метафора-от греч. “перенос” - это художественное средство выразительности, в основе которого лежит перенос свойств с одного предмета на другой, в результате чего создаётся яркая, образная картина. Слово, употреблённое в метафорическом смысле, приобретает чрезвычайную выразительность, образность, наглядность, эмоциональность. Поэтому метафора широко используется в произведениях художественной литературы, особенно в поэзии.

Учитель: Ребята, вашим домашним заданием было найти красивые, яркие примеры метафор в стихотворениях астраханских поэтов…

Ответы учеников:

Зрачками звёзд наполнено пространство… (Сергей Мотыгин)

Моя душа – в колере крыльев…(Жанна Мигунова)

Всепрощенье считали пустым пережитком,
Ставя крест на душе и нательных крестах… (Андрей Белянин)

Апрель – отпетый истязатель
Нам препарирует мозги! (Ольга Маркова)

Нещадно солнце астраханское:
Слепит осатанело взор.
Жара – царица Шамаханская –
Раскинула в степи шатёр. (Галина Подольская)

Собора Успенского мощная грудь
В рассветном тумане вздыхает чуть-чуть.
И росписью окон взирают, скрестясь,
Славянская нежность, татарская страсть. (Ирина Серотюк)

Но там, внизу, блистая синевой,
Открылась Волга в гривах камыша… (Нинель Мордовина)

Когда я с жизнью не в ладу
И все слова - оскоминой,
Ломаю звонкую дуду,
Чтоб старого не вспомнила… (Нинель Мордовина)

Сон взорвался!
Цветные осколки
Разнесли на куски тишину. (Нинель Мордовина)

Учитель: Если метафора показывает силу воображения поэта, богатство его ассоциативных рядов, роскошество его образов, то эпитет обнажает глубину его мысли, пытливость его натуры, пристальность его взгляда. “Хороший эпитет-паспорт самобытности. Это высшая ступень мастерства”, - говорил поэт Лев Озеров. Так что же такое эпитет?

Ученик: Эпитет - с греческого “приложение”- образная характеристика какого-либо лица, явления или предмета посредством выразительности метафорического прилагательного.

Учитель: Единственно возможный, незаменимый, точный эпитет-вот победа художника! Эпитет- это его власть над предметом и явлением.Эпитет-это стрела в суть! Среди поэтов принято говорить: “Скажи мне, какой у тебя эпитет, и я скажу, кто ты”. Вашим домашним заданием было так же найти примеры необычных, удивительных эпитетов в поэтических произведениях наших земляков…

Ответы учеников:

Ты прекрасна, полынная,
Вся в закатном огне.
Что ж ты грезилась мне
Лишь тоскою былинною? (автор – Клавдия Холодова)

Разноязычно, страстями дремуча:
Севером - сдержанна,
Азией - жгуча… (Ирина Серотюк)

Не осмелюсь выразить стихами
Капли опьяняющей росы! (Павел Морозов)

И ложится на землю, безгрешный,
Как ещё не родившийся год. (Галина Подольская)

Упрямая и несуразная,
Весна в лицо кричала мне…(Дина Немировская)

Город, матовый от зноя,
С маковками куполов…
Чем же я тебя укрою
От вельмож и дураков? (Ольга Маркова)

Весь мир зелёно-сине-красный
В них проплывает и парит,
О, узкий хвост стрекоз прекрасных,
О, изумруд! О, малахит! (Ольга Маркова)

И звёздному доверчивому взгляду… (Сергей Мотыгин)

Учитель: Самое глубокое понимание Астрахани; любовь к жизни; к волжским просторам; к людям, живущим здесь; к красоте; к людской доброте; к России мы находим в творчестве Нинели Александровны Мордовиной (звучит песня “В образе триедином ” на стихи Н.А. Мордовиной в исполнении актрисы Драматического театра г. Астрахани Александры Костиной). Слово предоставляется ученице Н.А. Мордовиной, астраханской поэтессе Элеоноре Владимировне Татаринцевой…

Учитель: Сегодня мы с вами узнаем ещё об одном поэтическом приёме, совершенно новом для нас, - АНЖАНБЕМАНЕ. Им мастерски пользовались Ф.И. Тютчев, М.И. Цветаева и некоторые другие поэты. Итак, что же такое анжанбеман? Анжанбеман (фр. enjambement, от enjamber – “перешагнуть”) синтаксическое средство выразительности, в основе которого перенос из строки в строку единого предложения, когда оно не укладывается в стихотворную строку или строфу и занимает часть следующей. Ф. И.Тютчев, “Фонтан”:

Лучом поднявшись к небу, он
Коснулся
высоты заветной.
М. Цветаева, “Над вороным утёсом”:
Над вороным утёсом
Белой зари рукав.
Ногу – уже с заносом
Бега
– с трудом вкопав
В землю
, смеясь, что первой
Встала
, в зари венце –
Макс, мне было – так верно
Ждать
на твоём крыльце!

Н.А. Мордовина очень любила творчество М.И. Цветаевой и так же использовала анжанбеман как художественное средство в своих произведениях. Давайте попробуем найти их в предложенных стихотворениях:

…Август щедр по-царски: звездопады
Дарит
всем, чтоб люди были рады,
Загадать желание успев.
Сбудутся и радость, и успех!
Главное: поверить непреклонно
Августу,
звезде и небосклону -
Все возможно, жизнь щедра сполна,
А невзгоды - не её вина…

На раскатах

…Раскатилась Волга по степи.
Рас-ка-ти-лась! -
Ни конца, ни края
Глазом
не отмеряешь воде.
И такая красота, такая
Широта
и воля-
Как нигде!

Мыши шныряют, шурша,
В листьях
осеннего сада,
Теплится тихо душа ,
Словно под утро лампада…

Тахикардия

Не тешьте Гордость: не кормите Зло -
Обидой сердце вырастет- задушит.
Обугливаясь, умирают души
Там
, где в любовь неверие взошло.

По лезвию

… Не одолеть в сомнении и робости
Пути,
где поводырь один -

Сознание.

Сознание единственной возможности
Не дать
над нами властвовать -
Насилию.
И вырвать из обмана и острожности
Страну,
что называется
Россиею.
По лезвию?!
Что ж, мы пройдем по лезвию,
Хоть нестерпимо жгучи
Ветры
встречные,
И ноги вяжет быт
С его болезнями…
Но это – временное,
А Россия - вечное!

Сегодня мы ещё раз повторили художественные средства выразительности(такие, как метафора и эпитет), увидели их в творениях наших поэтов-земляков, познакомились с новым стилистическим приёмом- анжанбеманом и обнаружили, что им мастерски пользовалась в своём творчестве Н.А. Мордовина. Давайте послушаем стихотворение в исполнении самой Нинели Александровны (звучит запись живого голоса поэтессы с видеослайдами).

(С напутственным словом к юным поэтам обращается Э.В. Татаринцева, рассказывает о премии имени Н.А. Мордовиной, демонстрирует сборники молодых поэтов Астраханской области).

Что отличает художественную литературу от других типов текстов? Если вы думаете, что это сюжет, то ошибаетесь, потому что лирика – принципиально «бессюжетная» область литературы, да и проза нередко бессюжетна (например, стихотворение в прозе). Изначальная «развлекательность» — тоже не критерий, так как в различные эпохи художественная литература выполняла функции, весьма далёкие от развлекательности (и даже противоположные ей).

«Художественные приёмы в литературе – вот, пожалуй, основной атрибут, характеризующий художественную литературу».

Для чего нужны художественные приёмы?

Приёмы в литературе предназначены для того, чтобы придать тексту

  • различные экспрессивные качества,
  • своеобразие,
  • выявить отношение автора к написанному,
  • а также чтобы передать некие скрытые смыслы и связи между частями текста.

При этом внешне никакой новой информации в текст как будто не вводится, ибо главную роль играют различные способы сочетания слов и частей фразы.

Художественные приёмы в литературе принято делить на две категории:

  • тропы,
  • фигуры.

Троп – это использование слова в иносказательном, переносном смысле. Самые распространённые тропы:

  • метафора,
  • метонимия,
  • синекдоха.

Фигурами называют способы синтаксической организации предложений, отличающиеся от стандартного расположения слов и придающие тексту то или иное дополнительное значение. Примерами фигур могут служить

  • антитеза (противопоставление),
  • внутренняя рифма,
  • изоколон (ритмическое и синтаксическое подобие частей текста).

Но чёткой границы между фигурами и тропами нет. Такие приёмы, как

  • сравнение,
  • гипербола,
  • литота и др.

Литературные приёмы и появление литературы

Большинство художественных приёмов вообще берет своё начало из первобытных

  • религиозных представлений,
  • примет,
  • суеверий.

Это же можно сказать и о литературных приёмах. И здесь разграничение тропов и фигур приобретает новый смысл.

Тропы имеют прямое отношение к древним магическим представлениям и обрядам. В первую очередь это наложение табу на

  • наименование предмета,
  • животного,
  • произнесение имени человека.

Считалось, что при обозначении медведя его прямым наименованием можно навлечь его на того, кто произносит это слово. Так появились

  • метонимия,
  • синекдоха

(медведь – «бурый», «морда», волк – «серый» и т. д.). Таковы эвфемизмы («пристойная» замена непристойному понятию) и дисфемизмы («непристойное» обозначение нейтрального понятия). Первое также связано с системой табу на некоторые понятия (например, обозначение половых органов), а прообразы второго употреблялись первоначально с целью избежать сглаза (согласно представлению древних) или чтобы этикетно принизить называемый объект (например, себя перед божеством или представителем более высокого сословия). С течением времени религиозные и социальные представления «развенчались» и подверглись своеобразной профанации (то есть снятию сакрального статуса), а тропы стали играть исключительно эстетическую роль.

Фигуры, по-видимому, имеют более «приземлённое» происхождение. Они могли служить целям запоминания сложных речевых формул:

  • правил,
  • законов,
  • научных определений.

До сих пор подобные приёмы используются в детской обучающей литературе, а также в рекламе. А наиболее важная их функция – риторическая: обратить повышенное внимание публики на содержание текста путём нарочитого «нарушения» строгих речевых норм. Таковы

  • риторические вопросы,
  • риторические восклицания,
  • риторические обращения.

”Прообразом художественной литературы в современном понимании слова были молитвы и заклинания, обрядовые песнопения, а также выступления античных ораторов”.

Прошло много столетий, «магические» формулы потеряли свою силу, однако на подсознательном и эмоциональном уровне они продолжают воздействовать на человека, используя наше внутреннее понимание гармонии и упорядоченности.

Видео: Изобразительно-выразительные средства в литературе

ТРОП

Троп - это слово или выражение, употребляемое в переносном значении для создания художественного образа и достижения большей выразительности. К тропам относятся такие приемы, как эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, метонимия, иногда к ним относят гиперболы и литоты . Ни одно художественное произведение не обходится без тропов. Художественное слово - многозначное; писатель создает образы, играя значениями и сочетаниями слов, используя окружение слова в тексте и его звучание, - все это составляет художественные возможности слова, которое является единственным инструментом писателя или поэта.
Обратите внимание! При создании тропа слово всегда используется в переносном значении.

Рассмотрим разные виды тропов:

ЭПИТЕТ (греч. Epitheton, приложенное) - это один из тропов, являющийся художественным, образным определением. В качестве эпитета могут выступать:
прилагательные: кроткий лик (С.Есенин); эти бедные селенья, эта скудная природа…(Ф.Тютчев); прозрачная дева (А.Блок);
причастия: край заброшенный (С.Есенин); исступленный дракон (А.Блок); взлет осиянный (М.Цветаева);
существительные, иногда вместе с окружающим их контекстом: Вот он, вождь без дружин (М.Цветаева); Молодость моя! Моя голубка смуглая! (М.Цветаева).

Всякий эпитет отражает неповторимость восприятия мира автором, потому обязательно выражает какую-либо оценку и имеет субъективное значение: деревянная полка - не эпитет, так здесь нет художественного определения, деревянное лицо - эпитет, выражающий впечатление говорящего о выражении лица собеседника, то есть создающий образ.
Различают устойчивые (постоянные) фольклорные эпитеты: удаленький дородный добрый молодец, ясно солнышко, а также тавтологические, то есть эпитеты-повторы, однокоренные с определяемым словом: Эх ты, горе горькое, скука скучная, смертная! (А.Блок).

В художественном произведении эпитет может выполнять различные функции:

  • образно охарактеризовать предмет: сияющие глаза, глаза-бриллианты ;
  • создать атмосферу, настроение: хмурое утро;
  • передать отношение автора (рассказчика, лирического героя) к характеризуемому предмету: "Куда поскачет наш проказник ?" (А.Пушкин);
  • совмещать все предыдущие функции в равных долях (в большинстве случаев употребления эпитета).

Обратите внимание! Все цветообозначения в художественном тексте являются эпитетами.

СРАВНЕНИЕ - это художественный прием (троп), при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим. Сравнение отличается от других художественных сопоставлений, например, уподоблений, тем, что всегда имеет строгий формальный признак: сравнительную конструкцию или оборот со сравнительными союзами как, будто, словно, точно, как будто и подобными. Выражения типа он был похож на… нельзя считать сравнением в качестве тропа.

Примеры сравнений:

Сравнение также играет в тексте определенные роли: иногда авторы используют так называемое развернутое сравнение, раскрывая различные признаки явления или передавая свое отношение к нескольким явлениям. Нередко произведение целиком строится на сравнении, как, например, стихотворение В.Брюсова "Сонет к форме":

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - художественный прием (троп), при котором неодушевленному предмету, явлению или понятию придаются человеческие свойства (не перепутайте, именно человеческие!). Олицетворение может использоваться узко, в одной строке, в небольшом фрагменте, но может быть приемом, на котором построено все произведение ("Край ты мой заброшенный" С.Есенина, "Мама и убитый немцами вечер", "Скрипка и немножко нервно" В.Маяковского и др.). Олицетворение считается одним из видов метафоры (см. далее).

Задача олицетворения - соотнести изображаемый предмет с человеком, сделать его ближе читателю, образно постичь внутреннюю сущность предмета, скрытую от повседневности. Олицетворение является одним из древнейших образных средств искусства.

ГИПЕРБОЛА (греч. Hyperbole, преувеличение) - это прием, при котором образ создается посредством художественного преувеличения. Гиперболу не всегда включают в свод тропов, но по характеру использования слова в переносном значении для создания образа гипербола очень близка тропам. Приемом, противоположным гиперболе по содержанию, является ЛИТОТА (греч. Litotes, простота) - художественное преуменьшение.

Гипербола позволяет автору показать читателю в утрированном виде самые характерные черты изображаемого предмета. Нередко гипербола и литота используются автором в ироническом ключе, раскрывая не просто характерные, но негативные, с авторской точки зрения, стороны предмета.

МЕТАФОРА (греч. Metaphora, перенос) - вид так называемого сложного тропа, речевой оборот, при котором свойства одного явления (предмета, понятия) переносятся на другое. Метафора содержит скрытое сравнение, образное уподобление явлений с помощью использования переносного значения слов, то, с чем сравнивается предмет, лишь подразумевается автором. Недаром Аристотель говорил, что "слагать хорошие метафоры - значит подмечать сходство".

Примеры метафоры:

МЕТОНИМИЯ (греч. Metonomadzo, переименовывать) - вид тропа: образное обозначение предмета по одному из его признаков.

Примеры метонимии:

При изучении темы "Средства художественной выразительности" и выполнении заданий обратите особенное внимание на определения приведенных понятий. Вы должны не только понимать их значение, но и знать терминологию наизусть. Это оградит Вас от практических ошибок: твердо зная о том, что прием сравнения имеет строгие формальные признаки (см. теорию по теме 1), Вы не перепутаете этот прием с рядом других художественных приемах, также строящихся на сопоставлении нескольких объектов, но не являющихся сравнением.

Обратите внимание, что вы должны начинать свой ответ или с предложенных слов (переписывая их), или со своего варианта начала полного ответа. Это касается всех подобных заданий.


Рекомендованная литература:
  • Литературоведение: Справочные материалы. - М., 1988.
  • Поляков М. Риторика и литература. Теоретические аспекты. - В кн.: Вопросы поэтики и художественной семантики. - М.: Сов. писатель, 1978.
  • Словарь литературоведческих терминов. - М., 1974.