Задания рус яз 4 кл. Напиши текст под диктовку. Вставь, где нужно, ь

Упражнения для повторения изученного в 4 классе

УПРАЖНЕНИЕ 1

А) Прочитай текст и озаглавь его. Спиши предложения, расставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Раскрой скобки.

Дер..во одно из прекрас..нейших и п..лезнейших (со) зданий пр..роды. Дер..во даёт нам брёвна доски для (по) стройки ж..лищ.. .Ст..лы стул..я ск..мейки кро..вати ло..ки к..рабли дела..т люди из дер..ва. (На) дерев..ях выр..стают пл..ды ябл..ки груш.. сливы.

Б) Подчеркни слова, в которых пропущен непроверяемый безударный гласный корня.

В) Нарисуй схему последнего предложения.

УПРАЖНЕНИЕ 2

А) Спиши предложения, расставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Раскрой скобки. Подчеркни члены предложения.

Утро (на) ступило. Лизавета Ивановна (в) стала вынула (из) комода ключ.. вручила его Герману и д..ла ему (по) дробн..е н..ставление. Он (с) пустился вниз (по) витой лес..нице и вош..л опять в спал..ню графини. Лизавета Ивановна (по) г..сила догорающую св..чу.

Б) Замени синонимами слова «(на)ступило», «вручила».

В) Выполни морфологический разбор слова «графини».

УПРАЖНЕНИЕ 3

(Под) ёлкой леж..т снег. Много снега – цел… сугроб. (В) л..су хол..дно но св..тло из (за) снежного сияния.

А (на) нижн.. ветках ёлки с..дит зяблик. Он в голубой шапоч..ке. У него оран..жевые щ..ки а грудь – кр..сноватая.

Б) Найди однокоренные слова и разбери их по составу. Запиши еще три однокоренных слова.

В) Выполни синтаксический разбор первого предложения.

УПРАЖНЕНИЕ 4

А) Спиши предложения, расставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Раскрой скобки.

Нескол..ко лет наза..в центр.. столиц.. выр..сло кр..сивое (з, с) дание. На его фасаде интерес..ные ч..сы. Каждый день (на) ц..ферблат.. (от) крывают..ся ч..рные створки а за ними по..вля..т..ся герои н..родных сказок.

Вход..шь в театр в ож..дании (в) стречи с уд..вительн… миром. В музе.. театра ты познаком..шься с куклами разн… стран. В зимн…с..ду увид..шь дер..во (с) ч..десными птицами. (В) водоем.. плещ..тся ры..ки.

Как (з,с) десь красиво! г..ворят р..бята.

Эт..жом выше наход..т..ся зрител..ный зал. С р..зноцветными креслами красными синими ж..лтыми зелёными. Так (з, с) делали для того, чтобы р..бята (не) перепутали м..ста.

Б) Над выделенными глаголами укажи их спряжение.

В) Замени синонимом сказуемое в первом предложении. Запиши синоним.

УПРАЖНЕНИЕ 5

Запиши слова, вставляя пропущенные буквы. Проверь, правильно ли ты выполнил задание; обратись для этого к орфографическому словарю. Обрати внимание, что написание некоторых слов можно проверить при помощи подбора однокоренных проверочных слов.

Разв..твление, раздр..жение, прикосн..вение, сож..ление, возр..ждение, т..готение, сомн..ваться, др..знить, прев..сходный, вс..мирный, земл..тр..сение.

П..стила, х..лва, м..рмелад, ш..колад, к..фир, м..локо, ряж..нка, б..нановый, з..фир, бл..городство, высоч..ство, велич..ство, п..триотизм, муж..ство, женств..нность, т..блетка, м..кстура, каш..ль, насм..рк, г..рячка, л..хорадка, т..мпература, т..рмометр, докт..р, поликлин..ика, б..лез..нь, пр..студа, самочу..ствие, и..жога.

УПРАЖНЕНИЕ 6

А) Спиши предложения, расставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Раскрой скобки.

Удар..т молния (в) дуб и все р..вно ра..пустят..ся (на) нём зелён… листоч..ки.

В дубов..й рощ.. ноч..ю корм..т..ся желудями кабаны а в дупл..живёт сыч.. или ночу..т л..тучая мыш.. .

Иногда вид..ш.., что д..леко (от) леса р..стут молод… ду..ки. Ветер (не) мог (за) нести туда тяж..лые ж..луди. Это сойка осенн… днём (под) бирала их и (за) была а они прор..сли.

Б) Выпиши слова с орфограммой «Буквы О-А в корне –раст-ращ-рос-»

В) Укажи спряжение и вид выделенных глаголов.

УПРАЖНЕНИЕ 7

А) Спиши предложения, расставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Раскрой скобки. Устно ответь на вопрос: можно ли считать текстом то, что ты списал(а)? Почему?

Выс..ко в неб.. л..т..т син… гуси. (Под) карликов… берё..кой (у) страива..т своё гн..здо полярная сова. Лесн..е звери и птиц.. очен.. люб..т к..дров… орешки. Жаворонок и..чезал в ясн… неб.. . В полдень горяч… в..терки пахн..т гор..кой полын..ю. Погода была тих… и ноч..ю море горел.. син… огнём.

Б) Выпиши по одному существительному 1,2,3 склонения. Составь с ними словосочетания по схеме «сущ. + прил» с главным словом – существительным.

В) Просклоняй в ед. ч. словосочетание «полярная сова».

УПРАЖНЕНИЕ 8

А) Спиши предложения, расставляя пропущенные буквы. Раскрой скобки. Устно ответь на вопрос: можно ли считать текстом то, что ты списал(а)? Почему?

(В) современн… русск… языке (на) звания месяцев заимствованы из латинск… языка. Древн… славянск… (на) звания месяцев (от) ражали крест..янскую жиз..нь. Например, сен..тябрь именовали «листопадом», потому что (под) осенн… в..трами густо сыпались лист..я с дерев..ев.

Б) Подбери антоним к слову «густо». Запиши его.

В) Определи и надпиши род имён прилагательных в первом предложении.

УПРАЖНЕНИЕ 9

Спиши загадки, вставляя пропущенные буквы. В скобках запиши отгадки, пользуясь словами для справок .

Кр..сная девица с..дит в т..мнице, а коса на улиц.. .

Рас..ыпался горох на семьдесят семь д..рог, никто его не п..дберет.

Ш..л долговяз, в землю увя.. .

Л..тит – м..лчит, л..жит – м..лчит; когда умрёт, тогда зар..вёт.

Дедушка момт мостит без т..пора и клин..ев.

Прот..нули струну через всю стр..ну, д..леко – д..лечко плывёт моё сл..вечко.

Стоит Егорка в крас..ной ермолке (шапочке); кто ни пройдёт, всяк п..клон отд..ёт.

Сам дней не зна..т, а другим указыва..т.

Зубовато, серовато, по полю рыщ..т, телят, овец ищ..т.

(Слова для справок: телефон, земляника, морковь, волк, календарь, град, мороз, дождь, снег.)

УПРАЖНЕНИЕ 10

А) Спиши предложения, расставляя пропущенные буквы. Раскрой скобки. Подчеркни однородные члены предложения.

Ласточ..ки, вороб..и, др..зды общими силами пр..гоняют злейшего врага – в о рона.

В июне зайч..та, м..двежата, барсуч..та набр..лись ума и сил.

В л..су, на п..лях, на б..лотах тихо.

Лес густой, зелёный.

Лист..я кружат..ся, порха..т, л..жат..ся на гол..ву, плечи и с..поги.

Б) Спиши текст, исправляя ошибки.

Цэпкий хмель обвеваит ствалы и оброзует непралазную тёмнаю поутину. Дно оврашка густо пакрыто кропивой. Пахнит влажной зимлёй. Маленкий ручеёк пробираеться по оврашку, переваливаеца через вымытыи корни. Пъёш халодную воду, и радосно стоновится на серце.

Rпб-Ёв_ ЇЁбЄ .doc

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением иностранных языков» муниципального образования г.Ноябрьск

Карточки с заданиями по русскому языку для индивидуальной работы учащихся

подготовила

учитель начальных классов

Здебская Маргарита Владимировна

Ноябрьск 2010

Список использованной литературы

    Мониторинг для проверки знаний учащихся 4 классов.

    Справочное пособие по русскому языку. 4 класс.

Закрепление темы Прилагательные.doc

Вокруг соснов… бора, между сыт… животными, до полярн… сияния, вопреки попутн… ветру, на сер… небо, под зелён… одеял…м, о жёлт… попуга…, за поспешн… решени…м, несмотря на почтительн… обращение, для право… дела, последовать практичн… совету, с предан… собак…й, о презрительн… взгляд…, перед прерывист… ветр…м, в осенн… утро, тих… вечером.

Мокрый шарф (Т.п.)__________________________________________

Мягкая подушка (П.п.)________________________________________

Болотистая тундра (Д.п.)_________________________________________

Северная сторона (В.п.)_________________________________________

Тёплый ветер (Р.п.)____________________________________________

дремучими мрачными длинные полосы прозрачном воздухе .

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Исправь ошибки.

Как зима с весной боролась.

Зима обявила вайну висне. Прилител ветер, он собрал грозные аблака. Они не пускали на землю солнечный луч. Висна посылала маладой трафке тёплые капли даждя. Зима их замораживала. На диревях сёжились почьки. Зима щипала их морозцем. Смешались дожть со снегом, весенний гром с вюгой. Разъярённая зима старалась нанести удар в самое серце висны, но не смогла.

Имя прилагательное (ответ).doc

Закрепление темы: Правописание безударных окончаний имён прилагательных.

    Определи падежи имён прилагательных.

Вокруг соснового бора Р.п, между сытыми животными Т.п, до полярного сияния Р.п, вопреки попутному ветру Д.п, на серое небо В.п, под зелёным одеяло м Т.п, о жёлтом попугае П.п , за поспешным решение м Т.п, несмотря на почтительное обращение В.п, для правого дела Р.п, последовать практичному совету Д.п, с преданой собакой Т.п, о презрительном взгляде П.п, перед прерывистым ветром Т.п, в осеннее утро В.в, тихим вечером Т.п.

    Поставь данные словосочетания в указанном падеже:

Мокрый шарф (Т.п.) мокрым шарфом

Мягкая подушка (П.п.) о мягкой подушке

Болотистая тундра (Д.п.) болотистой тундре

Северная сторона (В.п.) северную сторону

Тёплый ветер (Р.п.) тёплого ветра

3. Спиши. Укажи падеж выделенных имен прилагательных.

На востоке высилась снеговая гора. У ее подножья толпились невысокие холмы. Они заросли дремучими мрачными лесами. Кое-где в вершинах деревьев еще держались длинные полосы бледного тумана, но края их уже таяли в прозрачном воздухе .

4.Исправь ошибки.

Как зима с весной боролась.

Зима объявила во йну ве сне. Приле тел ветер, он собрал грозные о блака. Они не пускали на землю солнечный луч. Ве сна посылала мо ло дой трав ке тёплые капли до ждя. Зима их замораживала. На деревьях съёжились почки. Зима щипала их морозцем. Смешались дожд ь со снегом, весенний гром с вьюгой . Разъярённая зима старалась нанести удар в самое сердце ве сны, но не смогла.

Имя прилагательное 1(ответ).doc

Спишите и исправьте ошибки.

Отец объявил нам об отъезде. Машина подкатила к подъ езду. Все сели по местам. Мы отъ ехали от города и подъехали к реке. За рекой виднелась необъ ятная равнина. Вот и село. Нас встретила тётя Марь я. Мы бросились в её объ ятия.

Впишите пропущенную букву.

Вьюга, счастье, объявление, листья, съесть, семья, въехал, бульон, въезжать, ручьи, вьёт, объем, съехал, съезд, сучья, подъехал, ружье, отъехал.

Лотка быстра плыла по глад кай по верхно сти во ды. Мой малютка дремлет сладка в ко лыбели . Дни, года клонились к осени. На фасоли и на капусте поя вились вре дители. К ночи дождь перестал. Не забывай товарища ни в радости ни в печали.

Слабо прикасаться, лёгкое прикосновение, летний загар, загорелась бумага, слегка прикоснуться, вас это не касается, загорать на солнце, платье выгорело, ты прикоснешься, касательная линия, молоко пригрело, лампочка перегорела, провода касались, провода коснулись, нагар на свече, обгорели листки книг.

Дети остановились у большого дома. Все ожидали большего. На жердочку сел галчонок. Вставай с первым лучом солнца. Щеголь надел шелковый галстук. В магазине продавали шоколад, пшенку и черствый хлеб. Пчелы летали над крыжовником.

Прилагательное 1.doc

Спишите и исправьте ошибки.

Отец объявил нам об отъезде. Машина подъкатила к подьезду. Все сели по местам. Мы отьехали от города и подъехали к реке. За рекой виднелась необьятная равнина. Вот и село. Нас встретила тётя Маръя. Мы бросились в её обьятия.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Впишите пропущенную букву.

В_юга, счаст_е, об_явление, лист_я, с_есть, сем_я, в_ехал, бул_он, в_езжать, руч_и, в_ёт, об_ём, с_ехал, с_езд, суч_я, под_ехал, руж_ё, от_ехал.

Спишите текст исправляя ошибки.

Лотка быстра плыла по глаткай паверхнасти вады. Мой малютка дремлет сладка в калыбеле. Дни, года клонились к осени. На фасоле и на капусти поевились вридители. Кночи дождь перестал. Не забывай товариша ни в радосте ни в печале.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заполни пропуски гласных в корне слов.

Слабо прик_саться, лёгкое прик_сновение, летний заг_р, заг_релась бумага, слегка прик_снуться, вас это не к_сается, заг_рать на солнце, платье выг_рело, ты прик_снёшься, к_сательная линия, молоко приг_рело, лампочка перег_рела, провода к_сались, провода к_снулись, наг_р на свече, обг_рели листки книг.

Заполни пропуски. Проверяя слова, выделяй орфограммы.

Дети остановились у больш_го дома. Все ожидали больш_го. На ж_рдочку сел галч_нок. Вставай с первым луч_м солнца. Щ_голь надел ш_лковый галстук. В магазине прод_вались ш_колад, пш_нку и ч_рствый хлеб. Пч_лы л_тали над крыж_вником.

Р.Я.№2(ответ).doc

    Раздели слова для переноса:

Са-дов-ник, сквор-цы

Ду -шис -тая, вол-ча-та

Змеи, ла-дош-ки

    Разбери слова по составу.

Сте пная тра ва, по левой цве точек, ле сная тро пинка, ре чная во лна, мо рская в…да, но чная зве зда, ро дные ме ста, со сновые ле са, пло довые де ревья, гри бные ме ста, зве риные следы.

на скатерти, от усталости.

    Исправь ошибки.

Березка.

Осенью мы выкопали стройную, кудрявую березку и посадили в ящик. Ящик принесли в самую светлую комнату. Пустьзеленееткрасавица всю зиму.

Осенью 3скл, Т.п., березку1скл, В.п., в ящик 2скл, В.п., комнату 1скл, В.п., красавица 1скл, И.п.

Р.Я.№2.doc

    Раздели слова для переноса:

Садовник_________________________скворцы_____________________________

Душистая_________________________волчата_____________________________

Змеи ______________________ладошки___________________________________

    Разбери слова по составу.

Осветил, дочитал, цветок, листочки, длинный, заморозки, чайник, новая,

бесстрашный, походка, молочник, молодая, беспокойная.

    Вставь пропущенную безударную гласную:

Ст…пная тр…ва, п…левой цв…точек, л…сная тр…пинка, р…чная в…лна, м…рская в…да, н…чная зв…зда, р…дные м…ста, с…сновые л…са, пл…довые д…ревья, гр…бные м…ста, зв…риные следы.

    Выдели окончание, определи склонение и падеж существительных.

Книга, болото, капитан, степь, иней, декабрь, новоселье, под дубом, в зеркале,

с плащом, в магазине, в озере, по площади, без тетради, в печи, до горечи,

на скатерти, от усталости.

    Исправь ошибки.

Берёска.

Осеню мы выкапали стройную, кудрявую берёску и пасадили в ящик. Ящик

принисли всамую светлую комноту. Пусть зилинеет кросавица всю зиму.

Выпиши имена существительные, определи склонение:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Русский язык №3(ответ).doc

путников.

Выт…щить- тащит к…чаться – качка

Б…левой - боль хв…стливый – хвастать

Г..родки - город м…лчать – молча

Г..рловой - горло м..слёнка – масло

Сл…бак - слаб кл…довая – склад

Сли…ка - слива морко..ка – морковочка

Коро…ка - корова ло…кий – ловок

Запра…ка - заправить пуго…ка – пуговица

Взгля… - взгляды виногра… - виноградинка

Бума…ка - бумажный верху…ка – верхушечка

4.

А 7 звуков, 7 букв В 6 звуков, 7 букв

Б 7 звуков, 6 букв Г 5 звуков, 7 букв

5.

А шутка В крыльцо

Б улыб ка Г добрый

6. Найди слово, в котором нет приставки, и обведи букву, которой оно обозначено.

А походка В побережье

Б полёт Г покой

7.Сколько звуков и букв в слове «колосья»? Обведи букву около выбранного тобой ответа.

А 6 звуков, 7 букв В 5 звуков, 7 букв

Б 7 звуков, 7 букв Г 7 звуков, 6 букв

8. Найди слово, написание которого не соответствует его произношению, и обведи букву, которой оно обозначено.

Ашкола В шумит

Б кусты Г поздний

Русский язык №3.doc

    Разбери предложение по составу.

Маша, Костя и Алик купили сочный и сладкий арбуз.

В густой лесной чаще стали просыпаться ранние пташки.

Таинственные огоньки над лесным болотом сильно пугают редких одиноких

путников.

    Вставь безударную гласную, запиши проверочное слово.

Выт…щить- к…чаться –

Б…левой - хв…стливый –

Г..родки - м…лчать –

Г..рловой - м..слёнка –

Сл…бак - кл…довая –

    Вставь парную согласную, подбери проверочное слово.

Сли…ка - морко..ка –

Коро…ка - ло…кий –

Запра…ка - пуго…ка –

Взгля… - виногра… -

Бума…ка - верху…ка –

4. Сколько звуков и букв в слове «чувство»? Обведи букву около выбранного тобой ответа.

А 7 звуков, 7 букв В 6 звуков, 7 букв

Б 7 звуков, 6 букв Г 5 звуков, 7 букв

5. Найди слово, написание которого не соответствует его произношению, и обведи букву, которой оно обозначено.

А шутка В крыльцо

Б улыбка Г добрый

ую девочку, к смел ому мальчику, с хрупк им цветком,

в вечернюю смену, с пышной булочкой, к пятнистому насекомому,

кроме великого открытия, вижу райскую птицу, с крепким здоровьем,

о редком металле, о постороннем звуке, с робкой девушкой,

за роскошное платье, про сытых котов, к румяному ребёнку,

у худенького ребенка.

____________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

3. Разбери слова по составу.

На

у худеньк… ребенка.

2.Составьте и запишите предложения. Разберите их по членам.

Розовая, светлеющем, утренняя, небесном, появилась, на, заря, своде.

____________________________________________________________________________________________________________________________

В, резкие, кружащих, осеннем, слышались, крики, воздухе, грачей.

____________________________________________________________________________________________________________________________

Тёплого, высокие, веющего, камыши, ветерка, качались, от.

____________________________________________________________________________________________________________________________

3. Разбери слова по составу.

Рябинушка, аленький, подворотня, маленькие, свистели, деревьями.

4. Вставь пропущенные буквы, обозначь орфограммы.

Н…ездник, з…пах, з…пись, п…вар, з..потеть, д…бью, з…прыгают, з…морозки, з…пищать, д…варил, н..бросишь, з…ползать.

В мален?кой шведской д…р…вушке ж…л мал?чик по имени Нильс. С виду мал?чик как мал?чик. А сладу с ним не было никакого. На уроках он считал в…рон и л…вил двойки. В л…су Нильс разорял птич?и гнёзда. Гусей во дв…ре дразнил, кур г…нял, в к…ров бросал камни, а к…та дёргал за хвост, будто хвост --- это верёвка от дв…рного к…локол?чика.

Так прож…л он до двенадцати лет. И тут случилось с ним необыкновенное происшествие.

  1. Запиши номера слов, в которых пропущены звонкие согласные.
  1. доро(ж,ш)ка 2. ша(б,п)ка 3. берё(з,с)ка

4. заря(д,т)ка 5. хру(б,п)кий

1. рыбак 2. подруга 3. подарки

4. прохлада 5. поливка

1. 6, 9 2. 5, 6 3. 5, 9

5. Найди словосочетание, в котором подчёркнутое имя существительное стоит в дательном падеже.

1. жил в деревушке 2. мальчик по имени 3. считал ворон

Вариант 3.

Задача 1.

В аквапарке купались 72 ребёнка, а взрослых -- в 3 раза меньше.

На сколько больше купалось в аквапарке детей, чем взрослых?

Задача 2.

На рынок привезли 700 кг овощей. Огурцов было 140 кг, помидоров в 2 раза больше, чем огурцов, а остальное -- капуста. Сколько килограммов капусты привезли на рынок?

№ 3.

3907 + 49198 60104 - 23579 6486 9

457963 + 263789 920430 - 46578 70800 6

Предварительный просмотр:

Вариант 2.

  1. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы.

Мушка.

Однажды Люда прин…сла д…мой мален?кую ч…рную с…бач?ку. С…бач?ка была грязная, худая и хр…мала на переднюю ла…ку. Когда Люда пус?тила её на пол, Мушка поджала под себя б…л?ную ла…ку и со страхом оглядывалась по ст…р…нам.

Вообще Мушка была очень забавная с…бач?ка, одно плохо, что пугливая. Наверное, когда она ж…ла на улице, её ч…сто об…жали. Случалось, выйдет Люда с ней погулять, а она всего б…ит?ся.

2. Запиши номера слов, в которых пропущены глухие согласные.

1. тру(б,п)ка 2. ни(д,т)ка 3. пого(д,т)ка

4. кры(ж,ш)ка 5. фиста(ж,ш)ка

3. Запиши номера слов, состав которых соответствует схеме:

1. котёнок 2. дорога 3. барабанщик

4. мышка 5. морской

4. Прочитай первое предложение текста списывания. Какими по счёту стоят слова, являющиеся главными членами предложения? Запиши номер правильного ответа.

1. 3, 7 2. 3, 4 3. 2, 3

5. Найди словосочетание, в котором имя существительное стоит в творительном падеже 1. принесла собачку 2. жила на улице 3. оглядывалась со страхом

Вариант 2.

Задача 1.

В оздоровительном лагере отдыхало 84 ребёнка, а вожатых на 77 человек меньше. Во сколько раз меньше в лагере отдыхало вожатых, чем детей?

Задача 2.

В концертном зале 2000 мест. В партере 1200 мест. В амфитеатре мест в 3 раза меньше, чем в партере, а остальные места на балконе. Сколько мест на балконе?

№ 3.

5406 + 28796 40302 - 16578 7483 8

369475 + 156798 720320 - 46947 60300 7

Предварительный просмотр:

Вариант 1.

Утро было прохладное. (Над)в…дой (под)нимался туман. Т…жёлая р…са клонила (к)з…мле лис?т?я тр…вы. (До)н…сился томител?ный и милый гол…с кукушки. Птичий гомон покорил л..сника. В такую минуту хотелос? забыть обо всём и слушат? гол…с природы.

  1. В третьем предложении подчеркните главные члены предложения, укажите части речи.

Вариант 2.

  1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
  1. Выпишите из текста 3 слова с безударной гласной в корне, подберите и запишите к ним проверочные слова.

Вариант 2.

  1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

(На) лугу (за)з…л…нела м…л…дая тр…ва. Вес…ло (по)глядывают (по)ст…р…нам первые цв…ты. Вес? пригорок усыпан сиреневыми к…моч?ками (под)снежников. Ослепител?но бл…с?тит (на)со…нце луж…ца. Из неё п?ют птицы. Над ней в в…сёлом танце кружат бабоч?ки.

  1. В первом предложении подчеркните главные члены предложения, укажите части речи.
  2. Выпишите из текста 3 слова с безударной гласной в корне, подберите и запишите к ним проверочные слова.

Вариант 1. 1 класс

Наши рощи.

Хорош… наш… рощи. Красивы там берёзы . Скол…ко в рощ…х птиц!

Стуч…т пёстрые дятлы . Крич…т грачи. А как свищ…т синицы! Люди ч…сто ходят в рощ… слушать пение птиц.

Пальто, стройка, мальчик, Евгений, орех, весёлый, лось, суббота, змеи.

3. Записать данные слова – названия спортивных игр в алфавитном порядке.

Футбол, хоккей, волейбол, городки, лапта, баскетбол, теннис, гандбол.

Вариант 2.

  1. Списать текст, вставляя пропущенные буквы.

Два товарища.

Ученик Юра Ч…йкин решал задач… . Задач… была трудная. Пришёл Слава Щ…кин. Стали решать вместе. И задач… у друзей вышла. Так Слава помог товарищ… .

-- в выделенных словах подчеркнуть мягкие согласные.

2. Списать слова, разделив их для переноса.

Урожай, двойка, ёжик, письмо, герои, попугай, сумма, Илья, малина.

3. Записать названия видов транспорта в алфавитном порядке.

Троллейбус, машина, автобус, самолёт, вертолёт, поезд, катер, метро.

Вариант 3.

  1. Списать текст, вставляя пропущенные буквы.

В лесу.

Хорошо весной в лесу! Лес полон звуков. Стуч…т дятлы. Они ищ…т себе пищ… под корой. Крич…т иволги. Трещ…т сороки. И в каждом гнёздышке птенцы . Они пищ…т, пищ… просят.

-- в выделенных словах подчеркнуть мягкие согласные.

2. Списать слова, разделив их для переноса.

Тополь, рябина, клён, пальма, ива, чайник, змея, ольха, ясень.

3. Записать данные слова – названия растений в алфавитном порядке.

Капуста, огурец, абрикос, вишня, ежевика, картофель, лук, апельсин, лимон.

Парта, линейка, книга, тетрадь, учебник, глобус, мел, карандаш.

5. Придумать и записать пять слов, состоящих из трёх слогов.

6 . Придумать и записать пять слов с ударением на первом слоге.

4.Списать слова. Поставить знак ударения. Подчеркнуть ударные слоги.

Малина, вишня, дуб, тополь, черёмуха, земляника, ель, сосна.

5. Придумать и записать пять слов, состоящих из двух слогов.

6. Придумать и записать пять слов с ударением на втором слоге.

4.Списать слова. Поставить знак ударения. Подчеркнуть ударные слоги.

Корова, медведь, лось, лисица, поросёнок, волки, собака, курица.

5. Придумать и записать пять слов, состоящих из одного слога.

6. Придумать и записать пять слов с ударением на третьем слоге.

Предварительный просмотр:

Вариант 1.

  1. коньки, ели.
  2. Разобрать по составу слова: травка, прочитали, переход.

Вариант 2.

  1. Списать текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

(В)л…су тиш… . Од…нокие з…л…тые л…сточ?ки в…сят на б…рёзе. (С)молкли птич?и г…л…са. Мы под?езжаем (к)р…ке (к,К)убань. Она выпр…милась и стала ш…ре. (От)м…розов тра…ка у б…регов (за)вяла и опус?тилась (на)дно реч?ки.

2 . Произвести полный разбор второго предложения.

3. Выписать из текста 3 слова с безударной гласной в корне, подобрать проверочные слова.

4. Произвести фонетический разбор слов: деньки, Зоя.

5. Разобрать по составу слова: перелёт, дорожка, выбежала.

Вариант 1.

  1. Списать текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

(На)ступают осен(н)ие дни. Грус…ный ви… (у)природы. З…мля оделас? сухими лис?т?ями. Вет…р н…сёт л…сточ?ки (по)тр…пинкам (на)опу…ку леса. Между д…рев?ями прот…нулись нити лё…кой паутины. (В)м…розные дни лис?тики в…сят жёсткие и хру…кие.

  1. Произвести полный разбор третьего предложения.
  2. Выписать из текста 3 слова с безударной гласной в корне, подобрать проверочные слова.
  3. Произвести фонетический разбор слов: коньки, ели.
  4. Разобрать по составу слова: травка, прочитали, переход.

Повторение. Вариант 1.

  1. Спишите текст.

Хорош русский лес ранней весной! (… , …) Гибкие ветки берёз покрыты смолистыми почками. Свежий ветерок бежит от берёзки к осинке. В необъятном небе красуются гигантские сосны. Идёшь и слышишь жужжание пчёл.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Отметь слово, в котором отсутствует суффикс -ик :
  1. зонтик 2) крик 3) лучик 4) дождик
  1. Отметь неоднокоренное слово:
  1. частота 2) частичный 3) частица 4) часть
  1. река – репа 2) пруд – прут 3) слово – слава 4) палка – балка
  1. Разбери по составу:

подводник игрушка перевал

  1. Отметь слово, в котором букву безударного гласного в корне нельзя проверить ударением:
  1. кр…чать 2) б…лизна 3) р…кета 4) в…лнение
  1. Найди слово, в котором вторая буква обозначает согласный мягкий звук:
  1. ответ 2) огоньки 3) ошибка 4) участие
  1. Отметь слово с нулевым окончанием:
  1. братишка 2) столовая 3) озеро 4) пол
  1. Впиши буквы в словах (глаголах):

ты убега…шь, он прыга…т, мы листа…м

  1. Отметь слово, в котором есть приставка на- :
  1. надежда 2) наклейка 3) надпись 4) нарцисс
  1. Отметь пару слов, которые не различаются по произношению:
  1. лук – лак 2) лук – луг 3) кит – кот 4) блин – клин
  1. Отметь слово с приставкой, которая не может быть предлогом:
  1. подснежник 2) выстрел 3) залетел 4) убежал
  1. Укажи род, число, падеж имён существительных:

о братике - ____________________ ; на улице - _________________________;

у театра - ____________________ ; по степи - __________________________ .

  1. Выпиши из предложения одно словосочетание.

На деревцах набухают смолистые почки.

Повторение. Вариант 2.

  1. Спишите текст.

Утренние часы скоро кончатся. Наступит июньский полдень. Мы возвращаемся из леса и отдыхаем. Ярко светит летнее солнце и слепит глаза. (… , …) Их невольно зажмуришь и направишь взгляд в сторону.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Отметь слово, которое состоит из корня, приставки, суффикса, окончания:
  1. белочка 2) победа 3) разведка 4) опушка

3.Отметь слово, в котором букв больше, чем звуков:

  1. каюта 2) стульчик 3) яхта 4) синяя

4.Отметь слово, в котором звуков больше, чем букв:

  1. льдина 2) ёжик 3) пить 4) дуб

5.Отметь пару слов с неверным проверочным словом:

  1. дождливый – дождь 2) преподаватель – дать

3)свистеть – свист 4) увлекательно - увлечь

6.Отметь слово, в котором букву безударного гласного в корне нельзя проверить ударением:

1)заколоть 2) смешить 3) закалить 4) корзина

7. Разбери по составу:

подснежник травушка полёты

8. Отметь слово с приставкой о-:

1) остров 2) осина 3) осмотр 4) открыть

9.Впиши буквы в словах (глаголах):

они отправ…лись, мы игра…м, он лов…т

10.Отметь слово, в котором есть приставка по- :

  1. подарок 2) подгрёб 3) порошок 4) залез

11.Отметь пару слов, которые не различаются по произношению:

  1. друг – вдруг 2) лес – лось 3) изморозь – изморось 4) ложка – кошка

12.Отметь слово с приставкой, которая не может быть предлогом:

  1. повозка 2) выход 3) заплыл 4) ушёл

13.Укажи род, число, падеж имён существительных:

под берёзой - ____________________ ; на пне - _________________________;

к сторожке - ____________________ ; в тени - _________________________ . 14.Выпиши из предложения одно словосочетание.

Упали на землю тяжёлые капли.

____________________________________________________________________


Русский язык. 4 класс . Упражнения на повторение. Ф. ___________________

    Спиши только однокоренные слова, разбери их по составу.

Вода, водить, провод, водянистый.

Снег, снежный, на снегу, снега.

Гора, горелка, загорелый.

    Вставь пропущенные буквы.

А) Прим…рение, ро…кий, нак…тался, см…нился, гла…кий, в…днелись, чес…ный, б…лет, ре…кий, выд…ржит, прекрас…ный, отв…чает, к…пус…ный, адр…с, б…рё…ка, у…кий, зам…чает, б…жать, перел…вался, боров…чки, кре…кие, разд…вались, пробр…лась, сп…сительный.

Б) Подн…лась, в…лялись, сер…це, перет…щил, выб…лся, гры…ть, сп…шит, р…внина, д…лёкий, опас…ность, в…черняя, р…сли, р…дами, поз…но, осв…тила, к…залось, стру…ки, уд…вительный, подобр…лась, сколь…кий, зап…хнулся, гл…дел, пок…зались, напр…влялись, ис че…, скр…пят.

В) Добр…лись, окрес…ность, разд…ются, оп…дут, лё…кий, ужас…ный, заб…леют, выгл…нут, прин…сёт, г…лу..ка, хрус…нул, вя…кое, ож…вает, пр…мой, а….етит, наскво…ь, сп…шит, поли…ка, жалос…ливый, блюю…це, …довитый, гр…ч…та, завя…ь, п…щать, п…чен…е, об…ятия.

Г) Ж…лище …жихи, об…щ…ние внуч…т, оруж…е Миш…, пуш…стый Рыж…к, уч…ял добыч…, ш…рокая ш…на, ч…сто кр…ч…ть, уч…ял щ…ку, г…рящ…я св…ч…, п…щ…т зайч…та, прит…щ… к…льч…гу.

    Спиши слова в 4 столбика: Ъ, м-ь, р-ь, ь-показатель рода.

В…юга, Ол…га, об…едки, ноч…ю, пер…я, рож…, раз…ехались, об…езд, васил…ки, доч…, нел…зя, камыш…, с…ёжились, лист…я, бол…ной, вещ…, в…ётся, пред…явил, полноч…, скатерт…, помощ…

- Какое слово не вошло ни в один столбик? Почему?

    Спиши стихотворение Льюиса Кэрролла. Над каждым, словом определи часть речи.

Бармаглот. Варкалось. Хливкие шорьки пырялись по наве,

И хрюкотали зелюки, как мюмзики в мове.

    Спиши текст. Определи части речи (сущ., прил., мест., глаг., нар., пр., союз).

На п…лян… ст…яла од…нок…я р…бина. Она т…нулась (к)небу. Зимн…. пич…… ки (с)ярк…м …п…рен…ем (под)л…тали к р…бин… . Сн…гири и с…ницы медл…….о нач…ли кл…вать крупные яг…ды. (На)бел…й скат…рт… снега по…вились первые сл…ды.

    «Преврати » глаголы в имена сущ., имена сущ. – в имена прил., а имена прил.- в глаголы.

Бежать, зелень, красный, книга, взглянул, берёза, смешной.

    Вставь, где нужно, ь.

Ковш…, суш…, хрящ…, ландыш…, врач…, роскош…, меч…, калач…, плач…, мелоч…, экипаж…, пляж…, чертёж…, дрож…, молодёж…, плющ…, сторож…, стриж…, мыш…, меч…, доч…, шалаш…, ноч…, ёрш…, глуш…, Тиш…, камыш…, плащ…, луч…, лещ…, чертёж…, ключ…, багаж…, гараж…, упряж…, карандаш…, товарищ…, мяч…, обруч…, рож…, дич…, малыш…, помощ…, богач…, реч…, лож…, чиж…, борщ…, теч…, манеж…, трубач…, вещ…, ковш…, бреш…, залеж… .

    Вставь пропущенные окончания.

Спать в постельк…, прыгать на постел…, играть на площадк…, стоять на площад…, шел по деревн…, на краю деревн…, на ветк… яблон…, ехал на лошад…, скакал на лошадк…, отдыхал в август…, стоял около избушк…, писал в тетрад… по математик…, жил в город… Казан…, кедры в Сибир…, ехал на трамва…, в алле… у скамейк…, ехал по пустын… на верблюд…, зайчик скучал по морковк…, витамины в морков… .

    Подбери к прилагательным сначала синонимы, а потом антонимы.

Соседнее селение - ближнее, далёкое , веселый мальчик - …, …, холодный воздух - …, …, пасмурный день - …, …, огромный дом - …, …, робкий ответ - …, … .

    Напиши текст под диктовку.

Я получил письмо от бабушки. Она живет в деревне Московской области. Бабушка пригласила меня с сестричкой на лето в деревню. Мы с удовольствием поехали. У дома расстилалась лужайка. В зелёной травке прыгали кузнечики.

    Определи число, лицо, род и падеж местоимений.

Играю с ним (…), думаю о ней, увижусь с тобой, приходил к нему, узнал о нас, посмотрел на него, рассказал о вас, отошел от меня, направился к вам, находился у них, взял у тебя, гулял со мной.

    Синтаксический разбор предложения.

Сегодня я разглядывал на снегу следы зверушек. Теплый ветерок ласкает верхушки деревьев. На лесных полянах появились голубые подснежники. По тропинке в лесу бегут хлопотливые муравьи.

Весенний лес просыпается после зимнего сна. На столе стояла чашка с топлёным молоком.

    Вставь пропущенные запятые.

А) Потоки воды размывают вершины оврага роют ямы на его дне образуют новые боковые овражки. Они ползут во все стороны прорезают поля подступают к селениям размывают улицы уничтожают дороги подкапываются под дома. Ветер загудел затрещал сорвал крышу сарая и помчался дальше. Вот он снова несётся ломает сучья крутит пыль на дороге подхватывает солому и бросает её через дорогу.

Б) Повсюду встречаются жаворонки зяблики трясогузки зеленушки. В голубом небе проносятся белые чайки пёстрые чибисы. На реках озёрах показались утки. Всё ожило пробудилось. И вдруг налетела буря. Ручьи озёра затянул лёд. Для птиц это настоящим бедствием. Чибисы и чайки полетели на юго-запад, к берегам больших незамерзающих водоёмов.

В) В нашем лесу растут сосна ель береза осина дуб ольха. В лесу мы собираем землянику и ежевику. В лесу растут волки лисицы зайцы и белки. Летом мы часто видим иволгу щегла синицу дятла кукушку сороку чижа.

Г) У белки мягкая шерсть чуткие уши быстрые глаза цепкие лапы. Она очень быстро скачет с ветки на ветку прыгает с вершины дерева на землю и не разбивается. Белка принадлежит к грызунам и питается древесными почками зёрнами орехами семечками еловых и сосновых шишек. Зубки у белки то стираются, то опять подрастают.

    Спиши текст без ошибок.

А) Я шол полестной дорошки в диревню. Месность была мне знакома. В чащи леса слышался голосок малиновке. У опушке милькали голубые колаколчики белаи рамашки на высокай ношки. От апушке к деревни тенулась паляна. Заней сенела речька. Около речке послось стадо. (25 ош.)

Б) Была тихая звёзная ноч. В позний вечер за акном шумела буря. Здраствуй, княсь ты мой прекрастный! Что ты тих, как день ненасный? Дуют ветры яросные, гонят лотки парустные. Гром – первый весник весны.

В) Стаят силные марозы. На диревях лижат сниговые шабки. Дятел на сасне стучит сваим кребким клювом. Марос затенул прут литком. Мяхкий белый кавёр пакрыл халодною землю.

    Напиши текст под диктовку.

А) Я получил письмо от бабушки. Она живет в деревне Московской области. Бабушка пригласила меня с сестричкой на лето в деревню Каменка. Мы с удовольствием поехали. Возле дома деревни расстилалась лужайка, около неё мелкая речушка Выпрейка. В зелёной травке прыгали кузнечики. Красота!

    Вставь, где нужно, непроизносимые согласные.

А) Мраморная лес…ница, гиган…ское дерево, искус..ная поделка, ужас...ное зрелище, безжалос…ный хищник, влас…ный голос, древес…ный жук, добросовес…ная работа, громко свис…нул.

Б) Доброе сер…це, бессовес…ный обманщик, доблес…ный солдат, небес…ная синь, звёз…ная ночь, поверхнос…ные знания, поз…ний вечер, громоз…кий чемодан, ярос…ный крик.

В) Весёлый праз…ник, радос…ное чу…ство, прелес…ные цветы, извес…ный писатель, вкус…ный обед, сахарный трос…ник, капус…ные листья, опас…ный путь, ус…ный ответ.

    Вставь, где нужно, ь.

Знания ценят…ся в голове, а не на словах. Умел ошибит…ся, умей и поправит…ся. Волков боят…ся, в лес не ходить. С умным знат…ся – ума набрат…ся. Счастье не в воздухе вьёт…ся, а руками достаёт…ся.

Русский язык достаточно сложен в изучении, но также очень гибок и многогранен в его выразительных возможностях. Одним из средств, используемых для контроля знаний учащихся, а также систематизации и обобщения изученного материала является проведение олимпиад по русскому языку.

Участие в таком мероприятии помогает научиться применять знания, полученные на уроках, воспитывает любовь к русскому языку. Мы хотим помочь учащимся добиться высоких результатов и предлагаем вашему вниманию примеры заданий олимпиады по русскому языку для 4 классы. Внизу вы найдете ответы к представленным заданиям.

Тестовые задания

1. В каждом из данных ниже слов спрятался какой-нибудь зверь. Да вот беда: один целиком не поместился. В каком слове?
А) палисадник
Б) камыш
В) заслонка
Г) посёлок
Д) укротитель

2. Какое слово написано с ошибкой?
А) бреют
Б) клеют
В) реют
Г) сеют
Д) тлеют

3. Найди верный ответ.
А) Окончание - это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении
Б) Окончание — это изменяемая часть слова, которая служит для образования новых однокоренных слов
В) Окончание — это неизменяемая часть слова, которая служит для узнавания однокоренных слов

4. В каком слове пишется ъ?
А) с…езд
Б) с…бить
В) с…играть
Г) в…ётся

5. В каком слове содержаться согласные буквы, обозначающие только глухие согласные звуки?
А) кошка
Б) мышка
В) лампа
Г) гуси

6. Найди словосочетание, в котором имя прилагательное употреблено в мужском роде:
А) у пушистой белки
Б) по широкому полю
В) в настенном календаре

7. Выбери вариант, в котором верно указаны пропущенные буквы: В н_чном небе зажглась яркая зв_зда. На с_ды опустился с_неватый туман.
А) а, е, а, и
В) о, е, а, и
Б) о, и, а, и
Г) о, е, а, е

8. Найди имя прилагательное:
А) гербарий
В) узкий
Б) санаторий
Г) дежурный

9. В каком словосочетании допущена ошибка:
А) прочитать в книге
В) сорвать с сирени
Б) гулять по улице
Г) рассуждать о совесте

10. Найди грамматическую основу предложения: Маленькая лень большое горе приносит.
А) лень приносит
Б) горе приносит
В) малая лень
Г) большое приносит

Открытые вопросы

Вопрос 1
Вспомни и запиши пословицы, по которым созданы следующие газетные заголовки:
Готовь лыжи летом — …
Шайбы по весне считают — …
Когда в соседях согласья нет — …

Вопрос 2
Как будут звучать слова, если их поставить в Р. п. множественного числа: носки, блюдца, яблони, ботинки, плечи, помидоры?

Вопрос 3
Отгадай загадку. Напиши отгадку. Определи, сколько раз в загадке встречаются звуки [а] и [о].
Посмотрите, дом стоит,
До краёв водой налит.
Без окошек, но не мрачный
С четырёх сторон прозрачный.
В этом домике жильцы —
Все прекрасные пловцы.

Вопрос 4
Замени иноязычные слова сложными русскими словами.
1)Каллиграфия — …
2)Орфография — …
3) Эгоизм — …

Вопрос 5
Подчеркни словосочетания, в которых слова употреблены в переносном значении.
Жар солнца - жар чувств;
Каменное здание - каменное сердце;
Строить планы - строить мост;

Творческие задания

Задание 1
Ответь на вопросы:
а) Каким ключом нельзя отвернуть гайку?
б) Какую соль не кладут в суп?
в) Из какого крана не льётся вода?
г) Какой лук не режут в салат?
д) По какому мостику нельзя перейти реку?

Задание 2
Составь предложения со словами: одеть и надеть. Запиши их ниже.

Задание 3
Подобрать синонимы к словам:
работа –
громкий –
дремучий (лес) –
печаль –
кричать –

Задание 4
Напиши цепочку слов, меняя в слове каждый раз только одну букву

Задание 5
Запиши предложения в таком порядке, чтобы получился связный текст.
1) Вот почему под осиной столько сосновых шишек очутилось!
2) Отошёл я в сторону и сел на пенёк. Гляжу, к дереву птица летит и в клюве сосновую шишку держит. Сразу узнал я дятла.
3) Вдруг вижу: на снегу набросана целая куча сосновых шишек. Все вылущенные, растрепанные: хорошо над ними кто-то потрудился.
4) Шёл я однажды зимой по лесу.
5) Посмотрел вверх на дерево. Да ведь это не сосна, а осина! На осине сосновые шишки не растут. Значит, кто-то натаскал их сюда.

Ответы на тесты

Тестовое задание № 1 № 2 № 3 № 4 № 5
Ответ Б Б А А А
Тестовое задание № 6 № 7 № 8 № 9 № 10
Ответ В В В Г А

Ответы на открытие вопросы

Ответ на вопрос 1: Готовь сани летом, а телегу — зимой. Цыплят по осени считают. Когда в товарищах согласия нет, на лад их дело не пойдёт.
Ответ на вопрос 2: Носков, блюдец, яблонь, ботинок, плеч, помидоров.
Ответ на вопрос 3: Аквариум; звук [а] — 16 раз, звук [о] — 8 раз
Ответ на вопрос 4: 1 — Чистописание; 2 — Правописание; 3 — Себялюбие.
Ответ на вопрос 5: жар чувств, каменное сердце, строить планы.

Ответы на творческие задания

Пример ответа на творческое задание №1:
а) Скрипичным ключом; ключом, который бьёт из-под земли (родником).
б) Морскую соль; ноту соль.
в) Из подъёмного крана.
г) Из лука, который служит для метания стрел (оружие).
д) По капитанскому мостику

Пример ответа на творческое задание №2
одеть кого-то или что-то, надеть на себя.

Пример ответа на творческое задание №3
работа – труд;
громкий – шумный;
дремучий (лес) – непроходимый;
печаль – тоска;
кричать – вопить.

Пример ответа на творческое задание №4
река-рука-щука-щека

Пример ответа на творческое задание №5
4), 3), 5), 2), 1)