Заселение русским народом земель урала. Tag Archive for история освоения Урала

Образовавшиеся в наше время в России одиннадцать основных регионов складывались постепенно и обусловлены исторически.

В западную зону центрально-европейской части страны входят: Центральный, Северо-Западный, Центрально- Черноземный, Волго-Вятский; в северной европейской части России - Северный регион; восточно-европейская часть состоит из Поволжского и Уральского регионов; восточная зона (Сибирь) - Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский регионы; территория Дальнего Востока - Дальне-Восточный регион; юг европейской части - Северо-Кавказский регион.

В границы Уральского региона входят несколько административных единиц: две национальные республики - Удмуртия и Башкортостан и пять областей: Пермская, Свердловская, Оренбургская, Курганская и Челябинская.

Каждая административная единица имеет свою социально-экономическую специализацию. Доминирующие занятия населения вытекают из общего профиля региона и состава его населения. Территория Урала расположена вдоль горного хребта, который, возникая у заливов Ледовитого океана, тянется на протяжении почти 2500 км к северным берегам Аральского моря. Только в северной своей части он имеет вид сплошной, трудно пересекаемой гряды, а к югу окончательно сглаживается и расплывается в незначительные возвышенности.

Геологическое строение Уральского хребта уникально. Большая, в сравнении с другими горами, степень разрушения верхних покровов, обнажившая глубинные породы, превратила его в страну, не только изумительно богатую полезными ископаемыми, но и редкую по доступности этих подземных богатств для самых простых разработок.

На Урале добывают и обрабатывают самоцветы, основные центры которых находятся в Свердловской области. Добыча и производство тяжёлых, лёгких и цветных металлов определили промышленный характер развития края. В настоящее время на Урале сложились мощные комплексы металлургии, лесной, деревообрабатывающей, горной, лёгкой промышленности, машиностроения и химии.

Уголь и руда добываются во всех частях Уральского региона, кроме Курганской области, развивающейся в основном как сельскохозяйственный район. Цветная и чёрная металлургия Урала - старейшая в стране - насчитывает почти три века существования и является ведущей в Свердловской, Челябинской, Пермской, Оренбургской областях и Башкортостане.

Машиностроительные комплексы, изготовляющие орудия труда для всех отраслей народного хозяйства и продукцию оборонного значения, размещаются по всей территории Урала, главным образом в больших городах.

Огромные лесные ресурсы способствуют развитию лесной промышленности, объединяющей предприятия лесозаготовительной, деревообрабатывающей, целлюлозобумажной и лесохимической промышленности.

Сельское хозяйство в северной части Урала имеет в основном пригородный характер. В южной части хозяйства в основном специализируются на производстве зерна и животноводства. Черноземные почвы, обширные степи и долины рек, благоприятные природно-климатические условия в Курганской и Оренбургской областях, Башкортостане и Удмуртии способствуют успешному развитию сельского хозяйства и пчеловодства.

В области речной системы Уральский край примыкает к основным водным магистралям востока Европы и Сибири - рекам Волге и Оби. Эти реки воспринимают в себя подавляющее большинство местных водопротоков, и только небольшая их часть уходит из Урала через самостоятельный северо-западный путь - реку Печору. Кроме рек Камы и Белой на Урале нет крупных судоходных рек. Однако речной транспорт играет огромную роль в хозяйственной жизни Башкортостана, Удмуртии и Пермской области, обеспечивая районные и межрайонные перевозки.

Урал и Западная Сибирь славятся богатством недр. Богаты Горы Уральские полезными ископаемыми: железные руды залегают отдельными гнёздами и легко плавятся, медно-цинковые (колчедановые) содержат золото и серебро; алюминиевые, марганцевые и никелевые; месторождения золота, платины и серебра можно считать крупнейшими в мире, асбест, тальк, кварциты, огнеупорные глины и россыпи цветных и драгоценных камней.

Откуда пришло слово «Урал»?

Впервые слово «Урал» упоминается в официальных документах конца XVII века. Ещё раньше это географическое место называли Камнем, Поясом, Каменным Поясом, Земным Поясом.

Есть предположение, что слово это от мансийского «ур» (гора) или «ур-ала» (крыша горы). Но сами манси называют Уральские горы - «Нёр» (Камень), ханты - «Кёв», коми - «Из», ненцы - «Нгарка Пэ» (Большой Камень).

Возможно, название «Урал» позаимствовано у тюрских народов с юга. Самый длинный хребет на Южном Урале и поныне называется Уралтау, то есть «Урал-гора».

Есть предположение, что разгадку нужно искать в эвенском языке, где «ур» - гора, «ур-л» - горы.

И всё-таки до сих пор слово «Урал» - загадка и совершенно непонятно, как русские, продвигаясь с запада на восток, позаимствовали название Урал у жителей Восточной Сибири .

Урал в древнейших легендах

Рассказы античной древности о северных землях - Урале и Сибири относятся к тому далёкому времени, когда эта местность была весьма мало известной.

По свидетельству древнегреческого историка Геродота (V век до н.э.), широко использующего мифы и легенды:

" …у подошвы высоких гор живут люди от рождения плешивые, плосконосые, с продолговатыми подбородками, имеющие свой особенный язык. А что находится выше этого народа - никто не знает. Путь пресечен высокими горами, через них никто не может перейти. Плешивцы рассказывают …будто на горах живут люди с козьими ногами, а за ними - другие, которые спят шесть месяцев в году."

Алексеев М.П. Сибирь в известиях западноевропейских путешественников и писателей XIII-XVII вв. - Иркутск, 1932. - т.1. Введение. - с. 20-21.

Есть основания предположить, что объектом этих сведений были уральские земли. Торговые связи античного мира с древней уральской землёй вполне выяснены. Ещё греческий писатель Аристей Проконесский (VII век до н.э.) описал путь торговых караванов с юга на север - от берегов Чёрного моря, вдоль течения Волги и Камы, через Урал около будущего Екатеринбурга, дальше в восточную и южную Сибирь. Сведения античных легенд подтверждаются более поздними источниками: историки и географы начала XVI века - Минстерус в «Космографии» и Алаус Магиус в «Описании северных земель» упоминают о живущих там одноглазых и одноногих людях. Весьма любопытные сведения содержатся в рукописной русской статье XV века «О человецех незнаемых на восточной стороне и о языцех розных», в ней продолжается древняя традиция легендарных рассказов о малоизвестных народах и землях в северной части света:

…по пуп люди мохнаты до долу, а от пупа вверх - как и прочие человеци…
…а коли едят, и они крошат мясо да рыбу да кладут под колпаки или под шапку, и как почнут ясти, и они плечима движут вверх и вниз…
…живут в земле…ходят по подземелью…день да нощь со огни…

Титов А. Сибирь в XVII в.: Сборник старинных русских статей о Сибири и прилежащих к ней землях. - М., 1980. - с. 4-6.

Такими предстают в средневековых легендах жители Северного Урала и Зауралья. В наши дни в разных районах Уральского края ещё бытуют порою эти традиционные мотивы. Легенды большей частью поддаются реалистическому толкованию. Так, сюжет об умирающих на зиму (т.е. засыпающих) людях, по объяснению Адама Олеария (XVII век), связан с тем, что зимой северные народы скрывались в юртах и сообщались ходами, вырытыми под снегом. Раскопки нового времени подтвердили это. Известный тобольский краевед Р.Г.Игнатьев в 70-х годах XIX века раскопал курган в Куртамышском районе и обнаружил особую планировку построек земледельцев эпохи бронзы: они находились в земле, на глубине метра, и соединялись переходами туннельного типа. М.П.Алексеев справедливо объясняет мотив необыкновенного, даже чудовищного типа людей (мохнатые, волосатые) впечатлением от характерной меховой одежды северных жителей. Таким образом, в легендарных, баснословных сведениях, уходящих истоками в первое тысячелетие до новой эры, содержались правдоподобные представления. Они переплетались с фантастикой, причём последняя в то время доминировала, придавала легендарность рассказам.

Для познания удивительной далёкой северной земли были привлечены и легенды, сопровождавшие культ греческого Диониса или египетского Озириса - божества умирающей и воскресающей природы. «Прикрепившись» к Уралу и Зауралью, они конкретизируются: засыпанные на полгода люди живут в области Лукоморья, на горах, за Обью. Применительно к северным землям определённо указан и период засыпания: с 27 ноября по 24 апреля. Разными, порою очень сложными путями распространялись древние легенды об Урале и его населении. Различным было и сочетание традиционного и нового в их содержании.

В самом раннем известии об Урале в русских летописях (под 1096 годом) содержится легендарный рассказ о немой меновой торговле. Он был услышан новгородским юношей, посланным новгородцем Гюрятой Роговичем в Печору к людям, которые платили дань Новгороду, а от них в земли Югорские. Таким путём рассказ попал на новгородскую землю. Сообщённый же Гюрятой князю Владимиру Мономаху вошёл в его "Поучение”, став достоянием "Повести временных лет”.

Дивное чудо мы нашли, о котором не слыхивали раньше, а идёт этому уже третий год: есть горы, упирающиеся в луку морскую, высотою как до неба, и в горах тех стоит крик великий и говор, и кто-то сечет гору, желая высечься из неё; и в горе той просечено оконце малое, и оттуда говорят, и не понять языка их, но показывают на железо и делают знак руками, прося железо; и если кто даст им нож или секиру, они в обмен дают меха.

Необычный образ жизни древних поселенцев Арала - живут в земле, засыпают на полгода; живут в горах, стремятся высечься, выбраться - поражал русских людей. Князь Владимир Мономах объяснил это непонятное явление с помощью легенды античных времён о людях, «заклёпанных» Александром Македонским в высокие горы в северных странах:

Александр, царь Македонский, дошёл в восточные страны и увидел людей нечистых из племени Иафетова, и … убоялся, как бы они не размножились и не осквернили землю, и загнал их в северные страны, в горы высокие; и по велению Божию сомкнулись за ними горы великие, только не сошлись горы на 12 локтей, и тут воздвиглись ворота медные, и покрылись сунклитом. Свойство сунклита таково: ни огонь его же не берёт ни огонь, ни железо. Только в последние дни света выйдут эти люди из горы.

Повесть временных лет. По Лаврентьевской летописи 1950 года. Под ред. В.П. Адриановой-Перетц. - М.; Л., 1950, Т.1.

В легенде о немой меновой торговле продуктом обмена являются меха, пушнина. Эти реалии придают рассказу урало-сибирский колорит, который ощущается и в другом легендарном повествовании - о «белках молоденьких» и «оленьцах маленьких», выпадающих из тучи на землю:

Когда я пришёл в Ладогу, поведали мне ладожане, что… живы ещё старики, которые ходили за Югру и Самоядь и видели сами в северных странах, как спустится туча, и из той тучи выпадут белки молоденькие, будто только что родившиеся, и, выросши, расходятся по земле, а в другой раз бывает другая туча, и из неё выпадают оленьцы маленькие и, выросши, расходятся по земле. Этому у меня есть свидетель посадник Павел Ладожский, и все ладожане. Если же кто этому не верит, пусть почитает Хронограф. В царствование Прова во время дождя из тучи великой пшеница с водою многою смешанная попадала, которую собрав, засыпали в закрома большие. Тае же при Аврелии серебряные крупинки упали на землю, а в Африке три камня упали громадных… В царствование… Феоста в Египте упали клещи с неба, и начали египтяне ковать оружие, а до того они палицами и камнями бились.

Повесть временных лет. По Лаврентьевской летописи 1950 года. Под ред. В.П. Адриановой-Перетц. - М.; Л., 1950, Т.1.

Новгородцы, бывая на Северном Урале и в Зауралье и уезжая оттуда с богатой пушниной, охотно рассказывали традиционную для северных народностей легенду о падающих с неба белках. Немало ходило рассказов о золотом богатстве малоизвестной земли, в которой «боги из чистого золота»:

При устье Оби в области Обдоре стоит идол Золотая баба, или Золотая старуха. Это статуя в виде старухи, которая держит в утробе сына, и уже виден там ещё ребёнок, её внук.

О человецах незнаемых на восточной стране…с. 31

Наряду с легендарными рассказами, пришедшими из XI - XII веков, бытовали в XV - XVI веках реалистические повествования об изобилии мягкой рухляди в одежде:

…а платье носят соболие, а товар их соболи… А платие соболие и рукавицы и ноговицы, а иного платиа у них нет, ни товару никоторого; а соболи у них черны велми и великы; шерсть жива соболи по земли ся волочит.

Титов А. Сибирь в XVII веке. - М., 1890. - с. 3,5.

Теперь меха дороги, а было время, они были дешевле: так, например, жители Перми и Печоры обыкновенно выплачивали за железный топор столько собольих шкурок, сколько их, связанных вместе, московские купцы могли протащить в отверстие топора, в которое вставляется ручка.

Алексеев М.П. Сибирь в известиях… Изд. 2-е. - с. 267.

В народных представлениях складывался образ Уральской земли, изумительно богатой. Но достигнуть её трудно из-за природных преград. В рассказе югры новгородцам (XI век):

…есть горы, упирающиеся в луку морскую, высотой как до неба… Путь же к тем горам непроходим из-за пропастей, снега и леса, поэтому и не доходим до них никогда…

Повесть временных лет. - с.367-368.

Немецкий дипломат и путешественник С.Герберштейн, посетивший Россию в первой четверти XVI века, отмечал в своей книге ( 1549 г . издания):

За этой рекой (Печорой) простираются… высочайшие горы, вершины которых из-за непрерывных дуновений ветров совершенно лишены всякого леса и почти даже травы… Князь Московий Василий, сын Иоанна, некогда посылал через Пермию и Печору для исследования местности за этими горами и для покорения тамошних народов двух начальников из своих приближённых: Симеона Фёдоровича Курбского… и князя Петра Ушатого. Из них Курбский, в мою бытность в Московии, был ещё в живых и на мои расспросы об этом исходе отвечал, что он потратил семнадцать дней на восхождение на гору и всё-таки не мог перейти через верхушку горы, называемую на его родном языке Столп, то есть Колонна.

Герберштейн С. Записки о Московских делах. СПб., 1908. - с.133.

По следам древних обитателей Урала

Первая пещерная стоянка первобытных жителей Урала была обнаружена в 1878 году на берегу реки Пышмы около села Сухой Лог инженером Ф.Ю.Гебауэром.

При исследовании дна естественной пещеры были найдены остатки костей животных, наконечники кремневых стрел, оконечность копья из кремнисто-глинистого сланца, несколько костяных инструментов.

В 1827 в деревне Палкино, на современной территории Верх-Исетского района, купец С.С.Сигов искал клад, а нашёл человекообразных и птицеобразных идолов из меди. Сейчас они хранятся в Эрмитаже.

Зимой 1980 года в Игнатиевской карстовой пещере на Южном Урале были обнаружены росписи красной охрой. На стенах и сводах пещеры изображены мамонты, носороги, лошади, змеи, птицевидные фигурки и рисунки знакового характера - ряды полос и пятен. Радиоуглеродный анализ показал возраст - 14500 лет. Это древнекаменный век.

Следы пребывания доисторического человека, а их более тысячи предметов, которые хранятся в музеях, показывают, что стоянки располагались в разных точках Урала. Люди в древности селились возле воды, по берегам рек и озёр, часто там, где выходили месторождения железа и разных руд.

По словам Геродота, в V веке до н.э. существовал сухопутный торговый путь, ведущий из греческого города Ольвии, лежащего в устье Днепра, на северо-восток, до подножия высоких гор. Путь этот шёл через земли многих племён, и ходившие по нему скифы должны были пользоваться семью языками и семью переводчиками. Археологические находки подтверждают рассказы о постоянных торговых отношениях народов Приуралья со скифами.

Сведения об Урале XI - XVII веков разноречивы. Письменность сюда ещё не проникла, а своих письменных памятников этого периода нет. Поэтому учёными тщательно изучаются все заметки летописцев, путешественников и купцов, посетивших этот край. Первые письменные известия русских появились задолго до присоединения Урала к Русскому государству и до появления в документах самого термина «Урал». Они восходят к сведениям из «Повести временных лет»: « …А се суть инии языци, иже дань даютъ Руси: чюдь, меря, весь, мурома, черемись, мордъва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, норома, либь: си суть свой язык имуще, от колена Афетова, иже живуть въ странахъ полунощныхъ ».

В новгородских грамотах 1264 года даётся перечень новгородских владений: «А се волости новгородьские: Вологда, Колоперемь, Заволоцье, Тре, Перемь, Югра, Печера, а ты волости держати мужи новгородьскыми» . В последней по времени договорной грамоте, заключённой между Новгородской республикой и великим князем московским Иоанном III (1471), так же упоминаются « Заволочие, Тир, Пермь, Печера, Югра, Вологда с волостями ».

В «Пермской летописи» говорится, что в 1472 году посланные Иоанном III войска, проходя по Пермской земле, повсюду встречали « дружеский приём и ласки » у местных жителей, продвигались быстро, строили и укрепляли города. « Вся земля Пермская покорилась Иоаннну. Это завоевание, которым владения Московские присоединились ко хребту гор Уральских, обрадовало государя и народ, обещая важныя торговыя выгоды ». (Шишонко В. Пермская летопись. Первый период. Пермь, 1881)

На рубеже XIV - XV веков, после падения татаро-монгольского ига на Руси, усилилась военная опасность со стороны Казанского и Сибирского ханств. Уральские земли постоянно подвергались нападениям.

Осенью 1581 года состоялся поход Ермака через Урал, а в 1583 году Иван IV отдал приказ о походе в Сибирь.

Первые русские поселения на Урале

В присоединённых к Русскому государству приуральских землях начали складываться органы управления и административное деление. Территории разделялись, подбирались места, где возводились деревянные стены с башнями и «тайниками» (подземными ходами и переходами). Центрами сельских округов стали погосты. Появились остроги - это самый распространенный тип поселения, форпосты - защитники восточных окраин. Росла численность населения, стали расти «городки», а затем «города».

Для примера расскажем о Нижне-Чусовском «городке». Он был основан в 1568 году. Располагался на береговой террасе невысокого берега реки Чусовой. Площадка имела форму неправильного треугольника: длина по краю берега 500 м ., ширина - 250 м . Археологи говорят, что при закладке городка был использован метод планировки Новгорода и Москвы. А предметы, найденные при раскопках идентичны аналогичным предметам русских городов XV- XVI веков.

Лозьвинский городок был основан в 1588-89 годах в устье реки Ивдель, впадающей в Лозьву. Это первое поселение на восточном склоне Урала располагалось в судоходной части реки для того, чтобы выполнять задачи «продвижения в Сибирь». Здесь имелась церковь, воеводский дом, укрепленные стены, но сильный пожар уничтожил деревянные постройки, и в 1597 году оставшиеся укрепления были разобраны и переправлены в Пелым. Пелым заложен в 1593 году по царскому указу в центре земель, населенных враждебно настроенными мансийцами на берегу реки Тавды. К деревянным стенам кремля с двух сторон примыкал посад, обнесенный острогом. В кремле находился воеводский дом, церковь и тайный погреб для хранения боеприпасов и казны. При воеводе находился многочисленный гарнизон. Известно, что Пелым играл большое значение в Уральском регионе, являясь вторым городом после Верхотурья. Позднее он стал центром уезда, включавшего вогульские волости по рекам Конде, Лозьве, Сосьве и Тавде. К концу XVI века в основном сложилось население территории, которая стала частью земель русского государства, и называлась Большой Урал.

История освоения Урала человеком носит многовековой характер. Уже издревна немногочисленные человеческие племена, расселялись преимущественно по берегам рек, стали осваивать подножье Уральских гор. Основным же этапом освоения Урала можно назвать время промышленного подъема в России. Когда в начале восемнадцатого века царь Петр, заботясь о славе и величии России, прозорливо определил направление развития России, тогда Уральские кладовые засияли перед взором новых российских промышленников с небывалой силой.

Одним из первых разработчиков уральских богатств в истории считаются промышленники Строгоновы. Кроме заводов и мастерских они оставили после себя в своем рядовом имении Усолье-на-Каме бытовые строения (дом, часовню, Спасо-Преображенский собор), которые сегодня считаются культурным наследием индустриального прошлого Уральского края.

Следующий этап освоения Урала принадлежащий так же старинной династии промышленников Демидовых. Среди оставшихся промышленных памятников, построенных на территории вотчины Демидовых – остатки доменных печей знаменитого Невьяновского завода, плотины, известная Невьяновская наклонная башня, господский дом, «Царь-домна», корпус которой сохранился до сих пор.

На месте промышленных разработок стали появляться города на Урале. Одним из первых в 18 веке построены так называемые «города – заводы»: Невьянск, Нижний Тагил, Баранча, Кушва, Златоуст, Алапаевск и другие. Эти города, по описанию русских писателей того времени, утопали в бесчисленных разветвлениях Уральских гор среди дремучих лесов. Высокие горы, прозрачная вода, непроходимый лес окружают эти поселения людей, создавая атмосферу свежести и торжественности, несмотря на постоянно дымящиеся трубы тружеников заводов.

Интересно, что будучи одним старейших на планете районов металлургического производства, Урал снабжает цветными и черными металлами не только Россию, но и переднюю Азию, а позже способствовал развитию машинного производства в ряде европейских стран и даже Америки. Большую роль сыграл Урал в отечественных войнах 18–20 веков. В годы первой мировой войны и особенно – второй, Урал стал кузницей военной мощи России, главным арсеналом Красной Армии. На Урале же в годы второй мировой войны стала создаваться советская атомная и ракетная промышленность. Первые градовые установки под ласковым названием «катюша» тоже родом с Урала. На Урале же частично находилась и сеть научных лабораторий по разработке новых видов вооружений.

В данной работе описаны особенности истории освоения Урала русскими людьми.

История освоения Урала

Интенсивное освоение Урала началось в переломную историческую эпоху XVII–XVIII в., открывшую начало «имперской цивилизации» (А. Флиер), или новому времени в истории российского государства. Особое место Урала в данный период определено тем, что этот порубежный регион стал исторической зоной первого российского опыта формирования новой «русскости» (термин П.Н. Савицкого), как синтеза усилии двух культур: новой – государственно-западнической и старой – «почвенной» и «порубежной» одновременно.

XVII век в истории освоения Урала можно рассматривать как период массовой «вольной» крестьянской колонизации, связанной, преимущественно, с аграрным развитием края. В течение столетия здесь сформировалось старожильческое русское население, воспроизведшее на новом месте обитания черты традиционной культуры в варианте русского Севера. В данный период «низовой» элемент являлся лидером колонизационного движения. Государство едва успевало вносить в этот быстротечный процесс свои административные коррективы.

В XVIII в. Урал, как никакой другой район страны, испытал на себе все новации и издержки «европеизации», в результате чего и определился тип специфической «уральской» субкультуры. Ее базовым элементом стала горнозаводская промышленность. Строительство более 170 заводов за столетие, производство чугуна с 0,6 млн. пудов в начале века до 7,8 млн. пудов к его концу, завоевание международного рынка металла – все это являлось несомненным итогом промышленного прогресса. Но индустриальный феномен российской европеизации стал возможным не только вследствие активного заимствования западных технологий, но и создания специфической системы организации горнозаводской промышленности, основанной на феодально-поместных принципах и принуждении. На смену вольной народной колонизации приходит принудительное переселение на Урал десятков сотен крепостных крестьян, а также превращение потомков вольных поселенцев из государственных крестьян в «приписных», по принуждению выполнявших «заводскую» повинность. К концу XVIII в. их насчитывалось более 200 тыс. человек. В Пермской губернии, по характеру наиболее «горнозаводской», «приписные» в это время составляли свыше 70% в составе государственных крестьян.

К середине XIX в. из разнородной массы зависимых людей формируется специфическая сословная группа – «горнозаводское население». Оно и явилось социальным субстратом, определившим своими профессиональными и бытовыми традициями культурный облик, горнозаводского Урала.

Природу этого молодого российского сословия можно считать промежуточной в отношении к классическим социальным образцам – крестьянам и рабочим. Насильственный отрыв массы мастеровых людей от привычной крестьянской среды обитания определил их маргинальное состояние и создал долговременную взрывоопасную социальную атмосферу в уральском регионе. Перманентное проявление разных форм социального протеста стало характерной чертой «уральской» культуры.

Хозяйственно-экономическую базу уральского феномена составил горноокружной строй промышленности. Главный элемент этой системы – горный округ – представлял многоотраслевое хозяйство, функционировавшее на принципе самодостаточности. Горнозаводской комплекс обеспечивал себя сырьем, топливом, энергоресурсами и всей необходимой инфраструктурой, создавая бесперебойный замкнутый производственный цикл. «Натуральный» характер горнозаводской промышленности основывался на монопольном праве заводовладельцев на все природные ресурсы округа, устранявшем конкуренцию их производству. «Натуральность», «замкнутость», «поместный строй промышленности» (В.Д. Белов, В.В. Адамов), ориентация производства на государственный заказ, слабые рыночные связи составляли природные черты этого явления. Организационно-административные преобразования первой половины XIX в. «улучшили» эту систему, превратив горнозаводской Урал в «государство в государстве» (В.Д. Белов). С современных позиций «оригинальный строй» уральской промышленности необходимо связывать с переходным характером российской экономики периода Нового времени. Такой подход (например, у Т.К. Гуськовой) представляется плодотворным, поскольку трактует этот строй как эволюционный этап от традиционного общества к индустриальному.

Сложившаяся в XVIII – первой половине XIX в. уральская горнозаводская культура сохранила свои черты даже к началу XX в. Уральский горнозаводский поселок консервировал атмосферу крестьянского, по природе, общественного и семейного быта, чему способствовало наличие у мастеровых своих домов, огородов, земельных наделов, животноводческого хозяйства. Мастеровые сохранили историческую память о патерналистских устоях горнозаводской системы, что выразилось в живучести «обязательственных отношений». Их социальным требованиям свойственна ориентация на попечительство со стороны заводов и государства. От других групп российских рабочих их отличали невысокий профессионализм и низкая величина заработной платы. По свидетельству И.Х. Озерова, уральский рабочий начала XX в. психологически был нацелен на уравнительный принцип оплаты труда. Привыкнув к сложившемуся уровню заводского заработка, он в случае его увеличения нерационально тратил деньги, пускаясь в загулы. Он не склонен был менять привычную рабочую специальность на другую, даже если это было материально выгодно. Культурные влияния на жизнь горнозаводской среды являлись чрезвычайно скудными, вследствие особенностей социальной структуры горнозаводского Урала, удаленности заводских поселков от культурных центров. Иррациональные черты социальной психологии уральского мастерового и другие характеристики его социального облика утверждают версию о его принадлежности к переходному типу культуры.

Таким образом, «уральская горнозаводская» субкультура типологически примыкает к переходным межцивилизационным явлениям. Урал наиболее выразительно продемонстрировал их черты, что позволяет рассматривать данный регион как своего рода «классику» переходных состояний модернизирующихся обществ.

Заключение

Можно сказать, что уральцы, особенно, – второго и третьего поколений потеряли национальную идентичность. В большинстве своем они перестали быть русскими, украинцами, белорусами. Они перестали быть и татарами, и башкирами, т.е. «коренными» жителями Урала. Эта утрата, полагаем мы, стала следствием стихийно сложившейся «стратегии» формирования населения Урала из ссыльных. Если в советское время здесь были многочисленные острова «Архипелага ГУЛАГ», а главное – районы постоянного места жительства освободившихся заключенных и ссыльнопоселенцев, то таковым местом Урал был и до революции. Советскому ГУЛАГу здесь предшествовал царский протогулаг, начиная с Анны Иоанновны, а может быть, и с Петра I.

Сибирь тоже заселялась ссыльными и переселенцами. Но туда попадали деревнями и патриархальными семьями. Переселенцы не рвали коренные связи с родственным и соседским – общинным окружением. Часто переселенцы были из местностей, охваченных смутой. Так, прадед автора юнцом попал на каторгу за то, что до смерти запорол барина. Он пахал, а проезжавший мимо барин, походя и ожог плетью. Прадед не стерпел, стащил обидчика с лошади, отобрал плеть и … А, отбыв ссылку, вернулся домой, но лишь затем, что б забрать в Сибирь родню и соседей. Так и возникла южнее Тюмени деревня Ожогино, и существовала, пока, уже на моей памяти не стала южной окраиной города.

Урал заселялся иначе. Урал и до революции был своего рода фильтром, отсеивающим из потока подневольных переселенцев людей своеобразной природы и специфических профессий. И не только мастеровых людей, но, как это не странно, жаловали здесь и мошенников, и фальшивомонетчиков. Местному начальству нужны были грамотные и сметливые подручные.

Сегодня ученые говорят не без основания о судьбе Урала, как культурного памятника промышленного развития России, где наряду со старинными предприятиями появляются новые фабрики металлургического и горнодобывающего производств. Российской металлургической промышленности 300 лет. Ученые историки, археологи считают подарком к юбилею – превращение Урала в заповедную зону и установление там музеев художественного литья, декоративной посуды, российской промышленной архитектуры 17–18 веков, оригинальных технических усовершенствований, истории горных разработок. К сожалению все это требует больших материальных затрат и большого человеческого труда. Однако, дивный Урал терпеливо ждет своего часа. Выразительный портрет горного края, мастеров умельцев и их творений не должны исчезнуть из памяти человеческой.

Литература

1. Алеврас Н.Н. Горнозаводской Урал: специфика провинциальной субкультуры – Челябинск, 2008.

2. Евсиков Е. Об Уральской земле и о «словесных дел мастере» П.П. Бажове – Челябинск, 2008.

3. Марков Д. Уральский край – Екатеринбург, 2007.

4. Уральцы как субэтнос // Уральский дайджест / под ред. Сидоркина М.Е., Екатеринбург, 2008.

Первобытнообщинный строй на Урале

На Урале сложение первобытной формации совпало с освоением всей его территории вплоть до Полярного круга. Особенности исторического процесса региона определялись рядом факторов. Одинаковые темпы и уровень развития производительных сил населения эпохи камня, связанные с повсеместным распространением охоты и рыболовства, с освоением металла и становлением производящей экономики, сменяются различными формами хозяйства и несовпадающими темпами его развития в трех больших природных зонах Урала: таежной, лесостепной и степной. Сложная культурно-этническая история предопределялась расположением Урала на границе Европы и Азии. Удобные водные пути способствовали взаимным контактам народов двух частей света; степь и лесостепь с глубокой древности были районами постоянных миграционных процессов, волны которых доходили и до таежных массивов. Развиваясь по своим внутренним законам в общем потоке исторических событий Восточной Европы, Западной Сибири и Средней Азии, население Урала - предки удмуртов, коми, манси, хантов, башкир в эпоху первобытности создали богатую и своеобразную культуру.

(100 тыс. лет - 4 тыс. лет до н. э.) Заселение нашей страны человеком началось около 600 тыс. лет назад. Древнейшие стоянки открыты на Кавказе, в Прикубанье, Приазовье, Молдавии, Средней Азии, Южном Казахстане. Продвижение ледника до среднего Днепра замедлило заселение южных районов и даже заставило древнего человека покинуть некоторые уже освоенные территории. Однако в период последующего межледниковья около 100 тыс. лет до н. э. снова возникли благоприятные условия для продвижения человека в Среднюю Азию, Казахстан, Крым, на Русскую равнину, в Поволжье и на Урал.

Первоначальное заселение Урала человеком

Заселение Урала человеком было длительным и сложным процессом. Оно происходило в разное время и с различных территорий и характеризовалось прерывистостью. Заселенные места то оставлялись, то вновь осваивались. Это было связано в значительной мере с изменением географической среды: в эпоху оледенений возникали ледниковые, горно- и водно-ледниковые преграды, в эпохи межледниковые - преграды водные. Древнейшие памятники на Урале относятся к эпохе мустье древнекаменного века (палеолита). Они пока единичны и встречаются на всем протяжении Уральских гор - от Южного до Приполярного Урала. Известна стоянка Мысовая на западном берегу озера Карабалыкты в 40 км от г. Магнитогорска. Озеро через близлежащие озера Сабакты и Банное и речку Янгельку, впадающую в р. Урал, связано с Прикаспием, что, возможно, способствовало раннему проникновению сюда человека. Для датировки комплекса мустьерским временем важно, что находки располагались в основании ледниковых отложений. Большая часть изделий представляет собой законченные орудия из разного вида кремня и яшм. Среди них остроконечники на удлиненном отщепе, несколько скребловидных орудий, серия бифасов (двусторонне обработанных орудий), а также ядрища для скалывания отщепов - нуклеусы и нуклевидные куски. Найдено также архаичное ручное рубило (чоппинг), которое отличается от других орудий более крупными размерами и примитивной техникой обработки. В 1939 г. в низовьях р. Чусовой в урочище Пещерный Лог было найдено несколько отщепов и типичное мустьерское орудие - ручной остроконечник с двусторонней оббивкой. На памятниках были обнаружены кости мамонта, носорога, слона и быка. Пробы пыльцы, взятые в прилегающем одновременном торфянике, дали значительный процент широколиственных деревьев (липа, дуб, граб, орешник), что свидетельствует о более теплом здесь климате в древности. В последние годы в пермском Приуралье выявлен ряд местонахождений типа Пещерный Лог: Конец Гор в низовьях Чусовой и Сосновка III на средней Каме. Особое внимание привлекают вновь обнаруженные памятники на Камском водохранилище - Ганичата I и II, расположенные в размытых отложениях третьей надпойменной террасы Камы.

На местонахождении Ганичата I собрано около 500 изделий из серовато-желтоватого кварцита архаичной техники раскалывания. Найдены нуклеусы различной стадии обработки, массивные скребла на расколотых кварцитовых гальках и отщепах, чоппинги. Пластинчатая техника полностью отсутствует. На местонахождении Ганичата II обнаружено около 1 тыс. изделий, по составу отличающихся от комплекса Ганичата I. Большинство изделий изготовлено также из желтовато-сероватого кварцита, но есть предметы из зеленоватого и темно-серого кварцита и темного кремнистого сланца. Набор орудий более выразителен: скребла на отщепах, чоппинги, рубилообразное изделие, отщепы с выемчатой ретушью. В составе инвентаря есть различные типы пластин. Близкие по характеру памятники выявлены также в бассейне р. Чусовой (местонахождение Ельники II и нижний слой Большой Глухой пещеры. Сырье для производства орудий древнее население добывало в районе мощного месторождения кварцитопесчаников близ д. Баранята, где найдены отбойники из крупных галек, отщепы, сколы. Находкам сопутствует плейстоценовая фауна - кости мамонта, лошади, носорога. Можно говорить о выявлении в Приуралье нового пласта раннепалеолитических памятников с галечной кварцитовой индустрией. Один из путей расселения мустьерского человека намечается из Средней Азии вдоль восточного побережья Каспийского моря, далее по р. Уралу к стоянке Мысовой (Урт-Тюбе) на Южный Урал, затем вдоль западного склона Уральских гор (через местонахождение Ельники II, Большая Глухая пещера, Ганичата I-II) в верхнее Прикамье. Второй путь проникновения человека на Урал следует связывать, повидимому, с кавказско-европейским центром. Он проходил вдоль Волги (стоянка Сухая Мечетка у Волгограда) в районы Среднего и Верхнего Прикамья (Сосновка III, Пещерный Лог, Конец Гор). Судя по характеру материалов Прикамья, эти два потока расселения относятся к разному времени. Эпоха мустье на Урале еще слабо изучена. Но имеются материалы, характеризующие трудовую деятельность человека этого времени. Основными орудиями труда были остроконечники и скребла, кроме них, неандерталец использовал другие типы орудий (скобели, острия, отщепы с краевой ретушью и др.). Независимо от очертаний и размеров заготовок (отщепов) орудиям придавалась заранее задуманная форма путем подтески и нанесения ретуши. Приемы вторичной обработки свидетельствуют о гибкости руки неандертальца. Исследование мустьерских памятников на территории нашей страны позволяет охарактеризовать некоторые общие черты образа жизни неандертальцев. Важнейшим результатом общественного прогресса эпохи было умение искусственно добывать огонь, строить жилища, изготовлять одежду. Все это не только расширило возможности заселения человеком Севера, но и позволило удержаться на уже освоенных территориях, когда наступило новое похолодание. Мустьерский человек охотился на крупных и стадных животных: мамонтов, носорогов, оленей; кроме охоты, древние люди занимались собирательством. Из-за несовершенства орудий охота на крупных животных могла быть удачной лишь при умении действовать организованной сплоченной группой. Коллективные формы охоты, совместный труд при сооружении жилья, намеренные захоропения - свидетельства сложной жизнедеятельности неандертальцев. Ее социальной формой объединения и организации была раннеродовая община.

Рис. 2. Изделия из камня и кости эпохи палеолита Стоянка Мысовая

1 - остроконечник; 2 - скребло; 3 - бифас; 6 - рубило-чоппинг. Стоянка Пещерный Лог (4-5): 4- ручное рубило; 5 - отщеп. Стоянка Бызовая (7-10, 13): 7, 9 - скребки; 8 - скребло; 10 - листовидное острие; 13 - острие. Стоянка Талицкого {11,12, 14): 11, 12 - скребла; 14 - костяное острие с кремневыми вкладышами. Гаринское местонахождение {15-20): 15 - нож; 16 - тесло; 17 - скребок; 18-20 - сечения. Местонахождение Шикаевка {21-28): 21, 22, 24 - ножи; 23 - скребок; 25 - пластина; 27 - нож-резец; 28 - нож-резчик

Природные условия эпохи позднего палеолита (40 тыс. лет назад - VIII тысячелетие до н. э.) не препятствовали дальнейшему расселению человека на Урале. В своем последнем наступлении ледник распространился лишь на Болыпеземельскую тундру, Каспийское море не выходило за пределы прикаспийской низменности. Климат был холодным и влажным, а в конце ледниковой эпохи - резко континентальным. В приледниковой зоне обитали северные олени и быки, южнее - мамонты, шерстистые носороги, дикие лошади. Было много и других более мелких животных, а также птиц. Памятники позднего палеолита на Урале более многочисленны и разнообразны, чем в предшествующий период. На Южном Урале часть стоянок находится в пещерах. На западном склоне такие стоянки обнаружены в Ключевой и Бурановской пещерах. В культурном слое встречаются остатки костров - углистые очажные прослойки и скопления костей животных: шерстистого носорога, первобытного зубра, благородного и северного оленя, лошади, косули, сайги и др. Часть костей раздроблена, на некоторых есть следы обработки. Среди находок несколько кремневых пластинок и отщепов. В других пещерах (Смирновской, Гребневой, УстьКатавской I и II, Кочкари I и II, Суходольной) также были обнаружены остатки очагов и скопления раздробленных костей животных. Несколько изделий из красно-зеленой яшмы известны из грота Зотинского. Интересные результаты дали раскопки многослойной стоянки Ильмурзино в Башкирии, где человек, видимо, жил непрерывно с конца палеолита до мезолита (эпоха среднего камня). Расколотые кости древних животных и кремневый инвентарь в виде отщепов, пластинок и нуклеусов найдены в Смеловской II пещере на восточном склоне Южного Урала. Отмечая архаичность этого комплекса, О. Н. Бадер относит его к началу позднего палеолита и находит аналогии в палеолитических комплексах Таджикистана. В Южном Зауралье на стоянке Шикаевка найдены остатки двух скелетов мамонтов, лежавших на площади 70 кв. м. Среди костей обнаружены каменные орудия из зелено-красной яшмы, часть которых относится к геометрическим вкладышам-микролитам. Время культурных остатков определяется XIII тысячелетием до н. э. В. Т. Петрин считает, что это было место разделки туш животных. Значительным археологическим памятником Южного Урала эпохи позднего палеолита является Капова пещера (Шульган-Таш) на р. Белой. В верхнем этаже пещеры открыты две группы изображений - рисунки мамонтов, носорогов, лошади, сделанные красной охрой на скале. Животные изображены в профиль, в позе идущих в одном направлении (влево). Рисунки выполнены в виде контуров или силуэтов с густо закрашенными контурами. Они переданы в разном масштабе и, по мнению О. Н. Бадера, не составляют композиции. В нижнем этаже рядом с аналогичными изображениями лошадей расположены геометрические фигуры. Это обстоятельство, а также подобные сочетания в пещерах франко-кантабрийского круга позволяют предположить их синхронность. Группы рисунков палеолитического времени и остатки святилища открыты также в Игнатиевской пещере (Ямазы-таш) на берегу р. Сим. Несомненна сюжетная близость рисунков Каповой и Игнатиевской пещер гравированным изображениям мамонтов из Мальты и мелкой пластике памятников бассейна Дона. Она может быть объяснена значением мамонта в хозяйственной жизни населения трех регионов. Самые близкие параллели не только в содержании рисунков, но и в топографии, а также в стиле изображений Каповой пещеры О. Н. Бадер находил в палеолитической живописи юга Франции. По мнению автора, обнаруженные на Урале рисунки есть доказательство того, что в соответствии с законами общественного развития на одной и той же ступени исторического процесса в весьма отдаленных районах возникали сходные явления социальной и культурной жизни. На Среднем Урале палеолитические памятники известны на обоих его склонах. Наиболее широко исследованным палеолитическим памятником Среднего Приуралья является стоянка имени М. В. Талицкого на р. Чусовой недалеко от г. Перми. Раскопки рисуют картину временного охотничьего стойбища, посещавшегося не более трех летних сезонов. Сохранились следы нескольких очагов, предполагается наличие легких жилищ наземного типа. Местами культурный слой окрашен красной охрой. В нем найдены кости северного оленя, дикой лошади, мамонта, носорога, косули, песца, зайца и других животных, обнаружено несколько тысяч отщепов, пластин, нуклеусов, нуклевидных кусков, скребков, скребел, скобелей, проколок, резцов, рубящих орудий из кремня, кремнистого сланца, кварцитового песчаника, изредка использовались также хрусталь и яшма (рис. 2). Среди костяных изделий наконечник зхопья со вставными кремневыми лезвиями, тщательно обработанная, но сломанная игла и две бусины из тонких трубчатых костей. Кроме стоянки Талицкого, в эхом-ще районе в начале 80-х годов найдено еще несколько памятников, из которых наиболее богаты находками стоянки предгорной части Западного Урала гроты Близнецова и Столбовой. Помима этих пещерных местонахождений каменных изделий и остатков плейстоценовой фауны, на берегах Камского и Боткинского водохранилищ зафиксировано еще свыше десятка верхнепалеолитических стоянок: Горная Талица, Драчевское, Рязановский Лог, Ягодное I и др. На восточном склоне в гроте Медведь-Камень найдены только скопления костей и один отщеп, в гроте Безымянном, кроме костей животных, кремневых нуклеуса и пластины, обнаружены костяные изделия, а также уникальная находка-изображение хищного животного, выполненное из тонкой пластинки бивня мамонта в стиле плоской скульптуры.


План-схема Игнатиевской пещеры

1 - местонахождение блоков со следами сколов; 2 - местонахождение изображений. План составлен В. Т. Петриным и В. Н. Широковым.

Единственным палеолитическим памятником Северного Зауралья является Гаринская стоянка, расположенная почти на 60° с. ш. Она связана с так называемым кладбищем костей мамонта, которое размывается р. Сосьвой уже многие годы. Здесь также встречены кости медведя, сайги, лошади и изделия из яшмы: нуклеусы, отщепы, пластинки, резцы, скребок, скобель, стамеска, острия, крупное рубящее орудие длиной 6,8 см (рис. 2). Стоянка находилась на крутом повороте Сосьвы, куда течение реки прибивало туши погибших (в основном молодых) животных. Сюда, видимо, приходил первобытный человек, чтобы воспользоваться шкурами, костью, а возможно, и мясом. Несколько палеолитических стоянок известны и на Северном Урале. Одна из них находится в Медвежьей пещере, выше 62° с.ш. Главным объектом охоты обитателей пещеры являлся северный олень, а также мамонт, медведь, песец, лошадь, мускусный овцебык, заяцбеляк. Стоянка занимает первое место среди других пещер Урала по количеству кремневых изделий (свыше 700). Для их изготовления обитатели пещеры пользовались местными породами кремня. Просторная и сухая Медвежья пещера была удобным местом для длительного поселения. По-видимому, местность, где находилась стоянка, имела для первобытных охотников особую привлекательность. Здесь у края отвесно обрывающегося плато можно было вести загонную охоту. Стоянка Бызовая находится на берегу р. Печоры несколько выше 65° с. ш. Здесь обнаружены остатки наземного жилища, построенного из крупных костей мамонта. Кости мамонта составляют 99% всех фаунистических остатков, остальные кости принадлежат шерстистому носорогу, дикой лошади, северному оленю, волку, медведю и мускусному овцебыку. Все орудия труда и заготовки (нуклеусы, пластины, бифасы, скребки, проколки, ножи, отщепы, отбойники) изготовлены из местных пород камня (рис. 2). Инвентарь Бызовой стоянки резко отличается от комплексов Медвежьей пещеры и стоянки Талицкого. Он имеет генетическое родство с находками нижнего слоя стоянки Костенки I Среднерусской равнины и Сунгиря. Итак, в позднем палеолите древний человек расселяется по всему Уралу вплоть до Полярного круга. Вопрос о том, откуда шли переселения, остается спорным. Анализ материалов с памятников свидетельствует о том, что было по крайней мере два пути продвижения человека на Урал. Следы первого пути, судя по инвентарю стоянок Бызовой и Крутая Гора, идут с юго-запада через Русскую равнину. Наличие изделий из южноуральской яшмы на большинстве уральских памятников позволяет предположить миграционную волну из Средней Азии на Южный Урал, а уже оттуда вдоль восточного склона хребта в Северное Зауралье. однотипных заготовок для изготовления специализированных орудий: скребков, резцов, ножей, скобелей, проколок и т. д. Значительно повысились качество орудий и их эффективность, более экономно использовался материал. Большое развитие получает обработка кости. Главным источником жизни оставалась охота на крупных животных. Применялись как загонная охота, так и выходы на. «кладбища животных». Происходит специализация охоты. Так, обитатели: Бызовской стоянки охотились в основном на мамонтов, а жители Медвежьей пещеры - на северных оленей. Наличие долговременных стоянок со следами очагов и производства. каменных и костяных орудий (Медвежья пещера и др.), следы утепленных жилищ говорят о том, что в позднем палеолите возникает и постепенно развивается оседлость, складывается домашнее хозяйство и совершенствуются формы общественной жизни. В эпоху позднего палеолита завершается процесс антропогенеза, происходит становление человека современного типа (homo sapiens), в Европе и Азии складываются основные расы. На Урале начиная с позднего палеолита происходят постоянные контакты восточноевропейского, среднеазиатского и сибирского населения. Этот процесс нашел свое выражение в становлении уральского (смешанного) антропологического типа и в сложении культурных особенностей, свойственных контактным зонам. Так, каменные и костяные изделия, жилища эпохи позднего палеолита имеют аналогии как в памятниках Восточной Европы, так и Средней Азии.

Вот тогда-то и поняли окончательно Строгановы: покой на их землях настанет, только когда они утвердятся и за Камнем. Они надумали просить у царя разрешение на владение приобскими землями - и получили его в 1574 году. Так Строгановы хотели решить все свои проблемы - да еще с немалым приварком. Но для того чтобы свершить задуманное, нужны силы. И нет ничего необычного в том, что они решили позвать защитников издали. Надо помнить - в 1578 году истек двадцатилетний срок освобождения от податей, которое было даровано Строгановым и людям, что селились на их землях, в 1558 году. С 1578 года начался отток мобильных работников, особенно мужчин, которые не желали выплачивать предъявленные им налоги. С кем же Строгановым оставалось идти воевать татар?! Так что с этой стороны и историческая логика, и фактическая канва событий соотносятся.
Что же смущает несогласных с версией этой летописи? Слишком уж там выпячено строгановское участие. Вплоть до того - сколько, и как, и кому Максим дал, и как проводников подбирал, и прочее, и прочее.
Кроме того, незачем им было, по мнению некоторых, у себя держать ораву (не менее 500 человек) вооруженных бездельников целых два года. Не такие Строгановы были дураки, чтобы сначала пригласить людей, а потом придумать, чем бы их занять. Они уж, наверное, сразу бы и припас им приготовили да прикупили, чем зря два года деньги тратить на их прокорм.
Летом 1581 года на...

Горная странаГоры Урала довольно своеобразны. От невысоких зазубренных гребней в долины спускаются каменные реки - нагромождение огромных глыб, чуть отшлифованных водой; суровыми часовыми стоят вдоль стремительных рек и на вершинах разрушенных гор останцы - ветхие скалы причудливых форм. Есть места в сердце Уральских гор, где при взгляде на высокие скалы, острые гребни, камни, отвесные речные берега создаётся впечатление грандиозности и неприступности. Однако, чаще всего эти горы невысоки. Преобладают низкогорья и среднегорья. Это плавные лесистые увалы, волнами уходящие в синие дали. В горах и на равнинах Урала можно встретить колоритное разнообразие ландшафтов. Здесь и тучные, распаханные степи Южного и Среднего Приуралья, и голубые тундры, и «альпийские» пики Полярного Урала, и волнистые таёжные равниныСеверного Предуралья, и рыжие степные увалы Оренбургской области. По западному склону Южного Урала поднимаются Уникальные липовые леса, под пологом которых разрослись сказочные травы, В Сибирском Зауралье разбросаны тысячи озёр, окружённых бронзовыми сосновыми борами. Необычайно красивы горные луга Южного и Среднего Урала - пёстрые, приветливые. Ландшафт Прикамья суров. Могучая бурая Кама течёт мимо однообразной тёмно-зелёной еловой тайги и красных глинистых обрывов. Чусовая - сказочная река, знаменитая своими «камнями» - гигантскими скалами причудливых форм. Кунгурская ледяная пещера-дворец привлекает тысячи людей своей глубокой тишиной, фантастическими узорами изо льда, колоннадой сталактитов и сталагмитов…

Велико значение Уральской горной страны и как индустриального района России. Ещё в XVIII веке слава Урала гремела на весь мир. Его тогда называли железным. Но Урал с таким же основанием можно было назвать и медным, и золотым, и платиновым. Здесь также, кроме чёрных, цветных и драгоценных металлов, давно известны драгоценные камни и камни-самоцветы. Это зелёные изумруды, кроваво-красные рубины, фиолетовые аметисты, голубые топазы, золотистые бериллы. Уральские цветные камни (малахит, яшма, орлец, мрамор) украшают памятники русского зодчества и современные сооружения, например залы Московского метрополитена. О сказочных богатствах Урала ярко и красочно рассказал в своих сказках о хозяйке Медной горы писатель П. Бажов.

Уральские горы - волшебный мир. Давайте на правах гостей подробнее познакомимся с владениями «Хозяйки Медной горы».

«Каменный пояс» земли русскойУ античных авторов Уральские горы именовались РифейскимиПожалуй, никакие другие горы России не имеют столько названий. У античных авторов Уральские горы именовались Рифейскими. «Каменный пояс русской земли», «Камень», «Земной пояс» - так называли Урал до XVIII в. Название «Урал» появляется в работах знаменитого русского историка и географа В. Н. Татищева и вытесняет все прежние названия. Название «Урал» появляется в XVIII в работах В. Н. ТатищеваУрал - рубеж Европейской и Азиатской частей России. Уральские горные цепи встают перед глазами грядами невысоких хребтов и кряжей, одетых тайгой. Лишь несколько вершин достигают высоты 1500 м над уровнем моря (самая высокая - гора Народная - 1895 м). Горы протянулись более чем на 2000 км от знойных степей Казахстана до ледяного Заполярья, с прилегающими к горным хребтам равнинными пространствами. Ширина горного массива - от 50 до 150 км.Высочайшая вершина всего Урала - гора НароднаяГоры состоят из нескольких цепей, которые тянутся параллельно друг другу в меридиональном направлении. Хребты разделены продольными межгорными понижениями, по которым текут реки. Поперечные долины расчленяют эти цепи на отдельные хребты и массивы. Только одна главная цепь гор почти не прерывается речными долинами. Она и образует водораздел между реками, текущими на Русскую и Западно-Сибирскую равнины.История освоения УралаДревними обитателями Урала были башкиры, удмурты, коми-пермяки, ханты (остяки), манси (в прошлом вогулы), местные татары. Их основными занятиями были земледелие, охота, рыбная ловля, скотоводство и бортничество. Общение коренных народов с русскими уходит в глубь веков. Ещё в XI