Числительные количественного разряда — целые, дробные, собирательные. Количественные, порядковые, дробные и собирательные числительные
Обозначающая количество или количественный признак, порядок предмета при счёте, отвечает на вопросы «который?», «сколько?».
Имя числительное - это самостоятельная часть речи, обозначающая количество и выражающая это значение в морфологических категориях падежа (последовательно) и рода (непоследовательно) (о числительных, располагающих морфологическим значением рода, см. ниже). Числительные делятся на два лексико-грамматических разряда: количественные (два , пять , двадцать , пятьдесят , двести , триста пятьдесят один ) и собирательные (оба , двое , пятеро ). В состав количественных числительных входят определённо-количественные и неопределённо-количественные числительные. Первые обозначают определённое количество единиц (два , четыре , пятнадцать , полтораста , двести ), вторые - неопределённое количество единиц; к ним относятся слова мало , немало , много , немного , а также местоименные числительные несколько , сколько , сколько-нибудь , сколько-то , столько , столько-то .
Количественное числительное
Количественное числительное - числительное, которое отвечает на вопрос «сколько?», «скольким?» и т. д.
Количественным числительным присущи два значения.
- Как определённо-количественные, так и неопределённо-количественные числительные имеют количественно-числовое значение, представленное двумя частными значениями -
- количественным (количество как признак предмета: пять голов , три стула , десять дней , несколько лет ) и
- числовым (отвлечённое количество, или число: четыре делится на два без остатка , трижды десять - тридцать ; несколько - это не всякое неопределённое количество: это может быть три , пять , десять , вообще немного; устная речь).
- Только определённо-количественные числительные имеют счётно-порядковое значение: они называют порядковое место предмета, который при остановке счёта оказывается последним в ряду однородных: дом три (дом, третий в ряду домов, при остановке счёта, ограниченном количеством трёх); вагон восемь , место тридцать пять (место, последнее в ряду, при остановке счёта, ограниченном 35-ю местами).
Правописание количественных числительных в русском языке
- Сложные (состоящие из двух основ) количественные числительные пишутся слитно, например: восемнадцать (18), восемьдесят (80), восемьсот (800).
- Составные (состоящие из нескольких слов) количественные числительные пишутся раздельно: восемьдесят восемь тысяч восемьсот восемьдесят восемь (88888).
Склонение количественных числительных в русском языке
В сложных числительных, обозначающих десятки и сотни, склоняются обе части:
- 80 - восемьдесят , род. восьмидесяти , тв. восьмьюдесятью и восемьюдесятью .
- 800 - восемьсот , род. восьмисот , дат. восьмистам , тв. восьмьюстами и восемьюстами , пр. о восьмистах .
Другие виды числительных
Склонение имён числительных
Примечания
Ссылки
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Дробное числительное" в других словарях:
Имя числительное самостоятельная часть речи, обозначающая число, количество и порядок предметов. Отвечает на вопросы: сколько? который? Числительные делятся на три лексико грамматических разряда: количественные (два, пять, двадцать,… … Википедия
Имя числительное самостоятельная часть речи, обозначающая количество или количественный признак, порядок предмета при счёте, отвечает на вопросы «который?», «сколько?». Имя числительное это самостоятельная часть речи, обозначающая количество и… … Википедия
Имя числительное самостоятельная часть речи, обозначающая количество или количественный признак, порядок предмета при счёте, отвечает на вопросы «который?», «сколько?». Имя числительное это самостоятельная часть речи, обозначающая количество и… … Википедия
Нэо (neo) проект искусственного (планового) международного языка, созданный бельгийским дипломатом и лингвистом Артуро Алфандари. Нэо является апостериорным, автономным языком и сочетает в себе черты эсперанто, идо … Википедия
партитивный - Имеющий количественно разделительное значение. Партитивный артикль. Партитивное дополнение. Партитивный родительный. То же, что родительный количественный. Партитивное числительное. То же, что числительное дробное (числительные дробные) … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
ГРЕЧЕСКИЙ ЯЗЫК - принадлежит к индоевроп. семье языков, к рая сложилась на территории Юго Вост. Европы (или, согласно др. т. зр., М. Азии) в результате этнических процессов ок. VI V го тыс. до Р. Х. Занимает особое место среди индоевроп. языков, т. к. письменная… … Православная энциклопедия
· При склонении дробных числительных изменяются все слова, при этом числитель изменяется как соответствующее целое число, а знаменатель как прилагательное во множественном числе: двух (каких?) третьих; трем (каким?) седьмым .
14. Формы имен прилагательных. Употребление форм сравнительной и превосходной степени сравнения. Согласование имен прилагательных в сочетании с существительными, употребляемыми для обозначения лиц мужского и женского пола (гений, подросток, персона, личность, бездарность). Согласование имен прилагательных в сочетании с существительными общего рода (недотрога, самоучка, бедняга, жадина, тихоня).
трудные случаи употребления местоимений. Формы у нее у ней . Нормы употребления.
16. Трудные случаи именного и глагольного управления.
Тема №11. Управление при однородных членах предложения. Часто в предложении при двух или нескольких управляющих словах имеется общее дополнение. Такие конструкции вполне правильны, если управляющие слова требуют одинакового падежа и предлога, например: читать и конспектировать книгу.
Но стилистически неверны предложения, в которых общее зависимое слово имеется при словах, требующих разного управления, например: трест организовал и руководил предприятиями (организовал что , руководил чем ).
Тема №12. Нанизывание падежей. К числу стилистических недостатков так называемое нанизывание падежей, т.е. расположение цепочкой нескольких одинаковых падежных форм. Такое скопление падежей затрудняет понимание фразы. Чаще всего происходит нанизывание родительных падежей, в силу большой распространенности родительного приименного.
Следует избегать падежных форм с одинаковыми предлогами. Недопустимо сочетание в одном предложении родительного субъекта и родительного объекта. Под первым понимается родительный падеж, обозначающий субъект действия, например: приезд брата; второй родительный указывает на объект действия, например: чтение рукописи.
Тема №13. Выбор падежа в конструкциях с близкими по значению и однокоренными словами. Следует различать конструкции со словами, близкими по значению или однокоренными, но требующими различного управления (разных падежей). Например: беспокоиться о ком-то, но тревожиться за кого-то.
Тема №14. Выбор правильного падежа и предлога. Для построения предложения имеет значение правильный выбор падежа и предлога.
Тема №15. Трудные случаи употребления местоимений. Формы у нее у ней . Начальное –н- местоимений 3-го лица.(У) НЕЕ, ЕЕ – РОД. П. (С) НЕЮ, ЕЮ- ТВ. П., (В) НЕЙ- ПР.П. Определительные местоимения всякий- каждый- любой. Сам-самый . Нормы употребления.
17-19. Синтаксические нормы - это нормы правильного построения словосочетаний и предложений. Соблюдение синтаксических норм - важнейшее условие правильности речи.
17. Согласование - это вид связи, при котором зависимое слово уподобляется главному по своей форме, то есть ставится в том же роде, числе и падеже, что и главное слово – существительное или любая часть речи в функции существительного: «Уважаемые провожающие» или «Не понять не ждавшим им», или «Не всякое «то» пишется через дефис» - и изменяется при изменении главного: «Недавно я перечитывал куски из вашей «Метаполитики». Там хорошо написано об издержках свободы. О том, какой ценой свобода достается. О свободе как постоянной цели, но и тяжком бремени... <…> Обидно думать, что вся эта мерзость - порождение свободы. <…> Десятилетиями мы жили в условиях тотальной несвободы. Мы были сплющены наподобие камбалы тягчайшим грузом всяческих запретов. И вдруг нас подхватилразрывающий легкие ураган свободы» (С. Довлатов).
Особый случай - количественные числительные в составе словосочетаний. В словосочетаниях они обычно выступают в роли зависимых слов, однако не всегда. В именительном ивинительном падежах такие числительные являются главным словом, в остальных пдежных формах - подчиненным. Сравните: «Двадцать лет проработал в охране» – «А вы, - перебил меня капитан, - служите Родине только до шести часов?!». В словосочетании до шести часов стоящее в форме родительного падежа числительное шесть является зависимым словом: до часов (скольких?) шести – это согласование. В словосочетании двадцать лет числительное двадцать является главным словом: двадцать (чего?) лет – это управление.
Управление - это вид подчинительной связи, при котором зависимое слово (имя существительное или любая часть речи в функции существительного: местоимение, субстантивированное слово, числительное (посмотреть на друга / на него / на сидящих / на обоих) ставится в той падежной форме (без предлога или с предлогом), которая обусловлена лексико-грамматическим значением главного слова (глагола, существительного, прилагательного, количественного числительного в именительном или винительном падеже, наречия или слова категории состояния). Иными словами, главное требует от зависимого определенной падежной формы - в самом термине управление есть намек на то, что господствующее слово управляет подчиненным.
Зависимые слова при управлении отвечают на вопросы косвенных падежей: «Я припоминаю одну невероятную лагерную историю. Заключенный Чичеванов, грабитель и убийца,досиживал на особом режиме последние сутки. Назавтра его должны были освободить. <…> Я, согласно той же инструкции, расположился в кузове у борта. В дороге мне показалось нелепым так бдительно охранять Чичеванова» (С. Довлатов). Связь управление обнаруживается в словосочетаниях припоминаю (что?) историю, досиживал (на чем?) на режиме, досиживал (что?) сутки, расположился (в чем?) в кузове, расположился (у чего?) у борта, показалось (в чем?) в дороге, показалось (кому?) мне; показалось (чем?) нелепым, охранять (кого?) Чичеванова, должны были освободить (кого?) его.
Обратим особое внимание и на то, что в некоторых словосочетаниях, несмотря на возможность постановки других, обстоятельственных, вопросов (досиживал (где?) на режиме, расположился (где?) в кузове, расположился (где?) у борта, показалось (где?) в дороге), перед нами управление, на что указывает наличие в этих сочетаниях предлогов. Предлог – всегда признак того, что перед нами управление, а не примыкание.
Ошибки в построении простого предложения (нарушения синтаксических норм) | ||
Ошибки в постро-ении простых неос-ложненных предло-жений | 1. Личное местоимение дублирует подлежащее | Это автор, он всегда ставит острые вопросы. |
2. Расположение слов в предложении, не соответствующее грамматическим нормам русского языка | Ученики четко должны усвоить понятия (вм. должны четко усвоить) Была организована выставка работ детей из природного материала (вм. выставка детских работ из природного материала). | |
Ошибки в постро-ении простых пред-ложений, ослож-ненных однородны-ми членами | 1. Рассогласование времен | Учебник дает знания, научит выделять главное (вм. дает, учит). |
2. Объединение в одном ряду однородных членов родовых и видовых понятий | Он принес плоскогубцы, инструменты, молоток и гвозди. В зоопарке мы видели птиц, страусов, слонов. | |
3. Парное сочетание несопоставимых понятий | Родители и друзья, коллеги и дети, поздравляем вас… | |
4. Несочетаемость опорного слова и одного из компонентов однородных членов | Проявления заботы и помощи радовали всех (нельзя проявлять помощь). | |
5. Объединение в качестве однородных полных и кратких форм прилагательных | Комната просторная и светла. | |
Ошибки в построе-нии предложений, осложненных при-частными и деепри-частными оборотами | 1. Ошибки в построении предложений с причастными оборотами | Автор знакомит нас с Базаровым, ведущего трудовой образ жизни. (вм. ведущим) Полученные нами знания, умения и навыки при освоении русского языка… (отрыв причастного оборота от определяемого слова) |
2. Ошибки в построении предложений с деепричастными оборотами | Проезжая мост, у меня закружилась голова (главное и дополнительное действие относятся к разным лицам) Проезжая мост, мне стало грустно (нельзя употреблять деепричастный оборот в безличном неинфинитивном предложении) Убежав от родителей, мальчик был найден… (два субъекта действия) |
Апрель 24th, 2016 admin
Пастухова Наталья Викторовна
Слайд №1
1) обучающая: закрепление у учащихся знаний о дробных числительных, их составных частях и склонении; учить применять дробные числительные в речи; дать понятие об особенностях склонения дробных числительных; Слайд №2
2) развивающая: способствовать развитию мыслительных процессов, например, памяти, внимания, смекалки; развивать умение анализировать предложенный учебный материал, приводить примеры;
3) воспитательная: : воспитывать внимательное отношение к слову.
Оборудование: компьютер, презентация, учебник Л.С. Рыгалова, Л.Ф. Туниянц, издательство «Атамұра» , 2010г., технологические карты у каждого.
Тип урока:
повторение, изучение нового материала
Форма обучения: индивидуальная, парная, групповая.
Методы обучения: частично-поисковый, объяснительно — иллюстративный.
Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал.
Ход урока.
- Организационный момент.
Прозвенел уже звонок,
Все пришли мы на урок,
Здравствуйте, ребята!
— Сегодня на уроке мы продолжаем изучение числительных.
Тема урока: «Дробные числительные. Склонение дробных имен числительных».
Мы с вами живем в мире чисел. Люди постоянно что-нибудь считают: страницы, дома, книги, дни, годы, месяцы, числа, секунды, деньги и т.д.
Давайте повторим то, что уже изучили о части речи – имени числительном.
- II . Повторение изученного ранее.
- Беседа по вопросам
— Дайте определение числительному. (грамматическое значение, вопрос)
— Как отличить имена числительные от других частей речи, имеющих числовое значение? (Числовое значение могут иметь, кроме числительных и другие части речи. Числительные можно записать словами и цифрами, а другие части речи – только словами.)
— Какие профессии тесно связаны с именами числительными? (Бухгалтер, математик, экономист, плотник, землемер, финансист, продавец)
Напишите самое длинное числительное.
Работа по слайду №3
2)Задание 1.Распределите данные слова на четыре группы : 1) имя существительное; 2) имя прилагательное; 3) имя числительное; 4) глагол. Слайд №4
Двойной, тройка, удвоить, второй пятидневный, три, восьмёрка, десятка, трёхчасовой, односторонний, сотня, сотый, удесятерить, двадцать пять, седьмой, пятилетка, пятиэтажный, тройной, одиннадцать, четверг, сороковой, сто, десятичная (дробь).
существительное | прилагательное | числительное | глагол |
тройка | двойной | второй | удвоить |
восьмёрка | пятидневный | три | удесятерить |
десятка | трёхчасовой | сотый | |
сотня | односторонний | двадцать пять | |
пятилетка | пятиэтажный | седьмой | |
четверг | тройной | одиннадцать | |
десятичная (дробь) | сороковой | ||
сто | |||
два |
— На какие группы делятся числительные по составу? (простые, сложные, составные) Слайд №5
— Назовите разряды числительных. (количественные, порядковые).
Чем они отличаются?
— На какие группы делятся количественные числительные? (целые, дробные и собирательные) Слайд №6
— Как склоняются порядковые числительные? (Как и прилагательные)
— Как склоняются числительные от 5 до 20 и 30? (как существительные 3-го скл.) Слайд №7
Числительные 40, 90, 100? От 50 до 80, от 200 до 900? Слайд №8
— Каким членом предложения могут быть числительные? (любым) Слайд №9
III . Работа по теме урока.
— Что такое дробные числительные? А как они склоняются?
А теперь давайте с вами поставим цель к нашему уроку.
— Повторить всё, что мы знаем о числительном;
— Познакомиться с дробными числительными;
— Учиться правильно, употреблять в речи дробные числительные.
1)- Вспомните, какие числительные называются дробными? (дробные числительные обозначают не целые числа, часть от целого, целое и его часть) Слайд №10-11
Как вы называете их на уроках математики? (дробями)
— В чём особенность дробных числительных? (они состоят из 2-х частей)
— Как они называются? (числитель и знаменатель)
— Верно. Итак, первая часть дробного числительного – числитель. Он представляет собой количественное числительное. Вторая часть – знаменатель – порядковое числительное.
— Как склоняются дробные числительные?(слайд 12)
При склонении изменяются все слова, являющиеся частями дробных числительных, при этом числитель изменяется как соответствующее целое число, а знаменатель как прилагательное во множественном числе:
- и. Две третьих, три целых две пятых
- р. Двух третьих, трёх целых двух пятых
- д. Двум третьим, трём целым двум пятым
- в. Две третьих, три целых две пятых
- т. Двумя третьими, тремя целыми двумя пятыми
- п. (0) двух третьих, трёх целых двух пятых. (слайд 13)
- Упражнения для закрепления.
Задание 2. Назовите дробные числительные. (слайд 14)
Поставили термометр. Оказалось тридцать девять и семь десятых.
а) семь десятых
б) тридцать девять и семь десятых
в) тридцать девять
- V . Физминутка.
- VI . Самостоятельная работа.
Задание 3.
1)Запишите словами следующие числительные: (слайд 15)
6∕5; 158; 16,875; 11913; 62,09
2)Просклоняйте числительные 16,3; 158
3)Работа по учебнику стр. 125 (теория)
Задание 4. Решите примеры, заменив цифры словами. Определить падеж числительных. (слайд 16)
9 3/4+1= 0,66+9,94= 60,7-40,8=
Проверка. Вывод.
Информация. (Слайд № 17)
— В дробном числительном с первой частью одна вторая часть согласуется с ней в роде и падеже (одна восьмая, одной восьмой, одну восьмую).
Задание 5. Работа с текстом. Запишите числа словами.
Самый маленький зверек- карликовая белозубка. (Слайд № 18) Она не превышает в длину 4,5 сантиметра и весит 1,8 грамма. Зверек уничтожает вредных насекомых. За сутки съедает в 3-4 раза больше своего веса, засыпает до 70 раз!.
14.Самооценивание. Вывод
VII . Итоги урока.
Выполните тест (слайд № 19-20).
- В каком предложении из произведений С.Маршака употреблено порядковое числительное?
а) «Да послышался вдали выстрел из двустволки».
б) «Распустился ландыш в мае, в самый праздник, в первый день».
в) «Бьют часы Кремлёвской башни, свой салют двенадцать раз».
г) «На столе он строит башни, строит город в пять минут».
- Укажите верное утверждение.
а) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и его порядок при счете.
б) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете.
в) Имя числительное – это служебная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете.
г) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета.
- Укажите неверное утверждение .
а) Сорок восемь – это целое число.
б) Одна треть – дробное числительное.
в) Сто – собирательное числительное
г) трое – собирательное числительное.
- Цифрами записаны количественные числительные. Укажите строчку, к которой все числительные являются простыми.
а) 19, 15, 1000
б) 8, 1000, 100, 1
в) 19999, 300, 4, 17
г) 3, 29, 18, 41
- Укажите строчку, в которой допущена ошибка.
а) пять, пятнадцать, пятьдесят, пятьсот
б) семь, семнадцать, семьдесят, семьсот
в) шесть, шестнадцать, шестьдесят, шестьсот
г) восемь, восемнадцать, восемьдесят, восемьсот
Ключи: 1-б, 2 – б, 3 –в, 4 – б, 5 – а.
– Итак, мы сегодня узнали, как склоняются дробные числительные.
В чём особенность их строения и склонения?
VIII . Домашнее задание. Слайд №21
1)Подчеркните имена числительные в пословицах и поговорках.
а) Ум хорошо, а два лучше.
Один в поле не воин.
Семь раз отмерь, а один раз отрежь.
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
У умной головы сто рук.
Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года. Чтобы научиться лени – только три дня.
2)Запишите произведения, в заглавиях которых есть числительные .
ПОДЕЛИТЬСЯ Вы можетеИмена числительные – это, по сути, числа, записанные словами. В русском языке существует несколько видов числительных: количественные, порядковые, дробные и собирательные. В статье подробно описан каждый вид, с характерными особенностями, структурой и наглядными примерами.
Цифры, записанные словами – это имена числительные. Их используют для создания в тексте высокой точности, поэтому числительные чаще всего встречаются в текстах научного стиля.
Имена числительные в грамматике русского языка делятся на несколько групп.
Количественные и порядковые числительные
Некоторые лингвисты считают, что настоящими числительными могут быть только количественные, поскольку именно они обозначают количество, а порядковые числительные - это просто разновидность прилагательных. Но грамматические особенности порядковых числительных характеризуются определёнными чертами, не свойственными прилагательному.
Количественные числительные считаются непроизводными: они не произошли от каких-то других знаменательных частей речи. Порядковые образовались от количественных: Пять - пятый; два - второй; сто - сотый, тысяча - тысячный и т. д.
ТОП-5 статей которые читают вместе с этой
Порядковые числительные отличаются от количественных не только значением, но и способами изменения, а также синтаксической ролью. Если количественные при изменении имеют форму, свойственную существительным разных склонений, то порядковые склоняются по образцу прилагательных. Например:
Из пяти (колич. числит. в Р. п.) - из жизни (сущ. 3-го скл. в Р. п.) ;
В миллионе (колич. числ. в П. п.) - в доме (сущ. 2-го скл. в П. п.).
Пятого (порядк. числ. в м. р. Р. п.) - доброго (прилаг в м. р. Р. п.); шестнадцатой (порядк. числ. в ж. р. Д. п.) - светлой (прилаг. в ж. р. Д. п.).
Собирательные числительные
Характерной особенностью данных числительных является то, что они могут сочетаться не со всеми словами. Так, например, не может быть трое сестёр, пятеро книг, семеро кабанов . Обычно собирательные числительные используются со словами, обозначающими что-то или кого-то, часто собирающихся вместе и образующих определённую группу. Поэтому с одушевлёнными существительными слова вроде двое, трое, восьмеро и т. д. используются гораздо чаще, чем с неодушевлёнными.
Дробное имя числительное
С помощью слов данной категории на письме записываются дроби: пять шестых, семь восьмых, две девятых и т. д.
По своей структуре эти числительные могут быть только сложными .
В состав дроби всегда входит количественное и порядковое числительное. С помощью первого выражается числитель, с помощью второго - знаменатель. Дробные числительные являются синтаксически неделимыми сочетаниями.
Оценка статьи
Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 19.