Тест творческого мышления П. Торренса

В данной работе, наряду с задачей изучения теоретических основ воображения и креативности на основе литературы, мы ставили перед собой цель выявить уровень креативности испытуемых. Для этого мы использовали методику Торренса, в основе которой лежит способность к дивергентному мышлению, к преобразованиям и ассоциированию. Модель креативности Торренса универсальна. Основные показатели креативности - беглость, гибкость, оригинальность и разработанность - ярко проявляются в художественной деятельности в различные возрастные периоды развития личности. Тест творческого мышления Е.П. Торренса предполагает возможность различных вариантов и модификаций.

ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ

Торренс использует несколько методик: первая обозначается как исследование вербального творческого мышления, вторая - изобразительного творческого мышления, третья - словесно-звукового творческого мышления. Мы остановимся на исследовании креативного мышления. Перед предъявлением теста необходимо учитывать следующие аспекты работы: 1. тесты не допускают никаких изменений и дополнений. 2. во время тестирования необходимо создать благоприятную эмоциональную атмосферу. 3. время выполнения формы теста - 10 минут.

В нашем исследовании участвовали 10 человек. Тест называется “Закончи рисунок”. Материалы и оборудование - простой карандаш и тестовый бланк, состоящий из 10-ти квадратов, в которых изображены графические контуры различной формы. В квадратах нарисованы незаконченные фигурки. Если добавить к ним линии, получатся интересные предметы или сюжетные картинки. Нужно придумать такие картинки или историю, которые никто больше придумать не сможет. Необходимо придумать названия для каждой картинки и написать его внизу.

После окончания исследования по методике Торренса мы обратились к экспресс-методу Д. Джонсона. Опросник креативности Д. Джонсона является экспресс-методом психодиагностики креативности. Опросник креативности состоит из восьми характеристик творческого мышления и поведения. После проведения теста Торренса, мы определили уровень креативности своих испытуемых и, пронаблюдав, смогли поставить каждому испытуемому баллы по 8-ми характеристикам:

1. чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей, способность ощущать тонкие, противоречивые особенности окружающего мира;

2. способность выдвигать и выражать большое количество различных идей, образов, гипотез;

3. использование различных стратегий решения проблемы, способность предлагать разные виды, категории идей;

4. способность дополнять идею различными деталями;

5. оригинальность, нестандартность мышления, индивидуальный стиль;

6. способность к преобразованиям, развитию образов и идей, изобретательность;

7. эмоциональная заинтересованность в творческой деятельности, интерес, чувство юмора, творческая мотивация;

8. независимость мышления, ответственность за нестандартную позицию, самодостаточное поведение.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ. ВЫВОДЫ

Так как основными показателями креативности являются беглость, гибкость, оригинальность и разработанность, то для определения оценки креативности испытуемых мы использовали именно эти критерии. Беглость - показатель определяется подсчетом числа завершенных фигур и максимальный балл равен 10. Гибкость - показатель определяется числом различных категорий ответов. Оригинальность - при обработке используется шкала от 0 до 5 баллов, согласно частоте встречаемости одинаковых ответов. В нашем исследовании принимало участие 10 человек в возрасте от 16 до 20 лет.

Полученные данные по методике Торренса представлены нами в таблице:

Четверо испытуемых показали высокий уровень креативности, набрав максимальный балл по критериям беглость, гибкость мышления и оригинальность. Двое - показали большую скорость выполнения задания, но при этом не отличались оригинальностью. Остальные четыре человека отстали от других по времени, но их рисунки отличались разнообразием, т.е. гибкостью и некой оригинальностью.

Экспериментальная практика с использованием теста Торренса позволила нам в соответствии с задачами нашего исследования выявить креативность испытуемых. Методика Торренса удобна, проста, информативна и подходит под различные возрастные рамки развития личности. Тест позволяет решать различные задачи, в том числе и в сфере диагностики художественно-творческих способностей.

Многие хотят узнать, насколько они креативны и развиты интеллектуально по отношению к окружающим людям. Сделать это можно благодаря разным тестам, одним из которых является тест Торренса на творческое мышление.

Данный тест очень прост. Он состоит из трех этапов, адаптированных под людей любого возраста, начиная от 5 лет. Естественно, что если вы хотите узнать свой относительный результат, то необходимо протестировать несколько человек вашего возраста. Ранее мы рассказывали вам и о других тестах , которые также могут подсказать вам уровень вашей креативности.

Тест Торренса

Этап первый: нарисовать картинку. В данном случае вам понадобится овал, схожий по размерам с куриным яйцом. Цвет его определять только вам самим, но лучше, чтобы он был одинаковый у всех испытуемых. В связи с этим, проще всего будет взять белый цвет, сделав овал из обычной бумаги.

Испытуемый должен нарисовать что-то в овале, чтобы овал превратился в нечто конкретное благодаря вашей дорисовке. Обязательно нужно дать этому рисунку название. Рисовать можно все, что придет вам в голову. Время теста — 1 минута.

Этап второй: ассоциативность мышления. По приведенной ниже таблице нужно сделать следующее. Дорисуйте каждую картинку так, как вы ее видите и дайте ей название. Время теста — 3 минуты.

Этап третий: регулярное мышление. Распечатайте снова картинку, которая приведена ниже. К каждому одинаковому элементу (в данном случае, это пара горизонтальных кругов) необходимо дорисовать что-либо уникальное, чтобы получилось нечто самобытное, осмысленное и понятное. Грубо говоря, рисунки и их интерпретации не должны повторяться. Всего может получиться 30 рисунков. Время теста — 5 минут.

Подсчет баллов

Креативность оценивается в 5 этапов: продуктивность, оригинальность, продуманность, открытость, логика.

Продуктивность. Оценивается по 2 и 3 этапам. Подсчитайте общее количество ответов испытуемого — сколько он дорисовал картинок, столько и получит баллов. Балл не засчитывается, если:

  • исходная часть рисунка не была использована;
  • если нет смысла в рисунке или его названии;
  • повторения.

Оригинальность. Оценивается по всем трем заданиям теста. Тут самое главное, чтобы любые ваши рисунки не повторялись. Если статистические данные, но разновидностей теста очень много, поэтому предлагайте его проходить многим людям, чтобы было с чем сравнивать. Именно поэтому сначала попробуйте дать этот тест пройти хотя бы 40-50 людям, чтобы потом увидеть свои результаты. На основе всех тестов выбираются одинаковые рисунки. Это сделать нетрудно, если проводить тест в аудитории, где все испытуемые сидят вместе и находятся в равных условиях.

Каждый оригинальный ответ — это один балл. Оригинальность определяется следующим образом: если рисунок из любого задания есть хотя бы у 50% испытуемых, то он уже не оригинален. Все остальные варианты считаются оригинальными и дают вам 1 балл. Если рисунка и названия как у вас нет ни у кого, то это дает вам сразу 5 баллов. Если испытуемых больше 100, то 10 баллов вы получите за оригинальный ответ.

Продуманность. За каждый продуманный рисунок в любом из двух последних тестов дается по 1 баллу. Продуманность заключается в наличии не только контурных дорисовок, но и мелких деталей внутри каждого рисунка. В первом рисунке каждый дополнительный балл начисляется за деталь рисунка, которая не меняет смысла, но дополняет его и делает рисунок более понятным, точным и разборчивым. Хотелось бы отметить, что в случае с испытуемыми детьми, рисунки из первого задания могут также многое рассказать об их внутреннем мире - в этом вам поможет другая .

Открытость. Оценка проводится только по второму тесту. Если фигура не превращается в замкнутый рисунок, то вы получаете 0 баллов. Если, например, нос превратился в часть головы, то вы получите 2 балла за каждый такой рисунок. Если вы нарисовали усы без лица — это 0, а вот если эти усы являются частью полного лица, то это 2 балла.

Логика. Подсчитывается в тестах № 1 и № 2. Тут важно уловить суть названия — насколько оно соответствует рисунку.

  • Если название нелогично или состоит из одного слова, которое ясно описывает картинку, то вы получаете 0 баллов.
  • Название со свойствами, например: горячая булочка или красивые усы, приносят по 1 баллу.
  • Любые абстрактные названия, отражающие какой-то смысл, приносят 3 балла. Примеры: Тщетность бытия, грустный весельчак и так далее.

Итог

Подсчитайте количество баллов. Если верить статистике и взять средние показатели по похожим тестам, то у вас должно получиться 40-50 баллов. Это норма. Всё, что больше это уже хорошо, ведь говорит о вашем нестандартном мышлении.

Любые подобные тесты относительны. Они не до конца объективны, поэтому требуют огромного количества испытаний и анализа. Чтобы узнать более точный результат, проведите тест над 100 людьми, а только потом проводите анализ, поскольку в обратном случае вам придется после каждого нового испытуемого проверять результаты на оригинальность и пересчитывать баллы.

Мы желаем вам удачи в тестировании. Суть заключается в быстром принятии решений - делать все необходимо максимально быстро и вдумчиво. Чтобы улучшить свои навыки в эффективном принятии важных и правильных решений, обратитесь за помощью к другой нашей статье . Будьте счастливы, успешны и не забывайте нажимать на кнопки и

Креативность - качество, присущее лишь некоторым людям. Оцените уровень нестандартности мышления персонала, используя тест Торренса. О проведении исследования и интерпретации результатов читайте в статье.

Из статьи вы узнаете:

Особенности теста Торренса

Скачайте документы по теме:

»

«Беглость»

Оценка результата:

«Оригинальность» - значимый показатель

    «Абстрактность названия»

    «Сопротивление замыканию»

    «Разработанность» креативности

    • Меньше 30 . Очень плохо.
    • От 30 до 34 . Меньше нормы.
    • От 35 до 39 . Немного ниже нормы.
    • От 40 до 60 . Норма.
    • От 61 до 65 . Незначительно выше нормы.
    • От 66 до 70 . Выше нормы.
    • Больше 70 . Превосходно.

    работников


    Из статьи вы узнаете:

    Особенности теста Торренса

    Рекрутеры все чаще проверяют соискателей, тестируют персонал, чтобы выявить уровень креативности. Нестандартное мышление позволяет генерировать ценные идеи, которые выводят бизнес на новый уровень, выделяют услуги или товары фирмы на фоне конкурентов. Если вы хотите оценить персонал, используйте тест Торренса.

    Скачайте документы по теме:

    За основу автор взял концепцию дивергентного мышления Дж. Гилфорда и доработал ее. Отличительной чертой считается тщательно подобранный набор заданий, предоставляющий человеку широкие возможности для проявления креативных способностей. Данная особенность повышает надежность и валидность теста.

    Тест креативности Торренса - мощная психодиагностическая методика, для работы с которой требуется пройти подготовку. Она состоит из нескольких частей. Проводить их нужно по очереди. Нельзя исключать отдельные вопросы, картинки, иначе вы получите недостоверные результаты.

    Методика Торренса на креативность выявляет вербальный, звуковой и образный компоненты мышления, помогает исследовать составляющие креативности мышления, получить качественную характеристику. Тест чувствителен к оригинальности, гибкости, беглости, способности сопротивляться стереотипам и видеть причину проблемы.

    Субтест 3: «Повторяющиеся линии»

    Стимульный материал теста творческого мышления Торренса состоит из 30 пар параллельных линий, расположенных вертикально. На основе пар линий создается неповторяющийся рисунок. Подробно разъясните правила выполнения, иначе возможны недоразумения, так как люди рисуют однотипные фигуры.

    Узнайте все об оценке креативности в электронном журнале « »

    Интерпретация результатов теста Торренса для оценки творческих способностей

    «Беглость» оценивается во втором и третьем субтесте. Она характеризует продуктивность человека с творческой стороны. Подсчитайте общее количество ответов. Неадекватными признаются рисунки следующего плана: при создании не использовался стимул материал; варианты с бессмысленным названием; абстрактные зарисовки. Не учитывайте их при подсчете баллов, выполняя диагностику креативности (тест Торренса).

    Оценка результата:

    • Если несколько незаконченных фигур во втором субтесте использованы при создании одного рисунка, начисляйте количество баллов, которое соответствует числу фигур.
    • Когда пары параллельных линий в третьем субтесте использованы при создании одной картинки, начисляйте один балл.

    «Оригинальность» - значимый показатель креативности. Степень оригинальности указывает на самобытность, нешаблонность, особенность творческого мышления человека.

    Посчитывайте показатель креативности по трем субтестам Торренса в соответствии с правилами:

    • Оценка основывается на статистической редкости ответа человека от 0 до 1 балла.
    • Оценивается только рисунок, а не его название.
    • Общая оценка получается в результате сложения баллов по всем рисункам.
    • «Абстрактность названия» - способность выделять главное, понимать суть проблемы. Показатель подсчитывайте в субтестах 1 и 2. Выставляйте оценку от 0 до 3, подсчитывая Торренса на творческое мышление.

      • 0 баллов: незаурядные названия, простые наименования из 1 слова.
      • 1 балл: простые описательные названия, выражающие то, что видно на рисунке (серый дом, голубая река).
      • 2 балла: образные описательные названия (уютный деревенский дом, живописная голубая река).
      • 3 балла: философские названия, выражающие суть рисунка, его глубинный смысл.

      «Сопротивление замыканию» - отражает способность оставаться открытым новизне, долго откладывать принятие окончательного решения для того, чтобы совершать мыслительный скачок и создавать оригинальную идею. Показатель подсчитывайте только в субтесте 2. Выставляйте оценку от 0 до 2 баллов.

      • 0 баллов: фигура замыкается самым простым и быстрым способом: с помощью кривой или прямой линии, закрашивания или сплошной штриховки, цифры или буквы.
      • 1 балл: решение превосходит заурядное соединение фигуры, а тестируемый замыкает фигуру быстро, но дополняет деталями снаружи потом.
      • 2 балла: стимульная фигура не замыкается, оставаясь открытой частью, или замыкается с помощью сложной конфигурации.

      «Разработанность» - отражает умение детально разрабатывать идеи. Оценивается в трех тестах креативности Торренса, разработанных для диагностики творческого мышления сотрудника.

      • Начисляйте 1 балл за каждую существенную деталь, дополняющую исходную фигуру. Оценивайте однотипные мелкие детали вместе: все лепестки - 1 балл, сердцевина цветка - 1 балл.
      • Если рисунок содержит много одинаковых предметов, оценивайте разработанность одного из них, но добавляйте баллы и за другие. Например: в саду несколько одинаковых деревьев, в небе - облака и т. п. Давайте по дополнительному баллу за каждую существенную деталь из деревьев, цветков, птиц и еще балл за идею нарисовать аналогичные картинки.
      • Когда предметы повторяются, но имеют отличительную деталь, давайте по баллу за каждую из них. Например: много цветов, но у каждого свой оттенок - 1 балл за каждый цвет.
      • Примитивные изображения оценивайте в 0 баллов.

      Проанализируйте ответы на тест Торренса, подсчитайте результаты. Сложите все баллы, полученные в ходе проведения оценки, после чего разделите их на пять.

      • Меньше 30 . Очень плохо.
      • От 30 до 34 . Меньше нормы.
      • От 35 до 39 . Немного ниже нормы.
      • От 40 до 60 . Норма.
      • От 61 до 65 . Незначительно выше нормы.
      • От 66 до 70 . Выше нормы.
      • Больше 70 . Превосходно.

      Тесты креативности Э. П. Торренса подходят не для всех сфер, но они незаменимы при оценке офисных работников , дизайнеров, маркетологов и т. д. Чтобы получить достоверные результаты, правильно и подробно объясняйте, что нужно сделать вашим сотрудникам или кандидатам на вакантную должность.

      Вывод

      Если трудовая деятельность подразумевает решение необычных ситуаций, используйте тест Торренса, чтобы оценить неординарность мышления сотрудников. Учитывайте, что лучше пригласить эксперта, чем неправильно интерпретировать результаты. Не переоценивайте собственные силы, ведь этот тест не относится к легким вариантам проверки персонала.


100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Феномен креативности понимается наукой по-разному, в зависимости от того, что оказывается в центре рассмотрения: креативная личность, креативный продукт или креативный процесс.

Творческие личности предпочитают многоплановость и многосторонность. Они переживают более дифференцировано и широко, более независимы в своих суждениях, самоуверенны и доминантны, сопротивляются подавлению и ограничению. Они открыты, с большим чувством юмора, любопытны, чутки и поэтому меньше склонны к предубеждениям. В своем мышлении они отличаются богатой фантазией, гибкостью и оригинальностью, тщательно разрабатывают свои идеи.

Эти свойства в большей или меньшей мере заложены в каждом из нас, но не каждый осмеливается их реализовать, поскольку часто эти задатки глубоко скрыты под привычками и предрассудками, боязнью потерпеть неудачу или не быть принятым обществом.

К личностному аспекту исследования креативности принадлежит также проблема мотивации.

Сегодня в креативном процессе (как и в процессе решения проблемы) различают четыре фазы:

1) подготовительная фаза с установлением проблемы и сбором материала;

2) инкубационная фаза, в которой имеющееся знание сталкивается с проблемой и собранным материалом, образуя новые отношения;

3) фаза понимания, в которой приходит решение;

4) фаза проверки, в которой испытывается и проверяется,
действительно ли понимание является новым, релевантно ли оно проблеме,
расширяет ли оно индивидуальные рамки и применимо ли оно.

Интеллект способствует приспособлению изученного к различным ситуациям. Креативность не довольствуется приспособлением. Она стремится реализовать весь имеющийся потенциал в соответствии с ситуацией. Коэффициент интеллекта, который многие десятилетия был единственным масштабом для оценки одаренности, был поставлен под сомнения исследованиями Гарднера, Штернберга и Фельдмана. Он слишком ограничен, чтобы охватить многосторонность одаренности и таланта. Но креативность не приравнивается к коэффициенту интеллекта; она идет дальше него. Она рассматривается как нечто специфическое, особенное, как, например, математическое или социальное дарование, а не как общий, подобный интеллекту, фактор.

Креативность изменяет какую-либо область благодаря тому новому, что вносит личность. Для этого креативная личность нуждается в сотрудничестве с обществом, в признании культурных агентов из этой области, так как, согласно Ш. Фельдман, самый креативно одаренный человек не способен к социальной и культурной оценке своей собственной креативности. Он справедливо считает, что должно быть сделано многое для воспитания таких экспертов, которые обладают креативностью, а не только хорошими знаниями.

2. Для оценки креативности разработаны специальные тесты, наиболее известные из которых - тесты Гилфорда, Торранса и Медника.

Несмотря на желание противопоставить творческое мышление и интеллект, на практике тесты креативности строились по тому же принципу, что и интеллектуальные тесты, т. е. были тестами скорости и жестко заданного содержания Гилфорд , первым создавший тесты диагностики дивергентного мышления, не смог добиться высоких показателей их валидности.

Е. П. Торренс , создавший наиболее известные тесты креативности, обратил основное внимание не на результаты, а на сам процесс творческого мышления. Но и в этих тестах содержание творческого процесса и время решения теста были ограничены. Так, например, при определении главного фактора креативности - "чувствительности к проблемам" - испытуемый в течение 10 минут должен был письменно перечислить все возможные проблемы, которые могут возникнуть в двух ситуациях: во время купания в ванне и при выполнении домашнего задания. Самое большее, что можно получить с помощью такого теста, - это выявить быстроту и подвижность ассоциаций и степень остроумия.

Исследователи считают, что основной недостаток тестов на креативность - неучет личностных факторов Вероятно, измерить креативность можно с помощью не тестов, а отдельных актов творчества.

Тем не менее, тестирование творческих способностей довольно широко распространено в настоящее время в США как одно из направлений поиска одаренных детей с целью обучения их по специальным программам Оценка творческих способностей детей в основном проводится на основе методик Торренса . Этих методик несколько. Тесты Торренса на изобразительное творческое мышление созданы в 1966 г. Они являются невербальными и предназначены для диагностики таких параметров мышления, как беглость, точность, воображение и оригинальность, у детей в возрасте от 5 лет и старше. Тестами предусматривается выполнение испытуемыми таких заданий, как конструирование картин (на основе изображения ярко раскрашенной фигуры неправильной формы), завершение картинки, использование параллельных линий или кругов для составления изображений. Тест Торренса на вербальное творческое мышление (1966) предназначен для диагностики детей, начиная с 5 лет, и взрослых таких характеристик, как умение задавать информативные вопросы, устанавливать возможные причины и следствия применительно к ситуациям, изображенным на серии картинок, предлагать оригинальные способы применения обычных предметов, задавать нестандартные вопросы по поводу хорошо знакомого предмета, строить предположения. Еще один, наиболее поздний по времени создания тест на определение творческих способностей в действии и движении для дошкольников был разработан Торренсом в 1980 г. Задания этого теста составлены таким образом, чтобы дать ребенку возможность проявить свои творческие способности в процессе свободного передвижения в каком - либо помещении. Показателями творчества выступают легкость, гибкость, точность и оригинальность мышления.

Поскольку использование одних только результатов тестирования в целях выявления юных дарований недостаточно (о чем уже шла речь выше), исследователи использовали наряду с ними данные непосредственных наблюдений за поведением детей, а также опросов родителей и воспитателей.

Тест Изучение словесной ассоциативной способности. Данная методика предложена американским психологом С.Медником в 1962 году и адаптирована в России Т.В.Галкиной и Л.Г.Алексеевой.

Задания рассчитаны на возраст 12 -14 лет.

Основными характеристиками, определяющими успешное выполнение теста, являются быстрота построения ассоциаций, оригинальность ассоциаций, целенаправленность ассоциирования.

В качестве стимульного материала в тесте используются 39 словесных триад. Элементы каждой триады принадлежат к взаимно отдаленным ассоциативным областям.

Перед основными заданиями обязательно проводится разминка (тренировочная серия). Вторая серия заданий проводится с детьми через 3-5 дней после первой серии.

Тест проводится индивидуально или группами по 5-7 человек. Тестовые задания предъявляются на отдельных листах, на которых записываются и ответы.

Инструкция к тесту

«Сейчас я предложу вам небольшие словесные задания. Перед основной серией проведем небольшую разминку для того, чтобы вы поняли суть заданий и представили себе ход их решения. Я даю вам два слова, вы подбираете к ним третье, такое, чтобы оно сочеталось с каждым предложенным, то есть могло бы составить с ним словосочетание. Например, вам даются слова: деревянная, пионерская. Ответом могут служить слова: линейка, комната. Какие еще слова вы можете предложить? Возьмем другую пару: горячая, кафельная. Ответ: плитка.

Вы можете менять слова-стимулы грамматически: горячий пол, кафельный пол».

Детям предлагаются карточки с заданиями разминки, которые они последовательно решают, записывая ответы на самих карточках.

Задания разминки:

  • фирменные, рекордные;
  • детская, чернильница;
  • изящная, шахматная;
  • бумажный, осенний;
  • вкусный, английский.

Во время разминки ведущий постоянно обсуждает с детьми возможность-невозможность употребления определенных выражений. Он подводит испытуемого к мысли о возможности употребления самых невероятных словосочетаний.