Язык и речь разновидность речи. Общее представление о речи. Язык и речь. Мышлении и речь. Виды и функции речи. Виды речевой деятельности. Говорение

Речь – это коммуникативный процесс создания, хранения, передачи и получения информации. Речевой единицей, в которой фиксируется информация, является текст . Текст отличается от языковых единиц (знаков и фигур) тем, что он не обладает лингвистической синтагматикой и парадигматикой. Любой текст является знаком предшествующей информации (информационной памяти), последующей информации (замысла) и той объективной и субъективной действительности, которую он в целом обозначает (мыслительного и предметного содержания). Отношение между этими тремя компонентами текста называются коннекцией. Коннекция отличается от ассоциации (синтагматики и парадигматики) прежде всего тем, что членение текста на части и соединение текстов, в свою очередь, также является текстом, оно не образует новой единицы (как это имеет место в системе языка).

Речь – процесс коммуникации, который осуществляется конкретным человеком. Выделяют две формы речи : устную и письменную .

Письменная форма вторична по отношению к устной, так как является её отображением. Но субстанции устной и письменной речи различны. Устная речь осуществляется в виде непрерывного звучания, существующего во времени. Как известно, любое мгновение времени делит устную речь на уже произнесённую и ещё не произнесённую. Таких мгновений речи, которые делят устную речь на две части, может быть бесчисленное множество, поэтому интервалы между этими мгновениями стремятся к нулю. Сама материальная субстанция устной речи никаких звуковых сегментов (звуков речи) не содержит. Дискретизация устной речи осуществляется благодаря сознательной (мыслительной) деятельности человека, в процессе которой непрерывная устная речь сегментируется и ассоциируется с какими-то лингвистическими и содержательными представлениями.

Содержательная информация в устной речи образуется непрерывно. У говорящего, как правило, нет возможности постоянно следить за организацией устной речи, поэтому устная речь принципиально неорганизованна в деталях, незавершенна и непостоянна. Все эти недостатки, как уже было сказано, компенсируются возможностью интонационного переструктурирования, дополнительных интервалов, поправок, переинтерпретаций, оговорок и т.д. Чтобы сделать устную речь более организованной (например, при публичных выступлениях), необходима предварительная подготовка, которая выражается в формировании мыслительного содержания, его планировании, подборе лингвистических средств для построения текста.

Письменная форма речи имеет пространственную природу. На письме буквы, слова и предложения выстраиваются линейно и сохраняются на бумаге. Письменную речь можно продумать, исправить и заново переписать, чего нельзя сделать с устной речью. Поэтому письменная речь более организована и нормирована.

Письменная речь играет важную роль в речевой культуре человечества, создании грамматик, словарей, классических текстов. Всё это связано с потребностями письменной речи. Мыслительная культура человечества – это, прежде всего, письменная культура. Именно в тексте выражается содержание, о котором мы можем сказать: истинно оно или ложно. Поэтому благодаря письменным текстам возникла и наука. Благодаря письменной речи модифицируется и изменяется устная речь.

Выделяется два основных типа устной и письменной форм речи : монолог и диалог .

Монолог – это речь, создаваемая одним участником коммуникации (коммуникантом) для фиксации определённого мыслительного содержания. Монолог обращён либо к самому себе (как адресанту) для запоминания определённого содержания, либо к какому – то другому коммуниканту (адресату), отделённому от говорящего временем или расстоянием. Сам монолог создаётся в результате внутренней мотивации самого коммуниканта без ориентации на непосредственную мотивацию окружающих.

Диалог – это общение двух лиц, делающих сообщение друг другу последовательно. Каждая предыдущая реплика в диалоге со стороны адресанта (I участника коммуникации) мотивирует последующее высказывание адресата (II участника диалогической коммуникации). Таким образом, тексты, создаваемые одним участником диалога, мотивируются текстами, создаваемыми другим участником диалога. Не случайно именно в диалоге употребляются такие лингвистические выражения, как вопросы и проблемные ситуации. Поэтому решение проблемной ситуации в монологе очень часто строится по структуре диалога.

Называют третий тип межиндивидуальной коммуникации – полилог (когда в общении участвуют несколько человек). Однако говорить одновременно нескольким людям нельзя, так как при этом нарушаются сами условия общения: восприятие информации коммуницирующими сторонами и реакция на информацию. Поэтому в реальном общении полилог разбивается на последовательные группы диалогов: коммуникант вначале общается с одним адресатом, потом со вторым, третьим и т.д. Возможно и хоровое произношение определённого текста несколькими людьми, но в этом случае хор выступает эквивалентом создателя монолога.

В речеведении выделяются следующие виды речи : говорение, слушание (аудирование), чтение и письмо. Говорение и слушание относятся к устным формам речи, а чтение и письмо – к письменным. Говорение и письмо считаются активными видами речи, а слушание и чтение (особенно чтение «про себя») – пассивными. Эта характеристика основана на наблюдении внешних сторон речи.

Специалисты по методике языка, следующие правилу: при освоении учебных действий нужно идти от простого к сложному, от лёгкого к трудному – приходили к выводу, что при изучении видов речи нужно идти от пассивных видов к активным, от письменных к устным (поскольку письменное можно фиксировать на бумаге, а устное только запоминать, а это сложнее). В связи с этим, рекомендовалась такая последовательность в изучении видов речи: чтение – слушание – письмо – говорение.

Однако изучение внутренних сторон видов речи даёт иную картину. К внутренним механизмам речи следует отнести

§ построение мыслительного содержания (для того чтобы

говорить, нужно знать, о чём говорить);

§ планирование изложения;

§ выбор языковых средств.

В наиболее строгом и полном виде эти механизмы представлены в говорении. В слушании данные механизмы подвергаются перестройке. Например, говорящий излагает то содержание, которое у него есть в уме. Он не строит это содержание в процессе изложения, он его репродуцирует. Слушающий должен соотносить предлагаемое ему в изложении мыслительное содержание с теми знаниями, которые содержатся у него в уме. При этом происходит переструктурирование этих знаний и преобразование их в новое знание. Этот процесс гораздо сложнее, чем процесс изложения уже имеющегося содержания. Говорящий в процессе изложения не занимается планированием его содержания, оно содержится уже в этом содержании. Слушающий должен построить мотивацию предлагаемой ему информации. Он должен постоянно предугадывать план последующего изложения, мотивационно осмысливать его. Пытаться понять, для чего ему нужно новое содержание. Предугадывание, таким образом, более сложный процесс, чем репродукция заранее произведённого планирования. Говорящий пользуется теми языковыми средствами, к которым он привык. А у слушающего существует свой типовой набор языковых средств, которым он пользовался раньше. Ему нужно в процессе восприятия переводить языковые средства говорящего (обучающего) и их содержание в свои языковые средства и их содержание. Этот процесс сложнее, чем процесс использования наиболее типичных для своей речи языковых средств. Таким образом, процесс слушания, с точки зрения внутренних механизмов речи, намного сложнее, чем процесс говорения.

Процесс чтения чем-то напоминает процесс слушания. Однако он значительно упрощает этот процесс. Во-первых, слушание, как и говорение, производится однократно, а прочитать текст можно несколько раз. Во-вторых, читающий может дополнительно осмыслить содержание читаемого привлечением дополнительной литературы, справочников и т.д. В-третьих, содержание читаемого и его план уже содержатся в воспринимаемом письменном тексте. Неясности в этом восприятии могут быть компенсированы с помощью дополнительных материалов. Наконец, своеобразие языка читаемого текста также может быть освоено повторным чтением справочников и словарей. В любом случае, чтение допускает возможность более медленного и повторного восприятия, иначе говоря, чтение для обучающегося гораздо более простой процесс, нежели слушание.

Письмо в целом напоминает говорение, но с помощью письменных знаков. Оно допускает многократное обдумывание содержания текста, его медленное производство, возможность исправлений и т.п. Однако в целом письменный текст, с точки зрения его внутренних механизмов, сложнее говорения. Письменный текст требует более четкой и строгой логики изложения, а значит и более основательного обдумывания содержания текста и его планирования. Что касается языка письменного текста, то он резко отличается от языка устной речи его нормированием, отбором и соотнесённостью с определённым стилем речи. Всё это делает письмо гораздо более сложным видом речи, чем говорение.

Анализ внутренних механизмов четырёх видов речи показывает, что в основе их всех лежат механизмы говорения, которые лишь перестраиваются в других видах речи. Другими словами, говорение выступает в качестве инварианта остальных видов речи, их контрольного механизма. Поэтому обучение нужно начинать с освоения процессов говорения, и говорением необходимо сопровождать всякий другой вид речи. Из этого следует вывод: все виды речи взаимосвязаны и дополняют друг друга, в процессе освоения одного вида речи нужно пользоваться другими видами речи. Только на завершающей стадии обучения, когда определённый вид речи доводится до совершенства, процесс освоения вида речи сопровождается использованием этого же вида речи.

Говорение как наиболее универсальный вид речи помогает контролировать любой другой вид речи. Проверить, правильно ли освоено содержание прослушанного текста, можно только с помощью рассказа обучаемого, то есть с помощью говорения. Проверить результаты чтения можно также с помощью говорения. В свою очередь, освоение написанного помогает более содержательно и логично построить говорение. А в целом, с дидактической (обучающей) точки зрения, самым простым видом речи является чтение, затем слушание, говорение и письмо.


Глава 2. Виды текстов

Повествование – это изложение временной последовательности событий. Оно может быть перспективным (то есть излагающим событие от начало до конца) и ретроспективным (излагающим события по их воспоминаниям). Событийность описывается, в основном, глаголами или отглагольными существительными, прилагательными и наречиями. Поэтому в повествовательных текстах достаточно много глаголов. Примером повествования может служить сообщение о надвигающей метели в «Капитанской дочке» А.С.Пушкина:

Ямщик поскакал; но всё поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегла небо. Пошел мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение тёмное небо смешалось со снежным морем. Всё исчезло.

Текст изобилует глаголами, которые описывают последовательность смены событий: поскакал; поглядывал, бежали, становился, обратилось, подымалась, росла, облегла, пошел, повалил, завыл; сделалась, смешалось, исчезло.

Описание – это изложение объектов, их свойств, состояний или качеств. Описаниями довольно часто пользуются создатели художественных или научных текстов. Примером может служить описание портрета Обломова в одноимённом романе И.А.Гончарова:

Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким, может быть, потому, что Обломов как- то обрюзг не по летам: от недостатка ли движения или воздуха, а может быть, того и другого. Вообще же, тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины.

Текст изобилует прилагательными, описывающими внешность Ильи Ильича: ни румяный, ни смуглый, ни бледный, безразличный, матовому, белому, маленьких, пухлых, мягких, изнеженным.

А вот описание интерьера комнаты Обломова:

Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Там стояло бюро красного цвета, два дивана, обитые шелковой материею, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами. Были там шелковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей.

В тексте множество существительных: комната, взгляда, бюро, цвета, дивана, материею, ширмы, в природе, птицами, плодами, занавесы, ковры, картин, бронза, фарфор, мелочей. Все эти существительные называют предметы, которые объединяет то, что они находятся в одной комнате.

Рассуждение – это изложение каких-то мыслей, которые связаны между собой логическими отношениями. В текстах – рассуждениях, как правило, содержатся сложноподчиненные предложения с подчинительными союзами и союзными словами. В таком изложении (рассуждении) содержfтся обобщение, анализ, сопоставление и логические выводы. Образцовыми примерами рассуждений служат сентенции Л.Н.Толстого:

Все счастливые семьи похожи друг на друг, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему (Анна Каренина).

Как ни старались люди, собравшись в одно небольшое место несколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на которой они жались, как ни забивали камнями землю, чтобы ничего не росло на ней, как ни счищали всякую пробивающуюся травку, как ни дымили каменным углём и нефтью, как не обрезывали деревья и не выгоняли всех животных и птиц, – весна была весною даже и в городе (Воскресение).

В этом тексте перечисление действий неразумных людей перекрывается общей сентенцией – гимном жизни.

Убеждение – текст, в котором излагается конечный вывод многочисленных опытов жизни и трудных размышлений. Текст – убеждение строится как последовательность образцовых классических утверждений, подводящих итог разбросанным жизненным замечаниям. Примером убеждения может служить классический текст из романа Н.Островского «Как закалялась сталь»:

Самое дорогое у человека – это жизнь. Она даётся ему только один раз, и прожить её нужно так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, мог сказать: «Вся жизнь была отдана самому прекрасному в мире – борьбе за освобождение человечества!»

Вопрос № 45 . Язык и речь. Виды и функции речи.

Язык - система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности, передачи от поколения к поколению и хранения информации. Язык - это общественно-историческое явление. Исторически основой возникновения языка служит труд, совместная деятельность людей. Язык существует и реализуется через речь. Речь - это деятельность общения посредством языка. Речь - это язык в действии. Речь - это особая форма общения людей, в процессе которой люди осуществляют обмен мыслями и воздействуют друг на друга. Язык - это средство общения людей в форме слов.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ

Речь - это психический процесс передачи информации опосредованный языком.

Речь рассматривают как форму, вид и средство общения.

Язык - это система условных знаков, которые имеют предметное значение.

Особенности происхождения речи в филогенезе

Предполагается, что первоначально речь была жестовой и система артикуляции у первобытных людей была не развита. Постепенно человек осваивает предметную деятельность, учится изготавливать орудия труда. Возникает конфликт между двумя функциями рука: общением и изготовлением чего-либо. Для совместной работы нужна синхронность действий, по этому жестовое общение стало недостаточным, т.к. мешало слаженной работе. Постепенно функция общения передается артикуляционному аппарату, происходит его развитие и в результате этого возникает членимость речи (разделение фразы на слова, слова на буквы). Логика развития речи в онтогенезе повторяет развитие речи в филогенезе. Изучение архаичных языков (племена) позволяет изучать развитие речи. Одно слово имеющее несколько значений дополнялось жестами.

Развитие речи в онтогенезе

Развитие речи в онтогенезе состоит из 2-х крупных этапов:

1. Доречевой этап - включает в себя 3-и стадии: лепет, гуление, свирель. Основными задачами этого этапа является тренировка артикуляционного аппарата и развитие фонематического слуха у детей.

2. Речевой этап. На речевом этапе сначала появляются псевдослова, и, соответственно, сами слова. Наиболее интенсивно речь развивается в раннем возрасте (с 1 до 3 лет). Первоначально формируется пассивный словарный запас (ребенок понимает речь, но сам не говорит). Далее (с 2 до 3 лет) формируется активный словарный запас.

Функции речи

Иногда выделяют отдельно функции речи в общении и в мышлении. Выделяют следующие функции:

1. информационная (передача информации);

2. контактная (организация взаимодействия между людьми);

3. функция влияния (воздействие на поведение партнера по общению);

4. функция обобщения (любое слово обобщает, являясь понятием);

5. функция контроля (контроль организации собственной деятельности);

6. сигнальная (любое слово имеет предметное значение и обозначает что-либо).

Любое слово имеет предметный компонент (стол, окно) и имеет аффективный (эмоциональный) компонент. "Сухой" язык (с низкой эмоциональной нагрузкой), например: несколько слов имеют одно и тоже значение, но эмоциональный компонент разный (лицо, личико, морда).

В процессе развития речь формировалась как процесс, который может быть активным и конструируемым каждый раз заново, либо речь может представлять собой цепочку динамических речевых стереотипов. При высказывании человек имеет определенный речевой замысел, который может изменятся при вербализации (проговаривание). Это изменение зависит от особенностей кодирования информации т.е. подбора соответствующих слов, которые раскрывают речевой замысел.

Взаимосвязь мышления и речи

Данная проблема рассматривалась в работах Льва Семеновича Выготского. По его мнению отношение между этими процессами непостоянно и изменчиво на всем протяжении их развития. В частности развитие мышления и речи происходит не параллельно и не одновременно. Они имеют генетически разные корни.

И в онто- и в филогенезе выделяют доречевую фазу развития мышления и доинтеллектуальную фазу развития речи.

Мышление ребенка, проходя доречевую стадию своего развития (шимпанзеподобный возраст), имеет наглядно-действенную форму. В развитии речи также есть доинтеллектуальная стадия, когда ребенок использует крик, лепет и даже первые слова неосознанно. Т.е. они используются как средство связи, а не как механизм мышления. По Выготскому, на рубеже 2-х лет линии развития мышления и речи начинают пересекаться и постепенно, мышление становится речевым, а речь интеллектуальной, осознанной.

Слияние мышления и речи дает начало совершенно новой форме поведения, характерной только для человека (целенапрвленное, осознанное поведение).

Виды речи

Выделяют 3-и вида речи: внешняя, эгоцентрическая и внутренняя.

I. Внешняя речь - основное средство общения, речь вслух и для других. Внешняя речь подразделяется:

1. устную речь - представляет собой вербализацию речевого замысла, включает в себя не вербальные компоненты, что делает данные виды речи мощным средством воздействия на другого человека (всегда присутствует обратная связь). Выделяют 2-а вида устной речи:

a. монолог - речь одного человека для других - важно учитывать подготовленность аудитории, ее психологические особенности (важно заинтересовать)

b. диалог - словесный обмен между двумя и более собеседниками.

2. письменную речь - словесное общение, но при помощи графики или письменных текстов. В отличие от устной, письменная речь более и в синтаксическом (грамматическом) и в стилистическом отношении (очень важна внутренняя логика);

3. афферентную речь - короткие эмоциональные высказывания (ого, вау и пр.).

II. Эгоцентрическая речь - речь вслух, но для себя

III. Внутренняя речь - средство мышления, речь внутри себя и для себя. Принято выделять 3-и формы внутренней речи. В целом внутренняя речь представляет собой использование языка вне процесса реальной коммуникации.

1. Внутреннее проговаривание - это речь про себя, которая сохраняет структуру внешней речи, т.е. она развернута, но лишена интонации (произнесения звуков). Человек обычно использует внутреннее проговаривание для решения мыслительных задач в затруднительных ситуациях;

2. Собственно внутренняя речь - это средство мышления, в котором используется специфические единицы (коды образов и схем, предметное значение слова). Структура этой формы речи отличается от структуры внешней речи. Она свернута, конспектна, автоматизированна.

3. Внутреннее программирование - это формирование и закрепление в специфических единицах замысла речевого высказывания или какого-либо текста.

Рубинштейн говорит о единстве сознания и речи. Благодаря речи индивидуально сознание каждого обогащается результатами опыта, наблюдения и знания всех людей благодаря речи могут стать достоянием каждого. Благодаря речи сознание одного человека становится данностью для другого.

Основная функция сознания - отражение бытия. Эту функцию речь выполняет следующим образом: оно отражает бытие, обозначая его. Речь - это обозначающее отражение бытия. Речь - это форма существования осознания для другого, служащая средством общения с ним, и форма мышления. Речь, слово являются специфическим единством чувственного и смыслового содержания. Всякое слово имеет семантическое содержание, которое составляет его значение. Обобщенное отражение предметного содержания составляет значение слова. Но значение слова - не пассивное отражение предмета самого по себе вне практических отношений между людьми. Значение слова, обобщенно отражающее предмет, включен в реальные действенные общественные взаимоотношения людей, определяются через функцию этого предмета в системе человеческой деятельности. Формируясь в общественной деятельности, оно включает в процесс общения между людьми. Значение слова - это познавательное отношение человеком сознания к предмету, опосредованное общественными отношениями между людьми.

Носителем значений всегда служит чувственный образ. Но чувствен основа речи функционирует лишь как носитель смыслового содержания. Связь слова с предметом не природой предустановленная, а исторична. Связь эта опосредованная - через обобщенное семантическое содержание слова - через понятие или образ. В процессе употребления слова его значение не только реализуется, но и видоизменяется, приобретая в данном конкретном контексте смысл, отличный от его значения. Вместе с тем употребление слова в различных контекстах приводит к тому, что новое содержание включается в него и, преобразуя его, закрепляется в нем так, что оно входит в собственное значение слова и сохраняется за ним и вне данного контекста.

Внешняя речь существенно отличается от внутренней речи . Внутренняя речь отлична, прежде всего, по своей функции, структуре. Внутренняя речь – это речь про себя. Выделяют три основных типа внутренней речи:

a)внутреннее проговаривание, «речь про себя», сохраняющая структуру внешней речи, но лишенная фонации, т.е. произнесения звуков, и типичная для решения мыслительных задач в затруднительных условиях;

b)собственно внутренняя речь, когда она выступает как средство мышления, пользуется специфическими единицами и имеет специфическую структуру, отличную от структуры внешней речи;

c) внутреннее программирование, т.е. формирование и закрепление в специфических единицах замысла речевого высказывания.

В онтогенезе внутренняя речь формируется в процессе интериоризации внешней речи. Внутренняя речь в отличие от внешней речи обладает особым синтаксисом, характеризуется отрывочностью, фрагментарностью, сокращенностью. Превращение внешней речи во внутреннюю происходит по определенному закону: в ней в первую очередь сокращается подлежащее и остается сказуемое с относящимися к нему частями предложения.

Основной синтаксической характеристикой внутренней речи является предикативность. Ее примеры обнаруживаются в диалогах хорошо знающих друг друга людей, «без слов» понимающих, о чем идет речь в их «разговоре».

Еще одной особенностью семантики внутренней речи является агглютинация, т.е. своеобразное слияние слов в одно с их существенным сокращением. Возникающее в результате слово как бы обогащается двойным или даже тройным смыслом, взятым по отдельности от каждого из двух-трех объединенных в нем слов. Так, в пределе можно дойти до слова, которое вбирает в себя смысл целого высказывания, и оно становится, как говорил Л.С. Выготский, «концентрированным сгустком смысла». Чтобы полностью перевести этот смысл в план внешней речи, пришлось бы использовать, вероятно, не одно предложение. Внутренняя речь, повидимому, и состоит из подобного рода слов, совершенно непохожих по структуре и употреблению на те слова, которыми мы пользуемся в своей письменной и устной речи. Такую речь в силу названных ее особенностей можно рассматривать как внутренний план речевого мышления. Внутренняя речь и есть процесс мышления «чистыми значениями».

Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и её компоненты. Основные требования к речи.

Язык и речь Язык - это система знаков, включающая слова с их значениями плюс синтаксис - набор правил, по которым строятся предложения. Речь - это язык в действии. Речь - специфически человеческий род языковой деятельности, обеспечивающий коммуникацию людей и их общественно-историческое развитие.

Виды речевой деятельности Речь может быть: 1) Внешней или внутренней. 2) Устной или письменной. 3) Пассивной (чтение, слушание) или активной (говорение, письмо). 4) Монологической или диалогической. 5) Быстрой или медленной, 6) Короткой или длинной, 7) Понятной, отчетливой или сумбурной, 8) Эмоционально выразительной или монотонной, 9) Естественной или манерной, 10) Тихой или громкой, 11) Яркой или невыразительной, 12) Интеллигентной или вульгарной, 13) Грамотной или неграмотной и т. д.

Записать слово и антоним к нему Злость Атака Надежда Господин Буря Мороз Нерастороп Скука ность Беда Позор Соперник Черный Прыгать Красивый Целина Работа Гладкий Вершина Взять Тусклый Похвала Любить Адажио Суша Культура Женщина Гуманность Ребенок Смех Находка

Проверь себя Злость (доброта) 2) Господин (слуга, раб) 3) Нерасторопнос ть (проворство, ловкость, прыть) 4) Позор (почет, слава, честь) 5) Соперник (партнер, коллега, единомышленн ик) 6) Черный (белый) 7) Прыгать (стоять) 8) Красивый (уродливый, безобразный, некрасивый) 9) Целина (пашня, пахотная земля, обработанная земля) 10) Гуманность (жестокость, мизантропия) 11) Смех (плач) 12) Атака (оборона, защита) 13) Буря (тишь, покой) 14) Скука (веселье) 15) Беда (радость) 16) Вершина (основание, подошва) 17) Тусклый (яркий) 18) Любить (ненавидеть) 19) Суша (море, вода) 20) Культура (невежество) 21) Женщина (мужчина) 22) Ребенок (старик) 23) Находка (потеря) 24) Надежда (отчаяние) 25) Мороз (жара, зной) 26) Работа (отдых, безделье) 27) Гладкий (шершавый) 28) Взять (отдать) 29) Похвала (брань, ругань, критика) 30) Адажио (аллегро, престо, скерцо)

Речевое общение Речевая коммуникация, речевое общение - это общение человека с человеком: мы говорим, слушаем, читаем, пишем, переводим. Речевая ситуация – сложное соединение внешних обстоятельств и внутренних психологических реакций, которые побуждают собеседников обмениваться информацией. Компоненты речевой ситуации: участники: адресант, адресат, аудитория; предмет речи; обстоятельства: место, время, другие значимые условия; канал общения – способ осуществления коммуникации – используется устная или письменная речь, условные знаки и прочее; код: язык, диалект, стиль; речевой жанр, например, научный доклад, беседа; событие; цель - то, что могло бы быть, по мнению участников, результатом речи в данной ситуации; оценка эффективности речи, например, заинтересовал ли доклад слушателей.

Культура речи, её основные критерии Культура речи – это владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики), а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи. Критерии культуры речи: Точность Правильность Логичность Коммуникационная целесообразность Выразительность Ясность Богатство Доступность Уместность Чистота Эстетичность

Домашнее задание 1. Запишите одно из высказываний: Существуют три категории ораторов: одних можно слушать, других нельзя слушать, третьих нельзя не слушать. (Архиепископ Мэджи) Говорить не думая – все равно, что стрелять не целясь. (Мигель де Сервантес) Осторожность в словах выше красноречия. (Ф. Бэкон) Оформите в виде эссе, как вы понимаете данное высказывание. 2. Выучить материалы лекции.

Тема 1. Разновидности речи.

Язык и речь. Язык – естественно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система, способная выразить всю совокупность понятий и мыслей человека и предназначенная прежде всего для целей коммуникации. Язык – это условие развития и продукт человеческой культуры.

Речь – конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в звуковую или письменную форму. Под речью принято понимать как сам процесс говорения, так и результат этого процесса, то есть и речевую деятельность, и речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом.

Общая характеристика речи обычно дается через ее противопоставление языку. Язык и речь в совокупности образуют единый феномен языка. Речь есть воплощение, реализация языка, который обнаруживает себя только в речи и только через нее выполняет свое коммуникативное назначение. Если язык – это орудие (средство общения), то речь есть производимый этим орудием вид общения. Речь материальна, она воспринимается органами чувств, язык же (система знаков) включает в себя абстрактные аналогии единиц речи. Речь есть последовательность слов, она линейна, язык вносит в эту линейную последовательность иерархичные отношения, он имеет уровневую организацию. Речь стремится к слиянию слов в речевом потоке, язык сохраняет их отдельность. Речь отнесена к объектам действительности и может рассматриваться с точки зрения своей истинности или ложности, к языку истинная оценка неприемлема. Речь конкретна и неповторима, язык абстрактен и воспроизводим. Речь подвижна, язык стабилен, речь бесконечна, система языка ограничена определенным набором составляющих.

Основными качествами культурной речи являются:

Точность речи. Характеризует речь со стороны её содержания, то есть характеризует то, насколько точно говорящий описывает данную ситуацию, насколько его описание соответствует действительности.

Различают точность предметную и понятийную. Предметная точность опирается на связь речи и действительности (сказал то, что есть на самом деле). Понятийная точность задается связью речи и мышления (сказал то, что и хотел сказать).

Основные условия, способствующие созданию точной речи:

Знание предмета речи (то есть того, о чем говорится);

Знание языка, на котором происходит общение;

Хорошие речевые навыки, вырабатываемые постоянной практикой общения.

Логичность речи . Характеризует речь со стороны её структуры, организации, композиции. Общими условиями логичности речи является, прежде всего, владение логикой рассуждения, а также знание языка, коммуникативных возможностей языковых средств.

Выразительность речи . Выразительность речи – это такая её особенность, которая помогает поддерживать интерес и внимание слушателя.

Условия, от которых зависит выразительность речи:

Самостоятельность мышления говорящего;

Хорошее знание языка, его выразительных возможностей;

Тренировка речевых навыков;

Богатство и разнообразие речи. Достигается за счет использования в речевом общении разнообразных языковых средств.

Уместность речи . Речь должна быть уместной, то есть соответствовать цели, условиям общения, составу и настроению слушателей.

Классификация разновидностей речи. Основанием классификации разновидностей речи могут быть различные факторы, которые дают возможность выделять внешнюю и внутреннюю, устную и письменную формы существования речи, диалогическую и монологическую речь, функционально-смысловые типы речи.

Общение между людьми может происходить в разных формах: разговор, в котором собеседники задействованы непосредственно, общение носит устный характер; чтение различного рода книг, официальных бумаг и др., которые имеют письменную форму. В общении могут принимать участие разное количество людей, связанных разными же социальными, личностными отношениями. Участники коммуникации могут играть в ней активную или пассивную роль (полилог, диалог и монолог ). В зависимости от содержательно-смысловых и композиционно-структурных признаков текста выделяют такие типы речи, как описание, рассуждение, повествование.

Разновидности речи по форме выражения мысли. Речь является не только способом выражения мысли, но и способом ее формирования. По наличию или отсутствию собеседников выделяют следующие формы речи: внутренняя речь и внешняя речь, а в свою очередь внешняя речь существует в двух формах: устной и письменной.

Внутренняя речь выделяется как самостоятельный специфический способ формирования и формулирования мысли. Внутренняя речь характеризуется тем, что процесс оформления мысли осуществляется без ее выражения, устного или письменного. Определяющие ее процессы могут осуществляться как средствами языка, так и средствами внутреннего, индивидуального кода, являющегося высшей формой абстракции вербального мышления.

Если человек намерен высказаться, он предварительно обдумывает свою речь. Обдумывание начинается с ориентировки в ситуации общения. Обдумывание речи почти всегда предшествует основным формам взаимодействия человека с другими людьми, играя роль «черновика» письменной речи (Л.С. Выготский). Без внутренней речи человеку не обойтись, без нее нельзя мечтать, надо научиться обдумывать свои высказывания, ведь «кто ясно мыслит, тот ясно излагает».

Проблема внутренней речи относится к числу наиболее сложных и все еще недостаточно изученных. Первоначально считали, что внутренняя речь по своей структуре подобна внешней, разница лишь в отсутствии звуковой реакции, так как это речь «про себя». Оказалось, что это далеко не так. Исследователи показали, что в процессе внутренней речи присутствуют движения языка и гортани. Исследования Н.И. Жинкина доказали, что внутренняя речь протекает со значительно большей скоростью, чем внешняя. Наряду со словами во внутренней речи могут быть использованы образы, то есть предмет речи может быть не назван, а представлен себе в виде его образа, часто в виде образа-схемы.



Развернутая внешняя речь существует в двух формах: устной и письменной . В свою очередь устная речь может быть разделена на диалогическую, монологическую, полилогическую речь.

Если речь предназначена другому человеку, которого видишь и слышишь, используется устная форма. Подлинная устная речь создается в момент говорения. Устная речь – это импровизация. Она создается на ходу, в процессе акта коммуникации, поэтому основным признаком устной речи является ее неподготовленность.

Устная речь рассчитана на смысловое восприятие собеседником произносимой речи, создаваемой в момент говорения, поэтому в зависимости от различных обстоятельств и речевого опыта говорящего устная речь может быть гладкой, плавной, более или менее прерывистой. Прерывистость выражается наличием непроизвольных пауз, повторением отдельных слов, слогов, звуков, «растягиванием» звука типа [э] и выражениями типа

Как это сказать?..

Как бы… и т.д.

Если случаев прерывистости немного, и они отражают поиски говорящим нужного, оптимального для данной речевой ситуации средства выражения мысли, то их наличие не мешает воспринимать высказывание, а порой активизирует внимание слушателей. Но, с другой стороны, паузы, самоперебивы, срывы начатых конструкций могут отражать состояние говорящего, его волнение, несобранность, незнание того, о чем говорить.

Для устной речи характерны две особенности: избыточность и лаконизм. Избыточность – это прямые повторы слов, словосочетаний, предложений, чаще повторы мыслей, когда используются близкие по значению слова, соотносительные по содержанию конструкции. Лаконизм – это краткость, использование в целях передачи информации мимики, жестов, выразительных движений тела, интонации. Важнейший признак, влияющий на появление разновидностей устной речи, - характер коммуникации: официальная/неофициальная. Официальная коммуникация может быть личной и публичной. Неофициальная – только личной. Слушатели непринужденного рассказа – полноценные участники акта коммуникации: они могут перебивать говорящего, задавать ему вопросы, что не свойственно адресату публичного официального сообщения. Публичная коммуникация делится на два подвида: массовая (радио, телевидение и т.д.) и коллективная (лекция, доклад, выступление на собрании и т.д.) Основное различие между ними состоит в том, что при массовой коммуникации отсутствует обратная связь между говорящим и слушающим. Это исключает для оратора возможность узнать (увидеть, услышать, почувствовать) реакцию слушателей и отреагировать на нее. Другая важная особенность массовой коммуникации - использование технических средств (радио, телевидение и т.п.).

Непринужденное неофициальное общение – основная часть жизни человека (дома, в разных бытовых ситуациях). Оно, как правило, осуществляется при помощи разговорного языка. Эта разновидность речевого общения характеризуется неподготовленностью и непосредственностью общения.

Письменная речь – это речь без непосредственного собеседника, ее мотив и замысел полностью определяются пишущим. И поэтому весь процесс контроля над письменным высказыванием остается в пределах деятельности пишущего, без коррекции со стороны читателя. Вся информация, выражаемая в письменной речи, должна опираться на достаточно полное использование развернутых грамматических средств языка, так как она не имеет почти никаких внеязыковых дополнительных средств выражения. Она не предполагает ни знание адресатом ситуации общения, ни речевого контакта, не располагает средствами мимики, жестов, интонации.

Монолог, диалог, полилог. Монологическая, диалогическая и полилогическая речь различаются между собой с точки зрения структуры, лежащей в основе речевой ситуации. Различия в структуре и речевой ситуации определяются распределением ролей между участниками речевого акта.

Монологический текст – это устная или письменная речь одного лица. В основе речевого акта лежит одностороннее отношение: передача информации ® получение информации. Монологический текст представляет собой линейную цепочку предложений и существует в различных формах устных высказываний, таких, как речь оратора, лектора, выступления по радио, телевидению. Монологическая речь, имеющая адресата (публичная речь) характеризуется такими общими признаками, как наличие в ней обращений, местоимений и глаголов 2 лица, а также глаголов повелительного наклонения и других форм волеизъявления. Речевые типы монолога обусловлены присущими ему коммуникативными функциями (повествование, рассуждение, описание, оценка, исповедь, самохарактеристика). Монолог приближается к письменной речи, его характеризуют более сложные синтаксические конструкции.

Диалогический текст представляет собой чередование высказываний двух или нескольких участников речевого акта, каждый участник выступает в процессе речевого акта то в роли говорящего, то в роли слушающего. В основе диалога лежит двустороннее отношение (стимул « реакция), допускающие различные координации.

Диалог – генетически исходная и наиболее развитая форма непосредственного общения. Специфика этого взаимодействия в коммуникативном плане заключается в том, что в его основе лежит диалогическое единство: выражение мыслей и их восприятие, реакция на них. Диалог состоит из взаимосвязанных реплик собеседников. Процесс двустороннего общения происходит в конкретной ситуации, в которой каждый из участников общения попеременно выполняет роль говорящего (слушающего). Результатом приема информации и ее передачи являются сочетания реплик, которые комбинируются в зависимости от целей общения каждого участника и составляют определенные высказывания (например, вопросник, интервью, анкета) и ответы (рассказ, отчет, сообщение), которые тоже могут составлять целое высказывание.

Полилог – это форма речи, которая характеризуется сменой высказываний нескольких говорящих и непосредственной связью высказываний с ситуацией. Полилог часто приобретает форму группового общения (беседа, собрание, дискуссия, игра и др.). Стороны, участвующие в полилоге, весьма активны в речевом отношении и обычно придерживаются принципа ответственности: в любой момент каждый обязан быть в курс того, что говорится, и обязан обеспечить возможность остальных быть в курсе того, что говорится. В полилоге происходит накопление информации, выносимой отдельными ее участниками. Для полилога характерны тематические перескоки, сложное взаимодействие реплик, разрыв диалогических единств. Участники полилога (два и более двух) видят и слышат друг друга. Выбор говорящим адресата осуществляется с помощью взгляда, жеста, кивка головой. Эти сигналы распознаются всеми одновременно.

Функционально-смысловые типы речи. В зависимости от содержания, композиции выделяются различные типы речи. Под типом речи понимается речевой отрезок (текст) со специфическим обобщенным значением (предмет и его признак, предмет и его действие; оценка события, явления; причинно-следственные отношения и т.д.), которое выражается определенными языковыми средствами.

Описание – это словесное изображение какого-либо явления действительности путем перечисления его характерных признаков. Описание может быть бытовое, портретное, интерьерное, пейзажное, научно-техническое, описание положения дел. Глаголы в описании используют обычно в форме несовершенного вида настоящего и прошедшего времени. Характерная особенность описания как типа речи – статичное расположение предметов, отнесенных к определенному моменту речи.

Повествование представляет собой рассказ о событиях и служит для передачи последовательности различных событий, явлений, действий. Эта последовательность передается с помощью глаголов совершенного вида, которые показывают развертывание повествования. Обычно предложение в повествовании не бывает очень длинными, не имеет сложной структуры.

Рассуждение – словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-либо мысли. Рассуждение передает ход развития мысли, идеи и должно обязательно приводить к получению нового знания о предмете речи. Данный тип речи характеризуется наличием абстрактной лексики, сложных предложений, передающих ход рассуждения. Рассуждения должно содержать посылку, основную мысль (умозаключение) и вывод, который вытекает из всего хода рассуждения.

Речевое взаимодействие и речевая ситуация. Исследователи выделяют следующие элементы речевого общения: речевое взаимодействие (высказывание, текст), речевую ситуацию, речевое событие.

Речевым взаимодействием называется процесс установления и поддержания целенаправленного прямого или опосредованного контакта между людьми посредством языка. Речевое взаимодействие предусматривает участие следующих компонентов: адресанта (отправителя информации), адресата (получателя), предмета речи (о чем говорят), речевого акта (говорение или письмо), средство взаимодействия (высказывание или текст).

Важнейшую роль в речевом общении играет речевая ситуация, т.е. контекст общения. Речевая ситуация – это конкретные обстоятельства, в которых происходит речевое взаимодействие. Примеры речевых ситуаций: необходимость ответить на вопросы, сделать доклад о результатах работы, написать письмо, побеседовать с другом и т.д. Речевое событие – это конкретная, законченная форма речевого общения. Речевое событие состоит из двух главных компонентов: устной речи и того, что ее сопровождает (мимика, жесты и др.)

Речь в межличностном общении. Межличностную коммуникацию определяют как взаимодействие между небольшим числом коммуникаторов, которые находятся в пространственной близости и в большой мере доступны друг другу, т.е. имеют возможность видеть, слышать, легко осуществлять обратную связь. Это речевое общение небольшого числа находящихся рядом и хорошо знакомых друг другу людей, обладающее некоторыми отличительными особенностями:

1) персональная адресация, т.е. индивидуальное обращение собеседников друг к другу, учет взаимных интересов;

2) спонтанность и непринужденность: условия непосредственного общения не позволяют заранее спланировать разговор;

3) ситуативность речевого поведения: предмет речи виден или известен собеседникам, что позволяет использовать невербальные средства;

4) эмоциональность (эмоционально-индивидуальное восприятие говорящими темы разговора, собеседника).

В связи с перечисленными особенностями в межличностном общении кроме собственно информационной и фатической функции проявляются также функции эмотивная (связана с субъективным миром адресанта, с выражением его переживаний, его потребностью быть понятым) и конативная (связана с установкой на адресата, со стремлением воздействовать на него).

Рассматривая речь в межличностном общении, нельзя обойти роль слушающего, т.к. он может влиять на речевое поведение говорящего. В современной социально-психологической литературе большое внимание уделяется анализу стилей слушания. Среди важнейших навыков следует вывделить приемы нерефлексивного, рефлексивного (активного) и эмпатического слушания.

Нерефлексивное слушание состоит в умении внимательно молчать, не вмешиваться в речь собеседника своими замечаниями. По форме нерефлексивное слушание представляет собой использование кратких реплик типа «Да?», «Продолжайте, это интересно», «Понимаю» и т.д.

Рефлексивное (активное) слушание – это обратная связь с говорящим, используемая для контроля точности восприятия услышанного. Основными видами рефлексивных ответов являются: выяснение («Не повторите ли еще раз»); перефразирование («По вашему мнению…», «Если я вас правильно понял…»); отражение чувств «Мне кажется, что вы чувствуете…»); резюмирование («Если подытожить сказанное вами…»).

Эмпатическое слушание – понимание чувств, переживаемых другим человеком и ответное выражение своего понимания этих чувств. Эмпатическое слушание в отличие от рефлексивного – это более интимный вид общения, оно противоположно критическому восприятию.

Речь в социальном взаимодействии. Речевое общение предполагает общение людей как представителей тех или иных групп (национальных, возрастных, статусных, профессиональных и т.д.) с учетом их ролевой позиции; передачу информации множеству лиц (публичная речь или СМИ).

В социальном взаимодействии выражен обслуживающий характер речевой деятельности: здесь речь направлена на организацию совместной деятельности людей. Это определяет более строгую регламентацию речевого поведения.

Основные правила речи в социальном взаимодействии:

1) высказывание должно содержать столько информации, сколько требуется для выполнения текущих целей общения; излишняя информация иногда вводит в заблуждение;

2) высказывание должно быть правдивым; нельзя говорить того, на что нет достаточных оснований;

3) высказывание должно быть релевантным, т.е. соответствовать предмету разговора;

4) высказывание должно быть ясным: необходимо избегать непонятных выражений, неоднозначности.

Речь имеет решающее значение в процессе обучения и воспитания детей. Речь ребенка почти наполовину эгоцентрична (отсутствуют оттенки значений, игнорируется точка зрения собеседника на предмет речи); взрослые же говорят и даже думают социально («приспосабливают» информацию к ситуации речи, к уровню собеседника).

Речевая деятельность является одним из инструментов утверждения социального статуса участников общения. Социально-символическими средствами демонстрации социального статуса являются формы обращения. Сравним обращения: «дамы и господа», «товарищи», «друзья», «эй ты, голубчик». Сходную функцию в русском языке выполняют формы приветствия и прощания.

Гражданский статус человека четко обозначается обращением «господин», «товарищ», «гражданин».

Приемом использования речи для повышения своего статуса могут быть различного рода переименования, например, профессий (вместо «мусорщик» - «работник санитарной службы».

К вербальным социально-символическим средствам также относится намеренная имитация произношения (мы приспосабливаем наш язык, произношение к языку партнера, если он нам нравится).

Важным при утверждении или повышении статуса является выбор стиля произношения. Выделяют высокий (подчеркнуто правильное употребление слов и построение предложений; воспринимается как более официальный, дистанцированный стиль) и низкий (разговорная речь, воспринимаемая как неформальная, дружеская); влиятельный и невлиятельный стили.

Язык – это система вербальных знаков, относительно независимая от индивида, служащая для цели коммуникации, закрепления и передачи общественно-исторического опыта, оформления мысли. Язык – всегда этническая принадлежность.

Речь – конкретный продукт использования носителем языка системы вербальных знаков, проявляющийся в различных процессах речи. Речь - форма общения, опосредствованная языком.

Речевые процессы делятся на активные и пассивные .

Актив Левый край ромба – ведущий.

Правая сторона требует особой подготовленности.

говорение письмо

Слух Зрение

аудирование

(слушать чтение

и пони-

мать)

Пассив

Отличия языка от речи:

1) Язык – совокупность знаков и правил оперирования ими. Речь - процесс использования языка. Если язык представляет собой определенную систему знаков и правил их преобразования, то речь - это реальный процесс оперирования языком.

2) Язык стабилен, речь динамична. Речь как процесс – возможность развития языка как системы. Если язык достаточно устойчив, стабилен, и правила преобразования знаков остаются относительно неизменными, то речь предполагает динамику: использование и воспроизводство языка в живом речевом процессе является расширенным, порождая новые правила и законы.

3) Язык – система общественных значений, речь позволят выражать индивидуальный смысл. Если язык есть система общественно выработанных обобщений, понятий, то речь отражает процесс их индивидуального присвоения, в ходе и результате которого понятия могут обретать различные конкретные смыслы.

4) Речью сначала овладевают в применении, и затем осознают правила. Язык сначала предполагает знакомство с терминами и правилами, а затем – применение в речи. Речь и язык различаются по способам овладения ими: если языком (иностранным или ЭВМ) человек сначала овладевает теоретически, последовательно осваивая его условные связи, то речью (на родном языке) - практически, осуществляя ее даже без специального осознания языковых правил.

Виды речи:

1) Речь жестов и звуковая

2) Письменная и устная

3) Внешняя и внутренняя

4) Диалогическая и монологическая

1. Современная речь является по преимуществу звуковой речью, но и в звуковой речи жест играет некоторую роль. Язык жестов является как бы аккомпонементом к основному тексту звуковой речи: жест имеет вспомогательное значение.

2. При устной речи человек воспринимает слушателей, их реакцию на его слова. Письменная же речь обращена к отсутствующему читателю, который не видит и не слышит пишущего, прочтет написанное только через некоторое время. Пишущий лишен способности использовать выразительные средства (интонацию, мимику, жесты), т.о. письменная речь обычно менее выразительна, чем устная. Письменная речь более безличная (деловая, научная). Однако она допускает длительную и тщательную работу над словесным выражением мысли, а в устной речи времени на шлифовку фраз нет.

3. Внешняя речь служит общению (хотя иногда человек может размышлять вслух, не общаясь ни с кем), поэтому ее основной признак - доступность восприятию (слуху, зрению) других людей. Внутренняя речь – это внутренний беззвучный речевой процесс. Она недоступна восприятию других людей и не может быть средством общения. Внутренняя речь - это средство организации и управления собственной жизнедеятельностью. Внутренняя речь – словесная оболочка мышления.

Особенности внутренней речи по сравнению с внешней:

1) предикативность (опускание подлежащего),

2) сокращенность,

3) фрагментарность,

4) преобладание смысла над значением, тенденция к слипанию слов.

4. Монологическая речь – развернутая речь, в основе которой лежит и самостоятельный мотив, и самостоятельный замысел. Диалогическая – беседа, обычно ситуативная.

Функции речи:

1) Коммуникативная - основная функция (средство общения),

2) Эмоциональная - ею обязательно обладает “аффективная речь” (свойственна человеку и животным, служит для выражения эмоциональных состояний, психологического контакта с себе подобными. Она осуществляется с помощью сигналов, раскрывающих переживаемое состояние, а не знаков, за которыми всегда стоят объекты внешнего мира.)

3) Выразительная (включается в совокупность выразительных движенийнаряду с жестом, мимикой и др.),

4) Номинативная (называюшая, обозначающая),

5) Сигнификативная (обозначающая) - внутренняя сторона знака - значение,

6) Гностическая (сохранение и передача общественного опыта в виде знания),

7) Интеллектуальная (обслуживает, формирует мышление),

8) Планирующая ,

9) Регулирующая (регуляция действий) .

(3) - (6) - функции внешней речи, (7) - (9) - функции внутренней речи.

Речь – специфический человеческий способ формирования и формулирования мыслей с помощью языковых средств, способ общения и отражения эмоционального отношения к действительности.

Функции речи:

1. Номинативная – обозначающая, называющая

2. Сигнификативная – символическая, объект не просто называется, за понятием стоит связь, динамические явления

3. Коммуникативная – обмен информацией между людьми

4. Интеллектуальная – речь, как инструмент мышления

5. Культурно-историческая – накопление и фиксация опыта других людей и возможность его передачи другому поколению

6. Интегрирующая – интеграция психических процессов

7. Регулирующая, планирующая, анализирующая

Отличие языка и речи:

Эмпирические характеристики речи:

F Полиморфность – речь имеет много форм: внешняя и внутренняя, звуковая и беззвучная и т.д.

F Полифункциональность – речь имеет множество функций, которые взаимодействуют друг и другом

F Предметность – речь всегда отнесена к конкретному объекту или явлению, которое связано с каким-либо объектом

F Обобщенность – любое понятие это уже обобщение.

Виды речи:

1. Феноменологическая классификация (Веккер):

Речь-описание, повествование, рассуждение – когнитивная функция речи

Речь-экспрессия – выражение своих эмоций и выработка своего отношения к явлению

Речь-команда – конативная функция (действенно-динамическая)

Эти аспекты могут находится в диссонансе или работать вместе. Эта классификация показывает, что речь не только процесс, но и деятельность.

2. Эволюционная классификация:

Внешняя речь – коммуникативная функция

Эгоцентрическая

Внутренняя речь – интеллектуальная функция (1.речь, как средство мышления; 2.внутреннее программирование; 3.«речь про себя»)

Генетически первична внешняя речь, постепенно она переходит в эгоцентрическую – ее задача осуществлять интериоризацию (перевод опыта, полученного вовне во внутренний план), она помогает удерживать внимание и мотивацию.

Эта классификация показывает, что речь может трансформироваться в носителе.

3. Виды речи по активности:

Условно активные процессы – говорение, письмо (но может быть активное слушание и чтение)

Условно реактивные процессы – слушание, чтение (но может быть пассивное говорение и письмо)

4. Внешняя речь:

Письменная

Устная диалогическая – более эмоциональна, свернута

монологическая – формальна, развернута, подчинена законам жанра

Онтогенез речи :

3 воркование/гуление (2-3 мес.) – совершенно бессмысленное звуковое выражение

3 лепет (6 мес.) – появляются первые слоги, это уже подражание, зачастую бессмысленное, к 8 мес. Язык становится родным и начинается комбинирование слогов

3 ребенок начинает использовать свой потенциал (9-10 мес.) – родители управляют речью ребенка: дают формы, понятия, свое отношение к его речи. К 2-м годам формальная сторона речи сформирована.

Отношение между речью и мышлением в филогенезе:

У животных есть экспрессивная, эмоциональная речь она носит сигнальный характер, а интеллектуальная и символическая функции речи отсутствуют.

^ Генетические корни речи и мышления различны

^ Развитие речи и мышления идет по разным линиям независимо друг от друга

^ Отношение между мышлением и речью не является постоянной величиной на всем протяжении филогенетического развития, постепенно формируется интеллектуальная стадия в развитии речи и речевая стадия в развитии мышления

Взаимосвязь речи и мышления:

Функция речи, как высшая функция, возможна только благодаря тому, что человек с помощью мышления обобщенно отражает действительность. Значение слова (совокупность признаков, служащих для выделения этого объекта из окружающей действительности, обеспечивающих возможность его отнесения к какому-либо классу), его обобщенное отражение представляет собой акт мышления.

Отношение мысли к слову есть процесс, это движение от мысли к слову и обратно от слова к мысли. Внешняя речь – процесс превращения мыслей в слова, внутренняя речь – мышление чистыми значениями, неустойчивыми и текучими. Мысль не состоит из отдельных слов как речь.