Анализ стихотворения некрасова соловьи. Некрасов соловьи

Произведение Н. А. Некрасова «Соловьи», как и многие другие стихи этого поэта, посвящено жизни и быту крестьян. Написанное в 1870 году, спустя немного времени после отмены крепостного права, оно не лишено и социальных мотивов. Начиная читать стих «Соловьи» Некрасова Николая Алексеевича на уроке литературы в классе, ребята сразу обращают внимание на то, что это произведение – монолог крестьянки. Она сидит с детишками и рассказывает им о рощице, куда так любят ходить крестьяне, чтобы послушать соловьев. Стихотворение проникнуто духом любви к народу и природе. Только концовка у него печальная: крестьянка огорчается, что нет на Руси заповедных полянок, где никто не обидит человека.

Текст стихотворения Некрасова «Соловьи» довольно длинный. Крестьянка делится планами на остаток трудового дня, затем рассказывает про соловьев, что крестьяне любят их слушать. Потом женщина вспоминает о том, как соловьи, напуганные ловцами, не стали жить в этой рощице, но люди договорились перестать ставить сети, и певчие птицы вернулись. Повествование оживляется вставками типа «Клим, не трогай Сашу!» Для создания выразительной картины поэт использует сравнения («роща как немая»), слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами («соловушки», «рощицы»).

Качая младшего сынка,
Крестьянка старшим говорила:
“Играйте, детушки, пока!
Я сарафан почти дошила;

Сейчас буренку обряжу,
Коня навяжем травку кушать,
И вас в ту рощицу свожу –
Пойдем соловушек послушать.

Там их, что в кузове груздей, –
Да не мешай же мне, проказник! –
У нас нет места веселей;
Весною, дети, каждый праздник

По вечерам туда идут
И стар и молод. На поляне
Девицы красные поют,
Гуторят пьяные крестьяне.

А в роще, милые мои,
Под разговор и смех народа
Поют и свищут соловьи
Звончей и слаще хоровода!

И хорошо и любо всем…
Да только (Клим, не трогай Сашу!)
Чуть-чуть соловушки совсем
Не разлюбили рощу нашу:

Ведь наш-то курский соловей
В цене,- тут много их ловили,
Ну, испугалися сетей,
Да мимо нас и прокатили!

Пришла, рассказывал ваш дед,
Весна, а роща как немая
Стоит – гостей залетных нет!
Взяла крестьян тоска большая.

Уж вот и праздник наступил
И на поляне погуляли,
Да праздник им не в праздник был!
Крестьяне бороды чесали.

И положили меж собой –
Умел же бог на ум наставить –
На той поляне, в роще той
Сетей, силков вовек не ставить.

И понемногу соловьи
Опять привыкли к роще нашей,
И нынче, милые мои,
Им места нет любей и краше!

Туда с сетями сколько лет
Никто и близко не подходит,
И строго-настрого запрет
От деда к внуку переходит.

Зато весной весь лес гремит!
Что день, то новый хор прибудет…
Под песни их деревня спит,
Их песня нас поутру будит…

Запомнить надобно и вам:
Избави бог тут ставить сети!
Ведь надо ж бедным соловьям
Дать где-нибудь и отдых, дети…”

Середний сын кота дразнил,
Меньшой полз матери на шею,
А старший с важностью спросил,
Кубарь пуская перед нею:

“А есть ли, мама, для людей
Такие рощицы на свете?”
-“Нет, мест таких… без податей
И без рекрутчины нет, дети.

А если б были для людей
Такие рощи и полянки,
Все на руках своих детей
Туда бы отнесли крестьянки…”

Качая младшего сынка, Крестьянка старшим говорила: "Играйте, детушки, пока! Я сарафан почти дошила; Сейчас буренку обряжу, Коня навяжем травку кушать, И вас в ту рощицу свожу - Пойдем соловушек послушать. Там их, что в кузове груздей, - Да не мешай же мне, проказник! - У нас нет места веселей; Весною, дети, каждый праздник По вечерам туда идут И стар и молод. На поляне Девицы красные поют, Гуторят пьяные крестьяне. А в роще, милые мои, Под разговор и смех народа Поют и свищут соловьи Звончей и слаще хоровода! И хорошо и любо всем... Да только (Клим, не трогай Сашу!) Чуть-чуть соловушки совсем Не разлюбили рощу нашу: Ведь наш-то курский соловей В цене,- тут много их ловили, Ну, испугалися сетей, Да мимо нас и прокатили! Пришла, рассказывал ваш дед, Весна, а роща как немая Стоит - гостей залетных нет! Взяла крестьян тоска большая. Уж вот и праздник наступил И на поляне погуляли, Да праздник им не в праздник был! Крестьяне бороды чесали. И положили меж собой - Умел же бог на ум наставить - На той поляне, в роще той Сетей, силков вовек не ставить. И понемногу соловьи Опять привыкли к роще нашей, И нынче, милые мои, Им места нет любей и краше! Туда с сетями сколько лет Никто и близко не подходит, И строго-настрого запрет От деда к внуку переходит. Зато весной весь лес гремит! Что день, то новый хор прибудет... Под песни их деревня спит, Их песня нас поутру будит... Запомнить надобно и вам: Избави бог тут ставить сети! Ведь надо ж бедным соловьям Дать где-нибудь и отдых, дети..." Середний сын кота дразнил, Меньшой полз матери на шею, А старший с важностью спросил, Кубарь пуская перед нею: "А есть ли, мама, для людей Такие рощицы на свете?" -"Нет, мест таких... без податей И без рекрутчины нет, дети. А если б были для людей Такие рощи и полянки, Все на руках своих детей Туда бы отнесли крестьянки..." (1870)

Примечания

Стихотворения Некрасова "Дядюшка Яков", "Пчелы", "Генерал Топтыгин", "Дедушка Мазай и зайцы", "Соловьи" и "Накануне светлого праздника" составляют цикл, над которым поэт работал в 1867, 1870, 1873 гг. Стихотворение "Железная дорога" (1864) первоначально также имело подзаголовок "Посвящается детям". Судя по авторскому примечанию: "Из приготовляемой к печати книги стихотворений для детского чтения",-- предпосланному первым трем стихотворениям (ОЗ, 1868, No 2), Некрасовым был задуман не просто цикл стихотворений, но книга для детского чтения, куда этот цикл и должен был войти. К участию в работе над книгой был привлечен М. Е. Салтыков-Щедрин. Видимо, об этом предполагавшемся издании он говорил в примечании к своей "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил": "Автор настоящих рассказов предполагает издать книжку для детского чтения, составленную из прозаических рассказов и стихотворений (последние принадлежат Н. А. Некрасову). Но предварительно он желал бы знать мнение публики, насколько намерение его осуществимо и полезно" (ОЗ, 1869, No 2, отд. I, с. 591). Замысел этот осуществлен не был. Салтыков очень высоко ценил детские стихотворения Некрасова. В письме к нему от 17 июля 1870 г. он писал по поводу стихотворения "Дедушка Мазай и зайцы": "Стихи Ваши прелестны". И в письме к А. М. Жемчужникову от 25 ноября 1870 г. повторил: "Есть у него (Некрасова. - Ред.) несколько готовых детских стихотворений (прелестных)..." (Салтыков-Щедрин М. Е. Собр. соч., т. XVIII, кн. 2. М., 1976, с. 52 и 58).

Подобно Чернышевскому, Добролюбову, Салтыкову-Щедрину, Некрасов был озабочен низким уровнем современной ему детской литературы. Он не только резко критиковал бездарные детские книжки, наводнявшие книжный рынок, но и внес большой вклад в дело развития отечественной литературы для детей.

Детские стихотворения Некрасова глубоко народны не только по содержанию, но и по форме, по своим источникам. Поэт использовал в работе над ними произведения устного народного творчества, которые хорошо знал: прибаутки, притчи, народные анекдоты, сказки. Так, присловья дядюшки Якова близки записям В. И. Даля (Даль В. Пословицы русского народа. М., 1957, с. 541):

Ой, избоины маковой,
Под окошками плакала,
На грош два кома...

Фольклорным источникам "Генерала Топтыгина" посвящена статья М. М. Гина (РЛ, 1967, No 2, с. 155--160), где указано около семидесяти восточноевропейских и русских народных вариантов сюжета стихотворения. Недавно опубликованы сведения об аналогичном костромском предании (см.: Ленинградская правда, 1977, 20 авг.).

Широко использовал поэт и собственные наблюдения над жизнью, искусством и речью народа, с которым он постоянно общался и подолгу беседовал во время своих охотничьих странствий. Именно это помогло поэту мастерски передать и взволнованный рассказ матери-крестьянки, и забавные анекдоты и истории дедушки Мазая, и поучительную притчу деревенского пчеловода, и веселые прибаутки дядюшки Якова.

Детские стихотворения Некрасова и сейчас являются любимым детским чтением и переведены на большинство языков народов СССР и ряд языков народов мира. Их не раз иллюстрировали художники при жизни поэта. К ним постоянно обращаются и советские художники.

Дополнительные примечания

Печатается по Ст 1873, т. III, ч. 5, с. 166, с подзаголовком и датой на шмуцтитуле: "Стихотворения, посвященные русским детям (1870)", относящимися, кроме данного стихотворения, к "Дедушке Мазаю и зайцам".

В собрание сочинений впервые включено: Ст 1873, т. III, ч. 5.

Черновой автограф, без заглавия, карандашом, плохо читаемый (порядок отдельных строф не соответствует окончательному тексту: так, после строки "Мы там гуляем каждый праздник" идут шесть строк, представляющих собой вариант ст. 45--47, а также ст. 48 и 53; после "Всю косу рас<трепал> проказник" - строки, соответствующие ст. 53--68, т. е. конец стихотворения; после строки "А вечером туда идут" - ст. 14--16, 19--24, 29--30; ст. 25--28 в рукописи отсутствуют) - ГБЛ, ф. 195, М. 5755, No 5, л. 1--2.

Концовка стихотворения, где Некрасов говорит о рекрутчине и податях, от которых нигде не спастись крестьянину, вызвала негодование цензуры. "Муза Некрасова,-- доносил цензор Н. Е. Лебедев 19 октября 1870 г.,-- отличающаяся гражданской скорбью о меньшей братии и старающаяся выставить напоказ больные места общественного строя, и в этом стихотворении не изменила себе... Здесь не отрицается обязательность податей и военной службы, но желательно было бы избежать сопоставления их с силками и сетями" (Голос минувшего, 1918, No 4--6, с. 86--87). По мнению председателя Совета Главного управления по делам печати М. Н. Лонгинова, высказанному 23 октября 1870 г. при обсуждении в Совете десятой книжки "Отечественных записок", в которой были напечатаны "Соловьи", именно это стихотворение, наряду со статьями Н. К. Михайловского и Н. А. Демерта, вполне выражает направление журнала, которое "нельзя не признать вредным" (ЛН, т. 49--50, с. 462).

Н. А. Некрасов. «Соловьи»

Как вы думаете, о чем это стихотворение Некрасова - о соловьях или об отношении человека к соловьям?

Это стихотворение об отношении человека к природе, к соловьям. Здесь поднимается, как принято сейчас говорить, экологическая тема. Крестьянка рассказывает своим детям о том, что когда-то, испуганные расставленными сетями и силками, соловьи перестали прилетать в их рощу, и люди больше не слышали их пения. Расстроенные этим, крестьяне решили никогда больше не ставить силков на птиц, и роща снова наполнилась их удивительным пением. Запрет ловить соловьев переходит теперь в этой деревне от дедов к внукам, и жители деревни наслаждаются чудесными соловьиными переливами.

2. Как вы докажете, что поэту очень хочется помочь живой природе и улучшить отношение людей к природе? Какие строки этого произведения убеждают вас в этом?

Запомнить надобно и вам, Избави Бог, тут ставить сети! Ведь надо ж бедным соловьям Дать где-нибудь и отдых, дети.
"164

Анализ стихотворения Николая Некрасова «Соловьи»

Некрасов в стихотворении «Соловьи» отказался от описания каких-либо бурных событий во внешнем мире и предпочел остановиться на описании размеренной жизни простых крестьян. В отдаленной деревне ничего не происходит, все идет свои чередом: работают крестьяне, куры копошатся в траве, а также изредка лают собаки.

В центре сюжета крестьянка, рассказывающая свои детям о соловьиной роще, где собирается все взрослое население деревни и слушает пение птиц. Крестьянка говорит детям, что птиц в этом крае так много, как «в кузове гроздьев», а поют они «слаще хороводов». Но со временем злые люди начали отлавливать певчих птичек и продавать на рынке. Это продолжалось до тех пор, пока в соловьиной роще не осталось ни одного соловья.

Дальнейшие повествование в стихотворении «Соловьи» идет от имени все той же крестьянки. Она учит детей, что ловить певчих птичек это плохо и неправильно. Детки так поглощены рассказом, что обещают не только не ловить птичек, но и оберегать их от злых людей. Они твердо решили вырасти защитниками соловьиной лощины.

Некрасов плавно переходит от рассказа матери, к описанию тяжелой судьбы крестьянина: он встает каждое утро еще до рассвета и работает до поздней зари. Лирическая героиня сожалеет, что не может вести свободную жизнь певчей птички.

Крестьянка мечтает хоть на мгновение почувствовать себя, не обремененной повседневными заботами и непосильной данью в государственную казну.

Н. Некрасов, безусловно, заметно для читателя переел от трогательной истории о соловьях на тяжелую судьбу крестьянина и его бесправье. В конце стихотворения Некрасов приходит к выводу, что лучше быть свободным, но бедным, чем всю жизнь провести в работе и жалкой борьбе за существование.

Кроме тяжелой судьбы крестьянства, поэт отмечает лучшие качества русской женщины – она может быть прекрасной матерью в любых обстоятельствах. Славянская женщина всегда жила и будет жить для своих детей, вкладывая в них самое лучшее. Дети для нее это не бремя, которое нужно нести, она черпает от них силу и преодолевает самые сложные препятствия на своем жизненном пути. Об это говорят следующие строки: «героиня изо всех сил выбивается», чтобы достать кусок хлеба для своего ребенка.

Таким образом, стихотворение «Соловьи» — это не стих о певчих птичках (о них частично пишет Некрасов), а о богатстве души русской женщины и тяжелой участи крестьянства, отчаянно борющегося за жалкое существование.

СОЛОВЬИ
1867-1873

Качая младшего сынка,
Крестьянка старшим говорила:
«Играйте, детушки, пока!
Я сарафан почти дошила;

Сейчас буренку обряжу,
Коня навяжем травку кушать,
И вас в ту рощицу свожу -
Пойдем соловушек послушать.



У нас нет места веселей;
Весною, дети, каждый праздник

По вечерам туда идут
И стар и молод. На поляне
Девицы красные поют,
Гуторят пьяные крестьяне.

А в роще, милые мои,
Под разговор и смех народа
Поют и свищут соловьи
Звончей и слаще хоровода!

И хорошо и любо всем…

Чуть-чуть соловушки совсем
Не разлюбили рощу нашу:

Ведь наш-то курский соловей

Ну, испугалися сетей,
Да мимо нас и прокатили!

Пришла, рассказывал ваш дед,
Весна, а роща как немая
Стоит - гостей залетных нет!
Взяла крестьян тоска большая.

Уж вот и праздник наступил
И на поляне погуляли,

Крестьяне бороды чесали.

И положили меж собой -
Умел же бог на ум наставить -
На той поляне, в роще той
Сетей, силков вовек не ставить.

И понемногу соловьи
Опять привыкли к роще нашей,
И нынче, милые мои,
Им места нет любей и краше!

Туда с сетями сколько лет
Никто и близко не подходит,
И строго-настрого запрет
От деда к внуку переходит.

Зато весной весь лес гремит!
Что день, то новый хор прибудет…
Под песни их деревня спит,
Их песня нас поутру будит…

Запомнить надобно и вам:
Избави бог тут ставить сети!
Ведь надо ж бедным соловьям
Дать где-нибудь и отдых, дети…»

Середний сын кота дразнил,
Меньшой полз матери на шею,

Кубарь пуская перед нею:

«А есть ли, мама, для людей
Такие рощицы на свете?»
- «Нет, мест таких… без податей
И без рекрутчины нет, дети.

А если б были для людей
Такие рощи и полянки,
Все на руках своих детей
Туда бы отнесли крестьянки…» 1

комментарии, примечания к стихотворению
СОЛОВЬИ
Некрасов Н.А.

1 Печатается по Ст 1873, т. III, ч. 5, с. 166, с подзаголовком и датой на шмуцтитуле: «Стихотворения, посвященные русским детям (1870)», относящимися, кроме данного стихотворения, к «Дедушке Мазаю и зайцам».
Впервые опубликовано: ОЗ, 1870, № 10, с. 444, с подписью: «Н. Некрасов» и подзаголовком: «Из стихотворений, посвященных русским детям».
В собрание сочинений впервые включено: Ст 1873, т. III, ч. 5.
Черновой автограф, без заглавия, карандашом, плохо читаемый (порядок отдельных строф не соответствует окончательному тексту: так, после строки «Мы там гуляем каждый праздник» идут шесть строк, представляющих собой вариант ст. 45–47, а также ст. 48 и 53; после «Всю косу рас проказник» - строки, соответствующие ст. 53–68, т. е. конец стихотворения; после строки «А вечером туда идут» - ст. 14–16, 19–24, 29–30; ст. 25–28 в рукописи отсутствуют) - ГБЛ, ф. 195, М.5755, № 5, л. 1–2.

Концовка стихотворения, где Некрасов говорит о рекрутчине и податях, от которых нигде не спастись крестьянину, вызвала негодование цензуры. «Муза Некрасова, - доносил цензор Н. Е. Лебедев 19 октября 1870 г.,- отличающаяся гражданской скорбью о меньшей братии и старающаяся выставить напоказ больные места общественного строя, и в этом стихотворении не изменила себе… Здесь не отрицается обязательность податей и военной службы, но желательно было бы избежать сопоставления их с силками и сетями» (Голос минувшего, 1918, № 4–6, с. 86–87). По мнению председателя Совета Главного управления по делам печати М. Н. Лонгинова, высказанному 23 октября 1870 г. при обсуждении в Совете десятой книжки «Отечественных записок», в которой были напечатаны «Соловьи», именно это стихотворение, наряду со статьями Н. К. Михайловского и Н. А. Демерта, вполне выражает направление журнала, которое «нельзя не признать вредным» (ЛН, т. 49–50, с. 462).

у стихотворения СОЛОВЬИ аудио записей пока нет.

Николай Некрасов - Качая младшего сынка (Соловьи)

Качая младшего сынка,
Крестьянка старшим говорила:
«Играйте, детушки, пока!
№ 4 Я сарафан почти дошила;

Сейчас буренку обряжу,
Коня навяжем травку кушать,
И вас в ту рощицу свожу -
№ 8 Пойдем соловушек послушать.

Там их, что в кузове груздей, -
Да не мешай же мне, проказник! -
У нас нет места веселей;
№ 12 Весною, дети, каждый праздник

По вечерам туда идут
И стар и молод. На поляне
Девицы красные поют,
№ 16 Гуторят пьяные крестьяне.

А в роще, милые мои,
Под разговор и смех народа
Поют и свищут соловьи
№ 20 Звончей и слаще хоровода!

И хорошо и любо всем.
Да только (Клим, не трогай Сашу!)
Чуть-чуть соловушки совсем
№ 24 Не разлюбили рощу нашу:

Ведь наш-то курский соловей
В цене, - тут много их ловили,
Ну, испугалися сетей,
№ 28 Да мимо нас и прокатили!

Пришла, рассказывал ваш дед,
Весна, а роща как немая
Стоит - гостей залетных нет!
№ 32 Взяла крестьян тоска большая.

Уж вот и праздник наступил
И на поляне погуляли,
Да праздник им не в праздник был!
№ 36 Крестьяне бороды чесали.

И положили меж собой -
Умел же бог на ум наставить -
На той поляне, в роще той
№ 40 Сетей, силков вовек не ставить.

И понемногу соловьи
Опять привыкли к роще нашей,
И нынче, милые мои,
№ 44 Им места нет любей и краше!

Туда с сетями сколько лет
Никто и близко не подходит,
И строго-настрого запрет
№ 48 От деда к внуку переходит.

Зато весной весь лес гремит!
Что день, то новый хор прибудет.
Под песни их деревня спит,
№ 52 Их песня нас поутру будит.

Запомнить надобно и вам:
Избави бог тут ставить сети!
Ведь надо ж бедным соловьям
№ 56 Дать где-нибудь и отдых, дети. »

Середний сын кота дразнил,
Меньшой полз матери на шею,
А старший с важностью спросил,
№ 60 Кубарь пуская перед нею:

«А есть ли, мама, для людей
Такие рощицы на свете?»
- «Нет, мест таких. без податей
№ 64 И без рекрутчины нет, дети.

А если б были для людей
Такие рощи и полянки,
Все на руках своих детей
№ 68 Туда бы отнесли крестьянки. »

Kachaya mladshego synka,
Krestyanka starshim govorila:
«Igrayte, detushki, poka!
Ya sarafan pochti doshila;

Seychas burenku obryazhu,
Konya navyazhem travku kushat,
I vas v tu roshchitsu svozhu -
Poydem solovushek poslushat.

Tam ikh, chto v kuzove gruzdey, -
Da ne meshay zhe mne, prokaznik! -
U nas net mesta veseley;
Vesnoyu, deti, kazhdy prazdnik

Po vecheram tuda idut
I star i molod. Na polyane
Devitsy krasnye poyut,
Gutoryat pyanye krestyane.

A v roshche, milye moi,
Pod razgovor i smekh naroda
Poyut i svishchut solovyi
Zvonchey i slashche khorovoda!

I khorosho i lyubo vsem.
Da tolko (Klim, ne trogay Sashu!)
Chut-chut solovushki sovsem
Ne razlyubili roshchu nashu:

Ved nash-to kursky solovey
V tsene, - tut mnogo ikh lovili,
Nu, ispugalisya setey,
Da mimo nas i prokatili!

Prishla, rasskazyval vash ded,
Vesna, a roshcha kak nemaya
Stoit - gostey zaletnykh net!
Vzyala krestyan toska bolshaya.

Uzh vot i prazdnik nastupil
I na polyane pogulyali,
Da prazdnik im ne v prazdnik byl!
Krestyane borody chesali.

I polozhili mezh soboy -
Umel zhe bog na um nastavit -
Na toy polyane, v roshche toy
Setey, silkov vovek ne stavit.

I ponemnogu solovyi
Opyat privykli k roshche nashey,
I nynche, milye moi,
Im mesta net lyubey i krashe!

Tuda s setyami skolko let
Nikto i blizko ne podkhodit,
I strogo-nastrogo zapret
Ot deda k vnuku perekhodit.

Zato vesnoy ves les gremit!
Chto den, to novy khor pribudet.
Pod pesni ikh derevnya spit,
Ikh pesnya nas poutru budit.

Zapomnit nadobno i vam:
Izbavi bog tut stavit seti!
Ved nado zh bednym solovyam
Dat gde-nibud i otdykh, deti. »

Seredny syn kota draznil,
Menshoy polz materi na sheyu,
A starshy s vazhnostyu sprosil,
Kubar puskaya pered neyu:

«A yest li, mama, dlya lyudey
Takiye roshchitsy na svete?»
- «Net, mest takikh. bez podatey
I bez rekrutchiny net, deti.

A yesli b byli dlya lyudey
Takiye roshchi i polyanki,
Vse na rukakh svoikh detey
Tuda by otnesli krestyanki. »

Rfxfz vkflituj csyrf,
Rhtcnmzyrf cnfhibv ujdjhbkf:
«Buhfqnt, ltneirb, gjrf!
Z cfhfafy gjxnb ljibkf;

Ctqxfc ,ehtyre j,hz;e,
Rjyz yfdz;tv nhfdre reifnm,
B dfc d ne hjobwe cdj;e -
Gjqltv cjkjdeitr gjckeifnm/

Nfv b[, xnj d repjdt uhepltq, -
Lf yt vtifq ;t vyt, ghjrfpybr! -
E yfc ytn vtcnf dtctktq;
Dtcyj/, ltnb, rf;lsq ghfplybr

Gj dtxthfv nelf blen
B cnfh b vjkjl/ Yf gjkzyt
Ltdbws rhfcyst gj/n,
Uenjhzn gmzyst rhtcnmzyt/

F d hjot, vbkst vjb,
Gjl hfpujdjh b cvt[ yfhjlf
Gj/n b cdboen cjkjdmb
Pdjyxtq b ckfot }