Сочинение человек - это звучит гордо по пьесе горького на дне. Эссе «Человек — это звучит гордо! Доброжелательность Сострадание Любовь к людям

Горький написал пьесу «На дне» в 1902 году в сложный для России период. Приближается первая русская революция, в народе зреет недовольство, во власти разброд. Народ выходит из тени и все больше заявляет о себе царскому режиму. Горький не первый писатель, который писал о социальных нарывах общества. Он первый ввел неизвестного героя – люмпена и босяка и показал обществу их сущность.

Пьеса рождалась нелегко. Горькому понадобилось двадцать лет наблюдений над миром «бывших людей», чтобы изложить все на бумаге. Несколько раз менялось название произведения. Чтобы вжиться в образы персонажей некоторые актеры и режиссер пьесы даже попытались пожить в ночлежке. Это существенно обогатило образы героев пьесы.

Все действие пьесы происходит в ночлежке Коростелева, абсолютно безнравственного типа, который к своим постояльцам относится хуже, чем к тараканам. Саму ночлежку Горький сравнивает с пещерой и подземельем. Смрад, вонь, сырость превращает людей в неких существ, которые просто хотят выжить. При этом у каждого своего героя Горький видит человеческие лица. Рабочий Клещ хочет честно трудиться, вор Васька Пепел устал от воровской жизни и хочет жить правильно, Актер с умилением рассказывает о своей славе, Настя хочет большой любви. Горький специально не раскрывает их биографий, он показывает их в момент свершившегося факта, когда они уже на дне жизни. «Человек – это звучит гордо» - так и останется словами, потому что герои Горького только рассуждают, не совершая при этом поступков, чтобы изменить свою жизнь.

Странник Лука, придя в ночлежку, видит тяжелую участь постояльцев и невозможность что – либо изменить. Он хочет их исцелить и примирить с настоящей жизнью с помощью лжи. Анне он рассказывает, как ей хорошо будет после смерти, Пеплу, как хорошо можно жить в Сибири, Актеру, что его болезнь можно исцелить. В момент лживых обещаний Луки, все постояльцы обретают человеческие лица. Но ложь не лечит и не спасает. Все о чем говорит Лука - фантазия.

В противовес Луке выступает Сатин. Он говорит: «Ложь – религия рабов и хозяев. Правда – бог свободного человека!». Каждая буква в его словах верна. Но сам Сатин не относится к положительным героям. Говоря о правде и гордом имени человека, он не зовет на борьбу, не предлагает выхода из положения, в котором они все оказались. Сатин для Горького был своеобразным рупором. Через него он хотел донести и правду жизни босяков, и их безысходность, и то, что они тоже люди, хоть и на дне.

Беспросветная жизнь обитателей ночлежки становится еще страшнее. Находясь в одном месте, они грызутся и ненавидят друг друга. Это особенно страшно, когда каждый из них человек, и это должно звучать гордо.

Для жителей ночлежки все заканчивается плохо: Анна умирает, Актер повесился, Пепел возвращается в тюрьму, Коростелева убивают.

Пьесу «На дне» мало сказать встретили хорошо, она произвела фурор. Актерам рукоплескали и долго не отпускали со сцены. Так как пьесу показали в доступном театре, там были люди, близкие к героям пьесы Горького. Они плакали и говорили: «Это мы!».

«Человек – это звучит гордо!» - закрепилось в сознании многих людей. Сейчас эти слова звучат как побуждение к действию, только действуя, можно не оказаться на дне.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по рассказу Телеграмма Паустовского

    С самого начала, как только я узнала об произведении Константина Паустовского "Телеграмма" я начала думать, о чем же в нём пойдет речь. Если посмотреть на год написания, то можно предположить, что будет затронута военная тематика

  • Образ и характеристика Кати Локтевой в романе Отцы и дети Тургенева

    Екатерина Локтева - сестра Анны Одинцовой, очень тихая и спокойная девушка. Образ Екатерины в романе "Отцы и дети" Тургенева Ивана Сергеевича является одним из самых приятных женских образов

  • Анализ произведения Кролики и удавы Искандера

    Произведение по жанровой направленности относится к социально-философской сказке, близкой к стилю в виде антиутопии.

  • Сравнительная характеристика Челкаша и Гаврилы в рассказе Челкаш Горького

    Максим Горький писал свои произведения в стиле реализм, в первоначальных его произведениях чувствуются нотки романтики. Персонажи повестей и рассказов живут в гармонии с природой. Все герои творений Горького очень интересные личности

  • Сочинение Образ Лели и ее характеристика в рассказе Елка Зощенко

    Одним из основных персонажей произведения является семилетняя девочка по имени Леля, представленная писателем в образе старшей сестры Миньки, мальчика пяти лет.

Во все времена человек стремился к познанию своего «Я». Раскрытие этой тайны является одной из главных целей писателей. Проблему добра и зла, силы и слабости, поиска себя пытались разрешить великие умы, в том числе и Максим Горький. В стенах ночлежки оказались самые разные люди. Каждый из них наделен своими индивидуальными чертами. Но всех их объединяет трагичная учесть. Они, безусловно, достойны лучшего положения, но пока они лишь жертвы жестоких порядков, при которых человек обречен на жалкое существование. Например, Актер, поглощенный воспоминаниями о былой славе, Клещ, который верит, что честный труд поможет ему вернуться к «нормальной» жизни, Настя, искренне мечтающая о большой и светлой любви.

Каждый герой обладает тяжелой судьбой, но, не смотря ни на что, мечтает о лучшей жизни, тем самым пытается уйти от жестокой реальности. Все они - люди, страдающие и одинокие. Угрюмые своды ночлежки – вот что ждет каждого, кто споткнется на своем жизненном пути, выбьется из колеи. Человек перестает быть человеком из-за условий, которые царят в обществе. Гнетущая атмосфера давит на всех. Дом Костылева - это особый мир, мир несчастных, отверженных людей. Сам хозяин не испытывает ни грамма сочувствия к обездоленным постояльцам, он безжалостен и думает лишь о своей выгоде. Да и сами обитатели ночлежки замкнуты в себе, в своем горе, и не желают слушать других. Похожую ситуацию мы можем встретить в Романе А.П.Чехова «Тоска». Трагедия главного героя никого не интересует: ни военного, ни молодежь, ни человека его же сословия - извозчика. Иона Потапов никому не интересен, его распирающая душу боль никому не нужна. Он понимает, что для других людей он не человек, он – никто. Все куда-то спешат, все недовольны, раздражены. Он одинок, печален, погружен в раздумья. В таких условиях очень просто потерять свою индивидуальность. Тебя становится сложно назвать человеком. Герои пьесы «На дне» жалки, безнравственны. Их нельзя назвать людьми, ведь, как произнес Сатин в своем монологе: «Человек! Это великолепно! Это звучит – гордо!» Его возвышенные слова контрастируют с мрачной атмосферой жилища, они подчеркивают несчастное положение постояльцев. Кем они стали? Все практически утратили свою уникальность. Люди ли они? Ведь одного из героев автор даже не удостаивает имени. Актер - пьяница, постоянно вспоминающий прошлое, в котором он был человеком, но «без имени нет человека», поэтому для всех он только один из обитателей «дна». В рассказе И.Бунина «Господин из Сан-Франциско» также присутствует безымянный персонаж. Господин из Сан-Франциско не получил имени, потому что у него просто нет внутреннего мира, души. Всю свою жизнь он посвятил деньгам, работал в поте лица, но никак не обогащал себя духовно.

«Человек – это звучит гордо», но только тогда, когда он честен, благороден и остается способным к сильным, достойным человека поступкам. Вот к чему должен стремиться каждый, чтобы стать Человеком.

Ход классного часа

Орг. момент: отряд («Лучики»)

Наш девиз: (Солнышко лучистое,

Мы твои лучи.

Быть людьми хорошими

Ты нас научи!)

Солнышко нам улыбается. Оно готово работать и помогать. А вы готовы?

разве, вот и т. д.)

Почему так прочитали? Каков смысл вашей интонации?

Как вы думаете, трудно быть человеком?

Что такое и кто такой человек?

Где мы можем найти ответ на эти вопросы?

2. заглянем в «Толковый словарь» Ожегова . В первом значении слова: человек – живое существо обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда»

Что же отличает человека от других живых существ?

Возможно, стихотворение Феликса Кривина «Признание» может помочь в размышлениях.

Воспитанием дорожа,

Путь держа на вершины культуры,

Я спрошу: вы видали ежа?

Вот такую бы мне шевелюру!

Жизнь тревог и волнений полна,

И страстей, и раздумий, - но все же

Я спрошу: вы видали слона?

Вот бы мне его толстую кожу!

Не хочу я рядиться в слона,

Мне бы действовать прямо и грубо.

Я спрошу вас: вы видели льва?

Вот бы мне его когти и зубы!

Нелегко мне, друзья, нелегко

На вершине двадцатого века:

У меня ни когтей, ни клыков...

Остается мне быть человеком.

О чем это стихотворение?

На какие строки вы обратили особое внимание?

Назовите животных, которые упоминаются в тексте. Какие отличительные особенности зверей выделяет (отмечает) автор?

Какие человеческие качества могут символизировать эти особенности животных?

Обладает ли этими качествами герой стихотворения?

Какой выбор делает человек «на вершине XX века»?

Нравится ли он вам?

А вы, люди начала века XXI, что выбираете?

Сказка «Пахарь и крот»

Пахарь пахал землю. Вылез крот из своей норы и удивился: вспахано уже большое поле, а пахарь все пашет и пашет. Спрашивает крот:

– Зачем ты вспахал такое большое поле и продолжаешь пахать еще?

Пахарь отвечает:

– Я пашу не только себе, но и людям.

Удивился крот:

– Почему ты пашешь людям? Пусть каждый работает на себя. Вот я рою себе нору, и каждый крот роет себе нору.

– Но ведь вы же – кроты, а мы – люди, – ответил пахарь и начал новую борозду.

Вдумайтесь в смысл этого произведения, о чем оно?

Мораль сказки: не быть равнодушным, делать добро, творить благо для других.

Тема нашего занятия ЧЕЛОВЕК – звучит гордо

ЧЕЛОВЕК – звучит гордо

Эпиграф: "Плохой ли, хорошей рождается птица,

Ей суждено летать.

Человеку же так не годится.

Человеку мало родиться:

Им еще надо стать ".

Эдуард Асадов

А что нужно для того, чтобы быть ЧЕЛОВЕКОМ? Какими качествами обладать?

Человечность Благодарность Великодушие Вежливость

Доброжелательность Сострадание Любовь к людям

Забота о ближних Послушание Щедрость Умение прощать

Работа в группах - А теперь давайте сами растолкуем слово ЧЕЛОВЕК

Ч- честность, чуткость, честолюбие.

Е- естественный, единовластный, единодушие, (единоличник)

Л- любознательный (Легкомысленный, лжец,)

О- образованный, ответственный (обманчивый,)

В- внимательный, воспитанный, вежливый (вероломный,)

К- коллективный, контактный (каверзный, капризный,)

(Я составила словами из скобок)

– можем сказать тому, кто обладает этими качествами, что он человек?

Человек – это социальное, или общественное существо. Он не может жить и существовать без других людей. Все мы живем в обществе, среди людей и должны воспитывать в себе такие качества, которые помогали бы и другим быть лучше.

Вчера вы писали мини-сочинение «Настоящий человек -…» (зачитывание фраз из сочинений, делаю вывод о проделанной работе на других кл.час.))

Какими примерами вы можете подтвердить свои мысли? (рассказы детей о великих людях)

Беседа по содержанию произведения Валентина Катаева «Цветик-семицветик»

Я предлагаю вам вспомнить произведение В. Катаева, откуда взяты эти строки:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг, (физминутка)

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли-

Быть по моему вели.

Вели, чтобы…

Правильно, это произведение называется «Цветик-семицветик».

Кто был главным героем этого произведения? (девочка Женя)

Что необычного удалось приобрести девочке? (Цветик-семицветик, который ей подарила старушка).

Чем был необычен этот цветок? (Мог исполнить любое желание).

Какое первое желание Жени было исполнено? (Жёлтый лепесток – она оказалась дома со связкой баранок ).

Какое второе желание загадала Женя? (Красный лепесток – мамина вазочка склеилась ).

Где удалось очутиться Жене после третьего желания? (Синий лепесток – на Северном полюсе ).

Каким было четвёртое желание девочки? (Зелёный лепесток - очутиться дома ).

Куда был потрачен пятый оранжевый лепесток ? (Женя получила все игрушки, которые есть на свете ).

Как отреагировала Женя на сюрприз с игрушками? (Фиолетовый лепесток- возвращение игрушек в магазины ).

И так остался последний голубой лепесток . Кто из вас помнит, на что хотела потратить его девочка? (Конфеты, велосипед, билет в кино, сандалеты ).

Какое же решение приняла Женя с последним лепестком? (Помогла выздороветь Вите, который не мог двигаться самостоятельно).

Как вы думаете, какое из всех семи желаний было обдумано?

Правильно самое обдуманное и правильное желание было седьмое.

С какой стороны предстала перед нами Женя, загадывая 7-е желание?

Она увидела, поняла и приняла незнакомого ей человека таким, какой он есть. Жене захотелось помочь Вите почувствовать себя здоровым, таким, как все.

Стих

Не для себя деревья плодоносят,

И реки чистых вод своих не пьют,

Не просят хлеба для себя колосья,

Дома не для себя хранят уют.

Себя мы с ними сравнивать не будем,

Но каждый знает, эту жизнь любя,

Что чем щедрее отдаешь ты людям,

Тем радостней живешь и для себя.

Татьяничева Л.

Давайте и мы составим свой цветик-семицветик, на лепестках напишем правила, которые помогут нам стать ЧЕЛОВЕКОМ

У нас получился замечательный цветок. И я думаю, что этот цветок должен произрастать в душе каждого человека и тогда жизнь будет намного прекраснее.

ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ

Что значит быть человеком?

Это других уважать,

Это значит слово

Делом подтверждать.

Это не говорить,

что дела нет мне до болей других.

Это пожертвовать личным,

ради спасенья других.

Не забывайте, жизнь дана на добрые дела. Каждый день перед сном подумайте, какое доброе дело вы сделали сегодня? Только они помогают нам становиться человеком. Зачитаем вместе еще раз эпиграф к нашему классному часу.

Только разум, наука, воля, совесть возвышают человека. Думать, что можно иначе возвыситься, может только глупец.

Спасибо за занятие!

Человечность

Благодарность

Великодушие

Вежливость

Сострадание

Послушание

Щедрость

Доброжелательность

Любовь к людям

Забота о ближних

Умение прощать

Проект открытого классного часа «Человек – звучит гордо»

Класс 2

Дата проведения 01.04.2016г.

Цель: формирование представления о человеке с «большой буквы»

Планируемый результат: стремиться быть лучше, делать добро, не быть равнодушными

Формы работы: индивидуальные, групповые

Учитель: Златина Н.И.

Предподготовка:

Уроки добра:

    «Наше настроение»

    «Кто такие добрые и злые люди?»

    «Спешите делать добро»

    «Что такое хорошо»

    «Товарищи и друзья»

    «Моя семья. Мы любим друг друга»

Мини-сочинение: Настоящий человек …

Ход занятия

Построение проекта «Человек – звучит гордо»

    Тема, цель

    Способ достижения цели: беседа, сообщения, работа с текстами, познавательные игры.

    Проект: «цветик-семицветик»

Человек- это звучит гордо! Яркий, многогранный талант М. Горького нашел свое выражение и в драматургии. В пьесе “На дне” писатель открыл читателям и зрителям неизвестный до тех пор пласт русской жизни: надежды и радости, беды и страдания босяков, “бывших людей”, никому не нужных, выброшенных за борт активной общественной жизни.

С самого начала мы попадаем в ночлежку, видим все ее убогое убранство, “каменные своды… с обвалившейся штукатуркой”, “все некрашеное и грязное”. На первых же страницах персонажи раскрываются ярко и глубоко, и читатель с головой окунается в суровый незнакомый мир. Живущие в ночлежке - несчастные, потерявшие надежду, опустившиеся “на дно” люди, недалекие, равнодушные друг к другу. Их круг общения очень узок, пропитание они добывают воровством, шулерством.
Ярким представителем господствующего класса является хозяин ночлежки Костылев - жестокий эксплуататор, не желающий знать ничего, кроме денег: “Разве доброту с деньгами можно равнять?”
Из самих обитателей ночлежки резко выделяется фигура Клеща. Он здесь единственный человек, не потерявший надежду “вырваться”, у него золотые руки, и пока остальные бездельничают, Клещ работает - он взял с собой инструменты. Этот человек не хочет быть тунеядцем, он считает себя выше других, но его презрение к окружающим, жестокое обращение с умирающей женой Анной безобразны.
Неожиданное появление Луки в ночлежке можно сравнить с лучом света для ее обитателей. Жестокие сердца смягчаются, глаза искрятся, в сердце поселяется надежда, люди становятся снисходительные и к себе, и к окружающим. Лука умудряется всем уделить внимание, успокоить, поддержать, помочь. Он обнадеживает Актера, помогает ему поверить в себя (“во что веришь, то и есть”), уговаривает его бросить пить, лечиться. Утешает умирающую Анну, защищает Настю: “Коли ты веришь, что была у тебя настоящая любовь.., значит - была она! Была!” Лука советует Пеплу бросить Василису и уйти одному или с любимой Наташей строить новую жизнь.
Странник Лука вызывает у меня восхищение, поскольку он делает добрые дела совершенно бескорыстно, он умудряется возвысить души человеческие над той грязью, которая их окружает. Он верит в человека и тем самым помогает ему выжить в суровом мире.
Вся пьеса пронизана мрачноватым юмором Сатина, сумевшего пронести его через всю жизнь. Его история похожа на истории многих других: сидел за убийство в тюрьме, разорился, попал на “дно”. Но это единственный из всей компании образованный человек, и может, именно поэтому Горький дал ему возможность подняться над иллюзиями и ложью: “Человек - вот правда! Понимаешь? Это -- огромно! В этом все начала и концы. Чело-век! Это - великолепно! Это звучит… гордо!” То есть, каким бы ни был “плохим” человек, в нем обязательно должна жить искорка гордости, веры в себя. “Надо уважать человека!” - говорит Горький устами Сатина, и он прав. Ведь что может быть лучше человека? И совсем безразлично, беден он или богат, главное, что это - человек! В высшем понимании этого слова!