Смысл сказки никита кожемяка. Конспект НОД в старше-подготовительной группе «Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка. Пусть герои сказок

Герой народных сказок и киевского былинного эпоса, богатырь. Впервые упоминается в «Сказании о юноше-кожемяке» из древнерусского летописного свода «Повесть временных лет». Сюжет, связанный с Никитой Кожемякой, получил распространение в сказках и былинах славянских народов - с собственными вариациями в каждой стране.

История создания

Первые упоминания о сюжете, связанном с Никитой Кожемякой, обнаруживаются в «Повести временных лет», летописном своде начала XII века. Там юный богатырь, который поборол великана-печенега, еще не носит имени Никита. События эти летопись относит ко времени правления князя Владимира Святославовича, к 992 году.

В более позднем Никоновском летописном своде герой этого сюжета носит имя Яна Усмошвеца. Отец юноши рассказывает случай, свидетельствующий о необычайной силе сына. Однажды юноша мял кожи, а отец в это время бранил того.

Раздраженный бранью герой рвет кожи руками. выпустил против юноши-кожемяки быка, раззадоренного раскаленным железом, чтобы испытать силу героя. Юноша руками вырвал у быка кусок мяса вместе со шкурой. Последним подвигом героя в этой летописи становится бой с печенежским великаном.


В этом раннем варианте легенда носит исторические черты. Позже сюжет мифологизируется, реальный враг-печенег превращается в фантастическое существо - змея, похищающего девиц. А юноша-кожемяка начинает зваться Никитой или Кириллом.

Иллюстрация к ранней версии сказания есть в Радзивилловской летописи. Там изображен момент победы Кожемяки над печенегом. Фольклорист Афанасьев провел анализ этого сюжета с точки зрения мифологической школы. По его мнению, в сказку о борьбе Никиты Кожемяки с великаном выродился миф о борьбе громовержца с тучей-змеем.

Биография

В основе сказок о Никите Кожемяке лежит распространенный сюжет о герое-змееборце. Типичный подвиг такого героя - убийство змея и следующее за ним освобождение царевны. В случае Никиты герой перед этим еще и доказывает собственную богатырскую силу - разрывает сложенные вместе шкуры и вырывает из быка кусок мяса.


Описание подвига в наиболее полном варианте таково. влюбляется в дочь князя Киевского, похищает девицу и держит ту в заточении. Хитрая девица вызнает у змея, что тот боится единственного в мире человека, и это – богатырь Никита Кожемяка. Княжна шлет отцу письмо с голубкой, а в письме том просит разыскать этого богатыря, чтобы Никита сразился со змеем и вызволил ее.

Князь отправляет к Кожемяке посланцев. Тот как раз занят тем, что мнет кожи. Когда посланцы князя заходят в избу, герой от неожиданности разрывает дюжину шкур сразу, что говорит о силе Кожемяки. /p>


Когда княжеские посланцы просят героя отправиться на битву со змеем, тот отказывается. Затем князь присылает старцев умолять Никиту, но и это не помогает. Герой соглашается помочь князю только тогда, когда тот подсылает к нему плачущих детей.

Чтобы сделать себя неуязвимым, Никита обматывается пенькой и обмазывается смолой. В такой «экипировке» герой сражается со змеем, побеждает того и освобождает похищенную княжну.


Легенда о борьбе Никиты со змеем объясняет и появление «Змиевых» валов. Это древние оборонительные валы по берегам притоков Днепра, расположенные южнее Киева. Считается, что побежденный Никитой змей запросил пощады и предложил герою поровну разделить землю. Никита запряг змея в богатырскую соху и провел борозду от Киева до Черного моря. В море змей и утонул, когда попытался разделить воду. Или, как вариант, лопнул, напившись морской воды. «Змиевы» валы - это остатки борозды, которую вспахал Никита Кожемяка.

Экранизации

В 1965 году вышел мультфильм «Никита Кожемяка», снятый режиссером-мультипликатором Ниной Василенко на студии «Киевнаучфильм». Мультфильм отмечен дипломом на Всесоюзном кинофестивале в Киеве в 1966 году.


В следующий раз герой появился на экранах через сорок с лишним лет. В 2008 году режиссеры Юрий Черенков и Зоя Трофимова выпустили пятнадцатиминутный мультипликационный фильм с таким же названием на московской анимационной студии «Пилот».

Последняя экранизация вышла в 2016 году на украинской анимационной студии «Panama Grand Prix». Это мультфильм под названием «Никита Кожемяка», который снял Манук Депоян - сценарист, оператор и режиссер анимационных фильмов. Для Депояна это первая полнометражная режиссерская работа. Первоначально мультфильм должен был называться «Никита Кожемяка и огненный цветок», но в итоге вышел под сокращенным названием.


Главный герой мультфильма - Никита, маленький мальчик, сын знаменитого богатыря Кожемяки. Отец героя в прошлом победил дракона, и Никита считает, что способен повторить отцовский подвиг. Отец пытается уберечь героя, но Никита нарушает родительские запреты и ввязывается в приключение. Герой попадает в волшебный мир, где он должен одолеть дракона, победить ведьму и попасть обратно домой.

Никиту озвучивали: в украинской версии - юный актер Арсен Шавлюк, полуфиналист проекта «Голос.Дети», а в русском дубляже - , солист группы «MBAND». В основу сценария легла не былина, а созданная по ее мотивам сказка о Никите Кожемяке, автор которой - Антон Сияника.


В кино образ Никиты Кожемяки появлялся однажды -в черно-белом фильме-сказке «Кащей Бессмертный», поставленном в 1944 году режиссером . Роль Никиты исполнил актер . Позже тот же актер сыграл другого былинного персонажа - богатыря в фильме 1965 года «Илья Муромец».

В фильме «Кащей Бессмертный» богатырь Никита Кожемяка возвращается с охоты и обнаруживает на месте дома пепелище, а невеста пропала незнамо куда. Старичок-лесовичок рассказывает герою, что в бедствии повинен . От лесовика герой получает шапку-невидимку и с этим «гаджетом» отправляется за тридевять земель искать возлюбленную. Побродив по дорогам, герой натыкается на камень, который сообщает путнику о трех ждущих того опасностях.


Герой попадает в некий арабский город, где находит боевого друга - Булата Балагура. Тот украл ковер-самолет, и за это его собираются казнить. Никита спасает вора, используя шапку-невидимку, и вдвоем герои отправляются на ковре в царство Кащея. Проникнув невидимыми в замок врага, герои находят там Марью Моревну.

Героиня спит колдовским сном и просыпается только тогда, когда Кащей надевает той волшебное кольцо на палец. Кащей пристает к героине на предмет замужества, героиня отвергает старого негодяя и тот усыпляет Марью снова.


Никита и Булат, подслушавшие разговор, узнают тайну кащеевой смерти. Герои пробуждают Марью тем же способом, что и Кащей, и пробуют сбежать, но замок окружен высокими стенами и полон стражников. В финале Никита бьется с Кащеем насмерть, сносит тому голову, но голова отрастает заново. Кащея побеждают, когда хитроумный Булат находит смерть кащееву, после чего герои возвращаются домой.

Режиссер Юрий Уткин поставил детский кукольный спектакль «Никита Кожемяка и Змей Горыныч» в иркутском театре кукол «Аистенок». Премьера состоялась в декабре 2000 года.

Цель. Знакомство с историческим образом былинного богатыря Никиты Кожемяки. Учить отвечать на вопросы связно, последовательно, употребляя в речи сложные предложения, развивать умения рассуждать, анализировать. Воспитывать чувство ответственности, уважения и гордости за богатырскую силу России. Вызвать желание подражать богатырям, совершать героические поступки на благо Родины. Дать почувствовать свою причастность к истории нашего великого народа. Воспитывать интерес к национальной культуре, чувство гордости за своих предков.

Ход занятия.

1.Приветствие. Здравствуйте, мои хорошие! Собрались мы сегодня на беседу добрую, да складную, чтобы красны девицы послушали, а добры молодцы призадумались!

Слава русской стороне! Слава русской старине! И про эту старину Я рассказывать начну, Чтобы дети знать могли О делах родной земли.

Хорошо живется на Руси-матушке, велика и могуча наша страна, широко раскинулась по полям да по лесам. Много здесь богатств, много рыбы красной, да меха ценного, много ягод да грибов…. Только неспокойно стало в царстве - государстве нашем. Повадились налетать на нас силы тёмные да нечисть всякая… Русская земля славилась мужественными и сильными людьми. Много славных подвигов совершили они, оберегая свою землю и в давние времена. Давайте поговорим о богатыре Никите Кожемяка.

2.Слушаем. ) Если богатырь на страже - Может быть уверен каждый: От врагов защищена Наша матушка-земля! Просмотр мультфильма «Никита Кожемяка».

Обсуждение мультфильма «Никита Кожемяка»

3.Беседуем .

Назовите местность, где проживал Никита Кожемяка. (Нижний Новгород)

Чем занимался Никита Кожемяка? (мял кожи)

С какой просьбой царь Владимир обратился к Никите Кожемяке? (Побороть Змея Горыныча)

В какую одежду, обувь был одет главный герой? (рубаха, штаны, сапоги) Одет в белую рубаху, с закатанными рукавами. На рукавах вышивка. Ворот и низ рубахи отделаны красной каймой. Подпоясан богатырь поясом цвета бирюзы. Костюм дополняют белые штаны с голубыми полосами. Поверх рубахи темно-серый фартук. За спиной у богатыря висят на веревках куски бычьей кожи). (Показ слайда).

Рубаха в глазах наших предков обладала магической силой. Сама ткань считалась непроницаемой для злых духов. Поэтому важно было защитить те места, где кончалась ткань одежды и начиналось тело человека: шею, ноги, руки. Поэтому и покрывали орнаментом-оберегом горловину, места предплечий низ рукавов, подол рубахи.

Назовите внешний облик Никиты Кожемяки: рост, телосложение, прическа: цвет и длина волос. (Богатырского телосложения. Светлые волосы средней длины, подвязаны красной узкой лентой. Развиты мускулы на руках и ногах).

Никита Кожемяка стоит в позе, широко расставив ноги, руки полусогнуты. Ему навстречу молодые люди согнувшись от тяжести. волокут кувшин питья:

«Ай да силища богатырская! Смельчаку у нас почет-уважение - испей доброго меду нашего». (Показ слайда). Видно, что люди, жившие рядом с ним, уважали Никиту

Каким себя Никита Кожемяка показывает перед царем? (Никита Кожемяка по натуре своей был застенчивым, робким. Из-за неуверенности в своих силах отказался выполнить просьбу царя Владимира).

Какого роста Никита Кожемяка? (среднего, неприметного)

Каким вы себе представляете этого богатыря? Опишите его.

(Сильный, огромного роста, широкоплечий, могучий, смелый, трудолюбивый.)

Каким способом князь Владимир проверил силу Никиты Кожемяки? (борьбой с разъяренным быком)

- Какая злая сила угрожала Киеву?

Кто такой Змей Горыныч? (Дракон, количество голов змея бывает от трех до двенадцати. В случае нападения дракон способен извергать огонь. У Змея есть крылья, длинный хвост стрелой и когтистые лапы).

Как отнеслись жители к появлению змея?

Почему они стали отдавать дочерей на съедение ему? (Не было силы, которая могла ему противостоять.)

Что произошло с царской дочерью?

Подумайте, почему не к своим воинам, а именно к Никите Кожемяке обратился царь с просьбой спасти Царевну? (Вынужден обратиться к нему, только Никита мог победить змея.)

Сразу ли согласился Никита идти спасать царскую дочь?

На какую хитрость пошел царь?

Что же заставило Никиту пойти на бой со Змеем Горынычем? (Жалко стало Никите детей беззащитных, которых легко может обидеть каждый, и соглашается помочь им). (Показ слайда).

Какие черты характера проявляются у героя, когда он видит плачущих детей? (Доброта, любовь к Родине, к своему народу.)

- Какими словами можно заменить слово «богатырь»? (Богатырь - силач, борец, воин, храбрец)

Какие национальные черты русского характера прославляет сказка?

Смог ли змей одолеть богатыря?

Что предложил Змей-Горыныч Никите? - Почему Никита стал делить землю, а потом море? (С целью перехитрить Змея и победить зло.)

Какие черты характера проявляются у героя в данной момент?

(Мудрость, смекалка, находчивость, хитрость.)

Какими словами заканчивается сказка? Расскажите.

Какая черта проявилась у Никиты? (Бескорыстие.)

Подумайте и скажите, почему люди сочинили сказку о простом человеке, ремесленнике, который в принципе не являлся профессиональным воином? Вот преграда на пути Её так просто не пройти Надо быстро вспоминать И пословицы сказать! (Нужно сказать пословицы о смелости, отваге и Родине русских героев)

Дружно за мир стоять - войне не бывать.

Кто Родине верен, тот в бою примерен. - Тот герой, кто за Родину горой. -Кто смел тот на коня сел. -За край свой насмерть стой. -Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит. -Сам погибай, а товарища выручай. -С родной земли умри, но не сходи. -Жить - Родине служить. -Счастье Родины - дороже жизни. -Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт. -Если дружба велика, будет Родина крепка.

4.Обобщаем. Жили на Руси такие люди, которые сражались с врагами за родную землю. Они славились своими добрыми делами, мужеством, удалью, благородством. В народе защитников Руси любили и уважали, за доброту, отвагу, смекалку, бескорыстность, любовь к своему народу. Про них слагали песни, сказки, былины. Защитников Руси объединяла любовь к Родине, они вставали на защиту своей земли при каждой опасности. Сказка прославляет черты русского характера: смелость, мудрость, храбрость, трудолюбие, отвагу, широту души, бескорыстие, доблесть, доброту.

5.Играем. Дидактическая игра «Старинное и современное оружие». Игра «Кокой богатырь?» Воспитатель перечисляет разные качества, и если они подходят к богатырям, дети хлопают в ладоши, а если, это качество не подходит - топают ногами: храбрый, трусливый, отважный, лживый, мужественный, сильный, жадный, щедрый, справедливый, выносливый, смелый, ловкий. Подвижная игра: "Змей Горыныч и Никита Кожемяка".

6.Творим, рисуем, радуемся. У каждого богатыря в старину должен был быть надежный друг, боевой товарищ — верный конь. Богатырь заботился о нем, и животное служило ему верой и правдой, выручая в самых трудных ситуациях. Лепка богатырского коня. 7.Прощалочка . Ну вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие в прошлое. Давайте вспомним о том, какой завет оставили богатыри нам, своим потомкам: защищать с вою Родину, беречь ее, защищать слабых, бедных, стариков и детей, быть сильными, храбрыми, мужественными и отважными, любить свою землю, свой народ.

Богатырское наше правило:

Надо другу в беде помочь,

Отстоять в борьбе дело правое,

Силой силушку превозмочь!

Все были молодцами, хорошо выполняли все задания, были внимательными, сообразительными, ловкими и смелыми. И я хочу сделать вам подарки - раскраски о русских витязях. Спасибо за внимание.





























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Занятие № 1

Тема: "Создание образа народного героя-богатыря из русской народной сказки "Никита-Кожемяка"

Цель занятия. Передача художественного образа народного героя-богатыря через просмотр современного мультфильма "Никита-Кожемяка".

  1. Учить детей свободно передавать былинный образ фигуры человека красками на бумаге.
  2. Развивать творческую активность, фантазию при создании эскиза художественного образа былинного героя простыми карандашами на бумаге, анализировать художественное произведение при составлении устного портрета сказочного героя.
  3. Воспитывать чувство патриотизма и любви к художественным произведениям разных направлений.
  • Беседа
  • ИКТ: мультимедийная презентация; мультфильм "Никита Кожемяка"
  • Упражнение "Продолжи поговорку".

Материалы и инструменты.

  • Раскраски с изображением былинных героев.
  • Схемы пошагового рисования человека.
  • Карточки для упражнения "Продолжи поговорку"
  • Бумага, простые карандаши, ластики, точилки.

Зрительный ряд: надписи на доске: "Художник-миниатюрист", "Художник-иллюстратор", "Художник-мультипликатор"; рисунок-образец "Никита Кожемяка".

Ход занятия

I Вводная часть занятия

Сегодня мы с вами познакомимся с былинно-сказочным творчеством художников разных направлений: палеха, книжной графики, мультипликации. Тема нашего занятия "Изображение былинно-сказочного образа Никиты Кожемяки" и создадим художественный образ народного героя-богатыря карандашами на бумаге через просмотр современного мультфильма "Никита-Кожемяка".

3. Настрой детей на занятие.

II Основная часть занятия

1. Просмотр мультфильма "Никита Кожемяка".

2. Обсуждение мультфильма "Никита Кожемяка":

Назовите местность, где проживал Никита Кожемяка. (Нижний Новгород)

Чем занимался Никита Кожемяка? (мял кожи)

С какой просьбой царь Владимир обратился к Никите Кожемяке? (Побороть Змея Горыныча)

В какую одежду, обувь был одет главный герой? (рубаха, штаны, сапоги)

Назовите внешний облик Никиты Кожемяки: рост, телосложение, прическа: цвет и длина волос. (громадная фигура, русые волосы средней длины)

3. Просмотр презентации "Никита Кожемяка" слайды 3-16. Знакомство с историческим образом былинного богатыря Никиты Кожемяки.

1) "Былинные времена" (Слайд 3).Чтение текста в слайде.

2) "Портрет Никиты Кожемяки" (Слайд 4). Педагог кликает мышью по изображению.

Из слов Бабы Яги понятно, что Никита Кожемяка обладал силой не мерянной. Только Никите Кожемяке по силам было справиться со Змеем Горынычем. Педагог кликает мышью по слайду.

Обратите внимание на портрет Никиты Кожемяки. Черты лица европейского типа. Цвет волос и глаз светлый. Развиты мускулы на руках и ногах. Одет в белую рубаху с вышивкой красного цвета. Поверх рубахи темно-серый фартук. За спиной у богатыря висят на веревках куски бычьей кожи. Подтверждением этому является легенда о Никите Кожемяке, описанная в повести временных лет от 992 года.

4. Знакомство детей с легендой о Никите Кожемяке.

5. Анализ легенды:

  1. Как описывается характер Никиты Кожемяки в легенде? (застенчивый, добрый)
  2. Какого роста Никита Кожемяка? (среднего, неприметного)
  3. Каким способом князь Владимир проверил силу Никиты Кожемяки? (борьбой с разъяренным быком)

Мы просмотрели мультфильм о Никите Кожемяке, познакомились с легендой о нем.

6. Продолжение просмотра презентации.

А теперь рассмотрим, каким образ Никиты Кожемяки представляют художники разных направлений. На одной из своих иллюстраций (педагог кликает мышкой) художник Юрий Скирда изобразил героя с развитыми мускулами, также в белой рубахе с закатанными рукавами. На рукавах вышивка. Ворот и низ рубахи отделаны красной каймой. Подпоясан богатырь поясом цвета бирюзы. Костюм дополняют белые штаны с голубыми полосами. На лбу белая повязка. Никита Кожемяка стоит в позе, широко расставив ноги, руки полусогнуты. Ему навстречу молодые люди согнувшись от тяжести. волокут кувшин питья:

"Ай да силища богатырская!
Смельчаку у нас почет-уважение -
испей доброго меду нашего".

Видно, что люди, жившие рядом с ним, уважали Никиту. Сам царь к Никите пожаловал. Каким себя Никита Кожемяка показывает перед царем?

Педагог кликает мышью по следующему изображению-видео.

Оказывается Никита Кожемяка по натуре своей был робким. Из-за неуверенности в своих силах отказался выполнить просьбу царя Владимира. Что же заставило Никиту пойти на бой со Змеем Горынычем?

3) "Характер Никиты Кожемяки" (Слайд 5).

Рассмотрим изображение, где Никита Кожемяка тушит пожар. В руках у него емкость, размером с двухэтажный дом, из которой льется вода. Художник намеренно изобразил героя огромного роста, показав его богатырскую силу. Богатырь одет в светлую рубаху, темно-серый фартук, штаны светло-серые, красные сапоги. Художник изобразил еще одну черту характера Никиты Кожемяки, что богатырь всегда готов прийти на помощь людям, оказавшимся в беде. В рисунке художника Владимира Долгова Никита Кожемяка богатырского телосложения, в красно-коричневой рубахе. На груди и на рукавах рубахи орнамент белого и красного цветов. Длинный коричневый фартук. Светлые волосы средней длины, подвязаны красной узкой лентой.

Вокруг Никиты изображены плачущие дети. Глаза Никиты Кожемяки печальны. (Педагог кликает мышью по нижнему изображению справа: просмотр фрагмента из мультфильма). Жалко Никите детей беззащитных, которых легко может обидеть каждый, и соглашается помочь им.

4) "Изображение былинного героя палехскими мастерами" (Слайд 6).

Одной из традиций палехских художников является изображение различных сказочных сюжетов. За доброту, отвагу, смекалку, бескорыстность, любовь к своему народу, мастера палехского искусства отобразили подвиг Никиты Кожемяки в своих работах.

Перед вами две шкатулки, на которых Никита Кожемяка одет в белую рубаху с засученными рукавами, красный фартук на левой шкатулке и красные штаны на правой. Ноги его обмотаны белыми онучами, т.е. портянками и обуты в лапти. В руках у Никиты дубина с утолщенным концом - палица.

На левой шкатулке в ногах у богатыря притаился на коротких лапах дракон черного цвета, цвета тьмы, беды. Изо рта язык раздвоенный торчит. Смотрит на Никиту так, словно хочет укусить его. На другой шкатулке косматое чудовище красного цвета с зелеными крыльями стережет плачущую царевну.

Тщательно, и четко, и в то же время изящно расписали художники людей, животных, пригорки, растительность, постройки. Каждая композиция продумана до мелочей.

Профессия художника, занимающегося росписью лаковых миниатюрных изделий, называется "художник-миниатюрист". Отличительные черты палехской росписи - миниатюрное, мелочное письмо, многообразие элементов композиции и их живописность. Обыкновенная коробочка из папье-маше сегодня считается ювелирной драгоценностью.

Палехские художники также занимаются и книжной графикой. На иллюстрации "Бой Никиты Кожемяки со Змеем Горынычем" художник Алексей Орлеанский изобразил героя в зеленой рубахе с мечом в руке, в красной накидке и красных сапогах с белыми отворотами, облегающих черных штанах с мелким зеленым узором. На открытке художник Зайцев А. изобразил Никиту в оранжевой рубахе с белыми отворотами и белом фартуке, в синих штанах.

5) "Художники-иллюстраторы" (Слайд 7).

Художники, занимающиеся искусством книжной графики относятся к профессии "художники-иллюстраторы". На иллюстрации "Змей Горыныч" художника Николая Михайловича Кочергина Никита Кожемяка в белой рубахе, красном фартуке замахивается плеткой на дракона. На следующей иллюстрации художник Владимир Долгов показывает Никиту Кожемяку в костюме красных, коричневых и белых цветов.

6) "Иллюстрации разных художников" (Слайд 8).

На слайде представлены иллюстрации художников-иллюстраторов, на которых Никита Кожемяка одет в белую или красную рубахи, белые или голубые штаны, белые или темно-серые онучи. Каждый художник в своем произведении по-своему раскрывает сказочного богатыря. У Виталия Луьяненко поверх рубахи герой обмотан накидкой, скрепленной на талии поясом, у Сергея Даниленко Никита в шлеме и обмотан толстыми веревками. Сергей Сачков изобразил Никиту Кожемяку с золотистыми волосами подвязанными красной лентой. Подпоясан Никита черным пояском. Верхняя часть туловища художником намеренно зрительно преувеличена, чтобы показать мощь богатыря.

Художники Ирина и Владимир Пустоваловы в своих иллюстрациях добавили в костюм Никиты Кожемяки, толстые серые веревки (пеньку), серый фартук, голубую повязку, скрепляющую волосы.

7. Работа с таблицей "Цветовые символы славянской мифологии"

Педагог обращает внимание детей на таблицу "Цветовые символы в Славянской мифологии". Приложение № 2.

Не случайно художники использовали в своих произведениях определенные цвета. В стародавние времена одежда считалась оберегом богатыря, защищая его от гибели. Рубаха белого цвета одевалась перед битвой, на чистое тело.

7) "Изображение былинного героя художниками-мультипликаторами" (Слайд 9).

Над созданием мультфильма работают много людей. В том числе и художники-мультипликаторы, которые рисуют эскизы героев мультфильма. Перед вами два рисунка с изображением Никиты Кожемяки из рисованных мультфильмов. (Педагог кликает мышью). На следующем рисунке изображен мальчик " - это Никита Кожемяка в детстве из современного мультфильма "Никита Кожемяка". В детали изображения, в отличие от рассмотренных рисунков добавлены тени и рисованный персонаж кажется немного объемным. (Педагог кликает мышью). Последнее изображение выполнено художниками-аниматорами по рисункам художников-мультипликаторов с помощью специальных компьютерных программ в трехмерном изображении. Наш герой выглядит объемной игрушкой.

8) "Изображение Змея Горыныча" (Слайд 10).

Змей Горыныч - дракон, т.е. фантастическое существо. В разных сказках количество голов змея бывает от трех до двенадцати. В случае нападения дракон способен извергать огонь. У Змея есть крылья, но о них известно то, что они могут быть "огненными". Тело змея в сказках не описывается, однако на картинках, изображающих змея, излюбленными деталями являются длинный хвост стрелой и когтистые лапы. В одних сказках Змей Горыныч живет в воде, спит на камне в море, в других сказках он живет в горах. В разных странах мира тоже существуют свои драконы. Вот, например анимационная картинка восточного дракона, который очень схож с русским Змеем Горынычем и подходит под описание в произведении "Былины и героические сказки". (Педагог кликает мышью по слайду. Появляется анимированная картинка дракона).

8. Викторина "Никита Кожемяка" (Слайды 11 - 15).

9. Упражнение "Продолжи поговорку". Дети делятся на две команды. Каждой команде дается набор карточек с поговорками, разделенными на части. Побеждает команда, первая собравшая все карточки правильно. Приложение № 2.

10. Инструктаж по практической работе. Создание эскиза богатыря Никиты Кожемяки. "Построение фигуры богатыря" (Слайд 17).

У взрослого мужчины рост составляет около восьми голов. Исходя из этих идеальных пропорций головы и тела, можно приблизительно определить сравнительную величину других частей фигуры. Ноги начинаются на уровне середины фигуры, т.е. четырех голов. Границы проходят приблизительно через подбородок, грудь, талию и середину фигуры; бедра приходятся на середину высоты тела. Верхняя и нижняя части ноги составляют каждая по две "головы". Наиболее широкая часть у мужчины, как правило - плечи, составляющие две и одну треть "головы". Так как наша задача нарисовать богатыря в одежде, то необходимо учитывать его крупное телосложение и толщину одежды, обуви.

11. Практическая работа . Построение фигуры богатыря простыми карандашами на бумаге.

III Итоговая часть занятия

1. Рефлексия занятия.

Что понравилось сегодня на занятии?

С какими профессиями художников познакомились?

Вызвал ли у вас интерес к работе по слайдам презентации?

2. Анализ педагогом эскизов детей.

Занятие № 2 (продолжение)

Тема занятия: "Создание былинного образа богатыря Никиты Кожемяки красками в цвете"

Продолжительность занятия - 1,5 ч.

Занятие проводится с детьми третьего года обучения. Возраст детей 10 - 12 лет

Цель занятия: создание условий для оформления сказочного образа богатыря в цвете красками на бумаге.

  1. Создать в цвете образ богатыря Никиты Кожемяки.
  2. Развивать творческую активность, фантазию при создании художественного образа былинного героя с помощью техник аля-прима; набрызг, печатание.
  3. Оформить фигуру богатыря с использованием цветовой и орнаментальной славянских символик.
  4. Воспитать в детях любовь к истории и живописи русского народа.

Дидактическое сопровождение занятия:

  • Беседа
  • ИКТ: мультимедийная презентация.
  • Подвижная игра: "Змей Горыныч и Никита Кожемяка".

Материалы и инструменты.

  • Иллюстрации с изображением русского героя.
  • Бумага, простые карандаши, ластики, точилки, краски, кисточки, салфетки.

Оборудование: экран, мультимедийный проектор.

Зрительный ряд: надписи на доске: рисунок-образец "Никита Кожемяка"; таблицы: "Цветовые символы в Славянской мифологии", "Славянские символы"; плакаты с надписями: "Я не победимый Змей, кто желает быть добычею моей"; "Вместе мы сила, мы не победимы".

Ход занятия

I Вводная часть занятия

1. Приветствие педагогом детей.

Сегодня на занятии мы продолжаем работу по созданию образа богатыря Никиты Кожемяки по мотивам мультфильма.

Занятие проводится с целью создания былинного образа богатыря Никиты Кожемяки в цвете.

Цель занятия: создание условий для оформления сказочного образа богатыря в цвете красками на бумаге.

2. Проверка организации рабочего места: расположение бумаги, красок, кисточек, салфеток на столе.

3. Настрой детей на занятие. Смачивание красок.

II Основная часть занятия

1. Самостоятельный просмотр детьми мультимедийной презентации (фоновое сопровождение практической работы). Слайды 17 - 27

    1.1 "Построение фигуры богатыря" (Слайд 17). Педагог напоминает правила построения фигуры богатыря.

    1.2 "Поэтапное построение лица" (Слайд 18

Жанр: сказка Главные герои: Никита, змей

Когда-то, очень давно, возле Киева появился страшный Змей. Он наносил окрестностям большие беды – разорял, грабил ближайшие города и села, и забирал на съедение самую красивую из девушек. Через некоторое время очередь дошла до дочери царя. Но Змей, потрясенный ее красотой, не съел царевну, а взял себе в жены и запер в пещере. Когда он уходил на свой ужасный промысел, то запирал ее огромным валуном. У царевны была собачонка, она проследила куда Змей уволок красавицу и, когда того не было, то носила от царевны весточки к родным. Однажды царь попросил узнать у Змея, кто его сильней и сможет победить. Царевна так и сделала и написала, чтоб родители нашли в Киеве Никиту Кожемяку – только он может ее освободить.

Когда царь попросил Никиту помочь одолеть Змея тот поначалу отказался, но увидев слезы тысячи маленьких детей, оставшихся сиротами из-за бесчинства Змея, согласился. Он вызвал на бой чудовище и когда победил его, Змей взмолил о пощаде. Тогда Никита предложил поделить землю, чтоб у каждого была своя территория. Никита запряг Змея в соху, и они пропахали огромную борозду до самого моря. Разделив землю, они стали делить воду, и на самой середине моря Никита утопил Змея. За свой героический подвиг Никита ничего не взял и продолжил, как прежде, мять кожи. Говорят, до сих пор осталась та борозда.

Сказка (повесть, былина) Никита Кожемяка.

Картинка или рисунок Никита Кожемяка

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Пушкин Арап Петра Великого

    Жизнь наша полна предрассудков. Все можно испортить, и только из-за своего какого-то совсем неважно го мнения, которое когда-то сформировалось. Предрассудками полны все люди.

  • Краткое содержание Чехов Случай из практики

    К тяжелобольной дочери фабриканта приглашают профессора. Вместо себя доктор присылает ординатора Королева. Родившийся и выросший в Москве

  • Краткое содержание Раковый корпус Солженицын

    «Раковый корпус» - это место, где пришлось встретиться абсолютно разным, не похожим друг на друга людям. Людей, которых трудно представить в компании друг друга вне стен онкологического медучреждения

  • Краткое содержание Чапаев Фурманов

    В произведении показана жизнь и трагическая гибель красного комиссара Василия Чапаева. Роман начинается с событий, которые происходят в 1919 году на Иваново-Вознесенском вокзале,

  • Краткое содержание сказки Гримм Рапунцель

    Семье, в которой жил муж с женой, всё никак не удавалось произвести на свет ребёнка. Супруги не отчаивались. И в один чудесный день, женщина узнала, что скоро их семью ждёт пополнение.

Русская народная сказка "Никита Кожемяка"

Жанр: волшебная героическая народная сказка

Главные герои сказки "Никита Кожемяка"

  1. Никита Кожемяка, русский богатырь, который пошел биться со Змеем не ради царевны, а ради сирот.
  2. Змей, сказочное чудище, которое делало сиротами детей и похищало девушек
  3. Царь, князь киевский
  4. Царевна, царская дочь, попала в плен к Змею
План пересказа сказки "Никита Кожемяка"
  1. Похищение царевны
  2. Собачка
  3. Никита Кожемяка
  4. Бой со Змеем
  5. Раздел земли
  6. Смерть Змея
Кратчайшее содержание сказки "Никита Кожемяка" для читательского дневника в 5 предложений:
  1. Змей крадет царскую дочь, а та через собачку сообщает родителям про Никиту Кожемяку
  2. Царь с помощью сирот упрашивает Кожемяку убить Змея
  3. Кожемяка вызвал Змея и чуть не задушил его.
  4. Змей предлагает делить землю
  5. Как разделили землю, погнал Кожемяка Змея воду делить и утопил его.
Главная мысль сказки "Никита Кожемяка"
Русский богатырь берет не только силой, но и хитростью.

Чему учит сказка "Никита Кожемяка"
Сказка учит нас отзывчивости, учит заступаться за слабых, учит тому, что против врага любые средства хороши. Учит проявлять хитрость и находчивость.

Отзыв на сказку "Никита Кожемяка"
Сказка "Никита Кожемяка" мне очень понравилась, ведь в ней показан настоящий русский богатырь, который двенадцать кож разом рвет, который триста пудов на себя наматывает и которого боится сам Змей. Это героическая сказка, в которой богатырь побеждает зло и восстанавливает справедливость, причем не ищет выгоды и славы для себя.

Признаки волшебной сказки:
Волшебное сказочное чудовище - Змей
Гиперболы - триста пудов, двенадцать кож, пять тысяч сирот
Сказочный подвиг - деление земли и моря.

Пословицы к сказке "Никита Кожемяка"
Не родом славен богатырь, а подвигом.
Богатырская рука однажды бьет.
Славна богатырями земля Русская.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки "Никита Кожемяка"
Повадился в одно время в Киев летать страшный змей, много народу погубил. Утащил однажды он царскую дочь, да с ней собачка увязалась.
И царевна, как улетит Змей, посылала собачку с сообщениями к царю с царицей.
Наказал царь дочери узнать, кого боится Змей и ему сообщить.
Оказалось, что боится Змей только Никиты Кожемяки. Пошел царь лично к Никите, а тот в это время кожи мял. Испугался царя и порвал все кожи разом. А потому осерчал и отказался на Змея идти.
Но царь привел к Никите пять тысяч сирот и не смог детям отказать Кожемяка. Обмотался пенькой, и пошел к Змею. Стал того на бой вызывать, бревна растаскивать.
Вышел Змей, бился с ним Кожемяка, душить начал. Взмолился Змей - не убивай меня, давай лучше весь мир меж собой разделим.
Согласился Кожемяка, впряг Змея в соху и провел черту до Черного моря. А потом погнал Змея воду делить. тут и утонул Змей.
А Кожемяка домой вернулся кожи мять.

Иллюстрации и рисунки к сказке "Никита Кожемяка"