Содержание отчета о прохождении научно исследовательской практики. Научно-исследовательская практика. Для профильной организации - договор ниу вшэ с организацией

Практика студентов в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования и проводится в соответствии с утвержденными рабочими учебными планами и графиком учебного процесса в целях приобретения студентами навыков профессиональной работы, углубления и закрепления знаний и компетенций, полученных в процессе теоретического обучения.

Научно-исследовательская практика (далее - Практика) магистров проводится с целью сбора, анализа и обобщения научного материала, разработки оригинальных научных предложений и научных идей для подготовки магистерской диссертации, получения навыков самостоятельной научно-исследовательской работы, практического участия в научно-исследовательской работе коллективов исследователей.

Места прохождения практики

Практика проводится в государственных, муниципальных, общественных, коммерческих и некоммерческих предприятиях, учреждениях и организациях, структурных подразделениях Университета по профилю подготовки студентов.

Период прохождения практики

Согласно Рабочему учебному плану студенты 2 курса проходят научно-исследовательскую практику в период с 9 января по 8 марта 2020 года.

Процедура оформления практики

Утвердить практику до 20 декабря 2019 года включительно:

  • Предварительно согласовать место практики с научным руководителем ВКР. Индивидуальное руководство научно-исследовательской практикой магистранта выполняет его научный руководитель.
  • Согласовать индивидуальное задание (содержание и планируемые результаты практики) с научным руководителем магистерской диссертации и руководителем с места практики.

    Подать через LMS заявку в модуле «Заявки на практику»:

    В случае несогласования заявки через LMS в установленный срок у студента возникает академическая задолженность.

Предоставить документы в учебный офис, каб. 3416, до 27 декабря 2019 года включительно:

ДЛЯ ПРОФИЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ - ДОГОВОР НИУ ВШЭ С ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Обязательно оформление двухстороннего Договора НИУ ВШЭ с Организацией, в которой студент намерен пройти практику. К Договору в качестве Приложения должен быть оформлен Рабочий график (план) практики.

Договор и Приложение оформляются в двух экземплярах.

Порядок подписания: Организация → НИУ ВШЭ. Передачу документов осуществляет студент.

Заполнению подлежат только поля, выделенные жёлтым цветом.

Дополнительные места практики

Договоры с компаниями: банк "Открытие", "Changellenge" уже заключены и не надо дополнительно их оформлять. Достаточно будет получить справку о прохождении практики с печатью организации. Договор с компанией BioFoodLife в процессе оформления, здесь с вашей стороны не требуется усилий. По всем вакансиям надо будет послать свое резюме.

ДЛЯ ПРОФИЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ - ПИСЬМО-ОФЕРТа И ПИСЬМО-АКЦЕПТ ВМЕСТО ДОГОВОРА

Допустимо вместо Договора оформление письма-оферты от НИУ ВШЭ в Организацию с просьбой принять студента на практику и письма-акцепта, подтверждающего согласие Организации принять студента на практику (за исключением случаев, когда практика проводится в структурных подразделениях Университета).

Студент обязан до начала прохождения практики предоставить в учебный офис письмо-акцепт Организации, подтверждающее предоставление места для прохождения практики студентом.

Отчётность по практике

На протяжении всего периода практики студент должен в соответствии с индивидуальным заданием собрать и обработать необходимый первичный исследовательский материал, а затем предоставить его в виде оформленного итогового отчёта о прохождении практики и дневника практики.
По окончанию практики студенту предоставляется отзыв руководителя практики от Организации (с подписью руководителя практики и печатью Организации), содержащий описание проделанной студентом работы и оценку её качества. Если практику студент проходит в НИУ ВШЭ, отзыв не требуется.

Отзыв и отчёт по практике оформляют согласно утвержденной Программе практики:

НИП СРБ 2020 (DOCX, 94 Кб)

  1. Согласно программе НИП необходимо изучить на платформе Сoursera онлайн курс “Writing in English at University ” (ранее назывался "Academic Writing"). Результатом прохождения онлайн дисциплины является выполнение задания - написание Graduate project proposal. В данном случае важен не факт прохождения курса, а результат -подготовленный текст Project Proposal. Оценка будет ставиться не за полученные зачеты и кредиты, а за текст. Указание на on-line курс Academic Writing означает, что занятия в ВШЭ не проводятся. Вам предлагается самостоятельно освоить этот курс. Обратите внимание на требование к оформлению ссылок, содержащиеся в программе практики (файл во вложении). В случае возникновения содержательных вопросов по прохождению онлайн курса, вы можете обращаться к Николаю Борисовичу Филинову. Проверку и оценку выполненного задания осуществляет руководитель ВКР.
  2. До 13 марта 2020 г. включительно необходимо предоставить следующие документы (руководителю ВКР- в электронном виде, в учебный офис к.3416- в бумажном виде):
  • отчёт по практике,
  • Project Proposal,
  • индивидуальное задание,
  • отзыв руководителя с места практики.
  1. До 24 марта 2020 г . руководители ВКР оценивают документы из п.2., направляют комиссии по защите практики рекомендуемую оценку по практике и оценку за project proposal.
  2. Итоговой формой контроля для практики является экзамен в период сессии 3-го модуля (с 25 по 31 марта). Защита практики проводится перед комиссией в установленную дату, с учетом оценок руководителя ВКР.

Даты экзаменов и состав комиссий по защите практики будет сформирован в начале марта.

Система оценивания

Защита отчетов НИП проводится комиссией в сроки, устанавливаемые деканатом факультета бизнеса и менеджмента, а день защиты назначается заведующим кафедрой. По результатам защиты отчета НИП магистрант получает зачет с оценкой по десятибалльной шкале. Результаты защиты отчета НИП проставляются в экзаменационной ведомости.

Защита научно-исследовательской практики проводится публично в присутствии комиссии из числа профессорско-преподавательского состава кафедры и научных руководителей магистерских диссертаций.

Защита отчета по научно-исследовательской практике предусматривает короткий доклад магистранта и ответы на вопросы комиссии по содержанию отчета.

Студенты, не выполнившие программы практик по уважительной причине, направляются на практику вторично, в свободное от учёбы время.

Студенты, не выполнившие программы практик без уважительной причины или получившие отрицательную оценку, считаются имеющими академическую задолженность. (DOCX, 26 Кб)

За выполнение проекта выставляется оценка в сессионную неделю 2 модуля.

Невыполнение проекта считается академической задолженностью.

Организация практики

При реализации в Университете магистерской программы по направлению 030900.68 «Юриспруденция» (профиль «Правозащитная деятельность») предусмотрены учебные и производственные практики следующих конкретных видов:

1. научно-исследовательская практика;

2. педагогическая практика,

3. юридическое консультирование.

Цели и задачи, место и время, компетенция практикантов, перечень заданий, виды и объем работ, применяемые технологии, а также формы контроля и отчетности – образуют содержание программ по указанным выше видам практик. Программы практик входят в качестве составной части в ООП магистратуры реализуемую по направлению «Юриспруденция», профиль «Правозащитная деятельность».

Практики проводятся в сторонних организациях, с которыми Университетом заключены договоры (в соответствии со ст.11 п.9 Федерального закона РФ от 22.08.1996 №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»), в студенческой правовой консультации (юридическая клиника) или на кафедрах Университета, обладающих необходимым кадровым и научным потенциалом.

В своей совокупности все программы практик по данному направлению и профилю подготовки обеспечивают формирование у обучающихся целого ряда общекультурных и профессиональных компетенций, предусмотренных данной ООП для магистров.

Программы практик конкретизируются для каждого обучающегося и уточняются в зависимости от специфики и характера выполняемой работы – в виде индивидуального плана прохождения практики.

Практика (во всех её видах) завершается для обучающегося подготовкой и защитой соответствующего отчета по практике.

Все виды практики входят в раздел М.3 учебного плана ООП магистратуры по направлению подготовки 030900.68 «Юриспруденция» (профиль «Правозащитная деятельность»). Общий объем трудозатрат по практикам, определенный учебным планом, составляет 15 зачетных единиц.

Научно-исследовательская практика – это вид учебной работы, основным содержанием которой является выполнение практических, учебных, учебно-исследовательских, творческих заданий с использованием элементов научного исследования. Научно-исследовательская практика должна соответствовать характеру будущей профессиональной деятельности обучающихся и проводиться под руководством ведущих преподавателей и ученых вуза и города.

С учетом профиля подготовки «Правозащитная деятельность» научно-исследовательская практика магистранта может включать анализ и обобщение идейно-теоретических, юридико-статистических, историко-правовых, сравнительно-правовых и иных фактов из области правозащитной деятельности, критику и разработку новых норм правозащитной направленности, научную оценку эффективности известных форм и средств правовой защиты прав, свобод и законных интересов граждан, юридических лиц и других субъектов от противоправных посягательств.



Основной целью научно-исследовательской практики является подготовка обучающегося к научно-исследовательской деятельности, наработка практического опыта изучения актуальных проблем и вопросов юридической науки, формирование у выпускника научного мировоззрения и методических навыков, которые могут быть востребованы в Университете или в иных научных учреждениях, а также в юридической практике при анализе сложных ситуаций, требующих профессионального научного подхода.

Задачи научно-исследовательской практики:

Знакомство магистранта с теоретико-методическими, нормативно-правовыми и иными знаниями, необходимыми для работы в области юридической науки;

Освоение умений и навыков по организации научных конференций и иных мероприятий в области юриспруденции;

Овладение методическими приемами подготовки и проведения научных исследований;

Ознакомление с техническими средствами, используемыми в научно-исследовательской деятельности в области юриспруденции;

Ознакомление с использованием современных компьютерных и IT-технологий в юридической науке;

Подготовка к государственной аттестации (экзамены, ВКР);

Приобретение опыта совместной работы в научном коллективе;

Закрепление знаний, умений и навыков, полученных магистрантами в процессе изучения общенаучных и общепрофессиональных дисциплин направления и специальных дисциплин магистерской подготовки;

Развитие способностей принятия решений, навыков межличностных коммуникаций, креативных и других качеств, необходимых юристу в профессиональной работе.

Научно-исследовательская практика предоставляет магистранту возможности для организации и апробации результатов собственного научного исследования и иных смежных наработок, диагностику личностных качеств и склонностей как ученого, возможность практической оценки и самооценки собственных коммуникационных и креативных способностей.

В ходе прохождения научно-исследовательской практики магистрант проводит подготовительную работу к сдаче государственного экзамена, а также ведет сбор материала к написанию и защите выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации).

Научно-исследовательская практика является завершающим этапом профессиональной практической подготовки выпускника - она проводится в начале второго курса обучения - после освоения магистрантом базисных программ теоретического и практического обучения.

Объем трудозатрат по научно-исследовательской практике, определенный учебным планом ООП по данному направлению подготовки и профилю, равен 108 часов, что составляет 3 зачетные единицы. Научно-исследовательская практика развивает у магистрантов следующие компетенции: ОК-1, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ПК-1, ПК-8, ПК-11 и ПКВ-3.

Научно-исследовательская практика входит в учебный цикл «Практика и научно-исследовательская работа» и представляет собой логическое продолжение теоретического обучения, нацеленное на овладение методами и навыками научного исследования в соответствии с профилем магистерской диссертации. Она базируется на освоении теоретических учебных дисциплин базовой и вариативной частей общенаучного и профессионального циклов, а также дисциплин вариативной (профильной) части, непосредственно направленных на углубление знаний, умений и формирование компетенций для успешной работы по избранному виду профессиональной деятельности. Научно-исследовательская практика базируется также на результатах производственной практики, содержательно и методически взаимосвязана с научно-исследовательской работой и научно-педагогической практикой.

Основными целями научно-исследовательской практики являются формирование у студентов научно-исследовательской культуры, навыков владения методологией и методикой научно-исследовательской работы, организации и проведения самостоятельной научно-исследовательской деятельности, работы в составе научного коллектива.

Задачами научно-исследовательской практики являются:

ознакомление студентов с различными этапами научно-исследовательской работы (постановка задачи исследования, проведение библиографической работы с привлечением современных электронных технологий, накопление и анализ экспериментального (теоретического) материала, подготовка и оформление отчета о проделанной работе и т.д.);

овладение различными методами научного поиска, выбора оптимальных методов исследования, соответствующих задачам исследования;

формирование умения инициативно избирать (модифицировать существующие, разрабатывать новые) методы исследования, соответствующие его цели, формировать методику исследования;

приобретение навыков коллективной научной работы, продуктивного взаимодействия с другими научными группами (подразделениями) и исследователями;

формирование умения анализировать и представлять полученные в ходе исследования результаты в виде законченных научно-исследовательских разработок (отчет о НИР, научные статьи, тезисы докладов научных конференций, магистерская диссертация).

В результате прохождения научно-исследовательской практики студент должен:

знать:

уровни, формы, типы научного познания, основные понятия и категории, закономерности развития и функционирования, принципы юридической науки;



уровни, основные компоненты, методы, классификации, формы и виды организации научных исследований в области права;

объект, предмет, источники, принципы, тенденции развития сравнительного правоведения, его роль и место в юридической теории и практике;

уметь:

применять методы научного познания в исследовательской и профессиональной деятельности;

формулировать цели, задачи, определять объект и предмет исследования;

определять наиболее оптимальные и эффективные методы исследования, соответствующие его цели, формировать методику исследования;

самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность, взаимодействовать с другими исследователями, научными группами и подразделениями, участвовать в коллективных исследованиях;

внедрять результаты научной деятельности в учебный процесс, юридическую практику, работу правовых институтов;

владеть:

методологией и методикой организации и проведения научных исследований в области права;

навыками сбора, анализа и обобщения эмпирического материала, необходимого для проведения научных исследований, выполнения магистерской диссертации.

Научно-исследовательская практика проводится в третьем и четвёртом семестрах в соответствии с календарным графиком учебного процесса.



Научно-исследовательская практика проводится по определённой системе, включает в себя четыре этапа (подготовительный, методический, практический, заключительный) и соответствующие им виды деятельности.

На первом этапе обучающиесяполучают первичную практическую информацию о правилах внутреннего трудового распорядка, технике безопасности, нормах и правилах охраны труда, целях, задачах и организации научной деятельности кафедр и иных научных подразделений.

На втором этапе организуется углублённое изучение методов научного исследования, соответствующих профилю избранной темы магистерской диссертации, технологий их применения, способов сбора, обработки и интерпретации научной информации и др.

На третьем этапе организуется непосредственное участие практиканта в научно-исследовательской работе кафедры, научных подразделений (исследовательских групп), образовательных и иных учреждений.

На четвёртом этапе оформляются отчётные документы по результатам научно-исследовательской практики и проводится защита её результатов.

В период прохождения научно-исследовательской практики студент обязан соблюдать трудовое законодательство, действующие в университете правила охраны труда и правила внутреннего распорядка; выполнять предусмотренные программой практики задания в установленные сроки и в полном объёме; вести дневник научно-исследовательской практики, фиксировать в нём ежедневно выполняемую работу; всю свою деятельность осуществлять под руководством и в тесном взаимодействии с научным руководителями, регулярно отчитываться перед ними о проделанной на каждом этапе работе.

Общее руководство и контроль за прохождением практики осуществляет руководитель магистерской программы. Непосредственное руководство практикой студента и обеспечение контроля за выполнением плана прохождения практики осуществляется его научным руководителем.

Научный руководитель согласовывает программу и календарный план прохождения практики с руководителем программы (в календарном плане отражаются содержание работы и сроки её выполнения); формулирует задачи по организации самостоятельной работы студента, разрабатывает индивидуальные задания, оказывает консультационную помощь практиканту; осуществляет контроль за соблюдением сроков, порядка прохождения, выполнением студентом программы практики; оказывает методическую помощь студенту в выполнении им индивидуальных заданий, сборе эмпирического материала, составления отчёта о практике; оценивает результаты выполнения студентом программы практики, проверяет отчёт о практике и представляет письменное заключение о её результатах; делает отзывы и замечания о порядке организации и прохождения практики, формулирует предложения по её совершенствованию.

Подведение итогов научно-исследовательской практики включает в себя оформление отчётных документов и сдачу зачёта.

Учёт выполненной в ходе научно-исследовательской практики работы ведётся каждым практикантом в дневнике практики. Дневник практики заполняется по каждому разделу (этапу) научно-исследовательской практики. Записи в дневнике должны содержать краткое описание выполненной работы с анализом и выводами, а также статистические данные, характеризующие её объём. Дневники проверяются и подписываются руководителями практики. По завершении каждого раздела (этапа) практики студент магистратуры представляет соответствующие виды отчетности, содержание и характер которых должны соответствовать программе научно-исследовательской практики.

Итоговый отчёт по результатам научно-исследовательской практики должен содержать информационный и аналитический материал, собранный и проработанный студентом, анализ практики и выводы.

Общий объем отчёта не должен превышать 30 страниц машинописного текста (не считая приложений). Все прилагаемые материалы должны быть оформлены в соответствии с принятым стандартом. Отчёт о практике должен иметь титульный лист, содержание, введение, основную часть, список использованных источников и приложения.

Титульный лист оформляется по установленному образцу и не нумеруется. Содержаниевключает наименование разделов программы практики и вопросы с указанием номера страниц, на которых размещается начало материала раздела или вопроса. Во введении студент обосновывает актуальность выбора объекта и предмета исследования, цели и задачи, информационную базу, практическую значимость и достигнутые результаты исследования, структуру и объём работы. Основная часть должна отражать логическое описание вопросов программы практики, обобщения, результаты проделанной работы и выводы. Список использованной литературы включает только те источники, которые анализировались или использовались в тексте. Приложения оформляются как продолжение работы на последующих за основной частью страницах. Каждое приложение должно начинаться с нового листа, иметь содержательный заголовок и нумероваться последовательно арабскими цифрами. Количество приложений определяется магистрантом и руководителем в соответствии с потребностями и характером работы.

Промежуточная аттестация по итогам научно-исследовательской практики проводится в форме защиты отчёта с выставлением оценок «зачтено», «не зачтено». Об этом делаются соответствующие записи в зачётной (экзаменационной) ведомости, зачётной книжке и в производственной карточке студента.

По результатам защиты отчёта оцениваются объём и качество выполнения программы практики (см. Приложение № 7), индивидуальных заданий, уровень приобретённых практических навыков и умений, правильность и качество оформления представленных отчётных документов.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Северо-Осетинский государственный педагогический институт»

Психолого-педагогический факультет

Кафедра педагогики

ОТЧЕТ

о прохождении научно-исследовательской практики

Магистром _________ курса по направлению 44.04.01 Педагогическое образование, профиль Управление образовательными системами

ФИО магистранта ____________________________________

Научный руководитель:

___________________________

________________________________

г. Владикавказ

Введение……………………………………………………..………...……….…...3

Основная часть……………………………………………….…….……….………4

Раздел 1. Сроки и место прохождения практики………………….……...………4

Раздел 2. Содержание практики……………………………………...……...…….4

2.1.Индивидуальное задание на практику….………………………………4

2.2. Анализ деятельности студентов в соответствии с планом работы и содержанием практики…………………………………………………………….5

2.3. Рефлексия собственных достижений………………………………….6

Заключение…………………………………………………………………………7

Список использованных источников……………………………………………..8

Приложения

Введение

Основной целью научно-исследовательской практики магистрантов является развитие способностей самостоятельного выполнения научно-исследовательских работ, связанных с решением профессиональных задач, необходимых для текущей или дальнейшей профессиональной деятельности, так же приобретение опыта управленческой, организационной и воспитательной работы в коллективе. Научно-исследовательская практика является рассредоточенной и выполняется студентом-магистрантом с руководителем. Направление научно-исследовательских практики определяется в соответствии с программой магистратуры и темой магистерской диссертации.

Основными задачами научно-исследовательской практики являются: развитие профессионального научно-исследовательского мышления магистрантов, формирование четкого представления об основных профессиональных задачах и способах их решений, формировать личность будущего научного работника, специализирующегося в сфере образования более того, формирование умения самостоятельной постановки профессиональных задач, планирования научно-исследовательской работы и выполнения практических исследований при решении профессиональных задач с использованием современных методов исследования, а также формирование умения грамотного использования современных технологий для сбора информации, обработки и интерпретации полученных экспериментальных данных, ведение библиографической работы по выполняемой теме выпускной квалификационной работы с привлечением современных информационных технологий.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Сроки и место прохождения практики

В период с 28.11.2016 г. по 24.12.2016 г. в СОШ №25 «Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №25» я проходила научно - педагогическую практику.

Анализ деятельности

Тематикой научно – исследовательской практики стало название магистерской диссертации « Управление качеством педагогического процесса в общеобразовательной организации ». В рамках практики был рассмотрен ряд ключевых направлений написания работы, составлено введение и первая глава.

Главным вопросом работы стало изучение особенности управления основными направлениями деятельности, обеспечивающими качество результатов образовательного процесса в школе. В постоянном его повышении в соответствии с запросами личности, общества, государства и реальными возможностями традиционной системы образования.

Совместно с руководителем выявлена наиболее эффективная гипотеза, которая утверждает что: управление качеством результатов образовательного процесса в школе будет наиболее эффективным, если:

Расширить понятия «качество образования», «управление качеством образования».

Основными направлениями в обеспечении качества результатов образовательного процесса будут:

Работа с учащимися;

Самосознание личности;

Работа с педагогическим коллективом;

Работа по сплочению коллектива обучающихся.

Критериями качества результатов образовательного процесса выступят:

- педагогическое общение;

Сплоченность общешкольного коллектива;

- личностные результаты.

Эффективными показателями, к вышеуказанным критериям будут подходить такие как: качество общения, взаимодействие, уровень общительности, удовлетворенность обучающихся школьной жизнью, самоопределение, самооценка.

В XXI веке понимание качество образования - это не только соответствие знаний обучающихся государственным стандартам, но и успешное функционирование самого учебного заведения, а также деятельность каждого администратора и педагога в направлении обеспечения качества образовательных услуг в школе.

К данным критериям и показателям мы подобрали методики, для проведения диагностики.

1. Методика выявляет уровень компетентности учителя с точки зрения ученика, определяет степень симпатии ученика к учителю, показывает реальное взаимодействие учителя и ученика (разработана Е. И Роговым)

2. Методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности школьной жизнью».

3. Методика изучения самооценки «Какой Я» (разработана на основе новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)).

Результаты диагностического среза на констатирующем этапе мы можем увидеть в таблицах «№ 1,2,3

Таблица№1. Развитие педагогического общения, методика «учитель-ученик».

Таблица №2 Уровень удовлетворенности учащихся школьной жизнью

Вопрос №

Уровень

Общая сумма

Низкий

Средний

Высокий

Таблица № 3 Методика изучения самооценки «какой Я»

На вопрос: подумай, как ты сам себя воспринимаешь и оцениваешь по десяти различным положительным качествам личности, был получен ответ.

Оцениваемые качества личности

Да

Нет

Иногда

Не знаю

Хороший

83%

17%

Добрый

83%

1%

12%

Умный

95%

4%

Аккуратный

70%

8%

20%

Послушный

50%

12%

17%

8%

Внимательный

80%

17%

4%

Вежливый

80%

12%

8%

Умелый(способный)

83%

4%

8%

4%

Трудолюбивый

83%

12%

4%

Честный

93%

4%

4%

Из приведенных выше рисунков проведенных методик, мы видим что уровень педагогического взаимодействия между учителем и учеником высокий, но также присутствуют обучающиеся уровень которых не достигает и среднего.

1. Психологу совместно с классным руководителем разработать тему, для классного часа.

2.Регулярно проводить родительские собрания, а также работать с определенными родителями.

3. Каждую четверть проводить тренинги, и т.д.

Так в ходе практики проводилось обобщение и систематизация полученных результатов опытно-экспериментального исследования, осуществлялась разработка образовательной программы. Проводилась диагностика эффективности качества образовательного процесса в школе№25. Оформлена аналитическая работа для оповещения оценки системе управления качества образовательного процесса, выработаны рекомендации по совершенствованию управленческой деятельности.

Заключение

В результате научно – исследовательской практики было проведено исследование в рамках написания магистерской диссертации, а именно проанализирован вопрос изучения особенностей управления основными направлениями деятельности, обеспечивающими качество результатов образовательного процесса в школе.

Мы получили результаты, которые позволили сделать вывод о том, что низкие результаты наших учащихся при проведении методик (анкетирования) на констатирующем этапе и положительная динамика результатов на экспериментальном этапе являются неслучайными и подтверждают необходимость постоянных;

Тренингов,

Психологу совместно с классным руководителем разрабатывать темы, для классного часа;

Организовать работу с родителями (родительским комитетом) для эффективного управления качеством образования в образовательном учреждении.

Диагностика и анализ качества образовательного процесса школьников могут рассматриваться как основное направление и способ работы, позволяющие целенаправленно управлять качеством образовательного процесса в школе. Это предполагает решение следующих задач:

Планирование образовательного процесса на основе диагностики уровня образованности и воспитанности учащихся.

Постоянное отслеживание динамики уровня качества образования учащихся и выработка практических рекомендаций по его повышению.

Диагностика ценностных ориентаций и уровня практической готовности педагогического коллектива, особенно классных руководителей к взаимодействию с обучающимися во внеурочной деятельности с целью отслеживания динамики качества образовательного процесса.

Диагностика уровня педагогических знаний родителей с целью выяснения родительской позиции.

Список используемых источников

1.Бабанский Ю.К. Педагогика М.2003.-С.366.

2.Болотов В. А. Оценка качества образования. Ретроспективы и перспективы //Управление школой – 2012 - № 5 – с. 9 – 11.

3. Бордовский Г.А. Управление качеством образовательного процесса: Монография. / Г.А. Бордовский, А.А.Нестеров, С.Ю. Трапицын. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. – С 37

4. Коротков Э.М. Управление качеством образования.- СПб.: Академический Проект, 2010.- С 320

5. Максимова В.Н. Диагностика обученности / / Педдиагностика. - 2004. - № 2. - С. 56

6. Шипарева Г.А. Мониторинг качества как элемент системы управления образовательным процессом. Диссертация. М: 2013-с.4,34

В процессе своего обучения магистранты принимают участие в двух практиках: педагогической и научно-исследовательской.

Научно-исследовательская магистерская практика призвана помочь проведению научного исследования, подготовке и оформлению диссертационной работы. Этой практике должен предшествовать методологический научный семинар, для подготовки которого будет весьма полезен материал первой главы данного пособия. Этот семинар должен завершиться формулированием темы научного исследования (или по меньшей мере направлением научного поиска) и построением его методологической схемы. Это отправная точка научно-исследовательской практики. Без обозначения темы исследования, без методологии нет никакого смысла начинать научно-исследовательскую практику.

В течение всей практики магистрант должен активно консультироваться со своим научным руководителем. Эти консультации не должны быть спонтанными (как это часто бывает) - они должны быть содержательно упорядочены. Упорядочены в том смысле, что в определенные сроки выпускник магистратуры должен предъявлять своему научному руководителю на проверку оговоренный материал своих наработок. Таким образом, если занятия на методологическом семинаре проводятся в группе и упорядочены в своем проведении как тематические семинары, то занятия по научно-исследовательской практике носят индивидуальный характер и их упорядочение предлагается проводить в форме опять же тематических консультаций. В данном пособии представлен только упорядоченный перечень возможных консультаций, без уточнения временных границ между каждой предшествующей и последующей. Это вряд ли возможно, поскольку консультации носят индивидуальный характер. Кроме того, некоторым магистрантам могут понадобиться дополнительные встречи для решения проблем, обозначенных в некоторых консультациях. Поэтому целесообразно, чтобы научный руководитель сам определял временные границы между консультациями, руководствуясь при этом складывающейся у магистранта ситуацией с подготовкой диссертации.

Консультация N2 1. Уточнение темы диссертационной работы и методологии проведения научного исследования

Первая консультация является своеобразным продолжением последнего тематического семинара (семестрового методологического семинара). Если по окончании семинара магистрант сформулировал тему своего исследования (пусть даже в общих чертах, как это и бывает чаще всего) и построил его методологическую схему, первая консультация будет весьма краткой. На ней руководитель и магистрант должны еще раз обсудить предстоящую работу на период подготовки диссертации, уточнить и окончательно установить ее основные позиции. Но если после проведения методологического семинара у магистранта не появилось четкого представления о теме его диссертации, ее содержании, возможных элементах научной новизны, то первая консультация должна быть длительной и серьезной. Вполне возможно, что одной встречи будет недостаточно и в ходе первой консультации руководитель сочтет необходимым провести дополнительную консультацию, и, чтобы разговор был предметным, он даст магистранту определенное поручение, которое тот должен выполнить. Таким образом, основным результатом первой консультации должна быть окончательно сформулированная тема диссертационной работы и методологическая схема исследования.

Консультация N2 2. Составление плана работы над диссертацией

Следующим шагом научно-исследовательской практики является составление плана проведения научного исследования и оформления его результатов. Этому может помочь упорядоченный перечень предлагаемых консультаций, начиная с третьей. Однако такое начало плана возможно только в том случае, если у магистранта уже сформулирована тема диссертационной работы и построена методологическая схема проведения исследования. Если же этого нет, то начинать, безусловно, следует с определения темы и методологии.

Консультация N2 3. Составление библиографического списка. Работа с литературой. Написание первой главы диссертации

Одним из первых пунктов плана должна быть работа магистранта с научной литературой. В параграфе 2.2 подробно описаны процедуры и методы такой работы, требования к ней и т.п. Первое, что должен сделать магистрант, если у него уже сформулирована тема, подобрать научную литературу по выбранной теме. Никаких особых количественных требований к литературным источникам исследования нет, но вряд ли магистерскую диссертацию посчитают хорошей, если в списке использованной в ней литературы будет меньше 80 наименований. Подготовив библиографический список литературы, магистрант на третьей консультации должен представить его своему научному руководителю. Содержание этого перечня, безусловно, составит весьма интересный и полезный предмет беседы между руководителем и соискателем. Возможно, руководитель посоветует включить в список что- то еще, а что-то (например, учебную литературу) изъять.

На эту консультацию магистрант должен прийти не просто со списком литературы, но и с конкретными предложениями по поводу ее отражения в своей работе. Поскольку научная литература в диссертациях задействована в основном в первой главе, то на этой, третьей, консультации необходимо представить и незавершенный вариант этой первой главы, ее отдельные фрагменты. Следует показать руководителю, как использована подобранная литература в тексте диссертации, а при необходимости и дать ему почитать отдельные фрагменты первой главы. Самое важное в выполнении этой части диссертационной работы - демонстрация соискателем своих знаний о предмете исследования и своих способностей дополнить это совокупное знание новыми знаниями, произведенными лично им и составляющими элементы научной новизны его исследовательской работы.

Некоторые магистранты составят первый вариант библиографического списка своего исследования еще в ходе работы методологического семинара. В этом случае на третью консультацию они, возможно, представят обновленный или расширенный список научной литературы, а также более или менее завершенный вариант первой главы своей диссертационной работы.

Консультация № 4. Работа с эмпирическими данными. Написание второй главы диссертации

Весьма важным пунктом плана работы магистранта над диссертацией является сбор, обработка и анализ эмпирических данных по теме диссертации. При проектировании методологии научного исследования вместе с предметом определяется и объект наблюдения. Это может быть отдельное предприятие, отрасль, комплекс отраслей (или предприятий), рынок и т.д. По этому объекту и необходимо собрать данные, чтобы, применяя включенные в методологическую схему методы научных исследований, обеспечить возможность выявления новых, еще никем не открытых, истин. Включенные в методологию диссертационного исследования методы могут (и должны!) применяться и на этапе сбора эмпирических данных: наблюдения, опросы, анкетирование и т.д. Нельзя забывать и о методах обработки: анализе и синтезе, дедукции и индукции, абстрагировании и обобщении, математическом моделировании, прогнозировании и др.

Сбору, обработке и анализу эмпирических данных посвящены параграфы 1.10, 1.11 и 2.3. Разумеется, при выполнении этой части работы не следует ограничиваться только этим материалом данного пособия. Ведь очень многое определяется спецификой темы, предметом и объектом исследования, другими факторами. Так что четвертая консультация очень важна потому, что знания и опыт руководителя могут весьма значительно дополнить полученный магистрантом теоретический материал.

Очевидно, что первоначально собранный магистрантом эмпирический материал имеет весьма неупорядоченный вид. В нем часто уживаются два противоречивых начала: чрезмерная избыточность сведений при явной недостаточности того, что нужно для решения намеченных в диссертации задач. Поэтому первые советы научного руководителя должны касаться именно этого обстоятельства, т.е. определения того, что наверняка из принесенных магистрантом сведений не пригодится (представляет собой элементарный информационный шум), и того, что необходимо еще так или иначе собрать (добыть). Вторая группа советов может касаться интерпретации принесенных на четвертую консультацию данных: как, каким образом их можно представить, какую производную информацию на их основе можно получить и как ее использовать в решении задач научного исследования. На этой консультации необходимо определить направление использования принесенных данных для получения в диссертации элементов научной новизны. Это позволит магистранту и научному руководителю наметить переход от второй главы к третьей.

Безусловно, на четвертой консультации магистрант должен показать своему научному руководителю и первые фрагменты второй главы диссертационной работы. Возможно, это лучше сделать с представлением текста первой главы - пусть еще и незаконченной. Руководитель должен убедиться, что между содержанием первой и второй глав есть содержательная преемственность, что это два непохожих фрагмента, что главы логически связаны между собой и вторая глава закономерно вытекает из первой, что, и это самое главное, между ними нет противоречия. Все это необходимо, поскольку диссертация - это монолит научных идей, имеющих практическую значимость, и она должна быть цельной и единой. И требование монолитности диссертации надо обеспечивать уже при написании фрагментов первой и второй глав.

Консультация N2 5. Генерирование идей и предложений. Написание третьей главы диссертации

Во многих диссертациях именно в генерировании предложений по совершенствованию отдельных аспектов предмета исследования и заключается суть научной новизны. Это вполне допустимо. Однако та диссертация выглядит лучше, в которой элементы научной новизны присутствуют уже в первой главе. Очевидно, что сразу же после изучения литературы по исследуемой теме новые идеи вряд ли появятся. Но после анализа эмпирических данных это вполне возможно. И вполне вероятно, что они будут касаться каких-то содержательных, возможно, теоретических аспектов темы. Вполне вероятно, что магистрант, проанализировав в первой главе определения предмета исследования, а затем, сделав анализ эмпирических данных, сформулирует свое определение, что и составит приращение знаний в исследуемой области. Это, безусловно, будет элементом научной новизны первой главы работы. Но такая идея, подчеркнем еще раз, может быть сгенерирована магистрантом только после глубокого анализа как литературных источников, так и большого объема эмпирических данных.

Другую группу элементов научной новизны могут составить предложения по совершенствованию предмета исследования на изучаемом объекте, сгенерированные магистрантом на основе опять же сопоставления теоретических положений, изложенных в научной литературе и описанных им (пусть пока фрагментарно) в первой главе, с реальной практикой. Такие предложения, как правило, имеют не только научную новизну, но и практическую значимость, что придает им особую ценность.

Таким образом, на свою пятую консультацию магистрант должен прийти уже с идеями и предложениями, которые могут составить научную новизну его работы. Возможно, к этой консультации идеи и предложения магистранта еще не будут иметь законченный вид. Возможно, они еще не будут выглядеть убедительными, зрелыми. Но для того и консультации, чтобы в беседах с более опытным коллегой довести свои идеи и предложения до требуемого уровня.

В каждом учебном заведении проводятся свои научно-практические конференции. На них всегда формируется секция для магистрантов. Для соискателя магистерской степени будет весьма полезно представить свои достижения публично - посредством выступления на научной конференции. Такое выступление, во-первых, позволит ему приобрести первый опыт участия в дискуссиях общения с научной общественностью. Во-вторых, выверить результаты своих изысканий на аудитории. Узнать, почувствовать, как научная аудитория вуза, в котором он обучается, относится к его работе, к полученным им результатам. Если отношение будет положительным, это придаст ему уверенности. Если критическим, то позволит ему исправить положение: внести некоторые коррективы либо в методологию исследования, либо в эмпирический материал, и время на это еще есть. Кроме того, от научной общественности вуза магистрант может получить апробацию свого доклада, который он вынесет на защиту перед Государственной аттестационной комиссией. В любом случае пользу от участия магистранта в работе конференций трудно переоценить. Выступление на них составляет суть его «неявной» защиты (см. рис. 2.2).

На шестой консультации магистрант и представляет своему научному руководителю текст своего выступления на конференции. Руководитель может прочесть его, а может просто послушать. Причем второе предпочтительнее первого, поскольку после прослушивания руководитель получит возможность дать некоторые советы начинающему ученому по манере выступления, интонационной выразительности и т.п., а не только по его содержанию. Рекомендации, как готовить выступления для конференций, представлены в параграфе 2.5.

Консультация N2 7. Содержание диссертации и оформление ее текста

К седьмой консультации магистрант готовит практически завершенный текст своей диссертационной работы. О том, как он должен выглядеть, см. в параграфах 2.9-2.13.

К моменту проведения седьмой консультации у магистранта должно быть готово все: и введение, и три главы, и заключение, и правильно оформленный библиографический список, и приложения (если таковые имеются). Безусловно, текст еще может быть в чем-то несовершенен. Руководитель должен прочитать диссертацию и сформулировать свои замечания к ней, которые магистрант должен учесть. Замечания могут касаться как содержательных аспектов, так и оформления работы. В этом, собственно, и заключается смысл седьмой консультации. Возможно, если замечаний по диссертации после первого прочтения ее руководителем получится много, то возникнет необходимость в дополнительной встрече по программе этой консультации.

Консультация N2 8. Подготовка документов к защите магистерской диссертации

Как указано в параграфе 2.14, к защите предъявляется сама диссертация, а также отзыв научного руководителя и рецензия рецензента. Это и есть документы, которые надо подготовить магистранту и его руководителю к защите. Руководитель, естественно, сам готовит отзыв на своего подопечного. Что же касается рецензии, то магистрант встречается с назначенным ему рецензентом, дает ему диссертацию на рецензирование, затем, после прочтения работы рецензентом, встречается с ним снова, беседует, отвечает на вопросы рецензента, если необходимо, отстаивает свою точку зрения (см. рис. 2.2), выслушивает замечания рецензента по работе и т.п. и получает от него готовую рецензию. После этого он приходит к своему руководителю на восьмую консультацию. На ней идет совместное обсуждение рецензии, готовятся ответы на замечания рецензента. Безусловно, будет лучше, если магистрант сам, без помощи своего научного руководителя, подготовит ответы на замечания рецензента, а на консультации только обсудит их со своим научным руководителем. Однако и первый вариант отнюдь не считается неприемлемым.

Консультация № 9. Подготовка магистерской диссертации к защите

Это последняя консультация магистранта со своим научным руководителем. К ней он должен подготовить окончательный вариант своего доклада на защите. В нем соискатель магистерской степени в краткой (доклад не должен превышать 10-12 мин), но очень емкой и выразительной форме должен представить результаты своих исследований.

На девятой консультации магистрант должен представить своему руководителю и диссертацию, и рецензию, и текст доклада. Это как бы «генеральный смотр» накануне выдающегося события в жизни магистранта - защиты диссертации. Весьма полезно на этом смотре устроить хорошую тренировку магистранту, суть которой заключается в репетиции своего доклада (выступлении с ним перед руководителем), демонстрации иллюстративного материала. Следует также потренировать его в ответах на вопросы. При этом руководитель пытается задать те вопросы, которые могут возникнуть у членов ГАК по данной диссертации. Все вопросы вряд ли возможно предугадать, но в ходе такой тренировки диссертант обретает уверенность в том, что он подготовил вполне приемлемую работу, хорошо знает ее содержание и вопросы членов ГАК не поставят его в тупик.

Работа над диссертацией, как уже не раз подчеркивалось на страницах данного пособия, процесс творческий. И работу над ней, ее написание вряд ли можно формализовать в виде конкретной инструкции, выполняя которую, каждый может получить готовый научный продукт. Поэтому предлагаемую методику организации научно- исследовательской практики магистрантов, в рамках которой должна появиться магистерская диссертация, можно считать только примерной схемой, отталкиваясь от которой, каждый магистрант и его научный руководитель могут выбрать свой уникальный путь в решении намеченных в диссертации задач. Другими словами, при проведении научно-исследовательской практики в каждом конкретном случае предложенная схема может быть несколько скорректирована. В частности, некоторые консультации могут изменить свою очередность. Например, консультация № 6, посвященная апробированию результатов исследования, может быть проведена раньше. Это определяется тем, когда, в какие месяцы года проходят конференции в вузе и как это соотносится со временем научно-исследовательской практики. Может быть применена и несколько иная система консультирования, выражающаяся в уменьшении количества консультаций, что может быть обусловлено командировками или болезнью соискателя или его научного руководителя. Увеличение же числа консультаций вряд ли оправданно. Однако увеличение числа встреч в рамках одной темы консультации вполне возможно, но число тем консультирования, предложенное в приведенной здесь программе консультаций, вполне приемлемо.

Таким образом, предложенная схема прохождения научно-исследовательской практики магистрантов отнюдь не является чем-то обязательным. Она просто представляет собой один из возможных вариантов организации работы магистранта над диссертацией.