Что изучается в фонетике примеры. Основные фонетические средства и единицы. Международный фонетический алфавит


План лекции

1. Предмет фонетики

Определение слова «фонетика» заложено в самом названии, образованном от греческого «фоне» – «звук». Объектом изучения фонетики является звучащая речь, начиная со звуков и заканчивая звучащим текстом. Таким образом, в поле исследовательских интересов фонетики попадают фонемы, ударение в слове и предложении, слогообразование и слогоделение, интонация. Фонетика – раздел лингвистики, изучающий природу, развитие и семантические функции звуковой материи языка.

На первый взгляд может показаться, что фонетика затрагивает только план выражения языка, но это не так. Фонетика не может существовать изолированно от значения, поскольку на любом этапе анализа фонетиста интересует, прежде всего, то, как изучаемые им характеристики единицы выражения влияют на её значение.

Фонетика – одна из основных, возможно, самая фундаментальная отрасль лингвистики. Ни одна лингвистическая теория и практика не могут обойтись без фонетики, ни одно описание языка не будет полным и исчерпывающим без фонетики. Вот почему фонетика стоит на одном уровне по значимости с грамматикой и лексикологией.

2. Разделы фонетики

Существуют несколько аспектов фонетики. Прежде всего, выделяют артикуляторный (физиологический), акустический, перцептивный.

Артикуляторная фонетика – раздел фонетики, занимающийся изучением, описанием и классификацией звуков как результата работы речевых органов , т. е. с точки зрения произнесения звуков. Данный раздел фонетики описывает движение воздуха по речевому тракту, координацию органов речи в процессе произнесения отдельных звуков. Это один из старейших и наиболее полно изученных разделов фонетики.

Акустическая фонетика (фоноакустика) тесно связана с разделом физики – акустикой. Для акустической фонетики важны сведения об акустических характеристиках речевого потока: частоте, силе (интенсивности), времени колебательных движений, порождающих звуковую волну. Акустическая фонетика – самая молодая и быстроразвивающаяся отрасль фонетики. Она представляет особый интерес для научных работ по экспериментальной фонетике и прикладной лингвистике.

Перцептивная фонетика призвана изучать особенности восприятия звуковых единиц. Она исследует функции различных отделов слуховой системы и высшую нервную деятельность в процессе восприятия звуков речи, а также то, какие характеристики определяют принадлежность звука к определенной фонеме, как воспринимаются звуки незнакомого языка, какие звуковые характеристики существенны для субъекта, воспринимающего речь человека, а какие нет (влияние окраски голоса на восприятие, телефонных шумов, ошибок в речи, помех). Перцептивная фонетика представляет значительный интерес для всех изучающих произношение, как для преподавателей, так и для студентов.

В качестве четвертого раздела фонетики выделяется функциональная фонетика (фонология, фонемика в зарубежной литературе). Это раздел фонетики, изучающий функциональный аспект звуковой системы языка, т.е. лингвистические функции гласных и согласных звуков, деления на слоги, ударения, просодических характеристик. Функциональным этот аспект назван благодаря коммуникативной функции, выполняемой языком как важнейшим средством общения и передачи мысли. Функциональный аспект звуковой материи языка также называют социальным, т. к. язык – это социальное явление.

Фонология как раздел фонетики была впервые предложена выдающимся российским филологом польского происхождения И. А. Бодуэном де Куртенэ. Позднее Н.С. Трубецкой провозгласил фонологию самостоятельной лингвистической дисциплиной, изолированной от артикуляторной и акустической фонетики. Эту концепцию разделяют многие зарубежные лингвисты , которые рассматривают материальную форму и функцию звучащих языковых единиц речи изолированно друг от друга. Отечественные филологи считают фонологию разделом фонетики.

Помимо разделов фонетики, описанных выше, существуют другие подразделения фонетики.

Общая фонетика исследует строение речевого аппарата человека и использование его при образовании звуков речи, устанавливает типы звуков в различных языках и соотношение звуков и абстрактных фонетических единиц – фонем, а также общие принципы членения звукового потока на звуки, слоги и более крупные единицы.

Частная фонетика (дескриптивная фонетика) – это фонетика отдельно взятого изучаемого языка, например, фонетика английского языка. Она изучает произносительную систему и дает описание фонетических единиц конкретного языка.

Лингвисты выделяют также историческую фонетику , чья цель проследить последовательные изменения в фонетической системе конкретного языка (или семьи языков) на различных этапах его исторического развития. Используя лингвистический метод анализа, историческая фонетика анализирует письменные источники и сравнивает различные варианты написания отдельно взятого слова, исследует поэтическую рифму и метрику. Историческая фонетика – часть истории языка.

С исторической фонетикой тесно связана сравнительная фонетика , в фокусе внимания которой находится взаимосвязь фонетических систем двух и более языков, особенно родственных, и выявление соответствий звуковых систем данных языков.

Фонетика подразделяется также на сегментную и сверхсегментную (супрасегментную). Сегмент – кратчайший отрезок звучащей речи. В конкретном звучании это – отдельный звук, в качестве обобщенной единицы фонетической системы языка – фонема. Таким образом, сегментная фонетика – раздел фонетики, изучающий отдельные звуки. Объектом исследования сверхсегментной фонетики являются фонетические единицы большие по протяженности, чем звук: слоги, слова, фразы и тексты.

Фонетика может также быть теоретической и практической (прикладной). Теоретическая фонетика – это обобщенное изложение и лингвистическое объяснение всей системы фонетических средств данного языка.

Практическая фонетика изучает фонетическую систему языка в соответствии с определенным принципом. В своем прикладном статусе практическая фонетика широко используется для постановки произношения и развития навыков ораторского искусства у актеров, певцов, дикторов; в логопедии для лечения многочисленных дефектов и патологических расстройств речи, таких как афазия; в сурдопедагогике для обучения глухих и немых людей.

3. Методы исследования звукового строя языка

В числе методов, используемых в ходе анализа звукового и интонационного строя языка, целесообразно выделить те, которые основаны на субъективном восприятии, и инструментальные методы исследования , использующие различные технические средства: компьютеры, спектрографы, интонографы и др.

С момента зарождения фонетики как науки исследователи опирались только на собственное наблюдение и восприятие (субъективные методы ). Экспериментальные методы (объективные ), позаимствованные из физики и психологии, появились во второй половине 19 в. Эти методы позволили более детально изучить многие явления звуковой волны, процесса артикуляции в любой момент времени и проследить изменения этих явлений на разных временных отрезках. Современные фонетические работы, особенно экспериментальные, сочетают объективные и субъективные методы фонетического анализа.

Артикуляторная фонетика, граничащая с анатомией и физиологией, наряду с методом прямого наблюдения (наблюдение с помощью зеркала за движениями губ, языка) использует рентгенографию, фиксирующую положение органов речи в момент артикуляции, кинорентгенографирование, с помощью которого можно получить сведения о движении органов речи на протяжении артикуляции, о переходных процессах, о варьировании звуков в речевом потоке. Артикуляции губ исследуются с помощью фото- и кино-фотографирования. Используют методы прямого палатографирования и лингвографирования. Язык или небо покрывают красящим веществом, после чего диктор произносит звук или слово; далее с помощью зеркала фотографируется изображение нёба со следами прикосновения языка – палатограмма. Аналогичным образом фиксируют изображение языка – лингвограмма. Исследование движения голосовых связок производится с помощью ларингоскопа и ларингофона (электроакустического датчика), который фиксирует наличие или отсутствие голоса, а также гортанную смычку. В настоящее время в артикуляторной фонетике делаются попытки исследования артикуляции звуков речи с помощью магнитно-резонансной томографии.

Акустическая фонетика измеряет и анализирует колебания звукового потока. Она также прибегает к комбинации метода прямого наблюдения и инструментальных методов. Широко используются технические средства, обеспечивающие объективность исследования: интонографы, спектрографы, осциллографы и компьютерные программы для анализа звучащей речи (Speech Analyzer, Praat), которые позволяют изучить речевой поток и его отдельные компоненты в динамике.

Методы, задействованные в перцептивной фонетике, заимствованы из экспериментальной психологии , а также могут создаваться специально, в зависимости от той задачи, которую решает исследователь. Основные виды перцептивной деятельности в таких исследованиях опознание, различение и сравнение звуковых фрагментов разной протяженности. При опознании испытуемые, услышав речевой сигнал (стимул), должны его обозначить каким-то образом (транскрипцией, буквами алфавита), при различении определить, являются ли звуки одинаковыми или разными, при сравнении они решают, какой их звуков похож на третий. По характеру обозначений экспериментатор определяет перцептивные возможности испытуемых, их способность замечать те или иные акустические характеристики, потенциальные способности аудиторов различать звуки с определенными характеристиками и т. д.

Функциональная фонетика использует специальные методы установления фонемного инвентаря языка с помощью дистрибутивного и семантического анализа. Дистрибутивный метод сводится к определению фонемной принадлежности отдельного звука. Семантический метод нацелен на установление фонетической структуры языка благодаря способности фонемы выполнять смыслоразличительную функцию.

4. Связь фонетики с другими науками

Все отрасли фонетики не только тесно связаны друг с другом, но и с другими отраслями лингвистики, такими как грамматика, лексикология, стилистика, история языка. Эта связь обусловлена тем, что язык есть система, чьи составные части неразрывно связаны друг с другом.

Связь фонетики с грамматикой легко проследить на примере звукового чередования , которое является показателем категории числа у некоторых существительных: goose – geese [ɡu:s – ɡi:s], man – men или категории времени у неправильных глаголов: sing – sang – sung .

Фонетика связана с грамматикой также посредством интонации. Иногда только интонация указывает на смысловой центр высказывания. Сравним:

(1)ˋHe came home. (Who come home?)

(2) He ˋcame home. (Did he come?)

(3) He came ˋhome. (Where did he come?)

Интонация может различать предложения по цели высказывания:

(4) He came ˎhome.

(5) He came ˏhome.

В утвердительном предложении (5) восходящий тон используется для выражения вопроса.

Фонетика также связана с лексикологией. Так, только посредством ударения иногда возможно различить части речи: ˈabstract реферат– abˈstract извлекать, ˈobject предмет – obˈject возражать, а также слово и группу слов: ˈblackbird дрозд – ˈblack ˈbird (любая) черная птица.

Слова, одинаковые по написанию, которые называются омографами, различаются только произношением:

bow лук – bow поклон

lead руководство – lead свинец

tear разрыв – tear слеза

wind ветер – wind виток.

Связь фонетики и стилистики происходит посредством интонации и её компонентов: мелодики, ударения, ритма, паузации и тембра, которые служат для выражения значений и эмоциональной окраски высказываний. Интонация одно из основных средств создания образности высказывания. По интонационному рисунку можно определить стилистическую принадлежность текста, поскольку тексты различной стилевой отнесенности обладают специфическим, свойственным только данному стилю, просодическим оформлением.

Фонетика связана не только с лингвистическими отраслями научного знания, но и многими другими науками: физикой, математикой, статистикой, кибернетикой и теорией информации. Артикуляторная и акустическая фонетика тесно взаимодействует с физиологией, анатомией, антропологией. Историческая фонетика неотделима от общей истории и истории отдельно взятой нации, язык которой изучается.

5. Устройство произносительного аппарата человека

Речь является продуктом психической деятельности человека и результатом сложной высокоорганизованной последовательности действий. Совокупность ряда органов, выполняющих артикуляционную работу, называется речевым аппаратом. Рис.1.

На рисунке 1 изображены органы речи: 1 – твердое небо, 2 – альвеолы, 3,5 – губы, 4,6 – зубы, 7 – кончик языка, 8 – передняя часть языка, 9 – средняя часть языка, 10 – задняя часть (корень) языка, 11 – голосовые связки, 12 – мягкое небо, 13 – маленький язычок (увула), 14 – глотка, 15 – гортань.

Звуки человеческой речи возникают путем приведения органов речи в различные положения при прохождении струи воздуха из легких. В процессе возникновения звука задействованы четыре артикуляционных механизма: силовой, вибраторный, резонаторный и преградообразующий.

Силовой механизм – механизм создания воздушной струи, который обеспечивается работой органов дыхания – легких, бронхов, трахеи, гортани. Воздушная струя необходима для работы голосовых связок.

Вибраторный механизм – механизм вибрации голосовых связок. Воздух, высвобождаемый легкими, через трахею поступает в гортань. Голосовые связки (складки), находящиеся в гортани, вне речи раздвинуты и не напряжены. При

Резонаторный механизм звукообразования обеспечивается резонансными колебаниями выдыхаемого воздуха в фарингальной (глотка), ротовой и носовой полостях. Резонатор (от лат. resono – откликаться, звучать) – резервуар, в котором находится воздух. Звуковая волна, обладающая определенными акустическими характеристиками, попадая в резонаторную полость, преобразуется. В результате подобного преобразования мы производим и слышим определенные звуки.

Глотка заканчивается мягким небом. Мягкое небо представляет собой своего рода занавеску, заканчивающуюся маленьким язычком (увулой). Данная занавеска при спокойном дыхании расслаблена, частично закрывает вход в ротовую полость из глотки. Во время глубокого дыхания, зевания и речи небная занавеска поднимается вверх, открывая проход в полость рта и, наоборот, закрывая проход в носоглотку. При прохождении голоса через нос рождаются носовые звуки .

Мягкое небо открывает вход в ротовую полость, переднюю границу которой образуют зубы и губы, а верхнюю – твердое небо. На твердом небе расположены альвеолы: костный валик, внутри которого находятся корни зубов.

В ротовой полости важнейшим произносительным органом является язык. Задняя часть языка называется корнем языка, сторона, обращенная к небу - спинкой, которую принято условно делить на 4 части: кончик языка, переднюю часть, в положении покоя обращенную к передним зубам и альвеолам, среднюю, в покое обращенную к твердому небу, и заднюю –против мягкого неба. Для артикуляции важны движения языка вперед и назад , вверх и вниз, изменения его формы. Сближение и смыкание языка с другими органами (зубами, мягким небом и увулой, твердым небом, альвеолами) создает различного рода преграды выходящему воздуху и формирует тем самым преградобразующий артикуляторный механизм. Препятствия при прохождении воздушной струи создаются также губами.

Все перечисленные произносительные органы можно разделить на активные, снабженные мускулатурой и способные к самостоятельным движениям, и пассивные, т.е. неподвижные. Активными органами являются язык, губы, мягкое небо, маленький язычок (увула), задняя стенка глотки, образуемая мускулами, изменяющими напряженность стенок глотки и её размеры, что существенно влияет на качество звука, голосовые связки, нижняя челюсть, легкие. Пассивные органы: зубы, альвеолы, твердое небо, стенки носовой полости.

Что такое фонетика? Давайте разберемся. Попробуем вместе ответить на этот вопрос.

Что такое фонетика?

Лексика русского языка богата и разнообразна, как богат и звуковой состав. Его изучением занимается отдельная наука. Мы говорим сейчас именно о фонетике. Само слово произошло от греческого термина, обозначающего "звуковой", "звук". Поможет ответить на вопрос о том, что такое фонетика, определение - это раздел языкознания, в котором изучаются различные звуки речи, а также их соединения в том или ином языке (слоги, закономерности создания речевой цепочки звуков, их сочетания). Возможно, еще не совсем ясно, о чем идет речь. Сейчас главное - лишь отметить, что важнейшим понятием этого раздела является звук.

Изучает его влияние на объекты и субъекты специальная дисциплина - звуковедение.

Звук и буква

Для того, чтобы уяснить себе, что такое фонетика, необходимо сначала четко разграничить термины "звук" и "буква". Не следует смешивать данные понятия. Слова "кто" и "что" различаются именно звуками ([ш] и [к]), а не буквами. Ведь именно в речи существует русский язык. Что такое фонетика, вы поймете, когда уясните разницу между двумя понятиями, данными в заголовке.

Звуки слышатся и произносятся, буквы же читаются и пишутся. Другие соотношения невозможны: нельзя произнести букву, проговорить, пропеть, продекламировать, невозможно ее и услышать. Элементы алфавита не бывают ни мягкими, ни твердыми, ни звонкими, ни глухими, не безударными, ни ударными. Все подобные характеристики относятся именно к звукам. Это они являются языковыми единицами, буквы же принадлежат лишь алфавиту и не имеют, чаще всего, отношения к описанию языковых закономерностей. Выбор буквы определяет качество звука, а не наоборот. Следовательно, можно сделать следующий вывод. В любом языке существуют звуки независимо от того, есть в нем письменность или нет.

Сам по себе он, в отличие от других единиц языка (слова, морфемы, предложения, словосочетания), не имеет определенного значения. Функция звуков в языке - обеспечение возможности нашего общения - сводится к различению и формированию слов и морфем.

Предмет фонетики

Отвечая на вопрос, что такое фонетика, определение мы уже привели. Рассмотрим теперь предмет этого раздела языкознания. Его составляет тесная связь между письменной, устной и внутренней речью. В отличие от разных других языковедческих отраслей, фонетика занимается изучением не только лишь языковой функции, но также материальной стороны объекта: рассматривает работу аппарата речи, акустическую характеристику некоторых звуковых явлений, а также то, как носители языка воспринимают их.

Данная наука, в отличие от так называемых "нелингвистических" дисциплин, рассматривает все эти явления как элементы определенной системы, которые служат для воплощения предложений и слов в звуковую, материальную форму. Без этого, как известно, общение невозможно.

Поскольку звуковую сторону нашего языка можно рассматривать в функционально-языковом и акустико-артикуляторном аспектах, в этой науке выделяют собственно фонетику и фонологию.

Следует также знать, что такое фонетика и орфоэпия, в чем их различие. Последняя представляет собой раздел языкознания, который изучает нормативное литературное произношение.

История науки фонетики

Что такое фонетика, правило соединения звуков в речи, различные ее аспекты - все это люди знали не всегда. Эта дисциплина не сразу же составила раздел науки о языке, несмотря на то, что древнеиндийские ученые имели блестящие достижения в данной сфере, а александрийские и греческие составили удачную классификацию различных звуков. В дальнейшем лингвистика на эту сторону языка обращала мало внимания.

17 век отмечен как начало изучения того, как звуки образуются в речи. Подобный интерес был вызван необходимостью обучения глухонемых (труды Х. П. Бонета, И. К. Аммана, Дж. Уоллиса). В конце 18 века ученый Х. Краценштейн основал акустическую теорию гласных, развитую в дальнейшем Л. Р. Гельмгольцем в середине 19 века. К этому времени исследования в области физиологии и анатомии были обобщены в работах Э. В. Брюкке. Учение о звуковой стороне с лингвистической точки зрения во всех разделах впервые было представлено в труде Й. Шмидта и Э. Зиверса в 1872 году. Большой вклад в данную науку внесло на сегодняшний день множество ученых, задававшихся вопросом, что такое фонетика. Примеры наиболее известных из них: Р. Раск, Панини, Я. Гримм, И. А. Бодуэн де Куртенэ, А. Шлейхер, Ж. П. Руссло, Ж. Жильерон, П. Пасси, Э. Зиверс, Д. Джоунз, М. Граммон, Л. В. Щерба, В. А. Богородицкий, Н. С. Трубецкой, Е. Д. Поливанов, Р. О. Якобсон, М. Халле, Г. Фант, Р. И. Аванесов, Л. Р. Зиндер, Л. Л. Касаткин, М. В. Панов, Л. А. Вербицкая, Л. В. Бондарко, О. Ф. Кривнова, С. В. Кодзасов.

Стоит отметить, что даже в первой половине 19 века ученые еще плохо различали буквы и звуки. Сильно продвинула фонетику вперед необходимость создавать в колониях грамматики туземных языков, а также изучение различных бесписьменных диалектов и описания языков в сравнительно-историческом аспекте.

Три аспекта исследований

Существует три аспекта фонетических исследований. Первый из них - артикуляционный (то есть анатомо-физиологический). Он изучает звук речи с позиции его создания (например, установлено, что он произносится на выдохе). Рассматривается, какие органы участвуют в произношении, пассивны или активны голосовые связки, вытянуты ли при этом губы вперед и т. д.

Второй аспект - акустический (другими словами, физический). В нем звук изучается как некоторое колебание воздуха, отмечаются его физические характеристики: сила (амплитуда), частота (высота) и длительность.

Третий - функциональный (фонологический). При его рассмотрении мы отмечаем функции, которые имеют звуки в языке, применяем такое понятие, как "фонема".

Акустическая, перцептивная, артикуляционная и функциональная фонетика

Акустическая фонетика изучает звуки речи как физические явления, описывает такие их характеристики, как высота (которая зависит от частоты колебаний), сила (от амплитуды), громкость, тембр и длительность звука. Также этот раздел рассматривает физиологию и анатомию речевого аппарата.

Перцептивная изучает особенности анализа и восприятия звуков речи органом слуха, то есть ухом.

Функциональная фонетика (то есть фонология) рассматривает в качестве элементов языковой системы звуковые явления как служащие для формирования слов, морфем и предложений.

Методы фонетических исследований

В различных аспектах применяются разные методы.

Для артикуляционного аспекта - интроспекция (самонаблюдение), палатографирование, одонтографирование, лингвографирование, фотографирование, рентгеносъемка, киносъемка.

Методы, применяемые в акустическом аспекте изучения: осциллографирование, то есть преобразование различных колебаний воздуха в конкретный акустический сигнал, интонографирование, спектрографирование.

Разделы фонетики

Фонетика также делится на общую, историческую, сравнительную и описательную. Общий раздел изучает закономерности, характерные для всех мировых языков, их звукового строя. Сравнительная сопоставляет его с другими (в основном родственными) языками. Фонетика историческая прослеживает то, как развивался он на протяжении длительного периода (иногда с момента появления конкретного языка - отделения его от праязыка). Предмет описательной - звуковой строй на конкретном этапе развития (чаще всего фонетический строй именно современного языка).

Основные фонетические средства и единицы

Итак, что такое фонетика, мы определились. Перечислим теперь основные ее единицы. Они делятся на суперсегментные и сегментные.

Сегментные - это единицы, которые возможно определить в потоке речи: слоги, звуки, фонетические слова (такт, ритмические структуры), фонетические фразы (синтагмы).

Остановимся поподробнее на этих терминах. Фонетическая фраза - определенный отрезок речи, который представляет собой смысловое и интонационное единство, с обеих сторон выделенное паузами. Синтагма (иными словами, речевой такт) - это отрезок некоторой фонетической фразы, который отмечен тактовым ударением и особой интонацией. Между тактами паузы не обязательны (либо они могут быть короткими), деление это не очень интенсивно. Следующий термин - фонетическое слово (то есть ритмическая структура) - представляет собой часть фразы, которая объединена словесным ударением. Наименьшая единица любой речевой цепочки - слог. А звук - это минимальная единица фонетики.

Суперсегментные единицы

Суперсегментные (различные интонационные средства) накладываются в речи на сегментные. К ним относятся динамические (ударение), мелодические (тон) и темпоральные (длительность или темп). Ударение представляет собой выделение определенной единицы в ряду некоторых однородных с помощью интенсивности звука (энергии). Тон - речевой ритмико-мелодический рисунок, который определяется изменением частоты некоторого звукового сигнала. Темп представляет собой скорость речи, определяющуюся числом сегментных единиц, которые мы произносим за единицу времени. Время звучания этого сегмента называется длительностью.

Надеемся, вы понимаете теперь, что такое фонетика, какова история этой науки, можете назвать ее основные разделы и единицы. Мы постарались максимально полно и по возможности лаконично все это описать.

Фонетика - раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи, ударение, слог.

Человек может издавать несколько сот различных звуков. Но в своей речи (при помощи которой люди общаются между собой) он использует немногим более пятидесяти звуков. В письменной же речи русского языка для обозначения (записи) этих звуков имеется всего 31 буква и 2 знака.

Необходимо разграничивать звуки и буквы нашей речи.

Звук - это наименьшая звуковая единица слога.
Буквы - это знаки, которыми на письме обозначаются звуки.

Звук - это то, что мы слышим и произносим.
Буква - это то, что мы видим и пишем.

При написании в слове может и не быть количественного соотношения между звуками и буквами (яма - три буквы, а звуков четыре й-а-м-а ). В некоторых словах мы не произносим все звуки, которые при письме обозначены соответствующими буквами (в слове честный не произносится звук, обозначенный буквой Т ) или произносим другой звук (в слове просьба произносим звук [З ], а пишем С ) и т. д. Такие несоответствия определяются правилами орфографии и орфоэпии.
Буквы, расположенные в определенном порядке, называются алфавитом, или азбукой. Каждая буква имеет свое название.

Гласные звуки

Гласными называются звуки , в образовании которых в наибольшей степени участвует голос, а выдыхаемый воздух при их образовании, не.встречая препятствий, выходит легко через рот.

Гласных звуков шесть - а, о, у, э, ы, и , но на письме они обозначаются десятыо буквами - а, о, у, э, ы, и, е, ё, ю я . Последние четыре буквы называются составными гласными, так как обозначают одновременно два звука: е-йэ, ё-йо, ю-йу, я-йа - ехать - [j"э ]хать, ёжик- [j"о ]жик, юла - [j"у ]ла, яма-[j"а ]ма. В русском языке исконно русские слова с буквы й не начинаются. Буква й называется неслоговой, или полугласной, в транскрипции обозначается как [j" ].

Согласные звуки

Согласными называются звуки , которые образуются при участии голоса и шума или только одним шумом. Воздух, выходящий из легких, встречает различные препятствия в полости рта. Согласных всего 20. По участию голоса в их образовании они делятся на звонкие и глухие. В русском языке 10 звонких" согласных и 10 глухих.

Звонкие - б, в, г, д, ж, з, р, л, н, м
Глухие - п, ф, к, т, ш, с, х, ц, ч, щ

Первые шесть звонких и глухих являются парными согласными, так как образуются при одинаковой артикуляции. При известных позициях этих парных согласных в слое они легко заменяются один другим. Например, на конце слов вместо звонкого произносится глухой согласный, парный звонкому.

Произносим: [сат ], [хлеп ], [морос ], а пишем: сад, хлеб, мороз. Перед звонкими звуками вместо глухого согласного произносится звонкий. Говорим [коз"ба ], а пишем косьба.

Парные согласные легко запомнить, зная, что звонкие из них являются первыми согласными в алфавите - б, в, г, д, ж, з.

Остальные четыре звонких - р, л, н, м и четыре глухих - х, ц, ч, щ являются непарными согласными звуками и не заменяются один другим. Из числа согласных выделяются 4 шипящих - ж, ч, ш, щ.
Все согласные, кроме шипящих и
ц могут быть и твердыми, и мягкими.

Был, бал - согласные б, л в этих словах твердые.

Били - согласные б, л в этом слове произносятся мягко.

Обычно мягкость согласного звука легко различается на слух.

Мягкость согласного создается дополнительной артикуляцией - подъемом средней части языка к твердому нёбу. На конце слов мягкость согласных слышится еще более отчётливо, так как она часто служит и средством различения значения слова:
стал - сталь, был - быль, стань - cтan, жарь - жар.

Согласный ц и согласные шипящие ж, ш в русском языке всегда являются твердыми, шипящие" ч, щ - всегда мягкими. После ц ь (мягкий знак) никогда" не пишется (палец, колодец, огурец ), а после шипящих ж, ш , а также ч,_щ ь (мягкий знак) иногда ставится, но не для обозначения мягкости предшествующего согласного, а для указания на различные грамматические формы слов - рода, числа, обозначения части речи (ночь, режь, туч, сторож ).

Мягкость согласных (кроме шипящих) на письме обозначается двумя способами:
1) постановкой ь после согласного на конце слова или в середине его между двумя согласными - сталь, день, быль, словарь, голубь, коньки, пенька, деньги, сельский, письмо ;
2) постановкой после согласного букв и , е , ё , ю , я ; перед этими буквами все согласные (кроме шипящих и "ц ") произносятся мягко, хотя на слух их мягкость и не слышится так ясно, как перед мягким знаком - бил, бюро, дядя, реже, серый .

В некоторых словах с двумя согласными, если первый из них произносится мягко, после него пишется ь - весьма, просьба, молотьба, женитьба и т. д.
В других же словах, хотя и слышится мягкость первого согласного, ь (мягкий знак) не пишется - ранний, каменщик, кончик.
Кроме смягчения согласных, мягкий знак употребляется еще и для разделения звуков, когда он стоит между согласной и гласной (семья, вьюга, бьют)

Слог

Слогом называется часть слова, которая произносится одним толчком выдыхаемого воздуха из легких и в которой есть только одна гласная буква, например:
Го-ло-ва, край-ний, мо-я, го-род-ской, го-род-ска-я.

В слове может быть один слог или несколько. В каждом слоге всегда только одна гласная, согласных же может не быть совсем (мо-я - второй слог не имеет согласной), может быть несколько. Согласные примыкают к гласным по удобству их произношения.

Примеры:
Мой, мо-я, вскользь, семь-я, здеш-ний и зде-шний, се-стра и сест-ра, ка-мен-ный, об-щест-вен-ный.
Если согласные стоят с обеих сторон гласной, то такой слог называется закрытым (край-ний. као-ман. как, дол-гий ). если же только с одной стороны, то открытым (мо-я, бу-ма-га, де-ла ).
Деление слов на слоги необходимо для усвоения правил переноса слов, для определения ударений, правильного произнесения слов и написания.

Ударение

Ударением называется произнесение одного из слогов слова с большей силой. Это - звуковое ударение. Обычно в слове бывает одно звуковое ударение, но в сложных словах их может быть и два (кафе -рестора н, торго во-промы шленный ).

Ударение в русском языке может стоять на любом слоге на первом, на втором, на третьем и т. д. Поэтому они называется свободным (кни" га, бума" га, переде" лка ).

Ударение может быть как подвижным, так и постоянным.

Постоянное ударение всегда ставится на одном и -том же слоге (тоска, тоски, тоской ).

Подвижное ударение переходит с одного слога на другой (голова, головы, головка ).

Ударение в русском языке не только выполняет произносительную функцию (т. е. указывает на то, как следует правильно произносить слово), но может одновременно указывать и на различное смысловое значение слова (у же и уже , засы пать и засыпа ть , дома и до ма ).

Фонетический разбор

Фонетический разбор слова осуществляется по следующему плану:

1. Затранскрибировать слово, поставив ударение.
2. Определить количество слогов, указать ударный.
3. Показать, какому звуку соответствует каждая буква. Определить количество букв и звуков.
4. В столбик выписать буквы слова, рядом – звуки, указать их соответствие.
5. Указать количество букв и звуков.
6. Охарактеризовать звуки по следующим параметрам:
гласный: ударный/безударный;
согласный: глухой/звонкий, твердый/мягкий.

Образец фонетического разбора:
его [j"и-вo ] 2 слога, второй ударный

В фонетическом разборе показывают соответствие букв и звуков, соединяя буквы с обозначаемыми ими звуками (за исключением обозначения твердости/мягкости согласного последующей гласной буквой). Поэтому необходимо обратить внимание на буквы, обозначающие два звука, и на звуки, обозначаемые двумя буквами. Особое внимание надо уделить мягкому знаку, который в одних случаях обозначает мягкость предшествующего парного согласного (и в этом случае он, как и предшествующая ему согласная буква, соединяется с согласным звуком), а в других случаях не несет фонетической нагрузки, выполняя грамматическую функцию.

Учащиеся должны уметь делать не только полный (представленный выше), но и частичный фонетический разбор, который обычно осуществляется как «фоновое», добавочное задание к словарному диктанту, синтаксическому разбору предложения и т.д.

Могут быть предложены следующие типы упражнений:
найдите слова, в которых:
– количество букв больше, чем звуков;
– количество букв меньше, чем звуков;
– все согласные звуки звонкие (глухие, твердые, мягкие);
– есть звук [б" ] (или любой другой, обнаружение которого требует применения определенных умений и навыков);
– звуковая сторона которых так или иначе соотносится с их семантикой (например : шорох, шепот, визг, рокот, гром, барабан и т.д.).

На едином государственном экзамене в качестве заданий к разделу «Фонетика » предлагается сделать частичный фонетический разбор .

Казалось бы, все мы различаем звуки, слова и интонацию. Однако фонетику ввели в школьную программу. Разберемся, зачем школьникам изучать фонетику?

Что изучает фонетика?

Звуки речи окружают нас с самого рождения. Благодаря тому, что мы умеем слышать и различать слова, тон голоса и смысл разговора - мы можем полноценно жить в социуме. Именно это и изучает наука фонетика. Уже в садике дети учатся разбирать слова на определенные звуки и различать гласные, согласные, звонкие и глухие. Это основы фонетики. Эта наука занимается изучением звучания нашей речи. Благодаря законам фонетики речь звучит более выразительно, плавно и гармонично. И это вопрос не только красоты. Неудачные по благозвучию фразы затрудняют концентрацию внимания на мысли и понимание речи.

Практическая фонетика

В начальной школе с детьми занимаются именно практической фонетикой. Данный курс предназначен для корректировки произношения и развития фонематического слуха. Отдельную важность это имеет для детей, которые в дошкольном возрасте не овладели произносительными навыками и нуждаются в том, чтоб их научили правильному произношению. Упражнения по фонетике проводятся с учениками в обычных классах. Но существуют специализированные школы и садики, в которых оборудованы лингафонные кабинеты. Существует достаточно много учебно-методических пособий по практической фонетике именно для детей, ведь артикуляцию важно скорректировать в детстве.

Фонетические ошибки и их причины

Проводя фонетический разбор, ученики совершают типичные ошибки. Например, путают твердые и мягкие согласные, не слышат некоторых букв, ставят неверные ударения или не могут произнести звук автономно от слова, выделить его.

Главная причина - нет внимательного слушания слова. Важно научить ребенка слышать и оперировать звуками. Поэтому на уроках популярно чтение вслух. Проговаривая слово вслух, мы воспроизводим его звучание и через звучание понимаем значение слова.
Наиболее частые фонетические ошибки - дисфония, переразложение, кольцевая рифма, отдаленная рифма.

Тесты по фонетике

На протяжении всего курса и в его конце с детьми проводят тесты, чтобы проанализировать насколько успешно проходит обучение и выявить существующие проблемы. Для этого ученикам предлагают ответить на ряд вопросов по типу:
1) В каком слове больше звуков?
2) В каком слове произносится звук «й»?
3) В каком слове больше букв, чем звуков?
4) В каком слове согласные мягкие?

Также предлагается провести фонетический разбор слова. Для того чтоб вспомнить самому и помочь ребенку разбирать слова - в интернете можно найти теоретический учебный материал. Также существуют сервисы онлайн словарей, которые позволяют проверить себя и помогают в спорных моментах.

Русский язык изучали в школе все без исключения. Однако за много лет некоторые из знаний теряются. Согласитесь, теперь уже сложно вспомнить, что изучает фонетика. Если вдруг вам срочно понадобился ответ на данный вопрос, ищите его в этой статье!

Под фонетикой понимают раздел языкознания, который занимается изучением звуковых единиц языка. Стоит отметить, что фонетика относится к самостоятельным разделам языкознания.

Если говорить проще о том, что изучает фонетика, то ответ будет звучать следующим образом: фонетика изучает звуки, интонацию и ударения. Фонетика может заниматься изучением каких-то конкретных систем. Например, фонетической системы английского языка (или французского, китайского, русского). Такие фонетики принято также называть частными.

Вместе с частной фонетикой, которая была упомянута только что, существует и общая.

Общая фонетика

Что изучает фонетика общая? Предметом изучения общей фонетики являются звуки речи абсолютно всех языков мира. Кроме того, языковеды, работающие в этой сфере, занимаются выведением общих звуковых законов (вне зависимости от языка), исследуют природу звуков, изучают ударения и интонацию.

Фонетика делится еще на две категории - теоритическая и практическая. Первая занимается решением общих вопросов, которые так или иначе касаются звуковой стороны языка. С ее помощью, как правило, находят объяснение историческим процессам языкового развития.

Основой для практической фонетики является та самая теория. Практическая фонетика играет большую роль в тех случаях, когда решаются вопросы правильного произношения. Кроме того, без нее невозможно было бы создание алфавитов для бесписьменных языков.