Составьте индивидуальный план, как сделать жизнь проще. Одиночество, лень, отдых

Интеграция трех временных модальностей и биографическое мышление

Наивысшим и интегральным процессом психического отражения является мышление. Его место в структуре сознания и интегрирующая функция сохраняются относительно отражения времени жизни. Интеграция всех временных модальностей, а значит и процессов памяти, воображения, восприятия и других психологических механизмов происходит в процессах мышления. Мышление служит средством адекватного отражения времени жизни во всех его модальностях, средством преодоления защит памяти (вытеснение), восприятия (перцептивная защита), воображения (иллюзии относительно будущего).

В сознании возможна обратимость времени. Благодаря мышлению, памяти и воображению субъект может перенестись в давнее прошлое и заново пережить его, или посмотреть на сегодняшний день, с точки зрения будущего, или поместить его в прошлом. Свободное путешествие во времени возможно в нашем сознании, и эту способность психолог В.И.Ковалёв назвал трансспективой (). Этот механизм является конкретным проявлением биографического мышления и даёт возможность предвидения будущего (перспектива), возвращения к прошлому (ретроспектива) и обзора настоящего (можно назвать её актуалспективой).

Временной аспект биографического мышления проявляется в отражении событий собственной жизни в контекстах биологического и исторического времени, в масштабах онтогенеза и истории общества. В этом отношении по-новому выступает значимость исторических знаний для личности, её гуманитарная образованность. Формирование на уроках истории и стихийно при чтении исторических романов и просмотре исторических фильмов, знакомстве с устными преданиями представлений и понятий об историческом времени становится средством развития исторического и вместе с тем биографического мышления личности. То, что было усвоено, пережито, понято из большой истории становится составной частью собственной - малой — истории личности, включается ею в субъективную картину жизненного пути.

Для здоровой личности характерна полная структура психологического времени, когда человек в своём сознании воспроизводит прошлое, настоящее и будущее. В психологии и философии высказывались мысли о том, что для оптимального развития личности полезно сохранение в зрелости возрастных особенностей предшествующих фаз жизни. Русский философ XX века П.А.Флоренский писал: «Секрет творчества — в сохранении юности. Секрет гениальности - в сохранении детства, детской конституции на всю жизнь…» (). (Эта идея нашла подтверждение в исследованиях возрастного аспекта умственной одарённости, в частности, в работах Н.С. Лейтеса).

Успешность ориентации в прошлом, настоящем и будущем выражается в своевременности жизненных решений и поступков личности. Даже самое логически правильное решение не выполнимо и бессмысленно, если оно принято слишком поздно или рано. На своевременность, как характеристику субъекта жизни, обратила внимание К.А.Абульханова-Славская в своих работах 80-х годов. Но ещё до этого вопрос о своевременности возникал в возрастной психологии и педагогике при обсуждении проблемы сенситивных периодов индивидуального развития. Действительно, педагогические воздействия будут успешными, если они приурочены к определённым возрастным состояниям воспитуемых, учитывают зону их ближайшего развития, возрастные возможности и ограничения, и потому своевременны.

В плане жизненного пути личности своевременность определяется путём соотнесения жизненных планов с перспективами возрастного развития, с тенденциями в социальном развитии макросреды и отношений в микросреде. Своевременность жизненных решений, шагов — это как бы попадание в ритм объективных событий, в том числе исторических. Последнее означает, что субъект жизни должен обладать развитым чувством истории, чтобы улавливать подходящие для активного действия исторические моменты.

Другой аспект обращения со временем жизни связан с учётом личностью ограниченности временного ресурса. Времени всегда не хватает, его надо экономить, планировать и распределять. Вместе с тем от личности зависит ускорение ритма собственной жизни и её окружающих. Создавая насыщенную событиями жизнь, вовлекая в эти события других людей, она интенсифицирует жизнь и как бы ускоряет ход времени. Такая способность возникает у развитой личности, которая в единицу времени делает большой объем работы, реализует большее количество целей. Развитие способностей (трудоспособности, работоспособности, интеллекта, специальных способностей) означает, таким образом, потенцирование времени. Так что в процессе актуализации этих потенциалов происходит его ЭКОНОМИЯ.

Понятие потенцирования времени предложила К.А.Абульханова-Славская (). Оно по-новому освещает проблему способностей и указывает пути развития механизмов регуляции жизнедеятельности во времени. Человек с развитыми механизмами такой регуляции становится компетентным по времени (А.Маслоу).

Распоряжение временем жизни зависит от направленности личности. Личность сама решает, на что ей тратить время жизни, какие планы реализовать в первую очередь, куда направить максимум усилий в данный момент времени. Отношения ко времени связано со смыслами деятельностей и смыслом жизни, как он понят личностью. Отсюда проистекают различия в организации жизни во времени.

В.И. Ковалев выделил четыре типа личностной организации времени (). Первый тип — обыденно-ситуативный. Постоянно озабочен, суетлив, его состояние зависит от обстоятельств. Всегда занят, но не выделяет главной жизненной линии, дальних целей. Живет повседневными заботами, решает текущие рутинные задачи жизнедеятельности. Этакая “Пчела”.

Второй тип — функционально-действенный. Бодр, подтянут, деловит. Но его активность в большой степени разворачивается в рамках социальной роли и задана функционально обществом. Самоуверен ИЛИ зависим по обстоятельствам. Хорошо распределяет время при выполнении социальных функций, но не соотносит эти функции с собственной жизнью в целом, не задается вопросом, есть ли в его активности глубокий жизненный смысл. Это не рефлектирующий «Прагматик».

Третий тип — созерцательно-рефлексивный. Контрастирует со вторым и первым тем, что живет внутренней жизнью. Здесь возможны два варианта. Первый, когда внутренняя жизнь замыкается полностью в себе, плохо соотносится с внешней жизнью и теряет сколь-нибудь серьезное содержание, так как не отражает реальной жизни, не сказывается на её реальном процессе. Можно о нем сказать: «Мечтатель» (герой из «Белых ночей» Достоевского хороший пример этого типа). Второй вариант этого типа отличается творческим, самостоятельным характером внутренней жизни, но малой социальной активностью. Он самоуглублен, глубокомысленен. нетороплив, наблюдателен, внешне мало выразителен. Много думает, правильно отражает жизнь, но мало действует. Назовем его «Созерцатель».

Четвертый тип - сознательно-преобразующий. Наиболее динамичен, хорошо ориентируется в жизненных обстоятельствах, выделяет в них главное и использует в своих целях. Понимает смысл жизни и стремится жить в соответствии с ним. Ему присуща увлеченно-энергичная манера деятельности в решающих жизненных ситуациях. Умеет сохранять избранную линию жизни, несмотря на давление жизненных обстоятельств. Он «Хозяин судьбы».

Организация времени жизни, возможно, связана с тем, что мы называем временными предпочтениями личности. Есть люди, в своих жизненных решениях и в общей динамике внутренней жизни ориентированные на прошлое, другие — на будущее, третьи — на настоящий момент*. (*Ранее мы приводили свидетельства об отношениях со временем Л.Н. Толстого (ориентация на настоящее), А.А. Блока (устремленность в будущее). А вот И.А. Бунин, по свидетельству русского поэта И.В. Одоевцевой, был особенно чувствителен к прошлому: «С какой невероятной силой он переживает прошлое! Будто для него прошлого нет. Будто для него все, что было когда-то, длится, происходит здесь, сегодня, сейчас» (). Имеются некоторые основания предполагать, что та или иная ориентация, во-первых, зависит от возраста, во-вторых, носит типологический характер и связана с особенностями структуры личности.

Так, в одном исследовании петербургского психолога П.И.Яничева среди старшеклассников и студентов выявлено 20% тех, кто ориентирован на прошлое. Этот тип ориентации коррелирует с тревожностью, низким эмоциональным самоконтролем, подчиненностью. Ориентация на настоящее, обнаруженная у 30% испытуемых, связана со стабильностью и реалистичностью личности. Ориентация на будущее (50% испытуемых) коррелирует с высоким самоконтролем, самоорганизацией, независимостью. Таким образом, соотношение времен в субъективной картине жизненного пути зависит от структурных особенностей и уровня развития личности.

Есть данные о возрастной изменчивости соотношений в сознании личности прошлого, настоящего и будущего. Согласно Т. Коттлу (T.Cottle) с переходом от детства к зрелости возрастает доля прошлого и будущего в сознании личности. В зрелости время будущего примерно равно прошедшему времени. Двадцатилетние испытуемые имеют диапазон будущего в три раза больший, чем прошлое по сравнению со зрелыми людьми (приводится по (6)).

Способность к организации времени жизни меняется с возрастом по мере развития личности. В детстве она минимальна, и ребёнок подчиняется режиму и социальному расписанию жизни в большей степени, чем распоряжается своим временем самостоятельно. В зрелости организация времени жизни зависит от личности, но в производственной и общественно-политической сферах это происходит в тех пределах, которые позволяют ей её статус и социальные функции.

Наибольшей самостоятельности человек достигает при организации своего свободного времени, но и тут есть немало ограничений, связанных с финансовой обеспеченностью и здоровьем. Пенсионеры в развитых богатых странах имеют широкие возможности для самоорганизации времени жизни, будучи материально независимы и свободны от выполнения многих функциональных обязанностей. Однако и для них неизбежна проблема сокращения будущего времени жизни, что может лишать смысла какую-либо деятельность старика при определённом отношении к ценностям жизни и собственной смерти.

Обессмысливание жизнедеятельности у старых или молодых людей приводит к экзистенциальной фрустрации. Обращенная в прошлое экзистенциальная фрустрация переживается как напрасно прожитая жизнь. По отношению к настоящему — как чувство безысходности, опустошённости. Есть и фрустрация будущего, когда блокируются цели, и человеку кажется, что его жизнь кончена ().

Эти состояния исследовал Р.А.Ахмеров в контексте биографических кризисов (). Биографический (жизненный) кризис — острая неудовлетворенность личности собственной жизнью, её продуктивностью. Последнее выражается в чувстве бесперспективности, когда человек не видит жизненной перспективы, чувстве опустошённости (переживание исчерпанности сил, отсутствия стимула к жизнедеятельности), нереализованности (чувство напрасно прожитых лет).

Справиться с экзистенциальными фрустрациями и биографическими кризисами легче удаётся зрелой личности с чувством ответственности, сильной волей и развитым биографическим мышлением. Важно, что преодоление трудностей на жизненном пути зависит от жизненной философии, на основе которой личность находит особые «техники бытия» (Г.Томэ), иначе говоря, вырабатывает индивидуальный стиль поведения в жизненных испытаниях. В общем, кризисы преодолеваются людьми, ставшими индивидуальностью, в том смысле слова, какой ему придавал В. Г.Ананьев.

Всероссийская конференция «Традиции и современность на Северном Кавказе: личность как субъект организации времени своей жизни» состоялась в г. Геленджике (Краснодарский край) 26-27 сентября 2008 г. Она была инициирована и проведена кафедрой психологии личности и общей психологии Кубанского государственного университета (КубГУ) при активном участии Южного федерального университета (ЮФУ) и поддержана Российским гуманитарным научным фондом (грант № 08-06-38684 Г/Ю), а также Администрацией Краснодарского края.


Исследование различных аспектов субъектности личности в организации времени своей жизнедеятельности - новая грань научных и практических изысканий в психологии личности. Динамичная социокультурная, политическая, экономическая среда, ускоряющийся темп и меняющиеся условия жизнедеятельности требуют от человека осознанного, активного, рационального использования своего времени, нахождения оптимальных способов регуляции личного и профессионального времени.


В работе конференции приняли участие ученые, преподаватели, соискатели и аспиранты из многих городов России: Краснодара, Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Новороссийска, Сочи, Пятигорска, Геленджика, Екатеринбурга, Омска, Казани, Сургута, Томска и др. Важно, что проблематика конференции привлекла внимание специалистов по общей, социальной, гендерной, возрастной психологии, психологии личности, психологии труда. На конференции были продемонстрированы общетеоретические и междисциплинарные исследования, философский аспект проблемы организации личностью времени своей жизни.


В первый день конференции на пленарном заседании были прочитаны доклады, демонстрирующие разнообразие исследовательских взглядов на личностную организацию времени жизни и активную позицию личности в ней. Выступили: сопредседатель конференции З.И. Рябикина (КубГУ), которая открыла конференцию и в своем докладе говорила о субъектно-бытийном подходе к личности и проблеме организации времени ее жизни; В.И. Моросанова (Москва, ПИ РАО) с докладом о временной перспективе в структуре самосознания и регуляции поведения человека; С.К. Нартова-Бочавер (Москва, МПГУ) с докладом о параметрах организации субъектом личного времени, особенностях и конструктах временной самоорганизации; В.А. Лабунская (ЮФУ) с докладом об удовлетворенности жизнью и аттитюдах ко времени; А.Н. Кимберг (КубГУ) с докладом о деконструкции психологического времени; Г.А. Брандт (Екатеринбург, Гуманитарный университет) с докладом о структурировании жизненного цикла женщины в культуре, главными ценностями которого являются материнство и любовь.


В дискуссии по проблеме «Личностные особенности организации времени и психологическое здоровье» были сделаны доклады Н.Е. Харламенковой (Москва, ИП РАН) «Типичные нарушения ритмов у эмоционально неустойчивой личности»; Г.Ю. Фоменко (КубГУ) «Модусы личностной бытийности и особенности организации времени в экстремальных условиях жизнедеятельности»; А.С. Кузнецовой (Москва, МГУ) «Представления об отдыхе в системе ценностей современного профессионала»; Р.М. Шамионова (Самара, СГУ) «Влияние социальных представлений на самоопределение молодежи».


Завершил первый день конференции мастер-класс А.С. Кузнецовой (Москва, МГУ), посвященный техникам саморегуляции состояний человека, используемым в текущем рабочем времени различными профессионалами.


Во второй день конференции в центре внимания участников пленарного заседания оказался доклад Ю.П. Зинченко (Москва, МГУ) «Тенденции развития современного психологического образования». Автор рассказал о современных реформах образования в высшей школе и ответил на многочисленные вопросы, связанные с введением инноваций в университетах страны.


Ведущие дискуссии по проблеме «Краснодарский край как олимпийский и курортно-туристический регион» И.Б. Шуванов (Сочинский ГУТиКД) и С.Н. Тесля (Сочи) поставили перед участниками конференции актуальные вопросы по научно-практическим проблемам роли и участия психологов России в организации и проведении зимних Олимпийских игр в г. Сочи.


Проблемы организации времени как аспекта идентичности времени, а также личностные особенности организации времени в контексте психологического здоровья обсуждались в выступлениях психологов КубГУ и его филиала: Н.А. Васильченко, М.В. Граубергер, Л.Н. Ожиговой, Ю.Б. Шлыковой, М.В. Тютюнник и др. Е.В. Харитонова (КубГУ) выступила с докладом «Своевременность активности - востребованность - идентичность личности: соотношение понятий», С.Д. Некрасов (КубГУ) сделал доклад «Компетентность бытия человека как фактор актуализации его представлений о времени в ситуации выбора», Е.В. Улько (КубГУ) выступила с докладом «Локальная идентичность и временная перспектива личности».


В дискуссии «Проблемы структурирования человеком своего личного времени в профессиональной деятельности» приняли участие Б.А. Ясько (КубГУ) с докладом «Чувство времени - атрибут профессионализма», М.Ю. Широкая (Москва, МГУ) с докладом «Субъективная оценка времени жизнедеятельности учителей в условиях инновационных преобразований в средней общеобразовательной школе».


В конце работы конференции Н.Г. Бякова (Геленджик) выступила с лекцией «Писатель как субъект организации времени в мифах Северного Кавказа», где показала, что связь жизненных процессов и событий в единое целое в мифологическом сюжете происходит через интеграцию времени жизни - прошлой, настоящей и будущей, - за счет чего создается объемная временная картина реальности, имеющая философский смысл. Особый интерес вызвало выступление И.В. Введенского (Ростов-на-Дону) с докладом «Визуальная презентация времени» о творчестве выдающегося художника-графика Александра Аксинина, безвременно ушедшего из жизни.


Участники конференции выразили признательность Департаменту образования и науки (ДОиН) Краснодарского края в лице С.С. Зенгина за помощь в организации конференции, декану факультета управления и психологии КубГУ А.М. Ждановскому за организационную поддержку, замечательному коллективу филиала ЮФУ в г. Геленджике, в частности директору филиала Ю.А. Бякову и его заместителю по организационной работе О.А. Фоменко. Благодаря их усилиям стала возможна интеграция позиций и исследований ученых и практиков, занимающихся проблемами организации личностью времени своей жизнедеятельности.


Конференция продемонстрировала, что проблема временной организации жизнедеятельности человека - актуальное и перспективное научное направление, вызывающее несомненный интерес психологов. Масштаб изучения временного аспекта жизнедеятельности личности, представленный на конференции, огромен. Это: рассмотрение временной составляющей психических состояний с позиции пространственно-временной парадигмы психических состояний, включающей отношения между субъективным опытом 138 человека, уровневой организацией образа мира, событиями и ситуациями жизнедеятельности, личностными характеристиками и социально-психологическими особенностями группы, членом которой является субъект (А.О. Прохоров, Казань, КГУ; Г.В. Дорохова, Краснодар, ОК БСМП); изучение организации личного и свободного времени (Т.В. Бендас и О.В. Харламова, Оренбург, ОрГУ; С.С. Зенгин, Краснодар, ДОиН; Н.В. Омельченко, КубГУ; Н.С. Пряж- ников, Москва, МГУ; и др.), изучение жизненного пути и временная перспектива личности (Ю.Г. Овчинникова, Москва, ГУ ВШЭ; Ю.Б. Шлыкова, КубГУ; и др.).


Несомненный интерес психологов вызывают проблемы личностной организации времени современной женщины. Эти проблемы рассматривались на конференции в разных аспектах, таких, как деловая активность, материнство, ресурс личного времени и распределение его между семьей и работой, представление образа женщины в современной художественной литературе (Е.Н. Биличенко, КубГУ; Г.А. Брандт, Екатеринбург, Гуманитарный университет; Н.Ю. Галой, Москва, МГПУ; И.В. Евсевичева, Г.Ю. Любимова, Л.Н. Лунева, Москва, МГУ; Е.В. Любимова, КубГУ; и др.).


Сотрудники и аспиранты факультета управления и психологии КубГУ представили на конференцию большую серию работ, посвященных изучению организации времени личности в контексте семейных отношений (З.И.Рябикина, О.В. Болдарева, Е.Н. Диденко, Л.А. Макухина, Т.К. Хозяинова, Н.А. Майстренко, П.Ю. Удачина, Д.А. Марьяненко, Т.П. Харькова и др.), изучению проблем личностной организации времени детей, подростков, студентов (А.Ш. Гусейнов, С.С. Зенгин, Я.В. Розевика, С.Ю. Флоровский, Л.Ф. Бичевая, В.А. Дьяченко, Г.В. Шаповалова, Е.В. Шрамченко).


В многообразии контекстов и аспектов временной организации жизнедеятельности, «способности становления "пространства" своего персонального бытия как проекции субъектного времени бытия на бытие времени» (В.И. Панов, Москва, ПИ РАО) прослеживается общее: большинство авторов акцентируют свое и наше внимание на активной, созидательной позиции личности по отношению ко времени своей жизни.


Конференция «Традиции и современность на Северном Кавказе: личность как субъект организации времени своей жизни» показала перспективность направлений исследовательской и практической работы психологов и других ученых при осмыслении проблем организации личностью времени своего бытия.


ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 14. ПСИХОЛОГИЯ. 2008. № 3

Система организации жизни (Life Management System ) – это целостная система, которая позволяет видеть свою жизнь на ладони, организовывать её, изменять, делать такой, какой ты хочешь её видеть. Эта система включает в себя описание твоего предназначения, твоих целей, планы реализации целей, ценности, конкретные дела, которые хочется видеть сделанными, систему хранения информации. Реализация системы может различаться у разных людей. Вот пример описания системы реализации одного человека – «Моя система Life — Management ».

Вся система состоит из нескольких подсистем:

Система жизненной перспективы , которая включает твоё предназначение, жизненные цели, ценности.

Система целей , которая включает жизненные цели, разбитые на набор среднесрочных и долгосрочных целей.

Система организации дел , включает в себя краткосрочные цели и списки конкретных дела, которые движут к осуществлению краткосрочных целей и которые просто хочется видеть сделанными. Например, .

Информационная система – позволяет хранить информацию и обеспечивает удобный доступ к содержимому. Это могут быть книги, цитаты, статьи, документы, мысли и т.п.

Система установок – положительные установки, которые помогаю делать жизнь такой, какой её хочется видеть.

Финансовая система – позволяет видеть твой текущий ежемесячный доход и расход, организованные по статьям, будущие планы по доходам.

Система построения характера – описывает черты , которые необходимо развить, план работы над развитием черт характера. Такая система была у Бенжамина Франклина.

Система вырабатывания привычек – система, позволяющая отслеживать статус вырабатывания полезных привычек.

У конкретного человека система организации жизни может включать все либо несколько из подсистем, также она включать и другие, неописанные выше подсистемы. Система обычно постоянно эволюционирует. Так, в начале вся система может состоять только из одной подсистемы, например, системы целей или системы организации дел.

Система работает тем эффективнее, чем более полной она является. Для этого различные подсистемы должны позволять организовывать все стороны жизни. Для полного представления о сторонах жизни можно руководствоваться следующим списком: характер, вклад и служение, эмоции, финансы, развлечения, семья, интеллект, здоровье, отношения, общение, духовность, работа.

Зачем нужна система организации жизни? Прежде всего — это эффективный способ улучшения жизни. Система всегда позволяет вспомнить, кто ты, зачем ты здесь, даже если какие-то обстоятельства попытаются выбить тебя из колеи. Это также эффективный способ принятия решений. Когда у тебя есть альтернатива, поступить так или иначе, ты всегда можешь обратиться к системе жизненной перспективы, просмотреть свои ценности, жизненные цели, предназначение, и, исходя из этой информации, принять лучшее решение.

Так как система и не предписывает, какие должны быть жизненные цели и ценности, она служит мощным инструментом, без позитивной и негативной окраски. В этом смысле она потенциально может служить как эффективным орудием добра, так и эффективным орудием зла. Но только потенциально. Дело в том, что когда человеком определяется своё предназначение, ценности, жизненные цели, и они регулярно пересматриваются и изменяются так, чтобы они более соответствовали человеку, система направляет жизнь всегда в одно русло – в то, ради которого конкретный человек появился здесь в этом мире. Этот путь избавлен от «доброй» или «злой» окраски, он именно такой, какой он есть.

Можно ли прожить счастливо и без такой системы? Да, можно. Можно ли прожить эффективно без такой системы? Биографии людей, внесших наибольший вклад в развитие человечества, говорят «нет». Система управления жизнью позволяет эффективно организовывать свою деятельность, мысли, время, информацию, таким образом, что человек способен сделать больший вклад, оставить после себя больше.

ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВРЕМЕНИ ЖИЗНИ Упомянутая выше концепция жизненного пути Ш. Бюлер явилась основой смены парадигмы в понимании самой личности и ее жизни. Несмотря на то, что большинство концепций личности связывали ее сущность с развитием, а не только интересовались ее «строением», имплицитно личность представлялась как данная «здесь и теперь», а структурный подход непроизвольно толкал на представление о ней как некоей субстанции. Ш. Бюлер впервые, вопреки всем биографическим подходам, которые представляли жизнь как индивидуальную совокупность обстоятельств, сопутствующих личности и складывающихся относительно благоприятно (или неблагоприятно), назвала жизнь индивидуальной «историей», тем самым подчеркнув ее специфический закономерный характер. Но, как уже говорилось, ей не удалось, выражаясь распространенной марксистской формулировкой, выявить «роль личности в истории». Эту роль начал выявлять и отмечать, начиная с 40-х годов, С. Л. Рубинштейн, заговоривший о «поворотном моменте жизни», т.е. о соотношении личности и жизни, о детермининации личностью хода ее жизни.

В работе «Человек и мир» полностью была построена философско-психологическая концепция личности как субъекта жизни. Но эта концепция открыла множество проблем, касающихся специфики времени самой жизни и специфики времени личности, как живущей этой жизнью. На первом этапе развития этой рубинштейновской концепции мы подчеркнули наличие двух встречных — объективных и субъективных детерминант в развертывании и осуществлении жизненного пути. Мы отмечали, что жизненные условия и обстоятельства объективно задают личности временные проблемы, рамки, требования, задачи, с одной стороны. С другой — сама личность способна к организации времени жизни — ее использованию для развития и личностного роста, его ускорению, интенсификации, насыщению или… потере, т.е. к независимости от объективного времени. Но это — хотя и принципиальное — понимание было еще достаточно абстрактной моделью. Ее абстрактность состояла в том, что оба ряда времен (жизни и личности) оставались внеположными, а не имплицирующими друг друга. Модель, согласно которой личность оптимально и рационально организует время своей жизни, представлялась утопической при сопоставлении с эмпирикой способов жизни реальных людей.

Поэтому возникла идея типологического подхода к этой проблеме — ее теоретической постановке и эмпирическому исследованию. Типологический метод, примененный в данном исследовании, радикально отличался от типологий, распространенных в отечественной дифференциальной психологии. Последние (типология И. П. Павлова, Б. М. Теплова) выявляют у каждого типа разное сочетание одних и тех же изначально выявленных характеристик (сила нервной системы, лабильность и т.д.). Такие типологии можно считать закрытыми. В отличие от них, в многолетних эмпирических исследованиях личности нами был разработан (с опорой на идеи Мейена и Шредера) так называемый метод прогрессивной типологии, которую можно назвать открытой. Типология личностной организации времени, по нашему предположению, должна была выявить не только различное соотношение трех компонентов (осознания, переживания и практической организации деятельности) у каждого типа, но и его функциональные временные возможности (или ограничения). Типологический принцип ориентирован на выявление не столько различий между разными типами, сколько на их внутренние механизмы, обеспечивающие тот или иной способ жизни личности во времени.

Типологический подход сочетался с комплексным. Начиная с первой работы, проведенной в русле данной концепции В. И. Ковалевым, в число изучаемых характеристик времени было включено «как человек не только воспринимает… но и как переживает свое время жизни, каковы его представления о времени (обусловленные как личным опытом индивидуальной жизни, так и усвоенным общественно-историческим культурным опытом), как он осознает течение этого времени». В чем заключается личностное отношение к времени, какова психологическая организация и регуляция человеком (и у человека) «времени его жизнедеятельности и как изменяются все эти временно-психологические явления, процессы и образования» при различных психических состояниях, как индивидуальных, так и в процессе групповой деятельности [Ковалев В. И. Особенности личностной организации времени жизни // Гуманистические проблемы психологической теории. М., 1995.].

В. И. Ковалев провел глубокий методологический анализ проблемы времени, предложил и разработал два основных принципа ее анализа и концептуализации. Первым являлось выделение и дифференциация психологической организации у человека и человеком времени, которая включала процессы восприятия, переживания, осознания и отношения ко времени жизни, и личностной регуляции — использования, овладения и управления (преобразования) времени. Эта дифференциация разделила с целью дальнейшего соотнесения субъективное психологическое время и время личности. Для обозначения этих обоих аспектов нами привлекалось детально разработанное А. А. Малиновским понятие «организация», которое позволяет раскрыть и учесть объективный, не зависящий от человека (в том числе биологически-природный, психофизиологический и социальный способы организации) и активно осуществляемый человеком, личностью как субъектом произвольный, индивидуальный способ организации жизни.

Второй принцип заключался в выделении уровней организации психологических времен, имеющих «следующую восходящую последовательность: субъективно-переживаемое, перцептуальное, личностное, субъектное и индивидуальное время» [Абулъханова-Славская К. А. Личностная регуляция времени // Психология личности в социалистическом обществе. М., 1990.].

Нельзя сказать, что в данном исследовании этот принцип удалось реализовать достаточно глубоко, во всех отношениях. Безусловно, дифференциация психического уровня организации времени и личностного была проведена очень убедительно. Однако тем самым В. И. Ковалев открыл направление для последующих исследований, так же как в дальнейшем последовательно и поступательно разрабатывался и реализовывался впервые апробированный им типологический метод и подход. Как мы увидим далее, в последующих исследованиях были схвачены и выявлены соотношения осознанного, неосознаваемого, бессознательного и даже телесного уровней психологической и природной организации времени (Т. Н. Березина, Н. Ю. Григоровская). Но уровни такого плана не являются онтогенетически уровневыми характеристиками, которые имел в виду В. И. Ковалев. Для доказательства их онтогенетического характера нужно дальнейшее специальное исследование. Однако чрезвычайно существенным в методологическом подходе В. И. Ковалева являлось то, что онтогенетическое развитие, т.е. возрастные этапы жизненного «цикла» (в терминологии Б. Г. Ананьева), он рассматривал не как возрастную периодизацию, а как личностное, т.е. восходящее до уровня субъекта и индивидуальности, развитие. Для личностного уровня характерна выработка ценностного отношения ко времени. Здесь В. И. Ковалев, опираясь на концепцию В. Н. Мясищева, определил отношение ко времени не как рядоположенное другим отношениям (к людям, жизни, деятельности и т.д.), а как «сердцевину всех отношений личности»[Ковалев В. И. Особенности личностной организации времени жизни // Гуманистические проблемы психологической теории. М., 1995.], носящее ценностный характер. «В зависимости от того, что отдельный человек считает в своей жизни самым важным, необходимым и существенным, как раз и образуется различное отношение к использованию каждым человеком времени собственной жизни и ее различная ценностно-временная ориентация» [Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Л., 1973.].

Для субъекта (и соответствующего уровня) характерно, согласно В. И. Ковалеву, «овладение временем», творческая интенсивность жизни. Мы выявили, что основным критерием качества субъекта жизни, которое обретает личность, является способность разрешения противоречий, причем противоречий разного плана — между объективными условиями и требованиями жизни и субъективными возможностями и потребностями личности, между разными объективными условиями и требованиями жизни, в которые вовлекается субъект и которые порождают необходимость принятия им решений, наконец, противоречия, которые создаются самой активностью субъекта, его стремлением направить жизнь и ее обстоятельства в желаемое русло, стремлением «повернуть» (С. Л. Рубинштейн), «преломить» (Э. Рязанцев) жизнь (1973, 1977). Разумеется, для решения такого рода противоречий необходима рефлексия жизни, высокий уровень жизненных обобщений, которые осуществляются в контексте главного жизненного вектора — смысла жизни. Качество субъекта времени жизни реализуется только при раскрытии, осознании им роли пройденного жизненного пути, но не как такового, а в категориях достигнутого или постигнутого личностью отношения к жизни и к смерти, поддерживающего или обесценивающего настоящее, его роль только при взвешивании настоящих возможностей и реалий, наконец, только при видении, более того, способности «построить» свою жизненную перспективу.

В. И. Ковалев обозначил уровень индивидуальности как высший Уровень организации времени. В этом обозначении мы следовали идеям и определению индивидуальности как высшего уровня развития личности, данному Б. Г. Ананьевым и С. Л. Рубинштейном (в отличие от понимания индивидуальности как индивидуальных особенностей личности, «особенного» — Б. М. Теплов, В. С. Мерлин и др.). Этот уровень мы смогли охарактеризовать только много лет спустя после разработки и создания в ряде исследований различных временных типологий [Абулъханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991]. Здесь в предварительном порядке можно сказать, что В. И. Ковалеву удалось теоретико-феноменологически и частично эмпирически выявить наличие четырех типов, которые можно назвать личностными типами организации жизни. Но лишь затем, много лет спустя, нами была научно осознана и поставлена проблема, как каждый тип соотносится с жизнью. Именно в характеристике типа выразилась идея индивидуализации; не каждая личность абсолютно неповторима в своем отношении к жизни, ко времени; в их организации существуют некоторые типичные варианты этих отношений и способов организации времени жизни. Но уровень индивидуальности удалось раскрыть только при переосмысливании разных типологий: каждый тип реализует (или не реализует) себя как индивидуальность, организует жизнь по принципу стратегии или тактики. На этих понятиях, выражающих кардинальную идею поиска личностью соответствия своей жизни своему типу, мы остановимся ниже подробнее.

Исследования, проводившиеся в русле нашей парадигмы, первоначально были направлены на выявление некоторых временных характеристик самой личности, реализующей себя в жизненном пути. Первым теоретико-эмпирическим результатом было доказательство В. И. Ковалевым типологического характера этих структур [Ковалев В. И. Особенности личностной организации времени жизни / Гуманистические проблемы психологической теории. М., 1995.]. Основным открытием оказалось наличие четко дифференцирующего людей фактора пролонгированности или ситуативности и фактора их активности-пассивности. Иными словами, в основу построения типологии было положено понятие активности личности, соответствующее категории субъекта, которая, как показало исследование, носила различный временной характер, имела различную временную длительность. Активность дифференцировалась по фактору активность-пассивность, что в сочетании с ситуативностью-пролонгированностью образовывало четыре типа — активно-ситуативный, пассивно-ситуативный, пассивно-пролонгированный, активно-пролонгированный. Поскольку В. И. Ковалев пользовался в основном методами свободного интервью, стремясь максимально полно выявить саму феноменологию организации времени, его типология затем была проверена нами в более жестких экспериментальных условиях на основе использования метода незаконченного действия Б. В. Зейгарник, методики времени С. Л. Рубинштейна и модифицированного по временному основанию самооценочного теста Дембо. Поскольку задачей В. И. Ковалева было рассмотрение личности в контексте жизни, его типология получила следующее выражение: Стихийно-обыденный тип характеризуется зависимостью личности от событий и обстоятельств жизни; личность не успевает за временем, не может организовать последовательность событий, предвосхищать их наступление и предотвращать осуществление. Этот способ организации жизни отличается ситуативностью поведения, отсутствием личностной инициативы. Функционально-действенный, при котором личность активно организует течение событий, направляет их ход, своевременно включается в них, добиваясь эффективности, инициатива же охватывает только отдельные периоды течения событий, но не их субъективные или объективные последствия, отсутствует пролонгированная регуляция жизни. Созерцательный, который проявляется в отсутствии способности к практической организации времени, в пассивности, но духовно-интеллектуальной, творческой жизни. Обнаруживаются пролонгированные тенденции. Пассивно-пролонгированный тип созерцателя, видящего сложность мира, но неспособного ее разрешить своими силами, был описан и К. Г. Юнгом. Творчески-преобразующий, которому свойственна пролонгированная организация времени, соотнесенная со смыслом жизни, с общественными тенденциями. Противоречие (или проблема) данного исследования состояло в том, что вне лонгитюдинального исследования было бы достаточно произвольно судить о характере регуляции и организации личностью ее жизненного пути только по получаемым в данный момент рефлексивно определяемым характеристикам ее активности.

Некоторое время спустя, после работы В. И. Ковалева, нами был проведен своего рода диагностический дополнительный (контрольный) этап исследования, который носил эмпирический характер, опирался на перечисленные выше методики Зейгарник, Рубинштейна и Дембо. Целью его было проверить и подтвердить гипотезу Ковалева о данных относительно четырех типов личности, которые были получены методом глубинного интервью и теоретического анализа.

Не излагая всего хода контрольного эксперимента, можно кратко резюмировать, что именно по методике Зейгарник искусственное прерывание действия (сначала интеллектуального, затем практического) четко обнаружило, насколько пролонгированно одни испытуемые «удерживают» и продолжают его или сохраняют полную готовность его продолжить в любое время, а другие завершают, не желая продолжать, в соответствии со своей ситуативностью подчиняясь внешней законченности ситуации действия. Пролонгированность или ситуативность, в свою очередь, зависят от того, Насколько действие имманентно самой личности, т.е. насколько активно, самостоятельно, инициативно она его осуществляет. Однако существенно то, что типа четыре (а не два — пассивно-ситуативный и активно-пролонгированный), т.е. есть пассивный способ «удержания», пролонгированности, а активный тип может быть и ситуативным.

Применение теста С. Л. Рубинштейна на планирование времени недели обнаружило, что ошибок не допускают активно-ситуативный и активно-пролонгированный типы. Этот результат побудил нас провести специальное исследование планирования времени, которое было осуществлено В. Ф. Серенковой (о чем ниже подробнее). Фактически результат данного теста может быть интерпретирован так, что только типы, являющиеся субъектами организации своего времени (активные), в состоянии его точно и безошибочно планировать, вмещать в объективные сроки и структуры времени. Наконец, самооценочный тест Дембо подтвердил достоверность трех типов (активно- и пассивно-ситуативного и активно-пролонгированного). Пассивно-пролонгированный тип не оценивал себя в таких категориях, что побудило нас в дальнейшем разработать более детальный и тонкий метод самооценки своих временных особенностей.

Эта типология явилась отправным пунктом дальнейших исследований прежде всего потому, что в ней имплицитно заключались некоторые нерешенные противоречия наряду с явными направлениями, заданными этой типологией. С позиций многих лет осмысления этих противоречий можно сформулировать их следующим образом.

Исследование времени в психологии вскрыло противоречие, присущее психологическому знанию и психологической науке в целом между ценностно-гуманистическими и объективно-сциентистскими характеристиками психики и личности и методами их исследований. Возникла проблема, как можно объективно изучать структуры организации времени (в том числе их измерять), если время становится ценностью личности, иными словами, достаточно появиться мотивации — и все ритмы, скорости изменяются сами собой, если значимость переживания настоящего как бы вырывает переживаемое из времени, отдает его вечности и т.д. Иными словами, ценностный и объективно-временной аспекты личности и психики выступили либо как взаимоуничтожающие, либо как ортогональные аспекты, нигде не пересекающиеся и не сводимые в одной системе координат.по изданию: К.

А. Абульханова, Т.

Березина. Время личности и время жизни. — СПб.: Алетейя, 2001.

Мои первые попытки самоорганизации проявились ещё в средних классах общеобразовательной школы. Они представляли собой составление расписания и попытки соблюсти его. Прошло время, и я узнал, что это называется тайм-менеджментом, а дневное расписание - это всего лишь малая его часть.

Со временем мои знания пополнились информацией о целеполагании и планировании жизни. Потом появилась система GTD. А в какой-то момент пришло осознание того, что даже процесс выполнения задач нуждается в организации.

Проблема была в том, что все эти знания были полезными, необходимыми, но не собранными в какую-то действующую систему. Как груда кирпичей, из которых только предстояло построить дом.

Не знаю как, но мой внутренний архитектор и инженер в один прекрасный день выдал мне чертёж организации жизни, который состоит из четырёх уровней:

  1. Организация целей.
  2. Организация планов.
  3. Организация дел.
  4. Организация процессов.

Каждый из этих уровней важен и тесно связан с другими, но всё же это разные «дисциплины», которые каждый стремящийся к успеху должен освоить и научиться синхронизировать между собой.

1. Организация целей

Мы можем иметь разные жизненные цели, рассуждать об индивидуальности или общности миссии человека, но в одном мы согласны: без осознанных целей наша жизнь уподобляется жизни амёбы.

Иногда ради приключений можно сесть в первый попавшийся автобус или поезд и испытать острые ощущения от неизвестности и неожиданности. Но на жизненном пути возможности вернуться может и не быть.

Поэтому, прежде чем рисовать карту и подготавливать скоростной автомобиль, необходимо определиться с конечной целью поездки. Важно понять свою миссию и цель в жизни. Без этого всё остальное абсолютно бесполезно.

Статьи на Лайфхакере

Книги

  • Барбара Шер « », « ».
  • М. Дж. Райн « ».

Приложения

В этом случае пригодятся любые приложения, помогающие визуализации. В этой сфере есть целая ниша приложений для составления . Ну, конечно, и о бумаге с карандашами не стоит забывать.

2. Организация планов

Следующим шагом после определения жизненных целей становится разработка маршрута. Каждая большая цель делится на малые цели - подцели. Для их достижения необходимо чему-то научиться, многое узнать и сделать.

Например, если в ваших целях значится стать самым лучшим отцом, то придётся прочитать не одну толковую книгу по воспитанию и общению с детьми, надо быть готовым уделять им время и приложить все свои старания, чтобы понимать детей и сочувствовать им.

В процессе достижения целей будет появляться новое видение и понимание. Но самое главное правило для первого и второго пунктов - визуализация. Перенесите ваши цели и планы их достижения на материальный носитель (блокнот, листы А4 или А3, компьютер, планшет и так далее) и периодически просматривайте их.

Для меня самой лучшей книгой по этой теме стала « » Брайана Морана и Майкла Леннингтона, а на Лайфхакере вы можете прочесть о сделать планы выполнимыми. Приложение, которое может подойти под вышеупомянутую систему планирования и контроля, называется My Wonderful Goals (iOS).

Книги

  • Стив Макклетчи «От срочного к важному ».
  • Джек Кэнфилд, Марк Виктор Хансен, Лес Хьюит « ».

3. Организация дел

Третий уровень организации для многих - всё, что они знают о тайм-менеджменте. Но это всего лишь автомобиль в нашем путешествии. Да, имея цель и карту и направляясь к ней пешком, мы можем не успеть. Но всё же это лучше, чем носиться без цели и карты по прериям на автомобиле, как ветеран броуновского движения.

Поэтому повторюсь: прежде чем осваивать инструменты тайм-менеджмента или , сначала чётко определитесь с жизненными целями и планами их достижения.

С другой стороны, как бы ни были важны первые два уровня, без организации дел будет сложно. Жизнь не скажет: «О! Этот парень определился со своей миссией, целями и распланировал их достижение! Оставлю-ка я его в покое». Нет, жизнь не перестанет подбрасывать вам бытовые проблемы и срочные задачи, которые не связаны с вашей миссией, но которые нельзя игнорировать.

Поэтому уровень организации дел должен помочь нам справиться со всей рутиной и поддерживать правильный .

Книги

  • Алек Маккензи, Пэт Никерсон «Ловушка времени ».
  • Дэвид Аллен «Приводим жизнь в порядок. Экспресс-курс по методике GTD ».
  • Глеб Архангельский «Тайм-драйв ».

Приложения

Приложений для реализации этого уровня не счесть. Каждый может подобрать себе на свой вкус и для своих потребностей. До недавнего времени - последние три года - я пользовался OmniFocus 2. Но, хотя это высококачественное и мощное приложение, я всё же вернулся на , пойдя даже на такое неудобство и «кощунство», как запуск Windows-приложений под Mac через CrossOver.

4. Организация процессов

И наконец-то верх профессионализма - четвёртый уровень: организация процессов. Когда мы говорим об этом уровне, подразумеваем умение быстро и основательно выполнять задачи, фокусироваться на процессе, входить в состояние потока и выдавать максимальную продуктивность.

Одна из самых знаменитых техник для организации процессов - - не нуждается в представлении. Её популярность объясняется её эффективностью. Знаю людей, которые ею пользуются постоянно, а я, например, от случая к случаю, когда надо победить прокрастинацию или сфокусироваться на процессе.

Книги

  • Франческо Цирилло « ».
  • Грег МакКеон « ».
  • Карсон Тейт « ».
  • Люси Джо Палладино «Максимальная концентрация ».

P. S. Думаю, не стоит объяснять, что в рамках одной статьи невозможно описать все четыре уровня организации жизни более подробно. Поэтому, если у вас есть вопросы или собственный опыт, буду рад прочитать о них в комментариях. К тому же одному человеку невозможно перечитать все книги и перепробовать все приложения и сервисы. А значит, по этому вопросу тоже жду ваших предложений и рекомендаций.

Итак. До встречи в комментариях.