Аз, буки, веди… на детском языке. Из истории букварей

Если вы ищите следующие поисковые запросы: "букварь онлайн, азбука онлайн, букварь скачать, азбука скачать, уроки по букварю, азбука для детей, азбука для малышей, азбука буквы", можете считать, что вы нашли то, что искали!

Представляем вам уникальный "Букварь (Азбуку) онлайн" от разработчиков известного сайта с развивающими играми для детей games-for-kids.ru

"Букварь онлайн" - это не просто азбука в картинках, это целый комплекс упражнений, направленный на изучение букв и обучение чтению слогов. Изучив первые четыре буквы (А,У,М,С), ребенок параллельно с повторением пройденных букв, знакомится со слогами и выполняет упражнения на чтение слогов.

Изучение каждой отдельной буквы алфавита состоит из большого числа упражнений. Вот примеры некоторых из них:

1. Знакомство с буквой.

2. Поиск слов, начинающихся на заданную букву.

3. Поиск слов, содержащих заданную букву.

4. Поиск изучаемой буквы среди других букв.

5. Определение на слух, сколько заданных букв содержится в предложенных словах. Например, сколько букв "А" в следующих словах: шар, баран, баклажан и т.д.

Важно! Полезная информация! Обращаем ваше внимание на то, что в основе обучения чтению лежит не буква, а звук. Представьте себе, что ребенок выучил буквы "правильно", т. е. так, как принято называть их в алфавите (БЭ, ВЭ, ЭН и т. д.). Тогда при назывании букв он будет называть два звука Б и Э, В и Э, Э и Н. Это затруднит слияние звуков при чтении слогов, в результате чего сформируется побуквенное чтение. Вместо МА-МА у ребенка получится "эМА-эМА". Прочтение же некоторых многосложных слов станет совершенно недоступным ребенку. Правильнее для ребенка называть согласные буквы упрощенно, как мы называет твердый согласный звук, который они обозначают. Не "ЭМ", а "М", не "ПЭ", а "П", не "ХА", а "X"...

Данный способ обучения буквам совсем не означает, что ребенок не должен знать, что буква и звук - разные понятия, что согласная буква может обозначать два звука - твердый и мягкий. Но все эти понятия недаром входят в программу обучения грамоте в первом классе: для их усвоения нужны достаточно зрелые функции мышления - анализ, синтез, обобщение, абстрагирование. А ребенок дошкольного возраста владеет этими мыслительными операциями только на элементарном уровне. Придет время и ваш малыш усвоит знания по фонетике языка, выучит названия букв по алфавиту. А пока он может учиться читать и без этих знаний.

Уроки по букварю. Учим слоги

Как мы уже отмечали выше, занимаясь по онлайн букварю , одновременно с изучением букв ребенок учится читать слоги и выполняет упражнения, игры со слогами. Вот примеры некоторых из них.

Обучение грамоте начинается с азбуки и букваря. Их многовековая история – свидетельство исключительной важности систематизации приемов изучения алфавита как основы письменной речи и чтения, без которых приобретение новых знаний ограничено только эмпирическим опытом человека. Азбука и букварь выполняют общие функции, но отличаются по структуре и содержанию учебного материала.

Определение

Азбука – система упорядоченных буквенных знаков, составленная на основе алфавита для обучения чтению и письму.

Букварь – учебное пособие для освоения навыков слогового чтения и написания букв на основе азбуки.

Сравнение

Букварь выполняет такую же функцию, однако его структура и содержание существенно отличаются от азбуки. Изучение алфавита по букварю сочетается с фиксацией навыков слогового чтения, а также написания отдельных букв и простых по составу слов. Такой подход к изучению азов грамматики активизирует зрительную, слуховую и механическую память ребенка, благодаря чему усвоение материала происходит быстрее и качественнее.

Русская азбука имеет более древнюю, по сравнению с букварем, историю. Ее первые фрагменты содержатся в берестяных грамотах и «Повести временных лет» – памятнике древнерусской литературы начала XII века.

Букварь появился гораздо позже. Создателем первой книги для обучения грамоте стал основатель книгопечатания на Руси Иван Федоров, выпустивший в 1574 году красочно иллюстрированное учебное пособие, содержавшее алфавит и материал для чтения.

Современные буквари – совместный труд лингвистов, педагогов, психологов, в результате которого вырабатываются критерии максимального соответствия учебника развивающим целям учебно-воспитательного процесса. Изучение букваря входит в обязательную образовательную программу для первого класса начальной школы.

Азбука традиционно выпускается в книжном формате с иллюстративными и текстовыми дополнениями, но имеет и другие варианты исполнения: в виде таблиц, светозвуковых панно, буквенных мозаик, кубиков, пазлов для складывания слогов и слов.

Начальное ознакомление с азбукой предусмотрено образовательными программами дошкольных учебных заведений.

Выводы сайт

  1. Азбука содержит упорядоченный строй буквенных знаков, расположенных в алфавитном порядке. В букваре алфавитное расположение букв сочетается с упражнениями для слогового чтения.
  2. Букварь – первый обязательный учебник для учеников начальной школы, содержащий сведения о грамматике русского языка. Азбука – иллюстрированное книжное издание или пособие другого типа, предназначенное для изучения алфавита.
  3. История возникновения азбуки тесно связана с развитием письменности и восходит к периоду создания древнерусских летописных сводов. Первые буквари на Руси появились одновременно с книгопечатанием.

Прочитав эту статью, Вы узнаете какие особенности имеют современные Буквари, ознакомитесь с их кратким обзором и сможете выбрать самый лучший для своего дошкольника или для школьника.

Чем отличается Букварь от Азбуки

Пришло время научить читать Вашего малыша? Вы каждый день замечаете его любопытство и Вам хочется, чтобы на все его «Почему?» он умел сам находить ответы. Чтобы Ваше желание научить читать своего малыша, переросло в такое же желание самого чада, Вам необходимо его только правильно направлять. Давайте разберёмся с чего начать обучение чтению?

Если Вы решили выучить с ним алфавит, тогда «Азбука» будет Вашим главным помощником и тренером. По ней легко можно научить малыша в любом возрасте называть буквы в алфавитном порядке и находить соответствующий букве звук в словах-картинках.

С этой книги можно начинать знакомство с буквами. Только постарайтесь выбрать «Азбуку» с крупными, чёткими и яркими рисунками.

Обратите внимание!

Порядок букв в «Азбуке» строго соответствует алфавиту. И если Ваш малыш ещё не выговаривает чётко всех букв не забывайте о нормах речевого развития. Ведь специалисты чётко установили в каком возрасте какой звук формируется у малыша.

Только Букварь учит соединять буквы в слова. Само обучение грамоте может быть представлено в традиционном направлении, а может в развивающем.

Хотя само обучение имеет три основных уровня :

Первый : безбуквенный или буквенный.

В этом периоде идёт формирование фонематического слуха, сообщаются основные сведения о словах и предложениях. Возможно выделение из речи и изучение 5 звуков (а, о, ы, и, у), а затем самих букв. В этот период также вводятся схемы или модели звуков

Второй : основной.

На этом уровне совершенствуются навыки звукового анализа, идёт знакомство со всеми остальными буквами, формируется навык чтения, развивается связная речь. Порядок изучения букв,в основном, в разных Букварях одинаков - от легко выговариваемых до трудновыговариваемых букв. В конце обучения происходит знакомство со знаками Ь и Ъ.

Третий : послебукварный.

Теперь закрепляется и совершенствуется навык чтения. От чтения по слогам задания постепенно усложняются до чтения словами. Как правило, в этом периоде происходит знакомство с художественными произведениями и авторами, проводится работа для формирования речевых умений.

Краткий обзор современных Букварей

Возможно, Вам будет интересно узнать, что в современном многогранном и разнообразном мире по обучению грамоте новые варианты первой книги в жизни каждого из нас оправдали возложенные на них надежды специалистов и пользуются заслуженным авторитетом. При этом также сохранился авторитет всем известных старых вариантов книг по обучению чтению.

Безусловно, Вам вначале необходимо самостоятельно оценить уровень речевых навыков своего ребёнка, внимательно пересмотреть все страницы и определить, где находятся самые трудные для малыша буквы. Возможно, они не обязательно должны быть на предпоследних страницах. А когда Вы сделаете свой выбор, вот только потом можете показать эту книгу малышу и постараться сделать всё возможное, чтобы она ему понравилась. Для этого раскройте все особенности её художественного оформления. При этом обязательно учитывайте сам возраст малыша.

Если Вашему малышу до школы ещё далеко, тогда смело выбирайте свой вариант из самых лучших:

«Букварь» Н. С. Жуковой занимает первые места в различных рейтингах по обучению чтению дошкольников. В нём все задания подобраны с логопедическим акцентом. Так как составлены логопедом с большим жизненным опытом. В ней вся система обучения идёт от звука к слову и постепенно вводится графический элемент - слог. Так же автор не делает уклон на занимательность и развлекательность в обучении, что по его мнению только мешает предупреждению ошибок ребёнка в дальнейшем при письме.

«Мой букварь: книга для обучения дошкольников чтению» Н.В. Нищевой тоже написана опытным логопедом. Причём автор предлагает свою собственную методику в очерёдности изучения букв. В книге всё изучение букв построено от простых, знакомых звуков к более сложным, согласно возрастного развития речевого аппарата ребёнка. Такие занятия будут интересны как для малыша с нормальным речевым развитием, так и с некоторыми дефектами речи.

«Букварь; пособие по обучению чтению детей» Е.И. Соколовой написан педагогом-методистом детского сада с большим опытом работы. Здесь слова собраны по особому подбору, что в дальнейшем повышает эффективность обучения самостоятельному чтению.

«Путешествие в Звукобуквию» В.В.Шакировой построено на знакомстве дошкольника с «звуко-буквой». Весь материал в книге направлен на формирование устойчивого интереса к самому процессу чтения и положительной мотивации. Здесь учтена не только познавательная и перспективная мотивация, но и формируется мотивация личностного роста и умения общаться со сверстниками. Весь материал подаётся в игровой форме, но абсолютно не навязчиво, а максимально увлекательно

«Букварь для мальчиков» и «Букварь для девочек» Г.П.Шалаева учитывает психофизического развития каждого ребёнка. Согласно этому выводу из собственной практики автор предлагает для мальчика обучение в более активной, игровой форме. Девочке предлагаются задания другого типа с учётом их усидчивости

«Букварь» Д.И. и Е.Н. Тихомировых также пользуется заслуженным авторитетом среди родителей и педагогов более 100 лет. В этой книге авторы предлагают обучение чтению по специально подобранному дидактическому материалу. С его помощью у малыша вместе с формированием навыка чтения воспитывается доброта и трудолюбие, формируется чувство прекрасного

«Букварь для малышей от 2 до 5 лет» Е.Бахтиной представляет огромный мир сказочных человечков - буквочек. Главная идея автора - представить дошкольнику в доступной форме. Все буквы она рекомендует не писать рядом с картинкой слов на эту букву, а представлять в виде этих героев. Благодаря такому подходу при знакомстве с буквами, который близок каждому малышу, автор легко объясняет слияние слогов

«Новый букварь» О.Соболевой состоит из двух частей: для ребёнка и для взрослого. И дальше в части для взрослых есть два раздела: задания плюс сказки и методика объяснения заданий. Каждая страничка многоуровневая. Это позволяет обучать как двухлетнего малыша, так и шестилетнего дошкольника. Всё обучение строится в виде большого приключения-игры с сложными многодетальными картинками, которые помогают удерживать внимание ребёнка. При этом у него развивается не только навык чтения, но и ум, мышление, чувство цвета, фантазия, формируется языковое чутьё

«Букварь» Т.А. Ткаченко состоит из всевозможных заданий и текстов. Всё обучение состоит из 20 этапов с постепенным возрастанием сложности. Весь материал занимательный с высокой эффективностью обучения. Множество сказочных героев помогают дошкольнику освоить сложные знания в игровой форме. Здесь Вы найдёте много различных дополнительных материалов: весёлых стихотворений, загадок, трудноговорок, перепутанок, шуток-рифмовок и «вместечиталок».

Но если Ваш малыш готовится через год-полтора пойти в школу, тогда эти варианты Букварей для него явно будут недостаточно интересными.

Возможно, Вашего ребёнка заинтересуют более сложные Буквари.

Не переживайте, если у Вас уже есть школьный учебник. Ваш Букварь может быть дополнительным пособием для обучения чтению даже ученика в младшей школе.

Возможно, Вам будет интересно, что в каждом Букваре, не зависимо от автора, сам процесс обучения выстроен по аналитико-звуковому методу, который предложил К.Д.Ушинский. Однако все они различаются между собой по направлениям.

Для всесторонней подготовки к школе и развития речи существуют Буквари известных и новых авторов.

Так обучение грамоте может быть построено по традиционному направлению.

Тогда просмотрите варианты:

1. Горецкого В.Г., Шанько А.Ф., КирюшинаВ.А. - «Русская азбука». Авторы предлагают обучение чтению проводить, изучая каждый день по одной букве. Именно здесь сохранена единица чтения - слияние!

2. Журовой Л.Е., Евдокимовой А.О. - «Букварь».Авторами этого учебника всё обучение представлено интергрированным курсом. Весь материал направлен на развитие речи и мышления. Особое внимание уделено формированию языковой грамотности ребёнка. Для первоклассника предоставляются: программа с СD-диском, учебник с вкладышем в двух частях, методическое пособие с комментариями по занятиям и плюс прописи

- по развивающему направлению:

  1. Нечаевой Н.В., Белорусца К.С. - «Азбука»(по системе Занкова). В нём особое внимание уделяется правильной артикуляции звуков

2. Андриановой Т.М., Остроумовой - «Букварь» (по системе Занкова) в трёх частях.Принцип построения этого учебника учитывает все виды формирования речевой деятельности ребёнка: слушание, говорение, знакомство с нормами речевого этикета при общении, само чтение, выборочное чтение. На протяжении всего обучения предлагается постоянное наблюдение за словом, его словообразованием и различными словоизменениями. Так у ребёнка формируется языковое чутьё и орфографическая зоркость

3. Репкина В.В.- «Букварь» (по системе Эльконина-Давыдова) в двух частях.В этой книге буквы предлагается изучать по две за один раз - с йотированными после согласных звуков, а согласные по звонкости-глухости. Так авторы стремятся быстрее расширить поле чтения ребёнка. В целом в данной издании много собрано материала для совместного чтения. Это способствует с самых первых занятий созданию атмосферы литературного чтения. Возможно, Вам будет интересно узнать, что в этой книге есть не только тексты для чтения, но и для письма

Вот далеко не полный перечень новых разработок специалистов для ребёнка дошкольника.

При выборе «Букваря» всегда помните!

Выбирать издание должен тот взрослый, кто будет вести дальнейшее обучение чтению.

Справедливости ради, стоит также вспомнить, что не только методисты создают «Буквари».

Возможно, Вам понравятся разработанные азбуки известными поэтами; С.Я. Маршаком, Б.В. Заходером, А.Л. Барто. Продолжают эту традицию и современные поэты: Л.Л. Яхина «Букварик», Т.Ш. Крюкова «Весёлый букварь», Г.В. Сапгира «Твой букварь». В них Вы, конечно, не найдёте методических рекомендаций, но они могут стать прекрасными помощниками в домашнем обучении или как дополнительный материал для развития речевых умений и навыков у Вашего ребёнка.

Ваши индивидуальные требования к Букварю

Теперь Вы имеете общие представления о всех самых известных «Букварях» для обучения чтению на русском языке. Остаётся только сделать последний шаг - познакомить с книжицей самого дошкольника. Хотя первое и самое главное Вы уже запомнили: книгу для ребёнка должен выбирать только тот человек, который будет обучать чтению малыша.

Все представленные издательства раскрывают разнообразные методы обучения чтению. Они уже оправданы и проверены временем.

Но остаётся ещё несколько общих требований, которые обязательно Вам необходимо будет учесть.

И вот ещё несколько важных подсказок от специалистов:

  • Внимательно рассмотрите все страницы книги. Если Вы встретили любые непонятые или неясные моменты - сразу отложите это издательство.
  • Обложка «Букваря» должна быть твёрдой, а бумага внутри плотная, но не глянцевая.
  • Сами рисунки внутри книги должны быть крупными, яркими и чёткими.
  • Удачным сочетанием считается одновременное представление ребёнку печатного и прописного варианта буквы.
  • Новая буква должна находится в верхнем углу страницы и при этом иметь различие в цвете. Буквы, обозначающие гласные звуки должны быть одним цветом, а согласные - другим.
  • Старайтесь избегать издательств в которых выполнения заданий нужно сделать в самой книге, чтобы потом не отучивать ребёнка рисовать и писать в книгах.
  • Просмотрите сами тексты внутри, чтобы заранее обнаружить непонятные малышу слова. А лучше такую книгу не использовать вообще.
  • Как ни странно звучит этот совет, но лучше обучать чтению по книге стандартного размера- 15х20.
  • Помните! Не всегда высокая цена соответствует хорошему содержанию. Для успешного обучения главное, чтобы на каждой страничке обязательно было подробное описание последовательности всех Ваших действий.
  • Постарайтесь учесть художественное оформление книги. Пусть она увлечёт Вашего ребёнка и станет самым главным стимулом желания научиться читать с удовольствием и даст ему возможность почувствовать успех.

Никогда не забывайте, что самые простые ждя Вас задания могут поставить в тупик Вашего малыша. Ведь он только начинает знакомство с миром букв. Наберитесь терпения! Искренне порадуйтесь вместе с ним его первым успехам, первым прочитанным словам. И тогда обязательно придёт время, когда он будет самостоятельно Вам читать книги!

Успехов Вам в этом нелёгком труде!

Пособие для обучения детей грамоте кто-то называет букварем, а кто-то азбукой. Но на самом ли деле эти слова обозначают одно и то же? Или между ними все-таки есть какая-то разница?

Славянские корни

Как писал в одном из своих этимологических словарей известный лингвист Николай Шанский, слово «азбука», в отличие от «алфавита», имеет славянские корни. Оно состоит из 2-х первых славянских букв: «аз» и «буки», а «алфавит» - из первых греческих: «альфа» и «бета».

Точно так же, как и с «азбукой», дело обстоит и с «букварем». Согласно «Этимологическому словарю» Крылова, «букварь» произошел от старославянского слова «буква», которое в свою очередь было позаимствовано из германских языков (boka – "буква").

Азбуковник

Несмотря на общую славянскую «родословную», «азбука» и «букварь» появились в русской речи в разное время. Первенство в данном плане принадлежит «азбуке». Как сообщает Семенов в своем «Этимологическом словаре русского языка», это слово известно в древнерусском языке еще с XIII века. Первоначально именно так называли учебное рукописное пособие для изучения алфавита.

В XV-XVII веках на Руси получили особое распространение так называемые «азбуковники». В азбуковниках содержался не только алфавит, но и, как пишет автор книги «Становление и развитие школьного исторического образования в России ХVI – начала ХХ вв.» Михаил Студеникин, небольшие тексты, разъясняющие различные непонятные слова, а также религиозно-нравственные поучения и краткие сведения о науках и явлениях.

Букварь

Если же короткие рукописные пособия для обучения грамоте называли азбукой или азбуковником, то первый печатный учебник уже стали именовать букварем. Как сообщает Марат Ботвинник в своей работе «Откуда есть пошел букварь», в Москве первым такую книгу выпустил Василий Бурцов 20 августа 1634 года. Называлась она «Букваръ языка славянского, сиречь начало учения детям». Правда, до него в 1574 году был еще печатник Иван Федоров, но тот окрестил свой учебник по старинке - азбукой.

Как бы то ни было после появления печатных изданий, сами пособия начали называть букварями, а под азбукой понималось лишь небольшое приложение к основному учебнику, содержащее алфавит и слоги. Чаще всего оно состояло всего из нескольких страниц.

Со временем разница между понятиями «азбука» и «букварь» исчезла окончательно. Недаром в словаре Ожегова эти слова обозначены как синонимы.

учебник для первонач. обучения грамоте; служит целям воспитания детей, развития их речи и логич. мышления. Б. традиционно является источником сведений о жизни страны, народа, его культуре. Включает материал, формирующий у воспитанников нормы поведения и взаимоотношений между старшими и младшими. Осн. структурные звенья Б. - буквы, букво-сочетания, слоги, цифры, грамматич. сведения, обращения к детям и родителям, наставления, текстовые и иллюстративные материалы, схемы, таблицы. Уч.-воспитат. работа по Б. обычно делится на три периода: подготовит., букварный и послебукварный.

В России прообразами Б. были азбучные таблички, берестяные грамоты (13 в.). На формирование жанра Б. оказали Значит. влияние использовавшиеся в воспитат. целях толковые «азбуки» Гурия Казанского, фрагменты Библии, Псалтыри, Часослова и др. Во 2-й пол. 15 в. на Руси получили распространение переделанные для детей тексты, знакомившие с письменностью, грамматикой («Осьмь че-стии слова», «Написание языком словенским о грамоте и ее строении», «Беседа о учении грамоте» и др.). В 14-17 вв. создавались акростихидные азбуки.

Первым печатным Б. на церк.-слав. языке в рус. редакции стала «Азбука» Ивана Федорова (Львов, 1574), построенная на основе буквослагат. способа (см. в ст. Обучение грамоте), В обращении к детям и родителям и в послесловии говорилось о знаниях, являющихся украшением человека, о честности, послушании и трудолюбии, содержались советы по воспитанию. Расположение алфавита - в прямом и обратном порядке, вразбивку, по вертикали - позволяло развивать моторную и зрит. память уч-ся. Обучение чтению и письму начиналось с сочетаний звуков, затем давались более трудные для восприятия сочетания двух согласных и гласной. В Азбуке даны начатки грамматич. понятий, нек-рые сведения об ударении. Для чтения автор отобрал и обработал тексты из Библии, сформировав т. о. гуманистич. программу нач. образования. Для закрепления и совершенствования навыков чтения и письма в учебнике использовался адаптированный азбучный акростих, тексты молитв, отрывки из притчей и апостольских посланий, подобранные т. о., что они как бы составляли советы для родителей.

Идеи Ивана Федорова легли в основу Азбуки Л. Зизания (Вильно, 1596). Она состояла из алфавита старослав. языка, двух-трехбуквенных слогов греч. языка, молитв, их пояснения, толкового словаря «Лексика». В Азбуке Зизания обращалось внимание и на звуковой состав слов - фонетику. В учебнике отсутствовали объемные грамматич. понятия и акростих. Собирая сведения по истории, географии и др., Зизаний обращался к соч. Аристотеля, «Всемирной хронике, или Космографии» Марцина Бельского (1551, пер. на белорус, яз., 1584), использовал «Лексикон греческий» Свидоса (Милан, 1499) и др. источники. Простота изложения, понятные многим приемы обучения сделали Азбуку популярной не только в России, но и за ее пределами.

В 1618 вышел учебник для обучения грамоте, в назв. к-рого впервые появилось слово «Б.» («Букварь языка сла-венска, писаний чтения учитися хотящим в полезное руковожение» - Евьев-ский Б.). Расположение слогов в нем было строго продумано, отражало особенности старослав. языка. В грамматич. части ощутимо влияние «Грамматики» М. Смотрицкого (1619).

Б. Спиридона Соболя (1631) кроме традиц. материала включал начатки теории стихосложения. В него впервые введены иллюстрации (гравюра на шмуцтитуле, концовка).

Моск. букваристика начинается с издания Б. В. Ф. Бурцева-Протопопова (1634; дополнен и переиздан в 1637, 1657, 1664, 1669). В учебник введен материал для обучения цифрам и числительным, больше внимания уделено синтаксису и пунктуации, грамматич. сведениям. В послесловии приведены метод. рекомендации. Новым словом в отеч. букваристике стало издание в 1679 в Москве Б. Симеона Полоцкого. Автор стремился объединить обучение грамоте с привитием учащимся почитания к христ. учению, морали. В спец. предисловии в стихотворной форме говорится о пользе просвещения. В учебнике не только приводится алфавит, но и дается название слогам, выделяются трехбуквенные слова и т. д. Важной вехой в истории развития уч. книги стали первые в России иллюстрированные Б. Кариана Истомина. Т. н. малый Б. («Букварь в лицах», написан в 1692, изд. в 1694), оформленный гравером Л, Буниным, опирался на идею наглядности обучения. Он отличался от предшествующих и по содержанию и по структуре - отсутствовало слогосочета-ние, из церк. текстов включены только молитвы. Гл. внимание автор уделял изучению старослав. языка в рус. редакции. В Б. помещены «Слово читателю», где приведены сведения о книге, ее назначении и своеобразии, рекомендации по ее использованию. Привлекали внимание красочные заглавные буквы с разл. украшениями, образующиеся из одной или двух фигур воина, горожанина и т. п. в одежде, с оружием и пр., даны изображения животных и растений. Иллюстрации и тексты Б. несли познават. нагрузку, занимательность облегчала восприятие, осмысление и запоминание уч. материала. Здесь же приведены строчные буквы слав., греч., лат. языков, каждой букве алфавита посвящены нравоучит. стихи. Все буквы, слова, картинки к ним, стихи расположены на одном листе с целью облегчения зрит. восприятия всего уч. материала. Б. Кариона Истомина впервые был адресован не только мальчикам, но и девочкам. «Большой букварь» Кариона Истомина (1696) в Значит. степени повторял Б. Симеона Полоцкого, включал тексты ист.-лит. характера.

В 1701 в Москве вышел Б. Федора Поликарпова - один из последних, знакомивших учащихся с основами старослав. языка. В нем впервые было введено сопоставит, изложение уч. материала на слав., греч. и лат. языках и осуществлялось обучение их основам. Новым было и включение трех язычного тематич. словаря, в к-ром систематизирована специально отобранная лексика (слова, дающие сведения о земле и людях, их занятиях и потребностях), переведенная на греч. и лат. языки.

Б. 2-й пол. 17 в. содержали поговорки и пословицы, изречения философов, образцы деловой переписки. С введением гражд. шрифта одним из первых образцов Б. стала «Азбука», входившая составной частью в «Юности честное зерцало» (1717). наиб. популярным уч. пособием по обучению грамоте в нач. 18 в. был неоднократно переиздававшийся (напечатанный кириллицей) Б. Феофана Преокоповича (1720), объединявший в одной книге сведения по грамматике, арифметике, истории, географии. Из Б., напечатанных гражд. шрифтом, выделялась «Азбука» А. А. Барсова (1768), содержавшая кроме молитв и заповедей общеобразоват. сведения о временах года, странах света, гос-вах и их столицах, а также наставления.

Азбуки и Б. 17 - нач. 19 вв. составлялись гл. обр. на основе буквослагат. способа обучения грамоте - только после формирования навыков чтения учащиеся переходили к письму. С этой целью учебники включали прописи, образцы деловой переписки и др. упражнения. Издавались также цельногравиров. скорописные азбуки-прописи, специально создаваемые для обучения письму и по содержанию повторявшие друг друга.

В 19 в. в издании Б. отразилась сословная дифференциация учащихся. Появились дорогие, красочно оформленные уч. книги: «Подарок детям в память 1812 г.» (1814), «Подарок детям или новая Российская Азбука» (1815), ставшие заметным явлением в иск-ве дет. книги. Поиски рациональных приемов обучения отражены в «Азбуке» М. Гутта (1820), в первой части к-рой автор сообщал о «правилах чтения и методе», во второй - давал тексты для упражнений. Материал изложен поурочно, предусмотрено его повторение и закрепление. След, шагом к облегчению обучения грамоте было появление Б., составленных по слоговому способу. Были изданы «Великолепная русская азбука. Подарок для добрых детей» (1844) и «Азбука» А. Дараган (1846). Тексты, гравюры и цветные иллюстрации изображали быт дворянской усадьбы, игры помещичьих детей и др. сюжеты. В народе распространились преим. гражд. и церк. азбуки с текстами религ. содержания («Рус. букварь для обучения чтению», 1846). «Рус. азбука» Н. Греча (1846) включала также материал для развития речи, занятий орфографией и лексикой. Материал в ней располагался в «постепенном порядке», были классифицированы группы гласных и согласных, соотнесены глухие и звонкие согласные, выделены курсивом сопоставительные слова (напр., брат - брать).

Совершенствование Б. как учебника шло по линии обогащения его содержания, внедрения новых методов обучения. «Рус. азбука» В. А. Золотое«(1856, 1860) и «Азбука для крестьянских детей» Ф. Д. Студитского (1860) были первыми азбуками, составленными на основе звукового аналитич. способа. Вместе с книгой Студитского использовалась разрезная азбука, из к-рой дети составляли слова и выражения. Для чтения автор включил рассказы, близкие детям стихи А. С. Пушкина, А. В. Кольцова, И. С. Никитина, П. П. Ершова, басни И. А. Крылова. Автор считал, что картинки отвлекают внимание учащихся. Для закрепления изученного дается словарик. Азбука Золотова, кроме того, содержала раздел «Счисление» с таблицей умножения. В учебниках для первонач. обучения грамоте 60-х гг. 19 в. («Рус. азбука»

Г. Белого, 1857; «Азбука» для обучения 4-5-летних детей А. Беляевой, 1863, и «Рус. азбука» для детей 6 лет М. Гребе-ник, 1867) большое внимание стало уделяться орфоэпии. По азбуке Беляевой дети учились одновременно рус. и иностр. языкам. Азбуки были хорошо иллюстрированы. Преобладавшие в начале книги тексты на релит, темы к концу ее постепенно заменялись худож. и познават. рассказами.

Важнейшее направление в развитии рус. букваристики кон. 19 в. связано с именем К. Д. Ушинского. «Родное слово» (1864; выдержало 147 изд.), включавшее «Азбуку» и «Первую после азбуки книгу» имело целью « упражнять все способности дитяти вместе с ученьем грамоте, развивать, укреплять, давать полезный навык, возбуждать самодеятельность и, как бы мимоходом, достигать обучения чтению и письму». Отличит, особенность Азбуки - систематич. введение материала для развития речи ребенка на основе логич. обработки конкретных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни. Впервые изучение родного языка начиналось с анализа звуков в словах, к-рый давал детям представление о членораздельности речи. Вместе с учителем дети анализировали слова, сопоставляли звуки и писали по азбуке элементы букв и их соединений. К письму приступали после анализа, т.е. писали осмысленно, а не копировали по образцу. Затем, отыскивая знакомые им буквы в коротких словах, дети читала слова и предложения. Такой способ обучения грамоте получил назв. «метод письма-чтения» (в отличие от «чтения-письма» на основе буквослагат. способа). Постепенно предложения усложнялись, но по-прежнему включали простые слова. Т. о., Ушинский предвосхитил фонологич. принцип обучения грамоте, ставший основой обучения только во 2-й пол. 20 в. В «Родном слове» впервые систематизированы и тематически объединены материалы для чтения. Соответственно темам приведены доступные детям рассказы познават. содержания. В учебнике были предусмотрены: подготовит, упражнения (рисунки, элементы букв, буквы, их соединения); письмо слов и предложений; чтение печатного текста (алфавит, отд. гласные буквы - печатные и рукописные); чтение слов и коротких предложений; чтение текстов в «Первой после азбуки книге». Такая структура варьировалась и в послед, учебниках (Н. Ф. Бунаков, «Азбука и уроки чтения и письма в трех книжках», 1871; В. И. Водовозов, «Рус. азбука для детей», 1873). На основе идей Ушинского создан и «Букварь для совместного обучения чтению и письму с картинками и статьями для первоначальных упражнений в объяснительном чтении для народных школ» Д. и Е. Тихомировых (1873, выдержал 161 изд.), отличавшийся четкостью структуры и оформления, дидактически целесообразным расположением материала. Фольклорные тексты сочетались в нем с отрывками из стихотворений рус. поэтов 19 в.

В 1872 вышла «Азбука» Л. Н. Толстого (в 1875 - «Новая азбука»), составленная по «слуховому способу», но, по словам автора, пригодная для любого способа обучения, к-рым владеет учитель. Буквы, подкрепленные картинками, даны печатным и рукописным шрифтом с вариантами начертаний. Заучив буквы, учащиеся переходили к чтению двухтрех четырех- и пятибуквенных слогов. наиб. ценное в Азбуке - рассказы и сказки, сочиненные Толстым, изложенные им бас ни Эзопа, а также пословицы и поговорки, загадки, тщательно отобранные из рус. фольклора.

На основе идей Ушинского были созданы «Школа грамоты» А. Анастасьева (1897), «Наш друг» Н. А. Корфа (1871), «Азбука» М. И. Тимофеева (1908). Звуковой способ обучения грамоте был преобразован В. П. Вахтеровым («Рус. бук варь», 1898) и В. А. Флеровым («Новый рус. букварь», 1922). Вахтеров считал, что буквы должны вводиться сразу, подкрепляя звуковой анализ слов. Эта идея была положена в основу букварей, построенных на звуковом аналитико-син-тетич. способе обучения.

С нач. 20 в. и до сер. 30-х гг. издавались Б., составленные по методу «целых слов»: «Словечко» П. П. Mироносицкого (1909), «Из деревни. Азбука» А. Го-робца (1922), «Солнышко» В. Полякова, «Труд и игра» Е. Шалыты (1924), «Ручеек» Л. Богоявленского, М. Жебу-невой, М. Рыбниковой (1926). Не давая звуковых упражнений по анализу и синтезу звуков и слогов, они развивали механич. чтение текстов к подсказывающим рисункам и сдерживали формирование навыков грамотного письма.

В период ликвидации неграмотности были изданы Б. разных типов: для гор. и сел. школ, для подростков и взрослых, для курсов и кружков. Это обусловило и специфику каждого Б. и отбор примеров и текстов в них. В 1919 вышел «Военный букварь», в 1920-24- 2 изд. первого сов. массового Б. для взрослых Д. Ю. Элькиной и др. (2-е изд. наз. «Долой неграмотность?»), «Рабоче-крестьянский букварь для взрослых» В. В. Смуш-кова, «Букварь для рабочих» Е. Я. Го-ланта и др.

Мн. авторы Б. комбинировали метод «целых слов» со звуковым или слоговым методами. Характерны в этом отношении Б.: Е. А. Фортунатовой и Л. К. Шлегер «Первые шаги» (1922), П. О. Афанасьева «Читай, пиши, считай» (1925), С. П. Редозубова «Наши слова» . Структура и содержание их были направлены на сочетание у детей слуховых, зрит. и моторных компонентов восприятия.

В 30-40-е гг. Б., составленные по методу «целых слов», были заменены Б., восстанавливавшими в методике обучения грамоте звуковой аналитико-синте-тич. метод (буквари А. В. Янковской и H. M. Головина, 1937). В 1945 вышли новые стабильные Б. Редозубова и А. И. Воскресенской, закрепившие в бук-варистике способы обучения грамоте, пропагандировавшиеся Вахтеровым и Флеровым, но по содержанию отражавшие сов. действительность, по структуре - особенности совр. рус. языка. Разработанная Редозубовым и реализованная в его Б. система обучения грамоте на основе практич. усвоения детьми осн. звуков рус. речи (фонем) легла в основу Б., составленного авторским коллективом АПН РСФСР (1953) и «Азбуки» для обучения детей 6 лет в семье Янковской, Воскресенской, Редозубова (195S). В «Азбуке» даны картинки для бесед, основы чтения, письма, материалы для самостоят. практич. и трудовой деятельности (лепки, рисования, конструирования и т. д.). В дополнение к Б. в 1959 были изданы дидактич. материалы, подготовленные учительницей М. И. Ся-пшой. В 1966-81 издавался обновленный в худож. отношении Б., консультантами к-рого были С. В. Михалков, луд. В. Серов, психолог-методист. Л. К. Назарова. Иллюстративный материал Б. составили произведения художников А. Каневского, А. Пахомова, А. Пластова, Е. Чарушина и др. Значительно обновился и текст учебника: в него вошли отд. произведения А. Прокофье-е,ий, Г. Сапгира и др. поэтов, а также специально подготовленные тексты (нек-рые «13 них оказались неоправданно политизированными, трудными для восприятия). В 1972 был издан «Спутник букваря» Назаровой, позволявший дифференцировать обучение детей с разл. уровнем предшк. подготовки.

Исследования Д. Б. Эльконина (60- 70-е гг.) по проблемам обучения грамоте, структуры и содержания Б. с учетом последних достижений совр. лингвистики и психологии нашли отражение в эксперим. Б. автора (1961, ч. 1-2, 1969-72). В учебнике введению букв предшествовал период звукового анализа, когда ребенок осваивал звуковую структуру слова, ее органическую связь с значением слова. Звуковая форма слова представлена в Б. в виде звуковых схем-моделей. Автор предложил общий способ чтения любого открытого слога, когда ребенок при чтении согласной буквы приучался ориентироваться на последующую гласную. В 1981 вышел Б. (с 1982 стабильный) В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина, А. Ф. Шанько. Впервые в шк. практике Б. был издан в составе уч.-метод. комплекта, в к-рый вошли также «Прописи», дидактич. материал «Читаем сами», метод. руководство для учителя. Б. для 7-летних учащихся (3-летней нач. школы) и «Азбука» для 6-летних учащихся (4-летней нач. школы), подготовленные тем же авторским коллективом, построены на новых для букваристики принципах. Модель звуковой (фонемной) структуры в нем преобразована с учетом произносит, связанности звуков в словах. Опора на схемы и модели слов значительно облегчила трудный для детей звуковой анализ и переход к чтению. Расположение букв (звуков) и звукосочетаний по принципу их частотности в языке позволило обогатить лексику и содержание текстов, а применение особых помет - ввести в тексты слова разной слого-звуковой структуры с начала обучения чтению и сразу учить читать слова с ударением. Все это позволило сократить неизбежное для Б. большое кол-во т. н. букварных (в определенной мере искусственных) текстов и раньше знакомить учащихся с лит.-худож. произведениями. В Б. содержится много игр, звуковых загадок, ребусов, к-рые способствуют развитию познават. активности детей.

С 1992 Б. освобождается от излишне политизированного, идеологизированного содержания, с 30-х гг. обязательного для Б.

Опыт рус. букварей, изданных в РСФСР, с 30-х гг. широко использовался при разработке аналогичных пособий на языках народов Российской Федерации, в т. ч. для изучения русского как неродного.

Лит.: Бабушкина А. П., История рус. дет. лит-ры, М., 1948; Петров А. Н., К истории букваря, «Рус. школа», 1894, N 4; 400 лет рус. книгопечатания, т. 1 - 2, М., 1964; Ботвинник М. Б., У истоков уч. книги. Минск, 1964; с г. о ж е, Откуда есть пошел букварь, Минск, 1983; его же, Преемственность и связь восточнослав. букварей 17 в., в сб.: Проблемы шк. учебника, в. 11, М., 1982; От азбуки Ивана Федорова до совр. букваря (1574-1974), М., 1974; Н а-з а р о в а Л. К., Букварь и система средств обучения грамоте, в сб.: Проблемы шк. учебника, в. 11, М., 1982; К a p n ю к Г. В., Букварь - источник сведений о жизни страны, народа и его культуре, там же, в. 14, М., 1984. Л. К. Назарова.

Отличное определение

Неполное определение ↓