Что дает учитель ученику. Кто должен учить ребёнка: учитель или родители? Именно поэтому я всю жизнь люблю читать

«Учитель лишь до тех пор остается учителем,

пока сам учится. Как только он перестает

учиться, он перестает быть учителем»

К.Д.Ушинский

Профессия педагога одна из важнейших в современном мире. От наших с вами усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Сейчас много говорят от компетентности учителя, его профессионализме, индивидуальном стиле работы, об имидже учителя…

Сегодня перед учителем стоит не совсем простая задача - создать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремления к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов, поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Роль учителя - «стоять не над, а рядом», «я помогу, я поддержу». Учитель стоит наравне, направляет, правильно организовывает. Сейчас надо свыкнуться с мыслью, что ученик может поспорить с учителем на любую тему. Основная парадигма в работе учителя: «дать каждому ребенку возможность проявить себя». Ученик - это не кувшин, который мы должны заполнить, а искорка, которую мы должны зажечь.

Наша профессия требует постоянного совершенствования. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, нужно постоянно идти вперед, постоянно находиться в творческом и профессиональном поиске, чтобы быть успешным и интересным для своих учеников. И тогда ученики начинают воспринимать такого учителя иначе - как человека, понимающего их интересы, готового к сотрудничеству. Да и учителю самому нужно быть немножко ребенком, чтобы чувствовать., чем именно он может заинтересовать детей, что им близко и понятно.

Что значит для меня быть учителем? Не возможность учить чему-то детей, а каждый день общаться с ними, открывая для себя что-то новое. Меняются дети, меняюсь и я вместе с ними. Мне нравится рассуждать о мире глазами детей, находить в этом радость и удовлетворение, думать о своих учениках, любить их. Да, для меня «учитель» не профессия, не работа. Быть учителем - это и значит жить.

Таким образом, я не работаю учителем, я живу им. Живу для детей. Моя цель - научить детей любить учиться, заинтересовать их, а дальше они сами найдут свой путь. Жизнь учителя - это прежде всего творчество, которое может выражаться не только в постоянной потребности к самосовершенствованию. Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя. Ум учителя, соединенный с его добротой, есть мудрость, которая приносит учителю доброе имя, спокойную совесть и прочное счастье.

Если рядом с учеником будет педагог, который перестал внутренне развиваться, учиться, искать что-то новое, то он становится неинтересен учащимся. «Век живи, век учись» - это старая поговорка как никогда актуальна. Сегодня ее надо понимать в прямом смысле. И нам, педагогам, нужно учиться быть современными. Учителем быть прекрасно, почетно, но при условии, если педагог может создавать такую жизнь, в которой будет комфортно всем участникам учебного процесса.

Мне ясно, что хороший учитель всегда учится сам. Учится, работая над собой, учится, когда передает свои знания другим. «Чтобы открыть перед учеником искорку знаний, учителю надо впитать море света, ни на минуту не уходя от лучей сияющего солнца знаний,» - эти слова В.А.Сухомлинского мне близки.

Учитель- это тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнаний ученика и вместе с ним совершить восхождение. Именно учитель открывает ребенку дверь в мир, и от того, как он это сделает, зависит многое.

Учитель не боится трудностей. Учить и учиться для нас естественный процесс. Мы учимся на курсах, готовимся к урокам, усваиваем новинки педагогической мысли, проверяем тетради… И это только малая доля того, что делает учитель. Но в этом весь смысл нашей жизни. Мы не из тех, кто боится трудностей.

Наша профессия сродни актерскому мастерству, ведь актер каждый спектакль проживает по-разному, совершенствуясь и находя новые грани своего героя. Так учитель каждый свой урок, свою каждую тему пытается довести до совершенства. А это очень не просто. Ты не только должен красиво и в полном объеме преподнести материал, но дать его настолько легко и доступно, чтобы даже самый слабый ребенок в твоем классе усвоил пройденную тему. Но ведь надо еще суметь преподнести его так, чтобы у ученика появилось желание самому узнать что-то новое. А как учитель может достичь такого совершенства? Опять же, только учась.

На Востоке говорят: «Настоящий учитель - это тот, кто готов учиться у каждого встречного. А настоящий ученик - тот, кто видит в каждом своего учителя». Что уж говорить о наших детях? Это - наши лучшие учителя. Немного найдется профессий, в которых ежедневно можно учить и учиться. Чему же все-таки могут научить нас наши дети? Дети учат любить нас искренне, нежно, бескорыстно. Любить просто так, так же, как, например, они любят родителей.

Еще в первой половине XIX века К.Д. Ушинский писал: «В огне, оживляющем юность, отливается характер человека. Вот почему не следует ни тушить этого огня, ни бояться его, ни смотреть на него как на нечто опасное для общества, не стеснять его свободного горения и только заботиться о том, чтобы материал, который в это время вливается в душу юности, был хорошего качества». Поэтому учитель, как и ребенок, должен быть источником любви, излучать только свет и тепло, так как никакая сумма знаний без доброты и порядочности не принесет знаний. Только настоящий профессионал может зажечь в сердце ребенка искорку знаний. Такие учителя надолго остаются в памяти и в сердце учеников. И дети даже через много лет помнят своих учителей, которые не только передали им знания и опыт, но подарили свою любовь, тепло и заботу, поддержку и вдохновение.

Дети для нас - источник радости и стимул постоянно развиваться, идти в ногу со временем. Мы учимся у детей открытости, светлому взгляду на жизнь, умению видеть красоту и гармонию мира. Мы учимся у них непосредственности, честности, интуиции, естественности и простоте. Многому можно научиться у своих учеников. И мы благодарны им за это. Иногда бывает очень полезно взглянуть на обычные вещи глазами ребенка и увидеть мир совершенно в ином свете. А мысли наших учеников? Они очень часто отличаются от прописных истин взрослых своей глубиной. Ш.А.Амонашвили писал: «Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми, надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому, надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом».

Быть современным учителем трудно, но возможно. Главное, учителю надо учиться быть самому счастливым. У счастливого педагога ученики в школе испытывают состояние счастья:, они действуют, творят, ощущают, что их любят и желают добра. Еще Сократ более двух тысяч лет назад сказал: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить». Каждый из нас может подарить частичку своего тепла, любви другим. Современный учитель - человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.

Учитель - не только связующее звено между поколениями, не только посредник между культурой и учеником, но, прежде всего - посредник между ребенком и человечностью. Мы учимся у своих учеников искреннему проявлению человечности, иначе не сможем двигаться вперед и, соответственно, вести их за собой. Учитель - это не простая профессия, это - особая миссия, особый склад души и ума, особое сердце, открытое детям.

Мы учимся все отведенное нам педагогическое время. И это прекрасно! Человеку интересно жить, пока он кому-то приносит пользу, пока деятелен и успешен. Наша профессия помогает нам быть активными людьми. Желание учиться - это признак надежды, что в будущем ты передашь свои знания молодому поколению. А значит, будешь нужен своей стране, своей школе, своим любимым детям.

В нашей жизни все неповторимо,

Так ведется издавна, в веках,

Только лишь одно бесспорно, зримо:

Кто учил - живет в учениках.

Одной из самых уважаемых и одновременно трудных считается работа педагога. Особенно в России, где зарплата как школьных учителей, так и преподавателей вузов оставляет желать лучшего. Для детей учитель является значимой фигурой, обязанной обучать не только школьным премудростям, но и жизненным. Хороший наставник может найти подход к каждому ребёнку, увлечь своим предметом, научить уважать своих одноклассников. В дружном классе, где классный руководитель прислушивается к мнению учеников, учиться намного комфортнее.

Учитель каждый день повторяет волшебные вещи

У знаменитых писателей, философов, учёных, политиков были наставники, передавшие ученикам важные или бесполезные - случается и такое - знания. Цитаты про учителей дают представление о трудностях профессии, образе идеального воспитателя, ошибках образования.

Фразы великих людей могут помочь скорректировать цели молодых людей, только мечтающих связать свою судьбу со сферой образования. Мудрые и шуточные высказывания помогут будущим учителям правильно общаться с детьми, верно расставлять приоритеты.


Начальная школа - период знакомства с профессией учителя

Как важен, велик и священен сан воспитателя: в его руках участь целой жизни человека. Ученик никогда не превзойдёт учителя, если видит в нём образец, а не соперника. (Виссарион Григорьевич Белинский)

Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а для того, чтобы будить чужую. (Василий Осипович Ключевский)

Вся гордость учителя в учениках в росте посеянных им семян. (Дмитрий Иванович Менделеев)

Некоторые считают, что учитель обкрадывает своих учеников. Другие - что ученики обкрадывают учителя. Я считаю, что правы и те и другие, и участие в этом взаимном обкрадывании прекрасно. (Лев Давидович Ландау)

Чтобы воспитывать другого, мы должны воспитать прежде всего себя. (Николай Васильевич Гоголь)


Даже профессора когда-то были наивными учениками

Учитель должен быть артист, художник, горячо влюблённый в своё дело. (Антон Павлович Чехов)

Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника. (Владимир Иванович Даль)

Для учителя, может быть, самое важное - не принимать себя всерьёз, понимать, что он может научить совсем немногому. (Валентин Григорьевич Распутин)

Настоящий учитель - не тот, кто тебя постоянно воспитывает, а тот, кто помогает тебе стать самим собой. (Михаил Аркадьевич Светлов)

Учитель, если он честен, всегда должен быть внимательным учеником. (Максим Горький)


Подросшие мамы и папы - прошлые ученики

Цитаты иностранных писателей, поэтов

Учитель не тот, кто учит чему-либо, а тот, кто помогает раскрыть своему ученику то, что ему уже известно. (Пауло Коэльо)

Знания - как и небеса - принадлежат всем. Ни один учитель не имеет права утаивать их от любого, кто о них просит. Преподавание - искусство отдавать. (Абрахам Джошуа Гешель)

Человек всегда учится лишь у тех, кого любит. Те, у которых мы учимся, правильно называются учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя. (Иоганн Вольфганг Гёте)

Твой учитель не тот, кто тебя учит, а тот, у кого учишься ты. (Ричард Бах)

Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно - указать дорогу. (Ричард Олдингтон)


Какой путь выберешь ты?

Для того чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем для того чтобы научиться самому. (Мишель де Монтень)

Обучать - значит вдвойне учиться. Детям нужны не поучения, а примеры. (Жозеф Жубер)

Если умыть кошку, она, говорят, уже не станет умываться сама. Человек никогда не научится тому, чему его учат. (Джордж Бернард Шоу)

Что переварили учителя, тем питаются ученики. (Карл Краус)

Если вы владеете знанием, дайте другим зажечь от него свои светильники. (Томас Фуллер)


Внутренний свет - пример продуктивного обучения

Мнение знаменитых женщин о педагогах и учении

Быстрее и лучше всего учишься, когда учишь других. (немецкая революционерка Роза Люксембург)

Самая большая радость для учителя, когда похвалят его ученика. (английская поэтесса и романистка Шарлотта Бронте)

В чем разница между хорошим и великим учителем? Хороший учитель развивает способности ученика до предела, великий учитель сразу видит этот предел. (греческая певица Мария Каллас)

Образование - это знания, которые мы получаем из книг и о которых уже никто не узнает, кроме нашего учителя. (Вирджиния Хадсон)

Секрет хорошего преподавания в том, чтобы рассматривать интеллект ребёнка как плодородное поле, в котором могут быть посеяны семена чтобы вырасти в тепле пылающего воображения. (Мария Монтессори - итальянский педагог, врач, философ и учёный)


Какие семена будут посеяны учителем, такие и пожнё ученик

Высказывания древних мыслителей

Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители: одни дарят нам только жизнь, а другие - добрую жизнь. (Аристотель)

Кто в учениках не бывал, тот учителем не будет. (французский философ XIII в. Боэций Дакийский)

Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем. (Конфуций)

Тот учитель хорош, чьи слова не расходятся с делом. (Катон Старший)

Следует больше доверять тем, кто учит, а не тем, кто приказывает. (Августин Блаженный)


Фраза, произнесённая учителем в гневе, надолго откладывается в памяти ученика

Фразы государственных деятелей

Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет. (Уильям Уорд)

Педагог - это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней. (Анатолий Васильевич Луначарский)

Достоинства и недостатки уходят корнями в школу, и ключи от благополучия находятся у учителей. (Рухолла Мусави Хомейни)

Учитель работает над самой ответственной задачей - он формирует человека. Педагог - это инженер человеческих душ. (Михаил Иванович Калинин)

Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать. (Уинстон Черчилль)


Уинстон Черчилль был учителем самому себе, так как регулярно занимался самообразованием

Что говорили о своей профессии сами педагоги

Им вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под этим солнцем. Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле. (Ян Амос Коменский)

Учитель - человек с юмором. Представьте учителя без юмора и поймёте, что долго он не протянет, а если и протянет, то, к сожалению, ноги. (Александр Рыжиков - учитель математики, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года-2009»)

Учитель, который не начинает с того, чтобы пробудить у ученика желание учиться, куёт холодное железо. (Хорас Манн)

Учитель должен обращаться не столько к памяти учащихся, сколько к их разуму, добиваться понимания, а не одного запоминания. (Фёдор Иванович Янкович де Мариево)

Роль педагога состоит в том, чтобы открывать двери, а не в том, чтобы проталкивать в них ученика. (Артур Шнабель)


Светлый мир познаний открыт для каждого

Будни людей педагогических профессий состоят не только из контрольных, сочинений, экзаменов, вразумления нерадивых учеников и поощрения гениев. Без юмора очень сложно справиться с огромной нагрузкой и детскими проблемами. В школьной жизни немало забавных моментов, которые метко подмечены в афоризмах. Не миновал педагогику и сарказм остроумных людей.

Ироничные, юмористические, саркастичные афоризмы

Хороший учитель может научить других даже тому, чего сам не умеет. (Тадеуш Котарбиньский)

Из уроков некоторых педагогов мы извлекаем лишь умение сидеть прямо. (Владислав Катажиньский)

У того, кто учит себя сам, учитель - дурак. (Английская поговорка)

Ничто так прочно не запоминают ученики, как ошибки своих учителей. (Антон Лигов)

По мнению учителей, яйца курицу не учат, по мнению учеников, курица не птица. (Александр Ботвинников)


Ох уж этот извечный спор!

Профессия учителя даёт пожизненную гарантию от похищения с целью выкупа. (Станислав Моцарский)

Школа - это место, где учителя требуют от ученика знаний по всем предметам, в то время как сами знают по одному.

Секрет учительства в том, чтобы показать, что вы всю жизнь знали то, о чем прочитали вчера вечером.

Судя по зарплате учителей, наше правительство состоит из мстительных двоечников.

Есть три хорошие причины для того, чтобы стать учителем: июнь, июль, август.


Далеко не все ученики не хотя идти в школу первого сентября

Роль учителя в жизни современного человека нельзя переоценивать. Сейчас модно получать второе, третье высшее образование. Многие изучают иностранные языки, повышают квалификацию, надеясь найти более престижную и высокооплачиваемую работу.

Вопрос: Здравствуйте. Как я поняла, в связи с введением профстандарта учителей, преподавать в школах с 1 января будут иметь право только выпускники педагогических ВУЗов. То есть в дипломе, как я понимаю, должно быть написано "учитель/преподаватель/педагог".
Я выпускница 2013 года, в моем дипломе написано, что я Биолог и все.
По новым стандартам, смогу ли я устроиться на работу в школе?
Вроде бы раньше в дипломах Университета писались через запятую предметная область (биолог, математик, физик, ...), а далее "учитель/преподаватель этого же предмета".
Если с моим дипломом по новым правилам я не буду иметь права работать в школе, может ли университет сделать какую-то бумагу, которая бы давала это право? Ведь дисциплина "педагогика" у нас в программе была.

Ответ Первого проректора по учебной, внеучебной и учебно-методической работе СПбГУ Бабелюк Екатерины Геннадьевны: Согласно требованиям к образованию и обучению профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (далее – Профстандарт), утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 № 544н, должность учителя в общеобразовательной организации может занимать лицо, имеющее высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.

Таким образом, для замещения должности «Учитель» достаточно наличие высшего образования в области, соответствующей преподаваемому предмету. В таком случае не требуется высшее образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.

Одновременно сообщаю, что в связи с поступлением Вашего обращения Санкт-Петербургским государственный университете направил запрос в Министерство образования и науки Российской Федерации. В соответствии с полученной от Минобрнауки России информацией предусматривается перенос срока начала применения Профстандарта на 01.09.2019. Соответствующий приказ Минтруда России утверждён 15.12.2016 и направлен для регистрации в Минюст России, после прохождения которой вступит в силу. До вступления в силу Профстандарта необходимо руководствоваться разделом «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утверждённым приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 № 761н (далее – раздел ЕКС). При этом обращаю Ваше внимание на фактическую тождественность квалификационных требований к образованию, установленных в квалификационной характеристике должности «учитель» подраздела III раздела ЕКС, и требований к образованию для замещений должности «учитель», утвержденных Профстандартом.

С учетом изложенного, лицо, имеющее высшее образование по специальности «Биология» и квалификацию «Биолог» (без указания слов «Учитель биологии»), соответствует предъявляемым требованиям для замещения должности учителя биологии в общеобразовательных организациях. Вместе с тем, как следует из разъяснений Минобрнауки России, вопрос о приеме лица с соответствующим образованием на должность учителя по другим предметам может быть рассмотрен работодателем самостоятельно, исходя из потребностей штатного расписания образовательной организации и с учётом последующего после трудоустройства предоставления такому работнику необходимого дополнительного профессионального образования в области, соответствующей преподаваемому предмету.

Елена, мама Марии (8 лет):

У нас гимназия с английским языком с 1 класса. Это, конечно, очень хорошо. Но уже ко 2 классу учителя разогнались так, что домашние задания-проекты по английскому приходится постоянно делать мне. А иногда даже не вместе с ребенком, а вместо ребенка, потому «задали на завтра».

Складывается впечатление, что учителя порой не соотносят свои задания и возможности самого ребенка. Не говоря уже про то, что могут быть занятия помимо школы - танцы, рисование, кружки разные. Ребенок по ночам учиться должен? Или родители должны быть репетиторами для детей?

Источник фото: pixabay.com

В особенно печальной ситуации находятся родители детей, которые учатся во вторую смену.

Если воспитатель уроками не занимается, то получается, что уроки должны делаться вечером, а если, не дай Бог, есть еще какие-то увлечения, то и вовсе ночью. Должен ли воспитатель заниматься с детьми домашним заданием? Заставить воспитателя никто не может - он ведь не учитель. Ему главное, чтобы дети были сыты, целы и присмотрены. Потому все зависит от человека.

«После работы папы и мамы всей семьей делают уроки по 5 часов…»

После начальной школы программа усложняется, темп нарастает, а учителя-предметники становятся разными и, как это ни странно, соревнуются друг с другом по количеству и сложности заданий. Новые учебные пособия - отдельная сказка. Такое порой методисты загнут, что родители с высшим образованием не потянут.

Наталья, мама Ивана (12 лет):

В 5-6 классах школьники информационно перегружены. Даже отличники не справляются с гигантским объемом информации и выполнением домашнего задания. Порой неграмотно составленное методистом расписание, несогласованность при разработке планов и программ, а также отсутствие согласованности в действиях между учителями-предметниками ставит детей перед выбором, что выучить на следующий день на «хорошо», на «отлично».

Например, была ситуация, когда задали 2 стиха по белорусскому и русскому, 2 параграфа по истории, подготовка к самостоятельной или контрольной. При этом не забываем об отдыхе ребенка, кружках или спортивных секциях. И, естественно, родители хотели бы помощи по дому (не для помощи, а для воспитательного процесса). А выходит так, что после работы папы и мамы всей семьей делают уроки по 5 часов».


Источник фото: pixabay.com

Есть мнение, что дети сейчас гораздо меньше способны усваивать информацию и самостоятельно учиться. Потому как лет 20 назад такой проблемы не было. Родители не висели над детьми - те пробивались в школе сами и получали по заслугам. Если ребенок не справлялся с уроками, родители не садились за стол вместо него.

То ли мы перенянчили своих детей, то ли гаджеты отнимают у них способность думать, но очевидно, что что-то то ли в самой системе образования, то ли в нашем отношении к ней уже пошло не так.

Обратим ли этот процесс? Есть ли выход? Вопрос риторический.

А как в вашей семье обстоят дела с домашними заданиями?

Ребенок подрастает, поступает в детский сад, затем в школу. Мама ответственность за его воспитание взваливает на воспитателей и учителей, аргументируя это нехваткой времени и сильной занятостью. У нее всегда виноват учитель, потому что: «Я же работаю!». Кто же должен воспитывать ребенка: родитель или учитель?

Чья обязанность – воспитание ребенка?

В Конвенции говорится, что основную (но не всю!) ответственность несут, все-таки, родители. Главной их заботой должны стать важнейшие увлечения детей.

Поэтому они должны быть:

  1. Ответственными за поступки отпрысков, в действиях которых отражается характер воспитания.
  2. Внимательными к их здоровью (не только физическому, но и духовно-нравственному и даже психическому) и развитию.
  3. Защищающими интересов детей.
  4. Обеспечивающими их безопасность и материальное благополучие.

За неисполнение своих обязанностей законные представители могут понести административную, семейно- или гражданско-правовую или даже уголовную ответственность.

Закон «Об образовании» вменяет в обязанности родителей заложение основ всестороннего воспитания (статья 44).

Воспитательные функции родителей дополняются следующими:

  • Создание подходящих условий для полноценного образования ребенка.
  • Контроль посещаемости.
  • Ознакомление с успеваемостью, школьной жизнью.
  • Сотрудничество со школой в вопросах обучения и воспитания.
  • Предупреждение асоциального поведения ребенка.
  • Уважительное отношение.

Кроме этого, отец с матерью имеют преобладающее право на образование школьника по сравнению с учителями. За невыполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств они несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

Второй по значимости воспитатель

Обязательства за воспитание ребенка есть не только у родителей. Статья 47 закона «Об образовании в РФ» (2018 г) посвящена правовому статусу педагогических работников. Она предполагает в рабочее время не только учебной, но и воспитательной деятельности, предусмотренной должностными его обязанностями и индивидуальным планом.

Из этого следует, что :

  1. Следит за безопасностью детей и соблюдением правил безопасности.
  2. Разбирает все конфликтные ситуации, обращается за помощью к родителям.
  3. Разрабатывает и претворяет в жизнь план воспитательной программы, цели и задачи которой способствуют совершенствованию каждого ученика, независимо от его способностей и развития.

Немаловажным обстоятельством, негативно воздействующим на процесс воспитания, оказывается борьба за его права.

Она привела к ограничению прав педагога в воспитательной деятельности:

  • Ребенка нельзя выгонять с урока, потому что нарушается его право на образование.
  • Нельзя отбирать личные вещи (телефоны, планшеты), можно только вежливо попросить убрать их, что не всегда эффективно (если же забрать, то налицо грабеж).
  • Если отнять записку, то могут обвинить в нарушении частной жизни.
  • Нельзя привлекать к трудовому воспитанию (субботник, уборка в классе), если нет разрешения от законного представителя.
  • Любое сказанное слово может обернуться против педагога, ведь «ребенок не соврет…»

Из-за таких последствий часть педагогов предпочитает ограничиться «формальным» воспитанием.

Семья имеет приоритет воспитания. Семейное воспитание способно свести на нет усилия даже самых лучших учителей. Педагог либо совершенствует заложенные семьей качества, либо вынужден перевоспитывать ребенка . При этом он не имеет никаких полномочий, кроме воздействия моральным авторитетом, который иногда бывает сильнее родительского.

Успешное сотрудничество педагога с родителями ценно для обеих сторон, потому что эффективность воспитательного процесса от этого только возрастет. По отдельности педагог и родитель, действуя каждый своими методами, порой даже не взаимосвязанными, могут добиться лишь появлению внутреннего конфликта у ребенка. В объединении родительский авторитет и учительский оказывают постоянное, «круглосуточное» воспитательное воздействие.

На что имеет право учитель по закону?

Кроме обязанностей у педагога имеются права, которые чаще всего отражены формально.

На что же он имеет право в учебно-воспитательном процессе:

  1. На защиту профессиональной чести и человеческого достоинства. Формально в законе «Об образовании» уравнены права всех участников процесса. Если возможность наказать учителя всегда найдется, то защитить его же от бездоказательных обвинений очень сложно. Реабилитировать свое имя педагогу, которого оклеветали, можно лишь через суд, но не каждый решится на такой поступок.
  2. Высказывание в деликатной форме претензии к ребенку. Это порой чревато встречными обвинениями в отнюдь не корректном виде. Ответом может быть жалоба родителям на неадекватное поведение их чада. Но не факт, что законные представители займут сторону учителя («Значит, спровоцировали его!»).
  3. Свободу выбора методов и форм воспитания, методов оценивания знаний учеников. То есть на невмешательство в свою профессиональную деятельность со стороны отца и матери. В то же время, многие родители считают, что они знают лучше, как учить, воспитывать, оценивать, и обязательно выскажут это педагогу, подчас в грубой форме.
  4. Защиту от безосновательного вмешательства родителей в круг его обязанностей. Конечно, и это право чаще всего игнорируется не только родителями, но и вышестоящими органами. Поэтому получить ответ на жалобу на некорректное поведение законных представителей не всегда получается.
  5. Требование посещения родительских собраний и создания оптимальной среды для обучения ребенка. Конечно, эта обязанность официально нигде не закреплена, но она отражает права на участие отца и матери в учебно-воспитательном процессе и ознакомление с успеваемостью своего ребенка. Если они систематически игнорируют собрания, то учитель может обратиться в компетентные органы.
  6. Требовать от школьников соблюдения правил поведения. При их нарушении можно сделать замечание (корректно), при повторном нарушении – поговорить с родителями.
  7. Отстранить учащегося от занятий физической культурой или процесса производственного труда, если у него нет специальной формы. При этом ученик находится в спортзале или кабинете под присмотром педагога.

Также педагог может:

  • Совещаться с коллегами на тему личных проблем школьника в случае, когда необходимо вмешательство школы (нахождение в трудной жизненной ситуации, социально опасное положение).
  • Отказаться проводить дополнительные занятия с учащимися (даже если уроки были пропущены по болезни), но редкий педагог так сделает, ведь от этого зависит дальнейшая успеваемость ребенка по его предмету.
  • Оповещать родителей о детских проступках (обязательно!), если родители не реагируют – обращаться в соответствующие органы.

Независимо от общности целей воспитания, вид взаимодействий учителя с отцом и матерью ученика не всегда бесконфликтный. Поэтому одна из задач учителя – сделать их единомышленниками в процессе воспитания. В идеале педагог должен стать близким советчиком для родителей, а те, в свою очередь, принимать самое активное участие в общепедагогическом процессе.