Занятие звук м. Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте: "Звуки М, Мь и буква М"


























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: закрепить знания детей о согласных звуках и буквах; учиться различать звуки по артикуляции, отличать звуки и букву, которая их обозначает. Развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление, память, мелкую моторику.

Оборудование: презентация, мультимедийное устройство, тетради, ручки красного, синего и зелёного цвета.

Ход занятия

1. Организационный момент

.

Сядет тот, в чьём имени есть звук [И].

Психогимнастика. Логопед : Какое бывает выражение лица у мамы и папы, когда они сердятся? Что вы делаете, когда вас ругают (Слайд 1)(плачем, грустим, прячемся, защищаемся, молчим, извиняемся – дети мимикой выражают разное эмоциональное состояние). Разыгрываются 2-3 сценки.

2. Сообщение темы занятия.

(Показ слайда 2)

Логопед: Что это? – Дом. Какой последний звук в слове дом? (Звук [М]). В этом доме живут бабушка, дедушка, папа, мама, дети – сын и дочка по фамилии Михайловы. Скажите одним словом – “семья” (Слайд 3).Какой третий звук в этом слове? (Звук [М’]) – Сегодня мы будем учиться различать звуки [М]– [М’] и букву, которая обозначает эти звуки на письме. Буква М.(Слайд 4)

3. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

Логопед: Посмотрите на мои губы, они чуть-чуть улыбаются, когда произносят звук [М’], и чуть-чуть сердятся, когда произносят звук [М].

М – нам губы звук смыкает!
Звуку голос помогает. (Профиль звука [М]– (Слайд 5),

Обозначение звуков цветовыми символами и “звоночками” (Слайд 6)

4. Развитие фонематического слуха. Игра “Твёрдый – мягкий”

Логопед: Семья Михайловых – дружная. Они вместе трудятся и вместе отдыхают, любят играть в различные игры. Папа Матвей предлагает вам поиграть в игру “Твёрдый – мягкий”. Если услышите звук [М], то поднимайте синий квадратик, а если услышитезвук [М’], то поднимайте зелёный квадратик. (Слова: самолет, малина, мёд, мост, милый, мала, мясо, мука, медведь, муха) Логопед: А на что же похожа буква М?

Буква М с двумя горбами, Как верблюд - смотрите сами (Слайд 6)

Взялись за руки друзья.
И сказали: “Ты да я – это мы!
А между тем
получилась буква М.
А.Шибаев (Слайд 7)

Логопед: Внукам Мите и Майе очень нравится играть и с бабушкой Машей.

5. Развитие внимания, памяти, логического мышления. Игра “Четвёртый лишний”.

Логопед: Посмотрите на картинки, назовите их, найдите “лишнее слово”, объясните, почему вы так считаете.

Образец ответа: Я считаю, что слово “дом” “лишнее”, потому что звук [М] в конце слова, а во всех словах слышится в начале слова.

(Масло, машина, малыш, дом – Слайд 9),
(Мяч, мёд, мелки, море -Слайд 10)
(Мороженое, мясо , мыло, муха -Слайд 11), (2 варианта ответа)
(Мама , монеты, мост, мотоцикл-Слайд 12).

Чем похожи слова? (молоко, молоток – Слайд 13) (Начинаются на твёрдый согласный звук [М], в каждом слове 3 слога, пишутся с гласной буквой О). В чём различие?(молоко–это продукт, а молоток-инструмент. В слове “молоко” – 6 букв и 6 звуков, в слове “молоток” -7 букв и 7 звуков)

Логопед: С дедушкой Мишей дети любят что-то мастерить, постучать молоточком и посмотреть интересные фильмы (слайд15)..

6. Физминутка – “Молоточки” (слайд14).

О.С. – ноги – на ширине плеч, руки опущены. Пальцы сжаты в кулачок.

– Кулачок об кулачок постучали – чок да чок. Молоточки тук-тук-тук. По гвоздочкам стук-стук-стук. Молоточки тук-тук, по гвоздочкам стук-стук. Молоточки тук-тук-тук. По гвоздочкам стук-стук-стук. (Повтор – 2 раза под музыку, дети выполняют соответствующие движения)

7. Чтение слогов и чистоговорок.

Ма-ма-ма - дома я сама.
Му-му-му - молоко кому?
Мо-мо-мо - едим эскимо.
Мы-мы-мы - прочитали книгу мы.
Ми-ми-ми - поем ноту ми. (Слайд 17).

8. Письмо слогов с буквой М (

разноцветными ручками) в тетради.

Логопед: Мама учит Митю и Майю писать буквы, слоги и слова.

Слоги – МА, МУ, МО, МЫ, МИ,
Слова – Мама, ам, ум.

9. Итог занятия.

С какими звуками познакомились? Чем они похожи? В чём их различие?

Тема: звуки М-МЬ. Буква М.

Коррекционно-образовательные цели: учить детей характеризовать звуки М и МЬ с опорой на различные виды контроля.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, графические навыки;
  • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
  • расширять и уточнять словарь.

Коррекционно-воспитательные:

  • развивать у детей наблюдательность;
  • воспитывать у детей самоконтроль за речью.

Материал: костюмы для Мишки и Мышки, предметные картинки (мак, самолет, дом, мотоцикл, морковь, помидор, пирамида, мед, мяч), зеркала, камень небольшого размера, ватные шарики, мяч,индивидуальные конверты с фишками синего и зеленого цвета и счетными палочками, емкость с водой, салфетки, листы с домашним заданием для закрепления темы.

Ход занятия

Вводная часть

Дефектолог организует приветствие. Создание мотивации.

Дефектолог: Ребята сейчас к вам придут гости. А кто они, вы узнаете, если отгадаете мои загадки. Послушайте первую загадку:

Малину любит, любит мед,
Зимою лапу лишь сосет.
К весне он хочет похудеть.
В своей берлоге спит …(медведь). Молодцы! А теперь вторая загадка:

Очень любит сыр и крошки.
Это кошка? Нет, не кошка.
Сбила хвостиком яичко.
Это птичка? Нет, не птичка.
Карандаш грызет и книжки.
Догадались? Это … (мышка)

Дефектолог: Молодцы! К вам сегодня придут Мышка и Мишка. После стука в дверь входят Мышка и Мишка. Здороваются с детьми:

— Здравствуйте ребята. Мы принесли вам в подарок картинки.

Конверты с картинками отдают дефектологу (в конверте картинки с предметами в названии которых встречаются звуки М и МЬ)

Дефектолог: Спасибо Мышка и Мишка.

— Ребята, какое сейчас время года? (Осень)

— Мы знаем, что вам нужно спешить в лес, готовиться к зиме. Мы рады были вас видеть. До свидания Мышка и Мишка!

Основная часть

Фронтальная работа, организация диалога

Дефектолог достает из конверта картинки от Мышки (картинки, в названии которых звук М твердый), затем картинки от Мишки (с мягким звуком М). Дети называют изображенные на них предметы. Дефектологом проговариваются слова с утрированно произнесенными изучаемыми звуками.

Дефектолог: Ребята, вы называли разные картинки.Какие звуки вы слышали чаще всего? Правильно, и тема нашего занятия “звуки М и МЬ”.

Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам. Работа с зеркалами

Дефектолог: Посмотрите в зеркало, и произнесите звук М. Губы сжаты вместе, они не пускают Воздух. Но он нашел путь: Воздух идет через Нос. Когда говорим звук М, нос сердится, “гудит”, и Губы “гудят”. Это можно почувствовать, если дотронуться до них пальцами.

Дефектолог: Звук М какой? (согласный, твердый, звонкий) как обозначается? (фишкой синего цвета) как расположены губы? (плотно смыкаются)

Звук МЬ какой? (согласный, звонкий, мягкий) как обозначается? (фишкой зеленого цвета)в каком положении губы? (губы в улыбке, смыкаются)

Развитие фонематического слуха. Игра “Сигнальщики”

Дефектолог произносит звуки, слоги и слова со звуками М, Мь. Дети должны определить какой слышится звук – твердый или мягкий и показать синюю или зеленую фишку.

Звуковой анализ слогов МЫ и МИ

Дефектолог: Назовите первый звук в слове МЫ. Назовите второй звук (точно также анализируют слово МИ). Молодцы!

Молодцы! Теперь я приглашаю вас поиграть с мячиком. Выходите ко мне, и присаживайтесь на ковер.

Дифференциация твердых и мягких звуков в слогах. Дидактическая игра с мячом “Наоборот”.

Дефектолог бросает мяч ребенку, и произносит слог МА например, а ребенок обратно бросает мяч и говорит МЯ.

МА — …(м я) АМ — …(амь)

Мо — …(м ё) ОМ — … (омь)

М у — …(мю) УМ — …(умь)

Мы -…(ми) ЫМ — …(ымь)

Мэ -… (ме) ЭМ — …(эмь)

Дефектолог: Молодцы ребята! Теперь давайте сядем и сделаем упражнения для наших ручек. Упражнения на ритмическую организацию движений, переключаемость.

Развитие межполушарного взаимодействия

Игра “Кулак – ребро – ладонь”. На плоскости стола три положения руки последовательно сменяют друг друга.

Игра “Солнышко”

Дидактическая игра “Камень – вата”. Дифференциация твердых и мягких звуков

Дефектолог: Хорошо поработали ручками, а сейчас поиграем в игру “Камень – вата”. Дети выбирают себе картинки. На ковре стоят два столика. На одном лежат камешки, а на втором ватные шарики. Ребенок называет предмет на своей картинка, и определяет твердость или мягкость звука М. Затем относит свою картинку либо к камешкам (твердый звук), либо к ватным шарикам (мягкий звук). Детям разрешается потрогать камешки и шарики.

Знакомство с буквой “М”

Дефектолог: Давайте вспомним, чем отличаются буквы от звуков (слайд №1). Мы с вами знаем, что у каждого звука есть свой знак, которым он обозначается. Давайте мы познакомимся с буквой “М” (слайд №2). Дефектолог зачитывает стихотворение: “Взявшись за руки мы встали, и на М похожи стали”, а двое детей в это время изображают букву М. Остальные выкладывают ее из счетных палочек, затем пишут букву на воде.

Игра “ Поле чудес”.

Дефектолог: Сейчас мы поиграем в игру “Поле чудес”! Я загадала слово! Вы можете узнать, что я загадала, если составите слово по первым звукам названий картинок на доске.

На экране появляются одна за другой картинки (слайды №3-6). Дети последовательно выделяют первые звуки в словах и составляют слово мама.

Изображение угаданного слова появляются на экране монитора.

Получилось слово “МАМА”. Дети читают его.

Дефектолог: Ребята, я приготовила для вас домашнее задание. После сна с воспитателем вы его выполните, и закрепите пройденный материал.

Итоги. Молодцы! Ребята, вы отлично поработали сегодня. Какие звуки мы с вами изучали? Что было самым интересным на занятии? Что было самым трудным? Шаповалова Н., учитель-логопед.

Зинаида Ангарова

Цели : Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков (М,МЬ) в слогах в словах, фразах развивать фонематический слух, упражнять в подборе антонимов; учить понимать и правильно объяснить крылатые выражения.

1. Орг. момент. Сядет тот, кто правильно ответит одним словом -Игра с мячом «Назови одним словом» (лук, огурец, помидор-) и т. д.

2. Артикуляционная гимнастика по Косиновой А. М.

Дыхательная гимнастика. -

3. Знакомство со звуком М ,МЬ.

Выставляется на полотно картинки со звуком М , МЬ. Какой звук чаще других звуков встречается во всех этих словах? Дети отвечают (Звуки М ,М.)

Артикуляция звука : М – губы сжаты и напряжены, язычок лежит на донышке, воздух проходит через нос.

Характеристика звука М :

- Звук (М) – согласный, звонкий, твердый, его нельзя петь, обозначается синим цветом. Звук МЬ - согласный , звонкий, мягкий.

4. Речевая зарядка : ма-мя, мо-мё, му-мю, мы-ми, мэ-ме, ам-амь,ом-омь, у -Произнести чистоговорки

Ом-ом –вот наш дом

Ом-ом – в лесу гном

Ом-ом - в реке сом

Ом-ом - на полке альбом

м-умь, ым- ымь, эм-эмь

Бедный мишка заболел,

Мишка много меда съел. Мишка плачет и кричит :

У меня живот болит.

5. Игра «Слушай внимательно» . Работа с сигнальными картами-

Дети показывают синий кружок, если среди согласных звуков услышит звук «М» ; зеленый кружок, если услышит «МЬ» : т, ш, мь, д, ж, м, п, мь, к, с, ч, в, м, ф,х, ц, р, н, мь и т. д.

В слогах : са, то, мо, ка, по, му, во, ми, да, и т. д.

В словах : сом, Соня, Рита,Саша, море, Толя, март, мох и т. д.

6. Определить звук по дидактическим картинкам по звуковым домикам . - (в начале в середине и в конце) мак, Тим, Миша, ком, Том, маяк и т. д.)


7. Физкультминутка

8. Знакомство с буквой «М» -



Чертим в воздухе, составить букву «М из палочек, из крупы из проволоки.

9. Какие буквы спрятались ? -


10. Игра «Камень и вата» Работа с сигнальными картами. -

На полу скребется мышка,

Спит в берлоге бурый мишка.

Этот мишка очень мил,

Только лапу он не мыл.

Убежала в норку мышка,

Спать залег в берлогу мишка.

Мальчик мал, но очень мил.

Он водичкой руки мыл.

11. Игра «Наоборот» Папка с антонимами.

12. Знакомство с крылатыми выражениями.

Медвежья услуга. Как вы понимаете? Дети отвечают свои мысли. Логопед делает вывод : (услуга, которая приносит вместо помощи вред, неприятность) .

Махнуть рукой. Как вы понимаете? Дети отвечают свои мысли. (перестать обращать внимание на что-либо, перестать заниматься кем-либо или делать что-либо).

Мутить воду. Как вы понимаете? Дети отвечают свои мысли.

(специально запутывать какое-либо дело, вносить неразбериху во что-либо) . Все выражения начинаются с какой буквы ? Дети отвечают.

13. Печатание буквы «М» . Знакомство с буквой М ,МЬ. Место в алфавите. На что похожа буква М ? (Ответы детей ) . Буква М состоит их четырех элементов : две прямые палочки и две короткие палочки.

Взявшись за руки мы встали -

И на М похожи стали.

Рисуем пальчиком в воздухе.

Выкладывание буквы М из крупы .

Сделайте фигуру буквы М из проволоки .

14. Работа с графической записью. Составление предложений из 3-х, 4-х слов. Мама моет Милу. Мила играет с Анной.

Печатание букв М , м; слогов ма , мо, му, мы, ми, ам, ом, ум, ым, им; слова мама

15. Чтение слогов и слов с доски .

Цель занятия: изучаем букву М, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

  • познакомить дошкольника с буквой М, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву М по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Спросите: Как мычит корова? (My!..)
Скажи, как я: МММУ. Какой звук ты произнес первым?

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Мышка Морковь Медведь Муравей

МЫШКА, МОРКОВЬ - скажи, как я. Какой первый звук в этих словах?

Когда мы произносим звук [м], губы сначала смыкаются, потом размыкаются.

Произнеси: МММ.

Губы мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [м]. Запомни, пожалуйста: если ты произносишь звук, а губы, зубы или язык мешают воздуху свободно выходить изо рта, то этот звук - согласный. Одни, согласные звуки произносятся с голосом, другие - без голоса.

Если ребенок затрудняется с определением участия голоса при произнесении согласных звуков, здесь и в дальнейшем ребенку предлагается приложить ладонь к своей гортани. При участии голоса в произнесении звука ребенок будет ощущать вибрацию гортани («горлышко дрожит»). Это наблюдается при произнесении звонких согласных звуков.

Кто больше?

  1. Вспомните, какая ягода начинается со звука [М] и заканчивается [А]. (Ответ: малина)
  2. Назовите цветы, в названии которых есть звук [М]. (Мак, ромашка, мальва, маргаритки)
  3. Перечислите продукты, в названии которых есть [М, М’]. (Мясо, маргарин, масло, макароны, манная крупа, молоко, мандарины, мука.)

Задание: печатная буква М для дошкольников

  • Рассмотри букву М. На что она похожа?
  • Сложи из пальцев букву М.
  • Напиши букву М в воздухе.

Нарисуй палочки аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Продолжи фразу

Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной… (медведь).

Погляди на молодцов:
Веселы и бойки.
Волокут со всех концов
Материал для стройки.
Вот один споткнулся вдруг
И спешит на помощь друг.
Тут народ хороший.
Без работы, хоть убей.
Жить не может… (муравей).

Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобилось… (мыло).

Каждый тут в лесу талант -
И певец, и … (музыкант).

Наша Таня громко плачет.
Уронила в речку… (мячик).

Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет.
Угадай, что за месяц это? … (май.)

Мы щенка в воде и в мыле
Два часа мочалкой… (мыли).

Под тяжелой ношей -
В подполье, в каморке
Живет она в норке.
Серая малышка.
Кто же это? … (мышка.)

В черном поле заяц белый
Прыгал, бегал, петли делал.
След за ним был тоже бел.
Кто же этот заяц? … (мел.)

Загадки для детей на букву М

Великан стоит в порту,
Освещая темноту,
И сигналит кораблям:
«Заходите в гости к нам!»
(Маяк)

Над рекой, поперек.
Великан врастяжку лег.
Через реку, по спине.
Он ходить позволил мне.
(Мост)

Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
(Медведь)

В лесу у пня беготня, суетня:
Народ рабочий весь день хлопочет,
Себе дом строит.
(Муравьи)

Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос.
(Морковь)

Целый день летает,
Всем надоедает;
Ночь настанет.
Тогда перестанет.
(Муха)

Многолюден, шумен, молод,
Под землей грохочет город.
А дома с народом тут
Вдоль по улице бегут.
(Метро)

Ускользает как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится.
(Мыло)

Какой это мастер на стекла нанес
И листья, и травы, и заросли роз?
(Мороз)

Маленький рост, длинный хвост,
Серая шубка, острые зубки.
(Мышь)

Раскаленная стрела
Дуб свалила у села.
(Молния)

Жидко, а не вода.
Бело, а не снег.
(Молоко)

Белый камешек растаял,
На доске следы оставил.
(Мел)

Рогатый, а не бодается.
(Месяц)

Пословицы и поговорки на букву М

Мир строит, а война разрушает.

Кто сеет мир, пожнет счастье.

Много снега - много хлеба, много воды - много травы.

Москва - всем городам мать.

Мало хотеть, надо уметь.

Сказка про букву М

Мышонок Мыша и медвежонок Миша лежали на полянке и ели малину. Мыша и говорит:
- Давай стихи придумывать. Вот слушай, какой я сочинил:

Каждый день и каждый час мы твердим упрямо:
Нет на свете никого лучше нашей…

Малины! - заорал Миша.
- Да при чем здесь «малина»! Я хотел сказать: «Лучше нашей мамы».
- Это тоже здорово! А теперь я сочиню… А про что?
- Ну, хотя бы про этот мухомор.

Не ешьте белые макароны,
А ешьте красные мухоморы!

Что ты, что ты! - испугался мышонок.
- Мухоморы нельзя есть, в больницу попадешь. Вот, слушай стих про доктора:

В лесу нет доктора важней,
Чем бойкий рыжий…

Айболит! - заорал медвежонок.
- Да не Айболит, а муравей. Айболит лечит зверей, а муравей - лес.
- Откуда ты так много знаешь?
- Кто много читает, тот много знает! - важно ответил мышонок Мыша…

Веселые стихи про букву М для детей

Посидим в тишине
Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.
И сказала я лучу:
- Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать.
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу!
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
- Ничего, - шепнул он будто,
- Посидим и в тишине…
(Е. Благинина)

Запутались
- Смотрите - буква!.. Вот те на:
Не в книжке - на дорожке!
Как называется она.
Похожая на рожки?
Ученый пес, бык и коза
Таращат на нее глаза…
Коза - прикинула в уме,
Сказала: - Это буква «ме».
Бык возразил: - Не «ме», а «му»,
Я лучше знаю, что к чему! -
А пес воскликнул:
- Полно вам, не спорьте, это буква «ам»!
- Нет, «му»!
- Нет, «ме»!
- Нет, «ам»!
Ам! Ам!..
Такой поднялся тарарам,
Такой ужасный шум и крик!..
Запутались совсем
Ученый пес, коза и бык,
Увидев букву М…
(А. Шибаев)

Мы таблицы умноженья
Взяли и попрятали
Дайте нам для ускоренья
Микрокалькуляторы!
(Е. Григорьева)

Мама, бабушка, сестра -
Все нарядные с утра.
Принимают поздравленья.
Хоть у них не день рожденья.
Каждой праздничный подарок
И букет - он очень ярок.
А еще сюрприз их ждет -
Испекли мы с папой торт.
Перемыли всю посуду,
Навели порядок всюду.
Мы забыли слово лень.
Вот что значит женский день!
А сестра спросила нас:
- Это будет каждый раз?
(В. Нестеренко)

Мама! Так тебя люблю,
Что не знаю прямо!
Я большому кораблю
Дам названье «Мама».
(Я. Аким)

Маяк
…Вечером, а также к ночи плавать в море трудно очень…
Капитану так обидно - даже берега не видно.
Вдруг - обрадован моряк: загорается МАЯК.
В самой темени как раз показался красный глаз.
Поморгал - и снова нет, и опять зажегся свет.
Здесь, мол, тихо - все суда заплывайте вот сюда…
Всем показывает свет - здесь опасно или нет.
(В. Маяковский)

Медвежонок Мишка в улей влез,
И вот - с лапы каплет сладкий мёд!
Я над ним смеяться начал:
«Медвежонок насвинячил!»
- Что за шутки! - тот ответил.
- Я - медведь!
Я - намедведил!
(М. Яснов)

Март месяц, а метель, мороз…
Купили маме мы мимоз!
(Е. Благинина)

Бедный Мишка заболел
- Мишка много меду ел.
Мишка плачет и кричит:
«У меня живот болит!»
Мишка стонет.
Слезы льет -
У него болит живот.
Непослушный Жадный Мишка
Съел лесной малины Лишка.
(Ф. Бобылев)

То вниз, то вверх бежит перо,
Рисуя букву М,
Как бы спускаешься в метро
И вверх идешь затем.
На гладкий мрамор и гранит
Ложится мягкий свет.
Сама тут лестница бежит -
И все конца ей нет.
(С. Маршак)

Мячик
Мячик прыгает цветной
Во дворе передо мной.
Этот мячик очень мил:
Стекол он еще не бил.
(Г. Виеру)

Медвежий марш и вальс медвежий!
С гармошкой мишка на манеже.
Медведица с медведем пляшет.
Им медвежонок лапой машет.
(В. Берестов) Мяч летает полосатый.
В мяч играют медвежата.
- Можно мне? - Спросила мышка.
- Что ты!
Ты еще малышка.
(Г. Сатир)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.

Конспект НОД в старшей группе
компенсирующей направленности.
Тема: Звуки «м, мь», буква М.

Подготовила учитель-логопед МБДОУ № 41
высшей квалификационной категории

Тема: Звуки «м», «мь». Буква М.

Коррекционно-образовательные задачи:

Закрепить произношение гласных звуков, понятие «согласный звук». - Учить детей правильно произносить и различать звуки «м» и «мь», выделять нужный согласный звук в слогах, словах. - Учить различать твердые и мягкие согласные звуки. - Учить определять первый и последний звук в слове, гласный звук в середине слова. - Познакомить с буквой М. - Закрепить навыки звукового анализа, составления звуковой схемы обратного слога, чтения обратных слогов. - Развивать умения детей делить слова на слоги. - Упражнять в употреблении винительного и творительного падежей имен существительных, образовании относительных прилагательных, согласовании числительных с именами существительными.

Коррекционно-развивающие задачи:

Развивать слуховое и зрительное внимание, логическое мышление, фонематические представления, мелкую моторику, связность высказываний, творческое воображение.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Воспитывать интерес к познавательной деятельности, инициативности, самостоятельности, умении взаимодействовать друг с другом.

Оборудование: игрушки - мышка и мышата, медвежонок, мартышка; предметные картинки с изображением дома, облаков, солнца, коровы и теленка на лугу; символы звуков (фишки), домики для звуков, для определения звука в слове; предметы: молоко, сметана, масло, мед; карточка с изображением буквы М.

Ход занятия

I. Организационный момент. Дети стоят в центре зала.

Реснички опускаются

Глазки закрываются,

Сном волшебным засыпаем

В страну сказок улетаем.

1, 2, 3, 4, 5 —

Смотрим глазками опять.

Логопед: На полянке дом стоит. Кто тут живет, сейчас узнаете, ребята. Послушайте загадку и среди картинок найдите картинку-отгадку.

Эти маленькие крошки

Рады даже хлебной крошке. (Мышки)

Кто в домике живет? (Ответы детей) Логопед выставляет игрушки - маму мышку и мышат.

II. Психогимнастика.

Логопед: Каждое утро мышата вставали рано, выглядывали в окошко и встречали солнышко. А сегодня оно спряталось за облака, и мышата загрустили. Покажите, ребята, как грустили мышата (Действия детей).

Но вскоре солнышко выглянуло из-за облаков, мышата улыбнулись ему, обрадовались. Покажите, как радовались мышата (Действия детей).

III. Артикуляционная гимнастика, развитие голоса.

Малыши улыбались и напевали свои песенки: у - а - и; и - а - о;

Повторите песенки мышат (дети пропевают сочетания звуков);

Какие звуки пропевали мышата? (Ответы детей)

Какие это звуки? (Ответы детей)

Почему они называются гласные? (Ответы детей)

В каком домике живут гласные звуки? (Ответы детей)

IV. Знакомство со звуком «м».

1. Отгадывание загадки.

Ранним утром, исполнив свои песенки, мышата выбежали на луг собрать зернышки (они заготавливали запасы на зиму), и увидели … огромное животное (мышата его никогда не видели). Кто же это, ребята, помогите мышатам, отгадайте загадку.

Голодная мычит, сытая жует,

Всем ребятам молока дает.

Кто это? (Ответы детей)

Правильно, ребята, это корова Марта.

Что ты делаешь, корова, длинные рога,

«М-м-м!» - мычит корова Марта, - «Пасусь я на лугах».

2. Произнесение звука, характеристика, развитие голоса.

Как мычала корова? (Ответ детей хором)

С каким звуком мы сегодня будем знакомиться? (Ответы детей)

Когда мы произносим звук «м», губы смыкаются, воздух не может пройти через рот, губы мешают. Воздух нашел другой путь - через нос. «М» - звук носовой.

Ребята, промычим, как Марта. (Дети: «М-м-м-м-м…»)

Песенка получилась? (Ответы)

Значит «м» какой звук? (Ответы)

Почему «м» согласный звук? (Ответы)

- Если горлышко дрожит, значит звонкий звук звучит.

- » М-м-м» - корова замычала, —

Она телушку Милку искала.

И телушка ей в ответ: «Мь-мь-мь».

Корова мычала строго: м-м-м-м; а телушка отвечала нежно, ласково: мь-мь-мь.

Как Марта мычала? (Отвечают дети) Как Милка отвечала? (Ответы)

Звук «м» - согласный, звонкий, твердый, носовой, обозначаем синей фишкой с колокольчиком, живет в синем домике (фишка помещается в синий домик).

Звук «мь» - согласный, звонкий, мягкий, носовой, обозначаем зеленой фишкой с колокольчиком, живет в зеленом домике (фишка помещается в зеленый домик).

V. Развитие фонематического слуха.

Игра «Кто мычит?»

Мышата сидят в травке и слушают, кто же мычит, Марта или Милка. Давайте, ребята, поможем им: если замычит Марта, поднимаем символ звука «м», если Милка - символ звука «мь».

1. Выделение звука из ряда согласных звуков:

в, м, н, мь, в, м, ф, мь, ш, мь, н, м ….

2. Из рядя слогов: ам, ап, ми, ва, пе, му, мя, мА, фо, ши, мы, ми…

VI. Развитие речевого дыхания, речевой памяти, голоса.

Логопед: Слушаем, запоминаем, чистоговорки четко повторяем.

Ма - ма - ма - на дворе зима,

Ма - ма - ма - холодная зима,

Мы - мы - мы - не боимся мы зимы,

Ме - ме - ме - рады мы зиме.

VII. Гимнастика для пальчиков

1. Игра «Сосчитай» (согласование числительных 1 - 5 с существительными)

Набрали мышата семечек на лугу и прибежали домой, мама их похвалила: «Будет запас еды на зиму». Давайте поможем мышатам сосчитать семечки.

У детей на блюдечках семечки, они считают и озвучивают свои действия.

2. Игра «Мышки моют лапки»

Логопед: Заготовили корм на зиму, теперь она не страшна. Надо мышатам лапки помыть, скоро придут друзья. Поможем им, ребята.

Мышки мылом мыли лапки,

Каждый пальчик по порядку:

Вот намылили большой,

Окропив его водой.

Не забыли про указку,

Смыв с него и грязь, и краску.

Средний мылили усердно,

Очень грязный был наверно.

Безымянный терли пастой —

Сразу кожа стала красной.

А мизинчик быстро мыли

Очень он боялся мыла.

VIII. Определение позиции звуков «м», «мь» в словах.

1. Употребление винительного падежа имен существительных.

К мышатам в гости пришли друзья. Кого мы видим в гостях у мышат?

(Ответы детей)

Какой первый звук мы слышим в слове «мартышка»? (Ответ)

А в слове «мишка»? (Ответ)

Игра «Кто что принес?»

Друзья принесли мышатам игрушки. Логопед помещает их на столе.

Попробуем догадаться, кто что принес?

(Ответы: Мартышка принесла матрешку, машинку.

Мишка принес пирамидку, мяч.)

2. Употребление творительного падежа имен существительных.

Чем угостили мышата своих друзей? На столе расположены предметы (продукты - молоко, масло, сметана, мед). Дети отвечают предложениями.

(Ответы: Мышата угостили друзей молоком.)

3. Образование относительных прилагательных

Мама Мышка приготовила для гостей угощение:

из молока она сварила кашу (какую?) …. (молочную),

из меда испекла торт (какой?) … (медовый),

из масла сделала крем для торта (какой?) …. (масляный)

IX. Развитие фонематического слуха.

1. Игра «Какой слог лишний»

Мартышка предложила друзьям поиграть в игру, и мы поиграем с ними. Логопед произносит ряд слогов, дети выделяют лишний:

Ма -ма - па му -му -ну

Ми - ми - пи мо -мо - но

2. Игра «Какой гласный прячется в слове?»

Мишка предлагает нам поиграть со словами, в которых прячутся гласные звуки. Какие? Послушайте и произнесите. (По индивидуальным картинкам: мак, мост, гусь, кит, кот, хвост, пар).

3. Игра «Какой звук убежал в конец слова?» (с опорой на предметные картинки)

Логопед произносит слово, дети называют последний звук.

4. Игра «Прошагаем слова»

Дети делят слова на слоги, выкладывают слоговые схемы.

Физминутка

Мышата предлагают друзьям подвигаться, и мы, ребята, с ними.

Раз, два - все вставайте,

Три, четыре - приседайте,

Пять, шесть - повернитесь,

Семь, восемь - наклонитесь,

Влево- вправо повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

X. Звуковой анализ обратных и прямых слогов.

(слышен шум за дверью)

Логопед: Ребята, кто-то царапается за дверью, слышите?

Входит в группу кот Мурзик.

Мурзик: Я умммею часто мммыться не водой, а язычком.

И еще мммне часто снится блюдце с теплым мммолочкоммм и сммметанкой, а еще тут пахнет мммышатинкой.

Логопед: Кто это? (Ответ) Хулиган и проказник кот Мурзик. Узнали мы тебя.

Мурзик: Как много ребят, у вас праздник?

Логопед: Ребята, что мы делаем? (Ответы детей) Это ты бродишь по улицам, а ребята учатся и очень хорошо умеют различать звуки. Ты, Мммурзик, знаешь, какой 1-й звук слышим в твоем имени?

Мурзик: Нет, не знаю. Какой?

Логопед: Тебе сейчас ребята скажут (дети отвечают).

Ты к нам пришел в гости?

Мурзик: Мммышки тут - мммое любимммое лакомммство, аммм - аммм, как вкусно.

Логопед (шепотом): Ребята, давайте быстро выполним задания и тогда кот станет добрым, сказочным и не тронет наших мышат.

Звуковой анализ обратных слогов:

Сколько звуков Произнес Мурзик: аааммм (ответ),

Какой слышим 1-й звук - («а» - гласный),

Какой 2-й - («м» - согласный, звонкий, твердый),

Произнесите. Что получилось (аааммм)

Дети преобразовывают слоги: ам - ум - им - ом.

Что мы делали? (Ответы детей)

Звуки мы … (слышим, произносим). Звуки живут в буквах.

XI. Знакомство с буквой М.

Демонстрируется карточка с изображением буквы М.

Логопед: Букву мы видим, читаем.

1. Дети прописывают букву в воздухе, обводят контур буквы на доске., складывают из палочек.

2. Игра «Изобразим букву»

Быстро парами мы встали

На букву М похожи стали. - Дети изображают букву в парах.

3. Игра «Окошечки»

Ребята играют с пособием «Окошечки», соотносят звуки «а, у, и, о, м» и их буквы, читают слоги.

Мурзик хвалит ребят.

Мурзик: Ребята, простите меня, я не буду больше обижать мышек и хочу быть таким же добрым, как и вы.

Дети: Молодец, Мурзик!

Логопед: Чем мы угостим котика, ребята?

(Сметаной. Вот тебе, киска, сметаны миска)

Кот: Вкусная сммметана. Ребята, вы такие мммолодцы, как мммного знаете, умммеете. Я тоже хочу учиться и не буду больше охотиться за мммышками. Теперь я вас угощу.

Мурзик угощает ребят конфетами «Кот в сапогах» и уходит.

Понравилось вам в сказочной стране. С каким звуком мы сегодня познакомились? (Ответы детей)

А теперь нам пора возвращаться из сказки:

Раз, два, три, четыре, пять,

Вокруг себя повернитесь

Из сказки возвратитесь.

Молодцы, ребята. Вы очень старались и хорошо потрудились.