Самые загадочные исчезновения кораблей. Самые загадочные исчезновения кораблей XX столетия. SS Poet – судно, не подававшее сигнала бедствия

Мистические исчезновения судов

Обычно судно объявляется потерянным, и подразумевается, что судно потерпело крушение, по прошествию какого-то времени с момента исчезновения. Исчезновение судна обычно подразумевает, что все концы потеряны. Нет свидетелей и выживших, загадка, окружающая судьбу пропавших судов, вдохновила много морских рассказов, а также способствовала распространению информации о таких паранормальных зонах, как Бермудский треугольник. Во множестве случаев о возможной причине пропажи судна можно догадаться, например, шторм или военные действия, но ее невозможно подтвердить при отсутствии свидетелей или наличии достаточной информации.

Многие пропажи произошли до того, как беспроводная телеграфная связь стала доступной в морском применении в конце 1890 гг., в результате чего экипаж получил возможность посылать сигналы бедствия. Внезапные катастрофы, такие как военные действия, столкновения, сильные волны, пираты также могли помешать экипажу послать сигнал бедствия и сообщить свое местонахождение.

Среди множества пропавших судов есть субмарины, у которых средства связи с миром ограничены, и экипаж почти не имеет шансов спастись, если катастрофа случится под водой.

Продвижение технологии радара к концу Второй мировой войны и сегодняшние системы глобального позиционирования позволяют проще найти судно, терпящее бедствие.

Большинство судов, числящихся сегодня в списке пропавших, пропали на больших открытых пространствах либо в глубоких водах, и не было достаточного коммерческого интереса проводить их поиски, чтобы достать груз. Часто поиск и подъем судна невероятно высоки даже с сегодняшними технологиями сонара и поиска обломков, и их не могут компенсировать поднятые останки судов и ценности, если даже они были на борту.

Мадагаскар, 1853

Судно Мадагаскар, фрегат верфи Blackwall, был построен Джорджем и Генри Грин на судостроительной верфи Blackwall, которой они владели совместно с семьей Виграм.

Одна восьмая доля владения принадлежала всю 16-летнюю карьеру судна его первому капитану Вильяму Харрисону Уолкеру, остальная доля принадлежала членам семьи Грин. Мадагаскар перевозил грузы, пассажиров, войска между Англией и Индией до конца 1852 года. Кроме обычного экипажа на судне было много мальчиков, которых готовили к офицерству для гражданского флота. Их родители или попечители оплачивали их обучение, а они получали номинальное жалование обычно размеров в шиллинг в месяц.

В результате Викторианской золотой лихорадки судно Мадагаскар было отправлено в Мельбурн с эмигрантами под командованием капитала Фортескью Вильяма Харриса. Судно вышло из Плимута 11 марта 1853 года, и после спокойного перехода длиной в 87 дней достигло Мельбурна 10 июня. 14 из 60 членов экипажа сошли с судна для участия в раскопках, и считается, что их заменили только 3 новых члена экипажа. На судно был погружен груз, включая шерсть, рис и две тонны золота ценой в 240 000 фунтов, были приняты на борт 110 пассажиров, направляющихся в Лондон.

В среду 10 августа, когда судно готовилось к отправке, на борт поднялась полиция и разбойник Джон Френсис был арестован, позже он был обвинен в ограблении частного мельбурнского эскорта. На следующий день были арестованы еще двое, один разбойник на борту судна и другой во время посадки. В результате этих арестов Мадагаскар не покинул Мельбурн до пятницы 12 августа 1853 года, и после выхода из порта Филлип Хедс судно больше никто никогда не видел.

Когда судно не пришло в порт назначения, выдвигалось множество теорий, включая спонтанное возгорание груза шерсти, столкновение с айсбергом и, самая спорная теория, захват судна криминальными элементами среди пассажиров или экипажа. Согласно версии, судно было затоплено после того, как было украдено золото, а оставшиеся пассажиры и члены экипажа убиты.

SS Arctic, 1854

Колесное судно SS Arctic затонуло 27 сентября 1854 года вблизи Кейп Рейс, Ньюфаундленд, после столкновения с французским винтовым пароходом SS Vesta в тумане. Однотипное судно SS Pacific, которое начало работу 1853 году, 3000-тонный SS Arctic был в то время самым большим и самым роскошным из серии пароходов Collins Line и работал в Ливерпуле. В числе погибших были 92 из 153 членов экипажа и мужчин, и все женщины и дети, бывшие на борту, включая жену, единственную дочь и младшего сына менеджера компании Collins Line Эдварда Найт Коллинза. Всего погибло около 400 человек.

На Гринвудском кладбище в Бруклине, Нью Йорк, поставлен большой памятник всем, кто погиб в результате крушения.

После столкновения капитан судна Arctic счел, что безопаснее будет уйти с места происшествия и направил судно к берегу. Капитан французского судна был расстроен тем, что Arctic ушло в места аварии и не помогло пострадавшим. Французское судно начало тонуть. Капитану пришлось принимать решение быстро. «Возьмите все, что можете и выбросьте в море», – приказал капитан. Экипаж сделал, как было велено. Французское судно осталось на плаву.

Когда французское судно достигло земли, капитан поинтересовался, что случилось с Arctic. Ему сообщили, что судно Arctic так и не вернулось к берегу!

SS Waratah, 1909

Waratah был пароходом, построенным Barclay Curle & Co в Глазго и проектировался как флагман компании Blue Anchor Line. Судно было названо Waratah в честь цветка-эмблемы Нового Южного Уэльса, Австралия. Судно строилось как пассажирский и грузовой лайнер на переход в Австралию. На судне было 100 кабин первого класса, 8 отдельных парадных кают и салон, панели которого были отделаны картинами, изображающими цветок, а также роскошный «музыкальный зал», в котором находилась галерея музыкантов. Помимо своих роскошных апартаментов, на судне предполагалось перевозить большой поток эмигрантов из Европы в Австралию. На пути в одну сторону предполагалось переделать грузовые отсеки в большие отделения, способные разместить до 700 пассажиров. На пути в другую сторону предполагалось загрузить судно товарами, в основном продовольственными. Судно было оснащено оборудованием для перевозки охлажденных грузов, могло перевозить продукты и запасы, достаточные для года плавания, и имело на борту завод по опреснению воды, который мог производить до 25 000 литров чистой воды в день. На судне не было радио, но для того времени это было неудивительно.


5 ноября 1908 судно Waratah вышло в свое первое плавание в Лондон с 689 пассажирами, размещенными в третьем классе, и 67 пассажирами первого класса. Капитаном был Джошуа Е. Илбери, моряк с 30-летним опытом. Последующее расследование затопления судна подняло споры о нестабильности судна в этом плавании. По возвращении судна в Англию между собственниками и строителями судна были обсуждения о размещении груза.

27 апреля 1909 Waratah направился в свое второе плавание в Австралию. Путешествие прошло без приключений, и 1 июля 1909 года судно отправилось обратно в Лондон. Waratah достиг Дурбана, где один из пассажиров, Клод Сойер, инженер и опытный морской путешественник, сошел с судна и отправил следующее сообщение своей жене в Лондон: “Считаю, что Waratah слишком тяжел, сошел в Дурбане».

Waratah вышел из Дурбана 26 июля с 211 пассажирами и экипажем. 27 июля он прошел Клан МакИнтайр. Позже в этот же день погода сильно испортилась, что случается в этом районе часто. Ветер доходил до 90 км/ ч, и волны достигали до 9 м в высоту. В этот вечер лайнер Guelph прошел мимо судна, они обменялись световыми сигналами, но из-за плохой погоды и низкой видимости, лайнер смог распознать только последние три буквы названия судна "T-A-H."

В тот же вечер судно Harlow увидело большой пароход, проходящий мимо, среди высоких волн, с клубами дыма, валящими из трубы парохода, что заставило капитана Harlow подумать, что пароход в огне. Когда наступила ночь, экипаж увидел приближающиеся огни парохода в 10-12 милях, но вдруг было видно две яркие вспышки, и огни погасли. Старший помощник Harlow подумал, что вспышки были огнями на берегу. Капитан согласился и даже не занес события в бортовой дневник, только когда он узнал об исчезновении Waratah, он подумал, что эти события были значимы.

Возможно, Waratah видели вблизи побережья Транскеи (Восточное побережье Южной Африки) на пути обратно в Дурбан, когда судно затонуло. Свидетелем крушения судна был офицер полиции, который верхом патрулировал район. Он сообщил об инциденте в книге учета по возвращении на станцию.

Ожидалось, что судно достигнет Кейп Тауна 29 июля 1909 года. Судно так и не пришло к месту назначения, и никаких его следов не было найдено.

Aurora, 1917

Судно Aurora (SY Aurora) было паровой яхтой, построенной на судостроительной верфи Alexander Stephen & Sons Ltd. в Глазго, Шотландия, в 1876 году, для Dundee Seal и Whale Fishing Company. Первоначально судно предназначалось для ловли китов в северных морях и было построено достаточно крепким, чтобы противостоять тяжелым погодным условиям и льду, которые встречаются в тех районах. Эта сила оказалась полезной также для исследования Антарктики, и между 1911 и 1917 гг. судно сделало 5 путешествий на континент. Как для исследования, так и для проведения спасательных операций.


Между 1876 и 1910 гг. Aurora ежегодно совершала путешествие из Данди, Шотландия, в Сент-Джонс, Ньюфаундленд, чтобы принять участие в ловле китов и морских котиков в арктических водах. В это время произошло несколько значимых событий. В 1884 г. Aurora совершила неудачную попытку спасения экспедиции Грили, чтобы получить награду за спасение, и в 1891 году судно пришло на спасение экипажа судна Polynia, которое потерпело крушение в северных льдах.

В 1910 судно было куплено Дугласом Моусоном для Австрало-азиатской антарктической экспедиции. Aurora начала свой путь из Хобарта, Австралия к острову Маккери, базы операций Моусона, в декабре 1911 года. По прибытию на базу, судно снова пошло на юг, прибыло в гавань Коммонвелс Антарктика 7 января 1912 года. В Кейп Денисон экипаж высадил Моусона и его команду, помог установить лагерь (хижины Моусона), и отправился в обратный путь, чтобы не попасть в лед в зимние месяцы.

В декабре 1912 года Aurora возвратилась, оказалось, что Дуглас Моусон, Ксавье Мерц и Белгрейв Ниннис отправились в экспедицию и уже должны были вернуться. Капитан решил ждать возвращения экспедиции, но плохое место для якорной стоянки и очень сильные ветры оторвали якорную цепь. В конце января судно вынуждено было уйти, чтобы не застрять на всю зиму. Aurora оставила команду из шести человек, включая радио оператора, с достаточным количеством запасов, и отчалила. Моусон, единственный выживший из троих, прибыл вовремя, чтобы увидеть, как Aurora исчезает за горизонтом. Радио сигналом Aurora позвали обратно, но из-за плохой погоды судно вынуждено было снова отчалить, оставив Моусона и остальных на берегу.

Aurora вернулась в залив Коммонвелс 12 декабря 1913 года, чтобы забрать семерых мужчин и возвратиться в Австралию.

В 1914 году сэр Ернест Шеклтон поручил судну помощь в установке складов по пути его Империальной транс-антарктической экспедиции. После задержки в заливе МакМурдо в январе 1915 года из-за льдов, Aurora смогла выйти дальше на юг и отправить команды для установления складов. Позже судно вышло в залив Дискавери 12 марта 1915 года, где встало на якорь и продолжило выгружать запасы. В мае Aurora попала в ледяную ловушку, и была вынесена в море, оставив на суше людей, которые устанавливали склады. До 12 февраля 1916 года судно не могло выбраться из ловушки, выйдя обратно в Дьюндин, Новая Зеландия, 3 апреля.

Австралийское, ново-зеландское и британское правительства договорились оплатить оснащение судна для спасения экспедиции Ross Sea. Средства экспедиции Шеклтона были уже истрачены. После легендарного испытания на судне Endurance в секторе Веддельского моря, Шеклтон прибыл в Новую Зеландию в декабре 1916 года. Три правительства были тверды в решении, что он не должен повести экспедицию, и по их настоянию капитаном Aurora был назначен Джон Кинг Девис. После переговоров Шеклтон все-таки получил право присутствовать на борту Aurora, но Капитан Девис имел полную власть во время путешествия. 10 января 1917 года судно прошло мимо льдов возле Кейп Ройдс и направилось в Кейп Эванс. Неделей позже семеро выживших из 10 членов Ross Sea Party отправились обратно в Веллингтон, Новая Зеландия, на борту Aurora.

В последний раз судно видели в 1917 году, когда оно отправилось из Ньюкасла, Новый Южный Уэльс, в Икик, Чили, с грузом угля. Агентство Lloyds в Лондоне отметило судно как пропавшее 2 января 1918 года, и считается, что оно стало жертвой военных действий в Первой мировой войне.

USS Conestoga, 1920

Судно USS Conestoga (AT-54) было океанским буксиром в военно-морском флоте США.


Построенное как гражданское судно Conestoga в 1904 году компанией Maryland Steel в Мериленде, судно было куплено 14 сентября 1917 года для нужд Первой мировой войны и названо SP-1128. 10 ноября 1917 года судно было передано под командование лейтенанту С. Ольсену, USNRF.

Приписанное к подводному флоту, Conestoga проводило буксирные работы на Атлантическом побережье, транспортировало снабжение и оружие, эскортировало конвои к Бермудам и Азорским островам, патрулировало совместно с Американским патрульным отделением в районе Азорских островов. В конце войны судно было приписано на военную базу №13 на Азорских островах, откуда оно буксировало недействующие суда и эскортировало конвои до своего прибытия в Нью Йорк 26 сентября 1919 года. Тогда судно было поставлено на работу буксиром в гавани в 5м военном районе в Норфолке, Вирджиния.

Conestoga, которая получило номер корпуса АТ-54 в июле 1920 года, вышла в Тихий океан в конце 1920 года. Судно было в Сан-Диего, Калифорния, и на острове Мер, Калифорния, в первые три месяца 1921 года. 25 марта этого же года буксир отрпавился из острова мер с угольной баржей через Перл Харбор, намереваясь приступить к заданию в Тутуйле, Американское Самоа.

Судно, находившееся под командованием лейтенанта Ернеста Ларкин Джонса, никогда больше не видели. Несмотря на обширные поиски, единственное, что удалось найти, был спасательный шлюп с первой буквой названия судна.

SS Hewitt, 1921

Судно SS Hewitt біло построено для компании J. S. Emery Steamship из Бостона, Массачусетс, под названием Pacific, сухогруз со стальным корпусом. Второе судно из этой серии называлось Atlantic и было продано компании Berwind White Coal Co. Hewitt было поставлено владельцу в сентябре 1914 года компанией Fore River Shipbuilding Co. из Квинси, Массачусетс. Это было рабочее судно с несколькими дополнительными элементами. В 1915 году судно купила компания Union Sulfur Co. После модернизации судно было названо Hewitt и приписано в регистр судоходства США под номером 212560 к порту Нью Йорка. Неизвестно, какие именно модификации были сделаны, но предполагается, что судно в целом осталось таким же, каким и было построено.

Hewitt совершало рейсы вдоль побережья США. Во время Первой мировой войны судно доставляло такую необходимую тогда серу для амуниции и химических производств. Очевидно, ни о каких происшествиях, связанных с военными действиями, не сообщалось. После войны судно осталось с компанией Union Sulfur Co.

Под командованием капитана Ханса Джейкоба Хенсена судно ушло с полным грузом из города Сабин, Техас, 20 января 1921 года. Направлялось оно в Портланд с остановкой в Бостоне. Судно совершило свой обычный радио-звонок 25 января и не сообщило ни о чем необычном. В последний раз судно видели в 250 милях к северу от Юпитер Инлет, Флорида. С этого момента до настоящего времени судно числится пропавшим. Никаких сигналов от него больше не получали. Была проведена тщательнейшая проверка вдоль всего маршрута судна, но ничего не было найдено.

Nunoca, 1936

Океан традиционно давал мужчинам с Каймановых островов работу, а их жителям - еду. Но несмотря на обилие приношений, море также является безжалостной и мощной природной силой, доброй сегодня и вероломной завтра.

На празднованиях столетия в судоходном регистре в Кайман Браке, Моусес Кирконнелл признал, что ребенком в бесплодной попытке удержать своего отца капитана Моусеса Дж. Кирконнелла дома он прятал его паспорт.

Он также рассказал, что женщины и дети жадно слушали радио каждый вечер в надежде услышать новости о судах, на которых выходили в море их отцы, мужья и дети.

Чтобы показать, на какой риск шли мужчины, выходя в море в те дни, и какими были тревоги тех, кто оставался на береги, г-н Кирконнелл рассказал о судне его деда, Nunoca.


Это было в сентябре 1936 года, произошла одна из самых больших трагедий Каймановых островов.

Это было таинственное исчезновение судна Nunoca со всеми, кто был на борту. Судно сменило моторную лодку Noca на переходе между Кайманами и Тампой, отсюда и имя Nunoca.

Noca была старым истребителем субмарин во время Первой мировой войны и была куплена капитаном Чарльзом Фаррингдоном, который водил судно между Кайманами, островом Пайнс и Тампой, Флорида.

Много лет подряд судно осуществляло пассажирские и грузовые перевозки на этом маршруте и практически связывало Каймановы острова с остальным миром.

С течением времени капитан Фаррингдон решил заменить свое старое судно на новое и лучшее, поэтому он заказал в местной верфи Messrs James Arch & Sons постройку судна по своей спецификации.

Одним из акционеров был Моусес Кирконнелл из Кайман Брака. Он приобрел контрольный пакет акций в предприятии, и капитан Фаррингдон вскоре продал ему всю свою долю, всего после нескольких путешествий на новом судне.

Капитан Моусес Кирконнелл возглавил прекрасное судно Nunoca, став капитаном после Фаррингдона.

На третьем рейсе в Тампу из Каймана после смены капитанов, Nunoca таинственно пропала с капитаном Кирконнеллом, его экипажем и пассажирами на борту.

После того, как судно не пришло в Тампу, все суда, ходившие в этом районе были предупреждены, и был осуществлен поиск береговой охраной США, который не принес результатов.

Всем, кого затронуло это происшествие, было трудно смириться с этой потерей, и возникло множество слухов.

Было множество догадок о причине исчезновения судна, а также много теорий о судьбе пассажиров и экипажа, но ни один из этих слухов не подтвердился, и потеря судна со всеми людьми на борту так и осталась загадкой.

USS Capelin, 1943

USS Capelin (SS-289), субмарина класса Balao, была единственным судном военно-морских сил США, названная в честь мойвы. Киль судна был заложен в Портсмутской военно-морской верфи. Судно было спущено на воду 20 января 1943 года под спонсорством миссис И.С. Богарт, и начало работу 4 июня 1943 года под командованием лейтенанта Е.Е. Маршалла.


Capelin вышел из Нью Лондона, Коннектикут, 3 сентября 1943 года и направилось в Брисбан, Австралия, по заданию юго-восточного тихоокеанского подводного флота. Первым боевым заданием было патрулирование морей Молакка, Флорес и Банда с 30 октября по 15 ноября, было затоплено 3 127-тонное японское грузовое судно 11 ноября вблизи острова Амбон.

Capelin вернулся в Дарвин, Австралия, с поврежденным механизмом боевой рубки, слишком шумными плоскостями носового батокса и поврежденной трубой радара. Эти повреждения были исправлены, и Capelin вышел на свой второй военный патруль 17 ноября 1943 года в морях Молукка и Селебс, особое внимание планировалось уделить заливу Каое, проливу Моротай и заливу Давао, торговым путям вблизи острова Сиаое, Санги, островов Талод и Сарангани. Покинуть этот район планировалось ночью 6 декабря.

Больше о судне никогда не слышали. Судно Bonefish (SS-223) сообщило о том, что видели американскую субмарину 2 декабря 1943 года в районе, к которому тогда был приписан Capelin. Военно-морские силы нарушили молчание 9 декабря, но без успеха.

Японские записи, изученные после войны, отмечали атаку на предполагаемую субмарину США 23 ноября вблизи залива Каое, Халмахера, но не было свидетельств о действительном контакте. Это было единственным сообщением об атаке в этом районе в то время. Стали известны сведения о минных полях врагов в этом районе, и судно могло потерпеть крушение в результате взрыва. Пропавшее без следа со всем экипажем, судно Capelin остается среди судов, пропавших без известной причины.

Capelin получил одну боевую звезду за службу во Второй мировой войне. Его единственный патруль был «успешным».

Многие из них пропали бесследно, а некоторые были найдены, но на их борту не осталось ни единой живой души. Все члены экипажа как будто растворились в воздухе либо были мертвы. Причины исчезновения или гибели команды до сих пор остаются загадкой. Единственная версия – пропавшие корабли стали жертвой ужасных сверхъестественных явлений. Другого рационального объяснения пока нет.

«Сиберд»

Необычную находку в конце 19-го века обнаружили жители прибрежных районов штата Род-Айленда (США) – судно «Сиберд», врезавшееся в скалы. Когда очевидцы происшествия решили осмотреть корабль, они пришли в изумление: несмотря на то, что на борту оставались следы недавнего присутствия людей (кипящая на огне еда, свежие остатки пищи в тарелках), никого из членов экипажа на паруснике не обнаружили. Единственное живое существо – перепуганный пёс. Казалось, что моряки в спешке покинули корабль. Но что заставило их бежать и куда они исчезли – не понятно.

«Мария Селеста»

Судно, названное раннее «Амазонкой», с первых дней своего существования считалось проклятым. Трагические события преследовали моряков, работавших на корабле. Например, первый капитан «Амазонки» погиб, случайно выпав за борт. Чтобы не искушать судьбу, судно переименовали. Однако корабль, ставший теперь «Марией Селестой», был обречён. В 1872 г. он таинственно исчез. Пропавший корабль уже через месяц нашли, но на борту не было ни души. Все вещи матросов остались на месте. Только куда подевались их хозяева?

«Бейчимо»

История грузового судна напоминает рассказ о мистическом Летучем Голландце. С 1911 по 1931 г. корабль совершил девять весьма благополучных рейсов. Но, однажды, он застрял во льдах Арктики. Переждать непогоду команда решила в ближайшем поселении эскимосом. Оставив корабль, капитан надеялся туда вернуться, как только ситуация нормализируется. Но после очередной зимней бури судна не оказалось на месте. Предположив, что «Бейчимо» затонул, командование прекратило его поиски. Однако были очевидцы, которые утверждали, что не только видели в водах Арктики таинственный корабль, но и даже поднимались на его борт. Их свидетельства были весьма правдоподобны, ведь они могли вполне точно описать, как выглядел «Бейчимо». На протяжении многих десятилетий судно то исчезало, то снова появлялось в поле зрения моряков. Как корабль без управления смог столько лет курсировать в водах океана – никто не может объяснить.

Австралийскую рыболовную яхту, отправившуюся в открытое море весной 2007 г., спустя неделю обнаружили покинутой. На судне не было никаких повреждений, но все трое членов экипажа исчезли. Найденные на борту предметы (включенное радио, работающий компьютер, накрытый стол) свидетельствовали о том, что никто не собирался покидать яхту. Поиски команды не принесли никаких результатов. Согласно официальной версии, один из рыбаков внезапно начал тонуть, а его двое друзей бросились утопающему товарищу на помощь. Все трое – погибли. Но каких-либо прямых доказательств данной версии не найдено. Любые объяснения инцидента не имеют никаких подтверждений.

История «Летучего голландца», корабля-призрака, несущего беду морякам, которые повстречают его на своем пути, возникла не на пустом месте. Наткнуться в море на полузатопленный, покинутый командой, но так и не утонувший корабль смертельно опасно.

Многие считают, что корабли-призраки — это что-то из прошлых веков. На самом деле и сегодня в Мировом океане дрейфуют покинутые командой суда, доставляя немало хлопот как грузовым кораблям, так и пассажирским лайнерам.

«Байчимо» Фото: Кадр youtube.com

«Байчимо»: «Летучий голландец» во льдах Арктики

Торговое судно «Байчимо» было построено в 1911 году в Швеции по заказу Германии. Предназначался корабль для перевозки шкур промысловых животных. После Первой мировой войны корабль перешел под флаг Великобритании и курсировал вдоль полярных берегов Канады и США.

Осенью 1931 года «Байчимо» с грузом меха попал в ледовую ловушку у побережья Аляски. В ожидании оттепели и освобождения судна из плена команда сошла на берег. Затем разыгрался буран, и моряки, вернувшиеся к месту, где оставили «Байчимо», обнаружили, что его нет. Экипаж посчитал, что судно затонуло.

Однако спустя некоторое время пришла информация о том, что корабль снова зажат льдами и находится примерно в 45 милях от лагеря команды.

До «Байчимо» добрались, но владельцы судна посчитали, что его повреждения настолько серьезны, что оно неизбежно затонет. Судно оставили на месте, но оно, освободившись из ледового плена, отправилось в свободное плавание.

На протяжении следующих 40 лет регулярно приходила информация, что «Байчимо» продолжает свое бесконечное путешествие во льдах.

Последняя такая информация датирована 1969 годом. В 2006 году правительство Аляски начало операцию по поиску «Байчимо», но она не увенчалась успехом. Скорее всего, корабль все-таки затонул, но достоверных сведений об этом нет. Так что не исключено, что северный «Летучий голландец» еще напомнит о себе.

«Реуун Мару»: траулер, который не хотел умирать

Японский рыболовный траулер «Реуун Мару» был приписан к порту Хатинохэ в префектуре Аомори. Обычная история судна завершилась 11 марта 2011 года, когда во время мощного цунами корабль был унесен в открытое море.

Владельцы посчитали, что судно пошло на дно. Однако через год, в марте 2012, траулер был замечен у берегов провинции Британская Колумбия в Канаде. «Реуун Мару» заржавел, но на воде держался вполне уверенно.

1 апреля 2012 года корабль пересек водную границу США. Береговая охрана пришла к выводу, что траулер представляет потенциальную угрозу судоходству. Поскольку японские владельцы не проявили интереса к его судьбе, «Реуун Мару» было решено уничтожить.

5 апреля корабль береговой охраны расстрелял траулер. «Реуун Мару» проявил большую живучесть: несмотря на большое количество повреждений, на дно корабль-призрак ушел только через четыре часа. Траулер покоится на глубине 305 метров в 240 километрах от берегов Аляски.

Kaz-II: загадка австралийского катамарана

Яхта Kaz-II. Фото: Кадр youtube.com

Австралийская яхта-катамаран Kaz-II была в статусе корабля-призрака всего несколько дней, но ее история от этого не становится менее интересной.

18 апреля 2007 года яхта была случайно замечена с вертолёта находящейся в свободном плавании в районе Большого Барьерного рифа. Два дня спустя на борт яхты высадился морской патруль, который обнаружил судно в полной исправности: мотор работал, повреждений не было, на столе была найдена нетронутая еда и включенный ноутбук. Но людей на борту не было.

Известно, что 15 апреля Kaz- II отправилась из Эрли-Бич в Таунсвилл. На её борту находились 3 человека: 56-летний владелец яхты Дерек Баттен и братья Питер и Джеймс Танстеды , 69 и 63 лет соответственно. Никаких признаков, указывавших на несчастный случай или убийство не было.

Судно было отбуксировано в порт Таунсвилл для дальнейшего расследования. Найти пропавших людей либо установить достоверно, что именно произошло, так и не удалось.

Наиболее вероятной считается версия, согласно которой, один из братьев прыгнул в воду, пытаясь освободить застрявшую рыболовную леску, второй брат поспешил на помощь родственнику, а владелец яхты, пытаясь повернуть катамаран поближе к приятелям, был сбит парусом в океан. В итоге все трое утонули, а Kaz-II продолжила свое плавание уже без людей.

High Aim 6: мятеж на судне

High Aim 6. Фото: Flickr.com / Ben Jensz

8 января 2003 года у северо-западных берегов Австралии было обнаружено тайваньское судно High Aim 6.

Корабль, занимавшийся рыболовным промыслом, вышел 31 октября 2002 года из тайваньского порта под флагом Индонезии. Последний сеанс связи владельца с капитаном состоялся в декабре 2002 года.

К моменту обнаружения High Aim 6 дрейфовал в спокойных водах. Корабль не имел серьезных повреждений, вещи экипажа оставались на борту, трюмы были забиты тунцом, который уже начал портиться, но людей на борту не было.

Предположение о том, что людей могло смыть за борт, отвергли метеорологи: в районе плавания High Aim 6 были почти идеальные погодные условия. Версия о захвате судна пиратами также не выглядела убедительной, ввиду того что и груз, и ценные вещи членов экипажа остались нетронутыми.

14 человек, что находились на борту, бесследно исчезли. В ходе следствия были получены показания некоего индонезийца, который утверждал, что на борту High Aim 6 вспыхнул мятеж команды, в ходе которого капитан и его помощник были убиты. После этого индонезийцы, составлявшие команду, высадились на лодку и покинули судно, а затем вернулись домой.

Впрочем, достоверного подтверждения этой версии получено не было.

Двухпалубное круизное судно, построенное в 1976 году в Югославии по заказу СССР, верой и правдой более 20 лет служило в составе Дальневосточного морского пароходства.

После этого «Любовь Орлова» был продана компании, зарегистрированной на Мальте, серьёзно перестроена, использовалась в арктических морских круизах.

Однако новые владельцы в конечном итоге потерпели неудачу, и в 2010 году судно арестовали за долги в одном из канадских портов.

Там «Любовь Орлова» простояла два года, после чего корабль был продан на металлолом.

Судно буксировали для утилизации в Доминиканскую республику, но начался шторм, канаты лопнули, и «Любовь Орлова» ушла в свободное плавание в нейтральных водах.

Искать корабль не стали, посчитав, что он вскоре затонет.

«Любовь Орлову» считали затонувшей до тех пор, пока в феврале 2013 года Национальное агентство геопространственной разведки США не обнаружило судно со спутника в 1700 км от побережья Ирландии.

В январе 2014 года издание The Mirror сообщило, что береговые службы Великобритании и Ирландии приведены в повышенную готовность в связи с тем, что к территориальным водам этих стран из глубин Атлантики приближается бывший советский круизный теплоход «Любовь Орлова». Информация, однако, не подтвердилась.

Эксперты полагают, что «Любовь Орлова» должна была затонуть еще в 2013 году из-за сильных штормов. Однако подтверждения гибели корабля-призрака до сих пор нет.

Океан таинственен сам по себе, это враждебная человеку стихия. Но есть районы, где чувство страха зашкаливает. Таинственные исчезновения самолетов, экипажей и кораблей, засасывающие водовороты глобального и местного значения

стоячие волны высотой более 30 метров и таинственные светящиеся круги.

Интересно, что в мировом океане есть одна зона, где присутствуют все эти явления, и это…

1. Бермудский треугольник

Район ограничен линиями от Флориды к Бермудским островам, далее к Пуэ

рто-Рико и назад к Флориде через Багамы, и его площадь составляет около одного миллиона квадратных километров. О таинственных исчезновениях в этом районе кораблей и самолетов заговорили в конце 40-х годов прошлого века. 5 декабря 1945 года из полета не вернулось звено из пяти бомбардировщиков «Эвенджер». Последние слова пилотов были о том, что они полностью дезориентированы и входят в «белую воду». Так же неожиданно исчез посланный на спасение гидросамолет. За полвека список пропавших кораблей и самолетов составляет около 50 случаев. Однако с середины 80-х годов треугольник значительно снизил аппетит.

За полвека, каких только безумных теорий ни выдвигалось. От псевдонауных до фантастических, вплоть до инопланетян и потусторонних сил. Самую достоверную теорию выдвинул Джозеф Монаган (Joseph Monaghan) из австралийского Университета Монаш. В 2003 году он публикует статью в American Journal of Physics «Может ли пузырь поглотить корабль?». Там путем моделирования он показал, что это возможно. Теорию поддержали и другие ученые, в том числе и российские.

Суть ее такова. На дне океана в этом районе есть значительные запасы газогидрата - метана и сероводорода. В условиях тектонической активности метан из твердого состояния переходит в газообразное и прорывается наверх сквозь толщу воды в виде пузыря. Газы, концентрируясь у поверхности, могут нарушать работу систем управления кораблей и самолетов и, в силу резкого падения плотности воды в этом месте, топить корабли.

Второе бермудское явление, нуждающееся в объяснении, - это феномен «летучего голландца», то есть пропажа экипажа при сохранении корабля в целости. Наиболее вероятная причина таких инцендентов - инфразвук. По мнению одних ученых, его на опасной для человека частоте 8-12 герц создают те

же газовые пузыри, вырываясь в атмосферу. Других - что во время шторма или сильного ветра над поверхностью океана могут происходить срывы воздушного потока на гребнях морских вод, вызывающие низкочастотные колебания воздуха.

Как бы то ни было, инфразвук вызывает опасный резонанс сердца и сосудов, вызывает у людей чувство паники и безотчетного страха. Возможно, моряки в панике бросались за борт, чтобы избавиться от него. Однако до сих пор не понятно, чем объяснить то, что в середине 80-х годов Бермудский треугольник перестал глотать крупные жертвы. Многие, например, Лоуренс Дэвид Куше, автор книги «Тайна Бермудского треугольника» (1975), объясняют это тем, что тайны нет, ее выдумали и подпитывают люди.

Он впервые подошел к проблеме серьезно, изучил файлы страховых компаний, отчеты береговой охраны метеосводки, служебные расследования. Тем не менее, печальное первенство Бермудского треугольника в списке самых таинственных мест мирового океана, помимо статистики, оправдано и несколькими особенностями. Это одна из двух зон на Земле (второе - Море Дьявола), где магнитные компасы указывают точно на фактический, а не на магнитный юг.

Кроме того, космические корабли зафиксировали здесь большие отклонения силы земного притяжения. Она здесь больше, чем средняя по планете, что обуславливает формирование планетарного теплого течения Гольфстрим и его

движение к северу Европы. Что же касается значительного уменьшения количества таинственных катастроф, то многие объясняют это появлением космической навигации и совершенствованием технического оборудования кораблей и самолетов.

2. Саргассово море

С Бермудским треугольником часто путают Саргассово море, расположенное к юго-востоку от него. Мало того, многие ищут разгадку таинственных явлений в Бермудском треугольнике именно там. Однако феномен отличается от бермудского. Море находится в центре Атлантики, и ему дано собственное название из-за одной особенности. Океанические течения там двигаются по часовой стрелке, и в очерченной ими акватории, накопилось большое количество саргассовых водорослей, а теперь еще и мусора антропогенного происхождения.

Море, вращаясь в гигантской воронке, живет своей жизнью. Температура воды внутри гораздо теплее, чем за пределами. Здесь почти всегда штиль, можно наблюдать удивительные миражи, например, когда солнце как бы одновременно всходит и на востоке, и на западе. Это место нереста многих видов рыб, и, н

аконец, это сейсмически активный район. Конечно, рассказы моряков о том, что водоросли плотоядны и пожирают моряков, канули в Лету, но ученый из Университета Западной Австралии Ричард Сильвестер выдвинул теорию, что гигантский водоворот Саргассова моря - это центрифуга, которая создает более мелкие водовороты, достигающие района Бермудского треугольника. Эти водовороты порождают в воздухе «минициклоны», которые образуются от вращения воды и, как бы продолжая движение по спирали, засасывают и могут потопить небольшие самолеты.

3. Море Дьявола

Этот район располагается в Тихом океане с вершинами от точки в океане на 100 километров южнее Токио, от нее к северной части Филиппинских островов и к острову Гуам. Младший брат Бермудского треугольника не отмечен ни на одной к

арте, но моряки и сегодня обходят этот район стороной. Здесь внезапно начинаются бури, сменяющиеся мертвыми зыбями. Здесь не встречаются ни киты, ни дельфины, ни даже птицы. За пять лет в начале 50-х годов прошлого века в этом районе исчезло девять кораблей. Самый известный случай произошел в 1955 году, когда бесследно исчезла научная экспедиция «Кале-мару-5».

Эта зона чрезвычайно активна сейсмически. Дно находится в процессе активного формирования, и вулканические острова исчезают так же быстро, как и

появляются. Поэтому различные кораблекрушения можно списать за счет навигационных ошибок. Однако основной причиной является более прозаическая - это чрезвычайно активная циклоническая деятельность. Именно здесь буйствуют тропические циклоны и тайфуны, зарождающиеся в различных районах западной части Тихого океана, в Южно-Китайском море, у Марианских, а также Филиппинских островов. Траектории большинства из них проходят через Море Дьявола.

4. Пролив Доброй Надежды

Район у побережья Южной Африки, названный проливом Доброй Надежды (или мысом Бурь). Здесь за сотни лет действительно потерпело крушение большое количество судов. Причинами трагедий являются неустойчивая погода и, конечно, «волны-убийцы», или кейпроллеры (от английских слов саре - «мыс» и roller - «вал», «большая волна»). Океанологи называют их еще «уединенными или эпизодическими волнами».

Это огромные крутые волны, высота которых может достигать более 30 метров. Образуются они при наложении двух когерентных волн (или интерференции), при этом высота кейпроллера равна сумме высот этих волн. Они не меняют своей формы в процессе распространения, даже при взаимодействии с себе подобными и могут распространяться на очень большие расстояния без потери своей энергии. Перед такими волнами образуются впадины такой же глубины. В океане есть и другие районы, где регистрируются волны-убийцы, но район у мыса Доброй Надежды особенно кровожаден.

5. Восточная часть Индийского океана и Персидский залив

Этот район характеризуется впечатляющим и загадочным явлением - гигантскими светящимися и вращающимися кругами на поверхности воды. Одно время пользовалась доверием гипотеза немецкого океанолога Курта Калле, согласно которой, светящиеся образования в океане возникают в результате подводных землетрясений, возбуждающих свечение планктона. Поскольку это воздействие происходит выборочно, возникает иллюзия вращающегося колеса.

Однако в последние годы эта гипотеза подвергается критике, поскольку она бессильна объяснить логику в превращениях этих светящихся образований. Но до сих пор ученые не объяснили их правильную кругообразную форму и лучи, которые исходят из одного центра, а также огромную скорость их обращения. В этом случае вполне серьезно обсуждается версия об НЛО.

6. Водоворот Мальстрем

Этот водоворот не планетарного масштаба, как водоворот Саргассова моря, и тем не менее, моряки расскажут десятки леденящих душу историй о страшной пучине Мальстрема. Возникает водоворот дважды в сутки, в западной части залива Вест-фьорд в Норвежском море у северо-западного побережья Норвегии. Его имя известно по рассказу Эдгара По «Низвержение в Мальстрем» (1841), в котором сам автор выступил в роли рассказчика об обезумевших силах природы. В центре этой могучей воронки имеется впадина, уровень воды в которой на несколько десятков метров ниже уровня океана. По подсчетам океанологов, энергия водоворота в десять раз больше энергии обычного течения.

А самое странное - примерно раз в сто дней водоворот меняет свое направление на противоположное. Как и стоячие волны, водовороты, подобные Мальстрему, существуют и в других местах (в том числе, и в Бермудском треугольнике). При идеальных, ничем не осложняющихся условиях «мальстремы», как принято считать, вращаются в направлении против часовой стрелки в Северном полушарии и по часовой стрелке - в Южном, что связано с вращением Земли.

Однако местные топографические и гидрографические условия часто побеждают эту закономерность. К ним относятся: встреча противоположных приливных или морских течений, ветров, наличие скал и рифов, неровности дна, естественные уклоны, действие земного притяжения или комбинация этих элементов.

Гавань пропавших кораблей

Та давняя история о путешествии Колумба вполне могла быть забыта по той причине, что в последующие столетия Бермудский треугольник относительно редко давал о себе знать, кроме напо­минания о Саргассовом море с его уникальными свойствами. Вспомнить о загадочном водном пространстве заставили собы­тия 1840 г., когда неподалеку от порта Нассау, столицы Багамских островов, было обнаружено дрейфующее французское парусное судно «Розали». На нем были подняты все паруса, имелась необ­ходимая оснастка, но при этом - ни одной живой души из эки­пажа или пассажиров.

После осмотра парусника было установлено, что он в отличном состоянии, а весь его груз находится в целости и сохранности. Никаких записей в судовом журнале обнаружено не было. Снача­ла возникло предположение, что корабль сел на мель, команда отплыла на шлюпках, а во время прилива «Розали» переместилась в открытое море.

Однако немногие поверили в такое объяснение, причислив судно к подобию «Летучего голландца» - корабля-призрака, легенды о котором ходили с давних времен. Появилась и версия о том что парусник будто бы попал в какой-то мощный водово­рот, в котором действуют силы явно неземного происхождения. В этом случае вся команда могла отправиться на дно, а корабль остаться без управления.

Подобная ситуация повторилась спустя 30 лет с бригантиной «Мария Селеста», которая стала классическим примером для всей проблемы Бермудского треугольника. Ее, как и парусник «Роза­ли», обнаружили целой и невредимой, но... без единого члена команды. «Марию Селесту» водоизмещением около 300 т обна­ружило в океане грузовое судно «Деи Гратиа» 4 декабря 1872 г. Перед этим оба корабля загрузили свои трюмы в Нью-Йорке в на­чале ноября. Бригантина под началом Бенжамина Бриггса взяла курс на Геную, а «Деи Гратиа» под командованием капитана Дэ­вида Морхауза направилась в Гибралтар.

Когда через месяц капитан Морхауз встретил «Марию Селесту», она шла под всеми парусами, но такими странными зигзагами, что впору было заподозрить неладное. Когда моряки поднялись на борт бригантины, оказалось, что команды на ней нет, нет и капи­тана, который плыл вместе с женой и дочерью. И снова: судно было в полном порядке и не пострадало от непогоды. Более того, про­павшие люди не взяли с собой ни денег, ни вещей, ни какого-либо другого имущества. Не было и следов поспешного бегства с кораб­ля, что могло бы свидетельствовать об угрозе экипажу. В капитан­ской каюте на столе лежали карты, на которых отмечался путь из Нью-Йорка в порт назначения. Последняя запись была сделана 24 ноября, когда бригантина находилась у Азорских островов.

Капитану Морхаузу ничего не оставалось делать, как взять судно на буксир и привести его в Гибралтар. Начались многомесячные поиски пропавшего капитана Бриггса, его семьи и членов команды. О случившемся срочно были даны объявления в газетах, но на них никто так и не откликнулся. Выдвигались разные версии о гибели экипажа «Марии Селесты». Говорили о нападении пиратов, которые всех захватили в плен, бросили судно, затем и сами вместе с плен­никами погибли в морской пучине. Другие же предполагали, что в судьбу бригантины вмешались какие-то потусторонние силы.

Как это часто бывает, драмой «Марии Селесты» не преминули воспользоваться писатели, одним из которых был молодой и тог­да еще мало кому известный Артур Конан Дойл. В январском но­мере журнала «Корнхилл мэгезин» за 1884 г. он опубликовал рас­сказ «Сообщение Дж. Хебекука Джефсона». Рассказу Конан Дойла, появившемуся спустя 11 лет после истории с бригантиной, пове­рили сразу и безоговорочно, поскольку многое в нем было близко к истине или выводилось из реальных фактов.

Со времен Конан Дойла предлагаемые версии катастрофы «Марии Селесты» приобрели огромный размах. Высказывалась мысль, что испорченная пища вызвала у экипажа галлюцинации и люди стали бросаться в море, чтобы спастись от ужасных ви­дений. Ходил и такой слух: владелец «Марии Селесты» подгово­рил матросов расправиться с капитаном Бриггсом и затопить судно с целью получения страховой премии. Но матросы допус­тили какую-то оплошность и погибли. Возможно, план предус­матривал, что они бросятся в море и вплавь доберутся до берега, когда судно подойдет к скалам возле Азорских островов. Однако внезапный порыв ветра отогнал бригантину в безопасное место, а матросы утонули. Согласно более сдержанному предположению экипаж оставил корабль из-за мощного смерча, который в море не менее опасен, чем торнадо на суше.

Так или иначе, правду о «Марии Селесте», вероятно, уже не узнает никто, ибо о судьбе бригантины даже сегодня извест­но не больше, чем в тот день, когда ее обнаружили в океане.

Между тем список исчезнувших в районе Бермудского тре­угольника кораблей продолжал пополняться и в конце XIX, и осо­бенно в XX в. С каждым десятилетием мировой флот увеличи­вался, а значит, множилось число катастроф и исчезновений в Адовом круге.

В последний день января 1880 г. в этом районе находилось британское учебное парусное судно «Аталанта» с тремястами офицерами и курсантами на борту. Но в порт назначения парус­ник так и не прибыл. На его поиски вышла целая армада судов, шедших друг от друга на расстоянии прямой видимости. Тщетно. На всем пути спасатели не встретили ни шлюпки, ни какого-ни­будь предмета, который мог бы остаться от «Аталанты». К слову сказать, в 1881 г. английский корабль «Эллен Остин» встретил в открытом океане шхуну, шедшую под парусами без всяких при­знаков присутствия команды. Остановить ее не удалось, как и прочесть название судна. Может, это и был призрак исчезнув­шей год назад «Аталанты»?

Не менее удивительная история произошла в 1909 г., когда в Бермудском треугольнике пропал без вести капитан Джошуа Слокам, самый знаменитый моряк своего времени. Он приобрел всемирную известность как первый в истории человек, сумевший в одиночку пройти под парусом вокруг земного шара. Это путе­шествие, которое заняло несколько лет и закончилось в 1898 г., он совершил на своей великолепной яхте «Спрей». Капитану сопутствовала удача в преодолении любых трудностей: он уходил от пиратов, гнавшихся за ним у побережья Марокко, выдерживал штормы, в которых гибли оказавшиеся поблизости крупные суда, отражал нападение дикарей в Магеллановом проливе и продол­жал плавание даже после того, как его карты пришли в негод­ность. На целую неделю он застрял в Саргассовом море из-за полного безветрия, а на подходе к Нью-Йорку его встретил самый жестокий из штормов, в какие он только попадал за все годы своего путешествия. Это был настоящий торнадо, причинивший тогда Нью-Йорку огромные разрушения.

Прошло всего несколько лет, и тот же самый Джошуа Слокам, у которого хватило мужества, хладнокровия и мастерства преодо­леть самые тяжкие испытания, уготованные морской стихией, неожиданно исчез вместе с яхтой во время короткого путешествия через Бермудский треугольник. 14 ноября 1909 г. он отошел от острова Мартас-Виньярд и взял курс на Южную Америку. С того дня о нем не было больше никаких известий. По убеждению тех, кто знал капитана Слокама, он был слишком хорошим моряком, а «Спрей» слишком хорошей яхтой, чтобы не справиться с любым испытанием, какие может уготовить океан.

Следующая катастрофа случилась уже в годы Первой мировой войны. В 1918 г. гордость американского военного флота 540-фу­товый углевоз «Циклоп», следовавший от острова Барбадос в порт

Балтимор и имевший на борту 309 человек, словно растворился в пространстве. Его интенсивные поиски также закончились не­удачей. Между прочим, «Циклоп» был первым из исчезнувших судов оборудован радиоаппаратурой, однако почему-то он так и не воспользовался сигналом SOS. Спустя полстолетия предста­вители министерства военно-морских сил заявили, что ни одна из множества версий не может достоверно объяснить исчезновение «Циклопа».

В январе 1921 г. была обнаружена прочно севшая на мель шху­на «Кэрролл А. Диринг» с поднятыми парусами. Самое странное заключалось в том, что на камбузе стоял обед, приготовленный для команды, которой уже не суждено было им насладиться. В том же году еще с десяток других судов бесследно исчезли в районе Бермуд. По судовым документам, все они шли кто в Пуэрто-Рико, кто в Майами, кто к Бермудским островам. Но закончили свой путь все в одном и том же районе.

В 1931 г. там же пропало норвежское судно «Ставенгер», имев­шее 43 человека на борту. В последнюю минуту они передали по радио: «Скорее на помощь, нам не спастись!..»

Во второй половине XX в. катастрофы кораблей продолжали тревожить воображение моряков и владельцев судоходных ком­паний. В 1955 г. в самом центре треугольника была обнаружена яхта «Коннемара-4» без единого человека на борту. Но особенно много исчезновений почему-то происходило на Рождество. Так, в декабре 1957 г. издатель Гарвей Коновер, один из самых извест­ных американских яхтсменов, отправился со своей семьей на гоночной яхте в 150-мильное путешествие в Майами. И хотя яхта все время шла на расстоянии прямой видимости от берега, в пункт назначения она так и не прибыла.

Особенно «урожайным» на таинственные исчезновения был 1963 г. Начало было положено грузовым судном «Марин Салфер Куин», специально оборудованным для транспортировки рас­плавленной серы. Направляясь из Виргинии в Техас, оно пропа­ло в районе южной оконечности Флориды после передачи по радио стандартного сообщения, которое ни у кого не вызвало беспокойства. В результате поисков было обнаружено лишь не­сколько спасательных жилетов. Самое непонятное во всех этих историях то, что в ходе поисков останков людей никогда не на­ходили. Казалось бы, тела потерпевших кораблекрушение рано или поздно должны быть выброшены прибоем на берег, но тако­го в районе Бермудского треугольника не случалось ни разу.

В июле 1969 г. в безветренную погоду были обнаружены пять судов, покинутых экипажем. Представитель крупнейшей стра­ховой компании Великобритании заявил, что, принимая во вни­мание прекрасные метеорологические условия, случившееся представляется «совершенно невероятным случаем». А спустя месяц в треугольнике исчез опытнейший мореплаватель Билл Верити, совершивший немало переходов через Атлантику. Не­объяснимые исчезновения происходят и по сей день: в 1971 г. канули в неизвестность сухогрузы «Элизабет» и «Эль Кариб», а в марте 1973 г. самое большое грузовое судно «Анита» вышло из Норфолка и больше о нем никто ничего не слышал. Беда не обош­ла стороной и подводные суда. В 1963 и в 1968 годах американские военно-морские силы потеряли две атомные подводные лодки «Трешер» и «Скорпион», обе они закончили свое последнее пла­вание вблизи Бермудского треугольника.

Комиссии по расследованию несчастных случаев не считают их причинами такие обычные проявления стихии, как внезапное возникновение тропических циклонов, но склонны полагать, что катастрофы могут быть вызваны какими-то атмосферными на­рушениями, а также электромагнитными и гравитационными аномалиями.

Другие же исследователи высказывают предположение, что все дело в так называемой аберрации - искривлении пространства, из-за чего пропавшие корабли попадают в ловушку «четвертого измерения». В этом плане любопытны высказывания некоторых «провидцев», которые уверены, что в один прекрасный день все суда выберутся из Бермудского треугольника и вернутся в родные порты вместе со своими экипажами. Они верят, что матросы до сих пор живы, а их возраст совершенно не изменился со дня ис­чезновения. Более того, по возвращении они раскроют всю тайну мира, расположенного за призрачной гранью Бермуд.

Исследуя эту теорию, специалисты говорят, что время как та­ковое течет с различной скоростью. Этим и можно объяснить многочисленные случаи, когда суда оказывались за сотни миль от мест, где им надлежало находиться. Если скорость времени в данной точке пространства будет отличаться от обычной, суд­но, попавшее в такую временную западню, перестанет сущест­вовать в нашем мире. Часть временного потока в этом случае отклоняется от основного русла, унося с собой все, что случайно оказалось в его районе. Тогда корабль вместе со своим незадач­ливым экипажем и пассажирами может перенестись в будущее или прошлое и даже в «параллельную Вселенную».

А вот прагматически настроенные ученые считают, что все катастрофы связаны с подводными землетрясениями, поскольку в результате внезапных смещений дна океана могут возникнуть волны до двухсот футов высотой.

Пока эксперты из военно-морских сил и других организаций развенчивают гипотезу о подводных вулканах и землетрясениях, другие исследователи пытаются возложить всю вину на бури и вол­ны. И хотя о таких фактах известно немного, можно предположить, что трагические истории как-то связаны с океанскими течениями или водяными вихрями. Уязвимость этой гипотезы состоит в том, что для бури и волн нужен сильный ветер. Однако, как ни стран­но, ни одно из таинственных исчезновений, зафиксированных в Бермудском треугольнике, не случалось в плохую погоду.

Из книги За кормой сто тысяч ли автора Свет Яков Михайлович

Гавань, выброшенная на мель В течение нескольких сот лет река Муси, этот суматранский Нил, за счет ила и наносов удлинила свою дельту на несколько десятков километров. Печальная судьба постигла многие города, лежащие в низовьях больших рек и в местностях, где береговая

Из книги Ноев ковчег и Свитки Мертвого моря автора Каммингс Вайолет М

Глава 14 ДЕЛО О ПРОПАВШИХ ФОТОГРАФИЯХ Через несколько недель после того, как француз Наварра обнаружил то, что он принял за очертания корабля, глубоко замурованного во льду, один американец сделал собственное открытие.В конце лета 1953 г. Джордж Джефферсон Грин -

Из книги Древний Рим автора Потрашков Андрей Сергеевич

Тайны пропавших легионов В этой главе речь пойдет не столько о загадках исчезновения римских легионов, хотя в некоторой степени и о них, сколько о римской армии в целом. А точнее, об одной большой загадке: почему именно римской армии удалось подчинить и долгое время

Из книги Парижане. История приключений в Париже. автора Робб Грэм

3. Дело о шести тысячах пропавших преступников 20 июня 1827 г., улица Птит-Сент-Анн, 6Только бюрократ с каменным сердцем не почувствовал бы жалости к пятидесятидвухлетнему мужчине, который сидел в одиночестве в своем кабинете в ту июньскую среду, согнувшись над большой

Из книги Исторические районы Петербурга от А до Я автора Глезеров Сергей Евгеньевич

Из книги Забытая Беларусь автора Деружинский Вадим Владимирович

Вопрос о «пропавших» офицерах

Из книги Русская Америка автора Бурлак Вадим Никласович

Потомки пропавших без вести? Участник экспедиции Витуса Беринга переводчик Петербургской академии наук Якоб Иоганн Линденау много лет исследовал племена и народы Северо-Восточной Сибири. Его перу принадлежит известный в XVIII веке труд: «Описание пеших тунгузов, или так

Из книги Еврейский мир [Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии (litres)] автора Телушкин Джозеф

Из книги По следам исчезнувшей России автора Музафаров Александр Азизович

Гавань Императрицы Марии Об истории города Новый Скарпанс известно весьма немного. В нем располагались штаб командующего русскими войсками на Аландах, почта, госпиталь, рынок, дома местных и русских купцов, поставлявших припасы строителям Бомарзунда. Да и

Из книги Русская Финляндия автора Кривцов Никита Владимирович

БОМАРЗУНД, СИТКОВ И «ГАВАНЬ МАРИИ» На Аландах все миниатюрное. На архипелаге из 6500 островов проживает всего 25 тысяч жителей, причем половина в главном городе Мариехамне. Это самая маленькая из всех скандинавских столиц. Миниатюрность города особенно бросается в глаза,

Из книги Командоры полярных морей автора Черкашин Николай Андреевич

В КАЮТ-КОМПАНИИ ПРОПАВШИХ КАПИТАНОВ Еду на Красную Пресню, где в глубине старого двора находится здание судебно-медицинского экспертного центраВ кабинет Виктора Николаевича Звягина вхожу не впервые и всякий раз вздрагиваю при виде полок, уставленных черепами. А хозяин

Из книги Модернизация: от Елизаветы Тюдор до Егора Гайдара автора Маргания Отар

Из книги Очерки по истории архитектуры Т.2 автора Брунов Николай Иванович

Из книги Авантюры открытого моря автора Черкашин Николай Андреевич

В кают-компании пропавших капитанов Еду на Красную Пресню, где в глубине старого двора находится здание судебно-медицинского экспертного центра.В кабинет Виктора Николаевича Звягина вхожу не впервые и всякий раз вздрагиваю при виде полок, уставленных черепами. А хозяин

Из книги Император Николай II. Жизнь, Любовь, Бессмертие автора Плеханов Сергей Николаевич

«Гавань была уже на виду…» К началу 1917 года русская военная промышленность работала на полные обороты, обеспечив армию всем необходимым. Быстро росли арсеналы вооружений и боеприпасов, пополнялись склады обмундирования и продовольствия, призванные обеспечить

Из книги Под русским флагом автора Кузнецов Никита Анатольевич

Глава 6 Гавань Только наступил день и непогода утихла, как ребят, не ходивших с нами на лодке, стало разбирать нетерпение – им хотелось посмотреть, как выглядит наша бухта. Но и мы, ходившие на моторке, знали о бухте немногое (разве только, что мы нашли стоянку и защиту ото