Вальтер новотны. Новотны Вальтер (Nowotny Walter)

08.10.2007 18:00

Родился 7 декабря 1920 года в городе Гмюнд в Австрии. В юности он активно занимался спортом, особенно легкой атлетикой. В 1938 году окончил гимназию сдав успешно экзамены. 1 октября 1939 года Новотны вступил добровольцем в люфтваффе. Первоначальную подготовку проходил во 2-м батальоне 62 учебного полка люфтваффе. С 16 ноября 1939 года обучался в истребительной школе "Вена-Швехат", которая располагалась на аэродроме Швехат, в нескольких километрах восточнее Вены. 1 июля 1940 года присвоено звание фенриха, а в августе Новотны совершил свой первый полет на Bf-109. 16 ноября 1940 года Новотны направляют в учебно-боевую группу "Мерзербург". В задачу группы входило создание авиационного прикрытия нефтеперерабатывающих заводов. Однако просуществовала эта группа недолго и уже 19 ноября 1940 года была распущена. 1 декабря 1940 года назначен в новую JG54 "Зеленое Сердце". Новотны был включен в состав 1-й эскадрильи. С 25 февраля по 25 марта 1941 года Новотны проходил стажировку. После возвращения был включен в состав штабного звена JG54. 1 апреля 1941 года присвоено звание лейтенанта. 19 июля 1941 года Новотны вступил в бой с четверкой И-153 из 153-го иап во главе со старшим лейтенантом А.Ф.Авдеевым. В ходе боя Авдеев сбил Новотны. Самолет упал в Балтийское море. Но сам пилот остался цел. 4 сентября 1942 года лейтенант Новотны награжден Рыцарским Крестом. 24 октября 1942 года Новотны был назначен командиром 1./JG54. 1 февраля 1943 года Вальтеру Новотны присвоено звание обер-лейтенанта. В тот же месяц 1./JG54 оснащается истребителями FW-190A. 10 августа 1943 года обер-лейтенант Новотны был назначен командиром I./JG54. 23 сентября 1943 года Новотны были одновременно вручены Дубовые Листья (за 118 побед) и Мечи (218 побед) к Рыцарскому Кресту. 1 октября 1943 года присваивоено звание гауптмана. 14 октября 1943 года Новотны одержал 250-ю победу и за это был награжден Бриллиантами к Рыцарскому Кресту. 250-й победой оказался P-40. Одержав эту победу Новотны стал первым пилотом достигшим этого рубежа. 4 февраля 1944 года возглавил учебно-боевую эскадру JG101. В июле 1944 года Новотны был повышен до майора и назначен командиром новой части истребительной авиации Kommando Nowotny (Команда Новотны), оснащенной реактивными истребителями Me-262. Летая на этом истребителе, Новотны сбил еще три самолета. Последний вылет состоялся около 12 часов дня 8 ноября 1944 года Он взлетел с аэродрома Ахмер, чтобы атаковать американские бомбардировщики (В-17) и больше его никто не видел живым. По радиопередачам становилось понятно, что он успел сбить 3 бомбардировщика и один истребитель. Что дальше - неизвестно. Однако были очевидцы, которые видели, как Me-262 Вальтера Новотны появился из-за облаков, с двумя горящими двигателями, перевернулся и резко пошел в низ. Потом в лесу раздался сильный взрыв. Новотны в вместе с самолетом разорвало на части. 15 ноября 1944 года Вальтер Навотны был похоронен на центральном кладбище Вены. Всего Вальтер Новотны совершил 442 боевых вылета, имеет 258 официально засчитанных побед, 225 из которых он одержал на Восточном фронте.

Страна: Германия
Даты жизни: 07.12.1920 г. - 08.11.1944 г.
Звание: Майор (Major)
Авиачасть: JG54, JG101, Kdo Nowotny Люфтваффе
Боевые вылеты: 442
Воздушные победы: 258
Награды: Германский Крест в Золоте (Deutsches Kreuz in Gold), Рыцарский Крест с Дубовыми Листьями, Мечами и Бриллиантами (Ritterkreuz des Eisernen Kreuz mit dem Eichenlaub mit Schwerten mit Brillianten)

01.10.1939 г. добровольцем вступил в Люфтваффе. После окончания летной подготовки в звании фенриха 16.11.1940 г. прибыл в Erg.Gr. Merseburg, но уже 1 декабря был переведен в Gr./JG54.

01.04.1941 г. Новотны получил звание лейтенанта. С 22 июня 1941 года уже участвовал в боях на Восточном фронте. 19 июля в ходе 34-го боевого вылета Новотны одержал первые победы, сбив над островом Эзель (ныне о. Сааремаа, Эстония), в Рижском заливе, два И-153 из 153-го истребительного авиаполка. Однако в том же бою был подбит и его Bf-109Е-7 W.N г. 1137. Сев на воду, Новотны успел перебраться в спасательную шлюпку. Проведя в ней двое с половиной суток, летчик в конце концов смог доплыть до побережья, уже занятого немецкими войсками.

Пробыв в госпитале всего несколько дней, Новотны уже 30 июля снова поднялся в воздух и сбил гидросамолет МБР-2, а 12 сентября одержал десятую победу. 10.03.1942 г. лейтенант Новотны был включен в 3./JG54. В трех вылетах 4 августа будущий прославленный ас Люфтваффе в боях в районе Ленинграда сбил семь самолетов. Его счет достиг 54-х побед, и 21 августа его сначала наградили Золотым германским крестом, а 4 сентября вручили Рыцарский крест.

25 октября Новотны возглавил 1./JG54, а 01.02.1943 г. получил звание обер-лейтенанта. Весной — летом 43-го года счет воздушных побед Новотны стремительно рос: 20 мая он одержал 82-ю победу, 15 июня — 100-ю, а 24 июня — уже 124-ю.

10 августа Новотны возглавил 1./JG54 и 18 августа преодолел рубеж в 150 побед. 28 августа одержал 173-ю победу, а 2 сентября — 189-ю. 4 сентября Новотны был вручен Рыцарский крест с дубовыми листьями (Nr.293). 8 сентября он преодолел рубеж в 200 побед, а 17 сентября одержал 218-ю победу.

24 сентября Гитлер вручил Новотны "мечи" к Рыцарскому кресту (Nr.37), которые были заслужены после 218-й победы. 1 октября вальтеру Новотны присвоили звание гауптмана.

В период с 5 октября Новотны сбил еще 32 самолета и 14 октября стал первым асом в Люфтваффе, достигшим рубежа в 250 побед . В тот же день он получил Рыцарский Крест с Дубовыми Листьями, Мечами и Бриллиантами (Nr.8).

После короткого отпуска летчик-истребитель Люфтваффе продолжил боевые вылеты и 15 ноября одержал 255-ю победу, которая стала его последним успехом на Восточном фронте. В конце ноября ему запретили участвовать в боевых вылетах. Новотны получил длительный отпуск, и, став объектом официальной пропаганды, участвовал в различных мероприятиях и встречах.

04.02.1944 г. Новотны получил назначение командиром JG101, базировавшейся на юге Франции. 1 сентября получил звание майора, и 26 сентября он возглавил 1I1./JG6, оснащенную реактивными Ме-262. 10 октября группу переименовали в Kdo Nowotny.

После полудня 8 ноября 1944 года Новотны на Ме-262А-1а W.Nr. 110400 взлетел с аэродрома Ахмер, чтобы атаковать американские бомбардировщики. Согласно радиодокладам, Новотны успел сбить В-17 и истребитель, но что затем произошло - точно неизвестно. «Мессершмитт» аса Люфтваффе врезался в землю в районе г. Брамше, в 5 км северо-восточнее Ахмера, и взорвался. Летчик совершил в общей сложности 442 боевых вылета.

15-го ноября 1944 г. останки Вальтера Новотны были торжественно похоронены на Центральном кладбище в Вене.

Источники, которые были использованы при подготовке материала о знаменитом летчике-истребителе Люфтваффе времен Второй мировой войны Вальтере Новотны (Walter Nowotny):

  • Зефиров М.В. Кто есть кто. Скорость. - М.: АСТ - 2010 г.

СПАСИБО ЗА РЕПОСТ СТАТЬИ, ДРУЗЬЯ!

Вальтер Новотны - это имя человека, вошедшего в историю в качестве летчика-истребителя времен Второй мировой. Его жизнь, подобно вспышке, закончилась, едва начавшись. Если бы не тот факт, что воевал Навотны на стороне фашистов, можно было бы считать его героем, достойным вечной памяти.

Ранние годы

Вальтер Новотны родился седьмого декабря 1920 года в австрийском городе Гмюнде. Его отец служил на железной дороге. Вальтер рос приверженцем здорового образа жизни, в юные годы серьезно занимался спортом, зарекомендовав себя способным легкоатлетом.

На момент окончания парнем гимназии Европа уже находилась в «пяти минутах» от большого пожара. Война должна была начаться «вот-вот». И юноша добровольно пополняет ряды люфтваффе. Он хотел летать, мечтал пилотировать Ju-87, но это его желание не сбылось.

Так чем же прославился в итоге Вальтер Новотны? На чем летал он «за своими лаврами»? Инструктор, «натаскивающий» молодого бойца и будущего аса, увидел в нем талант истребителя и посадил его на соответствующий летательный аппарат. И, нужно сказать, в прогнозах не ошибся. Вальтер оправдал все его ожидания, став выдающимся летчиком-истребителем.

Вторая мировая война

После окончания школы истребителей в Швехате в 1941 году Вальтер Новотны был зачислен в состав Первого воздушного флота, дислоцировавшегося на территории Принимал участие в советско-германской военной кампании с первых ее дней.

Свой победный счет Новотны открыл над водами Рижского залива 19 июля 41-го, сбив три советских «Чайки» (И-153). Эта операция далась ему нелегко - пилоту пришлось посадить свой самолет на воду и продержаться так трое суток.

За весь следующий год жертвами австрийца стали еще 50 самолетов противника, а к июню 43-го года их в общей сложности было уже 100. На тот момент солдат люфтваффе являлся командиром первой эскадрильи пятьдесят четвертой истребительской эскадры и обладателем Следующие семьдесят две «железные птицы» противника были сбиты за аналогичное количество дней. Грубо говоря, каждый день Новотны уничтожал по одному вражескому самолету.

Самым «урожайным» для летчика стало первое сентября 1943 года, когда за 17 минут он сбил 7 советских самолетов, а затем за последующие 9 еще 3 противника. За эти сражения молодой Вальтер получил сразу несколько почетных наград от своего командования.

Последняя победа героя этой статьи, дослужившегося до звания майора, на советско-германском фронте датируется четырнадцатым ноября 1943 года. Это был уже 255-й сбитый им советский самолет. Всего же на его счету их 258 (за 442 боевых вылета).

Вот таким асом оказался австриец Вальтер Новотны. На каком самолете летал этот выдающийся немецкий виртуоз, интересно многим. Следует ответить, что он одним из первых «обуздал» реактивную «птицу». Чуть более 200 побед над противником одержал за штурвалом FW 190, а остальные - управляя «Мессершмитом» Bf 109.

Напарники Новотны

Нескольких слов заслуживают люди, которые помогали Вальтеру Новотны в его победных операциях. Это Карл Шноррер, Антон Дебеле и Рудольф Радемахер. Шноррера боевые товарищи называли «Кваксом» по аналогии с героем мультика, вечно попадавшим в аварии. У этого соратника Новотны поначалу постоянно возникали проблемы во время посадки. Но зато он единственный из четверки пилотов выжил (правда, потерял ногу). На счету Шноррера 46 сбитых самолетов. Его напарник Дебеле одержал 94 воздушные победы и погиб в ноябре сорок третьего года. А Радемахер, уничтоживший 126 самолетов противника, попрощался с жизнью уже после войны - пилотируемый им аппарат разбился.

Благородный поступок Вальтера Новотны

Помимо того, что Вальтер Новотны стал первым в мире человеком, перешагнувшим рубеж в 250 сбитых самолетов (позже его рекорд был побит, и он стал только пятым среди пилотов люфтваффе), этот человек отличился еще одним, можно сказать героическим и, несомненно, благородным поступком. Он решился на смелый протест, написав лично Гитлеру письмо, в котором критиковал намерение расстрелять 47 пленных летчиков, предпринявших попытку побега из лагеря, где они содержались.

Неизвестно, возымело ли это письмо какое-либо действие (Гитлер официально на письмо не ответил), но сам поступок говорит о том, что Новотны умел не только хорошо драться, но и уважать врага. А также был человеком бесстрашным.

Последний полет

Восьмого ноября с Аэродрома Амхер поднялся в небо немецкий самолет, который должен был перехватить рейд американских бомбардировщиков. Из-за облаков донеслись звуки стрельбы, один из «американцев» упал. А затем радист услышал неразборчивые слова «Я горю» или «Горит самолет». Так, в возрасте 24 лет погиб легендарный пилот люфтваффе Вальтер Новотны. Фото его навсегда сохранило образ молодого улыбчивого парня, которому, к сожалению, довелось стать винтиком большой кровавой мясорубки и покинуть этот мир, так и не начав по-настоящему жить.

Германия

Годы жизни:

07.12.1920 - 08.11.1944

Вид авиации:

Истребительная

Места службы:

01.12.40‑09.03.42

09.03.42‑24.10.42

24.10.42‑10.08.43

Командир эскадрильи

10.08.43‑04.02.44

Командир группы

04.02.44‑10.09.44

Командир эскадры

26.09.44‑08.11.44

Командир группы

Боевых вылетов:

Воздушных побед:

Родился 07.12.1920 г. в городе Гмюнд (Gmund) в Австрии. В юности он активно занимался спортом, особенно легкой атлетикой. В 1938 окончил гимназию сдав успешно экзамены.

01.10.39 г. Новотны вступил добровольцем в люфтваффе. Первоначальную подготовку проходил во 2-м батальоне 62 учебного полка люфтваффе (2. Flieger-Ausbildungsregiment 62). С 16.11.39 г. обучался в истребительной школе "Вена-Швехат" (Jagdfligerschule Wien-Schwechat), которая располагалась на аэродроме Швехат, в нескольких километрах восточнее Вены.

01.07.40 г. присвоено звание фенриха, а в августе Новотны совершил свой первый полет на Bf-109.

16.11.40 г. Новотны направляют в учебно-боевую группу "Мерзербург". В задачу группы входило создание авиационного прикрытия нефтеперерабатывающих заводов. Однако просуществовала эта группа недолго и уже 19.11.40 г. была распущена.

01.12.40 г. назначен в новую Erg.Gr.JG54. Новотны был включен в состав 1. Einsatzstaffel/JG54.

С 25.02 по 25.03.41 г. Новотны проходил стажировку. После возвращения 01.04.41 г. присвоено звание лейтенанта.

19.07.41 г. Новотны вступил в бой с четверкой И-153 из 153-го иап во главе со старшим лейтенантом А.Ф.Авдеевым. В ходе боя Авдеев сбил Новотны. Самолет упал в Балтийское море. Но сам пилот остался цел.

09.03.42 г. 1. Einsatzstaffel/JG54 была расформирована и Новотны воевал в составе 3./JG54.

04.09.42 г. лейтенант Новотны награжден Рыцарским Крестом.

24.10.42 г. Новотны был назначен командиром 1./JG54.

01.02.43 г. Вальтеру Новотны присвоено звание обер-лейтенанта. В тот же месяц 1./JG54 оснащается истребителями FW-190A.

10.08.43 г. обер-лейтенант Новотны был назначен командиром I./JG54.

23.09.43 г. Новотны были одновременно вручены Дубовые Листья (за 118 побед) и Мечи (218 побед) к Рыцарскому Кресту.

01.10.43 г. присваивоено звание хауптмана.

14.10.43 г. Новотны одержал 250-ю победу и за это был награжден Бриллиантами к Рыцарскому Кресту. 250-й победой оказался P-40. Одержав эту победу Новотны стал первым пилотом достигшим этого рубежа.

04.02.44 г. возглавил учебно-боевую эскадру JG101.

В июле 1944 г. Новотны был повышен до майора.

26.09.44 г. возглавил Erprobungskommando 262, оснащенную реактивными Ме-262, после чего это командование стало именоваться Kommando Nowotny.

Летая на Me-262, Новотны сбил еще три самолета.

Последний вылет состоялся около 12 часов дня 08.11.44 г. Он взлетел с аэродрома Ахмер (Ahmer), чтобы атаковать американские бомбардировщики (В-17) и больше его никто не видел живым. По радиопередачам становилось понятно, что он успел сбить 3 бомбардировщика и один истребитель. Что дальше - неизвестно. Однако были очевидцы, которые видели, как Me-262 Вальтера Новотны появился из-за облаков, с двумя горящими двигателями, перевернулся и резко пошел в низ. Потом в лесу раздался сильный взрыв. Новотны в вместе с самолетом разорвало на части.

15.11.44 г. Вальтер Навотны был похоронен на центральном кладбище Вены.

Всего Вальтер Новотны совершил 442 боевых вылета, имеет 258 официально засчитанных побед, 225 из которых он одержал на Восточном фронте.

Источники информации:

1. Зефиров М.В. Асы Люфтваффе. Дневная истребительная авиация. - Н. Новгород: Издательство "Покровка", 2000.

2. Зефиров М.В. Асы Люфтваффе: Реактивные истребители. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2002.