Целостность социальной системы. Понятие, структура и признаки социальной системы. Понятие социальной системы

Как самостоятельной науки ученые всегда пытались понять общество как организованное целое, выделив в нем составляющие его элементы. Такой универсальный для всех наук аналитический подход должен быть приемлем и для позитивной науки об обществе. Описанные выше попытки представить общество как организм, как саморазвивающееся целое, обладающее способностью самоорганизации и поддержания равновесия, по сути были предвосхищением системного подхода. В полной мере речь о системном понимании общества можно вести после создания Л. фон Берталанфи общей теории систем.

Социальная система - это упорядоченное целое, представляющее собой совокупность отдельных социальных элементов — индивидов, групп, организаций, институтов.

Эти элементы соединены между собой устойчивыми связями и в целом образуют социальную структуру. Общество может само рассматриваться как система, состоящая из множества подсистем, а каждая подсистема представляет собой систему на своем уровне и имеет свои подсистемы. Таким образом, с точки зрения системного подхода общество — это что-то вроде матрешки, внутри которой находится множество все более маленьких матрешек, следовательно, существует иерархия социальных систем. Согласно общему принципу теории систем, система — нечто гораздо большее, чем просто сумма своих элементов, и как целое, благодаря своей целостной организации обладающее качествами, которых не было у се элементов, взятых в отдельности.

Всякая система, в том числе социальная, может быть описана с двух точек зрения: во-первых, с точки зрения функциональных взаимоотношений ее элементов, т.е. с точки зрения структуры; во-вторых, с точки зрения отношений между системой и внешним миром вокруг нее — окружающей средой.

Отношения между элементами системы поддерживаются сами собой, никем и ничем не направляясь извне. Система автономна и не зависит от воли включенных в нее индивидов. Поэтому системное понимание общества всегда связано с необходимостью решения большой проблемы: как соединить свободное действие индивида и функционирование системы, существовавшей до него и самим своим существованием обусловливающей его решения и поступки. Если следовать логике системного подхода, то, строго говоря, свободы индивида нет вообще, поскольку общество как целое превышает сумму своих частей, т.е. являет собой реальность неизмеримо более высокого порядка, чем индивид, меряет себя историческими сроками и масштабами, несопоставимыми с хронологическим масштабом индивидуальной перспективы. Что может знать индивид об отдаленных последствиях своих действий, которые могут оказаться противоположными его ожиданиям? Он просто превращается в «колесико и винтик общего дела», в мельчайший элемент, сведенный к объему математической точки. Тогда в ракурс социологического рассмотрения попадает не сам индивид, а его функция, обеспечивающая в единстве с другими функциями сбалансированное существование целого.

Отношения системы с окружающей средой служат критерием ее прочности и жизнеспособности. Для системы опасно то, что приходит извне: ведь внутри все работает на ее сохранение. Окружающая среда потенциально враждебна системе, поскольку воздействует на нее как на целое, т.е. вносит в нее изменения, которые могут расстроить ее функционирование. Систему спасает то, что она обладает способностью к самопроизвольному восстановлению и установлению состояния равновесия между собой и внешней средой. Это означает, что система по своей природе гармонична: она тяготеет к внутреннему балансу, и его временные нарушения представляют собой лишь случайные сбои в работе слаженной машины. Общество похоже на хороший оркестр, где гармония и согласие являются нормой, а разлад и музыкальная какофония — случайным и досадным исключением.

Система умеет воспроизводить самое себя без сознательного участия включенных в нее индивидов. Если она функционирует нормально, следующие поколения спокойно и бесконфликтно вписываются в ее жизнедеятельность, начинают действовать согласно правилам, которые диктует система, и в свою очередь передают эти правила и навыки следующим поколениям. В рамках системы воспроизводятся и социальные качества индивидов. Например, в системе классового общества представители высших классов воспроизводят свой образовательный и культурный уровень, соответствующим образом воспитывая своих детей, а представители низших помимо своей воли воспроизводят свой недостаток образования и свои трудовые навыки в своих детях.

В число характеристик системы входит также способность интегрировать в себя новые социальные образования. Она подчиняет своей логике и заставляет работать но своим правилам на благо целого вновь возникающие элементы — новые классы и социальные слои, новые институты и идеологии и т.д. Например, нарождавшаяся буржуазия долгое время нормально функционировала как класс в составе «третьего сословия», и л ишь когда система сословного общества уже не могла сохранять внутренний баланс, выломалась из нее, что означало гибель всей системы.

Системные характеристики общества

Общество можно представить в виде многоуровневой системы . Первый уровень — это социальные роли, задающие структуру социальных взаимодействий. Социальные роли организованы в различные и , которые составляют второй уровень общества. Каждый институт и общность могут быть представлены в виде сложной устойчивой и самовоспроизводящейся системной организации. Различия выполняемых социальными группами функций, противостояние их целей требуют такого системного уровня организации, который поддерживал бы в обществе единый нормативный порядок. Он реализуется в системе культуры и политической власти. Культура задает образцы человеческой деятельности, поддерживает и воспроизводит нормы, апробированные опытом многих поколений, а политическая система законодательными и правовыми актами регулирует и укрепляет связи между социальными системами.

Социальная система может рассматриваться в четырех аспектах:

  • как взаимодействие индивидов;
  • как групповое взаимодействие;
  • как иерархия социальных статусов (институциональных ролей);
  • как совокупность социальных норм и ценностей, определяющих поведение индивидов.

Описание системы в ее статичном состоянии было бы неполным.

Общество — динамическая система , т.е. находится в постоянном движении, развитии, меняет свои черты, признаки, состояния. Состояние системы дает представление о ней в конкретный момент времени. Смена состояний вызывается как влияниями внешней среды, так и потребностями развития самой системы.

Динамические системы могут быть линейными и нелинейными. Изменения в линейных системах легко просчитываются и прогнозируются, поскольку происходят относительно одного и того же стационарного состояния. Таково, например, свободное колебание маятника.

Общество — нелинейная система. Это означает, что происходящие в нем в разное время под воздействием разных причин процессы определяются и описываются разными законами. Их нельзя уложить в одну объяснительную схему, потому что обязательно найдутся такие изменения, которые не будут отвечать этой схеме. Именно поэтому социальные изменения всегда содержат долю непредсказуемости. Кроме того, если маятник возвращается в прежнее состояние со 100%-ной вероятностью, общество никогда не возвращается назад к какой-то точке своего развития.

Общество — открытая система . Это значит, что оно реагирует на малейшие влияния извне, на любую случайность. Реакция проявляется в возникновении флуктуаций — непредсказуемых отклонений от стационарного состояния и бифуркаций — разветвлений траектории развития. Бифуркации всегда непредсказуемы, к ним неприменима логика предшествующего состояния системы, поскольку они сами по себе представляют собой нарушение этой логики. Это как бы кризисные моменты излома, когда теряются привычные нити причинно-следственных связей и наступает хаос. Именно в точках бифуркации возникают инновации, происходят революционные изменения.

Нелинейная система способна порождать аттракторы — особые структуры, превращающиеся в своего рода «цели», к которым направляются процессы социальных изменений. Это новые комплексы социальных ролей, которых ранее не было и которые организуются в новый социальный порядок. Так возникают новые предпочтения массового сознания: выдвигаются новые политические лидеры, резко приобретающие общенародную популярность, образуются новые политические партии, группы, неожиданные коалиции и союзы, происходит перераспределение сил в борьбе за власть. Например, в период двоевластия в России 1917 г. непредсказуемые стремительные социальные изменения за несколько месяцев привели к большевизации советов, неслыханному росту популярности новых лидеров и в конечном счете к полной смене всей политической системы в стране.

Понимание общества как системы прошло длительную эволюцию от классической социологии эпохи Э. Дюркгейма и К. Маркса до современных работ по теории сложных систем. Уже у Дюркгейма развитие социального порядка ассоциируется с усложнением общества. Особую роль в понимании систем сыграла работа Т. Парсонса «Социальная система» (1951). Он сводит проблему системы и индивида к взаимоотношению между системами, поскольку рассматривает как систему не только общество, но и личность. Между этими двумя системами, согласно Парсонсу, существует взаимопроникновение: невозможно представить себе систему личности, которая не была бы включена в систему общества. Социальное действие и его компоненты также являются частью системы. Несмотря на то что действие само складывается из элементов, вовне оно выступает как целостная система, качества которой активизируются в системе социального взаимодействия. В свою очередь система взаимодействия является подсистемой действия, гак как каждый единичный акт состоит из элементов системы культуры, системы личности и социальной системы. Таким образом, общество представляет собой сложное переплетение систем и их взаимодействий.

По мнению немецкого социолога Н. Лумана, общество представляет собой аутопойетическую систему — саморазличающую и самообновляющуюся. Социальная система обладает способностью отличать «себя» от «других». Она сама воспроизводит и определяет собственные границы, отделяющие ее от внешней среды. Кроме того, согласно Луману, социальная система в отличие от природных систем строится на основе смысла, т.е. в ней обретают смысловое согласование ее различные элементы (действие, время, событие).

Современные исследователи сложных социальных систем фокусируют свое внимание не только на чисто макросоциологических проблемах, но и на вопросах, как реализуются системные изменения на уровне жизни индивидов, отдельных групп и общин, регионов и стран. Они приходят к выводу, что все изменения происходят на различных уровнях и взаимосвязаны в том смысле, что «высшие» возникают из «низших» и снова возвращаются к низшим, оказывая на них влияние. Нап р им ер, социальное неравенство проистекает из разницы в доходах и благосостоянии. Это не просто идеальная мера распределения доходов, но реальный фактор, продуцирующий определенные социальные параметры и оказывающий влияние на жизнь индивидов. Так, американский исследователь Р. Уилкинсон показал, что в тех случаях, когда степень социального неравенства превышает определенный уровень, оно оказывает влияние на здоровье индивидов само по себе, вне зависимости от фактического благосостояния и дохода.

Общество обладает самоорганизационным потенциалом, что позволяет рассматривать механизм его развития, особенно в ситуации трансформации, с позиций синергетического подхода. Под самоорганизацией понимаются процессы спонтанного упорядочения (перехода от хаоса к порядку), образования и эволюции структур в открытых нелинейных средах.

Синергетика - новое междисциплинарное направление научных исследований, в рамках которого изучаются процессы перехода от хаоса к порядку и обратно (процессы самоорганизации и самодезорганизации) в открытых нелинейных средах самой различной природы. Данный переход называется фазой становления, которая связана с понятием бифуркации или катастрофы — скачкообразным изменением качества. В решающий момент перехода система должна совершить критический выбор через динамику флуктуации, и этот выбор происходит в зоне бифуркации. После критического выбора происходит стабилизация и система развивается дальше в соответствии со сделанным выбором. Именно так по законам синергетики фиксируются фундаментальные соотношения между случаем и внешним ограничением, между флуктуацией (случайностью) и необратимостью (необходимостью), между свободой выбора и детерминизмом.

Синергетика как научное течение возникло во второй половине XX в. в естественных науках, однако постепенно принципы синергетики распространились и в гуманитарных науках, став настолько популярными и востребованными, что на настоящий момент синергетические принципы находятся в центре научного дискурса в системе социально-гуманитарного знания.

Общество как социальная система

С точки зрения системного подхода может рассматриваться как система, состоящая из множества подсистем, а каждая подсистема в свою очередь сама являет собой систему на своем уровне и имеет свои подсистемы. Таким образом, общество — что-то вроде набора матрешек, когда внутри большой матрешки находится матрешка поменьше, а внутри нее — еще более маленькая и т.д. Таким образом, существует иерархия социальных систем.

Общий принцип теории систем заключается в том, что система понимается как нечто гораздо большее, чем просто сумма своих элементов, — как целое, благодаря своей целостной организации обладающее качествами, которых нет у ее элементов, взятых в отдельности.

Отношения между элементами системы таковы, что поддерживаются сами собой, они никем и ничем не направляются извне. Система автономна и не зависит от воли включенных в нее индивидов. Поэтому системное понимание общества всегда связано с большой проблемой — как соединить свободное действие индивида и функционирование системы, существовавшей до него и обусловливающей самим своим существованием его решения и поступки. Что может знать индивид об отдаленных последствиях своих действий, которые могут оказаться противоположными его ожиданиям? Он просто превращается в «колесико и винтик общего дела», в мельчайший элемент, и социологическому рассмотрению подвергается не сам индивид, а его функция, обеспечивающая в единстве с другими функциями сбалансированное существование целого.

Отношения системы с окружающей средой служат критерием ее прочности и жизнеспособности. Для системы опасно то, что приходит извне, так как внутри системы все работает на ее сохранение. Окружающая среда потенциально враждебна системе, поскольку воздействует на нее как на целое, внося в нее изменения, которые могут расстроить ее функционирование. Система сохраняется, так как обладает способностью к самопроизвольному восстановлению и установлению состояния равновесия между собой и внешней средой. Это означает, что система тяготеет к внутреннему балансу и временные его нарушения представляют собой лишь случайные сбои в работе слаженной машины.

Система умеет воспроизводить самое себя. Это происходит без сознательного участия включенных в нее индивидов. Если она функционирует нормально, следующие поколения спокойно и бесконфликтно вписываются в ее жизнедеятельность, начинают действовать согласно правилам, которые диктует система, и в свою очередь передают эти правила и навыки своим детям. В рамках системы воспроизводятся и социальные качества индивидов. Например, в классовом обществе представители высших классов воспроизводят свой образовательный и культурный уровень, соответствующим образом воспитывая своих детей, а представители низших классов помимо своей воли воспроизводят в своих детях недостаток образования и свои трудовые навыки.

В число характеристик системы входит также способность интегрировать в себя новые социальные образования. Она подчиняет своей логике и заставляет действовать по своим правилам на благо целого вновь возникающие элементы — новые классы, социальные слои и т.д. Например, нарождавшаяся буржуазия долгое время нормально функционировала в составе «третьего сословия» (первое сословие — дворянство, второе — духовенство), но когда система сословного общества не могла сохранять внутренний баланс, она «выломалась» из нее, что означало гибель всей системы.

Итак, общество можно представить в виде многоуровневой системы. Первый уровень — это социальные роли, задающие структуру социальных взаимодействий. Социальные роли организованы в институты и общности, которые составляют второй уровень общества. Каждый институт и общность могут быть представлены в виде сложной системной организации, устойчивой и самовоспроизводящейся. Различия выполняемых функций, противостояние целей социальных групп могут привести к гибели общества, если не будет такого системного уровня организации, который поддерживал бы в обществе единый нормативный порядок. Он реализуется в системе культуры и политической власти. Культура задает образцы человеческой деятельности, поддерживает и воспроизводит нормы, проверенные опытом многих поколений, а политическая система законодательными и правовыми актами регулирует и укрепляет связи между социальными системами.

№ 5 - 2007 г. 22.00.00 социологические науки УДК 37.01:316.37

ТРАКТОВКИ ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ

Г.Г. Куликова НФ РГТЭУ (г. Новосибирск)

Социальные ценности - важнейший компонент социальной системы, содержание которой обусловлено уровнем развитости всех сфер общественной жизни, особенно, культуры. Эти ориентации проявляют мировоззрение и нравственные принципы личности, отражают ее субъективную общественную позицию. Они - продукт социализации личности, ее предшествующего опыта. Они же - главные регуляторы социального поведения людей, а значит - общественных процессов. Поэтому они заслуживают наибольшего внимания социологов.

Вся система личностных ценностей служит человеку масштабом самооценки и оценки поведения всех других людей. Поэтому изучение ценностей общества и индивидов было и остается важной задачей наук об обществе и человеке.

Ключевые слова: смысложизненная, универсальная, партикулярная ценности

До недавних пор духовность личности исследовалась отечественными педагогами и социологами в идеологическом и мировоззренческом аспектах, в контексте выяснения соответствия духовных качеств принципам марксистско-ленинской идеологии и научного атеизма. Сейчас наблюдается рост интереса к изучению духовности в ином ключе - ценностном (социо-аксиологическом).

Новый для нас подход стар и традиционен для западной социологии, как теоретической, так и эмпирической. Э. Дюркгейм, Г. Заммель, М. Вебер, В. Парето, У. Томас, Ф. Знанецкий, Т.

Парсонс, Р. Мертон, Т. Лукман, П. Бурдье и многие их последователи при всем отличие от концепций решали, по сути дела, общую задачу - выявить роль социальных (в том числе духовных) ценностей в жизни индивидов, социальных групп и общества. Благодаря их трудам нам ныне известны следующие истины.

Социальные ценности - важнейший компонент социальной системы, содержание которой обусловлено уровнем развитости всех сфер общественной жизни, особенно, культуры.

Социальной ценностью может стать любой материальный или идеальный объект (как реально существующий, так и воображаемый), если:

1. обладание им проблематично (ценность любого объекта возрастает по мере уменьшения возможностей его получения);

2. на этом объекте фокусируются желания многих людей и их групп;

3. этот объект оценивается в качестве необходимого условия жизнедеятельности жаждущих его.

Чем сложнее устроено общество, тем больше набор социальных ценностей. Но в любом обществе социальные ценности составляют систему, т.е. взаимодействуют между собой. Эти взаимодействия осуществляются по трем основным моделям:

Гармоничной (когда все ценности, или большая их часть, взаимоукрепляют друг друга);

Антагонистичной (когда одни ценности взаимоисключают другие);

Нейтральной (когда составляющие систему ценностей структуры индеферентны по отношению друг к другу).

В любой системе общественных ценностей выделяется три уровня. Первый - высшие ценности, близкие к социальному идеалу, а потому вызывающие наибольшее восхищение, но которое, как правило, не дополняется реальным служением им подавляющего большинства людей. Второй -ценности, признаваемые нормой для большинства людей и их групп. Третий - ценности меньшинства, осуждаемые большинством, имеющие, по мнению последнего, аморальный или правонарушительный оттенок.

Социальные ценности - сложный, многообразный феномен, нуждающийся в типологизации по многим основаниям. Различают ценности:

Духовные и материальные;

Экономические, политические, правовые, религиозные и идеологические, моральные, эстетические, экологические;

Ретроспективные, актуальные и перспективные;

Всего человечества, конкретного общества, народа, нации, класса, политической партии, массового движения, трудового коллектива, семьи, индивида.

В системе ценностей личности чаще всего выделяют подсистемы: смысложизненную, универсальную и партикулярную. Смысложизненными называют такие ценности личности, которые стали целями ее жизни, определили средства их достижения, а потому играют функцию главнейших регуляторов ее социального поведения. Они образуют высший уровень в иерархии ценностей личности, детерминируют ее восприятие и оценку собственной жизни, принятие жизненно важных решений в любых ситуациях. Их, как следует из диспозиционной теории саморегуляции поведения личности, разработанной В.А. Ядовым, нельзя путать с установками людей на конкретные социальные объекты и конкретные ситуации, определяющими их отдельные поступки . Смысложизненные ориентации связаны с целостностью образа жизни человека, означают его предрасположенность к определенному поведению в любых жизненных условиях

Эти ориентации проявляют мировоззрение и нравственные принципы личности, отражают ее субъективную общественную позицию. Они - продукт социализации личности, ее предшествующего опыта. Они же - главные регуляторы социального поведения людей, а значит -общественных процессов. Поэтому они заслуживают наибольшего внимания социологов.

К универсальным принято относить:

1. витальные ценности людей, связанные с сохранением и продлением жизни, здоровьем, личной безопасностью, собственностью, благосостоянием, семьей, детьми, трудом, родом занятий, качеством продуктов и т.п.);

2. ценности личностного развития (образование, равенство стартовых возможностей, творчество, самореализация, утверждение собственного достоинства, сохранение и развитие индивидуальности);

3. коллективистские ценности (взаимопомощь, солидарность, дружба, организованность, дисциплинированность, чувство защищенности);

4. ценности межличностного общения (любовь, верность, порядочность, толерантность, корректность, честность, доброжелательность, бескорыстие);

5. ценности общественного признания (социальный статус, почет, награды, льготы,

привилегии);

6. демократические ценности (свобода слова, собраний, совести, плюрализм мнений, гарантии социального равенства, соблюдение иных политических прав человека).

Под партикулярными подразумеваются ценности:

1. религиозные;

2. традиционные (любовь к семье и малой Родине, привязанность к друзьям и коллективу, уважение к обычаям, обрядам, а также лидерам, традиционно считающимся заслуживающими признательности);

3. ценности нового времени, которые по сложившейся в социологии традиции часто называют урбанистическими (личный успех, предприимчивость, социальная мобильность, свобода выбора места жительства, стиля и образа жизни).

Все эти подсистемы и структуры ценностей личности, дополняя друг друга и взаимодействуя между собой, либо стимулируют ее социально значимые поступки, либо тормозят их совершению. Вся система личностных ценностей служит человеку масштабом самооценки и оценки поведения всех других людей. Поэтому изучение ценностей общества и индивидов было и остается важной задачей наук об обществе и человеке.

Западная социология доказала, что система социальных ценностей должна выявляться эмпирическим путем. Она предложила разнообразные методики такого выявления (начиная от традиционного анкетирования и кончая методами групповых дискуссий), разработала специальную совокупность индикаторов и индексов, позволяющих устанавливать типы и разновидности социальных ценностей, а также типологических групп, схожих или отличных по существенным признакам ценностных ориентаций людей.

Несмотря на обилие эмпирических исследований ценностей людей, проведенных в США и странах Европы, невыясненным остался главный вопрос - что такое духовность личности? Какие феномены сознания объемлются этим понятием? Насколько полно и системно изучение духовности личности путем анализа ее смысложизненных ценностей? Являются ли духовными ценности личности, ориентирующие ее на повышение материального благосостояния в ущерб морально-нравственному и/или интеллектуальному развитию? Что является источником смысложизненных ценностей? Каков механизм их формирования?

На эти вопросы традиционная западная социология либо вообще не ответила, либо дала взаимоисключающие ответы. Позитивисты представляли духовность в роли служанки, обслуживающей утилитарные стремления людей к получению разнообразных благ. Справедливо критикуя их, М. Вебер говорил о религии как первооснове духовности личности, первоисточнике всех социальных ценностей, в том числе и, прежде всего, смысложизненных. По данным его исследований, только религиозная (faith) вера личности делает ее действия осмысленными и социальными. В. Парето, ставивших духовность личности выше всех прочих ее структур, усматривал ее первоисточник в belif-вере, идеологии, прежде всего. Т. Парсонс считал фундаментом духовности морально-нравственные принципы.

Интересные, но не полные ответы на вышеназванные вопросы дали взаимодополняющие друг друга социологические течения ХХ века - феноменологическая и экзистенциальная социология, символический интеранционизм, социология знания и этнометодология. Все они исходят из того, что мир, в котором живут люди, есть, по сути дела, мир, который живет внутри их. Воспринимаемая человеком окружающая его действительность (в том числе социальная) находится не вне его, а в его сознании. То, что человек не осознает, для него несущественно. Реально для него то, что он признает реальным. Такая постановка не есть отрицание объективного мира или уход в лабиринты солипсизма. Она означает стремление понять, чем для человека является окружающий его мир, при каких обстоятельствах и почему люди считают что-то реальным, какие смыслы личность придает миру, в котором она живет.

В рамках характеризуемых направлений социологии особое внимание уделяется тому факту, что обычный человек осознает социальную действительность не ради процесса познания, а ради понимания самого себя, своего места и роли в окружающем мире, возможностей и ограничений своей жизнедеятельности.

В итоге такого познания формируется самость (self) личности, система ее осознанных позиций, внутренняя самоиндефикация, глубинная самоопределенность, подлинное самосознание, квинтэссенция человеческой субъектности. Всеми этими (и другими) терминами разные представители характеризуемых подходов обозначают духовность личности.

Важно заметить, что духовность личности осмысливается при этом как:

Противоречивое единство объективного и субъективного, социального и индивидуального, рационально-осознанного и неосознанного;

<центр жизненного мира человека> (А. Щюц), определяющий выбор варианта решения им любого жизненно важного вопроса;

Самоосознание, находящееся в постоянном изменении под воздействием осознаваемой части социального мира;

Нерасчлененная целостность, сплав faith-веры и belif-веры, нравственности и идеологии личности, ее общих мировоззренческих позиций и оценок частных явлений окружающего мира.

Следует обратить внимание и на то, что трактовки духовности человека современной западной социологией кое в чем существенном стали сближаться с теми, которые давно высказаны русскими социологами - Н.А. Бердяевым, С.Н. Булгаковым, А.И. Введенским, И.А. Ильиным, М.М. Кареевым, Н.О. Лосским, В.И. Несмеловым, В.В. Розановым, Е.Н. Трубецким, Н.Ф. Федоровым, П.А. Флоренским, С.Л. Франклом и другими. Под духовностью человека они понимали сугубо внутреннюю, опытно-мистическую жизнь верующего человека, регулирующую его совесть, нравственность, идеологию, мировоззрение, практическое поведение. Будучи православными христианами и объективными исследователями социальных отношений, они прекрасно видели то, что до сих пор не могут узреть вульгарные атеисты - социальную полезность и необходимость развития духовности россиян на принципах Православия. Это нужно не для создания рая на Земле, а для недопущения на ней ада.

Подлинно духовная жизнь, по мнению М.М. Кареева, состоит "в непрестанном богообщении".

Она предполагает смирение гордыни, "самоуничижение", "готовность претерпеть все состояния лежащего во зле мира", отказ от славы и материального благополучия, "коих нельзя достичь, не поступаясь собственной совестью", не нарушая правил честности. . Вторя ему, В.И. Несмелов писал, что образ Божий присутствует в сознании каждого индивида, но не каждый из них возвышается до понимания того, что "без реального существования Бога никакое сознание не было бы возможно" .

"Только в мистической и оккультной философии, которой философы официальные и общественные все еще не хотят знать, - писал И.А. Бердяев, - раскрылось истинное учение о человеке как микрокосме: Только мистики хорошо понимали, что все происходящее в человеке имеет мировое значение и отпечатлевается на космосе: Мистика всегда была противоположна тому психологизму, который видит в человеке замкнутое индивидуальное существо, дробную часть мира. Человек не дробная часть вселенной, не осколок ее, а целая малая вселенная, включающая в себя все качества вселенной большой" .

В современной отечественной педагогике и социологии присутствуют и развиваются идеи, порожденные как западной педагогикой и социологией (классической и новыми ее течениями), так и русской духовной традицией. При этом прозападные идеи встречаются гораздо чаще, особенно, в эмпирических исследованиях последнего десятилетия.

По методологическому основанию и теоретической новизне выводов проведенные российскими

социологами в 90-х годах эмпирические исследования духовности социальных групп можно разделить на три типа. Большая их часть базируется на традиционной для западной социологии методологии, описанной в начале данного параграфа.

Исследований, реализующих феноменологический, экзистенциальный и этнометодологический подходы к изучению духовности личности и социальных групп значительно меньше. Но еще меньше таких научных поисков, которые основаны на вышеохарактеризованных идеях русских философов и социологов, на учете специфики российских условий и ментальности россиян, потребности адаптации к этой специфике современных западных методологий и методик.

Традиционные парадигмы западной социологии позволяют фиксировать лишь некоторые грани духовности личности, не ориентируют на познание духовности как целостного качества личности. Нужна новая парадигма, "основанная на синтезе восточных и западных представлений, на единстве строгого рационального познания и полета свободной фантазии, интуиции. Для полного, исчерпывающего объяснения человека нам следует принять такой парадокс (который был принят в физике в отношении материи), а именно: ... человек одновременно и материальный объект (биомашина), и неограниченное поле сознания: Такой подход позволяет не только объяснить многие "таинственные" случаи, но и выявить новые, неизвестные ранее закономерности в развитии человека, в его взаимосвязи с Космосом. Однако, социология до сих пор остается вне новой научной картины мира..." .

Признав целесообразность изучения духовности личности и социальных групп путем анализа смыслов их жизни, проанализировав различные значения понятия "смысл жизни", имеющиеся в западных и отечественных науках об обществе и человеке, автор заключил, что "смысл жизни в общем виде можно определить как доминирующую направленность группового или индивидуального сознания, которая непосредственно проявляется в социальной деятельности личности или общественной группы и имеет социальную ценность.

В функциональном аспекте смысл жизни представляет собой высшую интегративную основу личности, ее системообразующий фактор, проявляющийся в различных элементах ее духовного мира и деятельности. В антологическом плане он существует в различных формах: как феномен объективной действительности, и в качестве средства межличностного взаимодействия, и в виде элементов субъективной реальности" .

"Как элемент субъективной реальности смысл жизни представляет собой сложное духовное образование, возникшее в процессе целеполагания: нижний "этаж" смысла жизни личности - ее цели, верхний - личностные смыслы этих целей. Соответственно этому выделяются социальный и индивидуальный компоненты смысла жизни личности. Первый - это значение жизни личности для прогрессивного развития общества. Второй характеризует значение жизни для самой личности .

Смысл жизни "выступает: интегральным показателем системы ценностных ориентаций личности, наиболее ярким выражением ее направленности. Социология изучает, с одной стороны то, как понимают свой смысл жизни представители различных классов и социальных групп общества, с другой - в чем заключается объективный смысл их жизнедеятельности, и с третьей - какие требования предъявляет общество к смыслу жизни его членов" .

<На наш взгляд, "в чистом виде" могут быть выделены, по крайней мере:

1. Социально-альтруистический смысл жизни - бескорыстная забота об общем благе и связанная с ней готовность поступиться во имя блага общества и других людей собственными интересами:

2. Социально-творческий человек видит смысл жизни в создании духовных и материальных ценностей и надеется жить в результатах этой деятельности.

3. Социально-демографический смысл жизни заключается в рождении и воспитании детей и внуков, и, соответственно, надежде "продолжить жизнь" в своих непосредственных потомках:

4. Группа концепций смысла жизни, способствующих прогрессивному развитию индивида (а тем самым и общества), включает различные варианты игровой деятельности (игрой авторы называют широкий круг деятельности, противопоставленной обычной утилитарной работе и приносящей удовольствие - В.С.).

5. Престижный - характеризует совокупность различных способов повышения своего статуса, своей значимости в глазах окружающих: от профессиональной карьеры до погони за богатством:

6. Лидерский - стремление к лидерству, власти над окружающими в любой форме и на любом уровне:

7. Гедонистический - присущ людям, стремящимся к разного рода наслаждениям, отношение которых к жизни можно выразить принципом "после нас хоть потоп":

8. Конформистский - стремление "жить как все", ничем не выделяясь:

9. Теологический или религиозный - служение Богу в той или иной форме:" .

Смысложизненные ориентации студентов связанны с их:

"представлениями о социальной справедливости", которые "составляют "нервную систему" социума, неосторожное прикосновение к которой может дать рецидив массовой конфликтности, вакханалию погромов, социальной нетерпимости";

Региональной дифференциацией ("Сибирякам присущи более чем другим, вера в Бога, ориентация на жизнь ради людей и духовное развитие, нравственное самосовершенствование";

Половой принадлежностью;

Приверженностью разным политическим идеалам социально-этическим системам религиозным конфессиям и мировоззренческим конструктам .

Подведем итог.

В социологической и педагогической литературе (как отечественной, так и зарубежной) нет однозначности трактовок духовности личности. Понятие "духовность" и производные от нее термины применяются, как минимум, в следующих значениях:

В качестве аналога философской категории "идеальное";

Для обозначения образованности, эстетической развитости, философской грамотности и других характеристик культуры человека;

При характеристике сущности и проявлений религиозно-мистической деятельности (отсюда происходят термины "духовник" и "духовенство");

Для фиксации содержания сознания личности и социумов, социально-значимых итогов мыслительной деятельности людей, их смыслополагания;

В роли обобщенного наименования всех феноменов индивидуального, группового и общественного сознания, в том числе и прежде всего - смысложизненных ценностей;

В случае необходимости различать структуры личности в том контексте, который был представлен в первом параграфе.

Названные значения при всем их отличии друг от друга роднятся тем, что духовность личности связывается с ее сознанием, выступает оценочной характеристикой сознания. В отличие от психологии, изучающей сознание как высший уровень психики, как механизм взаимодействия восприятия, памяти, рефлексии, интенциональности и других модусов мышления, педагогику и социологию сознание интересует как со-мыслия. Грамматическая приставка "со:" - не простое дополнение к "знанию". Она задает перспективу анализа со-знания как социального явления в контексте со-бытия людей, их со-мыслия (отсюда вытекает понятие "смысл"), со-творчества, сотрудничества, со-деятельности, со-единения их разнообразных сил.

Именно такое изучение со-знания, а, следовательно, и духовности личности, как свидетельствует история педагогики и социологии, становится все более перспективным. Оно в наибольшей мере

соответствует традициям русской социальной педагогики.

Список литературы

1. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества / Н.А. Бердяев // М., 1989. - 607 с.

2. Григорьев С.И. В поисках смысла жизни и справедливости: студенчество России на пороге XXI века / С.И. Григорьев, В.Г. Немировский // Барнаул-Красноярск, 1995.

3. Ядов В.А. Диспозиционная концепция личности / В.А. Ядов // Социальная психология. - Л., 1979. - С. 46-52.

4. Ядов В.А. Идеология, как форма духовной деятельности общества / В.А. Ядов // Ленинград, 1961. - 123 с.

Социальная система - это совокупность социальных явлений и процессов, которые находятся в отношениях и связи между собой и образуют некоторый социальный объект. Этот объект выступает как единство взаимосвязанных частей (элементов, компонентов, подсистем), взаимодействие которых между собой и с окружающей средой обуславливают его существование, функционирование и развитие как целого. Любая система предполагает наличие внутренней упорядоченности и установление границ, отделяющих ее от других объектов. Структура - обеспечивает внутренний порядок соединения элементов системы.

Пониманию общества как системы предшествовало его понимание как социального порядка - поддержания и регулирование жизни определенным набором правил, изначально существующих или установленных между людьми. Основания этого порядка искались либо в естественном праве, присущем самой природе вещей, либо в его сверхъестественном (божественном) установлении. Люди в той или иной степени осознают наличие этого порядка, поддерживают его при помощи обычая, традиции, ритуала (морально) или закрепляют его юридически. Но в любом случае оправдание обществом этого порядка, его справедливости основывалось на процедуре признания его правомочности (легитимности). Поведение людей становилось таким образом понятным (доступным для понимания, предсказуемым) и управляемым.С развитием системного подхода в науке понятие «социальная система» было формализовано.

Системообразующие факторы:

Наличие общих целей;

Выполнение каждым элементом системы определенных функций для достижения общей цели.

Иерархичность построения - это означает:

подчинение элементов низшего уровня элементам более высокого уровня;

разделение труда по вертикали горизонтали;

выполнение любым участником организации принятых в ней правил и процедур.

Отношение субординации и координации между элементами системы.

Субординация - отношение подчиненности элементов низшего уровня к элементам высшего уровня.

Координация - сотрудничество между элементами одного уровня.

Подчинение целей любого элемента системы, общей цели организации.

Наличие обратной связи между управляющей и управляемой подсистемами. Обратная связь позволяет контролировать функционирование объекта управления и регулировать его деятельность.

Структура социальной системы - это способ взаимосвязи взаимодействующих в ней подсистем, компонентов и элементов, обеспечивающий ее целостность. Основными элементами (социальными единицами) социальной структуры общества выступают социальные общности, социальные институты, социальные группы и социальные организации. Социальная система, согласно Т. Парсонсу, должна удовлетворять определенным требованиям, а именно:

· должна быть приспособлена к среде (адаптации);

· у нее должны быть поставлены цели (целедостижения);

· все ее элементы должны быть скоординированы (интеграции);

· ценности в ней должны сохраняться (поддержания образца).

Т.Парсонс считает, что общество является особым типом социальной системы, обладающей высокой специализацией и самодостаточностью. Его функциональное единство обеспечивается социальными подсистемами.

К социальным подсистемам общества, как системы, Т. Парсонс относит следующие: экономики (адаптация), политики (целедостижение), культуры (поддержание образца). Функцию же интеграции общества выполняет система «социетальной общности», которая содержит в себе главным образом структуры нормативов.

К основным функциям социологической системыпринято относить:

Познавательную;

Прогностическую;

Социального проектирования;

Организационно-технологическую;

Управленческую;

Инструментальную.

Познавательная функция присуща любой науке. Для социологии это - познание социального. В самом широком смысле социальное можно определить как имманентное (внутренне присущее, неотъемлемое) качество, отражающее процесс и результат человеческого взаимодействия. Теоретический и эмпирический анализ социальных фактов является познавательной функцией социологии. Она может выступать в дескриптивной (описательной) и диагностической формах.

Еще одним направлением реализации познавательной функции является разработка методологии, методики и техники социологических исследований. От того, насколько теория, способы и приемы изучения будут адекватны изучаемым социальным процессам и явлениям, зависит достоверность научного знания. Следующая функция - прогностическая - также тесно связана с познавательной функцией, дающей материал о состоянии и тенденциях изменения социальной реальности.

Прогностическая функция социологии отражает потребность общества или социальных институтов в выработке и осуществлении научно обоснованных решений общественного развития.

Принято выделять два типа социальных прогнозов: поисковый и нормативный. В поисковом прогнозе описывается возможное будущее состояние объекта с учетом управляющих воздействий. В нормативном рассматриваются желаемое состояние объекта, пути и средства его достижения, необходимые управляющие воздействия.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО Ликёро-водочный завод Хабаровский
Анализ хозяйственной деятельности является важным элементом в системе управления производством, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно обоснованных планов-прогнозов и управленческих решений и контроля за их выполнением с целью повы...

Финансово-хозяйственная деятельность и технико-экономические показатели работы ремонтного локомотивного депо Дальневосточное
Стратегическая задача проведения реформ на железнодорожном транспорте - это снижение затрат на перевозки и повышение эффективности работы Компании. Расширение внешней конкурентной среды требует от ОАО "РЖД" поиска новых резервов снижения расходов при обес...

1.1. Социальная система: основные компоненты и уровни

Социальной называется система, в которую входит человек или которая предназначена для человека.

Общие системообразующие факторы социальных систем:

Общая цель всей совокупности компонентов;

Подчинение целей каждого компонента общей цели систе­мы и осознание каждым элементом своих задач и понимание общей цели;

Выполнение каждым элементом своих функций, обуслов­ленных поставленной задачей;

Отношения субординации и координации между компонен­тами системы;

Наличие принципа обратной связи между управляющей и управляемой подсистемами.

Основные компоненты социальных систем представлены на рис.:


Рис. Компоненты социальных систем

Первым, важнейшим компонентом социальных систем явля­ется человек - существо прежде всего общественное, сознательное, целеполагающее, связанное с другими людьми тысячью разнооб­разных отношений и форм взаимодействия. В процессе труда люди

объединяются в группы, артели, социальные слои, общности и орга­низации. Наличие человеческого компонента - главное отличие социальной системы от других целостных систем.

Вторая группа компонентов социальной системы - процес­сы (экономические, социальные, политические, духовные), совокуп­ность которых представляет собой смену состояний системы в целом или какой-то части ее подсистем. Процессы могут быть про­грессивными и регрессивными. Они вызваны деятельностью людей, социальных и профессиональных групп.

Третья группа компонентов социальной системы - вещи, т.е. предметы, вовлеченные в орбиту хозяйственной и общественной жизни, так называемые предметы второй природы (производствен­ные здания, орудия и средства труда, компьютерная и оргтехника, средства связи и управления, технологические устройства, создан­ные человеком и используемые им в процессе производственной, управленческой и духовной деятельности).

Четвертая группа компонентов социальной системы имеет духовную природу - это общественные идеи, теории, культурные, нравственные ценности, обычаи, ритуалы, традиции, верования, которые опять-таки обусловлены действиями и поступками различ­ных общественных групп и отдельных индивидов.



В зависимости от сущности, назначения, места в обществе, типа организации, функций, отношения со средой можно выделить неко­торые основные уровни социальных систем (рис.).

Рис. Уровни социальных систем

Самый широкий и сложный уровень - все конкретно-историческое общество (российское, американское, китайское и др.),

совокупность членов этого общества и весь комплекс обществен­ных отношений - экономических, политических, собственно соци­альных, духовных и экономических. В этом самом широком пони­мании социального конкретное общество выступает как динами­ческая социальная система.

Второй уровень социальных систем - сообщества, объедине­ния людей меньшего порядка (нации, сословия, социальные и этни­ческие группы, элиты, поселения).

Третий уровень социальных систем - организации, действу­ющие в реальном секторе экономики (кредитно-финансовые учреж­дения, научные, научно-образовательные фирмы, корпорации, общественные объединения и др.).

Четвертый (первичный) уровень социальных систем - цехи, бригады, участки, профессиональные группы в рамках фирмы, пред­приятия. Их отличительная особенность состоит в непосредствен­ных контактах каждого с каждым.

Обществу присущи и другие системные образования, напри­мер административно-территориальные, имеющие несколько уров­ней: федерация, субъекты федерации (республика, край, область, национальный округ, автономная область), муниципальные объ­единения (город, поселок, село, деревня, хутор). Каждый из уров­ней в свою очередь представляет собой сложную систему с множе­ством различных компонентов, специфической структурой, функциями, органами управления.

Другой вид образования систем - по сферам общественной жизни: экономическая, политическая, социальная и духовная.

Например, экономика - это промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь, строительство. Промышленность, сельское хозяйство в свою очередь разделяются на отрасли, подотрасли, а те - на корпорации, финансово-промышленные группы, фир­мы, предприятия (малые, средние, крупные), цехи, участки, отделы, бригады.

Политическая сфера - это государство (законодательные, исполнительные и судебные органы), общественные объединения (политические партии, общественно-политические движения).

Духовная сфера - средства массовой информации, культур­ные фонды, творческие союзы, научные профессиональные ассо­циации и т.п.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Лекции по курсу теория организации. Организация как система

Составитель к т н доц каф управление строительством.. шевченко л в.. лекция..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Концепция организации и организаторского явления
Каждый человек в течение всей жизни так или иначе связан с организациями. Нет организаций без людей, равно как и нет людей, которым не приходилось бы иметь дело с организациями.

Системные основы организации
Основным инструментарием изучения организаций в рамках теории организации является теория систем. Причины этого очевидны - признаки и свойства любой организации и любой системы, по

Системы и подсистемы
Существуют некоторые общие принципы единой плат­формы для изучения технических, биологических и со­циальных систем. Рассмотрим подробнее некоторые общие свойства си

Социальная организация как социальная система
Социальные организации объединяют деятельность людей в обществе. Взаимодействие людей через социализацию создает условия и предпосылки для совершенствования общественных и производственных отношени

Цели социальных организаций
Виды социальных организаций Цели 1. Социально-экономические Главная цель: получение максимальной прибыли в интерес

Влияние уровня связей на состояние организаций
Социальные связи Экономические связи Слабые Средние Сильные Слабые Неус

Государственные и муниципальные организации
В соответствии с Гражданским кодексом РФ наряду с други­ми видами организаций выделяются государственные и муници­пальные унитарные предприятия. Они являются юридическими лицами. Существую

Формальные и неформальные организации
Любая организация может быть описана с помощью ряда пара­метров: целевое назначение, правовая и нормативная основы, ресур­сы, процессы и структура, разделение труда и распределение ролей, внешняя с

Эволюция социально-экономических систем
Адаптация социально-экономической системы - это не про­сто приспособление, а всегда развитие, идущее по пути системной дифференциации, направленное на достижение максимальной устойчивости системы.

Основные единичные организационные формы организаций
К единичным организационным формамотносятся организа­ции, представляющие одно юридическое лицо. Наименование орга­низационной формы определяется видом выпускаемой продукции: товара, услуг, информац

Основные групповые организационные формы организаций
К групповым организационным формам относятся компа­нии, представляющие интересы нескольких юридических лиц. Они являются объединениями организаций посредством либо кооперации, либо концентрации про

Внутренняя и внешняя среда организации
Рассмотрим организацию как основную единицу ры­ночной экономики, где принимаются управленческие ре­шения. В любой организации реализуются три ключевых процесса:

Система управления
Система управления представляет собой совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное функцио­нирование организации. Она

Самоуправление и самоорганизация
В широком смысле под самоорганизацией понимают необратимый процесс, приводящий в результате коопе­ративного взаимодействия подсистем к образованию бо­лее эффективных структур с пози

Коммуникации и ступени противоречий
Под коммуникацией в широком смысле понимают об­щение, передачу информации от человека к человеку. В организационном контексте понятие «коммуникация» рассматривается как процесс

Формирование науки об организации
1.1. Возникновение теории организации Люди часто ищут сходство в процессах и явлениях окружа­ющего мира, проводят аналогии между поведением биологи­ческих сообществ и человеческих

Закон синергии
Энергетический потенциал деловой организации, определяющий ее возможности в достижении поставленной цели, зависит от множества факторов. Это как материальные характеристики (территория, служебные п

Закон информированности - упорядоченности
В современном обществе уровень развития государств оп­ределяется не только экономическими и природными ресур­сами, но и состоянием информационного обеспечения или состоянием информационной среды, в

Объем отдельных секторов рынка электронной коммерции
Сектор рынка электронной коммерции 1996 год 2000 год Бизнес - бизнес $ 600 млн. $ 66 470 млн.

Закон развития
В результате организационных процессов в системах раз­личной природы происходят постоянные изменения; системы находятся в динамическом режиме - развитии. Вся природа участвует в этом процессе, изоб

Специфические законы социальной организации
Новые информационные технологии, сетевые коммуника­ции и автоматизация управленческого труда способствуют усилению позитивного действия объективных законов органи­зации и совершенствованию принципо

Закон равновесия
Структурную устойчивость систем подвижного равновесия выражает закон равновесия, сформулированный Ле Шателье для физических и химических систем (известный как при Ле Шателье), но в действительности

Закон относительных сопротивлений (закон наименьших). Принцип концентрического действия
Закон относительных сопротивлений гласит: общая устойчивость системы как целого определяется наименьшей относительной устойчивостью составляющих его компонентов отношению к данному внешнему возд

Статика и динамика организационных систем
Понятия статики и динамики, которые в настоящее время широко используются для характеристики социальных орга­низаций, заимствованы из механики и их смысл аналогичен соответствующим физически

Сравнительный анализ принципов действия статической и динамической организаций
Изученные в рамках данного курса законы организации определяют динамику ее развития. Динамично развивающаяся система должна быть в состоянии устойчивого равновесия. Это lie означает, что она находя

Принципы рационализации
Рационализация - это усовершенствование, улучшение, осуществление более целесообразной организации управлен­ческого и исполнительского труда. Термин «рационализация» произошел

Направления рационализации организационной и трудовой деятельности
Направление рационализации Реализация Усовершенство­вание научной организации тру­да. Создание наиболее благоприятных усл

Повышение качества управленческого и исполнительского труда
Применение на практике рассмотренных выше принципов рационализации позволяет повысить прибыльность реализа­ционной, производственной или научной деятельности, а так­же обеспечивает положительную ди

Влияние новых информационных технологий на процессы рационализации организационной деятельности
В истории человечества новации в области технологий не раз оказывали революционное влияние на общественное и экономическое развитие. В последние десятилетия благодаря стремительному развитию информ

Рационализирующее воздействие среды электронной коммерции на показатели трансакционных издержек
Тип трансакции Критерии оценки Цена Время» Риск Удобства

Формирование организационных структур
Проектирование организационной системы представляет собой процесс создания прообраза будущей организации. Оно должно включать в себя не только описание организации на на

Проектирование и методы корректировки организационных систем
Процессы проектирования организационных систем нераз­рывно связаны с необходимостью корректировки («перепро­ектирования») структур уже действующих организаций. В ус­ловиях общей политической и экон

Практическая реализация метода оценки эффективности сформированной организационной системы
В соответствии с рассмотренным ранее алгоритмом проек­тирования организационных систем (рис. 7.5) формируется математическая модель функционирования будущего пред­приятия. На ее основе строится мод

Историческое развитие организационной науки
Выбор наилучшей формы организационной деятельности и связанные с этим организационные проблемы волновали лю­дей на протяжении всей истории существования человечества. Организационная наука

Развитие организационной мысли в России
В России значительную роль в развитии организационной деятельности сыграли реформы государственного управления, который провел Петр 1 Великий (годы жизни 1672-1725 гг.). Реформы государств

Вклад информатизации в организационную науку
Современный мир вступил в эпоху формирования инфор­мационного пространства, которое базируется на развитии се­тевых систем телекоммуникации и использовании компью­терных технологий сбора, обработки

Организационная культура
Культура в общечеловеческом смысле - исторически оп­ределенный уровень развития общества и человека, выражен­ный в формах организации жизни, а также в создаваемых ма­териальных и духовных ценностях

Субъекты и объекты организаторской деятельности
Организационная деятельность - это создание или усо­вершенствование механизма управления организацией в соот­ветствии с целями и задачами организационных систем, пред­ставляющих со

Социальной называется система, в набор которой входит человек или предназначена для человека.

Общие системообразующие факторы социальных систем:

    общая цель всей совокупности компонентов;

    подчинение целей каждого компонента общей цели системы и осознание каждым элементом своих задач и понимание общей цели;

    выполнение каждым элементом своих функций, обусловленных поставленной задачей;

    отношения субординации и координации между компонентами системы;

    наличие принципа обратной связи между управляющей и управляемой подсистемами.

Важнейшим компонентом социальных систем является человек (рис. 6.1) - существо прежде всего общественное, сознательное, целеполагающее, связанное с другими людьми тысячью разнообразных отношений и форм взаимодействия. В процессе труда люди объединяются в группы, артели, социальные слои, общности и организации. Наличие человеческого компонента - самая важнейшая черта социальной системы, отличающая ее от других целостных систем.

Вторая группа компонентов социальной системы - процессы (экономические, социальные, политические, духовные), совокупность которых представляет собой смену состояний системы в целом или какой-то части ее подсистем. Процессы могут быть прогрессивными и регрессивными. Они вызваны деятельностью людей, социальных и профессиональных групп.

Третья группа компонентов социальной системы - вещи, т.е. предметы, вовлеченные в орбиту хозяйственной и общественной жизни, так называемые предметы второй природы (производственные здания, орудия и средства труда, компьютерная и оргтехника, средства связи и управления, технологические устройства, созданные человеком и используемые им в процессе производственной, управленческой и духовной деятельности).

Четвертая группа компонентов социальной системы имеет духовную природу - это общественные идеи, теории, культурные, нравственные ценности, обычаи, ритуалы, традиции, верования, которые опять обусловлены действиями и поступками различных общественных групп и отдельных индивидов.

В зависимости от сущности, назначения, места в обществе, типа организации, функций, отношения со средой можно выделить некоторые основные уровни социальных систем (рис. 6.2.).

Самый широкий и сложный уровень - все конкретно-историческое общество (российское, американское, китайское и др.), совокупность членов этого общества и весь комплекс общественных отношений - экономических, политических, собственно социальных, духовных и экономических; в этом самом широком понимании социального конкретное общество выступает как динамическая социальная система.

Второй уровень социальных систем - это сообщества, объединения людей меньшего порядка (нации, сословия, социальные и этнические группы, элиты, поселения).

Третий уровень социальных систем - это организации, действующие в реальном секторе экономики (кредитно-финансовые учреждения, научные, научно-образовательные фирмы, корпорации, общественные объединения и др.).

Четвертый (первичный) уровень социальных систем - это цехи, бригады, участки, профессиональные группы в рамках фирмы, предприятия. Их отличительная особенность - непосредственные контакты, каждого с каждым.

Обществу присущи и другие системные образования, например административно-территориальные, имеющие несколько уровней: федерация, субъекты федерации (республика, край, область, национальный округ, автономная область), муниципальные объединения (город, поселок, село, деревня, хутор). Каждый из уровней, в свою очередь, представляет собой сложную систему с множеством различных компонентов, специфической структурой, функциями, органами управления.

Другой вид образования систем - по сферам общественной жизни: экономическая, политическая, социальная и духовная.

Например, экономика - это промышленность, сельское хозяйствo, транспорт, связь, строительство; промышленность, сельское хозяйство и т.д., в свою очередь, разделяются на отрасли, подотрасли, а те - на корпорации, финансово-промышленные группы, фирмы, предприятия (малые, средние, крупные), цехи, участки, отделы, бригады.

Политическая сфера - это государство (законодательные органы, исполнительные органы, судебные органы), общественные объединения (политические партии, общественно-политические движения).

Духовная сфера - средства массовой информации, культурные фонды, творческие союзы, научные профессиональные ассоциации и т.п.