Тест природное и общественное в человеке онлайн. Тест по обществознанию на тему "Человек и общество" (10 класс). Социальные институты и их функции

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ – ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
1. Что является древнейшей формой осознания окружающего мира и места в нем человека?
А) Мифология + В) Пиктография С) Философия D) Психология
2. Как А. Тойнби назвал цивилизации, которые должны возникнуть на основе формирования единых религий?
А) Первичные В) Вторичные С) Третичные + D) Четвертичные
3. Какое сословие в средневековье долгое время имело монополию на образование?
А) Крестьянство В) Рыцарство С) Духовенство + D) Аристократия
4.Что является конечным элементом общества, как системы?
А) Природа
В) Космос
С) Отношения
D) Человек +
5. К какой сфере общественной жизни относится общественное сознание?
А) Экономическая В) Социальная С) Политическая D) Духовная
6. Какую форму правления Аристотель называл «правильной»?
А) Тирания В) Монархия + С) Охлократия D) Олигархия
7.Какой стадии развития человека, согласно Конту соответствуют «позитивные науки»?
А) Детство В) Юность С) Отрочество D) Зрелость +
8. Что включают в космогенную цивилизацию?
А) Восточное общество В) Западное общество
С) Восточное и западное общество + D) Ни одно из перечисленных
9. К какому году Освальд Шпенглер предсказывал закат европейской культуры?
А) 1900 В) 1950 С) 2000 + D) 2050
10.Именно из этого философско-религиозного течения мы узнали, что мир состоит из двух начал: Инь и Янь?
А) Моизм В) Даосизм + С) Буддизм D) Клнфуцианство
11.Какое слово переводится с латинского как «гражданский»?
A) Государство B) Цивилизация + C) Общество D) Человек
12. Кто из европейских мыслителей Средневековья написал книгу «Город Солнца» отрицающую частную собственность?
А) Ш. Фурье В) А. Сен-Симон С) Т. Мор D) Т. Кампанелла +
13.Что, согласно теории общественного договора Гоббса было первоначальным состоянием общества?
А) Хаос В) «Холодная война» С) «Мир между всеми» D) «Война всех против всех» +
14. Какую ветвь власти выделял, как особую Шарль Монтескье?
А) Анархическую В) Исполнительную С) Судебную D) Законодательную
15. Кто выдвинул идею о том,что средствами социального контроля служат «страх перед живым» и «страх перед мертвым»?
А) Э. Бернштейн В) Г. Спенсер С) О. Конт D) М.Вебер


16. Социальные катаклизмы ХХ века привели к появлению этого направления в философии?
A) Экзистенциализм + B) Коммунизм C) Марксизм D) Империализм
17. В чем проявляются недостатки прогресса в одной отдельно взятой отрасли?
А) Он может вызвать регресс в других отраслях +
В) Он является результатом предшествующего регресса
С) Он не является общим показателем
D) У него нет недостатков
18. В религиозном отношении индустриальное общество ориентировано на эту религию?
A) Христианство + B) Ислам C) Буддизм D) Зороастризм
19. Как в обществознании называется переход из одного качественного состояния в другое?
A) Революция + B) Реформы C) Инновация D) Глобализация
20.В каком городе в 1992 году состоялась конференция, принявшая декларацию о неразрывной связи между развитием и защитой окружающей среды?
A) Асунсьон B) Буэнос- Айрес C) Рио-де — Жанейро + D) Кито
21.Как называется процесс возникновения и формирования общества?
A) Антропогенез B) Социогенез + C) Генетика D) Охлогенез
22. Как называются инстинкты, которые обеспечивают жизнедеятельность организма?
A) Интеллектуальные B) Витальные + C) Социальные D) Духовные
23. Кто из перечисленного списка является агентом первичной социализации?
A) Журналист B) Телеведущий C) Инженеры D) Учитель +
24. Какой из этих ученых изучал бессознательное?
A) К. Юнг + B) О. Шпенглер C) Ф. Ницше D) Ф. Аквинский
25. К какому виду потребностей А. Маслоу относит, потребность в самоуважении?
A) Физиологические B) Престижные C) Духовные + D) Социальные
26. Какой вид является первым, возникающий в процессе индивидуального развития человека?
A) Игра B) Общение + C) Учение D) Труд
27. Как называется форма мысли, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо?
A) Понятие B) Суждение + C) Умозаключение D) Представление
28. Что не является частью рационального познания?
A) Сравнение B) Синтез C) Обобщение D) Ощущение +
29. Как эмпирики смотрят на процесс получения полного знания об окружающем мире?
A) Отрицают возможность получения истинного знания
B) Отводят решающую роль чувственному познанию +
C) Считают разум критерием истины
D) Признают возможность познания мира и человека в нем
30. Что является ведущим критерием истины?
A) Взаимодополняемость B) Моделирование C) Практика + D) Цель

Вариант № 1

1. Определение: «Совокупность идей, взглядов, теорий, а также чувств, привычек и нравов определённой социальной общности или группы» относится к понятию

А) общественное сознание Б) общество

В) обыденное сознание Г) идеология

2. Иван - высокий, худощавый, с красивыми чертами лица, мужественный, расчётливый, медлительный и осторожный. Всё это характеризует Ивана как

А) личность Б) гражданина В) индивидуальность Г) профессионала

3. В обществе Р. распространена автоматизация производства, успешно осуществляется компьютеризация. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод, что общество Р.- постиндустриальное?

А) основной продукт производства - промышленные изделия

Б) основной фактор производства - знания

В) широкое применение механизмов, технологий

Г) классовое деление общества

4. Какой признак характеризует традиционное общество?

А) интенсивная урбанизация Б) преобладание приписанного социального статуса

В) высокая социальная мобильность Г) рост уровня потребления

5. К осмысленным побудителям деятельности человека относятся

А) привычки Б) влечения В) мотивы Г) эмоции

6. Верны ли следующие суждения о сходстве и различии человека и животного?

А. Муравьи и другие «социальные» животные трудятся так же, как и люди.

Б. Все особи животных, в отличие от людей, всегда действуют согласно генетической программе.

7. Основа человеческого существования - это

А) дружба Б) любовь В) потребительство Г) деятельность

8. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Типы ……………………….

9. Какая характеристика не подходит для традиционного общества:

А) низкий уровень социальной мобильности

Б) господство религии, обычаев и традиций

В) аграрный характер экономики

Г) глобализация жизни

10. Нужда человека, в чем либо, это:

А) способности Б) деятельность В) потребности Г) интерес Д) ценности

11. Характерной чертой постиндустриального общества является:

А) расширение промышленного производства

Б) замедление темпов развития

В) создание массовой культуры

Г) использование компьютерных технологий

12. Возникновение транснациональных корпораций в современном обществе, развитие международной торговли служат проявлением тенденции:

А) модернизации Б) глобализации В) демократизации Г) информатизации

13. Переход к постиндустриальному обществу характеризуется:

А) формированием рыночной экономики

Б) ограничением социальной мобильности

В) развитием средств массовой коммуникации

Г) организацией фабричного производства

14. Верны ли следующие суждения о процессе глобализации?

А) развитие массовых коммуникаций делает современный мир более целостным

Б) все глобальные проблемы являются следствием экономической интеграции

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

15. Общественный прогресс выражается в:

А) поступательном развитии общества Б) связях общества и природы

В) устойчивости форм общественной жизни Г) системном устройстве общества

16. При переходе от традиционного общества к индустриальному:

А) упрочилось преобладание сельского хозяйства над промышленностью

Б) возросло значение науки и образования

В) усилились сословные различия

Г) возросло значение коллективистских ценностей в противовес ценностям индивидуальной свободы

17. Что из перечисленного характеризует современное западное общество?

А) аграрный тип общества

Б) неразвитость институтов частной собственности

В) особая ценность человеческой индивидуальности

Г) преобладание коллективных форм сознания

18. В основе цивилизационного подхода к изучению общества:

А) выделение общего Б) выделение особенного

В) развитие разума Г) развитие нравственности.

19. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к индустриальному обществу. Найдите два термина, выпадающих из общего ряда, и запишите цифры под которыми они указаны.

1. Массовая культура, 2. Технология, 3. Община, 4. Частная собственность, 5 . Касты , 6. Закон, 7. Классы, 8. Экологический кризис, 9. Права и свободы человека.

Тест «Человек и общество» 10 класс. Профиль

Вариант № 2

1. Человек, согласно современным представлениям, есть существо

А) духовное Б) социальное В) биологическое Г) биосоциальное

2. Быстрее население увеличивается в менее развитых странах Юго-Восточной Азии, Африки и Латинской Америки, что резко обостряет в них проблемы жилья, образования, медицинского обслуживания и, в первую очередь, продовольствия. По подсчётам специалистов в будущем именно в этих странах будет жить свыше 80% населения мира. С другой стороны, в ряде стран и регионов мира, в том числе в Западной Европе и в России, наблюдается угрожающее уменьшение численности населения и его значительное старение. Эта ситуация свидетельствует о наличии глобальной проблемы

А) войны и мира Б) экономической В) демографической Г) энергетической

3. В обществе В. преобладает сельское население, идеалом которого является соблюдение обычаев и благочестие. Накопления незначительны и расходуются не на производство, а на потребление. Господствует государственная собственность. К какому типу относится общество В.?

А) постиндустриальному Б) индустриальному

В) традиционному Г) информационному

4. Петровские преобразования XVIII в. являются примером

А) стагнации Б) контрреформы В) эволюции Г) модернизации

5. Определение: «Направленное развитие, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному» относится к понятию

А) стагнация Б) прогресс В) регресс Г) модернизация

6. Верны ли следующие суждения об индустриальном обществе?

А. Для индустриального общества в экономическом отношении характерны машинное производство, конвейер, стандартизация, научная организация труда.

Б. Для индустриального общества в политическом отношении характерен деспотический режим.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

7. Индустриальное общество отличается от традиционного тем, что :

А) в нём существует жесткое разделение людей на классы, касты

Б) в нём отсутствуют социальные конфликты

В) в нём господствуют общинные принципы социальной жизни

Г) центрами социально-экономической жизни становятся промышленные предприятия

8. Запишите слово пропущенное в схеме:

потребности

естественные социальные _____________________

9. Разделение ремесла и сельского хозяйства, произошедшее в древности, свидетельствует о:

А) научно-техническая революции Б) социальной реформе

В) общественном прогрессе Г) регресс общества

10. Понятие «элемент», «структура», «взаимосвязь» используется при рассмотрении

Общества как:

А) среды обитания человека Б) динамической системы

В) целостной системы Г) выделившейся части материального мира

11. Традиционное общество в отличие от индустриального:

А) имеет классовую стратификацию Б) является открытым

В) базируется на религиозном мировоззрении Г) поддерживает науку как социальный институт

12. Что способствует процессу глобализации в современном мире?

А) развитие средств транспорта и связи Б) рос численности среднего класса

В) развитие сферы услуг Г) углубление социальной дифференциации

13. Какой признак относится к индустриальному обществу?

А) ведущая роль сельского хозяйства Б) преобладание промышленности

В) слабый уровень разделения труда Г) решающее значение сферы услуг в экономике

14. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?

А) одним из критериев общественного прогресса является устойчивый экономический рост большинства государств в современном мире

Б) наиболее очевидны последствия общественного прогресса в сфере материального производства

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

15. Реформа в отличие от революции:

А) носит всеобъемлющий характер

Б) является формой социальной динамики

В) проводится, как правило, по инициативе сверху

Г) приводит к глубоким изменениям в общественной жизни

16. Понятие «развитие», «взаимодействие элементов» характеризуют общество как:

А) динамичную систему

Б) часть природы

В) весь окружающий материальный мир

Г) взаимодействие людей в социальных группах.

17. Быстрый скачкообразный переход от одного общественно-политического строя к другому называется

А) прогрессом Б) революцией В) эволюцией Г) регрессом

18. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?

А. Прогресс в одной области общественной жизни может сопровождаться регрессом в другой.

Б. Общественный прогресс графически можно изобразить в виде восходящей изломанной линии.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4 ) оба суждения неверны

19. Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие развитие в современном мире постиндустриальной цивилизации и запишите цифры под которыми они указаны.

1. Расширение виртуальных коммуникаций.

2. Низкий уровень социальной мобильности.

3. Натуральный характер хозяйства.

4. Единство мирового экономического пространства.

5. Многовариативность развития и многообразие форм существования человеческого общества.

КЛЮЧ к Тесту «Человек и общество» 10 класс. Профиль

Вариант № 1

1- А 2- В 3- Б 4- Б 5- В 6- 2 7- Г 8- Общества 9- Г 10- В

11- Г 12- Б 13- В 14- 1 15- А 16- Б 17- В 18- Б 19- 3,5

Вариант № 2

1- Г 2- В 3- В 4- Г 5- Б 6- 1 7- Г 8- духовные 9- В 10- В

11- В 12- А 13- Б 14- 3 15- В 16- А 17- Б 18- 3 19- 1,4,5


Примечание:

Данный вариант тестовых задний составлен в формате ЕГЭ. В тесте представлены те задания , в которых могут быть вопросы по данной теме .

Даны подробные ответы с пояснениями, а также тезисы сочинений (задание № 29) о целеполагании, потребностях, общественном мнении. Материал поможет при подготовке к ЕГЭ.

Цитаты(задание № 29):

  • (Л.Н.Толстой)
  • .(И.В.Гёте)
  • .(Б.Паскаль)

Часть 1

Ответами к заданиям 1–20 являются

слово (словосочетание) или последовательность цифр. Запишите ответы в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от

номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

1

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Характеристика форм духовной культуры

Ответ:

Правильный ответ

социальные

2

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.

материальная, познавательная, деятельность, социально- преобразовательная, ценностно-ориентированная, прогностическая

Ответ:

Правильный ответ

деятельность

3

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух,

обозначают структуру деятельности.

1)цель; 2)способности;3)средства); 4)результат; 5)субъект; 6) навыки.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Ответ:

Правильный ответ

Пояснение.

Вспомним структуру деятельности, то есть её компоненты:мотив, цель, средства и методы, действия, результат. Субъект и объект деятельности.

4

Выберите верные суждения о личности и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) формируется в процессе социализации;

2)может существовать вне общества;

3) основа социальных качеств личности — задатки;

4) обладает способностью отвечать за свои действия и поступки;

5) новорождённый человек- это уже личность.

Ответ:

Правильный ответ

Пояснение.

1) формируется в процессе социализации (да );

2)может существовать вне общества (нет, только в обществе человек становится личностью , то есть приобретает социально значимые черты, помогающие ему жить среди людей).

3) основа социальных качеств личности — задатки(нет , это природные качества, но развиться они, конечно, могут только в обществе)

4) обладает способностью отвечать за свои действия и поступки(да )

5) новорождённый человек- это уже личность (нет , это человек, индивид , но не личность, он ещё не может общаться, отвечать за свои поступки др.)

5

Установите соответствие между отличительными признаками и типами общества, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

Правильный ответ

6

Композитор создал новое произведение. Какие факты характеризуют его деятельность как творческую? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)создание по образцу

2)стандартизация действий и приёмов

3)комбинирование, варьирование различных способов деятельности

4) яркость, необычность создаваемого произведения

5)создание нового произведения

6)использование приёмов и методов, ранее не существовавших

Ответ:

Правильный ответ

Пояснение.

Творческая деятельность- это создание человеком чего-то нового, не по стандарту и образцу.Поэтому номера 1 и 2 неверны.

20

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Человеку свойственно желание удовлетворения своих ____ (А). Для этого ему необходимо заниматься _____(Б). Залогом успешности её являются _____(В), которые могут совершенствоваться в течение всей жизни. Высшая степень их развития – это _____(Г).Она невозможна без природных ______(Д), развитие которых приводит к высоким результатам. Только ______(Е) способна создавать что-то ценное для себя и общества.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1)гениальность

2)одарённость

3)творчество

4)способности

5)потребности

6)личность

7)деятельность

8) задатки

9)индивидуальность

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

А

Б

В

Г

Д

Е

Правильный ответ

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (21–29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (21, 22 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 21–24.

Для правильного понимания личности человека необходимо рассмотреть более широкий контекст,в пространстве которого она существует. Человек связан с окружающим его миром системой многообразных отношений и связей. В системе этих связей человек изучается и как естественный индивид с присущей ему программой развития и определенным диапазоном

изменчивости, и как субъект и объект исторического развития – личность, и как основная производительная сила общества – субъект труда, познания и общения, что подчеркивает его целостную природу. Человек предстает еще и как индивидуальность. Если мы хотим понять человека, его облик и поведение как целостное и цельное образование мы должны изучать его и как индивида, и как субъекта, и как личность, и, наконец, как индивидуальность всякое противопоставление, а тем более игнорирование либо преувеличение одного из этих параметров человека недопустимо. Недопустимо постольку, поскольку в противном случае будет деформировано представление о психологии человека как целостного образования.

(По книге В.А.Аверина «Психология личности»)

21 Как, по мнению автора, необходимо рассматривать личность в процессе её изучения? Как объясняет автор этот подход?

Ответ:

22 Назовите три подхода в изучении личности, названные в тексте. Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё один , не указанный в тексте

Ответ:

Правильный ответ

В тексте названы три подхода в изучении личности:

— рассмотрение личности как естественного индивида;

— как субъекта и объекта исторического развития;

— как основной производительной силы общества.

Можно назвать ещё один аспект изучения личности- изучение агентов первой и второй социализации.

23 Какие три стороны изучения личности называет автор? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите пример того, как в реальности осуществляется изучение одной из данных сторон.

Ответ:

Правильный ответ

— как индивид

— как индивидуальность

— как личность, с присущими ей чертами.

Так, изучая личность как индивидуальность, рассматриваются биологические его особенности (мышление, темперамент и др.), его характер, уровень сформированности нравственных качеств, ответственности за поступки и действия. Всё это позволяет изучить личность во всём её индивидуальном своеобразии и неповторимости.

24 Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения высказанной в тексте мысли о том, что « в процессе его изучения.

Ответ:

Правильный ответ

«…недопустимо игнорирование либо преувеличение одного из параметров человека» в процессе его изучения. Три объяснения:

— невозможно понять человека, не изучив особенности его индивидуальности- взгляда на мир, идеалы, ценности, цель жизни и др.;

— человек — социальное существо, поэтому, изучая его, рассматриваются личностные качества, сформированные в обществе;

— наконец, человек — это индивид, единичный представитель человеческого рода, поэтому, изучая его с этой точки зрения, рассматриваются обобщённые черты, свойственные всем людям.

Вывод: изучение человека должно вестись всесторонне.

25 Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «способности»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об уровнях способностей, и одно предложение, раскрывающее особенности одного из этих уровней способностей.

Ответ:

Правильный ответ

Способности — это качества человека, позволяющие ему успешно выполнять какую-либо деятельность. Выделяют уровни способностей: одарённость, талант, гениальность. Гениальность — это высокоразвитые способности, подкреплённые природными задатками; гениальности свойственно создание нового, ранее не существовавшего в обществе- закона, направления в искусстве, школы и т.д.

26 Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три особенности личности.

Ответ:

Правильный ответ

Особенности личности:

  1. Способность к труду (Сергей – мастер по ремонту автомобилей);
  2. Способность к общению (Анна и Ирина обсуждали, как они выступили на конференции);
  3. Ответственность за действия и поступки (глава фирмы Н., работая над модернизацией производства, предложил уволенным сотрудникам вакансии на фирмах, дав каждому рекомендацию для нового работодателя).
27

Литературный критик В.Г.Белинский писал:

«Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни».

О какой особенности деятельности человека писал В.Г.Белинский?

Какова, по мнению критика, роль деятельности в жизни человека?

Используя обществоведческие знания, укажите любые три вида деятельности человека.

Ответ:

Правильный ответ

В.Г.Белинский писал о такой особенности личности, как способность ставить цели.

По мнению критика, деятельность – основа жизни человека.

Виды деятельности:

— социальная

— производственная

— познавательная.

28 Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Человек- биосоциальное существо». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Ответ:

Правильный ответ

Человек- биосоциальное существо .

План.

  1. Понятие человека как биосоциального существа.
  2. Биологическое в человеке:
  • инстинкт самосохранения
  • инстинкт материнства
  • инстинкт продолжения рода
  • физиологические потребности.

3.Социальное в человеке:

  • способность к общению
  • способность к труду
  • целеполагание и др.

4.Необходимость учёта социального и биологического в человеке при формировании его личности.

Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1–29.5).

29

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух

примеров из различных источников.)

Ответ:

Правильный ответ

29.1

Философия.

«Прежде чем говорить о благе удовлетворения потребностей, надо решить, какие потребности составляют благо».

(Л.Н.Толстой. Величайший русский писатель, педагог, философ, просветитель(1828-1910)

Ответ:

Правильный ответ

29.1

Философия

«Дайте человеку цель, ради которой стоит жить, и он сможет выжить в любой ситуации»

(И.В.Гёте.Немецкий поэт, учёный-естествоиспытатель, государственный деятель и мыслитель (1749-1832)

Ответ:

Правильный ответ

Основная мысль цитаты.

В высказывании немецкого поэта, учёного, мыслителя И.В.Гёте высказана мысль о важности постановки цели в жизни человека. Автор отмечает, что именно цель наполняет жизнь смыслом, придаёт человеку силы. Действительно, чёткая цель, к которой стремится человек, становится маяком, освещающим путь и помогающим пережить все трудности

Термины.

Деятельность, целеполагание, материальная и духовная деятельность, средства и методы деятельности, смысл жизни, жизненные ценности.

Аргументы.

1.Страшно, если человек ведёт бесцельный образ жизни. Вспомним Обломова- героя одноименного романа И.А. Гончарова. Его жизнь превратилась в ничегонеделание. Да, он много размышляет, даже высказывает интересные мысли о людях, обществе, смысле жизни. Но герой ничем не занимается. Даже просто написать письмо приказчику, чтобы узнать, как идут его дела в имении, он не может, постоянно откладывает это. Сколько переживаний приносит ему встреча с Ольгой, ведь героиня буквально заставляла его что-то делать. Но Илья Обломов оказался неспособным изменить свою жизнь. Отсутствие цели, деятельности привело к скорой смерти героя.

2.Можно привести массу примеров людей, жизнь которых – это активное, целенаправленное движение к осуществлению задуманного. В серии ЖЗЛ («Жизнь замечательных людей») есть книга Евгения Лебедева о М.В. Ломоносове. Автор, повествуя о жизненном пути этого великого человека, неустанно подчёркивает, что М.В. Ломоносов постоянно к чему-то стремился. У него была не одна, а много целей, и он добивался их осуществления: получал образование, изучал неизведанное, стал инициатором и основателем первого университета в России- Московского. Конечно, и на его пути были трудности. Непросто поморскому крестьянину было выбиться в элиту общества. А он сделал это, прославив своё имя и Россию своей деятельностью, потому что чётко знал, к чему стремился.

29.1

Философия

«Общественное мнение правит людьми»

(Блез Паскаль. Французский математик, физик, литератор и учёный (1623-1662)

Ответ:

Правильный ответ

Основная мысль цитаты.

В высказывании французского учёного и литератора Б.Паскаля содержится мысль о важности общественного мнения в жизни людей. Он считает, что оно буквально правит людьми. С данным мнением можно согласиться частично. Безусловно мнение людей играют важную роль в жизни человека, ведь он живёт в обществе, поэтому должен придерживаться определённых норм и традиций. Однако каждый должен иметь и свои взгляды и убеждения и чётко отстаивать их, если они идут в разрез с общественными, не надо превращаться в часть толпы, нужно стремиться быть индивидуальностью, защищать справедливость.

Термины.

Человек, общество, общественное мнение, взгляды, идеалы, ценности, жизненная позиция (активная, пассивная), общественный контроль (формальный, неформальный), личность, индивидуальность.

Аргументы.

1.Ярким примером влияния общества на поведение человека, формирование его взглядов и ценностей является пьеса А.С.Грибоедов «Горе от ума». Главное в «фамусовском обществе» именно общественное мнение (вспомним, как говорил Фамусов: «Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»). В этом кругу сформировались свои идеалы, ценности, которым следуют люди. Стать таким же, как все его члены, стремится Молчалин. Богатство, положение в обществе, карьера, влияние — вот идеал этих людей. И если кто-то не желает подчиниться установленным веками законам и традициям, как это сделал Чацкий, то такого человека, просто изгоняют, назвав «сумасшедшим». Однако в любое время есть и будут люди, которые отстаивают свои позиции, если видят несправедливость установленных норм и порядков. Тяжело Чацкому, одинок он в доме Фамусова. Но не одинок в стране. Именно за такими людьми – будущее, за теми, кто хочет искренне служить «делу, а не лицам», во благо Родины. Так что не всегда общественное мнение подчиняет себе людей.

2. Мировая история знает немало примеров, когда люди шли вразрез с общественным мнением, если оно противоречило истине. В «Энциклопедии для детей» издательства «Аванта +» в томе «Астрономия» есть статья о деятельности Д. Бруно, английского учёного 16-го века. Основные его идеи изложены в книге «О бесконечности вселенной и мирах». Он предугадал многие научные открытия: о бескрайности Вселенной, о многочисленных неизвестных людям мирах, поддерживал идеи Коперника о круглой форме Земли, вращающейся вокруг Солнца. Идеи Бруно не соответствовали взглядам католической церкви, поэтому он был казнён как еретик. Жизнь учёного -пример тому, как сильные личности отстаивают свои идеи, продолжают узнавать истину, несмотря на традиции общества и его мнение, если оно ошибочно.

Тест по обществознанию Человек, общество, природа для учащихся 8 класса. Тест предназначен для проверки знаний по теме Личность и общество. Тест состоит из 3 частей. В части 1 - 10 заданий, в части 2 - 4 задания и в части 3 — 1 задание (4 вопроса).

1. Выберите неверное утверждение.

1) природа — это естественная среда обитания человека
2) природа — это всё, что возникло вместе с человеком
3) под природой понимают биосферу планеты Земля
4) природа — это определяющие свойства какого-либо объекта, выражающие его сущность

2. Оболочка Земли, заселённая живыми организмами и на­ходящаяся под их воздействием, называется

1) биосферой
2) атмосферой
3) ноосферой
4) гидросферой

3. Область планеты Земля, охваченная разумной деятельно­стью человека, — это

1) биосфера
2) литосфера
3) гидросфера
4) ноосфера

4. Высший тип мыслительной деятельности

1) понимание
2) поведение
3) разум
4) гениальность

5. Большинство исследователей считает, что разум является результатом работы

1) сердца
2) эндокринной системы
3) мозга
4) нервной системы

6. Выберите неверное выражение.

1) для цивилизации как стадии развития общества характерно её выделение из природы
2) в эпоху первобытности общество жило по жёстким правилам поведения, которые исследователи называют мононормами
3) в первобытном обществе люди руководствовались нормами морали
4) возникновение государства означало переход человече­ства от первобытного стада к общественной организа­ции людей

7. Выберите неверное выражение.

1) мораль была выработана в процессе эволюции человека для сдерживания чрезмерного индивидуализма
2) мораль выражает личные или общественные ценности
3) мораль является одним из социальных регуляторов по- ведения человека
4) мораль устанавливается государством и поддерживает­ся его принудительной силой

8. Антропологи называют современного человека

1) человек умелый
2) человек прямоходящий
3) человек работающий
4) человек разумный

9. Большинство исследователей считают, что биологический вид современного человека появился впервые в

1) Африке
2) Европе
3) Азии
4) Австралии

10. Биологическую теорию происхождения человека разработал

1) В.И. Вернадский
2) Ч. Дарвин
3) Вольтер
4) Э. Фромм

1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключе­нием одного, характеризуют понятие социальные регуля­торы поведения человека в обществе .
Мораль, религия, способности, традиции, обычаи.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

2. Установите соответствие между латинскими терминами, означающими этапы эволюции человека как биологиче­ского вида, и аналогичными терминами на русском языке: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

Латинские термины

А) Homo habllis
Б) Homo erectus
В) Homo neanderthalensis
Г) Homo sapiens

Термины на русском языке

1) человек прямоходящий
2) неандерталец
3) человек разумный
4) человек умелый

3. Установите соответствие между биосферой, ноосферой и их элементами.

А) мораль
Б) экосистема
В) нижняя часть атмосферы
Г) разум

1) биосфера
2) ноосфера

4. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропу­щен ряд слов.

«Первыми __________ (1) человека были камень и палка. Люди добывали себе средства существования охотой и __________ (2). Важнейшим этапом в развитии человека стало появление __________ (3). Люди научились выражать абстрактные __________ (4) вода вообще , зверь вообще . Это привело к возможности обучать потомство ___ (5), а не только примером, планировать действия до охоты, а не во время её и т.д.»

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое сло­во (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) собирательство
Б) орудия труда
В) земледелие
Г) язык
Д) скотоводство
Е) понятия
Ж) слова

Запи­шите под каждым номером букву, соответствующую вы­бранному вами слову.

1. Прочитайте отрывок из рассказа Джека Лондона «Любовь к жизни» и выполните задания.

«Он услышал за своей спиной какое-то сопение — не то вздох, не то кашель. Очень медленно, преодолевая край­нюю слабость и оцепенение, он повернулся на другой бок. Поблизости он ничего не увидел и стал терпеливо ждать. Опять послышались сопение и кашель, и между двумя островерхими камнями, не больше чем шагах в двадцати от себя, он увидел серую голову волка. Уши не торчали кверху, как это ему приходилось видеть у других волков, глаза помутнели и налились кровью, голова бессильно по­нурилась. Волк, верно, был болен: он всё время чихал и кашлял.
Вот это по крайней мере не кажется, — подумал он и опять повернулся на другой бок, чтобы увидеть настоящий мир, не застланный теперь дымкой видений. Но море всё так же сверкало в отдалении, и корабль был ясно виден. Быть может, это все-таки настоящее? Он закрыл глаза и стал думать -и в конце концов понял, в чём дело. Он шёл на северо-восток, удаляясь от реки Диз, и попал в долину реки Коппермайн. Эта широкая, медлительная река и была Коппермайн. Это блистающее море — Ледовитый океан. Этот корабль —
китобойное судно, заплывшее далеко к вос­току от устья реки Маккензи, оно стоит на якоре в заливе Коронации. Он вспомнил карту Компании Гудзонова зали­ва, которую видел когда-то, и всё стало ясно и понятно.
Он сел и начал думать о самых неотложных делах. Об­мотки из одеяла совсем износились, и ноги у него были содраны до живого мяса. Последнее одеяло было израсхо­довано. Ружьё и нож он потерял. Шапка тоже пропала, но спички в кисете за пазухой, завернутые в пергамент, ос­тались целы и не отсырели. Он посмотрел на часы. Они всё еще шли и показывали одиннадцать часов. Должно быть, он не забывал заводить их.
Он был спокоен и в полном сознании. Несмотря на страшную слабость, он не чувствовал никакой боли. Есть ему не хотелось. Мысль о еде была даже неприятна ему, и все, что он ни делал, делалось им по велению рассудка. Он оторвал штанины до колен и обвязал ими ступни. Ведёрко он почему-то не бросил: надо будет выпить кипятку, пре­жде чем начать путь к кораблю — очень тяжёлый, как он предвидел».

1) Дайте определение понятия природа . Составьте с этим понятием два предложения, раскрывающие его смысл.

2) Рассказ Джека Лондона «Любовь к жизни» повествует о выживании человека в условиях дикой природы. Брошен­ный товарищем, герой рассказа идёт по канадской тундре. По пути он преодолевает различные трудности, а в конце рассказа вынужден вступить в схватку со старым и боль­ным волком, из которой выходит победителем. На основа­нии приведённого отрывка, напишите не менее трёх ка­честв путника, которые помогли ему выжить в живой природе без помощи других людей.

3) Напишите три примера позитивного влияния общества на природу.

4) Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте своё отноше­ние к позиции, занятой автором; обоснуйте это отноше­ние. При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при ар­гументации своей точки зрения используйте знания , по­лученные при изучении курса обществознания, соответст­вующие понятия , а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт .

1. «Всё, что против природы, то и против разума, а что против разума, то нелепо, а потому должно быть от­вергнуто» (Б. Спиноза ).
2. «Природа окружает человека мраком и понуждает его вечно стремиться к свету» (И.В. Гёте ).
3. «Природа создавала свои творения, преследуя свои це­ли, но её цели — узы и цепи для человека» (М. Горь­кий ).

Ответы на тест обществознанию Человек общество природа
Часть 1
1-2, 2-1, 3-4, 4-3, 5-3, 6-3, 7-4, 8-4, 9-1, 10-2.
Часть 2
1-способность
2-4123
3-2112
4-БАГЕЖ