Тест по времени правления александра 1. Тест по изучению личности «Александра I. Религиозная и национальная политика

I вариант

1. Как назывались в XVIII - первой половине XIX в. предста­вители привилегированного сословия, владевшие крепост­ными крестьянами?

1) бояре 3) мещане

2) дворяне 4) казаки

2. В 1805 г. под Аустерлицем состоялось сражение между армиями

1) российско-австрийской и французской

2) российско-французской и английской

3) российско-шведской и английской

4) российско-французской и австрийской

3. Отметьте причину появления тайных обществ в России в первой четверти XIX в .

1) усиление контактов с западными странами

2) недовольство высшего чиновничества реформа­ми Александра I

3) стремление правительства привлечь общество к разработке проектов реформ

4) недовольство церкви внутренней политикой царского правительства

4. Территория, на которой разрешалось в России по­стоянное проживание евреев, называлась

1) колонией 3) чертой оседлости

2) местничеством 4) опричными землями

5. Бородинское сражение состоялось в 1812 г.

6. В соответствии с законодательством Российской империи сословием являлось (лась, лись)

1) интеллигенция 3) крестьянство

2) буржуазия 4) рабочие



7. По Тильзитскому договору с Францией Россия обя­зывалась

1) вступить в коалицию «сердечного согласия»

2) уничтожить все укрепления на Черноморском побережье

3) присоединиться к континентальной блокаде про­тив Англии

4) вступить в Союз трех императоров

8. Деятельность тайных организаций декабристов относится к

1) 1801 - 1811 гг. 3) 1827 - 1828 гг.

2) 1816 - 1826 гг. 4) 1829 - 1830 гг.

9. В XIX в. верховная законодательная и судебная власть в России принадлежала

1) Сенату 3) Верховному Тайному совету

2) императору 4) III отделению императорской канцелярии

10. Годы правления Александра I характеризуются

1)созданием теории официальной народности

2) отменой выкупных платежей

3) проведением реформы государственной деревни

4) изданием указа о «вольных хлебопашцах»

11. Что было одной из причин поражения армии Наполеона в России в 1812 г.?

1) совместные военные действия армий России и Пруссии

2) значительные потери французской армии

3) нежелание Наполеона дать приграничное сражение в начале войны

4) значительное численное превосходство российских армий над французскими в начале войны


12. Какое из перечисленных событий произошло раньше других?

1) вступление русских войск в Париж

2) осада Плевны

3) подавление русскими войсками революции в Венгрии

4) сражение при Аустерлице

13. Что из перечисленного ниже предусматривал проект реформ М.М.Сперанского?

1) восстановление практики созывов Земских соборов

2) создание конституционной монархии по английскому образцу

3) установление в России республиканской формы правления

4) учреждение законосовещательного Государственного Совета

14. Какой населенный пункт вошел в историю Отечественной войны 1812 г. как место, где русская армия, оторвавшись от французских войск, пополнила свою численность и вооружение, набрала силы для дальнейшей борьбы?

1) Фили 3) Аустерлиц

2) Смоленск 4) Тарутино

15. Укажите годы правления Александра I

1) 1796 – 1801 гг. 3) 1801 - 1825 гг.

2) 1825 – 1855 гг. 4) 1855 – 1881 гг.

16. Российские войска в составе союзных войск одержали победу в битве под Лейпцигом в

1) 1805 г. 2) 1813 г. 3) 1854г. 4) 1878 г.

17. Кто из перечисленных лиц был членом «Негласного комитета?»

1) Андрей Желябов 3) Кондратий Рылеев

2) Михаил Муравьев 4) Павел Строганов

18. Что из перечисленного относится к основным причинам создания Священного союза?

1) борьба России и Австрии за преобладание на Балканском полуострове

2) защита христианского населения Грузии от насильственной исламизации

3) необходимость поддерживать порядок и режимы, установленные в Европе после разгрома наполеоновской Франции

4) распространение атеистических и социалистических взглядов в России

19. Что из названного связано с понятием «аракчеевщина»?

1) создание Корпуса жандармов 3) издание указа о трехдневной барщине

2) учреждение военных поселений 4) введение циркуляра «о кухаркиных детях»

20. Что было одной из причин отступления русской армии в начале Отечественной войны 1812 г.?

1) ожидание помощи от союзников по антинаполеоновской коалиции

2) решение применить тактику «выжженной земли»

3) надежда на неблагоприятные для противника природные условия


Тесты по теме «Правление Александра I»

II вариант

1. Кого во времена Александра I называли вре­менщиком и теневым премьер-министром?

1) М. М. Сперанского 3) А. А. Аракчеева

2) В. П. Кочубея 4) А. А. Чарторыйского

2. Указ Александра I от декабря 1801 г.:

1) уравнивал земельные права дворянства и других сословий

2) подрывал основы крепостного права, раз­решая крепостным выкупаться на волю

3) расширял права крепостников

4) разрешал покупать незаселенные земли недворянам, способствовал развитию капи­талистических отношений

3. Министерства появились в России в

1) первой половине XVIII в. 3) первой половине XIX в.

2) второй половине XVIII в. 4) второй половине XIX в.

4. Россия заключила Тильзитский мир с Францией в

1) 1799 г. 2) 1807 г 3) 1812 г. 4) 1815 г.

5. Какое событие произошло раньше всех других?

1) Заграничный поход русской армии 3) учреждение военных поселений

2) подписание Тильзитского мира 4) создание Свода законов Российской империи

6. Какие из названных сражений произошли в ходе Отечественной войны 1812 г.?

1) под Кормами, под Новгородом 3) под Нарвой, у деревни Лесной

2) в Севастополе, под Карсом 4) под Смоленском, под Малоярославцем

7. Кто из названных лиц руководил партизанскими отрядами во время Отечественной войны 1812 г.?

1) И.С.Дорохов, Д.В.Давыдов 3) А.П. Ермолов, М.И. Платонов

2) Н.А. Тучков, П.И. Багратион 4) Н.Н. Раевский, А.И.Кутайсов

8. Какие из названных организаций возникли в 1816-1818 гг.?

1) Северное общество, Южное общество

2) «Земля и воля», «Народная воля»

3) Союз спасения, Союз благоденствия

4) Южный и Северный союзы русских рабочих

9. Кто из названных военачальников прославился во время Отечественной войны 1812 г.? Укажите две верные фамилии.

1) Н.Н. Раевский 3) П.И.Багратион

2) П.С.Нахимов 4) М.Д.Скобелев

10. В результате отступления русских войск в начале Отечественной войны 1812 г.

1) Наполеон разбил русские армии по отдельности

2) французская армия захватила Киев

3) французская армия подошла к Санкт-Петербургу

4) 1-й и 2-й русским армиям удалось соединиться под Смоленском

11. Заграничный поход русской армии состоялся в

1) 1811 – 1812 гг. 3) 1853 – 1856 гг.

2) 1813 – 1814 гг. 4) 1857 – 1864 гг.

12. В каком году произошло сражение под Малоярославцем?

1) 1801 г. 2) 1807 г. 3) 1812 г. 4) 1815 г.


13. Какое событие произошло в 1825 г.?

1) восстание декабристов 3) создание либерального цензурного устава

2) открытие Царскосельского лицея 4) принятие закона о престолонаследии

14. Что из перечисленного относится к последствиям заключения Тильзитского мира?

1) устранение противоречий в русско-французских отношениях

2) вступление России в союз с Англией и Пруссией

3) присоединение к России Финляндии

4) раздел польских земель между Россией и Пруссией

15. Кружок друзей Александра I, обсуждавший в начале его царствования идеи реформ, назывался

1) Избранной радой 3) Государственным советом

2) Негласным комитетом 4) Тайной канцелярией

16. Указ о «вольных (свободных) хлебопашцах» предусматривал

1) отмену крепостной зависимости крестьян

2) право помещиков отпускать крестьян на волю с землей за выкуп

3) освобождение крестьян от временнообязанного состояния

4) право крестьян выходить из общины с землей

17. Какие органы управления были заменены на министерства?

1) коллегии 3) земства

2) приказы 4) Земские соборы

18. Как назывались представители возникшей в 1810 г. социальной группы, в разряд которой наряду с солдатами переводили казённых крестьян, совмещавших строевую службу с ведением сельскохозяйственных работ ?

1) военные поселяне 3) казаки

2) крепостные крестьяне 4) стрельцы

19. В результате издания указа о «вольных (свободных) хлебопашцах»

1) поднялась волна крестьянских восстаний

2) было освобождено лишь несколько десятков тысяч крестьян

3) все крестьяне были освобождены от крепостной зависимости

4) были упразднены военные поселения

20. Что из названного относилось к следствиям Отечественной войн 1812 г. и Заграничного похода русской армии (1813-1814 г.)? Укажите два верных положения.

1)образование Тройственного союза 3) подъем национального самосознания в России

2)рост влияния России в Европе 4) участие России в разделах Польши

Спецификация

контрольных измерительных материалов для определения уровня образовательных достижений

по ИСТОРИИ

Назначение проверочной работы: определение уровня образовательных достижений по предмету «ИСТОРИЯ» обучающихся 8 класса

Структура работы:

Работа включает 10 заданий. Каждое задание представлено в 2 вариантах одинаковых по тематике, уровню сложности, типу.

В работе используются задания 4 типов: задания на выбор и запись одного или нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов; задания на определение последовательности расположения событий, задание на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах, задания на определение по указанным признакам и запись в виде слова (словосочетания) термина, названия, имени, века, года и т.п.

Варианты работы - 2

Оценка выполнения отдельных заданий и работы в целом

Каждое верно выполненное задание оценивается в 1 балл, кроме заданий А2, А4, А8.

За полный правильный ответ на задания А2, А4, А8 ставится 2 балла. Если допущена одна ошибка, то ответ оценивается в 1 балл. Если допущены две и более ошибок или ответ отсутствует, то ставится 0 баллов. Максимальное количество баллов за работу - 13.

Оценивание работы в целом: 0 - 7 баллов - «незачет»

8 - 13 баллов - «зачет»

Распределение заданий по темам, элементам содержания, по видам умений

задания

Проверяемые элементы содержания

Проверяемые умения

Тема «История России в конце XIX века»

Внутренняя политика Александра III

Контрреформы Александра III

Выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий

Новые явления в социальном строе российского общества

Использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач

Новые явления в российской экономике

Выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий

Религиозная и национальная политика

Объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов

Общественное движение 80-90-х гг.

Выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий

Достижения науки и образования во 2-ой половине XIX века

Группировать исторические явления и события по заданному признаку

Художественная культура народов России

Установление соответствия

Знание терминов

Объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, группировать понятия по указанному признаку

Знание событий 2 половины XIX века

Определять последовательность событий

III »

1 вариант

А1. Выберите верный ответ: 29 апреля 1881г. Александр 111 обратился к народу с Манифестом, главная мысль которого заключалась в 1) признании необходимости продолжения реформ 2) признании незыблемости сохранения самодержавия 3) необходимости возвращения к прошлому 4) необходимости удаления от престола всех консерваторов

А2. Выберите 2 положения, которые относятся к контрреформам Александра III 1) введение подушной подати 2) отмена университетской автономии 3) упразднение состязательности судебного процесса 4) снижение выкупных платежей 5) уменьшение платы за обучение

А3. Выберите верный ответ: Прочтите отрывок из поэмы Н.А. Некрасова, в котором он упоминает последствия отмены крепостного права, и скажите, о каком «ударе» по барину говорит автор?

"Распалась цепь великая, распалась - раскочилася, одним концом по барину, другим по мужику!"

1) о разорении многих помещичьих хозяйств

2) о невыплате обещанных платежей помещикам со стороны государства

3) о разрушении крестьянской общины, в результате чего начались крестьянские волнения

4) об отмене сословных дворянских привилегий на законодательном уровне

А4. Выберите два правильных утверждения :

Экономическое развитие России конца XIX века характеризуется

1) появлением мануфактур

2) складыванием внутреннего рынка

3) значительным увеличением протяженности железных дорог

4) началом международной торговли

5) государственной защитой отечественного производителя

А5. Дополните предложение.

«В XIX веке массовое насильственное обращение в ______________________веру проводилось на территориях Прибалтики, Польши и Финляндии. Таким образом, Александр III поставил традиционную русскую церковь в исключительное доминирующее положение».

А6. Выберите верный ответ: Ведущим направлением правительственной политики при Александре 111 стал

1)либерализм

2)марксизм

3)консерватизм

4)реформиз

А7. Выберите верный ответ: Выдающимися деятелями науки второй половины XIX века являлись

1) Ф. М. Достоевский, А.П. Чехов

2) М.И. Глинка, П.И.Чайковский

3) И.М. Сеченов, И.П.Павлов

4) А.И. Горчаков, М.Т. Лорис-Меликов

XIX

ДЕЯТЕЛИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ

КУЛЬТУРЫ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

А) В. Васнецов 1) роман «Война и мир»

Б) П.И. Чайковский 2) балет «Лебединое озеро»

В) Л.Н. Толстой 3) опера «Борис Годунов»

Г) М. Мусоргский 4) картина «Три богатыря»

А9 . Дополните предложение

Надзор за печатью с целью недопущения распространения вредных с точки зрения правительства произведений печати называется ___________________.

А10. Определите хронологическую последовательность событий

А) казнь народовольцев А. Михайлова, С. Перовской, А. Желябова

Б) начало царствования Александра 111

В) подписание военной конвенции между Россией и Францией

Тест по теме «Россия в эпоху Александра III »

2 вариант

А1. Выберите верный ответ: Как в исторической литературе часто называют внутреннюю политику Александра 111 1) революция 2) контрреформы 3) реформизм 4) террор

А2. Выберите 2 положения, которые относятся к контрреформам Александра III

1) введение состязательности суда 2) учреждение Крестьянского Банка 3) запрет крестьянам переселяться на государственные земли 4) прекращено временнообязанное состояние крестьян 5) возвращение рекрутской повинности

А3 . Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите верное суждение о социальной группе, которая упоминается в отрывке.

« Стачки, став одним из важнейших пролетарских средств борьбы, сплачивали трудящихся, учили их отстаивать свои классовые интересы. Морозовская стачка ознаменовала начало организованной борьбы пролетариата России».

1) в конце XIX века эта социальная группа была самой многочисленной в России

2) к этой социальной группе относились все наёмные рабочие

3) данная социальная группа являлась социальной базой власти

4) представители этой социальной группы увлекались идеями народников

А4. Выберите два правильных утверждения:

Экономический курс министров финансов Н. Бунге и И. Вышнеградского характеризуется

1) повышением таможенных пошлин для ввозимых товаров

2) увеличением подушной подати

3) оздоровлением финансовой системы страны

4) ограничением вывоза отечественных товаров за границу

А5.Территория, на которой разрешалось в России проживание евреев в конце Х1Х века называлась ______________ ________________.

А6. Выберите верный ответ: Основное направление внутренней политики Александра III

1) смягчение цензуры

2) поддержка либерального движения

3) проведение политики веротерпимости

4) признание незыблемости сохранения самодержавия

А7. Выдающимися деятелями науки второй половины XIX века являлись

1) П. Третьяков, С. Морозов

2) А.С. Попов, Д.И. Менделеев

3) К. Брюллов, К. Малевич

4) П.И. Чайковский, М. Мусоргский

А8. Установите соответствие между деятелями художественной культуры XIX века и их произведениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго

ДЕЯТЕЛИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ

КУЛЬТУРЫ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

А) Ф.М. Достоевский 1) картина «Бурлаки на Волге»

Б) П.И. Чайковский 2) пьеса «Гроза»

В) А.Н. Островский 3) роман «Преступление и наказание»

Г) И.Е. Репин 4) опера «Пиковая дама»

Тест по истории России Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг. для учащихся 8 класса с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом варианте по 7 заданий.

1 вариант

1. Какое из событий относится к 1801 г.?

1) принятие Манифеста о вольности дворянской
2) убийство Павла I в результате дворцового переворота
3) предоставление автономии университетам
4) принятие указа о вольных хлебопашцах

2. Какой из законодательных актов был принят позже осталь­ных?

1) Табель о рангах
2) Манифест о создании министерств
3) Устав воинский
4) Жалованная грамота городам

3. Какое из названных преобразований относится к 1901-1825 гг.?

1) прекращение раздачи государственных крестьян в частные руки
2) ограничение барщины тремя днями в неделю
3) отмена крепостного права в России
4) установление запрета крестьянам жаловаться на своих помещиков верховной власти

4. Что из перечисленного можно отнести к результатам приня­тия указа «о вольных хлебопашцах»?

1) освобождение большинства крепостных крестьян
2) получение обществом сигнала от власти о желании от­менить крепостное право
3) массовые выступления крестьян против сохранения крепостного права
4) перевод в положение вольных хлебопашцев государственных крестьян

5. Стремление Александра I отказаться от крепостничества привело к отмене крепостного права

1) на Урале
2) в Прибалтике
3) в Поволжье
4) на Украине

6. Прочтите отрывок из статьи историка А.Н. Сахарова и определите название органа, о заседаниях которого в нем го­ворится.

«Первые заседания прошли в июле 1801 года. В состав ко­митета вошли молодые люди, близкие и доверенные друзья Александра I, — князь А. Чарторыйский, граф П.А. Строганов, Н.Н. Новосильцев и В.П. Кочубей. Они и прежде, до восшествия на престол (императора), собирались в его покоях, вели задушевные беседы, жаркие споры, меч­тали о реформах для России, об обновлении всей ее жизни. Причем Александр был душой этих бесед, их инициатором».

1) Комитет министров
2) Сенат
3) Верховный тайный совет
4) Негласный комитет

7.

«В самом начале своего царствования Александр I провел по отношению к наказанным при его отце — Павле I — __________ т.е. полное освобождение от судебного наказания».

2 вариант

1. Дворцовый переворот, приведший к убийству императора Павла I, произошел в

1) 1796 г.
2) 1798 г.
3) 1801 г.
4) 1805 г.

2. Какое из перечисленных событий относится к периоду 1801-1812 гг.?

1) создание Верховного тайного совета
2) принятие Жалованной грамоты городам
3) создание Непременного совета
4) учреждение Правительствующего Сената

3. Одним из последствий реформ Александра I стало создание

1) коллегий
2) Сената
3) Синода
4) министерств

4. Кто из перечисленных исторических деятелей занимал важ­ные государственные посты позже остальных?

1) А.И. Остерман
2) А.А. Безбородко
3) В.П. Кочубей
4) Г.А. Потемкин

5. Что из перечисленного относится к реформам в сфере об­разования начала царствования Александра I?

1) введение запрета низшим сословиям на получение образования
2) усиление роли церкви в школе
3) предоставление университетам автономии
4) создание первого высшего учебного заведения в России

6. Прочтите отрывок из указа и определите его название.

«Если кто из помещиков пожелает отпустить … крестьян сво­их поодиночке или целым селением на волю и вместе с тем утвердить им участок земли … то, сделав с ними условия, ка­кие по обоюдному согласию признаются лучшими, имеет представить их при прошении своем через губернского дворянского предводителя министру внутренних дел…»

1) Указ о вольных хлебопашцах
2) Указ о трехдневной барщине
3) Жалованная грамота дворянству
4) Табель о рангах

7. Запишите слово (термин), о котором идет речь.

«Торжественное обращение власти к народу, примером которого может служить _________ о вступлении на престол Александра I, в котором он обещал управлять «по законам и по сердцу бабки своей — Екатерины Великой».

Ответы на тест по истории России Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг.
1 вариант
1-2, 2-2, 3-1, 4-2, 5-2, 6-4, 7-амнистию
2 вариант
1-3, 2-3, 3-4, 4-3, 5-3, 6-1, 7-манифест

I

1 вариант

1. Кто был инициатором создания в России военных поселений?

А) М. Сперанский Б) А. Бенкендорф В) А. Аракчеев Г) Александр I

2. Почему Александр I отказался от введения конституции в России после войны?

А) Помешали крестьянские бунты, Б) помешала война 1812 года;

3. Указ о вольных хлебопашцах 1803 года:

А) даровал личную свободу государственным крестьянам; Б) закрепил привилегии крестьян-однодворцев; В) разрешил помещикам отпускать своих крестьян за выкуп.

4. Противостояние каких держав определяло международную обстановку в начале XIX века?

А) России и Франции; Б) Англии и России; В) Англии и России; Г) Франции и Англии.

5. Назовите дату Бородинского сражения:

6. Какие обязательства брала на себя Россия по Тильзитскому договору?

А) должна была признать за Францией все территориальные изменения в Европе;

Б) становилась союзником Франции в войне против Англии;

В) обязана была вступить в войну против Англии.

7. После какого сражения французская армия вынуждена была отступать по старой Смоленской дороге?

А) под Смоленском, Б) под Калугой, В) под Малоярославцем.

8. Определите, о ком идет речь? «Родился в семье небогатого помещика. В 1808-1810 гг. занимал пост военного министра. С 1815 года фактически руководил Государственным советом и деятельностью министерств. Отличался безупречной честностью. Исполнительный чиновник. Был беспощаден и даже бесчеловечен в своей исполнительности. И именно эти черты вызывали негативное отношение к нему окружающих.

А) Н. Новосильцев; Б) М. Сперанский; В) А. Аракчеев.

9. Какова цель военных поселений?

А) подавить волну выступлений крестьян;

Б) снизить государственные расходы на содержание армии,

В) организация массовой подготовки резервов.

10. Какой конгресс закрепил итоги победы союзников над наполеоновской Францией?

А) Венский; Б) Парижский; В) Берлинский.

11. Кто возглавлял русскую армию до назначения на этот пост Кутузова?

А) М. Барклай де Толли; Б) П. Багратион, В) И. Мюрат.

12. Определите, о ком идет речь? «Его родовой герб украшал девиз «Верность и терпение». Пользовался репутацией честного, хладнокровного и самоотверженного офицера. Командовал русскими армиями в нескольких войнах. Накануне Отечественной войны 1812 года был военным министром, командовал первой армией. Его не любили придворные карьеристы. Многие обвиняли его в отступлении русских войск и даже твердили о его измене».

13. 23 мая 1816 года Александр I утвердил положение об эстляндских крестьянах, по которому в прибалтийских губерниях:

А) усилилось крепостное право; Б) крепостное право было уничтожено;

В) были определены повинности крестьян в зависимости от количества и качества земли.

14. Первая тайная организация будущих декабристов называлась:

А) сохранение крепостного права; Б) освобождение крестьян без земли;

16. Какой строй устанавливался в России по проекту П. Пестеля?

А) конституционная монархия, Б) демократическая республика,

В) Самодержавная монархия.

А) П. Пестель, К. Рылеев, С. Муравьев-Апостол, М. Бестужев-Рюмин, П. Каховский.

Б) С. Трубецкой, В. Кюхельбекер, М. Лунин, И. Муравьев, И. Долгоруков.

19. Как решался вопрос крепостного права в Конституции Н. Муравьева:

Россия в царствование Александра I

2 вариант

1. Кто был инициатором введения экзамена на должность в 1810 году?

А) М. Сперанский; Б) А. Аракчеев; В) Н. Новосильцев.

2. Почему Александр I отказался от введения проекта конституции М. Сперанского?

А) Помешали крестьянские бунты, Б) помешала русско-турецкая война;

В) дворянство оказывало сопротивление реформам.

3. В 1818 г. А. А. Аракчеев подал Александру I проект отмены крепостного права, по которому он предполагал:

А) начать широкую покупку помещичьих имений с крепостными в казну,

Б) ликвидировать помещичье землевладение,

В) передачу всей земли крестьянам.

4. Найдите лишнее: На Венском конгрессе основные решения принимали:

А) Англия; Б) Герцогство Варшавское; В) Россия; Г) Пруссия; Д) Австрия.

5. Отечественная война началась:

6. Как назывался договор, по которому Россия присоединилась к континентальной блокаде Англии?

А) Эрфуртский, Б) Шенбруннский; В) Тильзитский.

7. На совете в Филях решался вопрос:

А) оставить Москву без боя или сражаться за нее до последней капли крови;

Б) кто должен возглавить русскую армию;

В) как пополнить продовольственные запасы?

8. Определите, о ком идет речь? «Происходил из семьи сельского священника. Некоторое время работал учителем. В начале правления Александра I он оказался в числе главных действующих лиц правительства. Именно ему Александр I поручил разработать проект государственной реформы. Именно о нем Наполеон сказал «Единственно светлая голова в России»».

А) Н. Новосильцев; Б) М. Сперанский; В) А. Аракчеев

9. Назовите основные причины русско-турецкой войны 1806 – 1812 года:

А) Россия вступила в этот военный конфликт в соответствии со своими обязательствами перед Францией;

Б) желание России господствовать на Черном море;

В) территориальные притязания России и Турции.

10. В каком году Александр I подписал конституцию царства Польского?

А) 1815 г,; Б) 1818 г.; В) 1820 г.

11. Кочубей, Чарторыйский, Новосильцев, Строганов. Что объединяет эти имена?

А) это герои Отечественной войны;

Б) Все они входили в кружок «молодых друзей» великого князя Александра I;

В) Все они были единомышленниками Павла I

12. Определите, о ком идет речь? «Происходил из семьи грузинских князей. Любимец армии, был бесстрашен в бою. В Отечественную войну 1812 года командовал второй армией. Настаивал на генеральном сражении. В Бородинском сражении получил тяжелое ранение»

А) М. Кутузов; Б) М. Барклай-де-Толли; В) П. Багратион

13. В 1822 году Александр I издал указ, по которому…

А) помещикам разрешалось без всяких ссылать неугодных крестьян в Сибирь;

Б) запрещалось ссылать неугодных крестьян в Сибирь;

В) запрещалось продавать дворовых людей.

14. Вторая тайная организация будущих декабристов называлась:

А) «Союз спасения», Б) «Союз Благоденствия», В) «Союз офицеров»

15. «Конституция » Н. Муравьева предполагала:

А) сохранение крепостного права;

Б) освобождение крестьян без земли;

В) сохранение помещичьего землевладения.

16. Какой строй устанавливался в России по проекту Н. Муравьева?

А) конституционная монархия,

Б) демократическая республика,

В) Самодержавная монархия.

17. Кто из декабристов был казнен после поражения восстания в 1825 году?

А) С. Трубецкой, В. Кюхельбекер, М. Лунин, И. Муравьев, И. Долгоруков.

Б) П. Пестель, К. Рылеев, С. Муравьев-Апостол, М. Бестужев-Рюмин, П. Каховский

В) С. Волконский, А. Одоевский, А. Бестужев, Ф. Глинка.

18. «Русская правда» Пестеля предполагала:

А) разделение земли на общинную и частную, равенство всех граждан перед законом,

Б) передача всей земли в государственную собственность при сохранении помещичьего землевладения,

В) передачу всей земли крестьянам.

19. Как решался вопрос крепостного права в «Русской правде» П. Пестеля:

I вариант

Диагностика результатов изучения темы «Изучение личности Александра I »

Спецификация итоговой работы по данной теме

Назначение работы - выявить уровень подготовки учащихся 9 классов с целью итоговой аттестации по теме «Изучение личности Александра I в школьном курсе истории».

Содержание экзаменационной работы определяется на основе следующих нормативных документов:

- Александр I : pro et contra (Образ Александра I в культурной памяти об Отечественной войне 1812 года), антология / Сост., вступ. Статья., коммент. Е. В. Анисимова. - СПб.: РХГА, 2012. - 916 с. - (Русский путь)

Багрятинский В. В. Царственный мистик. М.: Терра, 1997. - 146 с.

Хартли Джанет. Александр I «След истории». Ростов - на - Дону.: Феникс, 1998. - с.320.

- Государственный образовательный стандарт основного общего образования по истории // ПИвШ. - 2004. - № 6. - С. 24. Утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089.1

Апробация работы. Большинство заданий апробируется на уроках и корректируется по результатам проверки и с учетом отзывов экспертов (методистов, опытных преподавателей).

Условия применения. Работа рассчитана на учащихся 8 классов средних общеобразовательных учреждений, изучивших личность Александра I , в рамках Федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Валидность и надежность работы. Содержательная валидность работы определяется соответствием содержания заданий Государственному образовательному стандарту основного общего образования по истории. Надежность работы обеспечивается надежностью включенных в неё проверочных заданий, по которым показаны достаточно стабильные результаты в рамках применения теста на уроке.

Требования к кадрам на этапах проведения и проверки работы. Использование инструкции по проведению работы должно позволить обеспечить соблюдение единых условий проведения контрольного тестирования без привлечения лиц со специальным образованием по истории.

Структура работы. Работа состоит из 7 заданий. Задания направлены в основном на проверку знаний о личности Александра I .

Задание 7 - необходимо установить соответствие между элементами двух множеств.

8. Эквивалентность вариантов работы обеспечивается как на этапе ее разработки, так и на этапе обработки результатов ее выполнения.

На этапе разработки эквивалентность вариантов обеспечивается:
- формированием работы в соответствии с единой спецификацией;
- включением в разные варианты работы взаимозаменяемых заданий;
- отбором заданий определенного уровня трудности.

На этапе обработки результатов данные выполнения отдельных вариантов должны быть стандартизированы (приведены к единой шкале с одинаковой системой подсчета результатов для каждого варианта).

Число заданий в каждом варианте работы -7.

Типы заданий. В работе используются следующие типы заданий:

1) закрытого типа с выбором ответа;
2) с открытым кратким ответом;
3) на установление хронологической последовательности;

4) на установлении соответствия между множествами.

11. Вес заданий.

Критерий оценивания (1-4 вопросы): полный правильный ответ оценивается 1 баллом, неверный ответ или его отсутствие - 0 баллов.

Критерий оценивания (5 вопрос): полный правильный ответ на задание оценивается 2 баллами; если допущена 1 ошибка - 1 балл, если допущено две и более ошибок или ответ отсутствует - 0 баллов.

Критерий оценивания (6 вопрос): полный правильный ответ оценивается 2 баллами; если допущена 1 ошибка - 1 балл, если допущено две ошибки или ответ отсутствует - 0 баллов.

Критерий оценивания (7 вопрос): полный правильный ответ на задание оценивается 2 баллами; если допущена 1 ошибка - 1 балл, если допущено две и более ошибок или ответ отсутствует - 0 баллов.

Максимальное количество баллов - 10.

12. Общее время выполнения работы - 20 минут.

13. Оценка выполнения работы.

Для получения отметки <5> необходимо получить не менее 9 баллов, для отметки <4> - 7 - 8 баллов. Чтобы получить отметку <3> - надо набрать не менее 6 баллов.

Итоговое тестирование по теме «Изучение личности Александра I »

для учащихся 8 классов средних общеобразовательных учреждений

Инструкция для проводящего тестирование

Перед выполнением задания преподаватель должен раздать учащимся инструкции по выполнению теста.

Преподаватель отвечает за проведение теста после раздачи бланков ответов, однако, до раздачи заданий знакомит учащихся с целью тестирования, с характером подсчета, учета результатов. Демонстрирует правильность заполнения бланков ответа.

Говорит учащимся о количестве баллов, которые предусмотрены за то, или иное задание; о максимуме баллов за всю работу, а также, о том, сколько баллов следует набрать, чтобы получить отметку «3», «4» или «5».

Сообщает общее время выполнения заданий. По истечении половины времени, отведенного на выполнение задания, необходимо объявить учащимся о том, сколько времени им осталось на выполнение работы. Также это следует сделать и за 2 минуты до окончания выполнения заданий.

Инструкция по выполнению работы для учащихся

На выполнение работы отводится 20 минут. Работа состоит из 7 заданий.

Задания направлены в основном на проверку понимания личности Александра и его характера.

Задания 1 - 4 закрытого типа с выбором ответа (необходимо выбрать только один правильный ответ). Они направлены на проверку знания дат и фактов.

Задание 5 - вопрос, в котором необходимо написать правильный краткий ответ. Он направлен на проверку знания терминов.

Задание 6 требует установления хронологической последовательности.

Задание 7 - необходимо установить соответствие между двумя множествами.

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время.

За выполнение различных по сложности заданий дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Вариант I .

1. Воспитатель Александра I , прививший ему уважение к свободе личности:

А) Лагарп;

Б) Екатерина II ;

В) Пален;

Г) Павел I

2. Александр I был преемником:

А) Петра I ;

Б) Павла I ;

В) Лагарп;

Г) Пален.

3. В ряду причин, побудивших Александра I приступить к разработке проектов либеральных реформ, было влияние:

А) теории «официальной народности»;

Б) теорий общинного социализма;

В) идей Просвещения;

Г) идей славянофильства.

4. Круг друзей-единомышленников, окружавших Александра I в первый период его правления, в котором разрабатывались проекты реформ, получил наименование:

А) Верховный Тайный совет;

Б) Тайная канцелярия;

В) Уложенная комиссия;

Г) Негласный комитет.:

Вера в загадочное, необъяснимое человеческому разуму.

Ответ:________________

6. Установите в правильной последовательности события произошедшие в годы царствования Александра I:

А) Отечественная война 1812 г.;

Б) создание Негласного комитета;

В) учреждение министерств;

Г) учреждение государственного совета.

I и их высказываниями о нем:

Современники Александра I

Высказывания о нем

1. Н. И. Греч;

А) «Мы примеряемся с его личностью, потому, что в источнике его недостатков находим не дурные наклонности, а недостаток воспитания воли»;

2. Пыпин;

Б) «Очень умен и образован, но ему нельзя доверять, о неискренен; это истинный византиец… тонкий, противоречивый, хитрый»;

3. Наполеон;

В) «Он все делает наполовину»;

4. Сперанский.

Г) «Он человек! Им властвует мгновенье, Он раб молвы, сомненья и страстей. Простим ему неправое гоненье: Он взял Париж, он основал Лицей»;

Д) «Прекрасный младенец и отрок... сделался предметом неусыпных и нежных попечений Екатерины. Она составила для него план воспитания, писала и печатала учебные книги, сказки, истории, отыскивая ему лучших наставников... Она... пригласила швейцарца Лагарпа. Выбор был самый несчастный!... Такой человек не годился в воспитатели наследнику самодержавного престола.

Вариант II .

Воспитал Александра I в духе просветительских идей:

А) Кутузов;

Б) Лагарп;

В) Аракчеев;

Г) Сперанский.

2. Идеологом заговора против Павла был:

А) Зубов;

Б) Пален;

В) Александр I ;

Г) Беннигсен.

3. Причина отказа Александр I от введения конституции в России?

А) помешали крестьянские бунты;

Б) события 1812 г.;

В) присоединение России Финляндии

Г) мощное сопротивление дворянства реформаторскому курсу

4. В состав Негласного комитета не входил:

А) Сперанский;

Б) Чарторыйский;

В) Кочубей;

Г) Александр I .

5. Назовите определяемое слово.

__________________ - философское и общественно- политическое течение, провозглашающее незыблемость прав и индивидуальных свобод человека.

Ответ:________________________

6. Установите правильную последовательность события произошедшие в годы царствования Александра I:

А) указ «О правах и обязанностях Сената»;

Б) Финансовая реформа;

В) « Введение к уложению государственных законов »;

Г) реформа в области образования.

7. Установите правильное соответствие между современниками Александра I и их высказываниями о нем:

Современники Александра I

Высказывания о нем

1. Тургенев А. И.;

А) «Сфинкс, неразгаданный до гроба»

2. Чарторыйский;

Б) «Коронованный гамлет»

3. Лагербильке ;

В) «Любил внешнюю форму свободы, как можно любить представление… но кроме форм внешности, он ничего не хотел и ничуть не был расположен терпеть, чтобы они обратились в действительность»»;

4. Вяземский.

Г) «Республиканец на словах и самодержавец на деле»;

Д) «В политике тонок, как кончик булавки, остер, как бритва, фальшив, как пена морская».

Бланк заполнения ответов

Вариант 1

задания

Правильный ответ

Бланк заполнения ответов

Фамилия, имя учащегося_____________________________________________

Вариант 2

задания

Правильный ответ

Инструкция по проверке и оценке итогового тестирования по теме «Изучение личности Александра I » для учащихся 8 классов средних общеобразовательных учреждений

Вариант 1

п/п

Правильный ответ

Количество баллов

1

2

3

4

5

Мистицизм

6

Б, Г, В, А

7

1 - Д, 2 - А, 3 - Б, 4 - В

2(1) 2

3

4

5

Либерализм

6

А, В, Б, Г

7

1 - Д, 2 - В, 3 - Г, 4 - А

2(1)

Список использованных источников и литературы

Научная

Александр I: pro et contra (Образ Александра I в культурной памяти об Отечественной войне 1812 года), антология / Сост., вступ. статья., коммент. Е. В. Анисимова. - СПб.: РХГА, 2012. - 916 с. - (Русский путь)

Анри Труайя. Александр I, или северный сфинкс. М.: Молодая гвардия; Студенческий меридиан, 1997. - 320 с., ил. - (Жизнь замечательных людей. Серия биографий. Выпуск 743)

Архангельский А. Н. Александр I. - М.: Молодая гвардия, 2012.

Безотосный В. Два императора // Родина. - 2002. № 8. С. 6 - 9.

Богданович М. И. История царствования Александра I и Россия в его время. - СПб., 1869 - 1871. - Т. 1 - 6.

А. Валлатон. Александр I: пер. с фр. / А. Валлоттон, Н.И. Казаков. СПб: Прогресс, 1991. - 398 с. (Века и люди)

Вандаль А. Александр I и Наполеон. - Ростов - на - Дону., 1995.

Е. В. Волков, А. И. Конюченко. Русские императоры XIX века в свидетельстве современников и потомков. Издательство: Челябинск: Аркаим, 2003. - 336 с.

Ю. В. Готье. Мемуары. Тайны истории в романах, повестях и документах. Издательство: Терра, 1997. - 591 с.

Кизеветтер А. А. Исторические силуэты: Биогр. Очерки. - Ростов - на - Дону: Феникс., 1997.

Ключевский В. О. Русская история. Полный курс лекций. - Ростов - на Дону., 2002.

Корнилов А. А. Курс истории России XIX века. - М., 1918.

С. Любош. Последние Романовы. Тернополь, 1994.

Мельгунов С. П. Дела и люди Александровского времени. - Берлин., 1923.

Надлер. В. К. Император Александр I и идея Священного союза. - Рига., 1886 - 1892. - Т. 1 - 5

Николай Михайлович, вел. князь. Александр I: опыт исторического исследования. - СПб., 1914Покровский М. Н. Русская история с древнейших времен. - СПб., 1912 - Т. 3.

Окунь С. Б. История СССР. Конец XVIII - XIX века. Лекции. - Л., 1974. - Ч. 1.

Орлик Е. В. «Европейская идея» Александра I // Новая и новейшая история. - 1997. № 4. С. 52

Палмер. Александр I: царь войны и мира. - Лондон., 1974

Предтеченский А. В. Очерки общественно - политической истории России в первой четверти XIX века. - М., 1957

А. Е. Пресняков. Российские самодержавцы. Издательство: Книга, 1990. - 464 с.

Пыпин А. Н. Общественное движение в России при Александре I. - СПб., 2001.

Сафонов Михаил. Господин Александр и Салтыковы // Родина. - 2005. № 3. С. 38 - 42.

Сахаров А. Н. Александр I. - М.: Наука, 1998. 287 с.

Соловьев. С. М. Император Александр I. Политика. Дипломатия. - М., 1995.

Троицкий Н. А. Александр I и Наполеон. - М.: Высшая школа, 1994.

Ульянов Н. И. «Северный Тальма»: Александр I - император, актер, человек. - Вашингтон., 1964.

Федоров В. А. Александр I // Вопросы истории. - 1990. № 1. С. 52 - 54.

Фирсов Н. Н. Император Александр I и его душевная драма. Историко - психологический этюд. - М., СПб., 1910.

Ханс - Йобст К. Александр I. - Ростов - на - Дону., 1997.

Хартли Д. Александр I. - Ростов - на - Дону., 1997.

Шильдер Н. К. Император Александр I его жизнь и царствование. - СПб., 1997 - 1998. - Т. - 1 - 4

Шиман Т. Александр Первый. - М., 1909.

Методическая

Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика.: Учебное пособие СПб.: Питер, 2008. - 304 с. ISВN 978-5-388-00006-4.

Сапогова Е.Е. Психология развития человека. М.: Аспект пресс, 2001 - 460 с.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. - М., 2004. - 256 с.

Шаповаленко И. В.. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология), М.: Гардарики, 2005 - 349 с.

1 Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование. / Министерство образования Российской Федерации. - М., 2004. С. 136 - 137.