Атаман покоривший сибирь. Так встречаются братья. В поход на усмирение инородцев

В 1579 году Ермак отправляется в поход,собрав войско примерно в 550 человек. По пути войско увеличилось за счет примкнувших казаков. На берегу Туры происходит первое столкновение с татарами. Ермак по пути захватил несколько городов и продолжил свой путь к Искеру-столице Сибирского ханства.

В1582 году Кучум бросает свою столицу. Искер становится началом в истории освоения Сибири. Нижняя приобь входит в состав Русского государства,а народности проживающие тампринимают российское поданство.

В 1583 году,земли до Иртыша тоже были подчинены.Сибирское ханство перестало существовать. Иван 4 награждает Ермака титулом - Князь Сибирский. Так Ермак входит в историю как покоритель Сибири.

Существуют две версии его происхождения: Ермак — уральский казак и Ермак — донской казак, хотя документально не подтвержденные. Первую версию отстаивают уральские и сибирские историки, но она маловероятна, ведь в ней раннему Ермаку приписывается даже другое имя: Василий Оленин. По другой версии, Ермак — донской казак, промышлявший по Дону и Волге. «Царская грамота Строгановых» от 16 ноября 1582 года именует его волжским казачьим атаманом Ермаком. Историк донского казачества В. Б. Броневский пишет, что он родом из станицы Качалинской. Книга «Жизнь и военные деяния Ермака, завоевателя Сибири, выбранные из российских и иностранных писателей» связывает его с Волгой и Доном. О нем поется в донских и волжских песнях.

Ермак — наш земляк, предположительно 1535—1540 года рождения. Были в нем казачья удаль и стремление верховодить, подчинялись ему охотно. С ватагами он «ходил за зипунами» по Дону и по Волге, люто бил ногайцев и грабил ордынских купцов.

Царские власти преследовали его, и он бежал с Волги и Дона в пермские земли, где братья Строгановы нуждались в защите своих вотчин от набегов татар. «Мы загладим пред Грозным царем вину свою» — поется в былинных волжских песнях. Два года Ермак с казачьим отрядом в 500 человек защищал владения горнозаводчиков Строгановых от татарских набегов.

Однако царская власть нуждалась в полной безопасности своих восточных владений. 1 сентября 1581 года отряд Ермака в полторы тысячи казаков выступил за Каменный пояс, и вскоре состоялась встреча с татарским ханом Кучумом. Отряды иноверцев были разбиты. Ермак углубился в Сибирское ханство, вскоре было отброшено за Иртыш и разбито и татарское войско царевича Маметкула, а после этого были уничтожены и главные силы хана Кучума. Ермак занял столицу Сибирского ханства Кашлык. Казаки хотя и были малочисленней, но вооружены ружьями, а не стрелами, как татары. По натуре справедливый, Ермак запретил облагать местное население данью. Он бил челом Ивану Грозному, прося принять Сибирскую землю «под его высокую руку».

Но Кучум не оставил свою цель — посчитаться с Ермаком, который, потеряв бдительность, с отрядом всего в 150 человек поплыл на стругах вверх по Иртышу, чтоб сбить татарский заслон на пути каравана бухарских купцов. 6 августа 1585 года отряд Кучума в одну тысячу человек неожиданно напал на дружину Ермака и перебил казаков. Раненый Ермак бросился вплавь, но, не достигнув своего струга, под тяжестью кольчуги утонул.

Имя Ермака вошло в легенды, предания: «То на реченьке было, братцы, на Камышинке атаманом их был, братцы, Ермак, сын Тимофеевич». Декабрист К. Ф. Рылеев написал о нем песню «На диком бреге Иртыша сидел Ермак, объятый думой». Художник В. И. Суриков создал эпическое полотно «Покорение Сибири Ермаком», скульптор М. М. Антокольский изваял скульптуру «Ермак». В Тобольске ему установили памятник.

Источники: znanija.com, www.good-asteria.ru, dic.academic.ru, muzei-mira.com, homyak35.ru

Сколько лететь до Марса?

Марс седьмая планета Солнечной системы по своим размерам и четвертая по удаленности от Солнца. Это относительно...

Сталкинг

Бесцельному скитанию улицами ребята предпочли исследование малоизвестных объектов, заброшенных и окутанных тайной. А называется данное увлечение молодежи – ...

Лернейская гидра - многогоголовый дракон из греческих преданий

Гера придумала новое испытание, и Эврисфей послал Геракла в ядовитое болото, где жила девятиглавая Лернейская гидра, ...

Символы на Луне

Загадки Луны породили массу дискуссий и споров, которые подогреваются молчанием официальных организаций и разоблачающими заявлениями некоторых исследователей. Джордж Леонард...

Каин и Авель

После изгнания из Эдемского сада Адама и Евы, у них родилось два сына. Старшего назвали Каин, что в...

Ермак Тимофеевич (такое имя осталось в истории) - землепроходец, покоритель Сибири, казачий атаман, «родом неизвестный, душой знаменитый».

Существуют две версии его происхождения: Ермак - уральский казак и Ермак - донской казак, хотя документально не подтвержденные. Первую версию отстаивают уральские и сибирские историки, но она маловероятна, ведь в ней раннему Ермаку приписывается даже другое имя: Василий Оленин. По другой версии, Ермак - донской казак, промышлявший по Дону и Волге. «Царская грамота Строгановых» от 16 ноября 1582 года именует его волжским казачьим атаманом Ермаком. Историк донского казачества В. Б. Броневский пишет, что он родом из станицы Качалинской. Книга «Жизнь и военные деяния Ермака, завоевателя Сибири, выбранные из российских и иностранных писателей» (М., 1807) связывает его с Волгой и Доном. О нем поется в донских и волжских песнях.

Ермак - наш земляк, предположительно 1535-1540 года рождения. Были в нем казачья удаль и стремление верховодить, подчинялись ему охотно. С ватагами он «ходил за зипунами» по Дону и по Волге, люто бил ногайцев и грабил ордынских купцов.

Царские власти преследовали его, и он бежал с Волги и Дона в пермские земли, где братья Строгановы нуждались в защите своих вотчин от набегов татар. «Мы загладим пред Грозным царем вину свою» - поется в былинных волжских песнях. Два года Ермак с казачьим отрядом в 500 человек защищал владения горнозаводчиков Строгановых от татарских набегов.

Однако царская власть нуждалась в полной безопасности своих восточных владений. 1 сентября 1581 года отряд Ермака в полторы тысячи казаков выступил за Каменный пояс (за Уральские горы), и вскоре состоялась встреча с татарским ханом Кучумом. Отряды иноверцев были разбиты. Ермак углубился в Сибирское ханство, вскоре было отброшено за Иртыш и разбито и татарское войско царевича Маметкула, а после этого были уничтожены и главные силы хана Кучума. Ермак занял столицу Сибирского ханства Кашлык (неподалеку от нынешнего Тобольска). Казаки хотя и были малочисленней, но вооружены ружьями, а не стрелами, как татары. По натуре справедливый, Ермак запретил облагать местное население данью. Он бил челом Ивану Грозному, прося принять Сибирскую землю «под его высокую руку».

Но Кучум не оставил свою цель - посчитаться с Ермаком, который, потеряв бдительность, с отрядом всего в 150 человек поплыл на стругах вверх по Иртышу, чтоб сбить татарский заслон на пути каравана бухарских купцов. 6 августа 1585 года отряд Кучума в одну тысячу человек неожиданно напал на дружину Ермака и перебил казаков. Раненый Ермак бросился вплавь, но, не достигнув своего струга, под тяжестью кольчуги утонул.

Имя Ермака вошло в легенды, предания: «То на реченьке было, братцы, на Камышинке… атаманом их был, братцы, Ермак, сын Тимофеевич». Декабрист К. Ф. Рылеев написал о нем песню «На диком бреге Иртыша сидел Ермак, объятый думой». Художник В. И. Суриков создал эпическое полотно «Покорение Сибири Ермаком», скульптор М. М. Антокольский изваял скульптуру «Ермак». В Тобольске ему установили памятник.

Ермак Тимофеевич - национальный герой России.

Идея похода Ермака в Сибирь

Кому принадлежала идея похода в Сибирь: царю Ивану IV , промышленникам Строгановым или лично атаману Ермаку Тимофеевичу – историки не дают четкого ответа. Но так как истина всегда посередине то, скорее всего, здесь сошлись интересы всех трех сторон. Царю Ивану – новые земли и вассалы, Строгановым – безопасность, Ермаку и казакам – возможность поживы под прикрытием государственной необходимости.

В этом месте просто напрашивается параллель Ермакова войска с корсарами () - частными морскими разбойниками, которые получали от своих королей охранные грамоты на узаконенный грабеж вражеских кораблей.

Цели похода Ермака

Историки рассматривают несколько версий. С большой долей вероятности это могло быть: превентивная защита владений Строгановых; разгром хана Кучума; приведение в вассальную зависимость сибирских народов и обложение их данью; установление контроля над главной сибирской водной артерией Обью; создание плацдарма для дальнейшего покорения Сибири.

Есть еще одна интересная версия. Ермак де был вовсе не безродный казацкий атаман, но выходец из сибирских князей, которых истребил бухарский ставленник Кучум при захвате власти над Сибирью. Ермак имел свои законные виды на Сибирский престол, он отправился не в обычный грабительский поход, он шел отвоевывать у Кучума свою землю. Именно поэтому русские не встретили серьезного сопротивления у местного населения. Ему (населению) было лучше находиться "под своим" Ермаком, чем под чужаком Кучумом.

В случае установления власти Ермака над Сибирью, его казаки из разбойников автоматически превращались бы в "регулярную" армию и становились государевыми людьми. Их статус менялся бы кардинально. Поэтому казаки так терпеливо сносили все трудности похода, который вовсе не сулил легкой поживы, но сулил им гораздо нечто большее...

Поход войска Ермака в Сибирь через уральский водораздел

Итак, по одни сведениям, в сентябре 1581 (по другим данным – летом 1582 ) Ермак отправился в военный поход. Это был именно военный поход, а не разбойничий набег. В состав его вооруженного формирования входили 540 собственных казачьих сил и 300 «ополченцев» от Строгановых. Рать т ронулась вверх по реке Чусовой на стругах. По некоторым сведениям, было всего 80 стругов, то есть примерно по 10 человек в каждом.

От Нижних Чусовских городков по руслу реки Чусовой отряд Ермака дошел:

По одной версии до реки Серебряная, поднялся по ней. На руках перетащили струги до речки Журавлик, впадающую в р. Баранча – левый приток Тагила;

По другой версии, Ермак с товарищами дошли до реки Межевая Утка, поднялись по ней и потом перевалили струги в речку Каменка, потом в Выю – тоже левый приток Тагила.

В принципе, оба варианта преодоления водораздела возможны. Где именно поволокли струги через водораздел не знает никто. Да это не так и важно.

Как войско Ермака шло вверх по Чусовой ?

Гораздо интереснее технические детали уральской части похода:

На каких стругах или лодках шли казаки? С парусами или без?

Сколько верст в день преодолевали вверх по Чусовой?

Как и сколько дней поднимались по Серебряной?

Как осуществили сам переволок через хребет.

Зимовали ли казаки на перевале?

Сколько дней спускались вниз по рекам Тагил, Тура и Тобол до столицы сибирского ханства?

Какова общая протяженность похода рати Ермака?

Ответам на эти вопросы отведена отдельная страница этого ресурса.

Струги дружины Ермака на Чусовой

Военные действия

Передвижение дружины Ермака в Сибирь по реке Тагил остается основной рабочей версией. По Тагилу казаки спустились до Туры, где впервые сразились с татарскими отрядами и победили их. По преданию, Ермак посадил на струги чучела в казачьей одежде, а сам с главными силами сошел на берег и обрушился на врага с тыла. Первое же серьезное столкновение отряда Ермака с войсками хана Кучума произошло в октябре 1582 года, когда флотилия уже вошла в Тобол, близ устья реки Тавды.

Последующие боевые действия дружины Ермака заслуживают отдельного описания. О походе Ермака написаны книги, монографии, сняты фильмы. Достаточно информации в Интернете. Здесь скажем лишь, что казаки действительно воевали «не числом, а умением». Сражаясь на чужой территории с превосходящим по численности противником, благодаря слаженным и умелым боевым действиям они сумели разбить и обратить в бегство сибирского правителя хана .

Кучум был на время изгнан его из столицы - городка Кашлык (по другим данным он назывался Искер или Сибирь). От самого городка Искер нынче не осталось следа – он располагался на высоком песчаном берегу Иртыша и за столетия смыт его волнами. Находился примерно в 17 верстах вверх от нынешнего Тобольска.

Покорение Сибири Ермаком

Убрав с дороги главного противника в 1583 г., Ермак занялся покорением татарских и вогульских городков и улусов по рекам Иртышу и Оби. Где-то он встречал упорное сопротивление. Где-то местное население само предпочитало перейти под покровительство Москвы, чтобы избавиться от пришлого чужака Кучума – ставленника Бухарского ханства и узбека по происхождению.

После взятия города «столицы» Кучума – (Сибирь, Кашлык, Искер) Ермак отправил гонцов к Строгановым и посла к царю - атамана Ивана Кольцо. Иван Грозный принял атамана очень ласково, щедро одарил казаков и в подкрепление им отправил воевод Семёна Болховского и Ивана Глухова с 300 ратниками. Среди царских подарков, отправленных Ермаку в Сибирь, было две кольчуги, в том числе и кольчуга, некогда принадлежавшая князю Петру Ивановичу Шуйскому.

Царь Иван Грозный принимает посланника от Ермака

атамана Ивана Кольцо с известием о взятии Сибири

Царское подкрепление прибыло с Сибирь осенью 1583 года, но уже не могло исправить ситуацию. Превосходящие по численности отряды Кучума разбивали казацкие сотни по отдельности, перебили всех ведущих атаманов. Со смертью Ивана Грозного в марте 1584 года, московскому правительству стало «не до Сибири». Недобитый хан Кучум осмелел, и стал преследовать и уничтожать остатки русского войска превосходящими силами..

На тихом бреге Иртыша

6 августа 1585 года погиб и сам Ермак Тимофеевич. С отрядом всего в 50 человек Ермак остановился на ночлег в устье реки Вагай, впадающей в Иртыш. Кучум напал на спящих казаков и перебил почти весь отряд, спаслись всего несколько человек. Согласно воспоминаниям очевидцев, атаман был одет в две кольчуги, одна из которых была царевым подарком. Они- то и утянули легендарного атамана на дно Иртыша, когда тот попытался добраться вплавь до своих стругов.

Пучина вод скрыла навеки русского героя первопроходца. Легенда гласит, что татары выловили тело атамана и долго глумились над ним, стреляя по нему из луков. А знаменитую царскую кольчугу и прочие доспехи Ермака разобрали себе как ценные обереги, приносящие удачу. Гибель атамана Ермака очень похожа в этом плане на гибель от рук аборигенов другого известного искателя приключений -

Итоги похода Ермака в Сибирь

Два года экспедиция Ермака устанавливала русскую московскую власть в обском левобережье Сибири. Первопроходцы, как почти всегда бывает в истории, поплатились своими жизнями. Но притязания русских на Сибирь впервые было обозначено именно воинами атамана Ермака. За ними пришли другие покорители. Достаточно скоро вся Западная Сибирь «почти добровольно» пошла в вассальную, а потом и в административную зависимость от Москвы.

А храбрый первопроходец, казачий атаман Ермак стал со временем мифическим героем, этаким Сибирским Ильей-Муремцем. Он прочно вошел в сознание соотечественников как национальный герой. О нем слагают легенды и песни. Историки пишут труды. Писатели – книги. Художники – картины. И несмотря на многие белые пятна в истории, факт остается фактом – Ермак начал дело присоединения Сибири к Российскому государству. И никто после уже не смог в народном сознании занять это место, а супостаты – претендовать на сибирские просторы.

Русские путешественники и первопроходцы

Еще раз путешественники эпохи Великих Географических Открытий

Происхождение

Происхождение Ермака в точности не известно, существует несколько версий.

«Родом неизвестный, душой знаменитый» , он, по одному преданию, был родом с берегов реки Чусовой . Благодаря знаниям местных рек, ходил по Каме , Чусовой и даже переваливал в Азию, по реке Тагил , пока не забрали служить-казачить (Черепановская летопись), по другому - уроженцем Качалинской станицы на Дону (Броневский). В последнее время всё чаще звучит версия о поморском происхождении Ермака (родом «з Двины з Борку»), вероятно имелась в виду Борецкая волость , с центром в селе Борок (сейчас - в Виноградовском районе Архангельской области) .

Сохранилось описание его внешности, сохраненное Семеном Ульяновичем Ремезовым в его «Ремезовском летописце» конца XVII века . Согласно С. У. Ремезову, отец которого - казачий сотник Ульян Моисеевич Ремезов - знал лично выживших участников похода Ермака, знаменитый атаман был

«вельми мужествен, и человечен, и зрачен, и всякой мудрости доволен, плосколиц, черн брадою, возрастом [то есть ростом] середней, и плоск, и плечист».

Вероятно, Ермак был сначала атаманом одной из многочисленных шаек волжских казаков, защищавших население на Волге от произвола и грабежа со стороны крымских и астраханских татар. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас челобитные «старых» казаков, адресованных царю, а именно: соратник Ермака Гаврила Ильин писал, что он 20 лет «полевал» (нёс военную службу) с Ермаком в Диком поле , другой ветеран Гаврила Иванов писал, что служил царю «на поле двадцать лет у Ермака в станице » и в станицах у других атаманов .

Сибирский поход Ермака

Инициатива этого похода, по летописям Есиповской и Ремизовской, принадлежала самому Ермаку, участие Строгановых ограничилось вынужденным снабжением казаков припасами и оружием. По свидетельству Строгановской летописи (принимаемому Карамзиным , Соловьёвым и другими), Строгановы сами позвали казаков с Волги на Чусовую и отправили их в поход, присоединив к отряду Ермака (540 человек) 300 ратных людей из своих владений .

Важно отметить, что в распоряжении будущего противника казаков, хана Кучума , находились силы, в несколько раз превосходившие дружину Ермака, но вооруженные значительно хуже. Согласно архивным документам Посольского приказа (РГАДА), всего хан Кучум располагал примерно 10-тысячной армией, то есть одним «туменом», а общая численность «ясачных людей», которые ему подчинялись, не превышала 30 тыс. взрослых мужчин .

Атаман Ермак на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде

Смерть Ермака

Оценка деятельности

Некоторые историки ставят очень высоко личность Ермака, «его мужество, предводительский талант, железную силу воли», но факты, передаваемые летописями, не дают указаний на его личные качества и на степень личного его влияния. Как бы то ни было, Ермак является «одной из самых примечательных фигур в русской истории», - пишет историк Руслан Скрынников .

Память

Память об Ермаке живёт в русском народе в легендах, песнях (например, «Песня о Ермаке» входит в репертуар Омского хора) и топонимах. Наиболее часто населённые пункты и учреждения его имени можно встретить в Западной Сибири. В честь Ермака названы города и сёла, спорткомплексы и спортивные команды, улицы и площади, реки и пристани, пароходы и ледоколы, гостиницы и др. О некоторых из них см. Ермак . Многие сибирские коммерческие фирмы имеют в своём собственном названии имя «Ермак».

Примечания

Литература

Источники

  • Грамота царя Ивана Васильевича в Югорскую землю князю Певгею и всем князьям Сорыкидским о сборе дани и о доставке её в Москву //Тобольский хронограф. Сборник. Вып. 4. - Екатеринбург, 2004. С. 6. - ISBN 5-85383-275-1
  • Грамота царя Ивана Васильевича на Чусовую Максиму и Никите Строгановым о посылке в Чердынь волжских казаков Ермака Тимофеевича с товарищи //Тобольский хронограф. Сборник. Вып. 4. - Екатеринбург, 2004. С.7-8. - ISBN 5-85383-275-1
  • Грамота царя Ивана Васильевича Семёну, Максиму и Никите Строгановым о приготовлении к весне 15 стругов для людей и запасов, направляемых в Сибирь //Тобольский хронограф. Сборник. Вып. 4. - Екатеринбург, 2004. С. 8-9. - ISBN 5-85383-275-1
  • «Дополнения к актам историческим», т. I, № 117;
  • Ремизовская (Кунгурская) летопись, изд. археологической комиссией;
  • Ср. Сибирские летописи, изд. Спасским (СПб., 1821);
  • Рычков А. В. Режевские сокровища. - Уральский университет, 2004. - 40 с. - 1500 экз. - ISBN 5-7996-0213-7

Исследования

  • Атаман Ермак Тимофеевич покоритель Сибирского царства. - М., 1905. 116 с.
  • Блажес В. В. О наименовании покорителя Сибири в исторической литературе и фольклоре // Наш край. Материалы 5 Свердловской областной краеведческой конференции. - Свердловск, 1971. - С. 247-251. (историография проблемы)
  • Бузукашвили М. И. Ермак. - М., 1989. - 144 с.
  • Гриценко Н. Воздвигнут в 1839 году // Сибирская столица, 2000, № 1. - С. 44-49. (памятник Ермаку в Тобольске)
  • Дергачёва-Скоп Е. Краткие повести о походе Ермака в Сибирь // Сибирь в прошлом, настоящем и будущем. Вып. III. История и культура народов Сибири: Тезисы докладов и сообщений Всесоюзной научной конференции (13-15 октября 1981 г.). - Новосибирск, 1981. - С. 16-18.
  • Жеребцов И. Л. Коми - сподвижники Ермака Тимофеевича и Семёна Дежнёва // НеВтон: Альманах. - 2001. - № 1. - С. 5-60.
  • Закшаускене Е. Знак с кольчуги Ермака // Памятники Отечества. Вся Россия: Альманах. № 56. Кн. 1. Первая столица Сибири. - М., 2002. С. 87-88.
  • Катанов Н. Ф. Предание тобольских татар о Кучуме и Ермаке // Тобольский хронограф. Сборник. Вып. 4. - Екатеринбург, 2004. - С. 145-167. - ISBN 5-85383-275-1 (впервые опубликовано: то же // Ежегодник Тобольского губернского музея. 1895-1896. - Вып. V. - С. 1-12)
  • Катаргина М. Н. Сюжет о гибели Ермака: летописные материалы. Исторические песни. Предания. Российский роман 20-50-х годов XX века // Ежегодник Тюменского областного краеведческого музея: 1994. - Тюмень, 1997. - С. 232-239. - ISBN 5-87591-004-6
  • Козлова Н. К. О «чуди», татарах, Ермаке и сибирских курганах // Капля [Омск]. - 1995. - С. 119-133.
  • Колесников А. Д. Ермак. - Омск, 1983. - 140 с.
  • Копылов В. Е. Земляки в названиях минералов // Копылов В. Е. Окрик памяти (История Тюменского края глазами инженера). Книга первая. - Тюмень, 2000. - С. 58-60. (в том числе о минерале ермакит)
  • Копылов Д. И. Ермак. - Иркутск, 1989. - 139 с.
  • Крекнина Л. И. Тема Ермака в творчестве П. П. Ершова // Ежегодник Тюменского областного краеведческого музея: 1994. - Тюмень, 1997. - С. 240-245. - ISBN 5-87591-004-6
  • Кузнецов Е. В. Библиография Ермака: Опыт указания малоизвестных сочинений на русском и частью на иностранных языках о покорителе Сибири // Календарь Тобольской губернии на 1892 год. - Тобольск, 1891. - С. 140-169.
  • Кузнецов Е. В. К сведениям о знамёнах Ермака // Тобольские губернские ведомости. - 1892. - № 43.
  • Кузнецов Е. В. Находка ружья покорителя в Сибири // Кузнецов Е. В. Сибирский летописец. - Тюмень, 1999. - С. 302-306. - ISBN 5-93020-024-6
  • Кузнецов Е. В. Начальная пиитика о Ермаке // Тобольские губернские ведомости. - 1890. - № 33, 35.
  • Кузнецов Е. В. Об очерке А. В. Оксёнова «Ермак в былинах русского народа»: Библиография известий // Тобольские губернские ведомости. - 1892. - № 35.
  • Кузнецов Е. В. Сказания и догадки о христианском имени Ермака // Кузнецов Е. В. Сибирский летописец. - Тюмень, 1999. - С.9-48. - ISBN 5-93020-024-6 (см. также: то же // Лукич. - 1998. - Ч. 2. - С. 92-127)
  • Миллер, «Сибирская история»;
  • Небольсин П. И. Покорение Сибири // Тобольский хронограф. Сборник. Вып. 3. - Екатеринбург, 1998. - С. 16-69. ISBN 5-85383-127-5
  • Оксенов А. В. Ермак в былинах русского народа // Исторический вестник, 1892. - Т. 49. - № 8. - С. 424-442.
  • Панишев Е. А. Гибель Ермака в татарских и русских легендах // Ежегодник-2002 Тобольского музея-заповедника. - Тобольск, 2003. - С. 228-230.
  • Пархимович С. Загадка имени атамана // Лукич. - 1998. - № 2. - С. 128-130. (о христианском имени Ермака)
  • Скрынников Р. Г. Ермак. - М., 2008. - 255 с (серия ЖЗЛ) - ISBN 978-5-235-03095-4
  • Скрынников Р. Г. Сибирская экспедиция Ермака. - Новосибирск, 1986. - 290 с.
  • Солодкин Я. Был ли двойник у Ермака Тимофеевича? // Югра. - 2002. - № 9. - С. 72-73.
  • Солодкин Я. Г. К изучению летописных источников о сибирской экспедиции Ермака // Тезисы докладов и сообщений научно-практической конференции «Словцовские чтения-95». - Тюмень, 1996. С. 113-116.
  • Солодкин Я. Г. К спорам о происхождении Ермака // Западная Сибирь: история и современность: Краеведческие записки. Вып. II. - Екатеринбург, 1999. - С. 128-131.
  • Солодкин Я. Г. Поминались ли «ермаковы казаки» вне Тобольска? (Как Семён Ремезов ввёл в заблуждение многих историков) // Сибирский исторический журнал. 2006/2007. - С. 86-88. - ISBN 5-88081-586-2
  • Солодкин Я. Г. Рассказы «Ермаковых казаков» и начало сибирского летописания // Русские. Материалы VII-го Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири» (9-11 декабря 2004 г., г. Тобольск). - Тобольск, 2004. С. 54-58.
  • Солодкин Я. Г. Редакции синодика «Ермаковым казакам» (к истории раннего сибирского летописания) // Словцовские чтения-2006: Материалы XVIII Всероссийской научной краеведческой конференции. - Тюмень, 2006. - С. 180-182. - ISBN 5-88081-558-7
  • Солодкин Я. Г. Хронология «Ермакова взятия» Сибири в русском летописании первой половины XVII в. //Земля Тюменская: Ежегодник Тюменского областного краеведческого музея: 2005. Вып. 19. - Тюмень, 2006. - С. 9-15. - ISBN 5-88081-556-0
  • Солодкин Я. Г. «…А СЕ НАПИСАХ К СВОЕМУ ИЗПРАВЛЕНИЮ» (СИНОДИК «ЕРМАКОВЫМ КАЗАКАМ» И ЕСИПОВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ) // Древняя Русь. Вопросы медиевистики . 2005. № 2 (20). С. 48-53.
  • Софронов В. Ю. Поход Ермака и борьба за ханский престол в Сибири // Научно-практическая конференция «Словцовские чтения» (Тезисы докладов). Сб. 1. - Тюмень, 1993. - С. 56-59.
  • Софронова М. Н. О мнимом и реальном в портретах сибирского атамана Ермака // Традиции и современность: Сборник статей. - Тюмень, 1998. - С. 56-63. - ISBN 5-87591-006-2 (см. также: то же // Тобольский хронограф. Сборник. Вып. 3. - Екатеринбург, 1998. - С. 169-184. - ISBN 5-85383-127-5)
  • Сутормин А. Г. Ермак Тимофеевич (Аленин Василий Тимофеевич). Иркутск: Восточно-Сибирское книжное изд-во, 1981.
  • Фиалков Д. Н. О месте гибели и захоронения Ермака // Сибирь периода феодализма: Вып. 2. Экономика, управление и культура Сибири XVI-XIX вв. - Новосибирск, 1965. - С. 278-282.
  • Шкерин В. А. Сылвенский поход Ермака: ошибка или поиск пути в Сибирь? //Этнокультурная история Урала, XVI-XX вв.: Материалы международной научной конференции, г. Екатеринбург, 29 ноября - 2 декабря 1999 г. - Екатеринбург, 1999. - С. 104-107.
  • Щеглов И. В. В защиту 26 октября 1581 г. // Сибирь. 1881. (к дискуссии о дате похода Ермака в Сибирь) .

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Атаман, предводитель похода начала 1580-х годах в Сибирь, положившего начало присоединению Сибирского ханства к Русскому государству.

Час-то Ермак Тимофеевич ото-жде-ст-в-ля-ет-ся с В.Т. Але-ни-ным, уро-жен-цем вот-чин име-ни-тых куп-цов Стро-га-но-вых на реке Чу-со-вая. Бо-лее ос-но-ва-тель-ны вер-сии о том, что он ро-дил-ся близ города Тоть-ма или в селе Бо-рок на реке Се-вер-ная Дви-на. Су-ще-ст-ву-ет так-же вер-сия о его про-ис-хо-ж-де-нии из ста-ни-цы Ка-ча-лин-ской на До-ну. Од-на-ко вви-ду ед-ва ли не по-все-ме-ст-но-го рас-про-стра-не-ния име-ни «Ер-мак» (ко-то-рое нель-зя счи-тать про-зви-щем) точ-но ус-та-но-вить его про-ис-хо-ж-де-ние не уда-ёт-ся. Ино-гда за на-стоя-щее имя Ермака Тимофеевича ис-сле-до-ва-те-ли при-ни-ма-ют дру-гое (Ер-мо-лай, Ер-мил, Ере-мей, Гер-ман, Ти-мо-фей; ка-за-ки про-зва-ли его Ток-мак). Ермака Тимофеевича име-но-ва-ли так-же «По-вол-ским», ско-рее все-го по-то-му, что он воз-глав-лял от-ряд волж-ских ка-за-ков (не ис-клю-че-но, что в Са-мар-ской Лу-ке). В од-ной из позд-них ле-то-пи-сей со-хра-ни-лось опи-са-ние Ермака Тимофеевича - «рос-лый, и вид-ный, и вся-кой муд-ро-сти пре-ис-пол-нен, ши-ро-ко-лиц», с чёр-ны-ми во-ло-са-ми и бо-ро-дой, су-ту-ло-ват и пле-чист. Ка-за-чий от-ряд Ермака Тимофеевича дли-тель-ное вре-мя дей-ст-во-вал про-тив та-тар в По-вол-жье. В 1580 году и 1581 году Ермак Тимофеевич, ви-ди-мо, от-би-вал та-бу-ны ло-ша-дей у но-гай-цев на Вол-ге; по не-ко-то-рым све-де-ни-ям, он за-ни-мал-ся гра-бе-жом цар-ских су-дов, ино-зем-ных по-слов и ку-пе-че-ских ка-ра-ва-нов. Мне-ние об уча-стии Ермака Тимофеевича в по-след-них кам-па-ни-ях Ли-вон-ской вой-ны 1558-1583 годов ма-ло-убе-ди-тель-но: ско-рее все-го, в 1581 году с поль-ско-ли-товскими вой-ска-ми не-по-да-лё-ку от Мо-ги-лё-ва сра-жал-ся дру-гой ата-ман с та-ким же име-нем.

В начале 1580-х годов Стро-га-но-вы, по всей ви-ди-мо-сти, дав-но знав-шие Ермака Тимофеевича, при-гла-си-ли его от-ряд для обо-ро-ны го-род-ков Перм-ско-го края от на-бе-гов та-тар и во-гу-лов. В кон-це ав-гу-ста - на-ча-ле сен-тяб-ря 1582 года вверх по ре-кам Чу-со-вая и Се-реб-рян-ка от-ряд Ермака Тимофеевича на-чал по-ход в Си-бирь. Воз-мож-но, это бы-ло сде-ла-но по за-да-нию Стро-га-но-вых, но не ис-клю-че-но, что по-ход стал соб-ст-вен-ной ини-циа-ти-вой ка-за-ков. От-ряд во-ло-ком пре-одо-лел Урал, про-шёл по ре-кам Ба-ран-ча и Та-гил, а за-тем вниз по Ту-ре и То-бо-лу. Ка-за-чья «дру-жи-на» на-счи-ты-ва-ла 540 человек (с ни-ми так-же шли 300 ли-тов-цев и нем-цев - во-ен-но-плен-ных, слу-жив-ших у Стро-га-но-вых), рас-по-ла-га-ла, в от-ли-чие от про-тив-ни-ка, ог-не-стрель-ным ору-жи-ем (пе-ре-во-зи-лось в основном на ма-нев-рен-ных греб-ных су-дах, поч-ти не-до-ся-гае-мых для татарской кон-ни-цы). Ею пред-во-ди-тель-ст-во-ва-ли, кро-ме Ермака Тимофеевича, так-же ата-ма-ны Иван Коль-цо (Коль-цов), Иван Гро-за, Ни-ки-та Пан, Мат-вей Ме-ще-ряк, Яков Ми-хай-лов, под-чи-няв-шие-ся Ермаку Тимофеевичу. От-ряд Ермака Тимофеевича раз-гро-мил си-лы си-бир-ско-го ха-на Ку-чу-ма в уро-чи-ще Ба-ба-сан и у Ка-ра-уль-но-го Яра, ов-ла-дел улу-са-ми мурз Ка-ра-чи и Ати-ка, а 23 октября (2 ноября) 1582 года в ре-шаю-щем сра-же-нии под Чу-ва-ше-вом в устье реки То-бол, где та-та-ры уст-рои-ли за-се-ку, на-нёс по-ра-же-ние вой-ску Ма-мет-ку-ла (Му-хам-ме-да Ку-ли), пле-мян-ни-ка Ку-чу-ма. 26 октября (5 ноября) всту-пил в хан-скую став-ку Ис-кер (Каш-лык), по-ки-ну-тую Ку-чу-мом и жи-те-ля-ми. В начале де-каб-ря 1582 года, по-сле убий-ст-ва та-та-ра-ми не-сколь-ких ка-за-ков на Аба-ла-ке, Ермак Тимофеевич вновь раз-бил Ма-мет-ку-ла, ко-то-рый вско-ре был взят в плен на реке Ва-гай не-боль-шим от-ря-дом, по-слан-ным ата-ма-ном, и от-прав-лен в Мо-ск-ву. Ут-вер-див-шись в Каш-лы-ке, Ермак Тимофеевич стал при-во-дить к при-ся-ге на вер-ность ца-рю Ива-ну IV Ва-силь-е-ви-чу Гроз-но-му на-се-ле-ние Си-би-ри и взи-мать с не-го дань (ясак) в поль-зу русского го-су-да-ря, к ко-то-ро-му от-пра-вил ка-за-ков с от-пис-кой о за-вое-ва-нии Си-бир-ско-го хан-ст-ва. Пре-да-ния о том, что царь на-гра-дил ата-ма-на дву-мя пан-ци-ря-ми, шу-бой и по-зо-ло-чен-ным куб-ком, при-ка-зал име-но-вать Ермака Тимофеевича си-бир-ским кня-зем, не-дос-то-вер-ны. Ве-ро-ят-но, Ермак Тимофеевич и его спод-виж-ни-ки бы-ли по-жа-ло-ва-ны день-га-ми и сук-на-ми. От-ряд чис-лен-но-стью 300 человек под на-ча-лом князя С.Д. Бол-хов-ско-го, при-слан-ный на по-мощь Ермаку Тимофеевичу для удер-жа-ния за-воё-ван-ных тер-ри-то-рий, поч-ти це-ли-ком по-гиб от го-ло-да в Каш-лы-ке. В 1583 году, во вре-мя по-хо-да по Ир-ты-шу и Оби до На-зим-ско-го го-род-ка, Ермак Тимофеевич под-чи-нил об-шир-ную тер-ри-то-рию, об-ло-жив её яса-ком. По при-го-во-ру Ермака Тимофеевича и его «дру-жи-ны» («то-вар-ст-ва») от-ряд Ива-на Коль-ца (40 человек) был от-прав-лен на по-мощь от-ко-че-вав-ше-му от Ку-чу-ма Ка-ра-че, ко-то-рый ве-ро-лом-но унич-то-жил его и за-тем оса-дил Каш-лык. Ермак Тимофеевич и его со-рат-ни-ки от-стоя-ли го-род, а в хо-де вы-ла-зок ка-за-ков та-та-ры по-нес-ли круп-ные по-те-ри. В 1585 году Ермак Тимофеевич, стре-мив-ший-ся на-ла-дить ус-той-чи-вые тор-го-вые свя-зи с го-су-дар-ст-ва-ми Средней Азии, во гла-ве от-ря-да ка-за-ков дви-нул-ся по Ир-ты-шу на-встре-чу бу-хар-ским куп-цам, ко-то-рых хан Ку-чум не про-пус-кал к Каш-лы-ку. Не встре-тив их, Ермак Тимофеевич от Ат-ба-ша по-вер-нул об-рат-но и за-но-че-вал близ устья реки Ва-гай (по другим дан-ным, в Ва-гай-ской из-лу-чи-не Ир-ты-ша; воз-мож-но, на ост-ро-ве). Но-чью та-та-ры вне-зап-но на-па-ли на спав-ших ка-за-ков, ко-то-рые не вы-ста-ви-ли стра-жи, часть их пе-ре-би-ли, а часть об-ра-ти-ли в бег-ст-во. Сам Ермак Тимофеевич из-за тя-жё-лых дос-пе-хов не смог до-б-рать-ся до от-плы-ваю-ще-го стру-га и уто-нул (не-ко-то-рые ис-сле-до-ва-те-ли счи-та-ют, что он был убит кем-то из та-тар - при-бли-жён-ных ха-на). Уз-нав о ги-бе-ли сво-его пред-во-ди-те-ля, его от-ряд (90 человек) под на-ча-лом го-ло-вы И. Глу-хо-го че-рез Ураль-ские го-ры вер-нул-ся в Перм-ский край. Те-ло Ермака Тимофеевича, най-ден-ное че-рез не-де-лю по-сле его ги-бе-ли, та-та-ры и ос-тя-ки по-хо-ро-ни-ли под со-сной на Баи-шев-ском клад-би-ще у Епан-чин-ских юрт.

Ме-сто по-гре-бе-ния и дос-пе-хи «слав-но-го и ра-то-бор-но-го» ата-ма-на ста-ли пред-ме-том по-кло-не-ния ме-ст-ных жи-те-лей, а сам Ермак Тимофеевич - ге-ро-ем мно-го-численных уст-ных пре-да-ний и ле-то-пис-ных рас-ска-зов (например, в со-ста-ве Еси-пов-ской, Стро-га-нов-ской, Кун-гур-ской, Ре-ме-зов-ской, Че-ре-па-нов-ской ле-то-пи-сей). По-ход Ермака Тимофеевича сы-грал важ-ную роль в рас-про-стра-не-нии пра-во-сла-вия в Си-би-ри. С 1622 года Ермак Тимофеевич и его по-гиб-ших со-рат-ни-ков еже-год-но по-ми-на-ли в то-боль-ском Со-фий-ском со-бо-ре в не-де-лю тор-же-ст-ва пра-во-сла-вия как му-че-ни-ков за ве-ру, ут-вер-див-ших хри-сти-ан-ст-во в Си-би-ри.