Вычитание пределах 20. Отвечаем на вопросы

МОУ Кологривская средняя общеобразовательная школа

Математика

«Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Закрепление».

1 класс

учитель начальных классов

Савина Л.В.

2013 год

ЦЕЛЬ УРОКА:

1) Формировать навыки и умения учащихся выполнять сложение и вычитание с переходом через десяток, основанное на знании десятичного состава чисел второго десятка и табличных случаев сложения и вычитания в пределах 20.

2) Закрепить знания учащихся о составе чисел 2-9, умение сравнивать числовые выражения.

3) Формировать умение решать задачи.

3) Развивать логическое мышление, математическую речь, память, внимание.

4) Воспитывать интерес к предмету, доброжелательное отношение друг к другу, взаимопомощь, взаимовыручку.

Результаты:

Личностные.

по отношению к предметным ЗУНам:

Осознание ценности изучаемого способа прибавления и вычитания чисел с переходом через десяток.

Осознание практической важности изучаемого способа прибавления и вычитания чисел в пределах 20.

По отношению к метапредметным ЗУНам:

Ценностное отношение к умению выявлять проблему; определять цель урока; выбирать действия по достижению цели; контролировать и оценивать свою работу и полученный результат; работать в парах.

Метапредметные.

Умение выявлять проблему;

Умение определять и сохранять цель;

Умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.

Умения использовать научные методы познания;

Умения сравнивать, делать выводы.

Умение соблюдения позиции «понимающего»

Умение работать коллективно и в парах.

Предметные:

Знание способов прибавления чисел и вычитания чисел с переходом через десяток;

Применение новых знаний в жизненных ситуациях;

Ход урока:

СЛАЙД 1

Организационный момент .

Ребята, сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Посмотрите, на них пожалуйста. Давайте пожелаем им здоровья.

Здравствуйте!

Мы гостей сегодня ждали

И с волнением встречали.

Хорошо ли мы умеем.

Не судите очень строго

Ведь учились мы немного.

А теперь глазки на меня. Тихо, тихо садимся.

СЛАЙД 2

Внимание - на адрес нашего класса, почтальон Печкин принёс посылку. Хотите узнать от кого она? Ну, тогда слушайте.

Чудо - тройка пролетела,

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом,

Всё покрылось серебром. (Зима ) СЛАЙД 3

Как вы думаете, почему именно сегодня мы получили посылку от зимы?

Да, сегодня 28 февраля, а это значит, что сегодня последний день зимы.

Открываем тетради. В ней мы уже записали число, классная работа.

Прекрасное время года зима. Поднимите руки кому это время года нравится. А почему?

Сегодня волшебница зима предлагает вам совершить математическую экскурсию по зимним месяцам.

С какого месяца начинается зима?

С какого месяца начинается год?

Какой сейчас идёт месяц?

Путешествуя по зимним месяцам, мы с вами будем совершенствовать вычислительные навыки, решать задачи, сравнивать выражения и многое другое.

К вам на парту прилетели красивые снежинки. Найдите сумму двух чисел на снежинках. А теперь поможем зиме устроим последний снегопад. Поднимите снежинку те, у кого сумма составляет число 5, 6, 7, 8, 9,10.

Посмотрим, что в посылке? Откроем её? ЗВУК

Не хочет Печкин отдавать вам посылку, пока вы не выполните его математическую разминку. Согласны?

1. Сосчитайте от 9 до 15.

2. Назовите соседей числа 14.

3. Какое число стоит между числами 18 и 20.

4. Назовите число предшествующее числу 12.

5. Назовите число, которое следует за числом 4.

6. Назовите число больше 11, но меньше 13.

7. Какое число состоит из 1 десятка и 4 единиц? Из 2 десятков?

8. Назовите число, которое стоит справа от числа 15. Слева от числа 19.

9. Я задумала число прибавила к нему 10 и получила 17. Какое число я

задумала?

10. Я задумала число вычла из него 5 и получила 10. Какое число я задумала?

11. Я задумала число умножила его на 2 и получила 8. Какое число я задумала?

12. Посмотрите на доску, что вы можете сказать про этот ряд чисел?

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 (на доске)

13. С какого числа начинается натуральный ряд чисел?

Натуральный ряд чисел имеет продолжение? (Да, поэтому мы и ставим многоточие).

14. Назовите любой отрезок натурального ряда чисел.

15. Какое число не является натуральным? 0

Дайте характеристику числа 12.

Молодцы! Вы справились с этим заданием, и Печкин вам с радостью вручает посылку, а в ней письма. Но где же, они? Не видите? Может оно где-то у вас, посмотрите внимательно. Наверно в учебнике.

Нашли? Открывайте его и читайте задание.

Дорогие ребята, отгадайте пожалуйста, математический кроссворд.

Работаем с ноутбуками.

Находим на рабочем столе папку «Кроссворд» и открываем её. Работаем парами. Давайте повторим правила работы в паре.

СЛАЙД 4

Приступили к работе. Лиза делает с помощью планшета на доске.

Кроссворд на листках:

1. Выражение, между цифрами которого стоит знак плюс.

2. Результат вычитания.

3. Арифметический знак, который используют в решении, если в условии задачи есть слова «на 2 больше».

4. Единица измерения массы.

5. Самое наименьшее двузначное число.

6. Единица измерения длины.

7. Название числа, которое вычитают.

Нажмите на поле ещё раз Зимушка – Зима говорит вам «Молодцы!» СЛАЙД 5

ДЕКАБРЬ.

Итак, первый месяц декабрь. Много событий было в декабре, но главное - это конечно же, Новый год.

Ребята, у декабря есть помощник. Отгадайте кто он.

Что за нелепый человек

Пробрался в двадцать первый век?

Морковка – нос, в руке – метла,

Боится солнца и тепла.

Кто это? (Снеговик) СЛАЙД 6

Посмотрите и скажите, какой снеговик.

Снеговик нам предлагает выполнить минутку чистописания.

К этой цифре ты привык.

Эта цифра снеговик.

Лишь зима сменяет осень,

Дети лепят цифру …8 СЛАЙД 7

Что у вас в жизни связано с числом 8? (Я родился 8 декабря, у меня дом под номером 8 и т.д.)

ПОКАЗ 8

Записываем это число на минутку чистописания через клеточку.

Игра «Помоги снеговику составить картинку». СЛАЙД 8

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ «СНЕГОВИК» СЛАЙД 9

ЯНВАРЬ

Второй месяц зимы январь. А в январе у всех школьников каникулы. Чем вы занимались на каникулах?

Давайте и мы с вами покатаемся с горки на санках.

Тренажёр – ноутбуки.

Работаем с ноутбуками. На рабочем столе открываем папку «Санки». Работаем парами.

Давайте повторим правила работы.

Ну а теперь мы совершим математическую экскурсию в зимний лес, здесь нас ждёт немало интересных встреч.

СЛАЙД 10

Январь холодный и голодный месяц для птиц и диких животных. Люди помогают им пережить этот период. Делают кормушки для птиц, лесники раскладывают в ясли корм для лесных животных.

У кого из вас дома есть кормушка? Поднимите руки.

А какие птички прилетают на вашу кормушку?

Давайте и мы с вами не оставим птичек в беде, насыплем в нашу кормушку зёрнышек, семечек, хлебных крошек. СЛАЙД 11

Лера нам прочитает стихотворение Александра Яшина «Покормите птиц зимой».

БЕЛОЧКА

А теперь давайте побываем в гостях у белочки и решим про неё задачу. СЛАЙД 12

Белка на зиму сделала припасы.

В одно гнездо она спрятала 7 орехов, в другое на 3 ореха меньше. Сколько орехов заготовила на зиму белочка?

Какие ещё запасы делает белка на зиму?

А хотите узнать, как называется гнездо белочки, в котором она проводит зиму?

Тогда давайте вспомним единицы измерения длины. СЛАЙД 13

МЕДВЕДЬ

А теперь задание от Мишки. СЛАЙД 14

Давайте угостим и медведя. СЛАЙД 15

Спит медведь в берлоге, сосёт лапу и видит сон, что к нему в гости пришли белка, лиса, и заяц. В дар ему принесли мёд, малину и морковку. Что подарил медведю заяц?

Оставим мишку спокойно спать до весны.

ФЕВРАЛЬ

Третий месяц зимы – февраль. Очень интересный месяц для нашей страны. Кто знает, какое спортивное событие ожидает нас в 2014 году? К каким играм готовится наша страна?

Когда они будут проходить? Где? СЛАЙД 16

Да, зимние олимпийские игры будут проходить на юге нашей страны, в городе Сочи. СЛАЙД 17

Сколько же времени остаётся до открытия 22 Зимних Олимпийских Игр?

СЛАЙД 18

На время олимпиады зажигают олимпийский огонь-символ дружбы и честной спортивной борьбы.

СЛАЙД 19

Символ Олимпиады - пять колец, они символизируют дружбу пяти континентов.

СЛАЙД 20

У Олимпиады есть свои талисманы. В Сочи их будет целых три. Победителями стали леопард по имени Барсик, белый медведь Полюс и милая зайка Стрелка. Считается, что талисман приносит удачу.

Сейчас идёт большая подготовка спортсменов перед Олимпиадой. Чтобы завоевать победу, нашим спортсменам помогут настойчивость, отличная подготовка, усердие и сила воли. Вам эти качества тоже пригодятся в работе, т.к. сейчас наш урок математики мы превратим в мини-олимпиаду. Будем ставить спортивные рекорды при помощи ума и знаний. Согласны?
Ну, тогда первый вид спорта – фигурное катание.

Фигурное катание. СЛАЙД 21

Красивый вид спорта фигурное катание. Сколько терпения, грации нужно спортсменам, чтобы добиться высоких результатов. Они выполняют трудные элементы: прыжки, подкаты, дорожки.

Давайте и мы попробуем выполнить некоторые фигуры. СЛАЙД 22, 23.

Прыжки с трамплина СЛАЙД 24,25,26.

Физкультминутка «Весёлая зарядка» СЛАЙД 27.

Биатлон – решение задач. СЛАЙД 28, 29, 30, 31, 32.

Ребята, одним из зимних видов спорта на олимпийских играх будет биатлон. Биатлоном называется ходьба на лыжах со стрельбой. На дистанции находится огневой рубеж. На этом рубеже мишени, по которым спортсмены должны стрелять и выбить как можно больше очков. Хотите попробовать пострелять? Тогда всё внимание на доску. Математический биатлон.

У нас есть три уровня сложности заданий 1 уровень лёгкий, 2 уровень посложнее и 3 уровень самый сложный. Какой уровень выберете вы?

1. За одну тренировку фигуристы России сделали 15 прыжков, а фигуристы Японии на 5 прыжков меньше. Сколько прыжков сделали японцы?

2. Наши спортсмены в биатлоне выиграли 20 золотых медалей, а биатлонисты Франции 15. На сколько больше медалей у спортсменов России, чем у спортсменов Франции?

3. В команде по биатлону 8 юношей и столько же девушек. Сколько всего спортсменов в команде по биатлону?

Молодцы все мишени открыты. Отгадайте, какой вид спорта будет следующий.

Хоккей – решение примеров (шайба) СЛАЙД 33

Во дворе с утра игра,

Разыгралась детвора.

Крики: «шайбу!», «мимо!», «бей!» -

Значит там игра – …. Хоккей

Все мальчишки любят эту игру. Она требует быстрой реакции, точного попадания, ловкости. Часто в игре вратарь остаётся один на один с противником и ему нужно не пропустить шайбу.

Давайте и мы поиграем. У нас будет два вратаря, которые будут ловить шайбу, а вы все игроки. У вас на столах находятся шайбы, с обратной стороны которых примеры. Вратари подходят и решают эти примеры. Если ответ правильный, то шайбу вратарь поймал. А потом сосчитаем, кто поймал больше шайб.

Мы с вами убедились, что не только в спорте нужны умение, ум, чувство поддержки в команде, но и в математике тоже.

Скоростной путь гигантский слалом СЛАЙД 34

Это скоростной спуск с горы с преодолением препятствий. Давайте преодолеем препятствия флажки и посмотрим, кто сможет съехать и не упасть. А для этого нам надо вспомнить геометрические фигуры и назвать их. СЛАЙД 35, 36, 37, 38, 39,40, 41, 42.

Молодцы! Что мы с вами повторили?

А теперь попрактикуемся и поработаем на интерактивной доске. СЛАЙД 43.

Интерактивная доска.

Важно не допустить ошибки и не сбить ни одного флажка.

Начертите отрезок длиною столько сантиметров, сколько вам полных лет. Дайте ему название: начало отрезка - это первая буква вашего имени, а последняя - это первая буква вашей фамилии. Помните о том, как пишутся первые буквы имён собственных.

Отступаем вниз 3 клеточки. Начертите второй отрезок, длиною столько сантиметров сколько вам будет через 4 года.

Расположите числа 3 17 12 9 5 20 14

Девочки в порядке возрастания. 3 5 9 12 17 20

Мальчики в порядке убывания. 20 17 14 12 9 5 3

Переходим к следующему виду спорта

Бобслей.

Вопрос нелёгкий у меня,

Как это называют,

Когда спортсмены на санях

По жёлобу съезжают? Бобслей. СЛАЙД 44

Теперь мы займемся бобслеем - это скоростной спуск с горы по специальным ледяным трассам на управляемых санях. Зародился этот вид спорта в стране под названием Швейцария.

Давайте и мы с вами спустимся по трассе с горы, а для этого надо раскрасить картинку.

СЛАЙД 45, 46, 47.

Лыжная эстафета.

Спорт на свете есть такой,

Популярен он зимой.

На полозьях ты бежишь,

За соперником спешишь. (Лыжные гонки.) СЛАЙД 48

Она у нас будет проходить с передачей эстафетной палочки.

Работаем с первым рядом. Называем чётное число и передаём палочку дальше.

Второй ряд. Называем нечётные числа.

Третий ряд. Называем чётные числа в обратном порядке.

Конькобежцы СЛАЙД 49

Конькобежный спорт – это скоростной бег на коньках по льду. Конькобежцы, проходя ледяную трассу, не отвлекаются, бегут красиво, не допуская ошибок. Давайте и мы проведём систему опроса. Давайте пожелаем нашим спотсменам, удачи в предстоящей олимпиаде. СЛАЙД 50

Вы оказались очень умными математиками, потому что сделали зарядку для ума. А чтобы быть здоровыми, сильными и ловкими, нужно выполнять зарядку для тела, т. е. заниматься спортом.

Ребята, кто из вас любит спорт?

Какими зимними видами спорта увлекаетесь вы?

Что необходимо, чтобы быть настоящим спортсменом?

(Закаляться, не пропускать уроки физкультуры. Надо следить за своим здоровьем!)

Желаю вам в этом удачи.

Я не сомневаюсь, что из вас вырастут будущие олимпийцы!

Понравился вам урок волшебницы Зимы?

А что мы с вами повторили, путешествуя по зимним месяцам?

СЛАЙД 51

У вас на столах лежат забавные рожицы, но они не дорисованы.

Возьмите сейчас фломастер, и если вам урок понравился, то нарисуйте улыбку, если кое- что чуть- чуть не ясно, то нарисуйте ротик прямо.

А если для вас осталось многое непонятным, то нарисуйте такой ротик как на жетоне.

Спасибо за урок!

Вы сегодня вычитали

Вы сегодня прибавляли,

И задачки все решили

И все числа вы сравнили

Всё сумели! Всё смогли!

Вы сегодня МОЛОДЦЫ! СЛАЙД 52.

Класс: 1

Презентация к уроку


















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока. Урок открытия нового знания.

Цели урока:

Образовательная

  • Формирование умения выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20, основанные на знаниях по нумерации: 10+7, 17-7, 17-10.

Развивающая

  • Уметь ориентироваться в своей системе знаний: >отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке осуществлять синтез как составление целого из частей. (Познавательные УУД).
  • Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Воспитательная

  • Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию (Коммуникативные УУД).
  • Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Воспитание ответственности (Личностные УУД.)

Задачи урока.

Учителю:

  • Научить понимать смысл сложения и вычитания, основанные на знаниях по нумерации: 10+7, 17-7, 17-10.

Учащимся :

  • Уметь выполнять сложение и вычитание вида: 10+7, 17-7, 17-10.
  • Уметь решать задачи, пользуясь новым знанием.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, приобретут, закрепят ученики в ходе урока:

Учащиеся научатся понимать смысл сложения и вычитания, основанные на знаниях по нумерации: 10+7, 17-7, 17-10; решать задачи, пользуясь новым знанием. Дети будут учиться работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия, продолжат учиться работать в паре. В ходе урока продолжитсяформирование у учащихся познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных универсальных учебных действий.

Этапы урока:

1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

2. Актуализация знаний.

3. Самоопределение деятельности.

4.Изучение нового. Построение проекта.

5. Физкультминутка. Разминка для глаз.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

7.Включение в систему знаний и повторение.

9. Физкультминутка.

10. Самостоятельная работа с самопроверкой.

11. Рефлексия учебной деятельности.

Ход урока

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. Слайд 1. Приложение 1.

Прозвенел для нас звонок,
Начинается урок.

Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте поприветствуем их.

Мы за парты дружно сели
И на доску поглядели.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Мы хороший, дружный класс.
Всё получится у нас.

Сегодня на уроке мы с вами отправимся в сказку и поможем сказочному герою. Мы будем решать примеры, задачи и откроем новые секреты науки математики.

Угадайте, в какую сказку мы попадем:

“...Пустил стрелу старший брат - упала она на боярский двор, прямо против девичьего терема; пустил средний брат - полетела стрела к купцу на двор и остановилась у красного крыльца, а на там крыльце стояла душа-девица, дочь купеческая, пустил младший брат - попала стрела в грязное болото и подхватила её ..... (лягушка-квакушка)”. Слайд 1 (enter)

Нам надо помочь Ивану-царевичу расколдовать квакушку. Слайд 2.

II. Актуализация знаний.

Часто в сказках героям помогала не столько сила, сколько ум и смекалка. Давайте выясним, насколько вы готовы к испытаниям. (enter)

1) Повторение знаний нумерации. Слушайте инструкции и следите глазами по цифровому полю:

Одна клетка вверх, две клетки вправо, ...

На каком числе остановили взгляд?

Сколько десятков и сколько единиц в этом числе?

14 16 20
15 11 17
18 12 10

2) Работа на Macbook (для работы необходима программа Перволого). Приложение 2. Приложение 3.

Откройте макбуки. На экране числа красного и синего цвета. Числа красного цвета расположите в порядке возрастания, числа синего цвета – в порядке убывания.

Закройте макбуки. Посмотрите на доску. (enter)

III. Самоопределение к деятельности.

На слайде записаны выражения 3+4=7, 4+3=7, 7-3=4, 7-4=3.

Разделите эти выражения на две группы. Объясните, почему вы так решили? (Сложение и вычитание). (enter)

Вспомните, как называются компоненты при сложении. (Слагаемые, сумма). (enter)

Как связаны между собой все эти выражения? (Если из суммы вычесть первое слагаемое, то получится второе слагаемое).

Как вы думаете, о чем сегодня на уроке мы будем говорить?

IV. Изучение нового. Построение проекта.

Работа с математическими корабликами.

  • Найдем сумму чисел 10 и 5. 10 – это 1 десяток. 1 дес. и 5 ед.получается 15, т.е. 10 + 5 = 15
  • Найдем разность чисел 15 и 5. 15 – это 1 дес. и 5 ед. Если вычтем 5, то останется десяток (или 10). 15 – 5 = 10
  • Найдем разность чисел 15 и 10. 15 – это 1 дес. и 5 ед. Если вычтем 10, то останется 5. 15 – 10 = 5 (enter)

V. Физкультминутка. Разминка для глаз. Слайды 6-10. (enter)

VI. Первичное закрепление.

Учебник стр. 52 № 1 устное решение примеров с комментированием. (enter)

VII. Включение в систему знаний и повторение.

Кощей Бессмертный посмотрел на задания в учебнике и решил дать нам задачу посложнее.

Слайды 12-13.

Можно ли этот текст назвать задачей? (Нет)

Почему? (Нет вопроса)

Какой из предложенных ниже вопросов подойдет к задаче? (Нажимая несколько раз (enter), появляются нужные и исчезают не нужные записи)

О чем (о ком) эта задача? (О ловушках)

Откройте макбуки, выберите схему к нашей задаче, дополните её и запишите решение.

Схема и решение задачи выполняется на Macbook.

IX. Самостоятельная работа с самопроверкой. Слайд 15.

1. Дифференцированные задания на Macbook.

Сейчас вам предстоит работать самостоятельно. Есть 3 задания. Задание Кощея самое трудное, задание Бабы-яги полегче и задание Змея Горыныча самое лёгкое. Выберите подходящее для вас и выполните его.

Нажимайте на кнопку с правильным ответом. Если откроется улыбающееся лицо, то вы решили правильно, если грустное – неправильно.

Задание Кощея Задание Бабы-яги Задание Змея Горыныча
3+...=13 12...1=11 5+2=

2. Логическое задание. Слайд 16.

Мы выполнили все задания Кощея Бессмертного. И теперь осталось освободить Василису

Премудрую из темницы.

В какой башне Кощей заточил Василису Премудрую, если Марья-царевна не сидит в башне 18 и 16, а Василиса Прекрасная не сидит в башне 18? (В башне 16). (enter)

Василиса Премудрая спасена, чары развеялись. Слайд 17. (enter)

X. Рефлексия учебной деятельности.

  • Сегодня на уроке я учился...
  • Сегодня на уроке я научился...
  • Сегодня на уроке мне понравилось...

Если вы ещё не совсем усвоили новый материал и вам нужна помощь учителя, покажите картинку грозы.

Если вы материал поняли, но ещё нужна помощь учителя, то покажите радугу с тучкой.

Если вы хорошо усвоили материал и можете объяснить другому, то покажите яркую радугу.

XI. Домашнее задание. Учащиеся выполняют любое задание на стр. 52 учебника (часть 2).

Самые первые примеры, с которыми знакомится ребенок еще до школы - это сложение и вычитание. Не так уж сложно посчитать животных на картинке и, зачеркнув лишних, посчитать оставшихся. Или перекладывать счетные палочки, а потом считать их. Но для ребенка несколько труднее оперировать с голыми цифрами. Именно поэтому нужна практика и еще раз практика. Не бросайте заниматься с ребенком и летом, поскольку за лето школьная программа из маленькой головки просто выветривается и долго приходится наверстывать потерянные знания.

Если ваш ребенок первоклашка или только идет в первый класс - начните с повторения состава числа по домикам. А теперь можно браться и за примеры. Фактически сложение и вычитание в пределах десяти - это и есть первое практическое применение ребенком знания состава числа.

Кликайте по картинкам и открывайте тренажер в максимальном увеличении, далее можно скачать изображение себе на компьютер и распечатать в хорошем качестве.

Есть возможность разрезать А4 пополам и получить 2 листа с заданиями, если хотите уменьшить нагрузку на ребенка, или давать решать по столбику в день, если решили позаниматься летом.

Решаем столбик, отмечаем успехи: тучка - не очень хорошо решили, смайлик - хорошо, солнышко - замечательно!

Сложение и вычитание в пределах 10

А теперь вразброс!

И с пропусками (окошками):

Примеры на сложение и вычитание в пределах 20

К моменту, когда ребенок приступит к изучению этой темы математики, он должен очень хорошо, на зубок знать состав чисел первого десятка. Если ребенок состав чисел не освоил, ему сложно придется в дальнейших вычислениях. Поэтому постоянно возвращайтесь к теме состава чисел в пределах 10, пока первоклассник не освоит его до автоматизма. Также первоклассник должен знать, что значит десятичный (разрядный) состав чисел. На уроках математики учитель рассказывает, что 10 - это, по-другому, 1 десяток, поэтому число 12 состоит из 1 десятка и 2 единиц. При сложении единицы складываются с единицами. Именно на знании десятичного состава чисел основываются приемы сложения и вычитания в пределах 20 без перехода через десяток .

Примеры для печати без перехода через десяток вперемешку:

Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток основаны на приемах добавления до 10 или убавления до 10 соответственно, то есть на теме "состав числа 10", поэтому ответственно подойдите к изучению с ребенком этой темы.

Примеры с переходом через десяток (половина листа сложение, половина вычитание, лист также можно распечатать в формате А4 и разрезать пополам на 2 задания):

Тема: Сложение и вычитание чисел в пределах 20.

Цели:

1. Закрепить навыки сложения и вычитания чисел в пределах 20; совершенствовать умение решать задачи, примеры, сравнивать числа.

2. Развивать речь, память, внимание, мышление, пространственные ориентировки, счётную деятельность, мелкую моторику.

3. Воспитывать усидчивость, самостоятельность, аккуратность, формировать учебную мотивацию.

Словарь: сложение, вычитание, задача, состав числа в пределах 20.

Оборудование: тетради, презентация, счетный материал.

Ход урока:

  1. Орг. Момент.

Прозвенел звонок,

Начинаем наш урок.

Сядьте ровно, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь.

  1. Сообщение темы урока.

Посмотрите на экран. Найдите лишнюю картинку.

(солнце, дождь, птицы, снег, листья, бабочки).

Какая картинка лишняя? (снег)

Почему? (он зимой)

К какому времени года относятся остальные картинки? (к весне)

Что происходит с природой весной? (она оживает)

У нас в гостях Весна. Она принесла вам интересные задания, выполнив которые мы закрепим навыки сложения и вычитания чисел в пределах второго десятка.

3. Устный счёт.

А) Нумерация чисел в пределах второго десятка

Перед вами 1 задание Весны.

Что это? (туча)

Это математическая тучка.

Назовите числа на капельках дождя. (учитель показывает, дети называют по цепочке).

Найдите лишнее число. Почему? (однозначное)

Как называются остальные числа? (двузначные).

Назовите самое большое число (20), самое маленькое (10).

Расставьте числа в порядке увеличения от 10 до 20. Назовите их.

(10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20)

Из каких разрядов состоят двузначные числа. (десятки и единицы).

Б) Работа с сигналами-абаками

Возьмите сигналы и покажите

  1. число, состоящее из 1 дес.3ед., 1 дес. 7 ед.
  2. какое число стоит за числом 14?
  3. перед числом 16?
  4. между числами 11 и 13?
  5. большее число:15 или 16?
  6. меньшее: 18 или 19?

В) Задание на смекалку

Решите хитрую задачу:

На заборе сидели 10 птиц: 2 скворца, 3 ласточки, 5 грачей. 2 бабочки улетело.

Сколько птиц осталось? (10).

4. Работа по теме урока.

А) Минутка чистописания

Откройте тетради. Запишите число.

Приготовьтесь к минутке чистописания. Какое число пропишем? (20).

Скажите, из каких цифр состоит число 20? (2 и 0).

Напоминаю правило написания.

Цифру 2 начинаю писать чуть выше середины клетки, веду в правый верхний угол, закругляю, веду вниз до нижней стороны клетки, веду правый элемент.

Цифра 0

Приступайте к выполнению.

Б) Работа по учебнику.

Весна пригласила к нам гостей. Кто это? (Хрюша и Филя и Степашка). Где мы можем увидеть этих героев? (в передаче «Спокойной ночи»). Они приготовили нам задачу.

Откройте страницу 71 задачу номер 16.

Послушайте условие.

Хрюша составил 7 примеров на сложение, а Филя – 5 примеров на вычитание. На сколько больше примеров составил Хрюша? Сколько примеров они составили?

Слава прочитает задачу. Хором прочитаем задачу.

О ком говорится в задаче? (о Хрюше и Филе).

Что они делали? (составляли примеры) – Какие примеры? (на сложение и вычитание).

Что известно в задаче? (Хрюша-7 примеров, Филя – 5 примеров).

Что требуется узнать? (На сколько больше составил Хрюша? Сколько всего примеров они составили?).

Сколько вопросов в задаче? (2) Сколько действий в задаче? (2)

А сейчас запишем задачу в тетрадях.

Какие главные слова возьмём для краткой записи? (Хрюша и Филя)

Хрюша – 7 п.

Филя – 5 п.

Как узнать на сколько одно число больше или меньше другого? (из большего вычесть меньшее).

Как узнать сколько всего примеров они придумали? (сложить числа 5 и 7)

У доски решит задачу Саша с обратной стороны.

Остальные работают самостоятельно. Красные решают задачу, отвечая на 2 вопроса, остальные работают с помощью опор.

5. Физминутка

У Хрюши и Фили есть друг Степашка. Степашка –заяц и он вас приглашает выполнить веселую физминутку.

Скачут, скачут во лесочке

Зайцы - серые клубочки.

Прыг - скок, прыг – скок –

Стал зайчонок на пенёк.

Всех построил по порядку,

Стал показывать зарядку.

Раз! Шагают все на месте.

Два! Руками машут вместе,

Три! Присели, дружно встали.

Все за ушком почесали.

На «четыре» потянулись.

Пять! Прогнулись и нагнулись.

Шесть! Все по морковке съели

И за парты тихо сели.

6. Закрепление пройденного материала.

А) Сравнение чисел

Посмотрите, на нашем дереве листья непростые, а числовые. Запишите и сравните эти числа.

(по 1 человеку с обратной доски по два сравнения, остальные самостоятельно).

18…19 13…14

11…11 17…16

20…19 15…15

Б) Решение примеров

Ребята, у вас на партах квадраты разных цветов. Поднимите руки те, у кого красные? Синие? Зеленые?

Посмотрите на весеннюю полянку прилетели математические бабочки.

Послушайте задание Весны: выберете бабочку своего цвета, запишите и решите примеры. (на каждой бабочке примеры)

Красные 8+8-16 14-4-5 9+9-8 2+9-1 9+8-7

Синяя 15-5-3 16-6-3 9+1+7 8+2+7

Зеленые 8+6 17-7 5+7 9+3

А теперь проверим. (проверка)

7. Итог урока

Чему мы учились сегодня на уроке? (складывать и вычитать в пределах 20)

Что мы для этого делали? (считали устно, решали примеры, сравнивали числа, решали примеры).

Если вы считаете, что работали активно, не допускали ошибок – возьмите красный цветок.

Если вы работали активно, но испытывали затруднения – возьмите синий цветок.

Если вам нужно еще потрудиться - возьмите зеленый листок.

Поднимите вверх – у нас весенняя полянка. Весна очень довольна.

Спасибо за урок.