Библиотечные познавательные проекты и программы. Лучшие библиотечные программы для молодёжи

Программа для автоматизации деятельности библиотек любого типа и назначения. Продукт позволяет автоматизировать рабочие процессы библиотеки, в зависимости от ее назначения, типа, состава фондов, может быть интегрирован с другими типовыми решениями фирмы "1С". Есть конфигурации для школы, ВУЗа, колледжа.

Aвтоматизированная библиотечная информационная система, основанная на облачных технологиях. Версии для отдельной библиотеки и для сети библиотек. Имеет возможность загрузки авторитетных данных из внешних файлов и позволяет создавать Сводный каталог через онлайн-каталогизацию в едином каталоге.

Open-source автоматизированная библиотечная информационная система (АБИС). Интерфейс для библиотекарей и читателей (посетителей). Поиск. Оборот книг и управление читателями. Модуль каталогизации со встроенным клиентом Z39.50. Система периодики для журналов или газет.

Программный комплекс, предназначенный для ведения учёта каталога книг и периодических изданий, ведения картотеки читателей, регистрации выдачи и возврата литературы (абонемент), поиска по каталогу и многое другое. Поддерживает работу со считывателями штрих-кода. Имеет возможность связать библиографическое описание с электронным ресурсом (файлом), для создания полноценной электронной библиотеки

Интегрированная система для управления библиотеками, созданная с использованием Web-технологий. Автоматизирует все библиотечные процессы: комплектование, каталогизацию, ведение справочников, поиск и обмен библиографическими записями, учет читателей, выдачи и возвраты документов, МБА, печать выходных форм, статистику, бюджет.

Программное решение для комплексной автоматизации информационно-библиотечной деятельности, построения библиотечных сетей, эффективного управления информационными ресурсами и организации доступа к ним на основе web-технологий. Является web-системой нового поколения, может использоваться как в традиционном, так и в «облачном» вариантах.

Автоматизированная библиотечно-информационная система. Обеспечивает комплексную автоматизацию всех библиотечных процессов: комплектование литературы; создание и ведение электронного каталога; систематизацию; обработку поступающих изданий; справочно-информационное обслуживание; обслуживание читателей; учет библиотечного фонда; межбиблиотечный абонемент. Есть облачная версия.

Система для комплексной автоматизации библиотечных процессов от создания библиографии до учета читателей и книговыдачи. Включает Фолиант-облако - сервис для быстрого создания электронного каталога в Интернет.

Рабочая программа

Предмет: библиотечно-библиографические и информационные знания

Класс 1-10

Всего часов на изучение программы 46

Воронина Н.В.

педагог-библиотекарь

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Программа «Библиотечно – библиографические и информационные знания школьникам» рассчитана на обучение детей с 7-летнего возраста. Она построена с учетом возрастных особенностей учащихся. Предусматривается постепенное накопление и углубление знаний о книге: от первого знакомства с библиотекой – к изучению содержания различных разделов книжного фонда. От выбора книг по иллюстрированному каталогу «Что нам читать?» - к использованию систематического каталога, картотек, рекомендательных пособий; от краткой записи о прочитанной книге – к развернутому отзыву о ней; от знакомства с «энциклопедией для маленьких» - к работе со справочной литературой. Отдельные темы повторяются: знания детей углубляются, и последующие занятия проводятся на более сложном материале.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, для их проведения можно использовать уроки внеклассного чтения, экскурсии, классные часы.

Система библиографических занятий направлена на повышение качества чтения и воспитательного воздействия литературы на детей и подростков, на расширение их кругозора.

Первая часть программы «Путешествие в страну Читалию» разработана как занятия для начальной школы (1 – 4 класс). Учащиеся младшего школьного возраста предпочитают всем видам деятельности игру, с учетом этого все занятия проводятся с использованием игровых технологий. Все занятия построены как путешествия в мир книги, библиотеки, информации. Занятия проводятся 3 раза в год с классом учащихся.

Вторая часть программы для 5 – 8 классов продолжает знакомить учащихся со структурой книги с использованием ИКТ, помогающей при выборе книги, мотивирует подростков быть частыми посетителями библиотеки, испытывать ежедневную потребность обращения к дополнительным источникам информации. Третья часть программы разработана для 9 – 10 классов.

«Основы библиотечно – информационных знаний» для 1 – 11 классов, позволяют моделировать информационную среду для детей и юношества, способствуют социализации личности, удовлетворяя культурные, эстетические и творческие потребности личности.

Цели

Основная цель библиотечных уроков – дать учащимся знания, умения и навыки информационного самообеспечения их учебной деятельности. Достижение этой цели осуществляется в ходе решения следующих задач:

Задачи

1. Освоение рациональных приемов и способов самостоятельного ведения поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами.
2. Научить учащихся работать с книгой, приобщить их к систематическому пользованию библиотекой.
3. Пропаганда ценности чтения и книги.

Формы контроля:

    тестирование,

    самостоятельное библиографическое разыскание,

    час вопросов и ответов,

    творческие задания.

Форма занятий:

  • практические занятия,

    урок – презентация.

На занятиях с малышами используются игровые и театрализованные ситуации, наглядные и технические средства, групповые и индивидуальные задания, стимулирующие познавательную деятельность. В старших классах предусматривается проведение занятий в форме практических работ, лекций – обзоров, доклад или сообщение, урок – презентация.

Контроль качества образования:

    конкурсы между командами,

    тестирование,

    изготовление книжки-малышки,

    закладки,

    написание отзыва, и т.д.

Семинарские занятия – лучшая форма проверки домашних работ. Библиотечно – библиографические знания и навыки учащиеся могут использовать в приготовлении самостоятельных учебных заданий по различным предметам, в подготовке к олимпиадам, написании рефератов.

В программу входят: беседы о библиотеке, о создании книги; о строении (структуре) книги; о периодических изданиях для детей; о справочном аппарате книги и библиотеки; о художественном оформлении книги; воспитании бережного отношения к книге. Значительное место отведено практическим занятиям.

Примерное тематическое планирование

Тема

Использование ИКТ

Часы

Первое посещение библиотеки. Экскурсия

Путешествие по библиотеке. Знакомство с «книжным домом», с понятием «читатель», «библиотекарь», «абонемент», «читальный зал»

Видео ролик

Правила поведения в библиотеке, умение обращаться с книгой

Бережное отношение к книге, ознакомление с правилами обращения с книгой. Работа с плакатом «Убедительная просьба книги»

Слайд-презентация

Посвящение в читатели. Утренник

Дети становятся новыми читателями школьной библиотеки, получают в подарок буклеты

Знакомство с библиотекой. Экскурсия

Продолжение разговора о библиотеке. Представление любимых книг.

Структура книги. Элементы книги

Внешнее и внутреннее оформление книги. Изучение основных элементов: обложка, корешок, переплет, титульный лист.

Слайд- презентация

Газеты и журналы для детей

Знакомство с понятиями газета, журнал, термины статья, корреспондент, журналист.

«Угадай книгу» викторина

В виде игры

Структура книги.

Иллюстрации в книге

Изучение структурного элемента книги – иллюстрация. Понятия «художник – сказочник», «художник-анималист»

Слайд-презентация

Выбор книг в библиотеке

Открытый доступ к книжному фонду: порядок и расстановка, полочные разделители

Слайд-презентация

Твои первые словари и энциклопедии

Представление о справочной литературе, цели обращения, обучение работе с ними

Справочная литература

Знакомство со справочной литературой: словарями, справочниками, энциклопедиями

Научно-познавательная литература для младших школьников

Знакомство с энциклопедиями «Что такое, Кто такой?» и др.

«Путешествие в мир мультимедиа»

Знакомство с компьютером в библиотеке (урок – экскурсия)

Работа с библиографическими пособиями

Слайд-презентация

Чудо, имя которому - книга

Роль книги в истории человеческой цивилизации. Роль книги в жизни человека. Отличие книги от других источников информации. Рассказы учащихся о своих любимых книгах

История письменности

Древние способы передачи информации: сказители, сигналы, узелковое письмо, письмо в рисунках, письмо знаками. Буквенное письмо, возникновение алфавита. Древнеславянская письменность: история возникновения, её особенности

Слайд-презентация

Древние книги

Глиняные таблички. Книги-свитки из папируса. Восковые таблички. Берестяные грамоты. Книга-кодекс из пергамента. Процесс переписывания древних книг. Содержание древних книг, их историческая и культурная ценность

Русская рукописная книга

Процесс создания русской рукописной книги. Элементы оформления русской рукописной книги. Содержание древних книг. Русская рукописная книга – исторический и художественный памятник

Презентация

На пути к новой книге

Предпосылки возникновения книгопечатания. Потребность в книге. Деревянная печатная форма. История изобретения бумаги

История книгопечатания

Исторический опыт в использовании печатной формы. Изобретение печатного станка Иоганном Гуттенбергом. Первые печатные книги. Изменение внешнего облика книги и её структуры с развитием печатного дела

Русская печатная книга

Первые печатные книги на славянском языке. Причины появления книгопечатания на Руси. Первопечатник Иван Фёдоров. Роль первых печатных книг в распространении просвещения на Руси в 16-17 в.

Древние библиотеки

Библиотеки Древнего мира. Библиотека из глиняных табличек царя Ассирии Ашурбанипала. Александрийская библиотека. Европейские библиотеки в Средние века. Монастырские, частные и публичные библиотеки. Библиотеки Древней Руси. Роль библиотек в сохранении культурного наследия

Видеофильм, презентация

Библиотеки города Новая Ладога

История создания первой библиотеки в городе. Отделы библиотеки, правила пользования библиотекой

Структура книги

Справочный аппарат книги. Основные элементы структуры книги. Их функциональное значение. Чтение титульного листа. Подзаголовочные данные. Выходные данные. Справочный аппарат книги, его состав. Алгоритм поиска информации в книге

Презентация

Как работать с книгой

Понятия о целях и способах чтения научно- популярной, справочной, учебной литературы(просмотр, выборочное чтение, сплошное чтение, изучение

Как пользоваться библиотекой

Школьная библиотека. Правила пользования библиотекой. Основные отделы библиотеки. Организация книжного фонда. Книжно – иллюстрированная выставка, её цель.

Справочная литература

Расширение знаний о справочной литературе. Виды справочных изданий по содержанию, структуре, функциональному назначению. Энциклопедии. Справочники. Словари.

Периодические издания для младших подростков

Газеты и журналы как печатные издания, отличия их от книг.

Выбор книг: библиографические указатели

Библиографические указатели и списки литературы для школьников – первые помощники в выборе книг

Тестирование

Проверка на усвоение материала в игровой форме

Справочно – библиографический аппарат библиотеки

Структура, назначение, способы использования в различных поисковых ситуациях. Алгоритм поиска

Слайд - презентация

Книга и ее создатели. Структура книги, использование ее аппарата при чтении

Занятие, углубляющее знание учащихся о справочном аппарате книги, развивающее навыки самостоятельной работы с книгой.

Чтение как удовольствие

Специфика чтения художественной литературы. Медленное чтение, перечитывание текста.

«Мультимедиа ресурсы»

Знакомство с электронными учебниками

Естественнонаучная литература для подростков

Основные виды и типы источников, возможности и особенности использования. Отражение литературы в систематическом каталоге и СКС.

Книги по искусству

Жанровое и тематическое разнообразие книг по искусству: биография, очерк, Монография, мемуары, альбомы

Методы самостоятельной работы с литературой

Обучение методике составления плана книги, тезисов, конспекта, списка

Литература о литературе

Работа с критической литературой. Специфика поиска информации по литературоведению

Рецензия

Рецензия как жанр литературоведения, виды и специфика рецензий.

Информационные ресурсы библиотеки

Периодические издания, энциклопедии, справочники, словари, каталоги и картотеки, рекомендательные списки

Информационно-поисковая система в библиотеке

Каталоги, картотеки, справочники, словари, энциклопедии, рекомендательные списки

Итого 1 – 10 классы

Требования к уровню подготовки учащихся

Программой предусматривается, чтобы к концу обучения каждый школьник:

    испытывал потребность в систематическом чтении; был знаком со структурой книги;

    умел определять примерное содержание книги при беглом ее просмотре;

    умел самостоятельно проводить поиск и выбор литературы, используя книжные выставки, рекомендательные библиографические указатели, каталоги, картотеки, полки открытого доступа; умели составлять список книг для чтения;

    научился использовать в учебных целях критическую, справочную литературу и периодические издания;

    умел применять библиотечно – библиографические знания при изучении дисциплин и в процессе самообразования.

Литература:

1. Библиотечно – библиографические знания школьникам: Практ. пособие / Гос.респ.дет. б-ка РСФСР. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: изд-во «Кн.палата», 1989. – 216с.

2. Бровина М.Б., Воробьева Н.Н. Тематическое планирование работы творческого объединения учащихся «Юный библиотекарь» // Шк. библиотека.-№1/2010. – С.41- 43

3. Гендина Н. Дидактические основы формирования информационной культуры // Шк. библиотека. – 2002. – № 1. – С. 24-28.

4. Чулкина Г.Д. Библиотечно – библиографические и информационные знания школьникам // Шк. библиотека. – 2001 – № 1. – С. 8 – 13.

5. Крук Н. Формирование информационной культуры школьников как неотъемлемая составная часть учебной деятельности // Шк. библиотека. – 2001. – № 8. – С. 16 - 25.

В 2015 году в Российской государственной библиотеке для молодёжи стартовал обучающий проект — Межбиблиотечный методический вебинариум «Успешные библиотечные программы для молодёжи». Адресован он специалистам молодёжных/юношеских библиотек, публичных библиотек, которые имеют или планируют создать в своей структуре залы, отделы, обслуживающие молодёжь, а также библиотек, в штате которых есть специалисты по работе с молодёжью.

В течение года слушателям были предложены библиотечные программы и проекты, которые придуманы, разработаны и успешно апробированы в РГБМ и которые потенциально могут быть использованы и другими библиотеками. Все семь занятий вели только специалисты Российской государственной библиотеки для молодёжи.

Темы занятий: клубные формы работы по экологической тематике, комиксы и рисованные истории, библиотека как площадка для реализации молодёжных проектов, хип-хоп как часть молодёжной культуры, молодёжь в литературном процессе, рисунок и текст в восточной культуре, психологические тренинги в библиотеке. Записи всех вебинаров доступны на канале РГБМ в YouTube. Суммарное число просмотров составляет около пяти тысяч. Столь активно проявленный интерес со стороны библиотек говорит о том, что профессиональное библиотечное сообщество испытывает большую потребность в обучении по актуальным вопросам работы библиотек с молодёжной аудиторией. А форма дистанционного обучения с использованием сетевых технологий на сегодняшний день (учитывая сложную экономическую ситуацию) наиболее приемлема.

Дальнейшее развитие вебинариума в 2016 году предполагает знакомство с лучшими библиотечными программами для молодёжи, придуманными и реализованными в других библиотеках страны. Участником проекта может стать любая библиотека — главная региональная, специализированная молодёжная, юношеская, детско-юношеская или публичная библиотека, активно работающая с молодёжью. Библиотечная программа для молодёжи, предлагаемая в качестве темы вебинара, должна быть уже успешно реализована и ориентирована на поддержку позитивных потребностей молодёжи. Это может быть то или иное конкретное мероприятие, публичная акция, деятельность клуба и т. д.

Ограничений в выборе темы и формы нет. От одной библиотеки может быть подано несколько заявок. С условиями участия в проекте можно ознакомиться на сайте РГБМ .

В 2016 году запланировано семь занятий в каждую четвёртую среду месяца в 11 часов утра по московскому времени (актуальный график встреч размещён ).

Первый вебинар, представляющий одну из лучших региональных программ для молодёжи, пройдёт уже 24 февраля.

В прошлом году по инициативе и непосредственном участии РГБМ в издательстве «Профессия» вышла книга – практическое пособие «Лучшие библиотечные программы с низким бюджетом для молодёжи, подростков, детей» (ред.-сост. Дж. Лиллиан; пер. с англ. М.В. Алексеевой; науч. ред. и предисл. И.Б. Михновой), представляющая .

В отечественных библиотеках также реализуются по-своему уникальные программы для молодёжи, учитывающие специфику региона, библиотеки и её пользователей. Потому мы вышли с инициативой проведения Всероссийского конкурса среди публичных библиотек «Лучшая библиотечная программа для молодёжи», результатом которого станет издание аналогичного пособия, основанного на российском опыте. Конкурс стартует в феврале и продлится до мая 2016 года.

Следите за новостями!

Бесплатная программа для учёта книг в библиотеке.

Компьютеризация в наши дни затрагивает все больше и больше различных отраслей. Не так давно у нас на Украине вышел указ о компьютеризации библиотек учебных заведений. И все бы ничего, да только как всегда, выдачей соответствующего аппаратного и программного обеспечения в министерствах никто не озаботился. Так и пошло-поехало…

Кто начал создавать библиотечные базы данных на ПК при помощи офисных приложений (в Access или Excel), а кто стал искать «кряки» к разнообразным платным системам управления библиотеками. Однако, оказывается для этого существуют и довольно простые и удобные бесплатные программы!

Сегодня я познакомлю Вас с одной замечательной системой управления библиотекой, разработанной нашим земляком и простым учителем информатики для нужд своей школы. Эта программа называется MyLib . C ее помощью Вы сможете довольно легко создать базу данных по всей библиотеке и следить за выдачей книг ученикам, студентам или преподавателям. По своим возможностям MyLib напоминает платную программу Учет книг:

Сравнение программы MyLib с платным аналогом Учет книг

Из сравнения мы видим, что MyLib несколько отстает в функциональном плане от платных приложений. Однако программа выигрывает за счет простой и понятной организации интерфейса, а также компенсирует некоторые недостатки благодаря прямому доступу к базе данных, которую легко можно редактировать при помощи современных офисных пакетов .

Дополнительным приятным моментом является то, что приложение не требует установки:).

В скачанном с нашего сайта архиве Вы найдете две версии MyLib: русскоязычную и украинскую. Мы рассмотрим пример с русскоязычным вариантом, однако все написанное далее также относится и к украинской версии.

Для большего удобства распакуем архив с нужной версией приложения в отдельную папку на жестком диске, после чего запустим исполняемый файл MyLib.exe. Перед нами откроется основное окно программы:

Интерфейс MyLib

В основном окне мы видим список авторов книг (колонка слева), присутствующих в нашей библиотеке, а также список и описание книг выбранного автора (справа). В нижней части основного окна мы также можем видеть информацию о выдаче выбранной книги. В верхней части рабочего окна MyLib находится две дополнительные рабочие вкладки (Поиск и Список учеников), а также кнопка добавления новых книг.

Работа с MyLib

Начинать работу нам следует с создания базы данных по книгам. Для добавления новой книги в базу достаточно нажать кнопку «Добавить новую книгу» и в открывшемся окошке ввести требуемую информацию о ней:

К сожалению, в данном окне не имеется некоторых полей, типа ISBN, количества страниц и некоторых других, однако при особом желании такие поля можно будет вручную добавить в базу данных программы (как это сделать, ). Доступа через программу Вы, конечно, не получите, однако для распечатки результатов из базы данных такой способ вполне сгодится;).

Нажимаем кнопку «Добавить» и получаем только что введенную книгу в списке:

Учтите, что если у Вас есть несколько экземпляров какой-то книги, их придется добавлять заново!

Выделив книгу в каталоге «Книги автора», Вы можете внести изменения в данные о ней, а также выдать книгу на руки учащемуся или преподавателю. Для этого достаточно нажать кнопку «Выдать книгу» и в появившейся текстовой строке ввести данные о читателе. Дата выдачи при этом установится автоматически:

Теперь, чтобы вернуть книгу нам будет достаточно нажать кнопку «Принять книгу».

Работа со сторонними базами данных

Ученик успешно добавлен, однако для удобства работы с большим количеством людей, я бы советовал создать еще и базу данных читателей . К сожалению, силами MyLib создать такую базу невозможно, но ничто не мешает нам заполнить ее напрямую, используя MS Access (предпочтительнее) или OO Base. Для этого откроем папку, в которую мы ранее распаковали MyLib и отыщем файл data.mdb:

Нам потребуется открыть выбранную базу данных. Для этого лучше всего подойдет модуль пакета Microsoft Office Access. При попытке открыть базу данных Access спросит нас, блокировать ли ему небезопасные выражения (на что мы гордо ответим «НЕТ»:)) и повторно предупредит нас о небезопасности наших действий. Но мы-то не боимся:), поэтому нажмем кнопку «Открыть» и увидим следующее окошко:

Нетрудно догадаться, что для создания базы данных по читателям нам нужно открыть таблицу «Pupils», дважды кликнув по ней левой кнопкой мыши:

В открывшейся таблице мы обнаружим вначале только две строчки. В первой будет указан созданный нами ранее ученик (в примере - Иванов Иван Петрович), а вторая будет пустой (если не считать надписи (Счетчик) в первой ячейке).

Теперь нам нужно выделить строчку с нашим первым читателем (кликнув левой кнопкой мыши по квадратику перед строчкой) и, вызвав правой кнопкой мыши контекстное меню, выбрать пункт «Копировать». Теперь аналогичным способом выделяем пустую строку (с надписью (Счетчик)) и в контекстном меню выбираем пункт «Вставить».

У нас появится копия предыдущей записи, в которой нам следует только изменить данные в столбце «Name» на нужные. Поскольку в MyLib отсутствует специальное поле для указания класса, в котором учится ученик, то лучше всего будет, если перед ФИО учащегося Вы укажете номер класса или группы;).

Таким образом, Вы сможете быстро находить всех своих читателей в довольно обширной базе. Благо, что MyLib сортирует все записи по алфавиту, поэтому можно смело добавлять новых пользователей библиотеки в произвольном порядке.

Итак, мы создали базу данных по читателям. Настало время взглянуть на плоды своей работы. Для этого запустим MyLib и перейдем в ее третью вкладку - «Ученики и выданные книги»:

Здесь мы увидим стройный список всех наших читателей, а справа от них число, которое указывает количество взятых ими книг. Если ученик возвращает Вам книгу достаточно выбелить его в списке, выбрать книгу, которую он сдает и нажать кнопку «Принять». Книга вновь окажется в общем доступе, и ее можно будет вновь выдавать.

Поиск по базе

Последней функцией, которую нам осталось проверить, является функция поиска. Переходим во вторую вкладку программы («Поиск книг»):

Здесь у нас есть два варианта поиска: по авторам или по названиям книг. Выбираем наиболее подходящий для нас, заполняем соответствующее текстовое поле, жмем кнопку «Искать» и получаем результат в списке внизу. Учтите, что если книги, соответствующей заданным параметрам поиска нет в базе, то список останется пустым, и никаких дополнительных уведомлений Вы при этом не увидите.

Достоинства и недостатки программы

  • простой интерфейс и управление программой;
  • неограниченное количество записей в базах данных;
  • наличие прямого доступа к основной базе данных программы;
  • удобная система слежения за выданными книгами;
  • наличие удобного механизма поиска по базе книг.
  • нет встроенного редактора списка читателей;
  • нет функции импорта, экспорта и печати данных из программы;
  • нет возможности добавления дополнительных полей в описание книг.

Выводы

Несмотря на довольно значительные недостатки, после умелой «обработки напильником» программа MyLib становится незаменимым инструментом для любого библиотекаря! Однако Вы можете использовать приложение не только в учреждениях, но и в качестве каталогизатора для домашней библиотеки.

Такой вариант использования вообще идеален, поскольку вручную править базу данных не придется вообще, а новых читателей (друзей и знакомых, которые берут у вас книги) Вы будете добавлять по мере надобности. Пользуясь MyLib, Вы всегда будете знать кто, когда и какие книги у Вас взял, а значит, всегда будете иметь под присмотром всю свою библиотеку.

P.S. Разрешается свободно копировать и цитировать данную статью при условии указания открытой активной ссылки на источник и сохранения авторства Руслана Тертышного.

Проекты и программы ЦБС

1. Программа «Библиотека без границ»
Цель:
содействие адаптации в обществе, социокультурной реабилитации, развитию творческих возможностей и самоутверждению личности людей с ограниченными возможностями здоровья и социально незащищённых групп населения путём приобщения к книге и чтению, организации работы с ними в доступной форме.

2. Проект «Читающая семья»
Цель: сохранение и развитие традиций семейного чтения.

3. Программа «Профессинал. Повышение уровня профессиональной компетенции библиотекарей в условиях модернизации библиотечного дела»
Цель: содействие формированию инновационной культуры в муниципальных библиотеках г. Иркутска, осознанному применению новшеств, стимулированию профессиональной активности специалистов для положительного изменения качества библиотечного обслуживания

4. Программа библиотеки №14 «Открытая дверь»
Цель: реабилитация подростков, профилактика преступности и социально негативных явлений, духовно-нравственное воспитание и воспитание культуры поведения подростков.

5. Проект библиотеки №4 «Дети. Книга. Библиотека»
Цель: привлечение детей к чтению через разные формы работы для полноценного развития личности ребенка, его адаптации и социализации в современном обществе.

6. Клуб «Русские традиции» в библиотеке №20
Цель: обеспечение занятости членов клуба, организация и проведение культурно – досуговых и просветительских мероприятий.

7. Программа Центральной детской библиотеки «Вместе с куклой в мир чтения»
Цель: привлечение детей к чтению, воспитание любви к книге.

8. Проект библиотеки №5 «Иннокентьевские звездочки»: окружной литературный фестиваль детской и юношеской прозы и поэзии»
Цель: развитие творческого потенциала детей и юношества путем вовлечения в активную литературную деятельность.

9. Проект библиотеки №21 «Литературный кинозал»
Цель: повышение роли книги и чтения в нравственном развитии ребенка, организация досуга и занятости детей и подростков в школьные каникулы, формирование интереса к чтению у школьников через организацию просмотров экранизированных художественных произведений, мультипликационных фильмов.

10. Программа библиотеки №21 «Кукольный театр «ЧиДуДей» (читай, думай, действуй)»
Цель: привлечение детей к чтению через игровые формы работы для полноценного развития личности ребенка.

11. Проект библиотеки №21 «Уроки добра»
Цель: содействие адаптации в обществе, социокультурной реабилитации, развитию творческих возможностей детей с нарушениями в психическом и интеллектуальном развитии.

12. Программа работы с подростками библиотеки №2 «Перспектива»
Цель: помощь педагогам и родителям в формировании знаний о физическом и духовном здоровье человека, основах эколого–гигиенической культуры, профилактика зависимых состояний: табакокурения, алкоголизма, употребления наркотиков, компьютерной зависимости; профориентационно — диагностическая работа с подростками как средство повышения их учебной мотивации и профессионального становления в перспективе; осуществление социокультурной деятельности, способствующей повышению культурного потенциала микрорайона Рабочее.

13. Программа библиотеки №2 «Студия семейного творчества «ВМЕСТЕ»
Цель: помощь родителям в воспитании интеллектуально развитой, духовно богатой, физически здоровой личности, ориентированной на общечеловеческие ценности и способной к самореализации в условиях современного общества.

14. Проект библиотеки №4 им.Г.К.Сапронова «1000 книг и одна жизнь. Издатель Г.К.Спронов»
Цель: пропаганда лучших образцов художественной литературы., популяризация творчества писателей, поэтов, литературных критиков, художников посредством встреч, презентаций и выставок.

15. Проект библиотеки №4 им.Г.К.Сапронова «Клуб «Папа, мама и я – читающая семья!»
Цель: укрепление традиций семейного чтения, проведение семейных праздников и конкурсов.

16. Программа библиотеки №20 «Формирование информационной культуры читателей младшего школьного возраста»
Цель: обучить детей 1 – 4 классов общеобразовательной школы навыкам библиотечно-библиографических знаний и сформировать у них умение осуществлять поиск информации с помощью каталогов, картотек, ресурсов Интернет.

17. Программа библиотеки №20 «Наш любимый край»
Цель: краеведческое воспитание детей специальной образовательной коррекционной школы №7 с интеллектуальной неточностью г.Иркутска.

18. Программа библиотеки №5 «Литературно-музыкальная гостиная «Творчество»
Цель: популяризация творчества писателей, проведение презентаций книг, музыкальных вечеров, бенефисов писателей.

19. Программа библиотеки №5 «Клуб «Добрые сердца»
Цель: социально-культурная деятельность, организация содержательного досуга населения, удовлетворение информационных потребностей.

19. Проект творческих встреч библиотеки №14 «Согреем душу теплым словом»
Цель: социальная адаптация людей пожилого возраста, организация их досуга и общения, предоставление свободного доступа к информации

20. Программа Центральной городской библиотеки им.А.В.Потаниной «Ваша библиотека»
Цель: содействие адаптации в обществе, социокультурной реабилитации, развитию творческих возможностей детей с ограничениями в жизнедеятельности путём приобщения к книге и чтению.

21. Программа Центральной городской библиотеки им.А.В.Потаниной «Клуб «Оптимист»
Цель : работа с пожилыми людьми, вовлечение их в сферу творческой активности через участие в литературных и музыкальных вечерах, дискуссиях и обсуждениях, встречах с интересными людьми нашего города.

22. Программа детской библиотеки №23 «Отдыхаем с книжкой (летнее чтение)»
Цель : формирование активной читательской деятельности и организация досуга детей и подростков в летнее время, привлечение в библиотеку новых читателей

23. Программа Центральной детской библиотеки «Обо всем на свете хотят знать наши дети»
Цель : воспитание всесторонне развитой личности в процессе знакомства с лучшими произведениями для детей.

24. Программа Центральной детской библиотеки «Подрастаю с книжкой Я!»
Цель : приобщение детей к чтению, воспитание всесторонне развитой личности в процессе знакомства с лучшими произведениями для детей.


25. Программа библиотеки №30 «Клуб «Россия, Русь, храни себя, храни!»
Цель : патриотическое воспитание и духовно-нравственное развитие подрастающего поколения, формирование познавательного интереса к культуре и истории своей Родины, развитие у детей активной жизненной позиции, гражданской ответственности.

26. Программа библиотеки №10 «Содружество»
Цель : содействие адаптации в обществе, социокультурной реабилитации инвалидов и людей пожилого возраста, проживающих в зоне обслуживания библиотеки.

27. Программа библиотеки №2 «Клуб «Досуг у голубого экрана»
Цель : работа с населением, вовлечение его в сферу творческой активности через участие в диспутах, беседах, просмотрах, литературных и музыкальных вечерах, дискуссиях и обсуждениях, встречах с интересными людьми нашего города.

28. Лекторий библиотеки №16 «И наречен он был в веках Иркутском»
Цель : повышение интереса к информации краеведческого характера, патриотическое воспитание, оказание информационной и методической помощи преподавателям общеобразовательных учреждений.

29. Программа библиотеки №16 им.Д.Г.Сергеева по пропаганде жизни и творчества иркутского писателя, почетного гражданина города Иркутска Д.Г. Сергеева «Мы с этим именем живем, мы этим именем гордимся»
Цель : популяризация деятельности библиотеки, носящей имя известного иркутского писателя Д.Г. Сергеева, привлечение общественного внимания к личности, чье имя носит библиотека.

30. Программа библиотеки №16 им.Д.Г.Сергеева «Рука об руку»
Цель : социальная адаптация студентов – сирот Иркутского Государственного Межрегионального колледжа Строительства и Предпринимательства

31. Проект краеведческого центра «Наследие» библиотеки №5 «Иннокентьевские роднички. Магия слова»
Цель : повышение общественной значимости литературного творчества, привитие вкуса к чтению, общению с художественным словом; оказание конкретной помощи юным поэтам и прозаикам в профессиональном и творческом развитии, обогащение их внутреннего личностного роста, духовно-нравственного развития; создание в Ленинском округе площадки для раскрытия литературных творческих способностей детей, подростков.

32. Проект краеведческого центра «Наследие» библиотеки №5 «Мира не узнаешь, не зная края своего»
Цель : патриотическое воспитание подрастающего поколения через популяризацию краеведческих знаний, создание «Школы юных экскурсоводов».

33. Проект библиотеки №31 «Клуб для читающих семей «Навигатор»
Цель : пропаганда духовно-нравственных ценностей через чтение художественной литературы, работа с семьёй.

34. Программа библиотеки №31 «Наш общий дом и мы в нем»
Цель : формирование знаний, умений и ценностных ориентаций о природе, культуре, традициях и обычаях России, государственных праздниках, а также знаний по истории своей страны, гражданского самосознания, чувства гордости за страну; оспитание интереса, уважения к культуре и истории своего края.

35. Программа детской библиотеки №31 «Стань читающим, дружок!»
Цель : формирование ценности детского чтения как эффективного средства воспитания, образования дошкольников и создание интеллектуального ресурса дошкольника; рост читательской активности детей.

36. Клуб детской библиотеки №31 «Читайка!»
Цель : пропаганда духовно-нравственных ценностей через чтение художественной литературы, краеведческое просвещение.

37. Клуб детской библиотеки №31 «Я – книжный доктор»
Цель : формирование у членов клуба бережного и уважительного отношения к книге, организация полезного досуга детей.

38. Программа библиотеки №37 «Я не читатель, я только учусь!»
Цель : привлечение детей к чтению.

39. Программа библиотеки №19 им.В.П.Стародумова «Соучастие в судьбе»
Цель : помощь в адаптации к жизни в обществе, развитии творческих способностей и самоутверждении личности детей-сирот.

40. Творческая гостиная «Встречи для Вас» в библиотеке №12
Цель : пропаганда творческого наследия известных писателей, поэтов, художников, музыкантов; проведение литературных вечеров с писателями и поэтами Иркутска; организация тематических выставок, обзоров и обсуждений

41. Программа библиотеки №7 «Библиотека. Чтение. Семья»
Цель : укрепление традиций семейного чтения.

42. Проект библиотеки №7 «Книжки для малышки»
Цель : приобщение детей и их родителей к систематическому чтению и регулярному посещению библиотеки.

43. Информационно-досуговый клуб для пенсионеров «Комплимент» в библиотеке №8
Цель : проведение литературно-музыкальных вечеров, поэтических часов, мастер-классов по прикладному творчеству, праздничных развлекательных программ для пенсионеров.

44. Программа библиотеки №8 «ВнеКЛАССное чтение»
Цель : воспитание любви к чтению как необходимому процессу, позволяющему понимать, организовывать информацию, представленную в печатной форме и успешно ее использовать в личных и общественных целях, развитие читательской компетенции.

45. Программа детской библиотеки №31 «Алые паруса» «Кукольный театр «Ассоль»
Цель : привлечение детей к чтению и книге через игровые формы с помощью кукольного театра.

46. Клуб любителей игры в шахматы и русские шашки «Дебют» в библиотеке №8
Цель : объединение пенсионеров — любителей шахматной игры., проведение тренировочных игр, открытых отборочных турниров, информирование библиотекой членов клуба о книгах и статьях о шахматах, организация Уголка шахматиста в библиотеке.

47. Клуб по интересам для учащихся 1-4 классов «Почемучка» в детской библиотеке №23
Цель : проведение праздника «В библиотеку всей семьей», литературных вечеров, конкурсных программ, бенефисов, информационно-познавательных часов.