Биография ахматовой кратко. Краткая биография ахматовой самое главное

Пожалуй, одной из наиболее талантливых и популярных поэтесс Серебряного века считается Анна Ахматова. Поистине, гениальная женщина, которая оставила после несколько сборников первоклассных произведений. Её жизнь была насыщена яркими, и в то же время трагическими событиями. Давайте немного ближе познакомимся с интеллигентной и нестандартной поэтессой века.

Её подлинное имя – Анна Андреевна Горенко. Рождена под Одессой, 11 июня (или 23 июня, если считать по старому календарю.) в 1889 г. Отец, Андрей Горенко - капитан 2-ого ранга (в отставке), а мать, Инна Стогова – одна из представительниц одесской интеллигенции того времени. Но считать известную поэтессу одесситкой нельзя – в возрасте одного года, поселок Царское село (что под Петербургом) стало их постоянным местом жительства. Анна - девушка из интеллигентного семейства, и это наложило определенный отпечаток на её судьбу. С самого детства изучала французский язык и популярный в то время светский этикет, - это было обязательным для подобных семейств. Первый этап образования проходил в Царскосельской гимназии для девушек. Здесь, в одиннадцать лет она написала первые стихотворения. В этой гимназии произошло и её знакомство с 1-м мужем - Николаем Гумилевым. Они встретились на званом вечере, коих гимназией проводилось множество. После данного случая, эта пара стала музой друг для друга.

После своего первого стихотворения она начала оттачивать своё мастерство. Но её отец считал, что это неподобающее задание для своей дочери и дал запрет на подпись её произведений своей фамилией (Горенко). Поэтому Анна воспользовалась фамилией прабабушки – Ахматова. Её родители по неизвестным причинам приняли решение о разводе, и молодая поэтесса вместе с мамой отправилась жить в курортный город Евпаторию, а после в город Киев. Там, в период 1908-1910 гг. она получала второе образование в специальной гимназии для женщин. А уже в 1910 г. вышла замуж за давнишнего друга Гумилева. В те года он был весьма знатным человеком в определенных поэтических кругах и способствовал продвижению её публикаций.



Публиковаться она начала в 1911 г., а полноценный сборник был представлен общественности уже в 1912 году и имел название «Вечер». В это же году у неё родился первенец – сын, которого назвали Львом. Следом, в 1914 г. вышел сборник «Четки», который и принес ей известность – она начала считаться модной поэтессой. Так как она перестала нуждаться в его протекции, в семье наступил разлад, и они приняли решение развестись (это было в 1918 г.). Следующим мужем стал ученый (по совместительству поэт) - Владимир Шилейко. Но и этот брак, по стечению обстоятельств, продлился недолго – в 1922 г. они развелись, и Анна вышла замуж на искусствоведа, которого звали Николай Пунин. Что интересно: впоследствии, он и её сын Лев были арестованы советскими властями одновременно. Однако, мужа освободили, а сын остался отбывать срок.

В 1924 году был представлен общественности её окончательный сборник, и после его выхода Анна попадает под прицел НКВД. Её творения назвали такими, что вызывают смуту и антикоммунистические настроения в обществе. С этой поры, она уходит в некую творческую депрессию – множество произведений откладывает в стол, а жанр её стихов смещается от романтического к социальному. После того, как были арестованы её муж и сын, она переживает творческий всплеск – минувшие события давят на неё, и она работает над поэмой «Реквием». В 1940 г. выходит её особый сборник «стерильных» (по мнению советской власти) стихов, получивший название «Из шести книг» – все они были тщательно проверены на предмет антикоммунистических взглядов и призывов. Во время Второй мировой войны, она переживала творческий спад. Параллельно, она пыталась вытащить сына из ссылки, который второй раз был приговорён к 10 годам концлагерей. К ней никто не прислушался, и сын, после выхода на свободу, отдалился от матери – считал, что она не приложила никаких усилий для его освобождения.

В 1958 году вышел сборник «Стихотворения», а в 1964 – «Бег времени». А в 1965 году она получает докторскую степень в Оксфордском университете. 5 марта 1966 года стало днём её кончины.

Анна Ахматова, жизнь и творчество которой мы вам представим, - это литературный псевдоним, которым подписывала свои стихи Родилась эта поэтесса в 1889 году, 11 (23) июня, под Одессой. Ее семья вскоре перебралась в Царское Село, где до 16 лет прожила Ахматова. Творчество (кратко) этой поэтессы будет представлено после ее биографии. Познакомимся сначала с жизнью Анны Горенко.

Юные годы

Юные годы не были безоблачными для Анны Андреевны. Родители ее расстались в 1905 году. Мать увезла в Евпаторию дочерей, больных туберкулезом. Здесь впервые столкнулась с бытом грубых чужих и грязных городов "дикая девочка". Она пережила также любовную драму, предприняла попытку покончить с собой.

Обучение в Киевской и Царскосельской гимназиях

Ранняя юность этой поэтессы была отмечена учебой в Киевской и Царскосельской гимназиях. Последний класс она проходила в Киеве. После этого будущая поэтесса изучала в Киеве юриспруденцию, а также филологию в Санкт-Петербурге, на Высших женских курсах. В Киеве она выучила латынь, которая позволила впоследствии овладеть свободно итальянским языком, читать в оригинале Данте. Однако Ахматова к юридическим дисциплинам вскоре охладела, поэтому отправилась в Петербург, продолжив обучение на историко-литературных курсах.

Первые стихи и публикации

Первые стихи, в которых еще заметно влияние Державина, написаны юной гимназисткой Горенко, когда ей было всего 11 лет. В 1907 году появились первые публикации.

В 1910 годы, с самого их начала, Ахматова регулярно начинает печататься в московских и петербургских изданиях. После того, как создается "Цех поэтов" (в 1911 году), литературное объединение, она исполняет в нем обязанности секретаря.

Замужество, поездка в Европу

Анна Андреевна в период с 1910 по 1918 год была замужем за Н.С. Гумилевым, также известным русским поэтом. С ним она познакомилась во время учебы в царскосельской гимназии. После чего Ахматова совершила в 1910-1912 годы, где подружилась с итальянским художником, создавшим ее портрет. Также в это же время она посетила Италию.

Внешний облик Ахматовой

Николай Гумилев ввел свою жену в литературно-художественную среду, где имя ее обрело рано значимость. Не только поэтическая манера Анны Андреевны стала популярной, но также и ее облик. Ахматова поражала современников величавостью, царственностью. Ей оказывали знаки внимания, как королеве. Внешность этой поэтессы вдохновила не только А. Модильяни, но также и таких художников, как К. Петров-Водкин, А. Альтман, З. Серебрякова, А. Тышлер, Н. Тырса, А. Данько (ниже представлена работа Петрова-Водкина).

Первый сборник стихов и рождение сына

В 1912 году, знаменательном для поэтессы, произошло в ее жизни два важных события. Выходит первый сборник стихов Анны Андреевны под названием "Вечер", которым было отмечено ее творчество. Ахматова также родила сына, будущего историка, Николаевича - важное событие в личной жизни.

Входящие в первый сборник стихи пластичны по образам, использованным в них, ясны по композиции. Они заставили русскую критику говорить о том, что в поэзии возникло новое дарование. Хотя "учителями" Ахматовой являются такие мастера-символисты, как А. А. Блок и И. Ф. Анненский, поэзия ее была воспринята с самого начала как акмеистическая. На самом деле, вместе с О. Э. Мандельштамом и Н. С. Гумилевым поэтесса в начале 1910 годов составила ядро этого появившегося в то время нового течения в поэзии.

Последующие два сборника, решение остаться в России

Последовала за первым сборником и вторая книга под названием "Четки" (в 1914 году), а еще через три года, в сентябре 1917, вышел сборник "Белая стая", третий по счету в ее творчестве. Октябрьский переворот поэтессу эмигрировать не заставил, хотя в это время началась массовая эмиграция. Россию покидали один за другим люди, близкие Ахматовой: А. Лурье, Б. Антреп, а также О. Глебова-Студейкина, ее подруга юности. Однако поэтесса решила остаться в "грешной" и "глухой" России. Чувство ответственности перед своей страной, связи с землей русской и языком побудило Анну Андреевну вступить в диалог с решившими ее покинуть. Долгие годы те, кто уехал из России, продолжали оправдывать свою эмиграцию перед Ахматовой. С ней полемизирует, в частности, Р. Гуль, обращаются к Анне Андреевне В. Франк и Г. Адамович.

Сложное время для Анны Андреевны Ахматовой

В это время круто изменилась ее жизнь, что отразило ее творчество. Ахматова работала в библиотеке при Агрономическом институте, в начале 1920 годов успела издать еще два стихотворных сборника. Это были "Подорожник", выпущенный в 1921 году, а также "Anno Domini" (в переводе - "В лето Господне", вышедший в 1922 году). В течение 18 лет после этого в печати не появлялись ее произведения. Разные причины этого существовали: с одной стороны, это расстрел Н.С. Гумилева, бывшего мужа, которого обвинили в участии в заговоре против революции; с другой - неприятие творчества поэтессы советской критикой. Анна Андреевна много в годы этого вынужденного молчания занималась творчеством Александра Сергеевича Пушкина.

Посещение Оптиной Пустыни

Изменение своего "голоса" и "почерка" Ахматова связывала с серединой 1920 годов, с посещением в 1922, в мае, Оптиной Пустыни и беседой со Старцем Нектарием. Вероятно, эта беседа сильно повлияла на поэтессу. Ахматова состояла по материнской линии в родстве с А. Мотовиловым, являвшимся мирским послушником Серафима Саровского. Она восприняла через поколения идею искупления, жертвенности.

Второе замужество

В судьбе Ахматовой перелом был связан также с личностью В. Шилейко, ставшим ее вторым мужем. Это был ученый-востоковед, который занимался культурой таких древних стран, как Вавилон, Ассирия, Египет. Личная жизнь с этим беспомощным в быте и деспотичным человеком не сложилась, однако влиянию его поэтесса приписывала в своем творчестве возрастание философских сдержанных нот.

Жизнь и творчество в 1940 годы

Сборник под названием "Из шести книг" появляется в 1940 году. Он вернул на короткое время в современную литературу того времени такую поэтессу, как Анна Ахматова. Жизнь и творчество ее в это время довольно драматичны. Ахматову застала в Ленинграде Великая Отечественная война. Она была эвакуирована оттуда в Ташкент. Однако в 1944 году поэтесса возвратилась в Ленинград. В 1946 году, подвергнутая несправедливой и жестокой критике, она была исключена из Союза Писателей.

Возвращение в русскую литературу

После этого события следующее десятилетие в творчестве поэтессы отмечено лишь тем, что в это время занималась художественным переводом Анна Ахматова. Творчество ее советскую власть не интересовало. Л. Н. Гумилев, ее сын, отбывал в это время наказание в исправительно-трудовых лагерях как политический преступник. Возвращение в русскую литературу стихов Ахматовой состоялось лишь во второй половине 1950 годов. С 1958 сборники лирики этой поэтессы вновь начинают публиковаться. Была закончена в 1962 году "Поэма без героя", создававшаяся на протяжении аж 22 лет. Анна Ахматова умерла в 1966 году, 5 марта. Похоронена поэтесса под Санкт-Петербургом, в Комарове. Могила ее представлена ниже.

Акмеизм в творчестве Ахматовой

Ахматова, творчество которой сегодня является одной из вершин отечественной поэзии, к своей первой книге стихов относилась позднее довольно прохладно, лишь единственную строчку выделив в ней: "...пьянея звуком голоса, похожего на твой". Михаил Кузмин, тем не менее, свое предисловие к этому сборнику закончил словами, что к нам идет молодой, новый поэт, имеющий все данные для того, чтобы стать настоящим. Во многом предопределила поэтика "Вечера" теоретическую программу акмеизма - нового течения в литературе, к которому часто относят такую поэтессу, как Анна Ахматова. Творчество ее отражает многие характерные особенности этого направления.

Фотография, представленная ниже, была сделана в 1925 году.

Акмеизм возник как реакция на крайности стиля символистов. Так, например, статья В. М. Жирмунского, известного литературоведа и критика, о творчестве представителей этого направления называлась следующим образом: "Преодолевшие символизм". Мистическим далям и "лиловым мирам" их противопоставлялась жизнь в этом мире, "здесь и сейчас". Нравственный релятивизм и различные формы нового христианства были заменены "ценностей незыблемой скалой".

Тема любви в творчестве поэтессы

Ахматова пришла в литературу 20 века, первой его четверти, с самой традиционной темой для мировой лирики - темой любви. Однако решение ее в творчестве данной поэтессы является принципиально новым. Далеки стихи Ахматовой от сентиментальной женской лирики, представленной в 19 веке такими именами, как Каролина Павлова, Юлия Жадовская, Мирра Лохвицкая. Далеки они также и от "идеальной", отвлеченной лирики, характерной для любовной поэзии символистов. В этом смысле опиралась в основном не на русскую лирику, а на прозу 19 века Ахматова. Творчество ее было новаторским. О. Э. Мандельштам, например, писал о том, что в лирику принесла сложность русского романа 19 века Ахматова. Сочинение по творчеству ее можно было бы начать именно с этого тезиса.

В "Вечере" представали в разных обличьях любовные чувства, однако героиня неизменно являлась отвергнутой, обманутой, страдающей. К. Чуковский писал о ней, что первой, открывшей то, что быть нелюбимой - это поэтично, является именно Ахматова (сочинение по творчеству ее, "Ахматова и Маяковский", созданное этим же автором, во многом способствовало ее травле, когда стихи этой поэтессы не издавались). В несчастной любви виделся источник творчества, а не проклятье. Три части сборника названы соответственно "Любовь", "Обман" и "Муза". Хрупкая женственность и изящество сочетались в лирике Ахматовой с мужественным принятием своего страдания. Из 46 стихотворений, входящих в этот сборник, почти половина была посвящена расставанию и смерти. Это не случайно. В период с 1910 по 1912 год поэтессой владело чувство краткодневности, она предчувствовала смерть. К 1912 году две ее сестры умерли от туберкулеза, поэтому Анна Горенко (Ахматова, жизнь и творчество которой мы рассматриваем) считала, что эта же участь постигнет и ее. Однако она не связывала, в отличие от символистов, разлуку и смерть с чувствами безысходности, тоски. Эти настроения рождали переживание красоты мира.

Наметились в сборнике "Вечер" и окончательно оформились сначала в "Четках", затем в "Белой стае" отличительные черты стиля этой поэтессы.

Мотивы совести и памяти

Глубоко историчной является интимная лирика Анны Андреевны. Уже в "Четках" и "Вечере" вместе с темой любви возникают два других главных мотива - совести и памяти.

"Минуты роковые", которыми была отмечена отечественная история (начавшаяся в 1914 году первая мировая война), совпали с трудным периодом в жизни поэтессы. У нее открылся в 1915 году туберкулез, в семье ее наследственная болезнь.

"Пушкинизм" Ахматовой

Еще более усиливаются мотивы совести и памяти в "Белой стае", после чего в ее творчестве становятся главенствующими. Поэтический стиль этой поэтессы в 1915-1917 годах эволюционирует. Все чаще в критике упоминается своеобразный "пушкинизм" Ахматовой. Суть его составляет художественная законченность, точность выражения. Отмечается также наличие "цитатного слоя" с многочисленными перекличками и аллюзиями как с современниками, так и с предшественниками: О. Э. Мандельштамом, Б. Л. Пастернаком, А. А. Блоком. Все духовное богатство культуры нашей страны стояло за Ахматовой, и она справедливо ощущала себя его наследницей.

Тема родины в творчестве Ахматовой, отношение к революции

Не могли не отразиться в творчестве драматические события времени жизни поэтессы. Ахматова, жизнь и творчество которой проходили в сложный для нашей страны период, восприняла года как катастрофу. Прежней страны, по ее мнению, больше не стало. Тема родины в творчестве Ахматовой представлена, например, в сборнике "Anno Domini". Раздел, открывающий этот вышедший в 1922 году сборник, называется "После всего". Ко всей книге была взята эпиграфом строка "в те баснословные года..." Ф. И. Тютчева. Родины больше нет для поэтессы...

Однако для Ахматовой революция - это также и расплата за греховную жизнь прошлого, возмездие. Пусть лирическая героиня и не творила сама зла, она чувствует, что причастна к общей вине, поэтому Анна Андреевна готова разделить нелегкую долю своего народа. Родина в творчестве Ахматовой обязана искупить свою вину.

Даже название книги, в переводе означающее "В лето Господне", говорит о том, что поэтесса воспринимает как божью волю свою эпоху. Использование исторических параллелей и библейских мотивов становится одним из способов осмыслить художественно происходящее в России. К ним все чаще прибегает Ахматова (например, стихотворения "Клеопатра", "Данте", "Библейские стихи").

В лирике этой великой поэтессы "я" в это время превращается в "мы". Анна Андреевна говорит от лица "многих". Каждый час не только этой поэтессы, но и ее современников, оправдан будет именно словом поэта.

Таковы основные темы творчества Ахматовой, как вечные, так и характерные именно для эпохи жизни этой поэтессы. Ее часто сравнивают с другой - с Мариной Цветаевой. Обе они являются сегодня канонами женской лирики. Однако имеет не только много общего, но и во многом отличается творчество Ахматовой и Цветаевой. Сочинение на эту тему часто задают писать школьникам. На самом деле, интересно порассуждать о том, почему практически невозможно спутать стихотворение, написанное Ахматовой, с произведением, созданным Цветаевой. Однако это уже другая тема...

Трудно представить период серебряного века в русской поэзии без такого громкого имени, как Анна Ахматова. Биография этого выдающегося человека вовсе не из легких. Личность Ахматовой окутана ореолом таинственности. В ее личной жизни присутствовала слава, любовь, но и великая скорбь. Об этом пойдет речь в статье.

Биография Ахматовой: полная

Анна Ахматова (Горенко) родилась 23 июня по новому стилю 1889 года в дворянской семье. Ее биография началась в Одессе. Отец ее работал инженером-механиком, мама принадлежала к творческой интеллигенции.

Через год семья Горенко переехала в Санкт-Петербург, где отец получил более высокую должность. Все воспоминания детства Анны связаны были с этим чудесным городом на Неве. Воспитание и образование девочки было, разумеется, на высшем уровне. Она с няней часто гуляла в Царскосельском парке, наслаждалась прекрасными творениями талантливых мастеров скульптуры.

Ей рано стали преподавать уроки светского этикета. В семье кроме Ани было еще пятеро детей. Она слушала, как гувернантка преподает французский язык старшим детям, и самостоятельно выучила этот язык таким образом. Грамоте девочка тоже выучилась сама, читая книги Льва Толстого.

Когда Анне исполнилось десять лет, она была отдана в Мариинскую женскую гимназию. Училась она неохотно. Но любила летние каникулы, которые семья проводила под Севастополем. Там, по ее собственным воспоминаниям, девушка шокировала местных барышень, ходя без шляпки, босиком, загорая до такой степени, что кожа начинала слезать. Анна с той поры полюбила море, раз и навсегда.

Возможно эта любовь к красоте природы породила в ней поэтическое вдохновение. Первый свой стих Анна написала в одиннадцать лет. Примерами для подражания служила для нее поэзия Пушкина, Лермонтова, Державина, Некрасова.

После того, как родители Анны развелись, она с матерью и остальными детьми переехала в Евпаторию, а затем в Киев. Последний курс гимназии пришлось оканчивать там. Затем она поступила на Высшие женские курсы на юридический факультет. Но, как выяснилось, юриспруденция — это не ее призвание. Поэтому Анна выбрала Женские литературно-исторические курсы в Санкт-Петербурге.

Начало творческого пути

В роду Горенко никто никогда не писал стихи. Отец запретил юной поэтессе подписываться фамилией Горенко, чтобы не позорить их род. Он считал ее увлечение поэзией чем-то неприемлемым и легкомысленным. Пришлось Анне придумывать псевдоним.

Выяснилось, что в их роду был когда-то давно ордынский хан Ахмат. Его именем и стала называться начинающая поэтесса.

Когда Анна еще училась в гимназии, с ней познакомился молодой человек по имени Николай Гумилев. Он тоже писал стихи, даже выпускал свой журнал «Сириус». Молодые люди стали встречаться, после переезда Анны вели переписку. Николай высоко оценил поэтический талант девушки. Он первый опубликовал ее стихи в своем журнале под подписью Анны Г. Это было в 1907 году.

В 1910-1912 годах Анна Ахматова совершила путешествие по странам Европы. Она была в Париже, Италии. Там произошла встреча с итальянским художником-импрессионистом Амадео Модильяни. Это знакомство, перешедшее в бурный роман, оставило заметный след в ее творческой биографии.

Но, к сожалению, влюбленные не могли быть вместе. Они расстались в 1911 году и больше никогда не встречались. Вскоре молодой художник умер от туберкулеза. Любовь к нему, переживание о его безвременной кончине отразилось в творчестве молодой поэтессы.

Первые стихи Ахматовой – лирические. Они отображают личную жизнь поэтессы, ее любовь, переживания. Они страстные и нежные, полные чувств, немного наивные, словно написанные в альбом. Сама поэтесса называла стихи той поры «бедными стихами пустейшей девочки». Они немного похожи на раннее творчество другой выдающейся поэтессы того времени – Марины Цветаевой.

В 1911 году Анна Ахматова впервые за ее творческую биографию решает самостоятельно послать свои стихи на суд профессионалов в популярный тогда московский ежемесячный журнал «Русская мысль».

Она спросила, стоил ли ей продолжать заниматься написанием стихов. Ответ был положительный. Ее стихи опубликовали.

Затем поэтесса напечаталась в других известных журналах: «Аполлон», «Всеобщий журнал» и других.

Народное признание таланта поэтессы

Вскоре Ахматова становится известной в литературных кругах. Многие известные писатели и поэты того времени замечают и оценивают ее талант. Также всех поражает необыкновенная красота поэтессы. Ее восточный нос с выраженной горбинкой, полузакрытые глаза с большой поволокой, которые иногда имели способность менять цвет. Некоторые говорили, что ее глаза серого цвета, другие утверждали, что они зеленые, а третьим запомнилось, что они небесно-голубого цвета.

Также ее степенность и царская осанка говорили сами за себя. Несмотря на то, что Анна была довольно высокого роста, она никогда не горбилась, всегда держалась очень прямо. Манеры ее были изысканные. Во всем облике царила загадочность и неповторимость.

Говорят, что в молодости Анна была весьма гибкой. Даже балерины завидовали ее необычайной пластичности. Ее тонкие руки, орлиный нос, туманные глаза с поволокой были воспеты многими поэтами, в том числе, конечно, Николаем Гумилевым.

В 1912-м году вышла первая книга Анны Ахматовой под названием «Вечер». Это были стихи исключительно лирические, трогательные и напевные. Сборник сразу же нашел своих почитателей. Это был всплеск славы в жизни молодой поэтессы. Ее приглашают выступать со своими стихами, многие художники пишут ее портреты, поэты посвящают ей стихи, композиторы пишут ей музыкальные произведения.

В богемных кругах Анна познакомилась с поэтом Александром Блоком. Он был восхищен ее талантом и красотой. И конечно, посвятил ей свои стихотворения. Многие поговаривали уже о тайном романе этих выдающихся людей. Но было ли это правдой, никто не знает уже. Также она была дружна с композитором Лурье, критиком Н.Недоброво. С ними тоже у нее были романы, по тогдашним слухам.

Через два года вышла вторая книга поэтессы, которая называлась «Четки». Эта были уже стихи высшего профессионального уровня, по сравнению с первой ее книгой. Здесь уже чувствуется сложившийся «ахматовский» стиль.

В этом же году Анна Ахматова написала свою первую поэму «У самого моря». В ней поэтесса отобразила свои впечатления юности, воспоминания о море, любовь к нему.

В начале Первой мировой войны Ахматова сократила свои публичные выступления. Тогда она слегла от страшной болезни – туберкулеза.

Но в ее личной поэтической жизни не было перерыва. Она продолжала писать свои стихи. Но больше тогда поэтессу увлекала любовь к чтению классики. И это сказалось на творчестве ее того периода.

В 17-м году вышла новая книга поэтессы «Белая стая». Книга вышла огромным тиражом – 2 тыс. экземпляров. Ее имя стало громче, чем имя Николая Гумилева. К тому времени в стихах Ахматовой был ясно виден свой стиль, свободный, индивидуальный, цельный. Другой известный поэт Маяковский назвал его «монолитом, не способным сломаться ни от каких ударов». И это была истинная правда.

Все больше появляется в ее стихах философии, все меньше наивных юношеских оборотов. Перед нами мудрая, взрослая женщина. Ее жизненный опыт, глубокий ум и в то же время простота явно прослеживаются в строках. Тема веры в Бога, православия также является неотъемлемой частью ее творчества. Слова: «молитва», «Бог», «вера» часто можно встретить в ее стихах. Поэтесса не стесняется своей веры, а открыто говорит о ней.

Страшные годы

После октябрьского переворота в стране наступают страшные времена не только для России, но и для самой Ахматовой. Она даже не предполагала, какие мучения и страдания ей придется пережить. Хотя в юности во время посещения кельи старца, он предсказал ей мученический венец и назвал ее «Христовой невестой», обещав за терпение страданий Небесный венец. Об этом посещении Ахматова написала в своем стихотворении.

Конечно, новой власти не могли понравиться стихи Ахматовой, которые были названы тут же «антипролетарскими», «буржуазными» и т.д. В 20-х годах поэтесса находится под постоянным надсмотром НКВД. Она пишет свои стихи «в стол», вынуждена отказаться от публичных выступлений.

В 1921 году Николая Гумилева арестовывают за «антисоветскую пропаганду» и приговаривают к расстрелу. Ахматова тяжело переживает его смерть.

Анна Ахматова и Николай Гумилев

В 1921 году умирает Александр Блок. Она разводится со вторым мужем. Вся эта череда трагических событий не сломила эту женщину, сильную духом. Она возобновляет работу в литературных обществах, снова печатается и выступает перед публикой. Выходит новая книга ее стихов «Подорожник».

Затем через полгода увидела свет пятая книга Ахматовой «AnnoDomini MCMXXI». Это название переводится с латинского – в лето Господне 1921. После этого она не печаталась несколько лет. Многие стихи ее того времени были утеряны при переездах.

В разгар репрессий в 35-м году были арестованы два близких ей человека: муж (Николай Пунин) и сын. Она написала в правительство об их освобождении. Через неделю их отпустили.

Но этим беды не закончились. Спустя три года сына Льва Гумилева снова арестовывают и приговаривают к пяти годам тяжелых работ на каторге. Несчастная мать часто посещала сына в тюрьме и передавала ему передачки. Все эти события и горькие переживания были отражены в ее поэме «Реквием».

В 1939 году Ахматова была принята в Союз советских писателей. В 40-м году был написан «Реквием». Затем вышел сборник «Из шести книг».

В начале Великой Отечественной войны Ахматова жила в Ленинграде. Состояние здоровья ее резко ухудшилось. По совету медиков она уехала в Ташкент. Там вышел новый сборник ее стихов. В 44-м году поэтесса решила вернуться в Ленинград.

После войны в 46-м году ее творчество было сильно раскритиковано вместе с творчеством М.Зощенко в журналах «Звезда» и «Ленинград». Они были выгнаны с позором из Союза писателей.

В 49-м снова был арестован сын Ахматовой. Она просила за сына, писала в правительство, но ей было отказано. Тогда поэтесса решается на отчаянный шаг. Она написала оду Сталину. Цикл стихов назывался «Слава миру!».

В 51-м году Фадеев предложил восстановить поэтессу в Союзе писателей, что и было исполнено. В 54-м году она принимала участие во втором съезде Союза писателей.

В 56-м году отпустили ее сына. Он был в обиде на мать, потому что, как ему казалось, она не добивалась его освобождения.

В 58-м году вышел новый ее сборник стихов. В 64-м году она получила Итальянскую премию «Этна-Таормина». На следующий год в Англии поэтессе вручили диплом доктора Оксфордского университета. В 66-м был издан последний сборник ее стихов. 5 марта того же года, будучи в санатории, она скончалась.

10 марта в Ленинграде было совершено отпевание Ахматовой в православном храме. Похоронена она была на кладбище в Комарово Ленинградской области.

Личная жизнь Ахматовой

Личная жизнь Анны Ахматовой интересует многих. Она официально была два раза замужем.

Первым мужем был Николай Гумилев. Они долго встречались и переписывались. Николай был давно влюблен в Анну, много раз делал ей предложение руки и сердца. Но она отказывала. Тогда Аня была влюблена в своего однокурсника. Но он не обращал на нее никакого внимания. Анна в отчаянии пыталась покончить собой.

Мама Анны, видя настойчивое ухаживание и бесконечные предложения руки и сердца Гумилева, называла его святым. Наконец, Анна сломилась. Она дала согласие на брак. Молодые люди повенчались в 1910 году. В свадебное путешествие они отправились в Париж.

Но, поскольку, Анна не могла никак ответить взаимностью своему мужу и согласилась на брак исключительно из жалости, то очень скоро место в ее сердце занял молодой художник Амадео Модильяни. С пылким итальянцем она познакомилась в Париже. Потом Анна приезжала к нему снова.

Он рисовал ее портреты, она писала ему стихи. Бурный, красивый роман вынужден был оборваться в самом разгаре, поскольку ни к чему хорошему бы он не привел.

Вскоре Анна и Гумилев расстались. Личная жизнь Анны Ахматовой в 18-м году изменилась: она вышла замуж второй раз за ученого Владимира Шилейко. Но и с ним развелась спустя три года.

Изменения в личной жизни Анны Ахматовой произошли в 22-м году. Она стала гражданской женой Н.Пунина. Рассталась с ним в 38-м году. Затем была в интимной связи с Гаршиным.

1889 , 11 (23) июня – родилась в Одессе в районе Большой Фонтан, в семье отставного инженера-механика флота А.А.Горенко.

1890–1905 – детство проводит в Царском Селе, где учится в Мариинской гимназии.

1905–1907 – после распада семьи мать с детьми переезжает в Евпаторию, оттуда – в Киев. Здесь Ахматова заканчивает последний класс Фундуклеевской гимназии.

1907 – поступает на юридический факультет Высших женских курсов в Киеве.
Публикация первого стихотворения Ахматовой в журнале "Сириус", издававшемся поэтом Н.С.Гумилёвым в Париже.

1910 – Ахматова выходит замуж за Н.С.Гумилёва .

1911 – начинает регулярно печататься в московских и петербургских изданиях. В конце 1911 года становится членом созданного Гумилёвым поэтического объединения "Цех поэтов", в котором сформировались принципы нового литературного направления, названного акмеизмом . Членами "Цеха поэтов" были также О.Мандельштам , С.Городецкий, М.Зенкевич, В.Нарбут.

1912 – выходит первый сборник стихов Ахматовой под названием "Вечер" .

1918–1923 – поэзия Ахматовой пользуется большим успехом.

1921 – выходит сборник "Подорожник".

1922 – выходит сборник "Anno Domini. MCMXXI" ("В лето господне 1921"). Главной темой этой книги стала гибель Н.С.Гумилева.
С середины 20-х гг. начинается травля Ахматовой в печати, возникает негласное постановление о запрещении печатать ее стихи, и имя Ахматовой исчезает со страниц книг и журналов.

1924 – с этого времени живет в "Фонтанном доме".

1925–1936 – Ахматова не пишет стихов. Трагический образ этого времени выражен в поэме "Requiem" (1936-40), изданной в Советском Союзе только в конце 80-х годов.

1940 – выходит сборник "Из шести книг".
11 апреля в газете "Ленинские искры" опубликовано стихотворение "Маяковский в 1913 году" .

1941 , сентябрь – запись и передача по Ленинградскому радио выступления Ахматовой.
Ноябрь – эшелон с эвакуированными писателями (среди них – А.А.Ахматова), прибыл в Ташкент.

1941–май 1944 – живёт в эвакуации в Ташкенте. В эти годы создан цикл стихов о войне. Из эвакуации Ахматова возвращается в Москву, потом в Ленинград.

1946 – связи с постановлением ЦК ВКПб о журналах "Звезда" и "Ленинград", в котором творчество Ахматовой было подвергнуто жесточайшей идеологической критике, она опять отстранена от литературы. Снова печатать Ахматову начинают во второй половине 50-х гг.
В послевоенные годы занимается поэтическими переводами, пишет несколько статей о творчестве А.С.Пушкина и автобиографическую прозу.

1958 – выходит книга "Стихотворения", сильно урезанная цензурой.

1963 – заканчивает "Поэму без героя", которую писала двадцать два года.

1964 – посещает Италию, где ей вручают международную литературную премию Этна Таормина.

1965 – выходит сборник "Бег времени", включающий и стихи последних лет. Ахматова совершает поездку в Англию, где удостаивается звания доктора литературы Оксфордского университета, посещает Париж.

1966 , 5 марта – Анна Андреевна Ахматова умирает в подмосковном санатории Домодедово. Похоронена в Комарово, под Санкт-Петербургом.

Анна Андреевна Ахматова (псевдоним; настоящая фамилия Горенко, в замужестве Гумилёва) родилась 11 (23) июня 1889 года на ст. Большой Фонтан, близ Одессы.

Отец – флотский инженер-механик, мать – из старого дворянского рода. Детские годы Ахматова провела в Царском Селе, гимназию окончила в Киеве в 1907 году , там же училась на юридическом отделении Высших женских курсов (1908-1910 ). В 1910-1918 гг. замужем за Н. Гумилёвым. В 1910 и 1911 была в Париже (где близко познакомилась с художником А. Модильяни), в 1912 – в Италии. В 1912 у Ахматовой родился сын Л.Н. Гумилёв. В 1918-1921 замужем за ассириологом и поэтом В.К. Шилейко.

Стихи писала с детства; в сохранившихся ранних опытах чувствуется влияние новой русской (особенно А. Блока, В. Брюсова) и французской (от Ш. Бодлера до Ж. Лафорга) поэзии. Первая публикация в журнале «Сириус» (1907 ), издававшемся Н.С. Гумилёвым в Париже. С 1910 входила в круг В.И. Иванова, с 1911 печаталась в журнале «Аполлон». Была секретарем «Цеха поэтов» с момента возникновения до роспуска. Участвовала в группе акмеистов. Стихи 1910-1911 составили книгу «Вечер» (1912 ). Образ современной женщины, возникший в этих стихах, был воспринят читателями и критикой с глубоким интересом. Одновременно высокую оценку получило поэтическое своеобразие её лирики: сочетание тончайшего психологизма с песенным ладом, дневниковость, свободно переходящая в философские размышления, перенесение в поэзию приемов классической прозы 19 в., безупречное владение всеми возможностями русского стиха.

Вторая книга стихов, «Чётки» (1913 ), дала повод говорить о трансформации образа лирической героини, наделяемой необыкновенной силой духа, готовностью преодолеть все выпадающее на её долю испытания, ощущением особого исторического предназначения своей страны. В трех следующих книгах стихов («Белая стая», 1917 ; «Подорожник», 1921 ; «Anno Domini MCMXXI» (лат. «В лето господне 1921»), 1921 ) утверждается историзм художественного мышления, органическая связь с традициями русской поэзии, особенно пушкинской эпохи. Открытая гражданственность поэзии Ахматовой, а также намеренная загадочность многих стихотворений, в которых современники усматривали противостояние ужасам современности, привели поэтессу к столкновениям с властью. На протяжении 1925-1939 её стихи не печатались, писала она немного, занимаясь преимущественно изучением творчества Пушкина.

Литературоведческие штудии Ахматовой, при соблюдении полной научной корректности, были связаны с размышлениями о трагизме поэзии 20 в. Аресты третьего (с 1922 ) мужа, искусствоведа Н.Н. Пунина, и Л. Гумилёва стали толчком к созданию цикла стихов «Реквием», который Ахматова долгое время опасалась доверить бумаге (1935-1940 ; опублик. за рубежом в 1963 , в России в 1987 ). Приблизительно с 1936 начался новый подъем в творчестве Ахматовой: складывается окончательно не завершенная книга стихов «Тростник», в 1940 создан первый вариант «Поэмы без героя», воссоздающей атмосферу Серебряного века (работа над поэмой продолжалась вплоть до смерти Ахматовой). В 1940-1946 стихи часто публикуются, выходит сборник «Из шести книг» (1940 ), патриотические стихотворения периода Великой Отечественной войны вызывают одобрительную реакцию современных критиков. Однако постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград»» (1946 ) послужило началом травли Ахматовой. Она была исключена из Союза писателей, за ней велась слежка, Ахматову осмеливались поддерживать только немногие друзья. После ареста сына в 1949 , стремясь спасти его жизнь, вынуждена была написать и опубликовать казённые прославления И.В. Сталина и большевизма. Вместе с тем Ахматова писала трагические стихи, опубликованные на родине только после её смерти. Возвращение Ахматовой в литературу стало возможным лишь в конце 1950-х гг. В 1958 и 1961 выходят два сборника избранных стихотворений, в 1965 – книга стихов «Бег времени». Автобиографическая проза Ахматовой, оставшаяся по большей части незавершенной, была опубликована (как и ее воспоминания о Блоке, Модильяни и др.) лишь посмертно. В 1964 Ахматова получила итальянскую литературную премию «Этна-Таормина», в 1965 избрана почетным доктором Оксфордского университета. В последние годы жизни она была окружена вниманием младших поэтов (среди которых особенно выделяла И. Бродского) и исследователей.

Интенсивное лирическое переживание, вписанное в широкую эпическую картину не только России 19-20 вв., но и всей человеческой истории, неразрывно связано у поздней Ахматовой с осознанием собственной поэзии как составной части мировой культуры. Вместе с тем её поэзия несет в себе естественность человеческого чувства, не омраченного трагизмом жизни, в который оно погружено.

Анна Ахматова умерла 5 марта 1966 года в Домодедово, под Москвой; похоронена в пос. Комарово Ленинградской области.