Военные действия халхин гол. Самурайская могила халхин-гол

March 29th, 2012

Международная обстановка в предвоенное время характеризовалась, с одной стороны, острыми империалистическими противоречиями внутри стран капиталистического мира, а с другой - их общей враждебностью к Стране Советов, первому в мире социалистическому государству. Империализм стремился разрешить эти противоречия военными, насильственными средствами.

Причем главной тенденцией в политике наиболее агрессивных государств - Германии и Японии - было стремление объединить усилия для нападения на СССР с двух сторон, и навязать Советскому Союзу войну на два фронта. Эта тенденция еще больше усиливалась и приобретала определенную направленность в связи с заключением в 1936 г. "антикоминтерновского пакта" и образованием военно-политического блока фашистских государств, в который вошли Германия, Италии и Япония. Создание такой военно-политической коалиции с распределением сфер действия ее участников преследовало цель разжечь очаги войны в Европе и Азии. В 1938 г. немецко-фашистская армия захватила Австрию, оккупировала Чехословакию, а в апреле 1939 г. Гитлер утвердил план "Вайс", предусматривавший нападение на Польшу до 1 сентября 1939 г.

Знаменитая Сталинская Индустриализация фактически была актом холодной войны тех лет для экстренного создания современных вооружений в ответ на открытые военные приготовления соседей. Сейчас демонстративно игнорируется то, что Советская Россия считалась слабым противником и лакомым куском для агрессора. Планы раздела территории СССР открыто строила даже Финляндия, проводя соответствующие обсуждения в парламенте.

Но это была далеко не только холодная война, Советская Россия практически все 30-е годы вела самую настоящую "горячую" оборонительную войну, реальная война началась задолго до 1941 г. Крупный японский историк И.Хата утверждает, что на советско-китайской границе только за 1933-34 гг. произошло 152 боестолкновения японских и советских войск, в 1935 г. - 136 и в 1936 г. - 2031. Нападающей стороной всегда были японцы.

На Востоке японская армия вторглась в Китай, оккупировала всю территорию Маньчжурии, создав здесь марионеточное государство Маньчжоу-Го, во главе которого был поставлен последний император пинской династии Генри Пу И. Японские захватчики установили в нем военно-полицейский режим. Маньчжурия была превращена в плацдарм агрессии против СССР, Монголии и Китая.

Первым шагом агрессии явилось вторжение японцев в июле 1938 г. на советскую территорию у оз. Хасан. Эта ничем особенным не примечательная приграничная полоса земли, изрезанная холмами, долинами рек, стала местом жарких схваток. Советские войска в упорных боях одержали здесь важную победу. Однако японские агрессоры не успокоились. Они стали готовиться к более масштабной военной акции, и не только с целью реванша.

Осенью 1938 г. в генеральном штабе японской армии был разработан план войны против МНР и СССР, предусматривавший захват Монгольской Народной Республики и овладение Советским Приморьем. Японский генштаб планировал перерезать транссибирскую магистраль, отторгнуть Дальний Восток от остальной части Советского Союза. По свидетельству одного из офицеров японского генерального штаба, основной стратегический замысел японского командования по этому плану заключался в том, чтобы сосредоточить в Восточной Маньчжурии главные военные силы и направить их против советского Дальнего Востока. Квантунская армия должна была захватить Уссурийск, Владивосток, а затем Хабаровск и Благовещенск.


Советские танкисты осматривают брошенный на поле боя японский танк Тип 95 "Ха-го" - маньчжурский вариант, лейтенанта Ито из состава 4-го японского легкого танкового полка полковника Тамады. Район реки Халхин-Гол, 3 июля 1939 года. Эти танки у советских танкистов получили прозвище "карапузики".

В мае 1939 года началась битва японских и советских войск на реке Халхин-Гол. Вооружённый конфликт проходил в апреле-сентябре 1939 года у реки Халхин-Гол на территории Монголии, недалеко от границы с Маньчжурией.

Победа в этой битве предопределила невмешательство Японии в агрессию Германии против СССР, что избавило Россию от необходимости во Второй Мировой войне сражаться на два фронта. Командовал войсками будущий маршал Победы Георгий Константинович Жуков.

Западная историография замалчивает и искажает военные события на Халхин-Голе в 1939 г. Названия Халхин-Гол нет в западной литературе, вместо него используется термин инцидент у Номон-хан (по названию приграничной горы), якобы спровоцированный советской стороной, чтобы показать свою военную силу. Западные историографы утверждают, что это была изолированная военная акция, устрашающая операция, будто бы навязанная японцам Советским Союзом.

1 июня 1939 года заместителя командующего войсками Белорусского военного округа Жукова срочно вызвали к наркому обороны Ворошилову. Накануне у Ворошилова состоялось совещание. Начальник Генштаба Б.М. Шапошников доложил обстановку на Халкин-Голе. Ворошилов заметил, что для руководства боевыми действиями там больше бы подошел хороший кавалерийский начальник. Тут же всплыла кандидатура Жукова. Ворошилов принял авторитетное предложение Начальника Генерального штаба Шапошникова.

5 июня Г.К. Жуков прибыл в штаб советского 57-го отдельного корпуса, находившегося в Монголии. Несколько дней машина комдива колесила по степи, Жуков лично хотел осмотреть все. Опытным глазом командира он оценивал слабые и сильные стороны немногочисленных советско-монгольских войск, вышедших в район Халкин-Гола. Он отправляет в Москву срочное донесение: необходимо немедленно усилить советскую авиацию, направить в Монголию не менее трех стрелковых дивизий и танковую бригаду. Цель: готовить контрудар. Предложения Жукова были приняты. Жуков торопился укрепить оборону у Халкин-Гола, особенно на плацдарме за рекой, затем как можно быстрее было необходимо подтягивать резервы из Советского Союза.


Советские танки форсируют реку Халкин Гол.

Японские железные дороги, по объему доставки войск и снаряжения существенно опережали советскую 650 - километровую грунтовую дорогу, по которой осуществлялась доставка и снабжение советских войск.

Японцы успели сосредоточить до 40 тысяч войск, 310 орудий, 135 танков и 225 самолетов. Перед рассветом 3-го июля советский полковник проехал к горе Баин-Цаган, что на северном фланге фронта, по Халкин-Голу проверить оборону монгольской кавалерийской дивизии. Внезапно он натолкнулся на японские войска, уже форсирующие реку. С первыми лучами солнца здесь уже был Жуков. Враг собирался провести хрестоматийную операцию: ударом с севера окружить и уничтожить советско-монгольские войска, державшие фронт по Халкин-Голу. Однако японцы не приняли в расчет мгновенной реакции Жукова.

У Георгия Константиновича не было времени раздумывать над силой врага. Он вызвал авиацию - бомбить переправу, сюда же перенацелил часть огня батарей с центрального участка и приказал ввести в бой 11-ю танковую бригаду комбрига М. П. Яковлева. Жуков пошел на беспримерный риск: отдал Яковлеву приказ с ходу атаковать врага, в сумерках, не дожидаясь пехоты. Вызванный мотострелковый полк подошел только к утру.


Пулеметчик монгольской Народно-революционной армии прикрывает огнем наступающие войска. Пламегаситель пулемета закреплен на стволе в положении «по-походному».

Утром пятого июля враг был наголову разбит, тысячи трупов устилали землю, раздавленные и разбитые орудия, пулеметы, машины. Остатки вражеской группировки бросились к переправе. Её командующий генерал Камацубара (в прошлом военный атташе Японии в Москве) среди первых оказался на том берегу, а скоро « переправа, - вспоминал Жуков, - была взорвана их же саперами, опасавшимися прорыва наших танков. Японские офицеры бросались в полном снаряжении прямо в воду и тут же тонули, буквально на глазах наших танкистов».

Враг потерял до десяти тысяч человек, почти все танки, большую часть артиллерии, однако квантунская армия не жалела ничего, чтобы сохранить лицо. Днем и ночью к Халкин-Голу подвозились новые войска, из которых развернулась 6-я особая армия генерала Огису. 75 тысяч человек личного состава, 182 танка, более 300 самолетов, 500 орудий, в том числе тяжелые, срочно снятые с фортов в Порт-Артуре и доставленные на Халкин-Гол. 6-я особая армия вцепилась в монгольскую землю - она занимала 74 километра по фронту и 20 километров в глубину. На конец августа штаб генерала Огиси готовил новое наступление.


Боевые действия по окружению и уничтожению 6-й японской армии 20 - 31 августа 1939 года.

Промедление с изгнанием агрессора было чревато самыми серьезными последствиями. Поэтому Жуков подготовил план операции по уничтожению противника. Цель ее: истребить 6-ю особую армию, не дав ей уйти за кордон. Причем ни в коем случае не переносить боевые действия за монгольскую границу, чтобы не дать повода Токио прокричать на весь мир о « советской агрессии» с вытекающими отсюда последствиями.

Готовя удар на уничтожение, Жуков усыпил бдительность врага, создав впечатление, что советско-монгольские войска помышляют только об обороне. Строились зимние позиции, бойцам вручались наставления о ведении оборонительных боев, самыми разнообразными средствами все это доводилось до сведения японской разведки.

Психологически расчет Жукова был безупречен - это соответствовало представлению самураев о том, что, дескать, русские «взялись за ум» и опасаются новой схватки. Японские войска наглели на глазах, они вновь и вновь затевали частые операции, которые заканчивались очередным их избиением. Продолжались напряженные бои и в воздухе.


Мотопехота 149-го стрелкового полка наблюдает за развертыванием танков 11-й танковой бригады. Район реки Халхин-Гол, конец мая 1939 года.

К началу советского контрнаступления 1-я армейская группировка Жукова имела в своём составе около 57 тысяч человек, 542 орудия и миномёта, 498 танков, 385 бронемашин и 515 боевых самолётов.

Благодаря тщательно продуманной Жуковым системе дезинформации, удалось скрыть от противника подход крупных подразделений из Советского Союза. К середине августа находившиеся под командованием комкора Жукова (получившего это звание 31 июля) советско-монгольские войска насчитывали 57 тысяч человек, 498 танков, 385 бронемашин, 542 орудий и минометов и 515 боевых самолетов. Всю эту махину надо было принять и скрытно разместить в голой степи, а перед началом наступления, назначенного на воскресенье, 20 августа, незаметно вывести на исходные позиции. Что и удалось провести с блеском. До 80 процентов войск, которым предстояло наступать, сосредоточились в обхватывающих группировках.

Японское командование в этот воскресный день разрешило отлучку в тыл многим генералам и старшим офицерам. И это предусмотрительно учел Жуков, наметив наступление именно на 20 августа.


Халхин-Гол. Советские артиллеристские корректировщики на наблюдательном пункте.

Противостоящая японская группировка — специально сформированная императорским декретом японская 6-я отдельная армия под командованием генерала Рюхэя Огису (яп.), имела в своем составе 7-ю и 23-ю пехотные дивизии, отдельную пехотную бригаду, семь артиллерийских полков, два танковых полка маньчжурской бригады, три полка баргутской кавалерии, два инженерных полка и другие части, что в общей сложности составляло более 75 тысяч человек, 500 артиллерийских орудий, 182 танка, 700 самолетов. Японская 6-я армия была профессиональной - большинство солдат получило боевой опыт еще во время войны в Китае, в отличии от солдат РККА в основном не имевших боевого опыта, кроме профессиональных военных - летчиков и танкистов.

В 5.45 утра советская артиллерия открыла мощный огонь по врагу, особенно по доступным зенитным средствам. Вскоре 150 бомбардировщиков под прикрытием 100 истребителей обрушились на японские позиции. Артподготовка и бомбардировка с воздуха продолжались три часа. Затем на всем протяжении семидесятикилометрового фронта началось наступление. Основные удары были нанесены на флангах, где выступили советские танковые и механизированные части.


Халхин-Гол. Инструктаж японских танкистов у танка «Тип 89» - «Йи-Го», в монгольской степи во время наступления. На заднем плане - танк «Чи-Ха» - «Тип 97» и штабные автомобили Тип 93.

По японским данным, из 73 танков, участвовавших в атаке группы Ясуока на советский плацдарм 3 июля, был потерян 41 танк, из них безвозвратно — 18. Уже 5 июля танковые полки были выведены из боя, «вследствии потери боеспособности» и 9 числа вернулись к месту постоянной дислокации.



Пленные японские солдаты на Халкин-Голе.

Трехдневные попытки врага деблокировать ее из Маньчжурии были отбиты. Попытки японского командования провести контратаки и деблокировать окруженную в районе Халхин-Гола группировку закончились неудачей. 24 августа полки 14-й пехотной бригады Квантунской армии, подошедшие из Хайлара к монгольской границе, вступили в бой с 80-м стрелковым полком, прикрывавшим границу, однако ни в этот день, ни на следующий день пробиться не смогли и отошли на территорию Маньчжоу-Го.


Подбитый в ходе сражения на Халкин-Голе средний японский танк «Тип 89» - «Йи-Го».

После боев 24-26 августа командование Квантунской армии до самого конца операции на Халхин-Голе не пыталось больше деблокировать свои окруженные войска, смирившись с неизбежностью их гибели. 31 августа комкор Жуков докладывает об успешном завершении операции. Японские войска потеряли на Халкин-Голе около 61 тысячи убитыми, раненными и пленными, советско-монгольские войска - 18.5 тысячи убитыми и раненными. 15 сентября 1939 года в Москве было подписано соглашение о ликвидации конфликта.


Халхин-Гол. Танки БТ-7 и пехотинцы РККА атакуют войска противника.

Командование 6-й японской армии в первый день наступления не смогло определить направление главного удара наступающих войск и не предприняло попытки оказать поддержки своим войскам, оборонявшимся на флангах.

Бронетанковые и механизированные войска Южной и Северной групп советско-монгольских войск к исходу 26 августа соединились и завершили полное окружение 6-й японской армии. С образованием внешнего фронта вдоль границы Монголии развернулось уничтожение японской армии, оказавшегося в котле - началось дробление частей противника отсекающими ударами и уничтожение по частям.


Командарм 2-го ранга Г.М. Штерн, маршал Монгольской Народной Республики Х. Чойбалсан и командир корпуса Г.К. Жуков на командном пункте Хамар-Даба. Халхин-Гол, 1939 год.

Размеры катастрофы постигшей японскую армию скрыть от международного сообщества не удалось, за поражением 6-й армии наблюдали многочисленные иностранные военные корреспонденты, которым японцы разрешили присутствовать для освещения блицкрига против России. Гитлер сразу захотел дружить с СССР, когда узнал о том что японская профессиональная армия была разгромлена при самых благоприятных для нее условиях, в месте которое ею же самой было выбрано для ведения боевых действий. В ходе германо-советских переговоров было подписано весьма выгодное для России торговое соглашение, главным пунктом которого стало получение от Германии огромного кредита на покупку промышленного оборудования.


Водружение красного знамени над рекой Халхин-Гол.

В современных японских школьных учебниках истории скромно умалчиваются размеры тотального разгрома, постигшего японскую императорскую армию, а сам конфликт в котором была уничтожена 6-я армия описывается как "небольшое вооруженное столкновение".

Победа СССР на Халхин-Голе привела к смене экспансионистских устремлений Японии против России в сторону стран тихоокеанского региона. Гитлер безрезультатно требовал от Японии напасть на СССР на Дальнем Востоке, когда в декабре 1941 года его войска подошли к Москве. Поражение на Халхин-Голе, привело к смене стратегических планов, а развертывание войск и военной инфраструктуры было перенесены японцами в более "перспективный" для военной агрессии тихоокеанский регион.


Танк тип 89 адъютанта командира 3-го танкового полка капитана Кога, подбитый 3 июля 1939 года на Халхин-Голе.

Главный итог боев на Халхин-Голе, по мнению многих исследователей, состоит в том, что сокрушительное поражение японских войск во многом повлияло на решение правящих кругов Страны восходящего солнца не сотрудничать с гитлеровской Германией в ее нападении на Советский Союз в июне 1941 года. Такова была цена разгрома на монгольской границе 6-й особой японской армии и цвета авиации Квантунской армии. События на реке Халхин-Гол стали наглядным уроком для официального Токио и императорского генералитета, вышедшего из сословия самураев.

Одной из необъявленных войн, в которых воевал Советский Союз, стали бои на Халхин-Голе (11 мая – 16 сентября 1939 года). Именно на этой войне взошла звезда маршала Жукова, и он стал героем Монгольской Республики. Бои шли на территории Монголии у границы с марионеточным государством Маньчжоу-го (созданном Японской империей) в районе реки Халхин-Гол.

На первом фото танковая атака РККА. Халхин-Гол, август 1939.

Начало конфликта

С января 1939 года на границе Монголии японцы устраивали провокации, обстреливали пограничников Монгольской Народной Республики (МНР), совершали нападения на их наряды.

Ночью 8 мая отряд японцев попытался захватить островок на реке Халкин-Гол, монгольские пограничники отбили атаку. 11-го мая отряд японской кавалерии вклинился вглубь территории МНР на 15 км и атаковал пограничную заставу, после подхода подкреплений монголы оттеснили врага к границе. 14-го японский отряд, поддержанный авиацией, атаковал 7-ю пограничную заставу Монголии, японцы заняли высоту Дунгур-Обо, 15-го к занятой высоте японцы перебросили 2 роты и 8 единиц бронетехники.

Советский Союз был связан с МНР «Протоколом о взаимопомощи», наша армия отреагировала сразу: утром 17-го мая подразделения 57-го особого стрелкового корпуса Н. В. Фекленко были направлены в район конфликта, 22-го советские части отбросили противника к границе. 22-28 мая в районе конфликта стороны сосредотачивали силы: со стороны СССР и МНР было около 1000 человек, японцы сосредоточили более 1600 человек. 28 мая японцы атаковали с целью окружить советско-монгольские силы и отрезать их от переправы на западный берег реки. Наши силы отступили, план окружения был сорван. 29-го наши силы контратаковали и восстановили положение.

Москва заявила, что будет защищать границы Монголии "как свои собственные", началась переброска бронетанковых и авиационных частей. Так, на 1 мая было 84 самолёта, на 23 мая – 147, на 17 июня – 267 самолетов.

Японская пехота переправляется через р. Халхин-Гол.

Воздушная война

В июне боёв на суше не было, но шла ожесточённая битва за превосходство в воздухе. Первый самолет, машину типа Р-5, СССР потерял 22 мая. Первые же столкновения ВВС СССР с японскими вызвали беспокойство в Москве: 27-го мая была разбита 1-я эскадрильи 22 ИАП (истребительный авиационный полк), истребитель майора Т.Ф.Куцевалова не взлетел из-за неисправности двигателя, ещё 4 истребителя вышли из боя и сели по той же причине, из четырех оставшихся пилотов – двое погибли. Один был ранен.

28-го мая была почти полностью уничтожена 4-я эскадрилья 22 ИАП: из 10 лётчиков – 5 погибли или пропали без вести, трое были ранены. В начале июня начали прибывать пилоты, имевшие опыт боёв в Испании и Китае, в качестве инструкторов и организаторов. Можно отметить, что пилоты, не имевшие опыта боёв, довольно быстро переняли их опыт, что говорит об их в целом хорошей подготовке. Группа летчиков и технических специалистов из 48 человек во главе с замначальника ВВС РККА Я.В.Смушкевичем, кроме него ещё 16 пилотов имели звание Герой Советского Союза, они были распределены по частям и приступили к обучению личного состава.

Японский истребитель Ki 27 .

И-153 комэска третьей эскадрильи 56 ИАП майора Черкасова. Реконструкция Владимира Загороднева.

У японских ВВС на начало войны в Манчжурии и в Корее насчитывалось 274 самолета, то есть численного превосходства у них не было. В июне у японцев в районе конфликта было 77 истребителей, 24 двухмоторных бомбардировщика, 28 одномоторных самолетов (разведчиков, легких бомбардировщиков).

Ещё одной причиной, обусловившей крупные потери советских ВВС (всего за время этой войны СССР потерял 207, а Япония - 162-164 самолёта), было массовое использование истребителей-бипланов. Так, уже 22 июня в бою с японцами было потеряно 13 из 49 участвовавших истребителей И-15 (27%) и только один из 13-ти И-16. Командир 4-й эскадрильи 22 ИАП лётчик Евгений Степанов (прошел «школу» Испании) с трудом вышел из боя и посадил И-15 с перебитой тягой управления двигателем. Бипланы хорошо показали себя в Испании и в 1939 году стали самым массовым истребителем СССР, хотя из Китая уже поступала тревожная информация. Там наши лётчики столкнулись со скоростными японскими монопланами.

22-28 июня шли ожесточённые воздушные бои, 27-го утром японским ВВС удалось нанести внезапный удар по советским аэродромам, они потеряли 5 самолетов, мы 19. За эти дни японские ВВС потеряли примерно 90 самолетов, мы 38.

Основным и самым современным монопланом советских ВВС в этих боях был моноплан И-16, во многом именно он позволил переломить ситуацию в пользу ВВС РККА.

Успешным было и стратегическое планирование в отношении авиапрома и ВВС: советская военная доктрина предполагала готовность вести одновременно две войны - на западе и востоке. И для этого была создана материальная база, советская авиационная промышленность не только создала две группировки авиации, но и могла своевременно восполнять потери. Это позволило в 1938 году ВВС поддержать наши войска во время конфликта на Хасане и одновременно на Западном стратегическом направлении держать в готовности 2000 самолётов, готовых поддержать Чехословакию. В 1939 году на Востоке ВВС воевали на Халкин-Голе и одновременно поддержали операцию по присоединению Западной Белоруссии и Западной Украины.

СССР создал на фронте с Японией количественный перевес, в первой половине августа прибыло новое пополнение - около 200 самолетов. К середине августа, вместе с монгольскими Р-5, у советских ВВС было до 558 боевых самолетов, вдвое больше чем у японцев. Из них 181 самолет – это бомбардировщики СБ, которые стали основной ударной силой ВВС при прорыве японской линии фронта во время наступления 20 августа. Япония же из-за слабой промышленной базы и одновременной войны в Китае (которая поглощала большую часть сил ВВС) не смогла увеличить свои силы. Только уже в конце конфликта, в сентябре, смогли перебросить 60 устаревших истребителей-бипланов, доведя свои силы до 295 самолетов. Кроме того, японцы не обладали значительным числом обученных пилотов, их потери были невосполнимы.

В первой половине сентября состоялось 7 воздушных боев, самый крупный 15 сентября 1939 года (за день до перемирия) - 120 японских самолетов против 207 советских.

Воздушные бои на Халкин-Голе уникальны тем, что на небольшом пространстве столкнулись значительные силы сторон. Они показали важность хорошего состояния матчасти, необходимость быстроты пополнения пилотами и техникой.

Халкин-Гол, лето 1939 г. Подготовка истребителя И-15 к боевому вылету.

Халкин-Гол. Красная звезда против Восходящего солнца. И-16 против Nakajima Ki.27.

Куцевалов Тимофей Фёдорович (1904-1975), Герой Советского Союза.

Бои на суше

Жуков был направлен на Халкин-Гол в качестве инспектора, есть мнение, что поспособствовал его отправке Будённый, старый маршал уважал Жукова как жесткого и требовательного командира дивизии. 30 мая Жуков отправил в Москву критическое донесение, в котором сообщил, что комкор «мало организован и недостаточно целеустремлён». В начале июня Н.В. Фекленко отозвали в Москву, а Жуков был назначен на его место, начальником его штаба стал комбриг М. А. Богданов. Это был пример сталинского кадрового принципа: критикуешь - покажи сам, что умеешь, Жуков получил шанс выделиться.

Вскоре новый штаб предложил план: активная оборона на плацдарме за Халхин-Голом и подготовка контрудара по японской группировке. Бог войны дал Жукову время на подготовку, весь июнь шли воздушные бои, на суше крупных столкновений не было.

Японцы тоже не сидели сложа руки и концу месяца подготовили свою операцию, её целью было окружить и уничтожить силы РККА на восточном берегу реки, форсировать реку и прорвать советский фронт. 2 июля японцы атаковали, форсировали реку и захватили гору Баян-Цаган в 40 км от границы, ситуация была сложной. Японские силы, одновременно развивая успех, спешно укрепляли плацдарм. Жуков, действуя на свой страх и риск, чтобы спасти положение, был вынужден просить в бой подвижный резерв - 11-ю танковую бригаду комбрига М. П. Яковлева с монгольским бронедивизионом, без поддержки стрелкового полка. Бригада выполнила задачу, японцы были разгромлены, правда ценой потери более половины бронетехники, но ситуация была спасена. Подошли другие части, японцы начали отходить, чтобы их остановить, японское командование взорвало единственный понтонный мост, но утром 5-го это уже было бегство. Японцы потеряли только убитыми несколько тысяч человек, почти всю бронетехнику и артиллерию.

Яковлев, Михаил Павлович (18 ноября 1903 года - 12 июля 1939 года), Герой Советского Союза посмертно.

Разбитый советский бронеавтомобиль БА-10.

На восточном берегу советские силы отошли к реке, сократив свой плацдарм, но не были разгромлены. Чтобы окончательно ликвидировать угрозу МНР, необходимо было разгромить японцев на восточном берегу, восстановить границу. Жуков начал планировать наступательную операцию. Японцы также планировали наступательную операцию, но с учётом печального опыта, уже без форсирования реки. Решили ограничиться уничтожением советского плацдарма.

Стягивались дополнительные силы: 82-я стрелковая дивизия, 37-я танковая бригада, в Забайкальском военном округе провели частичную мобилизацию и были сформированы две новые дивизии. С Забайкальского округа перебросили сводный батальон пограничников для укрепления границы МНР, они задержали десятки японских разведчиков. 57-й корпус переформировали в 1-ю армейскую (фронтовую) группу.

Численность советских сил возросла до 57 тысяч бойцов, у армейской группы было 542 орудия и миномёта, около 500 танков, 385 бронемашин и 515 боевых самолётов. У японцев, в специально созданной 6-й армии, было более 75 тысяч человек, 500 орудий, 182 танка.

8-11 июля шли бои на восточном берегу реки, советские позиции были удержаны. 13-22 июля было затишье, советская сторона укрепляла плацдарм, на него были переброшены 24-й мотострелковый полк И. И. Федюнинского и 5-я стрелково-пулеметная бригада. 23-24 июля японцы атаковали, но выбить наши силы с плацдарма не смогли.

М. А. Богданов.

Комкор Жуков и маршал Чойбалсан.

Разгром противника

Советская подготовка проходила в строжайшей тайне, все перемещения проходили только ночью, радиопереговоры велись о подготовке обороны и планах осенне-зимней кампании, ночью звуковые установки транслировали звуки передвижения танков, самолетов, чтобы японцы привыкли к ночному движению, проводились и другие мероприятия с целью ввести противника в заблуждение.

В итоге наступление, начатое 20 августа, стало неожиданным для японской армии, сами японцы планировали ударить 24 августа. Это была классическая операция с фланговыми ударами механизированных и танковых частей, с целью окружить и разгромить врага в районе между рекой Халкин-Гол и государственной границей МНР. Этот опыт Красная Армия, под командованием Жукова, осуществила раньше знаменитых ударов вермахта в Польше, Франции, в СССР. Удар наносили три группы: Южная группа наносила главный удар (полковник М. И. Потапова), Северная группа наносила вспомогательный удар (полковник И. П. Алексеенко), Центральная группа сковывала противника боем (комбриг Д. Е. Петров).

В 6.15 началась артиллерийская подготовка и авиаудар, в 9 часов пошли в атаку сухопутные силы. Самые жестокие бои шли на Центральном направлении, здесь противник имел мощные укрепления. 21-22-го Жуков ввел в бой резерв - 9-ю мотоброневую бригаду, 23-го на Центральном направлении пришлось ввести последний резерв - 212-ю авиадесантную бригаду и две роты пограничников. Активно помогали ВВС, только за 24-25 августа бомбардировщики сделали 218 боевых вылетов. Японское командование не смогло определить направление главного удара и оказать своевременную помощь своим флангам. К 26 августа окружение было завершено и значительные силы 6-й японской армии попали в «котёл».

Японские солдаты проявили себя с лучшей стороны, дрались до последнего, в плен не сдавались, попытки деблокировать окружённые силы были отбиты. К 31 августа территория МНР была очищена от японцев.

4 и 8 сентября японские силы попытались занять монгольские приграничные территории, но были отбиты, понеся тяжёлые потери (около 500 только убитыми).

15 сентября 1939 года было подписан договор между Советским Союзом, Монголией и Японией о прекращении в районе реки Халхин-Гол, который вступил в силу 16-го сентября. Окончательно урегулирован конфликт был в мае 1942 году, было подписано окончательное соглашение об урегулировании проблемы: это было компромиссное, во многом в пользу Японии, урегулирование границ на основе старых карт. СССР был в тяжёлом положении и настаивать на своём было дипломатически неверно. Правда, соглашение просуществовало всего до 1945 года, затем МНР вернули уступленные в 1942 году участки.

Итоги:

Демонстрация военной мощи СССР на Хасане и Халкин-Голе показала Токио всю опасность войны с Красной армией и стала главной причиной выбора японской элитой главным направление экспансии – Южное. А это в преддверии нападения Германии на СССР имело огромное военно-стратегическое значение, мы получили относительно безопасный тыл на Востоке.

Халкин-Гол стал началом великолепной карьеры Жукова, прежде один из многочисленных командиров стал командующим одного из важнейших военных округов страны – Киевского, и начальником Генерального Штаба.

Мититаро Комацубара, руководил военной операцией Императорской армии Японии у реки Халхин-Гол, осенью 1940 года покончил с собой.

Мемориал «Зайсан», Улан-Батор.

«С любовью гляжу я на свой „И-16“. Спасибо тебе, дорогой мой “ишачок„! Ты оказался куда лучше японского истребителя „И-97”. И по скорости и по крепости. Ты не раз спасал меня, принимал на себя вражеские пули. Спасибо и твоему творцу Николаю Николаевичу Поликарпову!»

Ворожейкин А. В., лётчик 22-го ИАП

Краткая история событий

1 марта 1932 года на территории Маньчжурии появилось «независимое» государство Маньчжоу-Го, созданное японцами как один из плацдармов для будущего вторжения в Советское Приморье и Восточную Сибирь. После неудачного для Квантунской армии конфликта на озере Хасан именно отсюда было решено нанести очередной удар.

Формальной причиной начала конфликта стали претензии Маньчжоу-Го к Монгольской Народной республике. Руководители первой страны (на самом деле - стоящие за ними японцы) весной 1939 года стали требовать пересмотра государственной границы между государствами вдоль реки Халхин-Гол. Японские военные начали прокладывать железнодорожную магистраль, направленную к границе СССР. В силу характера местности дорога могла проходить только в районе, близком к монгольской границе. Таким образом, в случае войны с Советским Союзом она могла быть легко блокирована артиллерийским огнем с монгольской стороны, что, естественно, было неприемлемо для Квантунской армии. Перенос границы вплотную к реке Халхин-Гол, то есть на несколько десятков километров в глубь монгольской территории, решил бы проблемы японцев.Монголия отказалась удовлетворять требования Маньчжоу-Го. Советский Союз, еще 12 марта 1936 года заключивший с МНР Протокол о взаимопомощи, заявил, что будет «защищать границы Монголии, как свои собственные». Ни одна из сторон не собиралась идти на компромиссы.Первые выстрелы прозвучали 11 мая 1939 года. К 14 мая японо-маньчжурские войска оккупировали всю «спорную» территорию до Халхин-Гола, японское правительство никак не отреагировало на действия Квантунской армии и не ответило на посланную Советским Союзом ноту. Война началась.

Состав сил


На момент начала конфликта в Монголии, согласно Протоколу, дислоцировался советский 57-й особый корпус, состоявший из 30 тыс. военнослужащих, 265 танков, 280 бронемашин и 107 боевых самолетов. Истребительные силы были представлены 70-м ИАП, имевшим на май 1939-го 14 И-15бис и 24 И-16. Все «ишаки», далеко не первой свежести, относились к уже устаревшему типу 5 и не имели бронеспинок. Степень боеготовности истребителей была низкой: к 20 мая подняться в воздух могли только 13 И-16 и 9 И-15бис. Личный состав полка состоял из неопытных летчиков, владевших в основном только техникой пилотирования; ни групповому бою, ни стрельбе они обучены не были. Дисциплина серьезно хромала, из-за плохих условий жизни многие летчики-истребители писали письма с просьбой отправить их в Союз. Японские же истребительные силы, насчитывавшие 20 машин Nakajima Ki.27 (две эскадрильи), были оснащены опытными летчиками, многие японцы имели опыт боев в Китае. Такое соотношение сил не замедлило сказаться на результатах первых боев.

Воздушные бои

Первой потерей ВВС РККА стал связной Р-5Ш, сбитый японскими истребителями 21 мая. А на следующий день произошел первый воздушный бой между истребителями: 3 И-16 и 2 И-15бис встретились с пятеркой Ки-27. Один «ишак», оторвавшийся от группы и бросившийся в атаку, был моментально сбит (летчик И. Т. Лысенко погиб), остальные в бой не вступали.В это время Советский Союз стал подтягивать силы в район конфликта. 23 мая 1939 г. в Монголию прибыл 22-й ИАП, в котором помимо тридцати пяти И-15бис (один из них во время перелёта пропал без вести) числилось 28 И-16 тип 10, причем самолеты были в неплохом техническом состоянии. Однако уровень подготовки пилотов этого полка также оставлял желать лучшего, что не позволило, как это выяснилось позднее, переломить ситуацию в воздухе в свою пользу. К тому же японцы, в свою очередь, перебросили в Маньчжурию еще 20 Ки-27 (две эскадрильи 11-го сентая).27 мая состоялся весьма неудачный «дебют» И-16 22-го ИАП. У озера Буин-Нур состоялся бой шестёрки «ишаков» с девяткой Ki.27. Один советский лётчик погиб, два были ранены; два И-16 сбиты, три серьезно повреждены. Японцы потерь не имели.

Если даже И-16, близкие по своим характеристикам к японскому истребителю, несли огромные потери, то можно резонно предположить, что лётчикам на И-15бис подниматься в воздух вообще не было смысла. Собственно, так почти и было. Наши лётчики, привыкшие к исключительной манёвренности своих бипланов, во время боев с японцами с удивлением обнаружили, что больше не имеют преимущества и в этой характеристике (манёвренность Ki.27 была ничуть не хуже). Так, 28 мая было целиком уничтожено в бою звено И-15бис 70-го ИАП, все лётчики погибли. В этот же день в бою девятки бипланов из 22-го ИАП с 18-ю Ки-27 в воздухе было потеряно шесть наших самолетов, еще один расстрелян на земле после вынужденной посадки, пять летчиков погибли, один был ранен. Японцы в который раз ушли без потерь.Когда советскому руководству стало ясно, что имеющимися силами господство в воздухе захватить не удастся, в район боёв начали прибывать новые самолеты и опытные летчики. 29 мая 1939 г. в Монголию на трёх транспортных «Дугласах» прибыла группа из сорока восьми человек - наиболее опытные летчики и техники, многие из которых успели побывать в Испании и Китае. Японцы тоже усилили свою группировку, но так и не смогли добиться численного преимущества.

Со временем советские лётчики стали воевать более уверенно, а соотношения потерь начали выправляться в нашу сторону. «Переходным моментом» можно считать 22 июня 1939 г., когда состоялось самое большое воздушное сражение между японскими и советскими истребителями. 18 боеспособных Ки-27 24-го сентая взлетели на перехват группы советских истребителей. Со стороны ВВС РККА в воздух поднялось 105 самолетов (56 И-16 и 49 И-15бис). Однако атаковали они двумя волнами, причем часть советских самолётов в сражении вообще не участвовала. Свои безвозвратные потери японцы оценивают в семь самолётов, ВВС РККА лишились семнадцати самолетов (14 И-15бис и 3 И-16), из них тринадцать самолётов и одиннадцать лётчиков было потеряно в воздухе. Четыре И-15бис были подожжены на земле во время посадки, их пилоты спаслись. Несмотря на то, что потери ВВС РККА существенно превысили потери японцев, поле сражения осталось за советскими лётчиками: японцы вынуждены были отступить.

Заметно, что подразделения, сражавшиеся на бипланах Поликарпова, пострадали существенно больше, чем имеющие на вооружении И-16: устарелость И-15бис дала о себе знать. Уже в конце июля эти самолёты были выведены из частей первой линии (некоторое их число осталось в ПВО аэродромов), на их место поступили новые бипланы И-153 с убирающимся шасси и более мощным двигателем М-62. Из других новинок советского авиастроения, которые «отметились» на Халхин-Голе, следует упомянуть И-16П (И-16 тип 17) - пушечные варианты широко распостранённого И-16 тип 10, а также варианты «ишака» с двигателями М-62. Первые такие машины были получены путем модернизации И-16 тип 10 в полевых условиях (двигатели были взяты из запасов для И-153); впоследствии начали поступать заводские варианты, имеющие название И-16 тип 18.…А тем временем японские войска под напором советско-монгольских сил начали отступление. 20 августа началась решающая наступательная операция по окружению и уничтожению группировки Квантунской армии восточнее реки Халхин-Гол. К этому дню численность советской авиационной группировки достигла максимума. В августовских боях японская авиация тщетно пыталась перехватить инициативу, но это ей не удалось. Удары по советским аэродромам также не принесли желаемых результатов. Воздушные части императорской авиации теряли технику и пилотов.

В этой сложной ситуации особенно сказалась невозможность быстрого восстановления парка истребителей Ки-27: завод «Накадзима» мог выпускать только одну машину в день. В результате японцам пришлось задействовать в боях 9-й сентай, вооруженный устаревшими бипланами Kawasaki Ki.10. 2 сентября 1939 г. эти истребители впервые появились в небе Халхин-Гола и сразу же стали нести ощутимые потери.Вскоре побеждённые японцы запросили перемирия. 15 сентября между СССР, МНР и Японией было подписано соглашение о прекращении боевых действий с 13.00 16 сентября. Перед этим авиация Квантунской армии попыталась нанести удары крупными силами по советским аэродромам. Их затея провалилась: в результате атакующие понесли большие потери, чем атакуемые. Отражение японского налёта 15 сентября, во время которого было сбито десять японских самолётов против шести советских (одного И-16 и пяти И-153), можно считать последним воздушным боем в небе над Халхин-Голом.

В скобках дано количество исправных истребителей, если оно известно.

Потери советских истребителей во время конфликта
Период И-15бис И-153 И-16 И-16П
20.05-31.05 13 (1) - 5 (1) -
1.06-30.06 31 (2) - 17 (2) -
1.07-31.07 16 (1) 2 (1) 41 (2) -
1.08-31.08 5 (1) 11 (4) 37 (16) 2 (0)
1.09-16.09 - 9 (1) 5 (1) 2 (0)
Всего 65 (5) 22 (6) 105 (22) 4 (0)

В скобках даны небоевые потери.

Вражеские истребители

Как упоминалось выше, основным японским истребителем в районе конфликта стал армейский Ки-27 (он же «тип 97», советское наименование — И-97) фирмы «Накадзима». Первое время советские летчики принимали его за Mitsubishi А5М, дебютировавший в Китае . Ошибка была со временем раскрыта: это случилось после прибытия на ТВД ветеранов войны в Китае. Как вспоминал А. В. Ворожейкин, в конце июня комкор Смушкевич, полковник Лакеев, майор Кравченко и некоторые другие летчики изучали обломки японского истребителя и обнаружили отсутствие подкосов на шасси, характерных для изделия фирмы «Мицубиси».

По своему строению Ки-27 очень напоминает А5М, при этом мощность двигателя у него ниже. Однако за счет лучшей аэродинамики и меньшего веса он превосходит по основным характеристикам (кроме дальности) своего «собрата» из ВВС Императорского флота. Вооружение оставалось таким же: два пулемёта винтовочного калибра. На Халхин-Голе применялись обе существовавшие модификации «типа 97»: Ки-27-Ко (другие варианты названия: Ки-27а, Ки-27-I) и Ки-27-Оцу (Ки-27b, Ки-27-II). Последняя версия отличалась «фонарём» с круговым обзором, переделанным маслорадиатором, а также возможностью установки подкрыльевых топливных баков и подвески мелкокалиберных бомб.«Тип-97» превосходил по своим характеристикам как И-15бис, так и И-153. С И-16 ситуация была несколько сложнее. Горизонтальная

маневренность Ки-27 была лучше чем у любой версии «ишака». Кроме того, И-16 с двигателями М-25 уступали японскому истребителю по скорости скороподъёмности и высотности, зато обладали лучшим вооружением и бронезащитой. «Ишаки» также обладали более прочной конструкцией и могли развивать большую скорость на пикировании. Важным преимуществом Ки-27 была высокая устойчивость, отчасти компенсирующая при стрельбе малый секундный вес залпа. Даже после прибытия истребителей И-16 тип 18, превосходящих Ки-27 по скорости и скороподъемности, японские истребители оставались опасными противниками. Недостатки самолетов компенсировались достоинствами их пилотов: по воспоминаниям советских ветеранов, успевших повоевать в Испании, японцы по опыту превосходили итальянцев, а по агрессивности - немцев.Из допроса пленного японского лётчика Миадзимо:

«С И-15 лучше всего драться на горизонтальных и вертикальных виражах, с И-16 — то же самое. Считает, что более опасен истребитель И-16, объясняя это скоростью и манёвренностью И-16.

При атаке И-16 в лоб И-97 уходит вверх с последующим ранверсманом. При атаке И-16 на И-97 сверху И-97 переходит в вираж.

Лётчик заявляет, что японские лётчики передних атак не любят, боятся повреждения мотора, считают лучшими для себя атаки на И-16 сверху сзади. Как правило, выход из боя штопором не применяется».

Другим японским истребителем, повоевавшим на Халхин-Голе, был биплан Кавасаки Ки-10. В общих чертах он являлся аналогом советского И-15бис и к 1939 году безвозвратно устарел. Вот описание одного из первых боев И-16 с Ки-10:

Трофейный Ki-10-II, проходивший испытания в НИИ ВВС

«В один из первых дней осени старший лейтенант Федор Черемухин, замкомэск 22-го ИАП, вылетел на боевое патрулирование. Вскоре он заметил, что из-за реки показалась группа японских самолетов. Черемухин, дав знак ведомым, развернул свой И-16 навстречу противнику. Для него это был уже далеко не первый бой, и он хорошо изучил облик основного японского истребителя Ки-27. Но в этот раз советским летчикам встретились совсем другие машины. Изящные остроносые бипланы живо напомнили замкомэску старый поликарповский И-3, на котором он когда-то начинал свою карьеру боевого летчика. Завязавшаяся „воздушная карусель” сразу показала, что японские истребители превосходят „ишаков” на виражах, заметно уступая им в скорости и скороподъемности. Наши летчики быстро разобрались, что бипланы лучше начинать бить с дальних дистанций, и, не ввязываясь в ближний бой, уходить для повторения атаки на вертикаль. Вскоре Черемухину удалось зайти в хвост одному из японцев и дать прицельную очередь. Из фюзеляжа вражеского самолета вырвалась струя белого пара. „Пробит радиатор”, - отметил про себя старший лейтенант и резко сбросил газ, чтобы не проскочить мимо противника. Наудачу японский пилот либо растерялся, либо был ранен, но он даже не пытался сманеврировать, чтобы уйти из-под огня, а продолжал со снижением „тянуть” по прямой, оставляя за собой длинный паровой шлейф. Еще раз тщательно прицелившись, Черемухин выпустил длинную очередь по мотору подбитой машины. Вместо пара из „японца” повалил густой чёрный дым, и он, всё увеличивая угол пикирования, почти отвесно врезался в землю».

Интересно, что по японским данным во время конфликта был потерян всего один Ки-10.

Камуфляжные схемы
Nakajima Ki-27-Ko ст. сержанта Касиды, 2-й чутай 59-го истребительного сентая

Nakajima Ki-27-Otsu командира 2-го чутая 11-го истребительного сентая

Против бомбардировщиков

Японские бомбардировщики, применявшиеся в районе конфликта, дали лишний повод для размышлений советскому авиационному руководству: скорость любого из них (не считая лёгкого разведчика и бомбардировщика Ки-36) превышала аналогичный показатель истребителей-бипланов ВВС РККА. Таким образом, повторилась ситуация, характерная для войны в Испании : основным средством перехвата бомбардировщиков становился И-16.Основным средним бомбардировщиком на ТВД был самолет Mitsubishi Ki.21 (по японской классификации он считался тяжёлым). Изделие фирмы «Мицубиси» обладало весьма неплохой скоростью в 432 км/ч, что, однако, не превышало показателя И-16 тип 10. Учитывая невысокий уровень защищенности, характерный для японских самолетов того времени, Ки-21, по идее, должен был стать легкой мишенью для «ишаков», однако за время конфликта было потеряно всего шесть самолетов. Другим распостраненным японским ударным самолетом на Халхин-Голе был одномоторный Mitsubishi Ki.30 с неубираемым шасси максимальной скоростью 430 км/ч. Именно он и понёс наибольшие потери среди японских бомбардировщиков во время конфликта.Следует отметить ещё один японский самолет, одномоторный разведчик Mitsubishi Ki.15-Ko Karigane . Благодаря хорошей аэродинамике (несмотря на неубираемое шасси) и лёгкости конструкции, этот самолет мог развить максимальную скорость 481 км/ч, что делало его труднодосягаемым даже для И-16 с двигателями М-62. Тем не менее, семь самолетов этого типа все же было сбито. Следующая модификация разведчика, Ки-15-Оцу, достигала 510 км/ч, но к боям на Халхин-Голе она не подоспела.

Применение неуправлямых ракет

С 20 по 31 августа в боевых действиях принимало участие звено истребителей-ракетоносцев, в которое входило пять И-16 (командир звена капитан Н. Звонарёв, летчики И. Михайленко, С. Пименов, В. Федосов и Т. Ткаченко), вооруженных установками РС-82 . 20 августа 1939 года в 16 часов лётчики над линией фронта встретились с японскими истребителями и произвели пуск РС с расстояния около километра. В результате было сбито 2 вражеских самолета. Успех вызван тем, что японцы летели в сомкнутом строю и с постоянной скоростью. Кроме того, сработал фактор внезапности. Японцы так и не поняли, кто их атакует (они приписали свои потери действиям советских зенитчиков).Всего звено ракетоносцев участвовало в 14 боях, сбив 13 японских самолетов без потерь. Японские военные, изучив обломки своей техники, пришли ко мнению, что на наши истребители были установлены крупнокалиберные пушки.
Камуфляжные схемы
И-16 тип 5 командира 2-й эскадрильи 70-го ИАП ст. л-та М. П. Нога, осень 1938 года. Голубая звезда вместо номера на вертикальном оперении, очевидно, являлась эмблемой командирской машины. Художник — Сергей Вахрушев.

Автор второго рисунка — Андрей Юргенсон.

И-16 тип 10 70-го ИАП. Зелёный защитный цвет нанесён в полевых условиях поверх заводской серебристо-серой окраски. Художник — Сергей Вахрушев.

И-16 тип 10 одного из советских авиационных формирований. Цвет кока винта и законцовки руля поворота указаны предположительно. Художник — Сергей Вахрушев.
И-16 тип 10 Витта Скобарихина. 22-й ИАП, аэродром Тамцаг-Булак, лето 1939 года.
Тактико-технические характеристики И-16 и его основных противников на Халхин-Голе СССР СССР Год начала выпуска 9.00 11.31 Длина, м 6.07 7.53 3.25 14.54 23.00 18.56 М-25В М-62 Kawasaki Ha-9-IIb 1426 1110 1716 1810 1830 413 н. д. - на высоте 448 461 470 882 920 10000 417 1100 627
И-16 тип 10 И-16 тип 17 И-16 тип 18 Kawasaki Ki.10-II Nakajima Ki.27
Страна-изготовитель СССР Япония Япония
1938 1938 1939 1935 (1937**) 1937
Размах крыльев, м 9.00 9.00 10.02/н. д.*
6.07 6.07 7.55
Высота, м 3.25 3.25 3.00 3.25
Площадь крыльев, м2 14.54 14.54
Двигатель М-25В «Армейский тип 97»
Мощность, л.с. 750 750 800 850 710
Вес самолёта, кг.
- пустого 1327 1434 1360
- взлётный 1740 1790
Скорость, км/ч
- у земли 398 385 н. д.
425 400
Скороподъёмность, м/мин 688 1034 н. д.
Практический потолок, м 8470 8240 9300 11150
Дальность,км 525 485
Время виража, с 16-18 17-18 17 н. д. 8
Вооружение 4 7.62-мм пулемёта ШКАС 2 20-мм пушки ШВАК, 2 7.62-мм пулемёта ШКАС 4 7.62-мм пулемета ШКАС 2 7.7-мм синхронных пулемёта «тип 89»
* верхнего/нижнего** год начала выпуска данной модификации

Список побед лётчиков, воевавших на И-16 во время конфликта на Халхин-Голе Примечания
Имя летчика Подразделение Число побед на И-16 (личных+групповых)
Рахов В. Г. 22-й ИАП 8+6 -
Ворожейкин А. В. 22-й ИАП 6+13 Летал на И-16П
Кравченко Г. П. 22-й ИАП 5 Командир 22-го ИАП с июля 1939 г.
Трубаченко В. П. 22-й ИАП 5 Командир эскадрильи И-16П
Красноюрченко И. И. н. д. 5 Летал на И-16П
Смирнов Б. А. н. д. 4 -
Скобарихин В. Ф. 22-й ИАП 2+6 -
Звонарев Н. И. 22-й ИАП 2+5 Летал на И-16 с РО-82
Антоненко А. К.* н. д. 0+6 -
Глазыкин Н. Г. 22-й ИАП 1 Командир 22-го ИАП, погиб 22.06.1939
* тип самолёта установлен недостоверно

Источники информации Кондратьев В. Халхин-Гол: Война в воздухе. - М.: «Техники - Молодежи», 2002. Степанов А. Воздушная война на Халхин-Голе. // «Уголок неба» Астахова Е. Истребитель «Кавасаки» Ки-10. // «Самолёты мира» №03 (23), 2000. Кондратьев В. Битва над степью. Авиация в советско-японском вооруженном конфликте на реке Халхин-Гол. — М., 2008. Mikhail Maslov. Polikarpov I-15, I-16 and I-153 aces. Osprey Publishing, 2010.

1939)
Г. К. Жуков (после 6 июня 1939)
Хорлогийн Чойбалсан

Начало конфликту положили требования японской стороны о признании реки Халхин-Гол границей между Маньчжоу-го и Монголией (старая граница проходила на 20-25 км восточнее). Одной из причин такого требования являлось желание обеспечить безопасность строящейся японцами в этом районе железной дороги Халун-Аршан - Ганьчжур.

Май 1939 г. Первые сражения

11 мая 1939 г. отрядом японской кавалерии численностью до 300 человек была атакована монгольская пограничная застава на высоте Номон-Хан-Бурд-Обо. 14 мая в результате аналогичной атаки при поддержке авиации была занята высота Дунгур-Обо.

17 мая командир 57-го особого стрелкового корпуса комдив Н. В. Фекленко послал к Халхин-Голу группу советских войск в составе трех мотострелковых рот, роты бронемашин, сапёрной роты и артиллерийской батареи. 22 мая советские войска перешли Халхин-Гол и отбросили японцев к границе.

В период с 22 по 28 мая в районе конфликта сосредотачиваются значительные силы. В составе советско-монгольских войск было 668 штыков , 260 сабель , 58 пулемётов , 20 орудий и 39 бронемашин. Японские силы составляли 1680 штыков, 900 сабель, 75 пулемётов, 18 орудий, 6 бронемашин и 1 танк.

28 мая японские войска, обладая численным превосходством, перешли в наступление, имея целью окружить противника и отрезать его от переправы на западный берег Халхин-Гола. Советско-монгольские войска отступили, но план окружения сорвался, во многом благодаря действиям батареи под командованием старшего лейтенанта Бахтина.

На следующий день советско-монгольские войска провели контрнаступление, оттеснив японцев на исходные позиции.

Июнь. Борьба за господство в воздухе

Хотя на земле в июне не произошло ни одного столкновения, в небе развернулась воздушная война. Уже первые столкновения в конце мая показали преимущество японских авиаторов. Так, за два дня боев советский истребительный полк потерял 15 истребителей, в то время как японская сторона потеряла всего одну машину .

Советскому командованию пришлось пойти на радикальные меры: 29 мая из Москвы в район боевых действий вылетела группа лётчиков-асов во главе с заместителем начальника ВВС РККА Яковом Смушкевичем . Многие из них были Героями Советского Союза , а также имевшими боевой опыт в небе Испании и Китая. После этого силы сторон в воздухе стали примерно равными.

В начале июня Н. В. Фекленко был отозван в Москву, а на его место по предложению начальника оперативного отделения Генерального штаба М. В. Захарова был назначен Г. К. Жуков. Вскоре после прибытия в июне 1939 года в район военного конфликта Г. К. Жукова , он предложил свой план боевых действий: ведение активной обороны на плацдарме за Халхин-Голом и подготовка сильного контрудара по противостоящей группировке японской Квантунской армии. Наркомат обороны и Генеральный штаб РККА согласился с предложениями, выдвинутыми Г. К. Жуковым. К району конфликта стали стягиваться необходимые силы . Начальником штаба корпуса стал прибывший вместе с Жуковым комбриг М. А. Богданов. Помощником Жукова по командованию монгольской кавалерией стал корпусной комиссар Ж. Лхагвасурэн.

Для координации действий советских войск на Дальнем Востоке и частей Монгольской народно-революционной армии, из Читы в район реки Халхин-Гол прибыл командарм Г. М. Штерн .

Воздушные бои возобновились с новой силой в двадцатых числах июня. В результате сражений 22, 24 и 26 июня японцы потеряли более 50 самолетов.

Ранним утром 27 июня японской авиации удалось нанести внезапный удар по советским аэродромам, что привело к уничтожению 19 машин.

Весь июнь советская сторона занималась обустройством обороны на восточном берегу Халхин-Гола и планированием решающего контрнаступления. Для обеспечения господства в воздухе сюда были переброшены новые советские модернизированные истребители И-16 и «Чайка ». Так в результате боя 22 июня, который получил широкую известность в Японии было обеспечено превосходство советской авиации над японской и удалось захватить господство в воздухе .

В это же время - 26 июня 1939 года было сделано первое официальное заявление советского правительства по поводу событий на Халхин-Голе .

Июль. Наступление японской группировки

Вокруг горы Баян-Цаган развернулись ожесточенные бои. С обеих сторон в них участвовало до 400 танков и бронемашин, более 800 артиллерийских орудий и сотни самолетов. Советские артиллеристы вели огонь по противнику прямой наводкой, а в небе над горой в отдельные моменты находилось до 300 самолетов с обеих сторон. Особенно отличились в этих боях 149-й стрелковый полк майора И. М. Ремизова и 24-й мотострелковый полк И. И. Федюнинского .

На восточном берегу Халхин-Гола к ночи 3 июля советские войска ввиду численного превосходства противника отошли к реке, сократив размер своего восточного плацдарма на её берегу, однако ударная группировка японцев под командованием генерал-лейтенанта Ясуоки не выполнила поставленной перед нею задачи.

Группировка же японских войск на горе Баян-Цаган оказалось в полуокружении. К вечеру 4 июля японские войска удерживали только вершину Баян-Цагана - узкую полоску местности в пять километров длиной и два километра шириной. 5 июля японские войска начали отступление в сторону реки. Для того, чтобы заставить своих солдат драться до последнего, по приказу японского командования был взорван единственный понтонный мост через Халхин-Гол, имеющийся в их распоряжении. В конце концов, японские войска у горы Баян-Цаган начали повальное отступление с занимаемых позиций к утру 5 июля. На склонах горы Баян-Цаган погибло более 10 тысяч японских солдат и офицеров. Были потеряны почти все танки и большая часть артиллерии .

Результатом этих боев явилось то, что в дальнейшем, как позже Г. К. Жуков отмечал в своих мемуарах, японские войска «больше не рискнули переправляться на западный берег реки Халхин-Гол». Все дальнейшие события происходили на восточном берегу реки.

Однако японские войска продолжали оставаться на территории Монголии и военное руководство Японии планировало новые наступательные операции. Таким образом, очаг конфликта в районе Халхин-Гола сохранялся. Обстановка диктовала необходимость восстановить государственную границу Монголии и кардинально разрешить этот пограничный конфликт. Поэтому Г. К. Жуков стал планировать наступательную операцию с целью полного разгрома всей японской группировки, находившейся на территории Монголии.

57-й особый корпус был развернут в 1-ю армейскую (фронтовую) группу под командованием Г. К. Жукова . В соответствии с постановлением Главного военного совета РККА для руководства войсками был учреждён Военный совет армейской группы в составе командующего - комкора Г. К. Жукова, дивизионного комиссара М. С. Никишева и начальника штаба комбрига М. А. Богданова.

К месту конфликта срочно стали перебрасываться новые войска, в том числе 82-я стрелковая дивизия , . Из Московского военного округа была переброшена 37-я танковая бригада, имевшая на вооружении танки БТ-7 и БТ-5 на территории Забайкальского военного округа была проведена частичная мобилизация и сформирована 114-я и 93-я стрелковые дивизии.

8 июля японская сторона вновь начала активные боевые действия. Ночью они повели наступление крупными силами на восточном берегу Халхин-Гола против позиции 149-го стрелкового полка и батальона стрелково-пулеметной бригады, которые были совершенно не готовы к этой атаке японцев. В результате этой атаки японцев 149-му полку пришлось отойти к реке, сохраняя плацдарм всего в 3-4 километра. При этом были брошены одна артиллерийская батарея, взвод противотанковых орудий и несколько пулеметов.

Несмотря на то, что такого рода внезапные ночные атаки японцы в дальнейшем проводили ещё несколько раз, а 11 июля им удалось захватить высоту, они в результате контратаки советских танков и пехоты, которую возглавил командир 11-й танковой бригады комбриг М. П. Яковлев , были выбиты с высоты и отброшены на исходные позиции. Линия обороны на восточном берегу Халхин-Гола была полностью восстановлена.

С 13 по 22 июля в боевых действиях наступило затишье, которое обе стороны использовали для наращивания своих сил. Советская сторона принимала энергичные меры по укреплению плацдарма на восточном берегу реки, который требовался для проведения планируемой Г. К. Жуковым наступательной операции против японской группировки. На этот плацдарм были переброшены 24-й мотострелковый полк И. И. Федюнинского и 5-я стрелково-пулеметная бригада.

23 июля японцы после артиллерийской подготовки начали наступление на правобережный плацдарм советско-монгольских войск. Однако после двухдневных боев, понеся значительные потери, японцам пришлось отойти на исходные позиции. В это же время происходили интенсивные воздушные бои, так с 21 по 26 июля японская сторона потеряла 67 самолетов, советская только 20.

Значительные усилия легли на плечи пограничников. Для прикрытия границы Монголии и охраны переправ через Халхин-Гол из Забайкальского военного округа был переброшен сводный батальон советских пограничников под командованием майора А. Булыги . Только за вторую половину июля пограничники задержали 160 подозрительных лиц, среди которых были выявлены десятки японских разведчиков.

Во время разработки наступательной операции против японских войск выдвигались предложения как в штабе армейской группы, так и в Генеральном штабе РККА о переносе боевых действий с территории Монголии на маньчжурскую территорию, однако эти предложения были категорически отвергнуты политическим руководством страны .

В результате проведенной обеими сторонами конфликта работы к началу советского контрнаступления 1-я армейская группировка Жукова имела в своем составе около 57 тысяч человек, 542 орудия и миномета, 498 танков, 385 бронемашин и 515 боевых самолетов , противостоящая ей японская группировка - специально сформированная императорским декретом японская 6-я отдельная армия под командованием генерала Огису Риппо, имела в своем составе 7-ю и 23-ю пехотные дивизии, отдельную пехотную бригаду, семь артиллерийских полков, два танковых полка, маньчжурской бригады, три полка баргутской кавалерии, два инженерных полка и другие части, что в общей сложности составляло более 75 тысяч человек, 500 артиллерийских орудий, 182 танка, 700 самолетов . Следует также отметить, что в составе японской группировки было немало солдат, получивших боевой опыт во время войны в Китае.

Генерал Риппо и его штаб также планировали наступление, которое было назначено на 24 августа. При этом с учетом печального для японцев опыта боев на горе Баян-Цагане в этот раз охватывающий удар планировался на правом фланге советской группировки. Форсирование реки не планировалось.

Во время подготовки Г. К. Жуковым наступательной операции советских и монгольских войск был тщательно разработан и неукоснительно соблюдался план оперативно-тактического обмана противника . Для введения противника в заблуждение в ранний период подготовки к наступлению советская сторона по ночам с помощью звуковых установок имитировала шум движения танков и бронемашин, самолётов и инженерных работ. Вскоре японцам надоело реагировать на источники шумов , поэтому во время реальной перегруппировки советских войск их противодействие было минимальным. Также всё время подготовки к наступлению советской стороной велась активная радиоэлектронная борьба с противником . Несмотря на общее превосходстве в силах японской стороны, к началу наступления Жукову удалось достичь почти трехкратного превосходства в танках и в 1,7 раза - в самолетах. Для проведения наступательной операции были созданы двухнедельные запасы боеприпасов, продовольствия и горюче-смазочных материалов .

В ходе наступательной операции Г. К. Жуков планировал, используя маневренные механизированные и танковые части, неожиданными сильными фланговыми ударами окружить и уничтожить противника в районе между государственной границей МНР и рекой Халхин-Гол.

Наступающие войска были разделены на три группы - Южную, Северную и Центральную. Главный удар наносился Южной группой под командованием полковника М. И. Потапова, вспомогательный удар - Северной группой, которой командовал полковник И. П. Алексеенко. Центральная группа под командованием комбрига Д. Е. Петрова должна была сковать силы противника в центре, на линии фронта, тем самым лишить их возможности маневра. В резерве, сосредоточенном в центре, находились 212-я авиадесантная и 9-я мотоброневая бригады и танковый батальон. Также в операции участвовали монгольские войска - 6-я и 8-я кавалерийские дивизии под общим командованием маршала X. Чойбалсана.

Наступление советско-монгольских войск началось 20 августа, тем самым упреждая наступление японских войск, назначенное на 24 августа.

Наступление советско-монгольских войск, начавшееся 20 августа, оказалось полной неожиданностью для японского командования . В 6 часов 15 минут началась мощная артиллерийская подготовка и авиационный налет на позиции противника. В 9 часов началось наступление сухопутных войск. В первый день наступления атакующие войска действовали в полном соответствии с планами, за исключением заминки, случившейся при переправе танков 6-й танковой бригады, так как при переправе через Халхин-Гол не выдержал тяжести танков наведенный саперами понтонный мост.

Наиболее упорное сопротивление противник оказывал на центральном участке фронта, где у японцев имелись хорошо оборудованные инженерные укрепления - здесь наступавшим удалось за день продвинуться всего на 500-1000 метров. Уже 21-го и 22-го августа японские войска, придя в себя, повели упорные оборонительные бои, поэтому Г. К. Жукову пришлось ввести в сражение резервную 9-ю мотоброневую бригаду.

Хорошо действовала в это время и советская авиация. Только за 24 и 25 августа бомбардировщики СБ совершили 218 боевых групповых вылетов и сбросили на противника около 96 тонн бомб. Истребителями за эти два дня в воздушных боях было сбито около 70 японских самолетов .

В целом же, следует отметить, что командование 6-й японской армии в первый день наступления не смогло определить направление главного удара наступающих войск и не предприняло попытки оказать поддержки своим войскам, оборонявшимся на флангах. Бронетанковые и механизированные войска Южной и Северной групп советско-монгольских войск к исходу 26 августа соединились и завершили полное окружение 6-й армии японской. После этого началось её дробление отсекающими ударами и уничтожение по частям.

В целом японские солдаты, в основном пехотинцы, как отмечал позднее Г. К. Жуков в своих мемуарах, дрались крайне ожесточенно и исключительно упорно, до последнего человека. Часто японские блиндажи и дзоты захватывались только тогда, когда там уже не было ни одного живого японского солдата. В результате упорного сопротивления японцев 23 августа на Центральном участке фронта Г. К. Жукову пришлось даже ввести в бой свой последний резерв: 212-ю авиадесантную бригаду и две роты пограничников, хотя при этом он и шёл на немалый риск .

Неоднократные попытки японского командования провести контратаки и деблокировать окруженную в районе Халхин-Гола группировку закончились неудачей. После боев 24-26 августа командование Квантунской армии до самого конца операции на Халхин-Голе не пыталось больше деблокировать свои окруженные войска, смирившись с неизбежностью их гибели.

Последние бои ещё продолжались 29 и 30 августа на участке севернее реки Хайластын-Гол. К утру 31 августа территория Монгольской Народной Республики была полностью очищена от японских войск. Однако это ещё не было полным окончанием пограничного конфликта (фактически необъявленной войны Японии против СССР и союзной ему Монголии). Так 4 и 8 сентября японские войска предприняли новые попытки проникновения на территорию Монголии, однако они сильными контрударами отброшены за линию государственной границы. Продолжались и воздушные бои , которые прекратились только с заключением официального перемирия .

15 сентября 1939 года было подписано соглашение между Советским Союзом, МНР и Японией о прекращении военных действий в районе реки Халхин-Гол, которое вступило в силу на следующий день .

Итоги

Победа СССР на Халхин-Голе сыграла решающую роль в ненападении Японии на СССР. Примечательным фактом является то, что когда в декабре 1941 года войска Германии стояли под Москвой, Гитлер яростно требовал от Японии напасть на СССР на Дальнем Востоке. Именно поражение на Халхин-Голе, как считают многие историки, сыграло главную роль в отказе от планов нападения на СССР в пользу нападения на США.

Осенью 1941 года руководство СССР получило сообщение разведчика Зорге о том, что Япония не собирается нападать на СССР. Эта информация позволила в самые критические дни обороны Москвы в конце октября - начале ноября 1941 года перебросить с дальнего Востока до двадцати свежих, полностью укомплектованных и хорошо экипированных стрелковых дивизий и несколько танковых соединений , которые сыграли одну из ключевых ролей в обороне Москвы , а также позволили в дальнейшем советским войскам перейти в контрнаступление под Москвой в декабре 1941 года.

Литература

  • Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. Глава седьмая. Необъявленная война на Халхин-Голе . - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
  • Шишов А. В. Россия и Япония. История военных конфликтов . - М.: Вече, 2001.
  • Федюнинский И.И. На Востоке . - М.: Воениздат, 1985.
  • Новиков М.В. Победа на Халхин-Голе . - М.: Политиздат, 1971.
  • Кондратьев В. Халхин-Гол: Война в воздухе . - М.: Техники - Молодежи, 2002.
  • Кондратьев В. Битва над степью. Авиация в советско-японском вооруженном конфликте на реке Халхин-Гол. - М.: Фонд содействия авиации "Русские витязи", 2008. - 144 с. - (Серия: Воздушные войны XX века). - 2000 экз. - ISBN 978-5-903389-11-7

Кинематограф

Боям на реке Халхин-Гол посвящен советско-монгольский художественный фильм «Слушайте на той стороне » режиссёров Бориса Ермолаева и Бадрахына Сумху (1971).

65-летию окончания боёв на реке Халхин-Гол и советско-монгольской экспедиции по местам боевой славы посвящён телевизионный фильм «Дорогами отцов» иркутской тележурналистки Натальи Волиной (2004).

Примечания

Сноски

  1. в т.ч. 6 472 убито и умерло на этапах санитарной эвакуации, 1 152 умерло от ран в госпиталях, 8 умерло от болезней, 43 погибло в катастрофах и в результате происшествий
  2. данные неполные
  3. В «западной» историографии, в частности в американской и японской, термин «Халхин-Гол» употребляется только для наименования реки, а сам военный конфликт называется локальным «инцидентом у Номон-Хана». «Номон-Хан» - название одной из гор в этом районе маньчжуро-монгольской границы.
  4. В переводе на русский «Халхин-Гол» - река Халха
  5. Войска подвозились по Транссибирской железнодорожной магистрали к Улан-Удэ, а далее по территории Монголии они следовали походным порядком
  6. Во время этого боя был сбит и взят в плен известный японский лётчик-ас Такэо Фукуда, прославившийся во время войны в Китае.
  7. Всего в воздушных боях с 22 по 28 июня японские авиационные силы потеряли 90 самолетов. Потери советской авиации оказались гораздо меньшими - 38 машин.
  8. : 26 июня 1939 года по советскому радио прозвучали слова «ТАСС уполномочен заявить…» Новости с берегов Халхин-Гола появились на страницах советских газет.
  9. : Жуков , не дожидаясь подхода стрелкового полка сопровождения, бросил в бой прямо с марша находившуюся в резерве 11-ю танковую бригаду комбрига М. П. Яковлева, которого поддержал монгольский бронедивизион, вооруженный 45-мм пушками. Следует отметить, что Жуков в этой ситуации, нарушая требования боевого устава РККА, действовал на свой страх и риск, и вопреки мнению командарма Г. М. Штерна . Справедливости ради, стоить отметить что впоследствии Штерн признал, что в той ситуации принятое решение оказалось единственно возможным. Однако, этот поступок Жукова имел и другие последствия. По линии особого отдела корпуса в Москву было передано донесение, которое легло на стол И. В. Сталину , о том, что комдив Жуков «преднамеренно» бросил в бой танковую бригаду без разведки и пехотного сопровождения. Из Москвы была выслана следственная комиссия во главе с заместителем наркома обороны, командармом 1-го ранга Г. И. Куликом . Однако, после конфликтов командующего 1-й армейской группы Г. К. Жукова с Куликом, который стал вмешиваться в оперативное управление войсками, нарком обороны СССР в телеграмме от 15 июля объявил ему выговор и отозвал его в Москву. После этого на Халхин-Гол был из Москвы прислан начальник Главного политического управления РККА комиссар 1-го ранга Мехлис с поручением от Л. П. Берии «проверить» Жукова .
  10. : Дивизия была сформирована на Урале наспех, многие солдаты этой дивизии никогда не держали в руках оружия, поэтому пришлось в срочном порядке организовывать обучение ее личного состава на месте.

Баин-Цаган

Пожалуй, ни одно из событий на Халхин-Голе в мае-сентябре 1939 года не вызывает столько споров, как сражение за гору Баин-Цаган 3-5 июля.Тогда 10-тысячной японской группировке удалось скрытно форсировать Халхин-Гол и начать движение к советской переправе, угрожая отрезать советские войска на восточном берегу реки от основных сил.

Противник был случайно обнаружен и, не дойдя до советской переправы, вынужден был занять оборонительную позицию на горе Баин-Цаган. Узнав о случившемся, командующий 1-ой армейской группой Г. К. Жуков приказал 11-ой бригаде комбрига Яковлева и ряду других бронетанковых подразделений сходу и без поддержки пехоты (мотострелки Федюнинского заблудились в степи и вышли к месту сражения позднее) атаковать японские позиции.

Советские танки и бронеавтомобили предприняли несколько атак, но, понеся значительные потери, вынуждены были отступить. Второй день сражения свелся к постоянному обстрелу советской бронетехникой японских позиций, а провал японского наступления на восточном берегу вынудил японское командование начать отход.

До сих пор историки спорят, насколько оправданным был ввод в бой бригады Яковлева с марша. Сам Жуков писал, что сознательно пошел на это… с другой стороны, был ли у советского военачальника другой путь? Тогда японцы могли продолжить движение к переправе и произошла бы катастрофа.

Спорным моментом Баин-Цагана до сих пор является и японское отступление - было ли это повальное бегство или планомерный организованный отход. Советская версия рисовала разгром и гибель японских войск, не успевших осуществить переправу. Японская же сторона создает картину организованного отступления, указывая, что мост был взорван уже тогда, когда на него ворвались советские танки. Каким-то чудом под артиллерийским обстрелом и ударами с воздуха японцам удалось переправиться на противоположный берег. А вот оставшийся в прикрытии полк был практически полностью уничтожен.

Баин-Цаган сложно назвать решительной тактической победой одной из сторон. А вот в стратегическом отношении - это, безусловно, победа советско-монгольских войск.

Во-первых, японцы были вынуждены начать отход, понеся потери и не выполнив основной задачи - уничтожения советской переправы. Более того, ни разу на протяжении конфликта противник больше не пытался форсировать Халхин-Гол, да и физически это было уже невозможно. Единственный комплект мостового оборудования во всей Квантунской армии был уничтожен самими японцами при отводе войск с Баин-Цагана.

Далее японским войскам оставалось лишь проводить операции против советских войск на восточном берегу Халхин-Гола, или ждать политического решения конфликта. Правда, как известно, дождался противник совсем иного...