Смерть Василия III. Болезнь и смерть Василия III. "странная" смерть василия шукшина

Хроника умирающего «бога» (причины смерти отца Ивана Грозного) March 7th, 2011

В переводе на современный русский эта история болезни выглядит примерно так (многоточия - удаленный мною текст):

Мужчина 54 года. Заболел 1 октября 1534 г. На сгибе бедра левой ноги, в области паха, появилась небольшая болячка размером с булавочную головку; «корки на ней нет, ни гною в ней нет, а сама багровая».

Езда на лошади больному стала даваться с трудом из-за боли. Через неделю- он уже не мог сидеть а только лежал в кровати. Есть мог немного.

Лечить начали с прикладывания к болячке пшеничной муки с пресным медом и печеного лука, от этого болячка начала краснеть; ... «и появился на болячке как будто небольшой прыщ, и появилось в ней немного гною». Так продолжалось две недели.

Гной практически не выходил из болячки, «корки на ней не было, рана же была такой, как будто в нее что-то воткнуто: и не увеличивается она и не уменьшается». Стали прикладывать мазь к болячке, из нее пошел гной, сначала немного, а потом до полутаза и по целому тазу. Настроение у больного было подавленное и «тогда же и грудь ему сильно сдавило». Для облегчения использовали горшки трехдневные и семянники, и от этого «все опустилось вниз», но болезнь не отступала. С этого момента он практически перестал есть.

26 октября состояние больного до того ухудшилось что он переделывает свое завещание.

....5 ноября, ночью количество натекшего гноя уже превышало один таз, и из болячки вышел стержень — размером больше тридцати сантиметров, но не весь. Думая, что это признак выздоровления у больного улучшилось настроение. К тому же от новой мази опухоль немного уменьшилась… Он совсем не вставал с постели, все время лежал; и его переворачивать одной стороны на другую, потому, что сам он не мог уже это делать.

В конце концов, он перестал чувствовать боль; рана его не увеличивалась, но только запах от нее шел тяжелый и сочилась из нее жидкость, как из трупа.

Перед смертью больной перестал владеть языком, а затем его правая рука перестала подниматься.

Смерть наступила 3 декабря 1534 г. в полночь. После смерти он побелел, запах от раны исчез и более того стал приятным.


Первая реконструкция этой болезни была сделана еще в начале 19 века. Было высказано предположение что Василий III умер от вереда (фурункул) . Судя по всему, медики не рассматривают версию с отравлением великокняжеской особы. Методы лечения пациента, а именно прикладывание печеного лука были обычны для лечения гнойников в средневековой Руси.

К сожалению, мы не знаем состав мази, которым обрабатывали «болячку». Но судя по ее действию, вряд ли она сделала пациенту хуже.

Любопытно, что врачи, которые лечили Великого князя, остались в живых после его смерти (еще в 15 веке такой исход лечения августейших особ заканчивался смертной казнью). Обвинения в отравлении тоже не последовало.

Это хоть и слабое, но все-таки подтверждение того факта что для того уровня медицины было сделано все что можно. И с этим все согласились.

С точки зрения современной медицины болезнь Василия III скорее всего была гнойным воспалением тазобедренного сустава (гнойный артрит) . Лечение - через инъекции антибиотиков, а в запущенных случаях- хирургическое.

Также, учитывая летальность заболевания можно предположить что речь идет об одной из самых распространенных зараз Средневековья- туберкулезе. Как пример, смерть князя Василия Темного в 1462 году от туберкулеза легких ("сухотной болести"). В случае с Василием III это был генерализованный туберкулез - костный, с натечником и туберкулезом легких (чахоткой).

Итого :

Обе вероятные болезни Василия III предполагают изменения в костях больного, что можно установить при эксгумации тела. Его гробница расположена в Архангельском соборе Московского Кремля среди могил прочих русских князей доромановской эпохи. Замурованность этого (как и остальных) захоронения потрясающая. Остается надеяться, что науке предоставится удобный случай установить истину…

Литература

При Василии III к Москве присоединились последние полусамостоятельные уделы и княжества. Великий князь ограничил привилегии княжеско-боярской аристократии. Прославился победной войной против Литвы.

Детство и юность

Будущий император русов родился весной 1479 года. Нарекли великокняжеского отпрыска в честь Василия Исповедника, при крещении дали христианское имя Гавриил. Василий III – первый сын, рожденный мужу Софьей Палеолог, и второй по старшинству. На момент его рождения единокровному брату исполнился 21 год. Позже Софья родила супругу еще четверых сыновей.


Путь Василия III к престолу был тернист: главным наследником и правопреемником государя считался Иван Молодой. Вторым конкурентом на престол оказался сын Ивана Молодого – Дмитрий, которому благоволил августейший дед.

В 1490 году старший сын Ивана III скончался, но бояре не желали видеть на престоле Василия и встали на сторону Дмитрия и его матери Елены Волошанки. Вторую супругу Ивана III Софью Палеолог и ее сына поддержали руководившие приказами дьяки и боярские дети. Сторонники Василия подталкивали его к заговору, советуя княжичу убить Дмитрия Внука и, захватив казну, бежать из Москвы.


Государевы люди раскрыли заговор, причастных казнили, а взбунтовавшегося отпрыска Иван III посадил под стражу. Заподозрив жену Софью Палеолог в недобрых намерениях, Великий князь Московский начал ее остерегаться. Узнав, что к супруге приходят ворожеи, государь приказал схватить «лихих баб» и под покровом ночи утопить в Москве-реке.

В феврале 1498-го Дмитрия венчали на княжение, но через год маятник качнулся в противоположную сторону: милость государя покинула внука. Василий по велению отца принял в княжение Новгород и Псков. Весной 1502 года Иван III заключил невестку Елену Волошанку и внука Дмитрия под стражу, а Василия благословил на великое княжение и объявил всея Руси самодержцем.

Правление

Во внутренней политике Василий III был приверженцем жесткого правления и считал, что власть не должна ограничиваться ничем. Он без промедления расправлялся с недовольными боярами и в противостоянии с оппозиционерами опирался на церковь. Но в 1521 году под горячую руку Великого князя Московского попал митрополит Варлаам: за нежелание становиться на сторону самодержца в борьбе против удельного князя Василия Шемякина священника сослали.


Критику Василий III считал неприемлемой. В 1525 году казнил дипломата Ивана Берсень-Беклемишева: государственный деятель не принял греческих нововведений, привнесенных в жизнь Руси матерью государя Софьей.

С годами деспотия Василия III усилилась: государь, увеличивая количество земельного дворянства, ограничил привилегии бояр. Сын и внук продолжил начатую отцом Иваном III и дедом Василием Темным централизацию Руси.


В церковной политике новый государь встал на сторону иосифлян, которые отстаивали право монастырей на владение землей и имуществом. Их противники-нестяжатели были казнены или заточены в монастырских кельях. В годы правления отца Ивана Грозного появился новый Судебник, не дошедший до наших дней.

На эпоху Василия III Ивановича выпал строительный бум, начало которому положил его отец. В Московском Кремле появился Архангельский собор, а в Коломенском – храм Вознесения Господня.


До наших дней сохранился и двухэтажный путевой дворец царя – один из древнейших в российской столице памятников гражданской архитектуры. Таких небольших дворцов («путинок»), в которых Василий III и сопровождавшая царя свита отдыхали перед въездом в Кремль, было немало, но сохранился лишь дворец на Старой Басманной.

Напротив «путинки» есть еще один памятник архитектуры – храм Никиты Мученика. Он появился в 1518 году по повелению Василия III и первоначально был деревянным. В 1685-м на его месте построили каменную церковь. Под сводами древнейшего храма молились , Федор Рокотов, .


Во внешней политике Василий III отметился как собиратель земель русских. В начале его правления попросили присоединить их к Московскому княжеству псковичи. Царь поступил с ними, как ранее Иван III с новгородцами: переселил из Пскова в Москву 3 сотни знатных семейств, отдав их вотчины служилым людям.

После третьей осады в 1514 году был взят Смоленск, для завоевания которого Василий III применил артиллерию. Присоединение Смоленска стало самым крупным военным успехом государя.


В 1517-м царь посадил под стражу сговорившегося с крымским ханом последнего князя рязанского Ивана Ивановича. Вскоре его постригли в монахи, а удел «доточили» до Московского княжества. Затем сдались Стародубское и Новгород-Северское княжества.

В начале правления Василий III заключил мир с Казанью, а после нарушения соглашения отправился в поход против ханства. Успехом увенчалась война с Литвой. Итогами правления государя всея Руси Василия Ивановича стало укрепление страны, о ней узнали за дальними рубежами. Завязались отношения с Францией и Индией.

Личная жизнь

Иван III женил сына за год до своей кончины. Подобрать знатную супругу не удалось: женой Василию выбрали Соломонию Сабурову, девушку небоярского рода.

В 46 лет Василий III всерьез озаботился тем, что жена так и не подарила ему наследника. Бояре посоветовали царю развестись с бесплодной Соломонией. Митрополит Даниил одобрил развод. В ноябре 1525 года великий князь расстался с супругой, которую постригли в монахини Рождественского девичьего монастыря.


После пострига вспыхнули слухи, что заточенная в монастыре бывшая жена родила сына Георгия Васильевича, но убедительных доказательств этому нет. По народной молве, выросший сын Сабуровой и Василия Ивановича стал разбойником Кудеяром, воспетым в некрасовской «Песне о двенадцати разбойниках».

Через год после развода вельможа остановил свой выбор на дочери покойного князя Глинского. Девушка покорила царя образованностью и красотой. Ради князь даже сбрил бороду, что шло вразрез с православными традициями.


Прошло 4 года, а вторая супруга так и не подарила царю долгожданного наследника. Государь вместе с женой отправился по русским монастырям. Принято считать, что молитвы Василия Ивановича и его супруги услышал преподобный Пафнутий Боровский. В августе 1530 года Елена родила первенца Ивана, будущего Иоанна Грозного. Спустя год появился второй мальчик – Юрий Васильевич.

Смерть

Царь недолго наслаждался отцовством: когда первенцу исполнилось 3 года, государь заболел. По пути из Троицкого монастыря в Волоколамск Василий III обнаружил на бедре нарыв.

После лечения наступило недолгое облегчение, но спустя пару месяцев лекарь вынес вердикт, что спасти Василия может только чудо: у больного началось заражение крови.


Могила Василия III (справа)

В декабре царь скончался, благословив первенца на трон. Останки погребены в московском Архангельском соборе.

Исследователи предполагают, что Василий III умер от рака в последней стадии, но в XVI веке медики о такой болезни не знали.

Память

  • В правление Василия III был создан новый Судебник, построены Архангельский собор, Церковь Вознесения Господня.
  • В 2007 году Алексей Шишов опубликовал исследование «Василий III: Последний собиратель земли Русской».
  • В 2009 году состоялась премьера сериала «Иван Грозный» режиссера , в которой роль Василия III досталась актеру .
  • В 2013 году вышла книга Александра Мельника «Московский великий князь Василий III и культы русских святых».

Болезнь и смерть Василия III

21 сентября 1533 года Василий III вместе с женой и двумя сыновьями выехал из Москвы в традиционную богомольную поездку в Троице-Сергиев монастырь. 25 сентября он присутствовал на богослужениях в день памяти Сергия Радонежского. Отдав дань небесному, государь занялся земным и отправился в село Озерецкое на Волоке, где у него были охотничий домик и угодья для «государева прохладу». Прохладиться не получилось: ни с того ни с сего на внутренней стороне бедра, возле паха, появилась багровая опухоль размером с булавочную головку. Невнятная надежда, что великий князь просто натер промежность седлом, быстро улетучилась. Поднялась температура, начались боли, воспаление росло.

Историк А. Е. Пресняков, совместно с врачами изучивший информацию о болезни Василия III, пришел к выводу, что государь заболел гнойным периоститом в острой форме. Периостит - воспаление надкостницы. Гнойная форма заболевания вызывается инфекцией и нередко поражает именно бедренные кости. Надкостница воспаляется, отслаивается, поражаются соседние ткани. Внутри них копится гной. Излечить болезнь, особенно в запущенной форме, можно только хирургическим путем. Иначе - гной попадает в кровь, возможно заражение крови и мучительная смерть. Больной конечности показан полный покой, чтобы не травмировать и без того расслаивающуюся кость.

Придворные медики ничего не знали ни о гнойных операциях, ни о покое. Вместо этого больной великий князь ездил из села в село, в надежде, что в дороге он забудется и боль пройдет. Из Озерецкого он поехал в село Нахабино Троицкого уезда под Москвой, оттуда - в село Покровское. 6 октября в честь Василия III тверской и волоцкий дворецкий И. Ю. Шигона дал пир в Волоколамске. Придворные с искренним энтузиазмом поднимали кубок за кубком за здоровье государя. Не помогло: после пира Василий III заболел настолько, что с трудом смог дойти до стоявшей во дворе «мыльни».

Государь решил не обращать внимание на болезнь и 8 октября собрался в волоколамское село Колпь на охоту. По его приказу туда были высланы ловчие, собаки, соколы. Превозмочь недуг не удалось: проехав две версты, Василий III чуть не упал с коня. Ослабевшего, измученного, испуганного государя отвезли обратно в Волоколамск. Туда прибыли врачи Николай Булев и Феофил, а также Михаил Глинский, который не преминул с умным видом дать несколько медицинских советов. Было решено лечить больного. К больному месту прикладывали пшеничную муку с пресным медом и печеный лук, что немедленно дало эффект: болячка воспалилась, «начала рдетися». Вскоре ее нарвало.

Две недели Василий III провел в Колпи в постели. Когда стало ясно, что ждать улучшения бессмысленно, он приказал нести его в Волоколамск. Нести на руках, на носилках, потому что перевозки на коне или в телеге он бы уже не выдержал. Василий III вообще-то своими победами заслужил, чтобы воины, дети боярские и княжата носили его на руках. Но все равно эта последняя процессия была горькой и печальной.

В Волоколамске, возможно из-за тряски при переходе, нарыв прорвался, и из опухоли вытекло много гноя («яко до полутаза и по тазу»). Наступила слабость, пропал аппетит. Василий III не мог заставить себя проглотить хоть ложку еды. Поняв, что дела плохи, он тайно приказал постельничему Я. И. Мансурову и дьяку Меньшому Путятину съездить в Москву и привезти завещания его отца и других Калитичей. Как образец. Надо было готовиться к смерти, а монарх даже в смерти себе не принадлежит. Нужно успеть отдать последние распоряжения.

Такие распоряжения могли быть обсуждены только коллективно - Василий III понимал, что у него уже не будет возможности проконтролировать их исполнение, вся надежда на соратников, душеприказчиков. Заседание узкого круга ближайших доверенных лиц состоялось у постели умирающего 26 октября. В нем участвовали дворецкие И. Ю. Шигона, И. И. Кубенский, князь М. Л. Глинский, бояре Д. Ф. Бельский и И. В. Шуйский, дьяк Меньшой Путятин. На встречу рвался князь Юрий Дмитровский, но его не пустили и приказали уезжать в Дмитров. Василий III хотел скрыть от удельного брата свою болезнь, опасаясь, как бы тот от близости вакантного трона не потерял бы голову и чего не учудил. Тайну вряд ли удалось полностью сохранить, но, так или иначе, Юрия не включили в число лиц, которые решали судьбу трона и династии. Следовательно, на него не делалось никаких ставок. Государь давно уже списал удельного правителя из числа тех, с кем можно иметь дело. Как тут не вспомнить горестную фразу начала правления Василия III, когда он сетовал, что братья в своих-то уделах по-человечески ничего не могут устроить, а туда же, лезут управлять всей Русью.

Какие решения были приняты на встрече - неизвестно. Есть свидетельства, что в октябре, перед совещанием с боярами, Василий III уничтожил старую духовную грамоту (1510 года). Значит, обсуждался вопрос о содержании новой. Но никаких подробностей мы не знаем.

6 ноября наступил кризис. Из раны ручьем тек гной, и вышел некий «стержень» длиной в несколько сантиметров. Видимо, из ноги с гноем и разложившимися тканями вышли части разложившейся надкостницы. Василию III на время полегчало, но тут опять вмешались врачи. Новый доктор, Ян Малый, решительно приступил к лечению воспаленных тканей мазями, от чего воспаление сделалось еще больше. Увы, медицина XVI века успешно боролась не с болезнью, а с остатками великокняжеского здоровья.

У постели Василия III вновь собрались советники, участники совещания 26 октября. К ним присоединились дьяки Е. Цыплятев, А. Курицын, Т. Раков. Решено было более не уповать на докторов, а надеяться на чудо. Для этого отвезти больного в Иосифо-Волоколамский монастырь и молиться о его выздоровлении. 15 ноября Василия III, обвисшего на руках князей Д. Курлятева и Д. Палецкого, втащили в Успенский собор обители, где он слушал последний в своей жизни молебен в некогда любимом и почитаемом монастырском храме. После этого почти неделю Василия III в специальной повозке, с частыми остановками везли до Москвы. 21 ноября он прибыл в село Воробьево. От москвичей и иностранных дипломатов болезнь продолжали скрывать.

23 ноября 1533 года Василий III последний раз въехал в Кремль. В тот же день прошло совещание с участием удельного князя Андрея Старицкого, бояр В. В. Шуйского, М. Ю. Захарьина, М. С. Воронцова, тверского дворецкого И, Ю. Шигоны, казначея П. И. Головина, дьяков Меньшого Путятина и Ф. Мишурина. Позже пригласили князя М. Л. Глинского, бояр И. В. Шуйского и М. В. Тучкова. Именно 23 ноября на этом совещании и были согласованы основные пункты духовной грамоты Василия III и составлено его завещание.

Оно до нас не дошло. Мы можем только предполагать, о чем шла речь, и реконструировать некоторые бесспорные положения. Наследником престола, великим князем и государем всея Руси объявлялся Иван IV Васильевич, которому исполнилось три года. Удельным князьям, Юрию Дмитровскому и Андрею Старицкому, предписывалось покориться этой монаршей воле. При этом тон в отношении Юрия (который в конце ноября прибыл в Москву со своими детьми боярскими в надежде как-то поучаствовать в дележе власти) должен был быть более категоричным и жестким, в адрес лояльного Андрея Старицкого - помягче.

Традиционно великие князья московские в своих завещаниях опять делили Русь между Калитичами, раздавали и перераспределяли новые уделы. То есть по идее в духовной должны быть очерчены владения братьев Василия III - Юрия и Андрея, и его младшего сына Юрия. Поскольку текста нет, мы может восстанавливать эти уделы только гипотетически, по факту выделения. В отношении Юрия Дмитровского это невозможно - ему ничего не успели выделить, арестовав вскоре после смерти Василия III. Андрей Старицкий в дополнение к своим старицким владениям, сохраненным в неизменном виде, получил Волоколамск. Юрий Васильевич, которому только что пошел второй год, стал правителем Угличского удела.

Главная интрига завещания Василия III, над которой ломают голову историки, - кому же он реально передал власть в стране, в которой официальный правитель, великий князь Иван Васильевич, оказывался младенцем на троне. Понятно, что трехлетний ребенок править не мог. А кто правил? И был ли приход к власти жены Василия III Елены Глинской исполнением последней воли Василия III или же узурпацией?

Официальная Воскресенская летопись, наиболее близко предстоящая описываемым событиям (создана в 1540-х годах), на сей счет выражается ясно и недвусмысленно: государь «приказывает великую княгиню и дети своя отцу своему Данилу митрополиту, а великой княгине Елене приказывает под сыном своим государьство дръжати до возмужениа сына своего». Однако автор Псковской Первой летописи утверждает, что Василий III велел до пятнадцатилетия великого князя блюсти его «своим бояром немногим».

Большинство историков придерживаются мнения о передаче Василием III властных полномочий не Елене Глинской, а боярскому регентскому совету. Главным аргументом в пользу этой точки зрения служит то обстоятельство, что в Повести о болезни и смерти Василия III подробнейшим образом расписаны участники всех совещаний, бывших у постели умирающего государя. Именно на этих встречах решалась судьба страны. Но в них первична роль бояр-советников. Елена в них или вообще не участвовала, или играла роль статиста.

Что же касается персонального состава этого совета, то единства мнений здесь нет. Очевидно, что это были лица из числа тех, кто принимал участие в совещаниях у смертного одра Василия III. Но вот сколько было таких лиц? (Историки говорят о «семибоярщине», «десятибоярщине» или, напротив, о двух-трех особо доверенных людях.) И кто входил в их число? Как показал историк М. М. Кром, наиболее предпочтительными выглядят кандидатуры М. Л. Глинского, М. Ю. Захарьина и И. Ю. Шигоны. Опекуном малолетнего великого князя Ивана стал митрополит Даниил.

Летопись рисует нам драматические моменты последних часов государя, его прощания с супругой. Елена кричала и плакала, и государь, сам дико, до криков, страдавший от боли, даже не смог сделать ей последнего напутствия, но «отослал ее сильно». Поцеловал на прощание и велел уходить. Она не хотела, упиралась, но ее увели. Василий III скончался в мучениях в ночь с 3 на 4 декабря 1533 года. Перед самой кончиной он принял монашеский постриг с именем Варлаам. Похоронен в родовой усыпальнице Калитичей - Архангельском соборе Московского Кремля.

Из книги Тайны дома Романовых автора

Болезнь и смерть императора Петра І 21 ноября Петр первым в столице переехал по льду через Неву, вставшую лишь накануне. Эта его выходка показалась настолько опасной, что начальник береговой стражи Ганс Юрген хотел даже арестовать нарушителя, но император проскакал мимо

Из книги Тайны дома Романовых автора Балязин Вольдемар Николаевич

Из книги Сталин. Наваждение России автора Млечин Леонид Михайлович

Болезнь и смерть Когда Сталин устроил «дело врачей-убийц», страна охотно откликнулась. Первый секретарь Рязанского обкома Алексей Николаевич Ларионов первым доложил в ЦК, что ведущие рязанские хирурги убивают пациентов, и потребовал от областного управления

Из книги Последний император автора Балязин Вольдемар Николаевич

Болезнь и смерть Александра III Первое, о чем очень хотел узнать Николай, вернувшись из Англии, было здоровье отца. Сначала он испугался, не увидев его среди встречавших, и подумал, что отец лежит в постели, но оказалось, что все не так страшно – император уехал на утиную

Из книги Врачебные тайны дома Романовых автора Нахапетов Борис Александрович

Глава 2 Болезнь и смерть Петра I Пётр Великий - первый русский император - обладал не в пример своим предкам более крепким здоровьем, но неустанные труды, многие переживания и не всегда правильный (мягко говоря) образ жизни привели к тому, что болезни стали постепенно

автора Балязин Вольдемар Николаевич

Болезнь и смерть императора Петра I 21 ноября Петр первым в столице переехал по льду через Неву, вставшую лишь накануне. Эта его выходка показалась настолько опасной, что начальник береговой стражи Ганс Юрген хотел даже арестовать нарушителя, но император проскакал мимо

Из книги Романовы. Семейные тайны русских императоров автора Балязин Вольдемар Николаевич

Болезнь и смерть Александра III Первое, о чем очень хотел узнать Николай, вернувшись из Англии, было здоровье отца. Сначала он испугался, не увидев его среди встречавших, и подумал, что отец лежит в постели, но оказалось, что все не так страшно - император уехал на утиную

Из книги Болезнь, смерть и бальзамирование В. И. Ленина: Правда и мифы. автора Лопухин Юрий Михайлович

Глава I БОЛЕЗНЬ И СМЕРТЬ Где же тот, кто бы на родном языке русской души нашей умел бы нам сказать это всемогущее слово: вперед? Н. Гоголь. Мертвые души. Я стоял на берегу сибирской реки, широко и свободно несущей свои прозрачные воды из глубины материка к океану. Со стороны

Из книги Жизнь с отцом автора Толстая Александра Львовна

Болезнь мам?. Смерть Маши Мам? давно уже жаловалась на тяжесть и боль внизу живота. В августе 1906 года она слегла в постель. У нее начались сильные боли, поднялась температура. Вызвали хирурга из Тулы, определившего вместе с Душаном Петровичем опухоль в матке.Сестра Маша,

Из книги Жизнь с отцом автора Толстая Александра Львовна

Болезнь и смерть В четвертом часу отец позвал меня и просил накрыть, говоря, что его знобит.- Спину получше подоткни, очень зябнет спина.Мы не очень встревожились, так как в вагоне было прохладно, все зябли и кутались в теплые одежды. Мы накрыли отца поддевкой, пледом,

Из книги Славянские древности автора Нидерле Любор

Болезнь и смерть Хоти древние славяне и были народом здоровым, но все же жизнь их не была настолько благоустроенна, чтобы смерть приходила к ним только в бою или в глубокой старости. Можно заранее предположить, что климат и среда, в которой славяне жили, обусловливали

Из книги Александр III и его время автора Толмачев Евгений Петрович

3. БОЛЕЗНЬ И СМЕРТЬ АЛЕКСАНДРА III Болезнь и смерь составляют сердцевину нашей участи.Габриэль Оноре Марсель1894 г. стал роковым для Александра III. Никто не мог представить, что этот год будет последним для властелина России, человека, который своим внешним обликом напоминал

автора Анишкин В. Г.

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

В Кесарии жил один еврей, по имени Иосиф. Он был так искусен в науке врачевания, что определял по наблюдению над движением крови в жилах день наступления смерти больного за три или за пять дней, и указывал даже на самый час кончины. Богоносный же отец наш Василий, предвидя будущее его обращение к Христу, очень любил его и, часто приглашая его к беседе с собой, уговаривал его оставить еврейскую веру и принять святое крещение. Но Иосиф отказывался, говоря:

В какой вере родился я, в той хочу и умереть.

Святой же сказал ему:

Поверь мне, что ни я, ни ты не умрем, пока ты "не родишься от воды и духа" (Иоан.3:5): ибо без такой благодати нельзя войти в Царство Божье. Разве отцы твои не крестились "в облаках и в море" (1Кор.10:1)? разве не пили они из камня, который был прообразом духовного камня-Христа, родившегося от Девы ради нашего спасения. Сего Христа твои отцы распяли, но Он будучи погребен на третий день воскрес и, взойдя на небеса, сел одесную Отца и оттуда придет судить живых и мертвых.

Много и другого, полезного для души, говорил ему святой, но еврей все пребывал в своем неверии. Когда же наступило время преставления святого, он заболел и призвал к себе еврея, как бы нуждаясь в его врачебной помощи, и он спросила его:

Что скажешь ты обо мне, Иосиф?

Тот же, осмотрев святого, сказал домашним его:

Приготовьте все к погребению, ибо с минуты на минуту нужно ожидать его смерти.

Но Василий сказал:

Ты не знаешь, что говоришь!

Еврей отвечал:

Поверь мне, владыка, что смерть твоя наступит еще до захода солнца.

Тогда Василий сказал ему:

А если я останусь жив до утра, до шестого часа, что ты тогда сделаешь?

Иосиф ответил:

Пусть я умру тогда!

Да, - сказал на это святой, - умри, но умри греху, чтобы жить для Бога!

Знаю, о чем ты говоришь, владыка! - отвечал еврей, - и вот я клянусь тебе, что если ты проживешь до утра, я исполню твое желание.

Тогда святой Василий стал молиться Богу о том, чтобы Он продолжил жизнь его до утра для спасения души еврея, - и получил просимое. На утро он послал за ним; но тот не поверил слуге, сказавшему ему, что Василий жив; однако пошел, чтобы увидеть его, как он думал уже умершим. Когда же он увидел его действительно живым то пришел как бы в исступление, а потом, упав в ноги святому, сказал в порыве сердечном:

Велик Бог христианский, и нет другого Бога, кроме Него! Я отрекаюсь от богопротивного жидовства, и обращаюсь в истинную, христианскую веру. Повели же, святой отец немедленно преподать мне святое крещение, а также и всему дому моему.

Святой Василий сказал ему:

Я крещу тебя сам своими руками!

Еврей, подойдя к нему, дотронулся до правой руки святого и сказал:

Силы твои, владыка, ослабели, и все естество твое в конец изнемогло; ты не сможешь окрестить меня сам.

Мы имеем Создателя, укрепляющего нас, - отвечал Василий.

И, восстав, вошел в церковь и пред лицом всего народа окрестил еврея и всю семью его; он нарек ему имя Иоанн и причастил его Божественных Таин, сам совершив в тот день литургию. Преподав наставленье новокрещенному о вечной жизни и обратившись с словом назидания ко всем своим словесным овцам святитель оставался в церкви до девятого часа. Потом дав всем последнее целование и прощение, он стал благодарить Бога за все его неизреченные благодеяния и, когда еще слово благодарения было на устах его, предал душу свою в руки Божьи.


Недолго пришлось Василию III тешиться своим семейным счастьем. В сентябре 1533 года он отправился со своей семьей в Троицкий монастырь, на праздник чудотворца Сергия, а отсюда поехал на охоту в Волок-Ламский и на пути занемог (на левой ноге у него явился подкожный нарыв). Василий Иванович хотя чувствовал себя нехорошо, но перемогался. Прекрасная погода сманила его, и он, перемогая боль, отправился с братом и ловчими на псовую охоту, а после этого слег в постель. Два великокняжеские иноземные врача стали лечить его, но болезнь усиливалась.

Василий III приказал себя везти в Москву, причем велел держать свою болезнь в тайне. В Москве, расположившись во дворце, он призвал доверенных бояр и дьяков для составления духовной грамоты. Когда это дело было кончено, больной стал думать с митрополитом и своим духовником о пострижении. Еще на Волоке Василий III говорил своему духовнику:

– Смотрите, не положите меня в белом платье; хотя и выздоровлю – нужды нет, мысль моя и сердечное желание обращены к иночеству!

Затем Василий III приобщился и соборовался. Болезнь все усиливалась, больной сильно страдал.

– Брат Николай! – обратился он к своему лекарю. – Ты видел великое мое жалованье к себе, не можешь ли сделать мазь или что иное, чтоб облегчить болезнь мою?

– Видел я, государь, – отвечал врач, – твое великое жалованье, тело свое готов раздробить, лишь помочь бы тебе, но не вижу другого средства, кроме помощи Божией.

Принесли к умирающему маленького Ивана. Василий III благословил сына.

– Смотри, Аграфена, – сказал он няне, – от сына моего Ивана не отступай ни пяди!

Когда унесли ребенка, ввели великую княгиню Елену, она горько рыдала. Василий III стал ее утешать. Хотел он было поговорить с женою, но она так билась и плакала, что Василий III не мог и слова выговорить. Ее увели.

Пред самой смертью Василий Иванович пожелал исполнить свое намерение отречься от мира – постричься пред смертью в монахи.

– Исповедал я тебе, – сказал он митрополиту, – что хочу монашества. Сподоби меня облечься в монашеский чин, постриги меня.

Брат великого князя, Андрей Иванович, и некоторые бояре противились, – думали, что больной еще может оправиться; но Василий III уже умирал, язык его уже немел, он знаками просил пострижения – брал простыню и целовал ее. Правая рука его уже не могла подниматься, боярин, стоявший подле, поднимал ее, и умирающий не переставал креститься, смотря на образ Богородицы.

Митрополит велел принести монашеское одеяние и, помня слова Василия III: «Если не дадут меня постричь, то хоть на мертвого положите монашескую одежду – это давнее мое желанье!», – стал наскоро совершать обряд пострижения. Василий Иванович уже отходил. 3 декабря 1533 г., в полночь, скончался великий князь Василий III, в монашестве Варлаам.

Утром на другой день большой кремлевский колокол возвестил всей Москве кончину великого князя.

В Архангельском соборе была приготовлена могила для Василия III подле отца. Монахи троицкие и иосифовские вынесли из дворца на головах тело инока Варлаама с пением: «Святый Боже!» На площади вопль народный заглушал звон колоколов. Великую княгиню Елену Глинскую вынесли в санях на себе дети боярские, подле нее шли самые именитые бояре и дядя ее князь Михаил Глинский.