А10. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении. Объяснение пунктуации. Пунктограммы ПП и СП

В русском языке выполняют несколько функций. Они заменяют интонационные паузы и выделение ключевых слов, понижение/повышение голоса, характерные для В зависимости от назначения их можно разделить на несколько групп.

Знаки на конце предложения

Все пунктуационные знаки имеют свое определенное значение. Так, в конце предложения ставятся либо точка, либо многоточие, и восклицательный.

  • Точка нужна, если высказывание содержит какое-либо сообщение и носит повествовательный характер: "Сегодня целый день, с утра и до позднего вечера, шёл крупный снег".
  • Многоточие указывает на то, что мысль, высказанная в предложении, не закончена и требует продолжения: "Скажите, пожалуйста, вы не могли бы…".
  • Вопросительные пунктуационные знаки ставятся, если предложения содержат вопрос: "Где вы до сих пор бегаете?".
  • Восклицательный - когда в высказывании содержится побуждение к чему-либо или эмоциональная насыщенность: "Саня, как я рад тебя видеть! Иди сюда!".

Знаки внутри предложения

Внутри предложения используются свои пунктуационные запятая, точка с запятой, двоеточие и тире, скобки. Кроме того, есть ещё и кавычки, которые могут открывать и закрывать самостоятельного высказывание, а также находится внутри уже созданного. Запятую ставим в следующих случаях:

  • При однородных членах предложения, отделяя их друг от друга: "Снежинки над землёй кружатся мягко, плавно, размеренно".
  • Когда она служит границей простых предложений в составе сложного: "Гром грянул, и дождь хлынул сплошной стеной".
  • Пунктуационные знаки при обособлении причастных и деепричастных оборотов: "Улыбаясь, мальчик всё говорил и говорил без остановки. Собеседники его, смеявшиеся от души, были пареньком весьма довольны".
  • Если в предложении есть вводные слова или "По-моему, погода вскоре должна восстановиться".
  • При союзах "но, а, да и" и других этот пунктуационный знак препинания обязателен: "Сначала я решил отправиться на прогулку, но затем передумал".

Перечень пунктограмм, конечно, далеко не полный. Для его уточнения следует обращаться к учебникам синтаксиса.

Двоеточие проставляется по определённым правилам:

  • Оно употребляется при обобщающих словах: "Везде: по комнатам, в коридоре, даже в отдалённых уголках кладовки и кухни - сияли разноцветные огоньки гирлянд".
  • В двоеточие ставится при пояснительных отношениях внутри его частей: "Мой друг не ошибся с прогнозами: на западе медленно, но верно собирались тяжёлые, низкие тучи".
  • При прямой речи также нельзя забывать об этом знаке препинания: он отделяет слова автора: "Подойдя вплотную, парень угрожающе сдвинул брови и процедил: "Может, выйдем?"".

Точка с запятой пишутся, если предложение сложное, бессоюзное, и между его частями нет тесной связи или внутри каждой части есть свои знаки препинания: "Между тем стемнело; в домах тут и там замелькали огоньки, из труб потянулись струйки дыма, запахло готовящейся снедью".

Тире также ставится в бессоюзных предложениях или же если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным при наличии частицы "это" и т.д.: "Весна - это блеск солнца, синева неба, радостное пробуждение природы".

У каждой пунктограммы есть целый ряд нюансов и уточнений, поэтому для грамотного письма обязательно нужно регулярно работать со справочной литературой.

Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник Лопатин Владимир Владимирович

Знаки препинания при уточняющих, пояснительных и присоединительных членах предложения

§ 79. Уточняющие члены предложения выделяются запятыми . Относясь к тому или иному слову в предложении, они сужают обозначаемое ими понятие или в каком-либо отношении ограничивают его. Чаще всего значение уточнения приобретают обстоятельства места, времени, образа действия, степени, меры: Там, в горах , повалил снег (Т. Толст.); Внизу, в зале , стали тушить огни (Ч.); Предвоенную зиму Вихров прожил в Петербурге, у себя в Лесном , на природе (Леон.); Восьмого июля, в пятницу , Елизаров, по прозванию Костыль, и Леша возвращались из села Казанского (Ч.); Теперь же, после половодья , это была река саженей в шесть (Ч.); Через часа три или четыре, поближе к сумеркам , в стороне от дороги в поле как из-под земли выросли две фигуры (Б. Паст.); Рагим лежит грудью на песке, головой к морю , и вдумчиво смотрит в мутную даль (М. Г.); Так, в беспорядке и среди постоянных загадок , прошла жизнь Юры, часто на руках у чужих (Б. Паст.); Темнело быстро, по-осеннему (Пауст.); На покривившемся стогу уныло, по-сиротски , примостилась ворона (Фад.); Ответ пришел скоро, через два с половиной часа (Акун.).

Примечание. Уточняющий смысл члена предложения может возникнуть в условиях контекста, хотя прямые значения обстоятельственных слов и не указывают на такое соотношение: И вдруг, у самого поворота в Суходол , увидели мы в высоких мокрых ржах высокую и престрашную фигуру (Бун.) - под воздействием значения обстоятельства вдруг у следующего обстоятельства - у самого поворота в Суходол - выдвигается на первый план временно?е значение (в тот момент, когда подъезжали); В этот раз, подле больной матери , Султанмурат особенно остро почувствовал запустение жизни без отца (Айтм.) - временно?е значение сочетания в этот раз снимает пространственный оттенок в значении обстоятельства подле больной матери . Подобные члены предложения при сохранении своего собственного значения выделения знаками не требуют, ср.: В этот раз подле больной матери Султанмурат особенно остро почувствовал

Уточняющими могут быть определения (обычно уточнения касаются размера, цвета, возраста) и приложения: Через минуту они прошли сонную конторку, вышли на глубокий, по ступицу , песок и молча сели в запыленную извозчичью пролетку (Бун.); Катер шел, всё время подвигаясь в черной, почти чернильного цвета , тени, отбрасываемой высокими прибрежными скалами (Сим.); Степанида жила в большом, на две семьи , доме вдвоем с племянницей Галькой (Расп.); Молодой человек, лет под тридцать , сидел на скамейке и читал газету (газ.); Обе, мать и дочь , были в соломенных шляпах (Ч.). (См. также § 59, 61.)

§ 80. Уточняющие члены при подчеркивании смысла выделяются или отделяются тире : Они [статуи] были расставлены прямо на земле и на газонах - без пьедесталов - в каком-то продуманном беспорядке (Кат.) - уточняется обстоятельство; Мины же все в снегу, который тут совсем неглубокий - до щиколотки (В. Бык.) - уточняется сказуемое; Памятников, правда, было мало - всего пять-шесть (Пауст.) - уточнение в нерасчлененном односоставном предложении.

§ 81. Уточняющий характер членов предложения может усиливаться специальными словами вернее, точнее, иначе (они имеют значение вводных слов - см. § 91 - или в сочетании с а употребляются в значении союза, вводящего уточнение). Запятая ставится только перед этими словами, которые не отделяются от уточняющего члена предложения. Ср.: Приду вечером, точнее в девять часов - вводное слово при уточнении; Приеду осенью, а точнее в октябре - союзное сочетание; Он переутомился, а вернее болен ; Отчет о том, каких высот, а точнее глубин удалось добиться в познании природы… (газ.).

§ 82. Пояснительные члены предложения выделяются запятыми . В отличие от уточняющих членов предложения, которые по своему значению неравнозначны уточняемым членам (они сужают уточняемое понятие), пояснительные члены предложения равнозначны поясняемым, но называют их по-другому. Они являются вторыми наименованиями по отношению к первым, поясняемым, которые выражают то или иное понятие недостаточно определенно или по каким-то причинам недостаточно понятно. Эти члены предложения обычно имеют указание на их пояснительный характер, т. е. сопровождаются специальными союзами: то есть, именно, а именно, или в значении «то есть»: Но в это время, то есть на рассвете субботы , не спал целый этаж в одном из московских учреждений (Булг.); От Невского проспекта ведет к бывшему Михайловскому дворцу, то есть к Русскому музею , короткая и широкая улица (Сол.); Для Константина Левина деревня была местом жизни, то есть радостей, страданий, труда (Л. Т.); Недалеко от вас, а именно в деревне Пестрове , происходят прискорбные факты (Ч); Дом наш в Печатниковом расселили десять лет тому назад, а именно в шестьдесят восьмом году (Улиц.); В этом отношении случилось даже одно очень важное для них обоих событие, именно встреча Кити с Вронским (Л. Т.); Вот кто-то вышел из дома и остановился на крыльце; это Александр Тимофеич, или попросту Саша , гость, приехавший из Москвы (Ч.).

Примечание. Слово именно может выступать и в качестве частицы: Именно его я жду сегодня (выражение идентификации); Он вечный друг - именно так! (выражение уверенного подтверждения).

При наличии слов, обязательно требующих раскрытия (пояснения) значения, ставится тире: Он всеми силами души всегда желал одного - быть вполне хорошим (Л. Т.); Цель, поставленная перед отрядом, была одна - до рассвета дойти до леса; Байкал славен и свят другим - своей чудесной, животворной силой (Расп.). В таких предложениях тире замещает пропущенный пояснительный союз (можно вставить а именно ). Пропуск союза может фиксироваться тире и в предложениях с достаточно определенными по значению словами, но нуждающимися в пояснении с точки зрения пишущего: Задача, поставленная перед отрядом, была трудная - до рассвета дойти до леса; Погода-то самая подходящая - пурга (П. Нил.).

Примечание. В подобных случаях при более подчеркнутом пояснении может употребляться и двоеточие : Все они [письма] о главном: перестройке в нашей жизни (газ.); Настроение одно: скорее добраться до дома (газ.).

§ 83. Пояснительные согласованные определения не выделяются, а лишь отделяются от поясняемого определения запятой . Пояснение возникает при особых по значению определениях - они имеют общий неконкретизированный, неопределенный смысл. Второе, поясняющее определение снимает неопределенность: Подснежники были особой, неодолимой страстью Славы (Бар.); Совсем другие, городские звуки слышались снаружи и внутри квартала (Кат.) (см. § 41).

Однако при отсутствии непосредственного контакта между такими определениями поясняющее определение обособляется: Другое ложе, пустое , находилось с другой стороны стола (Булг.).

Пояснительный характер второго определения может быть обнаружен и при сочетании контекстуальных синонимов: Однажды я ловил рыбу на небольшом озере с высокими, крутыми берегами (Пауст.) - высокий берег не может быть пологим (высокий, т. е. крутой).

Пояснение может возникнуть и в случае, когда первое определение достаточно конкретно (например, выражено числительным), а второе определение поясняет его иными словами: Страшный путь! На тридцатой, последней версте ничего не сулит хорошего (А. Меж.) - т. е. тридцатая, оказавшаяся последней.

§ 84. Присоединительные члены предложения имеют характер сведений добавочных, сообщаемых попутно, в дополнение к содержанию основного высказывания. Такие члены предложения выделяются запятыми и обычно вводятся словами и сочетаниями слов (частицами, союзами или их сочетанием) даже, в особенности, особенно, главным образом, в том числе, в частности, например, и притом, и потому, да и, да и только, да и вообще, и, тоже, и тоже, причем и др.: Было очень тепло, даже жарко (Чак.); По ночам, особенно в грозу , когда бушевал под дождем сад, поминутно озарялись в зале лики образов… (Бун.); Полагаю, что как раз вот этого - тайны или предчувствия ее - и недостает не только твоей повести, но и всем произведениям твоих сверстников, в особенности современной лирике (Аст.); Большое, тоже квадратное , окно выходило в садик (Зал.); Словари, в частности толковые , должны широко использоваться в учебном процессе; В выходные можно отдохнуть, например поехать за город ; Все, в том числе и смешной подпрыгивающий парень , потянулись к окошечку (Ч.); Студенты вузов, да и многие школьники , приняли участие в Олимпиаде (о словах в частности, например см. также § 93).

Возможно выделение присоединительных членов и при помощи тире , особенно в конечной позиции: Неожиданно, перебивая ее воспоминания о ребятах, перед ней высветился дальний-дальний день - и тоже с рекой (Расп.).

Примечание. Перед сочетанием да и запятая не ставится: а) если оно имеет соединительное значение: Поехал в город да и не вернулся ; Думал, думал да и надумал ; б) в выражении нет-нет да и при указании на нерегулярность действия: Нет-нет да и послышится голос кукушки ; в) если включается в сочетание глаголов типа Взял да и приехал со значением неожиданности.

§ 85. Присоединительные члены предложения, не имеющие специальных вводящих слов и выступающие в качестве разъясняющих добавочных сообщений, отделяются знаком тире . Они стоят в конце предложения: Старуха приняла кончину шарика как судьбу - не больше и не меньше (Расп.); Лестницы тоже исчезнут - до следующего раза (Расп.); Князев вместе со всеми перешел улицу и пошел себе не спеша по той стороне улицы - просто так, от нечего делать (Шукш.); Он даже не умывался, а шел сразу во двор - колоть дрова (Шукш.); Всю ночь и весь день и опять всю ночь Никита бегал по городу - к докторам, к аптекарю, в лавку за морошкой (Гейч.).

Примечание. При отсутствии значения добавочного сообщения такие члены предложения не требуют выделения. Ср.: Он даже не умывался, а шел сразу во двор колоть дрова ; Лестницы тоже исчезнут до следующего раза .

§ 86. При расчленении предложения (при парцелляции) для усиления их значения присоединительные члены предложения могут отделяться точкой (см. § 9, 32, 66). Ср.: Всю ночь и весь день и опять всю ночь Никита бегал по городу. К докторам, к аптекарю, в лавку за морошкой ; Хоть и сказал Кузьма тетке Наталье, что Мария плачет, она больше не плакала. Молчала (Расп.); Девушка говорила без умолку. Про Сибирь, про счастье, про Джека Лондона (Шукш.); В этих книгах ключ ко всему. Ко всей жизни (Н. Ил.); Трое, пришедшие к ней в тот вечер, вели долгий разговор о политике. О науке. О ведомственных дотациях (Мак.).

Из книги Справочник по русскому языку. Пунктуация автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

РАЗДЕЛ 1 Знаки препинания в конце предложения и при перерыве речи § 1. Точка 1. Точка ставится в конце законченного повествовательного предложения: Навстречу солнцу ползёт тёмная свинцовая громада. На ней то там, то сям красными зигзагами мелькает молния. Слышны далёкие

Из книги Современный русский язык. Практическое пособие автора Гусева Тамара Ивановна

РАЗДЕЛ 7 Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами

Из книги Справочник по правописанию и стилистике автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

7.13. Знаки препинания в конце предложения Знаки препинания – это графические знаки, которые ставятся на письме между словами и словосочетаниями, служащие для обозначения смысловой законченности отдельных отрезков текста, а также для интонационного и синтаксического

Из книги Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

XX. Знаки препинания в конце предложения и при перерыве речи § 75. Точка 1. Точка ставится в конце законченного повествовательного предложения, например: Редела тень. Восток алел. Огонь казачий пламенел (Пушкин). Примечание. Точка не ставится в конце предложения после точки,

Из книги Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник автора Лопатин Владимир Владимирович

XX. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В КОНЦЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ПРИ ПЕРЕРЫВЕ РЕЧИ § 75. Точка 1. Точка ставится в конце законченного повествовательного предложения, например: Редела тень. Восток алел. Огонь казачий пламенел (Пушкин).Примечание. Точка не ставится в конце предложения после точки,

Из книги автора

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В КОНЦЕ И В НАЧАЛЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. КОНЕЧНЫЕ ЗНАКИ В СЕРЕДИНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Знаки препинания в конце предложения § 1. В зависимости от цели сообщения, наличия или отсутствия эмоциональной окраски высказывания в конце предложения ставится точка

Из книги автора

Знаки препинания в конце предложения § 1. В зависимости от цели сообщения, наличия или отсутствия эмоциональной окраски высказывания в конце предложения ставится точка (повествование, побуждение к действию), вопросительный (поиск информации) знак. При восклицательной

Из книги автора

Знаки препинания в начале предложения § 4. В начале предложения для обозначения логического или содержательного разрыва в тексте, резкого перехода от одной мысли к другой (в начале абзаца), ставится многоточие:Но только стучали колеса в черной пустоте: Ка-тень-ка,

Из книги автора

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Из книги автора

Знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и без союзов § 25. Однородные члены предложения (главные и второстепенные), не соединенные союзами, разделяются запятыми: В кабинете стояли коричневые бархатные кресла, книжный шкап (Наб.); После обеда он сидел

Из книги автора

Знаки препинания при однородных членах предложения с обобщающими словами § 33. Если обобщающее слово предшествует ряду однородных членов, то после обобщающего слова ставится двоеточие: Рыбак-подледник бывает разный: рыбак-пенсионер, рыбак - рабочий и служащий,

Из книги автора

Знаки препинания при повторяющихся членах предложения § 44. Между повторяющимися членами предложения ставится занятая. Например, повторение подчеркивает длительность действия: Еду, еду в чистом поле; колокольчик дин-дин-дин… (П.); Плыли, плыли в синей смутной глубине

Из книги автора

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБОСОБЛЕННЫХ ЧЛЕНАХ

Из книги автора

при уточняющих членах предложения запятыепри уточняющих обстоятельствах § 79при уточняющих определениях § 79, § 59при уточняющих приложениях § 79, § 61при уточняющих членах предложения со словами вернее, точнее, иначе § 81тирепри уточняющих членах для особого выделения

Из книги автора

при пояснительных членах предложения запятыепри членах предложения с союзами то есть, а именно, или (в значении «то есть») § 82тирепри членах предложения со словами, требующими раскрытия (пояснения) значения § 82запятая не ставитсяпосле согласованных определений,

Из книги автора

при присоединительных членах предложения запятыепри членах предложения со словами даже, в особенности, особенно, главным образом, в том числе, в частности, например, и притом, и потому; да и, да и только, да и вообще, тоже, и тоже и др. § 84запятая не ставитсяперед сочетанием

Древние люди воспринимали очаг как место обитания светлого божества (…) и позднее огню приписывались многие чудесные свойства.

1. Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

2.Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

3.Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

4.Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

10. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Первые тополиные листочки сильно и терпко пахли () и аромат их перебивал все остальные запахи.

1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом Й нужна запятая.

3. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

4. Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

11. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены запятые?

Вечереющее солнце (…) вдоволь накупавшись в облаках (…) бросит на небосклон несколько лиловых мазков.

1. выделяется причастный оборот

2. выделяется деепричастный оборот

3. не выделяется причастный оборот

4. не выделяется деепричастный оборот

Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1. Ему принадлежит столько мировых рекордов, что их помнят только заядлые любители спорта.

2. Погода была прекрасная: солнечная, ясная, совсем без дождей и без ветра.

3. В XII веке, общая культура россиян находилась на высокой ступени развития.

4. Умение пользоваться средствами языка в соответствии с ситуацией, условиями и целями общения необходимо каждому образованному человеку.

В каком предложении ставится тире? (Знаки препинания не расставлены)

1. Земная слава как дым.

2. Много всяких мелочей было в моей сумочке зеркальце булавки расческа календарик.

3. Дед оказался прав к вечеру пришла гроза

4. Мещёра остаток лесного океана.

14. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Три раза зимовал он в Мирном (…) и каждый раз возвращение домой казалось ему пределом человеческого счастья.

1. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

3. Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

4. Простое предложение, перед союзом И запятая не нужна.


Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

После долгих споров было принято твёрдое решение: будущее лето целиком посвятим путешествию по Владимирской земле.

1. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

3. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

4. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ №3

Орфоэпические нормы

1. Укажите слово, в котором ударение падает на первый слог
1. добыча 2. завидно 3. порты 4. звонит 5. избалованный

2. Укажите слово, в котором ударение падает на второй слог
1. шарфы 2. средства 3. туфля 4. каталог 5. феномен

3. В каком слове ударение падает на второй слог
1. ходатайствовать 2. апостроф 3. вечеря 4. позвонит 5. алфавит

4. В каком слове ударение падает на третий слог
1. позвонит 2. феномен 3. кружево 4. красивейший 5. ворожея 6. издавна

5. В каком слове ударение падает на третий слог
1. бунгало 2. красивее 3. названый 4. накладной

6. В каком слове правильно выделен ударный слог
1.БАлованный 2. ДЕфис 3. дозвоНИтся 4.Оберег

7. В каком слове правильно выделена буква, обозначающая ударный звук
1. сосредотОчение 2. килОметр 3. издАвна 4. дОговор

8. В каком слове НЕправильно выделен ударный слог
1. фарфОр 2. сИроты 3. простынЯ 4. завИдно 5. пломбировАть 6. хозЯева

«Предложение урок» - Чем выражены обособленные определения? Оборудование к уроку: интерактивная доска, Мультимедиапроектор презентация к уроку. 10.Выпишите из предложений 1-7 предложение с двумя обособленными определениями. Дайте синтаксическую характеристику 3,5,7 предложений. 2. Из предложений 18-25 выпишите слова, в которых происходит озвончение согласных (1 вариант) оглушение согласных (2 вариант).

«Осложнённое предложение» - Образец: Свет > свет > светлый> светленький Свет>. Чехов). 1. Анализ текста. Потом я повернул на длинную липовую аллею. Карточка. Нивы сжаты, рощи голы, От воды туман и сырость. 1. Выполните синтаксический разбор предложения, расставьте знаки препинания. Словообразовательный разбор: подумайте, заклеймил.

«Вопросы по предложениям» - Определите тип связи в словосочетании: нравоучительно изрекла. Чем осложнено данное предложение? Тире стоит между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными. На месте которых в предложении должны стоять запятые? Назовите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ. Запятые в предложении выполняют разделительную функцию между однородными членами предложения.

«Сложноподчинённое предложение» - Сложноподчинённое предложение. Последовательное подчинение. Чем ближе к югу, тем чаще встречались казачьи сторожевые вышки. Параллельное подчинение. Средства подчинения - союзы, местоимения, наречия. Придаточные изъяснительные - вопросы косвенных падежей. Гора, высившаяся над городом, сверкала вся, как глазированный кулич.

«Предложение в русском языке» - Простые и сложные предложения. Предложение – единица речи. Нераспространенные и распространенные предложения. Части слова. Второстепенные члены предложения. Главные члены предложения. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Суффикс. Содержание. Начало предложения пишется с большой буквы.

«5 класс «Предложение»» - Творческое списывание. Средством связи сложных предложений является интонация. Предложение. Точка. Работа с текстом. Словосочетание. Цели урока. Проверь себя. Простые и сложные предложения. Укажите сложное предложение (знаки препинания не проставлены). Работа с толковым словарем. Синтаксис. Анаграмма.

Всего в теме 20 презентаций

Пунктуационный разбор – один из устных разборов уроков . Это проверка знания норм и правил расстановки знаков препинания. У анализа, по аналогии с другими, есть порядок. Сложность зависит от интонационных особенностей, количества грамматических основ, способов выражения второстепенных членов. Рассмотрим, как делать пунктуационный разбор предложения.

Вконтакте

Что такое пунктуационный разбор

Анализ пунктуации проводится по определенному алгоритму, но начинать следует с понимания различия близких по содержанию разборов:

  • пунктуационного;
  • синтаксического;
  • графического.


Пунктуация изучает
правила расстановки символов пунктуации русского языка. Общепринятое научное понятие – знаки препинания.

Синтаксис заглядывает внутрь смысловой единицы текста, предполагает разбор по главным и второстепенным членам. Два раздела языкознания, синтаксис и пунктуация, не существуют отдельно.

Понять, почему стоит точка или запятая, можно, только разобравшись в строении синтаксической конструкции. Графический разбор показывает, как связаны между собой слова, члены предложения, их вид и способ выражения.

Выполнение пунктуационного разбора строится на основании задания. Варианты заданий, встречающихся чаще:

  1. Разбор готового текста с уже расставленными знаками.
  2. Объяснение их постановки.

Трудности возникают в любых вариантах. Иногда, добавляется задание: начертить схему. Она помогает заметить ошибки: недостающие или лишние запятые. Порядок пунктуационного разбора:

  1. Пронумеровать каждый символ пунктуации.
  2. Найти правило, объясняющее постановку знака в завершении предложения.
  3. Пояснить знак, объединяющий части, если разбирается сложное предложение (СП).
  4. Найти правила для символов внутри простого предложения (ПП).

Пунктуация конца речевой единицы

Знаки пунктуации, завершающие смысловую единицу русского языка, зависят от типа высказывания :

  • повествование;
  • вопрос;
  • восклицание;
  • недосказанность.

В повествовательном высказывании, простой и сложной конструкции, на конце ставится точка. При недоговоренности, незавершенности мыслей, недосказанности – многоточие. Вопросы требуют постановки вопросительного?. При появлении в речи эмоционального фона – ! восклицания.

В конце предложения знаки препинания могут сочетаться :

  • ? — !;
  • ? — …;
  • ! — …

Такие варианты и объединения чаще встречаются в поэтических произведениях, художественных тестах.

Пунктограммы ПП и СП

В простой речевой конструкции встречаются различные знаки. Можно рассмотреть основные правила их постановки.

Тире следует ставить :

  1. Между главными членами, когда они выражены одной самостоятельной частью речи: существительными (в Им.пад.), количественными числительными.
  2. Между подлежащим и сказуемым, когда один член предложения — неопределенная форма , а другой — существительное (в Им.пад.).
  3. Перед указательными : это, вот.
  4. Между подлежащим (существительное), и сказуемым (количественное числительное). И наоборот.

Внимание! Тире встречается в неполных конструкциях, когда одного из главных членов не хватает. Пропущенное слово мысленно можно проговорить из понимания первой части.

Пунктуация при наличии однородных членов

Запятые обязательны :

  • между однородными словами, если они перечисляются без союзов.
  • перед союзами противительного вида;
  • при повторяющихся союзах (после каждой однородной части).
  • парное соединение (между парами).
  • перед второй частью двойных союзов.

Запятые не нужно ставить , если однородные понятия связаны смыслом, являются цельным выражением или при следующем построении:

  • [Ο да (= «и») Ο].
  • [Ο да и Ο].

Точка с запятой; необходима, если однородные члены не единичные слова, а распространенные, внутри уже разделены запятыми.

Перед однородными перечислениями иногда появляется обобщающее понятие, тогда кроме запятых потребуется ставить двоеточие или тире, оба символа. Можно на схемах рассмотреть, как их следует ставить:

  • [Θ: Ο, Ο, Ο].
  • [Ο, Ο, Ο - Θ].
  • [Ο, Ο, Ο, Ο, Ο - словом, Θ].
  • [Θ: и Ο, и Ο, и Ο - …].

Выделение на письме прямой речи

Особое правописание русского языка принято для оформления речи говорящего. Прямая речь — это одна из сложных тем. Происходит сочетание нескольких символов: кавычек, двоеточия, запятых, точек и других, используемых для завершения речевых конструкций. Все зависит от места прямой речи (П) по отношению к словам автора (А, а):

  1. В начале: А: «П!»; А: «П?»; А: «П».
  2. В конце: «П», – а.; «П!» – а.; «П?» – а.
  3. В центре: «П, – а, – п».

Использование в письменной речи цитат оформляется по правилам, установленным для прямой речи.

Пунктограммы русского языка

Самый распространенный символ препинания русского языкознания – запятая. Какие правила придется объяснять в ходе пунктуационного анализа:

  • обособление второстепенных членов: дополнений, определений, приложений, обстоятельств;
  • уточняющие члены;
  • выделение сравнений и оборотов;
  • конструкции с союзом «как»;
  • обращения, вводные слова, междометные выражения.

Пунктуационный разбор сложного выражения начинается с уточнения вида:

  • сочинительная связь частей;
  • подчинительная;
  • без помощи союзов.

Пунктуационный разбор предложения схема и образец

[Пьер, 1(который знал), 2 что она была очень глупа, 3 с странным чувством недоуменья и страха иногда присутствовал на ее вечерах и обедах, 4 где говорилось о политике, 5 поэзии и 6 философии.7]. (Л. Толстой)

Объяснение правил постановки знаков сложного предложения:

7 – Точка. По цели высказывания повествовательное, невосклицательное по интонации и представляет собой законченную мысль. Объяснение исключает возможность других: ?, …, !

1,2 – запятая соединяет части сложной конструкции: вид – сложноподчиненное. Три придаточных: который знал, что она была очень глупа, где говорилось.

1 – запятая отделяет придаточное «который знал».

2 – завершает придаточное.

3 – продолжение основной главной части.

4 – начало третьего придаточного.

5- запятая при однородных дополнениях «о политике, поэзии и философии».

6 – не требуется выделение: есть союз «и».

[Но прежде во всех действиях самопожертвования она с радостью сознавала, 1 что она,2 жертвуя собой, 3 этим самым возвышает себе цену в глазах себя и других и становится более достойною Nicolas, 4 (которого она любила больше всего в жизни); 5 но теперь жертва ее должна была состоять в том, 6 чтобы отказаться от того, 7 что для нее составляло всю награду жертвы, 8 весь смысл жизни]. 9 (Л. Толстой)

Точка – завершение повествовательного предложения.

Начало придаточного. Всего 4 придаточных.

2, 3. Деепричастный оборот.

3.Продолжение придаточного.

Начало второго придаточного.

5.Точка с запятой. Соединение двух предложений, первая часть которых имеет большое количество знаков препинания.

Начало придаточного.

Начало и конец придаточного.

Уточнение.

Внимание! Пример разбора показывает, что один знак можно объяснить несколькими правилами, но некоторые из них ставятся только при одном определенном условии.

Порядок пунктуационного разбора простого предложения

Выполнить пунктуационный разбор можно следующим образом:

Ученик любил все учебные предметы: 1 математику, 2 литературу, 3 историю.4

Объяснение:

4 – Точка. Высказывание повествовательное.

1 – Двоеточие. Обобщающее словосочетание стоит перед группой однородных дополнений.

2-3 – Запятые. Однородные дополнения связаны с помощью интонации, без союзов.

Примерный план разбора:

  1. Выписать предложение.
  2. Объяснить завершающий знак.
  3. Найти и выделить грамматическую основу.
  4. Объяснить причины постановки символов.
  5. Составить схему.

Как разбирать сложную конструкцию :

  1. Выписать предложение.
  2. Объяснить конечный знак.
  3. Выделить грамматические основы.
  4. Объяснить причины необходимости знаков между частями.
  5. Объяснить каждый знак в ПП.
  6. Составить графическую схему.

Примеры, как делать пунктуационный разбор предложения:

Я позвонил, 1 дверь открылась, 2 но за ней никого не было видно.3

Пояснения:

3 – Точка, предложение повествовательное.

1 – запятая между ПП.

2 – запятая перед противительным союзом «но», между двумя простыми.

Учитель дал поручение Андрею, 1 так как был уверен, 2 что такое дело ему под силу, 3 он отлично справится 4 и 4 представит результат, 5 не нарушив сроков. 6

6 – точка, потому что цель высказывания – повествование.

1 – начало первого придаточного.

2 — начало второго придаточного.

3 – разграничение однородных придаточных.

4 – знаки не нужны, однородные сказуемые соединены союзом «и».

Пример пунктуационного разбор предложения

Пунктуация, что это, как делать пунктуационный рабор

Вывод

Пунктуационный разбор требует знания правил, умения видеть структуру текста. Каждый символ необходимо объяснить с позиции строения речевой единицы. Что значит, выполнить пунктуационный разбор? Объяснить себе и проверяющему правильность выбора пунктограммы.