Упражнение «Избавление от страхов». Здравствуйте! Начинаем занятие

Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников Вачков Игорь Викторович

Образ Я

Образ Я – это представление человека о себе самом. Оно не всегда выражено словами, чаще – это некоторая внутренняя картинка; в ней присутствуют зрительные, телесные и звуковые образы, чувства, отдельные фразы. Человек вообще редко думает о себе словами. Он себя представляет, ощущает, переживает.

В целом образ Я включает набор некоторых устойчивых характеристик, с помощью которых человек себя самого описывает и дает себе эмоциональную оценку. Эти характеристики очень разнообразны, но так или иначе любая из них относится к одному из трех видов Я-характеристик: социальному, физическому или психологическому. Поговорим об этом подробнее.

Кто однажды обрел самого себя, тот уже ничего на этом свете утратить не может. И кто однажды понял человека в себе, тот понимает всех людей.

Стефан Цвейг

Социальное Я. Оно возникает благодаря тому, что все мы включены в жизнь других людей, общества в целом и по отношению к этому обществу выполняем некоторые обязанности. Иначе говоря, мы играем социальные роли. Играем – не значит прикидываемся. Просто в рамках роли наше поведение перестает быть спонтанным и непредсказуемым, оно начинает подчиняться определенным правилам. Человек, школьник, сын (дочь), друг, спортсмен, отличник, юноша (девушка) – это лишь краткий перечень ролей, которые могут исполняться в подростковом возрасте. Мы много времени проводим, общаясь с другими людьми на ролевом уровне. Многие наши роли становятся важной частью нашего Я. Описывая себя, мы естественным образом делаем это через те или иные значимые социальные роли. А как же иначе?

Физическое Я. У Бориса Пастернака есть стихотворение, которое начинается так: «Дано мне тело, что мне делать с ним?..» Получается следующее: есть Я и есть физическое тело, в котором это Я существует. Конечно, все не так просто. Наше Я не просто заключено в некоторую физическую оболочку. Внутренний мир каждого из нас во многом определяется свойствами этой физической оболочки: биологическим полом, физическим здоровьем, особенностями устройства нервной и гормональной систем. Но в стихотворной строчке – важная истина. Заключается она в том, что каждый из нас устанавливает свои, особые отношения с собственным телом: любит его или не принимает, холит-лелеет или не обращает внимания на его недуги, развивает и совершенствует его или просто поддерживает в жизнеспособном состоянии. Отношение к телу находит выражение в характеристиках образа Я.

Психологическое Я. Оно представляет собой набор характеристик, с помощью которых каждый из нас описывает себя как индивидуальность, как существо, обладающее психологическими свойствами: характером, личностными особенностями, способностями, привычками, странностями и склонностями.

Образ внутреннего мира каждого из нас уникален. Он включает свой, личный набор характеристик, среди которых у одних преобладают социальные, у других – психологические. Есть люди, включающие характеристики физического облика в свое Я и игнорирующие свои телесные качества.

Социальное, физическое, психологическое Я – все это, так сказать, характеристики нашего внутреннего мира в ширину, его географическая карта. При желании ее можно нарисовать, обозначив различными цветами пространство, которое мы в своей душе отвели исполняемым ролям, телесным характеристикам и личным особенностям. Однако наше Я имеет еще и свою глубину. Рассмотрим ее далее.

Может ли человек по своему желанию менять свой образ Я?

Из книги Мысленным взором автора Лазарус Арнольд

Идеализированный образ «Я» Самым лучшим примером образов, помогающих добиться успеха, будет, наверное, техника, известная под названием «идеализированный образ „Я“» (ИОЯ), разработанная доктором Дороти Зюскинд из колледжа Хантер в университете Нью-Йорка. Цель этого

Из книги Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников автора Вачков Игорь Викторович

Образ Я Образ Я – это представление человека о себе самом. Оно не всегда выражено словами, чаще – это некоторая внутренняя картинка; в ней присутствуют зрительные, телесные и звуковые образы, чувства, отдельные фразы. Человек вообще редко думает о себе словами. Он себя

Из книги Измените своё мышление– и воспользуйтесь результатами. Новейшие субмодальные вмешательства НЛП автора Андреас Коннира

Желаемый Я-образ Желаемый Я-образ - это «я, обладающий большим количеством выборов, для которого это нежелательное поведение/реакция - не проблема». Есть ряд элементов, делающих этот образ сильным мотиватором изменения.Всегда диссоциированный я-образ. Чтобы желаемый

Из книги Статьи за 10 лет о молодёжи, семье и психологии автора Медведева Ирина Яковлевна

Как возникает образ Мыслит малыш конкретно, абстрактных понятий пока не понимает. Но ведь и для того, чтобы произвести любое самое элементарное обобщение, надо в какой-то степени абстрагироваться от деталей и вычленить суть. Если этого не сделать, то как понять, что мама в

Из книги Здравствуй, Душа! [Раздел I] автора Зеленский Валерий Всеволодович

Образ и Душа Не будем забывать, что отправной точкой цивилизации современного западного мира является классическая Греция. Это имеет особенно большое значение для глубинной психологии и, в частности, для юнговской психологии, в которой считается, что психическая жизнь

Из книги Антропология экстремальных групп: Доминантные отношения среди военнослужащих срочной службы Российской Армии автора Банников Константин Леонардович

Символизм физиологизма: образ тела и образ мира Антропоморфный принцип в космогонии представляет человеческий организм и продукты его жизнедеятельности в качестве аллегории структурных компонент мира и законов их функционирования. В некоторых архаических мифах

Из книги Вера и любовь автора Амонашвили Шалва Александрович

Образ солдата В военный госпиталь приехал ансамбль песни и пляски сельской школы, чтобы подбодрить раненых.«Ааа-са… оо-па…» - кричал бодро самый маленький танцор. И так как не все раненые могли встать и выйти в коридор, где происходил концерт, мальчик в папахе вбежал в

Из книги Почему одни семьи счастливы, а другие нет [Как преодолеть разногласия и приумножить любовь] автора Аксюта Максим

Женский образ Такими увидели представительниц прекрасного пола мужчины: Мечтает быть счастливой. Хочет быть замужем и иметь детей. Ей ужасно, когда она чувствует себя одинокой. Очаг, дом – в ее владении, и от этого она много требует. Ей важно быть ценной и нужной.

Из книги Без революций. Работаем над собой, оставаясь в гармонии автора Стивенс Майкл

Образ здоровья или образ жизни? На Востоке здоровье всегда было результатом взаимоотношений. Считается, что ни разум, ни тело, ни дух не может рассматриваться как единственная причина или жертва заболевания, так как все они взаимосвязаны и взаимозависимы. То, что символ

Из книги Интеллект: инструкция по применению автора Шереметьев Константин

Я-образ В этом разделе мы познакомимся со следующей составляющей интеллекта, которая называется: Я-образ.Я-образ – это то, что вы думаете о самом себе. Это единственное, на что вы можете реально повлиять. И это – главный источник вашей силы.Чем лучше и точнее вы себя знаете,

Из книги Интеллектика. Как работает ваш мозг автора Шереметьев Константин

Я-образ Все, что мы о себе думаем, составляет наш «Я-образ».Я-образ – это не простое восприятия себя как некоторого организма, что свойственно и приматам. Это восприятие себя именно как активного субъекта со своими потребностями, желаниями и целями. Воздействуя на Я-образ,

Из книги Сотрудничество вместо принуждения [Доверять или проверять] автора Кузнецов Юрий Николаевич

«Я»-образ В самой первой книге по психологии, которую написал американский философ Уильям Джеймс в 1890 году, говорилось, что человек отличается от животных наличием модели «Я».Конечно, такой простой и яркий признак отличия от животных, как образ «Я», одно время был

Из книги Жажда смысла. Человек в экстремальных ситуациях. Пределы психотерапии автора Виртц Урсула

Идеальный образ Идеальный образ личности закрывает возможности для сотрудничества. Мы смотрим вокруг и видим, насколько наша природа разумна. Нам трудно представить, что все это лишь результат биологической случайности. Именно поэтому мы всерьез сомневаемся, что живем

Из книги Хватит ныть! Действуй! автора Болотова Татьяна

Теологический образ Бога и психологический образ человека Исследования по истории и психологии религии доказывают, что образ Бога меняется в ходе развития как отдельного человека, так и всего человечества, в соответствии со степенью его зрелости. И сегодня «культы

Из книги 50 упражнений, чтобы изучить язык жестов автора Даниельс Патрик

Образ врага Пришла ко мне на занятия как-то одна супружеская пара. На индивидуальную консультацию времени у меня не было, поэтому я попросила их прийти в другой раз. Но дама была настойчива в своих требованиях – ей хотелось всего сразу и сейчас! Ну я и выдала ей весь

Из книги автора

5. Ваш телесный образ Если первый взгляд или рукопожатие способны разоблачить, то и ваша манера общения в целом оказывает определенное воздействие на окружающих. В разные моменты жизни каждому из нас приходится то брать на себя инициативу, то поневоле принимать

Занятие с элементами тренинга «Образ моего «Я»

Маликова О.М., психолог ГБУ ВО «ЦПППиРД»

Цель: осознание участниками своего собственного «Я», особенностей своей личности, формирование положительного образа «Я».

Задачи:

    Сформировать у подростков навыки самоанализа и определения своих психологических границ.

    Дать возможность каждому члену группы узнать, как его воспринимают другие участники.

    Обсудить конструктивные способы поддержания позитивной самооценки.

Время проведения: 1 час 20 минут

Оборудование: листы бумаги А4, цветные карандаши или фломастеры.

Ход работы

Приветствие

Тест-игра «Самооценка»

Участникам предлагается изобразить в ряд 8 кружков, а затем быстро вписать в один кружок букву «Я». Психолог объясняет, что чем ближе к левому краю стоит буква, тем ниже самооценка участника. Затем объясняет, что это тест-игра и не стоит ее результаты принимать очень серьезно.

Обсуждение понятия «самооценка»

Самооценка – это способность сознания человека составлять представление о себе и своих действиях, а также судить о своих навыках, умениях, личных качествах, достоинствах и недостатках. Самооценка отражает степень развития у человека чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его интересов. На самооценку влияют несколько факторов.

Во-первых, представления о том, каков человек на самом деле и каким он хотел бы быть.

Во-вторых, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие.

В-третьих, человек испытывает удовлетворение не от того, что он просто делает что-то хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо.

Упражнение «Мое жилище»

Цель: осознание своих личностных особенностей и психологических границ.

Инструкция: «Сейчас вам нужно нарисовать свое личное пространство в виде какого-нибудь жилища, дать этому жилищу название, очертить его границы, если это необходимо. Время рисования 5 минут».

Рисунки выкладываются в круг.

Ведущий: «Давайте подумаем вместе и ответим на следующие вопросы:

    В виде какого объекта получилось ваше жилище?

    Есть ли граница у вашего жилища?

    На каком расстоянии от него она проходит?

    Из какого материала ваше жилище и граница? Какой прочности? Какого цвета?

    Имеет ли кто-нибудь право заходить в ваше жилище?

    Кого из группы вы могли бы пустить в ваше жилище?»

Упражнение «Мои качества»

Инструкция: «Возьмите лист бумаги и разделите его на 4 квадрата. В углу каждого квадрата поставьте цифры 1,2,3,4.

Теперь в квадрате 1 напишите пять ваших качеств, которые вам нравятся, и которые вы считаете положительными.

Теперь заполните квадрат 3: напишите пять качеств, которые вам в себе не нравятся, которые вы считаете негативными.

Теперь посмотрите на квадрат 3 и переформулируйте эти качества так, чтобы они стали положительными, так, как если бы вас оценивал ваш лучший друг. Запишите в квадрат 2.

Теперь посмотрите на квадрат 1. Переформулируйте эти качества так, словно бы вас оценивал ваш недруг. Запишите в квадрат 4.

Теперь закройте ладонью (сверните лист) квадраты 3 и 4 и посмотрите на квадраты 1 и 2 – какой замечательный человек перед вами.

Теперь закройте квадраты 1 и 2 – жуткая картина. С таким человеком никто не захочет общаться!

А теперь посмотрите в целом на свой лист. Ведь на самом деле вы описали одни и те же качества. Это все вы. Только с двух точек зрения: с точки зрения друга и с точки зрения врага.

Нарисуйте на пересечении квадратов круг и напишите в нем букву «Я».

Вопросы для обсуждения:

- Какое впечатление произвело на вас это упражнение?

Какие качества было записывать и переформулировать легче, какие труднее?

Вывод: Получается, что это мы сами выбираем, как к себе относиться! Мы можем быть себе и врагом, и другом. Мало того, это самоотношение всегда безошибочно чувствуют другие люди и, к сожалению, часто начинают относиться к нам именно так, даже если у них нет для этого объективных оснований.

На самом деле нет плохих и хороших качеств. Есть ситуации, в которых это качество мешает, а есть ситуации, в которых это качество помогает. Если так относиться к своим особенностям, мы сами можем управлять их проявлениями, а не подчиняться им.

Упражнение «Я глазами других»

Цель: способствовать самоанализу подростков, развивать умение анализировать и определять психологические характеристики – свои и окружающих людей.

У каждого человека есть собственная теория о том, что делает его уникальным, отличает от других людей. При этом возникает вопрос: «Разделяют ли другие мою точку зрения?»

Участникам предлагается разделить лист бумаги на три графы по вертикали: в 1-й графе ответить на вопрос: «Кто я?» Для этого быстро написать десять слов, писать следует в том порядке, в каком они приходят в голову. Во 2-й графе написать, как на этот же вопрос ответили бы ваши родители, знакомые (любой значимый друг). В 3-й графе на тот же вопрос отвечает кто-то из группы. Для этого все кладут свои подписанные листочки на стол, передаются по кругу, сосед справа пишет о том человеке, чей листочек ему попался. Затем каждый листочек возвращается хозяину.

При обсуждении результатов данной процедуры можно обратить внимание на следующие аспекты:

    повторяется ли какое-либо качество, слово во всех трех графах;

    о чем это может говорить (например, об открытости человека в общении);

    насколько хорошо человек сам себя знает (количество слов в 1-й графе);

    отношение к самому себе (соотношение позитивных и негативных эпитетов);

    совпадают или не совпадают Я-концепция и представления других об этом человеке;

    из чего складывается представления других о человеке (здесь возможно обсуждение вопроса ответственности человека за презентацию себя другим людям и т.д.).

Групповая дискуссия «Как мы поддерживаем и улучшаем свою самооценку»

Мнения выписываются на отдельный лист бумаги и дополняются ведущим. Затем делается акцент на том, что существуют конструктивные и деструктивные способы поддержания самооценки. Участники вместе с ведущим обсуждают, как избежать деструктивного поведения в данной ситуации, каким конструктивным поведением можно его заменить.

Информация для ведущего:

Способы поддержания позитивной самооценки

улучшаем внешность (прическа, макияж, следим за фигурой);

занимаемся самообразованием, развитием своих талантов, способностей;

достигаем успеха в каком-то деле;

помогаем другим людям;

не ставим глобальных целей;

имеем хобби как способ выделиться из толпы;

усилием воли стараемся себя перебороть, сделать что-то на грани возможного.

    • обесцениваем других людей;

      «нарываемся» на комплимент;

      украшаем свой уголок плакатами, надписями типа: «я – лучше всех!», «я – король мира!» и т.д.;

      иногда рисуемся (делаем то, что не свойственно, но это выглядит «круто» и ярко (уйти с уроков, покурить «за компанию», принять алкоголь и т.п.).

Методы самовоспитания:

Самоприказ – короткое отрывистое распоряжение самому себе, применяется, когда человек ясно видит свои недостатки, но никак не может заставить себя выполнять действия по их преодолению.

Самовнушение – (я уверен в себе!) помогает владеть собой даже в самых трудных ситуациях.

Самоободрение – при неудаче полезно вспомнить о своих успехах, с юмором отнестись к своим внешним недостаткам.

Самостимуляция – в случае небольших успехов целесообразно хвалить себя; в случае неудачи полезно выговаривать себе: «Плохо!»

Упражнение «Зато ты…»

Цель: создание положительной атмосферы в группе, повышение самооценки участников.

Каждый из участников подписывает свой лист и пишет на нем один какой-то свой недостаток, затем передает свой лист другим участникам. Они пишут на его листе «…зато ты (у тебя)…» и далее какое-то положительное качество этого человека: все что угодно (у тебя очень красивые глаза, ты лучше всех рассказываешь анекдоты и др.).

В конце выполнения задания каждому участнику возвращается его лист. Во время выполнения задания в группе царит оживление и хорошее настроение; и в любой группе, даже в которой участники очень устали или напряжены, задание выполняется с большим энтузиазмом.

Рефлексия

Список литературы

    Емельянова Е. В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге / Е. В. Емельянова – СПб: Речь, 2008 – 336 с.

    Латышев Г. В. Смотри по жизни вперёд: руководство по работе с подростками / Г. В. Латышев, М. В. Орлова, С. М. Яцышин, О. А. Титова, Д. Д. Речнов – СПб: « АПК и ПРО» , 2002 – 112 с.

    Майорова Н. П. Обучение жизненно - важным навыкам в школе: пособие для классных руководителей / Н. П. Майорова, Е. Е. Чепурных, С. М. Шурухт – СПб: Образование-Культура, 2010 – 228 с.

    Фопель К. На пороге взрослой жизни: Психологическая работа с подростковыми и юношескими проблемами. Ценности, цели и интересы. Школа и учеба. Работа и досуг/ К. Фопель – М: Генезис, 2008. – 208 с.

Конспект занятия по психологии

Тема: « Образ моего « Я» »

Цель:

Исследование качеств личности

Совершенствование своего « Я»

Построение плана развития и приобретения положительных качеств личности

Развитие психических процессов (внимание, память, мышление, речь)

Форма проведения: практикум

Ход занятия:

1. Орг. момент. Приветствие.

2 . Основная часть.

2.1 Обучение навыкам самоанализа.

а) вступительная беседа.

Как вы думаете, почему мы все такие разные? Да, потому, что каждый из нас имеет свои индивидуальные особенности, которые формируются благодаря множеству причин. У нас разные темпераменты, характеры. Все мы воспитывались в разных семьях, с разными традициями и устоями; мы дружили с разными людьми – все это отложило отпечаток на нашей индивидуальности. Нет на земле двух совершенно одинаковых людей. Каждый человек уникален и по – своему неповторим.

Сегодня мы еще раз поговорим о нашей уникальности и неповторимости, о том, что в каждом из нас множество разнообразных качеств личности, которые и делают нас неповторимыми.

Каждый из нас постоянно употребляет местоимение « я»; это « я» думает, учится. Но кто такой этот « я» , как он выглядит, как может поступить в той или иной ситуации?

Это « я» живет в человеке в виде представлений о самом себе. Я – это то, кем считает себя человек в мыслях, чувствах, действиях. Совокупность всех представлений о себе называется « образом – «я», или «я»- концепцией.

Наш внутренний человек, образ « я» многогранен, он проявляет себя по – разному: вцы можете быть на уроке тихим и скромным, а дома – грозой семьи, на улице – хорошим другом.

Существует «я»- физическое –внешнее, « я»- психическое – внутреннее.Есть « я» - сознательное (я- высокий, красивый) , « я» - бессознательное –

(непонятно, почему нравится запах розы, любите сладкое).Вы помните себя в прошлом, ощущаете в настоящем, представляете в будущем.У вас есть идеал вашего « я» – каким бы вы хотели себя видеть.

Б).Упражнение:« Кто это» (водящий угадывает ученика по его характеристике).

В). Упражнение « Наоборот» (одни называют положительное качество характера человека, другой – отрицательное).

Г). Упражнение « Волшебный круг»(в центре окружностей – «я», в первом круге – качества, проявляющиеся ежедневно, во втором круге – качества, проявляющиеся часто, но не каждый день, в третьем – те, которые проявляются редко, в четвертом, те, которых у вас нет, но вы бы хотели приобрести.

Обсуждение результатов.

Вопросы : Что нужно для того, чтобы эти качества стали частью вашей личности? Поможет ли это в построении плана развития своей личности?

Вывод: Для полноценного развития своей личности нужно иметь цель, к которой необходимо стремиться, не отступая от нее, не смотря ни на что.

Д). Притча « Орел и пустыня»(см. стр. 117)

Вопросы:

Что такое цель?

Какую цель поставил для себя орел?

Можно ли назвать цель орла высокой? Почему?

Какие качества развивает стремление к высокой цели?

Что нужно для реализации цели?

Вывод : Чтобы достичь поставленной цели нужно иметь представление о том как вы будете это делать, иметь план действий. Если только говорить о том, чего вы хотите, но ничего не делать, то результата никогда не добиться.

2.2 Развитие психических процессов(внимание, память, мышление) .

а) Упражнение « Разминка» (см. стр. 175)

б)Упражнение « Анаграммы»

в) Упражнение « Найди имя»

г)Упражнение «Запомни» (см. стр. 118)

д) Головоломка

3.Заключительная часть.

Вывод. Упражнение « Комплименты»

находчивость смелость беспечность высокомерие скупость неряшливость доброта умение прощать честность благодарность настойчивость ум капризность несдержанность аккуратность чувство меры общительность хитрость предательство робость эгоизм заботливость исполнительность лень хороший вкус верность простодушие трудолюбие обидчивость жадность

забывчивость трусливость грубость любознательность чуткость сострадание опрятность

обман пунктуальность щедрость терпеливость справедливость гордость

1.Не поддавайся плохому настроению!

2. Будь смелее!

3. Доверяй себе!

4. Определи цель своей жизни!

5.Наметь пути достижения цели!

6. Научись правильно оценивать свои возможности!

7. Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе!

8. Развивай свои способности!

9. Работай над собой!

10………………………………….

То, что мы будем рассматривать в этой главе, вам может ничего нового про вас не сказать, но одно вы должны увидеть точно: вы увидите то, как вы себя видите. И когда вы это увидите, вы сможете понять кое-что про себя. Мы уже много говорили про отождествление. Про то, что есть ощущение себя, чувство Я и есть его отождествление с разными формами: с ролью, с телом, с образом и т.д. И мы выяснили, что ощущение Я и выполняемая нами роль — не одно и то же, что ощущение Я и наше тело — не одно и то же. Получается, что есть чувство Я, а есть масса образов, ролей и форм, с которыми мы себя отождествляем. Давайте попробуем обобщить все наши знания про самих себя и понять, кем и чем мы себя считаем, и является ли это действительно истиной про нас.

Но начнем мы наше исследование, пожалуй, с несколько иного ракурса: то, как мы видим себя, и то, как нас видят другие. Я уже неоднократно в предыдущих главах делал акцент на то, что у нас есть свой внутренний мир, к которому другие люди доступа не имеют. Это мир наших эмоций, ощущений, мыслей. Есть также внешний мир, который доступен остальным людям. Как вы думаете, где находится ваше ощущение себя: во внешнем мире или во внутреннем? Акцентирую внимание на том, что я имею в виду именно ощущение себя, чувство Я, о котором мы говорили в предыдущих главах. Очевидно, что ощущение Я находится в вашем внутреннем мире. Разве вы можете его кому-то показать? Когда вы смотрите на мир, вы его видите, как бы из головы (или даже из глаз), или из сердца, кому как ближе. При этом примерно туда (в голову или в сердце) вы условно помещаете свое ощущение себя.

Когда вы говорите «Я» вы обычно имеете в виду именно себя как чувство Я. И это, однозначно, субъективное ощущение. Однако, как на вас смотрят окружающие? Они точно не осознают это ваше ощущение себя. Все, что они могут о вас сказать, может касаться только ваших внешних проявлений. Они видят только ваше тело и его проявления: как оно выглядит, ваше внешнее поведение, характер, голос, и т.д. Это все относится к внешней реальности, т.к. только её вы можете разделить с другими.

Вот и выходит, что вы, когда говорите «Я», имеете ввиду одно — внутреннее чувство Я. Другие люди, когда говорят о вас имеют ввиду совсем иное — ваши внешние проявления. Пока вы смотрите на то, что происходит в вашем внутреннем мире, т.е. ваши мысли, образы, сны, чувства, другие люди наблюдают ваши внешние проявления, т.е. поведение вашего тела, ваши поступки, внешнее проявление ваших эмоций и т.д. Как, получается, люди вас оценивают? Кем они вас считают? Они считают, что вы — это ваше тело. И это естественно, т.к. только так они вас и знают.

Давайте посмотрим на этот процесс с двух сторон: со стороны сторонних людей, и со стороны вашего субъективного взгляда на мир. Вот смотрите, у родителей рождается ребенок. Они его называют, например, Коля. Они знают, что Коля — мальчик, т.к. у него присутствуют мужские половые признаки. Они знают, сколько Коля весит, каково здоровье Коли, какой цвет его глаз, и на кого он больше похож — на маму или на папу. Они это все знают потому, что они уже взрослые и умеют различать такие признаки у ребенка. Кроме того, и это самое главное, Коля для них — это вот это вот тельце, которое они перед собой видят. И, когда они обращаются они в нему, они, по сути, обращаются к этому тельцу. Даже имя Коля они дали именно телу новорожденного.

Я не хочу сказать, что родители относятся к ребенку, как просто к телу. Конечно, они видят в нем живую душу, живого человека, который, хоть и маленький, но осознает этот мир, имеет свой характер и свои особенности проявления. Конечно, они понимают, что он сознательный, и что у него есть такой же субъективный мир, как и у них, но непосредственно этого они не видят, поэтому обращаются к тому, что видно — в телу ребенка.

Итак, ребенок растет. У него появляются особенности поведения, выкристаллизовывается характер. Его тело постепенно начинает принимать более конкретные формы: он становится или полным или худым, или здоровым или болезненным, или блондином или брюнетом, или смышленым или глуповатым. Все это родители ребенка видят, непосредственно наблюдая за его поведением. Все эти особенности родители выделяют в нем потому, что в их культуре, где они выросли, научились выделять именно такие признаки. И они это делают только на основании своего субъективного мнения. Например, ум ребенка — достаточно широкое понятие. Он может быть несмышленым в раскладывании фигурок по кучкам по цвету, но может быть смышленым в умении общаться с другими людьми. Какой он, в таком случае, умный или глупый? Очевидно, что ни то, ни другое. Несмотря на это, родители на основании своей субъективной оценки дают ребенку ту или иную оценку — глупый или умный. То же самое касается и других признаков. Полнота, например, тоже субъективная оценка. Для одного человека ты — худой, для другого — полный. Еще пример. Одному из родителей может показаться, что у ребенка кривоватые ножки. Так это или нет — судить врачу, но родитель делает свое заключение и считает, что его ребенок кривоногий. Это так же субъективное заключение.

Часть характеристик и оценок ребенка родителями субъективна. Например: ум, сила, нормальность, красота, и др. Другая часть характеристик достаточно объективна. Например: вес, рост, цвет глаз, пол и т.д. Как бы там ни было, родители дают характеристики и оценки ребенку на основании того, что они видят и на основании своего взгляда на вещи, какими они должны быть. Повторюсь еще раз: эти все их оценки происходят только на основании того, как проявляет себя тело ребенка.

Давайте теперь посмотрим на все эти процессы со стороны ребенка, точнее, со стороны того, как он воспринимает мир. Возьмем вас. Как вы воспринимаете мир? Как бы из своего тела, из своей головы. Оттуда вы за всем наблюдаете. Так же, естественно, и у ребенка. Итак, что же видит и осознает ребенок? Здесь достаточно сложно судить, т.к. это внутренний опыт ребенка. Сложно представить, что же происходило в раннем детстве в сознании ребенка. Однако мы попробуем это представить исходя из того, как устроен наш личный субъективный опыт. Представьте, что вы маленький ребенок, который о себе ничего не знает. Все, что вы знаете о себе, так это ваше ощущение себя, своего присутствия. В это время вы отождествлены со своим ощущением себя. Естественно, вы видите и чувствуете свое тело, а также слышите голоса родителей, которые к вам обращаются. И вот родители, видя вас как ваше тело, показывают на ваше тело и говорят, что это вы. Они говорят вам, что вы — Коля, что вы мальчик, полненький, азарной и красивый. Они говорят, что у вас таланты к рисованию. Соседка тетя Глаша сказала, что вы несколько глуповаты. А тетя Зоя сказала, что у вас мамины глаза. Конечно, они все это говорят про ваше тело и ваше поведение, но при этом обращаются к вам и говорят что это именно ВЫ такой. Так как вы понятия не имеете, кто вы такой, то принимаете все это на веру.

Вы постоянно находитесь в обществе взрослых и, естественно, постепенно перенимаете их взгляд на мир. В том числе вы принимаете их представление о вас. Вы перестаете верить своим ощущениям, тому, что вы — это ваше ощущение присутствия, ваше чувство Я. Авторитет взрослых достаточно силен, чтобы вы начали считать себя тем, что о вас говорят эти большие и авторитетные люди. Постепенно вы все больше начинаете считать себя этим телом с именем Коля. Также вы узнаете, что вы мальчик, полненький, азарной, красивый. Вы принимаете на веру, что у вас есть талант к рисованию, что вы глуповаты, и что у вас мамины глаза. Вы начинаете считать собой все то, что о вас говорят.

Так формируется в уме человека абстрактный образ под названием «Я». Почему это абстрактный образ? Потому что все, что ребёнку говорят о нем взрослые, это все только информация. В уме создается некий образ «Я» , и все, что человек про себя узнает от окружающих, добавляется к этому образу в виде дополнительной информации. Впоследствии человек узнает, что он — Овен, что у него холерический характер, что он русский и что принадлежит знатному роду. Постепенно этот образ себя у человека расширяется за счёт новой информации. Часть знаний о себе он узнает от окружающих, часть — просто наблюдая за собой. Например, ребёнок пытается залезть на высокое дерево, как это делают его ровесники, но у него ничего не получается. После ряда неудачных попыток он заключает, что он не умеет лазить по деревьям. Это убеждение добавляется к его образу себя. Теперь, зная это, он в будущем даже не будет пытаться залезть на дерево, хотя физически он уже достаточно для этого развился.

Вот так вырастает мальчик Коля и его образ себя заполняется примерно такой информацией: его зовут Николай Лыжин, он из семьи шахтеров, он мальчик, ему 10 лет, он украинец, он умеет хорошо играть в футбол, ему плохо даются точные науки, но хорошо дается русская литература, и т.д. Как вы понимаете, то, что я перечислил про мальчика Колю — капля в море той информации, которую имеет этот ребёнок про себя. И вся эта информация входит в его образ Я .

Если спросить этого ребёнка в более-менее взрослом возрасте, кто он, то он, скорее всего, начнёт перечислять что-то из этого списка, входящий в его образ Я. Однако, как мы говорили ранее, когда мы говорим слово «Я» у нас возникает особое чувство или ощущение, которое мы выше назвали чувством Я, или ощущением себя. Получается, что в сознании взрослого человека есть, как бы, два объекта, которые называются Я: чувство Я и образ Я . Когда человек говорит «Я хочу есть» то он имеет в виду своё чувство Я. Когда человек говорит «Я умею хорошо готовить», то он имеет в виду свой образ Я. Однако, чаще всего, человек думает о себе именно как об образе Я, при этом полагая, что он и есть этот образ Я. При этом человек редко задумывается о своём чувстве Я, редко обращает на него внимание. Так происходит замещение его изначального ощущения себя на образ себя. А образ себя — это абстрактный образ в его уме. Мы уже в предыдущих главах этот процесс описывали. Это и есть отождествление себя с образом Я.

Как мы видим, наш образ себя содержит очень много информации. Давайте попробуем перечислить все то, что может входить в этот образ. Т.к. пунктов очень много мы их разделим на группы. Итак, что входит в образ Я?

  1. Физическое тело
    1. Пол . Мужской, женский. Пример : Я — мужчина.
    2. Внешний вид . Цвет глаз, цвет волос, стройность, рост, телосложение и все остальные особенности тела человека. Пример : Я брюнет; у меня голубые глаза; я в меру упитанный; мой рост 1,76 метра; у меня длинные волосы; на левой ноге у меня рубец от пореза и т.д.
    3. Возраст . Пример : Мне 28 лет.
    4. Состояние здоровья . Общий физический тонус, хронические болезни, подверженность заболеваниям и др. Пример : Я, в общем-то, здоровый человек; У меня хронический гастрит и плоскостопие; Я легко простужаюсь.
  2. Отношения с людьми
    1. Семья и отношения с семьей . Сюда входят все люди, которых я считаю своими родственниками. Особый круг составляют близкие люди: родители, братья, сестры, дети и все остальные, кого я считаю своей семьей. Сюда же стоит добавить все особенности моих отношений с каждым из членов моей семьи. Пример . Моя мать — Белоусова Мария Филипповна. У меня с ней дружеские отношения, правда, иногда мы ссоримся по поводу моей профессии. Мой брат — Белоусов Кирилл Потапович. У меня с ним натянутые отношения. Мой дед — Белоусов Захар Семенович. Он ветеран войны и имеет медаль за отвагу, которую ему вручил сам Сталин. И т.д.
    2. Род . Пример : мы — род Белоусовых, мы — аристократы, мой прапрадед имел поместье в Ростовской губернии.
    3. Друзья и отношения с друзьями . Пример : У меня 5 друзей. Один из них — полковник спецслужб. Они ко мне относятся замечательно, я к нему тоже. С одним из них у меня общий бизнес.
    4. Коллеги и отношения с коллегами . Пример : Я работаю в офисе. Я общаюсь с десятью коллегами. С одним из них у меня постоянная вражда. С двумя другими я дружу. С остальными у меня формальное общение. Шеф у меня замечательный. Он признает мои достижения и относится с пониманием к своим сотрудникам.
    5. Общее отношение людей ко мне . Пример . В принципе основная масса людей, которых я знаю, относятся ко мне уважительно. Многие из них даже любят меня и считают очень веселым человеком.
  3. Положение в обществе
    1. Имя . Пример : Меня зовут Белоусов Иван Потапович. Родственники меня зовут просто Ваней. Друзья меня зовут Ванек.
    2. Образование и профессия . Пример : Я имею высшее образование по специальности системотехника.
    3. Работа и должность . Пример : Я работаю на фирме “Рога и копыта” старшим инженером.
    4. Уровень дохода . Пример : Я получаю 1000 долларов в месяц.
  4. Принадлежность социальной группе
    1. Национальность . Пример : Я — русский.
    2. Раса . Пример : Я — белый.
    3. Вероисповедание . Пример : Я — буддист.
    4. Социальный класс . Пример : Я отношусь к элите общества.
    5. И др.
  5. Собственность
    1. Место жительства . Пример : Я живу в элитном районе в центре Москвы в пятикомнатной квартире.
    2. Личная собственность . Все, чем я владею. Пример : У меня есть магнитофон, паяльник, люстра, штаны из Китая, кепка, телефон IPhone, дом на Рублевке, две фирмы по производству мебели, автомобиль Ауди и т.д.
  6. Личные особенности
    1. Характеристики себя . Т.е. какой я. Пример : Я — смелый, сильный, разносторонний, жадный, красивый, злой, доверчивый и т.д.
    2. Типичное поведение . Особенности моего поведения в разных ситуациях. Пример : при девушках я робею; если меня задеть, то я дам сдачи; я спокойно отношусь к увлечениям моего сына; я всегда стараюсь прийти на помощь человеку; и т.д.
    3. Знания . Пример : я знаю, как устроен телевизор, как выиграть в рулетку, как правильно инвестировать деньги; я хорошо знаю школьный курс физики; у меня диплом по вязанию крючком; и т.д.
    4. Умения . Пример : Я умею хорошо ловить рыбу, играть в шахматы, строить дома, знакомиться с девушками, плавать, играть в нарды и т.д.
    5. Интересы . Что мне интересно и не интересно. Пример : мне интересно все, что связано с миром моды; мне интересно читать детективы; мне интересно играть с сыном; мне не интересно ходить по магазинам; мне не интересно играть в футбол; и т.д.
    6. Предпочтения . Пример : мой любимый цвет — синий; мне нравится джаз; я люблю хризантемы; мне нравятся девушки с мягким характером и красивыми ножками; я не приветствую грубость; я уважаю людей со своей точкой зрения; и т.д.
  7. Профессиональные качества
    1. Мастерство . Пример : я — мастер спорта по биатлону.
    2. Таланты . Пример : я очень хорошо умею рисовать; я талантливый руководитель; мне легко даются точные науки; и т.д.
  8. Линия жизни
    1. Личная история . Вся история моей жизни. Биография. Пример . Я родился в Воронеже. В три года я заболел скарлатиной. В пять лет наша семья переехала в Москву. В школе я учился плохо. В девятом классе я подрался с одноклассником. После школы я поступил в институт. И т.д., все то, что я про себя помню.
    2. Видимое будущее . Планы на будущее — близкие и дальние. Ожидания, опасения. Пример . Я собираюсь через год переехать в Ашхабад. А этим летом я думаю поехать отдохнуть на Мальдивы. В перспективе я хочу поменять профессию и род деятельности. Хочу стать летчиком.

Этот список — просто первое приближение того, что может входить в наш образ себя. Естественно, он не полный, и его можно пополнять и пополнять. Но и этого достаточно, чтобы вы могли оценить, как много мы вкладываем в понятие себя. В детстве наш образ себя еще не настолько расширен. Однако, с каждым годом это список пополняется и изменяется. Да и мы сами, в общем, очень много времени своей жизни уделяем тому, чтобы сделать этот список таким, чтобы мы могли собой гордиться. Часть пунктов из этого списка нам нравятся и мы их, при возможности, пытаемся показать другим. Часть пунктов мы пытаемся скрыть, т.к. нам кажется, что они нас не красят. И, если посмотреть правде в глаза, мы носимся с этим списком, как с писаной торбой. Мы тратим уйму времени и усилий в своей жизни на то, чтобы как-то подправить и украсить новыми весомыми пунктами этот список. Мы идем в спортзал и занимаемся своим телом. Мы получаем образование. Мы удачно выходим замуж и рожаем детей. Мы идем на тренинги, чтобы стать более уверенным в себе. Мы создаем себе карьеру. Мы покупаем дорогие игрушки: машину, двухэтажную виллу, IPhone последней модели. Мы пытаемся как-то повысить свои доходы. Мы хвастаемся перед другими своими достижениями и своей собственностью. А все для чего? Чтобы мы могли впоследствии сказать: «Со мной все в порядке», или “Какой же я классный!”

Как вы думаете, почему мы так много времени и усилий уделяем тому, чтобы сделать из своего образа Я конфетку? Потому, что мы стали в свое время думать, что мы — это наш образ Я. Мы отождествили себя с этим списком пунктов, который входит в наш образ Я. А раз я — это то, что я о себе знаю (образ Я), то возникает естественное желание стать больше и лучше. А как это сделать? За счет увеличения и коррекции образа Я. Однако, это очень приближенное объяснение причин нашего поведения. Более полно по этому поводу мы поговорим с вами в отдельной книге, посвященной, как раз, нашим устремлениям и чаяниям, нашему поиску счастья, и причинам нашего несчастья. Здесь же мы уделим внимание тому, как на нас влияет это отождествление со своим образом Я.

Это влияние мы уже частично рассматривали, когда говорили об отождествлении чувства Я с той или иной формой : физическим телом, ролью, образом и т.д. На самом деле, то, кем мы себя считаем и что считаем своим — это все входит в наш образ себя. “Я — доктор”, “Я — мать”, “Я — это мое тело”, “Я — женщина”, “Я — человек” — это все части образа себя. “Я имею машину BMW бизнес класса”, “Я владею компанией по производству кирпичей”, “У меня лучшие друзья”, “Я имею знакомство с главой Роснефти” — это все, что я считаю своим, и это все входит в мой образ себя.

Что произойдет, если вдруг у меня нарушится дружба с главой Роснефти? Очевидно, я расстроюсь. Ведь до того я был аж другом этого высокопоставленного человека, а теперь я им не являюсь. Мой образ Я потерпел урон. Я слыл радушным и добрым человеком среди людей, но вчера меня мой знакомый довел до белого каления, и я его ударил. Мой образ меня теперь “запачкался”, и я уже не такой хороший, как был раньше. Но сегодня мне друзья подарили уникальную вещь: копье, принадлежавшее индейцам племени Чероки. Теперь я гордый и единственный владелец такого копья в нашем городе. Мой образ себя пополнился новый приятным мне пунктом. А еще, вчера моя дочь стала чемпионкой мира по гимнастике. Я — гордый родитель. Мой образ себя стал больше на один важный и весомый пункт. Однако у меня до сих пор нет собственной яхты, как у моих друзей. И это меня сильно расстраивает. Поэтому я буду сильно стараться, чтобы накопить денег на такую яхту, которую я бы мог показать своим друзьям и знакомым. И тогда я стану счастлив.

Наше отождествление со своим образом Я создает нашу сильную привязку ко всему тому, что входит в наш образ себя. После того, как появился этот образ в нашем сознании, он стал постепенно нарастать новыми знаниями и себе, которые мы получали, как от окружающих людей, так и от себя. Отождествляя себя с этим образом себя, мы начали принимать в его построении активное участие. Мы стали пытаться исправить те стороны этого образа, которые нас не устраивали, и одновременно мы работали над тем, чтобы пополнить его новыми пунктами, которыми бы мы гордились. Так мы начали, фактически, строить себя. Для нас это называется ростом, развитием. Однако, как бы мы ни старались, жизнь — непредсказуемая штука, и она периодически портит некоторые составляющие нашего образа себя. То машина поломается, то жена изменит с другим, то проблемы на фирме, то заболеете чем-то. И мы, получая вот такие вот неприятности, стараемся их исправить и вернуть в целое состояние. Конечно, жизнь не только забирает, но и преподносит приятные сюрпризы. Встреча с любимым человеком, выигрыш в лото, неожиданное повышение по карьерной лестнице, появление детей. Жизнь как берет, так и дает. А мы, как можем, своими руками выстраиваем из всего этого то, что мы бы хотели видеть в качестве своей жизни, в качестве себя. Но, как бы мы ни старались, наш человеческий век ограничен. Постепенно уходит молодость. Здоровье становится не таким крепким. Дети «вылетают из гнезда». Вы выходите на пенсию. Постепенно уходят близкие вам люди. Ваш образ себя постепенно все больше и больше сходит на нет. И в старости вы, возможно, начинаете понимать, что все, с чем вы о себе знали, было лишь вашим отождествлением, и когда вы умрете, исчезнет все, абсолютно все, что вы считали собой. Исчезнет ваш образ Я. А что же остается, когда исчезает образ Я, но вы все еще живы? Только чувство Я, которое всегда было с вами, но на которое вы почти никогда не обращали внимание.

Тема: Образ "Я" и самосовершенствование

Цель: Формирование навыков изменения себя, умение ставить реальные цели и добиваться их.

Развитие и личностный рост.

Этап

Время, мин

Материал

Примечание

Начало работы

Обмен чувствами.

Разминка

Упражнение-активатор "Приветствие". Обсуждение. Обмен впечатлениями.

Работа по теме

Информация ведущего о возможности изменения своего образа "Я".

Работа по теме

Упражнение "Солнце радости".

Бумага, фломастеры

Работа по теме

Обсуждение проблемы развития и роста на основе анализа реального и идеального я. Знакомство со схемой «Шаги постановки цели».

Плакат «Шаги постановки

целей»

Разминка

Упражнение-активатор

"Необычный калейдоскоп».

Работа

по теме

Составление проекта по самоусовершенствованию. Работа и обсуждение в тройках.

Использовать

домашнее

задание

Завершение работы

Обмен чувствами, подведение итогов. Задание на дом.

Справочный материал

Информация: Поскольку образ "Я" связан с опытом человека в определенных ситуациях, можно развивать более положительный образ "Я", изучая возможности альтернативного поведения в этих ситуациях. Основная мысль: если ты будешь делать по-другому, то получишь другой результат. Еще одним из путей улучшения образа "Я" является осознание собственных успехов и достижений в прошлом для того, чтобы усилить их в будущем. Так же не следует думать о себе плохо из-за одной - двух неудачных попыток. Ошибки являются частью обучения и положительного изменения себя.

Для этого необходимо посмотреть на себя настолько реалистически, насколько это возможно. Определить свои сильные и слабые стороны. Более тщательно проанализировать те моменты, в которых вы наиболее слабы. И, наконец, сформировать более положительный образ "Я" можно путем постановки и достижения целей путем принятия решения об изменении себя и выполнения этого намерения.

Взгляд на самого себя: Описать самого себя, употребив, как минимум пять прилагательных или коротких фраз для себя в настоящий момент (реальное «Я») и себя в пожеланиях (идеальное «Я») или каким бы ты хотел бы быть.

В целом, с друзьями, дома, в школе.

Чтобы сформировать более позитивный образ «Я» путем постановки и; достижения целей, относящихся к личным навыкам и поведению необходимо придерживаться следующих шагов:

  1. Выбрать что-то относящееся к тебе лично, что ты хотел бы изменить (личный навык, привычку, поведение), Обратись к шагам постановки целей.
  2. Считай, что избранное тобой изменение является главной целью то есть тем, что ты хотел бы изменить в определенный период.

3. Разбить главную цель на несколько мелких ежедневных целей.
Еженедельные шаги - это шаги, приближающие главную цель:

Ладить с мамой Мыть посуду

Больше заниматься Завинчивать готовить уроки до того, как

включается телевизор вечером.
Быть более внимательным Узнать, есть ли у кого -то из друзей трудно-
другом сти и предложить свою помощь.

Но для того, чтобы изменить свое поведение необходимо уметь ставить цели. При выборе цели следует придерживаться следующих шагов:

  1. Выбрать реалистичную цель.
  2. Разбить ее на серию небольших постепенных шагов. Наилучший способ изменения себя - маленькие постепенные шаги.
  3. Лучше выбирать такое свое качество, изменение которого можно отследить или измерить. Это нужно для того, чтобы увидеть, насколько улучшился навык.
  4. Разработай несколько вариантов достижения цели.

Советы для самоусовершенствования:

  1. Подумай о своих сильных и слабых сторонах.
  2. Выбери что-то, что ты хотел бы изменить. Обратись к шагам постановки целей.
  3. Определи четкие сроки достижения цели.
  4. Немного времени потрать каждый день для того, чтобы мысленно представить себе результат.
  5. Не бойся сделать ошибки. Они могут свидетельствовать о том, что ты действительно меняешь себя
  6. Будь терпеливым. Улучшение и изменение требуют времени. Проект самоусовершенствования.

Проект предполагает выбор навыка или формы поведения, которые ученик хотел бы изменить или улучшить. Например: похудеть, получить «4» по английскому, организовать баскетбольную команду, ладить с мамой, стать более популярным в классе.

Для осуществления проекта необходимо сначала выбрать что-то в качестве цели (она должна быть долговременной) и должно предполагать еженедельные подцели (маленькие шажки, которые человек предпринимает еженедельно для достижения главной отдаленной цели). Каждый день стараться фиксировать свои достижения на пути к совершенствованию.

Упражнения:

1. «Солнце радости». Участники группы индивидуально рисуют солн
це так, как это делают дети: крут и от него расходятся лучи. На каждом луче
необходимо написать то, чему подросток радуется в жизни (например: мама,
катание на велосипеде, кино и т.д.) Затем участники делятся своими «солнеч
ными лучами» друг с другом.

Упражнения-активаторы:

  1. «Приветствие». Участники группы образуют полукруг. Каждый по очереди выходит в центр и здоровается со всеми любым способом, не повторяя использованные ранее. Все остальные повторяют каждое предложенное приветствие. Упражнение настраивает на работу в группе, помогает установить теплую атмосферу.
  2. «Чудесный калейдоскоп».

Участник группы должны встать в круг и изобразить: «напряженные коленки», танцующие пальцы», «радостные руки», «удивленные плечи», «грустный нос и т.д.

Работа в тройках. Группа разбивается на тройки. В каждой подгруппе выбирается общее качество, которое необходимо улучшить. Составляется проект по его усовершенствованию с учетом шагов постановки целей и советов для самоусовершенствования.

Домашнее задание:

Каждому постараться самостоятельно составить проект по самоусовершенствованию и начинать их выполнять.

Я, каков я в настоящий момент (реальное «Я»)

Я, каким я хотел бы быть

(идеальное «Я»)