§15. Речевое общение и речевое взаимодействие. Речевое взаимодействие «Русский язык и культура речи»

Речь – это основной способ удовлетворения личных, и не только личных, потребностей в общении.

Речевое общение – это мотивированный живой процесс взаимодействия, который направлен на реализацию конкретной, жизненной целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности.

Взаимодействие общающихся – это обмен в процессе общения не только речевыми высказываниями, но и действиями, поступками. Взаимодействие осуществляется в виде контакта, конфликта, партнерства, сотрудничества, конкуренции и др. Выделяется речевое и неречевое взаимодействие участников общения.

Средством речевого общения является язык, а способом – речь. Каналами общения неречевого общения являются зрение, жесты, моторика, кинестезия (обоняние, осязание, ощущения). Речевому взаимодействию предшествует социальное.

Социальное взаимодействие начинается с установления психологического контакта (увидел, кивнул, улыбнулся или резко отвернулся). Социальное взаимодействие (начал слушать и понимать цель сообщаемого собеседником) переходит к воздействию (начал смотреть на сообщение глазами партнера), а затем к смысловому контакту. В структуре межличностного взаимодействия выделяются три взаимосвязанных компонента:

1) поведенческий компонент. Включает в себя результаты деятельности, речевые действия и неречевые поступки каждого из участников общения, а также мимику, пантомимику, жестикуляцию, все то, что могут наблюдать другие люди X, в своих собеседниках. Наблюдая поведение того или иного человека, можно интерпретировать его личные особенности, мотивы поведения, характер, темперамент. Благодаря вспомогательным средствам общения (жестам, мимике) человек проще и быстрее усваивает информацию, которую передает собеседник;

2) эффективный компонент. Включает все то, что связано с выражением эмоционального состояния той или иной личности, например удовлетворенность и неудовлетворенность общением;

3) информационный компонент – осознание собеседником целей и задач взаимодействия, ситуации общения в целом.

Живя и трудясь вместе, люди постоянно общаются: обмениваются знаниями, мыслями, чувствами, договариваются о совместной работе, советуются друг с другом. Таким образом, взаимодействие людей – это разностороннее проявление совместной человеческой деятельности. Осуществляется оно в трудовом процессе, дружеской беседе, научном диспуте и т. д. Взаимодействие в трудовом процессе предполагает осмысление производственной деятельности, выработку стратегии и ее усовершенствования, изменения, преобразования.

Взаимодействие – сложный процесс между людьми, целью которого является установление контактов в процессе совместной деятельности. Чтобы общение было успешным, необходимо прежде всего знать язык и хорошо владеть речью. Нужно всегда учитывать, с какой целью и к кому мы обращаемся, т. е. особенности адресата речи. Ведь мы по-разному будем о чем-то просить или в чем-то убеждать близкого человека или незнакомого, взрослого или ребенка, а значит, мы должны быть знакомы с элементами речевого этикета. Согласно данным лингвистики и психологии основными видами речевой деятельности являются слушание, чтение, говорение и письмо.

Современный человек проводит в беседах примерно 65 % рабочего времени. Однако эффективность этих речевых действий порой оказывается крайне низкой, поскольку говорим мы илохо и половина информации теряет­ся при передаче.

Общение, или коммуникация есть специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Способ обмена информацией принято называть знаковой системой. К есте­ственным знаковым системам относятся звучащее слово, интонация, тембр (сигнатура), язык тела (жесты, мимика, пластика), энергетический нм- ну лье. Примерно на две трети коммуникация состоит из речевого общения.

Основными единицами речевого общения являются речевое событие, речевая ситуация и речевое взаимодействие.

Речевое событие складывается из дискурса и речевой обстановки.

Дискурс (лат. discursus рассуждать) есть поток речи, взятый в собы­тийном аспекте. Он включает в себя четыре вида поведения:

Вербальное (собственно слово);

Жестово-мимическое (язык тела);

Пространственное (как близко друг к другу находятся собеседники).

Важно добиваться ясности и выразительности слов, правильного про­изношения звуков, контролировать модуляцию высоты, тональность, ритм и тембр голоса, следить за дикцией. Наиболее привлекательна в общении спо­койная, размеренная, плавная речь.

Жестово-мимическое поведение - наименее контролируемый канал обмена информацией, поскольку здесь реализуются бессознательные уста­новки человека. Существует общепринятая типология жестов. Так, жесты- иллюстраторы являются жестами указания и сообщения («вот такого раз­мера», «вот такой формы»). Жесты-аффекторы выражают определенные эмоции (удар кулаком по столу). Жесты-адантеры являются специфиче­скими привычками человека, связанными с движениями рук (почесывания, подергивания отдельных частей тела; перебирание предметов, находящихся под рукой). Жесты-эмблемы выступают в роли заменителей повседневных речевых формул (например, помахивание ладонью означает «до свиданья»). Жестом ожидания является, например, потирание ладоней. Жест разоча­рования: взмах руками. Жесты неуверенностн: пощипывание ладони, по­стукивание по столу пальцами. Иногда собеседник закрывает свой рот ру­кой. Это бессознательное движение называют жестом неискренности. Можно также допустить, что собеседник, прикрывающий рот рукой, чего-то боится, чувствует себя не вполне комфортно.

Тин дискурса определяется речевым намерением. Говорящий обя­зан хорошо понимать цель речевого действия. Можно выделить следующие типы дискурса:

Информирующий (цель - сообщение информации);

Аргументирующий (цель - доказать свое мнение);

Агитирующий (цель - побудить к действию);

Эвристический (цель - обсудить проблему, найти выход);

Гедоннстнческнй (цель - развлечь, доставить удовольствие);

Художественный (цель - выразить и возбудить эмоции);

Ритуальный (цель - соблюсти речевую традицию, приличие).

Когда прилучитца тебе сь другими за столомъ сидеть, то содержи себя въ порядке по сему правилу: въ первых обрежъ ногти, да не явится яко бы оныя бархатом обшиты.

Умой руки и сяди благочинно, сиди прямо, и не хватай первой въ блюдо, не жри как свиния, и не дуй в ушное чтобъ везде брызгало, не сопи егдаяси.

В одном типе дискурса нередко соединяются сразу несколько целей.

Речевая ситуация составляет контекст разговора: высказывание все­гда делается в определенное время и в определенном месте. Речевая ситуа­ция помогает понять правильно понять и интерпретировать сказанное, уста­новить причинно-следственные связи данного высказывания с другими со­бытиями. Например, фраза «Я приду вечером», в зависимости от событийно­го контекста, может иметь характер утверждения, обещания, угрозы. Рече­вые ситуации подразделяются на канонические и неканонические.

Канонические ситуации предполагают синхронность восприятия ска­занного участниками диалога. Здесь адресат является конкретным лицом, а момент речи строго определен.

Пеканоннческне ситуации характеризуются тем, что время произне­сения высказывания не совпадает с временем восприятия (отправленное по почте письмо) или высказывание не имеет конкретного адресата (публичное выступление перед аудиторией).

Речевое взаимодействие - сложный процесс обмена информацией на речемыслительном, волевом, эмоциональном, интенциальном (намеренче- ском), когнитивном (понятийном) уровнях. Речевое взаимодействие склады­вается из следующих этапов:

Речевое намерение;

Замысел;

Воснрнятне;

Реакция.

Для того чтобы текст был правильно и в полном объеме воспринят со­беседником, а его реакция была прогнозируемой, необходимо ориентиро­вать высказывание на факты действительности, жизненно важные для адре­сата, интересные ему. Ваша мысль должна быть правильно закодирована, т.е. максимально доступна собеседнику. И, наконец, собеседник должен чувствовать, что вы общаетесь с ним не только и не столько для того, чтобы сообщить или принять некую информацию, а, прежде всего, потому, что вам доставляет удовольствие сам факт общения с этим человеком.

Эффективное общение предполагает следование двум фундаменталь­ным принципам - коммуникации и вежливости. Каждый принцип склады­вается из нескольких максим (правил).

Прннцнн коонерацнн основывается на правилах

Количества - давайте нужное количество информации;

Качества - не говорите того, чему у вас недостаточно свидетельств;

Релевантности (англ, relevant уместный) - говорите то, что имеет отно­шение к теме разговора;

Снособа выражения - говорите коротко и упорядоченно, избегайте дву­смысленности и неопределенности.

Прннцнн вежливости основывается на правилах

Такта - уважайте границы личной сферы собеседника, сформулируйте по­буждение не как команду, а как совет;

Великодушия - из всех способов выражения выбирайте тот, в которой минимизируется ваша личная выгода, не требуйте от собеседника клятв, извинений и покаяний;

Одобрения - будьте позитивны в оценке собеседника, других людей;

Скромности - ненавязчиво отказывайтесь от похвал в свой адрес;

Согласия - минимизируйте несогласие с собеседником, не вставайте в оп­позицию к нему без всяких на то оснований;

Снмнатнн - будьте благожелательны, не будьте безучастны.

Речевое взаимодействие предполагает не только умение говорить, но и умение слушать. Выделяются следующие виды слушания: эмпатическое, ак­тивное, пассивное.

При активном слушании мы уточняем правильность понимания ин­формации, направляем движение мысли собеседника.

Способом противостояния излишней агрессивности собеседника и вы­яснению отношений является насснвное слушание.

Основные нрнемы слушания:

Молчание;

Ноддакнванне {«да-да», кивание):

Уточняющие вонросы {«Что ты имеешь в виду?..»);

- «нернфраз» (повторение содержания сказанного другими словами);

Оценка, совет {«Не нужно так переживать...»)",

Выражение эмоции (смех, скорбь, удивление);

Логические следствия нз высказываний собеседника {«Да, стоит по­думать, что теперь со всем этим делать...»).

Эффективная речевая практика несостоятельна без умения убеждать, отстаивать свою точку зрения. Приемы убеждающего воздействия изучает теория аргументации.

Основа профессиональной ораторики - умение применять логические законы:

Закон тождества, согласно которому каждая мысль в процессе данного рассуждения сохраняет одно и то же определенное содержание, сколько бы раз эта мысль ни повторялась.

Закон ненротнворечня, согласно которому одному и тому же предмету в одно и то же время нельзя приписывать противоречащие свойства;

Закон исключенного третьего, согласно которому одному и тому же предмету в одно и то же время можно приписывать любое свойство, либо отрицать его - третьего не дано;

Закон достаточного основания, суть которого в том, что всякая правиль­ная мысль должна быть обоснована другими мыслями и положениями, истинность которых подтверждена практикой. Иллюстрацией закона ис­ключенного третьего может служить диалог Дмитрия Рудина и Африкана Пигасова - героев романа И.С. Тургенева «Рудин»?

Прекрасно! - промолвил Рудин. - Стало быть, по-вашему, убеждений нет?

Нет и не существует.

Это ваше убеждение?

Как же вы говорите, что их нет. Вот вам уже одно, на первый случай.

Если Африкан Пигасов убежден в том, что нет убеждений, значит, одна из этих противоречащих друг другу смысловых частей является лож­ной, а другая истинной.

Суждение есть мысль, в которой утверждается или отрицается что- либо относительно предмета или явления. Суждения подразделяются на мо­дальные, реляционные и атрибутивные.

Модальное суждение указывает на способ осуществления и актуали­зации: Подкова приносит счастье, если, конечно, ты не лошадь (Сильвия Чиз. Приведенное суждение бельгийской журналистки устанавливает при­чинность и вероятность. Такая модальность называется алетнческон. Тем- норальная модальность делает акцент на временное упорядочение: «Когда бьет последний час, не время подводить стрелки» (Веслав Брудзиньский). Аксиологическая модальность предполагает оценочность: «Лучше выби­рать виноватых, чем разыскивать» (Марсель Паньоль).

Реляционное суждение квалифицирует отношения, в которых нахо­дятся предметы: «Ни один пьяный матрос не тратит деньги так быстро, как трезвый конгрессмен».

Атрибутивные суждения характеризуют качества и свойства предме­тов: «У счастливых цифр много нулей» (утвердительное); «Без повторений нет глубины» (Григорий Ландау) (отрицательное).

Логический довод, служащий основанием доказательства, называется аргументом (лат. argumentum довод, основание). Аргументы делятся на

1) эннденктнческне, предполагающие утверждение логически оче­видного, основывающегося на личном опыте, внутреннем осознании и пе­реживании оратора и аудитории:

К модели;

Аргумент восхождения

2) суднтельные, строящиеся на том, что факт не может быть определен, пока он не установлен, и не может быть оценен, пока он не определен; при этом факт конструируется, определяется и оценивается как завершенный:

Аргумент к составу;

К причине;

К обстоятельствам;

К норме;

К совместимости;

К прецеденту;

К прехождению;

К прогрессу;

К выбору;

Аргумент замещения;

К цели и средствам;

3) совещательные, основывающиеся на том, что факт конструирует­ся, определяется и оценивается как возможный:

Аргумент к опыту;

К невыносимости;

К оптимуму;

К долженствованию;

К пользе;

Один из идеологов русской революции Л.Д. Троцкий в статье «Об ин­теллигенции» (1912), объясняя бедность и отсталость России, использовал аргумент к обстоятельствам:

Что мы всесторонне бедны накопленной тысячелетней бедностью, этого нет нужды доказывать. История вытряхнула нас из своего рукава в суровых условиях и рассеяла тонким слоем по большой равнине. Никто не предложил нам другого местожительства: пришлось тянуть лямку на от­веденном участке. Азиатские нашествия - с востока, беспощадное давление более богатой Европы - с Запада, поглощение государственным левиафаном чрезмерной доли народного труда - все это не только обездоливало трудо­вые массы, но и иссушало источники питания господствующих классов.

Выведение суждения из других суждений называется умозаключени­ем. Одним из видов умозаключения является силлогизм (гр. syllogismos со- считывание). Он состоит из двух суждений (носылок), из которых следует третье суждение (вывод); например., все птицы имеют крылья, попугай - птица, следовательно, попугай имеет крылья. Сокращенный силлогизм, в котором одна из частей лишь подразумевается, носит название энтнмемы. Примером энтнмемы можно назвать следующий силлогизм: Злаки цветут колосками, следовательно, бамбук цветет колосками. Здесь отсутствует (но подразумевается) посылка бамбук - злак. Силлогизм, в котором каждая из посылок представляет собой энтимему, называется эннхенремон. Для обо­значения сложного силлогизма, представляющего собой конечное заключе­ние, выведенное из ряда посылок без промежуточных заключений, пользу­ются термином сорнт (гр. sorit куча).

Смысловыми частями аргумента являются схема, топ и редукция. Схема есть состав, связь и последовательность доводов. Тон (гр. topos ме­сто) - универсальная идея, на которой базируется аргумент. Топы делятся на внешние (отложившиеся в культуре смысловые единства, которые могут образовывать суждение; наир., истина / справедливость) и внутренние (от­ношения смысловых категорий, с помощью которых связываются части внешних топов; наир., целое больше части). Редукция (лат. reductio сокра­щение) - сведение смысла к значению топа.

Теория топов - универсальных смысловых моделей, «общих мест» на­зывается топикой. Тоника как часть теории красноречия изучает общие за­коны мышления, она позволяет разработать идею, выстроить аргументацию. По сей день нет единого мнения о количестве универсальных смысловых моделей. Аристотель приводит перечень 38 топов, Цицерон - 16. Н.Ф. Ко- шанский выделяет 24 топа.

Назовем некоторые смысловые модели. Топ «онределенне» раскрывает содержание понятия. Ясно определить предмет, т. е. указать его «род» и спе­цифическое видовое отличие от других предметов того же рода, - значит, обеспечить речевому произведению половину успеха. Топ «свойство» пред­полагает обособление предмета через выявление его характерных качеств. Топ «обстоятельство» указывает на место, время, условия, «род н вид» по-

зволяет рассмотреть один и тот же предмет как родовое понятие по отноше­нию к видовому и как видовое по отношению к родовому. Универсальные свойства топа «целое - части» заключаются в том, что любой предмет может быть рассмотрен как часть по отношению к целому и как целое по отноше­нию к части. Например, топика есть часть риторики. Риторика в свою оче­редь является частью словесности. Топ «соноставленне» предполагает поиск сходного (аналогия) или различного (противопоставление) в предметах, яв­лениях и поступках. А.Ф Кони использует эту смысловую модель в начале обвинительной речи по делу об утоплении крестьянки Емельяновой ее мужем (слушалось 12 декабря 1872 года в Петербургском окружном суде), сравнивая два рода судебных дел и свидетельских показаний:

Господа судьи, господа присяжные заседатели! Вашему рассмотрению подлежат самые разнообразные по своей внутренней обстановке дела, где свидетельские показания дышат таким здравым смыслом, проникнуты такой искренностью и правдивостью и нередко отличаются такой образностью, что задача судебной власти становится очень легка. Остается сгруппиро­вать все эти свидетельские показания, и тогда они сами собою составят картину, которая в вашем уме создаст известное определенное представле­ние о деле. Но бывают дела другого рода, где свидетельские показания имеют совершенно иной характер, где они сбивчивы, неясны, туманны, где свидетели о многом умалчивают, многое боятся сказать, являя перед вами пример ук­лончивого недоговаривания и далеко не полной искренности. Я не ошибусь, сказав, что настоящее дело принадлежит к последнему разряду...

Порядок аргументации, при котором сильные доводы даются в начале и в конце речи, называется гомерическим. Помимо гомерической возмож­на восходящая последовательность, при которой доводы располагаются друг за другом по мере их усиления. Следует избегать нисходящей после­довательности, поскольку лучше всего запоминается последний довод. Он же менее других застрахован от критики.

К сожалению, в речевой практике мы нередко сталкиваемся с софис­тической аргументацией. Софистами (гр. sophia мудрость) в Древней Гре­ции поначалу называли мыслителей и мудрецов, позднее - платных учите­лей красноречия, ораторов, считавших, что для победы в споре хороши лю­бые средства, в том числе софизмы (гр. sophisma хитрая выдумка) - види­мые доказательства, словесные ухищрения, основанные на преднамеренном нарушении логических правил. Применение софизмов в речевой практике и называется софистикой. Элементами софистической аргументации и кон- трагрументации являются ловля на слове и демагогия (гр. demagogia) - использование преднамеренного искажения фактов, красивых, но лживых обещаний, лести для достижения своих целей, например, для привлечения людей на свою сторону.

Речь - это основополагающее отличие человека от животного. Это становится известно уже ученикам начальной школы.

Животные тоже могут общаться с помощью умений, переданных им вместе с генами.

Человек не наследует такую способность биологически. Для людей это имеющая социальный характер часть традиции и культуры. Только общаясь с себе подобными, дети получают необходимые для данного процесса умения. Для удовлетворения собственных потребностей индивидуума в общении существует наиболее полноценный способ - речь.

Что такое речевое взаимодействие людей

Само слово «общение» близко по звучанию к слову «общество». И трудно представить одно без другого. Чтобы социализироваться, усвоить языковые и культурные нормы, да буквально для любой духовной и материальной деятельности, общение необходимо.

Процесс, называемый речевым общением, сложен и многогранен. С помощью него достигается следующее:

  • Взаимодействие.
  • Информирование.
  • Влияние.
  • Понимание.
  • Сопереживание.

И еще великое множество результатов общения видит каждый ежедневно в собственной практике.

Слово «коммуникация» синонимично слову «общение». Его чаще используют в научном стиле. Участники коммуникации в ходе реализации определенной цели вовлекаются в некий живой процесс, в котором они взаимодействуют между собой на основе обратной связи.

Это и есть речевое общение. А вступившие в него стремятся сознательным и активным образом достичь определенного результата.

Функции общения. Его виды и формы

Речевое (вербальное) взаимодействие служит для выполнения основных

В реальной жизни трудно четко разграничить эти функции. Они взаимодополняются, переплетаются. Общение - это всегда влияние: сильное или слабое, откровенное или замаскированное, отрицательное или положительное.

Виды общения:

  • контактное, дистантное (зависит от положения общающихся во времени и пространстве);
  • непосредственное, опосредованное (зависит от того, есть ли опосредующее устройство);
  • межличностное, групповое, массовое (зависит от числа участвующих в процессе);
  • частное, официальное (зависит от того, в какой обстановке проходит общение и от статуса его участников);
  • кооперативное, конфликтное (зависит от того, сохраняется или нет равновесие в социуме);
  • информативное, фактическое (зависит от того, какое именно содержание передается).

По форме обычно коммуникации разделяют на письменные и устные.

Ученые, изучающие речевое взаимодействие, основными единицами общения считают:

  1. Речевое событие.
  2. Речевое взаимодействие.
  3. Речевую ситуацию.

Основная единица общения - речевое событие

Здесь большое внимание уделяется дискурсу. Этот термин приобрел популярность в конце XX века. Лингвисты наших дней называют этим словом некий текст, который рассматривается в аспекте происходящего события. О дискурсе говорят там, где речь погружена в саму жизнь (переговоры, диалог в быту, беседа или интервьюирование и т. п.).

Дискурс - не просто речь, но и жесты, а также мимика, ее сопровождающая.

Аристотелем в свое время были выделены три элемента речи: сам оратор, предмет беседы и тот, к кому обращаются. Сегодняшнее понимание структуры во многом базируется на данном делении.

Часть элементов является «сценой» речевого события. Это тип, тема, функция и обстановка события.

Другие элементы определяют участников речевого события: их статус и роль. Правила и нормы, определяющие ход процесса, тоже являются элементом данной основной единицы общения. Что можно сказать о других пунктах?

Речевая ситуация

Такая основная единица общения, как речевая ситуация, называет весь комплекс обстоятельств, на фоне которых совершается коммуникация. Чтобы было совершено действие, называемое речевым, необходим ряд как речевых, так и неречевых условий. Бывают ситуации отношений, предметные, учебные и реальные.

Устные коммуникации строятся на различных речевых ситуациях. Именно они определяют структуру общения; диктуют, какие средства языка и речевой темп будут выбраны. И, конечно же, устанавливают само содержание речевого взаимодействия.

Речевые ситуации делятся на канонические и неканонические. Первые предполагают, что время говорящего такое же, как у слушающего. Значит, они находятся в каком-то одном месте и видят одинаковую картину. Вторые возникают, когда отсутствует конкретный адресат речи (публичное выступление, обращенное сразу ко всем присутствующим). Также неканонической речевой ситуацией является, например, ситуация письма. В данном случае автора послания не совпадает с этими же понятиями у адресата.

Основная единица общения - речевое взаимодействие

Начало речевому процессу дают два центра коры головного мозга - двигательный и акустический. Без первого речевые органы не могли бы артикулировать, образовывать звук. Во втором центре сохраняются знакомые индивиду слова. И еще с его помощью речь (ее звуки) вычленяется из общего окружающего звукового фона. Этот механизм исследователи мозга еще не изучили до конца, в отличии от лингвистов, которые описали речь в мельчайших деталях.

Еще одной основной единицей общения является речевое взаимодействие. Бесспорен его социальный характер. Чтобы состоялась коммуникация, нужно не менее двух участников. Один из них - субъект (тот, кто говорит или пишет). Второго называют "адресат" (он слушает, отвечает). В процессе общения они могут меняться ролями. Они взаимодействуют на вербальном уровне по поводу какого-либо предмета с помощью высказываний.

Высказывание, которое также именуют сообщением или референцией (а в письменной речи называют предложением) - основная единица речевого общения, краеугольный камень вербального взаимодействия. Смысл высказываний меняется в разных обстоятельствах, то есть контекст имеет на него большое влияние.

Когда общение эффективно?

Порой взаимодействие даже тех людей, которые хорошо образованы и знают, скажем, определение основных единиц речевого общения, далеко от норм культуры общения. В таких случаях цели общения, как правило, не достигаются. Что требуется, чтобы общение было успешным? Вот некоторые условия:

  • Нужно быть заинтересованным в общении.
  • Уметь слушать и проникать в замысел субъекта.
  • Говорящий должен уметь средствами языка передать то, как он относится к предмету речи.
  • Учитывать не только настроение, эмоции и физическое состояние того, с кем коммуницируют, но и внешние обстоятельства речевого взаимодействия.

Ну, и конечно, всегда и везде соблюдение этикета (норм) речевого общения поможет значительно повысить эффективность любых коммуникаций.

Если язык – это система знаков и символов, то речь – это процесс пользования языком. Речь является реализацией языка, который и обнаруживает себя только через речь.

В лингвистике под речью понимают конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в звуковую форму (в том числе внутреннее проговаривание – внутренняя речь) или письменную. К речи относят также продукты говорения в виде речевого произведения (текста), фиксируемого памятью или письмом. Отличия речи от языка состоят в следующем:

– речь конкретна, неповторима, актуальна, развертывается во времени, реализуется в пространстве;

– речь активна, линейна, стремится к объединению слов в речевом потоке; в отличие от языка она менее консервативна, более динамична, подвижна;

– речь как последовательность вовлеченных в нее слов отражает опыт говорящего человека, обусловлена контекстом и ситуацией, вариативна, может быть спонтанна и неупорядочена (с примерами такой речи мы сталкиваемся часто в быту и на производстве).

Речь, с одной стороны, используя уже известные языковые средства, принципиально зависит от языка. В то же время ряд характеристик речи, например темп, продолжительность, тембр, степень громкости, артикуляционная четкость, акцент не имеют к языку прямого отношения.

Человеческая речь возникает в ответ на необходимость вступить в общение с кем-либо или сообщить что-либо.

Речевая деятельность - это специализированное употребление речи в процессе взаимодействия между людьми, частный случай деятельности, общения.

Речевая коммуникация - единство информативной и коммуникативной сторон речевой деятельности.

Речевое общение - процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного контакта между людьми при помощи языка.

Речевой акт - элементарная единица речевого общения, произнесение говорящим высказывания в непосредственной ситуации общения со слушающим.

Речевое поведение - использование языка людьми в предлагаемых обстоятельствах, в многообразии реальных жизненных ситуаций, совокупность речевых поступков.

Следует не только различать понятия язык иречь , но и иметь в виду различия в их структуре, в их характере, что оказывает непосредственное влияние на содержание и оформление речи. Одно и то же содержание в разных условиях с различными партнерами излагается по-разному. При этом имеют значение число участников речевого общения (произносится речь перед аудиторией или разговаривают двое-трое) и ориентация общения- на личность человека (так называемое личностно-ориентированное общение), или на социальные роли (профессиональные, должностные, групповые) собеседников, или на аудиторию в целом (так называемое социально ориентированное общение).

Речевое общение – это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной жизненной целевой установки. Протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности.
Речевая деятельность – совокупность психофизических работ человеческого организма, необходимых для построения речи.
Виды речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение.

Основные единицы речевого общения
К основным единицам речевого общения относят:

  1. речевое событие,
  2. речевую ситуацию,
  3. речевое взаимодействие.
Речевое событие – связный текст, протекающий в контексте речевой ситуации. Оно включает два основных компонента: словесную речь и условия, обстановку, в которой происходит речевое общение.
Речевая ситуация – это ситуация общения, включающая в свои границы как предмет речи, так и участников общения, их характеристики, взаимоотношения, время и место высказывания. Различают канонические речевые ситуации (когда произнесение (время говорящего) синхронно времени его восприятия (времени слушающего); когда говорящие находятся в одном и том же месте и каждый видит то же, что и другой; когда адресат – конкретное лицо) и неканонические речевые ситуации (когда время говорящего (время произнесения высказывания) может не совпадать со временем адресата (временем восприятия); высказывание может не иметь конкретного адресата)
Речевое взаимодействие – речевая деятельность субъекта, состоящая из ряда коммуникативных актов, и реакция адресата на речь субъекта.

Виды речевого взаимодействия
В ХХ веке возникла новая отрасль лингвистической науки – теория речевых актов.
Речевой акт – целенаправленное речевое действие, совершаемое в соответствии с принципами и правилами речевого поведения, принятыми в данном обществе.
На примере отрывка диалога (Борисова,И.В. Русский разговорный диалог:структура и динамика / И.В.Борисова. – Екатеринбург, 2001) охарактеризуем сущность речевого акта. Ситуативный контекст: Ю. (21 год, студентка 3 курса, филолог) и А. (25 лет, студент 5 курса, социолог) – соседи по общежитию. А. в гостях у Ю., они пьют чай и болтают.

  • А. – А ты знаешь/ что сёдня Диме морду набили?
  • Ю. – (удивлённо) Морду набили? (с любопытством) Где? Когда? За что?
  • А. – Короче/ только никому не говори/ ладно?
  • Ю. – Ну//
  • А. – (понижая голос) Ты помнишь мне говорила/ когда он начал с Леной крутить/ ты говоришь lt;жалко егоgt;/ я говорю lt;а чё жалко?gt;/ ты сказала lt;вот друг есть/ дело уже к свадьбеgt;// вот/ короче сёдня он пригнал// я смотрю/ он уже стоит// он высокий у неё?
  • Ю. – Ага//
  • А. – Там Дима как всегда/ он же у них жил последнее время// ну мы сидим у себя в комнате/ накатываем время от времени// раз/ я слышу/ открывается дверь из коридора/ такой Димка орёт// я говорю/ lt;не-е/ пацаны/ это нездоровая / надо выйтиgt;// выхожу короче/ там стоит друг её/ вот этот/ приехавший/ и Димка/ у него рожа вся разбита// у него завтра вообще всё опухнет//
  • Ю. – (с удивлением) Ого-го! Ну он же качок такой/ чё он/ не смог?
  • А. – Да я вот тоже разочаровался малость в Диме// ну пацаны все вышли (нрзб) берёт димкину куртку и говорит/ lt;чтоб я тебя больше здесь не виделgt; (нрзб)
  • Ю. – Это когда было?
  • А. – Во-от уже стемнело/ часов в восемь/ около восмью и девятью//
  • Ю. – (с чувством) Кошма-ар!
  • А. – (выразительно) Ты чё/ знаешь как он ему морду набил!
  • Ю. – (с осуждением) Лена доигралась!
  • А. – Ну не знаю чё щас будет/ но с её стороны так тоже делать нехорошо//
  • Ю. – (с уверенностью) Да конечно//
Покажем, как выглядит описание речевых действий партнеров по коммуникации в этом диалоге в терминах речевых актов (Ра) и речевых поступков (Рп) в приведенной ниже таблице.

Таблица – Интерпретация речевых действий коммуникантов


К.

Ра

Рп

А.

Рогатив*

Привлекает внимание Ю.к новой теме (Т)

Ю.

Четыре Рогатива

Выражает интерес через уточняющие вопросы к (Т)

А.

Директив*

Просит о конфиденциальности

Ю.

Комиссив*

Обещает конфиденциальность

А.

Репрезентатив*+ Рогатив

Конфиденциально рассказывает о (Т) + спрашивает, уточняя

Ю.

Контактив*

Отвечает подтверждением

А.

Репрезентативы

Продолжает рассказ о (Т) с оценкой элементов (Т)

Ю.

Экспрессив*

Выражает удивление, оценивает элемент (Т)

А.

Репрезентативы

Соглашается с оценкой Ю.+ продолжает рассказ о (Т)

Ю.

Рогатив

Выражает интерес через уточняющий вопрос к (Т)

А.

Репрезентатив

Отвечает, уточняя

Ю.

Вердиктив*+Экспрессив

Оценивает (Т), осуждая

А.

Экспрессив- Вердиктив

Эмоционально соглашается с оценкой IO. нестандартности (Т)

Ю.

Вердиктив

Осуждает инициатора ситуации (Т)

А.

Вердиктив+ Репрезентатив

Оценивает ситуацию (Т) + соглашается с мнением Ю.

Ю.

Контактив

Выражает полное согласие с оценкой А

Условные обозначения, принятые в таблице: № – номер реплики; К –коммуникант; А., Ю. – имена коммуникантов; Т – предметно-ситуативное удержание темы; Ра – имя речевого акта; Рп – коммуникативный смысл речевого поступка.
1)*репрезентативы – сообщения, 2)*комиссивы – обязательства, 3)*директивы – побуждения, 4)*рогативы – вопросы, 5)*декларативы – объяснения, 6)*экспрессивы – выражения эмоций, 7)*контактивы – выражения речевого этикета.
В процессе общения могут появляться коммуникативные барьеры – типичные трудности, возникающие в общении людей под действием тех или иных объективных или субъективных причин, мешающие успешной коммуникации, пониманию людьми друг друга.
Виды коммуникативных барьеров

  1. Логические.
  2. Смысловые.
  3. Языковые.
  4. Фонетические.
  5. Стилистические.
Логический барьер – каждый из собеседников видит проблему только со своей позиции и не хочет понять точку зрения оппонента, не принимает «условно» доводы собеседника.
Смысловой (семантический) барьер образуется из-за различия в системах значений слов. Здесь идёт речь о многозначности слов любого языка, кроме этого существует множество специальных профессиональных терминов, которые непрофессионал не поймёт.
Языковой барьер возникает, когда один из собеседников не очень свободно говорит на языке, на котором ведется беседа.
Фонетический барьер – препятствие, которое создается, когда один из собеседников неправильно произносит единицы языка (слова, словосочетания), неправильно ставит ударения в словах.
Стилистический барьер появляется, когда собеседник(-и) не учитывает(-ют) вид (жанр) сообщения и особенности коммуникативной ситуации.

Стратегии и тактики речевого общения
В социально ориентированном общении речевая деятельность подчинена внеречевой цели, направленной на организацию совместной деятельности людей, что предопределяет более строгую регламентацию речевого поведения. Особое значение в этом случае приобретают применяемые коммуникантами речевые стратегии и тактики.
Стратегия речевого общения – общий план ведения речи.
Тактика речевого общения – подбор и использование в речи определенной совокупности логических и психологических приемов.
На примере публикации «Лучшие мамы» получили подарки» («Аргументы и факты. Челябинск») проиллюстрируем реализацию речевых стратегий и тактик в речи. «25 ноября, в День матери, в челябинском ТРК «Горки» прошло праздничное мероприятие, в рамках которого организаторы областного конкурса детского творчества «Лучшей маме на свете!» назвали имена маленьких победителей и вручили их мамам замечательные подарки (микроцель «проинформировать читателя о прошедшем событии», тактика «именование события»). В этот день в торгово-развлекательном комплексе «Горки» было просто не протолкнуться. Помимо обыкновенных покупателей, пришедших за обновками в отделы модной одежды и желающих посмотреть какой-либо новый фильм, здесь было множество людей, чье присутствие обосновывалось совершенно другими причинами. Большинство малышей и их родителей приехали сюда только для того, чтобы узнать, чьи же работы, присланные на конкурс «Лучшей маме на свете!», компетентная комиссия посчитает лучшими. Приятно отметить, что на подведении итогов конкурса были не только челябинцы, но и жители других городов нашей области – Южноуральска, Кыштыма, Миасса, Трехгорного, Усть-Катава и многих других (микроцель «показать значимость события для рядового участника», тактика «указание на доступность события для рядового читателя»). Пока ведущие развлекали и веселили собравшуюся толпу, предлагая поучаствовать в различных конкурсах и играх, все желающие могли посмотреть и оценить детские работы, которые были выставлены в холле ТРК «Горки». Среди этих работ были представлены стихи и рассказы, написанные ребятами специально для своих мам, рисунки, аппликации, вышивки, поделки из дерева, фотографии и даже видеоролики. В общей сложности на конкурс «Лучшей маме на свете!» пришло свыше тысячи детских работ, и, конечно, разместить их все на выставке было невозможно. Но конкурсная комиссия просматривала каждую из них! (микроцель «проинформировать читателя», тактика «акцентирование важных деталей события») Кстати, не стоит думать, что после окончания акции все творческие работы будут пылиться в ящиках в кабинетах организаторов. В ближайшее время газета «Аргументы и факты – Челябинск» планирует провести аукцион, на котором состоится распродажа конкурсных работ. Все вырученные за счет этого мероприятия деньги будут направлены в детские дома и интернаты Челябинской области (микроцель «придать значимость событию», тактика «усиление значимости события»). Несмотря на то, что в условиях конкурса мы оговаривали, что главные призы получат авторы десяти самых оригинальных и интересных работ, подарки в этот день достались практически каждому участнику (микроцель «отразить событие», тактика «счастливый конец»)».
Необходимая адресанту тактика выбирается в зависимости от целей общения, и потому она направлена на определенные аспекты моделирования мира адресата и его психики (знания, оценки, желания). Суть применения тактики состоит в том, чтобы изменить конфигурацию этих параметров в нужном направлении: усилить/уменьшить какие-либо желания адресата, изменить оценку им чего/кого-либо и т.д. В приведенном выше тексте с помощью используемых тактик журналист представляет описываемое событие как важное и значимое для читателя, хотя на самом деле оно таковым не является. Микроцели текста, взятые в совокупности, показывают на «конечный результат», на который всегда рассчитана речевая стратегия, – «внушить читателю особую важность незначительного события».
Следует разграничивать понятия речевая тактика, речевой акт. Понятие речевая тактика шире понятия речевой акт в силу того, что речевая тактика рассматривается в рамках конкретной речевой ситуации и может включать в себя несколько речевых актов.